Порше разработали ваз 2108

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Porsche для бедных, или История «восьмёрки»

В Тольятти такие делегации собирались нечасто — представители Минавтопрома, Минвнешторга, Минторга, Госплана, НАМИ и АЗЛК. Это главный конструктор Волжского автозавода Георгий Мирзоев представлял концепцию нового переднеприводного автомобиля. Несколько вариантов кузовов (включая кабриолет и пикап), оригинальные компоновка и, конечно, внешность.

Впервые советские дизайнеры создали «спортивный костюм» вместо «вечно модного двубортного пиджака». Революция! Прорыв! Но представитель АЗЛК одной фразой разрушил мощный эффект от презентации Мирзоева: «Зачем нужен стране другой автомобиль такого же класса?», — в столице полным ходом кипела работа над проектом Меридиан, который позднее станет Москвичом-2141.

Это вазовцы поняли по прозрачным намёкам и снисходительным ухмылкам москвичей. В кулуарах шептались, что решение уже принято, и новой вазовской моделью будет ВАЗ-2141. Но. Говорят, что амбициозный проект «зубила», как будут называть ВАЗ-2108 за характерные рубленые формы, одобрил лично Леонид Брежнев — к новинкам отечественного автопрома генеральный секретарь питал особую слабость.

За эти формы дизайнеры бились отчаянно. Уменьшить ширину двери на 200 мм? Никогда! В длинной двери — весь шарм спортивного образа. Подвинуть назад наружные зеркала? Вы только посмотрите, как гармонично они вписаны внутрь оконного проёма! И такие споры — за каждую линию, за каждый элемент.

Но будущая «восьмёрка» не только выглядела современно. Она была такой. Передний привод, поперечное расположение двигателя, стойки McPherson спереди и полунезависимая «качалка» сзади — с начала 80-х этот рецепт станет самым популярным (а затем — и вовсе единственным) для выпечки компактных автомобилей. Этакий автомобильный фастфуд, который.

Но для массового производства облегченная «восьмёрка» не годилась: испытатели обнаружили, что детали из дорогого металла трескались, экономисты посчитали, что себестоимость автомобиля выходит неоправданно высокой. Весила же такая машина всего на 50 кг меньше обычной. В итоге, от прогрессивных материалов решили отказаться. И без них хватало вопросов, на которые инженеры никак не могли найти ответы.

У вазовцев, конечно, возникала мысль приобрести готовую платформу за границей, но Fiat продавать сколько-нибудь новую машину отказался, а другие иномарки попросту провалили испытания — в основном, выходили из строя элементы переднего привода. Всё делать самим?

Так рисковать не стали и приняли компромиссное решение: разработка автомобиля ведётся заводом, но приглашаются две зарубежные фирмы — консультанты по конструкции и технологии. В 1979-м, когда первые прототипы уже наматывали тестовые километры, наконец, удалось найти таких партнёров.

ВАЗ-2108: к чему на самом деле приложили руку инженеры Porsche

Porsche оказали большую поддержку ВАЗ во время разработки не только ВАЗ-2108, их инжиниринговая компания принимала участие ещё и в разработке Нивы. Это нормальная мировая практика автопроизводителей – приглашать опытные группы инженеров. Так как это позволяет одновременно разрабатывать новую модель и обучать своих инженеров на примере работы более опытной группы.

Насчёт ВАЗ-2108 существует много заблуждений, кто-то считает, что модель была под ключ разработана Porsche, кто-то показывает определенные элементы на автомобиле и говорит – смотри это предложили Porsche, наши бы до такого не додумались. На самом деле не всё так плохо с нашим инженерным гением. Более того, в НАМИ было собрано несколько переднеприводных образцов ещё до начала строительства завода ВАЗ и старта сборки Fiat 124.

Начнем с самого популярного заблуждения – крыша , которая имеет что-то похожее на спойлер около двери багажника. Многие говорят, что это было предложено Porsche для улучшения аэродинамики автомобиля, вроде как такое решение добавляет прижимной силы. Начнем с того, что именно на деньги от контракта с ВАЗ Porsche построили аэродинамическую трубу. 2108 испытывали в ней, но уже после создания авто. На самом же деле виной всему не аэродинамика, а бензобак.

В тех же Жигулях бензобак находился в багажнике в нише крыла. С точки зрения распределения веса — это не есть хорошо. Для ВАЗ-2108 бак должны были делать из пластика, сложной формы, которая бы максимально эффективно выбирала пространство под днищем авто. Но такой бак оказался слишком сложной задачей для ВАЗ, поэтому его решили делать из металла. Из-за чего задним пассажирам перестало хватать места для головы. Именно так появился знаменитый аэродинамический выступ на крыше.

Теперь о том, к чему реально приложили руку инженеры Порше. ДВС и КПП – совместная разработка с Порше, было даже предложение со стороны компании написать на клапанной крышке System Porsche. Однако за каждую такую надпись нужно было платить валюту.

Лонжероны – изначально нашими инженерами была предложена достаточно топорная и простая конструкция, как на Жигулях – два прямых лонжерона ныряют под моторный щит. Porsche предложили более сложную конструкцию, которая уменьшала расходы владельца в случае небольшого ДТП.

Рулевая рейка – среди современников всё ещё идут споры о правильности принятого решения. Изначально инженеры ВАЗ сделали переднюю подвеску на треугольных рычагах, а рейка крепилась за нечто напоминающее подрамник. Именно инженеры Porsche предложили расположить рейку на моторном щите и изменить конструкцию передней подвески.

Сиденья – это то, что было полностью разработано Porsche. А кто ездил на 2108 и семействе, знает, что это за “прекрасные” сиденья. Это не камень в огород Porsche, а лишь намек на то, что все учатся и да, учатся за чужой счёт.

Вот такое оно, сотрудничество с Порше, конечно это не всё, как минимум есть ещё замки замки дверей, но это больше относится к мелочам мелочи. Всем спасибо за внимание! Предлагаю ознакомиться с другими заметками на канале , а также подписаться, чтобы не пропускать новые публикации.

System Porsche: что немецкого было в советской «восьмерке»

Это не байка: специалисты инжинирингового отделения Porsche в своё время действительно занимались доводкой управляемости и устойчивости, а также давали рекомендации по кузову, подвеске и двигателю.

Наиболее характерный пример – своеобразный «горбик» на крыше, который загружает заднюю ось для лучшей управляемости на высоких скоростях. «Родство» ВАЗ-2108 с автомобилями Porsche (в первую очередь с моделью 924) заметно и в некоторых мелких деталях – например, наружных дверных ручках и рычажках откидывания спинок передних сидений.

Официальная причина сотрудничества с немецким производителем весьма нетривиальна: немцам в лице президента компании Porsche Эрнста Фурмана захотелось каким-то образом компенсировать вред, причинённый СССР в ходе Второй мировой войны. Во всяком случае, эту мысль он озвучил при встрече с министром автомобильной промышленности СССР Виктором Поляковым в 1975 году. И все-таки это была отнюдь не гуманитарная помощь: все делалось за деньги.

collage5.jpg

ВАЗ-2108 и Porsche 924

Изначально соглашение с Porsche сроком на три года предусматривало другие работы с бюджетом 500 000 дойчмарок в год: Ниву с алюминиевыми панелями кузова, бензиновый двигатель, работающий на сверхбедных смесях, а также вариант рестайлинга автомобиля ВАЗ-2103. Все они были выполнены. Кроме того, в рамках сотрудничества с 1976 по 1978 гг. на заводе Porsche постоянно находилась группа ВАЗовских специалистов – дизайнеров, кузовщиков, двигателистов.

collage.jpg

Пластилиновый макет ВАЗ-2108

В январе 1980 года ВАЗ заключил контракт с Porsche по проекту «Гамма» – будущему автомобилю ВАЗ-2108. Изначально договор предусматривал только разработку «восьмерки» – трехдверного хэтчбека с двигателем рабочим объемом 1,3 л, хотя сами ВАЗовцы параллельно занимались всем семейством – то есть и пятидверным кузовом, и моторами другого рабочего объема (1,1 и 1,5 л).

autowp.ru_vaz_2108__sputnik__1.jpg

Уже с осени 1980 года специалисты немецкой компании начали вносить свои предложения по будущему советскому хэтчбеку – в частности, это именно они предложили передний лонжерон, заходящий в пороги пола. Аналогичное решение было реализовано на новейшем на тот момент автомобиле гольф-класса Opel Kadett.

collage1.jpg

Opel Kadett 1979-84 годов выпуска

Специалисты Posrche вносили и предложения по конструкции двигателя, а также занимались доводкой управляемости будущей «восьмерки» на полигоне. Именно они также внесли предложения по комплектующим, на которые позже была приобретена лицензия (стойки передней подвески, конструкция задней балки, радиатор, карбюратор, стеклоподъемники и т.д.).

«Восьмерка» потихоньку обретала свой известный облик, и уже в 1981 году новые прототипы, в соответствии с правилами Porsche, назывались «серией 100». После доводки в 1983 году на опытных образцах серии 300 были успешно проведены приёмочные испытания. В итоге специалисты Porsche также дали рекомендации по оптимизации конструкции камеры сгорания, а также улучшению систем питания и зажигания.

autowp.ru_vaz_2108_sputnik_predserijnyj_4.jpg

collage3.jpg

Не стоит думать, что авторство конструкции двигателя принадлежит немцам: его спроектировал коллектив молодых тольяттинских конструкторов (Г. Литвин, В. Мешков, А. Паламарчук, А. Симульман, А. Сорокин). Однако компания Porsche в соответствии с контрактом осуществила комплекс доводочных работ по двигателю 2108 объемом 1,3 л.

Интересная деталь: в это же время то самое инжиниринговое отделение Porsche по заказу испанской фирмы SEAT занималось доводкой очень похожего автомобиля – хэтчбека SEAT Ibiza. В его экстерьере можно заметить некоторые элементы, схожие с «зубильными», – например, центральную стойку или дверные ручки.

seat_ibiza_3-door_1.jpg

collage4.jpg

SEAT Ibiza 1984

В отличие от советских конструкторов, у которых прямо по Маяковскому была «собственная гордость», испанцы не отказались от возможности украсить клапанную крышку гордой надписью «System Porsche», что явно повышало рейтинг малолитражки в глазах потенциальных покупателей.

«Восьмерка» же всю жизнь довольствовалась негласной славой автомобиля, так или иначе обладающего неким геном Porsche – по крайней мере, в части ходовых качеств. Видимо, этим и объясняются харизматичность трёхдверного переднеприводника и любовь к нему даже у сегодняшнего «поколения Facebook».

Porsche для бедных: чем закончилось сотрудничество немцев с ВАЗ

Porsche и АвтоВАЗ
Фото: Lada.ru

«Экспресс газета» в Google Новостях

Продукцию волжского автозавода у нас в стране принято ругать, и это даже при том, что ко многим моделям ВАЗа приложили руку лучшие мировые дизайнеры и инженеры. Так, в 70-80-х годах прошлого века ВАЗ сотрудничал с одним из самых популярных в мире премиальных автомобильных брендов Porsche.

История совместных отношений началась в 1975 году со встречи министра автомобильной промышленности СССР Виктора Полякова с главой немецкого автогиганта Эрнстом Фурманном. Президент Porsche активно пошел на контакт с советским правительством, объяснив это желанием загладить вину перед Советским Союзом за вред, причиненный фашистами в ходе Второй мировой войны. По мнению Фурманна, во многом из-за этого вреда СССР отставал от западных стран в плане автомобилестроения.


Несмотря на столь красивые заявления, помощь немцев была отнюдь не безвозмездной — подписанное ВАЗом и Porsche соглашение о сотрудничестве было рассчитано на три года и предусматривало бюджет в 1,5 миллиона дойчмарок.

Что немцы сделали для ВАЗа

Целью сотрудничества ВАЗ с Porsche в 1976-1978 годах было снижение себестоимости автомобилей. ВАЗ вовсе не собирался создавать аналоги Porsche и перенимать опыт создания автомобилей премиум-класса. Наоборот, советские инженеры хотели добиться максимальной дешевизны автомобилей и искали альтернативу дорогостоящим двигателям и цинковым сплавам, из которых изготавливались кузовы.

В итоге за три года автомобили ВАЗ обзавелись дешевыми алюминиевыми панелями для кузова и бензиновыми двигателями, работающими на сверхбедных смесях. Кроме того, немцы помогли советским инженерам подготовить проект рестайлинга автомобиля ВАЗ-2103 с более современным интерьером и экстерьером. Вот по сути и все, что было сделано за три года.

ВАЗ-2108: «Порше для бедных»

В 1980 году ВАЗ подписал новый контракт с немцами, а вскоре еще и с компанией UTS — дочерней фирмой итальянского бренда Fiat. На этот раз цель договора была вполне конкретной — разработка трехдверного хэтчбека ВАЗ-2108 с двигателем объемом 1,3 литра.

В качестве объекта для вдохновения был выбран автомобиль Porsche 924, однако от прекрасного немецкого хэтчбека с обтекаемыми формами в конечном варианте почти ничего не осталось. Внешне ВАЗ-2108 получился гораздо более угловатым и простым. Все-таки сразу видно, что дизайном хэтчбека занимались не немцы, а коллектив молодых толльятинских конструкторов, а специалисты Porsche занимались лишь доводкой автомобиля в технологическом плане.


Porsche 924 - прародитель ВАЗ-2108

Тем не менее именно немцам принадлежала большая часть новых решений — это и передний лонжерон, заходящий в пороги пола, который немцы позаимствовали у автомобиля гольф-класса Opel Kadett, и новый рулевой механизм с центральными тягами, и революционная для СССР схема управления коробкой передач. Кроме того, инженеры Porsche любезно предоставили советским коллегам многие комплектующие автомобиля — радиатор, карбюратор, стеклоподъемники, замки дверей, стойки передней подвески, вакуумный усилитель и многое другое.


Совместная работа пошла на пользу не только ВАЗу, но и Porsche. Немцы имели большой опыт сотрудничества с европейскими и американскими производителями, но только с ВАЗом они впервые испытали серьезные трудности, связанные с особенностями нашего климата и бездорожья. Автомобиль, изготавливаемый для Советского Союза, должен был выдерживать повышенные нагрузки и немцам пришлось изрядно попотеть над усилением каркаса кузова и улучшением работы подвески. Прежде чем встать на конвейер «восьмерка» набегала порядка 100 тысяч километров по бездорожью и проверялась в условиях лютого мороза — до минус 40 градусов.

Дальнейшее сотрудничество

Хотя договор предусматривал разработку только одной машины — ВАЗ-2108, специалисты Porsche приложили руку ко всему семейству, поработав и над пятидверным вариантом автомобиля и оказав советским коллегам помощь в разработке новых моторов объемом от 1,1 до 1,5 литров.

После успеха «восьмерки», которая стала по-настоящему народным автомобилем, Porsche участвовал и в создании ВАЗ-2110, и в разработке двигателей и коробок передач для «Оки». Сотрудничество с Советским Союзом продолжалось вплоть до 1991 года. Но почему же никто об этом не знает?

На самом деле немцы были не против того, чтобы общественность узнала о том, что вазовские модели созданы при их участии. Они даже сами предлагали размещать на автомобилях значок «System Porsche», как это делали многие их клиенты, в частности испанский SEAT. Но советские конструкторы не желали ни с кем делить свою славу, пусть даже и дурную.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Автомобиль, созданный усилиями трех стран, который открыл «новую страницу» истории отечественного автопрома. Как Porsche помог в создании «восьмерки» и об успехе экспортных вариаций модели, читайте в статье.

  • 17.04.2018
  • /
  • За рулем , Спецпроект
  • /
  • Никита Прохоров

Помешавшись на невероятно мощных суперкарах, поражающих нас не только цифрами в общей сумме лошадиных сил, но и количеством нулей в ценнике, мы совершенно забыли об истории советского автопрома, «налепив» на него безжалостное (и негативное) клеймо.

Последнее десятилетие «АВТОВАЗ» переживал не лучшие времена, выпуская автомобили, постоянно претерпевающие насмешки за свой устаревший дизайн, «нерадивую» эргономику и знаменитую «надежность». Однако в 70-е года, когда хиппи уже «наводнили» Европу, в СССР велись серьезные разработки автомобиля революционной конструкции, который будет построен при участии немецких коллег из самого Porsche!

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Подписанное соглашение было рассчитано на три плодотворных года работы. Советские специалисты постоянно командировались в Германию для наблюдения за высокотехнологичным процессом производства. Первыми «плодами» сотрудничества стали: предложенный макет «Нивы» с алюминиевыми навесными деталями, мотор, способный работать на очень бедных смесях, а также вариант модернизации классического ВАЗ-2103.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Появившаяся в качестве опытного образца «тройка» от Porsche была великолепна. Безусловно, инженеры не могли окончательно лишить автомобиль духа «шестидесятых», но обновленный «передок», лишенный хромированных деталей, изрядно напоминал модели BMW, что делало его более современным и агрессивным. Улучшенные бампера, зеркало нового типа и альтернативная оптика – меньшая часть доработок, коснувшихся автомобиля.

Немецким инженерам удалось увеличить коррозийную стойкость автомобиля, улучшить его шумоизоляцию и оптимизировать работу подвески и силового агрегата, добавив ему «парочку» недостающих «скакунов».

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Самым значимым «пластическим операциям» подвергся салон. Совершенно новая панель, выполненная в современной стилистике тех годов, напоминала модели Volkswagen. На смену «тоненькой баранке» пришел выполненный из кожи спортивный руль от Porsche. Сиденья приобрели новую эргономику и кожаную обивку, а ковровое покрытие было настолько великолепно изготовлено, что его о его «нежности и мягкости» можно было бы рассказывать в рекламе туалетной бумаги.

В 1980 году «Лада» подписала контракт с немецким автопроизводителем. Техническим «консультантом» стала итальянская фирма UTS, являющаяся дочерним предприятием Fiat. Согласно подписанному документу, стороны должным были вести разработки над инновационным автомобилем, не имеющим ничего общего с семейством «Жигули», обладающим передним приводом и обладающим кузовом хэтчбек, под капотом которого должен был находиться мотор объемом 1,3 литра.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Примечательно, что к этому времени первые разработки по проекту уже существовали, и немецким специалистам был предложен для доработки второй экспериментальный вариант знаменитого «зубила».

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

В 1984 году свет увидел первый, пусть и опытный, серийный автомобиль. Данное событие не могли не осветить все существующие на тот момент журналы. «За рулем» посветил даже несколько своих номеров рассказу о новой модели.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Восьмерка» стала первым, после «Нивы», автомобилем, который был по-настоящему востребован у зарубежных покупателей. Для создания таких высоких продаж «Автоэкспорт» создавал обширные рекламные компании, включающие в себя публикации в журналах и видеоролики. Для создания безукоризненного имиджа марки были разработаны спортивные болиды, получившие названия «Ралли», «Эва», «4х4». Автомобили обладали «расточным» до 1860 куб. см. двигателем с турбонаддувом, обладающим мощностью 300 л.с.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Апогеем советских гоночных автомобилей стала Lada Samara T3, под капотом которой располагался 400-сильный агрегат от Porsche. Именно с этим болидом «АВТОВАЗ» занял первое место в Ралли Фараонов в Африке в 1991 году.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Всем известная «девятка» увидит свет лишь в 1987 году, а «99-ая» – в 1990-ом. Отметим, что в ходе разработки проекта седана, прототип носил пилотное название «ВАЗ-2110» и мог быть оснащен круглой оптикой, за которой сейчас «охотятся» многие владельцы ВАЗа.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Все лучшее – за рубеж». В 1990 году европейский дилер отечественного автопрома Scaidia-Volga представил миру кабриолет Natasha, построенный на базе ВАЗ-2108. Автомобиль пользовался небывалым успехом странах Франции и Испании. «Облагороженная восьмерка» со съемным верхом ничем не уступала европейским аналогам. Помимо кабриолета фирма представила рестайлинговую модификацию под названием Carlota и спортивную версию Samara RSI, обладающую «сердцем», доработанным Mangoletti. Такой автомобиль развивал мощность в 130 л.с., что при малом весе, делало его действительно быстрым.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Позднее фирма Konela выпустила свой вариант доработки «Спутника», отличавшегося обтекаемым «передком» с квадратной оптикой, напоминающим модели Pontiac 80-х годов. Автомобиль оснащался удобными сиденьями Recaro и даже люком. Колесные диски – исключительно из легкого сплава.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Последней «страницей» в зарубежной истории модели стала Lada Baltic, представляющая собой уже второе поколение ВАЗ-2109. Созданная в начале нового столетия, машина была призвана сохранить неумолимо спадающий экспорт. Для этого были изготовлены новые современные бамперы, решетка радиатора, улучшенный салон и «европанель». Однако популярная в конце прошлого столетия «Самара» уже не могла конкурировать с более современными и безопасными конкурентами из стран Европы и была вынуждена покинуть рынок.

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

«Руссопорше»: история создания ВАЗ-2108

Такой была история автомобиля, перевернувшего отечественный автопром «с ног на голову» (на передний привод), покорившего зарубежные рынки и наладившего отношения между некогда враждующими странами. Такой автомобиль есть практически в каждом дворе и, несмотря на свою историю, скорее всего, проживает унылую жизнь, вынужденный гнить под толщей снега и соли или безжалостно «трудиться», перевозя арбузы и дыни с рынка на рынок, выслушивая насмешки о своей надежности.

Рождение «зубилы»: как появился ВАЗ-2108 и причем тут Porsche

История советского автомобилестроения в 1980-х годах очень богата. Дизайн отечественных автомобилей в те годы начал меняться, стали меняться и их потребительские свойства. И уже тогда зарубежные инженеры поняли, что передний привод лучше, чем задний.

Рождение «зубилы»: как появился ВАЗ-2108 и причем тут Porsche

Но в Советском Союзе бурными темпами продавались автомобили с приводом на заднюю ось. К переднеприводным моделям автомобилисты относились скептически. Да и вообще водители Советского Союза любили просторные автомобили с кузовом седан. И хороший тому пример ВАЗовская классика, которая имела привод только на заднюю ось и кузов седан или же универсал. Но универсал продавался не так уверенно, как хотелось бы.

И все же в 1984 году произошла революция. На рынке появился трехдверный хэтчбек с передним приводом - ВАЗ-2108. И многие просто не понимали, зачем тольяттинский автомобильный завод выпустил этот автомобиль. Как же шло развитие этой модели?

Рождение «зубилы»: как появился ВАЗ-2108 и причем тут Porsche 3

Дизайн. Первые образцы хэтчбека ВАЗ-2108 имели рубленный дизайн. Также много споров вызывал оригинальный "клюв" облицовки решетки радиатора. И уже впоследствии все автомобили были длиннокрылыми. Но сначала от такого решения в облике автомобиля решили отказаться иностранные дилеры. Облик автомобиля выделялся и за счет отсутствия хрома в отделке кузова.

Рождение «зубилы»: как появился ВАЗ-2108 и причем тут Porsche 4

Если заднеприводная классика имела хромированные элементы, то на ВАЗ-2108 их не было. Зато внешность таким образом получилась свежей и молодежной. Очень красиво выглядели бамперы, которые были изготовлены из пластика. А еще у этой модели была отличная обзорность благодаря тому, что боковые зеркала были достаточно большими, а салонное остекление - обширным.

Рождение «зубилы»: как появился ВАЗ-2108 и причем тут Porsche 5

Интерьер. Салонное пространство было совсем другим. Оно отличалось от предыдущих моделей марки. Здесь и руль был удобной формы, и рычаг КПП был меньше и был расположен ближе к водителю, и центральная консоль была удобной. Все кнопки были под рукой. Сейчас интерьер выглядит устаревшим, но эргономика у него все равно остается правильной и сегодня. Для водителя места стало немного больше, но для пассажиров комфорта была столько же.

Ездовые качества. Самый распространенный двигатель для этого автомобиля имеет объем 1,5 литра и развивает мощность 70 л.с. И надо сказать, что для автомобиля массой меньше 1 тонны его хватает. Также нужно сказать и про управляемость, на ВАЗ-2108 она очень хорошая. Даже лучше, чем на современных моделях Lada. Кстати, этот же двигатель, но только доработанный, устанавливается и на Lada Priora, и на Lada Granta. Но управляемость у этих машин хуже.

Итог. Новое переднеприводное семейство ВАЗ Самара стало настоящим прорывом в истории марки. Самое главное, что автомобиль имел очень хорошие динамические показатели и отменную управляемость. А еще он имел отличную эргономику и свежий дизайн. Поэтому ВАЗ-2108 вплотную приблизился к зарубежным конкурентам и даже в чем-то превосходил их. И даже сейчас новые модели АвтоВАЗа уступают этому автомобилю в управляемости и маневренности.

"Porsche для нищих": кто создал ВАЗ-2108

ВАЗ-2106 фото

Несмотря на то, что большая часть известных в 90-е годы моделей ВАЗа уже снята с производства, былая слава еще преследует некоторые из них. Особую народную славу получили как минимум две модели — ВАЗ-2106, она же «шестерка», она же «шоха», она же «шайтан», а так же любимый у многих водителей, кому давно за 40, ВАЗ-2108. Именно на этой культовой модели ВАЗа давайте остановимся подробнее.

Прозвище, которое в народе дали ВАЗ-2108 в те времена звучало как «Порше для нищих». И появилось оно неспроста, потому что практически к каждому значимому узлу в автомобиле приложили руку инженеры, дизайнеры и конструкторы компании Порше.

Но обо всем по порядку и давайте разберемся с чего все началось.

ВАЗ фото

В далеком 1980 году, немецкий бренд Porsche заключил контракт с советским производителем по совместной работе над проектом «Гамма». Это и было начальное название будущей культовой «восьмерки». Проект подразумевал участие немецкой команды только в разработке трехдверной версии хетчбека и лишь с одним вариантом двигателя 1.3 литра, несмотря на то, что команда инжеренеров ВАЗа кропотливо трудилась в то время и над версией с пятидверным исполнением, а так же более мощным и более слабым моторами.

Что же привнес Porsche в ВАЗ-2108

«Горб» на крыше
Это решение было внесено командой инженеров Porsche и реализовано при производстве для того, чтобы сильнее загрузить заднюю ось во время быстрой езды, что способствовало лучшей управляемости автомобиля.

Ручки дверей и механизм откидывания сидений
Весьма очевидна схожесть во внешних ручках открывания дверей между советской «восьмеркой» и немецким Porsche 924. Так же от немцев позаимствованы расположение и механизм откидывания передних кресел.

ВАЗ и Porsche фото

Передние лонжероны
Инженеры команды Porsche предложили советским коллегам, чтобы передний лонжерон уходил в пол.

Двигатель
Совместно с российскими коллегами немцы работали над конструкцией двигателя, тем более, что для советского пространства была важна работа двигателя с любыми, даже низкокачественными топливными смесями. В соответствии с этими предпочтениями инженеры Порше провели целый комплекс работ по доводке двигателя.

Подвеска
Команда Porsche полностью взяла на себя обязанности по доведению управляемости подвески до идеального состояния, чем они и занимались долгое время на полигоне. Все предложения, вносимые немецкими коллегами были впоследствии приняты и на них приобретена лицензия. Таким образом инженеры Porsche помогли нам со стойками передней подвески, технологической конструкцией задней балки, радиатором, карбюратором и многим другим.

Интересный факт
В одно и тоже время с работой над ВАЗ-2108, другая команда Porsche работала над заказом концерна SEAT по доведению до ума автомобиля SEAT Ibiza. И как можно сейчас сравнить — наше «Porsche для нищих» имеет очень много схожих черт с SEAT Ibiza тех времен, не правда ли?

ВАЗ Ибица фото

Однако, испанский бренд оказался не таким гордым, как советский и именно поэтому при открытии капота Ibiza расположилась красивая надпись SYSTEM PORSCHE, что придавало автомобилю особый статус.

Как инженеры Porsche помогали создавать «восьмерку»

В 1976 году между Porsсhe и ВАЗ началось сотрудничество, рассчитанное на три года. Результатом совместной работы стала знаменитая «восьмерка» ВАЗ-2108. Как переднеприводная она стала революционным авто для отечественного машиностроения. До нее все «Жигули» имели лишь задний привод.

Неудачный опыт

Первый блин стал комом. В 1930-х годах в Москву приехал Фердинанд Порше по приглашению Сталина. Ему предложили стать во главе разработок танковых и автомобильных двигателей в условиях полной автономии и независимости. Порше тогда отказался. И только в начале 1970-х годов дело сдвинулось с мертвой точки.

Работники Волжского автозавода обратились за помощью к Порше, надеясь обновить некоторые авто. Немцы согласились, несмотря на то, что незадолго до этого они получили отказ на свое предложение усовершенствовать «Москвич-412». Правда, и обновление «Жигулей» ничем не обернулось. Специалисты предпочли выпустить версию попроще и подешевле. Но сотрудничество с Порше прекращать не пожелали. Эксперты СССР понимали, что для конкурентоспособности и хорошей выручки нужно придумать что-то лучше простого усовершенствования «Фиата-124». В моду как раз входили автомобили с передним приводом.

Модернизация «Жигулей»

Главной задачей при модернизации «Жигулей» стояло снижение себестоимости. Это означало замену цинкового сплава и хромированных деталей на более дешевые аналоги.

В 1975 году президент «Порше» Э. Фурманн при общении с министром автопромышленности СССР В. Поляковым упомянул о вреде, который Германия нанесла Советскому Союзу во время Второй мировой войны. И он решил искупить вину соотечественников с помощью наработок для советского автопрома. В итоге был подписан трехлетний контракт на 1,5 миллиарда немецких марок. За это время советские инженеры заимствовали опыт иностранных коллег, посещая заводы «Порше».

А в 1980 году после привлечения третьей стороны – итальянцев UTS – был разработан ВАЗ-2108 – переднеприводный трехдверный хетчбэк. За свой топорный вид машина сначала получила прозвище «Зубило». Но в те времена угловатые авто были в тренде, и новые «Жигули» прижились.

У «восьмерке» появилось много обновлений. Это был первый автомобиль в СССР с передним приводом. Также специалисты доработали мощность, расход топлива, токсичность, надежность и акустику.

Бездорожье

При создании обновленных «Жигулей» немецкие специалисты должны были учитывать условия российского бездорожья, на котором могли выйти из строя даже самые качественные авто. Поэтому нужно было значительно улучшить подвеску и усилить каркас кузова, чтобы авто могло справляться с высокими нагрузками.

До попадания под конвейер «восьмерке» предстояло пройти немало дорожных зимних и летних испытаний в стране, которая станет основной по сбыту.

После многих лет работы представитель компании «Порше» заявил, что сотрудничество с советским предприятием оказалось довольно плодотворным и успешным, несмотря на все разногласия в сфере экономики и политики, присутствующие между Востоком и Западом.

Можно ли считать «нашим» ВАЗ-2108, если его создавали совместно с Porsche

Нынче стало модным ругать отечественный автопром за широкое использование западных компонентов и технологий: ничего, мол, сами делать и разрабатывать не умеем.

Итак, ВАЗ-2108, первый массовый переднеприводный автомобиль в СССР. Его принято считать исконно «нашим», и в диванных спорах об отечественном автопроме именно его частенько приводят в пример – мол, вот: могли же раньше сами делать машины! Но настолько ли сами?! Я нисколько не умаляю заслуг вазовцев в этом вопросе: идея, компоновка, дизайн – безусловно, это все было придумано и реализовано своими силами. А вот дальше, когда придуманный «скелет» кузова начал обрастать «мясом» – силовым агрегатом, подвесками, рулевым управлением, элементами интерьера – без тесного сотрудничества с иностранцами было не обойтись, раз уж мы хотели получить автомобиль, способный пройти проверку на патентную чистоту в западных странах – а иначе там его и продавать было бы нельзя!

Подробным образом история превращения «восьмерки»-прототипа в серийный продукт описана в трехтомнике «Высокой мысли пламень» – всем интересующимся темой крайне рекомендуем данную книгу к прочтению. В очень кратком пересказе история эта выглядит следующим образом. Первый прототип ВАЗ-2108 собрали в Тольятти 31 декабря 1978 года. Через полгода, после демонстрации новой машины членам правительства, было выпущено постановление Совмина СССР «Об организации производства переднеприводных автомобилей на Волжском автозаводе». С этого момента перед руководством завода встал вопрос – по какому сценарию вести доводку машины и проводить подготовку производства. В итоге было решено, что разработка ведется вазовцами, но при участии двух зарубежных фирм, выступающих консультантами по конструктиву и технологическим процессам. Ну и, разумеется, был получен «зеленый свет» на приобретение лицензий у западных компаний на узлы, производство которых следовало осваивать на своих мощностях.

В результате в 1980 году были подписаны два крупных контракта с европейцами. К разработке и доводке конструкции автомобиля привлекли фирму Porsсhe. Почему именно ее? Во-первых, Porsche при всем желании нельзя было отнести к вазовскому конкуренту. Во-вторых, в портфеле этой инжиниринговой компании было множество аналогичных успешных проектов с другими фирмами. В частности, в то же самое время немцы помогали с доводкой своей очередной новинки испанцам из фирмы SEAT. Сферой деятельности Porsche стала совместная разработка всего, кроме дизайна – эта часть проекта велась исключительно русскими.

Какое будет резюме? Безусловно, нельзя умалять заслуг наших инженеров в создании первого советского переднеприводного хэтчбека, в конструкции которого от прежних моделей не было позаимствовано ни одного узла. Но, друзья: нам конкретно ПОМОГАЛИ! И хуже от этой помощи никому не стало.

Читайте также: