Отличие ваз 21114 от ваз 21114

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Замена двигателя 2111 (1.5 8V) на 21114 (1.6 8V)

Решил заменить свой двигатель на двигатель снятый с ВАЗ-2110. Свой ремонтировать не хотелось, а тут как-раз у сослуживца "скончалась" машина. Было решено провести замену его двигателя на мой. Тем более свою машину он планировал сдать в утиль. На все про все у меня (без опыта замены двигателей) ушло 2 дня. Первый день потратил на снятие обоих двигателей. Снимал на подъемнике, опустив двигатель вниз, на стол.
Итак, начали.
Предварительно слил все жидкости. Затем открутил колеса и снял нижние рычаги в сборе с крабами. Снял все патрубки, отключил разъемы датчиков и все массы. Открутил подушки двигателя и поднимая авто на подъемнике оставил мотор на столе в сборе с КПП и приводами. Потом началось самое интересное. Как выяснилось, двигателя различаются топливными системами (на моем рампа с обраткой, на доноре без сливная) и выпускной системой. Также различались маховики мой 2108, на доноре 2110. До кучи и термостаты оказались разными, мой висел на патрубках, а на 21114 крепился к головке блока.
Итак начал процесс адаптации мотора 21114 к своему автомобилю. Снял КПП не вынимая ШРУСы. Открутил оба коллектора (впуск-выпуск), снял маховики, подушки двигателя, крепление генератора. Очень хотелось оставить себе пластиковый впуск из-за того, что на нее можно закрепить декоративную пластиковую крышку на двигатель. Пришлось разбирать впуск полностью. С моей машины осталась нижняя часть с рампой и форсунками (чтобы не менять насос в баке и топливопроводы), а верхнюю часть поставил пластиковую с 2110. Прикрутил свой выпускной коллектор с приемной трубой. Перекрутил родной кронштейн генератора и поставил "гену" на место натянув ремень. Прочистил отверстия под крепления передней опоры двигателя и установил ее. Поставил родной маховик и новое сцепление, попутно заменив задний сальник коленвала. Добрался до КПП, заменил сальники и обнаружил, что правый ШРУС почти мертв. Но. Рядом стоял донор и было принято решение на замену ШРУСа. Так как мне было не очень радостно менять сам ШРУС, то решил промерять и по возможности поменять привода в сборе. Оказалось, что они одинаковые, только на десятошных угол поворота колеса будет больше. Ну, да не страшно, будем бдеть. Прикрутил КПП к двигателю и решил ставить все на автомобиль. Установил двигатель с КПП, прикрутил все опоры, соединил выхлоп, подключил "косу" ЭСУД, проводку к генератору и стартеру, залил масло в мотор. Решил пробовать запустить двигатель. Запустился с пол-оборота, заглушил. Занялся системой охлаждения. Шланги отопителя оделись без проблем, верхний патрубок радиатора тоже. Нижний патрубок радиатора оказался короток. Так же как и шланг с расширительного бачка. Нижний патрубок подошел от 2110 (тоже нижний), пришлось отрезать около 1см. Со шлангом расширительного бачка пришлось повозиться. Подошел патрубок отопителя от крана к отопителю Газель-Бизнес. Притянул все болтающиеся жгуты и отдельные провода пластиковыми стяжками, установил воздушный фильтр, поставил тросик газа и залил антифриз. Вернул подвеску, защиту двигателя и колеса на место. Опустил авто с подъемника и с дрожью в коленках решил запускать двигатель. Запустил… Мотор как будто подтраивал, неустойчиво работал и подозрительно рано скинул холостые обороты. И тут я вспомнил, что блок управления не поменял. Снял блок ЭБУ (Я7.2) с "десятки" и подключил к своему автомобилю. Запустил. И вот он, момент радости и счастья. Прогрел, долил антифриз, прокатился по стоянке.
Если у кого-то есть вопросы, задавайте. Попробую ответить наиболее развернуто. Могу предоставить каталожные номера запчастей, которые нужно заменить на свои. Фотографий мало, грязными руками неудобно было.

Отличие ваз 21114 от ваз 21114

Восьмиклапанный двигатель ВАЗ-21114 и шестнадцатиклапанный двигатель ВАЗ-21124 созданы на базе двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 и отличаются от них прежде всего рабочим объемом, увеличенным до 1,6 л

Прирост рабочего объема достигнут за счет увеличения высоты блока цилиндров на 2,3 мм при тех же размерах шатунно-поршневой группы (высота от оси коленчатого вала до верхней плоскости блока увеличена до 197,0–197,1 мм).

Как и блоки цилиндров двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112, блоки цилиндров двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 различаются отверстиями с резьбой под винты крепления головки блока: в блоке ВАЗ-21114 выполнены отверстия с резьбой М12 x 1,25 мм, а в блоке ВАЗ-21124 – отверстия с резьбой М10 x 1,25 мм.

Коленчатые валы двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 одинаковы.

По сравнению с коленчатыми валами двигателей предыдущих моделей они имеют увеличенный на 2,3 мм радиус кривошипа, обеспечивающий ход поршня 75,6 мм.

Остальные параметры коленчатых валов нового образца остались прежними. Отличить их можно по маркировке.

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Двигатель ВАЗ-21114 со снятой крышкой и ВАЗ-21124 со снятой крышкой

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Моторный отсек автомобиля ВАЗ-21112 с восьмиклапанным двигателем рабочим объемом 1,6 л

Моторный отсек автомобиля ВАЗ-21104 с шестнадцатиклапанным двигателем рабочим объемом 1,6 л

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Блок цилиндров нового образца.

Маркировка осталась на прежнем месте (показано стрелкой)

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Маркировка коленчатого вала для двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124: на противовесе отлиты цифры "11183" (показаны стрелкой)

Головка блока цилиндров двигателя ВАЗ-21114 отличается увеличенной камерой сгорания (длина 81 мм, ширина 50 мм)

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Отличить головку блока цилиндров двигателя ВАЗ-21114 можно по номеру "11183" на приливе (показан стрелкой)

Головка блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124 отличается от головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-2112 только увеличенной площадью фланцев под впускной трубопровод, поэтому ее можно установить и на двигатель ВАЗ-2112 (но не наоборот)

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Поршни двигателя ВАЗ-21114 идентичны поршням двигателя ВАЗ-2111.

На двигатель ВАЗ-21124 устанавливаются поршни с лунками в днище под тарелки клапанов, увеличенными в глубину до 6,5 мм

Лунки практически предотвращают возможность соударения клапанов и поршней при обрыве ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ).

В отличие от двигателя ВАЗ-2111 с попарно-параллельным впрыском топлива (за каждый рабочий цикл форсунки открываются дважды) на двигателе ВАЗ-21114 применен фазированный впрыск поэтому на новой модели двигателя применен распределительный вал со специальным штифтом, предназначенным для работы датчика фаз (штифт показан стрелкой)

Распределительные валы шестнадцатиклапанного двигателя остались без изменений.

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Шкив распределительного вала двигателя ВАЗ-21114 (справа) отличается от шкива двигателя ВАЗ-2111 (слева) смещенной на два градуса меткой для установки фаз газораспределения

Метки на зубчатых шкивах двигателя ВАЗ-21124 также смещены на два градуса относительно расположения меток на зубчатых шкивах двигателя ВАЗ-2112.

Крышка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124 не имеет площадки для крепления модуля зажигания, и в ней выполнены резьбовые отверстия для крепления катушек зажигания.

Также на двигателе ВАЗ-21124 применена новая крышка маслозаливной горловины – пластмассовая, с резьбой и резиновым уплотнительным кольцом.

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Крышка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ-21124. Стрелками показаны отверстия с резьбой для крепления индивидуальных катушек зажигания для каждого цилиндра

Какие отличия двигателей ВАЗ-2111, -2112 и ВАЗ-21114, -21124

Ресивер двигателя ВАЗ-21114 отличается от ресивера двигателя ВАЗ-2111 формой и выполнен из пластмассы

При этом крепление ресивера к впускной трубе и дроссельного узла к ресиверу аналогичны креплениям ресивера двигателя ВАЗ-2111. Уплотнены соединения резиновыми прокладками.

На двигателе ВАЗ-21124 вместо ресивера и впускного коллектора двигателя ВАЗ-2112 устанавливается неразборный впускной трубопровод, также выполненный из пластмассы.

Остальные размеры деталей, устройство, принципы работы и ремонта двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 аналогичны двигателям ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 (см. Двигатель ВАЗ-2111 и Двигатель ВАЗ-2112).

Отдельные элементы систем охлаждения, питания, управления двигателем и выпуска отработавших газов двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 имеют новую конструкцию и не взаимозаменяемы с элементами аналогичных систем двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112.

О двигателях LADA 2114 1 поколение (2001 — 2013)

Автомобиль ВАЗ 2114 в народе просто четверка, является популярным переднеприводным пятидверным хетчбэком, вышедшим для замены ВАЗ 2109. Автомобиль увидел свет в 2001 году. Он является представителем серии Самара 2, одновременно с трехдверным ВАЗ 2113 и седаном ВАЗ 2115. По сути ВАЗ 2114 это рестайлинг старой девятки. Внешний вид стал более современным, также обновили и салон. ВАЗ 2114 можно назвать своего рода «народным» автомобилем, так как популярность его у населения была огромной. В статье мы рассмотрим двигатели, которые ставили на ВАЗ 2114, коснемся их характеристик и недостатков.

О двигателях LADA 2114 1 поколение (2001 — 2013)

ДВИГАТЕЛЬ 2114 / 2111

Движок ВАЗ 2111 который в народе именуют 2114, в целом является восемьдесят третьим движком. Однако в отличие от 21083 на 2114 используется инжектор, а не карбюратор. Кроме того для 2114 характерно наличие плавающего пальца шатуна и иного распредвала. Наконец, 2114 обладает большей мощностью. Движок ВАЗ 2114 1,5 л. рядным, инжекторным, с четырьмя цилиндрами, имеет верхнее расположение распредвала, в приводе ГРМ используется ремень. При этом при обрыве ремня движок клапана не гнет.

О двигателях LADA 2114 1 поколение (2001 — 2013) 3

В части недостатков отмечают следующие. Необходимо регулировать клапана, быстро изнашиваются детали охлаждающей системы, требуется частая замена масляного фильтра, проблемы с уплотнением клапанной крышки, топливным насосом и датчиком-распределителем. Могут ломаться крепления приемной выхлопной трубы, так как использованы стальные, а не латунные гайки.

Кроме того нередко начинают плавать обороты. Двигатель может троить. Зачастую двигатель не прогревается до нужной рабочей температуры. Проблема, скорее всего, в термостате. Кроме того двигатель может стучать и шуметь, как правило из-за неотрегулированных клапанов.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 11183/21114

Движок 21114, имеющий второй индекс 11183, является развитием идей, заложенных силовым агрегатом 2111 1,5 л. и непосредственно, 083 мотором. Движок имеет более высокий блок цилиндров, увеличенный ход поршня, и объем 1,6 л. Двигатель обладает повышенными экологическими показателями, и большей надежности.

По сравнению с двигателями ВАЗ 2111 агрегат ВАЗ 11183 он менее капризен, более эластичен и тяговит. Если сравнивать эти два движка, необходимо отметить, что собираются они хоть и на одном заводе, но на разных линиях. Это рядный движок инжекторного типа, с четырьмя цилиндрами, имеющий верхнее расположение распредвала. В приводе ГРМ используется ремень. При его обрыве двигатель клапана не гнет, однако при наличии спортивного злого распредвала риск проблемного исхода возможен.

Двигатель имеет следующие слабые стороны. Необходимость своевременно регулировать клапана. Двигатель может шуметь и дизелить, вообще следует отметить, что движок довольно шумный, разнообразные посторонние звуки и стуки для него, это норма. Наконец для двигателя характерны троение, перегрев или напротив проблемы с прогревом до рабочего состояния.

ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ 21124

АвтоВАЗ в рамках развития 16 клапанных двигателей в 2004 году заменил движок ВАЗ 2112 на 124 силовой агрегат. На нем применили более высокий блок от Калины, ход поршня тоже увеличили, получив рабочий объем 1,6 л. Адаптировав 124 двигатель до норм Евро-3 повысили его экологические показатели. Кроме того теперь есть тяга на низах, и отмечается более спокойная работа двигателя.

Двигатель 21124 1,6 л., является рядным движком, инжекторного типа с четырьмя цилиндрами и имеет верхнее расположение распредвала. В приводе ГРМ используется ремень. При его обрыве двигатель не гнет клапана, благодаря специальным лункам. По официальным данным движок 21124 обладает ресурсом 150 тыс. км, тогда как практически он достигает 200-250 тыс.км.

В первую очередь необходимо отметить требование регулярно подтягивать ремень газораспределительного механизма. Кроме того для двигателя характерны троение, стуки и шумы во время работы. Также движок подвержен перегреву. Несмотря на эти недостатки, по отзывам владельцев, движок ВАЗ 21124 можно назвать одним из лучших силовых агрегатов от ВАЗ.

Движок 21126 является продолжением силового агрегата ВАЗ 21124, имеющий облегченную на 39% ШПГ от Federal Mogul. Это движок с уменьшенными лунками под клапана, и ремнем привода ГРМ, имеющим автоматический натяжитель. За счет этого исчезла проблема своевременного натяжения ремня.

В части блока, имеем более качественную обработку поверхностей, высокие требования для хонингования цилиндров под стандарты компании Federal Mogul. ВАЗ 21126 1,6 л. является рядным движком инжекторного типа, у него четыре цилиндра и верхнее расположение распределительных валов. В целом движок считается неплохим, особенно для города.

Владельцы отмечают неровную работу, потерю мощности двигателя. Кроме того ремень ГРМ не особо надежен. Неровная работа движка может быть обусловлена проблемами с давлением топлива, нарушением работы ГРМ, неисправностью датчиков, подсосом воздуха через шланги, неисправностью дроссельной заслонки. В случае потери мощности причину нужно искать в низкой компрессии цилиндров, износе цилиндров, поршневых колец, прогорании поршней. При обрыве ремня ГРМ движок может гнуть клапаны. Проблема решается заменой штатных поршней безстыковыми.

Отличие ваз 21114 от ваз 21114

Выберите модель двигателя ВАЗ

Двигатель ВАЗ 21114-100026080. Характеристика двигателя ВАЗ 21114.

Двигатель четырехтактный, с распределенным впрыском топлива, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

ДВС ВАЗ 21114–00 (60 или 90) – Евро 2;

ДВС ВАЗ 21114–20 (50 или 62) – Евро 3;

ДВС ВАЗ 21114-70 (72) – Евро 4.

Особенности двигателя.

Двигатель ВАЗ 21114 может применяться для установки на автомобили ВАЗ Lada Kalina, ВАЗ 2108, 21083, 2109, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111, 2112 и их модификациях.

Двигатель ВАЗ 21114 - это модифицированный вариант двигателя 2111. Целью модификации было увеличение объема ДВС до 1600 см куб.(2111 - 1500 см куб.) и повышение экологических показателей до требований европейских стандартов. Существует несколько вариантов комплектации. Двигатель 21114, в зависимости от комплектации, может соответствовать экологическим требованиям Евро 2, Евро 3, или Евро 4. Моторы комплектации ВАЗ 21114–00 (60 или 90) – Евро 2; ВАЗ 21114–20(50 или 62) – Евро 3; ВАЗ 21114-70(72) – Евро 4.

Следует отметить, что двигатель 21114 по конструкции основных узлов: блока, головки блока, распредвала, клапанных механизмов и кривошипно-шатунного механизма не отличается от модели 11183.

Был разработан новый блок цилиндров 21114-1002011-10. Конструктивно он отличается от блока цилиндров 2110 только высотой (смотреть «Блок цилиндров»). Для увеличения объема потребовалось увеличить высоту блока на 2,3мм. ( высота от оси коленчатого вала до верхней поверхности блока - 197,1мм). Крепежные отверстия для крепления головки блока выполнены с резьбой М12 x 1,25 мм. Номинальный диаметр цилиндров – 82 мм.

Установлен коленчатый вал 11183 -1005016. По посадочным местам он соответствует коленчатому валу 2112. Этот вал имеет увеличенный на 2,3 мм радиус кривошипа, по сравнению с валом 2112, это обеспечивает ход поршня в 75,6 мм. Вал имеет маркировку : на противовесе указана модель - «11183».

Маховик и шкив коленчатого вала используются от ВАЗ 2110.

Внимание!

В двигателе применяется шатунно-поршневая группа 2110.

Головка блока цилиндров получила индекс – «11180». Головка имеет увеличенную камеру сгорания (81мм.х50мм.).

Шкив 11183-1006020 распределительного вала имеет отличие от шкива ВАЗ-2111. На установленном шкиве метка для установки фаз газораспределения смещена на два градуса, по отношению к метке шкива 2111.

Выбор поликлинового ремня, для привода генератора и других навесных агрегатов, определяется согласно наличию таких же конструктивных особенностей, как и на двигателе ВАЗ 2111.

Ресивер двигателя ВАЗ 21114 изготовлен из пластмассы, и отличается формой от модели используемой на двигателе ВАЗ 2111.

Устанавливаться форсунки «SIEMENS» VAZ20734(желтые) или «BOSCH» 0280 158 022.

На двигателе приемная труба глушителя объединена с каталитическим нейтрализатором (катколлектор).

Применяется генератор 9402.3701 (80 А).

На двигателе ВАЗ-21114 применяется четырехвыводная катушка зажигания, вместо модуля зажигания, применявшегося на модели ВАЗ-2111.

Электронная система управления двигателем осуществляется контроллером М7.9.7. или «Январь» 7.2.

Что значит в комплектации двигателя 21114 указано сцепление 18?

На двигателе 11183 стоит сцепление от 2108, а на моторе 21114 сцепление 2112.

Двигатель ВАЗ 21114 1.6 8v 80 л.с: надежность, характеристики, ресурс, отзывы, сервис, болячки и цена

21114, ваз 21114, двигатель 21114, 21114 8 клапанов, ваз 21114 8, 21114 1411020, двигатель ваз 21114, купить, 82 л.с, двигатель лада приора 1.6, двигатель приоры, приора 1.6 литра, ваз 1.6, приора седан, приора хэтчбек, 21114 отзывы, двигатель лады 1.6, приора 8 клапанов, двигатель гранты, лада гранта 1.6, гранта 8 клапанов, приора 1.6 21114, лада 1.6, 21114 1.6 двигатель ВАЗ, двигатель ВАЗ 21114 1.6, приора грм, гранта грм, двигатель приоры, двигатель лады калины, двигатель лада гранта, двигатель калины, калина 1.6, калина клапана, приора клапана, двигатель приора 1.6 литра, приора седан 1.6, 1.6 21114

Сервисные интервалы регламентного обслуживания двигателя ВАЗ серии 21114 объемом 1 . 6 литра

21114, ваз 21114, двигатель 21114, 21114 8 клапанов, ваз 21114 8, 21114 1411020, двигатель ваз 21114, купить, 82 л.с, двигатель лада приора 1.6, двигатель приоры, приора 1.6 литра, ваз 1.6, приора седан, приора хэтчбек, 21114 отзывы, двигатель лады 1.6, приора 8 клапанов, двигатель гранты, лада гранта 1.6, гранта 8 клапанов, приора 1.6 21114, лада 1.6, 21114 1.6 двигатель ВАЗ, двигатель ВАЗ 21114 1.6, приора грм, гранта грм, двигатель приоры, двигатель лады калины, двигатель лада гранта, двигатель калины, калина 1.6, калина клапана, приора клапана, двигатель приора 1.6 литра, приора седан 1.6, 1.6 21114

Как прописано в сервисной книжке, компания АвтоВАЗ рекомендует автовладельцам производить замену масла в двигателе каждые 15 тысяч километров пробега, однако автомеханики рекомендуют это делать чаще, хотя бы каждые 9-10 тысяч километров пробега. Для замены смазки, нам понадобится примерно 3.2-3.4 литра оригинальной полусинтетики Роснефть с вязкостью 5W-30 или 5W-40.
21114, ваз 21114, двигатель 21114, 21114 8 клапанов, ваз 21114 8, 21114 1411020, двигатель ваз 21114, купить, 82 л.с, двигатель лада приора 1.6, двигатель приоры, приора 1.6 литра, ваз 1.6, приора седан, приора хэтчбек, 21114 отзывы, двигатель лады 1.6, приора 8 клапанов, двигатель гранты, лада гранта 1.6, гранта 8 клапанов, приора 1.6 21114, лада 1.6, 21114 1.6 двигатель ВАЗ, двигатель ВАЗ 21114 1.6, приора грм, гранта грм, двигатель приоры, двигатель лады калины, двигатель лада гранта, двигатель калины, калина 1.6, калина клапана, приора клапана, двигатель приора 1.6 литра, приора седан 1.6, 1.6 21114

Сколько стоит новый и бэушный силовой агрергат серии 21114 1.6 литра на 8 клапанов?

21114, ваз 21114, двигатель 21114, 21114 8 клапанов, ваз 21114 8, 21114 1411020, двигатель ваз 21114, купить, 82 л.с, двигатель лада приора 1.6, двигатель приоры, приора 1.6 литра, ваз 1.6, приора седан, приора хэтчбек, 21114 отзывы, двигатель лады 1.6, приора 8 клапанов, двигатель гранты, лада гранта 1.6, гранта 8 клапанов, приора 1.6 21114, лада 1.6, 21114 1.6 двигатель ВАЗ, двигатель ВАЗ 21114 1.6, приора грм, гранта грм, двигатель приоры, двигатель лады калины, двигатель лада гранта, двигатель калины, калина 1.6, калина клапана, приора клапана, двигатель приора 1.6 литра, приора седан 1.6, 1.6 21114

На сегодняшний день, вазовский 1.6-литровый двигатель серии 21114 очень популярен на разборках, поэтому головной боли в процессе выбора возникнуть не должно. Однако при подборе достойного экземпляра может возникнуть проблема, связанная с качеством узла. По мнению автомехаников, рассматривать варианты до 25 тысяч российских рублей (до 350$ в эквиваленте) нет никакого смысла, а что-то более качественное с минимальным пробегом будет стоит около 35-40 тысяч российских рублей ( около 500-550$ в эквиваленте ).

Какие аналогичные моторы других производителей похожи по конструкции на ВАЗ 21114 1 . 6 8v ?

Двигатель ВАЗ 21114, 1,6 л

Имеющийся в линейке производителя АвтоВАЗ мотор 2111 не удовлетворял существующим на тот момент стандартам экологии Евро-3. В целом конструкция устраивала руководство завода производителя себестоимостью, а пользователей техническими характеристиками. Заводской тюнинг позволил получить модификацию двигателя 21114, разные комплектации которого соответствуют нормам Евро-2, Евро-3 и Евро-4.

ДВС 21114

Технические характеристики мотора 21114

Изначально изготовителем АвтоВАЗ заложена в двигатель возможность промышленного тюнинга. Однако количество конструкционных приемов ограничено:

  • модернизация камеры сгорания;
  • облегчение КШМ.

Увеличенная камера сгорания ГБЦ

В данном случае для двигателя 21114 были использованы технологии:

  • увеличение высоты блока цилиндров на 2,3 мм, изменение резьбового соединения ГБЦ на М12 х 1,25 мм;
  • использование в двигателе коленвала от 11183 для хода поршня 75,6 мм;
  • установка шкива и маховика, ШПГ от 2110;
  • увеличение камеры сгорания до размеров 5 х 8,1 см.

Коленвал для увеличения хода поршня

После замены попарно-параллельного впрыска фазированным изменилась схема двигателя, для удобства ремонтных подразделений на ГБЦ наносится специальная маркировка 11180. Задача увеличить мощность перед конструкторами не стояла, но объем цилиндров все же увеличился на 0,1 л в сравнении с оригиналом ДВС 2111.

В мануал добавлены сведения для автолюбителей:

  • какое масло лить – 5W30 или 5W40 – 15W40;
  • сколько смазки покупать – вмещается 3,5 л, для замены хватает 3,2 л;
  • какое масло лучше по брендам – Sintec, Zic, Shell, Лукойл.

Модификация двигателя 21114 имеет улучшенные технические характеристики:

B класс – 82,01 – 82,02 мм

С класс – 82,02 – 79,03 мм

D класс – 82,03 – 79,04 мм

В класс – 81,95 – 81,96 мм

С класс – 81,96 – 81,97 мм

D класс – 81,97 – 81,98 мм

смешанный цикл 7,6 л/100 км

маховик – 60,9 – 87,4 Нм

болт сцепления – 19 Нм

крышка подшипника – 68,3 – 84,4 Нм (коренной) и 43,3 – 53,5 Нм (шатунный)

Особенности модели

Разработчиками заложен в двигатель 21114 потенциал в пределах 120 л. с. без снижения эксплуатационного ресурса. Для спортивных машин возможна форсировка до 180 л. с., но резко увеличится выработка поршневой и КШМ, капремонт потребуется чаще. Для улучшения параметров мотора доработана конструкция ГРМ:

  • привод распредвала зубчатым ремнем;
  • штифт на конце распределительного вала для считывания датчиком фаз.

Все имеющееся навесное оборудование приводится в действие одним ремнем. Еще одной особенностью является частичное объединение выпускного коллектора с выхлопной системой. В получившийся катколлектор входит каталитический нейтрализатор выхлопных газов и приемная труба глушителя.

Катколлектор

Четырехвыводная катушка зажигания

Система охлаждения оборудована новым термостатом, в комплектацию ДВС входит 80 амперный генератор. В руководстве по ремонту имеется описание всех операций пошагово, например порядок замены масла. Производитель рекомендует при модернизации движков своими руками не использовать турбины.

Генератор 80 А

Достоинства и недоработки

Поскольку мотор 21114 уже является улучшенной версией 2111, явные недоработки здесь отсутствуют. Основными «болезнями» ДВС являются:

  • интенсивный нагрев поршней – специальных форсунок для охлаждения маслом здесь нет, они появятся лишь в более поздних версиях производителя;
  • головка блока цилиндров – не подходит от других моторов

ГБЦ 21114

Производителем рекомендовано периодически контролировать настройку клапанов, так как гидротолкателей в этом ДВС нет.

В комплектацию каких авто входил?

Традиционно для компании ВАЗ мотор 21114 устанавливался на всю линейку авто, выпускаемую на момент его возникновения:

  • 21101 – седан четырехдверный;
  • 21112 – универсал пятидверный;
  • 2113 – хэтчбэк трехдверный;
  • 2114 – хэтчбэк пятидверный;
  • 2115 – седан четырехдверный;
  • Калина (I поколение) – седан, универсал;
  • Гранта – седан, лифтбэк.

Улучшенные характеристики двигателя заметно повысили ресурс «десяток» и серии Лада Самара-2.

Периодичность техобслуживания

В эксплуатации двигатель 21114 не капризен, но замену расходников необходимо производить по представленному ниже графику, как того требует устройство ДВС:

Объект техобслуживания Время, месяцы или пробег, км (что наступит раньше)
Привод ГРМ (ремень) замена через 50000
Аккумулятор 12/20000
Клапанный зазор 24/20000
Вентиляция картера 24/20000
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование 24/20000
Топливопровод и крышка бака 24/40000
Моторное масло 12/10000
Масляный фильтр 12/10000
Воздушный фильтр 12 – 24/40000
Топливный фильтр 48/40000
Шланги и фитинги обогрева/охлаждения 24/40000
Жидкость ОЖ 24/40000
Кислородный датчик 100000
Свеча зажигания 12 – 24/20000
Выпускной коллектор 12

Если пользователем произведен тюнинг ДВС, периодичность замены некоторых расходников понижается из-за интенсивного износа пар трения.

Замена свечей зажигания

Причины поломок и устранение

Благодаря глубоким проточкам в поршнях мотор 21114 не гнет клапана, снижая периодичность капремонта до выработки полного ресурса поршневой группы или колец. Однако имеются характерные для него неисправности помельче:

Стук при наборе скорости, неровная работа сбиты зазоры клапанов регулировка клапанов ГРМ
Потеки масла на блоке негерметичность прокладки ГБЦ замена прокладки
Перегрев ДВС выход из строя помпы замена помпы
Увеличение расхода бензина неисправность инжектора диагностика, замена деталей системы распределенного впрыска

Других неприятностей мотор владельцу не доставляет, считается очень надежным и «ресурсным».

Замена прокладки ГБЦ

Тюнинг 21114

По умолчанию двигатель 21114 имеет мощность около 82 л. с. Для безопасного повышения этой характеристики до 120 л. с. применяется тюнинг нескольких видов:

  • замена штатного распредвала – обычно используются модификации Динамика 118 либо Нуждин 10.93;
  • установка шестерни разрезного типа – требуется дополнительная регулировка фаз, мощность повышается до 85 л. с.;
  • заслонка 54 мм с ресивером – необходимо установить фильтр нулевого сопротивления;
  • доработка впускного тракта – шлифовка каналов, обеспечение одинаковой их длины;
  • замена выхлопного коллектора – паук конфигурации 4:2:1 на выпуском коллекторе (прямоточный);
  • облегчение клапанов – используются Т-образные модификации;
  • доработка ГБЦ – фрезеровка на станке.

Дополнительно можно поставить вместо штатной поршневой группы облегченный комплект от Приоры, полностью подходящий по размеру. Чип-тюнинг для данного мотора бесполезен.

Таким образом, движок 21114 стал улучшенным вариантом базовой версии 2111. Большая часть узлов и деталей использованы от ранее существующих моторов производителя для снижения себестоимости при достижении стандартов Евро-3. Однако появились и уникальные агрегаты, которые затем применялись в следующих версиях моторов ВАЗ, например, ГБЦ и коленвал.

ВАЗ-21114 - настоящее открытие российского автопрома

После выпуска моделей 10-го семейства, получивших общее название "Лада-110", концерн АвтоВАЗ параллельно с кардинально новыми решениями вернулся к разработке, прототипом которой можно назвать ВАЗ-2108. Так появилось семейство "Лада-111". Еще его называют "Самара-2". Последним представителем этого семейства стал ВАЗ-21114.

ваз 21114

Практически все модели серии 111 имеют одинаковый внешний вид, множество узлов от первой "Самары" и неплохие показатели как скоростные, так и топливные. К тому же это был первый класс автомобилей для Тольятти, двигатель которого стал поддерживать ЕВРО-3. И не исключено, что данная модель стала обкаточной для двигателей нового стандарта. Во всяком случае, упоминания о ВАЗ-2114 встречаются достаточно часто. О параметрах этой машины и будет наш краткий обзор.

Описание

Название "Самара-2" семейство 111 моделей получило неслучайно. Если посмотреть на любую машину этой серии сзади, перед нами будет оформление, в точности повторяющее ВАЗ-2109 "Самара" с поправкой, что это все-таки универсал. В первоначальных планах конструкторов завода были заложены изменения во внешнем виде задней части, но впоследствии от них отказались, посчитав нерентабельными. В итоге ВАЗ-21114 получил новые приборы, новый капот, крылья, бамперы и задний фасад от девятой модели.

ваз 21114 характеристики

Впрочем, задняя часть - не единственное, что досталось новому автомобилю от своих родителей. В конечном счете, именно эта связь с более ранними моделями стала большим плюсом всем владельцам нового автомобиля. Так как оригинальные детали, как правило, особенно в первые годы выпуска, всегда стоят на порядок дороже, то владелец получил выбор между установкой новых дорогих оригинальных запчастей, или таких же, но из комплекта более ранних версий.

ваз 21114 инжектор

Модель выпускалась более 10 лет, впервые появившись в 2001 году, и в серийное производство пошла в 2003 году. Выпуск продолжался до 2013 года. В первых машинах устанавливался движок мощностью 77 л. с. объемом 1,5 л. В 2007 году эта модель проходит обновление (одним из вариантов стала установка другого двигателя, который имел объем 1,6 л и развивал мощность в 82 л. с.). Отдельные автомобили имели мощность 89 или 98 л. с. На эти модели также ставилась переработанная КПП, подвеска и тормоза.

Технические характеристики

Что же предлагал отечественному пользователю ВАЗ-21114? Характеристики для простоты представим в виде списка:

  • длина — 4285 мм;
  • ширина — 1680 мм;
  • высота — 1480 мм;
  • 5 дверей по схеме универсал;
  • объемный багажник - 2350 куб. см;
  • полная масса может достигать 1500 кг
  • 5МКПП;
  • передний привод;
  • топливный бак — 43 л (впрочем, этот параметр практически у всего легкового автотранспорта неизменен).

А также практически полностью перешедшая от модели 2108 ходовая часть. Это стало неплохим показателем, особенно если учесть, что обновление 2007 года ее не коснулось, и она не изменялась в течение всего срока выпуска ВАЗ-21114. Амортизация автомобиля обеспечивается телескопическими стойками в паре с пружинной подвеской. Задняя часть поддерживается гибкой балкой с сайлент-блоками в местах крепления. Переработанная передняя подвеска состоит из 2 рычагов, один из которых называют растяжкой, второй продольный. Он, так же как и задняя часть, имеет заменяемые сайлент-блоки.

Расход и двигатель

Тема двигателя требует отдельного упоминания. 16-клапанный 4-поршневый движок в паре с перешедшей с первых "Самар" на ВАЗ-21114 инжекторной системой подачи топлива стали утвержденным комплектом для нескольких последующих моделей концерна. В то же время такой набор требовал всего 5 литров на 100 км при движении по трассе или 7,5 л в городском цикле, что вкупе со стандартным баком (43 л) позволило перевозить большой объем груза на значительные расстояния на одной заправке.

Заключение

Двигатель ваз 21114 технические характеристики. Рабочая лошадка

После выпуска моделей 10-го семейства, получивших общее название «Лада-110», концерн АвтоВАЗ параллельно с кардинально новыми решениями вернулся к разработке, прототипом которой можно назвать ВАЗ-2108. Так появилось семейство «Лада-111». Еще его называют «Самара-2». Последним представителем этого семейства стал ВАЗ-21114.

ваз 21114

Практически все модели серии 111 имеют одинаковый внешний вид, множество узлов от первой «Самары» и неплохие показатели как скоростные, так и топливные. К тому же это был первый класс автомобилей для Тольятти, двигатель которого стал поддерживать ЕВРО-3. И не исключено, что данная модель стала обкаточной для двигателей нового стандарта. Во всяком случае, упоминания о ВАЗ-2114 встречаются достаточно часто. О параметрах этой машины и будет наш краткий обзор.

Описание

Название «Самара-2» семейство 111 моделей получило неслучайно. Если посмотреть на любую машину этой серии сзади, перед нами будет оформление, в точности повторяющее ВАЗ-2109 «Самара» с поправкой, что это все-таки универсал. В первоначальных планах конструкторов завода были заложены изменения во внешнем виде задней части, но впоследствии от них отказались, посчитав нерентабельными. В итоге ВАЗ-21114 получил новые приборы, новый капот, крылья, бамперы и задний фасад от девятой модели.

ваз 21114 характеристики

Впрочем, задняя часть — не единственное, что досталось новому автомобилю от своих родителей. В конечном счете, именно эта связь с более ранними моделями стала большим плюсом всем владельцам нового автомобиля. Так как оригинальные детали, как правило, особенно в первые годы выпуска, всегда стоят на порядок дороже, то владелец получил выбор между установкой новых дорогих оригинальных запчастей, или таких же, но из комплекта более ранних версий.

ваз 21114 инжектор

Модель выпускалась более 10 лет, впервые появившись в 2001 году, и в серийное производство пошла в 2003 году. Выпуск продолжался до 2013 года. В первых машинах устанавливался движок мощностью 77 л. с. объемом 1,5 л. В 2007 году эта модель проходит обновление (одним из вариантов стала установка другого двигателя, который имел объем 1,6 л и развивал мощность в 82 л. с.). Отдельные автомобили имели мощность 89 или 98 л. с. На эти модели также ставилась переработанная КПП, подвеска и тормоза.

ВАЗ-21115: технические характеристики
ВАЗ-21115: характеристики
ВАЗ-21115: технические характеристики
ВАЗ 21124 характеристики
ВАЗ 21124 ремонт
ВАЗ-21115: характеристики
ВАЗ 21124 тюнинг

Двигатель 21114 ВАЗ: характеристики, неисправности и тюнинг

Инжекторный 1,6 литровый двигатель 21114, который устанавливается на различные модификации вазовских автомобилей, благодаря своей простоте, отличным техническим характеристикам и надежности зарекомендовал себя с наилучшей стороны и пользуется популярностью у автовладельцев. Этот мотор за счет использования современных технологий отличается топливной экономичностью, при этом он надежен и прост в эксплуатации.

Технические характеристики

Двигатели 21114 имеют следующие характеристики:

Годы выпуска2004 —
Весн. д.
Материал блока цилиндровчугун
Система питания мотораинжектор
Тип расположения цилиндровВ ряд
Рабочий объем мотора1,6 литров
Мощность двигателя81,6 л. с.
Количество цилиндровЧетыре
Количество клапановВосемь
Ход поршня75,6 миллиметров
Диаметр цилиндров82 миллиметров
Степень сжатия9.6
Крутящий момент Нм/об.мин125 Нм/3000
Экологические нормыЕВРО 2
Топливобензин
Расход топлива (смеш.)7,6/100 км
Масло5W-30
Объем масла в картере3,5 литра
При замене лить3,3 литра
Замена масла проводитсяКаждые 10 тысяч км
Ресурс мотора
— по данным завода150
— на практике250

Двигатель ВАЗ 21114 устанавливается на ВАЗ 21101, 21112, 2113, 2114, Лада Калинаи Лада Гранта.

Особенности

Как и все современным моторы, двигатель 21114 инжекторный, что позволяет существенно улучшить динамические показатели автомобиля без увеличения показателей потребления топлива.

Одновременно благодаря использованию инжектора и соответствующей настройки мотора удалось улучшить приемистость силового агрегата на низких и средних оборотах. Теперь полностью отсутствует характерный провал тяги, который отмечался на двигателях предыдущего поколения.

Фактически двигатель ВАЗ 21114 – это глубокая модернизация мотора с индексом 2111. За счёт увеличения хода поршня удалось получить прибавку рабочего объема, при этом улучшились экологические характеристики силового агрегата.

Как и у предшественника, данная модификация силовых агрегатов имеет ременной привод газораспределительного механизма, что несколько снижает стоимость разработки и изготовления этого силового агрегата, но при этом двигатель требует соответствующего своевременного сервисного обслуживания.

Ресурс этого двигателя по заявлениям завода-изготовителя составляет около 150 000 километров. Однако при условии правильной эксплуатации такой движок может пробежать 200 тысяч километров без необходимости выполнения капитального ремонта.

Несмотря на наличие ременного привода ГРМ в этом моторе используется специальная конструкция, которая при обрыве привода исключает повреждение клапанов. Однако автовладельцам всё же мы рекомендуем вовремя проводить все необходимые сервисные работы, включая замену ремня и всех роликов каждые 50 тысяч километров. Также не следует забывать о необходимости регулировки зазора клапанов, что выполняется с интервалом в 20-30 тысяч километров пробега.

Мотористы волжского автозавода в целях снижения затрат на эксплуатацию этого мотора отказались от идеи использования четырех клапанов на цилиндр. В итоге этот мотор имеет лишь по два клапана, что повышает нагрузку, не обеспечивая полное сгорание топлива в цилиндрах, а, следственно, страдает вся выхлопная система. Именно поэтому выпускной коллектор и выхлоп являются слабым местом данного мотора, что приводит к необходимости частых ремонтов техники.

Отметим, что в отличие от большинства других вазовских силовых агрегатов двигатели ВАЗ 21114 не предназначены для эксплуатации на низкооктановом топливе. Подобное неизменно приводит к увеличению эксплуатационных расходов у автовладельца. В том же случае, если автовладелец всё же использует 76 бензин, это неизменно приводит к быстрому выходу из строя инжектора и других дорогостоящих элементов двигателя. В итоге такая экономия приводит к необходимости сложного дорогостоящего ремонта.

Неисправности

НЕИСПРАВНОСТЬПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Проблемы с перегревом двигателя и появление соответствующего предупредительного сигнала на приборной доске.У этого мотора достаточно часто отмечаются проблемы с помпой системы охлаждения, которая выходит из строя и требует ремонта. При наличии перегрева двигателя в первую очередь проверяют помпу и термостат, выполняя их замену при необходимости.
Появляются характерные подтёки масла.Одним из проблемных мест двигателей ВАЗ 21114 является прокладка головки блока цилиндров, из-под которой часто сочится масло, а вскоре такая течь может принять угрожающие размеры. Необходимо провести замену такой прокладки, что и решит имеющиеся проблемы.
Двигатель работает неровно, а при наборе скорости появляются выраженные стуки в моторе.Подобное характерно для изменившихся зазоров клапанов. Необходимо провести соответствующую регулировку, что и позволит полностью избавиться от такого неприятного стука двигателя.
Увеличившиеся показатели расхода топлива.Причиной такого увеличенного расхода топлива может быть вышедший из строя инжектор. Выполняют его диагностику и при необходимости заменяют детали.

Тюнинг

  1. Самым простым способом увеличения мощности двигателя ВАЗ 21114 является установка нового облегченного распредвала, разрезной шестерни и соответствующая настройка фаз газораспределения. Это позволяет получить мощность двигателя порядка 90 лошадиных сил. Кроме всего прочего, улучшается поведение силового агрегата на высоких оборотах.
  2. Добиться максимальной отдачи можно путем замены выпускного коллектора, доработки ГБЦ и установки легких клапанов. В данном случае мотор будет выдавать порядка 115 лошадиных сил.
  3. Дальнейший тюнинг возможен лишь при установке компрессора и турбонаддува. Однако в данном случае существенно сокращается ресурс мотора, который может потребовать капитальный ремонт буквально через 50 000 километров пробега.

Технические характеристики

Что же предлагал отечественному пользователю ВАЗ-21114? Характеристики для простоты представим в виде списка:

  • длина — 4285 мм;
  • ширина — 1680 мм;
  • высота — 1480 мм;
  • 5 дверей по схеме универсал;
  • объемный багажник — 2350 куб. см;
  • полная масса может достигать 1500 кг
  • 5МКПП;
  • передний привод;
  • топливный бак — 43 л (впрочем, этот параметр практически у всего легкового автотранспорта неизменен).

А также практически полностью перешедшая от модели 2108 ходовая часть. Это стало неплохим показателем, особенно если учесть, что обновление 2007 года ее не коснулось, и она не изменялась в течение всего срока выпуска ВАЗ-21114. Амортизация автомобиля обеспечивается телескопическими стойками в паре с пружинной подвеской. Задняя часть поддерживается гибкой балкой с сайлент-блоками в местах крепления. Переработанная передняя подвеска состоит из 2 рычагов, один из которых называют растяжкой, второй продольный. Он, так же как и задняя часть, имеет заменяемые сайлент-блоки.

Особенности

Данная модель — это российский субкомпактный седан класса B, входящий в семейство «Самара-2». Она является потомком ВАЗ-21099 и представляет собой его рестайлинговую версию.

Рассматриваемая машина стала первым представителем семейства «Самара-2», сменившего линейку «Спутник/Самара». Нужно отметить, что среди входящих в него моделей данный автомобиль претерпел наибольшие изменения по сравнению с предшественником. При этом все же явно видно сходство между ВАЗ-21099 и ВАЗ-21115. Фото свидетельствуют об этом.

ВАЗ-21115

Ходовые качества

Продукция ВАЗ традиционно отличалась низким уровнем эксплуатационных свойств, лишь последние модели стали приближаться к мировым аналогам. Не исключение и ВАЗ-21115. Технические характеристики двигателей, как понятно, не могут обеспечить высокие динамические качества. С любым из рассмотренных моторов разгон до 100 км/ч занимает более 13 с. Максимальная скорость равна около 160 км/ч. При этом среди моделей ВАЗ еще автомобили семейства «Спутник» отличались хорошей управляемостью. У рассматриваемой модели она на том же уровне, так как она получила ту же ходовую часть. Также высока плавность хода, но машина очень шумная. Благодаря высокому клиренсу, хорошей геометрии и прочной подвеске, автомобиль отличается очень хорошей проходимостью для легковых моделей.

Кузов

ВАЗ-21115 представлен исключительно в кузове седан. Его конструкцию автомобиль унаследовал от предшественника. При этом внешне его значительно изменили за счет использования новых кузовных элементов. Так, машина получила новые капот, крышку багажника, передние крылья, оптику, бамперы, спойлер, обтекатели порогов, молдинги дверей. К тому же переработали заднюю часть кузова, удалив панель между фонарями, благодаря чему снизилась погрузочная высота.

В целом форма кузова стала более плавной. К тому же по сравнению с ВАЗ-21099 на 5% улучшилась аэродинамика (с 0,453 до 0,429). При разработке автомобиля этому уделяли особое внимание. Это повлияло на характер распределения подъемной силы по осям, приблизив его к идеальному.

Размеры составляют 4,33 м в длину, 1,65 м в ширину, 1,402 м в высоту. Колесная база равна 2,46 м, передняя колея – 1,4 м, задняя – 1,37 м. Масса составляет 1 т.

При рестайлинге 2008 г. заменили дверные молдинги на окрашиваемые в цвет кузова более узкие, и полосы на бамперах также стали красить в цвет кузова.

ВАЗ-21115: фото

Интерьер

По сравнению с предшественником на ВАЗ-21115 значительно улучшили салон. Так, машина получила более современную панель. Она более эргономична и менее шумна. К тому же автомобиль оснастили регулируемой рулевой колонкой от ВАЗ-2110, более эффективным отопителем. Наконец, повысилась информативность благодаря большему количеству индикаторов.

ВАЗ-21115: фото

При этом по размерам салон остался прежним. То есть места в нем мало ввиду габаритов автомобиля.

Багажник вырос в размерах до 427 л. К тому же, как было отмечено выше, значительно повысилось удобство погрузки благодаря снижению погрузочной высоты.

Поршень

В двигателе используются поршни от 2110 с глубокими выборками под клапаны, что исключает возможность соприкосновения клапанов с поршнем при обрыве ремня ГРМ, т. е. двигатель 21114 не гнет клапаны.

ПараметрЗначение
Диаметр, мм82,0
Компрессионная высота, мм37,9
Объем внутренней выемки, сс11,8
Вес, г340

Поршневой палец – стальной, полый, плавающего типа. Наружный диаметр поршневого пальца 21114 – 22 мм, длина пальца – 60,5 мм.

Эксплуатация

Рассматриваемая модель проста и экономична в эксплуатации. Во-первых, благодаря маломощным двигателям и малой массе, ВАЗ-21115 расходует немного топлива. Во-вторых, прост и недорог даже капитальный ремонт автомобиля. Это объясняется многими причинами:

  • машина обладает простой конструкцией и минимальным оснащением;
  • запчасти очень недороги;
  • вследствие того, что на местном рынке очень высока популярность ВАЗ-21115, характеристики, особенности и слабые места общеизвестны;
  • повсеместно можно найти запчасти.

Несмотря на низкие потребительские качества, мало крайне негативных отзывов о машине. Это объясняется, тем, что, как во время производства, так и сейчас, это один из наиболее дешевых по стоимости и эксплуатации автомобилей на рынке, а его недостатки общеизвестны. Поэтому покупатели знают, с чем имеют дело. А проблема надежности компенсируется высокой ремонтопригодностью и дешевизной. Даже во времена производства новые автомобили отличались друг от друга качеством сборки. Сейчас их состояние определяется качеством обслуживания и эксплуатации.

Читайте также: