Схема запчастей ваз 21099

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Руководство по ремонту Ваз 21099 Лада Самара

ВАЗ 21099 1990-2008


Переднеприводной седан с бензиновым двигателем объемом 1,5 литра и 5-скоростной механической коробкой передач. Стабильность ходовых качеств и надежная управляемость переднеприводных автомобилей семейства Самара сочетается в этой модели с престижностью кузова седан.

Оснащение панели включает в себя оригинальную комбинацию приборов, переключатели с подсветкой, обеспечивающие электроуправление стеклоподъемниками и блокировкой дверей. Бортовая система контроля оповещает водителя о работоспособности отдельных узлов автомобиля. В комплекте с новой панелью применяется рулевая колонка с регулируемым углом наклона.

Более удобную посадку водителя и пассажиров обеспечит использование нового материала набивок сидений и регулировка точек крепления ремней безопасности по высоте.

BA3-21099 завершает модельный ряд автомобилей семейства "Самара", ремонт которых стал повседневностью для любителя российского автопрома. Стабильность ходовых качеств у традиционных двухобъемников этого семейства гармонично дополняется вариацией с трех объемным кузовом, располагающим автономным багажным отсеком. В престижной троице вазовских переднеприводных "седанов" (2115, 2110, 21099) "девяносто девятая" модель самая доступная.

Позитивно откликаясь на ужесточение экологических требований, и стремясь к повышению комфорта для своих потенциальных обладателей, ВАЗ 21099 целенаправленно приобретает необходимые конструктивные усовершенствования. Причем, ремонт ВАЗ 21099 достаточно частое явление, даже не смотря на все доработки автомехаников. На нашем сайте представлено полноценное руководство по ремонту ВАЗ 21099 онлайн с возможностью скачать.

У автомобиля более экономичный двигатель с распределенным впрыском топлива, удовлетворяющая международным нормам по токсичности система выпуска отработавших газов с нейтрализатором, новая панель приборов от "Самары-2".

"Самара"- седан, слывшая в народе долгое время самой престижной моделью, выпускалась и выпускается только с полуторалитровым мотором (за исключением экспортных комплектаций). Примечательно, что это - первая вазовская модель (не путать с модификацией), индекс которой состоит не из четырех цифр, а из пяти. Объясняется это тем, что при разработке она носила индекс "десятки". В ходе доводочных работ ваз 2110 решено было сделать иным, а получившемуся из "девятки" седану был присвоен "номер" 21099.

У всех автовладельцев на слуху, что выполнить ремонт ВАЗ 21099 может любой, даже самый юный автомобилист. Для того чтобы процесс шел проще и быстрее и есть наш сайт. На нем есть подробная информация, разбитая по разделам и подразделам.

Полезная схема проводки ВАЗ 21099: карбюратор и его электромагнитный клапан



Загрязнённая маслом изоляция быстрее разрушается. По этой причине увеличивается их сопротивление, что обуславливает необходимость периодической чистки. Раскидываем провода зажигания



Такие машины производились до года.



Вышедший из строя блок предохранителей 2. Выключатель обогрева заднего стекла; Последняя зависит от состояния её материала.



Комбинация приборов;



электросхема ваз 2109 Интерактивная

Снимаем низкую панель

Демонтаж низкой панели может потребоваться не только для ее замены, но выполнять ремонт различной степени сложности. Схема проводки ВАЗ 2109 на инжектор будет нашим основным помощником. Кроме нее нам понадобится стандартный набор инструментов.



Оригинальная цветная электрическая схема (2000х1200)

Совет: Для удобства снимаем рулевое колесо, и приборная панель становится доступной для снятия.

Алгоритм работ будет примерно следующим:

  • первым делом нам будут мешать ручки, которые управляют отопителем салона и режимами работы электродвигателя системы отопления, поэтому их придется снять;
  • по бокам винты, которые держат декоративную накладку. Выворачиваем их и немного вытягиваем на себя накладку;



Процесс разборки панели

  • отключаем все колодки с проводами, но лучше пометить их разными цветами, чтобы проводка на инжектор ВАЗ 2109 вернулась впоследствии на свое место. Отсюда запитаны обогрев заднего стекла, противотуманные фары, наружное освещение и аварийная сигнализация;
  • теперь можно отключить прикуриватель и его подсветку;
  • панель, управляющая отоплением в салоне, крепится на 4-х винтах, которые необходимо открутить вместе в винтами козырька приборной доски. О других трудностях данной модели можно прочесть в статье конструктивные ляпы.

Переходим к финальной стадии демонтажа

После того, как, сняли козырек, необходимо сжать фиксаторы и достать комбинацию приборов целиком:

  1. отворачиваем гайку, которой крепится привод спидометра и снимаем его тросик;
  2. далее демонтируем шланг экономайзера, а затем блок питающей проводки (красной и белой). Отбрасываем трос, который отвечает за суточный пробег спидометра, откладываем его отдельно;
  3. согласно фото снимаем ручки, которые включают и регулируют яркость подсветки, а также гидрокорректировку освещения. Берем в руки торцовый ключ, отвинчиваем гайки, крепящие эти регуляторы к корпусу панели;

Теперь можно браться за замок зажигания. На видео ниже можно узнать, как сделать запуск с кнопки. Отсоединяем колодку с проводами. Теперь нужно отщелкнуть фиксатор, блокирующий руль.

  • Для этого вставляем ключ в замок зажигания и оставляем его в нулевом положении;
  • труба рулевой колонки демонтируется вместе с замком;
  • на себя нужно немного выдвинуть привод воздушной заслонки, и снимаем декоративную ручку;
  • выворачиваем 2 винта и снимаем направляющую тяги;
  • последним этапом будет снятие крепящих винтов панели к кузову (боковые и нижние винты). Осталось снять саму панель.



При разборке салона нелишней будет и качественная шумоизоляция
Теперь мы можем приступить к выполнению собственно ремонтных работ. Электропроводка ВАЗ 2109 на инжектор понадобится нам для того, чтобы произвести обратную установку.

Последовательность контроля работоспособности стартера

Если при переводе ключа зажигания в положение «Старт» стартер не подает никаких признаков жизни, необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Измерить мультиметром напряжение на клеммах аккумулятора. Должно быть не менее 12 Вольт для запуска двигателя. Если меньше, следует зарядить аккумуляторную батарею.

2. Далее необходимо произвести измерение качества шины «земля» автомобиля. Следует проверить контакты шины «минус АКБ» — кузов автомобиля и «минус АКБ»-корпус двигателя, собственно, стартера. Это лучше сделать, включив зажигание, и измеряя напряжения между минусом АКБ, металлическими элементами корпуса двигателя и зачищенными элементами кузова двигателя. Напряжения должны быть строго 0,0 Вольт. Если больше, возможно нарушены контакты соединений.

3. Перед проведением дальнейших действий лучше . Во многих автомобилях запуск двигателя может блокировать иммобилайзер, возможно, требуется привязка ключа. Неисправность узлов автоматической коробки переключения передач также может ввести режим запрета на запуск авто.


Советы для владельцев высокой панели

Давайте рассмотрим, чем отличается инструкция по снятию высокой панели на «девятках»:

  • во-первых, снимаем руль, поскольку он будет мешать ремонту;
  • можно снять пластиковую ручку с тяги привода;

Для удобства руль лучше снять

  • так же, как и в случае с низкой панелью, достаем декоративную накладку, для чего нужно вывернуть крепежные винты;
  • снимаем поочередно прикуриватель с пепельницей и рукоятку, регулирующую мощность электромотора вентилятора;
  • достаем декоративные рычаги отопителя;
  • отсоединяем блок проводов, которые питают вентилятор печки и провода, питающие лампу подсветки панели отопления – для этого нам понадобится схема электропроводки ВАЗ 2109 на инжектор;



На фото – процесс снятия панели приборов

  • снимаем рукоятку, регулирующую мощность мотора вентилятора;
  • жгут проводов, который питает переключатель режимов печки можно снимать одновременно с контактами, относящимися к проводам, питающим лампу подсветки панели. О конструктивных особенностях девятого семейства можно узнать, прочтя насколько вариант Samara Baltic лучше отечественных аналогов.

Устройство

Конструктивно стартер КамАЗа представляет собой электрический двигатель с тяговым реле и механическим приводом. Устанавливается данный механизм на картере маховика (находится с левой стороны двигателя). Крепится он на трех болтах со шпильками.

В основе механизма лежит 4-полюсный электродвигатель с последовательным возбуждением. Также в конструкцию стартера входят следующие элементы:

  • Вал привода.
  • Якорь.
  • Задняя и передняя крышка.
  • Коллектор.
  • Щеточный узел.
  • стартера КамАЗа.
  • Обмотка возбуждения.

Все это объединено в металлический корпус. Внешне стартер КамАЗа выглядит так, как показано на фото ниже.


Корпус делается из малоуглеродистой стали. Она служит магнитопроводом, где крепятся сердечники. Корпус закрывается крышками. Задняя скрывает щеточный узел. Передняя — механизм привода. Возбуждающая обмотка разделяется на параллельные ветви, в которых используются последовательно-соединенные катушки. В качестве обмотки используется медный провод с прямоугольным сечением. Один его конец подключается к положительным щеткам, а второй — к изолированному выводу корпуса.


Все катушки пропитываются специальным лаком и дополнительно оплетаются хлопчатобумажной лентой. Витки изолируются кабельной бумагой.

Снимаем магнитолу и так далее

Продолжаем процедуру снятием декоративных ручек управления, одна из которых отвечает за гидрокорректировку фар, а другая регулирует мощность подсветки приборной панели.

Теперь можно приступить к демонтажу регулятора и гидрокорректора освещения.

Придется вооружиться торцевым ключом, подходящим под крепежные гайки:

  1. проталкиваем их вовнутрь, их позже можно будет достать;
  2. нужно открутить дефлекторы воздуха, отвечающие за обогрев боковых стекол, расположенные с левой и правой стороны;
  3. берем крестовидную отвертку и выворачиваем винты крепления верхней накладки на поверхности;
  4. можно демонтировать с панели регулятор наружного освещения – с этой целью поддеваем его плоским предметом, например, отверткой, и достаем до тех пор, пока позволяет проводка;
  5. отсоединяем питающий жгут от переключателя;
  6. снимаем своими руками магнитолу и вынимаем стандартное гнездо под радиоаппаратуру, если оно имеется;
  7. отворачиваем центральный винт, который крепит накладку панели;

Все, можно снимать саму накладку.

Совет: Перед этим сдвиньте защелки, находящиеся под приборной доской. Вооружаемся двумя плоскими отвертками, вставляем их по краям панели и приподнимаем ее, слегка надавив с боков. Можно демонтировать всю торпеду полностью.

Теперь пришла пора проводов питания от прикуривателя и его подсветки. Можно отсоединять проводку аварийной сигнализации и лампу подсветки.

  • пришла очередь декоративной накладки переднего динамика, а также переключателей обогрева стекла и задних противотуманок. Можно снимать и сам динамик;
  • далее автолюбителю следует засунуть руку под динамик в отверстие, после чего отключаем жгуты проводки, которая питает обогрев и противотуманные фары;

Ремонт электросхемы

У Ваз 2109 схема электропитания имеет в своей основе общие принципы подключения. Плюс идет от аккумулятора на все приборы. Минус у каждого подведен отдельно, от того узла, о работе которого сигнализирует конкретная лампочка. Большинство поломок можно устранить своими руками.

Любое видео расскажет вам, что при отказе от работы нескольких индикаторов, следует начинать с проверки исправности предохранителей. Открыв капот, вы увидите справа под ним черную коробочку со схемой расположения каждого конкретного прерывателя. Выберите нужный предохранитель и замените.

Перед началом ремонта вспомните, что инструкция работы с электрическими схемами, независимо от напряжения и силы тока, требует отключить питание и разрядить имеющиеся конденсаторы. Не стоит рисковать своим здоровьем. Тем более что вы можете случайно замкнуть контакты и спалить полностью всю плату.

В случае отказа контрольных ламп, проверьте крепление в гнездах, зачистите контакты и подожмите их, которые со временем окисляются, замените лампы. С помощью тестера убедитесь, что нет обрыва провода.

Наиболее часто сбои случаются в работе показаний уровня топлива. Следует проверить настройку поплавка, который может быть сбит и обмотку резистора, отвечающую за отклонение стрелки. Для этого вам необходимо демонтировать датчик, прозвонить цепь, убедившись в ее исправности и целостности. Затем произведите регулировку ограничителя. Все это делается после проверки годности предохранителей.

Если стрелка показания уровня топлива все время скачками меняет свое положение, ослаб контакт токосъемника и резистора. В этом случае лучше всего заменить сам датчик, поскольку исправлений данного отклонения не будет эффективным.

Как снимать комбинацию приборов

Отворачиваем пару винтов, крепящих комбинацию приборов, и снимаем ее. Слегка тянем ее на себя, отвернув гайку крепления, и снимаем трос спидометра.



Внешний вид снятого пластикового элемента

  • теперь можно отключать блок с питающими проводами и откладывать его в сторону;
  • точно так же действуем по отношению к замку зажигания, а также отбрасываем «массовый» провод с реле зажигания;
  • с каждой стороны откручиваем пару нижних винтов, которые крепят консоль;
  • можно разъединять провода, которые питают подсветка перчаточного ящика;
  • откручиваем винты, которые держат панель отопителя, после чего ее можно смещать книзу, чтобы не создавала помех;
  • выкручиваем винты тяги отопителя в салоне;
  • осталось вывернуть последние винты панели – центральный и верхние боковые. Панель полностью в наших руках.

Подрулевые переключатели Ваз 2109

Ваз 2108 2109 21099 имеет подрулевые переключатели: справа — дворники и омыватель, слева — повороты и дальний свет фар. Подрулевые переключатели подсоединены к проводке автомобиля и при определенных положениях замыкают различные контакты в разъеме. Часто бывает, что подрулевые переключатели выходят из строя. Например, когда в машине поиграли дети, которые очень любят все щелкать. Замена переключателей поворотов: 1) Откручиваем пластмассовую защиту рулевого механизма.



Откручиваем кожух рулевого колеса

2) Вынимаем переключатель поворотов с разъемом по салазкам из места установки.



Вынимаем переключатель из салазок

3) Отсоединяем электрический разъем и меняем переключатель поворотов.



Отсоединяем электрический разъем

Замена подрулевого переключателя дворников аналогична, просто он находится справа от рулевого колеса. Зачастую причиной того, что у девятки не работают повороты бывает сам переключатель поворотов.



Контакты переключателя

Проверка переключателя поворотов осуществляется с помощью мультиметра. Мультиметр ставится на прозвонку и вызванивается какие контакты замыкаются при различных положениях переключателя. Контакты 49а-49aL замыкаются между собой если указатель левого поворота включен. Контакты 49а-49aR замыкаются между собой если указатель правого поворота включен. Контакты 56-56b замкнуты, если выбран ближний свет фар. Контакты 30-56а замкнуты при сигнализации дальним светом фар(не фиксированное положение). Контакты 56-56а замкнуты, если выбран дальний свет фар. Проверка переключателя стеклоочистителей и омывателя аналогична проверке переключателя поворотов, схема замыканий у него следующая: Контакты 53е-53,53а-j замыкаются между собой если выбрана прерывистая работа стеклоочистителя (не зафиксированное положение). Контакты 53е-53, 53а-j замкнуты, если прерывистая работа стеклоочистителя зафиксирована. Контакты 53а-53 замкнуты, если выбрана первая скорость работы стеклоочистителя. Контакты 53a-53b замкнуты, если выбрана вторая скорость работы стеклоочистителя. Контакты 53ah-W замкнуты, если выбран омыватель и стеклоочиститель (не зафиксированное положение). Названия контактов нанесены со стороны электрического штекера на самом подрулевом переключателе.



Переключатель заменен

Оставьте комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Схема ВАЗ-21083, ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099 с панелью приборов 21083, с монтажным блоком 2114-3722010-60, выпуск — с 1998г


1 — блок фара; 2 — электродвигатели очистителей фар ваз 21099; 3 — противотуманные фары; 4 — выключатель подкапотной лампы; 5 — звуковой сигнал; 6 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 7 — датчик включения электродвигателя вентилятора; 8 — датчик износа колодок передних тормозов; 9 — генератор ваз 21099; 10 — электромагнитный клапан включения омыва фар ваз 21099; 11 — электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла; 12 -электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла ваз 21099; 13 — электродвигатель омывателя стекол; 14 — датчик контрольной лампы давления масла; 15 — датчик уровня масла; 16 — датчик уровня омывающей жидкости; 17 — датчик расхода топлива ваз 21099; 18 — электромагнитный клапан карбюратора ваз 21099; 19 — концевой выключатель карбюратора; 20 — реле включения стартера ваз 21099; 21 — свечи зажигания ваз 21099; 22 — датчик-распределитель зажигания; 23 — датчик скорости автомобиля; 24 — блок управления электромагнитным клапаном карбюратора ваз 21099; 25 — колодка диагностики; 26 — катушка зажигания ваз 21099; 27 — выключатель света заднего хода; 28 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 29 — стартер ваз 21099; 30 — датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра; 31 — коммутатор ваз 21099; 32 — аккумуляторная батарея; 33 — датчик уровня охлаждающей жидкости; 34 — реле включения противотуманных фар; 35 — датчик уровня тормозной жидкости; 36 — монтажный блок ваз 21099; 37 — штепсельная розетка для переносной лампы; 38 — блок управления блокировкой замков дверей; 39 — подкапотная лампа; 40 — электродвигатель очистителя ветрового стекла; 41 — лампа освещения вещевого ящика; 42 -электродвигатель вентилятора отопителя; 43 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 44 — переключатель вентилятора отопителя; 45 — лампа подсветки рычагов отопителя; 46 — моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 47 — моторедукторы блокировки замков передних дверей; 48 — моторедукторы блокировки замков задних дверей; 49 — выключатель зажигания ваз 21099; 50 — переключатель электростеклоподъемника правой двери; 51 — переключатель электростеклоподъемника левой двери; 52 — реле зажигания; 53 — подрулевой переключатель; 54 — маршрутный компьютер ваз 21099; 55 — прикуриватель; 56 — регулятор освещения приборов ваз 21099; 57 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 58 — выключатель стоп-сигнала; 59 — контрольная лампа включения обогрева заднего стекла; 60 — выключатель обогрева заднего стекла; 61 — выключатель противотуманных фар; 62 — контрольная лампа включения противотуманных фар; 63 — контрольная лампа включения заднего противотуманного света; 64 — выключатель заднего противотуманного света; 65 -боковые указатели поворота; 66 — выключатели плафона на стойках дверей (на ваз-21093 и ваз-21099); 67 — предохранитель цепи противотуманного света; 68 — выключатель наружного освещения; 69 — панель приборов ваз 21099; 70 — выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 71 — выключатель аварийной сигнализации; 72 — плафон; 73 — разъем для подключения к плафону индивидуального освещения; 74 — задние фонари; 75 — фонари освещения номерного знака; 76 -электродвигатель очистителя заднего стекла; 77 — элемент обогрева заднего стекла; 78 — датчик указателя уровня и резерва топлива.

Второй вариант электросхемы автомобиля ВАЗ-21099


1 – блок-фара; 2 – моторедуктор очистителя фары; 3 – противотуманная фара; 4 – звуковой сигнал; 5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 – выключатель подкапотной лампы; 7 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 8 – наконечники проводов, подключаемые к датчику 7 в случае установки монтажного блока типа 17.3722; 9 – разъемы для подключения к датчикам износа колодок передних тормозов; 10 – датчик уровня омывающей жидкости; 11 – электромагнитный клапан включения омыва фар; 12 – электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла на ВАЗ-21099 не устанавливался; 13 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла; 14 – электродвигатель омывателя стекол; 15 – датчик уровня масла; 16 – генератор; 17 – датчик контрольной лампы давления масла; 18 – концевой выключатель карбюратора; 19 – свечи зажигания; 20 – электромагнитный клапан карбюратора; 21 – подкапотная лампа; 22 – датчик-распределитель зажигания; 23 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 24 – моторедуктор очистителя ветрового стекла; 25 – катушка зажигания; 26 – стартер; 27 – коммутатор; 28 – реле включения стартера; 29 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 30 – датчик уровня тормозной жидкости; 31 – выключатель света заднего хода; 32 – аккумуляторная батарея; 33 – реле включения противотуманных фар; 34 – датчик уровня охлаждающей жидкости; 35 – монтажный блок; 36 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 37 – выключатель стоп-сигнала; 38 – блок управления блокировкой замков дверей; 39 – прикуриватель; 40 – лампа освещения вещевого ящика; 41 – электродвигатель вентилятора отопителя; 42 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 43 – переключатель вентилятора отопителя; 44 – лампа подсветки рычагов отопителя; 45 – моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 46 – моторедукторы блокировки замков передних дверей; 47 – моторедукторы блокировки замков задних дверей; 48 – выключатель очистителей фар; 49 – выключатель электростеклоподъемника правой передней двери; 50 – выключатель зажигания; 51 – выключатель электростеклоподъемника левой передней двери; 52 – реле зажигания; 53 – колодки для подключения к элементам обогрева передних сидений; 54 – выключатель обогрева правого переднего сиденья; 55 – выключатель обогрева левого переднего сиденья; 56 – реле включения обогрева передних сидений; 57 – предохранитель цепи обогрева передних сидений; 58 – выключатель освещения приборов; 59 – подрулевой переключатель; 60 – контрольная лампа включения обогрева заднего стекла; 61 – выключатель обогрева заднего стекла; 62 – контрольная лампа включения противотуманных фар; 63 – выключатель противотуманных фар; 64 – контрольная лампа включения заднего противотуманного света; 65 – выключатель заднего противотуманного света; 66 – боковой указатель поворота; 67 – выключатель плафона на стойке задней двери; 68 – выключатель плафона на стойке передней двери; 69 – плафон индивидуального освещения салона; 70 – плафон; 71 – выключатель наружного освещения; 72 – комбинация приборов; 73 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора*; 74 – выключатель аварийной сигнализации; 75 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации; 76 – колодка для подключения к маршрутному компьютеру; 77 – задний фонарь; 78 – колодка для подключения к элементу обогрева заднего стекла; 79 – моторедуктор очистителя заднего стекла; 80 – колодки для подключения к дополнительному стоп-сигналу; 81 – фонари освещения номерного знака; 82 – датчик указателя уровня и резерва топлива.

РЕМОНТ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ ЗАРЯДНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ АКБ

ВАЗ-2108 -2109 -21099 руководство по эксплуатации, техобслуживанию и ремонту


ВАЗ 2109

Сегодня ремонт кузова Ваз 2109 своими руками проводится многими владельцами этого автомобиля. Да и вообще, с кузовными проблемами сталкивается немалая часть любителей отечественного автопрома. Цена ремонта кузова Ваз 2109 в автосервисах оставляет желать лучшего, вот и приходится самостоятельно заниматься некоторыми видами работ.

В действительности, ничего сложного в замене отдельных элементов кузова «девятки» нет. Если под рукой будет нужный инструментарий, то не составит особой сложности заменить, к примеру, сгнившую арку или дно машины, порог или бампер. Из статьи вы узнаете, как это сделать без потери большого количества времени и сил.

Инструменты

Прежде чем перейти к непосредственной инструкции ремонта кузова Ваз 2109, хотелось бы остановиться на выборе правильных инструментов. Каждый профессионал, мастер своего дела подтвердит то, что хороший инструмент – это половина успешного завершения любой ремонтной операции.

Итак, список необходимых инструментов на кузовной ремонт «девятки» довольно-таки широк, так как работа отнюдь не простая и потребует немалого количества специфических приборов:

  • Обязательны специальные молотки, хотя бы 3 их вида с разными размерами для проведения рихтовочных работ;
  • Болгарка с насаженными кругами (нужны разные диски, прекрасно снимающие ЛКП и ржавчину);
  • Желательно, чтобы в гараже имелся баллон с углекислотой (примерно на 10 куб);



Кузовной ремонт ваз 2109 и инструмент

  • Без сварки при кузовных работах, как без рук (лучше подобрать аппарат с макс. током 150 А);
  • Хорошие зубила с закаленными остриями и несколько таких же сверл по металлу;
  • Подъемник (лучше, чтобы было 2 домкрата);
  • Хорошая щетка по металлу (она понадобится для зачистки ржавых участков кузова);
  • Стандартный комплект инструментов автомобилиста (ключи, отвертки и т.д).

Как снять передний бампер на ВАЗ 2109 (видео)

Учитывая нынешние возможности в плане покупки запчастей, материалов, инструментов, а также относительной простоты конструкции автомобиля ВАЗ 2109, провести ремонт кузова своими руками — задача далеко не самая сложная. Многие выполняют самостоятельно кузовные работы, не уступая по качеству специализированным мастерским.



Задача – вернуть качество

Алгоритм проведения кузовных работ на «девятке» в общих чертах



Ваз 2109 кузовной ремонт

Ознакомимся с процессом проведения работ пока что в общих чертах:

  • В первую очередь надо будет снять те участки кузова, которые прогнили или деформировались;
  • На «девятке» со временем гниет быстрее всего передний пол с порогами и усилителями, днище в задней части, двери и крылья.

Примечание. Невозможно бывает даже поставить домкрат, так как в негодность приходит предусмотренный производителем участок под него (поддомкратник). Чтобы работать в этом месте, автомобиль можно поднять, используя вместо упора подмоторную балку.

  • Капот «девятки» тоже не может «похвастаться» выносливостью. В том месте, где стоит АКБ, он покрывается ржавчиной;
  • Пол топливного бака – считается тоже заметной проблемой на «девятке»;
  • Та же участь постигает со временем отражатели оптики, глушитель и другие части.

Вообще, коррозия – это проблема номер один для отечественных автомобилей. Вроде бы, уровень антикоррозийной защиты на них проведен неплохо, но ржа со временем проедает все, и от этого никуда не деться.



Ремонт кузова ваз 21099

  • Осуществляется разборка моторного отсека, обязательно сливается ОЖ и радиатор;
  • Убираются двери;
  • Если впереди установлен телевизор (усилитель), то и его надо разобрать;
  • Гнилые участки придется срезать болгаркой;
  • Отрезать также придется ржавые панели, крылья;
  • Дыры можно просто заварить или поставить заплатки;
  • На проблемные участки рекомендуется ставить дополнительные металлические куски;
  • Брызговики надо обязательно усилить новыми элементами, а затем прихватить точечной сваркой;
  • Обязательна также подгонка новых деталей к кузову, чтобы не вышло никаких проблем;
  • Крепление крыльев, порогов желательно осуществлять саморезами, болтами с последующей сваркой деталей.

Примечание. Обязательно и восстановление геометрии кузова, что занимает немало времени. Нужен будет стапельный станок, на который придется зафиксировать автомобиль. На стапеле имеются специальные зажимы, обеспечивающие надежную фиксацию машины. Подробнее о контрольных точках «девятки» можно прочитать ниже.

  • После этого можно приступить к свариванию нового пола. На данном этапе работ широко используются заплаты, усилители и соединители. Обязательно в конце покрыть все участки антикором;
  • Арки лучше поставить тоже новые, а не заморачиваться с их ремонтом.



Контрольные точки кузова ваз 21099 и их замеры

Покрывать арки желательно смолой, смешанной с отработанным маслом. Это отличное средство против ржи, только вот на днище его не наложишь по известным причинам.

Восстановление коррекции изначального состояния кузова и деталей своими руками подразумевает, как правило, простую покраску и удаление вмятин. Не обходится без полировки, которая неплохо защищает поверхность от коррозии.



Ваз 21099 ремонт кузова на стапеле

Что касается полного восстановления кузова, попавшего в ДТП, то здесь уже потребуется услуга профессионалов. Только в автосервисе можно правильно восстановить кузов, согласно базовым контрольным точкам. Здесь и оборудование соответствующее есть, и специфическая технология проведения мастерам хорошо известна.

В любом случае перед осуществлением ремонтных работ проверить состояние кузова надо. Наиболее известный способ проверки подразумевает измерение дистанций между контрольными точками и последующая их сверка с паспортными показателями.

Конкретно проверяется кузов так:

  • Сверяются размеры по диагонали;
  • Изучается состояние стоек автомашины;
  • Крыша подвергается зрительному осмотру, замеряются размеры диагоналей дверной рамы и самой крыши;
  • Особое внимание уделяется замеру лобовой и задней оконной рамы;
  • Наконец, требуется подробный зрительный осмотр автомобиля со всех ракурсов. Может где выпуклость имеется, зазор больше и так далее.



Размеры кузова «девятки»

Слабые места

Какими слабыми местами обладает кузова отечественной девятки? Попробуем узнать.

При обнаружении прогнивших или деформированных элементов кузова автомобиля, их необходимо снять и выполнить соответствующие мероприятия по восстановлению целостности данных участков.

К наиболее уязвимым участкам кузова ВАЗ 2109 относят:

  • Передний пол, пороги с усилителями, двери, крылья и днище задней части кузова;
  • Капот имеет относительную выносливость, но с течением времени начинает терять прежние свойства. Особенно сильно страдает участок над аккумуляторной батарее. Здесь чаще всего владельцы девятки замечают образование ржавчины;
  • Заметная проблема, с которой сталкиваются многие водители — это пол топливного бака;
  • Отражатели оптики, глушитель также не могут похвастаться длительным сроком без появления признаков ржавчины.



Коррозия очевидна

Борьба с проблемами в общих чертах

Чтобы избавиться от проблемы образования ржавчины на кузове, необходимо проделать определенную работу. Самостоятельно или с помощью специалистов, решайте сами.

  1. Разберите моторный отсек, слейте охлаждающую жидкость и снимите радиатор.
  2. Снимите все двери.
  3. Если впереди имеется усилитель (телевизор), тогда его также предстоит разобрать.
  4. С помощью болгарки срезаются все поврежденные участки;
  5. Если проржавели крылья, панели, их придется срезать.
  6. Если образовались отверстия, дыры из-за коррозии, их можно заварить или использовать заплатки.
  7. Участки, которые не отличаются высокой коррозийной стойкостью, рекомендуется дополнительно закрывать металлическими вставками.
  8. Брызговики специалисты советуют усилить дополнительными вставками, после чего закрепить точечной сваркой.
  9. Новые детали кузова, которые устанавливаются на место проржавевших, обязательно подгоняются в соответствии с нормативами.
  10. Крылья и пороги после обработки крепят на саморезы, болты и сварку.
  11. Восстановление геометрии кузова является обязательным мероприятием, на которое тратится большая часть времени. Для этого вам потребуется стапельный станок, на котором фиксируется машина, и выполняется подгонка в соответствии с нормами контрольных точек.
  12. Следующий этап — это сварка нового пола, если таковой потребовался в результате оценки состояния кузова. При восстановлении пола используют заплатки, соединители и усилители. На завершающем этапе пол покрывается антикоррозийными составами.
  13. Арки проще приобрести новые, нежели пытаться восстановить старые. Покрывать их можно смолой и отработанным маслом, смешанными между собой. Такая смесь отлично противостоит ржавчине. Только ни в коем случае не используйте такой состав для обработки днища.

В процессе кузовного ремонта зачастую требуется поднимать машину на домкрате. Если участки для домкрата проржавели, для поднятия авто используйте подмоторную балку.



Дыры, ржавчина

Зачастую самостоятельно кузов ремонтируется в том случае, если пострадали небольшие участки, образовались вмятины или дыры из-за воздействия ржавчины. Помимо исправления геометрии, выполняется покраска и полировка.

Более серьезные деформации повреждения, вызванные столкновениями, ДТП, обязательно подразумевают обращение в специализированные мастерские. Здесь, ориентируясь на контрольные точки и используя профессиональное оборудование, можно максимально корректно восстановить кузов, не нарушая его геометрия, сохраняя жесткость и прочие заводские параметры. Иногда их можно даже улучшить.

Основные паспортные размеры между контрольными точками кузова Ваз 2109

Диагональ переднего дверного проема от крайней точки нижнего порога до середины крыши1345 мм (плюс/минус 5 мм)
Диагональ переднего дверного проема от крайней нижней точки лобового стекла до середины нижнего порога1000 мм (плюс/минус 5 мм)
Расстояние между участком передних дверных петлей до стойки по прямой линии963 мм (плюс/минус 5 мм)
Диагональ заднего дверного проема от точки, где нижний порог соединяется с центральной стойкой дверей до крыши1112 мм (плюс/минус 5 мм)
Диагональ заднего дверного проема от верха центральной стойки до нижнего порога860 мм (плюс/минус 5 мм)
Длинная диагональ задней боковой оконной рамы706 мм (плюс/минус 3 мм)
Короткая диагональ задней боковой оконной рамы383 мм (плюс/минус 3 мм)
Диагональ капота1610 мм (плюс/минус 5 мм)
Расстояние от середины капота до середины лобового стекла712 мм (плюс/минус 5 мм)

Интересное видео про ремонт и рихтовку кузова «девятки»

Бамперы на «девятке»: ремонт и замена



Автомобиль ваз 21099 ремонт кузова

Часто задний и передний бамперы на «девятке» снимаются для осуществления их ремонта или для восстановления других частей кузова. Научиться правильно и без проблем снимать их все равно придется, как ни крути, если кузовной ремонт владелец намерен осуществлять самостоятельно.

Демонтаж

Итак, для того чтобы снять бампер сзади:

  • Сбоку находим гайки, фиксирующие бампер к кузову, и отворачиваем их (как правило, с каждой стороны бывает по 2 крепежных элемента);
  • Находим гайки переднего крепления бампера и отворачиваем теперь их (бампер рекомендуется придерживать, чтобы он не упал).

Аналогично проводится и снятие переднего бампера, только здесь надо еще снять пластиковые подкрылки.

Покраска



Черный бампер на Ваз 2109

Предпочтительный цвет бамперов на «девятке» — извечная тема для дискуссий между любителями этой модели авто. Многие на стороне классического черного цвета, хотя находятся и те, кто считает, что цвет бампера должен гармонировать в тон с расцветкой автомобиля.

Как бы там ни было, осуществить покраску и декоративный ремонт несложно. Бамперы надо будет демонтировать, хорошенько осмотреть на наличие деформаций. Если они имеются, то придется элементы отрихтовать, а остальные части зачистить от старой краски и ржавчины.

Внимание. Если бампер пластиковый, то его дефекты можно заделать шпаклевкой.

Пластиковые бамперы превосходно очищаются от ржавчины и краски с помощью наждачной бумаги с размерами зерна 200-400. Если на бампере имеются дыры, то их можно закрыть кусочками пластика, снятого со старых бамперов или других пластиковых элементов. Как известно, пластик между собой хорошо склеивается паяльником с мощностью 40-60 Вт.



Бампер сзади ваз 2109

Вообще, части поврежденного пластикового бампера можно скрепить 4-я способами.

  1. Путем плавки пластмассы самого бампера или дополнительных накладок. Ширину спаянного шва в этом случае можно оставлять в 1,5 см, а что касается глубины спайки, то она должна зависеть от толщины бампера.
  2. Путем соединения параллельными швами. В этом случае поможет и обычная проволока, и гвозди со снятыми шляпками, и другие подручные средства. Надо будет просто впаять эти своеобразные крепежи с обратной стороны бампера.
  3. Более сложный вариант подразумевает использование гибкой проволоки, лучше медной. Она уже впаивается аналогично 3-у способу, только зигзагом, змейкой изнутри. Если провести данный метод с обратной стороны бампера нет возможности, змейку можно выделать и с лицевой.
  4. Решетка соединит куски бампера между собой прочнее всех. Для этого надо вооружиться сеткой (подойдет кусок декоративной решетки радиатора).

Если не удалось найти аналогичных кусков пластика, то можно воспользоваться и другими материалами:

  • Той же решеткой, подогнутой по форме бампера. После того, как сетка будет впаяна в бампер, надо взять какой-нибудь схожий по эластичным показателям с материалом бампера пластик, и расплавляя его, наложить на сетку. Границы штатного пластика надо аккуратно совокупить с краями наложенного материала. После того, как пластмасса затвердеет, надо все разгладить и отшлифовать;
  • Можно нарастить недостающую часть пластика шпаклевкой. Только ее надо будет смешать с «эпоксидкой». Обязательно проведение шлифовки на заключительном этапе;
  • Шпаклевку смешивают и со стекловолокном.

Двигатель

В зависимости от модификаций производители комплектовали автомобили одним из трёх вариантов двигателей:

  • 1,3-литровым двигателем, мощностью 65 л.с.;
  • 1,1-литровым мотором, мощностью 53 л.с.;
  • 1,5-литровым двигателем, мощностью 72 л.с.

Распространённая неисправность двигателей — выход из строя системы охлаждения. На большинстве автомобилях модели плохо затянуты болты крепления головки блока. От обрыва ремня ГРМ гнутся клапаны 1,5 и 1,3-литровых двигателей.

Силовые агрегаты требуют своевременного обслуживания. Масляный фильтр подлежит замене через 7 000 км пробега.

Крылья «девятки»



Детали кузова ваз 21099 и инструкция по ремонту

  • Снимаются подкрылки, держащиеся на саморезах;
  • Откручивается болт крыла, держащий кузовной элемент снизу у порога;
  • Еще два болта держат крыло с внутренней стороны;
  • Придется полностью демонтировать бампер или открутить его боковые крепления, а затем отвести в сторону, чтобы получить доступ к еще одному болту, фиксирующему крыло;
  • Наконец, остается снять несколько болтов, фиксирующих крыло сверху.

С крылом, если оно деформировано, тоже не принято возиться. Можно легко заменить его на новое, тем более, стоит оно недорого – 1200 рублей. Если воспользоваться авторазбором, то деталь можно купить даже в два раза дешевле.



Новое крыло ваз 2109

Если, все же, крыло получило мелкие деформации или на нем наблюдаются следы ржавчины, то отремонтировать деталь легко. Опять же, его можно будет снять, а затем довести до идеального состояния на гаражном верстаке.

Если нет охоты снимать крыло, то починить его можно прямо на машине, воспользовавшись рихтовочными молотками, пассатижами и домкратом.

Электрическая схема ВАЗ-21083, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099

На рынке представлено несколько вариантов систем впрыска, но наилучшим окажется BOSCH M 1.5.4. У него отменное качество, высокая надежность, а главное — низкая цена. В любом случае придется приобрести некоторые детали на вторичном рынке. Основные элементы, которые тоже нужно приобрести:

  • корпус воздушного фильтра;
  • впускной коллектор для инжекторной системы ВАЗ 2109;
  • топливный бак;
  • рампа;
  • генератор от модели ВАЗ 2110 или аналогичный;
  • топливный насос;
  • провода, датчики, исполнительные механизмы.

Перед монтажом нового оборудования необходимо демонтировать генератор, патрубки и шланги охлаждения, термостат, бензобак. Топливный бак перед установкой обязательно промывается и сушится.

Установку модуля зажигания осуществляете в подкапотном пространстве с передней стороны мотора. Придется изготовить кронштейн, который закрепляется на кузове. На блоке ДВС (между вторым и третьим цилиндрами) должен располагаться датчик детонации. Затем проводите замену патрубков, термостата, шкива. Последний должен быть демпфирующим, для его установки придется сливать масло и снимать поддон двигателя.

Работа в подкапотном пространстве

Сами детали системы впрыска по своим габаритным размерам идентичны. Сложность представляет:

  1. Необходимость снятия штатной проводки;
  2. Отключение датчиков, которые были охвачены проводкой;
  3. Демонтаж старого инжектора и установка нового;
  4. Подсоединение к электронному блоку и датчикам.



Электропроводка ВАЗ 21099 на инжектор демонтирована

Совет: если у вас нет опыта замены проводки, то для облегчения работы воспользуйтесь фотоаппаратом – фото или даже видео, снятое вами до демонтажа в подкапотном пространстве поможет избежать ошибок при подключении.

После того как новые детали будут установлены на силовом агрегате, занимаемся установкой новой проводки. Сам процесс будет проходить по следующему алгоритму:

  1. Со стороны салона втаскиваем в подкапотное пространство жгут проводов с разъемами (нужный край легко определить по разъемам, сравнив их со старой проводкой);
  2. Пробрасываем ее, распределяя жгуты по точкам присоединения (самые длинные – к габаритным огням и фарам с омывателями);
  3. Подключаем клемные колодки к датчикам и разъемам.

Смотрите также схему электропроводки ВАЗ 21074 инжектор.

Подготовка

Датчик уровня топлива ДУТ автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
На подготовительном этапе, коротком, но очень важном, стоит полностью обесточить автомобиль, отключив аккумулятор. Также нужно снять все шланги, датчики скорости и сцепления

Обязательно сливаем масло с картера двигателя и жидкость, которая охлаждает радиатор. Изъятие двигателя без снятия КПП:

  • первым делом, нужно под автомобиль поставить надежную опору, лучше всего деревянные пни;
  • открутите левый краб, отведите растяжку в сторону;
  • снимите генератор с мотора;
  • демонтируйте шпильку натяжника, насос, трамблер и приемную трубку;
  • не забудьте снять головку, если планируете капитальный ремонт;
  • мотор необходимо вынуть с коробки, опустить на пол;
  • для того чтобы достать движок, нужно поднять повыше переднюю часть (делается это с помощью домкрата);
  • также вы можете все просто протащить через верх.

Как вынуть мотор с КПП:

  • первым делом нужно обесточить машину. Для этого отключите аккумулятор. Проверить отсутствие тока легко, попробуйте включить дворники;
  • слейте масло из картера двигателя. Прогретый движок ускорит процесс;
  • слейте ОЖ с системы охлаждения, здесь нужен уже холодный мотор;
  • избавьтесь от защиты картера мотора и приемной трубы;
  • отключите аккуратно все шланги;
  • далее вам необходимо отвинтить крепежную гайку провода массы. Следом смело можете отключить термостат;
  • отсоедините центральный высоковольтник от распределителя зажигания. Для этого необходимо разжать фиксатор колодки и извлечь ее;
  • снимите трос привода с рычага сцепления;
  • далее, вам следует отключить питающие провода стартера;
  • отключите генератор;
  • отключите провода от датчиков температуры ОЖ и давления масла;
  • дальнейшая работа будет проходить под автомобилем. Чтобы она была максимально комфортной и безопасной, стоит обзавестись эстакадой;
  • на этом этапе откручивайте крепежные гайки тяги привода. Отсоедините тягу привода спидометра, отключите провода питания;
  • отсоедините две растяжки, рулевые тяги и шаровую опору от рычага;
  • немного отведите верхний хвост привода и выдвиньте его монтировкой. На освободившееся место вставьте технологическую заглушку;
  • далее идет этап демонтажа двигателя. Фиксируем его с помощью прочной веревки за рымы (кольца). Не лишним, если вы предварительно затратите время, чтобы проверить их прочность;
  • лучше всего извлекать через верх, но можно достать и через низ. Тогда мотор опускайте на пол, а переднюю часть автомобиля поднимайте с помощью домкрата;
  • после того как вы зафиксировали движок веревками, вы можете его достать через верх.

Помните, что действовать нужно крайне осторожно, чтобы не упустить мотор, не поцарапать кузов, не повредить детали. Как сами видите, процесс очень сложный

Успешный демонтаж возможен лишь в случае выполнения всех пунктов инструкции, наличии глубоких знаний, предельной осторожности и отсутствии спешки.

Схема электрооборудования ВАЗ-21093 и ваз 21099

Не работают указатели поворота поворотники на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099


1 — блок фара; 2 — электродвигатели очистителей фар; 3 — противотуманные фары; 4 — выключатель подкапотной лампы; 5 — звуковой сигнал; 6 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 7 — датчик включения электродвигателя вентилятора; 8 — датчик износа колодок передних тормозов; 9 — генератор ваз 21099; 10 — электромагнитный клапан включения омыва фар; 11 — электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла; 12 -электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла; 13 — электродвигатель омывателя стекол; 14 — датчик контрольной лампы давления масла; 15 — датчик уровня масла; 16 — датчик уровня омывающей жидкости; 17 — датчик расхода топлива; 18 — электромагнитный клапан карбюратора; 19 — концевой выключатель карбюратора; 20 — реле включения стартера; 21 — свечи зажигания; 22 — датчик-распределитель зажигания; 23 — датчик скорости автомобиля; 24 — блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 25 — колодка диагностики; 26 — катушка зажигания; 27 — выключатель света заднего хода; 28 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 29 — стартер; 30 — датчик 1-го цилиндра; 31 — коммутатор; 32 — аккумуляторная батарея; 33 — датчик уровня охлаждающей жидкости; 34 — реле включения противотуманных фар; 35 — датчик уровня тормозной жидкости; 36 — монтажный блок; 37 — штепсельная розетка для переносной лампы; 38 — блок управления блокировкой замков дверей; 39 — подкапотная лампа; 40 — электродвигатель очистителя ветрового стекла; 41 — лампа освещения вещевого ящика; 42 -электродвигатель вентилятора отопителя; 43 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 44 — переключатель вентилятора отопителя; 45 — лампа подсветки рычагов отопителя; 46 — моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 47 — моторедукторы блокировки замков передних дверей; 48 — моторедукторы блокировки замков задних дверей; 49 — выключатель зажигания; 50 — переключатель электростеклоподъемника правой двери; 51 — переключатель электростеклоподъемника левой двери; 52 — реле зажигания; 53 — подрулевой переключатель; 54 — маршрутный компьютер; 55 — прикуриватель; 56 — регулятор освещения приборов ваз 21099; 57 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 58 — выключатель стоп-сигнала; 59 — контрольная лампа включения обогрева заднего стекла; 60 — выключатель обогрева заднего стекла; 61 — выключатель противотуманных фар; 62 — контрольная лампа включения противотуманных фар; 63 — контрольная лампа включения заднего противотуманного света; 64 — выключатель заднего противотуманного света; 65 -боковые указатели поворота; 66 — выключатели плафона на стойках дверей; 67 — предохранитель цепи противотуманного света; 68 — выключатель наружного освещения; 69 — панель приборов ваз 21099; 70 — выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 71 — выключатель аварийной сигнализации; 72 — плафон; 73 — разъем для подключения к плафону индивидуального освещения; 74 — задние фонари; 75 — фонари освещения номерного знака; 76 -электродвигатель очистителя заднего стекла; 77 — элемент обогрева заднего стекла; 78 — датчик указателя уровня и резерва топлива.

Читайте также: