Определи средства выразительности интонация темп лад тембры голосов и инструментов

Обновлено: 02.07.2024

Средства музыкальной выразительности - свойства, основные виды и приемы

Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.

Бывают такие виды регистра:

  • Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
  • Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
  • Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.

Ритм - это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.

Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.

Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.

Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.

Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.

Средства выразительности Содержание Свойства и разновидности
Мелодия Одноголосно выраженная мысль
Лад Взаимосвязь звуков между собой Мажор, минор
Регистр Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей Ровный, пунктирный
Звуковедение Штрих Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно
Тембр Окраска звука Звонкий, глухой, мягкий, резкий
Темп Скорость музыки Медленный, умеренный, быстрый, динамический
Динамика Изменение громкости
Форма Построение музыкального произведения Рондо, вариации, сонатная форма
Аккомпанемент Сопровождение Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь

Мелодия - это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.

Размер, темп и лад

Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.

Темп - это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.

Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.

Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.

Лад - это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.

Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.

Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная - печальная и грустная.

Тембр и динамика

Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.

Женские и мужские голоса бывают:

  1. Высокими.
  2. Средними.
  3. Низкими.

Хор - это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.

В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:

  • Ударные.
  • Медные духовые.
  • Струнные.
  • Деревянные духовые.

Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.

Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.

Метр и гармония

Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.

Гармония - последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.

По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:

  1. Секундовый.
  2. Терцовой.
  3. Квартовой.
  4. Квинтовой.

Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.

Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.

Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.

Фактура в музыке

Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.

Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.

Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка - это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.

В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.

Полифония - это сочетание нескольких голосов. Она подразделяется на имитационную и контрастную. Имитационная повторяет в другом тоне прозвучавшую мелодию. Контрастной полифонию можно назвать, когда одновременно звучат мелодии нескольких типов.

Имитационная также подразделяется на несколько типов:

  1. Канон. Включает в себя несколько голосов, которые играют одну мелодию, но вступают на первый план по очереди.
  2. Инвенция. Инструментальное произведение, состоящее из двух или трёх голосов. Обычно оно имеет небольшой объём и написано по технике имитации.
  3. Фуга. Это многоголосная полифония. Вся мелодия повторяется одновременно во всех голосах. Считается наиболее сложным типом имитационной полифонии.

Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.

Штрихи и форма

Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:

  1. Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
  2. Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
  3. Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.

Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.

Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они - на фразы.

Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.

При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ ТЕМП РИТМ ВЫСОТА И СИЛА ГОЛОСА УДАРЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ Учитель- логопед первой квалификационной категории Муниципального образовательного. - презентация

Презентация на тему: " ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ ТЕМП РИТМ ВЫСОТА И СИЛА ГОЛОСА УДАРЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ Учитель- логопед первой квалификационной категории Муниципального образовательного." — Транскрипт:

1 ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЧИ ТЕМП РИТМ ВЫСОТА И СИЛА ГОЛОСА УДАРЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ Учитель- логопед первой квалификационной категории Муниципального образовательного учреждения детский сад 7 комбинированного вида Макаренкова Елена Борисовна

2 ТЕМП РЕЧИ Придаёт динамику высказыванию. Символы для обозначения темпа речи Быстро Медленно

3 Диагностика умения изменять темп речи Посчитать от 1 до 10 (перечислить дни недели) сначала в медленном темпе, затем в среднем, и закончить в быстром. Послушать стихотворение и сказать в каком темпе его нужно читать. Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели, А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом! Всё быстрей, быстрей бегом, Карусель, кругом, кругом! Тише, тише, не спешите! Карусель остановите.

4 Ритм речи Ритм- равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и кратности. Выражение ритма в стихе в чередовании ударных и безударных слогов в определённом порядке. Ритм ощущается в единстве с содержанием.

5 Диагностика умения изменять ритм речи Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании (без опоры на содержание). Много снега – много хлеба. От топота копыт пыль по полю летит.

6 Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова На шесте, ветвях, на крыше Гнезда вьёт он, где повыше, Ест лягушек, что попались, С клювом длинным белый … (попугай, аист, лебедь)

7 Высота и сила голоса Голос - важная речевая характеристика, которая либо способствует общению, либо затрудняет его. Голос обладает характеристиками: Звучность, дикция Диапазон Высота Гибкость

8 Диагностика умения изменять высоту голоса, подражая голосам сказочных персонажей

9 Символы для изменения высоты голоса (низкий, высокий, средний)

10 Символы изменения силы голоса тихо громко

11 Ударение в речи Ударение – важный признак слова как звукового явления. Ударение бывает разноместным (на любой слог) Русское ударение подвижно (высокие стены, нет стены) Играет смыслоразличительную роль(замок, замок) Имеет в русском языке силовой характер (длительность звучания и напряженность артикуляции ударного слога)

12 Диагностика умения выделять ударный слог Отхлопать слово, выделяя ударный слог Подобрать слова, картинки к схемам: х-Х х-х-Х х-Х-х

13 Диагностика умения выделять ударный слог Графическая зарисовка слов – омонимов Замок-замок Атлас-атлас Полки-полки Пары-пары Хлопок-хлопок

14 Логическое ударение 4 способа выделить слово 1. Более заметным произношением. 2. Усилением голоса. 3. Изменением высоты голоса. 4. Паузой перед словом (иногда после него) Выделить в предложении поочерёдно каждое слово, проследить как меняется высказываемая мысль. Девочка играет в саду с куклой.

15 Интонационная выразительность Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Произнесение предложений с различной интонацией. Мы поедем на экскурсию. Мы поедем на экскурсию! Мы поедем на экскурсию?

Музыкальные средства выразительности в работе над вокальными произведениями

Возраст учащейся, год обучения: 16 лет, 3-й год индивидуального обучения академическому вокалу в музыкальной студии.

Форма занятия: комплексное применения ЗУН.

Оборудование: фортепиано (синтезатор), плакат с алгоритмом Д. Огороднова, плакат со схемой МСВ, нотные тексты, MP3 проигрыватель, СD – диски.

Ход занятия

Педагог: Начнем занятие с распевки, подготовим голосовой аппарат к пению.

  1. Артикуляционная гимнастика по В.В.Емельянову.
  2. Упражнение “Штро-бас – грудной регистр” по В.В.Емельянову
  3. Упражнения на развитие певческого дыхания (быстрое, медленное – “диафрагмальное” и по системе Д. Огороднова (Приложение 1).
  4. Упражнение на дикцию.
  5. Упражнения на комбинацию разных штрихов (Приложение 2).
  6. Упражнение на развитие диапазона – арпеджио Россини.
  7. Упражнение на два голоса (с педагогом).
  8. Пение гаммы (восходящее движение – крещендо, нисходящее – диминуэндо).
  9. Пение интервалов от м.2 до ч.8.

Учащаяся распевается, педагог аккомпанирует.

Педагог: Тема нашего занятия – музыкальные средства выразительности (МСВ). Сегодня мы проанализируем и обобщим все МСВ, которые изучали ранее. МСВ – это те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук – пение, игру на инструменте. Если у исполнителя недостаточно знаний, умений и навыков МСВ, то, как бы он ни старался играть, или петь произведение выразительно, у него ничего не получится – исполнение не будет отражать его чувства, образы и переживания.

Приведу аналогичный пример с речью: “если человек хочет что-то сказать – выразить свои чувства – он знает что нужно говорить и как это надо произносить. В этом случае его мысли и чувства дойдут до слушателей и его все поймут. Если же в детстве ребенка не обучили языку, то он не сможет донести до слушателя свою мысль, как бы ни старался и не хотел” [3] .

Педагог показывает схему МСВ. (Приложение 3).

Педагог: Итак, к МСВ относятся: движение звука, тембр, динамика и баланс, штрихи, окраска звука, интонация и музыкальная речь, гармония и лад, фраза и форма, метр и ритм, темп, образ, артистизм.

Сегодня мы с тобой на примере песни В. А. Моцарта на слова Кр. Овербека “Тоска по весне” (Приложение 5), разберем и обобщим все МСВ. Прошу тебя исполнить эту песню.

Педагог аккомпанирует, учащаяся исполняет.

Педагог: Разберем произведение по схеме МСВ.

1. Движение звука. Движение в музыке бывает поступенное, скачкообразное, волнообразное, восходящее, нисходящее и др.

Педагог: Опиши, какое движение мелодии в песне?

Учащаяся: скачкообразное, чередование волнообразных подъемов и спусков мелодии. Движение звука характеризует непоседливость детей, подскоки, бег.

Педагог: 2. Тембр. Далее речь пойдет о тембре звука. Тембр (фр. timbre) – своеобразная окраска звука, позволяющая различать звуки одной высоты в исполнении различных голосов или инструментов.

Хочется сказать о тембрах человеческого голоса. Тембр речи – это такое качество голоса, с помощью которого может быть передана разнообразная информация и о говорящем (пол, возраст, уровень образования) и о предмете разговора. Каждый тембр индивидуален, хотя среди родственников, например, между отцом и сыном, матерью и дочерью очень часто встречаются похожие тембры. Это зависит от генетически передаваемых по наследству особенностях анатомии строения связок и гормонального статуса. Вот почему голоса родственников часто похожи. Однако не редко встречаются люди с похожими тембрами голосов, не приходящихся друг другу родственниками.

Некоторые люди умеют копировать тембры голосов, например, породисты, которых мы видим по ТВ. В вокальных произведениях тембр звука можно немного изменить за счет манеры исполнения (народная, академическая, эстрадная) Пример: русская народная песня Челябинской области. “Ой, брала я розу в зеленом саду”.

Педагог исполняет народную песню разными манерами.

Педагог: Также отличаются тембры разных музыкальных инструментов. Например, медные и деревянные духовые инструменты, струнные и клавишные. Звучание тембров разных инструментов вместе в симфоническом оркестре (полный состав около 100 музыкантов), создает грандиозное, непередаваемое по красоте звучание.

Педагог: Подумай, на каких бы еще инструментах, кроме фортепиано, можно было аккомпанировать этой песне, чтобы лучше показать характер произведения?

Учащаяся: Скрипка, альт, виолончель, флейта, английский рожок, арфа, ксилофон и др.

Педагог: 3. Динамика одно из важнейших МСВ. Динамика в музыке – это различной степени силы звучания, громкости и их изменения. Чтобы произведение звучало музыкально и выразительно необходимы музыкальные краски – динамические оттенки. Динамические оттенки подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолютных значений.

Из истории. Указания на динамические оттенки одним из первых ввел в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.

Музыка не будет “живой”, если ее играть или петь приблизительно ровно на mf (меццо форте – не очень громко) или mp (меццо пиано – не очень тихо).

Разбери динамику песни на примере 1-го куплета.

Учащаяся: Первая и вторая фразы:

Приди, о май и снова пусть рощи оживут,
Под шум ручья лесного фиалки расцветут!

Она звучит как молитва, заклинание. Интонация мольбы, просьбы не может быть громкой и поэтому мы поем на mp. При этом аккомпанемент в балансе должен быть еще тише, т.е. на p (пиано). Не забываем о крещендо, диминуэндо.

Третья и четвертая фразы:

С каким бы наслаждением фиалку я сорвал,
С каким бы упоеньем по лугу я гулял!

Звук жизнеутверждающий, третья фраза на mf, четвертая фраза на f (форте) При этом аккомпанемент в балансе должен звучать тише на mp и mf, а мелодия, играешь ли ты ее на фортепиано или поешь – ярче. Проигрыш звучит ярко на f.

В этом куплете, состоящем из 4 фраз кульминация, приходится на 3 и 4 фразы.

Педагог: 4. Штрихи (нем. Strich – черта, линия) – способ (прием и метод) исполнения нот, образующих звук. Штрихи влияют на силу и окраску звука. Какие штрихи тебе известны?

Учащаяся: легато, нон легато, стаккато, портаменто, маркато.

Педагог: Какие штрихи ты используешь в песне?

Учащаяся: вокальная партия звучит на легато с легким акцентированием 1 и 4 долей в размере 6/8, что придает воздушности и полетности и создает ощущение, что мы поем на стаккато.

Педагог: 5. Окраска звука. Об окраске звука можно, говорить такими прилагательными: “теплый, мягкий, нежный, прозрачный, хрустальный, колючий” и т.д.

Педагог: Как ты думаешь, какими прилагательными можно охарактеризовать окраску звука нашего произведения?

Учащаяся: прозрачный, кружевной, искрящийся и др.

Педагог: 6. Интонация и музыкальная речь. Эти два МСВ довольно близки, они взаимосвязаны. Обычно об интонации педагоги говорят там, где кажется, что ученики играют или поют недостаточно выразительно. Говорят так: “Интонируй каждый звук, не пробегай это место” > [3] . Ученики на это пожелание стараются сыграть или спеть это место более выразительно и немножко медленней, чтобы успеть услышать все звуки. Но не всегда это верно. Музыку нужно прочувствовать, как бы “пропустить через себя”. К этому можно придти, например, через речевую интонацию. Глубокое родство музыкальной и речевой интонации является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, ее способность воздействовать на слушателя. Это родство издавна замечали и музыканты и ученые. Еще древние философы обращали внимание на близость музыки к декламации, к речи и называли музыку своеобразным языком. Роднят музыкальную интонацию с речевой и грамматические правила – наличие пауз, цезур, вопросно-ответная структура.

От музыкальной речи зависит интонация. Именно музыкальная речь со своими ходами на кварту или на квинту, на секунду или на септиму и в зависимости от регистра (низкого, среднего или высокого) – местоположения звуков, дает нам услышать разные интонации. В музыкальной речи можно услышать интонации любви, ласки, сочувствия, сострадания, мольбы, просьбы, нежности, стона, страха, ликования, торжества, призыва к действию, и др. Например, в малой секунде (м.2) мы слышим интонацию тревоги; в чистой кварте (ч.4) в восходящем движении – интонацию призыва к действию и т.д.

1. В 10 сонате (G – dur 1 часть) Л. Ван Бетховена мы слышим интонации счастья, любви, нежности. Можно спеть подтекст – “Как я люблю тебя, как ты любишь меня”.

2. Л. Ван Бетховен “К Элизе”. В одном из эпизодов, а это произведение написано в форме рондо, мы слышим интонацию тревоги, накала страстей, а может быть это ревность?

3. “Свадебный марш” Ф. Мендельсона – интонация ликования, радости, в начале произведения слышны фанфары.

4. Ж.Бизе “Хабанера” из оперы “Кармен”. Характер интонаций испанской хабанеры уже подсказан текстом. Пунктирный ритм с синкопами рождает ассоциации с образом танцующей Кармен, окруженной восхищенной толпой. Слышны интонации страсти, дерзости. Нисходящее движение мелодии по полутонам можно сравнить с осторожной поступью “крадущейся кошки” на охоте. Образ героини Кармен был существенно изменен. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков. В опере она – воплощение женской красоты и обаяния, страстного свободолюбия и смелости. Хитрость, воровская деловитость – эти черты Кармен новеллы Проспера Мериме в опере были устранены.

Педагог исполняет отрывки из произведений на фортепиано или ставит для прослушивания СD – диск.

Педагог: А сейчас я попрошу тебя для того, чтобы прочувствовать интонацию и музыкальную речь нашей песни не спеть ее, а продекламировать.

Педагог: 7. Гармония и лад. Гармония – звуковысотная организация музыки. Основа гармонии – музыкальные интервалы, аккорды. Гармонии бывают благозвучные для нашего уха (консонанс) и неблагозвучные (диссонанс). Другой важнейшей основой гармонии является звукоряд, состоящий из определенного интервального состава это – лад. Один из отечественных музыковедов дает такое определение лада. Лад – это “система звуковых связей, объединенная тоническим центром в виде одного звука или созвучия” [4] .

Мы с тобой изучали разные гармонии, лады – мажорный и минорный, а какие гармонии и лад ты слышишь в нашей песне?

Учащаяся: Песня написана в мажоре. Чередуются тоника и доминантовый септаккорд, а в кульминации появляется минорная субдоминанта. Все гармонии благозвучные.

Педагог: 8. Фраза и форма. Фраза – это относительно законченная музыкальная мысль, во фразе есть кульминационная точка. Фразу можно сравнить с речевым предложением. Ты чуть ранее правильно разделила на фразы первый куплет и отметила кульминацию.

Форма имеет два смысла: как структура, и как вместилище содержания. Если говорить о вокальных формах оперной музыки, то это ария, ариозо, песня, каватина, ансамбль (дуэт, терцет, квартет и др.), хор. Развитие музыки происходит внутри этих форм. Какую форму имеет наше произведение?

Учащаяся: Наше произведение – это песня куплетной формы.

Педагог: 9. Метр и ритм. Как мы знаем метр – это ритмическая форма, состоящая из чередования ударных и безударных (сильных и более слабых) долей. Основные типы: двудольный метр (с одной ударной и одной безударной долей в такте) и трехдольный метр (с одной ударной и двумя безударными долями в такте). Метр (размер) обычно обозначается двумя цифрами, выставляемыми в начале нотной записи: верхняя цифра показывает количество долей в такте, нижняя – ритмическую единицу счета. Так, размер 2/4 показывает, что такт имеет две доли, каждая по четверти и т.п.

Ритм (с греческого rhythmos – теку) в музыке – временнáя организация музыкальных звуков и их сочетаний, присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность, периодичность временных и пространственных величин. Системой организации ритма служит метр. Например, давай подумаем, а какой ритм и метр у природы нашей климатической зоны. Если 12 месяцев года обозначим размером или метром 12/8, то зима это звук, который будет длиться 5/8, весна – 2/8, лето – 3/8, осень – 2/8. Вот такой ритм у нашей климатической зоны.

Педагог показывает схемы метроритмов (Приложение 4).

Педагог: Простучи эти метроритмы по схеме: левой рукой – метр, а правой – ритм.

Учащаяся выполняет задание.

Педагог: Проанализируем метроритм в нашей песне.

Учащаяся: Метр (размер) – шесть восьмых длительностей, а ритм – в основном, чередование восьмых и четвертных длительностей.

Педагог: 10. Темп. Что же такое темп музыки и откуда произошло это понятие? Слово “Темп” произошло от итальянского слова тempo, которое в свою очередь произошло от латинского слова “Tempns” – время. Темпом в музыке называется скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп тесно связан с характером музыки. Первоначально темп в нотах не указывался, и исполнитель судил о нем, исходя из самой музыки, ее содержания и фактуры. “С 17 в. темп стали обозначать специальными итальянскими терминами. Основные (в порядке возрастания): ларго, >ленто, адажио (медленные), анданте, модерато (умеренные), аллегро, виваче (виво), престо (быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, аллегро – буквально “весело”); некоторые сохранили подобный смысл (например, ларго – “широко”). Эти термины применяются и с дополнительными словами, усиливающими или ослабляющими значение основного слова (например, мольто – “очень”, ма нон троппо – “но не слишком”)”. [5] .

В ряде случаев темп в музыке указывается косвенно, ссылкой на жанр, связанный с определенной скоростью движения (например, “в темпе марша”, “в темпе вальса”). Обозначение темпа может служить и названием целой пьесы, выдержанной в данном темпе – адажио, аллегро и др. Что ты можешь сказать о темпе песни?

Учащаяся: Указанный в песне темп “радостно” буквально определяет характер музыки.

Педагог: 11. Образ. Об образе произведения можно сказать следующее. Только тот исполнитель, который отлично понимает и чувствует его, сможет передать в исполнении. Какой образ в этом произведении ты до нас хочешь донести?

Учащаяся: Образ счастливых детей, которые радуются предстоящей весне. С нетерпением ждут наступления мая, а с ним и теплых солнечных дней, беззаботных игр в роще, саду.

Педагог: 12. Артистизм играет большую роль в исполнении. Под артистистичностью мы понимаем мастерство, виртуозность исполнителя. На сцене важно все: мимика, дикция, артикуляция, жестикуляция, манера двигаться и держать себя. От того, как ты исполнишь произведение, насколько артистистично, музыкально и будет зависеть как его примет слушатель.

Итог занятия. Мы проанализировали каждое МСВ в отдельности и объединили их в систему. Когда с опытом к тебе придет свободное владение МСВ, твои знания, умения и навыки, несомненно, принесут свои плоды. Благодаря ним ты сможешь передавать свои чувства и образы через пение, игру на инструменте и, конечно же, грамотно разбирать произведения.

А сейчас мне хотелось бы, чтобы ты еще раз исполнила песню “Тоска по весне”, опираясь на все то, о чем мы говорили ранее. Думаю, что я услышу несколько другую интерпретацию твоего исполнения.

Педагог аккомпанирует, учащаяся исполняет.

Домашнее задание: к следующему занятию аналогично проанализируй романс Н.Римского – Корсакова, на слова А.К.Толстого “Не ветер, вея с высоты”.

Определи средства выразительности интонация темп лад тембры голосов и инструментов

Средства музыкальной выразительности


Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.

Из чего состоит музыка

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

Средства музыкальной выразительности

К средствам музыкальной выразительности относят:

  • Мелодия;
  • Лад;
  • Гармония;
  • Регистры;
  • Метр, ритм, темп;
  • Тембр;
  • Фактура;
  • Штрихи;
  • Динамика.

Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.

Мелодия: определение, типы

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

Мелодия

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

  1. Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll . Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».


  1. Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.


  1. Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».


  1. Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.


  1. Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского .


  1. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена .


Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

  • Усиление динамики;
  • Использование скачков или восходящих интонаций;
  • Увеличение высоты звучания.

Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха , что создает особый музыкальный колорит.


Лад

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

мажор

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.


Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

  • Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
  • Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
  • Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
  • Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
  • Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
  • Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
  • Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
  • Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из « Хорошо темперированного клавира » I том.


2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена .


В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

  • аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.


  • гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.


Регистры и тембры

Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:

  • низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
  • средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
  • высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.

Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.


Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету « Весна священная » использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.

Ритмический рисунок, темп

Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.

Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:

  1. Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.


  1. Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.


  1. Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.


  1. Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.


Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.

Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.

Темпы

Штрихи

Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:

Стаккато - отрывисто, обозначается точкой над нотой.


Легато – связно, объединяет несколько нот линией.


Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.

Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.

Динамика

Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике.


Как использовать средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.

Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.

Средства речевой выразительности

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Интонация и ее компоненты

Поэтому в данном разделе рассмотрим компоненты интонации и рекомендации по формированию у учащихся интонационной выразительности.

Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.

Основные элементы интонации (точнее компоненты) следующие:

1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительном звучании и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Ударение

Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения. Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение.

Практически это достигается небольшим усилием или повышением голоса, замедлением темпа произнесения слова, паузой после него.

От фразового надо отличать логическое ударение (правда, иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение).

Главное по мысли слово в предложении выделяется тоном голоса и силой выдыхания, оно выдвигается первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на передний план в смысловом отношении и называется логическим ударением. (30). В простом предложении, как правило, одно логическое ударение.

Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительной речи, К.С.Станиславский говорил: «Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» (9) Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным. правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части. В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение.

Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логическое ударение. Эти правила изложены, например, в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова». (13) За немногими исключениями, эти правила помогают при прочтении подготавливаемого текста. Некоторые из них

1. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.

2. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется.

4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.

6. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ударения.

7. При обучении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи.

Механически применять эти правила постановки логического ударения нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории.

Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением.

Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда перегрузка это является результатом разделения слов при произношении. «Разделение есть первый шаг к распространению ударения на о, что ударения не требует: это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «значительным», где больше не важного, потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вместе с тем – понять нельзя, ибо когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее». (8)

Надо научиться не только ставить ударения, но и снимать или ослаблять, затушевывая остальную часть фразы. Суетливость тяжелит речь. Оберегает ее спокойствие и выдержка. Снятие ударений с других слов уже выделяет ударное слово.

Пауза, темп, ритм речи

Осмысленное произношение предложения требует правильного деления его на фразы, речевые такты. Но в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность синтагмы или предложения. (4)

При выразительном чтении группировка слов по синтагмам облегчает чтецу анализ текста, а слушателям – правильное восприятие его на слух. объединение слов по группам придает предложению звуковую цельность, законченность. Восприятие читаемого текста, расчлененного на синтагмы, с обозначением синтагматического (фразового) ударения, гораздо легче уже потому, что при таком чтении устанавливается смысл всех логических связей в предложении и далее в тексте, а тем самым дается истолкование текста, обеспечивающее убедительную и правильную его передачу.

Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могу быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья. Слова в пределах текста произносятся слитно.

При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль. Надо научиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении.

Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в психологическую. Логической паузе «отведено более или менее определяемое, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую». (18)

Психологическая пауза – остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так как обуславливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, жизни воображения. Значение ее характеризуется В.Аксеновым так: «Психологическая пауза может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы - между словами, в конце фразы – после прочитанных слов. В первом случае она предупреждает значение слов предстоящих; во втором проявляет психологическую зависимость (объединяющую или разъединяющую) высказанной мысли от мысли последующей, подчеркивая значение этих мыслей и отношений к ним в третьем случае она задерживает внимание на отзвучавших словах и образах, как бы продлевая в молчании глубину их значения. воздействие психологической паузы в последнем случае огромно». (6)

Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения. Во выражению Станиславского, «красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным оружием общения. Все паузы умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный. «Пауза – важный элемент нашей речи и один из главных ее козырей», - утверждал Аксенов В. (1)

Паузное членение речи (паузировка) очень важно для осмысления читаемого и произносимого текста. Именно между двумя паузами, следующими одна за другой выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

С паузировкой неразрывно связаны темп и ритм. Звуки речи слагаются в слоги и слова, то есть в ритмические части или группы. Одни ритмические части или группы требуют отрывного произношения, другие – плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и так далее. Между потоками этих звуков имеются паузы – тоже раной длительности. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный темп и ритм. «Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей (движения звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере».

Так определяет К.С.Станиславский понятие темпа и ритма, необходимые для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а сами явления почти неразделимы в речи. К.С.Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие «темпо-ритм».

«Буквы, слоги и слова, - писал он, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной». (19)

Речь учителя должна быть в одних случаях плавной, слитной, в других – быстрой, легкой, четкой, чеканной. Такая гибкость речи приобретается сознательным стремлением выработать в себе чувство темпа и ритма. Темп и ритм в свою очередь определяются смысловой стороной читаемого текста и намерениями читающего или рассказывающего.

На протяжении предложения или всего высказывания темпо-ритм меняется в зависимости от смысла. Если вы хотите привлечь внимание слушателя, вы произнесете фразу или ее част замедленно, подчеркнуто вводные же слова или предложения мысли, второстепенные, высказываемые между прочим, произнесете в среднем или даже быстром темпе. (31)

Мелодика речи

Кроме ударения, темпа и ритма, в понятие интонации входит мелодика тона. Напомним, что движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи. (16)

Мелодика речи очень разнообразна и богата. Восклицательные, вопросительные знаки, точки, запятые – все это указатели не только пауз, но и мелодических рисунков предложения. Эти рисунки можно назвать фигурами мелодии.

Существуют различные мелодические фигуры. Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса (нисходящая фигура). Развитие мысли вместе с развитием высказывания требует повышения голоса (восходящая фигура). В одном и том же предложении мелодия может идти сначала в качестве восходящей, а затем – в качестве нисходящей, где-то в середине фразы будет перелом после кульминационного пункта. Возможна также монотонная мелодия фразы.

Мелодика предложений, фраз, синтагм очень разнообразна. современный синтаксис русского языка сводит мелодические рисунки синтагм к нескольким типам и в первую очередь различает мелодику конечных и неконечных синтагм.

Для конечных синтагм в основном характерны два типа мелодики. повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце. вопросительные имеют специфическую мелодику. В предложениях без вопросительных местоимений и наречий значение вопроса создается только мелодикой (резкое повышение тона на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос).

Мелодика неконечных синтагм более разнообразна и сводится к трем мелодическим типа:

1. Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим слово и после него слова произносятся более низким тоном.

2. Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром неконечной синтагмы выступает ударный слог слова.

3. Некоторые синтагмы произносятся как законченные в смысловом отношении. Конечная синтагма произносится на более низком тоне, обе синтагмы одинаковы по рисунку мелодики.

Кроме того, следует учитывать и особенности содержания высказываемой мысли, а также особенности грамматической структуры предложения, целого высказывания. В речевой практике мелодика многих грамматических структур закрепилась. Так специфическими мелодиками являются: вопросительная, пояснительная, перечислительная, предупредительная, причинной связи, противительной связи, разделительная, мелодика водности, незаконченности и другие.

Таким образом, при чтении художественного произведения мелодика служит одним из ярких выразительных средств звучащей речи: она воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону. Нужно не только упражняться в использовании интонации, но и постоянно наблюдать за интонацией речи других, особенно мастеров художественного слова – артистов, чтецов, рассказчиков.

Тембр

Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обуславливает ее.

У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.

Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этими отклонениями. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты, - снова прежде всего тембр об этом доведет это до сведения вашего собеседника». Причины этого могут быть разные, зависящие или не зависящие от воли говорящего. (20)

На основе изложенного выше можно сделать вывод, что интонация – это главный компонент в обучении выразительному чтению.

Читайте также: