Подкапотное пространство ваз 2101

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Схема ВАЗ-2101


Справочник по схемам «копейки» предназначен для самостоятельного ремонта авто при небольших неполадках электрооборудования. Ремонт начинайте с проверки предохранителей и реле (описание и обозначение будет далее). Электросхемы разделены на несколько блоков (для удобства просмотра через компьютер или телефон), имеются файлы в виде единой картинки с описанием каждого элемента — для распечатки на принтере. Эта малолитражка, аналог Fiat 124. Годы производства ВАЗ-2101: с 1984 по 2014-й.

Схема ВАЗ-2101

Как и во всех остальных моделях Жигулей, электропроводка копейки выполнена по однопроводной схеме. Питание на все электрические приборы подается по одному проводу, а минусовым проводом служит кузов автомобиля.

Электрооборудование ВАЗ 2101

Схема копейки по частям:

Схема ВАЗ-2101

Схема ВАЗ-2101

Схема ВАЗ-2101

Электросхема в полный размер (для печати):

Схема ВАЗ-2101

Другой вариант схемы VAZ-2101

Схема ВАЗ-2101

Наружное освещение

Схема ВАЗ-2101

1 – Фары 2101
2 – подкапотная лампа;
3 – аккумуляторная батарея;
4 – генератор;
5 – выключатель света заднего хода;
6 – блок предохранителей;
7 – контрольная лампа наружного освещения в комбинации приборов;
8 – лампа освещения вещевого ящика;
9 – лампа освещения комбинации приборов;
10 – штепсельная розетка для переносной лампы;
11 – выключатель освещения приборов;
12 – выключатель наружного освещения;
13 – выключатель стоп-сигнала;
14 – выключатель зажигания;
15 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей;
16 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей;
17 – плафоны;
18 – лампа освещения багажника;
19 – задние фонари;
20 – фонарь освещения номерного знака;
21 – фонарь света заднего хода

Включение фар 2101

Схема ВАЗ-2101

1 – фары VAZ 2101;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – генератор;
4 – блок предохранителей;
5 – переключатель света фар;
6 – выключатель наружного освещения;
7 – выключатель зажигания;
8 – контрольная лампа дальнего света фар в комбинации приборов

Указатели поворота

Схема ВАЗ-2101

1 – подфарники VAZ 2101;
2 – боковые указатели поворота;
3 – аккумуляторная батарея;
4 – генератор;
5 – выключатель зажигания;
6 – блок предохранителей;
7 – реле-прерыватель указателей поворота;
8 – контрольная лампа указателей поворота;
9 – переключатель указателей поворота;
10 – задние фонари

Звуковые сигналы 2101

Схема ВАЗ-2101

1 – звуковые сигналы;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – блок предохранителей;
4 – выключатель звуковых сигналов;
5 – генератор VAZ 2101.

Схема стеклоочистителя

Схема ВАЗ-2101

1 – генератор VAZ 2101;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4 – переключатель стеклоочистителя;
5 – реле стеклоочистителя;
6 – моторедуктор стеклоочистителя;
7 – термобиметаллический предохранитель;
8 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя стекла;
9 – блок предохранителей.

Вентилятор отопителя Жигули

Схема ВАЗ-2101

1 – генератор VAZ 2101;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – выключатель зажигания;
4 – блок предохранителей;
5 – переключатель отопителя;
6 – добавочный резистор;
7 – электродвигатель вентилятора отопителя.

Схема блока зажигания

Замок крепится на вал рулевого управления. Часть цепей питания, которые защищены предохранителями, подключены напрямую к аккумулятору, независимо от положения ключа:

  • плафон салона;
  • звуковой сигнал;
  • прикуриватель;
  • стоп-сигнал.

Схема ВАЗ-2101

Для корректировки напряжения, которое вырабатывает генератор, в цепи предусмотрен реле-регулятор. В его обязанности входит контроль напряжения на выходе из генератора, и при падении показаний реле подает сигнал на контрольную лампу, находящуюся на панели приборов. При малом напряжении зарядки АКБ может разряжаться раньше времени, не успевать дозарядиться, что может вывести ее из строя. При слишком высоком зарядном напряжении электролит в АКБ может закипеть, что тоже ни к чему хорошему не приведет.

Положение ключа Контакт под напр. Включаемые цепи
«Стоянка» «30″-«INT» Наружное освещение, стеклоочиститель, отопитель
«30/1»
«Выключено» «30», «30/1»
«Зажигание» «30″-«INT»
«30/1″-«15» Наружное освещение, стеклоочиститель, отопитель
«Стартер» «30″-«50» Стартер
«30″-«16»

Схема ВАЗ-2101

1 – защитный коржух переднего тормоза; 2, 18 – трубопроводы соединяющие два цилиндра суппорта переднего тормоза; 3 – суппорт; 4 – бачок гидропривода; 5 – выключатель стоп-сигнала; 6 – рычаг стояночного тормоза; 7 – регулировочные эксцентрики правого заднего тормоза; 8 – штуцер для прокачки гидропривода задних тормозов; 9 – регулятор давления; 10 – стоп-сигнал; 11 – колесный цилиндр заднего тормоза; 12 – рычаг ручного привода колодок и разжимная планка; 13 – регулировочный эксцентрик левого заднего тормоза; 14 – тормозная колодка; 15 – направляющая заднего троса; 16 – направляющий ролик; 17 – педаль тормоза; 19 – штуцер для прокачки гидропривода передних тормозов; 20 – тормозной диск; 21 – главный цилиндр

Система тормозов 2101 имеет два контура, обеспечивающих независимый привод передних и задних тормозных механизмов колес. Оба контура приводятся в действие от одной педали, которая с помощью кронштейна крепится вместе с педалью сцепления к панели передка кузова.

Блок предохранителей и реле ВАЗ 2101

Схема ВАЗ-2101

Если в цепи при эксплуатации автомобиля возникают короткие замыкания, то сила тока на поврежденном участке возрастает. Если поврежденную цепь не отключить от сети, она может очень быстро посадить аккумулятор, провода могут перегреваться, что вызовет большую вероятность возникновения пожара, оплавления проводов и обивки автомобиля. Для того, чтобы этого избежать, вся схема электропроводки разделена на десять зон, состояние которых контролируется определенным предохранителем.

На копейке устанавливали только электромагнитные реле, и большинство из них было расположено под капотом автомобиля. Только реле указателей поворотов был установлен под щитком приборов.

  1. Предохранитель №1 (16А) защищал клаксон, розетку для аварийной переноски, плафоны освещения в салоне, прикуриватель и стоп-сигналы;
  2. Предохранитель №2 (8А) обслуживал электрическую цепь реле и двигателя стеклоочистителя, электрический двигатель отопителя салона;
  3. Предохранитель №3 (8А) – контрольная лампа включения дальнего света и левая фара (дальний свет);
  4. Предохранитель №4 (8А) – правая фара (дальний свет);
  5. Предохранитель №5 (8А) – ближний свет левой фары 2101;
  6. Предохранитель №6 (8А) – ближний свет правой фары 2101;
  7. Предохранитель №7 (8А) – контрольная лампа габаритного света, левая лампа подфарника, габаритный свет правого заднего фонаря, освещение багажника, заднего номерного знака, лампа подсветки комбинации приборов;
  8. Предохранитель №8 (8А) – габаритный свет правого подфарника, подсветка прикуривателя, габаритный свет левого заднего фонаря, лампа освещения подкапотного пространства;
  9. Предохранитель №9 (8А) защищал контрольные лампы на приборной панели: лампу давления масла, лампу температуры охлаждающей жидкости, контрольную лампу уровня топлива и уровня тормозной жидкости, указатели поворота и лампу низкого заряда АКБ;
  10. Предохранитель №10 (8А) защищал цепь обмотки возбуждения генератора и регулятор напряжения.

Модификации автомобиля

ВАЗ-2101. Базовый советский седан ВАЗ-2101 с двигателем объемом 1.2 литра выпускал Волжский автозавод с 1970 по 1982 год.

ВАЗ-21011. Модернизированный в 1974 году автомобиль с двигателем объемом 1.3 литра и более презентабельным внешним видом.

ВАЗ-21012. Экспортная модификация с правым расположением рулевого колеса для стран с левосторонним движением.

ВАЗ-21013. Данную модель внешне полностью идентичную модели ВАЗ-21011, но с двигателем объемом 1.2 литра выпускали с 1977 года.

ВАЗ-21014. Модификация ВАЗ-21011 с правым расположением руля.

ВАЗ-21016. Автомобиль для правоохранительных органов, внешне идентична модели ВАЗ-2101, но с двигателем ВАЗ-21011.

ВАЗ-21018. Спецавтомобиль с 1-секционным роторным двигателем мощностью 70 лошадиных сил.

ВАЗ-21019. Очередная модель с роторным двигателем, на этот раз 2-секционным, мощностью 120 лошадиных сил.

Глазами владельца. ВАЗ 2101

Начал свою автомобильную жизнь с ЗАЗ 968М. В отличие от многих «агрегатов» этой модели, мой Жужжик 1986 года выпуска был с отменными качествами, хороший двигатель, не убитая ходовая, он меня только радовал. Ездил на нём на большие расстояния, и в последнем его «путешествии» проехал 2100 км за три дня. Но судьба распорядилась так, что Жужж (как оказалось не впервые) получил удар сзади в левую сторону, отчего двигатель ушёл на 10 см вглубь салона. Мне уже не в силах было заниматься им, да и собирался было уже купить машину более современную и вместительную (дочка родилась). Вот тогда то и появилось желание купить Жигули. Успешно проданный Жужжик (разбитый) и компенсация за аварию помогли.

Вариантов было мало, вернее их было два 2101 или 2103, но что-то с тройками как-то глухо было и мне попалось объявление о продаже 2101, за приемлемую цену, да ещё и друзья помогли (Машенька спасибо). Посмотрел и купил её, не задумываясь.

И вот она у меня во дворе, на том самом месте, где когда-то ставил свой Жужж, красненькая, стоит и улыбается.

Первым же делом я её отмыл, оказалось, что ничего нового не обнаружил, грязь ничего не скрывала +

Что самое интересное — мне повезло со старым хозяином, всё рассказал, и то что он мне сказал, то было на самом деле, ничего нового я обнаружить не смог. Вообще же, он за ней следил и ухаживал, всё честно мне рассказал, что и как, ещё полгода после продажи, звонил ему, что спрашивал, он всегда отвечал.

Поставил новые дворники (Финвал), потому, как мне показалось, стояли родные. Заменил сразу редуктор вместе с моторчиком дворников, так как старый накрылся очень быстро, наверно потому, что до меня его редко использовали. Установил электронасос омывателей ветрового стекла, так как архаичная кнопочка-насос меня просто бесила, особенно на МКАД.

Копеечная торпеда меня всегда бесила, к тому-же у неё сломался спидометр, поэтому срочно была найдена 2106 и поставлена. Ничего сложного в этом нету, очень даже интересно этим было заниматься. Оставалось только поставить датчик давления масла, чтобы работала не только «лампочка», но и «стрелочка». Заменил блок предохранителей, так как эти «палочки» меня достали выпадать ещё на Жужже. Поставил Волговский, нового образца на 13 предохранителей, доработав 3–4, 5–6, 7–8 и 9–10 по принципу соединений их между собой на входе. На оставшиеся предохранители включил противотуманки, магнитолу, прикуриватель, аварийку, подсветку тоннеля КПП, подсветку салона, часы, омыватель и прочие побрякушки.

После четырёх замен контактной группы замка зажигания, наконец-таки нашёл причину, и поставил реле ближнего света. Оказывется, в 2101 их вообще по конструкции не предусмотрено, но лампочки то помощнее стоят. Установил трёхрычажник на руль, поменял руль на четырёх спицевый «Т», как мне кажется наиболее удачный из того, что можно купить до 50$.

Прочистил печку, стала нормально греть. Даже в лютый мороз в салоне тепло уже минут через десять. Но случился казус когда поменял полностью торпеду, оказалось, что ползунки разные, и тросики у них тоже разные, вот теперь новая задачка, установить 06 печку в сборе.

Затонировал задние двери, установил дополнительный стоп-сигнал, повесил шторки и полоску на лобовое стекло, устал глаза щурить, когда тебе в глаза светит 100вт галогенка. Но немного поездив со шторками убедился, что лучше тонировки на заднем стекле ничего нет, шторки — прошлый век. Да ещё и зимой + до стекла тепло очень долго доходит.

Как оказалось, родной движок был в более плачевном состоянии, чем показалось сначала. Цилиндры приняли овальную форму, в районе 0,5 мм разница от одного края поршня до другого. Стало понятно отчего мотор ездил на 80м бензине, голова как мне показалось поведённая, да так, что после того как поменял прокладки впускного и выпускного коллекторов, больше они на место не встали. В общем после трёх недель мучений, и вложения определённого количества времени и денег стало ясно, что эта затея ни к чему хорошему не приведёт, и было принято решение о временной замене мотора, на другой, пока этот не приведу в порядок. Очередным сердцем для Мани был выбран двигатель 2106, 1998 года выпуска в более-менее нормальном состоянии. После установки его на мотор машина преобразилась, и как сейчас считаю, для этой ходовой больше и не надо, единственное, хочется уж поставить всё-таки 06 редуктор и 5-ти ступенчатую КПП.

Произвёл очередную модернизацию электрики. Поменял заднее стекло на новое с обогревом, поставил по уму противотуманки, с креплением их на бампере, а не как раньше на решётке. После установки реле ближнего света, то же самое сделал и с дальним светом, противотуманками, обогревом стекла. Установил сигнализацию, центральный замок на передние двери и электрозамок багажника, я даже и не представлял раньше, как это удобно.

Установил новую оптику 21011 с габаритами в фарах, как мне показалась, наиболее приемлемым вариантом является оптика ОСВАР, с отличным отражателем и без железной колбы внутри. Лампы PHILIPS настоящие Германские и свет стал просто великолепен, ночью видимость просто отличная.

В целях точного определения оборотов двигателя, напряжения бортовой сети, угла установки зажигания и температуры забортного воздуха, в дополнение к штатному тахометру и китайскому термометру купил бортовой компьютер БК-06. Минимум проводов и максимум показаний для машины без инжектора и прочей лабуды.

Заменил на новые генератор и карбюратор.

Установил электронную систему зажигания, машина сразу преобразилась.

Заменил ещё почти новые передние колодки на «Маркон», а задние на «Дафми», пока доволен и теми и другими. После смерти тормозного цилиндрика на задних тормозах, заменил их на «Герцог», саморегулирующиеся от 2112, про эксцентрики видно можно забыть.

С полугода до года:

Перед возвращением в родные края был обратно поставлен родной движок (06-й не смогли переоформить), С заменой на новые коленвал, распредвал, цепь и шестерни, прокладка ГБЦ.

Сразу при возвращении начал дейтвительный капитальный ремонт движка, с заменой поршней, расточкой и хонингованием цилиндров, установкой новых колец «Стапри».

Обкатку мотор прошёл, как раз к тому моменту когда затеял капитальный ремонт кузова.

С года до полутора:

Буквально за пару дней Манька была полностью разобрана. Разобран салон, сняты стёкла, сиденья, половина моторного отсека и началась работа над кузовом.

Заменили: переднюю панель, передние крылья, стойка левого колеса, накладка водительской двери, задние крылья, задняя панель, пол запаски, пол под водителем, лонжероны пола. Полностью проварил пол.

После всех сварочных мероприятий началась подготовка кузова к покраске. Первоначально планировалось установка не только порогов, но и арок крыльев заподлицо с крыльями, но потом при прогреве кузова после грунтовки появились трещины, решили действовать по другому плану.

Далее было убрано отверстие для замка багажника, заварено, зашпатлёвано и выведено.

После приведения кузова в состояние готовое к покраске (ну почти), отогнали её в покраску, через неделю получил покрашенную Маньку. Кузов ПРИОБРЁЛ цвет «РУБИН», был удалён ВЕСЬ ХРОМ, осталась единственная хромированная вещь на машине — это насадка глушителя.

Поставлены 07-е стёкла со стеклоподьёмниками, проводка заменениа на новую от 2106, с переделкой под мои нужды. Установка 2-х гнёзд прикуривателя, один с прикуривателем, второй, спрятал в бардачке, для зарядки телефона, установки Радар-детектора и прочее. В последствии собираюсь ещё один прикуриватель установить для задних пасажиров.

Установлен Вакуумный усилитель тормозов, без него машина вообще не тормозила (по ощущениям). Всё подкапотное пространство проклеено тепло-виброизоляцией.

Сигнализация установлена таким образом, что добраться до «матюгальника» НИКОМУ не представится возможным (даже мне), перед сваркой переднего крыла, он был установлен как раз в эту нижу, между железом салона и крылом. Орёт прилично, и добраться до него не получится. Установлен ЦЗ на передние двери и замок открывания багажника.

Установлены передние сиденья БМВ, единственный недостаток, что из-за их ширины, пришлось немного поднять их.

С установкой 06-й проводки само собой добавились аварийка, провода для датчика давления масла, купил только переходник и сам датчик. Провода для тахометра.

Установил на своё законное место 06-ю торпеду, только теперь борода была заменениа на 07-ю, с моими переделками, которые заключаются в удалении из них всей панельки с часами, и установкой на её место полочки. На полочке легко помещаются документы и установлен Борт-компьютер БК-06.

На место рычажков печки были установлены лампочка аварийного количества тормозной жидкости, 2115-й прикуриватель и кнопка аварийной сигнализации.

В бороду были установлены кнопки стеклоподьёмников, обогрева заднего стекла и противотуманных фар. Так как были установлены подрулевые переключатели от 2109, пришлось добавлять клавишу включения ближнего света. И так получилось, что слева от руля, на панели выстроились кнопки включения габаритов, ближнего света и управления скорости вращения вентилятора печки.

Был натянут потолок чёрного цвета, установлена травмобезопасная накладка на потолок, в неё установлены опять таки чёрные козырьки, а между ними поселился 09-й плафон включения салонного цвета, включающийся только принудительно.

В приборах заменены шкалы на бело-чёрные. выглядят намного привлекательнее.

В планах заменить замок зажигания на 2109, и расположить его в том-же месте, что и на самарах.

Экспериментальная «копейка» с передним приводом

Рубеж 1960-х и 1970-х годов – время, когда среди специалистов советской автомобильной промышленности шли активные дискуссии относительно перспективности применения переднего привода на отечественных легковых автомобилях. Для оценки преимуществ такой компоновочной схемы были построены несколько прототипов разной размерности, в том числе на основе кузовов серийных заднеприводных автомобилей – «Запорожца», «Волги» и «Жигулей». Вот про последнюю машину сейчас и поговорим подробнее.

Николай Марков, фото из архива ФГУП «НАМИ»

Знакомьтесь: переднеприводный НАМИ-0132, разработка КБ легковых автомобилей института НАМИ, воплощенная в металле силами институтского же Завода опытных конструкций. Но что это? По-моему, я слышу волну возмущения среди читателей: «Афтар! Раскрой глаза! Какие «Жигули»? Это же итальянский FIAT 124!» Ладно, ладно, всё верно! Там действительно FIAT – сложно не заметить характерные итальянские бампера и дверные ручки. Но по проекту этот «переднеприводник» предполагалось изготовить именно на базе ВАЗ-2101. Вот только настоящих тольяттинских «Жигулей» на момент создания прототипа (1969 год) еще не существовало в природе – Волжский автозавод не был запущен. Зато отработавших свое на тяжелейших ресурсных испытаниях итальянских легковушек FIAT 124 было в достатке! Вот одну из них и пустили в итоге «под нож» на благо науки )) А вместе с «фиатиком» разобрали на органы еще и французский переднеприводный Peugeot 204, конкретно – вот этот самый образец:

Почему именно Peugeot? Да потому что именно он послужил донором силового агрегата для постройки НАМИ-0132! По характеристикам мотор «француза» был близок к штатному «жигулевскому»: выдавал 53 силы при 5800 об/мин с 1130 «кубиков» рабочего объема. В числе сходств – верхний распредвал и воздушный фильтр с сухим сменным элементом. А из принципиальных различий – более легкий блок из алюминиевого сплава, горизонтальный карбюратор и весьма причудливая система охлаждения со сложным угловым приводом вентилятора.

Как и «в первоисточнике» (на Peugeot), мотор под капотом НАМИ-0132 установили поперечно, наклонив на 20 градусов к вертикали. Сцепление с гидравлическим приводом, 4-ступенчатую коробку передач и главную передачу с открытыми полуосями, снабженными сдвоенными карданными шарнирами вместо ШРУСов, тоже оставили без изменений. А еще сделали весьма причудливую систему охлаждения, объединенную с системой отопления салона. В ней было два радиатора и один электрический вентилятор, после которого нагретый воздух направлялся заслонкой либо на улицу, либо на обогрев салона. В результате получилась вот такая картина:

В кузове удалили громоздкий центральный тоннель, в котором прежде проходил карданный вал, но пристроили массивный кожух под панелью приборов для размещения элементов системы охлаждения и отопления. При этом управление коробкой передач, как и на Peugeot, сделали рычагом на рулевой колонке. Но сами тяги механизма переключения, как и рычаг, судя по всему, позаимствовали у какой-то из «фиатовских» моделей: уж больно аккуратно выглядит кожух рулевой колонки! Да и набалдашник рычага очень характерный.

Что касается узлов ходовой части, то тут по максимуму старались использовать итальянские узлы, однотипные с узлами будущего ВАЗ-2101: в частности, тормозную систему, элементы рулевого управления, заднюю подвеску и даже детали передней подвески на двойных поперечных рычагах (но приварив к «фиатовским» брызговикам новые стаканы для крепления амортизаторов). При этом задний ведущий мост, разумеется, заменили на обычную трубчатую балку.

Сравнительные испытания по определению эксплуатационных качеств НАМИ-0132 проводились с февраля по конец сентября 1970 года. Оппонентами его выступали один из первых выпущенных автомобилей ВАЗ-2101, прототипы универсала ВАЗ-21021 и седана ВАЗ-2103, а также… Peugeot 204. Как такое возможно, его же разобрали?! Спокойствие, только спокойствие! В распоряжении у НАМИ был еще один такой Peugeot, только другого цвета )) Вот он:

Испытания показали, что при одинаковых диагональных шинах Pirelli Cempione размерности 155х13 вес НАМИ-0132 оказался на 14 кг меньше, чем у ВАЗ-2101 – собственно, разница как раз сопоставимая с весом «жигулевской» карданной передачи. По курсовой устойчивости на булыжном шоссе НАМИ-0132 был предпочтительнее «Жигулей». Но переставка на сухом асфальте проще выполнялась на «Жигулях», причем на универсале скорость у всех испытателей получалась более высокой, чем на седане! Змейку на обледенелом покрытии с половинной нагрузкой салона НАМИ-0132 проходил лучше всех, но при загрузке до полной массы вперед вырывался Peugeot. При этом ВАЗ-2101 с полной нагрузкой управлялся лучше и проходил змейку быстрее, чем только с двумя пассажирами в салоне.

Ну и, разумеется, в Советском Союзе не могли не сравнить проходимость подопытных машин: ее проверяли в зимний период близ конноспортивной базы у станции Планерная. По снежной целине глубиной 10-15 см все автомобили передвигались одинаково уверенно. А вот по части преодоления заснеженных подъемов лучше всех оказался Peugeot: он был на центнер легче всех остальных машин, имел радиальные шины Michelin размерности 135R14 с заметно более высокими сцепными свойствами и обладал более выгодным распределением веса по осям. При этом НАМИ-0132 уступил даже «Жигулям».

Какого-либо прямого дальнейшего развития проект НАМИ-0132 не получил: совокупности таких же конструктивных решений не имел ни один из серийных советских автомобилей. Да и «жигули», как мы знаем, переводить на передний привод никто не стал. Однако свою службу в вопросе получения нашими конструкторами ценного опыта по компонованию и конструированию переднеприводных автомобилей НАМИ-0132, безусловно, сослужил.

Что под капотом? (для "чайников")

Итак, все началось с покупки мною автомобиля (выбор пал на ВАЗ 2107). А как известно, приобретение автомобиля обязывает владельца (для начала) хоть немного разбираться в его техническом обслуживании и соответственно ремонте. Но для меня (начинающего автолюбителя) все то, что находилось под капотом было огромной тайной. Конечно, опыт набирается с годами, а поскольку последнего у меня не было (и о «внутренностях» автомобиля я знал очень мало, практически ничего) понемногу я стал разбираться с особенностями конструкции моих «Жигулей». Поэтому, дабы моим коллегам (начинающим автолюбителям) подкапотное пространство и все что в нем находится, не казалось чем-то уж больно «темным», в этой статье я расскажу, что где находится и что за что отвечает.

Размещение основных узлов и агрегатов в моторном отсеке

1 — радиатор; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — всасывающий патрубок; 4 — терморегулятор; 5 — монтажный блок реле и предохранителей; 6 — воздушный фильтр; 7 — пробка маслозаливной горловины; 8 — вакуумный усилитель тормозов; 9 — бачок тормозной системы; 10 — бачок гидропривода выключения сцепления; 11 — расширительный бачок системы охлаждения; 12 — бачок омывателя; 13 — крышка (пробка) радиатора; 14 — катушка зажигания; 15 — электровентилятор; 16 — верхний шланг радиатора; 17 — прерыватель-распределитель; 18 — крышка головки блока цилиндров.

Теперь о главном.

1. Аккумулятор – Предназначен для питания электрооборудования при неработающем двигателе или же при незначительных оборотах последнего. При работающем двигателе электропитание в основном осуществляет генератор, который кроме того также подзаряжает батарею. Аккумулятор относится к тем предметам, которые должны находится под особым вниманием.

Аккумулятор

2. Воздушный фильтр – служит для очистки (обработки) поступающего в цилиндры двигателя воздуха. Он состоит из корпуса с приемным патрубком, крышки и фильтрующего бумажного элемента. Знайте, от состояния фильтрующего элемента зависит правильное «воздушное» питание двигателя. При сильном засорении или разрушении возможны достаточно сильные потери в мощности (Плохая тяга).

Воздушный фильтр (вид снаружи)

Фильтрующий бумажный элемент

3. Радиатор – служит для отвода большой температуры от двигателя, чем сохраняет и уменьшает износ деталей двигателя (ведь при работе двигателя возникает температура до 2500 ºС, а такая температура вызывает сильный нагрев деталей и их расширение, отчего может происходить интенсивный износ).

Радиатор

4. Крышка радиатора – герметически закрывает наливную горловину радиатора, служит для автоматической регулировки температуры и давления охлаждающей жидкости. Конструктивно имеет впускной и выпускной клапаны.

Крышка радиатора

5. Распределитель зажигания (трамблер) – относится к приборам зажигания, предназначен для подачи высокого тока к свечам зажигания. Состоит из объединенного в одном корпусе прерывателя тока низкого напряжения и распределителя тока высокого напряжения.

Распределитель зажигания (трамблер)

Распределитель зажигания (трамблер)

6. Бензонасос (или топливный насос) – служит для подачи бензина (топлива) из топливного бака в карбюратор под избыточным давлением. Диафрагменного типа.

Бензонасос

7. Расширительный бачок – в нем содержится определенное количество охлаждающей жидкости, предназначен для компенсации постоянно изменяющегося объема жидкости в системе охлаждения работающего двигателя (кстати, «подачу» жидкости регулирует клапан в крышке радиатора).

Расширительный бачок

8. Бачок омывателя лобового стекла – служит для хранения определенного количества воды, которая подается к жиклерам, которые в случае необходимости производят очистку стекла. Конструктивно объединен с электронасосом.

Бачок омывателя лобового стекла

9. Реле – предназначено для коммутации (включения, выключения, переключения…) электрических цепей от внешнего сигнала. Конструктивно состоит из релейного элемента (как правило, катушки) и группы контактов, которые размыкаются, или замыкаются в зависимости от состояния релейного элемента. Существует большое количество реле – электрические, оптические, тепловые и тд.

Реле

10. Монтажный блок – в нем находятся предохранители цепей электрооборудования, которые защищают электрику автомобиля от возможного короткого замыкания. Кроме того, в нем размещены реле переключения света фар (дальний/ближний), включения звукового сигнала, и тд.

Монтажный блок

11. Двигатель – служит для приведения автомобиля в движение.

Двигатель

12. Свечи зажигания – служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах искрой. Конструктивно состоит из металлического корпуса, внутри которого размещен керамический изолятор. Внутри изолятора размещен центральный электрод, верхняя часть которого стальная, а нижняя часть состоит из сплава никеля и марганца.

Свечи зажигания

13. Бачок с тормозной жидкостью – служит для компенсации тормозной жидкости в тормозной системе. Конструктивно питательный бачок совмещен с датчиком уровня тормозной жидкости.

Бачок с тормозной жидкостью

14. Бачок с жидкостью для сцепления – служит для компенсации объема жидкости для сцепления в процессе эксплуатации.

Подкапотное пространство ваз 2101

Официальный сайт автоклуба ВАЗ 2101 в Санкт-Петербурге

Или войти с помощью одного из сервисов

SP038

  • Февраль 5, 2020
  • мойка
  • обслуживание
  • уход


Несмотря на широкое распространение услуг мойки автомобилей, в частности мойки подкапотного пространства, многие пренебрегают чистотой своего автомобиля.

Чаще всего владельцы боятся, что после такой мойки двигатель их автомобиля не запустится. Однако, если к вопросу мойки подкапотного пространства подойти с умом, проблем можно будет избежать.

755f534s-960.jpg

Зачем мыть моторный отсек?

Чистота кузовных элементов, узлов и агрегатов позволит вам визуально определить их состояние, предупреждая поломки. К примеру, если у вас всегда чистый двигатель, вы без труда увидите, где началась течь масла и т.п.

Как избежать поломок после мойки? (На примере оригинального ВАЗ 2101)

Чтобы ваша ласточка без проблем завелась после мойки необходимо изолировать распределить зажигания (трамблёр) и реле-регулятор.

Изолировать проще всего полиэтиленовыми пакетами, закрепляя их на резинки или верёвки.

После мойки, снять изоляцию и запустить двигатель с открытым капотом, чтобы избежать пробоя бегунка или крышки трамблёра в результате парообразования. Как только пар перестанет идти, можно закрыть капот и отправится в путешествие.

Чем и как мыть подкапотное пространство?

1) Мойка высокого давления

В случае, если у вас есть мойка высокого давления (типа karcher), вам понадобится насадка для активной пены и сама активная пена.

Автомобиль должен быть остывшим. После того, как вы изолируете элементы системы зажигания и предохраните реле-регулятор от попадания воды, необходимо облить весь отсек чистой водой (на низком давлении) .
Затем обработать активной пеной и оставить на пару минут. Места с сильным загрязнением можно оттереть щёткой и обработать пеной повторно. Через некоторое время смыть пену под высоким давлением. Просушить.

2) Компрессор с моющим пистолетом и щётка

be6a0019060460e7e6d0860d67b3a2c7.jpg

Не у всех есть мойка высокого давления, но у большинства автолюбителей есть компрессор и набор оснастки для него, в который всегда включён моющий пистолет. Снова понадобится активная пена или же баллончик со средством для мойки двигателя.

Рецепт мойки аналогичен первому пункту, разве что эффективность ополаскивания будет ниже. Если вы используйте активную пену, то обязательно нужно разводить её с водой в бачке пистолета. Если вы использовали баллончик, то пистолет вам понадобится только для предварительного ополаскивания и окончательного удаления пены из-под капота.

3) Баллончик средства для мытья двигателя, ведро воды и щётка

EkAAAgHfv2A-960.jpg

Самый простой способ, если вы не хотите ехать на мойку и при этом у вас нету ничего из предыдущих пунктов.

Порядок действий следующий: изоляция трамблёра и реле-регулятора, обработка самых грязных мест из баллончика, ожидание (5 мин), обработка щёткой, повторная обработка пеной с перекрытием остальных участков подкапотного пространства, ожидание и ополаскивание при помощи щётки.

Где купить пену и баллончик?

Активная пена обычно продаётся везде, где есть автотовары и даже на заправках.

Баллоны для очистки двигателя так же широко представлены в крупных супермаркетах и АЗС.

Регулярная мойка подкапотного пространства - признак грамотного владения автомобилем.

Описание и характеристики ВАЗ 2101

В 1970 году с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль этого производителя – ВАЗ-2101, впоследствии ставший основой для создания целого семейства моделей, обозначавшегося как «Классика».

ВАЗ 2101 фото нового авто

Силовые агрегаты

подробное описание ВАЗ-2101

Газораспределительный механизм – с верхним расположением распределительного вала и клапанов, которых было по 2 на каждый цилиндр. Привод ГРМ производился посредством цепи от коленчатого вала. Регулировка теплового зазора выполнялась изменением длины регулировочных болтов рокеров.

4-цилиндровый мотор с рядным расположением поршней

Моторный отсек

Система охлаждения – жидкостная, принудительная. Циркуляция охлаждающей жидкости выполнялась посредством центробежного насоса, приводившегося в движение от коленчатого вала. Сама система имела два круга движения жидкости – малый и большой. Разделение между ними осуществлялось термостатом.

Система питания – карбюраторная. Сам карбюратор был двухкамерный с системой последовательного открытия дроссельных заслонок. Он хоть и имел обозначение ДААЗ, но по сути, это была копия карбюратора Weber.

Система смазки – комбинированная. Часть конструктивных элементов мотора смазывалась принудительно, для чего в систему включен масляный насос. Но некоторые узлы получали смазку путем разбрызгивания.



Что касается скоростных и динамических показателей, то ВАЗ-2101 с такой установкой мог разогнаться до максимальных 137 км/ч. При этом отметку в 100 км/ч автомобиль брал за 23 секунды.

С 1983 года силовую установку на «Копейке» заменили на более мощную, из-за чего несколько изменился индекс авто – ВАЗ-21011. Концептуально она была идентична предшественнику, но характеристики двигателя 2101 изменились. Основные изменения мотора коснулись цилиндропоршневой группы. Путем увеличения диаметра цилиндров до 79 мм, удалось повысить общий объем до 1,3 литра, при этом мощность возросла до 69 л. с. Поменяли также и систему питания, установив на эту силовую установку карбюратор ДААЗ «Озон».

С новым мотором скоростная характеристика 2101 возросла несильно, максимальная отметка для авто стала составлять 140 км/ч, а вот динамика повысилась более ощутимо, «сотку» машина с 1,3-литровым агрегатом стала брать за 18 секунд.

Трансмиссия

Далее – описание и технические характеристики трансмиссии. Для обеих версий этого авто была предусмотрена только одна коробка передач – 4-ступенчатая, механическая, располагающаяся продольно. На то время характеристики КПП ВАЗ-2101 были вполне неплохими.

Трансмиссия 2101 фото

Трансмиссия

Вращение от мотора она получала посредством «сухого» однодискового сцепления. В конструкции КПП использовались как косозубые шестерни с постоянным зацеплением (все передачи хода вперед), так и прямые (передача заднего хода). Для обеспечения плавности переключения все ступени переднего хода оснащались синхронизаторами.

Передаточные соотношения каждой из ступеней коробки были такими:

  • 1-я – 3,75;
  • 2-я – 2,30;
  • 3-я – 1,49;
  • 4-я – 1,0;
  • Задняя – 3,89;

Управление коробкой осуществлялось вручную посредством рычага, установленного на центральном тоннеле в салоне.

Вращение от КПП передавалось на задний мост посредством карданной передачи, проходившей под автомобилем в специально проделанном в кузове тоннеле.



Этот элемент представлял собой конструкцию из двух пустотелых валов, соединенных между собой шарниром. Для закрепления кардана под авто дополнительно использовалась промежуточная опора.

Задний мост состоял из редуктора с гипоидной передачей, дифференциала и полуосей. Передаточное соотношение редуктора на ВАЗ-2101 составляло 4,3.

Ходовая часть

Теперь о ходовой части. У этого авто спереди была установлена независимая рычажная подвеска, конструкция которой в себя включала по два поперечных рычага, пружину и амортизатор с каждой стороны. Между собой правая и левая подвеска были соединены стабилизатором поперечной устойчивости.

Задняя же подвеска на этом авто – зависимая, состоящая из реактивных тяг, пружин, буферов и амортизаторов.




Тормозная система на ВАЗ-2101 – двухконтурная, с гидравлическим приводом, оснащенным вакуумным усилителем. Наличие двух контуров позволяло сохранить способность автомобилю затормаживать даже в случае пробоя одного из контуров.

Спереди на «Копейке» использовались дисковые тормозные механизмы.

Сзади же устанавливались барабанные механизмы.

Стояночный тормоз – механический, с тросовым приводом и воздействием на задние механизмы.



Рулевое управление автомобиля состояло из механизма, основным элементом его являлся червячный редуктор.



Он воздействовал на систему рычагов, посредством которых усилие от редуктора передавалось на поворотные кулаки.
Такая схема ходовой части применялась на всем семействе «Классики».

Кузов

ВАЗ-2101 – седан, поэтому схема кузова имела трехобъемную компоновку – спереди располагался моторный отсек, посредине – кабина, рассчитанная на 5 человек, сзади же имелся багажный отсек. Все три части кузова между собой отделялись перегородками. Общая длина автомобиля составляла 4073 мм, ширина – 1611 мм при высоте – 1382 мм. Дорожный просвет у авто составлял 170 мм, а масса машины составляла 955 кг.

Моторный отсек – закрывающийся, для чего имелся капот.

В передней части авто располагались элементы светозвуковой сигнализации, фары, декоративная радиаторная решетка и бампер. Передняя часть модели ВАЗ-21011 отличалась от предшественника несколько иной решеткой и наличием воздуховодных отверстий в нижней части кузова.



Доступ в салон обеспечивали 4 двери. В передней части салона слева устанавливались элементы управления авто – рулевое колесо и три педали, а также панель контрольных приборов, а по центру впереди размещался рычаг КПП.

Передние сиденья – раздельные, складывающиеся, между ними располагался рычаг ручного тормоза. Заднее сиденье – сплошное.



Багажный отсек – тоже закрывающийся крышкой. Предназначался для перевозки грузов, дополнительно в нем располагались инструменты и запасное колесо и топливный бак объемом 39 литров.

Снаружи в торце багажника устанавливались задние элементы светозвуковой сигнализации – габаритные огни, поворотники, стоп-сигналы. В модели 21011 дополнительно имелся фонарь заднего хода.


В плане безопасности ВАЗ-2101 был откровенно слабым, на первых моделях отсутствовали даже ремни безопасности, ими авто стало комплектоваться позже.

Очень странная «Копейка». Не пойму, «капсула времени», или новодел

У известного обозревателя автомобилей – «капсул времени» появилась на обзоре довольно странная машина. Это ВАЗ-2101, известная всем нам «Копейка» 1981 года выпуска, с пробегом якобы, в три с половиной тысячи километров, и лично у меня возникли большие сомнения в реалистичности этой истории.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Давайте присмотримся к машине внимательней. В первую очередь в глаза бросается «фартук» передней панели без четырёх прорезей охлаждения, ранние бамперы с «клыками», ранняя решетка радиатора с закрашенными черным цветом вертикальными ламелями, или как там они называются.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

В общем, классическая так называемая «итальянка». Так назывались ВАЗ-2101 ранних выпусков, до рестайлинга 1974 года, когда появилась ВАЗ-21011, и часть машин стала комплектоваться уже кузовщиной от этой обновлённой модели.


ВАЗ-2101 ранних выпусков, еще с круглым боковым зеркалом.

Впрочем, прорези под решеткой радиатора появились не сразу. У друга была «копейка» 1975 года выпуска, у которой на «фартуке» были выштамповки, но самих прорезей еще не было. Та машина точно была в полном оригинале, но уже не «итальянка», а в данном случае машина из поздних партий, 1981 года. В то время сплошного «фартука» уже точно не было, как и клыков на бампере.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Педаль газа в салоне, как и положено, уже не напольная, хотя на коврике еще есть место для крепления напольной накладки. Панель приборов тоже из поздних серий, так что с заявленным годом выпуска эти моменты совпадают.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Бросается в глаза механический насос омывателя стёкол. У ВАЗ-2101, насколько я знаю, он был в виде резиновой кнопки слева на «торпедо», а этот от ВАЗ-2103. Но может, на поздние «копейки» уже от «тройки» ставили, тут я не берусь утверждать.


Салон ВАЗ-2101 1976 года выпуска. Руль уже без хромированного кольца, педаль газа уже подвесная, приборка еще белая, и кнопка насоса омывателя стекла на привычном месте.

Но и в салоне не обошлось без странностей. Ручки стеклоподъемников не родные. На «копейках», даже поздних выпусков эти ручки были металлическими, хромированными. Сиденье водителя слишком затёрто, как для 3.5 тыс. километров заявленного пробега.



(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Еще меня удивили ремни безопасности на задних сиденьях. Обычно ими «копейки» не комплектовались, но возможно, какие-то экземпляры в порядке исключения, а так же экспортные версии задними ремнями комплектовались с завода.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Мог, конечно поставить и владелец, вернее владелица, но зачем ей было их ставить, если машина, по словам Ромы Urrаcо, всю жизнь стояла в гараже?

К багажнику вопросов вроде нет, за исключением одной детали – слишком уж хорошо сохранившейся бумажке с кодом и названием краски.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Такую идеальную я вижу впервые, хотя сам немало пересмотрел старых машин, в том числе и с малым пробегом. Уже за 20 лет паста шариковой ручки выцветает, а сама бумажка желтеет, а тут почти сорок прошло, а она будто вчера приклеена. Странно.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

В подкапотном пространстве есть оригинальная табличка, почему-то прикрученная саморезами. Было так с завода, или же её прикрутили позже, мне сложно сказать, но на моей «пятерке» 1982 года табличка точно была на заклёпках.



(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Примечательно, что сохранилась вся «коллекция» талонов техосмотра, начиная с 1984 года, и еще среди документов есть странный талон непонятного мне назначения, в котором записаны номера покрышек.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Кто знает, зачем он был нужен? Это та самая бумажка, по которой покупали покрышки, когда подходила очередь?

Кто не знает, в СССР одно время даже на резину очередь была, не то что на автомобили.

Странно так же, что отсутствует защита передних арок. Она ставилась с завода, такая полоса из оцинковки с резиновым уплотнителем по краям, здесь её нет, но может с 1980-го и не ставили уже, не знаю.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Тем не менее, коррозии особой там нет, ни спереди, ни сзади.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Одно можно сказать точно – машина отлично выглядит, она в идеальном состоянии.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

В общем, что сказать. Машина либо хорошо восстановленная под «итальянку», или… не знаю даже. Передняя часть этой «копейки» и бамперы явно не соответствуют году её выпуска, да и зачем кому-то понадобилось менять ручки стеклоподъемников, если машина (если верить заявленному пробегу) даже обкатку еще толком не прошла? А что вы, дорогие подписчики, думаете по этому поводу? Oldtimer

Читайте также: