Отличие цилиндров иж юпитер

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Мотоцикл "Юпитер ИЖ-4": технические характеристики, фото и отзывы

Наверное, детища советской авто- и мотопромышленности еще долго буду колесить дорогами современных стран СНГ. Речь будет идти о мотоцикле "ИЖ Юпитер-4".

История

Дорожный мотоцикл "ИЖ Юпитер-4" выпускал машиностроительный завод Ижевска с 1980 по 1985 год. В производственной гонке машиностроительных заводов "Ижмаш" решил увеличить максимальную скорость мотоцикла за счет модернизации двигателя. Не удивительно, что производство чешской Jawa не понесло никаких убытков.

юпитер иж 4

В то время Jawa — основной конкурент «Ижей». Элегантный чешский мотоцикл превосходил «Юпитер» более продуманной конструкцией. Чешские инженеры создали более резвый, экономный и, что самое главное, надежный двухколесный транспорт. Несмотря на это, отечественный «ИЖ» пользовался немалым спросом внутри страны. За пять лет производства заводом «Ижмаш» выпущено и продано более миллиона экземпляров "ИЖ Юпитер-4" и "ИЖ Юпитер-4к". Последний отличается наличием бокового прицепа (коляски). После 1985 года в производство запустили новую серию отечественных мотоциклов "ИЖ Юпитер-5".

Технические характеристики, рекомендации

Рассмотрим качественные данные мотоцикла "ИЖ Юпитер-4". Характеристика его такова:

  • мощность двигателя – 28 л. с.;
  • предельная скорость – 130 км/час;
  • масса – 160 килограмм (со снаряжением);
  • максимальные обороты двигателя – 7800 об/минуту;
  • дорожный просвет – 130 мм;
  • КПП 4-х ступенчатая, полуавтоматическая;
  • многодисковая система сцепления в масляной ванне;
  • тип топлива - воздушно-бензиновая смесь (Аи – 76, Аи – 80 совместно с маслом);
  • двухцилиндровый карбюраторный двухтактник.

иж юпитер 4

Поскольку зажигание "ИЖ Юпитер-4" имеет кулачковое, важно его надежно настроить и иногда осматривать. Сам процесс настройки момента подачи искры описан ниже. Важно, чтобы якорь генератора был установлен ровно, а болт, которым он притягивается к коленвалу, затянут сильно.

Время от времени не помешает осматривать элементы зажигания. Советские инженеры не предусмотрели, чтобы машина бесперебойно работала в режиме попадания воды или влажности. Поэтому, если возникают проблемы с искрой, нужно осмотреть контакты зажигания на предмет их окисления.

Подобные процедуры не помешает проводить с остальными электрическими системами и контактами.

Отличие "Юпитер ИЖ-4" от его предшественника - "ИЖ Ю3"

Собственно, считается наиболее удачным и надежным среди поколения «Юпитеров» «четвертый». Он отличается от предшественника «ИЖ Юпитер-3» более мощным силовым агрегатом (мощность "ИЖ Юпитер-4" составляет 28 лошадиных сил, в то время, как "Юпитер-3" выдает только 25). Инженерам завода «Ижмаш» удалось повысить мощность двигателя за счет новой конструкции цилиндров. В новых цилиндрах конструкторы предусмотрели более широкие продувочные окна. За счет этого увеличились максимальные обороты коленвала (7800 оборотов в минуту).

мотоцикл иж юпитер 4

Но, к сожалению, в погоне за деньгами завод упустил вопрос качества и надежности конструкции. Спустя годы "ИЖ Юпитер-4" показал свои слабые места. А именно, конструкция цилиндров не предусматривала более высокую прочность и надежность. Ресурс двигателя значительно уменьшился из-за увеличения продувочных окон.

Помимо модернизации цилиндро-поршневой группы, специалисты "Ижмаш" предусмотрели на новой модели «Юпитера» современное 12-ти вольтовое электрооборудование. Такая модернизация придала "ИЖ Ю-4" более яркий свет и более мощную искру зажигания относительно 6-вольтовых предыдущих моделей.

О недостатках

Стоит отметить, что среди владельцев мотоциклов «ИЖ» модель «Юпитер ИЖ-4» не пользуется большой популярностью. Опытные пользователи утверждают, что четвертый "Юпитер" – самая неудачная модель со всего модельного ряда мотоциклов «ИЖ». Кроме того, что прочность высокооборотного двигателя оставляет желать лучшего, "Юпитер-4" имеет такие «болезни» и минусы:

  • постоянная утечка масла из картера двигателя;
  • «звон» пальцев после недолгой эксплуатации;
  • малый ресурс КПП;
  • постоянные проблемы с системой зажигания;
  • высокий расход топлива;
  • отсутствие систем контроля уровня топлива, температуры двигателя и уровня масла в картере мотора;
  • несовременный дизайн;
  • отсутствие знаний в области эксплуатации и ремонта этого мотоцикла могут привести к значительным материальным затратам на ремонт агрегата и/или лечение байкера.

В вышеперечисленном уверена большая часть владельцев советских мотоциклов. Особое внимание необходимо уделять именно системе зажигания. На самом деле процесс установки момента зажигания не требует феноменальных умений или особых знаний.

Отзывы

Отзывы "Юпитер ИЖ-4" имеет как положительные, так и отрицательные. Некоторые из владельцев байка уверены, что если бережно относиться к технике, своевременно делать технический осмотр и ремонт, результат не заставит долго себя ждать. Приобретая мотоцикл, можно иметь фактически нулевой багаж знаний относительно ремонта и эксплуатации. Главное, чтобы "Юпитер ИЖ-4" был куплен либо в хорошем состоянии, либо был сделан его полный ремонт. Тогда множество проблем и "болезней" мотоцикла не станут тревожить водителя.

иж юпитер 4 характеристика

Другие владельцы этого мотоцикла относят к положительным моментам высокую мощность мотора и отличные показатели ускорения. Если внести немного изменений в дизайн, "ИЖ Юпитер-4" запросто обретает современный привлекательный вид.

Жалобы в основном касаются неустойчивого реле-регулятора напряжения, проблем с системой зажигания и быстрого износа элементов двигателя.

Настройка зажигания "ИЖ Ю-4"

Чтобы правильно отрегулировать момент зажигания, необходимо придерживаться следующих пунктов:

  1. Вывернуть свечи зажигания с обоих цилиндров.
  2. Провернуть коленвал за болт якоря генератора (подходит ключ на 11) до максимального размыкания контактов прерывателя, что на основании 6.
  3. Ослабить болтик 5 и провернуть 4, установив зазор в толщину лезвия для бритвы (или 0.4-0.6 мм, если есть точные измерительные

Мотоцикл ИЖ Юпитер

В 1961 году выпущен Ижевский мотоцикл под названием Юпитер. Появилось новое семейство ИЖ Юпитер. Конструкция схожа с мотоциклом ИЖ-56 выпускаемым ранее. Существенным отличием его является установка двухцилиндрового двигателя. Кроме того, внесены некоторые изменения в муфту сцепления, устройство переключения передач и электрооборудование.

ИЖ Юпитер

Мотоцикл ИЖ Юпитер технические характеристики

Тип мотоцикла - одиночка
База, мм - 1360
Дорожный просвет, мм - 135
Габариты, мм:
Длина - 2115
Ширина - 780
Высота - 1025
Высота седла - 780
Вес мотоцикла сухой, кг - 160
Скорость максимальная, км/час - 110
Емкость топливного бака, л - 15
Норма расхода топлива по шоссе, л/100км - 4
Запас хода по топливу, км - 375
Заправочная масляная емкость, л:
картера коробки передач - 1
каждого пера передней вилки - 0,15
элементов задней подвески (двух) - 0,12
воздухоочистителя - 0,2

Мотоцикл ИЖ-Юпитер технические характеристики двигатель

Тип двигателя - двухтактный с двухканальной возвратной продувкой
Число и расположение цилиндров - два, вертикальное рядное
Диаметр цилиндра, мм - 61,75
Ход поршня, мм - 58
Рабочий объем, см в кубе - 347
Степень сжатия - 6,7 - 7,0
Максимальная мощность, л. с. - 18
Число оборотов при максимальной мощности, об/мин - 4700-5100
Налоговая мощность, н. с.- 1,33
Головка цилиндра:
материал - алюминиевый сплав форма
камеры сгорания - полусферическая
Материал прокладки - райасбест
Поршень:
материал - алюминиевый сплав
форма - выпуклая
Количество поршневых колец - 3
Поршневой палец (тип) - плавающий
Диаметр поршневого пальца, мм - 14
Предохранение от осевого смещения - стопорами
Фазы газораспределения, в градусах поворота коленчатого вала:
начало впуска до в. м. т. - 75°
конец впуска после в. м. т. - 75°
начало выпуска до в. м. т. - 80°
конец выпуска после н. м. т. - 80°
начало продувки после н. м. т. - 58°
конец продувки после н. м. т. - 58°
Смазка двигателя - масло с бензином
Карбюратор - К-28Ж
Воздухоочиститель - контакено-масляный
Топливный фильтр - сетка в отстойнике

Сцепление - многодисковое в масляной ванне
Коробка передач:
тип - четырёхступенчатая
управление - ножное
передаточные числа:
на первой передаче - 3,17
на второй передаче - 1,71
на третьей передаче - 1,26
на четвертой передаче - 1
Общее передаточное число (от двигателя к заднему колесу):
на первой передаче - 18,98
на второй передаче - 10,24
на третьей передаче - 7,54
на четвертой передаче - 5,89
Передняя передача:
тип - безроликовая цепь
передаточное число - 2,57
Задняя передача:
тип - роликовая цепь
передаточное число - 2,63
Ходовая часть
Рама - трубчатая неразборная сварная
Передняя вилка - телескопическая с гидравлическими амортизаторами
Задняя подвеска - рычажная пружинная с гидравлическими амортизаторами
Шины:
тип - прямобортные
размер в дюймах - 3,25-19
Тормоза - колодочные
Привод тормозов - механический раздельный

Система зажигания - батарейная
Батарея аккумуляторов:
марка - 3-мт-7
емкость, а-ч - 7
напряжение, в - 6
Генератор:
марка - Г36М2
напряжение, в - 6
мощность, вт - 45
Привод - генератор крепится на правой цапфе коленчатого вала двигетеля
Реле-регулятор - двухступенчатый
Клемма присоединения к массе - минус
Сигнал - С-37
Фара - ФГ-38

Двигатель ИЖ Юпитер

В 1961 году выпущен Ижевский мотоцикл под названием Юпитер. Появилось новое семейство ИЖ Юпитер. Конструкция схожа с мотоциклом ИЖ-56 выпускаемым ранее. Существенным отличием его является установка двухцилиндрового двигателя. Кроме того, внесены некоторые изменения в муфту сцепления, устройство переключения передач и электрооборудование.
В передней части картера находятся две кривошипные камеры, а в задней размещена коробка передач. Кривошипные камеры закрыты крышками и в каждой из них установлены коленчатые валы на шарикоподшипниках, которые предохранены от осевого смещения стопорными кольцами. Полуоси коленчатых валов уплотнены сальниками.
Под левой крышкой картера установленной на прокладке, размещаются передняя цепная передача, сцепление и пусковой механизм. Коленчатые валы соединены между собой выносным маховиком. На конусе полуоси правого коленчатого вала устанавливаются ротор генератора и кулачок прерывателя. Корпус генератора установлен на картере. Поршни двигателя соединены с шатунами коленчатых валов с помощью поршневых пальцев, которые предохранены от осевого смещения стопорными кольцами.
Цилиндры двигателя имеют алюминиевые рубашки и чугунные гильзы. Головки цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава и крепятся вместе с цилиндрами к картеру шпильками.

Моторная часть

Моторная часть двигателя состоит из цилиндро-поршневой группы, кривошипного механизма и картерной группы.

Двигатель ИЖ Юпитер моторная часть

Моторная часть ИЖ Юпитер:
1 – крышка генератора; 2 – крышка картера правая; 3 – генератор; 4 – уплотнение правое с крышкой; 5 – вал коленчатый правый; 6 – половина картера правая; 7 – маховик; 8 – уплотнение коленчатого вала; 9 – крышка кривошипной камеры; 10 – вал коленчатый левый; 11 – уплотнение левое; 12 – половина картера левая; 13 – звездочка коленчатого вала; 14 – крышка картера левая; 15 – цилиндр; 16 – головка цилиндра; 17 – поршень; 18 – свеча зажигания; 19 – шатун; 20 – шпилька.

Детали двигателя ИЖ Юпитер

детали двигателя и муфты сцепления иж юпитер

Детали двигателя:
1 – патрубок цилиндра; 2 – прокладка цилиндра; 3 – цилиндр левый; 4 – шпилька; 5 – головка цилиндра левая; 6, 12 – шайбы; 7 – гайки; 8 – кольцо стопорное; 9 – поршень; 10 – кольцо поршневое; 11 – щека левая коленчатого вала; 13 – шатун; 14 – щека правая коленчатого вала; 15 – маховик; 16 – втулка; 17 – палец поршня; 18 – вал коленчатый; 33 – болт крепления маховика; 34 – палец кривошипа; 35 – подшипник игольчатый.

Муфта сцепления

Находится с левой стороны двигателя в масляной ванне. Закрыта крышкой с прокладкой от вытекания масла. Основное что можно сказать при сборке муфты. Нужно выдержать некоторые условия. Первое гайки сжимающие пружины должны выступать над колпачками на 3.5 - 4,0 мм. Этим мы избавим диски от перекоса. Второе регулировочный винт затянуть до упора. Затем ослабить на 1/4. 1/2 оборота. По сути это регулировка сцепления.

детали муфты сцепления иж юпитер

Детали муфты сцепления иж юпитер:
19 – кронштейн с рычагом; 20 – барабан наружный муфты сцепления; 21 – толкатель; 22 – шарик; 23 – стержень упорный; 24 – барабан внутренний муфты сцепления; 25 – диск ведущий муфты сцепления; 26 – диск ведомый; 27 – диск нажимной; 28 - колпачок; 29 – пружина; 30 – гайка фасонная; 31 – винт регулировочный; 32 – гайка.

Схема муфты сцепления ИЖ Юпитер

Схема муфты сцепления ИЖ Юпитер

Муфта сцепления мотоцикла ИЖ-Юпитер отличается от муфты сцепления мотоцикла ИЖ-56 установкой шарикоподшипника и регулировочного винта 31 с контргайкой 32.

Пусковой механизм

Пусковой механизм предназначен для запуска двигателя. Регулировок не имеет. Детали просто собираются в нужном положении и все. В процессе эксплуатации изношенные детали заменяются новыми. Из строя выходят в первую очередь зубчатка и сектор - осмотреть зубья.

пусковой механизм ИЖ Юпитер

Механизм пусковой мотоцикла ИЖ Юпитер:
1 - шайба; 2 - педаль пускового механизма; 3 - валик; 4 - ось педали; 5 - шарик; 6 - пружина фиксатора; 7 - хомутик; 8 - болт; 9 - отражатель; 10 - манжета; 11 - вал кикстартера; 12 - сектор; 13 - пружина; 14 - шайба; 15 - кольцо; 16 - шайба; 17 - пружина; 18 - зубчатка.

Механизм переключения передач

Находится внутри коробки передач, а рычаг управления с левой стороны двигателя. В нем изменено устройство привода сектора переключения и вилок, которые работают непосредственно на червячном валике. При не четкой работе переключателя. Разобрать двигатель и все детали переключения промыть и проверить на износ и сколы. Неисправные заменить.

Механизм переключения передач ИЖ Юпитер

Механизм переключения передач ИЖ Юпитер:
4 – педаль переключения; 25 – пружина механизма переключения передач; 26 – сектор переключения передач; 27 – поводок механизма; 28 – вал; 32 – вал червячный; 33 – вилка переключения второй и четвертой передач; 34 – вилка переключения первой и третьей передач; 36 – пружина фиксатора; 37 – стойка контакта нейтрали; 38 – флажок контакта нейтрали; 39 – анкер переключения.

Коробка передач

Коробка передач мотоцикла ИЖ-Юпитер на мотоцикле ИЖ-Ю такая же, как и на мотоцикле ИЖ-56 и отличается только конструкцией механизма переключения. Основной уход - проверка масла и своевременная замена.

Коробка передач ИЖ-Юпитер

Схема коробки передач ИЖ Юпитер:
1 – первичный вал; 2 – вторичный вал; 3 – промежуточный вал; 4 – опорные шариковые подшипники валов; 5 – роликовый подшипник вторичного вала; 6 – шестерни коробки передач; 7 – сальник вторичного вала; 8 – звездочка.

Схема двигателя

Схема двигателя ИЖ Юпитер

Схема блок двигателя с коробкой передач, сцеплением и генератором:
1 – свеча; 2 – головка цилиндра; 3 – цилиндр; 5 – поршень; 6 – поршневое кольцо; 7 – перепускной канал; 8 – поршневой палец; 9 – втулка верхней головки шатуна; 10 – шатун; 11 – крышка кривошипной камеры левая; 12 – ведущая звездочка; 13 – шарикоподшипник; 14 – сальник; 15 – полуось коленчатого вала левая; 16 – роликоподшипник нижней головки шатуна; 17 – палец кривошипа; 18 – пружина сцепления; 19 – крышка люка; 20 – регулировочный винт сцепления; 21 – нажимной диск сцепления; 22 – внутренний барабан; 23 – педаль переключения передач; 24 – педаль пускового механизма; 25 – левая крышка картера; 26 – диски сцепления; 27 – наружный барабан сцепления; 28 – сектор пускового механизма; 29 – пружина; 30 – шестерня пускового механизма; 31 – шарикоподшипник; 32 – левая половина картера; 33 – вилка переключения передач; 34 – валик переключения передач; 35 – сектор переключения передач; 36 – валик механизма переключения передач; 37 – шпилька крепления; 38 – правая половина картера; 39 – головка цилиндра правая; 40 – цилиндр правый; 41 – маховик; 42 – крышка кривошипной камеры правая; 43 – прокладка цилиндра; 44 – сальник правый; 45 – генератор; 46 – ось коленчатого вала правая; 47 – крышка картера правая; 48 – крышка генератора; 59 – кулачок прерывателя; 50 – центральный болт крепления якоря; 51 – звездочка; 52 – сальник; 53 – роликоподшипник; 54 – вторичный вал; 55 – сальник; 56 – первичный вал; 57 – шток выжима сцепления; 58 – рычаг выжима сцепления; 59 – гайка крепления звездочки; 60 и 61 – шестерни коробки передач; 62 – кулачок троса сцепления; 63 – кулачок автомата сцепления; 64 – пружина.

Электрооборудование мотоцикла ИЖ Юпитер

Электрооборудование мотоцикла ИЖ Юпитер отличается только установкой генератора Г-36М2.

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Юпитер:

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Юпитер

1 - задний фонарь; 2 - включатель лампы нейтрали; 3 - центральный переключатель; 4 - лампа указателей нейтрали; 5 - лампы освещения спидометра; 6 - главная лампа; 7 - лампа стояночного света; 8 - переключатель света; 9 - звуковой сигнал; 10 - включатель стоп-сигнала; 11 - свеча; 12 - контрольная лампа; 13 - предохранитель; 14 - аккумуляторная батарея; 15 - реле-регулятор; 16 - генератор; 17 - конденсатор; 18 - прерыватель; 19 - катушка зажигания.

Мотоцикл ИЖ Юпитер К с увеличенным передаточным отношением в задней передаче. Ведущая звезда установлена с меньшим диаметром и меньшим количеством зубьев. Наличие коляски заставило производителя увеличить тяговитость, но уменьшить скорость до 80 км/час.

Мотоцикла ИЖ-Юпитер с коляской

Мотоцикл ИЖ Юпитер К
Технические характеристики - отличие от юпитера одиночки.

Тип мотоцикла - с коляской
База, мм - 1400
Дорожный просвет, мм - 115
Габариты, мм:
Длина - 2180
Ширина - 1650
Высота - 1170
Вес мотоцикла сухой, кг - 255
Скорость максимальная, км/час - 80
Норма расхода топлива по шоссе, л/100км - 6
Запас хода по топливу, км - 250

Общее передаточное число (от двигателя к заднему колесу):
на первой скорости - 21,35
на второй скорости - 11,52
на третьей скорости - 8,48
на четвертой скорости - 6,74

Боковой прицеп мотоцикла ИЖ Юпитер К рассчитан на грузоподъемность в 100 кг. Рама выполнена из труб. Кузов металлический. Подвеска колеса применена торсионного типа, пружинная. Тормоза на колесе бокового прицепа нет.

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Юпитер c коляской.

электросхема мотоцикла ИЖ-Юпитер с коляской

В схему электрооборудования внесены не большие изменения. Предусмотрена установка габаритного фонаря 20 на боковой прицеп. Генератор мощностью 45 ватт вырабатывает, напряжение 6 вольт. Имеется аккумулятор и регулятор напряжения.

«Ижевская двустволка» – мотоцикл «ИЖ Юпитер»

Мотоцикл «Иж Юпитер» — одна из самых ярких страниц отечественного мотопрома. Он несколько десятилетий украшал улицы советских городов и сел. За эти годы байк с многочисленными преимуществами и недостатками сумел стать желанным и гонимым, затмив одних и так и не дотянувшись до других.

Мотоцикл Юпитер из Ижевска – советский пижон

Именем «Юпитер» в Ижевске назвали дорожный мотоцикл, отличавшийся от другой модели того же класса («Иж Планета») лишь количеством цилиндров двигателя. Название обеих моделей полностью соответствовало духу эпохи освоения космоса. С именем «Юпитер» связан один казус: на бак мотоцикла дизайнеры поместили эмблему со стилистическим изображением планеты с планетарными кольцами, в которой легко узнается не Юпитер, а Сатурн. Всего свет увидело пять поколений «Юпитеров» и многочисленное количество их модификаций, отличавшихся между собой порой очень несущественно.

Первый одноименный мотоцикл широкой публике сначала был представлен как «Иж-58» и лишь потом переименован в «Юпитер». Первое поколение модели выпускалось с 1961 по 1966 год.

Иж Юпитер

Мотоцикл Юпитер из Ижевска – советский пижон

Двухцилиндровый рядный двухтактный 347-кубовый двигатель воздушного охлаждения с вертикальным расположением цилиндров (стандарт для всех поколений) в первом поколении выдавал всего 18 л.с. максимальной мощности. Он позволял двигаться с максимальной скоростью 110 км/ч, а средний расход топлива по трассе составлял около 4 л/100 км. С начала выпуска и до закрытия производства все «Юпитеры» комплектовались передней телескопической и задней маятниковой подвесками. Колясочная модификация мотоцикла обозначалась индексом «К» в названии (Иж Юпитер-К).

Иж Юпитер-4

Мотоцикл Юпитер из Ижевска – советский пижон

Новые поколения «Юпитера» появлялись с периодичностью 3-6 лет, постоянно прибавляя в мощности двигателя и получая более современную внешность. Самым мощным стало четвертое поколение – двигатель «Иж Юпитер-4» был способен развивать 28 л.с. максимальной мощности при 5600 об/мин. По этому показателю он превзошел даже «икону» всего соцлагеря – мотоцикл Jawa 350 (26-27 л.с. в зависимости от модификации), почти не уступая ему в максимальной скорости (125 против 130-133 км/ч.). Технические характеристики байка были вполне сопоставимыми с некоторыми бюджетными моделями известных зарубежных производителей.

Недостатки Иж Юпитер

Не секрет, что Юпитеры критиковали за их ненадежность и плохое качество сборки. Обычной считалась ситуация, когда владелец мотоцикла сразу после покупки сам дотягивал все резьбовые соединения, устранял мелкие неполадки (течь масла, плохой контакт или замыкание проводки). Спустя несколько тысяч километров (иногда раньше) приходилось решать вечную проблему синхронизации работы цилиндров, которой не было у одноцилиндровой «Иж Планета». В связи с этим «ижевская одностволка» была более надежной и, соответственно, востребованной.

В пятом поколении мощностью пожертвовали в пользу улучшения характеристик крутящего момента на средних оборотах. Выпуск модификации «Иж Юпитер-5-020-03» с жидкостной системой охлаждения стал кульминацией и одновременно «лебединой песней» производителя. В 2008 году производство мотоциклов в Ижевске было свернуто.

Интересно

Мотоцикл Юпитер из Ижевска – советский пижон

Тюнинг Иж Юпитер

Как и другие советские мотоциклы, «Юпитер» неоднократно становился объектом для экспериментов и улучшательств. В результате получались более или менее удачные «кроссовые» (длинная вилка от явы, другой задний маятник, резина, крылья) и форсированные (зачистка входных выходных окон цилиндра, срезание «лишнего» с поршней и даже «торцовка» головок цилиндров) аппараты.

Другие статьи

  • Законодательство
  • Обзоры
  • Разное
  • Тюнинг мотоцикла


Что делать, если украли мотоцикл?

Советы в духе «без паники» или «ну, это ведь не самое страшное, что могло приключиться» будут слабым утешением для настоящего байкера. Положиться на р.


Какие мотоциклы самые надежные?

Надежность – это способность сохранять значения параметров, определяющих возможность выполнять определенные функции в требуемом режиме. В отношении мо.


Какой мотоцикл можно купить за 100 000 рублей

Сто тысяч рублей – сумма, которая с одной стороны достаточна для приобретения мотоцикла в удовлетворительном состоянии, с другой – не окажется чересчу.

Наши преимущества

Круглосуточный режим работы

Выгодные тарифы

Наши цена — от 2200 руб. за одну перевозку.

Наши цены средние для рынка мотоэвакуаторов Москвы и области. Мы стремимся предоставлять сервис с оптимальным сочетанием цены, безопасности и качества перевозки.

Выезды на аварии

Аварийные ситуации с мототехникой – это не редкость на наших дорогах. Мы знаем, как организовать перевозку даже сильно пострадавшего мототранспорта.

иж юпитер 3

Если жители городов СССР отдавали предпочтение мотоциклам марки Ява, то в сельской местности хорошо прижилась техника, выпускаемая Ижевским машиностроительным заводом. Выпуск первой модели семейства Иж Юпитер начался в 1961 году. Несмотря на то, что его конструкция была довольно удачной, разработчики не почивали на лаврах и регулярно совершенствовали производимую на предприятии технику. В 1971 году любители мототехники получили возможность купить уже третье по счёту поколение советских байков – мотоцикл Иж Юпитер 3.

Технические характеристики базовой модификации

юпитер

Новая модель, хотя и сохранила многие технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя на ранних модификациях, стала существенным шагом вперёд, изменившись как внешне, так и по техническим характеристикам.

Облик машины вполне соответствовал представлениям того времени о дизайне. Технические характеристики выглядели впечатляюще даже в сравнении с параметрами появившейся на год позже Ява 350 тип 634.

  • Двигатель – двухтактный, с двумя цилиндрами, расположенными в ряд, запускается кикстартером. При том же рабочем объёме, что у Иж Юпитер-2 – 347 куб. см., мощность силового агрегата возросла почти в полтора раза, с 19 до 25 л. с. Переработав конструкцию блока цилиндров и ГБЦ, конструкторы изменили форму и расположение рёбер охлаждения, существенно улучшив температурный режим на разных скоростях.
  • Зажигание Иж Юпитер 3 – контактное, раздельное для каждого цилиндра.
  • Система питания – карбюраторная, с подачей топлива из бака самотёком. В штатной комплектации используется карбюратор К-62.
  • Коробка передач с ножным переключением имеет четыре ступени и выполнена заодно с мотором. Привод на заднее колесо – цепной.
  • Сцепление – с многодисковой муфтой, помещённой в масляную ванну. Управление – тросовое, размещено на руле.
  • Трубчатая рама, в конструкции которой использованы трубы разного сечения.
  • Передняя телескопическая вилка с увеличенным ходом амортизаторов рассчитана на комфортное передвижение не только по шоссе, но и по пересечённой местности.
  • Задняя подвеска на телескопических амортизаторах получилась довольно мягкой, повысив ездовой комфорт мотоцикла Иж Юпитер 3.
  • Максимальная скорость составила 120 км/час.
  • Объём топливного бака – 18 л. С учётом того, что расход топлива на 100 км составляет 3,7 л., на одном баке без дозаправки можно преодолеть расстояние в 480 км.
  • Сухой вес мотоцикла Иж Юпитер 3, без масла и топлива – 162 кг.

Прочная конструкция, энергоёмкая подвеска, довольно высокий – 135 мм – дорожный просвет и тяговитый мотор позволяли эксплуатировать машину на сельских дорогах, где техника понежнее откровенно пасовала.

Коляска – дело нужное

иж юпитер 3 с коляской

Хозяйственные мотолюбители предпочитали Иж Юпитер 3 с коляской, конструкция которой позволяла перевозить не только третьего пассажира, но и изрядное количество груза. Сначала устанавливалась модель Бп 65. Затем её сменила новая модификация БП-1, для удобства посадки пассажира имевшая сдвижной верх.

Установка бокового прицепа требует регулировки схождения колёс. Настройка производится за счёт перемещения переднего бокового шарнира крепления на раме. Мотоцикл, укомплектованный коляской, носил маркировку Иж Юпитер-3К. Более практичным был, разве что, М-72 Урал.

Дополнительные модификации

иж юпитер тюнингованый

В ходе производства машина дважды модифицировалась. С 1977 по 1980 год выпускался Иж Юпитер 3 01, имевший ряд отличий от базовой версии. Модель получила:

  • Возможность регулировки зазора между грязезащитным щитком и колесом. При эксплуатации на просёлочных дорогах это было важно.
  • Противоугонный замок. В связи с этим изменилась схема замка зажигания.
  • Дуги безопасности.
  • Штатное зеркало заднего вида.
  • Задние амортизаторы новой конструкции с тремя позициями регулировки жёсткости.
  • Изменённую конструкцию глушителей.
  • Блокировку заднего тормоза, облегчавшую установку на стояночный упор.

Был и ещё ряд мелких изменений, но они касались, в основном, внешнего вида. Что до ТТХ, то они остались на прежнем уровне.С 1979 по 1981 год производился Иж Юпитер 3 02, главным отличием которого был топливный бак новой конструкции и формы.

Главные недостатки

юпитер 3

Все модификации маркировались знаком качества и были в целом надёжны. Головную боль владельцам техники, сделанной на Ижевском машиностроительном заводе, доставляли:

  • Слабый генератор, мощности которого для обеспечения питанием всех электроприборов в ночное время было недостаточно.
  • Система зажигания , выполненная по раздельной для каждого цилиндра схеме. В целом она достаточно надёжна, но равномерно настроить зажигание на Иж Юпитер 3 – непростая задача.
  • Электропроводка не вполне удовлетворительного качества. Владельцы новых машин часто жаловались, что провода перепутаны ещё на заводе.

Тем не менее, популярность модели была велика, и если что и останавливало потенциальных покупателей, так это достаточно высокая цена. За год завод выпускал свыше 250 000 машин, поступавших в открытую продажу. Удачная конструкция стала базой для создания следующих модификаций, последней из которых стал Иж Юпитер-5.

Есть где развернуться

иж юпитер

Техника оказалась не только надёжной, но и живучей. На дорогах и в гаражах любителей тюнинга и восстановления мототехники она встречается довольно часто.Взявшись приводить в порядок подержанный мотоцикл, помните, что схема проводки на Иж Юпитер 3 неоднократно менялась производителем.

Найти достоверные данные уже едва ли возможно. Если нет зарядки или не работает один из приборов, обнаружить причину, используя описание модели другого года выпуска, едва ли удастся.

Если же вы собираетесь эксплуатировать технику постоянно, то поскольку штатное оборудование работает при напряжении 6 вольт, имеет смысл переделка Иж Юпитер 3 на 12 вольт. Для этого придётся заменить на новые:

  • Генератор.
  • Полупроводниковый выпрямитель (БПВ).
  • Катушку зажигания.
  • Реле поворота.
  • Лампочки (все).
  • Аккумулятор.

Заодно имеет смысл установить БСЗ. Электронное зажигание серьёзно упростит запуск двигателя в любую погоду и сделает его работу более стабильной. Проделав это, вы больше не будете регулярно задаваться вопросом, как выставить зажигание правильно.

В ходе переделки вы можете перепроектировать схему проводки Иж Юпитер 3 самостоятельно, или воспользоваться одним из вариантов, выложенных в сети.Но прежде чем взяться за дело, учтите, что выполнить качественный тюнинг своими руками очень непросто.

Потребуются и специальные инструменты, и разнообразные навыки. Вариантов доработки Иж Юпитер 3 существует множество, но все они рассчитаны на людей, разбирающихся в технике.

ИЖ Юпитер 3К-01. Что я купил за 5000 руб?! (сравнения со вторым моим Юпитером 3)

Здравствуйте дорогие подписчики! Сегодня немного про мотоциклы!
Итак, многим известно, что я купил еще один Юпитер 3К в комплектации 01. У меня еще один был Юпитер 3, с мотором от 4 Юпитера. Первый мой Юпитер как я его купил, так и поставил. Даже не пробовал его завести. Мотоцикл не в очень хорошем состоянии. В связи с отсутствием запчастей, это просто бесполезно.
Начнем:
1) Общий вид. Глушители задраны от кика на обоих. Вот неужели нельзя подогнуть глушитель или уменьшить люфт кика. Зачем разбивать глушитель?! Первый Юпитер был перекрашен. На втором краска оригинал. Сидения на обоих колхозно перетянуты. В остальном они похожи. Доп. деталей, колхоза нету. На первом Юпитере даже сохранились экранированные колпачки, на втором простые СССРовские. На первом кожухи есть, но нет барашка, который их стягивает, а на втором их вообще нету.
2) Коляска. Мало чем отличается. Единственно, что у первого моего Юпитера есть сидения, ковер и тент, а у второго вообще нету, не сидений, не тента, не ковра. Плафончики целые на обоих. На втором моем Юпитере стоит колесо от двойки, а на первом все родное. Состояние обоих корыт одинаковое. Дыр нету. Отличия есть, по самой раме, крылу. Но на этом я останавливаться не буду. Мне главное сравнить состояние и цену.
3) Вид с руля. Спидометры. Разбиты на обоих. На втором разбито и есть небольшое отверстие. А на первом стекло треснутое, но воду пропускать не будет, сквозных отверстий нету.
Светофильтры хорошие, лампочек оригинальных нету не в одном.
Стекла фар в первом есть трещины, а во втором стекло абсолютно целое, отражатель в идеале.
4) Место крепления аккумуляторной батареи. Мою любимое место в Ижах))
На втором девственное, а на первом полностью гнилое, планка отвалилась.
5) Сзади мотоцикл мало чем отличаются. По состоянию они примерно одинаковые.
6) Эмблемки Юпитер 3 на карманах (бардачок и место под акб) на втором моем Юпитере в идеале. На первом будут хуже.
7) Двигатели. На первом мотор стоит от Юпитер 4, а втором стоит родной чисто троечный двигатель.
На втором отсутствовал карбюратор, на первом все на месте.
8) Катушки зажигания. На первом Юпитере стоит одна не родная катушка, а на втором все катушки родные и аутентичные с мотоциклом.
9) Резина. На обоих родная К-74. Моя любимая резина! На первом состояние резины куда хуже (есть сквозное отверстие в покрышке на переднем колесе), чем на втором, на нем резина хорошая, протектор с минимальным износом.
10) Цена. Первый я купил у соседа, старого дедушки. Этот мотоцикл он покупал внуку. Внук немного покатался, поломал, разбирал двигатель, зачем то, но нормально собрать не смог. Мотоцикл был брошен. Внук его вырос, увы пошел по не хорошей дороги. Стал наркоманом, бросился с 6 этажа, каким то чудом выжил. Попал в больницу психиатрическую, а что дальше я не знаю. Сам дед уехал в другой город, Березовск.
На первый Юпитер у меня есть кое, какие документы. ПТС, ТЕХ Паспорт. Возможно, можно будет восстановить доки. День покупки первого Юпитера, а это уже прошло около 5 лет назад я помню очень хорошо! Мой первый купленный мотоцикл мною! Так вот. Он сказал, что не работает на нем 2 скорость. Продал он его из за ненадобностью, освободить гараж.
Итог: Первый за 1000 руб, второй за 5000 руб. Разницы в них особо нету, единственная разница это в стоимости. Разница 4000 руб. В чем то даже первый лучше, чем второй. Оба двигателя, скорее всего, буду перебирать. Мне не нравится что, на втором моем Юпитере нету щупа. Скорее всего, он лежит в двигатели, скучает… Компрессия на них очень слабая на обоих.
В планах собрать в идеале второй мой Юпитер 3, а первый уже со временем доукомплектовать и тоже восстановить до идеала. Но его надо будет перекрашивать, а на втором краска очень хорошая, не облезшая, коцак минимум.
Теперь уже в прошлом году обзавелся новыми поршнями 1,2 ремонтов и новыми СССРовскими кольца. Плюс правая половинка с маховиком и коленвалом, куча головок, правый цилиндр, полностью коробка передач и немного мелочи.
На этом пожалуй все. Итог: дорого 5000 руб. за Юпитер в среднем состоянии. Купил я его из за жалости. Можно было поискать. Найти донора восстановить мой первый Юпитер. Но тут подвернулся этот. Нельзя его было упускать, тем более нового хозяина он бы не нашел. Его бы за 5000 руб никто бы не купил. Повалялся и пошел бы на разрез бензорезом.

Комментарии 38

Что за карбюратор?

Доброго времени суток. Подскажите, пожалуйста, есть ли идентификационные номера на раме, помимо маркировочной таблики ? У самого появился ИЖ Ю3К, но номерная табличка в ужасном состоянии, думаю, как же его на учет ставить, есть ли еще идентификация у мотоцикла. Заранее благодарен.

Здравствуйте!
Нет, на самой раме никаких номеров на набито. Только алюминиевая табличка на рулевой колонке.
Номер выбивался на раме коляски. Но он там свой был. С рамой мотоцикла не совпадал

Двигатель


Отличие 6.217 от Ш12 это двигатель на базе Юпитер 5, у Ш12 был Юпитер 3. Двигатель был в неплохом состоянии, ремонт не потребовался. Почистили, установили облегченный маховик и шестерни в главную передачу. Такие переделки допускались по правилам тех лет, а, например, лепестковые клапана устанавливать было нельзя. А жаль, при имеющейся продувке обратный выброс смеси просто ужасный. При заводской продувке, резонаторах, зажигании мощность была 37 л. с. Так же пробовали ставить игольчатые подшипники в КПП вместо втулок ,делать синфазные двигатели, когда оба цилиндра работают вместе, а не по очереди, но мы на эти усовершенствования пока не решились. Попадались мотоциклы с установленными пирометрами от вертолетов. Эти приборы замеряли температуру выхлопных газов в каждом глушителе ,так можно было судить о синхронности работы цилиндров и нагрузке на двигатель в пиковых режимах, это помогало не сжечь мотор на гонках. Зажигание с завода стояло бесконтактное, с двумя датчиками , оригинальным коммутатором и катушками Б 50М. Коммутатор считался ненадежным. Это зажигание меняли на Мотоплат, причем, так как цилиндров на Юпитере два, ставили два зажигания с одной стороны ,или по одному с каждой стороны двигателя. Иногда ставили магнето от тракторного пускача. Мы заменили на современное зажигание на коммутаторе от ВАЗ 2108 и оптическом датчике. Внешне этого не заметно, а работает оно хорошо и безотказно. Карбюраторы остались заводские, Йиков, режим работы у них один - полный газ. На переходных режимах они работать не любят, возможно, 34 мм диффузора многовато для такого объема и скорости смеси. Шестерни и маховик изготовили в Киеве, установка не была слишком сложной, потребовалось только снять немного металла с левой крышки. Весь процесс и результат есть на видео.

Прикрепленные видео:

  • Мне нравится Мне нравится 2

Другие записи в этом бортжурнале


В музее

В музее ETS Classic cars в Екатеринбурге на Реактивной 81. Приходите посмотреть, отличное собрание мотоциклов, классических автомобилей и ве. Читать далее


Финал.

Все собрали, прокатились, отдали в музей. В видео вроде все рассказал, если что забыл - спрашивайте. . Читать далее


Обвес

Вообще ИЖ 6.217 должен выглядеть так, как этот из Германии - У нас даже был такой хвост. Но резкие линии пластика никак не стыкуются со спиц. Читать далее

Отличие цилиндров иж юпитер

Блог им. lyblylube

Доброго времени суток, Эта история ремонта очередного совкоцикла!



Все мои опасения не подтвердились, буду ставить цилиндры от Ю4 на картер 4х канальной продувки Ю2. тем более что это все вполне будет работать.Необходимо купить новые поршни, кольца, подобрав к цилиндрам четверки! Особое внимание хочу уделить хваленной четырехканальной продувки. Наглаз сравниваем различие между перепускным окном картера и окном в юбке поршня(фото1), мне кажется все плюсы продувки сходят на «нет». Такого резкого совпадения я не ожидал, буду ставить поршни от 4 или 5 модели, хотя тут как сказали родной поршень, давно был снят и заржавел))).Сравнивая продувочные окна цилиндров сделал наипростейшую отрисовку в гараже(фото2), разница то ожидаемая есть, но по сути не критичная, тем более что в книге, как мне отписался Михаил, замена возможна.Учитывая что в картере окно, то есть его пропускная способность увеличится благодаря окнам в поршне (фото3) различия заметны невооруженным глазом! Цилиндры 2ой и 4 ой модели не различаются расположением шпилек как в 5 модели, высоты одинаковые так же, (Фото4,5) На 2ой модели вообщем 4 перепускных канала на один цилиндр а на четвертой 2 канала! Последствие износа и падение компрсессии видны на поршне под кольцам (фото 6) Спасибо всем кто что то подсказал! Всем успеха в ремонте!











Ижевский «Юпитер»

Сердцем любого мотоцикла, несомненно, является двигатель. Этот агрегат определяет многое в конструкции самоходного аппарата, как-то по особенному ассоциируется с его заводской маркой и больше всего подвергается модернизации. Видимо, поэтому вскоре после создания в 1885 г. Г.Даймлером удачного для своего времени двигателя внутреннего сгорания (ДВС) многие стали изобретать более мощные моторы. Сначала увеличивали рабочий объем пока что единственного цилиндра. Однако быстро выяснилось, что существует некий предел, выше которого мощность не возрастает. Тогда стали добавлять цилиндры. Благодаря этому (в сочетании с множеством других прогрессивных технических решений) удалось добиться поставленной цели. В результате появились ДВС различных типов: рядный или с параллельными цилиндрами, оп-позитный, V-образный, звездообразный, П-образный, Л-образный и другие. Моторы первого типа, и прежде всего двухцилиндровые, оказались наиболее простыми и, наверное, потому появились раньше других.

Первым подобный двигатель сделал американский изобретатель Д.Пеннингтон, и в 1894 г. представил публике мотоцикл с таким мотором. Однако его диковинный экипаж – в нем шатуны напрямую соединяли поршни с задним колесом – не получил признания, несмотря на рекламную шумиху. В начале XX в. французская фирма «Иксион» выпускала довольно удачные двухтактные двухцилиндровые рядные движки к мотовелосипедам. В 1901 г. англичанин А.Скотт успешно опробовал аналогичный мотор на велосипеде «Премьер», а 7 лет спустя мотоцикл с таким же ДВС произвел фурор и приобрел репутацию «двухместного Роллс-Ройса».

Затем на добрые 20 лет интерес к подобным мотоциклетным двигателям поутих. А в середине 30-х гг знаменитая в Германии фирма ДКВ освоила выпуск мотоциклов «СБ500 Люкс». На них стоял двухтактный двухцилиндровый мотор с рабочим объемом 500 см 3 , развивавшим мощность 15 л.с. и снабженный электрическим запуском. Движок оказался приемистым (быстро набирал обороты) и хорошо уравновешенным. Езда на «Люксе» доставляла удовольствие. Однако специалисты фирмы вскоре запустили в серийное производство более совершенную модель с таким же ДВС, обозначенную «НЦ500» и развивавшую мощность 18,5 л.с. Эту «пятисотку» строили в больших количествах, использовали в вермахте, и, видимо, поэтому она оказалась в поле зрения наших мотоспециалистов еще во время Великой Отечественной; после войны фирма «Адлер» выпускала более совершенный мотоцикл «МВ250» с подобным двигателем такой же мощности, но вдвое меньшим рабочим объемом. В 1957 г. на минском мотозаводе создали аналогичную опытную модель М-101, которой, к сожалению, не суждено было стать серийной.

В середине 50-х гг. в Чехословакии начали массово выпускать ставший знаменитым мотоцикл ЯВА-350 с двухтактным двухцилиндровым мотором рабочим объемом 350 см 3 . Как видим, в европейском мотоцикло-строении такие двигатели широко применялись. Наши конструкторы пристально изучали подобный опыт соседей, и неудивительно, что с чехословацким объединением «ЯВА-ЧеЗет» заключил договор о творческом сотрудничестве Всесоюзный научно-исследовательский институт мотовелостроения, расположенный в Серпухове, помогавший всем отечественным мотозаводам.

В те годы на Ижмашзаводе (ИМЗ) подготовили к серийному выпуску новый мотоцикл ИЖ-56. Как только его освоили в производстве – сразу же начали модернизировать, работая в двух направлениях. Первое – сводилось к дальнейшему совершенствованию базового образца и способствовало созданию целого семейства машин под общим названием «ИЖ-Планета» Второе – предусматривало замену двигателя на более мощный, но с таким же рабочим объемом. Предполагалось, что он будет надежнее и непременно унифицированным как с мотором «пятьдесят шестого», так и с каким-либо мотоциклетным движком половинной кубатуры.

Работы в первом направлении требовали длительного изучения новой модели и испытаний ее в различных условиях эксплуатации. Поэтому обновленная машина появилась нескоро. Деятельность во втором направлении дала хороший результат, чему способствовала организация на ИМЗ специального конструкторского бюро, возглавляемого в разные годы инженерами С.Я.Фишером, П.Л.Писаревым, А.А.Модзелевским, руководившим проектированием ИЖ-56. На основе последнего создали очень удачную машину ИЖ-58. В этой работе участвовали конструкторы С.С.Зорин, М.П.Исаев, Н.П.Пушин, Т.В.Ващенко, П.Д.Наговицын, ПДСлесарен-ко и другие. Мотор для этой модели в 1955 -1956 гг спроектировал Ю.Н.Церлинг, сделав его двухтактным, двухцилиндровым с рабочим объемом 350 см 3 . Ижевча-нам предстояло максимально унифицировать его с двигателем выпускавшегося тогда в Коврове мотоцикла К-175. Они применили такую же шатунно-поршневую группу, и коленвал собирали из двух узлов, соединенных выносным маховиком, размещенным между кривошипными камерами. В раздельно отлитые алюминиевые цилиндры запрессовали гильзы из аустенитного износостойкого чугуна. Несколько изменили картер, что потребовало переделать привариваемые к раме кронштейны крепления мотора. В конструкцию сцепления и коробки перемены передач также внесли небольшие изменения, повысившие надежность и удобство езды. Во-первых, установили двухплечий рычаг ножного переключателя передач, на который водитель нажимал либо носком, либо пяткой, при этом автоматически выжималось сцепление, что позволяло реже пользоваться ручным управлением, практически только при трогании с места. На ходу водитель обходился педалью переключения передач, оставляя без внимания установленный на руле рычаг. Передача на заднее колесо осуществлялась роликовой цепью, заключенной в резиновый пыленепроницаемый чулок.

Для снижения шума работающего мотора впервые в отечественном мотоциклостроении на входной патрубок карбюратора установили глушитель звука всасывания и, следуя мотоциклетной моде, применили двойное подушечное седло из пористой резины. Спроектировали новый глушитель выхлопа, благодаря которому мотоцикл работал значительно тише своего прототипа Система зажигания каждого цилиндра была индивидуальной и содержала собственные прерыватель и бобину, унифицированные с ИЖ-56.

Опытные образцы ИЖ-58 изготовили в первом полугодии 1957 г. Один из них сразу же представили на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства. Серийный выпуск этих машин предполагалось развернуть в следующем году. Испытаниями руководил Г.М Верняев Они затянулись, и в плановые сроки новинку не удалось запустить в серийное производство.

Тем временем на ИМЗ изготовили несколько спортивных мотоциклов категории до 350 см 3 , тоже обозначенных ИЖ-58. На них успешно выступали в шоссей-но-кольцевых гонках, как в своем классе, так и вместе с машинами до 500 см 3 . Получился явный парадокс, когда разные по назначению мотоциклы обозначали одинаково Впрочем, недоразумение разрешилось благополучно – вскоре дорожную модель назвали «ИЖ-Юпитер», или сокращенно «ИЖ-Ю», и во втором полугодии 1961 г. приступили к ее серийному выпуску.

Проектируя ИЖ-58, конструкторы доработали прототип: усовершенствовали раму, колеса, щитки, седло, инерционный воздухоочиститель заменили контактно-масляным. Словом, «пятьдесят восьмой» существенно отличался от ИЖ-56, причем в последний ввели многие из этих нововведений, благодаря которым, а также ряду других доработок, в 1962 г. появилась новая модель – «ИЖ-Планета».

Мотоцикл «ИЖ-Юпитер» выпускался в двух исполнениях: без коляски и с ней, обозначаемый «ИЖ-ЮК». У них отличались передаточные отношения главной передачи, соответственно 2,33 и 2,62. К раме «ИЖ-ЮК» приваривали кронштейны крепления бокового прицепа БП-62, выпускавшегося Вятско-Полянским механическим заводом. Рама коляски – трубчатая, сварная. Подвеска колеса – рычажная, торсионная. Кузов крепился в четырех точках: спереди – на резиновых полумуфтах, сзади – на пружинах. Колеса мотоцикла и бокового прицепа были взаимозаменяемыми. Запаска помещалась в свободном пространстве между мотоциклом и коляской и крепилась к ней на съемном кронштейне.

Совершенствование обоих значительно унифицированных ИЖей никогда не прекращалось, видимо, поэтому новинка, внедренная в одну модель, вскоре появлялась и на другой. Для выпуска обновленных узлов на заводе построили специальный цех, в котором изготавливали детали литьем: ступицы колес, картеры, цилиндры, поршни и прочее. Для снижения себестоимости и повышения качества продукции осваивали прогрессивные технологические процессы, использовали агрегатные станки, на которых совмещалось несколько операций. Это специальное оборудование проектировали в заводском КБ под руководством С.И.Чечурина. Над совершенствованием сварки рамы мотоцикла трудились В.М.Витковский, Э.И.Булатов, В.В.Берсенева и другие. В результате многолетней старательной работы качество ижевских мотоциклов неуклонно росло.

Наблюдая за параметрами «Юпитеров», отмечаешь неуклонный рост мощности двигателя. Если у первой модели она составляла 18 л.е., то у следующих соответственно 22 и 25 л.с. Этот процесс журналисты назвали «гонкой мощностей». Очередной успех достигался дальнейшей форсировкой мотора за счет повышения степени сжатия и увеличения частоты вращения коленвала. Но при этом ухудшалась приспособляемость двигателя, что, в свою очередь, вело к изменению манеры езды – приходилось чаще переключать передачи; это не нравилось мотоциклистам, в особенности при движении по фунтовым и насыпным дорогам. Такой способ повышения мощности мотора дорожного мотоцикла должен был завести в тупик, что и произошло в 1981 г, когда ДВС новой машины -«ИЖ-Юпитер-4» – форсировали до 28 л.с. Вскоре выяснилось: четырехступенчатая коробка передач не позволяла подобрать нужный режим езды, в особенности на проселочной дороге. Мотоцикл оказался шоссейным, и за это не понравился потребителям. В результате спрос на него снизился.

На ИМЗ скрупулезно подсчитывают сделанные мотоциклы. В 1960 г. общий выпуск превысил 1 млн. машин, 5 сентября 1965 г.- 2 млн., 14 апреля 1970 г.- 3 млн., 5 мая 1981 г – 6 млн., в сентябре 1986 г. – 8 млн., а в мае 1999 г – 10,7 млн.

В наши дни на дороге родоначальника ижевских «Юпитеров» – ИЖ-58 вряд ли встретишь, ну а в фондах столичного Политехнического музея он, разумеется, сохраняется.


ДВИГАТЕЛЬ МОТОЦИКЛА ИЖ-58

Цифрами обозначены: 1 – свеча зажигания; 2, 12 – головки цилиндров; 3, 13 – цилиндры; 4 – поршень; 5 – шатун; 6 – левая половина картера; 7 – ведущая звездочка; 8 – моторная цепь; 9 – сцепление; 10 – педаль переключения передач; 11 – пусковая педаль; 14 – маховик; 15 – генератор; 16 – кулачок прерывателя; 17 – коробка перемены передач; 18 – кулачок автомата выключения сцепления; 19 – правая половина картера




ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОЦИКЛА ИЖ-58:

Высота, мм – 1025

Дорожный просвет, мм – 135

Тип двигателя – двухтактный, двухцилиндровый, рядный

Диаметр цилиндра, мм – 61,75

Ход поршня, мм – 58

Степень сжатия – 7,0

Рабочий объем, см 3 – 347

Максимальная мощность, л.с. – 18

Частота вращения коленвала при максимальной мощности, 1/мин – 5100

Читайте также: