Почему 1 лад на гитаре плохо звучит

Обновлено: 15.05.2024

Почему гитара не строит и как решить проблему?

Начинающему гитаристу в первую очередь нужно изучить проблемы, периодически возникающие во время использования инструмента, а также научиться их решать. Случается всякое. Возможно, вы купили хорошую гитару с рук, но не дослушали советы продавца, поэтому в первый же день столкнулись с неприятностью – гитара не строит. Что делать, как понять, что она расстроена, и какие действия следует предпринять – об этом можно узнать в статье.

Основные причины

Следует заметить, что неприятный сюрприз, связанный с тем, что гитара перестала строить, может случиться как со старыми, так и новыми инструментами, изначально сделанными некачественно. Это – довольно распространённый дефект, характерные симптомы которого заключаются в следующих явлениях:

  • плавающее звучание;
  • тянущиеся струны;
  • отсутствие мелодичности и гармоничности созвучий;
  • заметная нестройность голосов.

При этом возможны 2 основных состояния гитары:

  1. она не строит только по ладам, а открытые струны при этом звучат нормально;
  2. гитара не держит общий строй – во время настройки очередной открытой струны происходит изменение высоты звука у только что отрегулированных.

Посмотрим, какими неочевидными для новичка причинами обусловлено первое из названых состояний традиционной гитары.

Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос.

  • У новой гитары слишком высокие ладовые порожки. Во время прижатия к ним происходит незначительная перетяжка части свободной (звучащей) длины струны в сторону, где она удерживается пальцем на поверхности грифа. В итоге получаемый звук по высоте смещается от ожидаемого, повышаясь при этом. То есть искомый звук имеет большую высоту, чем требуется. Для неискушенного слуха это несоответствие вряд ли будет замечено, но в концертном зале такой дефект недопустим.
  • У старых инструментов случается изношенность порожков, которые изначально имеют полукруглую рабочую поверхность (где происходит контакт с прижимаемой струной). Деформированная от постоянного трения поверхность с вмятинами приводит к смещению места касания в сторону грифа. В этом случае звук, наоборот, теряет высоту звука.
  • Если гитара не строит на XII ладу (выдаёт более низкий звук), значит, не отрегулировано рабочее расстояние от верхнего до нижнего порожка. Ладовый металлический порожек XII лада делит струну строго пополам. Если это не так, следует исправлять дефект в мастерской по ремонту музыкальных инструментов.
  • Когда инструмент не строит на первых ладах, это может быть вызвано либо слишком высоким расположением струн над поверхностью грифа (должно быть максимум 5 мм над 12 ладом), либо неправильным расстоянием между порожками.

Теперь назовём несколько факторов, приводящих к тому, что гитара не держит строй (быстро расстраивается).

  • Была совершена ошибка при смене струн – они неправильно установлены на колки.
  • Колки тоже могут стать причиной неисправности, если имеют малое число зубчиков. В итоге даже при небольшом повороте происходит наматывание слишком большой длины струны. Такая же ситуация может возникнуть, если колки износились. Эти детали нужно периодически менять.
  • Старые или новые струны также иногда создают проблемы. Некачественные или плохо натянутые струны не позволят вывести чистый строй. А новым нейлоновым изделиям нужно время для принятия рабочего состояния (1-2 недели).
  • На строй гитары повлияли температурные перепады – её струны чутко реагируют на температуру. Классическая гитара может реагировать на действие холода и тепла ещё и вследствие того, что её корпус – деревянный. Из-за этого часто меняется положение грифа – он может выгнуться.

Как проверить?

Определить, что гитара не строит, можно уже по тому, что звучание её становится не слишком устойчивым, звуки лишены гармоничности и не соответствуют ладам. А вот понять, из-за чего она не строит, можно лишь путём тщательного осмотра всех её составных элементов.

При этом можно обнаружить следующие неполадки:

  • прогиб грифа, требующий закрутки или ослабления анкера;
  • ржавый струнодержатель с ослабшими пружинами;
  • накрученные на колок струны в 2 ряда, витки которых заставляют их пружинить;
  • потресканный корпус;
  • деформированные порожки с вмятинами.

Как выясняется, неприятности с инструментом в основном связаны с дефектами механической части инструмента, низким качеством струн и собственными ошибками при настройке. Когда многие детали гитары подвержены повреждениям и износу, то лучше заняться ремонтом инструмента всерьёз.

Что делать?

При пользовании гитарой нужно следовать правилу: настройку следует делать перед каждым занятием. Так можно избежать многих неприятностей, связанных с ней.

Кроме того, необходимо следить за своим инструментом:

  • ежедневно его осматривать на предмет неисправностей и трещин;
  • протирать мягкой тканью от пыли и жировых отложений (с рук) корпус, гриф и струны;
  • своевременно заменять некачественные или изношенные колки;
  • разболтанные детали механической части прочно закреплять.

Ознакомьтесь со списком других важных моментов.

  • Ещё не использованные струны при установке нужно протянуть по длине, но чтобы они не порвались. Их подстраивают несколько дней подряд после натяжения для усадки.
  • Обращайте внимание, насколько плотно завёрнуты гайки на лицевой пластине головки грифа. Нельзя допускать, чтобы они свободно поворачивались пальцами.
  • Исследуйте состояние порожков на шероховатость или заедание, что актуально при использовании струн большой толщины. Решение проблемы – замена новыми элементами. Если на верхнем порожке слишком узкие прорези, их нужно пропилить до размера струн. Чтобы не происходило зажима, желательно смазать отверстия графитовой смазкой или натёртым грифельным порошком, смешанным с обычным машинным маслом.
  • Если порожки вмяты, их следует заменить. Сделать это можно самостоятельно при помощи стамесок. Предварительно новая деталь должна быть подогнана под нужный размер, уголки её необходимо сгладить. Кстати, некоторые гитары даже при повреждённых порожках продолжают прекрасно строить.

А также следует периодически настраивать мензуру – промежуток между нижним и верхним (нулевым) порожками, на которых лежит струна.

Почему 1 лад на гитаре плохо звучит

james_wd@mail.ru

Топ 6 причин почему гитара не строит, не держит строй

мыслитель с гитарой

Для начала хочу определиться с терминологией. Очень часто под запросом «почему не строит» подразумевается именно «не держит строй».

Итак, гитара не строит — это означает, что гитара строит на открытых струнах, но не строит по ладам.

Совсем другое дело, когда гитара не держит строй. Это значит , что при настройке каждой следующей струны убегает предыдущая.

Почему гитара не строит

Тут конечно есть варианты:

  • У гитары не отстроена рабочая длина (мензура), расстояние от верхнего порожка до нижнего.
  • Во время разметки грифа была допущена ошибка, т.е. Лады находятся не на своих местах.
  • Так же играет роль звукоизвлечение, сильный прижим струны ведёт к её перетягиванию от чуть выше до конкретно выше.
  • Так же причиной нестроя часто является износ ладов. У правильно подготовленного к работе лада точка контакта со струной находится по середине шляпки лада, а сам лад должен быть полукруглой формы (независимо от мнения некоторых специалистов). У изношенного лада на верхушке шляпки появляется вмятина либо при частичной обработке появляется плоскость, которая смещает точку касания со струной немного назад, к головке грифа. Это тоже ведёт к нестрою.

Почему гитара не держит строй

И вот мы подошли к основной теме, почему все-таки не держит строй.

Причина первая. Неправильный процесс настройки гитары

Изначально не правильно установлены струны на колки. При установки струны нужно сделать петельку, захлёст, и далее струна прижимает сама себя.

как неправильнонатягивать струны на колки

как правильно натягивать струны

А так правильно.

Причина вторая. Струны.

В эту категорию относятся все случаи, которые связаны со струнами.

Прежде всего новые струны. При смене струн нельзя забывать, что новые струны растягиваются. Тут им имеет смысл помочь, т. е. настроить — побендить (потянуть), настроить- потянуть. И так несколько раз. Настраиваю по тюнеру вы будете видеть как уменьшается разница между настраиваемой струной и эталонным звучанием.

Иногда можно встретить совет настроить на тон-два выше. Я бы не рекомендовал это делать, как и настроить вечером и отставить до утра, а за ночь струны усядутся сами. Не усядутся.

Старые струны, усталость металла. Усталость материала — процесс постепенного накопления повреждений под действием переменных (часто циклических) напряжений, приводящий к изменению свойств материала, образованию трещин, их развитию и разрушению материала за указанное время.

Вспоминаем физику из школьного курса, закон Гука. Струна прекрасно себя чувствует (и мы себя тоже вместе с ней), пока находимся на линейном участке зависимости. При накоплении повреждений, деформация становится необратимой, геометрические параметры струны меняются, причем процесс опять таки нелинейный. В такой ситуации ни о каком строе речи не идет. Я уж не буду говорить тут о тембральном изменении звука. Ну или говоря проще струна слишком растянута, да и начинает ржаветь от пота с рук ( к сожалению это человеческая физиология). Плюс грязь, которая прилипает к струнам, особенно между витков толстых струн.

Некачественные струны. Не только усталость материала может выбросить нас за пределы линейной области закона Гука. Это так же могут быть примеси металла, нарушения технологии изготовления (микротрещины, переменная ширина и т.д). Струна, имеющая разную толщину просто физически не может строить по ладам на ровной гитаре с нормальной мензурой и ладами. Т.е. слишком долго находящиеся на складах струны с получившей повреждение упаковкой, что ведёт к окислению, возможны физические повреждения струн — вмятины. Ну или попросту подделки.

Неправильно натянутые струны. Струна закручивается в спираль вокруг продольной оси. Чаще всего бывает, когда уже юзаные струны используют ещё раз. Например струны сняли, гитару почистили и поставили заново.

Причина третья. Геометрия гитары

Гриф имеет плоскость, отличную эталонной. Т.е. гриф винтом или S образный. Это чаще связано с температурными режимами. Например гитару сделали в Калифорнии, где тепло, затем привезли, скажем в Питер, где часто холодно и сыро.

Причина четвёртая. Слишком высоко подняты струны

Если струны отдалены на расстояние 3-5 мм от 12 лада, то гитара, даже если она хорошо строит на верхних ладах, перестаёт строить в средней и особенно в нижней части.

Причина пятая. Смена температурного режима

При переходе с холода в теплое помещение строй ползет вверх.

Эта причина сводится к изменению размера под действием температуры. Тела при нагревании растягиваются, при охлаждении сжимаются. При смене погодных условий древесина тем или иным способом реагирует,т.е. Гриф гнёт в низ или в верх.

Причина шестая. Колки

У дешёвых колков может быть маленькое передаточное число( количество зубьев на шестерне). При лёгком повороте головки колка струны наматывается слишком много и в результате получается промах в настройке. Люфт, плохой контакт между шестернёй и червяком. Ну и наконец старые, изношенные колки. В конце-концов все съёмные металлические части являются расходниками и предполагают периодическую замену.

Знаете другие причины? С удовольствием обсудим в комментариях.

Вы перепробовали все, но ваша гитара все равно не строит? Приносите мне на диагностику.

Следующую свои статью хочу посвятить советам, как избежать большинства проблем, связанный с отсутствием строя у гитары.

Когда стоит заменить лады гитары: звенят струны при игре

Когда стоит заменить лады гитары: звенят струны при игре

Очень часто именно эту информацию надо хорошо усвоить, чтобы правильно купить гитару. Особенно, если это покупка гитары бывшей в употреблении.

В основном все проблемы ладов гитары видны невооружённым взглядом или с помощью простого инструмента. Часто эти проблемы сами активно напоминают о своём существовании, мешая нам играть. Начнем с очевидного и простого.

Маленькое отступление для любителей точности в терминологии. Конечно, все знают, что лад это не "железка", на которую опирается струна. Эта металлическая штука называется ладовый порожек. Но, так как все называют это коротко ладом, плюс поисковики тоже так их называют, к тому же неудобно все время писать ладовый порожек. Поэтому на протяжении всего цикла статей просто - лады.

Лады гитары вытащились

bad-fret1

Стандартная проблема, которая может возникнуть на любой гитаре, это несколько вылезшие с одного края лады. Причина возникновения, за исключением неверной установки или расширенного пропила с краю, может состоять в том, что дерево реагирует на влажность в отличии от металла. Дерево постоянно смещается туда сюда относительно лада и его фиксация ослабевает. Также присутствует некоторая усушка древесины.

Часто бывает, что все лады немножечко вылезли из накладки на одну высоту и этот факт даже не вызывает никаких призвуков. Но нежестко зафиксированный лад врядли хорош для звука.

Такая проблема в чистом виде требует только переустановку старых ладов.

Лады находятся на разном уровне

Это основная причина возникновения призвуков. Струна начинает звенеть о следующий лад. Причина может быть как в том, что следующий лад выше чем надо, так и в том, что на зажимаемом ладу слишком низко.

Чтобы устранить этот дефект нужно разобраться в причинах его возникновения. Если лады вытащились, значит надо забить их назад. Если забит слишком глубоко с вминанием в дерево, то можно привытащить его и проклеить суперклеем. Если износился, то значит менять.

Инструмент для проверки плоскости ладов - это ровная короткая грань чего-либо. В идеале это некая линейка, которая касается трех первых ладов. Линейка не должна начать качаться ни на одной вершине, и должна опереться на все три порожка.

Слишком большая плоская площадка сверху: звон и нестроевич

Лады кто-то ровнял, но не придал им правильную овальную форму. На нормальных гитарах такого не встретишь, если они не встретились с ненормальным напильником.

fret-flat

Такой дефект даёт призвук. Струна звенит о лад, на котором зажимается. Призвук этот тише, чем звон о следующий лад, как будто вы не дожимаете струну. После сильного нажатия звон может пропадать, но выход не в этом. Нужно придать ладу верную форму. Делается это специальным инструментом и подробно обсуждается в статье по обработке ладов.

Немного подробнее о том, почему струна звенит на плоском ладу. Сначала схема.

плоский лад

Видно, что струна опирается только на одну сторону площадки, а над второй частью зависает ( красная стрелка ). При игре струна начинает колебаться и бить по ладу.

Очевидно, что плоская площадка будет искажать строй, так как отсекается не над серединой лада.

Износ поверхности лада

Вода камень точит, а струна точит поверхность ладового порожка. Со временем овальная форма вершины начинает искажаться, истираться струной. Причем даже первыми нейлоновыми монострунами.

bad-fret4

Конечно, многое зависит от свойств металла. Сегодня набирают популярность лады из нержавеющей стали, это уже настоящие железки в отличии от разного рода сплавов до этого, где железа не было.

Хотя самое тяжелое место на лепестке накладки можно не трогать, т.е. лады над декой, начиная с 12-13 лада. Они там редко изнашиваются, плюс высота ладов в том месте может быть намного ниже, так как расстояние между ними небольшое. Т.е. заменить лады от первого до двенадцатого, а остальные только обработать. Ясно, что старые лады на лепестке накладки должны быть хорошо установлены, потому что, если они вываливаются, то оставлять их смысла нет.

Лады торчат по краям грифа и стараются поцарапать ваши руки. Причина этой поломки заключается в самой природе: лад металлический, а накладка деревянная. Изменение влажности влияет или может влиять только на ваш деревянный гриф. В таком случае надо просто обработать торцы лада. Накладку же пропитывать специальным маслом.

Лады просто слишком низкие

Как-то исторически сложилось, что на вашей гитаре слишком маленькая высота лада. Нормальная высота для классики около 1мм. При недостаточной высоте не происходит верной отсечки струны или прижимать приходится всегда слишком рядом перед ладом.

Высота лада связанна с видом и натяжением струн. Одно дело высота для классической, а другое для электрогитары.

Понятно, что надо менять комплект, хотя теоретически существует возможность обработать накладку.

Размышления в слух, такой техники нет в практике классической гитары

В электрогитарах эта операция называет скалопирование. Страшное слово! Но у них дерево выедается очень сильно. Нам так много не нужно.

Например: лады такие классные, заглядение, но высоты не хватает. Ясное дело, что не может не хватать 1 мм, вернее до 1мм не хватает 0.3 мм. Вот эту разницу можно скомпенсировать, выскоблив дерево между на 0.3 мм. Причем не надо трогать дерево под ладом, только середину, чтобы дать возможность струне опуститься ниже и переломиться через ладовый порожек. Такая операция будет нужна только где-то на половине грифа, причем чем короче расстояние между ладовыми порожками, тем меньше можно выскабливать. Ориентироваться можно визуально по струне. Повторюсь, так не делают, но я не вижу никаких проблем, кроме визуального эффекта.

Подведем итоги и ответим на главный вопрос:

В каких случаях нужно поменять лады на гитаре

Замена ладов требуется в случае, если они имеют дефекты износа, и их высоты недостаточно, чтобы осуществить ремонт. Другими словами, если лады слишком глубоко выедены струнами или изначально слишком низкие, сильно кем-то сточены, то надо менять комплект.

Менять лады необязательно, если они просто немного вылезли или болтаются. В таких случаях требуется или обработать конкретный лад, или вытащить и установить заново весь комплект. Если лады не слишком глубоко изношены струнами, то можно только выровнять их. Не надо выдирать старые лады просто потому что они старые.

Струны могут звенеть по ладам, если они имеют разную высоту, тогда струна звенит по следующему порожку от того, на котором зажато. Также звенеть может, если лад имеет неверную плоскую площадку.

В любом сомнительном случае стоит провести замену, так как сегодня можно найти очень качественную и прочную ладовую проволоку. Если ремонт гитары сам по себе предполагает демонтаж старых ладовых порожков, то вопрос по замене ладов лучше поставить таким образом: за какие такие заслуги и качества стоит не сменить старые лады. И возиться с этими старыми железками вместо того, чтобы купить себе новенькую блестящую ладовою проволоку из усиленного нейзильбера или даже из нержавеющей стали.

Почему 1 лад на гитаре плохо звучит

Гитары - это не механизмы и не предметы, это живые существа. Они имеют свою судьбу и подвержены болезням и недомоганиям. Иногда болезни эти трудны и нуждаются в серьезном лечении. Но чаще дело в неправильном образе жизни - т.е. зарядку надо делать и поменьше курить.

Главными симптомами недомогания являются увеличенная жесткость струн или напротив - звон струн о лады. Еще могут образоваться заметные трещины в разных деталях, потеряться строй, появиться посторонние шумы при игре. Кроме трещин и т.п. явных проявлений, остальные симптомы могут свидетельствовать как о серьезных проблемах, так и ни о чем не свидетельствовать, кроме нерадивости хозяина инструмента. Вот перечень проверок, которые следует произвести, прежде чем нести гитару в магазин на обмен или мастеру в ремонт:

1. Струны - это расходный материал. Их надо менять не реже, чем раз в полгода, даже если гитару используют мало. При активной игре струны надо менять значительно чаще. На изношенных струнах появляются характерные вмятины напротив ладов, струны меняют цвет (темнеют), окисляются, ухудшается звонкость и тембр, звук (особенно басов) становится ватным, слабым. Изношенные струны теряют точный строй. Замена одной струны дела не сделает, новая струна будет явно отличаться от старых. Недопустимо использовать струны от разных комплектов (даже новые). Замена возможна только для нового комплекта, если новая струна - 100% аналог старой. Проверьте струны!

2. Высота струн над грифом - всегда компромис между терпимым звоном о лады и жесткостью игры. Для разных гитар и разных музыкантов это разные цифры, никакого стандарта не существует. Самое большая высота - для классических гитар с синтетикой. Некоторые преподаватели специально заставляют учеников играть на высоких струнах - для выработки сильной подачи. На акустических гитарах металлические струны ставят ниже. Совсем малая высота струн на электрогитарах.
На гитарах с винтовым креплением грифа высота струн выставляется с помощью ключа (или отвертки). Если гриф вклейной, высота изменяется при помощи косточки на подставке - ее следует извлечь (ослабив струны) и подпилить по высоте - или заменить на более высокую. Можно попробовать подложить под косточку подходящую по размеру полоску пластика, хотя это плохо отражается на акустике инструмента.
Высота косточки над подставкой - 3-8мм, причем высота под басами может быть чуть больше, чем под тонкими струнами. Кость выше 12мм - это брак инструмента и повод для ремонта или гарантийного обмена.
Еще важная деталь - верхний порожек. Если пропилы в нем недостаточны, гитара может казаться жесткой даже при нормальной высоте струн. Особенно жесткими ощущаются открытые аккорды и барре на 1 ладу. При этом барре на 5-10 ладах взять явно легче. Порожек отвечает так же за строй гитары. Струна должна опираться строго на ближний к ладам край порожка. Если струна опирается на дальний край, гитара не будет строить. Порожек легко корректируется с помощью надфиля, главное - не переточить лишнего.
Посему: проверьте косточку и порожек.

3. Многие гитары (особенно под металл) имеют внутри грифа специальный стержень - анкер. Головка его выходит снизу грифа и доступна через отверстие резонатора. Иногда головка выведена сверху грифа, возле колков, и прикрыта накладкой. Смысл анкера - напряжение и поддержка грифа. Если бы не анкер, металлические струны согнули бы тонкий гриф. Подчеркну: анкер отвечает не за высоту струн, а за прогиб грифа. Причем регулирует этот прогиб не совсем однозначно. Если Вы видите, что середина грифа явно ниже, чем его концы - анкер нужно подтянуть. Если наоборот - гриф стоит "пузом вверх" - отпустить. На практике, однако, анкер редко просто выпрямляет гриф. Чаще он как бы "распределяет" прогиб волнами, поэтому где-то гриф оказывается ниже, а в других точках - чуть выше нормы. Вы можете сильно не углубляться в этот вопрос, если прогиб грифа значительный, и простой подтяжкой анкера устранить проблему не получилось - несите гитару мастеру.
Совсем отпущенный анкер может противно громыхать внутри грифа. Исходите из того, что нормальное состояние анкера на новой гитаре - слегка затянутое. После нескольких недель анкер может ослабнуть за счет естественной усадки грифа, тогда его следует чуть подтянуть. Но сильно крутить анкер без понимания смысла процесса бесполезно, будет только хуже.
Однако: профиль грифа и анкер так же следует проверить.

Смена струн на более (или менее) жесткие всегда приводит к изменению профиля грифа. Струны - это тетива, а гриф (поддержанный анкером) - лук. При ослаблении тетивы лук неизбежно разгибается, и струны приближаются к ладам. И наоборот. Это нормальный процесс. Если вы поставили мягкие струны, придется увеличивать высоту косточки.

4. Архиважным и очень болезненным для гитары является вопрос поддержания нужной влажности в помещении. ВСЕ серьезные производители гитар определяют нормальную влажность воздуха для своих инструментов 40-50%. Примерно такая влажность в квартирах летом, поэтому и проблем с гитарами мало. Однако зимой в России при работающих батареях влажность может падать до 15-20%. Для любой гитары влажность воздуха в 15% является экстремальной. Чем тупее и кондовее инструмент, тем больше шансов он имеет пережить такую ситуацию. Но качественная гитара с декой из массива (тем более - с полностью массивным корпусом) может серьезно пострадать. И виноват в этом случае будет хозяин гитары, а вовсе не производитель (предупредивший о недопустимости пересушивать инструмент).

Усушка инструмента заметна по лаку на деке: дека делается полосатой, даже на ощупь заметны неровности слоев дерева. Это очень опасно. Дека может не выдержать напряжения. Особенно легко погибают испанские гитары - в Испании нет сухих морозных зим, поэтому производители не выдерживают материал в расчете на экстремальные усушки. Гитары из Чехии в этом смысле надежнее. Кроме дек, страдает узел крепления грифа на верхнем клетце. Клетц не усыхает вместе с корпусом, поскольку волокна его почти всегда направлены против деки. Поэтому на накладке грифа (там, где она ложится на корпус) образуется характерный бугор. Так же страдает и гриф, особенно в месте склейки с накладкой. Малейшие недодержки материала на фабрике в русских условиях отзываются трещинами и искривлениями деталей. Это касается не столько дешевых китайских инструментов, сколько качественных профессиональных гитар, которые ценят музыканты по всему миру. Мы живем в очень негитарной стране, господа.

Что же делать? Решение есть, оно недорогое и несложное: купить спец.увлажнитель и вкладывать зимой в кофр, где хранится гитара. Цена такого увлажнителя никак не сопоставима с ценой корпусного ремонта качественной гитары. И все. Еще не забывать убирать гитару в чехол и заправлять увлажнитель.

Сезонные колебания влажности воздуха всегда оказывают влияние на гитару. Даже увлажнитель не сможет вовсе компенсировать это влияние. Его назначение - не создать суперусловия для гитары, а помочь гитаре пережить экстремальные падения влажности. Но дерево все равно будет отзываться на изменение условий жизни. Некоторые гитары более восприимчивы к таким изменениям, некоторые менее. Ситуация, при которой надо пару раз в году поправлять косточку или анкер, в общем-то нормальная. Некоторые гитаристы отчего-то полагают, что раз и навсегда отрегулированная гитара должна служить вечно. Это неверно. Как всякое живое существо, гитара может чувствовать себя хуже или лучше, капризничать. Или наоборот, звонко радоваться жизни - и радовать своего хозяина и зрителей.

Понятие "нормально" для гитар почти неприменимо. Всегда возникает вопрос: для КОГО нормально? Особенно это касается звона струн о лады. Особо занудливые субъекты способны вытрясти из продавца или мастера последние остатки политкорректности, пытаясь добиться невозможного: получить супермягкую гитару без дребезжания. Самая дорогая брендовая гитара ничем не отличается в этом вопросе от дешевого китайца. При резкой сильной подаче можно заставить звенеть любую гитару. Если ваш опыт невелик, посоветуйтесь с друзьями-гитаристами, поиграйте на их инструментах. Возможно, то, что вам кажется дефектом Вашей гитары, вовсе не дефект, а обычное свойство. А неудобство объясняется недостатком привычки к игре. Или напротив: вы напрасно мучаетесь с инструментом, который давно пора показать мастеру.
Покупайте гитару в магазине, который предоставляет длительную гарантию, а не только "2 недели на обмен". Задавайте продавцу любые важные для вас вопросы, но и не терзайте его недоверием.

Как устроен нулевой лад и что с ним делать


Нулевой лад - гораздо менее интересная штука, чем думается людям (если судить по тому, как часто меня о нем спрашивают). Поэтому ответ на вопрос из заголовка будет коротким.

Какая задача у стандартного верхнего порожка, который без нулевого лада? На самом деле, их две:
1) держать струны на некоторой высоте над накладкой;
2) держать струны на некотором расстоянии друг от друга и от краев грифа.

Гитара с нулевым ладом вместо одного элемента для достижения этих целей использует два разных - по одному на каждую задачу. Собственно нулевой лад определяет высоту струн, а верхний порожек, стоящий чуть ближе к колкам, распределяет струны по ширине грифа.

(я намеренно ничего не написал о расположении порожка по мензуре - этот параметр можно вынести за скобки при сравнении)

Я не вижу ситуаций, когда система "нулевой лад + порожек" лучше простого верхнего порожка. Должно быть, потому нулевой лад и вымер, оставшись только на псевдовинтажных инструментах.

Вопреки распространенному мнению, верхний порожек при нулевом ладу требует примерно столько же возни, что и самостоятельный верхний порожек. А нулевой лад, в свою очередь, в идеальном случае должен быть чуть выше остальных ладов и поэтому требует отдельного внимания. Таким образом, никакого выигрыша по трудозатратам эта система также не дает. При условии, конечно, что вы все делаете на совесть.

Единственный сценарий, в котором нулевой лад полезнее, чем отсутствие такового - гитара с топ-локом. Регулировать топ-лок по высоте сложно, а по радиусу практически невозможно. Нулевой лад решает обе эти проблемы, однако я не знаю ни одной серийной гитары с топ-локом и нулевым ладом одновременно.

— Я ставлю лады на гриф с нулевым ладом. Какого размера должен быть нулевой лад относительно остальных?
— Поставьте либо следующий по высоте размер (например, вместо 2,5*1,2 поставьте 2,8*1,4, если мы говорим о модельном ряде Sintoms), либо такой же - но тогда придется чуть-чуть пошлифовать остальные лады, даже если они идеально сели и не требуют выравнивания. Нулевой лад должен получиться чуть выше.

— А дальше с ним что делать?
— После того, как все лады, кроме нулевого, вышлифованы вровень друг с другом, надо взять лекальную линеечку и погонять ее по нулевому и второму ладу, следя за зазором над первым. При необходимости доведите нулевой лад напильником до нужной высоты. Зазор выставляется примерно такой же, какой вы бы выставили на обычном верхнем порожке. Далее все лады закатываются и полируются стандартным образом.


— Есть ли смысл ставить нулевой лад из особо прочного сплава?
— Это хорошая идея. Нейзильберовый нулевой лад нередко протирается сильнее, чем лады в целом, особенно если гитара оснащена тремоло. Поэтому есть смысл ставить что-то посерьезнее. Бронза не всегда подходит из-за желтого оттенка. Остается нержавейка.

— Хочу нулевой лад на гитару, потому что звукзвукзвук.
— Прочтите текст о металлических верхних порожках. Если желание не пропало, давайте поставим вам латунный или бронзовый порожек, а не нулевой лад. Это проще, дешевле и меньше портит гитару.

zerofrets.jpg

— Почему нулевой лад из нейзильбера изнашивается, а латунный порожек вы описываете как "вечный"? Сплавы ведь похожи.
— Потому что на порожке струна опирается на несколько миллиметров его ширины. А на нулевом ладу она опирается на точку. Удельное давление выше, износ больше. В идеальном случае это не совсем так (см. картинку), но идеала от серийной гитары не дождешься.

— А вот на стюмаке продается "ZerO Glide" - верхний порожек, объединенный с нулевым ладом. Что скажете?


— Скажу, что цельнометаллический верхний порожек всегда будет лучше. Во-первых, удельное давление на кромку лада гораздо выше, чем на нормальный порог. Во-вторых, стюмак рекламирует "зероглайд" как простое решение с постоянной высотой струн над грифом(making a traditional nut is tricky: it means cutting six string slots, each to a perfect depth. The ZerO Glide is so much easier: the built-in zero fret sets all the string heights at once, uniformly). Однако на идеальном нулевом ладу, как и на идеальном верхнем порожке, тонкие струны стоят чуть пониже, а толстые - чуть повыше. Таким образом, при штатной установке зероглайда струны стоят не оптимально, а нештатная требует массу усилий: подпилить и закатать лад, вплотную к которому стоит порожек, довольно сложно. Уже по этим причинам zero glide не нужен.

— Нулевой лад на моей гитаре износился, под струнами ямки. Что делать?
— Если открытые струны не звенят, а гитара строит по ладам, можно не делать ничего. В противном случае придется его заменить, это несложно и недорого.

— Гитара с нулевым ладом плохо строит на первых позициях, в чем может быть причина?
— Что-то из следующего, в порядке убывания вероятности:
нулевой лад слишком высокий;
струна проходит над нулевым ладом;
старая или бракованная струна;
нулевой лад стоит не по мензуре;
нулевой лад истрепался настолько, что точка перегиба струны существенно сместилась вперед или назад.

— Нужно ли смазывать нулевой лад?
— Не нужно, потому что пятно контакта очень маленькое и вряд ли там задержится хоть какая-то смазка. Кроме того, выступившая на "мензурную" часть струны смазка ощутимо глушит струну, а контролировать это на нулевом ладу сложно. Если очень хочется, пройдитесь по нему мягким карандашом, прежде чем ставить струны. А вот верхний порожек за нулевым ладом лучше смазать.

Почему гитаристам тяжело читать мелодию «с листа»


Одно из наиболее часто встречающихся мнений – отсутствие потребности в знании нотной грамоты. Большинству начинающих и просто увлеченных гитарой людей нет смысла изучать ее, потому что можно играть по табулатурам.

Джей Веркюлен (играет на гитаре, безладовом басу, барабанах и клавишных) считает, что гитара – инструмент, к которому вряд ли будешь читать «инструкцию». Он приводит пример: «одну и ту же ноту До можно извлечь пятью разными способами: 2 струна 1 лад, 3 струна 5 лад, 4 струна 10 лад, 5 струна 15 лад и 6 струна 8 лад. И помимо этого, звуки можно извлечь, используя достаточно сложные техники, каких нет у фортепиано: бэнды, вибрато, глушение и другие».

Другие считают, что не стоит обобщать всех гитаристов как «не умеющих читать партитуры». Виктор Эикхот (умеет играть более чем на 24 инструментах) говорит, что на фортепиано аккорды в разных тональностях похожи друг на друга (в постановке руки и пальцев на клавиши), на гитаре же играть по этому принципу нельзя (даже в случае с баррэ).

«Во-вторых, в музыкальных школах нотную грамоту изучают на фортепиано, поэтому при игре на гитаре использовать полученные знания не так уж и просто. И, наконец, в-третьих, у пианистов (и органистов) намного больше практики чтения с партитуры, независимо от того, где они играют: в церкви, на репетиции или на сцене.»

Третьи – подчеркивает, что гитаристы обычно играют гармонию, а не мелодию. Мелодия может хорошо сочетаться с гармонией, но при этом гармонию можно изменять.

Эрик Сойер (начал играть на гитаре в 10 лет, бросил в 35 и начал снова в 55): «например, в традиционной церковной музыке органисту дозволено играть различные вариации гармоний, при этом не отклоняясь от основной мелодии. Опытные гитаристы могут на слух подобрать звучащие в песне аккорды, но это не означает, что изначально в ней использовались именно эти аккорды, т.к. возможны вариации».

Клэй Мотли (гитарист со стажем в 30 лет) дополняет комментарий Эрика и отмечает, что мелодия не определяет гармонию и аккорды однозначно. Клэй приводит в пример историю из своего жизненного опыта, когда опытный джаз-гитарист, аккомпанируя одной мелодии, постоянно менял ритмический рисунок и аккорды, тем самым меняя гармонию песни.

Это говорит о том, что у каждого гитариста есть свое ощущение музыки, и изменяя гармонию, он может добиться разных результатов звучания. Клэй считает, что дело не в том, что гитарист не знает, какой аккорд выбрать, а в том, что вариаций этих аккордов огромное множество.

Пэнкам Лонкар (гитарист) считает, что особенностью гитаристов является способность «работать руками, а не ушами». Работая над музыкальной теорией (гармониями, развитием музыкального слуха, чтением с листа и различными техниками игры), музыкант начинает понимать, как можно использовать различные стандартные аккордовые последовательности.

Например, джазисты учатся извлекать аккорды мажорных гамм, осваивая способы извлечения этих же аккордов с использованием других струн. Постоянно практикуясь, они способны научиться на слух определять аккорды, используемые в песнях.Музыкальная теория – это своего рода «система эффективной категоризации звуков». Конечно, это – не единственный способ изучения музыки, ее можно анализировать и классифицировать по своим собственным правилам, но отсутствие определенных навыков может сказаться на способности аккомпанирования мелодии.

Дориэн Джеймс говорит, что какими бы ни были техника игры и знания сольфеджио у каждого отдельно взятого гитариста, для любой мелодии всегда существует огромное множество «правильных» аккордов. Джазисты любят изменять основные аккорды песен, дополняя их вариациями. В пример он приводит «Opus One» – мелодию, состоящую из 5 нот, которые постоянно повторяются, при этом аккорды, сопровождающие ее, изменяются.

Марк Вернер (играет на гитаре с середины 70-х все: от кантри до джаза) считает, что если хорошо обученному джаз-гитаристу дать мелодию, то он достаточно быстро подберет под нее хорошую аккордовую последовательность. Подобным образом и любой другой хороший музыкант сможет подобрать подходящую гармонию для песни.

Однако сама идея о гитаристе, который читает с листа мелодию и (поэтому) затрудняется подобрать к ней аккорды – слишком уж экзотический пример. Большинство исполнителей работает с нотами, где прописана и мелодия, и аккорды.

Тед Бушэ говорит, что гитаристы могут играть по партитуре, только им нужно время для написания аккомпанемента. Безусловно, есть огромное количество песен с похожими мелодиями, поэтому гитаристы без труда смогут подыграть знакомой по гармонике песне.

Помимо этого, гитара должна задавать темп и ритм, и вне зависимости от того, какая мелодия играет, гитарист решает, что сейчас звучит – полька, диско или что-нибудь другое. Это означает, что гитаристы заранее должны подобрать правильно аккорд, чтобы полностью отразить смысл мелодии. Также Тед считает, что вся информация, написанная в партитуре, не дает гитаристу представления о том, как именно должна звучать песня.

Николаус Экзели (играет на гитаре большую часть жизни) считает, что все зависит от количества практики и теоретических знаний. Музыканту легче импровизировать, используя аккордовую прогрессию, чем подбирать аккорды на ходу.

Любую мелодию можно сыграть несколькими способами, поэтому все зависит непосредственно от вкуса и настроения гитариста. Например, во времена Моцарта, аккорд А6 (мажорное трезвучие с большой секстой) считался какофоническим, хотя сейчас люди называют его весьма приятным.

Дребезжат струны: как устранить лязг струн о лады

Дребезжат струны на гитаре. Что делать?

О гитаре

Что делать, когда звенят или дребезжат струны на гитаре?

Наиболее часто дребезжание струн происходит при зажимании на конкретных ладах (на начальных позициях, до 12 лада, после 12 лада). Если вы услышали непривычный звон и призвуки при звукоизвлечении, то стоит разобраться в причинах проблемы. Иначе эта проблема со временем сделает игру на гитаре если не невозможной, то крайне неприятной и неудобной. Нередко дребезжат струны из-за неправильной настройкой анкера. Реже, если дребезг издает открытая струна на гитаре, это происходит из-за самих струн. Так или иначе, это механический дефект который необходимо устранить, если это возможно!

Дребезг может звучать не только при зажимании конкретных ладов, но и на конкретных струнах. Часто звенят именно толстые басовые струны, так как на них присутствует намотка.

Основные причины дребезжания кроются в настройке инструмента или его качестве изготовления. Первые проблемы: настройка бриджа, высота струн относительно грифа и (самая частая причина, почему струны на гитаре дребезжат) отсутствие должной настройки анкерного стержня. С проблемами, связанными с изначальным качеством инструмента, гитаристы сталкиваются значительно реже. Но решать их намного сложнее, и такие дефекты создают больше неудобств при игре на инструменте. Использование низкокачественных материалов и недобросовестная сборка гитары приводят к таким дефектам, как деформация элементов бриджа, деки гитары, верхнего порожка и ладов.

Причины дребезжания струн: источники проблемы и способы их самостоятельного устранения

Многие гитаристы сталкиваются с дребезгом струн на гитаре. При возникновении такой проблемы нужно выяснить причину, так как их может быть много. Да и сам звон струны может быть разный: иногда это еле заметная вибрация, а иногда – металлический дребезг или скрип. Есть несколько способов выяснить, почему дребезжит струна на гитаре (или несколько струн), ниже будет описан каждый из них.

Струна дребезжит на одном или нескольких ладах

Струны дребезжат не на всех ладах, а только на некоторых. Причина – неправильная отстройка анкерного стержня, в результате чего струны соприкасаются с ладами. Настройка анкера крайне проста. Нужно взять шестигранник и повернуть анкерный стержень на 1/4 оборота по часовой стрелке. Предварительно необходимо расслабить натяжение струн.

Более редкая причина дребезга – низкое положение верхнего порожка. Лучше всего заменить его новым или подложить под порожек что-нибудь.

Дребезг открытой, не зажатой струны

Если дребезг издают открытые струны на гитаре, но при зажимании любой струны в произвольных местах звона не происходит, то проблема чаще всего кроется в неподходящем диаметре установленных струн. Чересчур тонкие струны болтаются на верхнем порожке грифа, создавая неприятный дребезг. Реже открытые струны дребезжат и по другим причинам:

  • чрезмерный прогиб грифа;
  • верхний грифовый порожек изношен;
  • производственный брак (если проблема имеется у только что купленного инструмента).

Для акустики наиболее подходящий формат струн – 11-52 или 10-47. Более толстая гитарная струна будет дребезжать с большей вероятностью.

Дребезжат струны только на первых ладах (от первого до 12 лада)

Если звенят струны на гитаре на начальных ладах, то это нередко связано с самими ладами, из-за слишком малого расстояния между ними и струнами. Чаще всего такая проблема – результат заводского брака. Если только что купленная гитара дребезжит на начальных ладах при игре, ее лучше вернуть и обменять на другую. Когда проблема появляется на старом инструменте, необходимо заменить несколько первых ладов.

Иногда проблема может быть вызвана настройкой анкерного стержня. Для его правильной отстройки ослабьте натяжение струн и поверните с помощью шестигранника болт по часовой стрелке на 1/4 оборота.

Дребезжат струны на последних ладах (12 лад и выше)

Проблема дребезга струн на 12-м ладу и выше связана с несколькими возможными причинами. Прежде всего это неправильная настройка анкера. С подобным чаще сталкиваются обладатели акустических гитар, но бывает, что дребезжат струны на электрогитаре и басу. Для решения необходимо сделать следующее:

  1. Осматриваем гриф сбоку. Приблизительно на седьмом ладу должен быть прогиб на 1,5-3 миллиметра. Чтобы проверить прогиб, зажимаем первую струну на 1-м и 14-м ладах.
  2. Далее приступаем к непосредственной регулировке высоты струн. На акустике – регулируем анкерный болт, на басу и электрогитаре – настраиваем бридж и тремоло-систему.

Дребезжание при сильном ударе по струнам во время игры

Часто при игре дребезжит струна на гитаре, расположенная сверху, так как она самая толстая. Ее дребезг заметнее всего слышен при громкой игре с сильной атакой. Так что лучше поработать над техникой игры, чтобы приучиться не бить по струнам слишком сильно. Ведь сильной игрой их можно и совсем порвать.

Также дребезг во время игры может происходить из-за того, что вы не умеете правильно зажимать струны на гитаре. Но если с вашей техникой всё хорошо, лучше отнести инструмент специалисту, чтобы он выявил проблему.

Дребезжат колки на гитаре

Со временем колки на гитаре разбалтываются, что приводит к дребезгу при игре. Для устранения проблемы рекомендуется подтянуть их и смазать. Если эти действия не исправили ситуацию, то колки придется менять.

Также дребезжание колков может встречаться и на новых гитарах. Виной тому некачественная предустановленная фурнитура, которую лучше всего заменить. Иначе при игре будет слышен негромкий, но неприятный дребезг, делающий игру на гитаре дискомфортной.

Дребезжит только корпус гитары: в районе дэки

Для того, чтобы убедиться, что дребезг издает именно дека инструмента, постучите по ней. При этом появятся призвуки.

Что делать, если гитара дребезжит сама? Не рекомендуется пытаться решить проблему самому, лучше отнесите гитару мастеру.

Гитара ладит после корректировки

Если вы в процессе одной из предыдущих проблем неправильно отрегулировали анкерный стержень, то это может привести к тому, что гитара не строит по ладам. Осмотрите, насколько прогибается гитарный гриф. Вы могли ослабить прогиб, или недостаточно его усилить. Если вы ослабили прогиб грифа, необходимо закрутить анкерный болт в обратную сторону, тем самым уменьшив зазор между струнами и грифом. И после того, как сделать струны ближе к грифу, рекомендуется вернуть струны в нормальный строй и оставить на некоторый срок. После должной настройки гитара не должна ладить.

Другие причины дребезжания

Возможно, что вы не нашли свой случай ни в одной из упомянутых выше причин. Другой причиной дребезга при игре на гитаре может быть заводской брак (например, трещина в корпусе). Тогда стоит вернуть инструмент в магазин и заменить на другой. Для того, чтобы не брать бракованный инструмент, следует всегда проверять его перед покупкой.

Также есть вероятность, что вы не заметили и не распознали свою проблему из вышеперечисленных. Тогда стоит всё же отдать гитару профессионалу, а не пробовать идентифицировать проблему собственноручно.

Дребезжат струны, как убрать дребезг на ладах с помощью шлифовки ладов

Шлифовка ладов нужна, если из-за частой игры на конкретных ладах (чаще всего на первых 3-5) эти самые лады изнашиваются, а другие лады – нет. И получается, что изношенные и подточенные лады располагаются ниже не изношенных, и при этом дребезжат струны на гитаре. Для устранения проблемы необходимо вручную полировать дальние лады. Но рано или поздно лады придется менять, так как они сточатся до основания.

Заключение и советы

В статье были рассмотрены распространенные причины, вызывающие дребезг струн, и способы их устранения. Подытожим основные советы по выявлению проблем:

Дребезжит 1 струна на всех ладах

Вопрос в заголовке. Всё перерыл, но везде пишут про то, что дребезжат все струны, либо на конкретных ладах.

А у меня только 5 струна, зажатая на любом ладу. Открытая звучит нормально.

Гитара новая, Yamaha F310.

Единственное, что нагуглил - струны по калибру не подходят, но она новая ведь.

Что делать?

самый простой вариант - подложить под струну тонкую пластину. Мне помогло на первое время

Плохо зажимаешь, раз открытая звучит норм.

Плохо зажимаешь, раз открытая звучит норм.

Точно, забыл про это. Когда правой дергаю струну слабо, то всё ок.

Если чуть сильнее, то начинается. Я не с адской силой ударяю. По всем с одинаковой силой, а дребезжит только это.

Я уже целый день всю гуглю, точно не в зажиме дело.

Если очень слабо дергать её, то ок. Чуть сильнее - уже дребезжит.

Мб колки подкрутить надо?

На ненастроеной у меня 6 ещё дребезжала, всё настраивал уже +150 раз. Точно не в этом дело, я и по слуху и с тюнерами крутил, всё идеально.

самый простой вариант - подложить под струну тонкую пластину. Мне помогло на первое время

На протяжении всего грифа или туда, где нет ладов? С листком бумаги оба варианта перепробовал, ничего не меняется особо.

Точно, забыл про это. Когда правой дергаю струну слабо, то всё ок.

Если чуть сильнее, то начинается. Я не с адской силой ударяю. По всем с одинаковой силой, а дребезжит только это.

Я уже целый день всю гуглю, точно не в зажиме дело.

Если очень слабо дергать её, то ок. Чуть сильнее - уже дребезжит.

На ненастроеной у меня 6 ещё дребезжала, всё настраивал уже +150 раз. Точно не в этом дело, я и по слуху и с тюнерами крутил, всё идеально.

На протяжении всего грифа или туда, где нет ладов? С листком бумаги оба варианта перепробовал, ничего не меняется особо.

Нет, на самом верхнем порожке

На ненастроеной у меня 6 ещё дребезжала, всё настраивал уже +150 раз. Точно не в этом дело, я и по слуху и с тюнерами крутил, всё идеально.

Нет, я не про это совсем. Колки подкрутить - всмысле закрутить сами болтики, на которых держатся они. Просто у меня там же проблема была, именно из-за этого дреьезжали струны, сам измучался долго пока не понял

Я давно уже гитарой не занимался, так что хз как по-человечески объяснить. В отверстии, из которого доносятся звуки , в месте соединения грифа с полой тушкой, должно быть крепление под шестигранник, оно отвечает за угол наклона ладов. Засовывай палец в это отверстие и щупай в поисках этого крепежа, как найдешь, попробуй шестигранником по половине оборота в разные стороны, ну и после этого проверяй звук и ориентируйся дальше

Я давно уже гитарой не занимался, так что хз как по-человечески объяснить. В отверстии, из которого доносятся звуки , в месте соединения грифа с полой тушкой, должно быть крепление под шестигранник, оно отвечает за угол наклона ладов. Засовывай палец в это отверстие и щупай в поисках этого крепежа, как найдешь, попробуй шестигранником по половине оборота в разные стороны, ну и после этого проверяй звук и ориентируйся дальше

Так у меня и на тех струнах, которые в порядке угол ладов изменится тогда.

Читайте также: