Ноты бас гитара расположение на ладах

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Ноты бас гитара расположение на ладах

Часть 1. ОСНОВЫ БАС-ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА


Чтобы интересно и грамотно построить свою партию, исполнитель современной музыки должен обладать достаточно широкими познаниями в области теории музыки, гармонии, ритмических особенностей различных стилей и жанров, а также владеть многочисленными приёмами исполнения на инструменте. Овладение этими знаниями, также как и крепкими навыками игры на инструменте, представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Этот процесс можно разбить на несколько относительно самостоятельных и законченных этапов, которые, тем не менее, необходимо проходить в определённой последовательности. Необходимость перехода к следующему этапу определяется прежде всего желанием и работоспособностью самого учащегося, его музыкальными данными и целями, которые он перед собой ставит. Вашему вниманию предлагается первая часть Школы, посвящённая начальному этапу этого процесса, которая ставит своей задачей дать начинающим музыкантам, изучающим бас-гитару, основные сведения, способствующие успешному освоению игры на бас-гитаре, наиболее целесообразную постановку рук, а также рациональную и удобную расстановку пальцев (аппликатуру). Здесь же даны необходимые элементы музыкальной грамоты, необходимые для усвоения практического материала пособия. Несмотря на то, что Школа содержит достаточно много информации, как по теории, так и по технике исполнения, она не может служить самоучителем, т.е. участие опытного музыканта педагога на этом этапе обучения обязательно. Данное пособие написано на основе многолетней педагогической работы автора в Московском колледже импровизационной музыки, и опирается также на опыт его концертной деятельности в ансамблях самых разных жанров и направлений. В связи с тем, что учебно-методического материала, специально предназначенного для бас-гитары в музыкально-педагогической литературе, накопилось ещё недостаточно, в пособие включено большое количество этюдов и композиций разных авторов, изначально написанных для других инструментов, но, ввиду их несомненной полезности, адаптированных для исполнения на бас-гитаре. Кроме упражнений, Школа содержит большое количество наиболее типичных басовых рисунков, рифов и квадратов, взятых из живой практики. Часть этих примеров настолько прочно и широко вошли в исполнительскую практику бас-гитаристов, что сейчас уже трудно определить их первого исполнителя, именно поэтому они даны без ссылки на автора. Автору будет интересно узнать мнение и других музыкантов и педагогов, и он заранее благодарит всех, кто выразит свои пожелания и замечания, возникшие у них в процессе работы со Школой.


СОДЕРЖАНИЕ
Отзывы 3
Методические замечания 5
ГЛАВА I. Знакомство с инструментом. Начальные сведения о нотной грамоте.
Общие сведения о бас-гитаре 6
Основные свойства музыкальных звуков 11
Звукоряд. Октава 11
Полутон и тон. Знаки альтерации 14
Нотная запись 14
Ключи 15
Запись длительности звука 16
Паузы 18
Некоторые знаки сокращения нотного письма 18
Табулатура 19
Динамические оттенки 20
Настройка бас-гитары 20
ГЛАВА II. Постановка рук и звукоизвлечение.
Постановка правой руки 23
Игра на открытых струнах 25
Постановка левой руки 33
Смена позиции 39
Аппликатурные комбинации 45
ГЛАВА III. Лад. Тональность. Ритм.
Понятие о ладе 46
Натуральный мажор 46
Минорный лад 49
Метр. Ритм 51
Группировка длительностей 52
Синкопа 53
Затакт 55
Темп 55
Триоли 60
Развитие техники правой руки 63
Триольная и дуольная ритмические пульсации 65
ГЛАВА IV. Интервалы. Трезвучия. Главные трезвучия лада.
Интервалы 73
Обращения интервалов 76
Интервалы на бас-гитаре 77
Аккорды. Трезвучия 80
Обращения трезвучий 80
Буквенно-цифровая запись трезвучий 81
Главные трезвучия мажора и минора 84
ГЛАВА V. Доминантсептаккорд. Ладовые функции аккордов.
Доминантсептаккорд и его обращения 91
Понятие о ладовых функциях аккордов 92
Разрешение доминантсептаккорда и его обращений 93
Виды аккордов и их обозначение 94
Аккомпанемент в буги-вуги и рок-н-ролле 100
Блюзовая пентатоника 102
Аппликатурная система 103
Нотное приложение. Пьесы повышенной трудности.
Preludio I. И . С . Бах 116
Андантино. А. Хачатурян 118
Менуэт G - dur . И.С. Бах. Переложение для 2-х бас-гитар 120
Слон. К. Сен-Сенс 121
Oh , Darling . Д. Леннон — П. Маккартни 124
Baby’s In Black. Д . Леннон — П . Маккартни 127
No Reply. Д . Леннон — П . Маккартни 128
Eight Days a Week. Д . Леннон — П . Маккартни 130
Teach Me Tonight. Э . Гарнер 132
Блю Монк. Т. Монк (для 2-х бас-гитар) 133
Блюз F . Ю. Андреев. Этюд для 2-х бас-гитар 134
Ja-Da. Б . Карлтон 137
D.B.D.(«Front Page») 140
Birdland. Джозеф Завинул ( группа «Weather Report», альбом «Heavy Weather») 141
Come On With It ( группа « Tower Of Power », альбом «T.O.P.») 142
Mercy, Mercy, Mercy. Джозеф Завинул 143
The Chicken. Д . Эллис 144
Diggin’ On James Broun ( группа « Tower Of Power », альбом «Souled Out») 146
Fanie Mae. ( альбом «Invitation») 147
Бас - босса . Ю . Андреев . Пьеса для 2-х бас-гитар 148
ЛИТЕРАТУРА 149
СОДЕРЖАНИЕ 150
От автора 152

Глава I.

Знакомство с инструментом. Н ачальные сведения

о нотной грамоте.

Общие сведения о бас гитаре .

Бас-гитара - инструмент сравнительно молодой. Её первый промышленный экземпляр был изготовлен в США, в 1951 г., а широкое признание и распространение этого инструмента началось в 60-х годах и во многом связано с творчеством английской группы «Биттлз». Музыканты этой группы одними из первых стали активно использовать в своей концертной деятельности звукоусилительную аппаратуру и электромузыкальные инструменты, в том числе и бас-гитару. С тех пор появилось много разновидностей бас-гитар, отличающихся друг от друга формой, диапазоном (объёмом звучания от самого низкого до самого высокого звука), мензурой (длиной рабочей части струны), количеством струн и звукоснимателей, механизмом крепления и настройки струн, электрической схемой темброблока, наличием или отсутствием ладовых планок (порожков), а также целым рядом других, менее важных конструктивных особенностей.

Общий вид бас-гитар изображен на рисунке 1-1 (а и б). Здесь представлены две её разновидности: шестиструнная ладовая гитара (рис.1-1а) и ладовая четырёхструнная гитара (рис1-1б).

Не останавливаясь на мелких различиях, не влияющих сколько-нибудь существенно на технику игры, познакомимся с устройством и назначением основных узлов бас-гитары.

Основной частью гитары является корпус. На нём устанавливается устройство крепления нижних концов струн и механизм тонкой регулировки мензуры каждой струны. Как правило, здесь же находятся регулировочные винты, позволяющие изменять высоту струн над грифом. Под струнами, в углубления на поверхности корпуса крепятся звукосниматели (датчики) ¾ преобразователи звука в электрические сигналы. Положение звукоснимателей относительно струн также может изменяться специальными регулировочными винтами. На поверхности корпуса находятся также ручки регулировки (потенциометры) громкости и тембра, а также имеется штекерное гнездо для подключения бас-гитары к звукоусилительной аппаратуре посредством соединительного шнура. Сам темброблок располагается в специально подготовленной полости внутри корпуса бас-гитары. Часто здесь же находится и схема предварительного усилителя с элементом питания, в этом случае говорят, что инструмент имеет активные датчики.

Гриф бас-гитары жёстко крепится к корпусу и имеет внутри анкер ¾ металлический стержень, вращая который в ту или иную сторону специальным ключом можно устранять деформацию грифа. Со стороны струн гриф разделён на лады специальными металлическими планками, которые называют ладовыми планками или порожками. Количество ладов у бас-гитары обычно колеблется от 20 до 24, но может быть и больше. Всё большее распространение получают инструменты, не имеющие на грифе ладовых планок. Такие бас-гитары называют безладовыми.

Гриф заканчивается головкой, на которой находятся колковые механизмы, служащие для крепления верхних концов струн, а также для их настройки. Для того чтобы исполнителю было легче ориентироваться в процессе исполнения, на некоторых ладах рабочей стороны грифа имеются метки, в виде белых кружков.


Рис. 1-1. Устройство бас-гитары. (а ¾ шестиструнный бас, б ¾ четырёхструнный бас).

1 ¾ головка грифа; 2 ¾ колковый механизм; 3 ¾ верхний порожек; 4 ¾ лад (часть грифа между соседними ладовыми планками); 5 ¾ ладовая планка; 6 ¾ ладовые метки; 7 ¾ струны; 8 ¾ корпус; 9 ¾ гриф; 10 ¾ звукосниматели; 11 ¾ потенциометры; 12 ¾ машинка (устройство для крепления струн на корпусе гитары); 13 ¾ гнездо для штекера.

По способу крепления грифа к корпусу гитары все инструменты можно условно разделить на четыре группы.

Многообразие конструкций и форм бас-гитар ставит перед начинающими музыкантами вполне естественный вопрос: какую модель выбрать для занятий на начальном этапе обуче­ния? Не стремитесь сразу приобретать дорогой, профессиональный инструмент престижной марки. Помните, что техника не стоит на месте и к тому времени, когда вы научитесь исполь­зовать все возможности этого инструмента, пройдёт достаточно долгий срок, за который, ско­рее всего, появятся ещё более качественные инструменты с ещё более яркими выразительными возможностями. Начать свой путь в музыку можно и на недорогом, возможно даже подер­жанном инструменте, в соответствии с вашим финансовым положением.

В дальнейшем, по мере развития ваших музыкальных вкусов и личного исполнительского опыта, чёткого определения творческих целей, которые вы ставите перед собой и путей их достижения, конкретнее определятся и ваши требования к инструменту, что позволит более осознанно подойти к его выбору.

Обобщая всё вышесказанное, начинающим бас-гитаристам рекомендуется начинать обу­чение на четырёхструнной ладовой бас-гитаре традиционной формы и с твёрдым корпусом (без резонатора). Выбирая инструмент, проследите, чтобы он соответствовал вашей комплек­ции, т.е. был удобен по форме и не был слишком тяжёлым для вас. Длина ремня должна быть отрегулирована таким образом, чтобы при игре как сидя, так и стоя положение гитары относительно корпуса и рук исполнителя не изменялось. Обратите внимание также на то, чтобы инструмент находился в устойчивом положении, а гриф и корпус инструмента не перевешивали бы друг друга.

Большое влияние на звучание вашего инструмента оказывают струны. Основными характеристиками струн можно считать их длину, толщину, материал, из которого они сделаны и способы их навивки.

Длину струн, поставляемых различными фирмами на музыкальный рынок, можно разделить на пять категорий:

Первые струны для электрических бас-гитар имели плоскую навивку ( flatwound ) и изготавливались путём на­мотки на стальной корд никелированной или хромированной стальной полоски (рис1-2а). Струны с плоской навивкой имеют мягкое, округлое и упругое звучание, близкое к контрабасовому. В зависимости от типа струн, можно получить различные варианты окраски звука: мягкий, тёплый, жёсткий, глухой, объёмный, насыщенный, рычащий, металлический или кристально чистый.

В 1963 г. был опробован новый тип струн (рис.1-2б) с круглой навивкой ( roundwound ), которые имеют более яркое звучание, насыщенное высокими гармониками и обладают хорошей атакой (резко выраженным началом звука). Такие струны до настоящего времени остаются наиболее популярными среди бас-гитаристов и изготавливаются путём намотки круглой проволоки из нержавеющей стали на стальной корд (рис.1-2б). Недостатком таких струн является шершавая поверхность, которая как напильник обдирает пальцы, ладовые планки и образует канавки под струнами на грифах безладовых инструментов. Для устранения этой проблемы в настоящее время производятся струны с круглой навивкой из мягких сплавов или стали с никелиевым, медным и даже золотым покрытием. Звук струн с таким покрытием отличается большей мягкостью по сравнению с традиционными струнами из нержавеющей стали, однако срок их службы значительно меньше.


Рис.1-2. Различные типы навивки струн:

Существует ещё один тип струн ¾ струны с полукруглой навивкой ( ground или halfwound ), которые изготовляются путём срезания внешней стороны круглой навивки (рис.1-2в). Гладкая поверхность таких струн сделали их популярными среди музыкантов играющих на безладовых инструментах. Форма навивки этих струн позволяет сберечь гриф инструмента и, в то же время, сохранить характерную для струн с круглой навивкой яркость окраски звука.

Помимо формы оплётки струны различаются также своей толщиной, подразделяясь на три основные группы: тонкие, средние и толстые. Чем толще струны, тем богаче звучание вашего инструмента, но и тем больше нужно приложить усилий для игры на инструменте. Более тонкие струны мягче, податливее, на них проще играть, особенно быстрые пассажи. Диаметр струн принято измерять в долях дюйма. Таблица, приведенная ниже, даёт приблизительные диаметры струн разных комплектов:

Как запомнить ноты на бас гитаре быстро

Эта статья является дополнением к серии статей о читке нот с листа и написана, как очевидно из названия, для тех, кто еще не знает ноты на грифе бас гитары, но хочет их выучить. В этой статье во многом я поделюсь своим опытом и расскажу про способ эффективно выучить ноты на грифе бас гитары, как в этом поможет знание интервала октава и какие еще хитрости помогут вам добиться быстрых результатов! Таким образом, расположение нот на грифе больше не будет вызывать у вас вопросов.

Почему важно знать ноты на грифе?

Интернет изменил все. Вспоминая начало нулевых, когда я сам начинал учиться игре на гитаре и на басу, я понимаю, насколько мало информации у нас было, и когда видео-школа Джона Патитуччи ценилась на вес золота. И вообще, информация ценилась! Современный мир дает столько возможностей для обучения игре на басу (YouTube, сайты, приложения для телефонов и планшетов), что может пройти огромное количество времени, пока в какой-то момент вы не поймете, что, например, совершенно не знаете ноты на грифе и тем более, не умеете их читать с листа. Серьезно! Подумайте над этим немного. Я постоянно вижу, что люди, даже играющие давно, ищут табы к песням, вижу видео разборы песен на ютуб, где говорят что-то вроде: «просто прижми вот эту струну на этом ладу, а затем на этом». Приложения для телефонов или планшетов часто делают тоже самое, только в более интерактивной форме. Чаще всего, вам просто показывают, как сыграть что-то уровня «total beginner», но редко кто рассказывает почему это было сыграно.

Мыслительный процесс и слуховой анализ при таком подходе откладываются на второй и третий план. А ведь серьезная музыка и ее понимание лежит в «копании» и анализе музыки через теорию, гармонию и ноты. Раньше же, чтобы сыграть любимую песню, нужно было самому снимать ее на слух или же искать ноты в каких-то сборниках. И вы знаете, в этом было что-то правильное, на мой взгляд, что мотивировало и развивало нужные качества для музыканта.

Кстати, все достоинства и недостатки табулатур я уже рассматривал в одной из своих статей. Обязательно прочтите, если не до конца мотивированы изучать нотную грамоту. Может оно вам и не надо :-)

Кроме того, знание нот на грифе своего инструмента даст вам возможность без особого напряга общаться с другими музыкантами на репетициях и не только.

Как эффективно учить ноты на бас гитаре.

Это была минутка философии, а теперь поговорим по теме данного урока. Бас гитара имеет очень простую логику расположения нот на грифе, которая симметрична от первого до последнего лада. Это очень удобно для игры в различных тональностях, транспонирования «на ходу», в обучении. Таких привилегий лишены большинство музыкантов. Например саксофонисты имеют отдельную аппликатуру для каждой гаммы, в то время как на бас гитаре, чтобы сыграть мажорную гамму нужно всего лишь поставить второй палец на нужную тонику (это достаточно грубое описание процесса).

Первым делом вы должны понять и выучить что такое интервал октава. С физической точки зрения суть его состоит в том, что это одна и та же нота, но с удвоенной частотой. Если нота ля имеет частоту 440Гц, то та же ля, но на октаву выше будет звучать на частоте 880Гц. С практической точки зрения, интервал октавы это своего рода Jetpack или реактивный ускоритель для изучения нот на грифе. Давайте рассмотрим основные паттерны октавного интервала. Их очень легко запомнить.

  1. Октава располагается через 12 ладов от ноты, взятой на любой из струн (по количеству полутонов в европейской музыке). Эта особенность даже отражена в конструкции практически любой гитары. 12 лад на гитаре всегда отмечается каким-то особым образом. Чаще всего это два маркера из перламутра или пластика. Таким образом ноты за 12 ладом повторяют ноты до 12 лада. В Ex.1 мы видим этот октавный паттерн на струне E , между открытой струной и XII ладом (отмечен цифрой 1).
  2. Октава располагается через струну и через один лад от любой ноты (смотри Ех.1). И это просто киллер-фича для басиста. Например на гитаре этот принцип уже не сохраняется для всего грифа. На схеме мы видим этот паттерн в двух местах: между нотой E на открытой струне и нотой E на втором ладу струны D , а также между E на VII и IX ладах струн A и G .
  3. Октава располагается на двух крайних струнах E и G , как показано в схеме на XII и IX ладах.
  4. На соседних струнах между октавными нотами 6 ладов, как например между струнами D и G , а также струнами E и A в Ех.1

Октавные рисунки на грифе бас гитары схема

Пунктирной линией отмечен интервал унисон, т.е. это одна и та же нота E , только взятая на разных струнах.

Таким образом, используя только первые два принципа из четырех и выучив ноты на струнах E и А вы уже можете вычислять ноты на всем грифе! По-моему это весьма вдохновляюще! Конечно, вычислять ноты это не верх мастерства, лучше их знать как свои пять. Поэтому давайте посмотрим как еще мы можем упростить процесс изучения нот на бас гитаре.

Подсказки на грифе бас гитары.

Вы наверняка знаете, что некоторые лады отмечены маркером на грифе в виде кружочка. Это визуальные маркеры, которые помогают лучше ориентироваться на грифе и будет очень глупо этим не воспользоваться при изучении нот! Обычно, отмечены одним кружочком 3, 5, 7 и 9 лады. 12 лад у нас имеет как мы уже знаем особый статус, поэтому отмечен двумя кружочками. И после 12-го лада отмечаются как бы те же самые лады 3, 5, 7 и 9, только теперь это будет 15, 17, 19, 21.

Заучите ноты на каждой струне на ладах, отмеченных маркером. Для вас я нарисовал такую схему Ex. 2.

Ноты на грифе, отмеченные маркером схема

Как видно из схемы в основном все лады, отмеченные маркером на грифе, обозначают ноты без знаков альтерации, за исключением трех мест.

Игра гаммы до-мажор во всех позициях по грифу.

Приложения-тренажеры.

Тренажер расположения нот на грифе

Тренажер с сайта musictheory.net

В данной статье я поделился с вами методами, которые я сам использовал при изучении нот на грифе бас гитары. Надеюсь, они будут полезны и вам. Если же у вас есть желание поделиться своим опытом, тогда пишите комментарии внизу!

Ноты на грифе левосторонней гитары/ бас-гитары


Гриф гитары изображен так, как его видно при игре левой рукой. Горизонтальные линии – это струны гитары. Крайняя нижняя линия – шестая басовая струна, крайняя верхняя – первая струна. Вертикальные линии представляют порожки. Широкая вертикальная линия справа соответствует верхнему порожку гитары. Цифрами внизу указаны номера ладов, под ними – отметки, соответствующие отметкам на боковой стороне грифа.

Как найти ноту на грифе

Диапазон электрогитары включает ноты пяти октав: от ми (Е) малой октавы до ми (Е) четвёртой октавы. Чтобы соотнести эти ноты с изображением грифа гитары, приведённого выше, оставим на схеме только ноты ми (Е). Одни и те же ноты ми располагаются на грифе косыми чертами.

Из схемы также видно, что одни и те же ноты сдвигаются при переходе со 2-й на 3-ю струну на +4 лада, а при переходе с 1-й на 2-ю, с 3-й на 4-ю, с 4-й на 5-ю и с 5-й на 6-ю струны ноты сдвигаются на +5 ладов.

Гриф гитары изображен так, как его видно при игре левой рукой. Горизонтальные линии – это струны гитары. Крайняя нижняя линия – четвёртая (для 4-струнной) либо пятая (для 5-струнной) басовая струна, крайняя верхняя – первая струна. Вертикальные линии представляют порожки. Широкая вертикальная линия справа соответствует верхнему порожку гитары. Цифрами внизу указаны номера ладов, под ними – отметки, соответствующие отметкам на боковой стороне грифа.

Как найти ноту на грифе

Диапазон бас-гитары с 24 ладами включает ноты нескольких октав: от ноты ми (Е) контроктавы – для четырёхструнной или ноты си (В) субконтроктавы – для пятиструнной бас-гитары до ноты соль (G) второй октавы. Чтобы соотнести эти ноты с изображениями грифов 4-струнной и 5-струнной гитар, оставим на схеме только ноты ми (Е). Одни и те же ноты ми располагаются на грифе косыми чертами, сдвигаясь на +5 ладов.

Как научиться играть на бас-гитаре

Многим современным басистам пришлось пройти длинный и тяжелый путь, чтобы освоить инструмент. Сейчас же, узнать как играть на бас-гитаре можно легко. Можно записаться на курсы игры на бас гитаре с нуля или овладеть навыком самостоятельно.

Что такое бас-гитара и в чем ее особенность

как играть на бас гитаре

Выбор бас-гитары

При покупке первой бас-гитары начинающему басисту стоит обратить внимание на важные параметры:

Количество струн

Большинство бас-гитар имеют 4 струны, но некоторые басисты предпочитают 5-ти, 6-ти струнные, и т.д. Тем не менее, большинство партий можно исполнить на 4-струнной гитаре, поэтому начинать играть проще всего именно на ней.

Длина мензуры

Мензура – это рабочая длина струны от бриджа до верхнего порожка грифа. От длины мензуры зависит глубина звучания гитары. Длину мензур обычно обозначают в дюймах, наиболее распространенные гитары со стандартной мензурой (34 дюйма). При выборе гитары стоит обратить внимание, как инструмент чувствуется в руках, не вызывает ли дискомфорт и напряжение.

как звучит бас гитара

Наличие ладов

Лады – это промежуток между металлическими порожками на грифе гитары, служит для обозначения нот. Существуют ладовые и безладовые бас-гитары. Особенность безладовой гитары в том, что она обладает характерным дребезжащим звуком, напоминающим звук контрабаса. Играть на таком инструменте новичку будет крайне сложно, так как воспроизводить ноты придется на слух. Неопытному музыканту лучше остановить свой выбор на ладовой гитаре. Обучение игре на бас гитаре такого вида будет даваться легче и вы быстрее почувствуете уверенность в своих силах.

школа игры на бас гитаре

Материал

Корпус бас гитары обычно изготавливают из дерева, хотя нередко могут использовать графит или другие легкие материалы. Определенный материал придает гитаре характерное звучание: например, гитара их твердых сортов дерева – резкий и напористый звук, а из мягких сортов – более глубокий и теплый звук.

Дополнительное оборудование

Кроме основных параметров, нельзя игнорировать дополнительные детали и оборудование:

Комбоусилитель

«Комбик» – это звукоусилитель, который подключается к гитаре с помощью специального кабеля. Без него невозможно услышать «реальный» звук, который издает бас-гитара.

как настроить бас гитару

Медиатор

Многие задаются вопросом – играть с помощью медиатора или пальцами? Однозначно, нужно развивать обе техники, так как они позволяют добиться отличительного звучания. С помощью пальцев звук выходит более мягкий, а с помощью медиатора – резкий и точный.

Ремень

Служит поддержкой в игре на бас-гитаре стоя. Идеальный ремень не должен мешать и отвлекать от игры, так что следует серьезно подойти к выбору этого аксессуара.

Учимся играть самостоятельно

Может показаться, что научиться играть на басу не так уж и сложно. Правда в том, что на освоение игры на любом музыкальном инструменте требуются годы напряженной работы и учебы. Важно набраться терпения и регулярно выделять хотя бы пару часов в неделю на игру и обучение.

Положение гитары и гитариста

Чтобы добиться качественного исполнения обязательно нужно правильно удерживать гитару. С помощью ремня нужно надежно зафиксировать инструмент на уровне между бедрами и кистью, обязательно под углом 30 градусов. Играть можно сидя или стоя, при этом руки нужно располагать так, чтобы кисти не сильно сгибались.

Настройка

Базовый строй 4-струнной гитары обозначается E-A-D-G (ми-ля-ре-соль), для 5-струнной B-E-A-D-G (си-ми-ля-ре-соль), пятая струна настраивается на си. Настраивать гитару можно полагаясь на музыкальный слух, либо используя тюнер или специальную компьютерную программу. Последний вариант идеален для новичка до тех пор, пока он не натренируется настраивать инструмент без дополнительных устройств.

Метод звукоизвлечения

На бас-гитаре звук извлекают чаще всего щипками, реже – боем. В зависимости от музыкальных предпочтений, также можно освоить игру перебором и медиатором. Для лучшего контроля рекомендуется сначала научиться играть пальцами. Перебирать струны нужно подушечками пальцев очень аккуратно, не нужно тянуть и дергать их, это помешает добиться чистого звука.

Глушение неиспользуемых струн

Чтобы добиться чистого звучания без смешивания нот необходимо заглушать струны, что не используются. Во время глушения нескольких струн удобно использовать несколько пальцев, плавным движением.

Октавы

Октава – это интервал между одной и той же нотой, звучащий ниже или выше. Чтобы сыграть ноту на октаву выше нужно сдвинуться на 2 лада вперед и 2 струны вверх. Аналогично, если нужно сыграть ноту на октаву ниже, нужно сдвинуться на 2 лада назад и 2 струны вниз. Ноту нужно играть указательным пальцем, а ее октаву безымянным или мизинцем.

игра на бас гитаре для начинающих
уроки игры на бас гитаре с нуля

Чередование квинтами

Квинта – это пятая ступень звучания ноты, найти ее достаточно просто. Чтобы перейти на квинту вверх нужно сдвинуться на 2 лада вперед и на 1 струну вверх, если нужно перейти на квинту вниз – нужно оставаться на том же ладу и сдвинуться на струну ниже.

Регулярная практика

Как и любой другой навык, игру на гитаре можно развить только при регулярных занятиях. Чтобы быстрее приобрести техничность, желательно заниматься не менее часа в день. Но не стоит переусердствовать, иначе новое занятие быстро надоест. При обучении важно проявить усидчивость и терпение.

Табулатуры

Табулатура – это простой способ записи басовой партии, который не требует знания нотной грамоты. Для каждой струны выделяется отдельная строка, соответственно, для 4 струнной их будет 4, 5 струнной – 5, и т.д. Читаются табулатуры слева направо, ноты воспроизводятся в прямой последовательности.

уроки игры на бас гитаре для начинающих

Табулатура с прописанным ритмом

Гаммы

Играя гаммы можно постепенно оттачивать игру на басу. Если играть гаммы медленно и вдумчиво, это поможет развить координацию, улучшить растяжку пальцев и продвинуть чувство ритма и слух.

Продвинутые техники

Когда все базовые техники освоены, при желании можно переходить на более продвинутый уровень. Сложные техники не всегда могут быть понятны новичку, поэтому стоит взять несколько уроков с преподавателем бас гитары.

Слэппинг

Слэп – техника, при которой звук извлекается быстрым ударом и подцеплением струны снизу в направлении от корпуса гитары. Играя слэпом на бас-гитаре, большой палец нужно расположить параллельно струнам, средний и указательный цепляют струны вверх.

Pull-off

Техника, при которой звук извлекается резким дерганьем струны левой рукой. Чтобы сыграть этот приём от одной ноты к другой, нужно первую ноту сыграть щипком, затем резко сорвать палец левой руки, чтобы воспроизвести нижний звук.

Hammer-on

Прием, при котором нота воспроизводится сильным прижатием струны левой рукой. Когда на одной струне необходимо сыграть 2 ноты, первую можно извлечь щипком, а вторую сильным прижатием пальцем левой руки.

Техника, при которой высота ноты регулируется скольжением пальца прижимающего струну на грифе.

Slide

Прием, при котором после извлечения ноты правой рукой, левая рука скользит по грифу, не отпуская струны.

Sweep

Способ игры, при котором скользящее движение по струнам сочетается с соответствующим ладом.

Тэппинг

Техника игры, когда звук извлекается при помощи лёгких ударов по струнам на грифе. Играть тэппинг можно как одной, так и двумя руками.

Рейк – это игра одним пальцем в переходах, где использование двух и более пальцев отвлекает басиста.

Флажолеты

Прием, в котором извлекается звук-обертон. Получить его можно путем легкого прижатия струны в ее точке деления.

Обучение у профессионалов

Освоить игру на бас-гитаре с нуля без посторонней помощи задача не из легких. Не все могут себе позволить платные уроки игры на бас гитаре для начинающих с частным репетитором, тем не менее, гораздо эффективнее учиться вместе с преподавателем. Можно найти множество школ игры на бас гитаре для начинающих, опираясь на отзывы музыкантов или знакомых.

Ноты на грифе гитары. 16 шагов по изучению расположения нот на грифе.

ноты на грифе

Существует довольно много способов сделать это, однако самый простой – просто зазубрить и запомнить их, используя некоторые упрощающие меры. Иначе процесс может сильно затянуться, что значительно приостановит ваше музыкальное развитие. Эта статья как раз и посвящена систематизации обучения нотам на гитаре, а также содержит в себе несколько простых шагов, которые помогут в этом.

Для чего мне учить расположение нот на грифе?

Ответ на это такой же, как и на вопрос – зачем вообще учить ноты? Вся музыка состоит из них, как язык состоит из букв, поэтому без знания нот вы просто не сможете придумывать действительно интересные и сложные композиции. Конечно, вы будете способны учить любые композиции по аккордам, однако импровизировать, сочинять красивые соло, придумывать интересные последовательности аккордов – совершенно точно нет. Вы не будете знать, когда надо играть ту или иную ноту, или вообще где находится нужный звук. Знание того, где на грифе находится нота – а еще лучше то, как она звучит – позволит свободно играть на гитаре произведения любого уровня сложности.

Необходимые базовые знания

Обозначение нот

На письме они помечаются буквами латинского алфавита от A до G. Соответственно их значения выглядят так:

В последующем руководстве мы будем использовать именно такие пометки для вашего удобства.

Ноты на открытых струнах

Ноты на открытых струнах

В стандартном строе открытые струны на гитаре состроены в кварту друг к другу, кроме четвертой и пятой – они строят в уменьшенную квинту, следующий интервал. Благодаря этому аккорды зажимаются гораздо проще, это позволяет значительно упростить изучение гамм и боксов пентатоник. Ноты на открытых струнах выстроены в следующем порядке с первой по шестую – E B G D A E. Это называется «стандартный строй». Стоит сказать то, что почти все популярные строи, не сильно меняют его структуру, а иногда просто опускают ноты, сохраняя техническую последовательность.

Что означает Диез и Бемоль

Где не используются Бемоли и Диезы

Ровно в двух тональностях – Ля-миноре и До-мажоре. В остальных ситуациях они активно используются всеми без исключения музыкантами.

Кроме того, бемоли и диезы отсутствуют между нотами E и F, а также B и C. Они находятся на расстоянии полутона друг от друга. Обязательно запомните это – данный аспект довольно важен при импровизации.

Что такое натуральный ряд

Натуральным рядом по факту называется обычная гамма без повышения и понижения ступеней. В ней все ноты идут последовательно друг за другом в классическом мажорном или минорном порядке. Этот порядок очень важно знать для импровизации на гитаре, поскольку именно на нем она и строится.

Таблица нот для гитары

Перед тем, как приступать непосредственно к запоминанию нот, взгляните на эту таблицу, на которой они обозначены вплоть до 12го лада. Почему до 12го? Потому что это целая октава, и после него ноты повторяются в том же самом порядке, как будто начинаются с нулевого. В данном случае нулевым ладом служит двенадцатый.

ноты на грифе гитары 1

Пошаговое изучение расположения нот на гитаре

День первый. Учим ноты на шестой струне

Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:

ноты на грифе гитары 2

День второй. Учим ноты на пятой струне

Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.

ноты на грифе гитары 3

День третий. Учим ноты на четвертой струне

Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие

ноты на грифе гитары 4

День четвертый. Учим ноты на третьей струне

В стандарте это выглядит так

ноты на грифе гитары 5

День пятый. Учим ноты на второй струне

В стандартном строе это выглядит так

ноты на грифе гитары 6

День шестой. Учим ноты на первой струне

Для стандартного строя разметка следующая

ноты на грифе гитары 7

Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.

День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот

Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:

  1. Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
  2. Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.

Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе. Это очень важно в таком вопросе, как играть соло, поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место.

День восьмой. Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

День девятый. Все ноты на десятом ладу

То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.

ноты на грифе гитары 9

День десятый. Запоминаем все ноты A

В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах

ноты на грифе гитары 10

День одиннадцатый. Запоминаем все ноты B

Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах

ноты на грифе гитары 11

День двенадцатый. Запоминаем все ноты С

В стандарте нота C находится на этих ладах

ноты на грифе гитары 12

День тринадцатый. Запоминаем все ноты D

Эту ноту прозвучивают эти лады

ноты на грифе гитары 13

День четырнадцатый. Запоминаем всем ноты E

Данную ноту обозначают эти лады

ноты на грифе гитары 14

День пятнадцатый. Запоминаем все ноты F

Эта нота находится на следующих ладах

ноты на грифе гитары 15

День шестнадцатый. Запоминаем все ноты G

Она находится на этих ладах

ноты на грифе гитары 16

Ноты на грифе гитары. Таблицы для скачивания. Шпаргалки.

Для того, чтобы вам было легче учиться, ниже представлен небольшой сборник файлов-шпаргалок с указанными на грифе нотами. Это сделает процесс обучения еще проще.

Изображения откроются в новом окне, после вы сможете сохранить их себе на компьютер.

Стоит ли использовать наклейки с нотами на грифе гитары?

Однозначно – да, но только поначалу. Таким образом, вам действительно будет проще запомнить, где находится какая нота. Однако не стоит цепляться за них – постепенно убирайте их с грифа и старайтесь запоминать ноты без них.

наклейки с нотами на грифе гитары

Несколько полезных советов

  1. Как уже было сказано выше – используйте стикеры на гриф, чтобы запомнить нужные ноты;
  2. Тренируйте слух – учитесь не только запоминать расположение нот на грифе, но и то, как они звучат, чтобы быстро находить нужную интонацию по звуку;
  3. Находите все интервалы по всему грифу – это очень поможет в игре в дальнейшем;
  4. Запоминайте, из каких нот, и каким образом строятся аккорды, чтобы потом без труда ставить их в любом месте грифа;
  5. Узнайте, по какому принципу строятся мажорные и минорные гаммы, и пытайтесь строить их от уже запомнившихся нот в любом месте грифа.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Альберт Гастинов

27 Replies to “ Ноты на грифе гитары. 16 шагов по изучению расположения нот на грифе. ”

Прекрасный сайт! Кладезь ценной информации, все предельно понятно и локанично. Какое счастье, что Вы есть! Огромное Спасибо Вам! Куда можно отблагодарить? 🙂

Спасибо за информацию.
Очень всё просто и доступно для понимания.

Спасибо ОГРОМНОЕ, я именно вас искала. Вот так просто на табличке с пояснениями наглядно. Альберт, вы просто чудо. Я уже отчаялась найти человека, который бы мне ПРОСТО пояснил где какая нота на грифе. Без заумных исторических,физических и математических теорий. Простите за эмоциональность Еще раз СПАСИБО!

Очень приятно! Рад, что вам помогла статья.

Здравствуйте.По нотам более менее понятно,надо учить,а вот по аккордам хочу задать вопрос.Совершенно не понятно почему аккорд называется,к примеру,С,а нот там три и не С,да ещё играть его надо с определённой тоники.Как в этом разобраться,помогите пожалуйста.

Здравствуйте. В этом вопросе вам поможет разобраться статья на нашем сайте Построение аккордов на гитаре.

Потому что аккорд называется по первой ноте (тонике), от которой он строится Аккорд = трезвучие, включающее в себя три ноты: тонику, терцию, квинту (мажорный аккорд). То есть первую, третью и пятую ступень соответствующей гаммы. Соответственно, аккорд C, он же До-мажор состоит нот До, Ми и Соль.

Спасибо будем учить)

Здравствуйте. Текст исправили, все верно на восьмом зажимается 2-ая струна, образуя октаву от 3 открытой струны.

Какие брать наклейки на гриф? Разноцветные, однотонные? На Алике много всего. Или пёстрые большие кругляшки, или мелкие однотонные. И с пестрыми рябит, и однотонные почти не видно.

Здравствуйте, Екатерина. Здесь только дело вкуса и предпочтений. Лично мне больше нравится вариант с однотонными наклейками.

Стоит обратить внимание на то, что наклейки, которые продаются на Алиэкспресс, подходят только для гитар типа Дредноут и других из этого семейства (что касается формы корпуса и грифа). На классические гитары, а также гитары отечественного производства ООО «Ижевский завод Т.И.М.», ЗАО «АККОРД» г. Бобров и др., такие наклейки не подойдут, т.к. на этих инструментах идет широкий гриф и отображение нот на наклейках не будет соответствовать нужным струнам.

Отличный сайт. Спасибо.

Пошаговое повышение грамотности автора. День первый. Зайти в википедию и прочесть значение слова «нота».
День второй. Перестать лепить всё в одну кучу. Осознавать, когда следует употреблять «звук», а когда «нота».
День третий. Наслаждаться собственной грамотностью.

Ваш комментарий немного странный по содержанию. Давайте разберемся. Нота как пишет Википедия – это графическое обозначение «Звука» музыкального произведения.

Музыкальный звук – «звук» определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений.

Теперь мы имеем контекст нашей статьи, где описывается, то где находятся ноты на грифе гитары с пошаговым изучением.

Из контекста следует что нам, нужно знать, где находится Нота (теория), чтобы ее потом сыграть (практика), то есть извлечь «Музыкальный звук» на инструменте. Если посмотреть на материал именно в контексте темы, то все написано правильно. Нам нужно знать места извлечения звуков (практика) и знать, как он называется и где находится (теория, нота).

Поясню дополнительно, использование слов звук и нота при правильном понимании материала имеет одинаковое значение. Если бы в статье шла речь о музыкальном звуке, его происхождении, физических характеристиках и других деталях и в нужных местах мы бы использовали слово «нота», в таком случае здесь была бы ошибка.

Очень рад, что информация для вас полезна!

Сайт суперский, спасибо

Спасибо за отзыв!

Здравствуйте, Юрий. Ноты конечно лучше учить в том виде как их придумали в произношении, т.е. До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си. А на письме, если вы не пользуйтесь нотными записями и партитурами, то использовать общепринятые буквенные обозначения C-D-E-F-G-A-B.

Вывод можно сделать, что стоит учить и запоминать ноты визуально как они выглядят на письме в буквенном виде, но произносить их как Соль-Ля-До-диез и т.д.

Читайте также: