Нива марш своими руками

Обновлено: 05.07.2024

Снегоболотоход Марш (39 фото)

Снегоболотоход Марш (39 фото)

Для сложных климатических условий, характерных для многих районов нашей страны, обычные автомобили не подходят. Для передвижения по болотистой местности и бездорожью на базе ВАЗ 2121 разработан вездеход Марш (он же Бронто). Его отличает высокая проходимость по любой местности и простота в управлении.

Вездеход в песчаном карьере

Вездеход в песчаном карьере

ТТХ вездехода Марш

Снегоболотоход имеет длину в 4.37 м, высоту в 2.2 м, ширину - 2.55 м, что позволяет свободно ездить по городским дорогам. Для поездок по бездорожью служит подвеска на рессорах от УАЗ 469 и огромные колёса низкого давления. Несмотря на то, что автомобиль позиционируется как вездеход, он оснащён экономичным бензиновым двигателем объёмом всего в 1.7 литра. Мощность в 80 л/с позволяет перемещаться по пересечённой местности. Для большинства российских водителей привычной будет механическая коробка передач. Это обеспечивает снегоболотоходу возможность развивать скорость до 70 км в час. Внушительный запас топлива обеспечивается наличием двух баков ёмкостью по 70 литров.

Грузовой снегоболотоход на шинах низкого давления в лесу

Грузовой снегоболотоход на шинах низкого давления в лесу

Вездеход наехал задним колесом на возвышение

Вездеход наехал задним колесом на возвышение

Вид спереди заехавшего на камень вездехода

Вид спереди заехавшего на камень вездехода

Работа подвески вездехода Марш

Работа подвески вездехода Марш

Тёмный вездеход Марш возле обрыва

Тёмный вездеход Марш возле обрыва

Вид сзади пятиместного снегоболотохода Марш с грузовым отсеком

Вид сзади пятиместного снегоболотохода Марш с грузовым отсеком

Вездеход Марш едет впереди колонны танков

Вездеход Марш едет впереди колонны танков

Новый снегоболотоход камуфляжной раскраски на снегу

Новый снегоболотоход камуфляжной раскраски на снегу

Снегоболотоход стоит возле здания на снегу

Снегоболотоход стоит возле здания на снегу

Нива с большими колёсами освещена солнцем

Нива с большими колёсами освещена солнцем

Девушка возле снегоболотохода Марш

Девушка возле снегоболотохода Марш

Бело-серый вездеход на траве среди машин

Бело-серый вездеход на траве среди машин

Снегоболотоход Марш с лебёдкой на шинах низкого давления

Снегоболотоход Марш с лебёдкой на шинах низкого давления

Пожарный вездеход Марш

Пожарный вездеход Марш

Нива с большими колёсами камуфляжной расцветки

Нива с большими колёсами камуфляжной расцветки

Тёмная Лада с большими колёсами на стоянке

Тёмная Лада с большими колёсами на стоянке

Нива вездеход переезжает глубокую лужу

Нива вездеход переезжает глубокую лужу

Снегоболотоход камуфляжной расцветки, вид сзади

Снегоболотоход камуфляжной расцветки, вид сзади

Снегоболотоход камуфляжной расцветки вывернул переднее колесо

Снегоболотоход камуфляжной расцветки вывернул переднее колесо

Нива на гонках вездеходов

Нива на гонках вездеходов

Светлая камуфляжная расцветка на вездеходе Марш

Светлая камуфляжная расцветка на вездеходе Марш

Вид сбоку снегоболотохода камуфляжной расцветки у автосалона

Вид сбоку снегоболотохода камуфляжной расцветки у автосалона

Вездеход Марш возле автосалона Лада

Вездеход Марш возле автосалона Лада

Снегоболотоход с мигалками и прицепом возле пещеры

Снегоболотоход с мигалками и прицепом возле пещеры

Вездеход специального назначения на дороге

Вездеход специального назначения на дороге

Военный снегоболотоход на стоянке

Военный снегоболотоход на стоянке

Грузовой снегоболотоход Марш оранжевого цвета

Грузовой снегоболотоход Марш оранжевого цвета

Вид сбоку тёмного снегоболотохода Марш

Вид сбоку тёмного снегоболотохода Марш

Снегоболотоход Марш в движении

Снегоболотоход Марш в движении

Люди облокотились на кенгурятник вездехода Марш

Люди облокотились на кенгурятник вездехода Марш

Вид сзади тёмного вездехода Марш с фургончиком

Вид сзади тёмного вездехода Марш с фургончиком

Вездеход в выставочном павильоне

Вездеход в выставочном павильоне

Снегоболотоход стоит на дороге

Снегоболотоход стоит на дороге

Рисунок рыси на снегоболотоходе Марш

Рисунок рыси на снегоболотоходе Марш

Интересный снегоболотоход на выставке

Интересный снегоболотоход на выставке

Белый вездеход с прицепом забирается на горку

Белый вездеход с прицепом забирается на горку

Вездеход на берегу озера

Вездеход на берегу озера

Вездеход с маяками едет по реке

Вездеход с маяками едет по реке

Стоимость вездехода, в зависимости от комплектации, варьируется от 1.5 до 2-х миллионов рублей.

Вездеход на базе Нивы "Бронто"-1922 доработанный для охоты и рыбалки - обзор

Многим знакомо изречение: «И чего только не придумают русские, лишь бы не строить хорошие дороги». Действительно, проходимость снегоболотохода «Бронто»-1922 «Марш» впечатляет. Однако при грамотном подходе из этой машины реально получить еще более подходящий транспорт для полного бездорожья.


Началось все с того, что в 1997 году заядлые охотники Андрей Сиротин и Александр Лыков приобрели снегоболотоход «Марш». Именно в это время тольяттинская фирма «Бронто» начала изготавливать на заказ эти вездеходы. По существу машина представляет собой кузов от «Нивы»-21213, установленный на основательно модернизированное шасси от УАЗа, снабженное колесами с шинами сверхнизкого давления фирмы «Трэкол». Вследствие этого на кузове появились огромные лопухи расширителей крыльев. Мотор, коробка передач и раздатка - от «вазовского» внедорожника.



Без золотых рук сварщика Анатолия Черникова эта машина вряд ли бы состоялась

На вездеходе Андрей с Александром в поисках охотничьих трофеев ездили по непроходимым болотам, преодолевали снежную целину любой глубины, даже переправлялись вплавь через небольшие водные преграды. Зверь была машина в плане проходимости, но устраивало в ней далеко не все.


Кургузый салон «Нивы» никак нельзя признать удачным вариантом для перевозки нескольких человек, нагруженных снаряжением, а зимой вдобавок еще и в теплой одежде. Высокооборотистый «вазовский» мотор оказался слабоватым для проворачивания колес диаметром в метр с лишним. Агрегаты трансмиссии от «Нивы» порой не выдерживали повышенных нагрузок. За семь лет активной эксплуатации пришлось поменять три (!) раздатки. Нарекания вызывали также тормоза и работа гидроусилителя рулевого управления. Передний пластиковый (!) бампер пришел в полную негодность. Сиденья в салоне, по меткому выражению Андрея, превратились в труху. В конце концов было принято радикапьное решение: машину полностью разобрать и переделать в соответствии со своими потребностями, попутно повысив ее надежность. Работа заняла полтора года.



Обратите внимание на оригинальный капот.
В нем присутствуют элементы от «Нивы» и «Урала»

Установили более мощный и тяговитый мотор УМЗ-4218. Коробку передач и раз-датку заменили на «уазовские», посчитав, что крупные шестерни и валы лучше подходят для вездехода, чем аналогичные миниатюрные детали от легкового «джипа».

На «Марше» изначально стоят модернизированные ведущие мосты от УАЗа. Изменения заключаются в том, что у «гражданских» мостов удлинили чулки, на которые «повесили» бортовые редукторы от портальных мостов. Общее передаточное число такого узла получилось весьма значительным, что и требуется для проворачивания огромных колес. Новая раздаточная коробка (как мы помним, ее взяли от «уазика») оказалась не в том месте, где был «нивовский» агрегат. Соответственно, карданный ват для привода переднего моста не стыковался с его главной передачей. Поэтому пришлось переносить редуктор к правому краю, для чего, разумеется, понадобилось переделывать чулки моста и полуоси. Эту ответственную и трудоемкую операцию осуществили не на коленке в гараже, а на машиностроительном заводе.

под капотом


Под капотом всё не так, как у Нивы

Задний мост остался почти без изменений. К нему лишь приварили чашки под пружины подвески. Теперь она получилась комбинированной: штатные семилистовые рессоры от «уазика» соседствуют со слегка укороченными пружинами от классических «Жигулей». Сделано это для того, чтобы машина не осела на корму, ведь вес задней части кузова значительно возрос. По кругу поставили амортизаторы IRONMAN.

рессоры и амортизаторы снегоболотохода


Задняя комбинированная рессорно-пружинная подвеска

«Уазовский» двигатель с трудом, но поместился под капотом, но места для радиатора системы охлаждения не осталось совсем. Пришлось удлинять машине «морду». В ход пошли детали оперения армейского грузовика «Урал». Капот очень аккуратно сварили из «нивовско-го» и «ураловского». Мотору стало просторно, появилась возможность использовать радиатор от автомобиля «Волга». Он больше «вазовского», и мотор перестал перегреваться при движении вездехода в тяжелых условиях. Раньше подобное происходило с «завидной» регулярностью. Для пущей надежности перед радиатором поставили два электровентилятора, оставив и постоянно вращающийся вентилятор на валу помпы. Дополнительный обдув включается в работу как от температурного датчика в системе охлаждения, так и принудительно при помощи тумблера на приборной панели. В лютый мороз могут пригодиться жалюзи, управляемые из кабины.

чтобы вода не попадала в мост


Теперь вода в мосты не пройдёт

Под капотом поместили компрессор «Беркут», основное назначение которого накачивать огромные «трэколовские» колеса. Максимальное давление в 0,4 атм. достигается примерно через 7 минут работы компрессора. А вот стравливать воздух из шины через сосок ниппеля стандартного сечения нужно значительно дольше, поэтому в колесные диски вварили. водопроводные шаровые краны (шины-то бескамерные). Теперь, повернув флажок, можно очень быстро выпустить воздух из большого колеса, что удобно. Снаружи колесные диски закрыли круглыми алюминиевыми щитками, поэтому снег или грязь больше не будут забивать их внутренние полости. Раньше это случалось довольно часто, в результате отыскать ниппель было совсем непросто.

Шноркель для такой машины не нужен, поскольку она физически не сможет углубиться в воду настолько, чтобы двигатель сделал смертельный для себя глоток. Да, благодаря своим огромным колесам «Марш» способен плавать, но злоупотреблять этим не следует. Андрей Сиротин на собственном опыте убелился, что после продолжительных водных процедур в агрегатах трансмиссии подымется вода. Сапуны мостов, КПП и РК все же вывели в подкапотное пространство, как это и было сделано на штатном варианте, но в серьезное плавание пускаться на вездеходе хозяева не собираются. Поворотные кулаки переднего моста были тщательно отполированы вручную, чтобы риски и раковины на них не задерживали грязь и не портили тем самым уплотнения.

кран вместо нипеля


Кран позволяет быстро подспустить огромное колесо

Как я уже упомянул, одна из причин, по которой «Марш» был подвергнут модернизации, - тесный и неудобный салон «Нивы». Единственное, что в нем нравилось. - это широкие передние двери. Поэтом у переднюю часть салона оставили практически без изменений, чего никак не скажешь о его задней части. Тут уместно назвать имя сваршика Анатолия Черникова, без золотых рук которого машина вряд ли бы состоялась. Конечно, были у Андрея Сиротина и другие помощники, но упомянуть всех не позволяет формат журнальной статьи.

двигатель


Двигатель УМЗ-4218, компрессор «Беркут» и шланг с манометром для измерения
давления воздуха в шинах. Манометр точный, медицинский.

Итак, сразу за передними сиденьями начинается вместительный пассажиро-багажный отсек прямоугольной формы. Для того чтобы такой измененный кузов поместился на раме, её понадобилось удлинить на 40 см, но база машины осталась прежней (2 685 мм) Каркас кузова сварили из тонкостенного, а значит лёгкого профиля квадратного сечения. Снаружи его обшили стальными листами тольщиной 0,8 мм. Положили утеплитель и закрыли его внутри салона листами алюминия и фанеры. Причём стыки алюминия на полу и по стенкам загерметизировали, поэтому салон можно мыть напором воды из шланга.

защита рулевой


Надёжная защита рулевых тяг

По бокам поставили стекла, которые использованы в откидной дверке багажника «уазика» с жесткой крышей. Выбрали модель с обогревом, поэтому запотевания окон можно не бояться. В заднюю распашную дверь вставили стекло от «буханки». Но самым, наверное, интересным моментом следует признать опускные стекла передних стенок «гостиной на колесах». При ближайшем рассмотрении нетрудно догадаться, что здесь использованы верхние части дверей грузовика ЗИЛ-130. Крутишь ручку внутри салона — стекло опускается. Летом можно улучшить вентиляцию, приоткрыв узкие и высокие форточки. Но опускные стекла нужны не столько для комфорта, езды с прохладцей, как я вначале наивно подумал, сколько для охоты. Проемы окон служат своего рода бойницами. Все подчинено в этом автомобиле одной цели - сделать удобное транспортное средство для охоты. Это проявляется даже в мелочах. Например, тросики веткоотбойников. идущие от «кенгурятника» к крыше, натянуты таким образом, чтобы не попадали в сектор обстрела из передних окон — бойниц.

бойницы


вид из бойницы

Конечно, охотничий автомобиль не может быть без люка в крыше - здесь он тоже присутствует. Важно, что все стекла использованы от серийно выпускаемых машин. Если какое-либо из них разобьется, его можно приобрести в магазине и заменить.



"Экспонаты" на задней стенке кузова можно и нужно пускать в дело

Все сиденья изготавливались специально для этой машины. Более того - их делали под конкретных людей, которые будут на ней ездить. Например, правое переднее сиденье ниже водительского - оно предназначено для рослого Александра Лыкова.

салон отделанный алюминием


Салон не боится грязи. Передние сиденья различаются по высоте и сделаны под конкретных людей

На задней стенке кабины обращает на себя внимание инвентарь, без которого страшно отправляться в лес. Есть здесь и хай-джек, и лопата, и топор, и крепкая веревка. В передней части машины, за мощным бампером, изготовленным из металлической трубы. на специапьной площадке закреплена электролебедка Warn 9000. Хотя на практике она, скорее всего, понадобится нечасто, ведь «сесть» на таком вездеходе довольно непросто. Но полностью исключать такую возможность нельзя: слабое место этой машины - отсутствие хороших грунтозацепов на шинах.

Я высказал предположение, что даже хорошая «вазовская» печка не сможет прогреть такой большой салон. Но автономный отопитель не предусмотрен. Владелец машины посчитал, что это лишнее: мол, зимой на охоту отправляешься всегда тепло одетым - не замерзнешь. Но все время гонять мотор, чтобы в кабине было комфортно - это. как мне кажется, не слишком рационально. Кстати, попутно небольшое замечание о работе на холостых оборотах. Я согласен с Андреем, что не слишком приятно разбирать охотничьи трофеи или разделывать тушу рядом с работающей машиной, поскольку вместо чистого лесного воздуха приходится дышать выхлопными газами. Поэтому трубу глушителя удлинили и пустили вверх по задней стенке кузова. Теперь выхлоп идет в небо и не отравляет воздух внизу, рядом с автомобилем.

приборная панель от УАЗа


Приборная панель от УАЗа здесь явно к месту

Вместо «нивовской» использована более практичная для вездехода металлическая приборная панель от УАЗа. На ней размешены штатные контрольно-измерительные приборы, но спидометра нет вовсе, поскольку в нем нет необходимости. На его месте помешен дисплей стационарной радиостанции, рядом висит и тангента (микрофон). Тут же находятся наиболее важные предохранители, в основном отвечающие за работу осветительных приборов. При необходимости можно быстро найти перегоревшую плавкую вставку и оперативно заменить ее.

фара-искатель на крыше


При наличии стольких фар нестрашно отправляться в ночной лес

Над головой из крыши торчит рукоятка фары-искателя. Несомненно, это удобная и необходимая вешь в лесу, а для освещения пути служат сше четыре фары, расположенные наверху. В чистом поле, на болоте или в лесу указатели поворотов, мягко говоря, не слишком нужны. Хороший свет гораздо важнее, поэтому на месте передних указателей появились небольшие прямоугольные галогеновые фары. Боковые «повторители» поворотов остались, полный набор сигнальных огней имеется сзади. Движение задним ходом в темноте облегчит маленькая, но яркая фара, закрепленная на стенке кузова.

вездеход для охоты и рыбалки

Поражает, с какой тщательностью были выполнены все работы. В первую очередь, конечно, обращаешь внимание на внешний вид. Нередко машину такого класса кое-как покрасят в гараже, полагая. что в лесу красоваться не перед кем. Но в данном случае кузов шпатлевали, грунтовали и красили в специализированной мастерской. Глядя на капот, трудно поверить в то, что он сварен из трех дета-.1СН. Аккуратно, фирменно смотрятся и другие элементы элементы кузова. Внутренняя отделка - тоже выполнена качественно, хотя она и незамысловата.

Сейчас, когда вы читаете наш журнал, вездеход, возможно, пробирается по зарос-. сной просеке или форсирует топкое болото. В кабине сидят довольные люди с ями и патронташами. Им надо проехать в намеченное место, где ждет их удачная охота. И они доберутся до цели, ведь дороги этой машине просто ни к чему.

Видео

Нива марш своими руками


Биг-футы. Обычно это понятие ассоциируется с американскими монстр-траками, давящими все на своем пути. А вот у испытанного биг-фута «Марш» профессия вполне мирная - снегоболотоход.

Отечественная публика весьма неравнодушна к подобной технике. И неважно, что в данном случае это лишь узкоспециализированное транспортное средство. Для большинства это чистой воды шоу-кар.

Мое знакомство с «Маршем» происходило одновременно с перегоном машины из автосалона (м. «Войковская») в Крылатское. А значит, первый акт театрализованного представления происходил непосредственно на городских улицах. Я не вчера родился на свет и на HUMMER по московским переулочкам, между прочим, тоже ездил. Но как описать бурю эмоций, отраженную на лицах, казалось бы, привычных ко всему обитателям столичного мегаполиса? Улыбки, «столбнячное» оцепенение, поднятые в знак одобрения большие пальцы (жест для Москвы нехарактерный) и радостное улюлюканье отдельных особо возбудимых натур. Мне же было не до улыбок, а улюлюкать хотелось исключительно при накручивании баранки в тесных городских поворотах (данная версия машины не оборудована гидроусилителем). А вообще атмосфера самая что ни на есть благодушная. Встречные машины моргают фарами, попутные одобрительно гудят клаксонами. Разумеется, больше прочих стараются «Нивы», а вот водители «УАЗов» не особенно активны (видимо, не догадываются о родстве шасси).

Немного о родословной «Марша». Агрегат был создан в 1995 году тольяттинским производителем специальных автомобилей - фирмой «Бронто». Грубо говоря, «Марш» представляет собой гибрид «Нивы» и «УАЗа», установленный на огромные шины сверхнизкого давления «Трэкол». От «Нивы» в дело пошел кузов, двигатель с коробкой передач и раздатка, а от «УАЗ-469» - рама, рулевое управление, рессорная подвеска и ведущие мосты. Поскольку силовой агрегат и раздатка крепятся к раме, большая часть вибраций и шумов не доходит до кузова. Для обеспечения достаточного запаса хода в автономных условиях под порогами кузова смонтированы два топливных бака по 35 л каждый. В стандартной комплектации «Марш» имеет два передних сиденья, запаску (заполнившую собой все свободное пространство салона) и маяки на крыше. Задние сиденья (в случае их установки запасное колесо переносится на внешнюю подвеску), гидроусилитель руля, кондиционер, люк, прицепное устройство и специальная светотехника считаются дополнительным оборудованием и устанавливаются по заказу.

Маленькая, но важная формальность: «Марш» сертифицирован как «внедорожное транспортное средство» и вместо ПТС на него выдают несколько непривычный документ - паспорт самоходной машины. Так что не удивляйтесь, если на посту ДПС у водителя затребуют тракторные права и. предварительное согласование на проезд по городским улицам.

А вот для выезда в «пампасы» никаких согласований не требуется. По пересеченной местности «Марш» идет удивительно легко. Машина взбирается на подъемы такой крутизны, где шины и в статике не держат, а близость порога продольной устойчивости ощущается каждой клеточкой собственного организма. А вот диагонального вывешивания нам добиться не удалось, поскольку в процесс вмешиваются глубокие деформации шин, увеличивающие и без того немалые хода подвески.

Похоже на то, что непроходимой грязи для этого монстра просто не существует - знай себе едет и едет. Мало того, жижу под колесами воспринимаешь как благо! Вращать рулевое колесо становится ощутимо легче. Удельная нагрузка на почву столь мала, что даже по тундре «Марш» может катиться, не повреждая нежного растительного слоя, - отличный транспорт для геологов, пограничников и нефтяников.

Не амфибия, но все же.
Заросшее тиной и водорослями болото - препятствие для «Марша» вполне преодолимое. Проблемы начинаются там, где водоем сильно зарос камышом: машина всплывает и ей, вхолостую молотящей колесами, становится не по силам подмять упругие травянистые стебли. Коварны и водоемы с топким илистым дном: въехал, потихоньку проплыл за счет вращения колес, а выбраться на берег не получается из-за проскальзывания «вялого» протектора. Тут помог бы предварительный разгон, но максимальная скорость на плаву около 1 км/ч. Короче, на берег выбрались то ли с 27-й, то ли с 25-й попытки. Звоню в Тольятти заместителю директора «Бронто» Сергею Самойлову: «Машина на воде держится неплохо, а вот плыть отказывается. » Вместо ответа Сергей напомнил, что «Марш» - снегоболотоход, а не амфибия, а «водные процедуры» не более чем побочное свойство. Но что интересно, максимальная скорость на воде достигается именно при медленно вращающихся колесах. В противном случае обратный выброс воды нейтрализует тягу. Для практического закрепления обретенного знания решаем покорить ни больше ни меньше, а Гребной канал! Спуск с бетонированного берега прошел легко и непринужденно, и вскоре над водной поверхностью уже лилось характерное бульканье «утопленной» выхлопной трубы. Действительно, при небольшой частоте вращения колес они не успевают набрать на себя много воды и медленно, но верно двигают машину.

Воспользовавшись тем фактом, что на канале в тот момент царило почти полное безветрие, мне удалось-таки описать дугу и вернуться в исходную точку. А вот если бы был ветерок, машину наверняка снесло из-за приличной парусности. Выезд на берег удался, но предварительно пришлось потратить несколько минут на подбор оптимальной степени пробуксовки колес в момент их касания края бетонной плиты.

Обобщая впечатления, можно с уверенностью сказать, что «Марш» полностью соответствует возложенному на него званию снегоболотохода. Его возможности распространяются и на откровенное бездорожье, и на асфальтовые перегоны. Что же касается снегоходных способностей «Марша», то мне ранее доводилось испытать машину в глубоком снегу. Вспомнилась ситуация, когда машина легко взбиралась на склон, у подножия которого беспомощно копошилась парочка «Буранов». Невольно напрашивается сравнение «Марша» с подготовленной трофической машиной. В большинстве снежных и грязеболотных упражнений «Марш» ее безусловно «сделает» (несмотря на отсутствие межколесных блокировок). В противовес хочется отметить, что там, где трофическая машина способна пройти вброд реку, «Марш» будет благополучно унесен вниз по течению. Что ж, каждому свое.

ВАЗ-1922 "Марш" или модернизированная Нива

ВАЗ-1922 "Марш" - автомобиль повышенной проходимости, созданный на базе ВАЗ-2121. Производством снегоболотохода занимается тольяттинская фирма «Бронто». За первые 8 лет производства выпущено около 350 автомобилей.

Снегоболотоход «Марш» (БРОНТО-1922) — легковой автомобиль на шинах сверхнизкого давления. Привод постоянный, полный. Автомобиль предназначен для эксплуатации на бездорожье, в сложных погодных условиях.

Впервые широкой публике снегоболотоход ВАЗ-1922 «Марш» на колесах сверхнизкого давления (разработка НПФ "ТРЭКОЛ"), созданный на агрегатах ВАЗ-21213, был представлен в Нижнем Новгороде в рамках Всероссийской промышленной и художественной выставки, посвященной 100-летию основания «Нижегородской ярмарки» и проходившей с 1 по 9 сентября 1996 года. А уже в октябре того же года ВАЗ-1922 был представлен в экспозиции Волжского автозавода на Международном парижском автосалоне.

Следует отметить, что первые "Марши" (еще без развитых крыльев, из-за чего при пробуксовке на заболоченной местности салон мгновенно заливало грязью или водой, если окна были открыты) имели кузов ВАЗ-212180, однако вскоре от его использования решили отказаться и перейти на обычные короткие кузова "Нивы", чтобы снизить конечную стоимость продукции.

Автомобиль имеет рамную конструкцию - в конструкции использована рама и мосты УАЗ-3151, на которую установлен кузов ВАЗ-21213. На раме же размещены раздаточная коробка, коробка передач и подвеска двигателя. Два топливных бака емкостью 35 литров каждый установлены слева и справа на раме под порогами кузова. С августа 2007 года на семейство снегоболотоходов "Марш" устанавливаются "укороченные" мосты, благодаря чему эти транспортные средства "вошли" в допустимый габарит для дорог общего пользования и получили право передвигаться по ним.

С целью проверки вездеходных качеств автомобиля в условиях сверхнизких температур автозаводом были организованы заполярные экспедиции с участием снегоболотоходов «Марш»:
- 7 апреля 2000 года началась экспедиция на Северный полюс. В условиях ледового бездорожья было преодолено более 300 км.
- 15-17 апреля 1999 из Тольятти на Северный полюс.





ВАЗ-1922-10 "Марш-2"

В 2000 году техническим советом компании «Бронто» было принято решение о разработке снегоболотохода под названием «Марш-2» с применением кузова минивэна ВАЗ-2120.
Салон «Марша-2» вмещал в общей сложности 8 человек – 2 впереди и 6 сзади на сиденьях-купе, которые могут трансформироваться в спальные места или пространство для перевозки больных. Два топливных бака емкостью по 70 литров позволили существенно увеличить дальность хода «Марша-2» по сравнению с предшественником.
Полезная нагрузка «Марша-2» составляет 500 кг, максимальная скорость – 70 км/час. Первый образец «Марша-2» экспонировался на стенде ВАЗа в ходе VI Российского международного автосалона в Москве.
Производство снегоболотохода было свернуто в связи со снятием базового ВАЗ-2120 с производства.

Кому нужен МАРШ?

На парковке, где я храню пассат стоит МАРШ (СБХ на базе НИВЫ) Год выпуска - 2007 . пробег - 1700 км. лебедка. Цена 450 т.р. (мона скнуть до 400) Посмотрел его бегло - кузов в норме. Если кому интересно - пишите дам телефон владельца.

А фото нету?
/Не с целью купить, а с целью посмотреть на енто чудо. /

Мерси, особенно за вторую ссылку.
Интересно, как зебиновый двигатель 1,8 таскает всю эту аццкую конструкцию 😊
Надо кинуть ссылку в нива-форум на автору 😊

Симпатичный зверь.
Я правильно понимаю, что он нормально (в смысле легально и своим ходом) передвигается по дорогам общего пользования? Или все же спецтехнка? В габариты полосы он вписывается?

сколько их по ярославке гоняло. а егеря тоже не по просеке добираются до места на треколах

Не вписывается, на дорогах его эксплуатировать запрещено.

Так все-таки можно или нельзя?

Не знаю уж как "запрещено", но у нас по городу бегает пара таких, время от времени вижу. судя по тому, что на них госномера - то и передвигаться по дорогам общего пользования им можно, а значит - они сертифицированы ( вряд ли "бронто" стал бы выпускать машину несертифицированную для дорог общего пользования).
Вот что на самом сайте "Бронто" :
"Помимо обязательной сертификации продукции существует система контроля организации контроля производства. На сегодняшний день ОАО "ПСА "БРОНТО" полностью готово к сертификации по направлению "Менеджмент качества" по стандарту ИСО-9001-2001.

"
Значит сертификат у них есть.

Сертификация продукции ничего не означает, в данном контексте. Гусеничные бульдозеры тоже сертифицируют, но на дорогу им нельзя.

А вот если катаются такие с гос. номерами, значит все ОК.
Я видела УАЗики с треколовскими колесами у егерей, тоже с гос. номерами, но то было по блату. Да и не ездят они далеко от угодий 😊

Дааа. Резину где брать?

Поискал в инете - Нива-бронто 1922 выпускалась давно, до 2005 году ее регистрировали только в Гостехнадзоре, как трактор. Сейчас попала такая инфа: "новые бронто делают уже на колесах артиктранс и с автоматической коробкой но незнаю не юзал и регистрируют их как автомобиль категории B" , правда не нашел официального подтверждения . наверно проще интересующимся задасть вопрос фирме-производителю.

по второй ссылке.
предпоследний абзац:

Поначалу управлять внедорожником водителю несколько непривычно, а из-за ширины ВАЗ-1922, превышающей установленные правилами 2,5 метра, его движение по дорогам общего пользования разрешено только с работающим оранжевым проблесковым маячком, размещенным на крыше.

uCrazy.ru

Снегоболотоход «Марш» (заводское обозначение БРОНТО 1922-00).

Нива "Марш"

Смотрим на наш автопром.

Впервые широкой публике снегоболотоход ВАЗ-1922 «Марш» на колесах сверхнизкого давления (разработка НПФ «ТРЭКОЛ»), созданный на агрегатах ВАЗ-21213, был представлен в Нижнем Новгороде в рамках Всероссийской промышленной и художественной выставки, посвященной 100-летию основания «Нижегородской ярмарки» и проходившей с 1 по 9 сентября 1996 года. А уже в октябре того же года ВАЗ-1922 был представлен в экспозиции Волжского автозавода на Международном парижском автосалоне. Следует отметить, что первые "Марши" (см. первую фотографию - еще без развитых крыльев, из-за чего при пробуксовке на заболоченной местности салон мгновенно заливало грязью или водой, если окна были открыты) имели кузов ВАЗ-212180 «Фора», однако вскоре от его использования решили отказаться и перейти на обычные короткие кузова «Нивы», чтобы снизить конечную стоимость продукции.

С целью проверки вездеходных качеств автомобиля в условиях сверхнизких температур автозаводом были организованы заполярные экспедиции с участием снегоболотоходов «Марш»:
- 7 апреля 2000 года началась экспедиция на Северный полюс. В условиях ледового бездорожья было преодолено более 300 км.
- 15-17 апреля 1999 из Тольятти на Северный полюс.

Автомобиль имеет рамную конструкцию - в конструкции использована рама и мосты УАЗ-3151, на которую установлен кузов ВАЗ-21213. На раме же размещены раздаточная коробка, коробка передач и подвеска двигателя. С августа 2007 года на семейство снегоболотоходов «Марш» устанавливаются «укороченные» мосты, благодаря чему эти транспортные средства «вошли» в допустимый габарит для дорог общего пользования и получили право передвигаться по ним.

Нива "Марш"

Название «Марш» имеет французское происхождение и означает «болото». И это неспроста. Ведь уникальные машины на пневмоколесных движителях сверхнизкого давления (разработанных и изготавливаемых компанией «Трэкол») как раз и предназначены для перевозки грузов и пассажиров по грунтам с низкой несущей способностью: заболоченным участкам, песку, снежной целине и даже по водной поверхности.

Нива "Марш"

Нива "Марш"

Нива "Марш"

Нива "Марш"

Нива "Марш"

Конструкция
В основу конструкции Марша легли два популярнейших отечественных внедорожника – «Нива» и «Уаз».
От Нивы взяты кузов, двигатель, коробка передач и раздаточная коробка. А вот рама, на которую с помощью специальных резиновых подушек устанавливается «нивовский» кузов, и ведущие мосты с рессорной подвеской – «уазовские».

Нива "Марш"

Мосты комплектуются «военными» колесными редукторами.

Нива "Марш"

Благодаря широкому использованию узлов и агрегатов заводского производства создателям «Марша» удалось обеспечить хорошую ремонтопригодность даже в самых отдаленных регионах страны. Запчасти на Ниву и УАЗ можно найти почти в любой деревне. ;)

Модификации
В 2003 году дебютировал более вместительный «Марш-2» (1922-10) с кузовом от минивэна ВАЗ-2120 «Надежда». Однако вскоре ВАЗ прекратил производство минивэнов, поэтому и выпуск «Марша-2» завершился достаточно быстро.
Марш Лонг:

ПОБЕДНЫЙ МАРШ?

В последнее время я задаюсь вопросом — кто же лучший «проходимец»? И чем обусловлены внедорожные качества того или иного джипа: тяговитым на низах двигателем, трансмиссией со всеми дифференциальными блокировками или большим лифтом подвески? Понятно, что самый лучший вариант — это наличие всего перечисленного, причем в гипертрофированных формах. Но что все-таки первостепенно? Как показал наш снежный рейд с «Протектором», в некоторых случаях даже самая крутая внедорожная экипировка не может возвести вездеходный потенциал джипа в превосходную степень. Не хватает ему лишь малой толики — сверхнизкого давления на грунт. С такими мыслями я отправлялся на знакомство с «Нивой»-«Марш», первым практически серийным отечественным снегоболотоходом, чья основная изюминка как раз и заключается в пневматиках сверхнизкого давления.

Этот автомобиль (сначала просто ВАЗ -1922 без имени собственного) был создан еще в 1995 году на дочернем предприятии АвтоВАЗа ПСА «Бронто». Через год его запустили в мелкосерийное производство. Настолько «мелкое», что до сих пор количество выпущенных экземпляров меньше тысячи. Да и не автомобиль это вовсе. По документам, он — внедорожное транспортное средство, у которого даже ПТС в привычном виде отсутствует, лишь паспорт самоходной машины. Передвигаться по дорогам общего пользования на «Марше» можно лишь после согласования с соответствующими органами. Да, в общем-то, не для дорог он создавался. По сути, на отечественном рынке он занял ту нишу, которую до него успешно осваивали только народные умельцы, компания «Трэкол» да ассоциация «Арктиктранс». Нишу крайне узкую, но оттого не менее востребованную всевозможными «спецслужбами» вроде геологической разведки, нефтяников, газовиков, МЧСников да просто охотников и рыболовов. Словом, тех, кому нужно туда, где дорог нет. Именно такой человек три года назад и приобрел «Марш».

НЕ ПОДМАЖЕШЬ — НЕ ПОЕДЕШЬ?

Удивительно, но эта аксиома, характерная для всех представителей нашего автопрома, в отношении снегоболотохода пока не доказана. Конечно, чуть более восьми тысяч за три года — пробег не Бог весть какой, однако не будем забывать, что когда-то, еще будучи необкатанным, он пришел своим ходом из Тольятти (тогда у него сняли родную «резину» и поставили УАЗовские колеса — встали на ступицы точь-в-точь) и впоследствии эксплуатировался в отнюдь не щадящих режимах. Тем не менее все, что менялось — это гидроусилитель, который отказал почти сразу. Воткнули с переделкой креплений чей-то японский. Больше неприятностей ни-ни. Даже расходом топлива «Нива»-«Марш» радует. По асфальту и грунтовке запросто укладывается в 13 литров на сотню, а на бездорожье съедает где-то около 20 литров. Бывают же приятные исключения!

СМЕСЬ БУЛЬДОГА С НОСОРОГОМ

Надо сказать, при создании своего снегоболотохода инженеры «Бронто» поступили довольно мудро. Огород из оригинальных, перспективно-экспериментальных или импортных узлов городить не стали. Не мудрствуя лукаво, скрестили ВАЗ и УАЗ. От первого позаимствовали кузов — удлиненный собственный вариант о трех дверях, 1,7-литровый карбюраторный мотор, нивовскую «раздатку» и коробку передач от ВАЗ-2108. Второй донор дал творению тольяттинских мастеров свое шасси — раму, рессоры и амортизаторы, на которых висели УАЗовские же гражданские мосты. Гигантские пневмокатки заказали в объединении «Трэкол», специализирующемся на создании не только подобной техники, но и колес к ней. То была первоначальная версия вездехода. Следует отметить, не самая лучшая. Во-первых, кузов с увеличенной базой оказался для шин сверхнизкого давления слишком тяжелым, что вылилось в ничтожно малую грузоподъемность. Во-вторых, обычные мосты и «восьмая» коробка передач — далеко не оптимальное соотношение. «Раздатка» получилась слишком перегруженной от неподходящего передаточного отношения главной передачи. Да и крутящий момент на выходе получился не таким, как хотелось бы. В итоге, чтобы излечить свое детище от врожденных болезней конструкции, инженеры «Бронто» провели кардинальную модернизацию. Впрочем, и в ней не было места техническим изыскам. Только подборка и шлифовка совместимости одних узлов с другими. Так, гражданские УАЗовские мосты поменяли на ульяновские военные со встроенными колесными редукторами и, соответственно, увеличенным передаточным отношением. Это помогло разгрузить «раздатку» и использовать силовой агрегат целиком от «Нивы»: коробка передач также от ВАЗ-21213. Кроме того, «чулки» мостов удлинили, расширив таким образом колею. Для высокого «Марша» размер последней играет важное значение. Поменяли кузов, посадив на раму стандартный трехдверный отсек, менее просторный, но зато легкий. Помимо этого кардинального перекроя конструкции, доработке подверглись и мелочи. К примеру, наряду с волговским рулевым механизмом появился гидроусилитель немецкого производства. На радиатор двигателя установили два дополнительных электровентилятора. Поработали над УАЗовской тормозной системой.

В остальном «Марш» остался стандартным. Но это по сравнению с первой модификацией. На фоне традиционных представителей автопарка этот снегоболотоход все равно что великан в стране лилипутов, у которого каждая часть организма максимально экстремальна. Скажем, топливные баки (они также УАЗовские, общий объем 78 литров) висят снаружи по обеим сторонам кузова. Крохотный оригинальный глушитель прикреплен в том месте, где у стандартной «Нивы» находится задний свес. Небольшие брызговики в моторном отсеке дополнены брезентовыми полотнищами, защищающими двигатель от грязи и влаги. Сапуны мостов, как и подобает нормальному вездеходу, выведены высоко вверх, а вот сами мосты, точнее, их редукторы вместо прокладок уплотнены герметиком. Видимо, в «Бронто» считают, что в тех условиях, для которых создавалась машина, он лучше справится со своей задачей, нежели обычная прокладка.

Но, конечно, самый основной атрибут вездехода, придающий ему оригинальности и являющийся основным фактором всепроходимости — это колеса. На оригинальные диски с «бэдлоками» надета «резина» совершенно чумовой размерности 1300x600-533. Целый 51 дюйм! Мечта любого джипера! Естественно, ради колес все и задумывалось. Однако тонкостенные с небольшими шашечками протектора, несмотря на свой гигантский размер, они бы были всего лишь банальными «лаптями», если бы не их приспособленность к сверхнизкому давлению. К сверх-, гипер-, супернизкому давлению. При норме в 0,5 кгс/кв. см допустимый минимум может достигать 0,05 кгс/кв. см. В таком случае бескамерные шины, покрываясь складками по боковине, пластаются по поверхности, превращаясь в своего рода гусеницы. Преувеличенное, конечно, сравнение, тем не менее, это почти так. Площадь контакта с грунтом вырастает, «резина» четырьмя лепехами опирается на почву, из обычных колес трансформируясь в нечто бесформенное. С такими пятнами контакта «Марш» может маршировать и по глубокому снегу, продавливая какие-то жалкие его сантиметры, и по болоту, где даже человеческая ступня вязнет по колено. К тому же супербаллоны придают вездеходу положительную плавучесть. Проверено на льду Байкала, сквозь который приходилось проваливаться и сильно пугаться. Ничего, не утонули. Погрузились выше середины ступиц и остались на плаву. По всему выходит, что «Нива»-«Марш» является неким всепроходящим транспортным средством, абсолютной панацеей от нашего бездорожья? Пожалуй, стоит это проверить.

ШИРОКАЯ СПЕЦИФИКА

К сожалению, у хозяина не оказалось компрессора, а системой централизованной подкачки шин машина обделена. Вместе с тем, дабы найти подходящее бездорожье, нам предстояло совершить рывок по трассе, но при допустимом минимуме давления скорость не должна превышать 20 км/ч., а так хотелось проверить вездеход во всех режимах. Качать же большущие колеса — это заниматься долгой и утомительной физзарядкой, давление хоть и маленькое, однако объем воздуха внутри, как у воздушного шара. Что ж, ограничимся стандартным давлением, все-таки интересно проверить «Марш», лишив его основного козыря. Тем более было бы занимательно хотя бы заочно сравнить этот снегоболотоход с «Вепрем», который во время нашего трофи-рейда в порт Байкал, помнится, также не мог «спуститься» до своего расчетного минимума.

Лезу в кабину, подспудно отмечая, что в чем-то этот процесс у «Марша» проходит даже проще, нежели у стандартной «Нивы». Вначале помогает складывающаяся подножка, потом широкая площадка чуть ниже кромки двери. Тут и ручка имеется удобная. По прибытии на место оказываешься в метре с лишним над землей. Непривычно — рядом знакомая нивовская дверь, асфальт же где-то далеко. При подобном росточке и положительной плавучести салон точно не зальешь в броде, да и шноркель без надобности. Кстати, салон конструкторы оставили практически без изменений. Практически потому, что заднее сиденье (на первых экземплярах оно устанавливалось только по заказу) прилично сдвинуто назад. Убраны не нужные теперь арки, в результате сидеть можно втроем и ноги вытягивать во всю длину. Перекроили бронтовские мастера и багажник. От смещенного назад дивана он серьезно потерял в объеме. Чтобы хоть чуть-чуть восстановить его статус-кво, пришлось надставить его снизу, получив глубокую, но узкую нишу. Вместимость от этого возросла, а вот удобство погрузки-выгрузки ухудшилось. Попробуйте-ка достать или положить увесистый багаж на более чем метровую высоту. Хорошо, что инженеры отказались от первоначального варианта, когда полноразмерное (!) запасное колесо располагалось прямо в салоне, на месте заднего сиденья. Теперь оно находится на внешней подвеске.

За рулем хозяин. За семь с небольшим тысяч пробега (используется-то машина исключительно по назначению) к столь нестандартным габаритам он привык. Управляет непринужденно и, похоже, ездой наслаждается. Размаслал вот аппарат до 80 км/ч при паспортной максималке в 70. Говорит, что бывало и сотню ходили, дальше машина не идет. Впрочем, сотка — предел не только технический, но и откровенно объективный. Все-таки высокий центр тяжести и очень мягкие шины способствуют валкости. А 80 км/ч — более-менее комфортный режим. И хотя вездеход ощутимо плавает по дороге (во многом из-за серьезного бокового ветра — парусность-то ого-го), аллюр на такой скорости по асфальту воспринимается, скорее, как достижение. Сразу и не подумаешь, что «Марш» на подобный подвиг способен. При этом драйве как-то незаметно приходит осознание того, что внедорожник очень и очень плавен. Метр тридцать колесного диаметра даже наряду с грубыми УАЗовскими рессорами глотает все, буквально все неровности. Однако короткая база вкупе с еще тем шинным размерчиком приводит к ощутимым колебаниям неподрессоренных масс. Не сказать чтобы они самые сильные, видели и посущественнее, но не будем забывать о росте и высоком центре тяжести.

А вот и бездорожье: поле с более чем полуметровым слоем снега и приличными сугробами. Ну, давай, «Марш», маршируй. С разгону машина врезается в вязкую пелену и, разбрасывая снежные хлопья, проезжает с десяток метров. Далее классический мотор, захлебываясь на повышенных, уже не может толкать машину вперед. Колеса, столкнувшись со снежным валом, топчутся в рыхлом снеге, гигант прыгает на месте. Логический ступор? Нет, в следующее мгновение я вижу то, что уже наблюдал во время рейда в порт Байкал, когда дорогу торил «Вепрь». Автомобиль откатывается назад и снова пробует на свой протекторный зубчик тяжелую преграду. Эх, маловат зубчик — осилив еще метр, внедорожник опять встает. Могу сказать с определенной долей уверенности — в этом положении тальянский монстр чувствовал бы себя увереннее. Все же слабоват на крутящий момент ВАЗовский агрегат. Несмотря на не слишком великую полную массу (всего-то 2100 кг), ньютоно-метров не хватает. К тому же, как известно, пик крутящего момента у тольяттинского движка приходится на относительно высокие обороты. Даже на пониженной это сказывается негативно. Тяги не хватает как в таких условиях, так и при прыжках в горки. Где УАЗ влетел бы даже на верхнем ряду, «Нива»-«Марш» затыкается и глохнет, требуя «понижайки». Нет, с таким мотором уникальное транспортное средство теряет часть своей внедорожной привлекательности, утрачивая ряд вездеходных качеств. Крутить-то приходится не нивовские редукторы, а УАЗовские. Трансмиссионные потери именно там. Тем не менее от столь чахленького мотора не ожидал я увидеть и того, что он показал. Уверен, все благодаря продуманным передаточным отношениям. Это уже можно считать успехом. Получить подобный максимум от легкового по сути агрегата, который рассчитан на работу с полуторами тоннами веса, это результат грамотного инжиниринга. Впрочем, все что касается бездорожья, наши инженеры знают на отлично. И умеют вездеходы создавать.

Кроме упомянутого недостатка не понравилась взаимосвязь колес с покрытием. Да, в не спущенном состоянии абсолютно не развитые грунтозацепы допускают изрядную пробуксовку. Не знаю, как по грязи, но езда по снежному покрытию становится весьма мучительной. Особенно это чувствуется, когда приходится переваливать через бугры. Решительно нечем зацепиться.

Негативная получается картина, не правда ли? Но не будем забывать, что изначально «Нива»-«Марш» и не рассчитана на движение с давлением в колесах 0,5 кгс/кв. см. Точнее, рассчитана только для дорожных перегонов и легкого бездорожья. А в тех условиях, под которые она проектировалась, то есть в сверхсложных условиях, передвигаться с таким давлением, пожалуй, нереально с любым двигателем и сколь угодно развитым протектором. В то же время на спущенных баллонах, как отмечает владелец, автомобилю уже все равно, сколько под капотом цилиндров и каким образом на графике располагается кривая крутящего момента. Машина ползет по самому верху, будто судно на воздушной подушке. Агрессивный протектор в таком случае, между прочим, лишь во вред — больше трение в шине, больше сопротивление, существеннее взрыхляется покрытие, которое должно лишь чуть-чуть продавливаться.

Впрочем, есть места, где грунт твердый, но бездорожье все же присутствует. Скажем, гряды валунов или пеньки-канавы. Чувствуете, куда я клоню? Да, геометрическая проходимость является одной из неотъемлемых качеств настоящего «проходимца». И с нею у «Нивы»-«Марш» все в порядке. 510 мм под картерами редукторов, 710 мм под «раздаткой». Что еще нужно для успешного взятия природных бастионов, которые, наверняка, не поддадутся лифтованным джипам? Быть может, блокировки межколесных дифференциалов, коих машина лишена? Но при огромных ходах колес «дифлоки» без надобности. Везде шинами дотянется.

И последнее. Прокатившись за рулем совсем немного, я почувствовал, что огромная грузовая баранка «Вепря» ближе и удобнее нивовского бублика. Почему? Признаюсь честно, я не понял. Но тальянский зверь показался мне сбалансированней по ходовым качествам и проще в управлении. К тому же тормоза у «Марша» не очень — продавливать педаль приходится сильно. Надо привыкать. А еще жизненно необходим сравнительный тест тольяттинского монстра с тальянским. Почему именно с ним? Да потому, что, несмотря на существенные отличия в конструкции, концепция у обоих вездеходов полностью идентичная. Оба поставлены на пневматики сверхнизкого давления, хоть последнее и отличается на 0,15 кгс/кв. см. А главное, я так для себя и не решил, кто же лучший «проходимец».

Читайте также: