Определить на слух лады

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Как определять аккорды на слух


Один из важных и сложных навыков, который необходим современному музыканту это умение быстро и четко определять аккорды на слух. Этот навык полезен не только для тех, кто аккомпанирует голосу на гитаре или фортепиано, но и композитору, который хочет быстро записывать музыку звучащую у него в голове, аранжировщику, автору песен, импровизатору.

Полноценное восприятие музыки, с позиции профессионала, также невозможно без понимания, того из каких гармонических ячеек состоит композиция.

Несмотря на это данный навык достаточно плохо развит у многих музыкантов, а любители чаще всего совсем не представляют, как заниматься развитием гармонического слуха.

В этой статье мы обсудим с вами практические приемы работы, которые позволят в короткие сроки научиться слышать аккорды.

В первую очередь нужно определить 2 области, в которых работает гармонический слух.

  1. Это теоретически-школьная или точная

В данном случае вы должны научится определять на слух не просто тип аккорда (мажор, минор и т.д), но и его обращение и звуковой состав. Например, училищах и консерваториях для проверки слуха пишут 4х голосные диктанты, то есть преподаватель на фортепиано играет мелодию гармонизованную аккордами в хоральной фактуре и все 4 голоса нужно записать нотами.

Объективно в современной музыке данный навык используется редко и кроме того, развивается он очень сложно. По сути, не имеет большого значения, как расположен аккорд, так как в современной музыке обращения используются редко, а транскрипция музыки (точная запись того, что звучит на записи) это более сложный и комплексный навык, о котором я писал в отдельной статье.

2. Фонизм аккорда

Здесь задача состоит в том, чтобы научиться определять на слух только вид аккорда. Например, септаккорд, нонаккорд и т.д. Количество голосов или обращения здесь значения не имеют, так как мажорный аккорд в любом расположении и с любым количество голосов звучит, как мажорный.

Конечно есть аккорды, обращения которых звучат, как новые аккорды, что может вносить определенную путаницу, однако на первом этапе этими тонкостям можно пренебречь.

Итак, для вас важно сосредоточиться на втором пункте. С чего начать?

Здесь есть несколько схем:

  1. Интервал + интервал

Освоенный на предыдущем этапе занятий навык по определению интервалов на слух, можно с успехом использовать при развитии гармонического слуха. Здесь вам нужно научиться расслаивать аккорд на составляющие его интервалы, например, большая терция + малая терция. Услышав большую терцию в составе аккорда, в качестве основной, вы запомните звучание мажорного трезвучия. Малая терция даст вам ощущение минорного трезвучия. Тритон в составе трезвучия поможет запомнить уменьшенное.
Этот подход очень хорошо использовать на начальном этапе развития гармонического слуха.

2. От мелодии к гармонии

Используя этот метод, вы запоминаете звучание мелодической интонации, из которой состоит аккорд. Например, доминантсептаккорд в виде арпеджио звучит в песне Степь да степь кругом.

Как определять аккорды на слух, изображение №1

Минорное трезвучие — Подмосковные вечера:

Как определять аккорды на слух, изображение №2

Этот метод лучше использовать только в самом начале вашей практики, так как он, по сути, не способствует развитию гармонического слуха, а является своеобразным мостиком для перехода от ладового, мелодического слуха к гармоническому.

3. Фонизм аккордов

Фонизмом называется окраска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения.

Сложный в описании, но очень простой в освоении подход. Запоминание характерного звучания трезвучий.
В отличие от абстрактных мелодических движений или ритма, аккорды всегда звучат одинаково. Вы можете использовать известные песни или инструментальные произведения в качестве якоря.
Например, вспомните начало Show Must Go On и вы никогда не спутаете звучание минорного трезвучия с другими аккордами.
Или послушайте начало песни группы Сплин — Романс и вы запомните звучание уменьшенного септаккорда.
После, вы можете формировать свои уникальные ассоциации для аккордов. Самое главное здесь помнить, что уровень освоения элементов определяется скоростью их определения, которая у профессионалов достигает 0,3-0,5 секунды.
То есть, как только аккорд прозвучал, вы уже знаете его название. Если вы думаете, сравниваете или сомневаетесь, значит навык развит не до конца.

Фонизм созвучия формируют:

а) Расположение аккорда (влияет скорее на восприятие аккорда, как объемного или тесного, плотного или разряженного)

б) Количество звуков (трезвучия, трехзвучия, септаккорды и т.д)

в) Свойства консонирования/диссонирования (сколько в аккорде консонансов или диссонансов, какой тип интервалов преобладает)

Определение аккордов по их фонизму один из лучших и фундаментальных методов определения гармонии, который нужно использовать уже с первых дней практики по развитию слуха. Интересно, что заниматься развитие фонического восприятия аккордов можно даже не зная, как называются такие аккорды.

Одно из упражнений на восприятие фонизма аккордов может быть следующим:

Прослушайте последовательность аккордов (на первом этапе лучше сыгранную на 1 инструменте)

Ответьте на вопрос: Сколько разных аккордов в прослушанном фрагменте?

По сути, все, что вам нужно это запомнить определенные звуковые пятна и узнать их при повторном звучании.

В следующей статье поговорим о том, как использовать фонизм для запоминания звучания интервалов.

Как определить тональность. 10 практических примеров с описанием

как определить тональность

Навык определения тональности на слух – один из наиболее важных для любого музыканта. Он позволит вам не только в разборе композиций, на которых нет табулатур или видеоуроков, но и еще очень быстро подстраиваться под ваших импровизирующих коллег. Разумеется, способность сходу называть ключ песни требуется развивать при помощи различных упражнений и теоретических знаний. В этой статье мы подробно расскажем о том, как определить тональность композиции и опишем все способы, как это сделать.

Определение тональности песни. 10 способов с подробным описанием

На слух


Если вы имеете хороший музыкальный слух, и знаете, как звучит та или иная нота, то определить тональность на слух для вас не должно составить труда. Попробуйте поиграть различные ноты под композицию. Скорее всего, вы найдете те, при помощи которых сможете определить тональность. Выпишите их, либо запомните. Теперь попробуйте поиграть гаммы, в которых содержатся выписанные ноты. Скорее всего, в какой-то момент вы услышите, что гамма полностью гармонирует со звучанием композиции. Это и есть ее тональность.

По аккордам

Этот способ – один из самых простых, и основан на том, что вы производите подбор аккордов к разучиваемой композиции. Вы должны знать, какие ступени есть в каждом аккорде, и отталкиваясь от них, достраивать трезвучия от имеющихся в композиции нот. Основываясь на связках аккордов, таким образом, вы сможете быстро определить тональность композиции.


По статистике

Если у вас есть записанные аккордовые последовательности , то достаточно просто держать в голове, что большая часть песен начинается и заканчивается со своей тоники. Иногда бывают исключения – но чаще всего оно так и происходит. Наблюдая за тем, с какого звука начинается и заканчивается композиция, вы сможете легко определить тональность по нотам.


Логически


Для этого вам требуется понять, какие ноты присутствуют в мелодии. Когда вы это узнаете, процесс практически ничем не будет отличаться от определения тональности по аккордам. К каждой из нот достраивайте аккорды, используя только те звуки, которые имеются в песне. Исходя из этого, вы сможете построить гармонию и понять тональность.

По ключевым знакам

Если вы не совсем понимаете построение аккордов , то можете попробовать определить тональность по ключевым знакам. Для этого вам нужно выяснить, сколько диезных и бемольных нот содержится в песне. Каждая тональность имеет определенное их количество в гамме. Когда вы поймете это – то сразу же определите нужную вам тональность. Для того чтобы лучше понять количество знаков при ключе, вам потребуется запомнить кварто-квинтовый круг тональностей.

Очень просто определять тональность по записям в GTP. Там вы сможете точно подсчитать количество нот со знаками, без необходимости подбирать их на слух.



Способ для диезных мажорных тональностей

Есть еще одна подсказка по тому, как определять количество диезов и бемолей. Однако для этого вам потребуется знать хотя бы одну полную ноту без знака.

Способ для бемольных мажорных тональностей

Похожий принцип действует для определения бемолей, однако здесь мы достраиваем кварту вниз, до нужной нам ноты в предыдущей октаве.

Родственные тональности

Еще одна вещь, которую стоит запомнить – так называемый кварто-квинтовый круг тональностей. Дело в том, что каждой мажорной тональности соответствует родственная ей минорная, которая полностью повторяет содержащиеся в ней ноты в гамме. Если вы будете это помнить, то подбор тональности станет намного проще.


Сайты с функционалом определения

В интернете существует масса сайтов, которые помогут вам, если вы еще не до конца понимаете, как определить тональность песни. Они действуют по-разному – в какие-то нужно загрузить мелодию, какие-то действуют через уже подобранные аккорды.

Используя программы для ПК

Тот же самый функционал содержат в себе программы для компьютера. Это и секвенсоры типа Fruity Loops, и небольшие плагины. С этими программами вы сможете очень просто подобрать тональность интересующей вас песни, без необходимости подбирать все на слух.

Определить на слух лады

Ладом называется система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к единому устойчивому центру тонике. Лад является одним из главных понятий в музыкальной системе, поскольку объединяет звуки в функционально взаимосвязанную систему. Звукоряд это тоже система звуков, но в отличие от лада звукоряд не определяет то, как звуки взаимодействуют между собой в мелодическом и гармоническом плане.

Знание функционирования ладов вместе с практическим опытом даёт музыканту мощный инструмент для анализа и понимания гармонии в музыке, что помогает найти выход из ситуаций, когда из-за недостаточно развитого слуха сложно понять, насколько хорошо звучит мелодия, аккомпанемент или импровизация. В системе лада определены функции, понимание которых позволит сочинять красивую и гармоничную музыку.

Ладов в музыке существует большое количество, но среди всего их множества наибольшую популярность завоевали два лада мажорный и минорный, а также их разновидности. Эти лады состоят из семи диатонических ступеней, расположенных таким образом, что между соседними ступенями образуется тон или полутон. Диатонику понимают как ряд звуков, которые можно последовательно расположить по чистым квинтам (квартам) или как последовательность через тон (диа тонос), в отличии от хроматики, в которой ступени отстоят друг от друга на полутоны.

Ступени лада имеют собственные названия, а некоторые ещё и буквенное обозначение, которое в мажоре является заглавной буквой, а в миноре прописной. Порядковые номера ступеней обозначаются римскими цифрами:

I ступень (T, t) тоника (основной тон).
II ступень полунапряженный нисходящий вводный звук
III ступень (M, m) медианта или верхняя медианта (от латинского media - средняя, поскольку находится посередине между тоникой и V ступеней выше тоники).
IV ступень (S, s) субдоминанта (латинская приставка sub обозначает под)
V ступень (D, d) доминанта (от латинского "господствующий"). Данный звук является самым высоким из устойчивых звуков
VI ступень (SM, sm) субмедианта или нижняя медианта (находится посередине между IV ступени ниже тоники и тоникой)
VII ступень напряженный восходящий вводный звук

Если расположить тонику в центре, а все остальные звуки вокруг неё, то получится следующая картина:

IV - V - VI - VII - I - II - III - IV - V

Все устойчивые звуки (выделены жирным) расположены выше тоники, а субдоминанта, находящаяся ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты. Центральное положение тоники как раз и отражает тот факт, что она является самой устойчивой ступенью лада и центром притяжения всех остальных ступеней.

Каждая ступень лада характеризуется разной степенью устойчивости. Неустойчивость звука на слух выражается в том, что при его появлении возникает напряженность, которую хочется устранить путём игры устойчивого звука. Неустойчивость можно представить в виде мяча на наклонной плоскости внутри воронки, который стремится скатиться в центр воронки, где он окажется в устойчивом состоянии покоя. Но это не значит, что мелодия или вся музыкальная композиция обязательно должна оканчиваться на устойчивых звуках. В конце предложения чаще всего ставится точка, но может быть и задумчивое многоточие. Окончание рассказа, фильма, сериала и др. также не обязано иметь понятное завершение. Неразрешенность в конце музыкальной композиции или песни обладает сильным эффектом, который может либо смазать все впечатление, либо глубже передать смысл ранее сыгранного.

Устойчивым звуком является первая ступень лада – тоника. Также к устойчивым ступеням (особенно если они берутся одновременно с тоникой) относят третью ступень и пятую. Остальные ступени являются неустойчивыми.

Стремление неустойчивых ступеней в устойчивые называют тяготением, а сам переход в устойчивый звук – разрешением.

Устойчивые и неустойчивые ступени в семиступенных ладах показаны ниже.

Рис. 1. Устойчивые и неустойчивые ступени лада.

Степень тяготения неустойчивых ступеней II, IV, VI и VII к устойчивым различна. Она зависит от:

  • степени устойчивости звука. Тяготения к тонике сильнее, чем к III и V ступени
  • интервала, образованного между неустойчивым и устойчивым звуком. Полутоновое тяготение проявляется сильнее тонового. Полутоновое восходящее тяготение VII ступени к I является наиболее сильным, что нашло отражение в названии VII ступени VII. II ступень имеет более сильное тоновое тяготение вниз к тонике. Тоновое тяготение слабее полутонового, по причине чего вторая ступень называется полунапряженным звуком.

По функциональности ступени лада делятся на главные и побочные. I, IV и V - это главные ступени лада, а II, III, VI и VII – побочные. Главными они называются по той причине, что от них строятся трезвучия (аккорды из трёх звуков, расположенных по терциям), имеющие наклонения лада: в мажорном ладу это мажорные трезвучия, а в минорном – минорные, на чём мы ещё остановимся.

Рис. 2. Главные и побочные ступени лада

Мажорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное трезвучие

Минорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют минорное трезвучие

Оба этих лада имеют три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.

Гармоническим мажором называется мажорный лад пониженной VI ступенью, а мелодическим с пониженными VI и VII ступенями.

Гармоническим минором называется минорный лад с повешенной VII ступенью, а мелодическим с повышенными VI и VII ступенями.

Каждый вид лада имеет определённую последовательностью тонов и полутонов (тоновое строение лада). Например, тоновое строение натуральных видов выгядит так:

, где т тон, а п полутон

Увидеть это легко, если посмотреть на расположение белых клавиш от ноты до (для мажора) и ля (для минора).

Для лучшего понимания структуры мажорных и минорных ладов примем во внимание тот факт, что они состоят из двух тетрахордов. Тетрахордами называются четырёхступенные лады в пределах кварты. Они были широко распространены в древности, а с развитием музыкальной практики и необходимости расширения диапазона ладов два тетрахорда стали соединять вместе. Применительно к мажорным и минорным ладам нижний тетрахорд определяет наклонение лада, а верхний вид лада.

В натуральном мажоре нижний и верхний тетрахорд имеют одинаковое строение:

Знание этого факта поможет гитаристам быстро комбинировать тетрахорды для более удобной игры.

Если сравнить тоновое строение тетрахордов в семиступенных диатонических ладах, то можно увидеть, что при помощи них задаётся тот или иной характер звучания, который может быть мажорным, минорным, иметь яркий восточный оттенок или более напевный и мелодичный.

Понижение шестой ступени в гармоническом мажоре придаёт верхнему тетрахорду восточное звучание, а понижение седьмой ступени в мелодическом мажоре с одной стороны ослабляет тяготение её в тонику, а с другой стороны устраняет увеличенную секунду, в результате чего получается мелодичное звучание с минорным оттенком, из-за появления малой терции между пятым и седьмым звуком.

Гармонический минор широко используется в различных стилях эстрадной (и не только) музыки. Есть музыкальные стили, в которых гармонический мажор используется в подавляющем большинстве песен. "Дворовые аккорды" Am, Dm и E, при помощи которых можно много всего сыграть, как раз и задают аккордовый аккомпанемент в гармоническом миноре.

Для устранения трудно интонируемой увеличенной секунды в гармоническом миноре, которая образуется между VI и повышенной VII ступенями, решили повысить и шестую ступень, в результате чего получился более напевный и мелодичный минор, откуда и произошло его название.

Помимо мажорных и минорных ладов существуют и другие семиступенные лады, которые необходимо рассмотреть, но, для более простого их запоминания отложим их рассмотрения до следующей темы, в которой речь пойдёт о том, что необходимо для использования ладов на практике.

Как определить тональность песни по нотам и на слух?

Если вы знаете, как определить тональность музыкального произведения, то подобрать альтернативный аккомпанемент или перевести песню на полтона выше будет для вас совсем несложно. Существует несколько способов определения тональности, позволяющих довольно точно определить высоту звучания ладов, в том числе и без нотного ряда перед глазами.

Наушники на синтезаторе

Что такое тональность?

Знание того, как определить тональность, не принесет пользы, если музыкант не понимает, что это такое. Обратите внимание на следующие понятия:

  • Лад. Звуковой ряд, выстроенный по определенному алгоритму (например, до-ре-ми-фа-соль-ля-си, как в До мажоре (C-dur). Интервалы высот между нотами и принципы переходов определяют характер лада. Мажорные лады используют в светлых, торжественных композициях, минорные – для передачи тоски, грусти, лиричного настроения.
  • Тоника. «Опорная» нота, определяющая высоту всех основных нот в ладу.

Лад вместе с тоникой называют тональностью: это звуки, расположенные в конкретном порядке, на высоте, заданной главной устойчивой нотой.

Динамическая тональность произведений

Начиная экспериментировать с установлением тональности, даже начинающие музыканты замечают, что в одной и той же песне она часто меняется. Начало и финал звучат в одном тоне; в центре композиции звучание может уходить вверх или вниз для создания звукового разнообразия и усиления эмоциональных акцентов произведения.

Вот как определить тональность в популярных песнях: анализируйте отдельно куплет и припев, в случае совпадения – обратите внимание на завершающий участок мелодии. Для певиц и вокалистов-теноров в конце часто добавляют повтор припева на тон выше: таким образом, в одной песне может сочетаться 2-3 тональности, обычно с единой звуковой окраской (мажор или минор).

В классических композициях количество тоновых переходов ничем не ограничено; к тому же мажорное или минорное звучание могут сменять друг друга. Здесь не стоит вопрос о том, как определить тональность всего произведения: выбирайте фрагменты, которые имеют законченное звучание, и анализируйте их отдельно друг от друга.

Нахождение тональности по нотному ряду

Ноты музыкального произведения

Даже если вы только начинаете работать с нотным листом, постарайтесь разобраться, как определить тональность по нотам:

  1. Проверьте знаки альтерации при ключе. Они указывают на тональность в мажоре и ее «параллельную» версию в миноре. Имейте в виду, что знаки альтерации могут меняться: это указано в нотах, в местах перехода в другую тональность.
  2. Найдите тонику. Как правило, это нота, завершающая композицию или музыкальный фрагмент. В сопровождающих партиях тонику легко найти, обратив внимание на повторяющиеся трезвучия: они не только содержат опорную ноту, но и воспроизводят структуру лада.
  3. Определите тональность по тонике: в «лишнем» варианте такой ноты как точки отсчета не будет.

Ноты аккомпанемента окажут большую помощь, так как аккомпанирующие партии всегда имеют гармоничное завершение. Даже если отрывок или песня заканчивается не одной нотой, финальный аккорд будет содержать тонику как опору.

Если под рукой не оказалось нот

Девушка слушает музыку

Для вокалистов и музыкантов-импровизаторов важно знать, как определить тональность песни без нот. Положитесь на свой музыкальный слух и следуйте инструкции:

  1. Мажор или минор? Вам уже известно, что знак тональности определяет настроение песни. Общий характер композиции подскажет наклонение лада: например, минорное, как в классических любовных балладах.
  2. Найдите тонику. Чтобы определить опорную ноту, внимательно прослушайте или пропойте песню. Это тот звук, которым хочется завершить музыкальную фразу. Нашли? Теперь перебирайте клавиши пианино или струны гитары, пока не найдете то же звучание. Подобранная нота и будет тоникой.

Теперь просто совместите полученные сведения. Если у произведения выраженный мажорный характер и оно «опирается» на ноту «ре», то это тональность «ре мажор».

Как подбирать аккорды к песне – пошаговая инструкция + видео

На первый взгляд может показаться, что подбирать музыку на слух невероятно трудно. Некоторые думают, что музыканты тратят годы, чтобы обрести этот навык. Я постараюсь развенчать этот миф и убедить вас в обратном.

Чтобы подбирать музыку, нужен хороший слух. Спешу вас успокоить: музыкальный слух можно развивать специальными тренировками.

Подобрать на слух проще чем кажется, но чтобы делать это быстро и непринужденно, нужно регулярно упражняться и следовать системе, о которой мы поговорим в этой статье.

А как по-вашему лучше играть: по нотам или на слух?

На слух 34

По нотам 5

По нотам или на слух?

На чем тренироваться

Начинать подбирать аккорды на слух, я рекомендую с простых песен. Именно песня имеет куплетную форму, а значит, сто́ит один раз подобрать куплет, один раз припев и вот уже одно готовое произведение у вас в кармане, точнее в пальцах.

Еще один плюс песенного жанра заключается в том, что мелодию можно петь. В современных песнях вокальная партия часто бывает однообразной. Она вращается вокруг 2-3 нот, но из-за подачи певца, возможностей голоса и быстрых речитативов звучит неплохо. Если такую мелодию переложить на инструмент, не всегда получается красиво, убедитесь сами:

Если аккорды можно найти на просторах интернета, мелодию, записанную нотами, найти проблематично. Так что сделаем вывод: мелодию иногда лучше петь, а не играть. К тому же, это освобождает обе руки для импровизаций.

Ну и самый главный козырь, о котором нужно помнить: многие песни очень схожи между собой. Они имеют одни и те же последовательности аккордов, одинаковую структуру. Поэтому осваивая одну песню, на самом деле вы осваиваете сразу несколько. При этом не нужно тратить время на подбор мелодии, ведь ее можно спеть.

С чего начать

Первое , что нужно определить – это тональность. Если вы не умеете делать это самостоятельно, можно обратиться к интернету, однако, я не рекомендую так поступать. Лучше приложить усилия, научиться этому и быть полностью независимым от сторонней помощи.

Второе . Не всегда разумно подбирать произведение с самого начала. Выберите отрывок, который кажется вам самым простым и начните с него. Возможно это будет припев или куплет, а может быть бридж (проигрыш).

Четвертое . Когда мелодию баса вы наметили, проделайте ту же процедуру с остальными частями произведения.

Пятое . Теперь, когда вся партия баса у вас готова, можно подбирать аккорды. Мы не спроста начали именно с баса: во-первых, на него опирается вся музыкальная фактура; во-вторых, нота в басу часто входит в состав искомого аккорда и выполняет функцию основного тона. А это значит, что стоит попробовать сыграть аккорд от той же ноты, которая лежит в басу. К примеру, мелодия баса получилась такой: До-Ля-Фа-Соль. Попробуйте построить от этих нот аккорды и соедините их с басом. Не забывайте, что аккорд может быть мажорным и минорным – варьируйте, слушайте.

Используем родственные тональности

Есть еще один способ подбирать аккорды. Для этого нам потребуется вспомнить тональности первой степени родства которые компактно расположены на кварто-квинтовом круге. Если вы впервые слышите эти понятия, рекомендую к прочтению эту статью .

Тональности на круге обозначены латинскими буквами. Ознакомиться с буквенной системой обозначения нот можно в этой статье .

А сейчас взгляните на круг:

kvintovyj krug

Например, тональность нашей песни До мажор. Она выделена красным цветом. Рядом с ней располагаются еще 5 тональностей, которые имеют больше всего общего с нашей основной тональностью. Они называются тональностями первой степени родства. И вот мы получаем набор из 6 тональностей, куда входит 3 мажорных – До мажор, Фа мажор, Соль мажор; 3 минорных – Ля минор, Ре минор, Ми минор. Тонические трезвучия этих тональностей (аккорды построенные от этих нот) используются чаще всего.

Рассмотрим еще пару примеров

kvintovyj krug

Ее окружают 5 тональностей, тонические трезвучия которых, с бо́льшей долей вероятности использованы композитором.

Есть еще один важный момент, который нужно запомнить. В мажорных тональностях можно использовать минорную субдоминанту – то есть аккорд, построенный на 4 ступени, но в гармоническом – минорном виде. В тональности Ми мажор, субдоминантой будет аккорд Ля мажор, он есть на круге. Мы можем использовать его гармонический вид и превратить этот аккорд в Ля минор.

kvintovyj krug

kvintovyj krug

Думаю, принцип вы поняли и теперь сможете сами пробовать работать с этой схемой.

Зачем играть с закрытыми глазами

Возможно, вам кажется странной затея играть с закрытыми глазами. Однако, это умение придет само собой, если вы научитесь играть «удобно». Когда нужные клавиши всегда под пальцами, а руки находятся в удобном положении, потребность смотреть на них исчезает. Играть не глядя, не труднее чем набирать текст на клавиатуре компьютера «слепым» методом. Я еще раз повторю: наша цель научиться играть так, чтобы нужные клавиши были всегда под пальцами и руки сами принимали правильные позиции. А игра «вслепую» возникнет сама собой, как следствие.

Чтобы играть стало удобно, нужно выполнять необходимые упражнения и результат не заставит себя ждать. И первое чему нужно научиться – это обращать аккорды.

Это не трудно, но требует определенных тренировок. Когда пальцы привыкнут к позициям, вы перестанете задумываться о том, как сыграть аккорд – механическая память возьмет все на себя.

Обращение аккордов.

Самый простой аккорд состоит из трех звуков. Возьмем аккорд До мажор. В основании лежит нота До, посередине находится нота Ми, в вершине – нота Соль:

trezvuchie do mazhor

Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Взгляните, как будет меняться аккорд, если мы перенесем ноту До на октаву вверх:

do mazhor obrashenie akkorda
do mazhor sekstakkord

Теперь, основанием аккорда (нижним звуком) стала нота Ми. Ее также можно перенести на октаву вверх и вот что получится:

Мы можем продолжить эту цепочку перемещая каждый раз нижний звук на октаву вверх. Но тоже самое мы можем сделать и в обратном направлении. Переместим верхний звук на октаву вниз:

do mazhor obrashenie akkorda

Теперь, вершиной стала нота Ми, ее и перенесем вниз на октаву:

do mazhor obrashenie sekstakkorda

Каждый из этих аккордов имеет свое название. Познакомимся с ними:

Тоническое трезвучие – аккорд в основании которого лежит основной тон, а все звуки расположены по терциям.

tonicheskoe trezvuchie do mazhor

tonicheskoe trezvuchie do mazhor

Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия, в основании которого лежит квинтовый тон. В этом аккорде кварта возникает между двумя нижними звуками.

Tonicheskiy Kvartsekstakkord

Обращать можно не только трехзвучные аккорды, но и аккорды с большим количеством звуков:

bol

Почему уметь обращать аккорды так важно

Если играть только трезвучия, руки придется перемещать по клавиатуре в широком диапазоне и делать это придется быстро:

Поначалу, на это будет уходить много внимания и концентрируясь на этом, вы можете не уследить за мелодией. Гораздо удобнее и практичнее использовать обращенные аккорды:

Видите, рука находится в одном положении, не скачет по клавиатуре. Найти нужные клавиши получится даже с закрытыми глазами – это и есть «удобная» игра.

Чтобы рука привыкла к позиции аккорда, рекомендую играть «слепые» аккорды.

Когда вы научитесь бегло обращать аккорды, вплести мелодию будет не трудно. Я покажу как это сделать на примере песни «Во саду ли в огороде».

Тренируем слух

Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух? Пройди увлекательный тест здесь.

Чтобы подбирать музыку, и аккорды в частности, стало еще проще, необходимо развивать слух. Я предлагаю тренировать гармонический слух, чтобы легко определять аккорды, последовательности гармоний, узнавать модуляции Переход из одной тональности в другую Содержимое подсказки . Гармонический слух даст вам возможность быстро подбирать гармонии и аккомпанировать себе, певцу или инструменталисту.

Я не буду подробно рассказывать как тренировать слух (об этом я запишу отдельный видеокурс), но дам вам направление, в котором нужно двигаться.

Сначала тренируйтесь определять на слух лад – мажор и минор.

Затем тренируйте определять консонансы и диссонансы.

Консонанс – слитное, благозвучное звучание двух и более звуков. К ним относятся следующие интервалы: примы, большие и малые терции, кварты, квинты, большие и малые сексты, октавы.

Диссонанс – нестройное, резкое звучание двух и более звуков. Сюда входят большие и малые секунды, большие и малые септимы, а также тритон.

Затем можно переходить к простым песням, которые строятся на трех аккордах. Например:

  • А. Пугачева «Миллион алых роз» (Am –Dm – E)
  • TomJones«SexBomb» (Am –Dm – E)
  • Народная «Коробейники» (Gm – Cm – D)
  • Машина времени «Синяя птица» (Fm – Bm – C)
  • В. Моцарт «Колыбельная» (F – C – B)

Слушая музыку, старайтесь анализировать: как движется бас – скачками или поступенно; тоже самое с мелодией. Пробуйте услышать на каких словах меняются гармонии, чтобы повторить это самостоятельно.

Еще больше интересного и полезного вы можете узнать из моих видеокурсов. Главное помните, что музыкальный слух можно натренировать. Но тренировки должны быть регулярными. Поэтому твердо решите, что будете уделять этому по 20-30 минут в день. Не отступайте от своего плана, пока разница между мажором и минором, а также разница в звучании интервалов не станет очевидной.

Надеюсь, эта статья поможет вам научиться подбирать аккорды на слух. Искренне желаю успехов в этом начинании, пишите о своих достижениях в комментариях, не стесняйтесь задавать вопросы, вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До встречи!

Образовательный портал

Основы формирования и развития гармонического слуха

  • Печать
  • E-mail

Бушина Татьяна Вячеславовна

Педагог дополнительного образования

Методическая разработка

«Основы формирования и развития гармонического слуха»

Центр творческого развития и гуманитарного образования

Данная методическая разработка предназначена для работы в группах пятилетнего музыкального образования.

Гармонический слух, как и мелодический, является одним из компонентов музыкального слуха и любая форма их проявления связана непосредственно с функционированием внутреннего слуха. Гармонический слух – это, прежде всего, способность мысленного представления в центрах слуха звучания многоголосного сочинения гармонического или полифонического склада.

Гармонический слух можно развить у любого ребенка. Однако при самой тщательной работе педагога у разных учащихся результат будет все же неодинаков. Степень развитости как гармонического, так и мелодического слуха является одним из признаков. Характеризующих музыкальность учащихся и, следовательно, определяющих пригодность их к последующей профессиональной деятельности: исполнительской, композиторской, педагогической.

Внутренний мелодический слух развивается сравнительно быстро и обычно имеется у всех занимающихся музыкой. Внутренний гармонический слух развивается медленно. Возможности его воспитания ограничиваются лишь умением мысленно представить по нотному тексту или по памяти звучание какого-либо ранее слышанного многоголосного произведения. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий большого терпения, выдержки, внутренней собранности и упорства от педагога и учащихся.

Возможность и умение осознанно использовать гармонические средства в различных заданиях, слышать и анализировать смену гармонии в музыкальных фрагментах придает учащимся уверенность в своих творческих силах, развивает инициативу и самостоятельность мышления.

Основным условием успешного развития гармонического слухового восприятия является систематичность и последовательность работы, постепенное усложнение от простого к сложному. Необходимо создать на занятии такие рабочие условия, при которых учащиеся чувствовали бы себя комфортно, свободно оперируя знакомыми гармоническими средствами. И что наиболее важно - то постоянная гармоническая основа, сопровождающая основные формы работы на уроке сольфеджио:

1.Ладоинтонационная работа– интонирование гамм, попевок на определенную тему, интервалов, аккордов, секвенций.

2.Сольфеджирование– домашних упражнений, с листа незнакомых мелодий. Несложных песен, романсов.

3.Метроритмические упражнения– исполнение ритмического рисунка инструментами шумового оркестра, проработка ритмических сложностей исполняя интервальные и аккордовые цепочки.

4.Игра на инструменте– в оригинале или транспорте диктантов, упражнений, секвенций, аккордовых цифровок с гармонической поддержкой педагога.

5.Слуховой анализ- определение на слух интервалов, аккордов, аккордовых последовательностей. Анализ музыкальных фрагментов на слух.

6.Музыкальный диктант– устный, письменный, с разбором и без предварительного анализа.

Наиболее наглядное представление о музыкальной системе и звукоряде дает фортепиано. Учащимся в той или иной мере владеющим фортепиано, гораздо легче осваивать определенные упражнения по развитию гармонических навыков в силу того, что вся слуховая работа в классе связана именно с этим инструментом. Учащимся, занимающимся на других инструментах необходимо выполнять задания на своем инструменте, что позволит более глубоко и осознанно использовать знания, полученные на уроках сольфеджио.

Начинать работу над гармоническим слухом необходимо с первого класса. На данном этапе основную нагрузку несет педагог – именно в этот период создается прочный слуховой фундамент, который является хорошей базой для логического узнавания и восприятия любого интонационного и гармонического материала.

При изучении лада, а в особенности интервалов и аккордов, образное восприятие созвучий, заострение внимания детей на их эмоциональной окраске позволяет сформировать стойкую память, «рефлекс» на интервал, аккорд, гармонический оборот. Ребенок должен постепенно накапливать «словарь» гармонических моделей, они должны закрепляться в разных вариантах и комбинациях.

Работа по закреплению старых гармонических моделей должна идти одновременно с освоением новых. Сначала гармоническая модель дается в чистом виде ( это построение интервалов, созвучий, их интонирование, определение на слух, игра на инструменте), затем она прорабатывается в контексте музыкального фрагмента, пьесы.

Гармонические упражнения, которые нужно не только интонировать, но и играть, слушать, являются важной частью развития музыкального слуха. Они применяются как вспомогательные средства для тренировки учащихся в воспроизведении элементов музыкальной ткани. Эти упражнения и задания должны точно отвечать избранной теме, и быть, как бы квинтесенцией того элемента, которому они посвящены. В музыкальном произведении различные гармонические модели могут быть тесно связаны между собой, либо наоборот, могут встретиться один-два раза. В специальном же упражнении каждые элемент оказывается вычлененным и данное упражнение посвящено только ему.

При исполнении гармонического упражнения на инструменте или определении на слух метроритм должен быть простым и ясным. Позже, по мере усвоения темы ритмическая основа может усложняться. Упражнения не должны заучиваться автоматически. Цель и смысл каждого из них должны быть понятны учащимся. Н о эти упражнения не должны превращаться в самоцель, быть лишь вспомогательным средством для таких форм работы как слуховой анализ, музицирование, творческие задания.

Значение гармонического слуха велико, ибо пение, запись, подбор мелодий, опирающихся на централизованную мажоро-минорную гармоническую систему, неизбежно предполагает ощущение гармонического подтекста.

Основной задачей педагогов- теоретиков является создание для каждой группы определенного комплекса заданий, упражнений и условий для их выполнения каждым учеником. Т.о опыт работы с гармоническими моделями расширяет слуховой кругозор учащихся, а непосредственная связь теории с практикой дает возможность оценить значение курса сольфеджио в целом: это и воспитание навыков музицирования, сочинение пусть незатейливых творений, активное слушание музыки.

I год обучения

  • пение интонационных упражнений: устойчивые, неустойчивые, вводные ступени, опевание, цепочки ступеней в ладу до двух ключевых знаков,Т53 в шести положениях
  • сольфеджирование выученных мелодий, диктантов
  • интонирование интервалов

Все описанные задания в классе прорабатываются с гармонической поддержкой фортепиано. В более подвинутых группах учащиеся могут использовать собственный аккомпанемент - выдержанная квинта, трезвучия главных ступеней.

2.Метроритмическое воспитание

исполнение двухголосных ритмических упражнений, используя диссонирующие и консонирующие интервалы. Возможны два варианта исполнения: игра интервалов в ритме одним учащимся; игра интервалов, звуки которого записаны в разном ритме – дуэтом или двумя группами учащихся

исполнение ритмического рисунка, используя трезвучия главных ступеней

3.Слуховой анализ

  • определение на слух консонансов и диссонансов, используя образные эмоциональные характеристики( интервалы изучаются без фиксации точной тоновой величины
  • определение на слух трезвучий. Данное задание можно назвать «Времена года»- каждому трезвучию соответствует определенное время года и определенный цвет

Прослушивая музыкальные пьесы, фрагменты и анализируя их, учащиеся должны четко представлять себе выразительную нагрузку каждого гармонического элемента в создании конкретного образа, что дает возможность впоследствии использовать данные элементы в самостоятельных творческих заданиях. При прослушивании знакомые гармонические созвучия можно отмечать хлопком в ладоши или каким –либо ударным инструментом.

4. Игра на инструменте

Это одна из интересных форм работы, где учащиеся начинают пробовать свои силы как исполнители

  • использование гармонических интервалов в аккомпанементе к выученным мелодиям, диктантам( чаще это квинта, выдержанная в басу). Могут использоваться квинты на других ступенях –IV,V,VI.
  • упражнения на «блуждающий бурдон»
  • игра интервальных диатонических секвенций( в основном в терцию)
  • игра трезвучий в пройденных тональностях, на каждой ступени лада в заданном ритме, одновременно пропевая какой-нибудь из голосов и определяя на слух, какие они - мажорные или минорные.

II год обучения

Изучение параллельного лада расширяет слуховой кругозор. Продолжается работа над интонированием интервалов( в двухголосии движение голосов косвенное, параллельное), трезвучий, гамм( в параллельную терцию) с гармонической поддержкой педагога. Начало работы над двухголосием - один голос поем, другой играем. Т.о учащиеся исполняют простейшие диатонические секвенции.

2.Метроритмическое воспитание

Размеры 2/4 3/4 4/4, четверть сточкой и восьмая

  • исполнение интервальных цифровок в заданном ритме
  • исполнение ритмического рисунка, используя пройденные аккорды, трезвучия главных ступеней, обращения тонического трезвучия
  • исполнение партии одного из инструментов в партитуре шумового оркестра

3. Слуховой анализ

  • определение на слух всех простых интервалов как в мелодическом, так и в гармоническом виде
  • определение на слух трезвучий, обращений мажорного и минорного трезвучий по карточкам(например: Б53-красный, М53 - синий)
  • при прослушивании музыкальных фрагментов определять плагальные и автентические обороты

4.Игра на инструменте

  • игра плагальных, автентических, полных гармонических оборотов во всех пройденных тональностях, использую разнообразную фактуру
  • мелодии, которые ранее гармонизовали интервалами, теперь можно играть с другим сопровождением, используя главные трезвучия и их обращения
  • игра диатонических интервальных секвенций

III год обучения

1.Ладоинтонационное воспитание

  • пение гамм в терцию, гармонических интервалов на два голоса, пение гаммы каноном – один голос - играем, другой - поем
  • пение аккордов и гармонических оборотов ( один из голосов пропевается на фоне полного аккорда, который звучит на ритмической основе), в том числе трезвучий побочных ступеней

2.Метроритмическое воспитание

Размеры 3/8, 6/8 , четверть с точкой и шестнадцатая.

· игра интервальных цепочек с транспонированием

· игра гармонических оборотов в заданном ритме

· исполнение партии шумового оркестра

3. Слуховой анализ

  • определение на слух гармонических интервалов, цепочек интервалов в небольших двухголосных фрагментах
  • определение на слух трезвучий, обращений трезвучий, аккордовых соотношений в параллельно- переменном ладу при прослушивании музыкальных фрагментов

4. Игра на инструменте

  • игра 2-х и 3-х голосных секвенций ( как диатонических, так и модулирующих, возможно, по родственным тональностям
  • игра гармонических оборотов
  • подбор аккомпанемента к выученным упражнениям, диктантам с использованием выученных аккордов и варьируя фактуру.

IV год обучения

1.Ладоинтонационная работа

· пение гамм параллельными в терцию, сексту, включая гармонический мажор, пение гармонических интервалов с разрешением – тритонов, характерных интервалов

· пение аккордов, включая Д7 с обращениями и с разрешением в ладу и от звука

· пение кадансов, гармонических оборотов, включая трезвучия побочных ступеней

В подвинутых группах один голос можно пропевать, а остальные голоса играть на инструменте.В классе гармонические обороты пропеваются 3-х 4-х голосно.

2.Метроритмическое воспитание

Все задания по метроритму усложняются введением новых ритмических фигур: синкопа, триоль, четверть с точкой и две шестнадцатые.

3.Слуховой анализ.

  • определять и отмечать знаком (ударом карандаша по столу один определенный интервал, выделяя его слухом из цепочки звучащих друг за другом интервалов(включая тритоны и характерные интервалы)
  • определять интервалы и аккорды в гармоническом виде в ладу
  • определять на слух гармонические цифровки в 3-х и 4-х голосном изложении
  • прослушивание музыкальных фрагментов, небольших пьес, выявление знакомых гармонических средств

3. Игра на инструменте

Перед подробным изучением Д7 необходимо ознакомить учащихся с различными видами септаккордов и использовать их в основном в игре специальных упражнений и в аккомпанементе.

  • игра септаккордов на всех ступенях изучаемых тональностей, можнол в заданном ритме
  • игра аккордовых секвенций с Д7 и его обращениями по квинтовому кругу, по родственным тональностям
  • игра гармонических цифровок с использованием Д7 обращениями, септккордов главных и побочных ступеней, побочных ступеней
  • использование данных аккордов в подборе аккомпанемента

V год обучения

1Ладоинтонационная работа

· пение всего пройденного интонационного материала; Д7 с обращениями, II7, МVII7, УмVII7, характерные интервалы в гармоническом виде

· пение секвенций с характерными интервалами двухголосно, аккордовые секвенции – один голос – поем, другие – играем

· продолжение работы над гармоническими цифровками

2.Слуховой анализ

Данная форма работы также дополняется введением новых гармонических элементов: септаккорд IIступени, вводные септаккорды, побочные доминанты. Их следует определять на слух в разных регистрах в заданной тональности, вне лада или в музыкальном произведении. Определять тональность, в которую произошло отклонение, модуляции.

Предложенные задания следует выполнять в нескольких вариантах:

  • записать нотами и принятыми обозначениями интервалы с разрешением
  • записать последовательность интервалов
  • определить интервалы по разрешению вне лада, записать цифровыми обозначениями
  • записать последовательность аккордов цифровыми обозначениями
  • определять аккорды по разрешению вне лада

3. Игра на инструменте

  • игра аккордовых цифровок, включая септаккорды различных ступеней
  • игра «золотой» секвенции в фактуре
  • игра побочных доминант
  • игра аккордовых последовательностей

А.Л.Островский «Методика теории музыки и сольфеджио».М. 1992г.

Назайкинский В.А.»Методика преподавания сольфеджио». М. 1987г.

Читайте также: