Определите тип рифмовки в строках расстилали белый плат и над чашей пели в лад

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Помогите с некоторыми элементами анализа баллады светлана! От этого зависит моя триместровая оценка.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана -
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
"Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: "Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое".

"Как могу, подружки, петь?
Милый друг далєко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался - вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель".

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
"Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою".

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье.
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи.
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит.
Вот. легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами.
Занялся от страха дух.
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
"Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!"

Оглянулась. милый к ней
Простирает руки.
"Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами".
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпеньем кони рвут
Повода шелковы.

Сели. кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут. пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
"Что ты смолкнул, милый?"
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий.
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
"Буди взят могилой!"
Пуще девица дрожит,
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: п е ч а л ь!
Кони торопливы
Чутко смотрят в черну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися. и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться - следу нет.
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит.
Дверь шатнулася. скрыпит.
Тихо растворилась.

Что ж? В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой.
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижин

Написана хореем с чередованием стопности 4-3, причём в длинных строчках для компенсации окончания мужские, а в коротких — женские (Х4м+Х3ж) . В строфе 14 строк с рифмовкой аБаБвГвГддЕжжЕ (таким образом, она близко напоминает сонет, хотя и в необычном для сонета размере) .

Определите тип рифмовки в строках расстилали белый плат и над чашей пели в лад

Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Тускло светится луна

В сумраке тумана –

Молчалива и грустна

"Что, подруженька, с тобой?

Слушай песни круговой;

Вынь себе колечко.

Пой, красавица: "Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое;

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое".

В1. К какому жанру относится произведение В.А. Жуковского «Светлана»?

В2. К какому празднику приурочены описываемые события?

В3. Определите тип рифмовки в строках:

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

В4. Какой троп использован автором: «в грусти одинокой», «красен свет»?

В5. Какое синтаксическое средство использовал автор: «Что, подруженька, с тобой?», «Как могу, подружки, петь?», «Утоли печаль мою, Ангел-утешитель», «Загадай, Светлана…»?

В6. Как называются вопросы, не требующие ответа:

Иль не вспомнишь обо мне?

Где, в какой ты стороне?

Где твоя обитель?

В7. Как называется изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи:

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор…

В8. Как называется повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов?

Скуй мне злат и нов венец,

В9. Как называется повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность («сняв с ноги, бросали», «в чашу с чистою водой»)?

В10. Как называется приём звуковой выразительности, заключающийся в повторе гласных или групп гласных в поэтическом тексте:

Определите тип рифмовки в строках расстилали белый плат и над чашей пели в лад

В каких произведениях отечественной поэзии звучит любовная тема и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением И. Ф. Анненского «Весенний романс»?

Ещё не царствует река,

Но синий лёд она уж топит;

Ещё не тают облака,

Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь

Ты сердце шелестом тревожишь…

Ещё не любишь ты, но верь:

Не полюбить уже не можешь…

Укажите род литературы, к которому относится произведение И. Ф. Анненского «Весенний романс».

«Весенний романс» относится к лирическому роду.

Предметом лирики являются личные переживания и настроения поэта, не требующие событийной мотивации, описания поступков и действий. В лирике рисуется определенное состояние человека в наиболее напряженный момент его переживаний.

Какой вид рифмовки (АВАВ) использовал поэт?

Такой характер рифмовки называется перекрестный. Дадим определение.

Перекрестная рифма — самая распространённая разновидность рифм, объединяющая в пары чётные и нечётные строки. Таким образом, рифмованные слова находятся через строчку по принципу ABAB. Иначе говоря, первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой.

Ответ: перекрёстная ИЛИ перекрёстный.

Как называется приём звукописи, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Ты сердце шелестом тревожишь»)?

Аллитерация — повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Имеет художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Инверсия — необычный порядок слов в предложении:

Ещё не царствует река,

Но синий лёд она уж топит.

3) Анафора — единоначатие: 3 строки начинаются со слова «ещё», 2 — с союза «но»

5) Метафора — скрытое сравнение: «снежный кубок солнцем допит»

Определите размер, которым написано стихотворение И. Ф. Анненского «Весенний романс» (без указания количества стоп).

Е-щЁ| не цАр-|ству-ет| ре-кА|,

Но сИ-|ний лЁд| о-нА| уж тО-|пит

Ударения падают на 2, 4, 6, 8, 12 слоги, следовательно, перед нами ямб.

Ответ: ямб ИЛИ ямбом.

Как в стихотворении И. Ф. Анненского связаны образ весны и тема любви?

В стихотворении И.Ф. Анненского «Весенний романс» лирический герой находится в преддверии новой любви — она неизбежна, как наступление весны:

Ещё не царствует река,

Но синий лёд она уж топит;

Ещё не тают облака,

Но снежный кубок солнцем допит.

Подобно смене времён года, в жизни человека бывают разные периоды: влюбленность, разочарование в любви, новая любовь. И герой Анненского как раз находится на пороге новых чувств:

Ещё не любишь ты, но верь:

Не полюбить уже не можешь…

Не любить нельзя, потому что иначе жить невозможно, — таков вывод поэта.

Тема любви занимает ведущее место в русской поэзии. Любовь как страдание мы видим у Лермонтова. Любовь как возвышающее чувство звучит у Пушкина. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви.

В стихотворении И.Ф. Анненского «Весенний романс» лирический герой находится в преддверии новой любви — она неизбежна, как наступление весны. Подобно смене времён года, в жизни человека бывают разные периоды: влюбленность, разочарование в любви, новая любовь. И герой Анненского как раз находится на пороге новых чувств:

Ещё не любишь ты, но верь:

Не полюбить уже не можешь…

Не любить нельзя, потому что иначе жить невозможно, — таков вывод поэта.

Похожие чувства находим и в стихотворении Владимира Маяковского «Лиличка!», адресованном Лиле Брик, роковой любви поэта. Герой рассказывает о своих чувствах. Стихотворение проникнуто глубоким лиризмом и нежностью, ведь адресат для поэта — сама жизнь:

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

Стихотворение «Я вас любил» Пушкина созвучно посланию Маяковского и признанию Анненского, несмотря на разность стиля, эпох. И Пушкин, и Маяковский, и Анненский утверждают, что любовь — это пробуждение, это весна жизни, даже если эта любовь не взаимная, даже если приносит переживания и душевные терзания.

У Пушкина читаем:

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Маяковский любит, отдавая себя без остатка, и даже вслед уходящей возлюбленной готов «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».

Любовь — попытка найти выход из пустыни одиночества, создать гармонию в душе и мире.

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом

Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа2

2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом

Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа2

3. Привлечение текста произведения для аргументации

При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений, оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют4

ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена,

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),

И/ИЛИ искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(-ых) произведений,

4. Логичность и соблюдение речевых норм

Отсутствуют логические, речевые ошибки2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок1

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается

повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

20. О каком персонаже народной демонологии говорит Ильюша в «Бежином луге» И.С. Тургенева: «— Нет, не видал, и сохрани бог его видеть; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и всё вокруг одной поляны. Едва-те к свету домой добился.— Ну, и видел он его?— Видел. Говорит, такой стоит большой, большой, темный, скутанный, этак словно за деревом, хорошенько не разберешь, словно от месяца прячется, и глядит, глядит глазищами-то, моргает ими, моргает. » *
а) О лешем
б) О кикиморе
в) О водяном
г) О покойнике

23. -- Ну-кось, Мангутка, подсказывай. -- Чего это? -- Песню сложим. И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает: Эх, да белым днем, при ясном солнышке, Светлой ноченькой, при месяце. Это строчки из рассказа
а) М. Горький «Как сложили песню»
б) И.С. Тургенев «Певцы»
в) Л. Н. Толстой «Казаки»
г) М.А. Шолохов «Тихий Дон»

24. Что обозначает высказывание: «Повертушке далеко до досельной песни» *
а) молодежь не понимает слов в старинных песнях
б) молодые девушки не умеют правильно петь
в) городские песни хуже сельских
г) «модным песенкам» не сравниться со старинными

25. А.В. Кольцов, И.З. Суриков - поэты, известные стихотворениями *
а) на «крестьянскую» тему
б) о войне
в) без рифмы
г) –подражаниями Пушкину

26. «По синим волнам океана», «Растворите мне темную темницу», «Выхожу один я на дорогу» это ставшие народными песнями стихотворения *
а) Н. Некрасова
б) М. Лермонтова
в) А. Пушкина
г) А. Кольцова

27. Что из перечисленного не является традиционным русским музыкальным инструментом? *
а) таратайка
б) кугиклы
в) гудок
г) рожок

28. Традиционный наигрыш и произведение М. Глинки - *
а) Пирилейка
б) Сумецкая
в) Камаринская
г) Самарская

29. Перепляс это *
а) когда слишком много плясал
б) танцевальное состязание
в) танец с прыжками через костер
г) традиционное блюдо

30. Припевки, прибаски, сбирушки – это другие названия *
а) молодежных посиделок
б) девушек с красивым голосом
в) поговорок
г) частушек

31. О каком периоде народного календаря идет речь: «За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали;Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили;В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны». *
а) Святки
б) Масленица
в) Русальная неделя
г) Осенины

32. Волочебники – это *
а) надоедливые ухажеры
б) лихие люди
в) люди, поющие пасхальные песни
г) нерасторопные старики

Сегодня мы поговорим об основных видах рифмовки, рифм и строф, которые используются при создании произведения.

Рифмовки бывают трех видов:

Смежная (положение рифм в четверостишии такое: ААББ ). Ее также называют парной . Также к этому виду рифм можно отнести положение АААА .

Попеременная ( АБАБ ). В школе вы могли ее знать под названием « перекрестна я ».

Опоясывающая (АББА ). Иное название – кольцевая .

Поэты-профессионалы иногда пользуются и свободной рифмовкой, но нам, новичкам, лучше для начала овладеть азами 😊

Если интересно, поищите в интернете стихи со свободными рифмовками и скиньте в комментарии, вместе оценим.

ПРИМЕРЫ РИФМОВОК В СТИХОТВОРЕНИЯХ КЛАССИКОВ:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

М. Лермонтов «Листок»

ПОПЕРЕМЕННАЯ

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

А. Блок «Летний вечер»

ОПОЯСЫВАЮЩАЯ

Любим мы друг друга или нет?

Кажется: какие тут сомненья?

Только вот зачем, ища решенья,

Нам нырять то в полночь, то в рассвет?

Э. Асадов «Любим мы друг друга или нет»

Окей, с рифмовками разобрались. А теперь приступим к вещам посложнее.

1. Мужские и женские рифмы .

В мужской рифме стихотворная строка заканчивается ударным слогом. В нескольких строках стихотворений Эдуарда Асадова и Александра блока, приведенных выше, как раз такая. Попробуйте поделить строку каждого стихотворения на ударные и неударные слоги по схеме из прошлой статьи, и вы поймете, что в конце вы останавливаетесь на ударении.

Определите тип рифмовки в строках расстилали белый плат и над чашей пели в лад

Ритм, рифма, строфа, дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр. Из всего перечня этих терминов за пять лет работы с КИМами встретились те 3, что выделены жирным цветом. Остальные пока моего взора не коснулись. Но, разумеется, есть смысл коротко пройтись по каждому, потому что каждый год составители КИМов стараются хоть чем-нибудь удивить.

Повторение ударных и безударных слогов задает ритм стихотворению и единственное, что отделяет стихи от прозы – это ритм. А определенная последовательность ударных и безударных формирует стихотворные размеры. А если нет четкой последовательности, то мы имеем дело с тонической системой стихосложения. Она существовала давно, со времен М.В. Ломоносова, который как раз и ввёл силлабо-тонику, практически не использовалась, но в ХХ веке символисты вернули ее в оборот, поэтому термины дольник, акцентный стих и верлибр попали в раздел с теорией…

Два примера четверостиший, силлабо-тонический стих (размерный) и тонический (безразмерный), чтоб вы почувствовали разницу:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…

(А.С. Пушкин)

«Де́вушка пе́ла в церко́вном хо́ре
О все́х уста́лых в чужо́м краю́,
О все́х корабля́х, уше́дших в мо́ре,
О все́х, забы́вших ра́дость свою́».

(А. А. Блок).
Пример стихотворения Блока – это дольник. Суть в том, что у дольника количество ударений в строке всегда одинаковое (в нашем случае их 4), но они могут иметь разные позиции. Если же стих не имеет одинакового количества ударений, то это уже верлибр.

У акцентного стиха тоже одинаковое количество ударений в строках, но они имеют разные интервалы, тогда как у дольника эти интервалы одинаковые. Примером акцентного стиха может выступать также и русский рэпчик, ссылаться на конкретных авторов не буду.

Остались 2 термина – это белый стих и рифма. У белого стиха есть всё, кроме рифмы, поэтому пусть они хотя бы здесь побудут вместе. Пример:
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно. »
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…

(А.С. Пушкин)

С рифмой всё просто – это созвучие концов стихотворных строк. Она бывает разной.
Парная, когда совпадения идут поочередно:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дуп ло .
Только мне не плачется – на душе свет ло .

(С.А. Есенин)

Перекрёстная, когда совпадения идут через раз:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гр ом ,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голуб ом .

(А.А. Фет)

Кольцевая, когда первая строка с последней:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-велика на
Во мгле морозного тума на
Светился купол золотой.

(Ф.И. Тютчев)

В том случае, если ударение в стихотворной строке падает на последний слог – это мужская рифма. Если на предпоследний – женская. Когда в заданиях мы видим словосочетание – тип рифмы, то надо указать мужская или женская, если способ рифмовки, то либо парная, либо перекрёстная, либо кольцевая.
На этом всё! Если возникли вопросы, пожалуйста, спрашивайте!

Определите тип рифмовки в строках расстилали белый плат и над чашей пели в лад






Академия стихосложения / Учебник

Рифмовка

Рифмовка — порядок чередования рифм в стихе.
Ниже представлены основные способы рифмовки:

Смежная рифмовка «ААBB» — первая строка рифмуется со второй, третья с четвёртой и т.д.

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волна ´ м, -
Мы хлеба горбушку – и ту попола ´ м !
Коль ветер лавиной, и песня – лави ´ ной ,
Тебе – половина, и мне – полови ´ на !
(А. Прокофьев)

Перекрёстная рифмовка «АBАB»

О, есть неповторимые слова ´ ,
Кто их сказал – истратил слишком мно ´ го ,
Неистощима только синева ´
Небесная и милосердье Бо ´ га .
(А. Ахматова)

Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на ты ´ не .

За хуторами, на бахча ´ х ,
В нежарких солнечных луча ´ х
Краснеют бронзовые ды ´ ни …
(А. Бунин)

Холостая рифмовка «АВСВ» — первая и третья строки не рифмуются.

Травка зеленеет,

Солнышко блести ´ т ,
Ласточка с весною
В сени к нам лети ´ т .
(А.Н. Плещеев)

Гиперхолостая рифмовка «АВAС»

Вторая и четвёртая строки не рифмуются. Отсутствие традиционной рифмы в конце четверостишия приводит к эффекту обмана рифменного ожидания. Употребляется достаточно редко.

Это было в глухое вре ´ мя ,
Наяву ли, во сне – не знаю.
Ночью ставил я ногу в стре ´ мя
И давал жеребцу поводья.
(Всеволод Рождественский)

Смешанная рифмовка (вольная)– способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и т.д… Пример смешанной рифмовки:

Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом -
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
(А.С. Пушкин)


ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC

Земную жизнь пройдя до полови ´ ны ,
Я очутился в сумрачном лесу ´ ,
Утратив правый путь во тьме доли ´ ны .

Каков он был, о, как произнесу ´ ,
Тот дикий лес, дремучий и грозя ´ щий ,
Чей давний ужас в памяти несу ´ !

Так горек он, что смерть едва ль не сла ´ ще .
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой ча ´ ще …
(А. Данте)


ЛИМЕРИК — пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА.
В лимериках 3 и 4 строки имеют меньшее количество слогов чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у прича ´ ла ,

Которого жизнь удруча ´ ла .
Ему дали сала ´ ту
И сыграли сона ´ ту ,
И немного ему полегча ´ ло .
(Э. Лир)


ТРИОЛЕТ -восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB, где строки А и В повторяются как рефрены.

Ты промелькнула, как виденье ,
О, юность, быстрая моя ,
Одно сплошное заблужденье !
Ты промелькнула, как виденье ,
И мне осталось сожаленье ,
И поздней мудрости змея .
Ты промелькнула, как виденье ,—
О, юность быстрая моя !
(Константин Бальмонт)


МОНОРИМ - стихотворение или часть его, использующее одну рифму (или с «однозвучной рифмовкой» по определению А. П. Квятковского)

(АААА, АА-ВВ-СС…).

А недавно две газе ´ ли
Позвонили и запе ´ ли :
— Неужели, в самом де ´ ле ,
Все сгорели карусе ´ ли .

(Корней Чуковский, «Телефон»)

К моноримам также относятся: газель, касыда, месневи, фард… Примеры фардов:

Надежду – солнечную нить – на счастье люди тку ´ т ;
Сумеешь лучик сохранить – удачи дни приду ´ т .
* * *
Пускай дурной молвы печать твой дом не потрево ´ жит ;
Ты злом на зло не отвечай — оно лишь горе мно ´ жит .
* * *
Не долог путь наш по земле, тернист его покро ´ в …
Но слышен каждому во мгле добра извечный зо ´ в .

РУБАИ — рифмовка в восточной поэзии по схеме ААВА.

В колыбели – младенец, покойник в гробу :
Вот и всё, что известно про нашу судьбу .
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу .
(Омар Хайям)


ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.

Опьяня ´ ет сме ´ лый бе ´ г ,
Овева ´ ет бе ´ лый сне ´ г ,
Ре ´ жут шу ´ мы тишину ´ ,
Не ´ жат ду ´ мы про весну ´ .
(Валерий Брюсов)

А вот примеры совершенных панторифм:

Небом живы –
не бомжи вы.

Поэта путь мой -
По этапу тьмой.


Рифмовка 4+4 («квадратная рифмовка») -рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето
С полустанком. Снявши шапку ,
Сто слепящих фотографий -
Ночью снял на память гром .

Мёрзла кисть сирени. В это
Время он, нарвав охапку
Молний, с поля ими трафил
Озарить управский дом .
(Борис Пастернак)

Рифмовка 3+3 («треугольная рифмовка») — рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC

А потом мне снились горы -
В белоснежных одеяньях
Непокорные вершины ,

И хрустальные озёра
У подножий великаньих ,
И пустынные долины .
(В. Невский)

Урок литературы "О рифме и строфе"

Цели: познакомить учащихся с понятиями рифмы и строфы; учить различать парную, перекрестную и кольцевую рифмы; развивать навык анализа стихотворения; воспитывать любовь к родной природе через работу с поэтическим текстом.

Оборудование: карточки с отрывками стихотворений (Приложение 1 у автора), презентация (Приложение 2 у автора).

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Постановка учебной задачи.

Поставьте цели, исходя из темы сегодняшнего урока.

III. Актуализация знаний.

– Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная.)

– Что такое ритм? (Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.)

– Как создается рифма? (Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.)

– Придумайте сами или подберите примеры рифмованных строк.

IV. Работа по теме

1. Знакомство с понятием рифмы и ее видами.

Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.

Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая (или опоясывающая).

Образец перекрестной рифмы:

Черемухи ветки душистые гнут,
Все дикие яблони в цвете;
Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:
«Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)

Схема: а б а б

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало. (А.А. Фет)

Образец парной (смежной) рифмы:

Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)

Схема: а а б б

Образец кольцевой (опоясывающей, охватной) рифмы:

Природа-мать! К тебе иду
С своей глубокою тоскою;
К тебе усталой головою
На лоно с плачем припаду. (А.Плещеев)

Схема: а б б а

2. Развитие умения определять виды рифмы.

Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(Константин Случевский)

Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)

3. Мужские, женские и другие рифмы.

Мужские – с ударением на последнем слоге (окно' – давно').

Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да'ром – пожа'ром).

Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила'ется – разлива'ется).

Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).

Найдите в текстах примеры мужских, женских, дактилических рифм.

4. Рифмы точные и неточные.

В точной рифме повторяющиеся звуки одинаковы (цвете – свете), а в неточной звуки не совпадают (рассказ – тоска).

5. Определяем значение рифмы.

Перечитайте четвертую строфу в балладе «Перчатка» и определите тип ее рифмовки. Помогают ли рифмы передать кульминацию событий.

6. Анализ строения стихотворений.

– Прочитайте стихотворения выразительно.

– На сколько частей каждое из них разбито?

– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части?

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
(С.А. Есенин) (Катрен)

Тихо в роще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покров берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту.
Язвы красные незримому Христу.
(С.А. Есенин) (двустишие)

  • Октава – восьмистишье
  • Терцина – трехстишье с обязательной рифмой аба бвб вгв
  • Катрен – четверостишье
  • Двустишие –

7. Знакомство с понятием строфы.

Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.

V. Подведение итогов урока.

– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны. (А.Майков)

– Определите вид рифмовки в стихотворных отрывках.

Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(Константин Случевский)

* * *
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)

* * *
Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)

– Прочитайте стихотворения выразительно.

– На сколько частей каждое из них разбито?

– Как вы думаете, почему именно так поделены эти стихотворения на части.

Тихо в роще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Над речным покров берегов
Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту.
Язвы красные незримому Христу.
(С.А. Есенин)

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
(С.А. Есенин)

– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет!
Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
(А. Майков)

Василий Андреевич Жуковский
«Светлана»

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана -
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался - вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит.
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье.
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи.
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит.
Вот. легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами.
Занялся от страха дух.
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась. милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.

Сели. кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут. пусто все вокруг;
Степь в очах Светланы;
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий.
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылой.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися. и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться - следу нет.
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит.
Дверь шатнулася. скрыпит.
Тихо растворилась.

Все утихло. вьюги нет.
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится.
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье.
Чу, Светлана. в тишине
Легкое журчанье.
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом.
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится.
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь - на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг. в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы.
Что же девица. Дрожит.
Гибель близко. но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул.
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами.
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась.
Глядь, Светлана. о творец!
Милый друг ее - мертвец!
Ах. и пробудилась.

Где ж. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит. Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он -
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий.
Чу. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки, кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу вдет.
Кто. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
______

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава - нас учили - дым;
Свет - судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучшей друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье - лживый сон;
Счастье - пробужденье».

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана.
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа - как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо - Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 20-ти строф (всего 281 строка)
Размер: разностопный хорей
Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге ( — )
------------------------------------------------------------------------
1-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: вечерок-гадали-башмачок-бросали
окном-кормили-зерном-топили
водой-золотой-изумрудны-плат
лад-подблюдны.

Рифмовка: ABAB CBCB DDEF FE

2-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: луна-тумана-грустна-Светлана
тобой-словечко-круговой-колечко
Кузнец-венец-златое-венцом
кольцом-налое.

Рифмовка: ABAB BCBC DDEF FE

3-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: петь-далёко-умереть-одинокой
нет-пишет-свет-дышит
мне-стороне-обитель-лью
мою-утешитель.

Рифмовка: ABAB AAAC DDEF FE

4-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: накрыт-пеленою-стоит-свечою
столе-Светлана-стекле-обмана
свой-твой-рукою-запор
прибор-тобою.

Рифмовка: ABAB CDCD EEBF FB

5-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: одна-садится-она-глядится
кругом-молчанье-огнем-сиянье
грудь-взглянуть-очи-огонек
сверчок-полуночи.

Рифмовка: ABAB CDED FFBG AB

6-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: локотком-дышит-замком-слышит
глядит-плечами-блестит-глазами
дух-слух-шепот-краса
небеса-ропот.

Рифмовка: ABAB BCBC DDEF FE

7-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: ней-руки-очей-разлуки
ждет-дьячками-поет-свечами
взор-двор-тесовы-ждут
рвут-шелковы.

Рифмовка: ABCD EFEF GGAB BA

9-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: буграм-глубокий-храм-одинокий
отворил-храме-паникадил-фимиаме
гроб-поп-могилой-дрожит
молчит-унылой.

Рифмовка: ABAB CDCD EEFG GF

10-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: кругом-клоками-крылом-санями
печаль-торопливы-даль-гривы
огонек-уголок-снегом-быстрей
ней-бегом.

Рифмовка: ABAB CDCD EFAG GA

11-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: вмиг-пропали-жених-бывали
впотьмах-друга-местах-вьюга
нет-свет-перекрестилась-стучит
скрыпит-растворилась.

Рифмовка: ABAC DEDE FFGA AG

12-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: накрыт-запоной-стоит-иконой
тобой-обитель-пустой-житель
слезах-прах-помолилась-руке
уголке-притаилась.

Рифмовка: ABAB BCBC DDEF FE

13-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: нет-тлится-свет-затмится
сне-молчанье-тишине-журчанье
уголок-голубок-глазами-прилетел
сел-крылами.

Рифмовка: ABAB CDCD EEFG GF

14-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: кругом-мнится-полотном-шевелится
мертвец-ночи-венец-очи
стон-он-охладелы-Дрожит
спит-белый.

Рифмовка: ABAB CDCB EEFG GA

15-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: развернул-крилы-вспорхнул-силы
заскрежетал-зубами-засверкал-очами
устах-глазах-изобразилась-творец
мертвец-пробудилась.

Рифмовка: ABAB CDCD EEFG GF

16-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: одна-светлицы-окна-денницы
петух-пеньем-дух-сновиденьем
сон-он-судьбину-дней
моей-кручину.

Рифмовка: ABAB CDCD EEAF FA

17-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: грудь-Светлана-путь-тумана
блестит-тонкий-гремит-звонкий
прах-крылах-рьяны-ворот
вдет-Светланы.

Рифмовка: ABAB CDCD EEBF GB

19-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: краса-балладу-чудеса-складу
твоим-славы-дым-лукавый
моей-сей-провиденье-закон
сон-пробужденье.

Рифмовка: ABAB CDCE EEFG GF

20-я cтрофа - 14 строк , многоостишие.
Рифмы: снов-Светлана-покров-рана
тень-коснется-день-пронесется
рука-ручейка-луга-светла
была-подруга.

Рифмовка: ABAB CDCD EEFG GF

Читайте также: