Почему особым почитанием в риме пользовалась богиня веста

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Богиня Веста

Человечество не всегда знало, что происходит в окружающем мире, поэтому оно пыталось объяснить существующие внешние явления в силу своих возможностей. Таким образом появились различные боги. В разных культурах и в разные времена боги имели различные свойства, характеры и имена.

Богиня Веста

Кто такая Веста богиня

В буквальном переводе имя этой богини означает девушку, которая будет хорошей хозяйкой и женой. Она мудра и покорно, обладает всеми знаниями, которые необходимы для ведения хозяйства. Кроме того, неотъемлемой чертой такой девушки являлась тяга к материнству.

Богиня Веста

Имя для богини имеет два происхождения. По первой версии оно появилось в Древнем Риме, по другой версии имя берёт начало в Древней Руси.

Со временем именем Веста стали называть и девушек. Для того чтобы так назвали девушку, нужно быть оригинальной интересной, со спокойным нравом. Иными словами, девушка должна воплощать взгляды на идеальную хозяйку.

Богиня Веста у славян

Веста символизирует не просто весну, а начало плодородного периода, когда можно заняться земледелием и ждать плодородной осени. Когда можно выходить на улицу, не боясь замерзнуть, когда природа сама помогает человеку своими дарами.

Богиня Веста у славян

Богиня Веста у славян

Кроме того, в этот день особое внимание уделялось девушкам и женщинам. Они были одарены подарками и обласканы вниманием.

Весталки: потерянная жизнь в обмен на почести и поклонение

Весталками в Древнем Риме называли жриц богини Весты. Их обязанности заключались в поддержании священного пламени в храме и совершении жертвоприношений. Римское общество относилось к ним с благоговением, считая проводимые ими обряды крайне необходимыми для благополучия римлян. Эти женщины обладали неприкосновенностью и были очень богаты, так как получали дары от императора.

Привилегии, всеобщее уважение и почет

Выбирали жриц по жребию среди девочек от 6 до 10 лет, обязательно из семей патрициев. Избраннице обрезали волосы и прикрепляли их к священному дереву. После этого облачали в белую тунику, на голову надевали повязку. С этого момента она становилась весталкой на долгие тридцать лет. По прошествии этого времени женщина получала свободу и имела право выйти замуж. Однако брать в жены бывшую жрицу Весты мужчины боялись, так как было поверье, что такой брак приведет к несчастью.

Наказание за прелюбодеяние

Весталки должны были хранить целомудрие, нарушивших данное требование ожидало страшное наказание: погребение заживо. Носилки, где помещалась виновная, настолько хорошо укрывались, что никто не мог ее увидеть или услышать голос. Процессия направлялась к месту погребения, римляне молча провожали ее взглядами. Для города это было большое горе.

Казнь весталки считалась грехом, поэтому формально ее как бы и не было. В заранее вырытое подземелье жрица, укрытая покрывалом, спускалась самостоятельно. Затем лестницу поднимали, вход засыпали. Несчастная оставалась замурованной под землей с запасом продуктов на один день. Мужчину, соблазнившего весталку, ожидала сравнительно легкая участь: его секли до смерти.

Легенды о спасшихся весталках

Рассказывается о двух случаях, когда жрицы, обвиненные в прелюбодеянии, спаслись от наказания путем совершения чудес. Квинта Клавдия смогла сдвинуть корабль, днище которого было затянуто илом, слегка потянув его за трос. После такого поступка уже никто не смел сомневаться в ее целомудрии. Спаслась от обвинений в распутстве и Туккия. Она удивительным образом набрала воду из Тибра в решето и донесла ее до Форума.

В 391 году император Феодосий ввел запрет на языческие верования. Священное пламя в храме богини Весты было потушено, весталки стали не нужны.

Ставьте лайк и подписывайтесь! Следите за нами во ВКонтакте!

В святилище Весты постоянно горел огонь, символизирующий жизнь государства. Но почему же служительниц богини нередко обрекали на мучительную смерть? Когда проходили праздники в честь Весты, и рассказывают мифы о ней?

Согласно римским преданиям, родителями Весты были богиня пространства и бог времени. Это очень символичные образы, поскольку сама Веста появилась на свет в качестве первородного огня, что наполнил жизнью пространство на все времена. Веста значительно отличается от прочих божеств древних римлян.

У неё не было конкретного облика, а в храмах богини нельзя было увидеть ни одной статуи. Но как же выглядела эта богиня? Согласно представлениям народа Древнего Рима, Веста отождествлялась с самим пламенем, животворным огнём, что всегда горел в её храмах.

Веста воплощённое пламя

Веста воплощённое пламя / © Clément SAIONIJ / clooms.artstation.com

Если у греков богинями-девственницами считались Артемида и Афина, то у римлян это почётное звание принадлежало Весте. Несмотря на свои красоту и притягательность, она не соглашалась на брак с богами, а любовные связи и вовсе являлись табу Весты.

Известно, что она отвергла известных богов-красавцев, таких как Меркурий и Аполлон. Мифы рассказывают, что однажды любвеобильный бог плодородия Приап решил соблазнить красавицу, задремавшую на лугу. Но тут на помощь невинной богине пришёл осёл, который издал громкий крик.

Его голос разбудил богиню, и она смогла избежать изнасилования Приапом. Эта легенда послужила поводом для изображения на алтаре Весты ослиной головы. Кроме того, во время празднеств, посвящённых Весте, римляне не использовали ослов для тяжёлой работы.

«Жертвоприношение весталки».

Алессандро Маркезини «Жертвоприношение весталки», XVIII век
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Священный огонь Весты

Пламя Весты, горевшее в её святилище, символизировало процветание и счастье народа. В Древнем Риме служители богини старались постоянно поддерживать этот огонь. Его угасание стало бы вестником падения великой державы.

Однако святилища Весты были не только в каждом городе. В Древнем Риме было принято в каждом доме устанавливать алтарь богини, что отождествлялся с семейным очагом и домашним теплом. При переезде человек брал с собой частицу священного огня Весты с собственного святилища, а на новом месте зажигал от него новый очаг, посвящённый этой богине.

Служительницы богини Весты и её праздники

Не менее известными стали и весталки, служительницы этой богини. Именно они следили за священным огнём в храмах, постоянно поддерживая его. Стать весталкой было непросто. Ещё в раннем возрасте из знатных семей выбирали девочек, что блистали красотой.

Они должны были принадлежать к аристократическим древним родам, что имели идеальную репутацию. Сами весталки должны были отличаться привлекательностью, духовной чистотой, непорочностью и светлыми мыслями. Как гласят поверья, Веста не терпела женщин, что не соответствовали идеальному образу служительницы, принявшей обет безбрачия.

Весталкой девушка могла стать не сразу, а лишь после долгого обучения, что длилось десять лет. За это время старшие наставницы, что некогда сами были служительницами богини, передавали девочкам свои знания. Через первые десять лет наступало десятилетие служения Весте.

Девушки в самом расцвете лет исполняли важные ритуалы, подносили дары богине, следили за её пламенем. После этого наступало последнее десятилетие жизни при храме. В этот период весталки занимались обучением юных девочек, что вскоре станут их сменой.

Как несложно сосчитать, всего служба в святилищах занимала тридцать лет. По окончанию служения весталки могли вернуться к мирской жизни, даже выйти замуж. Впрочем, привычные к целомудренности и весьма скромному образу жизни, большинство из них до конца жизни хранило верность своей богине.

Весталка

Жан Рау «Весталка»
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Положение Весталок в Риме

Весталки были крайне почитаемыми людьми в Древнем Риме. Их слово имело огромное значение. Например, весталки могли выступать на суде и даже своим решением отменить казнь.

Однако за подобную власть порой приходилось платить страшную цену. Каждая из весталок должна была свято соблюдать обет безбрачия. Если служительницу Весты уличали в связи с мужчиной, её неминуемо ждала кошмарная казнь. Провинившуюся девушку запирали в глубоком погребе, не оставляя ей ни еды, ни питья. Ей приходилось умирать в кошмарных мучениях, моля о скорой смерти.

Казнь весталки»

Генрихз Фридрих Фюгер «Казнь весталки»
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Весте были посвящены ежегодные празднества, проводившиеся 9 июня. В этот день женщины и девушки отправлялись к храмам богини, чтобы преподнести ей дары. Считалось, что Веста способна одарить человека успехом, сделать его семью крепкой и процветающей. С почтением к Весте относились крестьяне и хлебопеки, поскольку изготовление хлеба изначально связывалось с пламенем очага.

Богиня Веста

Веста — это римская богиня, покровительница семейного очага и владычица огня. Как и само пламя считалось, что небожительница суровая, но и в тоже время прекрасная. Огонь считался священной стихией, который приносил тепло, уют, а войне помогал выиграть бой.

Облик

Согласно легенд богиня Веста появилась на свет, как первородный огонь. Её водителями был бог времени и богиня пространства. Именно поэтому, римляне не смогли придумать облик богине. Ни в одном храме нельзя было встретить статую богини. Даже в храмах самой богини не было облика, поскольку она отожествлялась с первородным пламенем. В местах поклонения всегда горел огонь.

Образ римской богини Весты

Богиня веста

У греков богинями-девствинницами были Артемида и Афина, а вот у римлян — Веста. Хоть и считалось, что богиня имеет неземную красоту, но в брак не вступала, а любовные отношения считались табу.

Пытались попробоваться себя в соблазнении боги Аполлон и Меркурий, которые были отвергнуты. Бог плодородия Приап пытался взять хитростью, когда богиня дремала на лугу, но её разбудил осёл, издав крик. Проснувшись, Веста сбежала, чем уберегла себя от изнасилования. Согласно этой легенде на алтарях богини красовалась ослиная голова, а этих животных перестали применять в тяжёлой работе.

Пламя Весты

Поскольку Веста была богиней священного огня, в её храмах всегда горело пламя. Жители рима пытались постоянно поддерживать огонь, чтобы он не угас. Согласно мифов, угаснувшее пламя означало падение великого государства. Эта традиция сохранилась и до наших дней, когда считается, что нужно поддерживать вечный огонь защитников отечества.

Вечный огонь возле святилища богини Весты

Вечный пламень в знак благодарности и поклонения древнеримской богини Весты

В Риме было принято не только иметь храм богини в каждом городе, но и устанавливать алтари в каждом доме, где поддерживался огонь. Эта традиция отождествляла домашний уют и очаг, а значит, беда обойдёт это жилище.

С-Петербург - Древний Рим 8 Храм Весты

Культ богини Весты был в древнем Риме единственным женским жреческим культом. Веста в римской мифологии - богиня священного домашнего очага, которую очень почитали, её очаг горел в каждом доме. Весталки - жрицы храма набирались из 6-10-летних девочек, только из рода патрициев и без видимых физических недостатков; служить в храме они должны были 30 лет, при этом сохраняя девственность.

Весталки походили на будущих христианских монашек и одеждой: они заворачивались до пят в длинную, белого цвета ткань, именовавшуюся палой; пользовались головным покрывалом; талию весталки перетягивала веревка, на груди имелся медальон, а заплетенные в шесть косичек волосы поддерживались повязкой. За нарушение запрета девственности весталка замуровывалась заживо; так как кровь её считалась священной и не могла быть пролита, то её, как бы отдавали на волю богов. После окончания тридцатилетнего служения в храме весталка могла выйти замуж, но существовало поверье, что брак с весталкой приносит несчастье. Они были сказочно богаты, их имена знал весь Рим, но мужчин не прельщала столь выгодная партия.

Весталки считались неприкосновенными и обладали многочисленными привилегиями. Жрицам везде оказывались почёт и уважение, они имели право ездить на колеснице в любое время, хотя в Риме колёсный транспорт был запрещён, у них даже были личные места в цирке и театре.. Весталки могли помиловать встретившегося на дороге осуждённого на смертную казнь или решить судьбу поверженного гладиатора, если на представлении отсутствовал император.Они были единственными женщинами в Риме, которым разрешалось свидетельствовать в суде без присяги.

Главной обязанностью весталок было поддержание в храме Весты постоянного огня, как символа государственной надёжности и устойчивости, и священного символа единства Земли и Неба. Граждане города, видя по утрам дымок, поднимающийся к небу из храма Весты, знали, что в стране всё спокойно.

Хотя угасание огня храма Весты считалось дурным предзнаменованием, но в первый день нового года его гасили и зажигали вновь трением священного дерева о дерево, а, затем, от него зажигались огни очагов курий. Одновременно хранившиеся в храме священные лавры заменялись на новые. В частном доме богине Весте посвящался вход в дом - вестибул.

Впоследствии богиню Весту отождествляли с неподвижно висящим в космосе и заключающим в себе огонь земным шаром. С огнём, как чистейшим природным элементом, её причисляли к пенатам Рима, так как магистраты, вступая в должность, приносили жертвы и пенатам и Весте. Веста изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием. Боги Янус с Вестой призывались при любом жертвоприношении.

Храм находился на священном участке Весты, его окружали другие здания, связанные с культом и государственной религией, для которых храм Весты являлся главным сакральным центром. В храме хранился палладий, который, как считалось, Эней привёз из Трои и другие священные предметы, бережно хранившиеся в так называемой кладовой Весты, в которую имели доступ только весталки, понтифики и Папа.

Храм был круглым с колоннами, конусообразной крышей и отверстием в куполе для выхода дыма. К нему был пристроен дом, где жили весталки. В храм и дом весталок имел право входить только один мужчина - верховный понтифик или Папа. Когда сегодня в Ватикане избирают нового Папу, то из трубы идёт белый дым, по которому все люди на улицах могут узнать, что выборы состоялись. Это, вошедшая в традицию, дань памяти богине Весте и весталкам.

На Сенатскую площадь в С-Петербурге выходит фасад всем известного здания Сената-Синода, которые представляют собой два дома, соединённых великолепной аркой, которая имела очень важное значение в истории древнего города, но о ней будет отдельный рассказ. Нам же она интересна скульптурной группой наверху, изображающей богиню Весту и весталку. При царях Романовых жертвенник со священным огнём отодвинули в сторону, а в центр, где он прежде находился, поместили щит с гербом Российской империи.

Фасад ансамбля зданий Сената-Синода, выходящий на Неву скруглён, украшен колоннами и увенчан крестом, стоящим на том самом месте, где в прошлом и находилась скульптурная группа Весты и весталки, которая сейчас на арке Сената-Синода. За этим полукружием прячется храм богини Весты или то, что от него осталось. На крыше есть отверстие, закрытое стеклянной конусообразной пирамидкой. Какое странное очередное совпадение, не правда ли? Там, где когда-то в здании был жертвенник или постоянно горящий огонь, непременно есть застеклённый купол, хотя не в наших северных традициях делать на крышах стеклянные купола или дыру в потолке. Конституционный суд расположился в доме, где жили весталки.

Сегодня в бывшем храме богини Весты находится действующая домовая церковь Александра Невского, это в её потолке застеклённое оконце в небо, очень любопытное оформление внутри этого храма: картины на религиозные сюжеты, но малоподходящие для церковного убранства и роспись потолка, вся наполненная римской символикой - одноглавыми орлами, символами богини Весты - чашей и скипетром над входом в алтарную часть и даже иудейская менора там присутствует. А ещё в этом здании личные покои Патриарха РПЦ и личные апартаменты главы государства.

Не так давно между Сенатом и Синодом под Галерной улицей был обнаружен подземный ход, что, в какой-то степени, подтверждает легенду о Тарпее, которая воспользовалась подземным ходом, чтобы привести в город сабинян. Одного не пойму, почему о нём до сих пор ничего не было известно историкам, которые постоянно нам внушают, что город молодой, но чуть что необычное случайно находится, то ничего не знают, откуда взялось - объяснить не могут и потому отмалчиваются.

И так же, как во времена древнего Рима, вход в церковь Александра Невского запрещён всем, кроме Папы-Патриарха. В канцелярии Конституционного суда на мой вопрос - можно ли попасть в храм, мне ответили категорическим отказом. Это только подтверждает то, что наши власти - светская и духовная, прекрасно знают подлинную историю Петербурга и этого сооружения.

На месте Сенатской площади во времена Древнего города была священная роща богини Весты, где проводились разные магические обряды и ритуалы. Как упоминают античные авторы, Тарпейская скала находилась на её территории. По диагонали от храма Весты стоит Регия - дом, где жил Великий Понтифик или Папа, уже знакомый нам дом со львами. Культ Весты, даже в частных домах, запретил император Феодосий, когда стало распространяться христианство, священный огонь был погашен, жрицы отпущены на волю.

Весталки совершали ритуальные действа и в Храме Мира, который находился на территории Адмиралтейства. Храм Мира начал строить один из величайших правителей Рима - Тит Флавий Веспасиан, в знак окончательной победы над Иудеей и наступления мира на всей территории Римской империи. Это был богато отделанный храм внутри форума Веспасиана-Адмиралтейства. В храме находились богатства из разрушенного храма в Иерусалиме, сокровища, добытые Нероном во время походов на Азию и Грецию и другие редкие сокровища, доставшиеся в качестве трофеев после очередной войны, в том числе золотая иудейская менора, почему-то нарисованная на потолке домовой церкви Александра Невского в здании Сената-Синода (а может,она именно там и хранится?).

"В то время воздвигли прекраснейший Храм Мира и поставили в нем статую Ромула. Обратившись к Аполлону, римляне вопросили, как долго продлится мир и получили ответ:" Пока не родит дева." Услышав это, они решили, что мир продлится вечно, ведь невозможно было поверить в рождение от Девы. На вратах храма поместили надпись: Храм Вечного Мира. Но в ту ночь, когда Дева родила, храм был разрушен до основания. Но в ту ночь не только храм был разрушен, но и загнулись все гомосексуалы." Золотая легенда

Посмотрите внимательно на скульптуры и барельефы Адмиралтейства: как обрамление над аркой, огромное количество римского оружия, сваленного в кучу за ненадобностью - мир наступил. По обеим сторонам арки две Виктории-Славы трубят о наступлении мира. На крыше сидит усталый римский воин с опущенным щитом и положенным рядом оружием, отдыхающий после сражения. Над главной аркой со шпилем раньше находился орёл, который теперь мало кому известен, так как сидит на Доме Книги очень высоко и почти не виден снизу. Орёл, как символ Римской империи, держит лапами поверженное знамя и оливковую ветвь - мир наступил! Очень эффектная и очень понятная скульптура, потому и убрали с глаз долой.

Римская империя считала себя хозяйкой земли, поэтому архитекторы и скульпторы часто изображали земной шар, как символ вселенской римской власти. Львы у Регии лапой держат земной шар, по обеим сторонам арки Адмиралтейства три девы, которых экскурсоводы называют нимфами (при чём здесь нимфы?) тоже держат земной шар. Выше я писала о том, что земной шар символ богини Весты. Держат земной шар три жрицы весталки, символизируя единство трёх миров: подземного, надземного и небесного.

В храме был алтарь Мира, но его описание в античной литературе не встречается. Символом Мира считается земной шар, вот это и учтём в наших поисках. Есть в Великом Новгороде выдающийся памятник 1000-летию Руси, очень странный памятник с компанией мало совместимых друг с другом деятелей и ангелом, держащим не православный крест.

На самом деле, это переделанный под царский заказ, алтарь Мира,стоявший в древности в храме Мира-Адмиралтействе, наверху земного шара перед Ангелом стоит коленопреклонённая Богородица. Вряд ли вокруг шара раньше были фигуры людей, это всё-таки алтарь, но украшения в виде цветочных венков или гирлянд, несомненно присутствовали. Вся композиция памятника требует отдельного рассказа, в ней заложено очень много скрытой информации, которая вся на виду, но очень хитро упрятана.
А теперь представьте себе памятник вообще без фигур, только земной шар и на нём маленький шарик - Держава, (отсюда пошёл этот символ); всё вместе напоминает пупок, который перевязали у только что родившегося младенца, это так называемый "Пуп Земли" или символический центр древней Державы.

Знаменитый Пергамский алтарь когда-то украшал внутренние стены храма Мира. На не долгий промежуток времени историческая справедливость восторжествовала и, после Победы в Великой Отечественной войне, алтарь вернулся в Ленинград, но затем снова был отдан немцам. В Петербурге осталась лишь копия, которую можно увидеть в Академии имени барона Штиглица.

Шпиль Адмиралтейства сегодня венчает кораблик, давно являющийся символом С-Петербурга, но ранее там был ангел, трубящий в трубу о наступлении мира на Земле. Сегодня этот ангел на шпиле Петропавловского собора в Петропавловской крепости, трубу у него из руки убрали, но её присутствие легко угадывается по положению руки и головы.

Сегодня попасть в Адмиралтейство невозможно - это засекреченный объект, принадлежащий Министерству обороны. Интересно, что там прячут его нынешние хозяева? Может быть в его подвалах, обшитых свинцовыми панелями, до сих пор хранятся пропавшие сокровища Храма Мира?

Адмиралтейство - это первое каменное строение С-Петербурга, именно с Адмиралтейской крепости начал создаваться город. Да-да,именно крепости; только крепостью, а не иначе, называют Адмиралтейство современники, пишущие про Петербург в далёком 18 веке. Попробуйте представить здание не оштукатуренным и покрашенным отвратительной жёлтой краской, а со стенами из природного камня. Но при Романовых все древние здания был тщательно оштукатурены и покрашены, как в детской книжке-раскраске.

Тремя лучами разошлись от Адмиралтейства первые улицы города: Невская, Адмиралтейская (Гороховая ныне) и Вознесенская перспективы. С этого места когда-то началось строительство города, самого совершенного в мире с точки зрения красоты, гармонии и здравого смысла.


На фото: полукружие - храм богини Весты
в здании Синода, где сейчас размещается Конституционный суд
стеклянная пирамидка на крыше закрывает отверстие для выхода дыма.

Веста (мифология) - Vesta (mythology)

Мифов, изображающих Весту и ее жриц, было немного, и они ограничивались рассказами о чудесном оплодотворении фаллосом, появляющимся в огне очага - проявлением богини. Веста была среди Dii Consentes , двенадцати самых почитаемых богов римского пантеона. Она была дочерью Сатурна и Опса и сестрой Юпитера , Нептуна , Плутона , Юноны и Цереры . Ее греческий эквивалент - Гестия .

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

Обожествленные императоры:

Овидий вывел Весту из латинского vi stando - «стоящий у власти». Цицерон предположил, что латинское имя Веста происходит от греческого слова Гестия, которое Корнут, как утверждал, произошло от греческого hestanai dia pantosвечное значение »). Эту этимологию предлагает и Сервий . Другая этимология состоит в том, что Веста происходит от латинского vestio («одевать»), а также от греческого έστἰα («очаг» = focus urbis ).

Жорж Дюмезиль (1898–1986), французский сравнительный филолог, предположил, что имя богини происходит от протоиндоевропейского корня * h₁eu- через производную форму * h₁eu-s-, которая чередуется с * h₁w-es- . Первый встречается в греческом εὕειν heuein , латинском urit , ustio и ведическом osathi, все передают «сожжение», а второй встречается в Весте . (Греческое имя богини Ἑστία Гестия , вероятно, не связано). См. Также галльско- кельтский вязкий «огонь».

История

Источник

Согласно традиции, поклонение Весте в Италии началось в Лавиниуме , родном городе Альба-Лонги и первом троянском поселении. Из Лавиниума поклонение Весте было перенесено в Альба Лонга. При вступлении в более высокую должность римские магистраты отправлялись в Лавиниум, чтобы принести жертву Весте и домашним богам, которых римляне называли пенатами . Пенаты были троянскими богами, впервые введенными в Италию Энеем . Наряду с этими домашними богами была Веста, которую называли Веста Ильяка (Веста Трои), а ее священный очаг назывался Ilaci foci (Троянский очаг).

Поклонение Весте, как и поклонение многим богам, зародилось в доме, но стало устоявшимся культом во время правления либо Ромула , либо Нумы Помпилия (источники не согласны, но большинство говорят, что Нума). Жрицы Весты, известные как весталки-девственницы , управляли ее храмом и наблюдали за вечным огнем. Их существование в Альба-Лонге связано с раннеримскими традициями, ведь мать Ромула Сильвия была жрицей.

Римская империя

Римская традиция требовала, чтобы главный священник римского государства, верховный понтифик, проживал в domus publicus («государственном доме»). После вступления в должность верховного понтифика в 12 г. до н.э., Август передал часть своего частного дома весталкам в качестве общественной собственности и включил в него новую святыню Весты. Старый храм остался в форуме Romanum " храм с Весты, но Августа подарок связала общественный очаг государства с официальным доме понтифика и императора Палатин жительства. Это укрепило связь между должностью понтифика и культом Весты. Отныне должность верховного понтифика была привязана к титулу императора; Императоры автоматически становились жрецами Весты, а понтификов иногда называли pontifices Vestae («жрецы Весты»). В 12 г. до н.э. 28 апреля (первое из пяти дней « Флоралии» ) было выбрано ex senatus consultum в ознаменование нового святилища Весты в доме Августа на Палатине. Очаг последнего был средоточием традиционных религиозных обрядов императорского дома. Различные императоры возглавили официальное возрождение и продвижение культа весталок, который в различных местах оставался центральным в древних традиционных культах Рима до 4 века. Посвящения в Атриуме Весты, датируемые преимущественно 200-300 годами нашей эры, свидетельствуют о служении нескольких девственниц-весталок Максима . Поклонение Весте начало приходить в упадок с появлением христианства . В ок. 379, Грациан ушел с поста верховного понтифика ; в 382 г. он конфисковал Атриум Весты ; одновременно он отозвал свое государственное финансирование. В 391 году, несмотря на официальные и общественные протесты, Феодосий I закрыл храм и погасил священный огонь. Наконец, Целия Конкордия ушла с поста последней Весталис Максима («главной весталки») в 394 году.

Изображения

Изображенная как божество с хорошими манерами, которое никогда не участвовало в ссорах с другими богами, Веста временами была двусмысленной из-за ее противоречивой ассоциации с фаллосом. Сторонники психоанализа 20-го века считают ее воплощением « Фаллической Матери » : она была не только самой девственной и чистой из всех богов, но и считалась матерью и даровала плодородие. Мифографы говорят нам, что у Весты не было мифов, кроме того, что она была определена как один из старейших богов, который имел право на предпочтение в почитании и подношениях по сравнению со всеми другими богами. В отличие от большинства богов, Веста почти не изображалась прямо; Тем не менее, ее символизировали ее пламя, огненная палка и ритуальный фаллос ( фасциинус ).

В то время как Веста была самим пламенем, символ фаллоса мог иметь отношение к функции Весты в культах плодородия, но, возможно, он также призывал саму богиню из-за его связи с огненной палкой, используемой для зажигания священного пламени. Иногда ее считали олицетворением огненной палки, которую вставляли в полый кусок дерева и фаллически вращали, чтобы зажечь ее пламя.

Что касается статуса очага Весты, Дионисий Галикарнасский сказал следующее: «И они считают огонь посвященным Весте, потому что эта богиня, будучи Землей и занимая центральное положение во вселенной, зажигает небесные огни из себя». Овидий согласился, сказав: «Веста такая же, как земля, в обеих есть вечный огонь: и Земля, и священный огонь - символ дома». Считалось, что священное пламя очага необходимо для сохранения и непрерывности римского государства: Цицерон прямо заявляет об этом. Чистота пламени символизировала жизненную силу, лежащую в основе жизни сообщества. Также потому, что ритуальные заботы девственниц распространялись на сельскохозяйственный цикл и обеспечивали хороший урожай, Веста получила титул Матер («Мать»).

Оплодотворяющая сила священного огня засвидетельствована в версии Плутарха о рождении Ромула , рождении царя Сервия Туллия (в котором его мать Окрезия забеременела после того, как села на фаллос , появившийся среди пепла ара бога Вулкана по приказу из Танакил жены царя Тарквиния Приска ) и рождения цекул , основатель Пренеста . Все эти мифические или полулегендарные персонажи демонстрируют мистическое владение огнем, например, волосы Сервия зажег его отец, не причинив ему вреда, его статуя в храме Fortuna Primigenia не пострадала от огня после его убийства. Caeculus зажигал и тушил пожары по своему желанию.

Веста была связана с лиминальностью , и лимэн («порог») был для нее священным: невесты старались не наступать на него, иначе они совершают кощунство, пиная священный предмет. Сервий объясняет, что со стороны невесты-девственницы было бы плохим решением пнуть предмет, священный для Весты - богини, которая свято чтит целомудрие. С другой стороны, это могло быть просто потому, что римляне считали неудачей топтать любой священный для богов объект. В Плавте ' Casina , невеста Casina получает тщательно поднять ее ноги через порог после ее свадеб , так что она будет иметь верх в ее браке. Точно так же Катулл предостерегает невесту, чтобы она не переступала порог, «с добрым предзнаменованием».

Согласно римским поверьям, Веста присутствовала на всех свадьбах, как и Янус : Веста была порогом, а Янус дверным проемом. Точно так же Веста и Янус вызывались при каждом жертвоприношении. Было отмечено, что из-за того, что они вызывались так часто, обращение к ним стало просто означать «молиться». Вдобавок Веста присутствовала с Янусом во всех жертвоприношениях. Также было отмечено, что ни один из них не всегда изображался как человек. Это было предложено как доказательство их древнего италийского происхождения, потому что ни один из них не был «полностью антропоморфизирован».

сельское хозяйство

Считающаяся среди сельскохозяйственных божеств, Веста была связана с божествами Теллусом и Террой в отдельных отчетах. В Antiquitates rerum humanarum et divinarum Варрон связывает Весту с Теллусом. Он говорит: «Они думают, что Теллус . это Веста, потому что она« одета »в цветы». Однако Верриус Флаккус отождествил Весту с Террой. Овидий намекает на связь Весты с обоими божествами.

Там, где в большинстве храмов была статуя, у Весты был очаг. Огонь был религиозным центром римского поклонения, общим очагом ( focus publicus ) всего римского народа. Весталы были обязаны поддерживать священный огонь горящим. Если огонь погас, его нужно разжечь из беседки , благоприятного дерева (вероятно, дуба). Вода не был допущен во внутренний Aedes не могли остаться дольше , чем строго необходимо на соседних помещениях. Его несли весталы на судах, называемых бесполезными, с крошечной ножкой, делавшей их нестабильными.

Храм Весты проводится не только блуждающие Aeternum ( «священный огонь»), но Палладий в Афины Паллады и пенаты , а также. Говорят, что оба эти предмета были привезены в Италию Энеем. Палладий Афины был, по словам Ливия : « fatale pignus imperii Romani » («судьба Римской империи»). Важность Палладия была такова, что когда галлы разграбили Рим в 390 г. до н.э., весталки сначала похоронили Палладий, а затем удалились в безопасное место в соседнем Цере . Такие предметы хранились в penus Vestae (то есть в священном хранилище храма Весты).

Несмотря на то, что Веста была одной из самых духовных римских святынь, она не была храмом в римском смысле этого слова; то есть, это не было здание, освященное авгурами, и поэтому оно не могло использоваться для встреч римских чиновников. Утверждалось, что храм Весты в Риме не был храмом из-за своей круглой формы. Однако храм был не зданием, а скорее священным пространством, которое могло содержать здание прямоугольной или круглой формы. Фактически, ранние храмы часто были алтарями, которые были освящены, а позже вокруг них были возведены здания. Храм Весты в Риме был aedes, а не templum из-за характера культа Весты - точная причина неизвестна.

Весталки девственницы


Весталы были одним из немногих священнослужителей, занимавших полный рабочий день в римской религии . Они были взяты из класса патрициев и должны были соблюдать абсолютное целомудрие в течение 30 лет. Именно поэтому весталок и назвали весталками. Они носили особый стиль одежды, и им не разрешалось выпускать огонь из-под страха порки. Девы-весталки жили вместе в доме недалеко от Форума ( Atrium Vestae ) под присмотром Великого Понтифика . Став жрицей, весталка была юридически освобождена от власти своего отца и дала обет целомудрия в течение 30 лет. Весталку, нарушившую эту клятву, могли судить за инцест, и в случае признания ее виновной похоронить заживо в Campus Sceleris («Поле зла »).

Februae ( Lanas : шерстяных нитей) , которые были неотъемлемой частью костюма Вестал были поставлены в священный царь и фламин Dialis . Раз в год весталки ритуально предупреждали rex sacrorum о бдительности при исполнении своих обязанностей, используя фразу «Vigilasne rex, vigila!» По мнению Цицерона, весталки обеспечивали Риму контакт с богами.

Особой обязанностью весталок было приготовление и консервация священных мурий саламоя, используемых для смакования сальсы мола , смеси соленой муки, которую нужно посыпать жертвенными жертвами (отсюда латинский глагол immolare , «надевать молу , чтобы»). жертва"). Это тесто они тоже готовили в определенные дни. Их также задача подготовить суффимен для Парилии .

Фестивали

Домашняя и семейная жизнь в целом были представлены фестивалем богини дома и духов кладовой Весты и Пенатов на Весталии ( 7-15 июня). В первый день торжеств на penus Vestae ( святая святых из своего храма , который, как правило , отгорожен) был открыт, единственный раз в течение года, в котором женщины приносил жертвы. Пока занавес оставался открытым, матери могли приходить босиком и в растрепанном виде, чтобы оставить подношения богине в обмен на благословение им и их семье. 9 июня животное, посвященное Весте, ослу, было увенчано гирляндами из цветов и кусочками хлеба. Последний день (15 июня) был Q (uando) S (tercum) D (elatum) F (as) [«когда навоз может быть удален законным образом»] - penus Vestae был торжественно закрыт; Flaminica Dialis наблюдается траур, и храм был подвергнут очистке под названием stercoratio : нечистоты был унесен из храма и проводил следующий по маршруту под названием ската Капитолийского , а затем в Тибр.

На военной Feriale Duranum (224 г. н.э.) первый день Весталии - это Веста апперит [ур], а последний день - Веста cluditur . В этом году записана молитва, посвященная Весте 9 июня, и в записях братьев Арвал в этот день также отмечается кровавое жертвоприношение ей. В календаре Кодекса от 354 года 13 февраля стало праздником Virgo Vestalis parentat , государственным праздником, который к тому времени заменил старые родительские праздники, когда жертвоприношение скота над огнем теперь посвящается Весте. Это также знаменует собой первое участие весталок в обрядах, связанных с гривами .

Мифография

У Весты не было официальной мифологии, и она существовала как абстрактная богиня домашнего очага и целомудрия. Только в рассказе об Овидии на вечеринке Кибелы Веста появляется непосредственно в мифе.

Рождение Ромула и Рема

Плутарх в своей « Жизни Ромула» описал вариант рождения Ромула, цитируя сборник итальянской истории, составленный Проматионом. В этой версии, когда Таркетий был царем Альба Лонги , в его очаге появился фантомный фаллос. Царь посетил оракула Тетиса в Этруске, который сказал ему, что девственница должна иметь сношение с этим фаллосом. Таркетий приказал сделать это одной из своих дочерей, но она отказалась послать служанку вместо нее. Возмущенный, король задумался о ее казни; однако Веста явилась ему во сне и запретила это. Когда служанка родила от призрака близнецов, Таркетий передал их своему подчиненному Тератию с приказом уничтожить их. Вместо этого Тератий перенес их на берег реки Тибр и положил их там. Затем к ним подошла волчица и покормила их грудью, птицы принесли им еду и накормили, прежде чем пришел изумленный пастух и забрал детей с собой. Таким образом они были спасены, и когда они выросли, они напали на Тархетиуса и победили его. Плутарх заключает контраст между версией Проматиона о рождении Ромула и версией более достоверного Фабия Пиктора, которую он описывает в подробном повествовании и поддерживает ее.

Зачатие Сервия Туллия

Дионисий Галикарнасский рассказывает местную историю о рождении царя Сервия Туллия . В нем фаллос поднялся из очага Весты во дворце Нумы, и Окрезия первой увидела его. Она немедленно сообщила об этом королю и королеве. Царь Тарквиний , услышав это, был поражен; но Танакил , чьи познания в гадании были хорошо известны, сказал ему, что рождение от фаллоса домашнего очага и смертной женщины произведет превосходное потомство - это благословение. Затем король выбрал Окрезию для сношения с ним, потому что она увидела его первой. Во время этого ей явился либо Вулкан, либо божество-покровитель дома. После исчезновения она зачала и родила Туллия. Эта история его рождения может быть основана на его имени, поскольку Сервий эвфемистически означает «сын слуги», потому что его мать была служанкой.

Неприличие Приапа

В книге 6 Овидий Fasti : Кибел пригласил все бог, сатир, сельские божество, и нимфа на пир, хотя Силен пришел без приглашения со своим ослом. При этом Веста лежала на отдыхе, и Приап заметил ее. Он решил подойти к ней, чтобы насиловать ее; однако осел, принесенный Силеном, своевременно вскрикнул: Веста проснулась, а Приап едва избежал возмущенных богов. Упоминается в книге 1 Fasti аналогичного пример некорректности Приапа с участием ЛОТИСА и Приапа. Счет Весты-Приапа не так хорошо разработан, как рассказ о Лотисе, и критики предполагают, что рассказ о Весте и Приапе существует только для создания культовой драмы. Овидий говорит, что осла украшали ожерельями из кусочков хлеба в память об этом событии. В другом месте, по его словам, ослов чествовали 9 июня во время Весталии в знак благодарности за услуги, которые они оказали в пекарнях.

Веста за пределами Рима

Культ Весты засвидетельствован в Бовиллах , Лавиниуме и Тибуре . В Бовиллах располагались албанские весталки (Albanae Longanae Bovillenses), которые, как предполагается, продолжали албанских весталок. В Лавиниуме были весталки Лавинтес Лавинат. Эти два ордена уходят корнями в самую древнюю традицию, еще до Рима. У Тибура тоже были свои весталки, о которых говорится эпиграфически.

Возможно, весталки присутствовали в святилище Дианы Неморенсис недалеко от Арисии.

Смотрите также

Цитаты

Источники

Древний

  • Гай Валерий Катулл в Кармине
  • Марк Туллий Цицерон в Pro Fonteio
  • Дионисий Галикарнасский в Romaike Archaiologia
  • Гай Ацилий в Annales Aciliani
  • Авл Геллий в Noctes Atticae
  • Мавр Сервий Гонорат в In Vergilii Aeneidem commentarii
  • Мавр Сервий Гонорат в Eclogues
  • Публий Овидий Насо в Amores
  • Публий Овидий Насо в Фасти
  • Гай Петроний Арбитр в Satyricon
  • Тит Макций Плавт в Казине
  • Гай Плиний Секунд в Naturalis Historia
  • Луций Местрий Плутарх в жизни Нумы
  • Луций Местрий Плутарх в жизни Ромула

Современный

Богиня Веста в Древнем Риме

Богиня Веста в Древнем Риме

Священной стихией люди издавна считали огонь. Это свет, тепло, пища, то есть основа жизни. С почитанием огня связана у древних богиня Веста и ее культ. В храме Весты в Древнем Риме горел вечный огонь как символ семьи и государства. У других индоевропейских народов неугасимый огонь тоже поддерживался в храмах огня, перед идолами, и в священных очагах домов.

Богиня Веста в Древнем Риме

По легенде она родилась от бога времени и богини пространства, то есть возникла первой в мире, предназначенном для жизни, и, наполнив энергией пространство и время, дала старт эволюции. В отличие от других божеств римского пантеона, богиня Веста не имела человеческого облика, она была олицетворением светоносного и животворного пламени, в ее храме не было статуи или иного изображения этого божества. Считая огонь единственной чистой стихией, римляне представляли Весту девственной богиней, не принявшей брачных предложений Меркурия и Аполлона. За это верховный бог Юпитер наделил ее привилегией быть самой почитаемой. Однажды богиня Веста едва не стала жертвой эротических желаний бога плодородия Приапа. Пасущийся неподалеку осел громким ревом разбудил задремавшую богиню и тем спас ее от бесчестия.

Богиня Веста в Древнем Риме

С тех пор в день празднования Весталий ослов было запрещено запрягать в работу, а на светильнике богини была изображена голова этого животного.

Очаги Весты

Ее пламя означало величие, процветание и устойчивость Римской империи и не должно было погаснуть ни при каких обстоятельствах. Самым священным местом в римском городе был храм богини Весты.

Богиня Веста в Древнем Риме

Считается, что обычай зажигать вечный огонь в честь защитников своей родины берет начало из традиции почитания этой богини. Поскольку римская богиня Веста была покровительницей государства, храмы или алтари ее возводились в каждом городе. Если его жители уезжали из города, они увозили с собой пламя с алтаря Весты, чтобы зажечь его там, куда прибудут. Вечный огонь Весты поддерживался не только в ее храмах, но и в других публичных зданиях. Здесь устраивали встречи заграничных послов, пиры в их честь.

Весталки

Так назывались жрицы богини, которые должны были поддерживать священный огонь. Девочек на эту роль отбирали тщательно. Они должны были быть представительницами самых знатных домов, обладать несравненной красотой, нравственной чистотой и целомудрием. Все в них должно было соответствовать образу великой богини. Свою почетную службу весталки несли тридцать лет, все это время проживая при храме. Первое десятилетие было посвящено постепенному обучению, в другие десять лет они скрупулезно исполняли ритуалы, а последнее десятилетие обучали своему ремеслу молодых весталок. После этого женщины могли вернуться в семью и выйти замуж. Тогда их называли «Не вестами», тем самым подчеркивая право на замужество. Весталок чтили с тем же пиететом, что и саму богиню. Почет и уважение к ним были такими сильными, что в силах весталок было даже отменить казнь приговоренному, если он во время их шествия встречался им на пути.

Весталки должны были свято хранить и оберегать свою девственность, поскольку нарушение этого правила было сродни падению Рима. Также бедствиями государству грозило угасшее пламя на алтаре богини. Если то или другое происходило, весталку карали жестокой смертью.

История, семья и государство

История и судьба империи была в сознании людей так тесно связана с культом Весты, что падение Рима напрямую связывали с тем, что правитель Флавий Грациан в 382 году от Рождества Христова погасил огонь в храме Весты и упразднил институт весталок.

Богиня Веста в Древнем Риме

Понятия семьи и государства в Древнем Риме были наравне, одно считалось средством укрепления другого. Поэтому богиня Веста считалась хранительницей и семейного очага. Исследователи считают, что в древности верховным жрецом Весты был сам царь, подобно тому, как глава семейства был жрецом домашнего очага. Каждая фамилия считала эту огненную богиню и личной своей покровительницей. Пламя отчего очага представители рода поддерживали с той же щепетильностью, что и весталки в храме, так как считалось, что этот огонь означает крепость родственных уз и благо всей семьи. Если пламя вдруг гасло, в этом усматривали дурное предзнаменование, а ошибка тотчас исправлялась: при помощи увеличительного стекла, солнечного луча и двух деревянных палочек, которые терли друг о друга, огонь разжигали вновь.

Под пристальным и благожелательным оком богини Весты проводились брачные церемонии, в ее очаге пекли свадебный ритуальный хлеб. Здесь заключались семейные договоры, узнавали волю предков. Ничего дурного и недостойного не должно было происходить перед священным огнем хранимого богиней очага.

В Древней Греции

Богиня Веста в Древнем Риме

Славянское божество

Была ли своя богиня Веста у славян? Некоторые источники говорят о том, что так звалась у них богиня весны. Она олицетворяла пробуждение от зимнего сна и начало цветения. Животворный огонь в данном случае воспринимался нашими предками как могучая сила, являющая магическое воздействие на обновление природы и плодородие. Не исключено, что языческие обычаи, в которых задействован огонь, связаны с обожествлением этой богини.

Пригласить в свой дом славянскую богиню весны было не трудно. Достаточно восемь раз обойти жилище по часовой стрелке, приговаривая «Удача, счастье, изобилие». Женщины, которые весной умывались талой водой, имели, по поверьям, шанс долго оставаться молодыми и привлекательными, как сама Веста. Славянская богиня символизировала также и победу света над тьмой. Поэтому ее особо превозносили в первый день нового года.

Кто такие весты у славян

Так называли девушек, знающих премудрости ведения хозяйства и ублажения супруга. Их можно было без боязни выдавать замуж: из вест получались добрые хозяйки, мудрые жены и заботливые матери. В противоположность этому, невестами звали как раз тех молодых особ, которые были не готовы к замужеству и семейной жизни.

Богиня Веста в Древнем Риме

Боги и звезды

Читайте также: