Отличия поворотных кулаков уаз

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Кулак поворотный "УАЗ Патриот": устройство, характеристики и назначение

Узел, который входит в состав поворотного кулака на УАЗ «Патриот», называется шаровой шкворень. Данная запчасть транспортного средства берет на себя всю нагрузку, оказываемую на подвеску автомобиля. Кроме того именно шкворень поглощает все удары во время движения джипа по неровным дорогам и бездорожью.

Устройство переднего моста на УАЗе

Поворотный кулак в сборе

На автомобилях УАЗ «Патриот» установлен комбинированный передний мост типа «Спайсер» с размером колеи 1,6 метра и передаточным числом 4.111 или 4.625 в зависимости от модификации внедорожника. Абсолютно такое же устройство ставят на машинах Ульяновского автозавода марки «Карго» и пикапах.

Передний мост одновременно является ведущим и управляемым. Состоит такое устройство из пустотелой балки, внутри которой компактно размещено два устройства:

  1. Дифференциал.
  2. Главная гипоидная передача.

Также на передний мост установлены два поворотных кулака (правый и левый), они служат для удобства управления автомобилем.

Признаки неисправности поворотного кулака

Разобранный поворотный кулак

Довольно часто на автомобилях УАЗ «Патриот» выходит из строя такой важный элемент передней подвески, как поворотный кулак. Со временем он подвергается деформации, выходит из строя шаровая опора.

Ремонт поворотного кулака на УАЗ «Патриот» необходимо провести, если:

  1. Производилась замена сальника и вкладышей данного узла.
  2. Износился шаровый шкворень.

Часто поворотный кулак выходит из строя в результате некачественного подбора комплектующих запчастей, установленных при его ремонте. К примеру:

  • диаметр опоры больше вставляемой в нее полусферы;
  • толщина сальника меньше, чем посадочное место, предназначенное для его запрессовки;
  • толщины вкладышей недостаточно для герметизации механизма, в результате чего в поворотный кулак попадает дорожная грязь и пыль.

Профилактика и ремонт передней подвески

Произвести замену поворотного кулака на УАЗ «Патриот» можно самостоятельно в теплом гараже, оборудованном ямой или автомобильным подъемником. При этом стоимость запчастей будет зависеть от того, какие запасные детали были приобретены в автомагазине - оригинальные, сделанные на Ульяновском автозаводе, или более бюджетные, сделанные в Китае.

Если у владельца внедорожника есть небольшой опыт в ремонте автомобилей и минимальный набор инструментов, то изучив руководство по эксплуатации автомобиля УАЗ «Патриот» он может самостоятельно отремонтировать поворотный кулак на своей машине. Это позволит ему не только сэкономить крупную сумму денег, но и понять, как устроена конструкция передней подвески его внедорожника.

Чтобы содержать свой автомобиль в рабочем состоянии автовладельцу необходимо регулярно проводить профилактические мероприятия, которые подразумевают под собой внешний осмотр втулок левого и правого поворотных кулаков на УАЗ «Патриот», а также выявлению наличия люфта колес на передней оси джипа.

Правила безопасности и подготовка к ремонту

Перед ремонтом передней подвески мастеру необходимо знать все особенности ремонта отечественного внедорожника, а также строго соблюдать технику безопасности во время проведения работ. Перед разборкой поворотного кулака на УАЗ «Патриот» запомните:

  1. Нельзя ставить транспортное средство на передние колеса, если к ступице не присоединен приводной вал. В противном случае можно повредить подшипники ступицы. Если машину необходимо переставить в другое место на небольшое расстояние, то следует в обязательном порядке установить вал в ступиц, а затем зафиксировать его гайкой.
  2. Перед тем как приступить к ремонту поворотного кулака на УАЗ «Патриот», следует поднять рычаг ручного тормоза в максимальное верхнее положение.
  3. После того как передняя часть джипа приподнята домкратом вверх таким образом, что ее колеса не касаются пола, кузов автомобиля необходимо зафиксировать с помощью упоров. После этого следует убедиться, что крепление установлено надежно, возможность перемещение и срыв автомобиля исключен.
  4. В том случае, если на машине подвеска закреплена гайками фирмы Nyloc, то их необходимо заменить на вновь купленные. Это необходимо сделать, поскольку данные метизы имеют специальное покрытие, препятствующее их демонтажу. После снятия гайки будут уже непригодны к повторному использованию.
  5. Под задние колеса необходимо поставить упоры, которые воспрепятствуют произвольному скату транспортного средства.
  6. В зависимости от модели машины УАЗ «Патриот» и его модификации кулак поворотного механизма может быть двух видов. У первого типа запчасти ступицы сплошные, а у другой – полые. У последних присутствуют небольшие отверстия на корпусе.

Демонтаж колес и тормозного механизма

Сборка автомобиля УАЗ "Патриот" на заводе

Перед тем как приступить к непосредственному ремонту поворотного кулака, механику необходимо снять колесо, а затем разобрать тормозной механизм внедорожника. Чтобы правильно открутить колесо с УАЗа, следует придерживаться пошаговой инструкции, которая размещена в статье:

  1. С колеса снимают декоративный колпак, а затем извлекают скобку в виде буквы R. После этого можно вытащить головку блокирующего устройства.
  2. На приводном валу нужно открутить все гайки, которые навинчены на шпильки ступицы. После этого колесо легко снимается с автомобиля.
  3. Если автомобиль оснащен системой, которая препятствует полной блокировки колес во время торможения (АБС), то следует отсоединить контакт датчика. Он расположен на колесе.
  4. Далее нужно открутить гайки крепления приводного вала и снять данный механизм.
  5. Затем необходимо снять суппорт тормоза, который крепится непосредственно к кулаку поворотного механизма двумя болтами. Их необходимо выкрутить, а затем отсоединить от тормозного диска машины.
  6. Следующим шагом во время разборки передней подвески является снятие тормозного диска, но перед этим его необходимо пометить мелом или краской для того, чтобы правильно его установить во время сборки после успешного ремонта поворотного кулака.
  7. Чтобы аккуратно извлечь кулак из передней оси автомобиля, необходимо воспользоваться специальным инструментом для сжатия и фиксации пружин подвески специально предназначенными для этой операции тросиками.

Процесс сжатия и фиксации пружин происходит следующим образом:

  1. Необходимо вставить тросик в отверстие в верхней части стойки стабилизатора.
  2. Далее нужно повернуть руль вбок таким образом, чтобы мастеру было удобно вставить другой тросик во второе отверстие стойки.
  3. Два свободных конца тросиков необходимо зацепить за нижний край чашки.
  4. Верхние концы тросиков требуется надежно зафиксировать путем вкручивания в отверстия болтов размером М6.

Как разобрать кулак поворотного механизма?

Правый и левый поворотные кулаки отечественного внедорожника

После того как поворотный кулак появился в зоне видимости, требуется демонтировать стабилизатор поперечной устойчивости. Он закреплен всего одним болтом к рычагу подвески. Далее нужно снять рулевую тягу, которая установлена непосредственно на кулак одной гайкой небольшого размера. После откручивания данного метиза необходимо аккуратно вытащить шаровой шарнир, используя при этом специальный инструмент, служащий для извлечения шарниров из поворотных кулаков.

Далее необходимо демонтировать цапфу шарнира, для чего слесарю нужно открутить гайку шарнира, которая крепит запчасть к рычагу.

После того как цапфа извлечена, необходимо открутить крепеж на стойке поворотного кулака. Стоит помнить, что все снятые метизы уже непригодны для дальнейшего использования, необходимо заменить их в процессе последующей сборки подвески автомобиля.

Далее необходимо вставить рычаг в паз на кулаке. Затем можно спокойно отсоединять кулак от стойки, используя специальный съемник. Для успешного извлечения детали достаточно провернуть ее на 90 градусов и потянуть на себя.

После снятия поворотного кулака на УАЗ «Патриот» нужно отсоединить его от вала. После этого вал необходимо прикрепить к раме джипа проволокой.

Сборка кулака после ремонта

Перед сборкой все части подвески необходимо смазать

После того как поворотный кулак автомобиля УАЗ «Патриот» починен, его необходимо установить в обратной последовательности. Все метизы лучше заменить, поскольку на них в процессе эксплуатации и демонтажа могут образоваться скрытые повреждения, которые обязательно проявятся при дальнейшем их использовании. Все трущиеся детали, резьбу и подшипники необходимо смазать предназначенными для этого химическими составами (смазки и масла).

Устройство поворотного кулака на автомобиле с АБС

Устройство поворотного кулака на УАЗ «Патриот» с системой АБС состоит из нескольких деталей:

  • ступица;
  • тормозной диск;
  • прокладки;
  • цапфа;
  • щиток для защиты датчика АБС от сильного нагрева во время торможения;
  • муфта для отключения тормозной системы;
  • подшипник, запрессованный в ступицу;
  • шарнир;
  • болты для крепления колеса;
  • цапфа;
  • корпус кулака;
  • шкворень;
  • опора шкворня;
  • уплотнительные кольца;
  • кронштейн для крепления жгута системы АБС;
  • вкладыш шкворня;
  • шаровая опора;
  • шайбы;
  • гайки;
  • замочная и стопорная шайба;
  • обойма сальника;
  • импульсный диск;
  • накладки;
  • манжета.

Устройство поворотного кулака на автомобиле без АБС

УАЗ едет по проселочной дороге

Схема поворотного кулака на УАЗ «Патриот» в сборе со ступицей без системы АБС состоит из:

  • ступица;
  • тормозной диск;
  • прокладки;
  • цапфа;
  • муфта для отключения тормозной системы;
  • подшипник, запрессованный в ступицу;
  • шарнир;
  • болты для крепления колеса;
  • корпус кулака;
  • шкворень;
  • опора шкворня;
  • уплотнительные кольца;
  • вкладыш шкворня;
  • шаровая опора;
  • шайбы;
  • гайки;
  • замочная и стопорная шайба;
  • обойма сальника;
  • импульсный диск;
  • накладки;
  • манжета.

Обслуживание поворотного кулака в процессе эксплуатации

Внешний вид машины УАЗ "Патриот"

В процессе эксплуатации автомобиля УАЗ «Патриот» необходимо периодически проводить регулировку затяжки шаровых шкворней поворотного кулака. При сильном износе вкладышей и шкворней образуется большой зазор, который легко можно устранить методом протяжки втулки для зажима механизма. Такую операцию автомеханики проводят следующим образом:

  • для начала следует отвернуть гайку и снять прокладку;
  • используя специальный инструмент, следует затянуть зажимную втулку до тех пор, пока не исчезнет зазор, видимый невооруженным глазом; если сделать это не удается, нужно слегка ударить по резьбовой части шкворня молотком из меди;
  • затем следует провернуть втулку на 15-20 градусов по часовой стрелке, используя ключ;
  • далее необходимо установить прокладку и затянуть гайку динамометрическим ключом; крутящий момент при выполнении данной операции не должен превышать 100 Нм.

Если после проведения данных манипуляций зазор не исчез, то придется установить новый поворотный кулак на УАЗ «Патриот» взамен вышедшей из строя запчасти.

Клуб УАЗ Патриот

4. выверяем расстояния от края поворотного кулака до ШОПК, они должны быть одинаковы, я мерял штангелем до сферы шопк. Это делается подкручиванием шкворней потихоньку с каждой стороны. В конце, когда гайки начинают идти туже, закручиваем нижнюю на пару оборотов больше, а потом тянем верхнюю до упора, она проворачивается еще на 1-1.5 оборота, если больше, то не тянуть со всей дури, а снова тянуть нижнюю. (ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ НИЖНЯЯ БЫЛА ЗАТАНУТА НА 0.5 - 1 ОБОРОТ БОЛЬШЕ ВЕРХНЕЙ) Это нужно, тобы, когда вы через 500 км будете протягивать верхнюю гайку, у вас расстояния можду краями поворотного кулака и ШОПК сверху и снизу были как можно более равны (о завернул).
Все. Собираем узел до конца (сошки всякие, рулевые, колесья прикручиваем) и ездим.

Через 500 км (если тока асфальт - то 1000 примерно) снова снимаем колесья и тянем конусные гайки верхних шкворней (предварительно осаживаем шкворень киянккой), тянем сильно, обычно прокручивалось на пол-оборота еще. Снова одеваем колесья. И наслаждаемся неза%бывающими шкворнями.

ЗЫ Весь вышеописанный процесс был разработан учитывая весь мой личный опыт по обслуживанию шкворней данного авто (я их полностью разбирал 5 или 6 раз в течение месяца). Нашу машину еще не знают специалисты, поэтому они не могут ее нормально сделать.
И еще, после проделданного выше прошу не приходить ко мне с материальными претензиями :)

ЗЗЫ Владелец машины иногда (я это делаю раз в месяц или перед дальней поездкой) пробует подтянуть верхнюю гайку, обычно не тянется, но все может быть :)

Вааще после этого лучше посмотреть затяжку по первости несколько раз, чтобы не прощелкать момент протяжки.

Я бы добавил как необходимую операцию - полировку полусферы шкворня.
И еще совет - обзавестись динамометрическим ключем.
После выставления размеров от ПК до ШОПК можно просто тянуть втулки по-очереди, увеличивая момент затяжки до необходимого по инструкции.

При дальнейшей (через 500-1000 км) подтяжке шкворней необходимо довернуть втулки где-то на 10-20 градусов. Легче это сделать, подтягивая нижний шкворень, т.к. на верхнем будет вся нагрузка вывешенного поворотного кулака. А если не вывешивать, то тянуть надо верхний, но как до него добраться без снятого колеса - не знаю :)
При подтяжке на 10-20 градусов выставленные расстояния изменяются незначительно (

Я бы добавил как необходимую операцию - полировку полусферы шкворня.
И еще совет - обзавестись динамометрическим ключем.
После выставления размеров от ПК до ШОПК можно просто тянуть втулки по-очереди, увеличивая момент затяжки до необходимого по инструкции.

При дальнейшей (через 500-1000 км) подтяжке шкворней необходимо довернуть втулки где-то на 10-20 градусов. Легче это сделать, подтягивая нижний шкворень, т.к. на верхнем будет вся нагрузка вывешенного поворотного кулака. А если не вывешивать, то тянуть надо верхний, но как до него добраться без снятого колеса - не знаю :)
При подтяжке на 10-20 градусов выставленные расстояния изменяются незначительно (

Мосты УАЗ

Мосты УАЗ

На автомобили УАЗ разных моделей и в разное время на заводе устанавливали много вариантов мостов. Попробуем разобраться в этом.

Мост УАЗ Тимкен (гражданский или колхозный)

Это мост разрезного типа, то есть мост состоящий из двух половинок. К этому же типу можно отнести и военный мост (он же редукторный или портальный). С завода гражданские мосты устанавливаются на автомобили УАЗ грузового ряда (буханка, бортовой, фермер), а также на автомобили легкового ряда УАЗ-3151 (469).

Передний гражданский мост Тимкен на автомобили УАЗ 469 и буханка

Передний гражданский мост Тимкен на автомобили УАЗ 469 и буханка

Задний мост Тимкен (гражданский), на автомобили УАЗ 469 и буханка

Задний мост Тимкен (гражданский), на автомобили УАЗ 469 и буханка

Фото редуктора располовиненного гражданского моста

Фото редуктора располовиненного гражданского моста

Фото хвостовика гражданского моста Тимкен

Фото хвостовика гражданского моста Тимкен

На уаз Хантер устанавливаются так называемые гибридные мосты, с чулком от обычных мостов Тимкен и поворотным кулаком от Спайсер.

Передаточные числа моста Тимкен (гражданского).

До июля 1989 г. в гражданские мосты устанавливалась главная пара с передаточным числом 5,125 (41 зуб), сейчас - с передаточным числом 4,625 (37 зубьев), т. е. более "скоростная", но менее "мощная". В магазинах можно найти и те и другие. Заменить "новую" на "старую" главную пару придется, скорее всего, при установке очень больших колес. Заменять главные пары рекомендуется только комплектно (в переднем и заднем мостах), иначе передний мост придется включать исключительно в грязи, на снегу, на песке и т. п., чтобы не вывести из строя раздаточную коробкуи не испортить резину. Как определить передаточное число ? Нужно покрутить кардан руками и сосчитать обороты колеса. Например 46 оборотов кардана - 10 колеса = пара 4,6 и т.д.

Главная пара для УАЗ, мосты Тимкен, гибридный, 37-8, 4.625

Вес гражданских мостов УАЗ:

  • передний мост - 132 кг
  • задний мост - 100 кг

Редукторные (военные) мосты УАЗ

По сути это мост Тимкен, т.е. разрезной, но у него сделан меньше центральный редуктор и имеются бортовые передачи. Заводом военные мосты устанавливались на автомобили УАЗ 469 для армии и УАЗ, Барс. Мосты УАЗ Барс — это военные мосты, но с более широкой колеёй.

Военные мосты УАЗ

Военные мосты УАЗ

Фото военных мостов УАЗ

Фото военных мостов УАЗ

Фото бортового редуктора УАЗ

Фото бортового редуктора УАЗ

Фото заднего военного моста УАЗ

Фото заднего военного моста УАЗ

Портальные мосты УАЗ Барс

Портальные мосты УАЗ Барс

Мосты УАЗ Барс установлены на УАЗ Буханку

Мосты УАЗ Барс установлены на УАЗ Буханку

Передаточные числа военных мостов УАЗ

Передаточное число военных мостов 5,38 (=2,77*1,94 — передаточные числа соответственно главной и бортовой передач) — более тяговитое, но менее скоростное, чем у обычных мостов.

Характеристики военного моста

  • Дорожный просвет: 300 мм (с шинами Я-192 215/90 R15 (31 x 8.5 R15)
  • Колея: 1445 мм
  • Колея редукторных мостов УАЗ Барс: 1600 мм
  • Вес переднего военного моста УАЗ: 140 кг
  • Вес заднего военного моста УАЗ: 122 кг

Схема редукторного (военного) моста УАЗ

Задний мост УАЗ с бортовой передачей:

1 – крышка картера главной передачи; 2 – подшипник дифференциала; 3,13,49 – регулировочные прокладки; 4 – уплотнительная прокладка; 5,7 – подшипники ведущей шестерни; 6,15 – регулировочные кольца; 8,42 – манжеты; 9 – фланец;
10 – гайка; 11 – грязеотражатель; 12 – кольцо; 14 – распорная втулка;
16 – ведущая шестерня главной передачи; 17 – сателлит; 18 – правая полуось; 19 – картер боpтовой пеpедачи; 20,29 – маслоотражатели; 21 – подшипник полуоси; 22,26,40 – стопорные кольца; 23 – уплотнительная прокладка картера боpтовой пеpедачи; 24 – крышка картера боpтовой пеpедачи; 25 – подшипник; 27 – тормозной щит; 28 – тормозной барабан; 30 – болт крепления колеса; 31 – цапфа; 32 – подшипник ступицы; 33,41 – прокладки; 34 – замочная шайба; 35 – ведущий фланец; 36 – гайка подшипников ступицы; 37 – стопорная шайба; 38 – втулка; 39 – ведомый вал боpтовой пеpедачи; 43 – подшипник ведомого вала; 44 – ведомая шестерня боpтовой пеpедачи; 45 – специальная гайка; 46,50 – пробки сливных отверстий;
47 – ведущая шестерня боpтовой пеpедачи; 48 – правая чашка коробки сателлитов; 51 – картер главной передачи; 52 – шайба шестерни полуоси;
53 – шестерня полуоси; 54 – ось сателлитов; 55 – ведомая шестерня главной передачи; 56 – левая чашка коробки сателлитов; 57 – левая полуось

Схема заднего военного моста УАЗ

Схема заднего военного моста УАЗ

Поворотный кулак переднего моста УАЗ с бортовой передачей:

а – сигнальная канавка;
I – правый поворотный кулак; II – левый поворотный кулак; III – муфта отключения колес (вариантное исполнение см. рис. 180, IV); 1 – сальник; 2 – шаровая опора; 3 – шарнир поворотного кулака; 4 – прокладка; 5 – пресс-масленка; 6 – шкворень; 7 – накладка; 8 – корпус поворотного кулака; 9 – втулка шкворня; 10 – подшипник; 11 – ведомый вал боpтовой пеpедачи; 12 – ступица; 13 – ведущий фланец; 14 – муфта; 15 – шаpик фиксатора; 16 – защитный колпак; 17 – болт муфты; 18 – цапфа; 19 – стопорная гайка;
20,23 – опорные шайбы; 21 – ведущая шестерня боpтовой пеpедачи; 22 – стопоpный штифт; 24 – кольцо уплотнительное резиновое; 25 – упорная шайба; 26 – кожух полуоси; 27 – болт ограничения поворота; 28 – упор-ограничитель поворота колеса; 29 – рычаг поворотного кулака

Схема поворотного кулака переднего военного моста с бортовой передачей

Схема поворотного кулака переднего военного моста с бортовой передачей

Устройство военного моста (фото)

Пыльник поворотного кулака УАЗ редукторный мост

Пыльник поворотного кулака УАЗ редукторный мост

Фото вскрытого бортового редуктора военного моста УАЗ

Фото вскрытого бортового редуктора военного моста УАЗ

Фото разобранных бортовых редукторов УАЗ

Фото разобранных бортовых редукторов УАЗ

Грибок военного моста УАЗ

Грибок военного моста УАЗ

Ремонт редукторного моста УАЗ

Ремонт редукторного моста УАЗ

Монтаж автоподкачки ИЖ-Техно на военный мост

Монтаж автоподкачки ИЖ-Техно на военный мост

Снятие подшипника дифференциала военного моста УАЗ

Снятие подшипника дифференциала военного моста УАЗ

Видео замена и регулировка главной пары на военном мосту УАЗ

Мосты Спайсер УАЗ Патриот и Хантер

Спайсер - не разрезной, цельный мост.

В начале 90-х годов для нового автомобиля УАЗ-3160 на Ульяновском автомобильном заводе были разработаны ведущие мосты типа "Спайсер" с неразъёмным картером.

Отсутствие разъёма в поперечной плоскости моста придаёт конструкции высокую жёсткость, ненагруженность соединения крышки и картера уменьшает вероятность течи по стыку, а размещение главной передачи и дифференциала в едином картере обеспечивает высокую точность зацепления и более благоприятные условия для работы подшипников.

  • Ширина мостов спайсер для УАЗ Патриот - 1600 мм
  • Ширина мостов Спайсер для УАЗ Хантер - 1445 мм

Передний мост Спайсер УАЗ Патриот

Передний мост Спайсер УАЗ Патриот

Задний мост спайсер УАЗ

Задний мост спайсер УАЗ

Дифференциал моста спайсер

Дифференциал моста спайсер

Передний мост УАЗ Хантер с пневмоблокировкой иж-техно

Дифференциал моста Спайсер на УАЗ Хантер

Установка принудительной блокировки ИЖ-Техно в задний мост спайсер

Установка принудительной блокировки ИЖ-Техно в задний мост спайсер

Передаточные числа мостов Спайсер

Выпускаемые заводом в настоящее время мосты типа Спайсер имеют передаточное число 4,111 (37:9) или 4,625 (37:8). Мосты с передаточным числом 4,111 устанавливаются в основном на автомобили с бензиновыми двигателями, а с передаточным числом 4,625 – на автомобили с дизельными двигателями.

Вес мостов Спайсер:

  • Передний мост: 152 кг
  • Задний мост: 162 кг

Видео про замену главных пар на мостах Спайсер

Видео про регулировку хвостовика на мосту Спайсер:

Видео про регулировку главной пары спайсер и выставление теплового зазора:

Видео установка Блокка от ИЖ-техно в мост Спайсер

Мосты Спайсер УАЗ Профи

Задний мост УАЗ Профи - все тот же спайсер, только крепление рессор стало ниже балки моста.

Задний мост спайсер УАЗ Профи

Задний мост спайсер УАЗ Профи

Передний мост УАЗ Профи был изменен, в частности, завод полностью поменял конструкцию поворотных кулаков. При разработке нового моста в качестве образца использовали мост Дана от Джипа Чероки (так заявил технический представитель УАЗа). Теперь кулак поворачивается не на шкворнях, а на шаровых пальцах. Шрус при этом находится снаружи и защищен гофрой, состав которой примерно такой же, как у гофры на сызраньском кардане — Hitrel от Dupont.

Особенности рулевого управления УАЗов с открытыми поворотными кулаками.

Прошло уже более двух лет с того момента, когда я сел за баранку этого пылесоса (с).

Автомобиль приобретался у официального представителя завода в городе Барнаул и прошел всю положенную предпродажную подготовку.

Слегка расстроил аппетит автомобиля, около 14 литров на сотню, поэтому после возвращения с Байкала заменили пары с передаточным числом 4,6 на более скоростные с передаточным числом 4,1. Так же не понравилось отсутствие блокировки в переднем мосту. Система ESP, вкупе с блокировкой заднего моста, как мне показалось, не повышает внедорожных качеств так, как старая добрая проверенная временем блокировка от армейского бронетранспортера именно в переднем мосту, ведь он постоянно пригружен массой ДВС. И, действительно, после ее установки автомобиль стал забираться на такие горки, с которых спускаться было страшно.

Радовались покупке новой машины все члены моей семьи, особенно теплые сиденья понравились. Но радость была недолгая, уже на пробегах чуть более 20 000 километров, при проезде мелких неровностей на скоростях свыше 80 км/час, руль начало «подколбашивать». Я начал подозревать, что практически новый автомобиль поймал весьма токсичную болезнь под названием "шимми". По предыдущему опыту, было известно о том, что болезнь бывает весьма трудноизлечимой. Ситуация усугублялась тем, что предстояла протяженная экспедиция с УАЗБУКой по Монголии. Маршрут предполагал значительные пробеги как по бездорожью, так и по асфальту. Пришлось лезть в подвеску. Диагностика показала - люфт в шкворнях, а дальнейшая разборка лишь подтвердила первоначальный диагноз.

Виновником болезни стал старый знакомый - пластиковый вкладыш.

Вот что ни говори, а стабильность — это признак мастерства. Никак не хочет завод уйти от этих, набивших оскомину, пластиковых вкладышей.

Пришлось в экстренном порядке изготовить комплект шкворней, который с легкой руки форумчанина Волга получил название ШКОТ. На фото ниже самый первый комплект ШКОТов нашего производства.

Времени на испытания особо не было и в Монголию поехал на том, что дали. Шимми пропал, но вместе с ним исчезла и комфортность управления. По трассе можно было держать скорость 100 км/час, но после пары часов за рулем накатывала усталость. Не скажу, что автомобиль метался от одной обочины к другой, но, для удержания его на прямой, приходилось постоянно подруливать, в короткий промежуток времени этого не замечаешь, а на длинных перегонах - утомляет. И все же на этих ШКОТах прошел Монголию, съездил в Москву, Казахстан и совершил пару поездок по Горному Алтаю. После каждой поездки меня встречал вопросительный взгляд интеллектов: притерлись, наконец-то? Но время шло, пробег наматывался, а управляемость возвращаться в комфортную зону никак не желала. Пришлось снова разбирать поворотные кулаки и замерять управляющее усилие. Оно оказалось более 3 кгс*м. А еще по старой версии шкворней мы помним, что сопротивление повороту не должно превышать 2,5 кгс*м. В отличие от старой версии шкворней на ШКОТах нет механизма регулирования натяга и его отсутствие не позволяет восстановить управляющее усилие, что напрямую влияет на ресурс изделия. Нашим инженерам пришлось решать задачу обеспечения постоянства управляющего усилия. А, по традиции, величина гарантийного ресурса не должна была быть менее 100 000 километров пробега. С задачей они успешно справились и в настоящий момент, по мере износа, натяг восстанавливается автоматически. Комфортность управления вернулась и не будь у нас еще и Патриота 2015 года выпуска с закрытыми поворотными кулаками, мы, наверное, успокоились бы. Но периодически оказываясь за рулем "старичка", невольно отмечал больший комфорт в управлении, особенно это было заметно в дальних поездках. На новом Патриоте в нулевой зоне руля присутствовал не то, чтобы люфт, а какая-то пустота. Путем нехитрых манипуляций с кронштейнами продольных реактивных тяг и фиксаторами сайлентблоков добавили пару градусов кастора. Положительный вклад в комфортность управления оказался незначительным, по-прежнему в нулевом положении руля присутствовала пустая зона. Дальнейшие исследования привели нас к "вантузу", так метко УАЗоводы обозвали опору промежуточного рулевого вала. При ближайшем рассмотрении, оказалось, что вал вращается не только вокруг своей оси, но и совершает путешествие по некоей меркурианской орбите. А это значит, что нарушена жесткая связь между валами рулевого управления, что, в свою очередь, снижает остроту рулевого управления (может быть это и не так, но мы приняли это рассуждение за аксиому). Для приведения траектории вращения промежуточного вала в гармоническую окружность наши интеллекты сконструировали опору рулевого вала на основе подшипника с полусферическим внешним кольцом.

Зазоры устранены с помощью пружины и двух демпфирующих резиновых колец.

После установки изделия рулевое управление автомобиля пришло в искомое состояние - пропала пустота, руль налился приятной тяжестью и теперь, чтобы вывести "птичку" из горизонтального положения, нужно приложить усилие.

Проведенные исследования и испытания показали, что добиться комфортного рулевого управления от автомобиля УАЗ с поворотными кулаками открытого типа можно при выполнении следующих условий:

1. В шкворневой системе автомобиля поддерживается постоянное управляющее усилие в пределах 1-2,5 кгс*м. Если оно ниже появляется шимми, если выше - автомобиль утрачивает курсовую устойчивость.

Уаз меняет поступь

С нынешнего года часть машин семейства 3160–3162 ульяновского завода выпускают с измененными мостами. Самое заметное их отличие — увеличенная с 1445 до 1600 мм колея, что благотворно сказалось на внешнем облике автомобиля. Новые мосты — как и прежние, «узкие» на модели UAZ 3160 — неразъемные и во многом повторяют их конструкцию, но у переднего появились нововведения.

Конструкция. Средняя часть, за исключением полуосей, осталась неизменной. Шкворни поворотного кулака теперь заканчиваются сферическими шарнирами и опираются на вкладыши в шаровой опоре. Поверхность шкворней и зажимных втулок — коническая. Новая конструкция позволяет эффективно устранять возникающие в паре трения зазоры, что выгодно отличает ее от прежнего узла. (Там износ цилиндрических поверхностей втулки и шкворня компенсировали, создавая натяг в осевом направлении.) Несколько упростилось обслуживание узла.

Внутри поворотного кулака установлен шариковый шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) типа «Бирфильд». Конструкция хорошо знакома по «самарам» и «десяткам», с той разницей, что здесь шарнир защищен не гофрированной резиной, а куда надежнее — металлом опоры и кулака, как того и требуют условия эксплуатации. Новый ШРУС позволил увеличить максимальный угол поворота передних колес до 32° против прежних 26–27°, что улучшило маневренность машины. Это особенно важно для удлиненных модификаций UAZ 3162.

Обслуживание. Новые шкворни не требуют периодической смазки, в отличие, кстати, от старых, а следовательно, здесь нет пресс-масленки.

Изменилась регулировка затяжки шкворней поворотного кулака (на практике это приходится делать не чаще чем каждые 30 тыс. км). При износе сферических поверхностей вкладышей или шкворней образуется зазор вдоль общей оси шкворней (завод регулирует их с преднатягом). Зазор устраняют подтягиванием зажимной втулки специальным ключом, который входит в комплект инструмента. Выбрав зазор, ключ доворачивают на 10–20°, чтобы создать предварительный натяг: усилие здесь весьма значительное. Гайку шкворня затем затягивают моментом 80–100 Н.м.

Если по тем или иным причинам поворотный кулак разбирали, при сборке надо особо обратить внимание на правильное взаимное положение шаровой опоры и корпуса поворотного кулака, исключив большие смещения сферических шарниров. Перед установкой в узел конические поверхности и резьбу зажимных втулок, «сферы» шкворней и вкладышей смазывают «Литолом-24». Зажимные втулки завинчивают, пока шкворни не упрутся во вкладыши с обеих сторон так, чтобы размеры А и Б расходились не более чем на 0,2 мм. Затем втулки затягивают поочередно с каждой стороны, наращивая крутящий момент через 20–30 Н.м до величины 200–250 Н.м. Полости над втулками заполняют также «Литолом-24», после чего затягивают гайки шкворней.

На собранном узле неравенство размеров А и Б не должно превышать 0,2 мм, зазор в шкворнях не допускается, а момент поворота шаровой опоры (или корпуса кулака) в любую сторону должен быть 10–15 Н.м при отсоединенных тягах и снятом шарнире и уплотнении поворотного кулака.

ШРУСы не требуют регулировок в эксплуатации, а при разборке необходимо применять смазку ШРУС-4 или ШРУС-4М. Выполняя обслуживание автомобиля, нужно следить за состоянием регулировочных болтов, ограничивающих угол поворота колес, чтобы последний не превышал 31–32°.

Перспективы. Пока внедрение «широких» мостов сдерживается возможностями производства, однако, надо полагать, со временем колея 1600 мм станет единой для всех УАЗов. Уже в этом году часть машин на разъемных мостах типа «Тимкен» с колеей 1445 мм будет оснащена новыми ШРУСами, а неразъемные «узкие» мосты моделей 3160 и 3162 комплектуются ими полностью.

Поворотный кулак UAZ 3160 с колеей 1600 мм: 1 — ступица с тормозным диском; 2 — корпус поворотного кулака; 3 — зажимная втулка; 4 — шкворень; 5 — вкладыш шкворня; 6 — ШРУС; 7 — шаровая опора.

Передний мост УАЗ 469: устройство, схема, ремонт

Транспортные средства, к которым принадлежит УАЗ 469, предназначены выполнять свои функции в суровых условиях, сложных климатических зонах, в лесу, горах, на болотистых участках без асфальтового покрытия. Они работают на Крайнем Севере, в Сибири, тайге, высокогорных районах. Чтобы увеличить проходимость УАЗ 469, спереди в авто используется тяговый мост. Машина с колесной формулой 4х4 эффективно преодолевает участки бездорожья, где другая техника не справляется со своими задачами.

Передний мост УАЗ 469

Ведущий передний мост УАЗ 469 87 устроен, как и задний мост УАЗ 469. Все сборочные единицы агрегатов идентичные:

  • чулок или картер;
  • главная передача;
  • дифференциал.

Небольшая разница заключается в направлении резьбы кольца, отражающего масло, установленного в ведущей шестерне передка. Резьба выполнена правосторонней. В дополнение на передке УАЗ 469Б проставлено клеймо «П». Вследствие абсолютной идентичности, они одинаково регулируются, обслуживаются, разбираются, собираются. Также аналогичные все поломки, возникающие в процессе эксплуатации.

Функциональные особенности агрегата:

  • изменение траектории движения транспортного средства;
  • передача, изменение, распределение крутящего момента от двигателя на передние колеса машины, из-за чего появляется повышенная проходимость;
  • передача на кузов толчков, сопротивления колес, осуществляющих контакт с дорожным покрытием;
  • передача всех инерционных усилий, возникающих в движущемся авто, на колеса спереди.

Несмотря на то, что задний и передний мосты выполняют одинаковые функции, но последний, кроме тягового усилия, дополнительно управляет транспортным средством. Вот почему в УАЗ 469 конструкция переднего моста значительно сложнее. Завод производитель изготавливает несколько видов агрегатов.

Джипы из Ульяновска эксплуатируются на автодорогах страны с тремя мостовыми разновидностями:

  • Разрезная конструкция традиционного типоразмера. Это старый образец мостов, распространенные названия которых: обычные, гражданские, колхозные. На самом деле правильное наименование узла – «Тимкен». Такая фамилия конструктора, запатентовавшего конструкцию агрегата.
  • Мост УАЗ 469 с бортовыми редукторами. Другое его название – военный. В технической литературе он чаще всего именуется «П-образный» или «портальный».
  • Неразъемный мост «Спайсер» – передний мост современного типа. Название он также получил по фамилии инженера, запатентовавшего данную разработку.

Схема переднего моста УАЗ 469

Устройство переднего моста УАЗ 469

Схема устройства переднего мост УАЗ 469 видна на рисунке. Пять болтов удерживают шаровую опору на полуосевом кожухе. В нее запрессованы втулки шкворней. Два шкворня фиксируют корпус поворотного кулака сверху на шаровой опоре. Болтами на нем крепится крышка картера редуктора колес. К ней с помощью 6 болтов прикручена цапфа с тормозным щитом.

Стопоры штифтовые предохраняют от проворачивания шкворни в корпусе поворотного кулака. В УАЗ 469 устройство переднего моста выполнено с предварительным натягом поворотного кулака в момент монтажа шкворней поворотного кулака. Значение натяга 0,02…0,10 мм.

Прокладками выполняется регулировка моста УАЗ 469 вместе с предварительным натягом. Их монтаж осуществляется сверху слева между накладкой и корпусом поворотного рычага или справа между рычагом поворотного кулака. Снизу прокладки размещаются между накладками и корпусом поворотного кулака. Чертеж монтажа показан ниже.

Здесь представлены следующие комплектующие и их взаимодействие:

а — сигнальная канавка;
I — правый кулак поворотный;
II — левый кулак поворотный;
III — муфта, которой отключаются колеса;

1 — сальник; 2 — опора шаровая; 3 — шарнир поворотного кулака; 4 — прокладка; 5 — пресс-масленка; 6 — шкворень; 7 — накладка; 8 — корпус поворотного кулака; 9 — шкворневая втулка; 10 — подшипник шариковый; 11 — ведомый вал колесного редуктора; 12 — ступица; 13 — фланец ведущий; 14 — муфта подвижная; 15 — шарик фиксатора; 16 — колпак защитный; 17 — болт муфты; 18 — цапфа; 19 — гайка стопорная; 20 и 23 — шайбы опорные; 21 — ведущая шестерня; 22 — стопорный штифт; 24 — уплотнительное кольцо из резины; 25 — упорная шайба; 26 — кожух полуоси; 27 — болт, ограничивающий поворот; 28 — упор-ограничитель поворота колес; 29 — рычаг поворотного кулака.

Смазка удерживается внутри корпуса поворотного кулака и предохраняется от загрязнения сальником. Он расположен сверху на шаровой опоре и состоит из комплектующих:

  • обойма внутренняя;
  • кольца из резины с пружиной 24;
  • кольцо-перегородка;
  • кольцо уплотнительное из войлока;
  • обойма наружная.

К корпусу поворотного кулака сальник прижимается болтами. Перетекание смазки из картера главной передачи в поворотный кулак исключается наличием внутри шаровой опоры самоподжимных сальников из резины 1 и 3, помещенных в стальную обойму.

Добавлять смазку в шаровую опору следует через пресс-масленки 5 и 10. Аналогичным приемом смазываются шкворни сверху. Тавотницы расположены на рычаге поворотного кулака с правой стороны и на верхней накладке шкворня с левой стороны. Внизу шкворни самотеком смазываются смазкой, поступающей из шаровой опоры.

Шарнир

Шарнир постоянной угловой скорости расположен во внутренней полости поворотного кулака. Данный механизм осуществляет соответствие заданных угловых скоростей между ведущим и ведомым валами, которые постоянно изменяются. Важно поддерживать данный угол одинаковым независимо от этого. Шарнир переднего моста УАЗ-469 состоит из двух вилок. В канавки криволинейной конфигурации помещены четыре шарика.

В центральные гнезда вилок помещен пятый шарик. Это установочный элемент, его функция – центрирование вилок. Продольное перемещение шарнира ограничивают шариковый подшипник 10 и упорные шайбы 25 и 26. Расположенная внутри ведущая вилка шарнира соединяется шлицами с полуосевой шестерней дифференциала.

На конце наружной ведомой вилки расположена ведущая шестерня 21 колесного редуктора. Она насажена на шлицы, служащие только для поворотного кулака. Здесь же находится подшипник роликовый. Одновременно данные детали стопорятся гайкой 19. Ведомая шестерня колесного редуктора внутреннего зацепления болтами соединяется с валом 11.

Картер

Машины УАЗ 469 комплектуются на заводе производителе несколькими вариантами передних ведущих мостов. Соответственно, картеры у каждой модели ведущего агрегата будут различаться. Картер – это корпус моста. Среди автомобилистов еще можно услышать его другое название – чулок. Внутрь картера помещаются шестерни, валы, полуоси, благодаря которым передается вращательное движение от двигателя на колеса.

Мост УАЗ 469 типа Тимкен, гражданский или колхозный, является разрезным. Картер такого моста состоит из двух половин. В каждую из них запрессовываются кожухи, в которых находятся полуоси. После комплектации внутреннего содержания картер такого моста собирается в единое целое. Еще на кожухах установлены предохранительные клапаны. Они ограничивают повышение давления в масляной системе.

На краях картерных кожухов имеются шкворневые узлы. Они состоят из шаровых опор с корпусами поворотных цапф или поворотных кулаков на них. Внутри корпусов шаровых опор установлены ШРУС – шарниры равных угловых скоростей. Наружные цапфы шарниров расположены в ступицах колес. ШРУС УАЗ 469 колхозный мост цена на российских рынках и порталах составляет от 1500 до 3000 рублей.

Рулевое управление

Рулевое управление авто УАЗ 469 тесно сопряжено с передним ведущим мостом, поскольку на нем закреплены основные узлы и детали. Комплектация рулевого управления:

  • Рулевой механизм в сборе с ГУР.
  • Карданный шарнир вала рулевого управления.
  • Сошка рулевого управления.
  • Ремень привода насоса.
  • Насос ГУР с кронштейном, креплением, распоркой кронштейна, уголком распорки.
  • Масляный бачок с кронштейном и хомутом бачка.
  • Масляный фильтр.
  • Комплекты для крепежа.
  • Проставка под вентилятор с крепежными деталями.
  • Дополнительный шкив с крепежом.

Устройство редуктора

Редуктор УАЗ 469 для колес переднего ведущего моста абсолютно идентичен по своему устройству колесному редуктору заднего моста. Единственным отличием от него является установка и крепеж ведущей шестерни, а также конструкция шарикоподшипника 10, монтаж которого осуществляется в специальном стакане. Задний мост УАЗ 469 колхозный мост имеет несколько иное устройство редуктора.

Ведущая шестерня расположена на эвольвентных шлицах ведомой вилки шарнира. Она закреплена вместе с подшипниками специальной гайкой 19, которая после затяжки раскернивается в паз вала переднего моста УАЗ-469. В промежуток между шестерней и роликоподшипником устанавливается опорная шайба 20.

Ведущая шестерня и шарикоподшипник редукторов передних ведущих мостов не являются взаимозаменяемыми с аналогичными деталями задних редукторов. Во всем остальном передние редукторы устроены одинаково с задними и требуют такого же технического обслуживания и ремонта.

Схема подключения

Вал 11 вращается в роликовом подшипнике, который установлен в крышке картера колесного редуктора, и бронзовой втулке, расположенной внутри цапфы 18. На конце вала 11 имеется механизм, отключающий передние колеса машины. Устройство состоит из подвижных муфт 14 и 15. Они расположены на шлицах вала и болта 17 и 16 с пружиной и шариком.

Данные подвижные муфты своими наружными шлицами соединяются с внутренними шлицами ведущих фланцев 13 и 14, которые болтами прикручены к ступицам колес. С целью уменьшения износа металлических поверхностей деталей переднего моста автомобиля УАЗ 469, а также для экономии горючего при поездках машиной в условиях автодорог с твердым покрытием, одновременно с отключением переднего ведущего моста рекомендуется выключать также и ступицы передних колес.

Чтобы осуществить подобное выключение, необходимо снять защитные колпаки 16 и 18. Далее следует выкрутить болты 16 и 17 из отверстия вала 11. Поставить муфту в такое положение, чтобы сигнальная кольцевая канавка «а» на ее плоскости оказалась в одной плоскости с торцом фланца. Когда муфта установлена в требуемое положение, защитные колпаки необходимо завернуть.

Вкручиванием болтов 16 и 17 необходимо включить колеса. Болты следует надежно затянуть. Отключение и включение должны осуществляться на двух колесах переднего ведущего моста одновременно. Не допускается включение переднего моста при отключенных колесах!

Техническое обслуживание

ТО позволяет поддерживать передний ведущий мост транспортного средства в рабочем состоянии. Благодаря обслуживанию, снижается интенсивность износа деталей и узлов. Важно то, что при его выполнении предупреждается возникновение неисправностей, они выявляются на ранних стадиях для своевременной ликвидации.

  • ежедневное – ЕО;
  • первое – ТО-1;
  • второе – ТО-2;
  • сезонное – СО.

Периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 регламентируется ГОСТ 21624-81.

Категории эксплуатационных условий Периодичность технического обслуживания, км
ТО-1 ТО-2
I 4000 16000
II 3600 14000
III 3200 12000
IV 2800 11200
V 2400 9600

Отличия военных мостов от гражданских

Военные и гражданские мосты различаются между собой тем, что в конструкции первых имеется не только главная передача, но и колесные бортовые редукторы. Редуктор УАЗ 469 повышает усилие крутящего момента, получаемое каждым колесом, из-за этого машина с военным мостом имеет гораздо лучшую проходимость на пересеченной местности и в тяжелых условиях бездорожья.

Немалым достоинством подобной компоновки является то, что ось военного моста автомобиля с бортовыми редукторами на 4 см выше, чем ось гражданской машины. За счет этого клиренс транспортного средства расположен существенно выгоднее при преодолении дорожных препятствий. Вместе с тем военные мосты изготавливаются с суммарным передаточным числом, которое значительно больше, чем у всех остальных конструкций. Как раз этим достигается существенное повышение крутящего момента. Автомобиль с подобными характеристиками несколько уступает своим аналогам по скоростным показателям.

Двигатель, все время работая в условиях высоких оборотов коленчатого вала, вырабатывает свой ресурс существенно быстрее. Передаточное число мостов старого образца гражданского типа 4,625 либо 5,125. Это зависит от числа зубьев ведомой шестерни главной передачи.

В военных же мостах передаточное число составляет 5,38. У главной передачи оно 2,77, у бортовых редукторов 1,94. Для мостов типа Спайсер передаточное число 4,111. Это касается карбюраторных машин. Передаточное число машин с дизельным движком 4, 625.

На любых мостах устанавливается принудительная либо автоматическая блокировка дифференциала на УАЗ 469 гражданские мосты. Привод блокировки используется самый различный:

  • пневматический;
  • электрический;
  • механический.

При установке пневматического привода автомобиль дооборудуется пневматической системой самой простой конструкции. Кроме блокировки на УАЗ 469 на гражданские мосты, она может решать много сопутствующих задач.

Различные мосты в авто УАЗ 469 различаются шириной колеи. Гражданские, военные мосты раньше производились шириной 1443-1445 мм. Сейчас завод практикует выпуск агрегатов шириной до 1600 мм. Главным образом, это современная конструкция Спайсер. Вес моста УАЗ 469 колхозного 120 кг, военного 140 кг.

Читайте также: