Почему в германии покупают ладу

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Почему немцы покупают "Лады"?

В нашем безумном мире можно увидеть всякое. И всё равно словосочетание "немец на "Ладе" может повергнуть в шок: в стране "Мерседесов" и "БМВ" находятся люди, которые добровольно, безо всякого принуждения делают выбор в пользу продукции российского автопрома.

В нашей стране их бы давно сочли чудаками, но они сами не просто не жалеют о своем выборе, а даже им гордятся. И, оказывается, за их предпочтениями скрывается гораздо больше, чем просто желание купить автомобиль подешевле. "Авторамблер" поговорил с несколькими владельцами автомобилей Lada из Германии.

"Папа, смотри, Lada!"

Обычно, когда россияне или жители постсоветского пространства, оказываются в Германии, автомобили Lada на дороге их немало удивляют. Конечно, встретить такую машину в стране Шиллера и Гёте — большая удача. И все же, "Лады" продаются в Германии пусть небольшим, но стабильным тиражом. Например, согласно статистике Федерального автомобильного управления Германии (KBA), по продажам Lada Granta и Lada 4x4 (Niva, Taiga) обгоняют Infiniti QX30, Subaru Impreza, Lexus IS, Cadillac Escalade и даже Bentley Bentayga.

Кто же покупает "Лады" у них? В голове сразу рисуется простоватый и слегка грубоватый мужчина, родившийся в Советском Союзе и эмигрировавший в Германию в 90-х. Примерно как герой рекламного ролика из Швеции:

На самом деле гораздо чаще "Лады" в Германии приобретают вовсе не наши бывшие соотечественники, а самые что ни на есть немцы — люди разных профессий, различного уровня дохода, из разных регионов страны. И всех их объединяет одно – любовь к продукции АвтоВАЗа. Откуда она берется? Оказывается, мотивация для покупки "Лады" бывает очень разнообразной. Слово бизнесмену Рёперу Геше из Гамбурга: "Как-то раз мне нужно было перевезти свою лошадь. Была зима, и выпало много снега, поэтому мне нужен был автомобиль, который бы справился с таким препятствием. Все мои знакомые владельцы внедорожников отказались мне помочь. Так я купил автомобиль своей мечты — Lada Niva".

"Однажды я побывал на отдыхе в России, и там мы ездили на рыбалку на "Ниве". С тех пор я понял, что тоже хочу такую машину", — рассказывает другой владелец, учащийся гимназии Мартин Зандик. Он на "Ниве" с декабря 2015 года. "Эта машина обалденно выглядит, при этом простая и невероятно проходимая. Ездить на Lada – это настоящие эмоции. Никакая Dacia не может подарить чего-то подобного", — добавляет он.

С ним согласен и столяр Нико Цигенбайн, который признается, что знает марку Lada еще с детства. И, по его словам, в этих автомобилях его всегда привлекала брутальность и техника. А вот журналист Йенс Майнерс поясняет, что полюбил этот автомобиль за его ездовые характеристики.

По теме

"Возможно, по внешнему виду не скажешь, но ездить на Lada 4x4 довольно комфортно благодаря большим ходам подвески. Хотя усилитель работает неидеально, руль довольно легкий. А еще радует потрясающая обзорность с водительского места. Это, в сочетании с небольшим радиусом разворота, превращает "Ниву" в отличный автомобиль для города. Но настоящий конёк этого автомобиля – бездорожье, где Lada 4x4 может проехать буквально везде благодаря большому дорожному просвету, стандартному полному приводу и наличию понижающей передачи и блокировки дифференциала", — поясняет Майнерс, добавляя, что альтернативой "Ниве" мог бы быть Mercedes-Benz G-класса. Но, разумеется, в том случае, если не смотреть на "ценник".

Дешевле только пешком

Кстати, о деньгах. В Германии, как и в России, автомобили Lada остаются довольно выгодной покупкой. Цены на Lada Granta начинаются с отметки 7010 евро, за базовую Lada Kalina просят 7210 евро, а Lada 4x4 обойдется минимум в 10 490 евро. То есть фактически конкурентов среди новых автомобилей не так уж и много. Вдобавок автомобили Lada не требуют много денег на содержание. Как признались опрошенные нами владельцы Lada, ежегодное обслуживание автомобиля обходится примерно в 150-400 евро. Возможно, россиянам такая сумма покажется большой, но поверьте, по немецким меркам это – очень даже выгодно.

"Конечно, на эти деньги можно купить подержанную машину, - отмечает владелец вазовской продукции из Гриссбаха Янош Фюлеки. - Но ведь она не будет такой же проходимой как "Нива". К тому же Lada обходится дешевле, ведь её можно легко починить самостоятельно!"

Зато узнав, что, по мнению некоторых россиян, "Ладу" можно купить только из-за нехватки денег, наши собеседники искренне удивляются. "В Германии есть машины, которые стоят дешевле. А "Ладу" покупают те, кому интересна езда по бездорожью, или простые автомобили. Кроме того, например, Lada 4x4 пользуется популярностью у лесников", — поясняет нам Зандик. С ним согласны и другие собеседники. "Нет, это ошибочное мнение", — добавляет Цигенбайн. "У кого больше денег, может купить себе несколько "Лад", — отмечает Гёше. — Я бы лично так и сделал. Как минимум, купил бы еще один автомобиль, чтобы не жалеть его на бездорожье", — добавляет он.

Для настоящих водителей

С деньгами разобрались. Но есть и еще один весьма необычный аргумент в пользу покупки "Лады" и имя ему — пуризм. Дело в том, что эти автомобили дают немцам возможность почувствовать, что такое настоящий "чистый" автомобиль без лишней электроники. "Lada Niva — это настоящий протест против диктата "систем помощи водителю, против неправильного курса автоиндустрии", — не без гордости отмечает Йенс Майнерс. Интересно, что в целом с ним согласны и другие автомобильные журналисты. "В Lada Kalina ничего не пищит, не моргает и не нервирует. На этом автомобиле едешь так, как это было в 90-х. И это очень здорово", - отмечает в своей публикации редактор издания Spiegel Юрген Пандер.

"Мы приобрели автомобиль в комплектации Pur, без допоборудования. Мы хотели все сделать сами. Уже купили противотуманные фары, установили дополнительный воздухозаборник и рейлинги на крышу. Конечно, за эти деньги можно было взять другой б/у-внедорожник. Но мне такой вариант не подходил, ведь я хотел нестандартный автомобиль", — поясняет Зандик.

Кстати, ремонтировать свои "Лады" немцам приходится ничуть не меньше, чем россиянам. Сцепление, трансмиссия, проблемы с подвеской и многое другое, что так хорошо знакомо нашим гражданам. А еще немцы жалуются на недостаточную антикоррозионную стойкость кузова вазовских машин. Хотя в основном этот пункт касается тех автомобилей, которые были ввезены в Германию серыми дилерами.

И все же немцы любят свои "Лады". Несмотря на все их несовершенство. "Lada 4x4 – это настоящая "машина времени", до нельзя простая и без лишних деталей. Например, центрального замка нет – сначала надо одним ключом открыть водительскую дверь, а потом другим – завести мотор. И автоматической трансмиссии тут нет", — поясняет Йенс Майнерс. И сразу оговаривается — никакой другой автомобиль, по его мнению, с вазовской моделью не сравнится". "У меня всего шесть автомобилей, но на "Ладе", которую я купил в прошлом году, я езжу больше всего, —"Этот автомобиль довезет куда угодно, но не будет требователен к тебе. Он дает чувство самодостаточности и свободы. И, поверьте, это гораздо важнее, чем прогресс и стремление к идеалу", — отмечает он. "Да, это – автомобиль для фанатов и энтузиастов, который к тому же не слишком дорогой", - добавляет Янош Фюлеки.

Германия пересядет на Lada?

Послушав немецких владельцев "Лад", у человека начинает вырисовываться идеалистическая картина. Будто бы на западе все массово признали качество вазовских машин. И все же реальность выглядит несколько иначе. Цифры говорят сами за себя. Например, за октябрь 2016 года в Германии было продано лишь 58 "Грант" и 87 "Нив". Негусто, прямо скажем! До завоевания немецкого рынка очень далеко.

Но на самом деле феномен "Лады" в Германии раскрывается с другой стороны. Российские автомобили покупают совсем не из-за их цены, современного оснащения или практичности, а из-за настоящей любви, которая не терпит рациональных доводов и аргументов. Это – выбор сердца, которому, как известно, не прикажешь.

А ведь нельзя забывать, что у владельцев "Лад" в Германии существуют целые клубы! Например, Lada Deutschland или Lada Niva IG, которые регулярно устраивают встречи и внедорожные "покатушки" для немецких поклонников тольяттинского внедорожника.

По теме

Конечно, никто не будет говорить, что в ближайшее время немцы поголовно пересядут на "Лады". Но все владельцы вазовских автомобилей из ФРГ, с кем мы поообщались, в один голос отвечают, что с радостью купили бы такую машину и в дальнейшем. Они – романтики, которым не важно, насколько их машина соответствует современным стандартам. Люди, привыкшие идти собственным путём и невероятно преданные своему увлечению.

Почему Лада «Нива» стала культовым автомобилем в Германии: отзывы автовладельцев

Lada 4x4 Urban: эмоциональное тестирование в Германии

Почему Лада «Нива» стала культовым автомобилем в Германии: отзывы автовладельцев

Мы заметили, что немцы не перестают изучать российские автомобили. Они тестируют «Лады», ездят на «УАЗиках», кто-то даже приобретает списанные «Уралы» и «ЗИЛы» для частного пользования. Почему так происходит? В чем соль машин русских? И почему выражение «Что русскому хорошо, то немцу смерть» должно быть пересмотрено?

В феврале была опубликована очередная статья с автомобильного издания Autobild.de, в которой говорится, что немцы в который уже раз садятся за руль нашей «Нивы», которая много лет назад потеряла имя собственное, получив безликое обозначение «Lada 4x4 Urban». И вот что они поведали об этом автомобиле:

Почему Лада «Нива» стала культовым автомобилем в Германии: отзывы автовладельцев

«Lada 4x4 Urban свободен от всего: комфорта, качества, роскоши. И что с того?! Мы редко чувствовали себя так свободно за рулем тестового автомобиля».

«На протяжении 43 лет Лада строит на Волге «4x4», которую также называют «Нива». Некоторое время назад большие города открыли ее для себя. Как модный аксессуар для жизни яппи*».

*Яппи – молодой бизнесмен, ориентированный на престижную карьеру.

Сегодня в моде все старое, ручной работы, возможно, допотопное. Миром электроники и высоких технологий пресытился городской житель. Ему нужна теплота человеческих рук, душа, вложенная в дело. Отчасти «Нива» способна это дать.

Удлинение колесной базы – это просто сварочная работа

Почему Лада «Нива» стала культовым автомобилем в Германии: отзывы автовладельцев

«Построенный с русским прагматизмом: в центр кузова просто вварили кусок стали. Выглядит не очень элегантно, но, с другого бока, Lada теперь имеет пять дверей вместо трех и на 50 сантиметров более длинную базу, которая в данном варианте простирается до 4,14 метров.

Почему Лада «Нива» стала культовым автомобилем в Германии: отзывы автовладельцев

Это не облегчает маневрирование. Радиус поворота напоминает омнибус: около 13 метров. Для городского варианта автомобиль получил окрашенные бампера, 16-дюймовые легкосплавные диски и немного технических изысков: электрические стеклоподъемники, электрические зеркала заднего вида, подогрев сидений», – отмечают немецкие пользователи первые плюсы «городского» внедорожника.

Кому нужна российская Лада в Германии?

Почему Лада «Нива» стала культовым автомобилем в Германии: отзывы автовладельцев

«Объективно, Lada 4x4, конечно, не считается хорошим автомобилем. В конце концов, с 1976 года она производится без особых изменений, но именно это дает давно забытую атмосферу. Хочешь ты этого или нет. И это начинается еще до начала вождения.

Почему Лада «Нива» стала культовым автомобилем в Германии: отзывы автовладельцев

Начало поездки выглядит так: открыть ключом водительскую дверь, затем пассажирскую. Для этого возьмитесь за внутренний запиратель правой двери. Потяните его вверх. Дверь открыта. Пассажир садится, захлопывает дверь. Затем вы должны попросить его нажать на кнопку, чтобы он точно не выпал во внезапно открывшуюся дверь (на всякий случай). Никакого дистанционного управления. Все брутально и абсолютно непонятно для современных немецких избалованных подростков и молодых людей».

Lada имеет характер нового заводского «старика»

«Теперь возьмите ключ (нет, не тот, который для дверей, другой) и вставьте в замок зажигания. Заводите! Вы готовы ехать».

Избалованные комфортабельными новыми автомобилями европейцы боятся и одновременно обожают наш внедорожник. Боятся, потому что даже на скорости 50 км/ч на автомобиле ехать страшно, а двигатель отчетливо подвывает даже на 60 км/ч. Последнее, как выяснили бюргеры, легко решается включением вентиляции: «Тогда все 83 лошадиные силы не слышно. Но, в конце концов, будет тепло».

Почему Лада «Нива» стала культовым автомобилем в Германии: отзывы автовладельцев

«И, в сущности, нас тоже накрывают теплые чувства, когда мы путешествуем по большим городским джунглям на подобной лошадке. Porsche привлекает меньше внимания. И тем более не вызывает такой позитивной реакции. В потоке то и дело мелькают понимающие взгляды других водителей. Кто-то даже осмеливается сказать: «Отличная машина! Здорово!»

Немцы кайфуют от несовершенства

Почему Лада «Нива» стала культовым автомобилем в Германии: отзывы автовладельцев

«Ну, скажем так, вождение в Lada – это хорошее старое ремесло. Когда вы включаете задний ход, слышится «треск». Заблокировать центральный дифференциал и включить пониженную? Для этого дела стоят толстые «дубинки» рядом с длинным рычагом 5-ступенчатой КПП. И рулевое управление настолько косвенно, что…» Чувствуешь себя живым, да, тевтонец на Volkswagen Golf последнего поколения?

На 1.3-тонный автомобиль, по мнению немцев, неприхотливого движка хватает, 17,9 секунды до 100 – это нормально. Впрочем, как они отмечают, это, скорее, теоретическое значение.

«На скорости 80 км/ч чувствуешь себя комфортно. Мягкая подвеска, типичная для внедорожника, делает Lada добродушным спутником. При скорости 100 км/ч коробка передач взрывается в разноголосицу. На 120 это снова «тихо». А потом начинает трястись руль. Наверное, Лада сама немного напугана. Нужно погладить ее по металлическому загривку и сказать: «Приятель, все в порядке, я отвезу тебя домой в безопасности», – шутят немцы.

Так почему немцы действительно любят Ладу «Нива»?

Почему Лада «Нива» стала культовым автомобилем в Германии: отзывы автовладельцев

«Lada 4x4 – это автомобиль-ностальгия: он как-то из времени выпал. И именно поэтому он очарователен. Девиз к внедорожнику можно подобрать такой: есть еще старые добрые вещицы.

В прошлом году Lada продала 1.436 штук «4x4» в Германии. Это в пять раз больше, чем смог реализовать Bentley своих внедорожников Bentayga».

Почему Лада «Нива» стала культовым автомобилем в Германии: отзывы автовладельцев

Осмелимся предположить, что дело здесь не только в цене (в Германии внедорожная Лада обойдется в 15 тыс. евро). Она просто лучше англичанина. Во всем, ага. У российского внедорожника нет подушек безопасности, нет ESP, нет парктроников. Это же хорошо! Водитель в таком автомобиле будет ехать аккуратнее (значит, меньше шансов, что попадет в ДТП), он будет саморазвиваться и совершенствоваться (потому что на Бентли может и мартышка поехать, а на «Ниве» только ЧЕЛОВЕК – уметь нужно!) и вообще, у нашенского авто есть ХАРАКТЕР, которым современные машины обделены начисто.

«Давайте будем честными. Большинство машин, с которыми мы путешествуем, мы забудем через три минуты после того, как выйдем из них».

«Современные машины «смеются» над Лада со всей своей электроникой. Они лучше изолированы, чем некоторые дома. Они безопасны и удобны. Но Лада была сделана для другого, также как Land Rover Defender или Mercedes G-Klasse. О поездках в «4x4 Urban» вы будете рассказывать еще своим внукам. Такое не забывается».

Lada в Германии. Что думают немцы о российских авто?

2014 Lada Kalina

А как он едет! Слышишь работу мотора, и тебе сразу всё понятно. Хотя при переключении 5-ступенчатой механической коробки приходится прилагать чуть больше усилий. Зато по обратной связи на руле сразу понимаешь, что за покрытие у тебя под колёсами. Восхитительно! Именно такой была езда на автомобиле ещё совсем недавно».

Кому-то может показаться, что в этих словах больше иронии или даже издёвки, но на самом деле о существовании автомобилей Lada немцы знают. На то есть несколько причин. Тут и ГДР-овское прошлое в Восточной Германии, куда советские машины поставлялись на экспорт, и неприхотливость внедорожника Lada 4x4 (последнюю версию Urban даже стали продавать под модным названием «Хипстер»!), и, конечно же, цена тольяттинских автомобилей. Скажем, универсал Lada Kalina Kombi предлагается на немецком рынке по цене от 7750 евро — просто даром по местным меркам!



А вот еще цитата из текста о «Калине»: «Парковка на “Калине” доставляет настоящее удовольствие. Водителя не раздражает ни один писк, а ориентироваться надо как в автошколе — по зеркалам и смотря через плечо. А низкая линия остекления дарит комфорт, доступный не в каждом современном авто — ведь свой локоть водитель может положить на “подоконник” слева».

Лучше динозавра

Журналисты издания Auto Bild протестировали внедорожную модификацию Lada Kalina Cross: «На фоне старого “динозавра” — “Нивы” — АвтоВАЗ вывел на рынок современный кроссовер. Цены на Kalina Cross начинаются с отметки 10 690 евро, и тем самым модель выступает в одной лиге с Dacia Sandero Stepway (от 9590 евро). И при этом серийное оснащение достойное: климат-контроль, аудиосистема с возможностью подключения телефона, передние сиденья с подогревом, центральный замок и электростеклоподъемники». Одновременно автор статьи отмечает неплохой двигатель, который становится шумным только на скоростях свыше 120 км/ч, а работа печки зимой, по словам немца, превращает салон в настоящую «Banja».



А ведь еще у АвтоВАЗа в Германии есть свой клуб! И в нём особо преданные фанаты обсуждают особенности модификаций «Лад», причем зачастую знают их даже лучше россиян. А недавно один особо преданный поклонник приобрел универсал Lada Kalina для своей таксомоторной фирмы, и теперь автомобиль развозит пассажиров в пригородах Мюнхена!

А вот и минусы

Живи мы в советское время, этими строками рассказ надо было бы и закончить, написав, что «даже капиталисты полюбили продукцию из СССР». Но. Spiegel и Auto Bild указывают на серьезные недостатки российского автомобиля. Например, расход топлива в 7,6 л/100 км при заявленном уровне в 6,6 литра, неудобство погрузки вещей в багажник, слишком простую отделку, а также посредственный комфорт. В общем, «для тех, кто много ездит каждый день, по грунтовым дорогам или с пассажирами, покупка такого автомобиля не выглядит убедительно», — продолжают журналисты.

И это — не говоря об отсутствии современных систем безопасности! Еще летом у АвтоВАЗа на европейском рынке возникали проблемы с продажами из-за отсутствия на базовых моделях двух подушек безопасности, систем ABS+ESP и датчиков давления в шинах, которые по новым стандартам Евросоюза являются обязательными. Слава Богу, эти трудности удалось решить. Но, например, таких вещей, как системы экстренного торможения или контроля мертвых зон, у «Лады» нет даже за доплату, что также представляет большой минус в глазах европейцев.



Да и если верить статистике продаж, покупают вазовские машины в Германии неохотно. Скажем, в 2015 году в стране был продан 1181 автомобиль Lada — на целый. 1 автомобиль больше, чем годом ранее!

Конечно, можно пошутить на тему, что в Германии Lada обгоняет по продажам Lamborghini и Rolls-Royce, и это даже будет правдой. Но будем честны, прежде всего, сами перед собой: при наличии крупнейшего в Европе автомобильного рынка марка Lada остается для немецкого потребителя экзотикой. Этаким аттракционом, на который можно иногда залезть, чтобы получить удовольствие, вспомнить былое или даже пощекотать нервы. Ну или автомобилем, который не жалко использовать для езды по пересеченной местности или где-нибудь в горах. Еще для части жителей Германии — иммигрантов из стран бывшего СССР и их потомков — машины Lada являются приятным напоминанием о молодости. О серьезном же продвижении марки Lada на немецком рынке пока что говорить не приходится: до лавров массовости «Фольксвагена» или «Опеля» российским автомобилям примерно как от Вольфсбурга или Рюссельсхайма до Тольятти.

Продажи Lada в Европе растут. Что это - успех или игра со статистикой?

Спрос на автомобили Lada в ЕС вырос в первом полугодии 2018 года почти на 11 процентов. Марка отвоевала 0,035 процента всего европейского авторынка. За что европейцы полюбили Lada?

Лада 4х4 - самая популярная модель в Германии

Лада 4х4 - самая популярная модель в Германии

В июле, незадолго до ухода компании "АвтоВАЗ" в корпоративный отпуск (продлится с 23 июля по 12 августа), были озвучены рекордные за последние несколько лет показатели по продажам выпускаемых им автомобилей Lada на российском и внешних рынках. Внутри страны спрос за первые шесть месяцев года вырос на 21,1 процента, за рубежом - на 64 процента. Продажи в ЕС выросли на 10,7 процента. DW решила разобраться, можно ли считать это успехом, за что европейцы любят российскую марку и как отличаются цены на автомобили Lada в России и Германии.

Данные по продажам в России и за ее пределами. Распределение по странам

В силу своей сравнительной доступности автомобили марки Lada остаются самыми продаваемыми среди новых машин в России. По данным "АвтоВАЗа", в первом полугодии 2018 года на внутреннем рынке было реализовано почти 170 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей Lada, что превышает прошлогодние показатели более чем на 21,1 процента.

Николя Мор и Lada Vesta на московском автосалоне в 2016 году

Николя Мор и Lada Vesta на московском автосалоне в 2016 году

Рост продаж на внешних рынках в процентах выглядит еще масштабнее - 64 процента. Однако в единицах показатель смотрится скромнее - за пределами России за 6 месяцев года было продано в 10 раз меньше машин, чем на внутреннем рынке - 16 592 автомобиля.

В общей сложности автомобили Lada поставляются на экспорт более чем в 30 стран. Основными рынками сбыта являются государства - члены ЕАЭС Беларусь и Казахстан. На долю этих стран пришлось более 10 тысяч проданных за границей авто. Популярны машины Lada и в других странах СНГ, в частности в Узбекистане. Кроме того, как сообщила в июле пресс-служба "АвтоВАЗа", в первом полугодии марка вышла на три новых рынка - Кубы, Чили и Туниса.

Успех Lada Vesta в ЕС преувеличен

На долю стран ЕС пришлось всего 2770 новых Lada. Это 16,7 процента от всех экспортных продаж марки за первое полугодие и всего 0,035 процента от общего числа продаж новых автомобилей на рынке Евросоюза. "Несмотря на достигнутый рост, объемы реализации российских автомобилей в странах Евросоюза остаются очень низкими", - констатируют эксперты аналитического агентства "Автостат".

Производство машины Lada Granta на заводе АвтоВАЗ

Производство машины Lada Granta на заводе "АвтоВАЗ"

Значительным прорывом могло показаться улучшение показателей Lada Vesta в ТОП-100 самых продаваемых в Европе моделей (был опубликован 30 июля на сайте focus2move). Эта модель поднялась за год в рейтинге с 72-го на 56-е место. Информационные ресурсы моментально растиражировали информацию о том, что продажи Vesta в Европе увеличились почти на 50 процентов за полгода, превысив 52 тысячи экземпляров.

При этом не уточнялось, что речь идет не о рынке ЕС: рейтинг аккумулирует в себе данные не только из стран, входящих в Евросоюз, но и из России, Украины, Турции и других стран Центральной и Восточной Европы.

За что европейцы любят Lada: ностальгия и тяга к ремонту своими руками

Руководитель аналитического отдела "Автостат" Андрей Топтун рассказал DW, что некоторые модели "АвтоВАЗа" традиционно находили своего покупателя в Европе еще в советское время. Тогда особой популярностью пользовалась полноприводная "Нива" - ВАЗ 21-21. К слову, этот внедорожник продавался даже в Австралии и Новой Зеландии. Сегодня европейцы также обращают внимание в первую очередь на "преемницу" той самой "Нивы" - Lada 4х4 - и сравнительно недавно появившуюся Vesta.

Lada Priora

В июле "АвтоВАЗ" прекратил сборку автомобилей Lada Priora

Что касается Lada 4x4, то, как говорит эксперт, ее во многом покупают, что называется, по старой памяти. "К тому же в этом сегменте - настоящих внедорожников - по такой цене ничего не найти. И не забывайте, что есть такая особая категория людей, которые любят все делать своими руками. Lada - это идеальный для этого автомобиль", - отмечает Топтун.

Немецкий рынок: дилеры, цена и портрет покупателя

В Германии продажами автомобилей Lada занимаются 240 салонов, в Австрии - 40. Такие данные сообщил DW Бернд Хак (Bernd Haack), представитель LADA Automobile GmbH (независимая от "АвтоВАЗа" компания, которая занимается реализацией в Германии пяти моделей Lada).

Немцы покупают «Лады» как «конструктор для взрослых»

За первые девять месяцев 2016 года немецкие дилеры продали 1229 автомобилей марки «Лада», что на 41% больше, чем за тот же период прошлого года, следует из данных госкомпании Kraftfahrt-Bundesamt о продажах новых автомобилей в ФРГ.

Снисходительное отношение к продукции АвтоВАЗа в России не всегда соответствует реальному положению вещей

Лидером продаж по-прежнему остается внедорожник «Лада 4×4», разошедшийся тиражом 847 экземпляров (плюс 15% к прошлому году). Российский автогигант модернизировал бывшую «Ниву» – внедорожник получил доработанную подвеску, что повысило комфорт, надежность и управляемость. Спрос на «Ладу Гранту» вырос почти в три раза – если год назад эту модель выбрали 132 клиента, то за три квартала текущего года было продано 377 таких автомобилей.

Таким образом, АвтоВАЗ за девять месяцев смог превзойти свой результат 2015 года на немецком рынке, когда за весь год в стране был продан 1181 автомобиль марки. А в конце 2016 года немецких покупателей ждет еще один сюрприз. В Германии должны начаться продажи седана «Лада Веста», который наверняка сможет привлечь в автосалоны новых клиентов. На днях «Веста» должна получить необходимый для ввоза в Европу сертификат о соответствии экологическим нормам «Евро-6».

Конечно, если посмотреть на миллионные продажи автомобилей в Германии, то станет понятно, что доля АвтоВАЗа на немецком рынка мизерна. Так, всего за девять месяцев немцы купили 2,5 млн новых машин, соответственно, доля российского автогиганта составила менее 1%.

На эту тему

Не стоит забывать, что в Германии живет много наших соотечественников и переселенцев из стран бывшего СССР, которым знакома продукция АвтоВАЗа, замечает Роман Ткачук из «Альпари». «Внедорожники «Лада 4×4» покупают также те люди, которым важна не внешность автомобиля, а его эксплуатационные качества. Продажи 4×4 меньше, чем у конкурентов – Opel Mokka и Nissan Qashqai, но они завоевали свою нишу благодаря неприхотливости и низкой цене», – говорит собеседник.

Ослабление рубля в последние годы дополнительно обеспечило стабильный спрос на вазовские автомобили. Аналогичный спрос будет и на «Ладу Весту», считает Ткачук.

Автомобили АвтоВАЗа сейчас одни из самых дешевых в Германии. Так, за седан Granta в базовой комплектации «Норма» с мотором 1,6 (87 л. с.) и механикой просят 6750 евро (около 467 тыс. рублей). Lada Niva в начальной версии продается за 10,5 тыс. евро (726 тыс. рублей).

А вот на родном российском рынке АвтоВАЗ не может похвастаться ростом продаж. Здесь они, наоборот, продолжают падать в условиях кризиса, удорожания автокредитования и падения реальных доходов россиян.

Впрочем, в российской экономике уже наметилась тенденция к улучшению и кредитование снова начало расти, в итоге темпы падения продаж новых автомобилей замедляются. Но все эти положительные тенденции пока проходят мимо АвтоВАЗа. «Хотя по объему марка «Лада» лидирует в массовом сегменте, но спрос на нее продолжает падать – почти на 7% за девять месяцев 2016 года. В то же время продажи Ford за этот период в России выросли», – отмечает Георгий Ващенко из ИК «Фридом Финанс». Иными словами, внутри России современные детища АвтоВАЗа пока проигрывают иностранным конкурентам, у которых имеются здесь свои заводы.

Однако снисходительное отношение к продукции АвтоВАЗа в России не всегда соответствует реальному положению вещей, считает Александр Шустов, генеральный директор «Мани Фанни». «За последние годы усилиями концерна Renault-Nissan, контролирующего вместе с Ростехом тольяттинский завод, «Лады» действительно по основным показателям вышли на европейский уровень экологичности, качества и технического оснащения. Они могут конкурировать на равных с теми же бюджетными «корейцами», в первую очередь с народными KIA Rio и Hundai Solaris, причем не только в России, но и на внешних рынках», – говорит он.

В любом случае для волжского автогиганта сейчас как никогда важна стратегия роста экспорта машин за рубеж, чтобы хотя бы частично нивелировать потери на родном рынке. Действующий глава АвтоВАЗа Николя Мор уже поставил цель – в следующем, 2017-м, году увеличить экспорт на 50% и поставить за рубеж до 60 тыс. автомобилей против 30 тыс. в этом году.

Мор известен в мире автомобилестроения в первую очередь тем, что является «отцом» бюджетного Logan, который начали производить на забытом предприятии Dacia на отшибе Восточной Европы. «А теперь на основе узлов того самого Logan, ставшего одним из самых массовых и востребованных народных автомобилей, производится в том числе и современная «Лада». И, по сути, если разобраться, чем Lada хуже Logan, если за качество продукции отвечает все тот же Renault-Nissan?» – обращает внимание Шустов.

Почему немцы покупают Лады?

В нашем безумном мире можно увидеть всякое. И всё равно словосочетание "немец на "Ладе" может повергнуть в шок: в стране "Мерседесов" и "БМВ" находятся люди, которые добровольно, безо всякого принуждения делают выбор в пользу продукции российского автопрома.

В нашей стране их бы давно сочли чудаками, но они сами не просто не жалеют о своем выборе, а даже им гордятся. И, оказывается, за их предпочтениями скрывается гораздо больше, чем просто желание купить автомобиль подешевле.

Текст, 11 фото видео.

Обычно, когда россияне или жители постсоветского пространства, оказываются в Германии, автомобили Lada на дороге их немало удивляют. Конечно, встретить такую машину в стране Шиллера и Гёте — большая удача. И все же, "Лады" продаются в Германии пусть небольшим, но стабильным тиражом. Например, согласно статистике Федерального автомобильного управления Германии (KBA), по продажам Lada Granta и Lada 4x4 (Niva, Taiga) обгоняют Infiniti QX30, Subaru Impreza, Lexus IS, Cadillac Escalade и даже Bentley Bentayga.


На самом деле гораздо чаще "Лады" в Германии приобретают вовсе не наши бывшие соотечественники, а самые что ни на есть немцы — люди разных профессий, различного уровня дохода, из разных регионов страны. И всех их объединяет одно – любовь к продукции АвтоВАЗа. Откуда она берется? Оказывается, мотивация для покупки "Лады" бывает очень разнообразной. Слово бизнесмену Рёперу Геше из Гамбурга: "Как-то раз мне нужно было перевезти свою лошадь. Была зима, и выпало много снега, поэтому мне нужен был автомобиль, который бы справился с таким препятствием. Все мои знакомые владельцы внедорожников отказались мне помочь. Так я купил автомобиль своей мечты — Lada Niva".

"Однажды я побывал на отдыхе в России, и там мы ездили на рыбалку на "Ниве". С тех пор я понял, что тоже хочу такую машину", — рассказывает другой владелец, учащийся гимназии Мартин Зандик. Он на "Ниве" с декабря 2015 года. "Эта машина обалденно выглядит, при этом простая и невероятно проходимая. Ездить на Lada – это настоящие эмоции. Никакая Dacia не может подарить чего-то подобного", — добавляет он.

С ним согласен и столяр Нико Цигенбайн, который признается, что знает марку Lada еще с детства. И, по его словам, в этих автомобилях его всегда привлекала брутальность и техника. А вот журналист Йенс Майнерс поясняет, что полюбил этот автомобиль за его ездовые характеристики.

"Возможно, по внешнему виду не скажешь, но ездить на Lada 4x4 довольно комфортно благодаря большим ходам подвески. Хотя усилитель работает неидеально, руль довольно легкий. А еще радует потрясающая обзорность с водительского места. Это, в сочетании с небольшим радиусом разворота, превращает "Ниву" в отличный автомобиль для города. Но настоящий конёк этого автомобиля – бездорожье, где Lada 4x4 может проехать буквально везде благодаря большому дорожному просвету, стандартному полному приводу и наличию понижающей передачи и блокировки дифференциала", — поясняет Майнерс, добавляя, что альтернативой "Ниве" мог бы быть Mercedes-Benz G-класса. Но, разумеется, в том случае, если не смотреть на "ценник".

Дешевле только пешком

Кстати, о деньгах. В Германии, как и в России, автомобили Lada остаются довольно выгодной покупкой. Цены на Lada Granta начинаются с отметки 7010 евро, за базовую Lada Kalina просят 7210 евро, а Lada 4x4 обойдется минимум в 10 490 евро. То есть фактически конкурентов среди новых автомобилей не так уж и много. Вдобавок автомобили Lada не требуют много денег на содержание. Как признались опрошенные нами владельцы Lada, ежегодное обслуживание автомобиля обходится примерно в 150-400 евро. Возможно, россиянам такая сумма покажется большой, но поверьте, по немецким меркам это – очень даже выгодно.

У нас Калина с кондеем от 480, Гранта от 440.

Если перевести с евро,то: 504 и 490 тыс. р.

Это либо АвтоВАЗ в Европу по сниженным ценам продает, либо у немцев вообще таможни на ввозные авто нет.

Так вот. Если отменить таможенный сбор, АвтоВАЗу такой пушной зверёк придёт.

Зато узнав, что, по мнению некоторых россиян, "Ладу" можно купить только из-за нехватки денег, наши собеседники искренне удивляются. "В Германии есть машины, которые стоят дешевле. А "Ладу" покупают те, кому интересна езда по бездорожью, или простые автомобили. Кроме того, например, Lada 4x4 пользуется популярностью у лесников", — поясняет нам Зандик. С ним согласны и другие собеседники. "Нет, это ошибочное мнение", — добавляет Цигенбайн. "У кого больше денег, может купить себе несколько "Лад", — отмечает Гёше. — Я бы лично так и сделал. Как минимум, купил бы еще один автомобиль, чтобы не жалеть его на бездорожье", — добавляет он.

Для настоящих водителей

С деньгами разобрались. Но есть и еще один весьма необычный аргумент в пользу покупки "Лады" и имя ему — пуризм. Дело в том, что эти автомобили дают немцам возможность почувствовать, что такое настоящий "чистый" автомобиль без лишней электроники. "Lada Niva — это настоящий протест против диктата "систем помощи водителю, против неправильного курса автоиндустрии", — не без гордости отмечает Йенс Майнерс. Интересно, что в целом с ним согласны и другие автомобильные журналисты. "В Lada Kalina ничего не пищит, не моргает и не нервирует. На этом автомобиле едешь так, как это было в 90-х. И это очень здорово", - отмечает в своей публикации редактор издания Spiegel Юрген Пандер.

"Мы приобрели автомобиль в комплектации Pur, без допоборудования. Мы хотели все сделать сами. Уже купили противотуманные фары, установили дополнительный воздухозаборник и рейлинги на крышу. Конечно, за эти деньги можно было взять другой б/у-внедорожник. Но мне такой вариант не подходил, ведь я хотел нестандартный автомобиль", — поясняет Зандик.

Кстати, ремонтировать свои "Лады" немцам приходится ничуть не меньше, чем россиянам. Сцепление, трансмиссия, проблемы с подвеской и многое другое, что так хорошо знакомо нашим гражданам. А еще немцы жалуются на недостаточную антикоррозионную стойкость кузова вазовских машин. Хотя в основном этот пункт касается тех автомобилей, которые были ввезены в Германию серыми дилерами.

И все же немцы любят свои "Лады". Несмотря на все их несовершенство. "Lada 4x4 – это настоящая "машина времени", до нельзя простая и без лишних деталей. Например, центрального замка нет – сначала надо одним ключом открыть водительскую дверь, а потом другим – завести мотор. И автоматической трансмиссии тут нет", — поясняет Йенс Майнерс. И сразу оговаривается — никакой другой автомобиль, по его мнению, с вазовской моделью не сравнится". "У меня всего шесть автомобилей, но на "Ладе", которую я купил в прошлом году, я езжу больше всего, —"Этот автомобиль довезет куда угодно, но не будет требователен к тебе. Он дает чувство самодостаточности и свободы. И, поверьте, это гораздо важнее, чем прогресс и стремление к идеалу", — отмечает он. "Да, это – автомобиль для фанатов и энтузиастов, который к тому же не слишком дорогой", - добавляет Янош Фюлеки.

Немцы за рулем российских автомобилей

Они знают, что такое «зубило» и «копейка» и с легкостью меняют масло в старой «Ниве». Зачем на родине BMW, Audi и Porsche покупают продукцию российского автопрома?

«Привет! Куплю ВАЗ-2106 или ВАЗ-21061 в хорошем или очень хорошем состоянии, по возможности без тюнинга. Йенс». Через строчку: «Куплю «Ладу-Самару» или «Ладу-Калину». Ремонт — не проблема. Шульц». На первый взгляд, вполне обычные объявления. Вот только в оригинале написаны они по-немецки и размещены на немецком форуме. Так зачем Йенсам и Шульцам российские автомобили?

С «Ладой» — в ладу

Владелец туристического агентства в земле Баден-Вюртемберг, а по совместительству — пресс-секретарь старейшего в Германии клуба любителей «Лады» Юрген Даннвольф (Jürgen Dannwolf) еще в раннем детстве пообещал себе: «Моей первой новой машиной будет «Лада». Почему-то именно эта марка с детства трогала его мальчишескую душу. В 1996 году мечта осуществилась: Юрген стал счастливым обладателем новенькой «Лады-Самары 1100». Или… почти счастливым. «Ой, машина была кошмарная!» — смеется он, уверяя при этом, что виноват был не производитель, а дилер.

«Литературы по содержанию старых автомобилей ВАЗ почти нет. Поэтому мы помогаем друг другу ремонтировать машины или советуем новичкам, как поменять масло», — рассказывает создатель клуба.

«Лего»

В гараже Юргена успели побывать «копейка», «четверка», «семерка» и «десятка». А сегодня по немецким улицам он разъезжает на «Ладе 2172 Приора». «За два с половиной года у меня не было с ней ни единой проблемы! Ни единой!» — повторяет он.

На своей «Приоре» Юрген поменял лишь колеса: «Чтобы выглядело пошикарнее». Однако он признает, что собирать, разбирать и ставить детали от автомобилей других марок — своего рода развлечение для владельцев российских автомобилей в Германии. «Лада» — это как конструктор Lego. И чтобы, например, заменить на ней дворники, не нужна навороченная компьютерная техника. Хватит собственной головы. Этим и привлекает», — говорит он.

По его словам, обычно люди спрашивают, почему не BMW или Mercedes. Но автолюбитель из Баден-Вюртемберга остается верен российской марке: «Буду ли я ездить на «Ладе» через 5 лет? Думаю, да. Надеюсь, что «АвтоВАЗ» еще будет существовать».

40 лет на дорогах Германии

Первый официальный импортер продукции ВАЗ появился на немецком рынке в 1972 году. Сегодня в Германию и Австрию официально поставляются три модели: «Калина», «Приора» и «4х4» (в прошлом — «Нива»). «В год наши продажи составляют около двух тысяч автомобилей. Причем около 80% из них занимает «Лада 4x4», — рассказывает Михаил Титов, представитель LadaAutomobileGmbH. К концу года на западноевропейский рынок планируется выпустить «Ладу-Гранту».

Прежде чем машина отправится на продажу, ее доводят до ума в специальном подготовительном центре под Гамбургом. «Мы полностью проверяем автомобиль, подкрашиваем, подклеиваем, смазываем, чтобы меньше гремело. В России на это обычно не обращают внимания. У нас же данная работа занимает достаточно много времени», — делится Михаил.

По признанию эксперта, «Лада 4х4» уступает внедорожникам западных или японских марок по исполнению интерьера и многим другим качествам. «Однако в чем мы однозначно выигрываем, так это в цене. Стоимость нового автомобиля в Германии около 10 тысяч евро. Это вдвое дешевле самого недорого конкурента. Да и по плохим дорогам «Лада» ездить умеет», — считает он.

А у нас в Гамбурге — ВАЗ, а у вас?

Рон Фольрат (Ron Vollrath) из Гамбурга с ним абсолютно согласен: «Почему немцы покупают «Ладу»? Во-первых, это дешево. Во-вторых, на ней отлично можно покататься за городом. В-третьих, это находка для «самоделкиных». В-четвертых, самое то, чтобы выделиться из толпы. А еще к ней можно легко прикреплять большие прицепы». У самого Рона, выходца из восточной Германии, - одна «Лада-Калина» и три «Лады-4х4». Если на первой он ездит по городским улицам, то остальные — исключительно для автопрогулок по бездорожью.

Вместе с участниками неофициального клуба «Лада-Нива» несколько раз в год Рон принимает участие в офроад-вылазках на российских внедорожниках. «Конечно, такие хобби дорого стоят. Да и вообще содержать машину в Германии недешево», — говорит он. Соседи к этой причуде привыкли.

«Когда я на «Ладе», ко мне часто подходят люди и говорят: «Хей! Я тоже когда-то такое водил, — рассказывает Рон. — Есть и такие, кто говорит: «Лада"? А что это такое?» Менять автомобиль он в ближайшее время не собирается: «На другой машине я пока себя не представляю».

Почему в германии покупают ладу

Главная проблема Lada Vesta в Германии – неизвестность как самой «Весты», так и бренда Lada

Яркая внешность, привлекательная цена, экзотический формат. Lada Vesta дебютирует в Германии, и есть у нее как сильные козыри, так и явно слабые стороны.

В чужой монастырь

Главная проблема Lada Vesta в Германии – неизвестность как самой «Весты», так и бренда Lada, который для немецкого уха лишь чуть привычнее, чем для нас какой-нибудь Changan.

Вторая проблема: полная неформатность Vesta, поскольку Европа традиционно не признает компактных седанов. Vesta попадает на стык В и C-классов, которые в Германии представлены в основном хетчами или универсалами. Если в России длина кузова – знак качества авто, то в тесных европейских городах – обуза, вроде рюкзака в метро.

Наконец, в малом классе европейцы предпочитают малолитражки в прямом смысле слова, скажем, с трехцилиндровыми моторами мощностью 60-70 л.с. или турбодвигатели объемом около литра для более шустрых версий.

И пусть Vesta подогнали под стандарты «Евро-6», ее 1.6-литровый атмосферник будет тянуть из кармана владельца налоги, которые в Германии зависят от кубатуры мотора и выбросов СО2. Скажем, 100-сильный Ford Focus 1.0 EcoBoost потребует в три раза меньше налоговых сборов (40 евро против 118 евро), отличаясь лучшей динамикой разгона.

Концепция Vesta не адаптирована под европейские реалии, но. может быть, в этом ее плюс. По крайней мере нет прямых конкурентов.

Ценовые соблазны

Главный для европейцев козырь Vesta – богатая комплектация при умеренной цене. В отличие от Lada Granta ценой от 7000 евро, Vesta не претендует в Европе на статус самого доступного автомобиля, однако в прямом сравнении с косвенными конкурентами выглядит убедительно.

Цена Vesta в Германии начинает от 12 490 евро за версию со 106-сильным мотором, кондиционером, фронтальными и боковыми подушками безопасности, легкосплавными дисками, датчиками дождя, света и давления в шинах, мультирулем, парктроником, ESP и ABS. В России Vesta с близким оснащением стоит порядка 662 тысяч рублей, в Германии (при переводе в рубли по курсу) – от 755 тысяч.

Самым доступным авто в Германии остается Renault Sandero с ценой от 6890 евро, однако речь о сравнительно бедной комплектации с 73-сильным моторчиком. Стоит оснастить «Сандеро» кондиционером и более мощным 90-сильным двигателем, как цена переваливает за 10 тысяч евро.

Есть и другие модели дешевле Lada Vesta, в числе которых Volkswagen Up, Skoda CityGo, Nissan Micra, Hyundai i10, Suzuki Celerio и т. д. Но Vesta вряд ли претендует на их рыночную нишу, поскольку там – сплошь автомобили субкомпактные и бедноватые по оснащению.

А хетчи B-класса уже дороже, например, Hyundai i20 с кондиционером и 84-сильным мотором стоит от 14 450 евро, а Volkswagen Polo с мотором мощностью 75 л.с. – от 14 554 евро. И оба уступают Vesta по уровню оснащенности, не говоря о практичности.

Европейский гольф-класс, который разумнее сравнивать с Lada Vesta по вместимости салона, еще дороже: Focus со 100-сильным мотором и кондиционером переваливает за 20 тысяч евро.

Стало быть, Lada Vesta по силам привлечь хозяйственных немцев, которые ищут машину недорогую и сравнительно щедрую.

Это прорыв?

Вывод в Европу Lada Vesta – прецедент для АвтоВАЗа, который до сих пор был представлен в Старом Свете архаичными моделями: Lada Granta, Kalina и неувядающая «Нива» (Taiga), которая и делает основную кассу. Vesta – это, фактически, первая за долгие годы модель, которая по уровню техники способна бросить вызов старожилам немецкого рынка сравнимой стоимости.

Продажи Lada в 2016 году по всей Европе не дотянулись до отметки в три тысячи единиц, и львиная доля пришлась как раз на Германию. А в конце 90-х, для сравнения, достигали 14-15 тысяч. Что, впрочем, все равно мизерно, ведь в одной только Германии объем рынка – свыше 3 млн авто.

И относительно этих скромных планок Lada Vesta вполне по силам стать российским бестселлером, улучшив продажи АвтоВАЗа в Германии если не на порядок, то в разы: глава АвтоВАЗа Николя Мор заявил, что в планах полуторократное увеличение экспорта уже в 2017 году.

Многое будет зависеть от развития дилерской сети и качества маркетинговых кампаний, ведь европейцам еще предстоит распробовать модель. Однако все необходимое для успеха у Vesta есть. Когда-то европейцы скептически смотрели на бренд Dacia (Logan, Sandero, Duster), который оказался весьма успешен в Европе за счет своей неформатности.

Впрочем, у немцев больший энтузиазм наверняка вызовет Vesta в кузове универсал, дебют которого не за горами.

Читайте также: