Определите в каком полушарии относительно экватора произошло крушение корабля капитана гранта

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Определите в каком полушарии относительно экватора произошло крушение корабля капитана гранта


Относительно экватора - почти поровну в северном и южном (мыс Рас-Энгела (он же Бен-секка) 38 с.ш., мыс Игольный 35 ю.ш.), относительно нулевого меридиана - в западном (меньшая часть; мыс Альмади 17 з.д.) и восточном (большая часть; мыс Рас-Хафун 51 в.д.). Для справки приведены названия крайних точек Африки и их координаты..И в северном и в южном - в обоих :

Северный тропик: 15гр.+36гр.=51 гр. 51гр.*102.5=5227.5 км

Южный тропик: 36гр-15гр=21гр 21гр*102.5=2152.5 км

Таким образом большая часть материка расположена в северном полушарии относительно экватора

1) Азия расположена севернее экватора; северный тропик проходит через южные регионы Азии (Индию, Мьянму, Бангладеш, Китай, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Оман); относительно Гринвича (нулевого меридиана) Азия расположена восточнее.

2) Азию омывают: на севере - Северный Ледовитый, на востоке - Тихий, на юге - Индийский океаны, на юго-западе - моря Атлантического океана (Средиземное, Эгейское, Мраморное, Чёрное и Азовское) . Берингов пролив отделяет Азию от Северной Америки. Суэцкий канал и Красное море отделяют Азию от Африки.

3) Самая высокая точка - Эверест (В Азии)

Азия – самая большая часть света. Ее площадь около 43,4 млн км2, или около 30 % всей суши земного шара. Азия значительно вытянута с севера на юг, от мыса Челюскин на полуострове Таймыр до мыса Пиай, что на полуострове Малакка. Это обусловило наличие здесь всех географических поясов северного полушария и четкое проявление географической зональности. Очень вытянута территория Азии и с запада на восток. Крайняя ее восточная точка – мыс Дежнева – на Чукотском полуострове, а западная – мыс Баба – на полуострове Малая Азия.

Только на западе Азия имеет сухопутные границы с Европой и только Суэцкий канал на одноименном перешейке отделяет ее от Африки. Большая же часть территории выходит непосредственно к океанам. Азия – единственная часть света, которая омывается водами всех четырех океанов.

4) Ганг, Годавари, Нармада, Кришна — судоходны.

5) По запасам нефти, природного горючего газа и самородной серы Западная Азия занимает первое место в мире. Значительны также запасы цинковых руд, барита, боратов, лития, корунда, ртути, асбеста, фосфоритов, железной руды, калийных солей, свинца, вольфрама, меди, пирита, сурьмы, флюорита, целестина, бирюзы, лазурита и др.

6) Значительная часть ее находится в субтропическом поясе, крайний юг заходит в экваториальный, север - в умеренный, западная часть расположена в тропическом поясе, который в Южной Азии выклинивается (следствие муссонной циркуляции) и здесь субтропический климатический пояс непосредственно соседствует с субэкваториальным.

7) На ее территории ландшафтные зоны умеренного, субтропического, тропического, субэкваториального и экваториального поясов.

Конспект урока-практикума «Географические координаты» 6 класс

Задачи
1. Познакомить учащихся с основными линиями и точками на карте – экватором, параллелями, меридианами, полюсами.
2.Начать формирование общеучебного навыка самостоятельно давать определение понятиям.
3.Развивать умение работы с контурными картами и картами атласа, в частности определение направлений по карте.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА, ЛЕЖАЩЕГО НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЛИНИЙ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ?

Учитель: - Но лишь широты недостаточно, чтобы определить положение объекта на глобусе. Ведь 37-я параллель только в Южном полушарии пересекает и Южную Америку, и Австралию, и Новую Зеландию, и многочисленные острова.

Учитель :- Где же следовало искать капитана?

Учитель: - Поиски капитана Гранта решено было начать на западном побережье Южной Америки.
В наши дни кратчайший путь судов из Европы к этим далеким берегам проходит через панамский канал, проложенный на Панамском перешейке между Северной и Южной Америкой, а в середине ХIX в. Его еще не было , и яхте «Дункан» пришлось огибать Южноамериканский континент с юга.

Определите географическое положение Панамского канала и скажите, сколько «лишних» градусов широты пришлось пройти «Дункану», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37° ю.ш.
Для того чтобы выполнить задание, составьте краткую памятку о том, как определять географические координаты объекта. Запишите ее.

Ученики: - Определить географические координаты точки – значит сказать, на какой широте и долготе она находится. Вы уже знаете, что на глобусе широты подписаны, как правило, вдоль нулевого меридиана, а долготы – вдоль экватора.
Определите географическую широту панамского канала.
В каком полушарии относительно экватора он расположен?
Какая параллель проходит через канал? Запишите ее значение.

Определите географическую долготу Панамского канала.

По глобусу определите, в каком полушарии относительно нулевого меридиана расположен канал.
Какой меридиан проходит через канал? Запишите его значение. (80° з.д)
Панамский канал расположен почти в точке пересечения параллели 10° с.ш. и меридиана 80° з.д., значит его географические координаты 10° с.ш. и 80° з.д.
по глобусу вычислите , сколько «лишних» градусов широты прошел «Дункан», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37° ю.ш.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА, ЛЕЖАЩЕГО МЕЖДУ ЛИНИЯМИ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ?

Задание №2
Достоверно было известно, что капитан Грант вышел 30 мая 1862 г. На своем судне из порта Кальяно, который располагается рядом со столицей Перу – городом Лима.

Учитель: - Определите географические координаты Лимы.

1. Определить географическую широту Лимы.
Найти на глобусе Лиму. Определить , в Северном или Южном полушарии она находится. Какую она будет иметь широту: северную или южную?
Определить, между какими параллелями лежит Лима.
Разделите расстояние между этими параллелями на 10 равных частей. Поскольку параллели на глобусе проведены через 10 °, каждая часть будет соответствовать 1 ° широты.
Какую широту имеет Лима? (Счет идет от ближайшей к экватору параллели.) указать : северная или южная!
2. Определите географическую долготу Лимы.
Определите, к западу или востоку от нулевого меридиана находится Лима. Какую она будет иметь долготу: западную или восточную?
Определите, между какими меридианами лежит Лима.
Разделите расстояние между этими меридианами на 10 равных частей. Каждая из этих частей будет соответствовать 1° долготы.
Какую долготу имеет Лима? (Счет идет от меридиана, ближайшего к нулевому).

Учитель: - Помните! Сначала записывается широта, а потом долгота! 12° ю.ш. и 77 ° з.д.

КАК, ЗНАЯ КООРДИНАТЫ, НАЙТИ ОБЪЕКТ НА ГЛОБУСЕ?

Поднявшись на борт яхты «Дункан» после своего спасения, капитан Грант помог восстановить полный текст записки, найденной в бутылке. В ней сообщались следующие координаты крушения его судна: 37 ° ю.ш. и 153° з.д. определите по глобусу, где следовало вести поиски капитана.

Определите, в каком полушарии относительно экватора произошло крушение корабля капитана Гранта.

Определите, к западу или востоку от нулевого меридиана произошло крушение корабля капитана Гранта.

Найдите точку, где пересекаются параллель 37 ° ю.ш. и меридиан 153° з.д. именно здесь яхта «Дункан» нащла капитана Гранта, обогнув почти весь земной шар вдоль параллели 37° ю.ш.

Сопоставьте результаты и определите, в какой части Тихого океана потерпел крушение корабль капитана Гранта.

В каком направлении от этого места находятся ближайшие острова?
Какой материк расположен ближе всего к месту крушения?
В каком направлении от этого места расположен наш населенный пункт?

Вывод: Чтобы быстро и безошибочно находить любую точку на глобусе, используется система географических координат.

Определить географические координаты – значит сказать , на какой широте (в градусах) и долготе (в градусах) она находится.

Найти картографический адрес

РЕФЛЕКСИЯ:
Кто захотел прочитать произведение «Дети капитана Гранта»
В произведении есть одно географическая ошибка, кто будет внимателен и ее найдет получит «5»!

Учитель: - Всем ли в жизни нужно уметь определять географические координаты?

Ученики: - Да, это поможет ориентироваться в пространстве!

Учитель:- А мое мнение, что не всем.

Не надо знать тем, кто не любознательный, кто не интересный собеседник, кого не влекут путешествия и открытия для себя нового, увлекательного, кто не хочет путешествовать и познавать мир! И я очень рада, что мы с вами к этой категории людей не имеем ни какого отношения.
Новых вам открытий! Все только начинается!

В каком полушарии относительно экватора произошло крушение корабля капитана гранта?

В каком полушарии относительно экватора произошло крушение корабля капитана гранта?

(37 градусов юш и 153 градуса зд).

В южном пооушарии тк юш.

В каком полушарии находится евразия относительно экватора?

В каком полушарии находится евразия относительно экватора.

Какая параллель на карте полушария самая короткая?

Какая параллель на карте полушария самая короткая?

Прочитайте длину 1 градус этой параллели у рамки карты и сравните её с длиной 1 градус экватора.

Как расположена Антарктида относительно важнейших линий градусной сети : Экватора и меридиана 0 градусов д?

Как расположена Антарктида относительно важнейших линий градусной сети : Экватора и меридиана 0 градусов д.

), тропиков, полярных кругов?

6)сопоставьте рисунок 92 учебника с глобусом и определите в какой части тихого океана потерпел крушение корабль капитана гранта7)в каком направлении от этого места находятся ближайшие отмеченные на гл?

6)сопоставьте рисунок 92 учебника с глобусом и определите в какой части тихого океана потерпел крушение корабль капитана гранта

7)в каком направлении от этого места находятся ближайшие отмеченные на глобусе острова?

Как они называются?

География 6 класс между какими меридианами произошло крушение капитана Гранта?

География 6 класс между какими меридианами произошло крушение капитана Гранта.

Какая параллель на карте полушария самая короткая?

Какая параллель на карте полушария самая короткая?

Прочитайте длину 1 градус этой параллели у рамки карты и сравните её с длиной 1 градус экватора.

В каком полушарии относительно экватора расположена меньшая часть Южной Америки?

В каком полушарии относительно экватора расположена меньшая часть Южной Америки.

В каком полушарии расположена Антарктида относительно экватора?

В каком полушарии расположена Антарктида относительно экватора.

Австралия, относительно экватора находится в ?

Австралия, относительно экватора находится в .

Полушарии, а относительно нулевого меридиана в ……………….

В каком полушарии находится Австралия по отношению к экватору?

В каком полушарии находится Австралия по отношению к экватору?

( По отношению к экватору Австралия находится в .

С севера на юг. От побережья Северного Ледовитого океана в Заполярье почти до 50 градусов с. Ш.

Альпака, индейка, лама , морская свинка, ондатра, нутрия.

Геометрии? Или все же географии.

На земле температура меньше потому что воздух ночью холоднее а днём теплее.

Колонизаторы спроектировали в Африке много современных, удобных для жизни и работы городов, проложили прямые и широкие дороги, построили современные порты и аэродромы, но они не ударили палец о палец, чтобы на этом континенте уменьшилось количество л..

Это все есть на странице 84 учебника автор Козловский.

Рельеф Дальнего Востока в основном горный. Это район землетрясений и цунами, сейсмическая зона. На юге преобладают средневысотные и низкие горы, есть территории с равнинным рельефом, а также Колымское нагорье, Анадырское плоскогорье.

1) 45 * 6 = 270 (мин) в 6 уроках 2) 270 * 70 = 18900 (уд) за 6 уроков делает сердце 3) 18900 * 150 = 2835000 (м³) перекачивает сердце.

1. Волга Титаник 2. Равнины ровные плоские3. 36милиардов.

Антарктида самый холодный материк. Это объясняется малым углом падения солнечных лучей, полярной ночью, в течение которой материк сильно охлаждается , огромным ледяным покровом, который образовался в период большого похолодания, большой высотой над ..

В поисках капитана Гранта с математической точностью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка путешествия по 37 параллели южной широты в поисках капитана Гранта, вслед за героями книги. Книги можно читать по- разному. Кто-то переживает эмоции и сильные чувства, кто-то черпает для себя необходимую информацию… Мы будем читать книгу «с математической точностью». Наши поиски не могут увенчаться успехом, если мы не сможем просчитать время пути, необходимые запасы провизии, скорость передвижения, не проложим маршрут. Все это невозможно сделать без математики.

Просмотр содержимого документа
«В поисках капитана Гранта с математической точностью»

В поисках капитана Гранта с математической точностью.

Класс делится на 4 группы по цветам.

При входе дети берут цветные закладки, какой цвет выберут, в такую группу и садятся.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по 37 параллели вслед за героями романа «Дети капитана Гранта». Это очень интересное и захватывающее путешествие. Его цель–это вызвать интерес у вас к этой книге, чтобы вы ее прочли. А для тех, кто ее уже читал, на этом уроке будет возможность взглянуть на книгу по- новому и вновь пережить увлекательную экспедицию в поисках капитана Гранта.

Для удачного путешествия нам необходимо выбрать капитана группы. Капитан должен быть ловким и смелым. Я задаю вопрос каждой группе, кто быстрее на него ответит, тот будет капитаном, он будет получать задания от меня и руководить выполнением.

Вопросы группам (Вопросы задаются по очереди, кто первый из группы ответит, назначается капитаном команды. Капитан подходит к учителю для получения заданий, чтобы время выполнения у всех команд было одинаковым).

Как назывался корабль, на котором отправились в поисках капитана Гранта?

Из какой страны отправилась экспедиция?

Сколько лет было сыну капитана Гранта?

В каком полушарии шли поиски: в северном или южном?

Кто написал книгу «Дети капитана Гранта?»

Сколько у капитана Гранта было детей?

Куда направлялся географ Паганель, попав на «Дункан»?

Как называлось судно капитана Гранта, потерпевшее крушение?

Ребята, сегодня мы с вами путешествуем по 37 параллели южной широты в поисках капитана Гранта, вслед за героями книги. Книги можно читать по- разному. Кто-то переживает эмоции и сильные чувства, кто-то черпает для себя необходимую информацию… Мы будем читать книгу «с математической точностью». Наши поиски не могут увенчаться успехом, если мы не сможем просчитать время пути, необходимые запасы провизии, скорость передвижения, не проложим маршрут. Все это невозможно сделать без математики.

Итак, отправляемся вслед за героями книги.

Задание 1. Собери карту (справочный материал на столах)

Карта разрезана на 8 частей. Перед участниками лист, разделенный на 8 частей с числами. Участникам нужно выполнить задания и совместить результат с ячейкой листа. В результате должна получиться карта континента или острова, который посетили участники экспедиции. Каждая группа собирает свою карту, в результате получается модель путешествия. Участники дают ответ, карта чего у них получилась. Все ответы даются в тех единицах, которые указаны, округляя до целого.

Матросы судна «Дункан» выловили акулу, в желудке которой находилась бутылка с тремя письмами, сообщавшими о крушении. Она была десяти футов длины и весила более шестисот фунтов. Такая длина и вес обычны для рыбы-молота. Но, не будучи самой крупной среди пород акул, она считается одной из наиболее опасных. Определите размер в метрах и см и массу акулы в кг. (3 м, 245 кг)

Экспедиция отправилась в плавание на «Дункане». Это замечательно прочное и быстроходное судно могло смело выдержать дальнее плавание. … Идя на всех парах, «Дункан» развивал небывалую до тех пор скорость, доходившую до 17 морских миль в час. Какую скорость развивал Дункан в км/ч? (31 484 м/ч прибл. 31 км/ч)

Это чудесное судно. Моряку приятно чувствовать его под ногами. И машина и корпус как нельзя лучше соответствуют друг другу. Вот почему яхта оставляет такой ровный след и так легко уходит от волны. Идем мы со скоростью 17 морских миль в час, и если скорость эта не понизится, то мы дней через десять пересечем экватор. На каком расстоянии в км от экватора находилось судно? (Помните, что в сутках 24 часа.)

Пересекая Южную Америку , путешественникам пришлось преодолевать горный хребет, называемый Анды. Поднявшись на большую высоту, экспедиция сделала привал. Воде здесь, чтобы закипеть, не понадобится доходить до ста градусов; и тому, кто любит кофе, сваренный на воде в сто градусов, придется обойтись без этого, так как вода на этой высоте кипит при температуре даже ниже девяноста.

Термометр, опущенный в воду в тот момент, когда она закипела, показал только восемьдесят семь градусов. Понижение точки кипения равняется приблизительно 1 градусу на 324 метра подъема.

На какой высоте в метрах находились путешественники? (100-87 =13 градусов; 324*13=4212 метров)

Экспедиция, высадилась у побережья Чили. Путешественники отправились в путь по 37 параллели, рассчитывая преодолеть южноамериканский материк за месяц (30 дней), делая в день по 35 миль. Какова длина их маршрута по материку от западного берега до восточного? Ответ дайте в км.

(35*1852=64820 метра=64км 820 метров; 64,82*30=1944,6км прибл. 1945 км)

Во время путешествия по равнинам Аргентины, экспедицию застало наводнение. Они пытались ускакать от него, но беглецов настиг огромный вал; чудовищный, в сорок футов вышиной, он с грохотом обрушился на них. И люди и лошади – все исчезли в бурлящем водовороте. Колоссальная масса воды, в несколько миллионов тонн весом, понесла их в своем бешеном разливе.

Какова высота волны в метрах?

Спасаясь от наводнения, путешественники ухватились за дерево, случайно попавшееся им на пути. Дерево, на котором Гленарван и его спутники нашли себе убежище, походило на ореховое блестящими листьями и закругленной кроной. На самом же деле это было омбу. Такие одиночные деревья встречаются на аргентинских равнинах. Его огромный, искривленный ствол прикреплен к земле не только толстыми корнями, но и могучими отростками, что делает его особенно устойчивым. Поэтому-то оно и смогло выдержать такой натиск водяной стихии.

Омбу имело футов сто вышины и могло покрыть своей тенью окружность диаметром в сто восемьдесят футов. Основой этой громады был ствол в шесть футов толщиной и отходящие от него три массивные ветви.

Какова высота и толщина ствола этого дерева в метрах?

30 метров, 2 метра

Закончив переход через Южную Америку, путешественники вернулись на «Дункан», который ждал их, бросив якорь в двух кабельтовых от берега. На каком расстоянии от берега в метрах был пришвартован корабль?

Сложив ответы, должны получиться: карта Великобритании, карта Южной Америки., карта Австралии, карта Новой Зеландии (у каждой группы своя, дети должны угадать, что у них получилось).

Скажите, что из собранного является материком. А что островом?

Откуда отправилась экспедиция и куда направилась в первую очередь?

Не найдя капитана гранта в Южной Америке, экспедиция, полная надежд, отправилась по 37 параллели к берегам Австралии.

Задание 2. Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте, и расшифруйте название уникального дерева Австралии.

«В 1836 году колония Порт-Филлип насчитывала двести сорок четыре жителя, а в настоящее время население провинции Виктория достигло пятисот пятидесяти тысяч человек. Семь миллионов виноградных лоз приносят ей ежегодно сто двадцать одну тысячу галлонов вина. Сто три тысячи лошадей носятся по ее равнинам, и шестьсот семьдесят пять тысяч двести семьдесят две головы рогатого скота пасется на ее беспредельных лугах.

– А свиньи здесь тоже есть? – поинтересовался Мак-Наббс.

– Да, майор. С вашего позволения, их здесь семьдесят девять тысяч шестьсот двадцать пять.

Конспект урока-практикума «Географические координаты» 6 класс

1. Познакомить учащихся с основными линиями и точками на карте - экватором, параллелями, меридианами, полюсами.

2.Начать формирование общеучебного навыка самостоятельно давать определение понятиям.

3.Развивать умение работы с контурными картами и картами атласа, в частности определение направлений по карте.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА, ЛЕЖАЩЕГО НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЛИНИЙ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ?

Учитель: - Но лишь широты недостаточно, чтобы определить положение объекта на глобусе. Ведь 37-я параллель только в Южном полушарии пересекает и Южную Америку, и Австралию, и Новую Зеландию, и многочисленные острова.

Учитель :- Где же следовало искать капитана?

Учитель: - Поиски капитана Гранта решено было начать на западном побережье Южной Америки.

В наши дни кратчайший путь судов из Европы к этим далеким берегам проходит через панамский канал, проложенный на Панамском перешейке между Северной и Южной Америкой, а в середине ХIX в. Его еще не было , и яхте «Дункан» пришлось огибать Южноамериканский континент с юга.

Определите географическое положение Панамского канала и скажите, сколько «лишних» градусов широты пришлось пройти «Дункану», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37° ю.ш.

В каком полушарии относительно экватора он расположен?

По глобусу определите, в каком полушарии относительно нулевого меридиана расположен канал.

Панамский канал расположен почти в точке пересечения параллели 10° с.ш. и меридиана 80° з.д., значит его географические координаты 10° с.ш. и 80° з.д.

по глобусу вычислите , сколько «лишних» градусов широты прошел «Дункан», огибая Южную Америку, чтобы достичь ее западного побережья на широте 37° ю.ш.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ ОБЪЕКТА, ЛЕЖАЩЕГО МЕЖДУ ЛИНИЯМИ ГРАДУСНОЙ СЕТКИ?

Достоверно было известно, что капитан Грант вышел 30 мая 1862 г. На своем судне из порта Кальяно, который располагается рядом со столицей Перу - городом Лима.

Учитель: - Определите географические координаты Лимы.

Найти на глобусе Лиму. Определить , в Северном или Южном полушарии она находится. Какую она будет иметь широту: северную или южную?

Определить, между какими параллелями лежит Лима.

Разделите расстояние между этими параллелями на 10 равных частей. Поскольку параллели на глобусе проведены через 10 °, каждая часть будет соответствовать 1 ° широты.

Определите, к западу или востоку от нулевого меридиана находится Лима. Какую она будет иметь долготу: западную или восточную?

Определите, между какими меридианами лежит Лима.

Разделите расстояние между этими меридианами на 10 равных частей. Каждая из этих частей будет соответствовать 1° долготы.

Учитель: - Помните! Сначала записывается широта, а потом долгота! 12° ю.ш. и 77 ° з.д.

КАК, ЗНАЯ КООРДИНАТЫ, НАЙТИ ОБЪЕКТ НА ГЛОБУСЕ?

Поднявшись на борт яхты «Дункан» после своего спасения, капитан Грант помог восстановить полный текст записки, найденной в бутылке. В ней сообщались следующие координаты крушения его судна: 37 ° ю.ш. и 153° з.д. определите по глобусу, где следовало вести поиски капитана.

Определите, в каком полушарии относительно экватора произошло крушение корабля капитана Гранта.

Найдите точку, где пересекаются параллель 37 ° ю.ш. и меридиан 153° з.д. именно здесь яхта «Дункан» нащла капитана Гранта, обогнув почти весь земной шар вдоль параллели 37° ю.ш.

В каком направлении от этого места находятся ближайшие острова?

Какой материк расположен ближе всего к месту крушения?

Вывод: Чтобы быстро и безошибочно находить любую точку на глобусе, используется система географических координат.

Кто захотел прочитать произведение «Дети капитана Гранта»

Учитель: - Всем ли в жизни нужно уметь определять географические координаты?

Ученики: - Да, это поможет ориентироваться в пространстве!

Учитель:- А мое мнение, что не всем.

Не надо знать тем, кто не любознательный, кто не интересный собеседник, кого не влекут путешествия и открытия для себя нового, увлекательного, кто не хочет путешествовать и познавать мир! И я очень рада, что мы с вами к этой категории людей не имеем ни какого отношения.

Глобус. Градусная сеть. Географические координаты - ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛИ

Цель: Ученики должны знать/понимать основные географические понятия и термины: глобус, параллели, меридианы – линии направлений.

Ученики должны уметь: по глобусу определять направления, масштаб, географические координаты объектов

Оборудование: глобусы на каждую парту, демонстрационный глобус большего масштаба.

Тип урока – урок-практикум.

I. Оргмомент: Добрый день, ребята! Многие из вас слышали образное выражение «стоит на трех китах». Попробуйте объяснить его.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним все то, что изучили на предыдущих уроках и двинемся дальше. Наша цель – планета Земля в системе географических координат.

II. Проверка ранее изученного материала.

Итак, прежде чем двинуться дальше решите тест:

Земля — планета Солнечной системы

1. Укажите верное утверждение.

A. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет 66,5°.

Б. Днем зимнего солнцестояния является 22 января.

B. 22 июня в Южном полушарии наблюдается самый длинный день и самая короткая ночь.

Г. Только 21 марта на всей Земле день равен ночи.

2. Период вращения Земли вокруг своей оси составляет:

3. Укажите верное утверждение.

A. Смена времен года на Земле происходит потому, что наша планета вращается вокруг своей оси.

Б. Смена времен года на Земле происходит потому, что при движении по орбите наша планета или приближается к Солнцу, или удаляется от него.

B. Смена дня и ночи на Земле происходит потому, что наша планета вращается вокруг своей оси.

4. Укажите причины смены дня и ночи.

A. Изменяется освещенность Земли вследствие вращения нашей планеты вокруг своей оси.

Б. Не меняется угол наклона земной оси.

B. Изменяется угол наклона земной оси.

Г. Изменяется расстояние от Земли до Солнца,

5. Укажите верное утверждение:

A. Причиной изменения продолжительности дня и ночи в течение года является изменение скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Б. Если бы ось вращения Земли была перпендикулярна плоскости земной орбиты, то смены сезонов года на Земле не было бы.

B. Смена сезонов года на Земле происходит потому, что Земля вращается вокруг собственной оси.

III. Изучение нового материала

Учитель: Глобусы стоят на ваших столах. Опишите мне, что перед вами?

После того как было высказано предположение о шарообразности Земли, ученые попытались воссоздать ее форму в уменьшенном виде. Так появилась на свет модель Земли — глобус.

- Чем глобус отличается от Земли?

Глобус намного меньше Земли. Насколько он меньше? Посмотрите еще раз на глобусы на ваших столах и на глобус на столе учителя, чем они отличаются друг от друга? (размерами).

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, поскольку глобусы по своим размерам различны. От чего зависит размер глобуса? От того, во сколько раз при его создании мы уменьшаем земную поверхность. Это уменьшение мы выражаем с помощью масштаба.

Масштаб — это величина, которая показывает, во сколько раз расстояния на глобусе (или на плоскости) уменьшены по сравнению с реальными.

Например, масштаб 1 : 100 000 означает, что 1 см соответствует 100 000 см на земной поверхности, т. е. она уменьшена в 100 000 раз.

Применение масштаба позволяет правильно показывать взаимное расположение географических объектов и проводить измерение расстояний между ними. Масштаб можно изобразить разными способами (рис. 21).

На земной поверхности расстояния чаще всего измеряются не в сантиметрах, а в метрах или километрах. Поэтому нужно уметь переводить масштаб в километровое измерение.

Скольким километрам на земной поверхности соответствует 1 см на глобусе при масштабе 1 : 20 000 000? 1 : 80 000 000?

Глобус во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что существует на земной поверхности. На глобусе изображаются только важнейшие географические объекты: материки, океаны, моря, крупнейшие горы, реки и т. п.

Поскольку глобус — модель Земли, на нем находятся не реальные географические объекты, а их изображение с помощью условных знаков.

- Что такое градусная сеть?

Внимательно посмотрите на глобус. Он покрыт сетью тонких линий. Эти линии образуют градусную сеть. С некоторыми из линий вы уже познакомились в теме «Земля как планета». А на прошлом уроке вы узнали, что они математически рассчитаны и впервые появились на картах Эратосфена и Птолемея. И еще вы узнали, что градусная сеть — отличительная особенность географической карты.

Все линии градусной сети воображаемые, в природе их не существует. Люди придумали их для того, чтобы точно определять положение любого объекта на Земле. Поперечные линии — это параллели, а вертикальные — меридианы.

- Найдите на глобусе экватор, что вы знаете об этой линии? (что эта линия проведена на одинаковом расстоянии от Северного и Южного полюсов) Слово «экватор» в переводе на русский язык означает «уравнитель». Он делит Землю на Северное и Южное полушария. По обе стороны от экватора располагаются параллели.

Параллель - воображаемая линия на земном шаре, проведенная на одинаковом расстоянии от экватора. В переводе с греческого – «параллель» - идущий рядом. Действительно, все точки одной параллели находятся на одинаковом расстоянии от экватора. Но самое главное, на что мы должны обращать внимание – параллели показывают направление с запада на восток.

- Посмотрите на глобус. Какую форму имеют параллели?

- Какую форму имеют меридианы?

На глобусе все параллели имеют форму окружностей, радиус которых уменьшается к полюсам, а все меридианы — форму дуг (полуокружностей) равной длины.

Поскольку мы имеем дело с дугами и окружностями, все расчеты следует делать в градусной мере (потому и сеть называется градусной). Все параллели - окружности и содержат 360°, в том числе и экватор, Его называют нулевой параллелью и от него ведут отсчет остальных параллелей. От экватора до каждого из полюсов градусное расстояние составляет 90°.

Все меридианы по длине одинаковы. Поэтому договорились, от какого из них вести отсчет. С 1884 г. нулевым меридианом считают Гринвичский. Он проходит через пригород Лондона Гринвич, где в 1675 г. была основана одна из старейших в мире астрономических обсерваторий. Долгое время каждая страна вела счет долготы от своего начального меридиана – Франция от Парижского, Англия – от Гринвичского, Россия от меридиана, который проходил через обсерваторию в городе Пулкове в окрестностях Санкт – Петербурга, - Пулковского. Это было неудобно. С 1884 г. большинство стран решили считать начальным меридианом Гринвичский.

От нулевого (начального) меридиана ведут отсчет расстояния в градусах на восток от 0 до 180° и на запад от 00 до 180°. Нулевой меридиан разделяет земной шар на Западное и Восточное полушария. Меридианы показывают направление с севера на юг.

На глобусе линии меридианов и параллелей обычно проводят через 10°. Для меридианов градусы указывают вдоль экватора.

Длину дуги меридиана измеряли многие ученые. Например, данные, полученные французским астрономом Ж. Пикаром в 1670 г., были использованы И. Ньютоном для численного подтверждения закона всемирного тяготения. Крупным национальным достижением России стала «Русская дуга меридиана», охватившая четырнадцатую часть окружности Земли. Измерения производились с 1816 по 1855 г. под руководством академика В. Я. Струве более чем в 250 пунктах дуги меридиана по территории Российской империи. Этот грандиозный научно-технический памятник, проходящий с севера на юг через несколько нынешних государств от Норвегии до Молдавии, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Геодезическая дуга Струве».

ОТ ЭКВАТОРА ВДОЛЬ МЕРИДИАНОВ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУСАХ НА СЕВЕР И НА ЮГ (ОТ 00 ДО 900)

ВДОЛЬ ПАРАЛЛЕЛЕЙ ВЕДУТ ОТСЧЕТ РАССТОЯНИЙ В ГРАДУСАХ НА ЗАПАД И НА ВОСТОК (ОТ 00 ДО 180°).

- Для чего нужны географические координаты?

Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес состоит из двух частей. Когда вы играете в морской бой, то тоже используете «адрес» клеточки из двух частей — буквы и цифры. Две части географического адреса — широта и долгота. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определенной параллели, а долгота — место этой же точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес — географические координаты.

Зная географические координаты любой точки, можно найти любой объект на земном шаре. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив с помощью приборов его географические координаты, как это делали все первооткрыватели.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самолета, подводной лодки. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов.

В настоящее время координаты на местности определяют с помощью прибора спутникового позиционирования (GPS — джи пи эс). Этот прибор определяет свое местоположение, получая информацию с нескольких искусственных спутников Земли. При перемещении его по местности на мониторе прибора вычерчивается траектория движения.

- Итак, что же значит определить географическую широту?

Для всех точек, лежащих на одной и той же параллели, широта одинакова. Широта отсчитывается от экватора. Все точки, располагающиеся к северу от экватора, имеют северную широту (с. ш.), а располагающиеся к югу от экватора, тора — южную широту (ю. ш.). Россия, например, целиком лежит в Северном полушарии. Поэтому все географические объекты в нашей стране имеют северную широту.

Для того чтобы узнать широту заданной точки, нужно найти параллель, на которой она расположена. Отсчет начинаем от экватора, следуя строго вдоль меридиана на север или на юг. Все точки экватора имеют нулевую широту. Расстояние от экватора до полюса 90°. Чем больше мы будем удаляться от экватора, тем больше будет градусное расстояние до нужной нам параллели, тем больше будет ее широта. Поэтому широты в полярных областях так и называются — высокие, а вблизи экватора — низкие.

Некоторые параллели специально подписывают и отмечают на картах. Это тропики и полярные круги. (Северный тропик иногда называют тропиком Рака. Южный тропик — тропиком Козерога).

- Вспомните, почему им придают такое важное значение?

Географическая широта — это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведенной через заданную точку.

Северный тропик — это параллель 23,50 с. ш.

Южный тропик — это параллель 23,50 ю.ш.

Северный полярный круг — это параллель 66,5° с. ш.

Южный полярный круг — это параллель 66,5° ю. ш.

- Определяем географическую широту

Определим широту Санкт-Петербурга и Москвы. Чтобы определить широту объекта, необходимо:

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.

3. Определить широту параллели, на которой расположен объект. (Так, Санкт-Петербург находится на параллели, отстоящей на 60° к северу от экватора, его широта 60° с. ш. — см. рис. 39).

Если объект расположен между параллелями, следует:

1. Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора

2. Определить число градусов от этой параллели до объекта. (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния.)

3. Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели. (Так, ближайшая к Москве параллель со стороны экватора — 50° с. ш. Расстояние от этой параллели до Москвы равно 6°. Мы уже знаем, что Москва расположена севернее параллели 50° с. ш., значит, ее широта 50° + 6° = 56° с. ш.)

- Определяем географическую долготу.

Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на котором она расположена.

Географическая долгота — это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку.

Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток (рис. 40). К западу от нулевого меридиана в точки имеют западную долготу (з. д.), к востоку — восточную долготу (в. д.) Западная и восточная долгота изменяется от 00 до 180°. Россия располагается обоих полушариях — Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Долготы считали в разное время от разных меридианов. До открытия Америки их счет велся произвольно. В 1493 г. отсчет велся от меридиана острова Ферро (один из Канарских островов вблизи Африки). Выбор начального меридиана очень важен, так как с ним связан отсчет времени. Вспомните, с какого года стали вести отсчет от Гринвичского меридиана.

Внимательно посмотрите на глобус и карту полушарий. Там цифры, обозначающие градусы долготы, указаны у точек пересечения меридианов с экватором.

Определим долготу Санкт-Петербурга и Москвы. Чтобы определить долготу объекта, необходимо:

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.

3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. Так, Санкт-Петербург находится на меридиане, удаленном на 30° к востоку от начального (нулевого) меридиана, его долгота 30° в. д.

Если объект располагается между меридианами, следует:

1. Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1—3).

2. Определить количество градусов от этого меридиана до объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями, 10°.)

Таким образом, мы установили географические координаты Санкт-Петербурга — 60° с.ш., 30° в. д. — и Москвы — 56° с. ш., 37,5° в. д.

1. В одном из своих произведений В. В. Набоков пишет: «В кабинете. нашелся в книжном шкафу великолепный атлас. Мир, сперва показываемый как плотный шар, туго обтянутый сеткой долгот и широт, развертывался плоско, разрезался на две половины и затем подавался по частям». Балтийское море кажется ему похожим на коленопреклоненную женщину, Италия — на ботфорт, Цейлон — на каплю воды.

Найдите на карте Скандинавский полуостров, полуостров Камчатка, материки Африка и Австралия, озеро Байкал. Какие образы у вас складываются?

2. Что называется географическими координатами?

3. Как определить географические координаты: а) широту; б) долготу?

4. Назовите самую северную и самую южную точки земного шара.

5. По физической карте определите географические координаты: а) города Дели; б) вулкана Везувий; в) города Владивостока.

6. Определите географические координаты столиц США, Франции, Австралии.

7. Определите координаты вашего областного центра.

8. Выполните работу «Географический адрес моего населенного пункта», заполнив в тетради таблицу.

Проблемы навигации, или как найти капитана Гранта

Вчера в кафешке во время обеда случайно увидал по телевизору старый советский фильм "Дети капитана Гранта" - и что-то малость призадумался.

Когда в детстве читал Жюля Верна и смотрел этот фильм - следование в поисках пропавшего капитана Гранта по 37-й параллели казалось мне делом достаточно простым - ведь были среди путешественников моряки, географ Паганель и майор Мак Наббс, который как офицер, тоже должен был уметь определять местоположение.

Казалось бы - широта известна, по долготе проблема решается простым обследованием всей 37-й параллели - вуаля!
Однако давайте взглянем на проблему навигации с точки зрения хотя бы даже современного человека ;)

Соответственно, координаты капитана Гранта по широте известны героям Жюля Верна с точностью до 1 морской мили, или 1852 метров.
Не сказать, что б особенно точно, особенно учитывая отсутствие данных по долготе.
Те, кому приходилось хоть раз искать какой-либо объект по известным GPS-координатам с помощью GPS-приёмника (точность определения координат которого в районе 30 метров) поймут, о чём я ;))

Далее - герои книжки собираются следовать вдоль всей 37-й параллели, то есть - по широте в 37 градусов южной широты.
На всякий случай сообщаю, что 1 градус широты - это 60 морских миль, или около 111 километров (если точно - то 111 120 метров).

Напомню, что дело происходит не в 21 веке, когда "космические корабли бороздят просторы Большого театра космоса", а в середине 1860-х годов.
То есть - GPS-навигатора или даже смартфона с GPS-ГЛОНАСС у наших героев и в помине не было.

Тогда как и с какой точностью они могли определять свои координаты?

Если вы не штурман, но хотя бы немного интересовались проблемами навигации, то вам наверняка известно, что широту в северном полушарии можно примерно определить по высоте Полярной звезды.

Казалось бы - эврика, победа, но есть пара больших "НО".
Даже опуская все хитрости расчета (описаны тут), с сожалением приходится признать, что метод этот - весьма ограничен:

Вторая проблема была отмечена героями другой Жюль Верновской книжки - для измерения углов нужен секстан:

Как видите, с определением долготы, без вычислений доступным всего 4 раза в год, тоже не всё так просто и безоблачно - для определения углов возвышения нужен секстан, или секстант, как его иногда называют.

Но даже имея этот довольно непростой прибор и умея им пользоваться, определить высоту светила над горизонтом не так-то и просто - хорошо если вы в море и есть естественный горизонт, а если вы на суше, в лесу или горах - то как быть тут, где этот горизонт?
В этом случае применяют так называемый "искусственный горизонт", в качестве которого годится обыкновенная лужа или даже тарелка с водой:

На следующем рисунке показана основная идея замера высоты светила в отсутствие естественного горизонта, используя емкость с водой (жидкостью).
Здесь мы работаем с прямым и дважды отраженным солнцем, как это обычно бывает со стандартными измерениями в море. Но посадку солнца делаем уже не на линию горизонта, а на отраженное солнце от лужи (емкости) таким образом, чтобы они касались друг друга краями.
В результате у нас получается удвоенная высота, которую нужно просто разделить пополам.

Но поедем дальше - положим, с секстаном у нас всё ОК, и даже есть справочные таблицы (МАЕ, морской астрономический ежегодник).
Но у нас ведь по условиям задачи - южное полушарие!
А там Полярной звезды не видно ;)

Конечно, чисто приблизительно определить положение Южного полюса мира можно и в южном полушарии, если знать, как расположен Южный Крест относительно полюса:

С какой погрешностью и что можно намерять в Южном полушарии - прикиньте сами ;).

Однако не всё так плохо - ведь и широту, и долготу при помощи секстана можно определить по высоте Солнца в момент прохождения им своей максимальной высоты над горизонтом, то есть - астрономического полудня:

. наиболее эффективным является метод определения место судна по соответствующим высотам Солнца. Идея заключается в том, что широта определяется по меридиональной высоте в момент кульминации.

Долготу можно определить на основании следующей зависимости. Местный часовой угол любого светила вычисляется как t м = t гр - W . Откуда W = t гр - t м . В момент кульминации местный часовой угол равен нулю. Если зафиксировать точное гринвичское время кульминации, а затем по МАЕ определить гринвичский часовой угол светила, то получим западную долготу W = t гр .

Нахождение долготы долгое время было проблематично и задача была решена только в 1731 году, часовщиком Джоном Гаррисоном.
Он создал достаточно точные пружинные часы (хронометр) и долготу стало возможно было определить по разности времени восхода какой-нибудь звезды в данном месте и этим же временем в обсерватории Гринвича (опять нужны таблицы, да).

Хронометр Гаррисона обеспечивал точность определения долготы до 1 минуты - до него время на флоте отмерялось большими песочными часами ("склянками") с получасовым ходом - соответственно, в обязанности вахтенного входило следить за ними, вовремя переворачивать и "отбиивать склянки" особым колоколом.

Соответственно, получив разницу между истинным солнечным полуднем и полуднем по судовому времени, вполне можно было прикинуть приблизительно долготу места судна - но ни о какой точности тут речи быть не могло, и именно потому во времена Великих Географических Открытий так важен и ожидаем был крик впередсмотрящего "Земля!" - заранее предугадать этот момент было весьма сложно, даже имея карту маршрута с отметками широт и долгот ;).

Впрочем, я немного утрирую - ведь есть еще и инерциальные системы навигации, основанные на учёте курса и счислении пройденного пути путём интегрирования скорости - но и тут нас во времена парусников поджидала засада - курсовые углы можно было измерять по картушке компаса (помните те самые "курс - зюйд-зюйд-вест" и "рулевой, три румба влево"?), а вот как измерить скорость?

Как вы, возможно, помните - единица измерения скорости на флоте называется "узел".
Отчего?
Да всё просто - специально обученный матрос брал веревку с узлами, навязанными примерно через 1/120 морской мили, выбрасывал один её конец с привязанным поплавком за борт, а затем считал количество узлов на веревке, проскользнувших через его ладонь, за время в полминуты, отмеряемое специально обученными песочными часами ;)
Именно поэтому скорость в море не может меряться в "узлах в час", а всегда - просто в узлах ;)
Скорость в 1 узел - это скорость, с которой судно проходит одну морскую милю (или одну минуту меридиана, что одно и то же, как мы уже с вами знаем) за час.

Устали?
А кому было легко? ;)
Ну да ладно - на этом экскурс в примитивные астрономические методы навигации можем считать успешно завершенным, теперь вы легко сможете определить свои координаты, даже если попадёте на необитаемый остров ;)

В общем, резюмирую: не так уж и просто, оказывается, найти нечто, если вам известны его координаты даже сейчас, а что уж говорить за середину XIX века, не говоря уже о временах Христофора Колумбе или Магеллана.
А вот моряки прошлого могли, да.
Богатыри - не вы! (с)

Так что теперь вы в курсе, от скольки "лишних" знаний и дополнительного оборудования избавляет вас ваш смартфон или GPS-навигатор ;)

Ррраз - и всё, ваши координаты известны с точностью до тысячной доли минуты дуги (а это - 1,852 метра, если кто забыл :))

Впрочем, к точности определения координат это имеет весьма опосредованное значение, поскольку она примерно на порядок выше, обычно в пределах 10-30 метров.
Кстати, оценка погрешности определения координат тут указана - значение DOP ( Dilution Of Precision, коэффициента снижения точности) довольно близок к идеальному, поскольку координаты определялись на морском побережье и видимость спутников отличная, принимается сигнал 15 из 16 видимых

Определите в каком полушарии относительно экватора произошло крушение корабля капитана гранта

Относительно экватора - почти поровну в северном и южном (мыс Рас-Энгела (он же Бен-секка) 38 с.ш., мыс Игольный 35 ю.ш.), относительно нулевого меридиана - в западном (меньшая часть; мыс Альмади 17 з.д.) и восточном (большая часть; мыс Рас-Хафун 51 в.д.). Для справки приведены названия крайних точек Африки и их координаты..И в северном и в южном - в обоих :

Северный тропик: 15гр.+36гр.=51 гр. 51гр.*102.5=5227.5 км

Южный тропик: 36гр-15гр=21гр 21гр*102.5=2152.5 км

Таким образом большая часть материка расположена в северном полушарии относительно экватора

1) Азия расположена севернее экватора; северный тропик проходит через южные регионы Азии (Индию, Мьянму, Бангладеш, Китай, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Оман); относительно Гринвича (нулевого меридиана) Азия расположена восточнее.

2) Азию омывают: на севере - Северный Ледовитый, на востоке - Тихий, на юге - Индийский океаны, на юго-западе - моря Атлантического океана (Средиземное, Эгейское, Мраморное, Чёрное и Азовское) . Берингов пролив отделяет Азию от Северной Америки. Суэцкий канал и Красное море отделяют Азию от Африки.

3) Самая высокая точка - Эверест (В Азии)

Азия – самая большая часть света. Ее площадь около 43,4 млн км2, или около 30 % всей суши земного шара. Азия значительно вытянута с севера на юг, от мыса Челюскин на полуострове Таймыр до мыса Пиай, что на полуострове Малакка. Это обусловило наличие здесь всех географических поясов северного полушария и четкое проявление географической зональности. Очень вытянута территория Азии и с запада на восток. Крайняя ее восточная точка – мыс Дежнева – на Чукотском полуострове, а западная – мыс Баба – на полуострове Малая Азия.

Только на западе Азия имеет сухопутные границы с Европой и только Суэцкий канал на одноименном перешейке отделяет ее от Африки. Большая же часть территории выходит непосредственно к океанам. Азия – единственная часть света, которая омывается водами всех четырех океанов.

4) Ганг, Годавари, Нармада, Кришна — судоходны.

5) По запасам нефти, природного горючего газа и самородной серы Западная Азия занимает первое место в мире. Значительны также запасы цинковых руд, барита, боратов, лития, корунда, ртути, асбеста, фосфоритов, железной руды, калийных солей, свинца, вольфрама, меди, пирита, сурьмы, флюорита, целестина, бирюзы, лазурита и др.

6) Значительная часть ее находится в субтропическом поясе, крайний юг заходит в экваториальный, север - в умеренный, западная часть расположена в тропическом поясе, который в Южной Азии выклинивается (следствие муссонной циркуляции) и здесь субтропический климатический пояс непосредственно соседствует с субэкваториальным.

7) На ее территории ландшафтные зоны умеренного, субтропического, тропического, субэкваториального и экваториального поясов.

Читайте также: