Почему террористы выбирают тойоту

Обновлено: 05.07.2024

История дня. Как пикапы Toyota стали любимыми автомобилями террористов

Отличительными чертами видеороликов террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ) теперь считается не только крайняя жестокость, но и наличие в кадре грузовиков и пикапов марки Toyota. Департамент по борьбе с финансированием терроризма Минфина США попросил автопроизводителя объяснить, как автомобили Toyota попадают к террористам ИГИЛ. В Toyota не могут дать чёткого ответа. Ресурс Quartz решил выяснить историю этого вопроса.

Сейчас Toyota поддерживает расследование Казначейства США по поводу того, как ее машины оказались у представителей ИГИЛ. Посол Ирака в Вашингтоне Лукман аль-Файли уже заявил, что пока не удаётся установить источник, с помощью которого организация приобрела «сотни» новых Toyota. Бывший посол США в ООН Марк Уоллес заявил, что популярные модели Toyota Hilux и Land Cruiser, к сожалению, уже стали фактически частью бренда ИГИЛ, сообщил телеканал ABC.

ИГИЛ — не первая политическая группировка, отдавшая предпочтение Toyota. Пикапы этой марки стали популярны среди террористов, в частности талибов, ещё в 1990 году. Тогда издание The New York Times назвала эти транспортные средства «идеальными платформами для запугивания и принуждения». Тогда же представители автопроизводителя выступили с заявлением о том, что компания «не имеет каналов продаж и дистрибуции в Афганистане и не экспортирует машины в эту страну».

Члены террористической организации Усамы бен Ладена «Аль-Каида» также предпочитали внедорожники японского производителя, а особенно Toyota Hilux. В 2010 году эксперт по борьбе с повстанцами сказал изданию Newsweek, что в Афганистане именно эта модель грузовика «невероятно уважаема» и является фирменным автомобилем крупнейших террористических группирований.

В 2014 году Госдепартамент США направил десятки автомобилей Toyota сирийским повстанцам в рамках программы по их оснащению. По словам советника сирийской Национальной коалиции, в тот момент машины Toyota Hilux стали «важным множителем силы» для Свободной сирийской армии.

В 1980-х годах между Чадом и Ливией разразились интенсивные бои из-за политических споров в регионе. Тогда эти конфликты получили негласное название «Война "Тойот"», так как автомобили этой марки фактически использовались в качестве боевой техники.

По словам автопромышленного эксперта из Университета Виндзор Тони Фариа, несмотря на то что «Toyota строит хорошие автомобили», другие грузовики — General Motors, Ford и Chrysler — являются выдающимися с точки зрения буксировки.

Toyota не знает, откуда у ИГИЛа столько свежих внедорожников. И правда, откуда?

Американские спецслужбы обратили внимание, что на пропагандистских роликах ИГИЛ («Исламское государство», организация запрещена в России как террористическая) боевики на протяжении длительного времени неизменно перемещаются колоннами, сплошь состоящими из японских внедорожников марки Toyota — Land Cruiser, Hilux, Land Cruiser Prado. Это удивительно, поскольку экспорт в Сирию Toyota закрыла еще года три назад, а машины на видео пусть не из самых новых, но явно далеко не «ушаты» прошлых десятилетий.

На официальный запрос с американской стороны компания Toyota ответила, что никому никаких внедоржников не поставляет и вообще строго следит, чтобы к плохим людям техника в руки не попадала. Директор по связям с общественностью Toyota Эд Льюис сообщил, что компания уже передала властям США информацию обо всех цепочках поставок автомобилей Toyota на Ближний Восток.

Ирак и США недоумевают, как в Сирию попадают сотни внедорожников, и компетентные органы, которые вроде как следят за ситуацией уже не первый день, знать не знают, что там за схема поставок используется. Пока есть несколько версий. Во-первых, в прошлом году США поставили сирийской оппозиции 43 автомобиля Toyota. Во-вторых, по данным австралийского новостного агентства The Telegraph, с 2014 по 2015 год в Сиднее было похищено порядка 800 (!) японских внедорожников. В-третьих, есть канал поставки внедорожников через Турцию. Поэтому понятно, что машины где-то воруют и потом гонят в Сирию.

Почему Toyota?

На видео про ИГИЛ есть внедорожники и других марок, но Тойот больше. Есть мнение, что внедорожники Toyota примерно то же самое, что автомат Калашникова: безотказные машины, стойкие к внешним условиям, не требуют бережного обращения, быстро чинятся. И это в общем так и есть: в ИГИЛ на пикапы Toyota как в кино про «Терминатора» ставят крупнокалиберные орудия и ведут «с колес» огонь по противнику.


А какие внедорожники Toyota на этом видео вы узнали?

В это время российский флот стреляет по ИГИЛу крылатыми ракетами с дистанции в 1500 км

ИГИЛ на колесах. Откуда у террористов так много машин?


Традиционные машины американских фермеров, строителей и разнорабочих, пикапы, внезапно превратились в один из символов террористической угрозы. На видео, снятых боевиками запрещенной в России группировки «Исламское государство» (ИГИЛ) в Сирии и Ливии, видны целые колонны легковых грузовиков, переоборудованных в платформы для тяжелого оружия.

Как правило, это модель Toyota Hilux, но встречаются также пикапы производства Mitsubishi, Isuzu и Hyundai. С установленными в кузове крупнокалиберными пулеметами, зенитными или артиллерийскими орудиями, они превратились чуть ли не в визитную карточку джихадистов. Что примечательно, это не какой-то старый хлам, а совершенно новая исправная техника. Но откуда она у ИГИЛ?

Как сообщает американский телеканал Эй-Би-Си (American Broadcasting Companies), этим вопросом заинтересовался Антитеррористический департамент Минфина США. Согласно оценке посла Ирака в Соединенных Штатах Лукмана Фаили, ИГИЛ за последний год раздобыл сотни новых пикапов. Однако запрос непосредственно в Toyota результатов не дал: японцы заявили, что понятия не имеют, откуда террористы получают их грузовики.

Как отмечено в заявлении, Toyota всегда придерживалась строгой политики в отношении продукции «двойного назначения» — компания не продает технику подозрительным организациям, которые могут быть связаны с боевиками. Более того, Toyota согласилась раскрыть американскому Минфину все данные о поставках машин на Ближний Восток за последние годы. Словом, японцы проявили заинтересованность в проведении расследования.

Toyota заявила, что не продает автомобили террористам. Подробнее>>

Сирия

Некоторые факты, проливающие свет на загадку пикапов, начали всплывать после того, как эта тема получила огласку в западных СМИ. Например, британская The Telegraph в статье «Правительство США спросило „Тойоту“: почему у ИГИЛ так много ваших машин?» (US government asks Toyota: Why does Isil have so many of the company’s vehicles?) отметила, что какое-то количество грузовиков могло достаться террористам «в наследство» от армии США. «Часть машин может быть результатом американской оккупации Ирака. Адаптированные для пустыни пикапы „Тойота“ значились среди транспортных средств, используемых для перевозки военных США. Машины остались в стране после падения режима Саддама Хусейна», — пишет издание.


Легковые грузовики также могли поставляться США армии Ирака в качестве материальной помощи, продолжает The Telegraph. И быть захваченными ИГИЛ в 2014 году, когда под контроль террористов перешел город Мосул, а также ряд других городов на севере Ирака. Наконец, какое-то количество новых «Тойот» было напрямую передано США сирийской оппозиции; они также могли достаться боевикам ИГИЛ.

Но есть и более красноречивые факты, свидетельствующие об «американском следе» во всей этой истории. В декабре прошлого года в центре внимания западных СМИ оказался техасский сантехник Марк Оберхольцер, владелец небольшой фирмы Mark-1 Plumbing. В 2013 году он сдал по программе утилизации свой пикап F-250. После чего фотографии его машины (на ней сохранились рекламные наклейки Mark-1 Plumbing) облетали все социальные сети в постах о гражданской войне в Сирии.

На фотографиях бойцы ИГИЛ вели огонь из установленного в пикапе пулемета. Как пишет издание The Guardian, сам Оберхольцер понятия не имеет о том, как это случилось, и жалуется на поступающие в его адрес угрозы. Журналисты выяснили, что автомобиль был реализован властями штата с аукциона — но какими путями он попал в Сирию, остается загадкой до сих пор.


Этот случай может оказаться не единичным, ведь не на всех машинах есть опознавательные знаки, вроде наклеек предыдущих владельцев. Издание The Daily Telegraph отмечает, что в 2014 году в Сиднее было похищено более 800 пикапов Toyota Hilux — как раз самой популярной у террористов модели. И, учитывая историю Оберхольцера, можно ожидать, что часть угнанных машин так же «всплывет» в Сирии.

А если учесть, что Соединенные Штаты вообще являются одним из крупнейших рынков сбыта пикапов, вывод о том, что террористы наладили снабжение ИГИЛ грузовиками именно со вторичного рынка США, напрашивается сам собой. Так что американскому Минфину наверняка следует внимательнее присмотреться к тому, что происходит у него под носом.

Проверено войной. На чем и почему ездят террористы?

Выбирая автомобили для своих гнусных целей, боевики не попадают под влияние маркетинга. Главное, чтобы надежно, неприхотливо и дешево.

Автопарк у террористических организаций по всему миру не блещет разнообразием. На Ближнем Востоке, в Африке, в Афганистане – предпочтения у боевиков примерно одинаковые. Тип кузова – однозначно пикап, и без исключения. На грузовой платформе устанавливают пулемет, нагружают туда боеприпасы или перевозят целую толпу своих нездоровых на голову бойцов.

Воинствующие радикалы выбирают долговечные пикапы, не требующие частого обслуживания. Которые доедут куда надо хоть с троекратным перегрузом и на топливе любого качества. И чтобы в перестрелке крепкий кузов выдержал. Так что выбор сильно сужается…

Подчеркнем – ни в коем случае никого из автопроизводителей не собираемся обвинять и тем более ассоциировать с террористами. Но факт есть факт – у преступников те же критерии выбора машин, что и у обычных фермеров.

Toyota Hilux, Tacoma, Land Cruiser

Больше всего в руках у террористов скопилось внедорожников и пикапов Toyota. Почти на всех кадрах из различных группировок то и дело попадаются на глаза Hilux, Tacoma и Land Cruiser. В пропагандистских роликах эти автомобили идут целыми колоннами с вооруженными до зубов радикалами на борту. Особенно популярен среднеразмерный пикап Hilux – на фото попались грузовички всех поколений.

Началось это не сегодня и не вчера. Еще в 1980-х годах чадско-ливийский конфликт в Африке называли "войной "Тойот". Обе противоборствующие стороны массово использовали Hilux.

Естественно, японская корпорация не может контролировать, кому достаются автомобили и кто на них ездит. Это как обвинить производителя телевизоров за то, что СМИ врут. В определенной степени подобный "продакт плейсмент" работает даже в плюс японской компании. Если уж террористы выбирают "Тойоты" за "неубиваемость", значит, они и вправду очень надежны. Вот уж кому имидж не важен.

Очень много в руках террористов и Land Cruiser, начиная аж с 70-ки 80-х годов выпуска. Есть современные "двухсотые" – в последних роликах организации ИГИЛ, деятельность которой запрещена в РФ, встречаются новенькие рамные внедорожники.

Тойоты предпочитает не только ИГИЛ (запрещена в РФ), но и Талибан в Афганистане, и Аль-Каида, и мелкие террористические группировки в Африке.

Не так давно компетентные органы в США даже обращались в "Тойоту" с вопросами: "Откуда?" Все легко объяснимо. Американские военные сравнивают пикапы и внедорожники с автоматом Калашникова из мира автомобилей. Такой же эффективный, конструктивно простой и неприхотливый.

В свое время авторы знаменитой британской телепередачи Top Gear проверяли Hilux на прочность. Жгли, топили и бросали его с большой высоты. Может, вдохновившись этим впечатляющим зрелищем, террористы прониклись японским пикапом?

Официальной статистики, конечно, не найдешь и в ИГИЛ (группировка запрещена в России) комментарий не запросишь, но, судя по всему, вторым по популярности у террористов является американский броневик Humvee, военная версия "Хаммера". Особенно в Ираке, что вполне объяснимо. Боевики заполучили их в сражениях. Два года назад иракская правительственная армия потеряла в Мосуле больше двух тысяч "Хамви". Так они и оказались у террористов.

Mitsubishi L200

Гораздо менее популярен, чем Hilux, но все же встречается в террористических рядах его ближайший аналог от компании Mitsubishi – L200. Тоже очень надежный, проходимый рамный пикап с трансмиссией Super Select без откровенно слабых в конструкции мест. Его, кстати, часто используют и правительственные войска, например, армия Башара Асада в Сирии.

Mazda BT-50, Mazda B-Series (Proceed)

Другие японские автомобили, снискавшие славу надежных, пусть и не тысячами, но тоже служат террористам. В частности, пикапы "Мазды". Даже такие древние, как Proceed четвертого поколения, ставший на конвейер еще в 1985 году. И ведь до сих пор "на вооружении" у боевиков!

Nissan Navara

На снимках Аль-Каиды периодически появляется, конечно, Nissan. Когда речь идет о простых, эффективных и надежных аппаратах, без этой японской компании не обходится. В частности, в объективы фотокамер попадал пикап Navara.

Chevrolet Silverado / Heavy Duty

Американские пикапы в первую очередь встречаются в Афганистане. Террористы Аль-Каиды не раз "засвечивались" на Chevrolet Silverado и его аналоге GMC Sierra. А чаще всего их можно заметить на снимках на утяжеленной версии полноразмерного Silverado – Heavy Duty. Логично – такая махина может буксировать различные установки весом до пяти тонн и перевозить почти до полутора тонн оружейного арсенала.

Ford F-250

С этим американским пикапом случилась неприятная история. В руках ИГИЛовцев (группировка запрещена в России) оказался древний F-250, принадлежавший давным-давно сантехнику из Техаса. Террористы не удосужились содрать рекламные стикеры с пикапа, который попал на многочисленные фото боевиков. В адрес американца на родине даже посыпались угрозы за спонсирование террористов, но все быстро разрешилось.

Hyundai Porter

Иногда террористы используют машину лишь для установки вооружений, чтобы быстро, налегке и по пересеченной местности доехать куда надо. А для перевозки предусматривают более подходящие автомобилей – корейские грузовики от Hyundai. Один из самых бюджетных и надежных вариантов на рынке. Уж лучше, чем китайская техника.

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

В новостных лентах, посвященных вооруженным конфликтам на территории Ближнего Востока и Африки с участием разнообразных вооруженных группировок, в том числе и запрещенных на территории Российской Федерации, часто можно увидеть среди основных транспортных средств передвижения внедорожники Toyota Land Cruiser и пикапы с невероятной надежностью – Toyota Hilux.

Складывается ощущение, что это не просто транспорт, каким-то образом полученный боевиками в ходе боевых действий, например отобранный у мирного населения, а вполне планомерная закупка машин в соответствующих целях. Все автомобили обычно покрашены в определенный цвет – белый, защитный хаки, имеют схожую комплектацию, вплоть до типа шин, и оборудованы зачастую не кустарно установленными в кузов креплениями для пулеметов и тяжелого вооружения.

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

фото: YASUYOSHI CHIBA/AFP via Getty Images

Таких «тачанок» марки «Тойота» ездит по Ближнему Востоку и Африке явно сотни и сотни, и их количество стремится к тысячам и более. Как говорится, кто уж их все сосчитает? Точных цифр эксплуатируемых в военных конфликтах машин установить специалистам непросто.

Все это наводит на мысль, что продажа этих внедорожников поставлена на поток и каким-то образом японский автопроизводитель реализует свою продукцию всевозможным и разношерстным боевикам.

Вероятный ответ этому экономическому феномену может дать организация Global Witness – международная неправительственная организация, ставящая своей целью борьбу с нарушениями прав человека странами, экспортирующими природные ресурсы.

В Global Witness считают, что у них есть ответ, по крайней мере, когда речь заходит о Land Cruiser и пикапах Hiluxe, засветившихся в Судане, где в ходе местных конфликтов порой использовалось столько Тойот, что в западных СМИ их называли «Войной Лэнд Крузеров».

По данным Global Witness, в первой половине 2019 года суданские военизированные формирования получили более тысячи автомобилей Toyota. Речь идет об автомобилях Land Cruiser 70 и Hilux, которые были куплены у дилера в Дубае. Из Саудовской Аравии были переправлены через Красное море в Судан, в конечную точку в Африке.

Путь был отслежен, если верить британской организации, через электронные выписки и документы, накладные и расчеты за приобретенные из эмирата Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах.

Отследить автомобили по фотографиям из социальных сетей

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

Правда, в Global Witness отмечают, что в основном использованные изображения документов были взяты из соцсетей, так что верить на слово информации все же не стоит. По крайней мере, брать ее 100% за чистую монету.

Начав с изучения электронной документации, Global Witness по своим каналам подтвердила, что упомянутые дилеры действительно проводили сделки: совпали цены, количество, модели и другие детали, упомянутые в документах.

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

Некоторые из этих данных оказались противоречивыми, что, по всей видимости, только помогло в итоге отследить цепочку Тойот от Аравийского полуострова до Африканского континента. Например, некоторые автомобили были моделями 2019 модельного года, но по какой-то причине проходили в качестве машин предыдущего модельного года (о чем свидетельствовали наклейки на стеклах с водительской стороны). Эти отличительные знаки будут иметь решающее значение для идентификации пикапов, когда они двинутся на запад в направлении Судана.

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

Декларация судового груза как доказательство переправки автомашин

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

Также специалистам было важно знать, как автомобили были доставлены из Дубая в Судан. Для этого Global Witness сузила возможные маршруты до одного транспортно-экспедиционного объекта в Джидде, Саудовская Аравия. Фотографии, сделанные в Red Sea Service Centre, показали номера автомобилей Toyota, которые совпали с теми, что эксперты обнаружили в оригинальной таблице, а декларация судового груза дополнительно подтверждает передачу автомобилей Toyota из Джидды в порт Савакин на суданской стороне Красного моря в начале 2019 года.

Снимки со спутников в Судане

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

Далее цепочку подозрительных автомобилей продолжили отслеживать при помощи фотографий из тех же социальных сетей, подключив к ним спутниковые фотографии. На фото, по данным организации, были отчетливо видны автовозы, полные новых Тойота, двигавшиеся от портового Савакина в столицу Судана Хартум. Из столицы, как считают в Global Witness, автомобили уже разошлись по местам своей конечной дислокации.

Стало известно, почему у суданских боевиков так много внедорожников Тойота

И это была представлена лишь одна из цепочек поставки Тойот в горячие точки по всему миру.

Почему именно Тойота?

Ответ очевиден: надежность и неприхотливость!

Специально ли Тойота поставляет свои автомобили боевикам?

Конечно же, нет! Но и запретить напрямую их продажу подозрительным третьим лицам японская компания не может. Тем более что продажи, скорее всего, осуществляются через подставные фирмы с применением схем прикрытия покупателей.

Зачем нужны подобные исследования?

Чтобы в итоге прекратить реализацию автомобилей Тойота в качестве тягловой военной силы.

Насколько это эффективно?

Поскольку мировая общественность уже не раз обращала на это внимание, а ситуация неизменна, видимо, эффективность таких расследований пока не на очень высоком уровне.

Почему террористы выбирают тойоту

Машина убийств или Тойота на службе у террористов

Машина убийств или Тойота на службе у террористов

О вреде огурцов
(Упражнение в сравнительной логике и математической статистике)

Огурцы вас погубят! Каждый съеденный огурец приближает вас к смерти. Удивительно, как думающие люди до сих пор не распознали смертоносности этого растительного продукта и даже прибегают к его названию для сравнения в положительном смысле («как огурчик!»). И несмотря ни на что, производство консервированных огурцов растет.
С огурцами связаны все главные телесные недуги и все вообще людские несчастья.
Практически все люди, страдающие хроническими заболеваниями, ели огурцы. Эффект явно кумулятивен.
99,9% всех людей, умерших от рака, при жизни ели огурцы.
100% всех солдат ели огурцы.
99,7% всех лиц, ставших жертвами автомобильных и авиационных катастроф, употребляли огурцы в пищу в течение двух недель, предшествовавших фатальному несчастному случаю.
93,1% всех малолетних преступников происходят из семей, где огурцы потребляли постоянно.
Есть данные и о том, что вредное действие огурцов сказывается очень долго: среди людей, родившихся в 1839 г. и питавшихся впоследствии огурцами, смертность равна 100%. Все лица рождения 1869. 1879 гг. имеют дряблую морщинистую кожу, потеряли почти все зубы, практически ослепли (если болезни, вызванные потреблением огурцов, не свели их уже давно в могилу). Еще более убедителен результат, полученный известным коллективом ученых-медиков: морские свинки, которым принудительно скармливали по 20 фунтов огурцов в день в течение месяца, потеряли всякий аппетит!
Единственный способ избежать вредного действия огурцов – изменить диету. Ешьте, например, суп из болотных орхидей. От него, насколько нам известно, еще никто не умирал.

Машина убийств или Тойота на службе у террористов

«Hiluxes были в списке пожеланий «Свободной сирийской армии», - сообщает PRI.

Институт мира и процветания Рона Пола заключил, что тайна того, как сотни одинаковых, новеньких автомобилей Toyota попали в Сирию, раскрыта - правительства США и Великобритании фактически собственными руками снабдили боевиков ИГИЛ новеньким автопарком.

Ранее в Toyota не смоли объяснить, как автомобили попали к боевикам. На запрос антитеррористического департамента минфина США в компании Toyota ответили, что не имеют информации, каким образом ИГ приобретают автомобили, но готовы всячески поддержать расследование этого ведомства, деятельность которого направлена в том числе на предотвращение возможности попадания западных товаров в руки террористов.

Об автомобилях стало известно из многочисленных видеозаписей, сделанных с мест расположения ИГ в Ираке, Ливии и Сирии. Американские власти обратились с официальным запросом к японскому производителю автомобилей с просьбой объяснить, каким образом террористы получают большое количество новых машин на постоянной основе.

Ну и от себя - ножом можно порезать хлеб или колбасу, а можно и убить. Все зависит от того, в чьих руках он находится. Только при чем здесь производитель ножа?

Захарова рассказала, кто снабжает террористов внедорожниками Toyota

Вместо того, чтобы рассказывать "сказки" о российских крылатых ракетах, падающих на Иран, США не помешало бы объяснить, как десятки внедорожников Toyota попали в руки террористов "Исламского государства", заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. По её словам, ни для кого не секрет, что поставками машин в Сирию занимались сами американцы, а также их британские коллеги.

Эту информацию ранее озвучивали западные СМИ

Требуя ухода Башара Асада с поста президента Сирии, страны Запада следуют логике террористов, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге в среду.

Россия все время убеждают, что если Асад уйдет, то террористическая активность пойдет на спад, так как "ИГИЛ воюет именно из-за Асада". По мнению Захаровой, подобная логика — это "прямое выполнение требований террористов, по-другому это прочитать невозможно".

Она также прокомментировала скандальную историю с внедорожниками японской корпорации Toyota, попавшими в руки запрещенной в России террористической группировки "Исламское государство".

"Сейчас все задались вопросом о том, почему боевики ИГ и не только они, но и боевики других террористических групп, используют внедорожники, которые были произведены автоконцерном Toyota и, самое главное, откуда у ИГ они взялись в таком большом количестве", – заявила представитель ведомства. По её словам, ответ банален – эти внедорожники "были поставлены в Сирию самими же американцами и их британскими коллегами".

Захарова напомнила, что в западных СМИ эта информация уже озвучивалась. В 2014 году радио Public Radio International сообщило об отправке Госдепом США сирийским повстанцам 43 пикапов Toyota. В 2013-м британская Independent писала, как правительство страны снабжало их внедорожниками. В итоге все эти машины оказались в распоряжении террористов.

Вместо того, чтобы распространять ложную информацию о падении российских крылатых ракет в Иране, США нужно заняться "своими джипами", посоветовала представитель МИД. "Неназванные источники комментируют падение ракет, и они же не понимают, откуда у ИГИЛовцев внедорожники Toyota. Поэтому не надо рассказывать нам сказки о российских крылатых ракетах, лучше займитесь своими джипами", — сказала Захарова.

Toyota Hilux, Toyota Tacoma и Toyota Land Cruiser стали своеобразной "визитной карточкой" ИГ. Боевики монтируют на них различное вооружение, а также используют для переброски живой силы, отмечают "Вести".

Почему Toyota Hilux стала самой популярной машиной у террористов на Ближнем Востоке

Почему Toyota Hilux стала самой популярной машиной у террористов на Ближнем Востоке

Уже давно самой популярной машиной в конфликтах на Ближнем Востоке считается Toyota Hilux. Ее активно используют все стороны конфликта. Автомобиль модифицируют и улучшают: наваривают дополнительные листы брони и вешают самые разнообразные виды оружия.

Десятки тысяч машин этой марки разъезжают по городам и пустыням Сирии и Ирака. За годы войн и конфликтов Toyota Hilux стала героем мемов и шуток в Интернете, заслужив звание «автомобиля войны» и признание как у боевиков, так и у правительственных сил.

Международная редакция Федерального агентства новостей рассказывает о самых известных модификациях Toyota Hilux, мнении компании Toyota о популярности своего автомобиля у боевиков и истории участия этой модели в различных войнах и конфликтах.

Причина популярности Hilux

В линейке автомобилей компании Toyota существует модель под названием Isis. Toyota Isis — это пятидверный семиместный минивэн, выпускаемый с сентября 2004 года. Несмотря на созвучие модели с английским названием группировки «Исламского государства» 1 (ISIS; ИГ 1 , запрещено в РФ), первое место по популярности среди боевиков заняла другая машина — среднеразмерный пикап Toyota Hilux.

Автомобиль за счет своей простоты (рамная конструкция, продольное расположение двигателя, подключаемый полный привод), функциональности и ремонтопригодности заслужил огромную популярность по всему миру.

Неубиваемая Toyota Hilux — становление легенды

Многие компании, занимающиеся тюнингом автомобилей, создают из обычных пипапов настоящих покорителей бездорожья. На сегодня существует восемь поколений Hilux. В 2017 году международная группа автоэкспертов объявила модель лучшим подержанным пикапом года.

Что же стало причиной любви террористов к автомобилю данной марки? Toyota Hilux как будто специально разработан для нужд боевиков. Традиционный вместительный пикап обладает достаточной проходимостью для того, чтобы без проблем передвигаться как по трассе, так и по пустыне, где преимущественно и ведется деятельность вооруженных группировок.

Существует мнение, что внедорожники Toyota можно сравнить с автоматом Калашникова: безотказные машины, стойкие к внешним условиям, не требуют бережного обращения, быстро чинятся. Это важные характеристики при жесткой эксплуатации, ненадлежащем обслуживании и топливе сомнительного качества, которые сопутствуют боевым действиям.

Кроме того, конструктивно у пикапов очень удобный кузов, который позволяет перевозить сразу по несколько боевиков и устанавливать различное вооружение. Такие «модификации» называются «техничками» (в русском сегменте более известно название «тачанка»). Они идеально подходят для тактики террористов, страдающих от недостатка тяжелой техники вроде танков или бронетранспортеров, сочетая мобильность машины с огневой мощью легкой бронетехники.

Плюсы использования «техничек» понятны: мобильность, проходимость, относительная бесшумность, высокая скорость передвижения, вместимость, обилие доступных запчастей, возможность сойти за обычный гражданский автомобиль, легкость десантирования живой силы из кузова.

Неубиваемая Toyota Hilux — становление легенды

Любой, кто сталкивался с этими автомобилями, легко назовет их преимущества перед аналогичными марками машин.

«Hilux — это рамный грузовик. Рама делает машину намного прочней. Я бы назвал ее неубиваемой: у нас есть множество клиентов, которые намотали 200 и 300 тысяч миль, а машины все еще на ходу».

Британский военный аналитик Аластер Финлейн:

«Эти Toyota превращаются в своего рода умножитель военной силы. Они быстрые, маневренные, а их вооружение позволяет бороться даже с легкобронированными машинами и их экипажами, чьи бронежилеты, естественно, не способны противостоять калибру 12,7 мм».

Российский военный корреспондент Олег Блохин:

«Боевики в целом используют разные марки автомобилей, однако Hilux относительно дешевле остальных, и для нее требуется меньше топлива. А машины с дизельными генераторами — вообще незаменимая вещь.

Также это универсальный автомобиль, одинаково удобный и в городе, и в пустыне. Конечно, он бесполезен против тяжелобронированной техники, однако скорость дает Hilux массу преимуществ».

История пикапов на войне

«Технички» давно стали символом войн на Ближнем Востоке. Речь идет о пикапах со встроенными в кузове станковыми пулеметами, зенитными установками или даже реактивными системами залпового огня. Название «техничка» появилось в 90-х годах в Сомали, когда гуманитарные организации платили местным боевикам на джипах с пулеметами за безопасность перемещения, и оплата их услуг проходила в ведомостях по неброской графе «техническая поддержка».

Боевые пикапы активно использовались в конфликтах в Чаде, Сомали, Судане, Руанде, Эфиопии, Либерии, Демократической республике Конго, Йемене, Сирии, Ираке, Афганистане и так далее.

В 1987 году Франция поставила Чаду 400 внедорожников Toyota (Toyota Land Cruiser 40-й и 70-й серий), укомплектованных пулеметами и противотанковыми ракетными комплексами Milan. Именно эти внедорожники и дали чадско-ливийскому конфликту знаменитое название «Война тойот». Начштабу Вооруженных сил Чада приписывают следующее высказывание:

«Теперь мы знаем, что лучше иметь хорошую Toyota, чем танк Т-55».

В 1996 году «технички» Toyota Hilux сыграли ключевую роль в стремительном захвате Кабула боевиками движения «Талибан» 1 (запрещен в РФ).

Поэтому, зная о преимуществах пикапов, из которых самыми надежными и рациональными относительно цены и качества являются Toyota Hilux, именно их начали использовать боевики ИГ с самого начала военных действий в Ираке и Сирии.

Причем для боевых целей подходило каждое из из имеющихся поколений Toyota Hilux.

Неубиваемая Toyota Hilux — становление легенды

Варианты модернизации Toyota Hilux

За время конфликтов в Сирии и Ираке были созданы десятки различных модификаций автомобиля Toyota Hilux. Их можно разделить на три группы, которые различаются по вооружению и задачам.

Первая и самая распространенная группа — это пикап с установленными на ней пулеметами.

Машины используются во время наступления для подавления огневых точек и живой силы противника. Вооружение легко может стрелять при движении, что делает эти автомобили невероятно эффективными во время боя с пехотой.

Стрельба на ходу не дает противнику эффективно обороняться, а вместительный кузов, даже с установленным крупнокалиберным пулеметом, позволяет перевозить с собой несколько человек для последующего десанта в непосредственной близости к вражеским силам.

Неубиваемая Toyota Hilux — становление легенды

Второй тип модификации — автомобили с зенитными установками.

Установка ЗУ-23-2 на пикап — это уже классика: дешевое и мощное оружие, которое применяется в основном для стрельбы по наземным целям. Высокая мобильность и возможность стрелять с большими углами вертикальной наводки делают это оружие эффективным в боях не только в пустыне, но и в горной местности.

Дальность стрельбы советской спаренной зенитной установки позволяет вести огонь на расстоянии до 2,5 километра. При скорострельности в две тысячи выстрелов в минуту и калибре 23×152 миллиметра это оружие, установленное на пикапах, может уничтожать пулеметные точки на больших расстояниях, а также прикрывать наступление пехоты, не давая противнику высунуться из укреплений для ведения эффективного огня.

Неубиваемая Toyota Hilux — становление легенды

И третий, наиболее редкий тип Toyota Hilux — это машины со установленными в кузове ракетными установками. Основная масса таких автомобилей вооружена большим количеством неуправляемых реактивных снарядов (НУРС) и пусковых установок УБ-16-57. Но встречаются и модификации кустарного производства.

Чаще всего установка расположена на станке от пехотного пулемета. Авиационный блок предназначен для стрельбы в воздухе, где встречный воздушный поток стабилизирует ракету сразу после пуска. Отсутствие этого условия делает такое оружие малоэффективным. Стрелять можно только в режиме «мимо города не промахнуться».

Помимо того, боевики Ближнего Востока используют китайскую 107-миллиметровую реактивную систему залпового огня «Тип 63» и египетскую счетверенную пусковую установку 122-миллиметровых ракет SACR.

Для того чтобы умерить инерцию от залпов различных боевых систем, машины оснащают упорами и колесными стопорами, утяжеляют, усиливают раму машины. Однако последствия выстрела часто бывают плачевными для самих стреляющих. Небрежно поставленная на склоне машина грозит опрокинуться, и тогда выстреливающие ракеты становятся большой проблемой — от реактивной струи загораются вещи и боеприпасы, лежащие в кузове.

Неубиваемая Toyota Hilux — становление легенды

Как автомобили попадают на Ближний Восток

Сегодня «технички» — это неотъемлемая часть имиджа и основное средство передвижения террористов в Ираке и Сирии. Тем не менее, откуда у них данные автомобили в таком количестве?

В 2012 году через северную границу Ирака импортировали 140 тысяч автомобилей и около 100 тысяч — через другие границы. Речь идет как о подержанных, так и о новых машинах. Продажи новых автомобилей в стране в последние годы составляли около 90 тысяч единиц (для сравнения: в 2005 году было продано всего 2 тысячи автомобилей).

В 2004—2007 годах иракские боевики через посредников специально покупали машины в США. По данным Интерпола, за это время были поставлены сотни автомобилей. Их использовали для атак на американские военные колонны, так как, по мнению радикальных исламистов, статус подобных машин указывал на то, что в них сидят, скорее всего, важные иракские шишки или сотрудники западных организаций, а не террористы.

Но речь идет об официально поставленных машинах. После того как их импорт прекратился, террористы наладили целый бизнес по поставкам украденных автомобилей.


Основной источник поставок внедорожников — Турция. В период с 2014 по 2015 год оттуда были похищены около 2 тысяч машин, которые по итогу оказались в руках террористов «Исламского государства».

В Турции были организованы банды угонщиков, они крали машины прямо по списку заказов от иракских боевиков. Автомобили переправляли в Сирию или сразу в Ирак. Пограничникам и таможенникам платили с каждой машины от 1 до 5 тысяч долларов. Понекоторым данным, в руки террористов «Исламского государства» из Турции было передано около 5 тысяч автомобилей.

Неубиваемая Toyota Hilux — становление легенды

Во время боев за иранский город Кобани на границе с Турцией, местные курды отмечали скопление 2 тысяч «техничек», в основном Toyota Hilux, принадлежащих радикальным исламистам. Такое обилие машин — идеальная цель для авиации, но силы Международной коалиции так ни разу, к удивлению курдов, и не нанесли воздушный удар по данной технике.

Второй основной канал поставок — Иордания. Через ее границы машины идут боевикам как в Сирию, так и в Ирак. Спонсором поставок Toyota Hilux выступает Саудовская Аравия. По неподтвержденным данным, в мае 2014 года, до атаки на Мосул, Саудовская Аравия, помимо вооружений, передала боевикам «Исламского государства» большое количество новых машин Toyota.

На роликах радикальных исламистов в Ираке можно было увидеть номера из множества стран, таких как Ливан, Иран, Кувейт, Иордания, Саудовская Аравия. Встречаются и российские номера. Угнанные машины шли даже из Канады и Норвегии.

Самый большой публичный резонанс вызвала поставка 43 новеньких «техничек» Toyota Hilux в апреле 2014 года Госдепом США для нужд боевиков «Свободной сирийской армии» (САА). «Технички» же быстро оказались у террористов «Исламского государства», которые вскоре гордо провели их парад и показали всему миру, не забыв высказать с сарказмом благодарности США за такой щедрый подарок.


Что думает компания Toyota

В 2015 году власти США запросили у компании Toyota объяснения в связи с наличием у «Исламского государства» сотен новых внедорожников — Toyota Land Cruiser, Hilux и других.

В Toyota отрицали любую причастность к поставкам своих автомобилей террористам. В ответ на запрос властей США японский автоконцерн заявил, что не знает, каким образом террористическая организация получила в распоряжение их автомобили.

Директор по связям с общественностью Toyota Эд Льюис пояснил, что компания уже проинформировала власти США обо всех известных ей цепочках поставок автомобилей в страны региона.

«У нас был брифинг с Министерством финансов о цепочке поставок Toyota на Ближнем Востоке и процедурах, которыми мы обеспечиваем безопасность, — заявил Льюис. — Наша компания придерживается строгих правил, не позволяющих продавать автомобили потенциальным покупателям, которые могут использовать или модифицировать их для военных целей или террористической деятельности».

В то же время, по его словам, компания не имеет возможности отслеживать перемещения автомобилей, которые были украдены или куплены, а затем перепроданы посредниками. Обращает внимание Льюис и на тот факт, что многие автомобили Toyota, засветившиеся на видео, не являются последними модификациями моделей концерна.

Представитель Toyota также уточнил, что для них остается загадкой, как машины в таком количестве попадают к боевикам, ведь официальные поставки автомобилей в Сирию японский концерн не осуществляет с 2012 года.

Международная редакция ФАН запросила информацию от российского представительства Toyota относительно вопроса поставок автомобилей этой марки в страны Ближнего Востока. Однако на момент публикации материала ответа не последовало.

Toyota Hilux сейчас

Спустя десяток лет после начала боевых действий Toyota Hilux не потеряла статус любимого автомобиля боевиков. Более того, она продолжает подтверждать этот стереотип.

Только в Сирии к 2015 году было уничтожено более 700 пикапов, принадлежащих боевикам, однако террористы продолжают использовать их почти в каждом бою.

Репутация Hilux как «автомобиля войны» дает отличную рекламу Toyota, но компании еще долго придется избавляться от репутации главного поставщика автомобилей для боевиков. А пока же террористы на Ближнем Востоке продолжают устанавливать пулеметы и зенитные установки на свои новые пикапы.

ИГИЛ на колесах. Откуда у террористов так много машин?


Как правило, это модель Toyota Hilux, но встречаются также пикапы производства Mitsubishi, Isuzu и Hyundai. С установленными в кузове крупнокалиберными пулеметами, зенитными или артиллерийскими орудиями, они превратились чуть ли не в визитную карточку джихадистов. Что примечательно, это не какой-то старый хлам, а совершенно новая исправная техника. Но откуда она у ИГИЛ?

Как сообщает американский телеканал Эй-Би-Си (American Broadcasting Companies), этим вопросом заинтересовался Антитеррористический департамент Минфина США. Согласно оценке посла Ирака в Соединенных Штатах Лукмана Фаили , ИГИЛ за последний год раздобыл сотни новых пикапов. Однако запрос непосредственно в Toyota результатов не дал: японцы заявили, что понятия не имеют, откуда террористы получают их грузовики .

Как отмечено в заявлении, Toyota всегда придерживалась строгой политики в отношении продукции «двойного назначения» — компания не продает технику подозрительным организациям, которые могут быть связаны с боевиками. Более того, Toyota согласилась раскрыть американскому Минфину все данные о поставках машин на Ближний Восток за последние годы. Словом, японцы проявили заинтересованность в проведении расследования.

Toyota заявила, что не продает автомобили террористам. Подробнее>>

Фото: Reuters/ Khalil Ashawi

Некоторые факты, проливающие свет на загадку пикапов, начали всплывать после того, как эта тема получила огласку в западных СМИ. Например, британская The Telegraph в статье «Правительство США спросило „Тойоту“: почему у ИГИЛ так много ваших машин?» (US government asks Toyota: Why does Isil have so many of the company’s vehicles?) отметила, что какое-то количество грузовиков могло достаться террористам «в наследство» от армии США. «Часть машин может быть результатом американской оккупации Ирака. Адаптированные для пустыни пикапы „Тойота“ значились среди транспортных средств, используемых для перевозки военных США. Машины остались в стране после падения режима Саддама Хусейна», — пишет издание.

Легковые грузовики также могли поставляться США армии Ирака в качестве материальной помощи, продолжает The Telegraph. И быть захваченными ИГИЛ в 2014 году, когда под контроль террористов перешел город Мосул, а также ряд других городов на севере Ирака. Наконец, какое-то количество новых «Тойот» было напрямую передано США сирийской оппозиции; они также могли достаться боевикам ИГИЛ.

Но есть и более красноречивые факты, свидетельствующие об «американском следе» во всей этой истории. В декабре прошлого года в центре внимания западных СМИ оказался техасский сантехник Марк Оберхольцер, владелец небольшой фирмы Mark-1 Plumbing. В 2013 году он сдал по программе утилизации свой пикап F-250. После чего фотографии его машины (на ней сохранились рекламные наклейки Mark-1 Plumbing) облетали все социальные сети в постах о гражданской войне в Сирии.

На фотографиях бойцы ИГИЛ вели огонь из установленного в пикапе пулемета. Как пишет издание The Guardian, сам Оберхольцер понятия не имеет о том, как это случилось, и жалуется на поступающие в его адрес угрозы. Журналисты выяснили, что автомобиль был реализован властями штата с аукциона — но какими путями он попал в Сирию, остается загадкой до сих пор.

Этот случай может оказаться не единичным, ведь не на всех машинах есть опознавательные знаки, вроде наклеек предыдущих владельцев. Издание The Daily Telegraph отмечает, что в 2014 году в Сиднее было похищено более 800 пикапов Toyota Hilux — как раз самой популярной у террористов модели. И, учитывая историю Оберхольцера, можно ожидать, что часть угнанных машин так же «всплывет» в Сирии.

А если учесть, что Соединенные Штаты вообще являются одним из крупнейших рынков сбыта пикапов, вывод о том, что террористы наладили снабжение ИГИЛ грузовиками именно со вторичного рынка США, напрашивается сам собой. Так что американскому Минфину наверняка следует внимательнее присмотреться к тому, что происходит у него под носом.

Читайте также: