Норма амортизации газель по классификатору

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Считайте амортизацию правильно: новый классификатор основных средств

Классификатор основных средств — это справочник позиций, объединяющий основные средства по однородным группам и определяющий срок их полезного использования. Он нужен, чтобы узнать амортизационную группу для имущественных средств организации.

С 1 января действует новый классификатор основных средств по амортизационным группам 2020 года. Рассмотрим, как теперь происходит распределение амортизируемого имущества по группам в соответствии со сроком его полезного использования, какие Постановления Правительства РФ задают правила и приведем актуальную таблицу, данные из которой пригодятся для расчета налога на прибыль и в целях бухгалтерского учета.

Для чего нужна классификация основных средств

С 01.01.2017 начали действовать новые коды ОКОФ, поэтому потребовалось внести изменения в методологию классификации. Чтобы рассчитать величину амортизации, бухгалтер определяет метод и срок полезного использования основных средств, классификатор 2020 года ему в этом поможет. С его помощью и выявляется срок полезного использования основных средств по амортизационным группам. Регламентируют данную процедуру следующие нормативно-правовые акты:

  • Постановление Правительства РФ № 1 от 01.01.2002;
  • Постановление Правительства РФ № 640 (п. 2) от 07.07.2016 — обновленный классификатор основных средств 2020 с расшифровкой.

Несмотря на изменения методологии классифицирования, блоки амортизации не изменились.

Классификация основных средств по амортизационным группам

Согласно обновленной системе, распределение объектов, исходя из периода их полезного пользования, производится по следующим десяти блокам:

Амортизационная группа СПИ, лет Имущественные объекты
1 От 1 до 2 Машины, оборудование
2 От 2 до 3 Машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, многолетние насаждения
3 От 3 до 5 Сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь
4 От 5 до 7 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, рабочий скот, многолетние насаждения
5 От 7 до 10 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, ОС, не вошедшие в другие группы
6 От 10 до 15 Сооружения, передаточные устройства, жилища, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь, многолетние насаждения
7 От 15 до 20 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, многолетние насаждения, ОС, не вошедшие в другие группы
8 От 20 до 25 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, производственный (хозяйственный) инвентарь
9 От 25 до 30 Здания, сооружения, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства
10 Более 30 Здания, сооружения, передаточные устройства, жилища, машины, оборудование, транспортные средства, многолетние насаждения

Срок полезного пользования того или иного имущества определяется при помощи классификатора, закрепленного Постановлением Правительства РФ № 1. Для этого необходимо уточнить амортизационную группу, в которую включены данные объекты, и обозначить срок (в месяцах) в диапазоне установленного периода.

Если классификация основных средств по амортизационным группам 2020 не включает конкретный показатель, то есть искомый актив отсутствует в группах приведенной выше таблицы, то, согласно п. 6 ст. 258 НК РФ, учреждение самостоятельно определяет срок его полезного использования, опираясь на технические характеристики или рекомендации изготовителя.

В качестве более наглядного примера приводим первый раздел классификатора из Постановления № 1 от 01.01.2002 (с поправками 2020 года) — первая амортизационная группа, к которой относится все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно.

Аппаратура коммуникационная, передающая, с приемными устройствами, прочая, не включенная в другие группировки

Специальные комплекты инструмента для телекоммуникационного оборудования и линейно-кабельных работ; приспособления и оснастка для эксплуатационных работ в связи

Инструменты, приборы и машины для измерения или контроля, не включенные в другие группировки

Аппаратура и оборудование вспомогательное для исследований в скважинах

Машины и оборудование, не включенные в другие группировки

Оборудование для подготовительных работ при ремонте и обслуживании эксплуатационных скважин

Машины и оборудование общего назначения

Инструмент строительно-монтажный ручной и механизированный

Пневмомоторы, поворотные пневмодвигатели, пневмотурбины

Насосы для перекачки жидкостей; подъемники жидкостей

Насосы конденсатные, питательные и песковые, грунтовые, шламовые

Компрессоры воздушные, передвижные, на колесных шасси

Оборудование грузоподъемное, транспортирующее и погрузочно-разгрузочное, прочее

Конвейеры ленточные скребковые передвижные; оборудование, инструмент и приспособления, средства крепления для производства и монтажа вентиляционных и санитарно-технических заготовок и изделий; механизмы, инструменты, приспособления, приборы и устройства для электромонтажных и пусконаладочных работ по оборудованию промышленных предприятий

Оборудование погрузочно-разгрузочное для прокатных станов, не включенное в другие группировки

Валки стальные прокатные для сортопрокатных, полосовых и листопрокатных станов

Машины и оборудование общего назначения, прочие, не включенные в другие группировки

Инструмент для металлообрабатывающих и деревообрабатывающих станков; дизели и дизель-генераторы с цилиндром диаметром свыше 160 мм (дизель и дизель-генераторы буровые)

Машины и оборудование для сельского и лесного хозяйств

Инструмент, инвентарь и средства малой механизации лесохозяйственного применения, лесоустроительного и таксационного назначения

Инструмент алмазный и абразивный

Оборудование для добычи полезных ископаемых подземным способом

Оборудование для различных способов добычи нефти и газа

Оборудование для проходки тоннелей прочее

Молотки отбойные; крепь проходческая механизированная; двигатели забойные и инструмент породоразрушающий (для нефтяных скважин) (турбобуры, буры, турбодолота, долота, отклонители, электробуры, расширители, калибраторы и прочие)

Машины проходческие прочие

Машины и оборудование для зарядки и забойки взрывных скважин; замки и соединительные концы к бурильным трубам; элементы компоновки низа бурильной колонны; замки буровые для электробура; замки буровые специальные

Машины самоходные для добычи полезных ископаемых, прочие

Инструмент ловильный для ликвидации аварий при бурении; инструмент и приспособления для зарезки вторых стволов; инструмент буровой (кроме породоразрушающего); инструмент для свинчивания-развинчивания и удержания на весу насосно-компрессорных труб и штанг при ремонте эксплуатационных скважин; инструмент ловильный для эксплуатационных скважин; инструмент для бурения геолого-разведочных скважин; инструмент для нефтепромыслового и геолого-разведочного оборудования, прочий

Машины для выемки грунта и строительства, прочие, не включенные в другие группировки

Вибраторы электрические и пневматические

Инструменты и оборудование медицинские

Инструмент для протезной промышленности

Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие


Как определить амортизационную группу

В процессе эксплуатации объекта на него в обязательном порядке начисляется амортизация. Для того чтобы отчисления были рассчитаны корректно, специалисту необходимо определить амортизационную группу актива.

Также, помимо амортизации, бухгалтеру надлежит установить срок полезного использования, то есть эксплуатационный период, в течение которого на имущество начислят амортизация.

Для выявления нужных сведений используйте классификацию основных активов по группам из ПП РФ № 1.

Рассмотрим две возможные ситуации:

  1. Основной объект представлен в классификации по амортизационным группам. Информацию ищут по наименованию или по коду ОКОФ. Если специалист нашел нужное ему ОС, то он устанавливает амортизационную группу и срок полезного использования в соответствии с классификацией. Если же по наименованию позиция не обнаружилась, бухгалтер продолжит поиск по ОКОФ и определит нужную группу.
  2. В том случае, если искомой позиции нет в перечне амортизационных групп, то срок полезного использования и сама группа амортизации определяются в соответствии с рекомендациями производителя, техническим паспортом и иной документацией основного имущества (Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/16322 от 22.03.2017). Разрешается подать запрос о разъяснениях в Министерство экономического развития РФ или же воспользоваться едиными нормативами, установленными Постановлением № 1072 от 22.10.1990.

Срок полезного использования учреждение определяет самостоятельно, исходя из своих потребностей в том или ином ОС в целях извлечения прибыли. То есть СПИ равен периоду, в течение которого организация планирует извлекать прибыль (п. 4 ПБУ 6/01). Более того, такой срок может быть даже ниже СПИ, приведенного в перечне амортизационных групп. Для закрепления срока полезного использования основного имущества необходимо издать приказ, распоряжение руководителя учреждения.

Как использовать классификатор основных средств

Специалисту не составит труда найти нужную информацию в перечне амортизационных групп. Все коды основных средств перечислены в регистре ОК 013-2014 (утв. Приказом Росстандарта № 2020-ст от 12.12.2014). В классификационной таблице групп есть три колонки — ОКОФ, наименование, примечание.

Для определения группы необходимо в первой колонке найти нужный ОКОФ. По полученным данным устанавливается амортизационная группа и срок полезного использования основного средства.

Как начислить амортизацию на основные средства

В налоговом учете применяются только два метода — линейный и нелинейный. Для единства данных специалисту рекомендуется выбрать линейный способ амортизационных отчислений для групп ОС как для бухгалтерского, так и для налогового учетов.

Ежемесячные амортизационные начисления определяются согласно следующей формуле:

Учреждение перестает формировать группы амортизационных отчислений по факту выбытия актива либо после полного погашения стоимости ОС.

Как вести бухучет

Все имущественные объекты, стоимость которых не превышает 40 000 рублей, сразу же списываются как материально-производственные запасы. По усмотрению бухгалтера их ставят на учет в группу ОС и начислять амортизацию. Все объекты стоимостью свыше 40 000 рублей в бухучете проводятся как группа ОС. На них ежемесячно начисляется амортизация.

Все объекты, которые оцениваются в 100 000 руб. и выше, в налоговом и бухгалтерском учетах относятся к группам ОС.

При этом, в соответствии со ст. 256 НК РФ, действует правило, что в налоговом учете имущество стоимостью от 100 000 рублей, введенное в эксплуатацию после 31.12.2015, необходимо относить к определенным амортизационным группам и начислять ежемесячную амортизацию. Активы стоимостью ниже 100 000 руб. списывают при поступлении в учреждение.

Все операции с группами ОС в бюджетном учете отражаются на синтетическом счете 010100000 «Основные средства». Поступления учитываются по счету 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», выбытие — по отдельным счетам ОС, заканчивающимся на 410.

В коммерческом и некоммерческом учетах операции с имущественными объектами проводятся по счету 01, амортизация записывается на счете 02.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?


Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»

Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н [1] сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) - 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Нормы амортизации основных средств

Норма амортизации по группам основных средств — это часть стоимости объекта, которая учитывается организацией в расходах в определенный промежуток времени. Она выражается, как правило, в процентах. Для ее расчета используется группировка основных средств по амортизационным группам, утвержденная правительством Российской Федерации.

Что подлежит амортизированию

По российскому законодательству, амортизации подлежит имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности хозяйствующего субъекта. Такие объекты должны находиться в собственности компании, использоваться для извлечения дохода и эксплуатироваться не менее 12 месяцев.

Различают два вида такого имущества:

  • основные средства;
  • нематериальные активы.

Остановимся на том, как определяются нормы амортизации основных средств. Для бухгалтерского и для налогового учетов в РФ установлены разные правила.

Определение срока полезного использования основных средств

И в бухгалтерском, и в налоговом учетах стоимость амортизируемого имущества учитывается путем равномерного списания в течение срока полезного использования. Кем устанавливаются нормы амортизационных отчислений? Их величина зависит от срока полезного использования (СПИ) основного средства. В бухгалтерском и налоговом учетах порядок определения срока разный.

По п. 20 ПБУ 6/01, продолжительность полезного использования объекта определяется, исходя из:

  • ожидаемого срока эксплуатации с учетом из производительности или мощности;
  • ожидаемого физического износа, который зависит от условий эксплуатации, влияния окружающей среды;
  • связанных с эксплуатацией объекта нормативно-правовых актов, договорных обязательств и др.

Для разных объектов установлены различные сроки использования. Что такое норма амортизации основных средств? Это процентная величина. Она показывает, какую долю стоимости объекта в определенный период разрешается учесть в расходах организации.

Статья 258 НК РФ требует распределять имущество по амортизационным группам и, исходя из этого, определять СПИ. Классификация ОС по амортизационным срокам утверждена правительством РФ в постановлении № 1 от 01.01.2002.

Амортизационные группы

Классификатор предусматривает деление всех ОПФ на десять амортизационных групп. По группам ОС норма амортизации определяется с учетом длительности эксплуатации оборудования, зданий, сооружений, иных объектов. Организация вправе устанавливать продолжительность полезного использования исходя из временного интервала.

Если в классификаторе не упомянуто ОС, которое организация вводит в эксплуатацию, срок его использования устанавливается на основании рекомендаций производителей и технических условий.

Налогоплательщиком может быть изменена годовая сумма и норма амортизации. Это допускается, если срок использования увеличивается в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения.

Как рассчитать при линейном методе

Применяя линейный метод, организация должна рассчитывать сумму амортизационных отчислений по каждому объекту основных средств. Для каждого объекта норма амортизации зависит от срока полезного использования и определяется индивидуально.

При линейном методе расчет установлен пунктом 2 статьи 259.1 НК РФ и имеет вид:

На практике применяется годовой и ежемесячный процент амортизационных отчислений. Как рассчитать годовую норму амортизации? В знаменателе расчетной формулы поставьте СПИ в годах. Если необходимо определить ежемесячный норматив, СПИ следует указать в месяцах.

Нелинейный метод

При применении нелинейного метода норма амортизации находится в прямой зависимости от того, к какой амортизационной группировке относится объект. Установлены они в пункте 5 статьи 259.2 НК РФ.

Амортизационная группа: грузовой автомобиль


Чтобы выяснить, к какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль, необходимо руководствоваться нормами Классификации основных средств (ОС), утвержденной постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г.

Начиная с 01.01.17 г., действует обновленная версия этого законодательного акта (введена в силу постановлением правительства № 640 от 07.07.16 г.). Поправки касаются новых кодов ОКОФ, используемых с 2017 г.

Какие амортизационные сроки установлены сейчас для грузового транспорта? В каком порядке утверждаются СПИ (сроки полезного использования) для автомобилей, приобретенных до 2017 г.? Разберемся в особенностях выбора амортизационной группы для автомобиля грузового согласно действующему законодательству.

К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?

Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.

Группа

СПИ (лет)

Вид грузового автомобиля

Код действующего ОКОФ

Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.111

Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.111

Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.4

Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум

Актуальное значение 310.29.10.41.112

Дизельный транспорт более 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.113

Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.112

Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.113

Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.5

Актуальное значение 310.29.10.59.270

Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)

Актуальное значение 310.29.10.59.390

Порядок применения новой редакции Классификатора ОС

Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2017 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2017 г., не требуется.

К примеру, в июне 2016 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.

Как определить срок полезного использования автомобиля – таблица СПИ в бухгалтерском и налоговом учете

фото-1

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Является ли транспорт основным средством?

Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

фото-2

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

Как узнать в налоговом учете по Классификатору?

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

фото-3

Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

Легковой авто

фото-4

Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Автобус

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Грузовая машина

фото-5

Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:

  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).
Спецтехника

В зависимости от своего предназначения специальные машины могут быть отнесены к 3, 4 или 5 группе амортизации.

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

Полезное видео

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Выводы

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Методы расчета амортизации автомобиля на примерах

Вся стоимость транспортного средства, приобретенного предприятием, сразу никогда не списывается. Она вычитается постепенно в течение всего срока полезного использования. Считать амортизацию автомобиля необходимо в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Амортизация автомобиля – это списание стоимости транспортного средства по частям в соответствии с физическим износом. Иными словами, если машина была приобретена предприятием, то ее стоимость списывается бухгалтерией не сразу, а постепенно в течение нескольких лет.

Амортизационные отчисления относятся к издержкам деятельности предприятия. Они вычитаются из основных средств (ПБУ 6/01 от 30.03.2001). Это денежный эквивалент износа.

Считать амортизацию нужно, если:

  • предприятие покупает автомобиль;
  • компания нанимает сотрудника с машиной.

Аренда автомобиля может быть учтена на счете 01, на котором отражается информация об основных средствах, находящихся в эксплуатации. Но только в том случае, если этот актив приносит доход более 12 месяцев подряд.

Амортизация используется в бухгалтерском и налоговом учете.Она нужна для постепенного списания сумм крупных расходов, чтобы не создавать в коротком периоде отрицательные показатели.

Расчет в бухгалтерском учете

Алгоритм расчета следующий:

  • определите срок полезного использования;
  • выберите метод исчисления (чаще используются прямой способ и по сумме чисел срока полезного использования, можно также считать с уменьшением остатка или на основе машино-часов);
  • отразите в учетной политике выбранный способ;
  • произведите расчеты, применяйте выбранный метод в течение всего срока полезного использования.

Менять метод расчета не допускается для объекта.

Изобр. 1. Постановка автомобиля в ГИБДД

Существует несколько способов расчета амортизации автомобиля. В основу ложится стоимость машины без НДС, отраженная по дебету сч. №1 «Основные средства». Списанные деньги указываются по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Срок полезного использования можно подсмотреть в Постановлении Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1 . Авто попадают в 3-ю группу (3-5 лет), 4-ю (5-7 лет), 5-ю (7-10 лет).

Для расчетов можно использовать справочник, в котором приведена балансовая стоимость модели транспортного средства. Полученное значение делится на срок использования и получается сумма амортизации. Нет единого справочника, по которому бы выстраивались все расчеты. За основу допускается брать номенклатурные каталоги, издаваемые специализированными организациями.

В бухгалтерии чаще остальных используются два метода – линейный и способ по сумме чисел срока полезного использования. Какой из них применить, выбирает само предприятие. Однако остановиться на определенном варианте можно до ввода в эксплуатацию объекта учета. И менять его позже уже нельзя.

Пример линейного метода

Предполагает равномерное списание средств в течение всего срока амортизации.

Например, новый FordTransitв базовой комплектации за вычетом НДС стоит 1 685 тыс. руб. Предполагается, что на предприятии оно будет использоваться 5 лет (60 месяцев). В этом случае месячная сумма амортизации – 28, 08 тыс. руб. (337 тыс. руб. в год). Итого амортизационные отчисления за каждый год составят 20%.

Для точного расчета отчислений с учетом износа необходимо принять во внимание пробег с начала эксплуатации, климатические условия, населенный пункт, в котором предстоит использовать транспортное средство, экологическое состояние региона. Также важна марка и страна производства машины. От качества сборки зависит, во сколько обойдется обслуживание и затраты на сервис.

Какой срок полезного использования автомобиля?

срок полезного использования автомобиля

Если транспорт состоит в реестре основных средств предприятия, то на него каждый месяц должна начисляться амортизация.

Чтобы правильно высчитать сумму амортизации, нужно сначала посчитать срок полезного использования автотранспорта (далее по тексту – СПИ) автомобиля.

СПИ машины считается тот временной промежуток, за который автомобиль будет приносить предприятию доход. СПИ в налоговом учете и бухгалтерии высчитывается по-разному.


относятся ли машины к основным средствам?

Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:

  • эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
  • стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в бухгалтерии в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»:

входит ли транспорт в реестр главных?

  1. эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
  2. эксплуатируется более года;

Есть ли срок годности у автомобильного огнетушителя, узнайте здесь.

Необходимо ли вычисление СПИ при определении амортизации автотранспорта?

Если автотранспорт определен на балансе предприятия как ОС, то для него в налоговом учете устанавливается амортизационная группа.

С ее помощью можно вычислить СПИ автотранспорта.

требуется ли вычислять СПИ при выявлении амортизации?

В бухучете СПИ можно вычислить и без отнесения к такой группе. Он рассчитывается на основании предположительного времени и условий работы.

Предприятие должно начислять амортизацию все время службы автотранспорта до наступления его предельной степени износа и списания.

Как рассчитывается в бухучете?

В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.

Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.

Читайте в этой статье, как получить вычет за обучение в автошколе.

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:

расчет в бухгалтерском учете

  • предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
  • документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
  • условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.

Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
  1. Автомобили, используемые инвалидами;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту;
  4. Троллейбусы;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Являются ли водительские права документом, удостоверяющим личность, читайте тут.

Легковые автомобили

легковой транспорт

СПИ легковых автомобилей можно определить в зависимости от габаритов и объема двигателя машины:

  • от семи до девяти лет – большие автомобили объемом двигателя от 3,5 литров;
  • от пяти до семи лет – небольшие машины для людей с инвалидностью;
  • от трех до пяти лет – прочие легковые машины.

В качестве примера узнаем СПИ б/у автомобиля Toyota Auris 2008 года выпуска. Объем двигателя данного автомобиля – 1,6 литров.

Значит, его СПИ может составлять от трех до пяти лет.

Автобусы

автобусный парк

СПИ автобусов зависит от его габаритов и области использования (городской или междугородний):

  1. от семи до девяти лет – прочие типы автобусов, длина которых от 16,5 до 24 метров;
  2. от пяти до семи лет – большие автобусы длиной до 24 метров, которые следуют в черте города и между городами;
  3. от трех до пяти лет – маленькие автобусы длиной до 7,5 метров.

Для примера возьмем автобус длиной 18 метров, перевозящий пассажиров между городами.

Исходя из длины и места эксплуатации можно определить, что его амортизационная группа – 4, то есть срок его эксплуатации составляет от пяти до семи лет.

Читайте в данной статье, сколько времени действительна мед. справка для получения водительского удостоверения.

Грузовые машины

грузовики

СПИ у грузовиков рассчитывается исходя из грузоподъемности и области применения автомобиля:

  • от семи до девяти лет – грузовики, масса груза которых составляет от 3,5 до 12 тонн, прицепы, полуприцепы;
  • от пяти до семи лет – самосвалы, фургоны, спецтехника;
  • от трех до пяти лет – небольшие автомобили с грузоподъемностью до 3,5 тонн.

Например, КамАЗ можно включить в группу к самосвалам.

Соответственно, его амортизационная группа – 4, то есть его СПИ находится в диапазоне от пяти до семи лет.

Специальный транспорт

В зависимости от области использования спецтехника делится на следующие группы:

  1. от семи до девяти лет – мусоровозы, гидроподъемники;
  2. от пяти до семи лет – техника коммунальных служб, катафалки, машины с нефтепродуктами или газом, техника различных служб;
  3. от трех до пяти лет – прочие спец. автомобили.

Читайте в следующей статье об отличиях срока гарантии и эксплуатации.

Например, нужно рассчитать СПИ поливомоечной машины тротуарной.

Данный вид транспорта относится к спецтехнике коммунальных служб, то есть к 4 амортизационной группе.

Его СПИ составит от пяти до семи лет.

Законодательство позволяет установить СПИ в бухгалтерском учете соответствующий сроку, определенному в налоговом учете при использовании Классификации ОС.

Это очень удобно в применении, так как одинаковый СПИ позволяет свести к минимуму расхождения в налоговой и бухгалтерской документации.

Смотрите также в этом видео, как амортизировать купленный автомобиль:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Срок эксплуатации автомобиля: нормативный и граничный срок, легкового автомобиля в РК, на предприятии, в законодательстве, по классификатору

При приобретении автомобиля перед организацией часто возникает проблема правильно установить срок его эксплуатации. За этот период производитель несёт ответственность за недостатки техники, появившиеся по его вине. Конечно, собственник машины должен доказать, что поломка произошла вследствие технического несовершенства, допущенного изготовителем. Эта статья ознакомит вас со сроками эксплуатации авто.

От чего зависит срок эксплуатации и как его рассчитатьАвтомобиля на предприятииАвтомобиля по классификаторуАвтомобиля в РК (Республика Казахстан)Автомобиля с плёнкой 3МАвтомобиля скорой медицинской помощиВиды срока на эксплуатацию автоНормативныйГраничный Как увеличить срокvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

От чего зависит срок эксплуатации и как его рассчитать

Период использования автомобиля является индивидуальным показателем в зависимости от характеристик и условий использования каждого транспортного средства (ТС).

При его определении следует учесть следующие моменты:

возраст автомобиля;пробег;предприятие-производитель;условия эксплуатации (климатическая зона, частота использования, экология);место применение (город, пгт, сельская местность).

Знаете ли вы? Некоторые фирмы, чтобы сохранить свою репутацию, ведут статистический учёт выпускаемых автомашин, у которых период эксплуатации превысил нормативные показатели. Такие известные компании-производители автомобилей, как Вольво и Мерседес ввели награды собственникам машин, которые проедут 250–1 000 тысяч км.

Автомобиля на предприятии

При приобретении автотранспорта предприятием для определения продолжительности его эксплуатации изучают все технические параметры в техпаспорте или контракте на приобретение движимого имущества. В случае, когда приобретается бывшее в употреблении ТС, то время его использования уменьшают на число лет (месяцев), в течение которого авто использовалось предыдущими собственниками. Эту информацию можно получить из паспорта ТС.

Если предыдущим владельцем автотранспорта было юридическое лицо, то данные сведения можно выявить на основании акта приема-передачи ОС и записей в инвентарной карточке.

Но, частенько период эксплуатации авто может несколько превысить или практически сравняться со сроком использования по существующим нормам, указанного в классификаторе или техпаспорте. В этом случае фирма-собственник имеет право в самостоятельном порядке на основании заседания инвентаризационной комиссии и техосмотра авто установить дальнейший срок его эксплуатации.

Согласно определению периода полезного использования ТС происходит начисление амортизационных отчислений на предприятии. Срок для расчёта берётся по классификатору для основных средств (ОС) РФ исходя из группы авто.

Важно! Начисление амортизации происходит с момента ввода ТС в эксплуатацию. Поэтому такой фактор, как регистрация ТС в автоинспекции, не играет никакой роли.

Автомобиля по классификатору

Согласно классификации ОС различают 5 классов легковых авто. При этом первые 4 систематизируются в зависимости от объёма ДВС (двигателя внутреннего сгорания):

первый — двигатель до 1,2 л;второй — до 1,8 л;третий — до 3,5 л;четвёртый — более 3,5 л; пятый — с дизельным ДВС, дорогие и крупногабаритные авто.

Для автомашин 1–3 класса время полезного использования, которое берётся на предприятиях для расчёта амортизационных отчислений, составляет 3–5 лет. А вот для авто 4-го данный показатель может быть до 7 лет. Автомашины более высокого пятого класса возможно эксплуатировать до 10 лет. Для таких машин объём ДВС не играет значения. К 5-му классу можно отнести любое легковое ТС. По этому поводу в законодательстве РФ ограничений нет. Как правило, к данной группе относят экземпляры машин известных марок, с дизельным ДВС, а также высокой стоимости, приличных параметров (лимузин).

В автомашинах отечественного производства высокий класс имеет обозначение цифры 5 в номерном знаке модели. Она будет обозначена первой. В машинах иностранного производства нет определения классов. Поэтому срок работы авто устанавливают согласно заявлению от фирмы-производителя.

Рекомендуем для прочтения:

Штраф за неисправную тормозную систему в 2019 году

Неисправности рулевого управления, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Причины эвакуации автомобиля на штрафстоянку, а также как вернуть машину

Эксплуатация транспортного средства с неисправностями

Как самостоятельно продать автомобиль быстро и выгодно, инструкция

Срок эксплуатации грузового автотранспорта (грузовики, фургоны, тягачи, прицепы) согласно существующего классификатора зависит от грузоподъёмности:

до 0,5 тонн относят к 3-й группе (3–5 лет);в пределах 0,5–5 тонн — 4-я группа (до 7 лет);более 5 тонн — 5-я группа (до 10 лет).

Следует правильно выбирать группу ТС, иначе ошибка в определении амортизационных отчислений может привести к штрафам по налогу на прибыль и имущество.

Автомобиля в РК (Республика Казахстан)

Согласно Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года 393 годовая норма износа автотранспорта (любого) равна 15%. При простом подсчёте понятно, что срок службы любой новенькой автомашины на предприятии чуть более 6,5 лет. Конечно, физические и юридические лица в большинстве случаев эксплуатируют автомобили более длительный срок. Поэтому правительство стало ограничивать сроки эксплуатации городского пассажирского автотранспорта до 12 лет, а междугородних автобусов и маршруток — до 15 лет.

Советуем узнать, как починить неисправности электроусилителя руля.

Автомобиля с плёнкой 3М

Виниловая плёнка 3М применяется для оклейки автомобиля полностью или частично. Она отличается высокой устойчивостью к внешней среде. Плёнка данного типа защищает поверхность от дорожных реагентов, царапин, но не от серьёзных повреждений. Если её использовать, то особого ухода за поверхностью автомашины, покрытой лаковой краской, не понадобится. Можно не тратить денежные средства на полировку. Кузов автомашины не подлежит замене в отличие от других деталей, поэтому за ним также нужен хороший уход. Поцарапанная и обтёртая часть поверхности делает ТС не презентабельным.

Плёнка 3М (производство Япония) имеет срок службы 12 лет. На период полезного действия автомобиля, данное защитное покрытие особо не влияет, но улучшает его внешний вид.

Автомобиля скорой медицинской помощи

Легковые автомобили скорой медицинской помощи работают по сменам. Данное ТС относят по классификатору к 3-й группе. Поэтому срок эксплуатации составляет 3–5 лет. Санитарные автобусы (автомобили-фургоны) относят уже к 4-й группе, имеющей срок службы в пределах 5–7 лет.

Из-за сменности и работы в напряжённом режиме медпредприятие имеет право при начислении амортизации применять повышающие коэффициенты, но не более 2.

Полезно знать, какие подержанные автомобили стоит покупать.

Виды срока на эксплуатацию авто

Нормативный срок может отличаться от реального времени эксплуатации ТС. При бережном отношении к технике её можно дольше использовать. Но даже при хорошем уходе за автомобилем время его эксплуатации ограничено. Граничные сроки могут устанавливаться государством.

Нормативное время службы автомобиля устанавливает производитель. В среднем данный показатель составляет 5-6 лет или 100 тысяч километров. Всё дело в том, что после пробега 100 000 километров у многих автомашин начинаются проблемы.

Например, АвтоВАЗом установлены следующие сроки для свей продукции:

полноприводные автомобили — 6 лет (90 тыс. км);передне- и заднеприводные — 8 лет (120 тыс. км).

Поэтому, если авто проехало указанное расстояние или просто простояло в гараже, то собственник ТС не может уже обратиться к фирме-производителю по поводу проведения ремонтных работ из-за поломки.

Знаете ли вы? За последнее время период полезного использования автотранспорта существенно увеличился. Так, в 60–70 годы средний период эксплуатации авто составлял 8 лет. Сейчас этот показатель в среднем достиг 12 лет.

В России рассматривается законопроект о запрете эксплуатации автомобилей, которым более 15 лет. При этом за нарушение такого ограничения будут начисляться штрафные санкции. Для граждан данная сумма будет составлять 30 000 рублей, должностных лиц — 50 000 рублей, а для юр. лиц — 200 000 рублей.

При таких нарушениях рассматривается, что сотрудник ГИБДД будет иметь право задержать ТС. Для грузовых авто весом более 3,5–12 тонн указан граничный срок 20 лет.

Как увеличить срок

Чтобы увеличить период эксплуатации автомобиля, его нужно своевременно обслуживать.

Специалисты советуют для этого придерживаться следующих рекомендаций:

Своевременно проводить техосмотр и ремонт.Приобретать качественные запчасти и детали для ремонта и замены.Не осуществлять перевозку грузов выше рекомендованных норм.Соблюдать рекомендации по поводу переключения передач.Постоянно контролировать состояние важных рабочих жидкостей в авто.Своевременно менять свечи зажигания.Не нагружать движок без причин (стартовать или тормозить резко).Снижать скорость при передвижении по разбитой трассе.

Ещё одним важным фактором, продлевающего жизнь автомашины, является смазка. Использование некачественного масла может привести к поломке мотора.

Необходимо использовать для обслуживания рекомендованную фирмой-производителем смазку. Нужно также проследить, чтобы данное средство не было подделкой, которую можно встретить на рынке, и приобретать такой товар у надёжных поставщиков. Следует ещё обратить внимание на вязкость. Если автомашина используется в северных регионах с низкими температурами, то данный показатель должен соответствовать таким условиям. Срок службы стареньких моторов можно продлить, используя синтетическое или полусинтетическое масло.

Необходимо также пользоваться соответствующим видом топлива. Если ДВС произведен с учётом работы на бензине с небольшим количеством серы, то не нужно брать бензин с октановым числом 92, так как это негативно отразится на работе двигателя

Нормативный срок эксплуатации устанавливает производитель и прописывает это в технической документации на автомобиль. Он несёт ответственность весь этот период в случае выявления заводского брака и неполадок по вине изготовителя. Бережное отношение к автотранспорту, своевременное обслуживание и использование качественного топлива может повысить полезный срок использования ТС.

Читайте также: