Переделка системы охлаждения газель бизнес 4216

Обновлено: 02.07.2024

Система охлаждения двигателя ГАЗель Бизнес.

Система охлаждения двигателя ГАЗель Бизнес.

1 – радиатор; 2 – ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости; 3 – кожух вентилятора; 4 – шланг отвода жидкости из радиаторов отопителя; 5 – шланг подвода жидкости к электронасосу системы отопления; 6 – электронасос системы отопления; 7 – шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 8 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 9 – крышка корпуса термостата; 10 – насос охлаждающей жидкости; 11 – шланг подвода жидкости к радиатору; 12 – пароотводящий шланг; 13 – расширительный бачок; 14 –крышка расширительного бачка; 15 – наливной шланг; 16 – тройник; 17 – шланг отвода жидкости от радиатора.

Элементы системы охлаждения двигателя и системы отопления салона (для автомобиля с двумя отопителями).

1 – радиатор; 2 – кожух вентилятора; 3 – шланг отвода жидкости из радиаторов отопителя; 4 – шланг подвода жидкости к электронасосу системы отопления; 5 – электронасос системы отопления; 6 – электрический клапан системы отопления; 7 – шланг подвода жидкости к радиаторам отопителей; 8 – байпасный шланг; 9 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 – шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 11 – шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 12 – пароотводящий шланг; 13 – расширительный бачок; 14 – шланг подвода жидкости к радиатору; 15 – шланг отвода жидкости от радиатора; 16 – наливной шланг.

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости.

Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлангов, радиатора и крыльчатки вентилятора, приводимой во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала при включенной электромагнитной муфте вентилятора. К системе охлаждения подсоединены радиатор отопителя кабины и радиатор дополнительного отопителя (для автофургонов с двумя рядами сидений и микроавтобусов).

Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка.

Расширительный бачок* изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости. Уровень жидкости в холодном двигателе должен находиться между верхним краем хомута, крепящего бачок, и меткой MIN. К верхнему патрубку бачка подсоединен пароотводящий шланг, соединяющий бачок с крышкой термостата. Нижний патрубок бачка соединяется наливным шлангом с отводящим шлангом радиатора.

Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами** в крышке расширительного бачка.

Крышка расширительного бачка.

Система охлаждения двигателя ГАЗель Бизнес.

Внимание. При утере крышки нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов, даже подходящей по размеру и резьбе, – это приведет к недопустимому повышению давления в системе охлаждения (на горячем двигателе) и, как следствие, утечке охлаждающей жидкости из-под хомутов крепления шлангов.

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает насос охлаждающей жидкости. Насос охлаждающей жидкости – центробежного типа, приводится вместе с генератором клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.

Жидкость поступает к насосу через шланги из расширительного бачка и радиатора системы охлаждения, из радиатора отопителя и блока подогрева дроссельного узла.

Элементы насоса охлаждающей жидкости.

1 – патрубок шланга, отводящего жидкость из радиатора; 2 – насос в сборе; 3 – штуцер отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла; 4 – ступица насоса; 5 – патрубок шланга отвода охлаждающей жидкости из отопителя; 6 – крыльчатка насоса; 7 – прокладка; 8 – крышка насоса.

Насосом охлаждающая жидкость нагнетается в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда через отверстия в привалочных поверхностях блока и головки блока цилиндров попадает в рубашку охлаждения головки блока цилиндров и оттуда – к термостату***.

Корпус термостата в сборе.

Система охлаждения двигателя ГАЗель Бизнес.

1 – корпус; 2 – патрубок шланга подводящего жидкость к отопителю; 3 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 4 – крышка термостата; 5 – штуцер пароотводящего шланга; 6 – патрубок шланга подводящего жидкость к радиатору; 7 – штуцер шланга подводящего жидкость к дроссельному узлу.

По мере прогрева двигателя, при температуре жидкости 80 °C, клапан термостата начинает перемещаться, открывая выпускной патрубок крышки термостата и пропуская поток жидкости в радиатор системы охлаждения. Жидкость начинает циркулировать по большому кругу, поступая в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху. Через блок подогрева дроссельного узла жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата.

Термостат.

Система охлаждения двигателя ГАЗель Бизнес.

1 – прокладка; 2 – термостат.

Для проверки термостата опускаем его в сосуд с водой. Подогреваем сосуд, одновременно помешивая воду и контролируя по термометру начало открытия клапана. Шток клапана должен начать выдвигаться при температуре 80 °C. При температуре 100 °C клапан должен полностью открыться. Неисправный термостат заменяем новым.

Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами, расположенными между ними. Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок левого бачка, а отводится через нижний патрубок. Для слива охлаждающей жидкости в правом бачке имеется сливное отверстие, закрытое пробкой.

Крыльчатка вентилятора крепится четырьмя болтами к ступице электромагнитной муфты включения вентилятора.

Крыльчатка вентилятора.

Система охлаждения двигателя ГАЗель Бизнес.

Радиатор с кожухом вентилятора в сборе.

Система охлаждения двигателя ГАЗель Бизнес.

1 – отводящий патрубок радиатора; 2 – левый бачок радиатора; 3 – подводящий патрубок радиатора; 4 – кожух вентилятора; 5 – правый бачок радиатора; 6 – пробка сливного отверстия.

Электромагнитная муфта состоит из ступицы с прижимным диском в сборе, шкива вентилятора и электромагнита, установленных на оси муфты. Ось муфты запрессована в гнездо кронштейна, который крепится к крышке привода ГРМ. Неподвижный электромагнит крепится к кронштейну оси. Шкив вентилятора приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Ступица муфты соединена с прижимным диском тремя упругими стальными пластинами. Ступица и шкив вращаются на оси муфты на радиальных шариковых подшипниках, запрессованных в отверстия ступицы и шкива.

Электромагнитная муфта.

Система охлаждения двигателя ГАЗель Бизнес.

Между торцевыми поверхностями прижимного диска ступицы и шкива имеется зазор, который образует распорная втулка, расположенная на оси между внутренними кольцами подшипников ступицы и шкива.

Элементы электромагнитной муфты включения вентилятора.

Система охлаждения двигателя ГАЗель Бизнес.

1 – ось с кронштейном; 2 – держатель провода; 3 – электромагнит; 4 – шкив с подшипником в сборе; 5 – ступица в сборе с подшипником и прижимным диском; 6 – гайка; 7 – распорная втулка; 8 – шайба; 9 – винт; 10 – упорная и регулировочные шайбы.

По сигналам электронного блока управления двигателем (ЭБУ) напряжение подается на электромагнит муфты, в результате чего прижимной диск ступицы, притягиваясь к электромагниту (и преодолевая усилие упругих пластин, соединяющих ступицу и прижимной диск), прижимается к постоянно вращающемуся шкиву вентилятора.

В результате (под действием сил трения) вращение со шкива передается на прижимной диск и далее на ступицу и крыльчатку вентилятора. При отключении электромагнита муфты прижимной диск ступицы отходит от шкива под действием упругих пластин. При этом шкив вентилятора продолжает вращаться, а ступица муфты с крыльчаткой вентилятора – нет.

Сигнал на указатель температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов поступает от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в корпусе термостата. Стержень датчика омывается жидкостью, поступающей в полость корпуса термостата из рубашки охлаждения головки блока цилиндров.

Установка датчика температуры охлаждающей жидкости.

*Расширительный бачок. Служит для поддержания постоянного уровня жидкости в системе. При нагревании жидкость в системе охлаждения расширяется, и часть ее вытесняется в расширительный бачок. По мере остывания жидкость из бачка перетекает в систему охлаждения.

** Клапаны в крышке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное, по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе. За счет этого повышается температура кипения жидкости и уменьшаются паровые потери. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе на остывающем двигателе. При этом уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке снижается. При утере крышки расширительного бачка нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов.

*** Термостат. Способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор. Внутри термостата установлен металлический баллон с термочувствительным наполнителем (воском). Баллон герметично закрыт резиновой вставкой. При нагревании наполнитель расплавляется и увеличивает свой объем, сдавливая вставку. Резиновая вставка деформируется и выталкивает шток, открывая клапан термостата.

Доработка системы охлаждения

Не многим автолюбителям удалось разобраться с вопросом по замене охлаждающей жидкости на автомобиле Газель (Gazelle). Поэтому данная статья попробует решить проблему, подобрав максимально практичные советы в этом направлении.

Откуда подойти к проблеме

Начинать следует с установления сроков по замене охлаждающей жидкости, они, как правило, устанавливаются заводом производителем автомобиля. В данном случае рекомендуется совершать замену тосола (антифриза) через 60 тыс. км, или через 2 года эксплуатации. Дополнительной причиной, которая служит сигналом для замены жидкости, является изменение ее заводского цвета на рыжеватый. Подобные изменения указывают на выработку ингибирующих присадок, что чревато для системы охлаждения.

Примечание. Желательно придерживаться рекомендаций производителя при выборе охлаждающей жидкости. Замену тосола (антифриза) следует производить исключительно на охлажденном моторе. Во время выполнения работ по замене тосола (антифриза) необходимо быть предельно осторожным.

Освобождаем систему охлаждения Газели

Автолюбителям желающим производить замену охлаждающей жидкости самостоятельно, необходимо иметь под рукой накидной ключ, лоток, тосол (антифриз). Порядок слива жидкости следующий:

  • Производится установка автомобиля на ровной поверхности;
  • Снимается крышка расширительного бачка;
  • Открывается кран отопителя, путем поворота его до упора вправо;
  • На патрубок сливного радиаторного отверстия надевается шланг соответственного диаметра;
  • Устанавливается лоток для слива отработанной жидкости;
  • Опускается сливной шланг в лоток и открывается кран радиатора;
  • Сливается отработанная жидкость.

Доработка системы охлаждения

После слива отработанной жидкости из радиатора, по той же самой схеме, перекидывается сливной шланг на кран, что расположен на левой стороне двигателя, и сливаются остатки тосола (антифриза) из каналов блока цилиндров. После чего, закрываются оба сливные крана.

Заполнение системы антифризом

Для начала желательно промыть систему охлаждения от остатков старой жидкости. Для этого через расширительный бачок заливается нужное количество водопроводной воды. После чего запускается двигатель автомобиля на 5 минут и потом глушится. Слив воды производится так же, как сливалась до этого жидкость, после чего система готова к заполнению свежим тосолом (антифризом).

Так как охлаждающая жидкость токсична для окружающей среды, то чтобы ее не проливать на землю, лучше пользоваться лейкой (воронкой), с широкой горловиной. Итак, вставив воронку в горловину расширительного бачка можно медленно заливать в него тосол (антифриз). На тот случай, если заливаемая жидкость медленно проходит по системе, нужно продавить рукой шланг радиатора. После заполнения системы до нужного уровня, необходимо снова запустить мотор и прогреть его до рабочей температуры.

Примечание. Если при работающем моторе не происходит включение вентилятора, и с отопителя подается холодный воздух, значит, образовалась воздушная пробка. В таком случае нужно заглушить мотор и дать ему остыть, затем открыть крышку расширительного бачка и снова запустить мотор на 5 минут. После чего закрутить плотно крышку бачка.

Совет. Если автомобиль оснащен дополнительным отопителем, следует включить электронасос. После чего доливается жидкость и закрывается пробка бачка. Затем следует дать мотору остыть, чтобы еще раз проверить уровень жидкости.

Состав системы охлаждения Газели

Любая система охлаждения двигателя состоит из определённых компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию. Так, чтобы понять с чего состоит вся структура системы и предназначение узлов, не достаточно посмотреть на схему. Рассмотрим, все детали, а также их характеристики.

Радиатор

Радиатор является одной из незаменимых частей системы охлаждения. Именно в этом элементе происходит охлаждение охлаждающей жидкости, которая циркулирует по системе. На Газели зачастую устанавливается радиатор алюминиевой конструкции, в котором в три ряда идут трубки.

Он имеет входное и выходное отверстие, где в первое входит горячая «охлаждайка», а со второго выходит остывшая жидкость. Охлаждение происходит за счёт встречного потока ветра, который проходит сквозь деталь.

Электровентилятор

На помощь радиатору, если он не справляется, приходит вентилятор охлаждения, который срабатывает автоматически, когда температура жидкости в системе доходит до 105 градусов. При этом, вентилятор достаточно быстро и эффективно охлаждает соты радиатора, а когда температура упала, он выключается.

Доработка системы охлаждения

Включение и выключение данного узла проводится при помощи датчика температуры охлаждающей жидкости и электронного блока управления двигателем, который регулирует все процессы работы мотора.

Термостат

Термостат — один из элементов, который знакомый почти всем автомобилистам. Элемент помогает прогревать двигатель, а также охлаждать его. Как известно у автомобильных двигателей существует два круга охлаждения, каждый из которых выполняет свою функцию. Так, если термостат закрыт, то жидкость циркулирует по малому кругу без участия радиатора.

Обычно, эта система необходима для быстрого и эффективного прогрева силового агрегата. Когда термостат открывается (при 65-70 градусах), то ОЖ начинает циркулировать через радиатор, что позволяет ей не перегреваться.

Датчик температуры

Датчик температуры — единственная электрическая часть системы охлаждения двигателя, которая считывая данные о температуре системы, отправляет их в электронный блок управления двигателем. Впоследствии «мозги» на основе полученных данных принимают решение о включении вентилятора охлаждения или нет.

Стоит отметить, что неисправность данного датчика, обычно, приносит много проблем владельцам силового агрегата, поскольку на основании данных температуры регулируется не только включение электровентилятора, но и расход топлива, а также работа вспомогательных систем.

Доработка системы охлаждения

Расширительный бачок

Расширительный бачок — пластиковая ёмкость, которая располагается выше остальных элементов системы охлаждения и показывает уровень «охлаждайки» в моторе. Кроме этого, в него выдавливается лишнее количество жидкости с системы.

Пробка расширительного бачка

Очень важным элементом охлаждения является — пробка расширительного бачка, поскольку именно через неё будет выдавливать горячую или кипящую ОЖ в случае перегрева силового агрегата. Также служит клапаном, который показывает наличие проблем в системе охлаждения.

Водяной насос

Один из самых важных элементов мотора — водяной насос или просто помпа. Этот узел обеспечивает циркуляцию ОЖ по всей системе. Чем быстрее работает помпа, тем быстрее происходит охлаждение движка.

Привод помпы производится при помощи ремня генератора, который приводится в действие от шкива коленчатого вала. На двигателях Газель 405 установленный современный водяной насос, не разборной, поэтому, при выходе со строя — элемент меняется в сборе.

Доработка системы охлаждения

Патрубки

На 405 моторах установлены патрубки, которые соединяют узлы системы между собой и обеспечивают циркуляцию жидкости. Родные патрубки — резиновые и при воздействии перепада температур зачастую расходятся, поэтому многие автолюбители стараются заменить их — на силиконовые, которые не дешёвые.

Радиатор печки

Использование радиатора печки — сезонное явление. Конечно, если смотреть со стороны охлаждения двигателя, то отопитель поглощает достаточное количество вырабатываемого тепла. Но, этот узел используется только в зимний период. При поломке термостата и электровентилятора печку используют, как дополнительный узел охлаждения, но в летнее время года это создаёт значительный дискомфорт.

Устройство и технические данные

Устройство этого мотора включает в себя следующие элементы:

  1. Блок цилиндрических деталей, выполненный из алюминия.
  2. Головки блока цилиндров, которые крепятся на осевой механизм коромысел.
  3. Коленчатый вал, оборудованный коренными и шатунными шейками, что позволило улучшить характеристики двигателя.
  4. Одномассовый маховик, оснащенный венцом зубчатого типа.
  5. Поршневая часть мотора. На каждом поршне есть 2 компрессионных и одно маслосъемное кольцо.

Параметры и технические характеристики УМЗ-4216:

Рабочий объем двигателя 2,89 л
Ход поршней 100 мм
Степень сжатия 9,2
Диаметр цилиндрических деталей 92 мм
Мощность силового агрегата 107 лошадиных сил
Полная масса 177 кг

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя 4216 включает в себя:

  • радиатор;
  • клапан термостата;
  • вентилятор;
  • кран печки;
  • расширительный бак для рабочей жидкости;
  • малый и большой контур охлаждения.

Доработка системы охлаждения

Полная схема приведена в руководстве пользователя. Тип системы охлаждения — жидкостный. При помощи центробежного насосного механизма начинается принудительная циркуляция охлаждающей жидкости в системе. Проходя через устройство нагревателя, она доводится до нужной температуры, а в радиаторной части начинается процесс ее остывания. Сама жидкость проходит по двум кругам циркуляции: по малому и большому. Малый круг не включает проход через радиатор.

Сцепление

Конструкция сцепного механизма включает в себя следующие элементы:

  • коленвал;
  • маховик;
  • диск ведомого типа;
  • нажимной диск;
  • защитный кожух;
  • пружины;
  • отжимную рукоятку;
  • подшипник;
  • трубопровод;
  • шестерни;
  • картер коробки передач;
  • главный цилиндр.

Во время нажатия водителем на педаль усилие передается через шток и поршневую часть, после чего давление переходит от поршней на рабочий цилиндр. Затем шток начинает перемещать вилку выключения сцепного механизма и нажимной подшипник, от которого усилие передается на шестерни. Когда водитель отпускает педаль, то начинают действовать пружинные детали, и все запчасти возвращаются в начальное положение.

Замена сцепления происходит только на выключенном двигателе.

Электросхема

Схема подключения электрооборудования состоит из таких элементов, как:

  • аккумуляторные батареи;
  • электрический стартер;
  • амперметр;
  • катушка зажигания;
  • регулировочное реле;
  • генераторная установка;
  • свечи зажигания.

Доработка системы охлаждения

Перед началом работ всегда рекомендуется проводить внешний осмотр проводки на наличие повреждений, обрывов и дефектов. Номинальное напряжение в системе подключения электрического оборудования составляет 12 В.

Во время работы мотора с небольшим количеством оборотов питание потребителей происходит за счет аккумуляторных батарей, т.к. генераторная установка не развивает необходимой электродвижущей силы. Все потребители подключаются параллельно.

Расход топлива

Данная модель силового агрегата выпускается Ульяновским моторным заводом. Средний расход бензина системы питания двигателя летом составляет 18 л на 100 км. Расход топлива ГАЗели УМЗ-4216 зимой равен 26 л на 100 км.

Основные поломки двигателя УМЗ 4216

Более частая поломка – разрыв впускного коллектора. По словам производителя, на движке УМЗ 4216 устанавливался впускной коллектор из недостаточно крепкой стали. В 2010 году эту делему благополучно поправили. На авто Газель начали устанавливаться движки УМЗ с коллектором из прочной стали.

Как слить тосол с блока умз 4216.

Последующая по популярности неисправность – в охлаждающей системе мотора УМЗ 4216. При средних оборотах на скорости выше 60 км/ч температура мотора во время нормы. Стоит только сбавить скорость, равномерно температура вырастает и до кипения тосола недолго. Если же Газель встала в пробке, то перегрев мотора неизбежен.

для газели и других авто.

  • Установить медный радиатор. Медь лучше проводит тепло, охлаждается жидкость эффективнее.
  • Заместо тосола заливать высококачественный антифриз.
  • Одурачить привод вентилятора – сделать ручное включение из кабины. Как более удачный вариант – избавиться от электрической муфты в охлаждающей системе УМЗ 4216 и установить электровентилятор с наибольшим числом лопастей и термовыключатель.

ГБО на двигателе УМЗ 4216

С целью экономии на автомобилях Газель создают установку газобаллонного оборудования. Движки УМЗ 4216 даже с завода идут с установленным газовым оборудованием. Для установки же у посторонней конторы ГБО, производитель не отрешается от предоставления гарантии.

Какие плюсы дает установка ГБО:

  1. Отсутствие в камере сгорания мотора отложений типа нагара.
  2. Уменьшение в выхлопных газах вредных веществ.
  3. Повышение ресурса мотора.
  4. Экономия на горючем. Газ вдвое дешевле бензина. ГБО окупается приблизительно за 30 тыщ км пробега.

На автомобилях Газель с движком УМЗ 4216 устанавливается газобаллонное оборудование 4-ого поколения. ЭБУ мотора конструктивно собран в одном корпусе с блоком управления ГБО. В чем которым обладают игровые слоты 4-ого поколения? И самое главное – вся работа газового оборудования исключает вмешательство человека. Выбор вида горючего производит блок управления автоматом.

На редукторе-испарителе установлен температурный датчик. При настройке режимов работы мотора и ГБО указывается температура срабатывания электроклапана переключения вида горючего. При достижении порогового значения температуры подача бензина прекращается, врубается подача газа. Основываясь на «бензиновой» карты работы мотора УМЗ 4216 происходит калибровка блока управления ГБО. По причине разности октановых чисел бензина и газа, время открытия газовых форсунок будет несколько чем просто времени открытия бензиновых.

10 Электрооборудование двигателя 4216

В состав электрооборудования двигателя, кроме
электроприборов системы питания и зажигания входят также: стартер, генератор,
датчики давления масла и температуры охлаждающей жидкости.

Стартер.
На двигателе используются три типа стартеров: 4216.3708000-01, 422.3708000,
5732.3708000, которые полностью взаимозаменяемы.

Стартер представляет собой электродвигатель
постоянного тока последовательного возбуждения с приводом, состоящим из
приводной шестерни и роликовой муфты свободного хода.

Правила пользования стартером:

1. Запрещается
перемещать автомобиль при помощи стартера. Это может привести к выходу стартера
из строя.

2. В
зимнее время нельзя производить пуск холодного двигателя, не подготовленного
предварительным подогревом, путем длительной прокрутки его стартером. Подобная
попытка может привести к выходу из строя стартера и аккумуляторной батареи.

Генератор.
На двигателе устанавливается генератор переменного тока со встроенным
выпрямителем и интегральным регулятором напряжения.

Максимальный ток отдачи генератора 64 А.

Применяются два типа генераторов: 9402.3701-17
или 33.37.71.010, которые полностью взаимозаменяемы.

В эксплуатации необходимо проверять работу
генератора по указателю напряжения, установленному в комбинации приборов
автомобиля.

Основные правила эксплуатации генератора:

1. Запрещается
даже кратковременное соединение выводов регулятора или генератора между собой и
на корпус, т.к. это приведет к выходу из строя регулятора напряжения.

2. Запрещается
работа двигателя с отключенной аккумуляторной батареей.

3. Запрещается
пуск двигателя при отключенном плюсовом проводе генератора, т.к. это приводит к
возникновению на выпрямителе генератора повышенного напряжения, опасного для
диодов выпрямителя.

4. Запрещается
проверка неисправности схемы генератора и регулятора путем прозвонки
мегаомметром, либо посредством лампы, питаемой от сети напряжением более 36 В.
Проверка изоляции проводов мегаомметром или лампой, питаемой от сети напряжением
более 36 В, допускается только при отключении полупроводниковых приборов
генератора и регулятора.

5. При
мойке двигателя нельзя допускать прямого попадания струи воды на генератор.

6. При
обслуживании щеточного узла генератора необходимо:

Датчик аварийного давления масла.

Датчик аварийного давления масла 30.3829
контактного типа, установлен в масляной магистрали двигателя (рис. 4, поз 12),
работает в цепи сигнальной лампы. Замыкание контактов происходит при давлении
0,4–0,8 кгс/см2(0,04–0,08 МПа)..

Обслуживание двигателя

Весь спектр технического обслуживания, которое необходимо проводить, чтобы двигатель 4216 прекрасно работал и дальше, можно поделить на 3 части: проверка состояния, контрольно-диагностический аспект и регламентные работы.

Проверка состояния заключается в таких действиях:

  • Проверка уровня масла;
  • Проверка уровня жидкости;
  • Проверка герметичности систем питания, охлаждения и смазки.

Количество КДР (контрольно-диагностические работы), которые должен пройти двигатель УМЗ 4216 при обслуживании:

Переделка системы охлаждения газель бизнес 4216

А температура какая?

Причины:
забит радиатор ("тополиный пух, жара, июль" );
плохо работает помпа (поломка лопастей);
неисправен клапан термостата (новый и исправный не синонимы);
смена антифриза без промывки (не состыковались остатки с новым);
прокладка ГБЦ.

Вряд ли у вас сильно отличается давление в системе, поэтому выскажусь.
Я считаю, что хорошая пробка расширительного бачка поможет, при условии, что в системе нет воздушных пробок и антифриз плотный, т.е. не бадяга.

В журнале ЗаРулём были тесты антифризов, не все из них справились с задачей, некоторые вообще могут воспламеняться.

Сам использую обнинский Синтек типа G12, карбоксилатный. Цена-качество-страна производитель устраивают. Особенно, если попасть под акцию 50%.

Хорошая пробка не означает дорогая или импортная.
Новая пробка не означает хорошая. Главное, чтобы клапан был рабочим. Проверить можно на холостом, никуда не уезжая от гаража.

Давление в системе должно быть, хорошая пробка должна не только его держать, но и сбрасывать медленно.
После остановки двигателя слышно, как спускает.

Прорыв эл.крана, помпы - мне кажется указывает на качество запчастей.

У меня тоже выбрасывало антифриз через пробку бачка. Заменил.
Помпа тоже течёт, но такие ЗЧ. Заменю.

Пошёл по пути устранения от простого к сложному - купил сразу три разных пробки в Деталях машин - простую, ваз и евро.
И сразу стал пробовать по очереди пробки.
Победила не дорогая, а просто пробка, возможно и вазовская. Могу посмотреть артикул.

Ещё порекомендую поставить в разрыв шланга фильтр антифриза - пластиковый топливный фильтр с отстойником для карбюраторных двигателей. Через некоторое время весь мусор выловите, с прозрачным фильтром наглядно видно сколько дряни плавает в системе.
Погоняете его на холостых с прогревами и подгазовыванием на стоянке, если боитесь, что разорвёт. У меня их не рвало.
От мусора (ржавчина, песчинки, взвесь) может заклинить термостат или клапан пробки или будут расти отложения на стенках наростами.

Думаю, что эл.помпа сильно поможет + у меня эл. вентилятор.
Эл. помпа + реле времени= аналог турботаймера.
Выключил зажигание, а помпа ещё минуту-две антифриз гоняет.
Значит, антифриз не закипит локально.


В жару в пробках в Самаре и в пробках в горах Краснодарского края не закипал и не разорвало шланги.

УМЗ ломает стереотипы

Сегодня УМЗ более эффективно использует собственные ресурсы. В 2010 году предприятие вывело на рынок автомобильный двигатель с улучшенными потребительскими характеристиками — повышенной надежностью и экономичностью. Мотор нового уровня качества создан для модернизированного легкого коммерческого автомобиля «ГАЗель-Бизнес», производство которого горьковский автозавод «Группы ГАЗ» начал в феврале 2010 г.

Мнение

НИКОЛАЙ ГУСЕВ

Николай Гусев

директор по производственной системе УМЗ

— Ульяновский моторный завод завершил реализацию проекта по созданию учебных площадок. На производстве оборудованы экспериментальные классы для обучения и повышения квалификации персонала различного уровня — от рабочего до менеджера по производству. Оборудование классов максимально приближено к реальному производству. Так, например, на учебной площадке механического цеха №22 размещен имитированный производственный участок в виде U-образной ячейки по обработке заготовок

Когда «ГАЗель-Бизнес» только появилась в разработке, в октябре-ноябре 2009 года, ульяновцам были даны технические требования по изменению существующего двигателя УМЗ-4216. Первые представители впрысковых модификакций УМЗ-4216 проходили ресурсные испытания в рамках совместного спецпроекта «Группы ГАЗ» и журнала «Рейс» в 2008–2010 гг. На первых машинах у моторов был неустойчивый холостой ход, высокий расход топлива, малый срок службы клиновых ремней (40–50 тысяч километров), генераторов и стартеров. Проблем не было с цилиндро-поршневой группой, так как уже тогда устанавливали чешские кольца Buzuluk, а поршни изготавливали на новом оборудовании с ЧПУ.

После получения задания с «ГАЗа» представители УМЗ почти каждую неделю ездили на горьковский завод и отчитывались о проделанной работе. Там же, на «ГАЗе», одновременно проводились испытания прототипов — усовершенствованных двигателей УМЗ. По результатам совместной с «ГАЗом» работы на автомобиль «ГАЗель-Бизнес» утвердили двигатель с индексом УМЗ-4216 1400–40 или 41. Его основное отличие от предшественника — распределительный вал с новым профилем кулачков, то есть с новыми фазами газораспределения. Благодаря этому ушли от неустойчивой работы мотора на холостом ходу, чуть снизили расход топлива и легко уложились в нормы Euro 3 (в том числе и на полноприводных машинах). Но остается открытым вопрос с выкрашиванием (питтингом) кулачков распределительных валов, поставляемых заводом из Верхней Салды Свердловской области. Причина — в старой оснастке поставщика. Сейчас ведутся переговоры с горьковским заводом о производстве заготовок к распредвалам. В качестве временной меры на УМЗ ввели жесткий контроль при приемке с замером твердости кулачков каждого вала.

Мнение

АНДРЕЙ КОЖЕНКОВ

Андрей Коженков

главный специалист отдела главного металлурга УМЗ

— УМЗ располагает единственным в Ульяновской области металлургическим комплексом по производству литья из алюминиевых сплавов и термообработке. Здесь задействовано около 200 единиц оборудования, например, роторная установка Foseco для обработки алюминиевого сплава, ее применение позволило автоматизировать процессы модифицирования и флюсовки, значительно улучшить условия труда работников.

Еще одной серьезной проблемой мотора 4216 была разрегулировка клапанного механизма, что явилось следствием крайне нетехнологичного регулировочного узла. Технологи УМЗ безуспешно бились над повышением качества закалки деталей, но это ни к чему не приводило. Поэтому по их просьбе инженерный отдел разработал новый вариант, а в последующем, возможно, перейдут и на гидрокомпенсаторы.

Что касается ранее упомянутых приводных ремней, то завод решил перейти на импортные большего сечения (вместо 8х8,5 мм теперь устанавливают 10х11 мм). Это повлекло за собой усиление всех используемых шкивов, которые, в свою очередь, потребовали более мощных кронштейнов крепления. Одним из неприятных моментов, поджидавших заводчан вследствие этих мероприятий, стали трещины и разломы, появлявшиеся на передних алюминиевых крышках шестерен. В срочном порядке инженеры разработали план мероприятий по усилению крышек ребрами жесткости снаружи и изнутри.

Мнение

ОЛЕГ УЛАНОВ

Олег Уланов

начальник конструкторского отдела УМЗ

— Автомобильный двигатель УМЗ-4216 модернизирован конструкторами нашего завода совместно со специалистами объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» и научно-производственного предприятия «Инж-КА» из Димитровграда. Новый двигатель соответствует требованиям технического регламента уровня выбросов вредных веществ Euro 4. Для снижения уровня вредных выбросов внедрена новая модификация каталитического нейтрализатора и многое другое. Сейчас завершаются испытания «ГАЗели-Бизнес» с двигателем УМЗ-42164 и получение одобрения типа транспортного средства.

Планы на будущее

ЕВГЕНИЙ РУСЯЙКИН

Евгений Русяйкин

генеральный директор УМЗ

Поскольку Ульяновский моторный завод является основным поставщиком двигателей для «ГАЗелей», то наша приоритетная задача — удержаться в ритме «ГАЗа», удовлетворяя потребности по двигателям в полном объеме. В этом году мы планируем отгрузить не менее 75 тысяч двигателей. В связи с ростом объемов производства УМЗ увеличил суточный темп выпуска двигателей. В апреле на главном конвейере в смену производилось около 250 моторов, в мае — 295, в июне — 335 двигателей. На 15% выросла производительность труда работников. Успешно проведена реструктуризация производства, что позволило ускорить процесс сборки и испытания одного двигателя почти в три раза. Сокращено время процесса изготовления двигателей: теперь каждые 85 секунд в смену с конвейера сходит новый мотор УМЗ. По прогнозам на 2011 год, объем выпускаемой нами продукции будет на уровне 2010 года. При этом Горьковский завод планирует увеличить выпуск «ГАЗелей» примерно на 10–11%, но эти машины будут оснащать дизельными двигателями Cummins.

В 2010 году все усилия были направлены на то, чтобы обеспечить значительное увеличение объема производства — мы организовали вторую смену на сборке и других ключевых операциях. Сейчас мы бросили все силы на улучшение качества производимых двигателей: внедрение менеджмента качества стандарта ISO/TS 16949:2009. Мы не говорим о полном внедрении, пока лишь об отдельных его составляющих. На днях завод подтвердил сертификат соответствия системы менеджмента качества производства требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008, который Ульяновский моторный завод (УМЗ) получил по итогам организованного в 2009 году на заводе планового инспекционного аудита. Аудит провел центр «Русский регистр-Поволжье», который и выдал предприятию «Группы ГАЗ» сертификат.

Что касается новых продуктов, то мы уже прорисовываем новый двигатель с верхним расположением распределительного вала. Габаритные чертежи согласовали с «ГАЗом», создали спецификацию и сейчас прорабатываем маршруты по изготовлению первых прототипов. Главное для нас — на стадии производства и их испытания постараться выявить и устранить все недочеты и избежать повторения проблем, которые были у предыдущих моделей двигателей. Это очень важно, ведь, имея ограниченные технологические возможности, мы вынуждены базироваться на уже имеющихся конструкциях моторов. Как и предшественники, новый мотор будет изготовлен из алюминиевого сплава с чугунными вплавляемыми гильзами-цилиндрами. Для увеличения жесткости мы внедрили в конструкцию единую крышку крепления коленвала. Привод газораспределения мы планируем цепной, однако рассматриваем варианты применения ременной передачи.

Еще одно направление — модернизация двигателя УМЗ-4216 под «ГАЗель-Бизнес» второго поколения. Из обратной связи с потребителями мы выяснили, что многие хотят иметь климатическую установку или кондиционер. Поэтому у мотора появится поликлиновый привод навесного оборудования. Сейчас мы проводим согласование схемы привода с горьковским заводом и поставщиками.

К февралю мы должны изготовить работоспособный образец привода. Уже сейчас мы изменили геометрию распределительных валов, прошивки блоков управления, чтобы снизить расход топлива. Мы ведем активную работу по выявлению проблемных мест двигателей. Как только появляются сигналы о неудовлетворительной работе автомобиля в целом и мотора в отдельности, мы совместно с горьковскими специалистами собираем комиссию и выезжаем к перевозчику. Однако бывают случаи, когда перевозчик в интернете поливает грязью «ГАЗель», которую эксплуатирует. А когда специалисты «ГАЗа» предлагают ему совместно разобраться в причинах неисправностей, тот попросту не является на встречи, прикрываясь своей чрезмерной занятостью.

Сейчас наш двигатель лучше, чем его репутация. К примеру, вчера у нас был нулевой показатель по дефектам на «ГАЗе» (это из трех сотен моторов). А газовцы у нас принимают двигатели очень строго — любой разошедшийся гровер, криво наклеенная табличка или неправильное расположение хомута считается некондицией. По результатам ежедневной приемки вечером того же дня к нам приходит отчет из входного контроля «ГАЗа». Поэтому повышение качества для нас не пустые слова, а кропотливый процесс улучшения имиджа наших двигателей. Мы внедряем различные системы предотвращения брака, исключающие возможность повторного возникновения неисправностей. Набираем высококвалифицированных сотрудников.

Борьбу с утечками масла ведут и внутри блока цилиндров двигателя — в главной масляной магистрали. Проблемным оказалось место крепления генератора, где находится наибольшее на всем протяжении главной масляной магистрали скопление металла. Даже использование при отливке виброустановок не избавляет алюминий от рыхлостей и скрытых полостей, что, как и в случае с некачественными прокладками, влечет за собой течь масла, только на этот раз — сквозь металл. Чтобы избавить потребителей от неустранимых течей, в масляную магистраль (на этапе отливки блока) научились интегрировать стальную трубку. В будущем такими трубками планируют усилить все масляные каналы блока цилиндров.

Мнение

ГЕННАДИЙ АФАНАСЬЕВ

Геннадий Афанасьев

исполняющий обязанности главного конструктора УМЗ

— УМЗ завершил модернизацию двигателя УМЗ-4216, устанавливаемого на «Газель-Бизнес». Предприятие заканчивает подготовку производственных мощностей к серийному выпуску обновленной серии моторов УМЗ-42164 стандарта Euro 4. Их разработка ведется в «Группе ГАЗ» в соответствии с политикой государства по усилению экологической безопасности транспортных средств. Одна из новых модификаций, УМЗ-42167, дополнительно к бензиновой системе подачи топлива оборудована газовой системой впрыска четвертого поколения.

Чемпионом же по рекламациям стала муфта включения вентилятора системы охлаждения двигателя, производимая компанией «Термокам». Не один год УМЗ борется за качество этого узла с поставщиком — результаты, конечно, есть, но они все еще оставляют желать лучшего. Потому-то «сверху» была дана команда — найти продукции «Термокам» достойную альтернативу. Что и было сделано. Теперь на конвейер завода идут еще и муфты арзамасского производства, компании «Импульс». Замена поставщика, к сожалению, не решает вопроса теплового баланса двигателя, ведь муфта в момент остановки двигателя тоже перестает вращаться, что приводит к кратковременному перегреву, а значит, снижению ресурса двигателя. К тому же, в момент включения муфты возникают ударные нагрузки, разрушающие подшипниковый узел привода и просто пугающие водителей. Ситуация с заменой производителя назрела и со стартерами, которые до недавнего времени поставлял Завод имени А.М. Тарасова («ЗиТ»). Сейчас поставки на конвейер производит белорусское предприятие «БАТЭ», чьи агрегаты более громоздкие и потому значительно тяжелее своих аналогов, зато гораздо надежнее. Что касается генераторов, то их, возможно, начнут закупать у ржевской компании «Прамо — Электро».

Пришла новая заявка, теперь уже на двигатель, предназначенный для «ГАЗели-Бизнес» второго поколения. Одним из основных требований «ГАЗа» является применение поликлинового ремня в приводе навесного оборудования, чтобы в опциях автомобиля появилась климатическая установка с кондиционером. Работоспособный образец уже появился и проходит стендовые и дорожные испрытания. Среди требований горьковчан и 100-процентное использование арзамасских муфт включения вентиляторов и новых прокладок масляного картера. Предстоит работа и с катушками зажигания — их планируют позаимствовать у поставщиков волжского автозавода. Здесь есть единственная загвоздка: разъемы, к большому сожалению УМЗ, не совпадают. Потому придется либо менять жгут проводов, либо разъем на модуле зажигания. Скорее всего возобладает второй вариант.

Мнение

АЛЕКСАНДР СКОЛКОВ

Александр Сколков

директор по качеству УМЗ

— Для выполнения повышенных требований, предъявляемых к автомобильным комплектующим, улучшения потребительских свойств выпускаемой продукции, с начала 2010 года УМЗ провел значительную работу по улучшению стандартов качества производства. В производстве деталей к двигателям внедрены новые наименования комплектующих и материалов, внедрен прогрессивный крепеж. Модернизировано оборудование литья, металло- и термообработки, в результате чего выросла точность операций, прочность изготавливаемых изделий, повысилась производительность труда.

На следующей версии «ГАЗели» ульяновский двигатель получит новые детали поршневой и механизма газораспределения — завод провел переговоры со знаменитой фирмой Mahle и со дня на день ждет поставки поршневых пальцев и клапанов. В перспективе, возможно, заменят и поршни с кольцами. По мнению завода, это позволит обеспечить стабильное качество и высокий ресурс двигателя. Конечно, внедрение произойдет только после стендовых испытаний — 400-часового теста.

Как удалить воздух из системы охлаждения Газель Бизнес

Воздушная пробка в системе охлаждения – очень опасный дефект. Опасность его заключается в скрытости. Она не прозрачна, поэтому увидеть её невозможно. Понять это можно только по косвенным признакам.

Выгнать воздух из печки


Охлаждение автомобиля Газель Бизнес предназначено для отвода тепла от сильно нагретых деталей и поддержания рабочей температуры. Для этого она имеет узлы и агрегаты, которые помогают это делать. Охлаждающая жидкость является проводником тепла и отводит его от блока цилиндров двигателя к радиатору. Для поддержания рабочей температуры имеются два контура, между которыми располагается термостат. Малый контур способствует быстрому выходу на рабочую температуру двигателя. Охлаждающая жидкость циркулирует только по блоку цилиндров, головкам и отопителю салона. При достижении температуры, превышающей рабочую, открывается термостат, и ОЖ из блока цилиндров попадает в радиатор, а после охлаждения возвращается обратно. Ну и соответственно, при остывании термостат закрывается, и ОЖ опять циркулирует по малому кругу. Это происходит механически, поэтому водитель при езде ничего этого не замечает.

Причины завоздушивания системы охлаждения

Завоздушивание системы охлаждения происходит в результате:

  1. Слива ОЖ (неважно, сами вы её слили, либо же это произошло в результате механического повреждения).
  2. Протечки ОЖ из системы охлаждения.
  3. Из-за неправильной работы клапана, расположенного в крышке расширительного бачка (в системе должно поддерживаться повышенное давление определённого значения, поскольку чем больше давление, тем выше температура кипения). И если клапан не держит давление, то будет впускать в себя воздух из атмосферы, и будут образовываться пробки.

Потекла охлаждающая жидкость

Давление и циркуляция происходят за счёт вращения крыльчатки помпы. Она приводится в движения через ременную передачу от шкива коленчатого вала. Помпа вращается только при работающем двигателе постоянно, независимо от температуры ОЖ.

Признаки, которые указывают на воздушную пробку:

  1. На прогретом до рабочей температуры двигателе из печки дует холодным (воздушная пробка – это одна из многих причин такого эффекта, так что при появлении подобной проблемы нелишним будет постараться убрать воздушную пробку, а если это не поможет – искать причину дальше).
  2. Закипание ОЖ при небольших показаниях датчика (здесь также воздушная пробка может быть одной из многих других причин).
  3. При температуре двигателя 80° С и выше некоторые патрубки остаются холодными.

Пути решения проблемы

Выгоняем воздушную пробку

Способы устранения воздушной пробки в системе охлаждения

Способ 1

Способ устранения зависит от причин возникновения неисправности. В большинстве случаев причиной становится слив ОЖ из двигателя. Слив производится либо для замены, либо для ремонта. Перед заливом жидкости нужно ослабить хомут на верхнем патрубке печки со стороны моторного отсека. Так, чтобы он свободно снимался. Затем перевести краник печки в положение, когда он открыт полностью. После этого приступить к заполнению ОЖ. Заполнять маленькими порциями, продавливая при этом большие шланги руками по всей длине. Делать это нужно с того момента, когда расширительный бачок станет полным. При этом понемногу снимать верхний патрубок печки со штуцера, выпуская воздух. После того как бачок станет пустым, долить ОЖ и опять продавливать шланги. Затем, подставив под верхний шланг тару для слива жидкости, понемногу снимать его для выхода воздуха до появления ОЖ. После чего долить до верхней метки расширительного бачка и завести мотор. При заведённом моторе также снимаем верхний шланг и продавливаем большие патрубки по всей длине до того момента, когда потечёт жидкость без пузырьков. После этого надеваем и прогреваем мотор до той температуры, когда сработает электровентилятор (это будет означать, что открылся термостат), и пробуем очень аккуратно оттягивать патрубок для выхода воздуха. Продолжаем до появления жидкости без пузырьков. И следя за уровнем ОЖ (чтобы не опускался ниже отметки минимума), продавливаем патрубки по всей длине. Также необходимо следить за всеми местами соединений на предмет подтекания. Если такие имеются, немедленно их устранять. Если при работе мотора жидкость в бачке держится на одном уровне и в него не идут пузыри, значит, всё герметично, можно закрывать крышку.

Выгнать воздух из системы

Способ 2

Если ОЖ не сливалась, а печка завоздушилась из-за протечек, то после устранения протечки, долив жидкость до максимальной отметки, необходимо открыть краник на печке и, запустив мотор, рукой продавить все шланги по всей длине до прекращения появления пузырьков в расширительном бачке. Если это не поможет, выбрать место с подъёмом и поставить автомобиль так, чтобы передняя часть была выше задней. Затем завести двигатель и, продавливая патрубки, открывать дроссельную заслонку (не более 3-х тысяч оборотов).

Способ 3

Следующий способ самый верный и эффективный. Он позволяет полностью избавиться от воздушных пробок. Для этого нам потребуется ручной насос. Именно насос, а не компрессор, поскольку им очень легко контролировать давление. Заполняем расширительный бачок доверху. Закрываем плотно крышку и снимаем шланг в верхней части бачка (обратку). Далее, нужно поместить любую пустую тару (лучше канистру) в моторном отсеке и опустить его туда. А трубку от насоса посредствам хомута присоединить к штуцеру бачка. И нагнетая давление насосом, следить за уровнем ОЖ в бочке и при достижении минимального уровня доливать до полного (можно использовать жидкость, которая будет вытекать из трубки). Данную процедуру необходимо проделывать, пока не перестанет выходить ОЖ с пузырьками. Далее, довести уровень жидкости до максимальной отметки и плотно закрыть крышку.

Воздушная пробка в шланге

Вот мы и рассмотрели, как развоздушить печку Газель Бизнес. Для этого не нужно дорогостоящего оборудования и первоклассных специалистов. Все эти процедуры можно проделать самому, без сторонней помощи. Всё вышеперечисленное можно сделать в дороге, если неисправность застигла вас в пути. Такой набор инструментов и приспособлений имеется в каждой машине. Нет необходимости в особых навыках или знаниях для проделывания таких процедур. Если же всё это вам не помогло, то проблема заключается в чём-то другом. И для дальнейшего ремонта необходимо найти причину поломки, а потом заниматься её устранением.

Читайте также: