Участники которой собирали поддельные автомобили камаз

Обновлено: 03.07.2024

МВД раскрыло аферу с продажей поддельных грузовиков КАМАЗ — сумма ущерба превышает 1 млрд

МВД раскрыло аферу с продажей поддельных грузовиков КАМАЗ — сумма ущерба превышает 1 млрд
Фото: пресс-служба МВД по РТ

МВД России расследует уголовное дело, возбужденное по факту хищения денежных средств на сумму более 1 млрд рублей. Участники организованной группы от имени дилеров КАМАЗа похищали деньги у покупателей.

Предварительно установлено, что под видом дилеров челнинского автопредприятия они действовали с января 2014 года. Злоумышленники продавали автомобили, которые изготавливали из ремонтных комплектов. Машины были оборудованы двигателями низкого экологического класса, которые запрещены к эксплуатации на территории России.

В паспорта автомобилей злоумышленники записывали заведомо ложные сведения об их технических характеристиках. Деятельность организованной группы нанесла ущерб ПАО «КАМАЗ», поскольку под его маркой на российский рынок поступали нелегально произведенные автомобили заведомо низкого качества.

Следователи Следственного департамента МВД России, сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, МВД по Татарстану и региональных подразделений Росгвардии провели более 50 обысков в жилых и офисных помещениях в пяти российских регионах. Силовики изъяли компьютерную технику и документы, имеющие доказательственное значение для уголовного дела.

Сейчас задержаны трое фигурантов из числа руководителей и сотрудников коммерческих организаций, причастных к реализации преступной схемы. Им предъявили обвинения в совершении преступления по статье «Мошенничество»(ч. 4 статьи 159 УК РФ), сообщает пресс-служба МВД России по Татарстану.

В конце марта текущего года ПАО «КАМАЗ» и Татарстанское УФАС России обвинили челнинскую компанию «Алькон» в продаже контрафакта. Подробнее о деле — в материале «Реального времени».

Новое дело о теневых «КАМАЗах»: 2,5 тысячи машин и 4 миллиарда ущерба

В Набережных Челнах разворачивается новое громкое уголовное дело вокруг ООО «КамСпецМаш НЧ» — компании, занятой в области ремонта и продаж грузовой техники. По мнению оперативников УЭБ и ПК, руководство предприятия вводило в заблуждение покупателей, поставляя им машины более низкого экологического класса, чем значилось по документам. «БИЗНЕС Online» стали известны подробности уголовного дела.


По мнению полицейских, купленные ранее грузовики «Евро-3» переоформлялись злоумышленниками под видом «Евро-4», после чего успешно продавались Фото: Олег Спиридонов

ОБЫСКИ В ОФИСЕ

Уголовное дело, по словам собственных источников «БИЗНЕС Online», было возбуждено сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ в конце прошлой недели. Под подозрением находятся три руководителя челнинской компании ООО «КамСпецМаш НЧ»: 47-летний директор Наиль Манасипов, 32-летний коммерческий директор Ранис Шакуров и 47-летняя начальница отдела технической документации Ольга Гилмутдинова. Им инкриминируется мошенничество в особо крупном размере. Однако не исключено, что в дальнейшем в деле появятся еще около 20 человек и новое обвинение — в создании ОПС.

По версии следствия, Манасипов еще в 2013 году разработал схему по продаже несертифицированных грузовиков. У АО «Ремдизель» приобретались ремонтные комплекты — по большому счету, те же самые «КАМАЗы» с двигателями экологических классов «Евро-0», «Евро-1», «Евро-2», «Евро-3», предназначенными лишь для ремонта старых машин. У ЗАО «Внешнеторговая компания КАМАЗ» при этом также приобретались грузовики «Евро-3» и меньше, изготовленные для стран третьего мира.

Так как «КамСпецМаш» владеет сертификатом автопроизводителя, то есть имеет право создавать технику и оформлять на нее документы, по мнению полицейских, купленные ранее грузовики «Евро-3 переоформлялись злоумышленниками под видом «Евро-4», после чего успешно продавались.

Известно, что ООО «КамСпецМаш НЧ» была основана в марте 2012 года. В качестве единственного учредителя и директора значится Наиль Манасипов. В настоящее же время, согласно данным «Контур.Фокус» на паритетных началах компанией владеют Рамиль Ганеев и Эмиль Гатин. Компания убыточна уже третий год подряд и по ее финансовым показателям не просматривается сколь-либо большой масштаб деятельности. При выручке на конец 2017 года в 47,6 млн рублей отмечен чистый убыток в 2,4 млн рублей. При этом компания позиционирует себя как одного из лидеров в регионе по продажам «КАМАЗов». Покупателям предлагают как новые, так и подержанные грузовики после капитального ремонта. Судя по всему, «КамСпецМаш» в последнее время усиленно занялся и реализацией «МАЗов».

За три года ими предположительно было продано около 2,5 тыс. «серых» КАМАЗов. Общая сумма ущерба — свыше 4 млрд рублей
За три года фирмой, предположительно, было продано около 2,5 тыс. теневых «КАМАЗов». Общая сумма ущерба — свыше 4 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Сотрудники компании, с которыми удалось поговорить корреспонденту «БИЗНЕС Online», об интересе со стороны правоохранительных органов знают. На прошлой неделе к ним в офис пришли с обыском. После того, как были изъяты документы, работа компании была приостановлена. Руководство пообещало своим работникам разъяснить все «до праздников», то есть сегодня.

По словам источника «БИЗНЕС Online», близкого к силовым структурам, помимо вышеназванных в уголовном деле фигурирует еще порядка 20 фамилий директоров и сотрудников челнинских предприятий. По мнению следствия, они помогали реализовывать грузовики с поддельной документацией. О масштабах их деятельности говорит то, что за три года ими, предположительно, было продано около 2,5 тыс. теневых «КАМАЗов». Общая сумма ущерба — свыше 4 млрд рублей. Однако конкретные пострадавшие в деле пока не фигурируют. Не исключено, что покупатели еще не в курсе развернувшегося дела, которое может им грозить аннулированием сертификатов одобрения типов транспортного средства и снятием с учета в ГИБДД приобретенных грузовиков.

Кстати, по делу «КамСпецМаша» пока не ясно, каким образом грузовики с поддельной документацией ставились на учет в ГИБДД.

Близнец «РенБизнесАвто»?

Дело в отношении «КамСпецМаша» имеет удивительное сходство с уголовным преследованием владельцев гиганта на рынке реализации и сервисного обслуживания «КАМАЗов» «РенБизнесАвто» Рафиля и Рената Габделхаковвых, а также их партнера — собственника менделеевского ООО «ТД „Авто“» Ильдара Саитова. Напомним, осенью 2017 года их обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Предположительная сумма ущерба тогда оценивалась в 1 млрд рублей.

Маннанов и трое москвичей из числа руководителей заинтересованных компаний были приговорены челнинским судом к 4 и 5 годам условно. Но Верховный суд РТ это решение отменил, дав подсудимым реальные сроки
Маннанов и трое москвичей из числа руководителей заинтересованных компаний были приговорены челнинским судом к 4 и 5 годам условно. Но Верховный суд РТ данное решение отменил, дав подсудимым реальные сроки Фото: «БИЗНЕС Online»

Стоит отметить, что на фоне «РенБизнесАвто» неожиданно завертелось еще несколько дел, но уже по статьям «Покушение на совершение преступления» и «Дача взятки». Дело в том, что на время следствия было арестовано имущество Рафиля Габделхакова, в том числе и несколько грузовиков, предназначавшихся московской ООО «РТС-Групп», деньги за которые покупатель перечислил. Разрешить конфликт взялся татарстанский предприниматель Ирек Маннанов. Он обратился к руководству «РТС-Групп», предложив за 100 млн рублей посодействовать в закрытии уголовного дела и снять обременения с грузовиков. Компания согласилась. Информация об этом окольными путями дошла до задержанного Габделхакова, а тот уже обратился в ФСБ. После первого транша в 13 млн рублей, который перевели Маннанову, и те, кто давал деньги, и те, кто их брал, были задержаны.

В конечном итоге Маннанов и трое москвичей из числа руководителей заинтересованных компаний были приговорены челнинским судом к 4 и 5 годам условно. Но Верховный суд РТ это решение отменил, дав подсудимым реальные сроки. Что касается Габделхаковых, то уголовное дело в отношении них продолжает расследоваться.

Участники которой собирали поддельные автомобили камаз

завод "Камаз" (2018) | Фото: kamaz.ru

Уральские транспортники стали жертвами ОПГ по подделке КамАЗов

Резонансное уголовное дело о мошенничестве при реализации КамАЗов, которое расследуется в Кировской области, обернулось многомиллионными потерями для производственных предприятий Урала. ОПГ при помощи ГИБДД выдавали грузовики экологического стандарта "Евро-2", запрещенного к использованию в России, за "Евро-4" и "Евро-5". Когда мошенническая схема раскрылась, порядка 2 тыс. транспортных средств были сняты с учета, многомиллионные убытки понесли добросовестные покупатели - производственные предприятия и лизинговые компании. Подробности - в материале Накануне.RU

Афера проходила в 2014-2017 гг. Некоторые ее детали стали известны после того, как в конце 2017 г. дело по нескольким уголовным статьям возбудили кировские следователи. КамАЗы класса "Евро-2" реализовывали компания "Ренбизнесавто" Рафиля и Рената Габделхаковых и торговый дом "Авто" Ильдара Саитова, считает следствие. Компании приобрели 279 сборочных комплектов деталей транспортных средств на базе шасси "КамАЗ, соответствующих второму экологическому классу, затем сфальсифицировали ПТС и без утилизационного сбора поставили на учет в ГИБДД области. "Легализовать" транспорт помог начальник УГИБДД УМВД России по Кировской области Александр Плотников, который уже находится под стражей, он подозревается в преступлении по п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). Также в рамках расследования дела были арестованы Рафиль Габделхаков и Ильдар Саитов.

Начальник УГИБДД УМВД России по Кировской области(2018)|Фото: СУ СКР по Кировской области

Фигурантами уголовных дел стали и другие участники предполагаемой ОПГ (аферу следствие квалифицировало по ч.1, ч.2 ст. 210 УК РФ "создание преступного сообщества и участия в нем"). Гендиректор и коммерческий директор "Ренбизнесавто", руководитель ТД "Авто" и должностные лица УМВД по Кировской области подозреваются в хищении денежных средств в особо крупном размере - общий ущерб оценивается в 837 млн руб.

Среди покупателей "поддельных" КамАЗов были фирмы-производители и дилеры Урала, эксперты рынка говорят, что за годы работы мошеннической схемы было реализовано порядка 2 тыс. автомобилей, сейчас все они сняты с учета, убытки легли на плечи перепродавцов и на производственные предприятия, которые устанавливали дополнительное оборудование - техника продавалась именно через них.

"Судебные иски к нам на данный момент "висят" от четырех компаний, каждая из которых приобрела 1-2 машины. Это порядка 10 млн руб.", - говорит Морозов.

По словам заместителя руководителя СУ СК РФ по Кировской области Олега Мезрина, всего признано 78 потерпевших - все это добросовестные приобретатели транспортных средств. Они заявили гражданские иски на возмещение причиненного ущерба на общую сумму в 250 млн руб.

Некоторые дилеры КамАЗа уже вернули деньги за проблемные автомобили своим покупателям, чтобы не портить репутацию, рассказал гендиректор научно-производственного объединения "Вектор" из Миасса Денис Карлов. Но это могут себе позволить лишь компании, продающие порядка 100 машин в месяц.

"У нас таких денег нет – это, во-первых. Во-вторых, мы считаем, что это не совсем правильно. Дело в том, что каждый автомобиль проходил трехступенчатый контроль: машины шли с ПТС, полученными в Набережных Челнах. На каждом документе стоял штамп налоговой инспекции об уплате утилизационного сбора – второй уровень контроля. Каждая машина ставилась на учет в ГИБДД в своем регионе. Кроме того, много машин оформлялось в кредит и в лизинг. А у каждого финансового учреждения существует своя служба безопасности, и это уже четвертый уровень контроля", - говорит он.

Однако из должностных лиц на скамью подсудимых пока может попасть лишь главный ГАИшник области. Экс-начальник МВД России по Кировской области Алексей Солодовников проходит по делу в качестве свидетеля.

завод "Камаз"(2018)|Фото: kamaz.ru

Проблема коснулась и лизинговых компаний. Пять КамАЗов для передачи в лизинг приобрела Западно-сибирская лизинговая компания из Тюмени. Позднее ГИБДД забрала госномера и документы на машины.

"Мотивировки нет никакой. В письме лишь написано, что одобрение типа транспортного средства прекратило свое существование и ПТС недействительны. С обществом "Ренбизнесавто" договоров мы не заключали, поэтому переговоры ведем с нашим продавцом, который, как и мы - заложник данной ситуации", - рассказывает представитель компании Ирина Жалобина. Лизинговые компании, ставшие заложниками ситуации, намерены выработать общую стратегию.

Что же до самого "КамАЗа", то там заявили, что "Ренбизнесавто" вводит в заблуждение предприятие, заявляя, что грузовики класса "Евро-2" будут поставляться на экспорт, а о дальнейшей судьбе техники на КамАЗе не знают. Проблему представитель завода предложил решать с "Ренбизнесавто".

"Представители "КамАЗ", мягко говоря, лукавят", - заявил представитель миасской фирмы "Уралспецтранс" Владимир Кудряшов.

"У всех крупных заводов есть доступ к базе ГИБДД, по которой они отслеживают все движения. Если машина не ушла за рубеж, то она ставится на учет в одном из регионов России", - говорит он.

КамАЗ-5511(2018)|Фото: All-auto.org

Юристы советуют пострадавшим заявлять требования в рамках уголовного дела - так шансы получить возмещение наиболее высоки. Однако расследование еще продолжается и до момента вынесения судебного решения и к моменту выплат компенсаций некоторые компании могут просто обанкротиться.

Охота на контрафакт: в Челнах накрыли бизнес на поддельных деталях для «КАМАЗов» 16:12, 2 октября 2019 Версия для печати


По данным источников «БИЗНЕС Online», в Челнах на территории Камского моторного завода обнаружен цех по производству контрафактных цилиндро-поршневых групп (ЦПГ) с маркировкой «КАМАЗ», который мог приносить владельцу сотни миллионов рублей в год. Бенефициаром КМЗ называют известного в Челнах предпринимателя Ильгиза Шамсиева. К нему у правоохранителей, впрочем, претензий пока нет, а его представитель заявляет, что бизнесмен всего лишь сдает помещения и оборудование в аренду заводу.

В Челнах на территории Камского моторного завода обнаружен цех по производству контрафактных цилиндропоршневых групп с маркировкой «КАМАЗа»В Челнах на территории Камского моторного завода обнаружен цех по производству контрафактных цилиндро-поршневых групп с маркировкой «КАМАЗ»Фото: Олег Спиридонов

«КОНЕЦ СВЕТА» И ПОМОЩЬ СПЕЦНАЗА

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в сентябре оперативники центрального аппарата управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ не без усилий проникли в цеха Камского моторного завода (КМЗ), расположенные в челнинской промзоне, носящей неофициальное название «Стройбаза». Обыск заводских цехов едва не сорвался. Как только на пороге предприятия появилась оперативно-следственная группа, которую на всякий пожарный сопровождал спецназ Росгвардии, на КМЗ отключился свет. «Пытались замести следы», — поясняет один из наших собеседников. Не успели: силовики подключили муниципальные власти, электроснабжение быстро восстановили, а оперативники получили доступ к компьютерам завода. В ходе обысков было изъято несколько десятков папок с документацией, которую еще будут внимательно изучать, но главная находка не в этом.

Во-первых, на одном из складов силовики обнаружили 2 тыс. цилиндро-поршневых групп (ЦПГ) с маркировкой «КАМАЗ», готовых к продаже. Никаких разрешительных документов на использование бренда автогиганта сотрудники КМЗ предъявить не смогли.

Во-вторых, силовики нашли цех с огромной и дорогостоящей формой, на которой и отливались детали для ЦПГ. Тут же на объект выехала специальная комиссия республиканского Ростехнадзора, которая пришла к выводу: работы на установке проводились без лицензии и каких-либо разрешений.


Силовики пытаются нащупать прямую юридическую связь между подпольным производством автокомпонентов и его реальным владельцем / Фото: Олег Спиридонов

НА КОГО УКАЖЕТ НОМИНАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР?

Поводом для масштабного обыска стало уголовное дело сразу по двум крайне редким, едва ли не уникальным статьям Уголовного кодекса — о незаконном предпринимательстве и нарушении патентных прав (ст. 171 и 147 УК РФ). Его возбудил следственный комитет, если точнее, первый отдел центрального аппарата СУ СК по РТ. Прямого ущерба в уголовном деле нет, впрочем, статьи, по которым идет расследование, его и не подразумевают. По оценкам источников нашей газеты в силовых структурах, ежегодный доход от продажи поршневых групп в обход патента приносил компании от 100 млн до 200 млн рублей. «Поршневые группы продавали в десятках регионов», — заявляет наш источник.

В следственном комитете детали расследования не комментируют. Пока единственным фигурантом дела, по нашим данным, является бывший директор ООО «Автокомпонент» (эта компания является дилером КМЗ, продавая его продукцию по всей стране) Сергей Захаров. Он допрошен, но не задержан. Ему, по словам наших источников, грозит до 5 лет лишения свободы. Однако силовики подозревают, что Захаров был лишь номинальным руководителем цепочки поставщиков контрафактных деталей для «КАМАЗов», и пытаются нащупать прямую юридическую связь между подпольным производством автокомпонентов и его реальным владельцем.

Юрлицо, которое владеет самим производством ЦПГ, образовано лишь 6 марта 2019 года. Уставной капитал ООО «Камский моторный завод» составляет минимально необходимые по закону 10 тыс. рублей. Директором и учредителем значится Сергей Курин. Он же возглавляет частное образовательное учреждение «Колледж информационных систем и технологий» и компанию «Терса Групп». Оба предприятия сдавали в 2016-м и 2017-м нулевую отчетность в налоговую.

На сайте КМЗ указано, что по вопросам покупки продукции завода следует обращаться в «Автокомпонент». Данная компания была учреждена в октябре 2015-го Конструкторским бюро специального машиностроения и тем самым Захаровым, который официально покинул ее в апреле этого года. Сейчас руководит «Автокомпонентом» некая Анжелика Сергеева, а в качестве учредителя значится Айрат Гималетдинов. Выручка компании за 2018 год составила 1 млрд 305 млн рублей, а в целом планку в миллиард организация преодолевает три года подряд. При такой солидной выручке «Автокомпонент» по документам работает в минус: убыток за 2018 год составил 9,8 млн рублей.

КМЗ на вполне законных основаниях обладает рядом товарных знаков, в частности логотипом завода, который наносят на упаковки цилиндро-поршневых групп. Также организации принадлежит товарный знак «Серия Дальнобойщик».


Елена Точилкина: «[Шамсиев] получает доход от сдачи принадлежащих ему помещений и оборудования в аренду КМЗ» / Фото: «БИЗНЕС Online»

Шамсиев, по словам его коллег и экспертов, входит в числе самых влиятельных бизнесменов автограда, особенно хорошо его знают предприниматели, занятые в сфере автокомпонентов. Вопросов у правоохранителей к нему нет. Об этом в беседе с нашим изданием заявила представитель Шамсиева, известный адвокат Елена Точилкина. Она заверила, что ее доверитель не имеет никакого отношения ни к КМЗ, ни к «Автокомпоненту». «[Шамсиев] получает доход от сдачи принадлежащих ему помещений и оборудования в аренду КМЗ», — отметила Точилкина, поясняя, что это основной вид деятельности ее клиента и комментировать следственные действия он не может, так как «они происходили у другой организации и его не затронули».


Дирекция ПАО «КАМАЗ» (на фото — гендиректор Сергей Когогин) постоянно выявляет факты нарушения интеллектуальных прав предприятия, однако дать оценку контрафактному делу КМЗ пока не спешит / Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК СЕРГЕЙ КОГОГИН ВОЮЕТ С КОНТРАФАКТОМ

Каков точный размер убытков, которые несет ПАО «КАМАЗ» из-за незаконного использования его товарного знака или нарушений интеллектуальных прав, сказать сложно, но счет точно идет на сотни миллионов рублей в год. Пресс-служба автогиганта неоднократно отмечала, что КАМАЗ практически постоянно выявляет факты нарушения его интеллектуальных прав. На рынке появляются даже контрафактные мосты к грузовикам, которые выдаются за оригинальные запчасти. По словам экс-директора компании «Автозапчасть-КАМАЗ» Павла Каничева, ныне возглавляющего фирму «Промышленные компоненты КАМАЗ», визуально такой мост даже не отличить от оригинальной продукции, выявить подделку можно только при разборе.

В связи с частыми случаями нарушения прав интеллектуальной собственности на предприятии даже завели электронную почту, предназначенную для информации о фактах нарушения исключительных прав компании на товарный знак и патентных прав.

Там считают, что эта мера увеличит число выявленных правонарушений и усилит борьбу с контрафактными автокомплектующими на российском рынке.

Также, по словам того же Каничева, челнинское предприятие в течение нескольких лет активно занималось развитием фирменной упаковки. К примеру, если раньше в фирменную картонную упаковку укладывалось 30 наименований запчастей, то сейчас — более 2 тысяч. «Мы внедрили систему защиты от подделок. Теперь на упаковке изделия содержится уникальный номер, сгенерированный в случайной последовательности. Он дает покупателю возможность позвонить в федеральный кол-центр и узнать, оригинальная это запчасть или нет», — рассказывал он.


КАМАЗ из-за незаконного использования его товарного знака или нарушений интеллектуальных прав несет убытки на сотни миллионов рублей в год / Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, компания создала новый ценовой сегмент оригинальных запчастей под названием «Эконом» — для автомобилей старше 10 лет. «Нашим клиентам, эксплуатирующим достаточно старые автомобили, ни к чему покупать, к примеру, цилиндро-поршневую группу с ресурсом от 0,5 до 1 миллиона километров. Для них мы внедряем категорию запчастей с пониженным ресурсом эксплуатации, до 150–200 тысяч километров. Они будут стоить дешевле, но при этом отвечать всем требованиям качества», — пояснял Каничев.

При этом КАМАЗу лишь однажды удалось добиться обвинительного приговора по делу о незаконном использовании его товарного знака. Был осужден владелец компании «Торопин» Иван Торопин. За незаконное использование товарного знака КАМАЗа в ходе исполнения мужчиной госконтракта с минобороны Торопина приговорили к 4 годам лишения свободы. Фирма «Торопин» в 2015-м выиграла электронный аукцион на поставку запасных частей к автомобилям «КАМАЗ» на склад по хранению автобронетанкового имущества военной части в городе Сызрани на общую сумму 24,1 млн рублей. Как рассказывал в СМИ директор департамента защиты ресурсов КАМАЗа Николай Липатов, Торопин, зная о том, что приобретение оригинальных запасных частей к автомобилям семейства «КАМАЗ» обойдется дороже, закупил контрафактные по заниженной стоимости и поставил их на склад минобороны. Для сокрытия преступления бизнесмен дал взятку сотруднику воинской части. Последний тогда уже сотрудничал с ФСБ. Как только сумма поступила на счет, Торопин был задержан.

Можно вспомнить и про случай, когда крупную партию контрафактных запчастей к автомобилям «КАМАЗ» обнаружили мэр Омска Вячеслав Двораковский и сотрудники городского управления дорожного хозяйства и благоустройства. Как сообщала пресс-служба КАМАЗа, победитель электронного аукциона на поставку запчастей для грузовиков попытался сбыть контрафакт под видом оригинала. Во время приемки омичи с участием независимого эксперта тщательно проверили продукцию на подлинность. В результате им удалось избежать нецелевого использования бюджетных денег. Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в письме поблагодарил Двораковского «за поддержку отечественного производителя грузовых автомобилей, оказанное содействие в пресечении партии бракованной и контрафактной продукции под видом заводской».

Однако высказывать свое мнение о новом контрафактном деле и обыске на КМЗ в автогиганте пока не спешат. «По согласованию с правоохранительными органами мы воздерживаемся от комментариев по данному делу до окончания всех следственных действий, — заявили нашему изданию в пресс-службе КАМАЗа. — Просим отнестись к этому с должным пониманием».


Директором КМЗ ранее был известный в 90-е годы челнинский предприниматель Денис Костин, которого в ноябре 2005-го убили. Дело до сих пор не раскрытоФото: Олег Спиридонов

КТО УБИЛ ГЕНДИРЕКТОРА КМЗ?

Но вернемся к событиям на Камском моторном. Как следует из информации на официальном сайте завода, он основан в 1999 году. «С момента основания поршневые группы Камского моторного завода — эталон качества российских поршневых групп к двигателям автомобилей. Поршневые группы, баки для топлива и головка цилиндров поставляются на конвейеры заводов, в крупнейшие торговые сети России от Москвы до Владивостока, страны СНГ и во многие страны мира», — указано в разделе «О заводе». Авторы этой официальной заметки отмечают, что на предприятии выстроен полный и автоматизированный цикл производства, оборудованы «собственное литейное производство, цеха механической обработки, нанесения покрытий, доводки изделий». Стоимость поршневых групп на официальном сайте КМЗ указана в пределах 1,9–7,5 тыс. рублей.

Директором КМЗ ранее был известный в 90-е годы челнинский предприниматель Денис Костин, которого называли близким партнером Шамсиева. Они познакомились еще в институте и поначалу даже жили в одном общежитии, а после одними из первых в городе начали привозить на родину «КАМАЗов» цилиндро-поршневые группы костромского завода «Мотордеталь». В 1999 году, заработав капитал на продаже запчастей, на выкупленных площадях одного из обанкротившихся предприятий, расположенных в районе Стройбазы, Шамсиев и Костин организовали свое производство цилиндро-поршневых групп для двигателей, позже взялись и за другие запчасти. Все — под маркой КМЗ.

Сегодня, судя по информации на официальном сайте предприятия, все цеха (а это и литейное производство, и цеха механической обработки, и нанесения покрытий, и доводки изделий) оснащены самым современным и высокопроизводительным оборудованием производства американской корпорации Haas Automation. Помимо изготовления ЦПГ, здесь освоили производство поршневых колец и головок блоков цилиндров.

Роковой момент для КМЗ настал в ноябре 2005 года: Костина убили.

Город эта весть взбудоражила. Мужчина на тот момент значился генеральным директором КМЗ. Труп бизнесмена был обнаружен недалеко от завода на Стройбазе — у обочины дороги рядом с его автомобилем BMW. Эксперты-криминалисты насчитали на теле погибшего не менее пяти колото-резаных ран, нанесенных, предположительно, ножом. Само орудие убийства на месте преступления найдено не было. Задержать убийц по горячим следам милиционерам не удалось. Известно, что на место преступления выезжал лично министр внутренних дел РТ Асгат Сафаров. Следствие рассматривало несколько версий убийства предпринимателя, в том числе заказное на почве коммерческих разногласий. Не исключалось и убийство, совершенное из хулиганских мотивов. На какое-то время уголовное дело приостанавливалось с формулировкой «за отсутствием подозреваемых».

Шамсиев объявил, что за любую информацию, которая будет способствовать раскрытию убийства его бизнес-партнера, выплатит 1 млн рублей. Позже следствием было задержано четверо подозреваемых в преступлении, причем одного из них подозревали в его организации, а еще одного человека объявили в федеральный розыск. Впрочем, доказать их причастность к смерти Костина так и не получилось: дело до сих пор не раскрыто.


Шамсиев (в красной тюбетейке) — успешный предприниматель и верующий мусульманин. На своей родине в селе Кама построил мечеть, которой было присвоено имя его отца АсгатаФото: vestikamaza.ru

WHO IS MR. ШАМСИЕВ?

Личность бизнесмена Шамсиева крайне интересна и в то же время загадочна. Он уроженец Удмуртии, родился в селе Кама Камбарского района, а с Челнами его связала учеба в Камском политехническом институте в начале 90-х годов. Шамсиев начинал бизнес еще во время учебы, как и многие в то время, на торговле запасными частями к автомобилям «КАМАЗ», затем стал специализироваться на продажах поршневых групп к двигателям большегрузов. На протяжении довольно длительного времени его широко рекламировавшаяся в прессе компания «Аметист-М» (к настоящему моменту она ликвидирована) являлась крупнейшим в России дилером конотопского завода «Мотордеталь», расположенного на тогда еще братской Украине. Продукцию украинского завода — гильзы, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы — бизнесмен в буквальном смысле не успевал завозить в Набережные Челны, куда стекались покупатели камазовских запчастей со всего СНГ. Поговаривают, что машина с запчастями едва разгружалась, как уже на следующий же день шла обратно в Конотоп.

Логично, что крупный продавец автокомплектующих для «КАМАЗов» в конце концов мог стать и их производителем, но повторим: официально Шамсиев отношения к КМЗ не имеет.

Завод и предпринимателя связывают отношения арендодателя с арендатором, а также то, что на мужчину оформлены некоторые товарные знаки Камского моторного.

Рассказывают, что у работников КМЗ довольно высокие заработные платы, однако предприятие постоянно подавало объявления о том, что ему требуются новые сотрудники. Причина крылась, как выяснилось, в установлении на заводе жесткой дисциплины: за малейшую провинность работник наказывался серьезным штрафом, что приводило к текучке кадров.

Шамсиева также называют бенефициаром завода «Промвентиляция», который производит системы вентиляции для промышленных и гражданских объектов, сборные утепленные ангары, тентовые конструкции, сэндвич-панели и вентилируемые фасады. Кроме этого, здесь же производятся топливные баки для большегрузов, в том числе алюминиевые. КАМАЗ, к слову, производство алюминиевых баков освоил лишь в июне этого года, вложив в соответствующие мощности почти 550 млн рублей.

Что касается личной жизни, то можно отметить, что успешный предприниматель — верующий мусульманин. В мае прошлого года Шамсиев на своей родине в селе Кама в присутствии муфтия Удмуртской Республики и большого количества земляков открыл построенную им мечеть, которой было присвоено имя его отца Асгата. На мемориальной доске, прикрепленной на входе в молельный дом, говорится, что мечеть возвел Ильгиз Асгатович Шамсиев в дар верующим. На открытии спонсор строительства заявил, что ее содержание не будет возложено на плечи села, на банковский счет культового учреждения Шамсиев перевел средства, которые позволят мечети не нуждаться в деньгах в течение как минимум 10 лет.

«Визуально ничего не нашли. Привезли, поставили на учет, КАМАЗы работали. Потом пришел запрет»


«КОЛХОЗ, КУДА БЫЛА ПОСТАВЛЕНА ЭТА ТЕХНИКА, КО МНЕ С ПРЕТЕНЗИЯМИ НЕ ОБРАЩАЛСЯ. СООТВЕТСТВЕННО, УЩЕРБ МНЕ НЕ ПРИЧИНЕН»

В городском суде началось рассмотрение громкого уголовного дела о «криминальной схеме» в «РенБизнесАвто». На скамье подсудимых вместе с известными в автограде предпринимателями - отцом и сыном Рафилем и Ренатом Габделхаковыми - оказались экс-глава кировского ГИБДД Александр Плотников и двое его подчиненных. Их судят за махинации с тяжелой техникой – КАМАЗами с «липовыми» движками.

По версии следствия, примерно в 2014-2017 годах компания РБА закупила 279 двигателей второго экологического класса. В России такие «движки» запрещены для эксплуатации. Правоохранители считают, что некая преступная группа, куда входили владельцы РБА, подделала паспорта, завысив класс до Евро-4, и выставила на продажу. Техника чудным образом прошла госрегистрацию в ГИБДД Кировской области и была успешно реализована. При этом не был оплачен утилизационный сбор. По последним данным, ущерб покупателям составил почти миллиард рублей, точнее - 837 млн.

«Визуально ничего не нашли. Привезли, поставили на учет, КАМАЗы работали. Потом пришел запрет»

Следствие считает, что в незаконный оборот «липовая» техника попала благодаря экс-начальнику кировской ГИБДД. Александр Плотников был якобы в теме - он обеспечил регистрацию тех самых 279 грузовиков. В злоупотреблении должностными полномочиями обвиняются и двое его коллег. На первом процессе адвокаты Плотникова заявили ходатайство о передаче дела в Киров: мол, оно не подсудно челнинскому суду. Но поскольку предполагаемого лидера ОПС Ильдара Саитова будут судить в Челнах, в ходатайстве отказано.

Самого Саитова, владельца ТД «Авто», судят отдельно от других: мужчина частично признал вину, подписал досудебное соглашение и дал разоблачающие показания. Саитов не признает лидерство в ОПС. По версии следствия, именно он приезжал в Киров договариваться с Плотниковым, чтобы зарегистрировать фальшивые «движки». Следствие полагает, что Саитов, «имея организаторские способности и волевые качества», придумал мошенническую схему.

Пока часть подсудимых отрицает свою причастность к криминальной схеме с КАМАЗами, неоднозначные мнения высказали и потерпевшие, явившиеся на процесс. Накануне их пришло всего двое, хотя по делу проходит более 100 человек. Первым суд допросил Рамиля Ахкиямова, гендиректора челнинской компании «РегионТрансСнаб».

«Визуально ничего не нашли. Привезли, поставили на учет, КАМАЗы работали. Потом пришел запрет»

Мужчина рассказал, что приобрел два КАМАЗа в 2016 году у «РенБизнесАвто». Автомобили были куплены для последующей перепродажи для СХПК «Кызыл юл» по их предварительному заказу. Стоимость каждой машины составила 2,3 млн рублей. Оплату «РегионТрансСнаб» провел безналичным расчетом. По словам Ахкиямова, он не знал, что двигатель не соответствует четвертому классу. А если бы знал, то покупать не стал.

– Какого характера ущерб вам причинен? – поинтересовался адвокат одного из подсудимых Рамиль Шарипов.

– Колхоз, куда была поставлена эта техника, ко мне с претензиями не обращался. Соответственно, ущерб мне не причинен, – обозначил Ахкиямов. По его словам, следствие у него запросило все бухгалтерские документы, он их предоставил, и потом его признали потерпевшим. С заявлением в правоохранительные органы организация не обращалась.

– Можно ли сказать, что инициатива шла от следственного комитета? – допытывали адвокаты. Потерпевший затруднился ответить на этот вопрос.

– Вы оформили КАМАЗы, согласно договору купли-продажи? – уточнил судья Агля Сахипов.

«Визуально ничего не нашли. Привезли, поставили на учет, КАМАЗы работали. Потом пришел запрет»

По словам потерпевшего, «РегонТрансСнаб» перепродал автомашины «Кызыл юл». Организация машины на себя не оформляли.

– Мы торгующая компания, можно перепродать без постановки на учет, – отметил потерпевший.

По словам участников процесса, такая картина складывается и по остальным, так называемым «потерпевшим», которые особо не стремятся бежать в суд, потому как реальный ущерб им не причинен.

– Если бы в документах было указано, что автомобиль не четвертого экологического класса, вы бы смогли купить-продать его? – уточнил по окончании допроса потерпевшего один из гособвинителей Евгений Лизунов.

– Для нас решающим фактором была цена, – сказал потерпевший.

– Когда покупали машину, вы знали, к какому именно экологическому классу относится двигатель? – включился судья.

– Я не специалист в этом, – отметил Ахкиямов. По его словам, он не смог бы визуально отличить.

«Визуально ничего не нашли. Привезли, поставили на учет, КАМАЗы работали. Потом пришел запрет»

«КАМАЗЫ РАБОТАЛИ. СЕЙЧАС ОНИ СТОЯТ НА СТОЯНКЕ, ПОТОМУ ЧТО ПРИШЕЛ ЗАПРЕТ ОТ ГИБДД»

– Они нашли торговый дом «Авто». Визуально осмотрели машины. О том, что двигатели не соответствуют экологическому классу, не знали, устроила цена, заключили договор. Перечислили за оба КАМАЗа деньги, – рассказал суду потерпевший. - Один из них обошелся заводу в 2,2 млн рублей, второй в 2,5 млн.

– Почему вы решили приобрести технику именно у этой организации? – поинтересовался судья. По словам Захарова, их также привлекла сравнительно низкая цена. - При осмотре техники у вашего представителя были какие-то претензии?

– Визуально они ничего не выявили. Привезли, поставили на учет, КАМАЗы работали. Сейчас они стоят на стоянке, потому что пришел запрет от ГИБДД.

«Визуально ничего не нашли. Привезли, поставили на учет, КАМАЗы работали. Потом пришел запрет»

По словам потерпевшего, техника эксплуатировалась на протяжении почти двух лет. Пока не пришло уведомление от местного ГИБДД. Захаров попросил либо вернуть деньги, либо заменить двигатель на четвертый экологический класс. Сумму ущерба потерпевший оценил в 1,6 млн рублей.

– Вы эксплуатировали технику несоответствующего класса двигателя, а по документам она проходила как четвертый класс. Вы просите доукомплектовать двигатель, тогда какое-нибудь переоформление потребуется? Специалисты, что скажете? – поинтересовался судья.

На вопрос председательствующего отреагировал экс-глава ГИБДД Александр Плотников. По его словам, переоформление не нужно. Он также успел высказаться, что по линии ГИБДД не проверяют, к какому экологическому классу автомобили относятся.

– С двигателем четвертого класса здесь машины не могут работать, – выразилась адвокат Плотникова. – Солярка не подходит для этого класса.

Однако потерпевший Сергей Захаров отметил, что у них в эксплуатации имеются порядка 40 КАМАЗов с двигателями именно этого экологического класса.

– Работают в условиях крайнего Севера, также в Татарстане, Башкирии и в Краснодарском крае. Температура везде разная: от –40 до +40 градусов, прекрасно себя показывают, – выразился Захаров.

«Визуально ничего не нашли. Привезли, поставили на учет, КАМАЗы работали. Потом пришел запрет»

На этом заседание было завершено, судебное разбирательство продолжится позже. В суде ожидают остальных потерпевших, но явятся ли они, большой вопрос. Подсудимые и их адвокаты от комментариев пока отказываются.

Напомним, компания «РенБизнесАвто» стала фигурантом уголовного дела о мошенничестве с КАМАЗами в Кировской области в октябре 2017 года. Тогда в офисе организации прошли обыски. Следователи обнаружили коррупционные связи. В итоге следы привели к сотрудникам ГИБДД, с помощью которых грузовики легализовались. Автомобили продавались по всей России. Покупатели, которые не знали о начинке грузовиков, оказались в числе потерпевших. Масштабы мошенничества вскрывались постепенно во время проверок автомобилей ГИБДД в разных регионах страны.

В деле «РенБизнесАвто» проскочила история с так называемыми «решалами». В августе прошлого года приговор прозвучал в отношении казанского бизнесмена Ирека Маннанова, который за 100 млн рублей предлагал решить вопрос о прекращении уголовного дела на собственников «РенБизнесАвто». За покушение на мошенничество в особо крупном размере его приговорили к четырем годам условно. Вместе с Маннановым на скамье подсудимых оказались еще четверо татарстанских и московских бизнесменов, которым вменили посредничество во взяточничестве. Вину подсудимые признали. Все четверо получили по пять лет условного срока, но в итоге Верховный суд РТ данное решение отменил и отправил всех в колонию.

«Визуально ничего не нашли. Привезли, поставили на учет, КАМАЗы работали. Потом пришел запрет»

Уже в сентябре того же года реальные сроки получила и вторая группа «решал», которые также пытались заработать на уголовном деле компании «РенБизнесАвто». Челнинский суд отправил в колонию 46-летнего Илшата Гильмутдинова и 34-летнего Руслана Исрафилова. Оба обвинялись в мошенничестве (ч. 4 статьи 159 УК РФ). По материалам дела, в январе 2016 года Гильмутдинов узнал о проводимой правоохранительными органами проверке в ООО «РенБизнесАвто». Мужчина сообщил совладельцу ГК РБА Рафилю Габделхакову, что может помочь с прекращением проверки и предложил передать через знакомых неким должностным лицам 15 млн рублей. Габделхаков-старший согласился и в условленное время привез деньги на парковку ТЦ «Мегастрой». Уже в 2017 году Гильмутдинову и Исрафилову стало известно о возбуждении уголовного дела на владельцев РБА. Они вновь связались с Габделхаковым и обещали прекратить дело за взятку в 25 млн. Бизнесмен заявил в УФСБ Татарстана, что с него требуют деньги. 10 ноября 2017 года Габделхаков под контролем сотрудников ФСБ по требованию Гильмутдинова перечислил сумму на счет ООО «Спецпартнер» в банке ВТБ 24 часть предполагаемой взятки в размере 450 тыс. рублей. В тот же день возле «Мегастроя» Гильмутдинова задержали.

«РенБизнесАвто» работает на рынке грузовых автомобилей КАМАЗ более 10 лет. Основной род деятельности – продажа на территории России автомобилей и спецтехники, выпускаемых ОАО «КАМАЗ». Кроме того, «РенБизнесАвто» занимается ремонт автомобилей КАМАЗ.

Первый КамАЗ имеет Американские корни, но почему многие этого не знают

Нет такого человека в России, кто не слышал бы о КамАЗе. Многие дети в принципе называют любые бескапотные грузовики Камазом. Это как любой внедорожник Джипом называть. Однако это скорее народное признание грузовика с Набережных Челнов, нежели безграмотность. Вот только немногие знают, что своему производству Камаз отчасти обязан Американско-Канадскому грузовику International COF-220 и сейчас мы разберёмся, в чём там дело.

В последующее время после войны, в течение 15-20 лет, в СССР вышло много интересных и полезных грузовиков, которые принимали активное участие в строительстве державы. Этого не хватало и основной задачей было увеличение числа грузовиков с повышенной грузоподъёмностью, так как существующие грузовики морально устаревали и переставали справляться.

Предыстория:
Именно так в 1969-м году было принято решение об открытии завода КамАЗ, первый грузовик на котором появился только в 1976-м году ( знаменитый КамАЗ-5320 ) и если вы думаете, что 5320 был полноценной самостоятельной разработкой, то вы очень сильно ошибаетесь. Дело в том, что этот грузовик был спроектирован и разработан на базе ЗИЛ-170 , который выпускался с 1967-го года и изначально был призван заменить легендарный ЗИЛ-130, но в итоге стал прототипом для первого Камаза.

Отметим, что 170-я модель принципиально отличалась от того, что производили на заводе ЗИЛ ранее. Этот грузовик должен был стать универсальным и обладать повышенной проходимостью по сравнению с базовыми моделями. Для этого решили добавить ещё одну ось, что бы увеличить грузоподъёмность. Автомобиль хотели адаптировать к дорогам всей страны, а в итоге ЗИЛ-130, который должен был быть заменён, производился аж до 2010-го года! Всех пережил.

Это ещё не всё. ЗИЛ-170 тоже не является самостоятельной разработкой, а по факту создан на базе Американско-Канадского грузовика International COF-220 с модернизацией кабины. Вообще конкурсантов было много, копировать и подражать было с кого, но выбор пал именно на эту модель. В итоге доработав кабину, шасси, установив двигатель и соединив всё это воедино получился 170-й ЗИЛ, который и стал основой для первого Камаза.

Годы производства:

  • International COF-220: 1962-1966.
  • ЗИЛ-170: 1967-1969.
  • КамАЗ-5320: 1976-2001.

Так что фактически Американец с Канадским производством - International COF-220 считается дедушкой легендарного Камаза, тогда как ЗИЛ-170 приходится Камазу отцом. Однако почему это активно не афишируется, тогда как связь Камаза со 170-м известна? Вероятнее всего дело в политической позиции внутри страны, где создавать имидж грузовика, разработанного внутри страны - модно.

МВД раскрыло махинации на 1 млрд рублей

Сотрудники следственного департамента МВД РФ возбудили уголовное дело об особо крупном мошенничестве, жертвами которого стали покупатели «КамАЗов». Собрав около 1 млрд руб. с желающих приобрести грузовики, махинаторы, по версии полицейских, предоставляли им машины, собранные из ремонтных комплектов и не соответствующие установленным техническим нормам. Трое фигурантов — двое предпринимателей и один бывший сотрудник банка — арестованы Тверским судом Москвы.

Об успешной операции сотрудников МВД сегодня сообщила официальный представитель ведомства Ирина Волк. «В производстве управления по расследованию организованной преступной деятельности следственного департамента МВД России находится уголовное дело, возбужденное по факту хищения денежных средств в сумме более 1 млрд руб.»,— сказала она.

По данным “Ъ”, уголовное дело стало результатом оперативной разработки, проведенной сотрудниками ГУЭБиПК МВД России. По предварительным данным, с января 2014 года участники организованной группы, представляясь дилерами завода КамАЗ, предлагали приобрести грузовики, которые они собирали из ремонтных комплектов. При этом машины были оборудованы двигателями низкого экологического класса, которые запрещены к эксплуатации в России. Подозреваемые вносили в паспорта автомобилей заведомо ложные сведения об их технических характеристиках.

« Деятельность участников организованной группы также нанесла ущерб ПАО КамАЗ, так как под маркой официального производителя на российский рынок поступили нелегально произведенные автомобили заведомо низкого качества»,— подчеркнула госпожа Волк.

По данным источников “Ъ”, на данный момент задержаны и арестованы судом три фигуранта, в том числе сотрудники АО «Ремдизель» (компанию называют крупнейшим дилерским предприятием КамАЗа, а также производителем ремонтных комплектующий для двигателей автогиганта, кроме того, она выполняет оборонные заказы) и ООО «Торговый дом "Авто Ресурс"». Им предъявлены обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. В отношении всех фигурантов Тверским районным судом Москвы избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Следователями МВД, оперативниками ГУЭБ, их коллегами из Татарстана при поддержке Росгвардии в рамках расследования было проведено более 50 обысков в жилищах и офисах организаций, расположенных в Татарстане, Башкирии, Москве, Воронеже и Курске. В ходе обысков изъяты документы и компьютерная техника, «имеющие доказательственное значение для расследуемого уголовного дела». «Возможные соучастники преступления устанавливаются»,— отметила Ирина Волк.

Читайте также: