Обозначение ладов на гитаре

Обновлено: 04.07.2024

Обозначение пальцев, ладов и струн гитары

Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами 1, 2, 3, 4:

Поскольку большим пальцем на шестиструнной гитаре струны прижимаются в исключительных случаях, он обозначения не имеет.

Обозначение пальцев правой руки.

Пальцы правой руки обозначаются латинскими буквами p, i, m, a:

  • Указательный палец - (i) index
  • Средний – (m) medio
  • Безымянный – (a) anular
  • Большой – (p) pulgar

Мизинец правой руки при игре на гитаре, как правило не используется, поэтому обозначения не имеет.

Обозначение ладов на грифе гитары.

Лады гитары обозначаются римскими цифрами I, II, III, IV и т.д. Нулевой лад, то есть открытая струна обозначается цифрой 0.

Обозначение струн гитары.

Струны гитары обозначаются арабскими цифрами в кружочке от 1 до 6, снизу вверх (от самой тонкой до самой толстой). При записи табулатур струны могут обозначаться нотами латинской нотации, соответствующими звучанию открытой струны: E A D G H e, при этом нота Ми первой октавы пишется маленькой буквой, а Ми малой октавы - большой. Порядок струн при такой записи, может быть, как сверху вниз, так и снизу вверх.

Как читать табулатуры

Применение табулатур

Табулатуры или просто табы применяются для записи музыкальных произведений среди гитаристов. Это несколько упрощает жизнь гитаристов, поскольку необязательно учить ноты и нотную запись (хотя, если Вы решили достичь серьезного уровня, Вам необходимо будет выучить ноты) или иметь музыкальное образование.

Табулатуры могут применяться для всех видов гитар, с любым количеством струн и в любом строе. Практически любое музыкальное произведение для гитары можно записать в виде табулатуры. Для составления табулатур существует множество программ, наиболее распространенная из которых Guitar Pro - редактор табулатур с большими возможностями. В интернете на данный момент можно найти множество произведений в формате этой программы (gtp, gt4, gt5).

Основные обозначения

Табулатура состоит из горизонтальных линеек, количество которых, как правило, равно количеству струн и вертикальных, которые разделяют композицию на такты. Каждая горизонтальная линейка соответствует струне гитары, начиная с самой тонкой и заканчивая самой толстой, если читать табулатуру сверху вниз.

Слева от каждой горизонтальной линейки, обычно указаны струны: либо по номерам (в этом случае строй гитары должен быть указан перед табулатурой), либо по названию ноты открытой струны. При этом названия нот записываются в латинской нотации, при этом струна шестая струна записывается прописной буквой (E), а первая струна - строчной (e). Если слева от линейки нет указания номеров струн или нот и нет указания на строй гитары перед табулатурой, то применяется стандартный строй для того вида гитары, для которого записана табулатура.

Количество линеек может не совпадать с количеством струн, например при записи табулатуры соло партии можно встретить сокращенную запись табулатуры, в которой указаны только те струны, которые участвуют в партии.

Цифра на горизонтальной линейке обозначает номер лада, на котором нужно прижать струну. Если указана цифра 0, то играет открытая струна. Необязательные ноты, то есть ноты которые можно не играть указываются в скобках. Пример табулатуры (припев песни "Город Золотой"):

Если несколько цифр стоят вертикально на одной линии, значит эти звуки нужно извлекать одновременно. Например аккорд Ля минор (Am) выглядит так:

Обратите внимание на знак X на 6-ой струне, этот знак указывает, что струна звучать не должна.

Обозначения приемов игры, применяемые при записи в табулатур.

Глиссандо или скольжение обозначается знаками \ и / между двух цифр (нисходящее и восходящее глиссандо соответственно), что указывает на скольжение по струне от лада, на который указывает первая цифра до лада, на который указывает вторая:

В этом примере применяется скольжение по первой струне сначала с третьего лада на пятый, а затем с пятого на второй.

Легато обозначается знаками p и h (нисходящее (pull off) и восходящее (hammer on) легато соответственно), которые указываются между двух нот, где звук извлекается на первой ноте пальцем правой руки, а последующий звук извлекается пальцем левой. Краткий пример (сначала восходящее, потом нисходящее легато):

Вибрато обозначается знаком

который ставится после ноты столько раз, как долго должна звучать струна.

Бэнд или подтяжка струны обозначается знаком ^ между двух нот, при этом звук повышается с первой до второй ноты. Как правило, этот метод применяется при игре на электрогитаре.

Расположение нот на грифе гитары

Диапазон гитары составляет почти четыре октавы, но не обязательно зубрить расположение всех нот на грифе гитары, куда важнее понять принцип их расположения. Приведенное ниже схематичное изображение грифа гитары поможет Вам в этом.

Урок 8 — Посадка, обозначение пальцев

Существует 2 варианта посадки. То есть 2 положения, в котором лучше всего учиться играть на гитаре.

Вариант 1

Первый вариант Классический — для начинающих я рекомендую именно его.

Для начала Вам нужно определиться с местом занятий на гитаре. Это очень важно! Не нужно тренироваться один день на стуле, второй на диване, третий на кресле — если Вы будете играть так, то Ваш прогресс будет сильно тормозиться. Нужно чётко определить место и всегда заниматься там. Рекомендую взять обычный, стандартный стул и заниматься всегда на нем.

Далее садимся на край стула, ноги расставляем шире и кладем гитару на левую ногу — изгибом корпуса на бедро ноги. При этом гитару расположите поближе к себе. Корпус упирается также и в правую ногу, принимая устойчивое положение. Левая нога у нас немного поднята, под ней должна располагаться подставка или ещё называют скамейка. Продается в любом музыкальном магазине, регулируется по высоте и иногда по наклону, находите своё комфортное положение.


Если нет денег или просто не хотите её брать, то можете сделать что-то подобное сами. Высота подставки должна быть 15−20 см.

Спину держим прямо! Корпус туловища наклонен немного (слегка) вперед. Головки грифа должна находится примерно на уровне наших глаз.

Левая рука, правая рука, плечи — должны быть расслаблены.

Вариант 2

Пройдет 2−3месяца, Вы уже будете играть какие-то песни, и в этот момент, я рекомендую Вам попробовать вторую позицию. Садимся на край стула, ноги также по шире, подставка нам не нужна и гитару кладем на бедро правой ноги. Спину держим также прямо, гриф гитару немного вперед и корпус гитары немного на себя. Получается 3 опоры — правая рука, нога, грудь (см. видео).

Обозначения пальцев

Обозначения пальцев левой руки.

Указательный — 1
Средний — 2
Безымянный — 3
Мизинец — 4
Большой палец — Б — не учувствует в игре на шестиструнной гитаре, но иногда им приходиться придерживать струны, чтоб они не звучали.

Условные обозначения пальцев правой руки.

Большой палец — P (p) или +.
Указательный — I (i).
Средний — M (m).
Безымянный — A (a).
Мизинец — E (e) не участвует при игре на акустической гитаре

Что нужно знать (Теория)

Основные части гитары это корпус (кузов), гриф и струны .

В корпусе зарождается звук гитары, который выходит через резонаторное отверстие, называемое голосником, и находится пластинка, называемая подставкой . К подставке крепятся струны гитары.

Верхняя часть грифа называется головка грифа . На головке находятся 6 колков , с помощью которых настраиваются струны гитары.
На самом грифе располагаются металлические порожки, называемые ладами . Также ладами называют и расстояние между этих порожков.
Кроме этого на гитаре есть 2 костяных порожка: верхний и нижний , которые ограничивают длину струн с двух сторон. Верхний находится между грифом и головкой, а нижний вставлен в подставку на корпусе.

Обозначение ладов, струн и пальцев

Чтобы извлечь какую-либо ноту, необходимо дернуть струну правой рукой, а также зажимать лады левой. Для облегчения исполнения на нотах (и табулатурной записи) пишутся подсказки в виде арабских и римских цифр. У каждого вида - свое назначение.
На грифе классической гитары имеется 19 ладов (эстрадные, электронные и бас гитары имеют большее количество ладов).
Первый лад находится между верхним порожком и первым металлическим порожком , второй лад между первым и вторым порожками и так далее. Лады обозначаются римскими числами .
В табулатурной записи лады изображены на самих нотах арабскими цифрами.
Более подробно о табулатурной записи нот узнаете в одной из следующих статей.

Для обозначения струн используют арабские цифры , записанные в кружочках , а для обозначения пальцев левой руки просто арабские цифры без кружочков . Струны считают от самой тонкой (первая струна) до самой толстой (шестая струна).
В табулатурной записи струны изображены в виде схемы (6 горизонтальных линий означают 6 струн гитары).

Пальцы правой руки обозначаются буквами p, i, m, a, е . Это начальные буквы названий пальцев по-испански и по-французски: pulgar или pouce, indice или index, medio или majeur, anular или annulaire, extremo или extreme.

____________________

Итак, из статьи мы узнали:

1) основные части гитары — это корпус, гриф и струны ;
2) на нотах есть цифры-подсказки , которые говорят, как можно удобно расставить пальцы рук, а также какую струну играть и на каком ладу зажимать;
3) что именно обозначает каждый вид цифр-подсказок;
4) что такое аппликатура и p, i, m, a, e.

____________________

Если понравилась статья, оцените её на нашем Telegram-канале Guitar Blog и поделитесь с друзьями!

Самоучитель игры на гитаре/Урок 2

В этом уроке вы узнаете о аккордах и табулатурах, и их обозначениях. Узнаете немного теории и расположении нот на грифе гитары. И вы узнаете, как запоминать названия аккордов (до мажор, до минор и т. п.) и читать их.

Вот пример аккорда:

Это схематичное изображение грифа гитары.

G-Dur-7.jpg

  • Слева-направо: 1, 2, 3, 4 лады.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны.
  • В левом верхнем углу стоит название аккорда G7.
  • Чёрные закрашенные кружки обозначают места где пальцы левой руки должны прижимать струны на грифе.
  • Цифры в этих кружках обозначают номера пальцев(1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец).
  • Незакрашенные кружки обозначают, что 2, 3 и 4 струны звучат как открытые.
  • Римская цифра три III обозначает номер лада.

Вот другой вариант изображения аккорда:

Это такое же схематичное изображение грифа гитары, как и прошлое, только повёрнутое на 90°.

  • Справа-налево: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5 лад.
  • Здесь изображен один из самых простых аккордов Am(ля минор).
  • Чёрные закрашенные кружки обозначают места, где пальцы левой руки должны прижимать струны на грифе.
  • Незакрашенные кружки обозначают, что 1, 5 и 6 струны звучат как открытые.
  • На этом рисунке лишь отсутствует нумерация лада, и пальцев.
  • Но номер лада здесь можно определить по жирной линии сверху, обозначающую верхний порожек. Значит лад под ней является первым.
  • Расстановка пальцев: 2 струна — 1 палец, 3 струна — 3 палец, 4 струна — 2 палец.

Отображение аккордов с помощью табулатур:

О том что такое табулатура и как ей пользоваться, вы узнаете чуть ниже. Хотя, думаю, здесь всё понятно.
e|----0--------- 1-я стpyна, откpыта
B|----1--------- 2-я стpyна, 1-й лад
G|----O--------- 3-я стpyна, откpыта
D|----2--------- 4-я стpyна, 2-й лад
A|----3--------- 5-я стpyна, 3-й лад
E|----X--------- 6-я стpyна, не игpается

Отображение аккордов в текстах песен:

Это песня исполняется «гитарным боем». То есть, левая рука зажимает аккорд C(До мажор), правая играет фигуру боя, потом левая рука зажимает G(Соль мажор), правая повторяет фигуру, и так далее.

Аккорды стоят в тексте над теми словами, когда они начинают звучать. Т. е. сначала начинаете петь «Мы. » и на слове «вышли» начинаете играть аккорд C до конца строки. И так далее.

Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары. Они нужны в основном для изучения соло партий, и для игры перебором.

  • Плюс табулатуры в том, что она наглядно показывает расположение пальцев на грифе;
  • недостатком является то, что табулатура показывает только позицию пальца, но не несёт информации о длительности и звучании ноты. Поэтому, чтобы правильно играть мелодии по табулатурам, надо знать, как они звучат.

Вот пример гитарной табулатуры:

  • Слева-направо идет мелодия, которую нужно исполнить, в порядке извлечения звука.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны. Буквы обозначают ноты.
  • Цифры на струнах обозначают номер зажатого лада, на грифе гитары.
  • Латинские буквы b и h обозначают специальные приёмы извлечения звука. В данном случае bend(бэнд) и hammer on(восходящее легато)

Ещё можно встретить табулатуру скрещённую с нотами. По такой можно определить звучание. Подобные табулатуры можно встретить в специальной программе: табулатурном редакторе Guitar Pro.

Звуковой ряд идёт от самых низких по частоте звуков (басы) до самых высоких (дисканты). Весь этот диапазон делится на равные отрезки, называемые «октавы».

…и 5 повышенных (повышение называется «диез») или пониженных («бемоль») между ними:
ДО-диез (она же ре-бемоль), РЕ-диез (ми-бемоль), ФА-диез (соль-бемоль), СОЛЬ-диез (ля-бемоль), ЛЯ-диез (си-бемоль).

Таким образом, если брать в ней все ноты подряд, через полтона, октава состоит из следующих 12 нот:
ДО, ДО-диез, РЕ, РЕ-диез, МИ, ФА, ФА-диез, СОЛЬ, СОЛЬ-диез, ЛЯ, ЛЯ-диез, СИ.

Чтобы развернуть таблицу, нажмите [показать]:

Струна Обозначение
в классической
теории музыки
Альтернативное
обозначение
1-я струна e e
2-я струна H B
3-я струна G G
4-я струна D D
5-я струна A A
6-я струна E E

Теперь научимся находить на грифе гитары любую ноту.

№ струны Название ноты Буквенное обозначение ноты
1 МИ E
2 H
3 СОЛЬ G
4 РЕ D
5 ЛЯ A
6 МИ E

Запомните: не бывает МИ-диез, ФА-бемоль, СИ-диез и ДО-бемоль.

  • Мажорные. Пишутся без добавлений, к примеру G (Соль мажор) или C (ДО мажор).
  • Минорные. Пишутся с добавлением буквы строчной латинской «m», к примеру Cm (ДО минор), Gm (СОЛЬ минор).

Ещё есть септаккорды, к примеру A7 (ЛЯ-мажорный септаккорд) или G7 (СОЛЬ-мажорный септаккорд).

Как читать аппликатуры аккордов. Схемы с обозначениями и подробным описанием

как читать аппликатуры аккордов

Если начинающий музыкант хочет изучать новые песни и расширять границы своих технических возможностей, то ему просто необходимо задаться вопросом как читать аппликатуры аккордов. Это один из ключевых моментов самостоятельного изучения инструмента. Даже если он занимается с преподавателем или перенимает опыт у более мастеровитых товарищей, то чтение аппликатур поможет сделать качественный рывок вперёд. Научиться это делать – несложный процесс. Но он должен входить в обязательную программу тех, кто хочет расширить свои знания в эстрадной, поп, рок-музыке.

Схема с обозначениями

На этой схеме сосредоточены основные обозначения, знание которых уже поможет ориентироваться в большинстве песен.

как читать аппликатуры

Подробное описание схемы

Для того, чтобы понять, как читать аппликатуры, следует ознакомиться с пустой диаграммой. Она представляет из себя схематичный гриф гитары. Если поставить её в подставке (или облокотить об стену), то можно мысленно перенести эту схему на ваш инструмент.

Что обозначает сетка аппликатуры?

Каждый прямоугольник означает лад. Линии отделяют один лад от другого. Точкой отсчёта считается как раз верхний порожек (см. ниже). Если он нарисован – значит нужно автоматически отсчитывать от «нулевого» лада (то есть лад после жирной линии будет первым). Если же этой жирной линии нет, то обычно указывают номер лада, от которого следует вести отсчёт.

Вертикальные линии обозначают струны. Слева направо – от шестой до первой. Таким образом, по сетке можно определить как струну, так и лад.


Номера пальцев левой руки

Эти номера используют не только в эстрадной, но и в классической гитаре.


Часто номера пальцев специально прописывают, когда рисуют аккорды для начинающих . Неопытный музыкант может неправильно поставить пальцы и заучить неудобную и даже вредную для суставов аппликатуру. Кроме того, одна и та же гармония может зажиматься разными способами, которые и обозначаются такими цифрами.

В редких случаях можно встретить букву «T». Она означает – большой палец. Это скорее нетрадиционный способ, который пользуются в жанрах блюз, рок, иногда в бардовской музыке и при игре в альтернативных строях. Чаще всего большим пальцем зажимаются либо басовые ноты, либо производится заглушка струн.

Обозначение верхнего порожка на сетке

Жирная чёрная полоса обозначает крайний толстый пластмассовый порожек, который обычно окрашен в белый цвет (иногда бывает кремовым или чёрным) – он приподнимает струны над грифом.


Буква обозначающая аккорд

Сверху подписывают общепринятое обозначение данного аккорда. Это буквы С, D, E, F, G, A, B (от «До» до «Си»). Это мажорные аккорды. К минорным подписывают «m» и так далее, в зависимости от самой гармонии. Часто встречающиеся гармонии обычно пишут как раз буквами, чтобы каждый раз не прописывать аппликатуры аккордов .


Точки на сетке

Чёрные точки, найденные на диаграмме, говорят нам, какие лады следует зажимать. Ориентируйтесь по струнам (вертикальным линиям) и их пересечениям с горизонтальными (которые дают лад). Фактически такую диаграмму можно перенести на реальный гриф, и они совпадут. Мысленно (или физически) можно распечатать одну из диаграмм аккордов (разумеется масштабы должны совпадать) и перенести на гриф вашей гитары.


Точки за сеткой аппликатуры

«Прозрачные» круглые точки обозначают струны, которые не зажимаются, но входят в аккорд. Обычно они выносятся за пределы нулевого порожка, и рисуются как бы вне диаграммы. Кстати, не обязательно всегда их играть. Они входят в состав, но не обязательно должны ярко прозвучать.


Цифры на точках

Цифры на точках как раз обозначают номер пальца, которым следует зажимать указанный лад на определённой струне.

Буквы на точках

Буквы – это ноты. Для тех, кто решил продвинуться дальше в своём гитарном мышлении, есть возможность выучить расположение нот на грифе. Чаще всего такие обозначения используются при игре боксов (мажорных и минорных гамм). К буквам добавляются диезы, бемоли. С помощью таких точек с буквами можно не только читать аппликатуры аккордов, но и постепенно запоминать, какая нота находится на том или ином ладу.

Что означает символ «X»

Он означает названия струн , которые не следует играть. Чаще всего это басовые ноты, которые не входят в состав аккорда. Но нередко бывают и «крестики» среди играющихся нот. Их необходимо глушить, изгибая сустав пальцев левой руки или используя ребро (подушечки пальцев) правой ладони. Обратите внимание, что «кресты» могут чередоваться с круглыми точками (которые играются).


Обозначение баррэ

Изогнутая линия (как скобка) опоясывающая лад. Нужно смотреть, что иногда она захватывает 4-5 струн, а иногда и все 6. Помимо скобки используется жирная чёрная линия, закрывающая определённые лады. Она не обязательно всегда на первом ладу. Иногда бывает малое баррэ на 3 или 4.


Номера ладов


Примеры популярных аккордов

Конечно, начинать обучение следует с самых простых аккордов. Две точки (вроде Em) без дополнительных знаков. После того, как читать аппликатуры станет проще, можно приступать к более трудным гармониям с приглушёнными струнами, баррэ и комбинированными вариантами.

Как читать аппликатуры аккордов начинающим

Сегодня мы разберём, как читать аппликатуры аккордов. Если вы только начинаете играть на гитаре, а наставника нет, с этим могут возникнуть сложности. Чтение аппликатур - это один из базовых навыков музыканта. Без такого знания гитаристу никак, только если он не академист, играющий по нотам.


Что такое аппликатура

Аппликатура - красивое немецкое слово, обозначающее порядок расположения пальцев, их чередование при игре на музыкальных инструментах. Речь идет не только о гитаре - без этой формы записи не обойтись музыкантам-клавишникам, владельцам любых струнных. Иногда авторы произведений составляют собственный порядок пальцев, чтобы сделать звучание более выразительным, на их взгляд. Особенно часто этим пользуются пианисты, органисты.


Гитарная аппликатура

Аппликатуры аккордов на гитаре - это фиксированный стандарт расстановки пальцев для различных созвучий. На каждой схеме показан наиболее удобный вариант постановки. Что ещё есть на ней?

  • указание, какие струны зажимать;
  • какими пальцами это делать;
  • на каком ладу играть;
  • какие струны не играются или заглушаются;
  • название созвучия.

Это основные характеристики, остальное варьируются в зависимости от произведения. Замечу, что расстановка пальцев может отличаться в авторской аппликатуре, если музыкант решит, что так его мелодия звучит лучше.

Правила чтения

Приступим к самой важной части. Схема может располагаться вертикально, тогда самая низкая, шестая, струна будет левее всего, а самая тонкая - первая - окажется справа. Если она расположена горизонтально, то верхняя струна - это самая тонкая, а нижняя - шестая.



Лады и пальцы

Кружками показаны лады, которые надо зажимать. Если над струной белый кружок, играется не зажатая (открытая) струна, если над ней крестик, то играть ее не надо. Это хорошо видно на квинт-аккордах, где нужны только басы.


На многих схемах в кружках написаны цифры: это пальцы, которыми надо зажимать струны. Если их нет, порядок определяется музыкантом. Выбирайте тот, что будет удобнее всего. Пальцы левой руки считаем с указательного: указательный - 1, средний - 2, безымянный - 3, мизинец - 4. Большой палец нужен не так часто на басах, поэтому его специальный значок - буква “Б”.

Сбоку от сетки грифа может быть написана цифра - это лад, с которого начинается аккорд. Если там ничего нет, то началом по умолчанию считается первый лад. Также он отмечен толстой полоской сверху: она обозначает верхний порожек.

На некоторых схемах вы встретите сплошную полосу, пересекающую несколько ладов: это баррэ.

Название созвучия

  • C - цэ - до
  • D - дэ - ре
  • E - е - ми
  • F - эф - фа
  • G - джи / же - соль
  • A - а - ля
  • H(B) - аш / бэ - си

Применим знания на практике: полностью прочитаем аппликатуру аккорда.

Пример разбора


Лад не указан, толстая полоска сверху: начинаем с первого.

Ставим пальцы. Первый (указательный) палец на первом ладу второй струны, второй (средний) на втором ладу третьей, третий (безымянный) на втором ладу второй.

Над первой и пятой струнами белые круги: значит, их играем открытыми. Над шестой крестик: её не касаемся.

Тренируйтесь читать аппликатуры разных созвучий, и через некоторое время это будет получаться само собой. Переписывайте их в тетрадь, запоминайте, и через какое-то время вы сможете использовать их, не заглядывая в схемы.

Разные люди изображают эти схемы по-разному, поэтому не зацикливайтесь на одном шаблоне, привыкайте к разнообразным вариациям условных обозначений.

Обозначение ладов на гитаре

Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть
в полусогнутом положении. Струны прижимаются кончиками
пальцев, за исключением игры приемом баррэ. Пальцы в
суставах не прогибаются; исключение представляет
указательный палец, который прогибается в том случае,
когда он прижимает одновременно две или три струны.
Большой палец струн не прижимает, он служит опорой для
четырех пальцев, прижимающих струны, поэтому он не
должен быть виден из-под, грифа. Струны надо прижимать
около ладов (металлических пластинок), но не сдвигать
их в сторону.
Условные обозначения пальцев левой руки (аппликатуры):

Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами:
Указательный - 1
Средний - 2
Безымянны - 3
Мизинец - 4
Способы извлечения звука

Звук на гитаре извлекается посредством щипка, или,
точнее, удара по струнам кончиками пальцев правой руки.
Большой палец производит щипок от себя, указательный,
среднийи безымянный пальцы производятщипокксебе.
Приготовленный для удара палец должен
находитьсяперпендикулярно по отношению к струне. При
таком положении соприкосновение придает большую силу
удару, делая его более 6огатым обертонами. Извлекать
звук на струне можно от подставкии до грифа. Если мы
будем извлекать звук с одинаковой силой, постепенно
передвигая руку от подставки к грифу, то тембр
инструмента будет заметно изменяться. Отрезок, на
котором возможно извлекать звук, нужно разграничить на
три части:

1 верхнюю - у грифа(верхняя часть звуковой розетки),
2 среднюю - у нижней части звуковой розетки,
3 нижнюю - у подставки.

Самое сильное и яркое звучание инструмента - в середине
(у нижней части звуковой розетки). Здесь в основном и
извлекаются звуки. В нижней части (у подставки)
инструмент звучит довольно сильно и резко. Верхней и
нижней частью пользуются для перемены тембра. В
музыкальном произведении могут встретиться две
одинаковые фразы. Чтобы звучание одной фразы отличалось
от другой, следует дать разные тембры, - одну фразу
сыграть в верхней части, а другую - в нижней.
Чтобы инструмент звучал ровно и ярко, нужно помнить
следующее:
1. Удары пальцев по одной струне должны быть,
сосредоточены в одной точке.
2. При ударе по разным струнам пальцы должны
располагаться по прямой, перпендикулярной струнам

Примечание.
Если пальцы будут расположены в разных точках, звучание
инструмента будет плохое. Чем меньше задерживаются
пальцы на струнах во время удара, тем сильнее и ярче
звучит инструмент.

Существуют два способа извлечения звуков:
1. Ногтевой способ, когда звук извлекается, при помощи
ногтей на пальцах правойруки.
2. Способ извлечения звука подушечками (мякотью)
пальцев правой руки.
Первый способ считается наиболее употребительным и
заключается в следующем: кончики подушечек пальцев
(ближе к ногтю) касаются струн и почти одновременно
струна скользит на ноготь, которыйизаставляет струну
звучать. От такого удара звук делается сильным и ярким.
При игре ногтевым способом ногти не должны быть
длиннее, чем на 1, 5-2 мм над уровнем подушечек
пальцев, должны иметь полукруглую форму и концы их
должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом
способе извлекает звук краем подушечки. Второй способ
извлечения звука состоит в том, что кончики пальцев
правой руки при ударе касаются только подушечками
пальцев, без участия ногтей. Таким способом концертанты
почти не пользуют, так как инструмент звучит гораздо
тише, чем при ногтевом способе. Если извлекать звук
только мякотью пальцев, то ногти, разумеется, должны
быть коротко острижены. При извлечении звуков надо
овладеть двумя приемами, так как на них построена вся
техника правой руки: апояндо и тираидо.
Апояндо. Удары указательного, среднего и безымянного
пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть
по направлению к деке.
Тпрандо. Удары указательного, среднего и безымянного
пальцев, направленные снизу вверх, то есть от деки.
Удары пальцев правой руки, направленные сверху вниз и
снизу вверх, должны быть примерно под углом 45° по
отношению к деке.

Баррэ – это прием прижатия струн. Он заключается в том,
что указательный палец левой руки одновременно
прижимаетна одном ладу несколько струн или все струны.
Прижатие трех или четырех струн называется малым баррэ.
Прижатие пяти шести струн называется большим баррэ.
Указательный палец при приеме баррэ должен быть прямым,
его нельзя прогибать в суставах. (при исполнении
некоторых аккордов может возникнуть необходимость
незначительного прогиба этого пальца).
Чтобы звучание струн не сопровождалось дребезжанием
(что часто бывает у новичков) большой палец должен быть
под грифом, приблизительно против второго пальца.
Прижимайте струны около ладовой перегородки, постарайся
ощутить каждую струну под указательным пальцем и найти
оптимальное место прикосновение струны к пальцу. В
дальнейшем положение большого пальца будет определяться
сложностью данного аккорда. Когда указательный палец
выполняет баррэ, остальные пальцы должны свободно
перемещаться по струнам для прижатия нужных нот в
аккордах.
Баррэ в нотах может обозначен вертикальной квадратной
скобкой, но обычно он обозначается римской цифрой,
указывающийлад, на котором помещается указательный палец.

Позицией называется расположение пальцев левой руки на
грифе гитары, дающее возможность извлечь несколько
звуков разной высоты разными пальцами без перемещения
левой руки. При смене позиций левой руки на грифе
необходимо перемещать всю кисть руки сразу. Нужно
следить за тем, чтобы пальцы не слипались, а оставались
разомкнутыми. Каждый палец долженнаходиться над своим
ладом идержать как можно ближе к струнам.

Обозначение ладов на гитаре

Что делать, если вы видите незнакомые символы рядом с текстом песни?
Или разные незнакомые слова типа «полутон», «диез» или «аппликатура»?
Как быстро правильно объяснить, какую ноты сейчас нужно играть?

В этом уроке мы постараемся раскрыть ответы на эти вопросы. Он является вводным и содержит обзор самых базовых музыкальных терминов, нот и их расположения на грифе гитары.

Что делать, если вы видите незнакомые символы рядом с текстом песни?
Или разные незнакомые слова типа «полутон», «диез» или «аппликатура»?
Как быстро правильно объяснить, какую ноты сейчас нужно играть?

В этом уроке мы постараемся раскрыть ответы на эти вопросы. Он является вводным и содержит обзор самых базовых музыкальных терминов, нот и их расположения на грифе гитары.

Сравните это с фортепиано, где сдвиг аккорда на полтона даст уже совсем другую аппликатуру, которую нужно будет учить заново. Фактически, гитара позволяет держать в голове как можно меньше информации и сразу наслаждаться осознанной игрой.

Вы можете выучить несколько аккордовых аппликатур и без проблем начать играть песни аккордами. Встретив неизвестный аккорд, вы всегда можете сдвинуть известную вам аппликатуру в нужное место грифа.

Теперь добавьте к этому понимание того, как строятся аккорды (и базовую теорию вообще), и ваши возможности вырастут безгранично.

Тут мы подобрались к еще одному интересному нюансу: гитаристы мыслят аппликатурно . Когда вам нужно взять какой-то новый аккорд, вы не раскладываете его на составляющие ноты и не ищете каждую из них на грифе гитары, чтобы потом зажать их все вместе. Вместо этого вам достаточно правильно выбрать самую нижнюю по высоте звука ноту аккорда (она зовется тоникой ), и от этой ноты построить нужную аппликатуру (которая уже «сидит» в пальцах).

На самом деле, вы их уже знаете. Точнее, вы знаете их названия: «до», «ре», «ми», «фа», «соль» , «ля» , «си». Знакомо?

Чтобы умело ориентироваться в гитарном грифе, вам первым делом нужно будет выучить латинские обозначения этих нот. Благо, их всего семь:

Основная разница между ними — в направлении движения.

Полутона есть между всеми нотами, кроме пар ми (E) — фа (F) и си (B) — до (C) . Таким образом, мы получаем 7 нот (обозначаются буквами) и 5 полутонов (обозначаются символами диезов или бемолей). Итого — 12 нот.

Большинство новичков интуитивно выбирают для себя какой-то один знак альтерации, который используют в дальнейшем. Как правило, это диез. Мы не будет отходить от этой практики и будем использовать в этом уроке только диезы.

Как мы уже договорились, в этом уроке мы будем разбирать ноты на грифе в стандартном строе.

В нотном выражении он расшифровывается как E-B-G-D-A-E . Слева тут самая первая, тонкая струна, а справа будет шестая и самая толстая.

Ради интереса вы можете взять бумажку, расчертить гитарный гриф лада так до 12-го, и спокойно заполнить ноты всех ладов.

Как читать аппликатуры аккордов на гитаре

Чтобы уверенно обучаться игре на гитаре, вам необходимо уметь читать аппликатуры аккордов. Этот навык вам пригодится как в начале творческого пути, когда вы еще совсем неопытный, так и в будущем. Простые аккорды можно просто запомнить, а что-то посложнее, например, "девятки" и различные составные аккорды в любом случае придется подсматривать. В этой статье научимся правильно читать аппликатурные схемы и быстро ставить их на гриф гитары.

Аппликатурная схема

Рассмотрим схемы двух типов аккордов - открытых и закрытых.

Ниже разберем эти схемы по составляющим.

Сетка аппликатуры

Сетка представляет собой гриф гитары со струнами и ладами. Струн всего шесть, а ладов обычно изображают 5. Но бывает по-разному, в зависимости от аккорда. Чтобы понять где какая струна, просто представьте, что гитару поставили стоя на пол и облокотили о стену. Вертикальные линии отвечают за струны (от 6 до 1 слева направо), а горизонтальные линии это лады. Обычно записывается номер верхнего лада, то есть того, откуда идет отсчет. Если там не указано ничего, значит это верхний порожек, то есть нулевой лад.

Номера пальцев

Схематично каждый палец левой руки имеет номер

  • 1 - указательный
  • 2 - средний
  • 3 - безымянный
  • 4 - мизинец
  • Т - большой

Номера пальцев не всегда указываются в аппликатурных схемах. Эти обозначения больше нужны новичкам, которые еще точно не знают, как правильнее поставить пальцы на гриф, чтобы было удобно. Большой палец в аппликатурных схемах используется очень редко. Как правило, если подразумевается "блюховый хват", то большой палец держит басовые струны сверху. Также этот палец используется в технике "теппинг", но этот прием отображают только в табулатурах.

Верхний порожек

Как было написано выше, если не указывается номер верхнего лада в аппликатуре, значит это верхний порожек. Для большей наглядности эту линию рисуют жирной.

Номера ладов

Если аккорд играется дальше по грифу, например, в пределах 5-го лада, то изображать пространство от верхнего порожка нецелесообразно. Тогда гриф рисуют на схеме от 4-го или 5-го лада и обозначают его цифрой. Схема получается компактнее, а цифры говорят гитаристу где ставить аккорд. Если цифр нет, значит аккорд играется в районе верхнего порожка.

Обозначение аккорда

Над аппликатурой всегда пишут обозначение соответствующего аккорда. Оно строится из тоники, наклонения (мажор или минор) и дополнительных ступеней. Подробнее о построении аккордов вы можете почитать на нашем сайте: ЗДЕСЬ.

Минорные аккорды имеют суффикс "m", у мажорных его нет. Септаккорды имеют цифру 7 в конце, что означает дополнительную седьмую ступень в аккорде. Например, Em7.

Точки

Точки говорят о том, в каком месте зажимать струны и на каких ладах. Если мысленно перенести схему на гриф, то становится предельно понятно куда поставить пальцы, чтобы получился тот или иной аккорд. Заметьте, черные точки на сетке означают, что в этих местах нужно зажать струны. Прозрачные или белые точки за сеткой означают, что должны звучать открытые струны. В принципе их играть необязательно, но без них аккорд будет "беднее" звучать.

Буквы на точках

Иногда вместо цифр, обозначающих пальцы, на точках пишут буквы. Они означают ноты. Практическая применимость их в том, что становится проще учить ноты на грифе. Постоянно подсматривая в схемы, вы незаметно для себя выучите где находится на грифе та или иная нота.

Символ "Х" в аккорде

Это символ в аппликатуре означает, что струна, напротив которой он стоит, не должна звучать. Ее нужно глушить при игре. Чаще всего глушат басовые струны, реже более тонкие. Чтобы их заглушить, нужно легонько положить фаланги пальцев на нижестоящие струны. Обратите внимание, что заглушкой пренебрегать не стоит, иначе в аккорде будут звучать "левые" ноты. Из-за этого вместо нормального звука у вас будет каша и диссонансы.


Обозначение баррэ

Баррэ обозначают либо дугой либо не обозначают вообще, но это понятно из аппликатуры. Например, в аккорде F, можно просто заполнить точками весь 1-й лад, что будет обозначать, что он должен быть зажат полностью одним пальцем.

Читайте также: