От волги тянуло прохладой приятной и освежающей

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Обособленное определение
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

Тема урока: Простое предложение, осложненное обособленным определением.

Цель урока: через обобщение знаний о простом предложении, осложненном обособленным определением, учащиеся научатся употреблять их в своей речи.

-учащиеся вспомнят условия обособления определений; выполнят синтаксический разбор, расставят знаки препинания, будут работать над вариантами тестовых заданий по теме;

-закрепят навыки самостоятельной работы над темой; будут рассуждать,

-поймут значимость самоанализа при выполнении групповых и индивидуальных заданий; примут активное участие в обсуждении общих заданий;

Тип урока: урок-обобщение

1. Побуждение к восприятию темы:

Открытый тест / ответ засекречен / - тест с одним вариантом правильного ответа, который нужно вписать самому отвечающему.

- Обменяйтесь мнениями в группе.

Условия обособления определений :

Обособляются любые определения, если относятся к . .

Раненый , он несколько часов полз по снегу.

  1. Всегда обособляются распространенные согласованные определения /прилагательные и причастия с зависимыми словами /, если стоят. .

Она держала в руках санитарную сумку, набитую медикаментами.

  1. Обособляются два и более . . . определения , если они стоят после определяемого слова.

Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю.

  1. Обособляются несогласованные определения, выраженные существительным в косвенных падежах:

а / если относятся к . .

Меня удивляет, что вы, с вашим опытом командира , допустили такую

б/ если относятся к . . .

Панфилов, с карандашом в руке , наклонился над картой местности.

в/ если при определяемом слове уже есть . . .

Новенький китель , чистый, с отглаженными стрелками , сидел на нем неплохо.

2. Реализация значения

Условия обособления определений :

1. Обособляются любые определения, если относятся к личному местоимению .

Раненый, /какой?/ он несколько часов полз по снегу.

2. Всегда обособляются распространенные согласованные определения (прилагательные и причастия с зависимыми словами ), если стоят после определяемого слова .

Она держала в руках санитарную сумку /какую?/, набитую медикаментам.

3. Обособляются два и более однородных согласованных нераспространенных определения , если они стоят после определяемого слова.

Мартовская ночь, ( какая?) облачная и туманная , окутала землю.

4. Обособляются несогласованные определения, выраженные существительным в косвенных падежах:

а ) если относятся к личному местоимению .

Меня удивляет, что вы, ( какой?) с вашим добрым сердцем, не можете помочь

б) если относятся к имени собственному .

Панфилов,/какой?/ с карандашом в руке , наклонился над картой местности.

в) если при определяемом слове уже есть согласованное определение .

Новенький китель , ( какой?) чистый, с отглаженными стрелками , сидел на нем неплохо.

2. Работа по тексту

Человек с чистой совестью

Имя гвардии полковника Бауыржана Момыш-улы известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Он является героем документальной повести Александра Бека «Волокаламское шоссе».О нем писали в своих повестях «На дальних подступах» и в «Наступлении»Дмитрий Снегин, в книге «Мои фронтовые друзья» - Малик Габдуллин, В повести «Вовеки не забуду» – Александр Кривицкий.

Момыш-улы – автор произведений «Наша семья», «История одной ночи», «Фронтовые встречи», «Музей-апа», «За нами Москва».

Бауыржан Момыш -улы – один из первых писателей Казахстана, писавших как на казахском, так и на русском языках.

Автор романа «Человек с чистой совестью» Петр Вершигора говорил: «Нам известны военные подвиги Момыш-улы. Став писателем он совершил второй подвиг, равноценный первому. »

Книга «За нами Москва» о боевых буднях и подвигах легендарных панфиловцев, разгроме гитлеровских войск под Москвой .

Бауыржан Момышулы был непосредственным участником боев, описываемых им, командовал полком, дивизией.

Ценность его произведений в их документальности, жизненной правде.

а / чтение текста

б / Дневник двойной записи

Предложение осложнено обособленным определением.

Бауыржан Момыш -улы – один из первых писателей Казахстана , писавших как на казахском, так и на русском языках.

стоит после определяем слова

Став писателем, он совершил второй

подвиг , равноценный первому.

Бауыржан Момышулы был непосред-

ственным участником боев , описываемых им,

командовал полком, дивизией.

в/ Круговой обзор. Синтаксическиий разбор предложений (вставить знаки препинания)

1) Имя гвардии полковника Бауыржана Момыш-улы известно также по его собственным произведениям опубликованным в разное время.

2) Нам хорошо известны военные подвиги Бауыржана Момыш-улы легендарного панфиловца и избранного писателя.

3) Известный писатель Казахстана он писал на казахском и на русском языках.

  1. Тематическая тестовая работа в группах:

1. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к личному местоимению:

А.На полках, наряду с книгами на русском языке, стояли книги на англййском языке

В. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти.

С. Прочитав книгу думаешь о ней.

2. Чем осложнено предложение:

Тут я вспомнил своего покойного отца, такого же малорослого, сутулого, седого.

А. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к личному местоимению.

В. Простое предложение, осложненное однородными согласованными определениями после определяемого слова.

С. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к имени

3. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к имени собственному:

А. Генерал Панфилов,обычно бодрый и подтянутый, впервые показался мне стариком.

В. Он, с винтовкой за плечом,нес караульную службу.

С. Настроение экипажа, сверх обыкновения, было приподнятое.

4.Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимым словом:

А. Даже старший сын мой, отец Момыш, перед бабушкой был ребенком.

В. Я был смущен приветливой речью генерала, его радостью и отеческой лаской.

С. Мы больше знаем Момыш-улы, избранного писателя и патриота.

5. Предложение с обособленным и необособленным определением:

А. Со связкой гранат политрук Клочков бросается на надвигающийся танк.

В. « Велика Россия , но отступать некуда – за нами Москва» .

С. У разъезда Дубосеково израненном воронками снарядов и авиационных бомб замерли объятые дымом и пламенем вражеские танки.

ТЕСТ : Обособленные определения.

1. Установите соответствие между предложением и его синтаксической характеристикой:

А. Слава и честь героям, им, отдавшим жизнь за свою Родину.

1. Простое предложение, осложненное определением, которое относится к личному местоимению

В. Мир, солнечный, пахучий, окружил нас.

2. Простое предложение, осложненное определением, которое стоит после определяемого слова.

С . Иван Васильевич Панфилов, погибший смертью героя 18 ноября 1941 года, похоронен в районе деревни

Гусеново Московской области..

3. Обособленное определение, выраженное однородными прилагательными.

2. Установите соответствие между предложением и его синтаксической характеристикой:

А.Человек, не помнящий прошлого, лишает себя грядущего.

1. Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимым словом.

В.От него исходило ощущение силы, спокойной, красивой.

2. Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

С.В воздухе разлит крепкий и нежный аромат, похожий на запах крепкого вина.

3. Обособленное определение, выраженное однородными прилагательными.

3. Установите соответствие между предложением и его синтаксической характеристикой.

А.В приемной генерала сидел выхоленный кавалерист, с гладкой прической, лихо закрученными черными усами.

1. Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

В.Он напомнил мне портрет Чапаева, без мохнатой папахи.

2. Обособленное несогласованное определение, выраженное существительным в косвенном падеже, которое относится к имени собственному.

С. Весь личный состав нашей дивизии,состоящий из многих национальностей,

звал его каждый по-своему: русские-отцом, украинцы-батькой, казахи и киргизы

3. Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимым словом:

Ключ- 1- А1, В3, С2 2- А2, В3, С1 3- А 3 , В2, С1

Контрольный тест: Обособленные определения.

  1. Правило, которым объясняется обособление определения в предложении:

Книга, читаемая учеником, лежит перед ним.

А. Прилагательное, относящееся к личному местоимению.

В. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

2. Предложение с обособленным определением:

А. От Волги тянуло приятной освежающей прохладой.

В. Около дома находился заросший густой сиренью сад.

С. Мягкий ветер дувший со всех сторон иногда усиливался.

3. Определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется.

А. Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре.

В. Резкие звуки рожка играющего сбор заставили меня вздрогнуть.

С. Вечер подернутый лиловым налетом принес тишину.

4. Какой член предложения обособлен в предложении?

Я положил голову на ягдташ, заменивший мне подушку, и закрыл голову.

А. Обстоятельство В. Определение

5. Какой член предложения обособлен:

Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвращалась с прогулки.

В. Уточняющий член

6. Предложение с обособленным определением, выраженным однородными прилагательными:

А. Просеки лесных дорог заглядевшихся в озера.

В. В каждой стране, где я бывал, мне встречались добрые, умные, трудолюбивые люди.

С. Солнце, великолепное яркое, поднималось над морем.

7. В предложении обособленное определение выражено:

На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.

А. Причастным оборотом

В. Прилагательным с зависимыми словами

С. Однородными прилагательными

8. Количество знаков препинания в предложении:

Это степные тюльпаны густо рассыпанные по полю тихо покачиваются на тонких стеблях.

9. Тип предложения:

Очарованный прелестью ночи и сверкавшим мириадами звезд небосклоном, и красавицей луной, и тихо рокочущим океаном матрос, привыкший с детства к общению с природой весь отдался ее созерцанию.

А. Сложносочиненное предложение

В Сложноподчиненное предложение

С. Простое предложение осложненное однородными членами предложения и обособленным определением.

10. Обособленное определение, которое относится к личному местоимению

А. Очарованный прелестью ночи, он не находил слов.

В. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой

С. При сложении двух натуральных чисел получается новое натуральное число, называемое суммой этих чисел.

ЛитЛайф

Книга "Том 4. Повесть о жизни. Книги 1-3"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Я помню рассказы Розовского о старом деревянном доме, где он жил в Бруссе. Он начал этот рассказ не с описания дома, а с целого исследования о запахе деревянных турецких домов.

Дома эти, как утверждал Розовский, пахли теплой древесной трухой и медом. Особенно в жаркие и тихие дни, когда нельзя было притронуться к перилам террасы, чтобы не обжечь ладони.

В запахе древесной трухи всегда чувствуется привкус сухих роз. А медом дома эти пахли оттого, что вокруг в масличных садах с кустами дичающих роз водилось много пчел и они строили соты на чердаках домов, и потому-то дома так сладко пахли медом.

Впервые этот приторный запах высохших роз и меда Розовский услышал в Константинополе, когда ему показали осыпанный грубо отшлифованными драгоценными камнями ларец, где хранилось зеленое знамя Пророка. Оно было завернуто в истлевшие шелковые ткани и пересыпано лепестками роз.

Розовский открыл мне смысл многих неясных арабских образов и восточных стихов Бунина. С тех пор мне всегда кажется, что ислам — это религия дремоты, терпения и лени, особенно когда вспоминаешь стихи Бунина, навеянные чтением Корана:

Я как-то сказал Розовскому о пассивности и лени ислама. Он обозвал эту мысль чепухой. Наоборот, говорил он, ислам — это самая воинственная и фанатическая религия. Стоит объявить священную войну, стоит поднять зеленый стяг Пророка, чтобы ислам обрушился на мир, как черный стремительный самум. И я наглядно представлял себе этот самум, эту мчащуюся низкую мглу, откуда доносится вой всадников, и в руках у них, как сотни маленьких молний, сверкают обнаженные ятаганы.

Я не могу, конечно, рассказать обо всех посетителях кафе журналистов, хотя они и заслуживают этого.

Но нельзя не упомянуть еще об одном осколке старой Москвы, председателе «Общества любителей канареечного пения» репортере Савельеве.

Этот вечно хихикавший старик был главным поставщиком политических сплетен и небылиц. Он не пострадал из-за этого исключительно потому, что был гугнив и говорил неясной скороговоркой. Лишь при очень большом напряжении можно было догадаться, о чем он рассказывает.

Все карманы его неряшливой куртки были набиты липкими леденцами. Он настойчиво угощал ими всех курящих. Он просто заставлял их сосать эти леденцы, облепленные мусором из грязных карманов. Поэтому как только Савельев входил в редакцию, все судорожно гасили папиросы.

Савельева прозвали «мортусом» за то, что единственной его обязанностью в газете было писание некрологов.

Все они начинались одними и теми же словами: «Смерть вырвала из наших рядов» или «Наша общественность понесла тяжелую утрату».

Некрологи эти так всем надоели, что однажды выпускающий решил слегка оживить очередной некролог, а кстати и подшутить над Савельевым и перед словами: «Смерть вырвала из наших рядов», вписал только одно слово: «Наконец-то».

На следующий день в редакции разразился громовой скандал. Выпускающего уволили. У всех было отвратительно на душе, хотя некролог и относился к какому-то неприятному педагогу. Савельев весь день сморкался в редакции у себя за столом.

— Я сотни людей проводил на тот свет, — бормотал он, — но я ни разу не погрешил против их памяти. Я им не судья. А о подлецах я не написал ни одной строчки.

Выплакавшись, Савельев пошел к главному редактору и, заикаясь, сказал ему, что в газете, где возможны такие позорные случаи, он работать не будет. Никакие уговоры не помогли. Савельев ушел из редакции, и тогда только все сотрудники вдруг почувствовали, что им не хватает и скороговорки Савельева, и его хихиканья, и даже леденцов, облепленных мусором и ватой.

Вскоре Савельев умер. Некролог о нем ничем не отличался от всех нудных и равнодушных некрологов: «Смерть вырвала из наших рядов скромного труженика газетного дела». И так далее и тому подобное.

Савельев был одинок. После него в душной комнате остался только старый попугай. Он висел вниз головой на жердочке, хихикал, как и его хозяин, и кричал дурным голосом: «Попка, хочешь липучку?»

Попугая забрал к себе дворник, и все счеты Савельева а жизнью были окончены.

Позднее всех в кафе журналистов врывался вежливый и шумный человек — «король сенсаций» Олег Леонидов. Приходил он позже всех нарочно, как раз в то время, когда сырые от типографской краски газетные листы уже вылетали из печатных машин.

В это время можно было спокойно рассказывать сотрудникам конкурирующих газет обо всех сенсациях, выловленных Леонидовым за день, не боясь, что они успеют втиснуть эти сенсации в свои газеты. Сотрудники белели от зависти, но поделать ничего не могли.

Обмануть Леонидова и разыграть его было немыслимо. По части розыгрыша он сам считался непревзойденным мастером.

Один только раз, еще во время войны, неосторожный киевский журналист обманул Леонидова и подсунул ему фальшивую сенсацию. Леонидов чуть не вылетел за это из газеты, но так отомстил киевскому журналисту, что с тех пор никто не решался не только разыгрывать Леонидова, но даже шутить с ним.

Внешне месть Леонидова выглядела очень просто. Он послал киевскому журналисту телеграмму: «Харькове Архангельске Минске индюку давайте исключительно овес толокно».

Время было военное. Телеграмма попала в военную цензуру и была признана шифрованной. Журналиста арестовали. Запахло шпионажем.

Неизвестно, сколько времени журналисту пришлось бы просидеть в тюрьме, если бы следователю не пришло случайно в голову прочесть первые буквы всех слов в телеграмме. Они складывались в бранные слова. Журналист был освобожден и отделался только испугом, а Олег Леонидов спокойно ходил по Москве в ореоле остроумного мстителя.

Кафе журналистов закрылось из-за недостатка средств в конце лета 1918 года. О нем искренне жалели не только журналисты из самых разных газет, но и писатели и художники — жалели все, для кого эта квартира с низкими потолками, оклеенная нелепыми розовыми обоями, была свободным и притягательным клубом.

Особенно хорошо в кафе бывало в сумерки. За открытыми окнами позади пожарной каланчи и пьедестала от снятого памятника Скобелеву угасал в позолоченной пыли теплый закат. Шум города, вернее, говор города (в то время было еще очень мало машин и редко ходили трамваи) затихал, и только издалека доносились крылатые звуки «Варшавянки».

В эти часы все чаще ныло сердце при мысли, что там, за Брестским вокзалом, за Ходынкой, куда медленно ушел закат, роса уже ложится на березовые рощи и журчит, обмывая коряги, вода в прозрачной подмосковной реке. От реки тянет прохладой, тиной, гнилыми сваями. На брошенных дачах темно, и зацветают в одиночестве давно посаженные пионы. Роса стекает с мезонина на крышу заколоченной терраски, и, кроме равномерного звона капель, ничего больше не слышно в густеющем сумраке вечера. Оставленные на время в покое парки, поля и леса стояли рядом с растревоженной Москвой и прислушивались сквозь сон к ее напряженному гулу.

Правительство переехало из Петрограда в Москву.

Вскоре после этого редакция «Власти народа» послала меня в Лефортовские казармы. Там среди демобилизованных солдат должен был выступать Ленин.

От волги тянуло прохладой приятной и освежающей

Среди предложений 1—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Утро дышало свежестью. (2)Над рекой висел прозрачный туман, но солнечные лучи уже золотили тихую гладь. (3)Поднимавшийся берег покрывала изумрудная трава, испещрённая бесчисленными искорками росы. (4)Воздух, насыщенный пряными ароматами диких цветов, застыл. (5)Тихо – лишь в зарослях камыша у самой воды колокольцами звенели комары. (6)Вадимка сидел на берегу и смотрел, как старый тополь роняет белоснежные, кружащиеся в застывшем воздухе пушинки и как они белыми корабликами плывут по реке. (7)Тонкое поскуливание нарушило спокойствие утра.

(8)Мальчик вздрогнул – вспомнил, зачем пришёл сюда. (9)Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

(10)Вчера ощенилась Жучка: принесла четверых. (11)Мать увидела Жучкин живот и давай причитать на всю деревню! (12)«Не углядел! (13)Сколько раз говорила: не пускай собаку со двора! (14)Что прикажешь

(15)Виноват Вадимка. (16)И спрос теперь с него. (17)Мать приказала

к вечеру от щенят избавиться – утопить. (18)Легко сказать, а вот попробуй, исполни. (19)Они хоть маленькие, слепые, а живые существа!

(20)Представить, как Жучкиных щенят топить будет, Вадимка не мог. (21)Казалось, чего проще: оставь мешок у воды – река сама сделает своё дело – и гуляй без хлопот и забот.

(22)Вадимка так не сумел бы. (23)Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

(24)У сельпо в ожидании утреннего хлеба толпился народ – всё больше женщины. (25)Увидав знакомое лицо, Вадимка подошёл к крылечку.

– (26)Здравствуйте, тётя Маша, – заливаясь краской, обратился

к дородной женщине.

– (27)Здорово! (28)Чего в мешке? – сразу заинтересовалась любопытная тётя Маша.

– (29)Сейчас покажу! – засуетился Вадимка. – (30)Щенки Жучкины. (31)Может, возьмёте?

– (32)Разве щенки? (33)Крысята какие-то, – сострила женщина. (34)Собравшиеся вокруг прыснули.

– (35)Маленькие ещё – вчера родились.

– (36)Раз вчера, то неси-ка их к мамке. (37)Вона разревелись – жрать хотят.

– (38)Не могу. (39)Мать запретила с ними домой возвращаться. (40)Может, всё-таки возьмёте?

(41)Но женщины, потеряв к мешку интерес, одна за другой расходились. (42)Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. (43)Вздохнув, мальчик уныло поплёлся прочь.

(45)Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар, давний приятель отца.

– (46)Ты вот что, ступай к деду Борису – охотнику. (47)У него Сильва, между прочим, ощенилась, восемь штук принесла. (48)Может, возьмёт старик твоих-то.

(49)Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника.

* Никольская Анна (род. в 1979 г.) – современная российская детская писательница.

Замените разговорное слово «прыснули» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Разговорное слово «прыснули» в предложении 34 заменяем стилистически нейтральным синонимом «засмеялись» или «захохотали».

Ответ: засмеялись , захохотали, рассмеялись, расхохотались

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника. » Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1) О многозначности слов в русском языке немало сказано, написан не один труд. Русское слово — явление уникальное, неповторимое, порой, загадочное. Неслучайно известный лингвист И. Н. Горелов писал: «Самое удивительное в том, что писатель — мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Подтверждения справедливости приведенного высказывания находим в тексте Анны Никольской. В предложении 26 используется фразеологизм «заливаясь краской», который обладает неделимым смыслом. Как и любой фразеологизм, значение его переносное: в предложении означает «стыдиться», «краснеть от стыда».

В предложении 10 употреблено выражение «принесла четверых», где слово «принесла» обладает переносным значением: здесь «родила», хотя прямое значение слова — «доставить что-то или куда-то». Следовательно, в предложении 10 слово «принесла» употреблено в индивидуальном значении, а не в обобщенном.

Таким образом, одно и то же слово в составе разных речевых компонентов обладает разным значением. Приведенные примеры позволили нам доказать правоту утверждения И. Н. Горелова.

2) Иногда мы совершаем поступки, за которые потом бывает стыдно. Бывает, изменяет наше отношение к происходящему слово, незначительное, на первый взгляд, действие. Об этом сказано в финале текста Анны Никольской. Вадима буквально «окрылили» слова Николая Егорыча, потому что он подсказал мальчику выход из сложившейся ситуации со щенками.

Насколько мучительно для героя текста мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим — добрый, отзывчивый мальчик, для него невыносима сама мысль об убийстве щенков, вот почему его глаза мокрые от слёз.

Герой пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе беззащитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

3) Доброта — это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта — это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.

Насколько мучительно для героя текста Анны Никольской мамино поручение «разобраться» со щенками! Вадим пытается найти выход из сложившейся ситуации. Сначала идёт к магазину, пытаясь «пристроить» щенят, и, наконец, находит решение — он обязательно уговорит деда Бориса взять щенков к себе. Это живое участие в судьбе без-защитных животных многое может сказать о мальчике: он добрый, отзывчивый, а доброта его «деятельная», не пассивная. Он понимает, что оставить щенков умирать у реки — всё равно что своими руками убить. Доброта, отзывчивость, большая душа маленького мальчика поражает.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Не-сколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

Предложения со словосочетанием «приятная прохлада»


/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: невзрачность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «приятный»

Ассоциации к слову «прохлада»

Синонимы к словосочетанию «приятная прохлада»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «приятная прохлада»

  • — Кажется, тысячу лет прожил бы! — говорил Мухоедов, когда наша телега, миновав покосы, покатилась, как по длинному узкому коридору, среди смешанного леса из сосен, елей и берез, где нас обдало приятной прохладой и чудным смолистым запахом.

Сочетаемость слова «приятный»

Сочетаемость слова «прохлада»

Значение слова «приятный»

ПРИЯ́ТНЫЙ , -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. 1. Доставляющий удовольствие. Приятный сон. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «прохлада»

ПРОХЛА́ДА , -ы, м. Умеренный холод, свежесть воздуха, обычно вызывающие приятное ощущение. Утренняя прохлада. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «приятный»

  • Мало… приятного на свете!

Дополнительно

Значение слова «приятный»

ПРИЯ́ТНЫЙ , -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. 1. Доставляющий удовольствие. Приятный сон.

Значение слова «прохлада»

ПРОХЛА́ДА , -ы, м. Умеренный холод, свежесть воздуха, обычно вызывающие приятное ощущение. Утренняя прохлада.

Синонимы к словосочетанию «приятная прохлада»
  • лёгкая прохлада
  • вечерняя прохлада
  • освежающая прохлада
  • ночная прохлада
  • утренняя прохлада
Ассоциации к слову «приятный»
  • человек
  • симпатичный
  • запах
  • вкус
  • аромат
Ассоциации к слову «прохлада»
  • холод
  • вентиляция
  • ветер
  • зима
  • мороз
Сочетаемость слова «приятный»
Сочетаемость слова «прохлада»
Морфология
Правописание

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §92 Вопрос 499 Спишите, расставляя, где нужно, запятые. Объясните постановку знаков препинания.

Привет. По русскому никому подобное не попадалось, может кто помнит как отвечать?)))
Спишите, расставляя, где нужно, запятые. Объясните по-
становку знаков препинания.
I. 1) Солнце великолепное и яркое поднималось над мо-
рем. (М. Г.) 2) Окружённое лёгкой мутью показалось гро-
мадное багровое солнце. (Ч.) 3) Ярко зеленели озимь и яро-
вые охваченные утренним солнцем. (Ч.) 4) В стороне звон-
ко куковала кукушка. Осторожная и пугливая она не
сидела на месте то и дело шныряла с ветки на ветку и в
такт кивала головой подымая хвост кверху. (Арс.) 5) Изо-
дранные и окровавленные мы добрались до лесистого бугра
и упали на тёплую землю в заросли ландышей. (Пауст.)
6) Прилетел белый лунь большой любитель птичьих яиц.
(Пришв.) 7) Эта картина нарисована акварелью то есть во-
дяными красками. 8) Кучер молодой краснощёкий парень
остриженный в скобу в синеватом армяке и низкой барань-
ей шапке подпоясанный ремнём почтительно сидел с ним
рядом. (Т.)
II. 1) Поравнявшись с нами юноша улыбнулся кивнул
головой капитану. (Л. Т.) 2) Туманы клубясь и извиваясь
сползали по морщинам соседних скал. (Л.) 3) Давыдов сто-
ял не шевелясь то хмурясь то удивлённо подымая выгорев-
шие брови. (Шол.) 4) Голос глухо отдавался в подземелье и
дробясь стихал где-то в дальних, невидимых углах. (Рыб.)
5) В школе несмотря на вечернюю прохладу было нестер-
пимо душно. (Шол.) 6) В чайной кроме меня пили за сто-
ликом чай две женщины. (Пауст.) 7) На другой день в
восемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Соколь-
ницкий лес. (Л. Т.) 8) Словом невзирая ни на какие труд-
ности нужно было суметь унаследовать квартиру племян-
ника. (Булг.) 9) Тайны умирают как ночные бабочки
обожжённые огнём дуговых фонарей. (Пауст.) 10) Будто
весной с утра до самой темноты орали в старых вязах сует-
ливые галки. (Пауст.)

Тренировочный вариант №1 ВПР 2021 по русскому языку 8 класс.

1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Как пр..ятно для путника в жаркий июльский (пол)день п..грузить ра(з/с)горячё(н,нн)ое лицо в пр..хладную струю деревенской реч..нки или напит..ся студёной воды из ключа б..ющего в (не)глубоком но широком ущел..е.
Подн..лись вы давно п..бродили в березн..ке ельнике и в гуще осиновых рощ.. на ходу старательно высматривая(3) цветы ягоды грибные шляпки и зап..лняя ими об..ёмистую свою к..рзину.
(В)скоре плетёная к..рзина ваша (до)верху наполняет..ся(2) лесными дарами. (4) Вы (не)терпеливо шагаете у(з/с)кой межой (в)доль овся(н,нн)ного поля с единств..нным желанием (по)скорее добрат..ся до спасительной реки.
Вот она блещ..т (в)дали серебря(н,нн)ой полосой и манит своей пр..хладой. Какое блаженство искупат..ся думаете вы.
(Во)круг бе(з/с)предельная сушь. Всё дыш..т ра(з/с)калё(н,нн)ым зноем. Полуде(н,нн)ое со..нце бе(з/)жалос..но печ..т темя. Ясное и спокойное оно равнодушно отражает (не)стерпимо знойные солнечные лучи. На небе н.. облачка.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный разбор слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) никогда (не)замерзающий, говорил (не)плохо, (не)выполнив задание
2) (не)правильно решил, ничуть (не)приятный, работа (не)закончена
3) (не)интересный фильм, он (не)прав, (не)решённая задача
4) двигался (не)быстрее, (не)заходя домой, ещё (не)выполненное задание

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) жестя(н,нн)ой ковш, скуче(н,нн)ые облака, топлё(н,нн)ое молоко
2) безветре(н,нн)ая погода, сведения подли(н,нн)ы, развяза(н,нн)ый шнурок
3) соболи(н,нн)ая шуба, осе(н,нн)яя паутина, отлично скрое(н,нн)о
4) карто(н,нн)ая коробка, вещи разброса(н,нн)ы, ю(н,нн)ый друг

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Донизу, кормящий, закупорив, насорит.

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Прочитав книгу, я заинтересовался её автором.
2) Мы много знаем благодаря учителя.
3) Моя мама умная и красива.
4) Мы надеваем сменную обувь сразу по приходе в школу.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7−17.

(1)В наше время чтение стало привилегией. (2)Слишком много времени отнимает этот род занятий. (3)Недосуг. (4)Да и чтение – это тоже работа, и в первую очередь – над собой. (5)А у человека, потратившего день на решение проблем, порой просто не остаётся сил поинтересоваться новинками литературы. (6)Это никого не оправдывает, но причины очевидны, а стойкую привычку к серьёзному чтению, к сожалению, выработали не все.
(7)Себя отношу к категории людей, занятых делом. (8)Я умудряюсь читать и писать. (9)Если попытаться охарактеризовать всё отобранное и недавно прочитанное мною, то первое, что приходит на ум: это написали личности! (10)Люди, сделавшие себя сами. (11)Им веришь. (12)Сама история их жизни не позволяет усомниться в выводах и формулировках. (13)А ведь это очень важно – верить автору, что бы мы ни читали: научную литературу, роман или мемуары. (14)Знаменитое «Не верю!» Станиславского проникает сейчас во все жанры и виды искусства. (15)И если в кино динамика кадра и лихость сюжета могут отвлечь внимание зрителя от нестыковок и откровенной фальши, то печатное слово сразу выталкивает на поверхность всякое враньё, всё, что написано ради красного словца. (16)Воистину написанное пером не вырубишь топором.
(17)Проверяя читательский багаж прошлых лет, прихожу к выводу, что я всегда неосознанно тянулся к авторам, которые не только отмечены писательским талантом, но и обладают выдающейся личной историей. (18)Биографией, как тогда говорили. (19)В советское время информация о личной жизни популярных авторов была дозированной, а порой и недоступной. (20)Но крупицы их дел и поступков были у всех на слуху, увеличивая наши симпатии и степень доверия им. (21)Так было с Маяковским, так было с Высоцким и
Визбором, с Солженицыным и Шаламовым. (22)Их тексты мы читали, переписывали, разбирали на цитаты. (23)Их высказывания становились самыми убедительными аргументами в спорах.
(24)Что же является критерием настоящей литературы? (25)Для меня, безусловно, главным мерилом был и остаётся результат: чтобы тебе поверили.

(По А. Н. Соболеву)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

8. Определите и запишите микротему последнего абзаца.

10. В предложениях 13–15 найдите слово с лексическим значением «движение, действие, развитие, изменение». Выпишите это слово.

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) откровенная фальшь
2) внимание зрителя
3) строго посмотрел
4) ради словца

12. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

13. Определите тип односоставного предложения 11ю Запишите ответ.

14. Среди предложений 23–25 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

15. Среди предложений 4–6 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

16. Среди предложений 19–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

17. Среди предложений 21–23 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выберите номер этого предложения.

ОТВЕТЫ

1. Как приятно для путника в жаркий июльский полдень погрузить разгорячённое лицо в прохладную струю деревенской речонки или напиться студёной воды из ключа, бьющего в неглубоком, но широком
ущелье.
Поднялись вы давно, побродили в березняке, ельнике и в гуще осиновых рощ, на ходу старательно высматривая (3) цветы, ягоды, грибные шляпки и заполняя ими объёмистую свою корзину.
Вскоре плетёная корзина ваша доверху наполняется (2) лесными дарами. (4) Вы нетерпеливо шагаете узкой межой вдоль овсяного поля с единственным желанием поскорее добраться до спасительной реки.
Вот она блещет вдали серебряной полосой и манит своей прохладой. «Какое блаженство искупаться!» – думаете вы.
Вокруг беспредельная сушь. Всё дышит раскалённым зноем. Полуденное солнце безжалостно печёт темя. Ясное и спокойное, оно равнодушно отражает нестерпимо знойные солнечные лучи. На небе ни облачка.

(По Д.Э. Розенталю)

2.

Высматривая (3)
1. Побродили (как?) высматривая – деепричастие;
2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., невозвр.
3. В предложении является обстоятельством.

Вскоре плетёная корзина ваша доверху наполняется лесными дарами. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Грамматическая основа: корзина (подлежащее, выражено именем существительным) наполняется (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении).
Второстепенные члены предложения: (корзина) плетёная – согласованное определение, выражено отглагольным прилагательным; (корзина) ваша – согласованное определение, выражено местоимением; (наполняется) вскоре – обстоятельство времени, выражено наречием; (наполняется) доверху – обстоятельство меры и степени, выражено наречием; (наполняется) дарами – косвенное дополнение, выражено именем существительным; (дарами) лесными – согласованное определение, выражено именем прилагательным.

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: двигался не быстрее, не заходя домой, ещё не
выполненное задание;
2) объяснение условия выбора раздельного написания: двигался не быстрее
(сравнительная степень наречия), не заходя (деепричастие; употребляется без
НЕ) домой, ещё не выполненное (полное причастие с зависимым словом) задание.
Ответ может быть дан в иной формулировке

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: безветренная погода, сведения подлинны, развязанный шнурок;
2) объяснение условия выбора написания НН: безветренная погода (отыменное прилагательное с суффиксом -ЕНН-, не исключение), сведения подлинны (в краткой форме прилагательного, как и в полной, НН), развязанный (полное страдательное причастие сов. вида, есть приставка) шнурок.
Ответ может быть дан в иной формулировке

5. Донизу, кормящий, закупорив, насорит.

6. Мы много знаем благодаря учителю. Моя мама умная и красивая.
ИЛИ Мы много знаем благодаря учителю (учителям). Моя мама умна и красива.

7. Основная мысль текста:
Важно выработать привычку к серьёзному чтению настоящей литературы, а главным мерилом настоящей литературы является вера читателя в правдивость написанного.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу
формулировке

8. Верный вариант ответа:
К каким писателям и поэтам тянулся автор текста и почему.
Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

9. Верный ответ: метафора

10. Верный ответ: динамика

11. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение подчинительных словосочетаний: откровенная фальшь, внимание зрителя, строго посмотрел;
2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: откровенной фальши (согласование), внимание зрителя (управление), строго посмотрел (примыкание)

12. Верный ответ: чтение стало привилегией

13. Верный ответ: определённо-личное предложение

14. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: безусловно;
2) подбор синонима к вводному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: несомненно, бесспорно, конечно, разумеется, очевидно.
Могут быть подобраны другие синонимы

16. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 20;
2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным оборотом, который завершает предложение.
˟
ИЛИ [гл.,|д.о.|].
Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов
    -

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Пример ситаксического разбора слова

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    От волги тянуло прохладой приятной и освежающей

    Что ж, зима. Белый улей распахнут.
    Тихим светом насыщена тьма.
    Спозаранок проснутся и ахнут,
    И помедлят и молвят: "Зима".

    Выпьем чаю за наши писанья,
    За призвание весельчака.
    Рафинада всплывут очертанья.
    Так и тянет шепнуть: "До свиданья".
    Вечер долог, да жизнь коротка.

    Раздвину занавеси шире.
    На кухню поутру войду.
    Там медный маятник, и гири
    Позвякивают на ходу.

    Пусть в небе музыка играет,
    А над моею головой
    Комичный клювик разевает
    Подобье птицы роковой!

    Сквозь жизнь мою доносится удушье
    Московских лип, и хочется в жилье,
    Где ты марала ватман черной тушью,
    И начиналось прошлое мое.

    Дитя надменное с этюдником отцовским,
    Скажи, едва ли не вчера
    Нам по арбатским кухням стариковским
    Кофейник звякал до утра?

    Нет, я не о любви, но грустно старожилом
    Вдруг ощутить себя. Так долго мы живем,
    Что, кажется, не кровь идет по жилам,
    А неуклюжий чернозем.

    О если бы я мог, осмелился на йоту
    В отвесном громыхании аллей
    Вдруг различить связующую ноту
    В расстроенном звучанье дней!

    О, если б только не бояться,
    Когда в рождественскую мглу
    Вишневым пламенем ложатся
    Три телефона на углу!

    И медный возглас повторится,
    По зеркалам качнется мгла,
    Мы к зеркалам приблизим лица,
    Но опустеют зеркала.

    Так мы воспрянем из бессилья,
    И в ночь воинственной стеной
    Нас вынесут упырьи крылья
    Вальпургиевы за спиной.

    Куда бы ни повлек, ни вел бы
    Нас голос из-за облаков,
    Внизу ревмя ревели толпы,
    Но медь перекрывала рев.

    Но что ни взмах слабеют крылья,
    И воздух пасмурный обмяк,
    И разом рухнет эскадрилья
    В нагорный бронзовый сосняк.

    Ночь смерти минула. Светает.
    Сплошные белые стада
    Слетают. Ангелы слетают.
    И мы увидим их тогда.

    Сегодня дважды в ночь я видел сон.
    Загадочный, по существу, один
    И тот же. Так цензура сновидений,
    Усердная, щадила мой покой.
    На местности условно городской
    Столкнулись две машины. Легковую
    Тотчас перевернуло. Грузовик
    Лишь занесло немного. Лобовое
    Стекло его осыпалось на землю,
    Осколки же земли не достигали,
    И звона не случилось. Тишина
    Вообще определяла обстановку.
    Покорные реакции цепной,
    Автомобили, красные трамваи,
    Коверкая железо и людей,
    На площадь вылетали, как и прежде,
    Но площадь не рассталась с тишиной.
    Два битюга (они везли повозку
    С молочными бидонами) порвали
    Тугую упряжь и скакали прочь.
    Меж тем из опрокинутых бидонов
    Хлестало молоко, и желоба,
    Стальные желоба трамвайных рельсов,
    Полны его. Но кровь была черна.
    Оцепенев, я сам стоял поодаль
    В испарине кошмара. Стихло все.
    Вращаться продолжало колесо
    Какой-то опрокинутой "Победы".
    Спиною к телеграфному столбу
    Сидела женщина. Ее черты,
    Казалось, были сызмальства знакомы
    Душе моей. Но смертная печать
    Видна уже была на лике женском.
    И тишина.
    Так в клубе деpевенском
    Киномеханик вечно пьян. Динамик,
    Конечно, отказал. И в темноте
    Кромешной знай себе стрекочет старый
    Проектор. В золотом его луче
    Пылинки пляшут. Действие без звука.

    Мой тяжкий сон, откуда эта мука?
    Мне чудится, что мы у тех времен
    Без устали скитаемся на ощупь,
    Когда под звук трубы на ту же площадь
    Повалим валом с четырех сторон.
    Кто скажет заключительное слово
    Под сводами последнего Суда,
    Когда лиловым сумеркам Брюллова
    Настанет срок разлиться навсегда?
    Нас смоет с полотняного экрана.
    Динамики продует медный вой.
    И лопнет высоко над головой
    Пифагорейский воздух восьмигранный.

    Грешный светлый твой лоб поцелую,
    Тотчас хрипло окликну впустую,
    Постою, ворочусь домой.
    Вот и все. Отключу розетку
    Телефона. Запью таблетку
    Люминала сырою водой.

    Дальше, главное не отвлекаться.
    Засветло предстоит добраться
    До шоссе на Владикавказ,
    Чтобы утром. Но все по порядку.
    Прежде быть на почте. Тридцатку
    Получить до закрытия касс.

    Когда волнуется желтеющее пиво,
    Волнение его передается мне.
    Но шумом лебеды, полыни и крапивы
    Слух полон изнутри, и мысли в западне.
    Вот белое окно, кровать и стул Ван Гога.
    Открытая тетрадь: слова, слова, слова.
    Причин для торжества сравнительно немного.
    Категоричен быт и прост, как дважды два.

    О, искуситель-змей, аптечная гадюка,
    Ответь, пожалуйста, задачу разреши:
    Зачем доверил я обманчивому звуку
    Силлабику ума и тонику души?
    Мне б летчиком летать и китобоем плавать,
    А я по грудь в беде, обиде, лебеде,
    Знай, камешки мечу в загадочную заводь,
    Веду подсчет кругам на глянцевой воде.

    Здесь реки кричат, как больной под ножом,
    Но это сравнение ложь, потому что
    Они голосят на стократно чужом
    Наречии. Это тебе не Алушта.

    Здесь пара волов не тащила арбы
    С останками пасмурного Грибоеда.
    Суворовско-суриковские орлы
    На задницах здесь не справляли победы.

    Я шел вверх по Ванчу. Дневная резня
    Реки с ледником выдыхалась. Зарница
    Цвела чайной розой. Ущелье меня
    Встречало недобрым молчаньем зверинца.

    Снега пламенели с зарей заодно.
    Нагорного неба неграмотный гений
    Сам знал себе цену. И было смешно
    Сушить эдельвейс в словаре ударений.

    Лето выдалось скверным на редкость. Дожди
    Зарядили. Баркасы на привязи мокли.
    Для чего эта малость видна посреди
    Прочей памяти, словно сквозь стекла бинокля?

    Десять лет погодя я подался в бичи,
    Карнавальную накипь оседлых сословий,
    И трудился в соленых степях саранчи
    У законного финиша волжских верховий.

    Для чего мне на грубую память пришло
    Пасторальное детство в голубенькой майке?
    Сколько, Господи, разной воды утекло
    С изначальной поры коммунальной Можайки!

    Значит, мы умираем и делу конец.
    Просто Волга впадает в Каспийское море.
    Всевозможные люди стоят у реки.
    Это Волга впадает в Каспийское море.

    Я найду тебя в комнате, зыбкой от слез,
    Где стоял КВН, недоносок прогресса,
    Где глядела на нас из-под ливня волос
    С репродукции старой святая Инесса.

    Я застану тебя за каким-то шитьем.
    Под косящим лучом засверкает иголка.
    Помнишь, нам довелось прозябать вчетвером
    В деревушке с названьем татарского толка?

    КВНовой линзы волшебный кристалл
    Синевою нальется. Покажется Волга.
    "Ты и впрямь не устала? И я не устал.
    Ну, пошли понемногу, отсюда недолго".

    Будет все. Охлажденная долгим трудом
    Устареет досада на бестолочь жизни,
    Прожитой впопыхах и взахлеб. Будет дом
    Под сосновым холмом на Оке или Жиздре.
    Будут клин журавлиный на юг острием,
    Толчея снегопада в движении Броуна,
    И окрестная прелесть в сознанье моем
    Накануне разлуки предстанет утроена.
    Будет майская полночь. Осока и плес.
    Ненароком задетая ветка остудит
    Лоб жасмином. Забудется вкус черных слез.
    Будет все. Одного утешенья не будет,
    Оправданья. Наступит минута, когда
    Возникает вопрос, что до времени дремлет:
    Пробил час уходить насовсем, но куда?
    Инородная музыка волосы треплет.
    А вошедшая в обыкновение ложь
    Ремесла потягается разве что с астмой
    Духотою. Тогда ты без стука войдешь
    В пятистенок ночлега последнего:
    "Здравствуй.
    Узнаю тебя. Легкая воля твоя
    Уводила меня, словно длань кукловода,
    Из пределов сумятицы здешней в края
    Тишины. Но сегодня пора на свободу.
    Я любил тебя. Легкою волей твоей
    На тетрадных листах, озаренных неярко,
    Тарабарщина варварской жизни моей
    Обрела простоту регулярного парка.
    Под отрывистым ливнем лоснится скамья.
    В мокрой зелени тополя тенькают птахи.
    Что ж ты плачешь, веселая муза моя,
    Длинноногая девочка в грубой рубахе!
    Не сжимай мое сердце в горсти и прости
    За оскомину долгую дружбы короткой.
    Держит раковина океан взаперти,
    Но пространству тесна черепная коробка!"

    Это праздник. Розы в ванной.
    Шумно, дымно, негде сесть.
    Громогласный, долгожданный,
    Драгоценный. Ровно шесть.
    Вечер. Лето. Гости в сборе.
    Золотая молодежь
    Пьет и курит в коридоре.
    Смех, приветствия, галдеж.

    Здесь, благодаренье Богу,
    Я полжизни оттрубил.
    Женщина сидит немного
    Справа. Я ее любил.
    Дело прошлое. Прогнозам
    Верил я в иные дни.
    Птицам, бабочкам, стрекозам
    Эта музыка сродни.

    Если напрочь не опиться
    Водкой, шумом, табаком,
    Слушать музыку и птицу
    Можно выйти на балкон.
    Ночь моя! Вишневым светом
    Телефонный автомат
    Озарил сирень. Об этом
    Липы старые шумят.

    Табаком пропахли розы,
    Их из Грузии везли.
    Обещали в полдень грозы,
    Грозы за полночь пришли.
    Ливень бьет напропалую,
    Дальше катится стремглав.
    Вымостили мостовую
    Зеркалами без оправ.

    Читайте также: