Отличие дастера от нового дастера

Обновлено: 05.07.2024

Renault Duster: 12 отличий новой версии от предыдущей

В конце января началось производство второго поколения кроссовера Renault Duster. Это один из самых популярных автомобилей у российских водителей. Мы решили подробно рассказать вам о нем и сравнить два поколения кроссоверов.

Renault Duster: история

Мир узнал Renault Duster в 2009 году. Тогда он был представлен под румынской маркой Dacia и был предназначен исключительно для Европейского рынка. В России он начал продаваться в 2012 году. Как раз после того, как производство автомобиля было налажено на заводе Renault в Москве. А уже в 2013 году появилась рестайлинговая версия компактного кроссовера.

Кстати, а вы знали, что Duster есть и в кузове «пикап»? Называется он Duster Orocch и предназначен лишь для бразильского рынка. Кроме того, на Европейском рынке появился пикап Dacia Duster.

Страны, в которых производится Renault Duster:

  • Россия
  • Румыния
  • Бразилия
  • Индия
  • Колумбия

Продажи Renault Duster в России

Первое поколение продается в России с 2012 года. За почти 9 лет было продано около 4 5 0 тысяч машин. Много это или мало нам покажет статистика. Давайте посмотрим на продажи кроссовера за последние 3 года.

По итогам 2018 года, Renault Duster занял 8 строчки по количеству проданных экземпляров. (41 409 шт.). В 2019 году автомобиль позиции удержал и остался на 8 строчке рейтинга. Но количество проданных машин немного снизилось (39 031 шт.). Прошлый год оказался непростым для всех авто производителей. И многие модели сократили продажи. В том числе и Duster. О оказался на 11 позиции по количеству проданных машин по итогам года (31 640 шт.).

Как можем видеть, показатели продаж довольно неплохие, учитывая тот факт, что модель на рынке давно. И за 9 лет был только небольшой рестайлинг.

Цены и модификации 1 поколения Renault Duster

Комплектаций у внедорожника 1 поколения всего три, однако вариантов исполнения гораздо больше. Автомобиль предлагается и в полноприводном, и в переднеприводном варианте. В линейке двигателей есть бензиновые и дизельные варианты. Коробка передач тоже на выбор — механическая или автоматическая.

Вот полный перечень вариантов исполнения Renault Duster:

  • 1,5 МТ (109 л.с.), дизель, полный привод
  • 1,6 МТ (114 л.с.), бензин, передний привод
  • 1,6 МТ (114 л.с.), бензин, полный привод
  • 2,0 МТ (143 л.с.), бензин, полный привод
  • 2,0 АТ (143 л.с.), бензин, полный привод

Самый бюджетный вариант — комплектация Access с бензиновым двигателем объемом 1,6 литра мощностью 114 л.с.в переднеприводном варианте. Кроссовер в такой модификации обойдется 912 000 рублей. Самая дорогая версия — Drive Plus с двухлитровым бензиновым двигателем мощностью 143 л.с. с полным приводом и коробкой «автомат». Такой автомобиль обойдется в 1 277 000 рублей.

Как видите, Renault Duster сегодня является одним из самых бюджетных автомобилей на российском рынке и практически самой дешевой иномаркой.

Технические характеристики Renault Duster

Колесная база: 2673 мм

Объем багажника: 408 л у полноприводного варианта и 475 л у переднеприводного

Объем топливного бака: 50 л

Современные технологии Renault Duster

Технологии, в том числе и автомобильные, шагают семимильными шагами. Duster не стал исключением

  • Система помощи при трогании на подъеме
  • Датчик контроля давления в шинах
  • Противобуксовочная система
  • Система контроля тяги
  • Дистанционный запуск двигателя
  • Подогрев и охлаждение автомобиля ко времени
  • Электрообогрев лобового стекла
  • Круиз-контроль
  • Система помощи при парковке
  • Антиблокировочная система торможения
  • Система электронного распределения тормозных усилий
  • Система помощи при экстренном торможении

Сколько стоит содержание Renault Duster?

Renault Duster – лидер по остаточной стоимости

С 2016 по 2019 год Renault Duster входил в тройку лидеров по остаточной стоимости в сегменте SUV (B). Так, по итогам 2019 года остаточная стоимость автомобиля пятилетней давности составила 81,93%. Потеря стоимости составила всего 18,07%. Войдет ли кроссовер в тройку лидеров по остаточной стоимости по итогам 2020 года узнаем совсем скоро VII ежегодной премии « Residual value-2021»

Новый Renault Duster: что изменилось?

Пфф… Масштабное обновление? — сотрудник Дмитровского автополигона скептически пожимает плечами. — Видел я этот Duster во время сертификационных испытаний. Новые бамперы и оптика, незаметные изменения в салоне. Вы и правда считаете, что эта история заслуживает нескольких журнальных полос?

Я улыбнулся и промолчал. Во‑первых, когда берешься за испытания всего за три дня до отправки номера в печать, на подобные споры просто нет времени. А во‑вторых, подписанное соглашение о конфиденциальности связало мне язык сильнее, чем самая злая хурма. Свободно делиться информацией об обновленном кроссовере Renault Duster я смогу лишь после официального представления Дастера остальной прессе. Только не спрашивайте, чего нам стоило заполучить новинку здесь и сейчас.

Прежний Duster ворвался на российский рынок в начале 2012 года и в мгновение ока подмял под себя сегмент компактных кроссоверов. В 2014‑м франко-румынский паркетник разошелся по стране тиражом 76 138 экземпляров, став наиболее продаваемым «проходимцем» и практически вдвое опередив ближайшего оппонента — Chevrolet Niva (43 441 машина).

Однако время легких побед прошло. Жесткая конкуренция в сегменте и бушующий кризис не жалеют никого: в рыночных сводках за первый квартал 2015 года Renault Duster показал оглушительное падение: минус 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года! Лишь 8842 проданные машины.

Зимой в попытках подогреть остывающий интерес покупателей фирма Renault снизила цены на кроссовер на 3%. Теперь же французы делают куда более важный шаг — выкатывают на прилавки Duster, переживший масштабное обновление.

МИЛИТАРИЗАЦИЯ

В салоне отличий больше. И первое из них — великолепный руль от нового Логана с приливами под правильный хват и обивкой из кожи, который так и просится в руки. А если новый руль, то… Да-да! Кнопка звукового сигнала переехала с подрулевого рычажка на его пухлую рулевую ступицу — Renault прислушивается к своим клиентам!

Теперь к своим ощущениям прислушаюсь я.

Сидеть в обновленном Дастере удобнее. У сиденья (исходник взяли у нового Логана/Сандеро) увеличили длину подушки, усилили боковую поддержку, вдобавок его оснастили полноценной регулировкой по высоте взамен неудобного микролифта.

Современные приборы от нового Логана выглядят привлекательнее прежних. А водительский стеклоподъемник получил автоматический режим. Тоже мелочи, но теперь Duster воспринимается чуть «дороже».

Задние пассажиры обрели розетку-прикуриватель и собственный потолочный блок света. А в багажнике поселилась жесткая полка вместо тканевой шторки. Список опций пополнился обогревом ветрового стекла, камерой заднего вида и навигацией, получающей сведения о пробках и камерах через канал RDS-TMC.

В общем, говоря об интерьере, жалеть приходится лишь о том, что в Renault не пошли на глобальную перекройку центральной консоли — тачскрин с приятной графикой и отменным быстродействием расположен непозволительно низко.

БЫСТРО И ВКУСНО

Короткая первая передача, вторая, третья — и дореформенный Duster с 90‑сильным полуторалитровым дизелем глотает пыль в зеркалах заднего вида. С чего бы это? На новой-то машине тот же мотор…

Тот, да не тот! Иная турбина с большей производительностью и увеличенное давление в топливной рампе позволили поднять мощность с 90 до 109 л.с., а крутящий момент — с 200 до 240 ньютон-метров.

Коробку менять не стали: та же шестиступенчатая механика, даже передаточные числа сохранены. Но какая разница в динамике! И по эластичности новый Duster на голову выше: прекрасно вытягивает на шестой передаче уже с 60 км/ч, тогда как старая машина скисает и чахнет. И теперь, случись мне выбирать Duster, я остановлюсь именно на дизельном варианте. Едва ли меня привлечет новый для Дастера, но хорошо знакомый по другим моделям концерна (Nissan Juke, Renault Fluence) 1,6‑литровый бензиновый агрегат мощностью 114 сил. А двухлитровый бензиновый двигатель я оставлю в стороне из-за несоизмеримо большего в сравнении с дизелем расхода. Хотя в ходе обновления этот мотор обзавелся системой изменения фаз и прибавил в мощности — развивает 143 л.с. вместо прежних 135 сил.

Кстати, дизель был и остался тихим. При езде по трассе слышны лишь дорожные (от шин) и аэродинамические шумы. Причем в новой машине — чуть меньше. Спасибо улучшенным уплотнителям ветрового стекла и боковых дверей.

Последний «прострел» по спецдорогам Дмитровского автополигона был хорош. Мы погрузили нашего подопечного на эвакуатор, прыгнули в дореформенный Duster и взяли курс в направлении Москвы. И вот что я должен сказать. Когда пересаживаешься из старого Дастера в новый, не ощущаешь большой разницы. Но стоит сделать обратную рокировку — и вмиг накрывает грусть. Неуловимые мелочи, о которых я говорил в самом начале, — от дополнительного плафона освещения до приятного на ощупь руля — заметно влияют на восприятие автомобиля. Не говоря о таком крупном приобретении Дастера, как превосходный модернизированный турбодизель.

Сохранив все свои козыри — хорошие внедорожные свойства, потрясающую плавность хода и вкусный прайс (да-да! цены остались неизменными — от 584 000 до 918 000 рублей), обновленный Duster готов вновь покорять рыночные вершины. И я не вижу проблем, способных помешать ему пробраться через тернии к звездам

Помечтаем?

Когда я ознакомился со списком доработок и усовершенствований в обновленном Дастере, то изрядно удивился — сделано немало! Рестайлингом проделанную работу не назовешь — это глубокая модернизация. Duster стал лучше по многим параметрам и на фоне кроссоверов‑одноклассников уже не выглядит гадким утенком. Но остались и шероховатости, до которых пока не дошли руки.

Например, брызговики по-прежнему слишком маленькие: значит, Duster так и останется грязнулей, а автомобилисты по-прежнему будут оклеивать защитными материалами задние крылья или устанавливать брызговики большего размера — чтобы не «пескоструило».

В салоне надеялся увидеть центральную консоль от нового Логана, но французы решили ограничиться легкой ретушью существующей. Блок управления микроклиматом всё так же труднодоступен, а экран мультимедиасистемы расположен слишком низко. Регулировки кресел стали удобнее, но диапазон вертикального перемещения хочется чуточку увеличить.

Вопреки ожиданиям, блок настройки наружных зеркал не перенесли из-под ручника. А сами зеркала по-прежнему невелики и огорчают скромным обзором. Правый пассажир, как и раньше, в слякотную погоду будет жаловаться на плохую видимость: сектор очистки ветрового стекла чуть увеличен, но хочется, чтобы он был еще больше. Макияжное зеркальце вновь без подсветки, а в задних дверях нет кармашков.

Надеюсь, хотя бы часть этих недочетов французы устранят при следующей модернизации — и тогда у Дастера почти не останется слабых мест.

Значит, он и дальше сможет оставаться самым популярным кроссовером в России — особенно если проект по запуску второго поколения вседорожника Chevrolet Niva не будет реализован.

Тест: стоит ли вам купить новый Renault Duster или лучше старый, пока ещё не поздно

Долгожданная смена поколений у Renault Duster – событие, которое мало кто сочтет негативным. Ведь мы не просто получили машину, которая уже 4 года продается в Европе, но и ощутили внимание разработчиков к местным потребительским запросам. Например, французы оставили в моторной гамме популярный двухлитровый двигатель F4R. В общем, кажется, что покупатели многое приобрели и практически ничего не потеряли. Или все же потеряли? Десятка наших вопросов поможет понять, есть ли в обновлении Duster что-то, о чем вы могли бы пожалеть.

Новый Renault Duster


Со сменой поколений Duster вы практически ничего не потеряли, а только приобрели – подогревы руля и задних сидений, более эргономичный интерьер, улучшенную пассивную безопасность, новый турбомотор и так далее. В общем, вам жалеть со сменой поколений особо не о чем.

Старый Renault Duster


Смена поколений у Duster в вашем случае не обошлась без потерь. Вариатор вместо старого, но гидромеханического автомата, отсутствие связки «атмосферные 2 литра с АКП» и подросшие цены для вас усугубляются эксплуатационными нюансами. Все это оказалось не менее важным, чем явные плюсы – подогревы руля и задних сидений, расширившиеся списки опций, более эргономичный интерьер, улучшенная пассивная безопасность, новый турбомотор и все остальное. Что ж, не грустите: ведь в целом Duster сохранил свой дух, а цены и стоимость эксплуатации увеличились буквально на 3-5%.

«База» с обновлением подорожала на 33 тысячи рублей. Правда, теперь в ней появились передние электростеклоподъемники, электрозеркала с подогревом, борткомпьютер и вторая подушка безопасности, но кто-то все равно может остаться недоволен

Версия с 2-литровым мотором и МКП была одной из самых покупаемых у прежнего Duster. Новый ее сохранил, но она подорожала на 64 тысячи рублей. Кого-то это расстроит, несмотря на то, что и потребительские качества подросли пропорционально

Самое большое разочарование подстерегает тех, кто рассчитывал обновить свой двухлитровый Duster с АКП: мотор F4R хоть и остался в гамме, но больше не сочетается с автоматом – только шестиступенчатая механика

Сильнее других подорожание при смене поколений ощутят покупатели топовых версий: даже дизель прибавил в цене всего 100 тысяч, а вот машина с турбомотором и вариатором стоит 1,46 миллиона – на 183 тысячи дороже прежней двухлитровой с АКП

Наиболее ощутимым будет прогресс для тех, кто хочет купить машину с автоматической трансмиссией: во-первых, на смену старому 4-ступенчатому автомату DP8 пришел вариатор, а во-вторых, сочетается он только с новым 1,3-литровым турбомотором

Новый Duster получил электроусилитель руля вместо прежнего гидравлического, что повлияло на уровень обратной связи. Правда, нюансы управляемости отметят лишь искушенные владельцы. Зато руль теперь регулируется и высоте, и по вылету

На новом Дастере в топовой комплектации Style покупатель получает новые 17-дюймовые диски, которых не было раньше. Вообще это, конечно, плюс, но при покупке комплекта шин он обернется переплатой в 5-15 тысяч рублей

Тем, кто не боится ремонта АКП, коробка DP8 на старом Duster была мила в том числе дешевизной и простотой ремонта. Вариатор Jatco JF016E на новом не отличается проблемами, но его ремонт будет ощутимо дороже, так что решится на это не каждый

У нового Duster нет ни одной общей кузовной панели со старым. Это обернется более высокой стоимостью запчастей как минимум в первые годы, пока ассортимент неоригинальных деталей не расширится, а разборки не пополнятся битыми машинами.

Пока новый Duster производится там же, где и прежний – на заводе Автофрамос в Москве. Однако многочисленные слухи и утечки сигнализируют о том, что в будущем сборка будет перенесена на завод ВАЗ в Тольятти, где уже производится Logan

Новый Renault Duster или старый: какое поколение выбрать сейчас

Первый Renault Duster стоит меньше второго, и это нормально. Если начальная версия старого Дастера (Access) предлагается за 912 000 рублей, то машина второго поколения в базовой комплектации с тем же названием стоит на 33 000 рублей больше (от 945 000 рублей). Ничто, даже если бы сменилась только внешка! В Renault пошли дальше - новый базовый Duster оснащён богаче старого. Теперь уже в версии Access есть борткомпьютер, пассажирская подушка безопасности, передние электростеклоподъёмники и даже электрозеркала с подогревом. Уже по этой причине гнаться за моделью прежней генерации никакого смысла не имеет.

Duster «на максималках»

«На максималках» новый Дастер отличается по цене от старого куда более ощутимо: если модель первого поколения в топе можно взять за 1 277 000 рублей, то модель второй генерации – за 1 460 000 рублей. Чем обусловлена громадная разница в 183 000? В основном – изменениями под капотом.

На вершине моторной гаммы нового Duster оказался 1,3-литровый бензиновый турбодвижок мощностью 150 л. с., разработанный совместно с Daimler, в тандеме с вариатором X-Tronic. Высокотехнологичный агрегат тащит с низов не хуже дизеля и обладает высокой топливной экономичностью (связка 2,0 + АКП модели первого поколения потребляет 8,7 л на 100 км, в то время как новый тандем 1,3 + CVT - 7,2 л на 100 км). Как бы грустно для кого-то это ни звучало, старый 2,0-литровый атмо этому движку – не ровня.

Вариант для бездорожья

При выборе Renault Duster для бездорожья стоит обратить внимание не только не наличие полного привода. Нужны тяговитый мотор и надёжная коробка передач. Дизель на «палке» - прекрасный выбор! Такая версия есть и у старого, и у нового Дастера. Разница в цене между поколениями невелика – всего 44 000 рублей. Дизельный Duster первого поколения стоит от 1 186 000 рублей, второго – от 1 230 000. Выбрать модель второго поколения можно за одну лишь регулируемую по наклону и вылету рулевую колонку – она банально удобнее.

Именно этот 1,3-литровый 150-сильный движок теперь в гамме Дастера топовый. Стоит присмотреться!

Силовые агрегаты

Неприятный сюрприз подготовили в Renault для адептов прежнего тандема бензинового 143-сильного 2,0 F4R и классического «автомата» DP8. Такое сочетание на новом Дастере уже не встречается: некогда топовый движок предлагается исключительно с 6-ступенчатой «механикой». Хотите «автомат» - ищите машину первого поколения! Недорогого и ремонтопригодного, пусть и технически старого, гидротрансформатора в гамме нового Duster нет – ему на смену пришёл вариатор.

По теме

Впрочем, есть и ложка мёда: прежде у Дастера не было 1,3-литрового турбодвижка, который, к слову, сочетается не только с коробкой CVT, но и с традиционной «механикой». Последний тандем - прекрасная альтернатива ранее упомянутому «внедорожному» дизельному варианту. Приобрести версию можно по цене от 1 340 000 рублей. Если верить производителю, средний расход горючки составляет лишь 6,7 литров на 100 км, притом лить в бак можно даже бензин марки АИ-92. Новый Дастер доступен с пятью разными двигателями, в то время как старый – только с тремя.

Что с железом

Несмотря на внешнюю схожесть нового и старого Дастера, по железу модель второго поколения совершенно иная – производитель изменил как силовую структуру кузова, так и все навесные панели. Увеличение наклона лобового стекла привело к улучшению аэродинамики и обзорности. Положительным образом это сказалось и на акустическом комфорте.

По теме

Новый Дастер безопаснее старого: жёсткость кузова за счёт применения высокопрочных сталей удалось поднять на 10%. По результатам внутренних краш-тестов производителя модель второго поколения удостоилась 14,55 балла из 16 возможных (недостижимая цифра для уходящего Дастера). Доработке подверглись передний подрамник, лонжероны и усилители кузова. В размерах новый Дастер немного вырос: в длину автомобиль прибавил 26 мм (4 341 мм), колёсная база осталась практически неизменной – плюс 3 мм (2 676 мм). Багажный отсек стал просторнее на 20 л (428 л у версий 4х4), но визуально заметить эту разницу невозможно.

Салон нового Duster

Шасси и рулевое управление

Новый Duster для нашего рынка, как и прежде, базируется на старой логановской тележке Global Access, однако изменения всё-таки есть. К примеру, дорожный просвет увеличился на 5 мм – до 210 мм. Углы въезда и съезда остались прежними – 31 и 33 градуса соответственно. Уже с завода силовой агрегат закрыт металлической защитой, а на всех арках есть брызговики.

По теме

Вместо прежнего гидроусилителя новые Дастеры комплектуются электрическим устройством: это позволило не только облегчить руль и избавиться от характерных тычков при преодолении неровностей, но и добавить регулировку по вылету. Рулевая рейка стала короче: от упора до упора – всего 3,2 оборота. Принудительная блокировка муфты задних колёс на полноприводных версиях позволяет отключать систему стабилизации до 80 км/ч. На скоростях до 5 км/ч при спуске с горы в работу включается ассистент спуска.

Салон и опции

Посадка в водительском кресле нового Дастера стала более комфортной – не только за счёт регулировки руля по вылету; модернизированные кресла позаимствовали у Арканы. Отделка интерьера выполнена в принципиально ином ключе. На дверях наконец-то появились удобные ручки и вместительные карманы. Суммарная ёмкость всевозможных отсеков для мелочёвки достигла 27 литров.

По теме

В список оснащения нового Дастера вошли ранее недоступные опции: двухступенчатый подогрев заднего дивана, подогрев рулевого колеса, камеры кругового обзора и «монитор 4×4», демонстрирующий продольные и поперечные углы наклона кузова на экране мультимедиа. Подогревов в Renault, к слову, не пожалели – они есть у форсунок омывателя, в лобовом стекле, боковых зеркалах и передних креслах. Разъёмов USB по салону разбросано сразу пять, в том числе два – на заднем ряду. В топовых версиях число подушек безопасности возрастает до шести. Даже прежние неудобные задние подголовники уступили место новым. В топовой комплектации Style модель оснащается новыми 17-дюймовыми колёсными дисками. Управление круиз-контролем и бортовым компьютером с голосовым ассистентом теперь осуществляется с рулевого колеса. Ничего подобного прежний Дастер предложить, увы, не может.

Гоняться за старым Дастером имеет смысл всего в трёх случаях: если в салонах по какой-то причине нет машин второго поколения, если вы хотите сэкономить любой ценой (невзирая на новые опции) или если вам по зарез нужна версия на 2,0-литровом атмосфернике с «автоматом».

Забываем слово «паркетник» в кроссовере Renault Duster

Теперь Duster стал ещё больше похож на бульдога. Мелкоячеистая решётка с увеличенной эмблемой, злые «глазища» со встроенными ходовыми огнями, массивные брылы бамперов, невиданный прежде «вежливый» цвет хаки, интересные диски и рейлинги с отверстиями у креплений.

Задастый? Нет, послышалось. Это был тост «За Дастер!». Им закончилось наше знакомство с обновлённым кроссовером Renault Duster в Румынии. А началось оно для меня года три тому назад, как сейчас принято говорить, «до всего этого». Я решил поменять свой Ford Fusion на нечто более современное, и коллеги посоветовали присмотреться к Дастеру: мол, два литра, полный привод, за недорого. Из автосалона Renault я ушёл ни с чем, а вернулся в Duster перед самой поездкой в Бухарест, и второе впечатление было не лучше первого — солдафонский тарантас. Но теперь, отмахав на нём сотни вёрст, я поднимаю бокал: «За Дастер!» И рестайлинг тут ни при чём.

Принципиально кроссовер не изменился. Салон определённо похорошел, в том числе и по эргономике. Отныне бибикать можно традиционным способом, кнопку аварийки не приходится выискивать, клавиши всех стеклоподъёмников наконец-то подсвечиваются, система Media Nav после апгрейда процессора и добавки памяти работает шустрее. Однако руль по-прежнему нельзя вытянуть на себя, часть правого зеркала всё так же загорожена стойкой, регулировка зеркал осталась под ручником, семидюймовый дисплей не смог забраться повыше и повернуться к водителю, внутренние дверные ручки хрустят в зажатой ладони.

Почему не исправили указанные недочёты? Менеджеры Renault утверждают, что на эти изменения нет запроса со стороны клиентов, а просто так реформировать — дорого и бессмысленно. Оказывается, владельцы Дастеров, коих в России насчитывается более 220 тысяч, хотели тепла, и они его получили. Лобовое стекло теперь обогревается, плюс можно дистанционно отапливать или охлаждать машину посредством опциональной системы Renault Start.

Выбрав подпункт в меню мультимедиа, удастся запустить двигатель кнопкой ключа с расстояния не более 200 метров (автомобиль должен находиться в прямой видимости). Есть защита и от дурака, и от угона: при воткнутой передаче Duster не заведётся, при открытии двери или попытке тронуться без родного ключа — заглохнет. Имеется режим запуска мотора каждые два часа.

Итак, Румыния, родина родственного Renault бренда Dacia. Наша отправная точка — аэропорт Бухареста. Мне достаётся полноприводный Duster с турбодизелем 1.5 dCi, который отныне развивает не 90 л.с., а 109 и по-прежнему агрегатируется только с шестиступенчатой «механикой». Первая передача втыкается с таким же, как до рестайлинга, усилием, сцепление схватывает в прежней высокой точке, но машина резвее бросается вперёд — рекордные для Дастера 240 ньютон-метров (было 200 Н•м), доступные уже с 1750 об/мин, бодро разгоняют его с низов.

Машина точно следует за акселератором, не заставляя волноваться при обгонах, и умеренно расходует топливо (в нашем жёстком смешанном цикле вышло восемь-девять литров на сотню). Мотор почти не слышен в салоне — шумоизоляция заметно доработана. тяжелотопливный кроссовер разгоняется неспешно — за 13,2 с, но это на 2,4 с быстрее, чем с прежним 90-сильным мотором. Был овощ, стал фрукт! Тормоза осаживают автомобиль чётко и не устают после часовой езды по горным серпантинам. Турбодизельный Duster, пожалуй, самый приятный в гамме, но и самый дорогой: от 793 000 рублей.

После турбодизеля от модернизированного бензинового мотора 2.0 (143 л.с. и 195 Н•м против 135 сил и того же момента ранее) ждёшь больше, чем тот способен дать. Раскрывается он только после 4000 об/мин, и сподручнее взаимодействовать с ним на «механике» — так получается самый быстрый (до сотни за 10,3 с) и самый популярный у покупателей Duster. Жаль, не изведать новую для Дастера ниссановскую бензиновую «четвёрку» 1.6 мощностью 114 л.с., которую выпускают в Тольятти: на тесте в Румынии её нет.

Механическая коробка с короткой первой передачей, как и раньше, заставляет частить с переключениями. На 50 км/ч просит индикатором пятую, хотя моторы к ней не готовы. В городе надо привыкнуть трогаться со второй передачи и поосторожней втыкать высшие, чтобы не трогать рукой пассажира. Нейтраль иной раз нащупывается не сразу. Но для бездорожья — самое то. Отключаешь систему стабилизации (если эта опция за 15 900 рублей есть), блокируешь муфту в приводе задних колёс — и вперёд с песней ревущего движка. Режим Lock работает до 80 км/ч, и перегреть муфту, скорее всего, не выйдет. Пробить подвеску — тоже. Для этого надо найти неровность, убийственную для большинства автомобилей. Энергоёмкость шасси Дастера обалденная, потому в нём ничего не меняли.

У дизельного Дастера электрогидравлический усилитель руля, у остальных — обычная гидравлика. Особой разницы я не почувствовал. Управляемость на бездорожье показалась интересной. Когда нужно было быстро объехать острый валун, никаких проблем и ошибок не возникло — взаимопонимание с машиной отличное. Мы штурмовали внатяг крутые подъёмы с вывешиванием, пёрли по раскатанной тракторами глубокой каше, неслись по офроуду уже на второй, а то и третьей передаче. Сильно приложились днищем лишь однажды в яме, которая могла стать финишем пробега. Осмелели по максимуму, не изобретали траектории, гнали, как получится. Извозили Duster по уши (сделать это очень легко — марается на раз), после чего вытерли широкие пороги своими брюками.

Полный привод выбирают 80% покупателей, при этом версия со старым четырёхступенчатым «автоматом» востребована лишь у 15% клиентов. Коробка так себе: запаздывает с переключениями, дёргает, заставляет мотор крутиться на высоких оборотах и шуметь. Хотя, конечно, в пробках лучше так, чем в три педали. Однако заполучить «автомат» отныне можно только в случае с полноприводной модификацией 2.0: двухпедальных Дастеров с передним приводом на нашем рынке больше нет.

Предвижу вопрос от хозяев старых Дастеров: можно ли что-нибудь докупить из ассортимента обновлённого? Двигатели, коробки, электронику, дистанционный пуск Renault Start, перепрошитую систему Media Nav, руль, задние фонари, багажную полку — нет. Возможно, на дорестайл встанут новые кресла, фары, щётки стеклоочистителей с большей зоной действия и что-то ещё по мелочи. Реношники сейчас пытаются выяснить, чем именно могут заинтересоваться владельцы. Надеются, что устаревшие кроссоверы будут сданы в Trade-In ради покупки модернизированных. За пять месяцев этого года в России продано 16 860 Дастеров — вдвое меньше, чем за аналогичный период 2014-го (34 988 машин). Ситуация задастая, но. За Duster!

Паспортные данные

Renault Duster 2.0 MT (AT)*1.5 MT
Кузов
Тип кузовауниверсалуниверсал
Число дверей/мест5/55/5
Длина, мм43154315
Ширина, мм18221822
Высота, мм16251625
Колёсная база, мм26732673
Колея передняя/задняя, мм1560/15671560/1567
Снаряжённая масса, кг1370 (1394)1390
Полная масса, кг1870 (1894)1890
Объём багажника, л408408
Двигатель
Типбензиновыйтурбодизель
Расположениеспереди, поперечноспереди, поперечно
Число и расположение цилиндров4, в ряд4, в ряд
Число клапанов168
Рабочий объём, см³19981461
Макс. мощность, л.с./об/мин143/5750109/4000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин195/4000240/1750
Трансмиссия
Коробка передачмеханическая, шестиступенчатая (автоматическая, четырёхступенчатая)механическая, шестиступенчатая
Приводподключаемый полныйподключаемый полный
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, McPhersonнезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвесканезависимая, пружинная, многорычажнаянезависимая, пружинная, многорычажная
Передние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемые
Задние тормозабарабанныебарабанные
Шины215/65 R16215/65 R16
Дорожный просвет, мм210210
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч180 (174)167
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с10,3 (11,5)13,2
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл10,1 (11,3)5,9
— загородный цикл6,5 (7,2)5,0
— смешанный цикл7,8 (8,7)5,3
Норма токсичностиЕвро-5Евро-5
Ёмкость топливного бака, л5050
ТопливоАИ-95дизтопливо
* В скобках приведены данные для версии с автоматической трансмиссией.

Техника Алексей Смирнов, Константин Болотов

Безопасность

За кадром

Мы посетили технический центр Renault в румынском Титу (Renault Technologie Roumanie — RTR), где увидели, с чего начался Duster и до чего дошёл. От первого концепт-кара до нескольких экзотических Дастеров — внутрикорпоративных самоделок для вау-эффекта.

Гусеничные кит-комплекты, превращающие внедорожник в вездеход, — далеко не новость. К примеру, этим давно в США занимается фирма Mattracks. Но румыны утверждают, что с неким иностранным партнёром зашли дальше и сделали сверхпроходимую машину с кузовом, укреплённым снаружи трубчатым каркасом. Заметное отличие внутри — блок тумблеров, он переводит машину в «режим невидимости», вырубая всё освещение снаружи и внутри. Вместо него включаются экранированные светодиоды с зелёным лучом, направленным вниз, — военная хитрость. Автомобиль предназначен для пересечения болот, заснеженных полей, тундры и тому подобного.

Цвет хаки не такой уж новый для Дастера. Первого декабря 2013 года во время празднования национального Дня Румынии был представлен армейский прототип Dacia Duster Army с пулемётом на крыше, управляемым с пассажирского сиденья посредством джойстика и монитора. Как и гусеничный образец, боевая машина получила функцию «затемнения». На вооружение автомобиль пока не взяли, хотя невоенные службы его используют вовсю.

Duster нового поколения оказался старым! Может ли такое быть и что говорят документы?


Как и многие мои коллеги, впервые я увидел «совсем новый» Duster осенью 2017 года на автосалоне во Франкфурте — на стенде румынской марки Dacia. Внимательно осмотрел машину, обратил внимание на оригинальные внешние панели, фары, решетку радиатора, симпатичные квадратные фонари на корме, в общем, на все, что обычно меняют при плановом рестайлинге. При этом вопрос прояснения новизны поколения решил оставить до премьеры в России — у нас тогда продавался Duster с обновлениями 2015 года. В конце 2019-го интернет стал наполняться слухами о скором начале приладочной сборки Duster нового поколения на московском заводе Renault. В ожидании официальных новостей прошел почти весь год, а я по привычке все ждал, когда в базе Росстандарта появится Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на машину нового поколения.

Немного теории и определений

Здесь давайте остановимся и ответим на вопрос: связан ли тип транспортного средства (в нашем случае — автомобиля Renault Duster) с понятием «новое поколение» и существует ли вообще в российских нормативных документах такое понятие? Оказывается, что основополагающий документ — Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), который и регламентирует порядок оценки соответствия транспортных средств установленным требованиям, не предлагает такого термина, как «новое поколение», хотя мы обнаруживаем здесь другие ходовые понятия, к примеру, «модельный год», то есть «определяемый изготовителем период времени, в течение которого он не вносит существенных изменений в конструкцию производимых транспортных средств, и который может не совпадать с календарным годом по началу, окончанию и продолжительности, но не может превышать 730 дней». А вот еще одно важное понятие, которое нам очень пригодится: «модификация» — это «вариант конструкции, отличающийся от других вариантов, относящихся к тому же типу». В приложении к категории М1, то есть к легковым машинам, новую модификацию определяют следующие критерии: другой экологический класс, новый тип кузова, изменение в количестве, расположении и соединении ведущих осей, изменение в количестве и расположении управляемых осей и, конечно, силовая установка.



А что же такое этот загадочный «тип», одобрение которого и позволяет считать транспортное средство соответствующим всем нормам и требованиям? «Тип транспортного средства — это транспортные средства с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании». Пока туманно, но скоро все прояснится. Каждый тип транспортного средства имеет свой шифр, который и прописан в Одобрении типа. У старого Duster тип обозначен буквами SR. Поскольку, по устоявшемуся мнению, смена типа транспортного средства, то есть совокупности его существенных конструктивных признаков, тождественна смене поколений модели, я все ожидал, что и у нового Duster в новом ОТТС вместо типа SR появится какой-нибудь другой.

И вот 2 декабря 2020 года в базе Росстандарта появилось очередное ОТТС на Duster с номером ТС RU Е-RU.МТ02.00095.П1Р2. Оно не привлекло моего внимания, поскольку содержало сведения о прежнем типе — «SR», к которому относился не только старый Duster, но и другие модели Renault, сконструированные на платформе B0/Global Access — Logan, Sandero, Kaptur. Проще говоря, с позиций сертификации это не четыре разные модели, а всего одна, то есть один «тип транспортного средства». Я подумал, что выложенный документ как раз и касается обновления Logan, Sandero или Kaptur. Наступил новый 2021 год, прошел январь, а «новое ОТТС» все не появлялось, что я относил на счет неполадок на сайте Росстандарта — какое-то время из-за технических проблем ведомство публиковало документы с задержкой, хотя по закону обязано сделать это в течение пяти рабочих дней после передачи заказчику. 8 февраля в базе появляется еще одно ОТТС — снова типа «SR». И на него я тоже не обратил внимания, поскольку в его названии на конце была литера «И», что говорило об исправлении ошибки, которую допустили при оформлении одного из предыдущих документов.

11 февраля пресс-служба российского представительства Renault выпускает пресс-кит, озаглавленный «Новый Renault Duster: новое поколение легендарного внедорожника», а спустя еще несколько дней издание, с которым я тогда сотрудничал, получает приглашение на предпремьерный показ Duster нового поколения. На мероприятии о новинке докладывали главный инженер по проекту Кирилл Барсуков и эксперт по потребительским свойствам автомобилей Renault Анатолий Калицев. Речь шла о снижении уровня шума, улучшении эффективности системы климат-контроля, надежности и долговечности, герметичности кузова, о новых силовых агрегатах. Говорили выступавшие и о новой платформе, и о новом кузове, что логично, поскольку именно новый кузов как несущий элемент, отвечающий в том числе и за безопасность, отличает всякое новое поколение. Приведу две ключевые фразы выступавших: «Если сравнивать платформы нового и старого Дастера, то более половины деталей тут уже новые. Кузов — новый на все 100%. У нового и старого Дастера нет ни одной общей кузовной детали», «У старого Дастера пропорции остекления и кузова — 50:50, новый Дастер — треть и две трети. И это меняет абсолютно все в силовой структуре кузова. Она абсолютно новая, и новые все внешние панели. Но выглядят оба автомобиля как Дастеры». Из этих двух фрагментов понятно, что речь идет о «совсем новой машине» — с новым кузовом. Я направил в пресс-службу дополнительный запрос и получил следующие уточнения: «Новым является весь кузов — как силовая структура, так и внешние панели», «Нельзя однозначно сказать, что площадь всего остекления уменьшена: например, площадь лобового стекла за счет его большего наклона стала больше». Кроме того, я спросил, остались ли прежними контрольные точки кузова, то есть координаты верификации геометрии кузова? Ответ: «Нет, все изменилось». На вопрос, что стало с силовой частью днища и геометрией дверных проемов, мне ответили «Новыми являются все элементы кузова, в том числе и силовые». Передняя стойка? — тоже новая.



Вроде бы и не должно остаться сомнений, что новый Duster — действительно новое поколение, раз уж кузов новый во всех местах? Между тем мне вспомнилась фраза Мюллера из «17 мгновений»: «верить в наше время нельзя никому», тем более что в Renault явно переборщили с новизной. Дело в том, что в презентации нового Duster сказано, будто машина базируется на «модульной SUV-платформе нового поколения», поэтому я снова попросил пресс-службу «Рено Россия» уточнить, что в компании понимают под понятием «платформа»? Ответ: «Определение автомобильной платформы универсально. Это сочетание основных конструктивных элементов шасси (подвески, рулевое управление, тормозная система и т. д.), связанных с ними панелей кузова (подрамники, панели пола, моторный щит), силовых агрегатов (двигатели и трансмиссии), а также основных составляющих электронной архитектуры». В приложении к текущему модельному ряду было дано такое пояснение: «Модульная SUV-платформа нового поколения дебютировала в России с моделью Arkana, а затем на ней же был построен обновленный Kaptur. Это же поколение платформы применяется и в новом внедорожнике Duster. От прошлого поколения платформы, которую использовал, например, Duster первой генерации, новое отличается широкой линейкой силовых агрегатов, включая новый двигатель TCe150 и новую трансмиссию CVT X-Tronic, значительно модернизированным шасси (более 55% новых деталей) и новыми ключевыми силовыми элементами кузова, входящими в состав платформы. На модульной SUV-платформе нового поколения построены все версии нового Duster».


И вот этот ответ был, что называется, лишним. Дело в том, что в свое время перед поездкой на обновленном Kaptur я изучил его ОТТС и убедился, что это не более чем «распространение» на новую модификацию, то есть там точно ни о каком новом поколении речи на шло, рестайлинг не пытались выдать за новое поколение оригинальной навесной штамповкой. «Распространение» ОТТС очень удобно в тех случаях, когда на рынок нужно вывести модернизированную версию уже продающейся модели, но оснащенную новым двигателем или новым силовым агрегатом, то есть новой парой «мотор — коробка». В этом случае модернизированные образцы проходят упрощенную процедуру сертификации — проверяют только те параметры автомобиля, на которые оказывают влияние внесенные изменения. Обновленное ОТТС сохраняет старый номер, но в хвосте прибавляется литера «Р», которая и обозначает «распространение», то есть «распространение старого типа на новые версии». И вот тут я вспомнил, что декабрьское ОТТС с номером ТС RU Е-RU.МТ02.00095.П1Р2 тоже — «распространенное». Я открыл его и действительно обнаружил среди старых Логанов, Сандеро и Каптуров две новых модификации Duster: HSRP39 — на версию c мотором 1.3 Turbo и CVT, и HSRP34 — на c 1.3 Turbo и 6МТ. Таким образом, сформировалась интересная картина: представительство Renault утверждает, что Duster по части кузова обновился едва ли не во всех возможных местах, при этом орган сертификации «САТР-фонд», который и оформляет ОТТС, считает, что новая машина относится к старому типу «SR», то есть обладает «общими конструктивными признаками» со старой машиной!

Дело ясное, что дело темное

Короче говоря, нужно непременно разобраться, что же это за таинственные «конструктивные признаки». Единственное уточнение по этой части касательно категории М1, то есть легковых машин, которое имеется в регламенте, а точнее, в его Приложении № 11, не сильно проясняет дело. Здесь говорится о неких «существенных особенностях конструкции», «очевидные и фундаментальные отличия» которых в части шасси и силового агрегата могут дать новый тип. А что такое «шасси»? Техрегламент отвечает на это так: «шасси — это устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства». Фактически для легковушки — это силовая часть кузова, элементы подвески и рулевого управления. Проще говоря, в новом Duster орган по сертификации не обнаружил никаких «очевидных и фундаментальных отличий» по этим узлам.


Отметим, что сохранение типа при обновлении машины — вполне себе прикладная вещь: «распространить» старое ОТТС на новую (модернизированную) машину — куда дешевле, чем получить новое. Однако должны же быть какие-то нормы, по которым один объем изменений еще можно считать несущественным и подходящим для «распространения» старого ОТТС, а при другом — уже требовать от автопроизводителя оформления нового с прохождением полного цикла всех процедур? В чем может быть измерен этот объем доработок? В массе изменяемых элементов силовой структуры кузова, в количестве затронутых изменениями силовых элементов — в чем? Мы написали запрос в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, то есть в Росстандарт, и получили ответ: «Объем изменений, после которого заявленные транспортные средства должны быть отнесены к новому типу и получать новое одобрение типа, НЕ ОПРЕДЕЛЕН» (капслок — наш, прим. ред.). Ровно то же нам ответили и в «САТР-фонде» — межотраслевом фонде «Сертификация автотранспорта», который, как мы сказали, и оформляет Одобрения типа транспортных средств автопроизводителям.

Кроме того, из Росстандарта нам сообщили, что при заявке на распространение старого ОТТС на модернизированный Duster «Рено Россия» предоставила документы, «в том числе по правилам ООН № 12, 94, 95, подтверждающие соответствие конструкции требованиям по пассивной безопасности». Открываем приложение № 2 к упомянутому ОТТС ТС RU Е-RU.МТ02.00095.П1Р2. В нем перечислены «элементы объектов технического регулирования, в отношении которых установлены требования по безопасности», а также документы, подтверждающие соответствие отдельным требованиям безопасности. Обнаруживаем, что при распространении старого ОТТС на новый Duster российское представительство Renault действительно предоставило новые документы, выданные французскими сертифицирующими органами, причем все те же «распространения». По Правилам ООН № 12-04 оценивали «травмобезопасность рулевого управления в отношении защиты водителя от удара о систему рулевого управления», по Правилам ООН № 94-02, 94-03 — «защиту водителя и пассажиров при фронтальном столкновении», по Правилам ООН № 95-03 — «защиту водителя и пассажиров при боковом столкновении».

А теперь — важный момент. По каждой из этих позиций (то есть по каждому из перечисленных правил) может быть выдано не распространение, а новое одобрение типа. При этом, как утверждает наш консультант в «САТР-фонде», даже если бы по всем трем перечисленным правилам на Renault Duster французскими органами по сертификации было выдано новое одобрение типа, это вовсе не означало бы, что сам автомобиль в нашей стране был бы отнесен к новому типу, а не получил распространение старого. Здесь все зависит от эксперта, который принимает решение. Что делать в спорных ситуациях? Наш собеседник в «САТР-фонде» честно ответил, что в таких случаях российские эксперты «смотрят на Европу». То есть если бы по Renault Duster были колебания в вопросе отнесения его к новому типу или распространения прежнего, то наши эксперты ориентировались бы на ОТТС, выданный в Евросоюзе. Однако в случае с Duster таких колебаний не было — обновленный образец относится к старому типу.



Для полноты картины отметим, что каждые Правила ООН фиксируют свои «конструктивные признаки типа», радикальное изменение которых позволяет говорить о невозможности распространения старого типа при оценке по данным правилам. В частности, из Правил ООН № 12-04 мы узнаем, что к таким признакам относятся: «конструкция, размеры, форма и материалы той части транспортного средства, которая расположена перед рулевой колонкой». Из Правил ООН № 94 мы узнаем, что автомобили одного типа «не имеют между собой различий по длине и ширине», «конструкции, размерам, форме и материалу той части транспортного средства, которая расположена перед поперечной плоскостью, проходящей через точку "R" сиденья водителя», «форме и внутренним размерам салона», «типу защитной системы», «месту расположения и ориентации двигателя», «порожней массе», «факультативным элементам или оборудованию, устанавливаемому производителем» в той мере, в какой они оказывают отрицательное воздействие на результаты испытаний на удар. Правила ООН № 95 добавляют к нашему списку «дорожный просвет», «конструкцию, размеры, форму и материалы боковых стенок салона», «тип переднего сиденья и положение точки R».

Про точку «R», названия французских органов сертификации, документы, которые «Рено Россия» предоставила в «САТР-фонд», и даже про «Женевское соглашение» от 20 марта 1958 года, по которому и возможен такой интернациональный документооборот на основе Правил ООН, мы расскажем как-нибудь в другой раз. А сегодня нам важно зафиксировать, что сертифицирующие организации распространили старый тип транспортного средства на обновленный Duster именно потому, что модернизация «конструктивных признаков» не привела к «очевидным и фундаментальным отличиям».

Думается, исходя из сказанного вопрос о «новом поколении» Duster можно временно считать закрытым — до того момента, когда оно действительно не появится. Интересно, что и российское представительство Renault в переписке с нами де-факто подтвердило наш вывод. Один из вопросов мы сформулировали так: «Считает ли “Рено Россия” модернизированный Duster автомобилем “нового поколения”? Если не считает, просьба уточнить, как позиционируется этот автомобиль: А — как новый, Б — как обновленный, В — как рестайлинговый, Г — другое». В ответе пресс-служба указала на вариант «А», то есть на «новый». Впрочем, если речь не идет о терминах, закрепленных в нормативных документах, любая фирма-производитель может называть свой продукт как угодно. В конце концов, хуже он от этого не становится…

Читайте также: