Порядок установки поршневых колец на поршень газель 402

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Порядок установки поршневых колец на поршень газель 402

Осмотр и дефектация шатунно-поршневой группы рассмотрена в статье – «Ремонт шатунно-поршневой группы».

Еще раз кратко пройдемся по основным особенностям:

Перед установкой гильз в блок цилиндров, если это требуется, блок хорошо промывается и сушится.

Размер выступания гильзы над блоком цилиндров

При замене гильз новые гильзы вставляют в блок цилиндров так, чтобы буква, обозначающая группу гильзы, располагалась в поперечной плоскости.

Гильза должна входить в блок совершенно свободно.

Гильза, установленная с медной прокладкой в блоке, должна выступать над поверхностью блока на 0,02–0,1 мм.

Разница выступания гильз по цилиндрам должна быть не более 0,055 мм (это обеспечивается подбором гильз по длине или их осаживанием с деформацией медной прокладки).

Допрессовываем гильзы в блок цилиндров

Перед установкой гильзы место, на которое опирается гильза в блоке нужно промазать герметиком (раньше при сборке использовали масляную краску).

После вставки гильзы в блок цилиндров, легкими ударами допрессовываем гильзы.

Фиксируем гильзы от выпадания из блока цилиндров

После установки гильз их нужно зафиксировать с помощью подходящих втулок, шайб и гаек.

Фиксация нужна, чтобы при перевертывании блока и вставки поршней с кольцами гильзы не вылезли из блока

По дефектации блока была рассмотрена соответствующая статья.

Переходим к сборке шатунно-поршневой группы.

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

На днище поршня выбито два обозначения. На блоке нанесена буква краской. По этой букве поршень подбирается к цилиндру.

Конечно если менялась цилиндропоршневая группа, то уже эта маркировка не учитывается.

На днище поршня римская цифра указывает группу поршня. На поршневых пальцах номер группы указывается краской на внутренней поверхности или на торцах. Он конечно должен совпадать с группой поршня.

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

На шатуне номер группы тоже обозначается краской. Он должен либо совпадать, либо быть соседней с пальцем группы.

Поршневой палец, смазанный моторным маслом должен с небольшим усилием перемещаться в головке шатуна, но не выпадать из нее

Нагреваем поршень до температуры примерно 80˚ С (можно в водяной ванночке) и запрессовываем поршневой палец.

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Запрессовывать палец можно медным или обычным молотком, через оправку из мягкого металла, удерживая поршень на весу.

После сборки выступ на нижней головке шатуна должен находиться с той же стороны, что и надпись «Перед» на поршне.

Ориентировочный выступ шатуна двигателя ЗМЗ-402 расположен не на стержне шатуна, а на его крышке

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Ставим стопорные кольца в поршень.

Проверяем поршневые кольца. Установленные в цилиндр на глубину 20-30 мм компрессионные кольца должны иметь зазор в замке – 0,3-0,6 мм, маслосъемное – 0,5-1 мм.

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Надеваем кольца на поршень. Раздвигаем замок расширителя маслосъемного кольца, надеваем его на поршень в нижнюю канавку и сводим замок.

Надеваем нижнее компрессионное кольцо надписью «ВЕРХ» к днищу поршня

Последним, надеваем верхнее компрессионное кольцо. Кольца разворачиваем так, чтобы замки верхних компрессионных колец находились с противоположных сторон поршня, а замок маслосъемного кольца под 90˚ к замкам компрессионных колец.

При замене изношенных или дефектных гильз новыми и отремонтированными следует вставлять их в блок так, чтобы метка, имеющаяся на нижней центрирующей части гильзы, указывающая ее группу, была расположена в поперечной плоскости блока.

В остальных случаях, прежде чем вынуть гильзы из блока, их необходимо маркировать порядковыми номерами, а также пометить положение в блоке, чтобы при сборке обеспечить их постановку в прежнее положение.

В случае замены поршней, гильз, поршневых пальцев или шатунов подбор сопрягаемых пар следует производить при температуре деталей 20±3°С. (см. таблицу размерных групп ниже).

При установке на поршень новых колец, но сохранении прежних гильз, следует удалить на станке или шабером выступающий буртик в верхней части гильзы.

Для мало изношенных гильз цилиндров без их расточки предусмотрен комплект луженых компрессионных и стальных маслосъемных колец.

Устанавливаем блок двигателя на стенд в перевернутом положении.

Вставляем в постели коренных подшипников вкладыши с канавкой и отверстием для подачи масла.

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Вставляем два упорных полукольца без выступов по обеим сторонам центральной постели. Поворачиваем их поперечными проточками к щекам коленчатого вала.о.

Вставляем два упорных полукольца без выступов по обеим сторонам центральной постели

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Вкладыши и коренные шейки коленчатого вала смазываем моторным маслом.

Вкладываем новую набивку – как сказано в статье – «Ремонт коленчатого вала»

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Вставляем набивку в держатель набивки и устанавливаем резиновые флажки в держатель набивки

Обжимаем набивку, как сказано в статье – «Ремонт коленчатого вала».

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Укладываем коленчатый вал в блок цилиндров.

Устанавливаем вкладыши в крышки коренных подшипников, смазываем их чистым моторным маслом и укладываем на шейки коленчатого вала

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

При установке крышки 2 первого коренного подшипника выступ задней упорной шайбы 1 должен войти в паз крышки 2.

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Устанавливаем держатель набивки

Шестигранным ключом на 8 заворачиваем две гайки крепления держателя набивки

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Затягиваем болты крышек коренных подшипников в соответствии с моментами затяжки (см. ниже таблицу моментов ниже)

Проворачиваем рукой коленчатый вал. Вращение должно быть свободным и равномерным без заеданий при небольшом усилии

Осевой люфт коленчатого вала не должен превышать 0,36 мм. В противном случае проверяем правильность сборки, разбираем и устраняем неисправности.

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Устанавливаем переднюю упорную шайбу 2 на штифты 1, антифрикционным слоем наружу

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Устанавливаем распорную шайбу между шестерней коленчатого вала и передней упорной шайбой. Распорная шайба устанавливается фаской в сторону упорной шайбы.

Устанавливаем шестерню коленчатого вала.

Напрессовав до упора шестерню коленчатого вала, следует проверить его осевой зазор.

Проверка производится следующим образом: заложите отвертку (вороток, рукоятку молотка и т.п.) между первым кривошипом вала и передней стенкой блока и, пользуясь ею как рычагом, отжать вал к заднему концу двигателя.

С помощью щупа определите зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки.

Зазор должен быть в пределах 0,125–0,325 мм.

Вставляем и смазываем вкладыши шатуна

Вставляем в шатун и его крышку новые вкладыши. Смазываем поршневые кольца, вкладыши, стенки цилиндров и шатунные шейки моторным маслом.

Устанавливаем приспособление для обжимки колец и постукивая деревянной ручкой молотка по кругу обжимаем кольца.

Основные положения сборки двигателя ЗМЗ-402

Утапливаем ручкой молотка поршень в цилиндр

Ориентируем правильно поршень надписью «Перед» к передней части блока вставляем в цилиндр согласно порядку номеров.

Постукивая деревянной ручкой молотка по днищу поршня, утапливаем его в цилиндр. С другой стороны контролируем правильное его положение относительно шейки коленчатого вала.

Устанавливаем крышки шатунов

Закручиваем крышки шатунов

Устанавливаем крышки шатунов

Головкой на 15 закручиваем гайки крышки шатунов моментом 6,8 – 7,5 кгс.м. Для затяжки используем моментный ключ

Устанавливаем распределительный вал.

Установка ВМТ на распределительном валу

Перед установкой распределительного вала, смазать моторным маслом шейки и кулачки распределительного вала, толкатели и штанги толкателей.

При установке распределительного вала совмещаем риску на его пластмассовой шестерне с меткой “ 0 ” на шестерне коленчатого вала.

Устанавливаем распределительный вал

Закручиваем болты крепления упорного фланца распределительного вала

Устанавливаем распределительный вал

Головкой на 12 через отверстие в шестерне закручиваем болты крепления упорного фланца.

Устанавливаем крышку распределительной шестерни

Устанавливаем маслоотражательную шайбу на конец коленчатого вала. Вставляем в гнездо коленчатого вала шпонку ступицы шкива.

Устанавливаем крышку распределительных шестерен.Чтобы передний сальник коленчатого вала правильно сел лучше всего центрировать крышку вместе со ступицей шкива. Перед посадкой ступицы шкива рабочую кромку сальника смазываем моторным маслом.

Ключом на 13 закручиваем гайки крепления крышки распределительной шестерни

Ключом на 13 заворачиваем восемь гаек крепления крышки

Толкатели подбираются по размерам отверстий в блоке и делятся на две группы (см. таблицу размерных групп толкателей).

Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, поэтому при замене одной из этих деталей следует произвести динамическую балансировку, высверливая металл с тяжелой стороны маховика.

Балансировку коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе не следует начинать, если начальный дисбаланс превышает 200 г.см. В этом случае необходимо узел разукомплектовать и проверить балансировку каждой детали в отдельности.

Напрессовав до упора шестерню коленчатого вала, следует проверить его осевой зазор.

Устанавливаем масляный насос

Устанавливаем масляный насос

Устанавливаем масляный насос

Наживляем и закручиваем ключом на 13 две гайки крепления масляного насоса

Устанавливаем новую прокладку поддона. Промазываем герметиком прокладку поддона с обеих сторон

Устанавливаем масляный насос

Устанавливаем масляный насос

Устанавливаем поддон картера и закручиваем крест накрест гайки поддона.

В задний конец коленчатого вала запрессовывается шариковый подшипник 80203 АС9 с двумя защитными шайбами.

Допускается использовать подшипник 60203А с одной защитной шайбой, при этом в полость для подшипника необходимо заложить 20 г смазки Литол-24.

Приверните к маховику нажимной диск сцепления в сборе с кожухом, предварительно отцентрировав ведомый диск с помощью оправки (можно использовать первичный вал коробки передач) по отверстию в подшипнике в заднем торце коленчатого вала.

Метки 0, выбитые на кожухе нажимного диска и на маховике около одного из отверстий для болтов крепления кожуха, должны быть совмещены.

Стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой распределительных шестерен и держателем набивки смажьте клеем - герметиком “ Эластосил 137-83 ” или пастой УН-25.

Моменты затяжки резьбовых соединений двигателя ЗМЗ-402

Наименование соединения / Моменты затяжки кгсм

Свечи зажигания 3,0–3,5

Гайки крепления головки блока цилиндров 8,3–9,0

Гайки крепления болтов шатунов 6,8–7,5

Гайки крепления крышек коренных подшипников 10,0–11,0

Гайки крепления маховика 7,6–8,3

Гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров 2,8–3,6

Болт коленчатого вала 17–22

Болты крепления нажимного диска сцепления 2,0–2,5

Гайки крепления впускного трубопровода выпускного коллектора 1,5–3,0

Гайки крепления поддона картера 1,2–2,0

Болты крепления головки блока цилиндров:

- предварительная затяжка 4,0–6,0

- окончательная затяжка 13,0–14,5

Гайки крепления болтов шатунов 6,8–7,5

Болты крепления крышек коренных подшипников 10,0–11,0

Болты крепления маховика 7,2–8,0

Болты крепления картера сцепления 4,2–5,1

Болт коленчатого вала 10,4–12,0

Болты крепления нажимного диска сцепления 2,0–2,5

Болты крепления крышек распределительных валов 1,9–2,3

Болты крепления звездочек распределительных валов 5,6–6,2

Болты крепления крышки клапанов 0,5–0,8

Гайки крепления впускной трубы, болты крепления усилителя картера сцепления 2,9–3,6

Болты крепления шкива насоса охлаждающей жидкости, передней крышки головки цилиндров, крышки цепи, корпуса термостата 2,2–2,7

Порядок установки поршневых колец на поршень газель 402


Поршни двигателя ЗМЗ-402

Поршни двс ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава и термически обработаны. Головка поршня - цилиндрическая с плоским днищем.

На цилиндрической поверхности головки проточены три канавки: в двух верхних установлены компрессионные кольца, а в нижней - маслосъемное.

В канавке под маслосъемное кольцо с обеих сторон выполнены прорези для того, чтобы не перегревались трущиеся поверхности юбки поршня от тепла, идущего от днища поршня.

По этим же прорезям отводится в картер двигателя масло, снимаемое маслосъемным кольцом. Под канавкой для маслосъемного кольца выполнена фаска и на ней по два отверстия с обеих сторон, которые тоже служат для отвода масла, скапливающегося под маслосъемным кольцом.

Юбка поршня ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель овальная в поперечном сечении и бочкообразная в продольном. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца.

Величина овальности поршня составляет 0,39-5-0,43 мм. Наибольший диаметр юбки поршня располагается на 8 мм ниже оси поршневого пальца.

Диаметр юбки плавно уменьшается и в направлении к днищу, и в противоположном направлении: максимальное уменьшение диаметра на кромке фаски под нижней канавкой составляет 0,034-0,064 мм, на нижней кромке опорной части юбки 0,050-0,080 мм.

Ось отверстия под поршневой палец смещена от средней плоскости на 1,5 мм в правую (по ходу автомобиля сторону для уменьшения шума от перекладывания поршня от одной стенки гильзы к другой при изменении направления движения поршня (вверх-вниз).

Поршни двс ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель устанавливаются в гильзы той же размерной группы с зазором 0,024-0,048 мм.

Для обеспечения требуемого зазора поршни и гильзы ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) разделены (по диаметру) на пять групп, обозначенных соответствующей буквой, которая выбивается на днище поршня и наносится на наружной поверхности нижней части гильзы.

Чтобы поршни работали правильно, они должны быть установлены в цилиндры в строго определенном положении. Для этого на одной из бобышек поршня имеется надпись "ПЕРЕД".

В соответствии с этой надписью поршень указанной стороной должен быть обращен к передней части двигателя.

Поршневые кольца двигателя ЗМЗ-402

Компрессионные кольца ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлиты из чугуна; верхнее - из высокопрочного чугуна, обладающего высокой упругостью; нижнее - из серого чугуна.

Верхнее компрессионное кольцо работает в наиболее тяжелых условиях (при высоких температуре и давлении, а также при недостатке смазки).

Для увеличения износостойкости наружная поверхность компрессионного кольца , прилегающая к цилиндру, покрыта слоем хрома.

Наружная цилиндрическая поверхность нижнего компрессионного поршневого кольца покрыта слоем олова толщиной 0,006-0,012 мм, что улучшает его приработку.

На внутренней цилиндрической поверхности нижнего поршневого компрессионного поршневого кольца ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705

Газель имеется выточка (рис.2) благодаря которой новые кольца, установленные в цилиндр, несколько выворачиваются и соприкасаются с цилиндром только кромкой. Это ускоряет и улучшает приработку колец к зеркалу цилиндра.

На поршень кольцо должно быть установлено выточкой кверху. Нарушение этого условия вызывает резкое возрастание расхода масла и дымление двигателя. Верхнее кольцо выточки не имеет.


Рис.2. Установка поршневых колец на поршень ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель

1 - верхнее компрессионное кольцо; 2 - нижнее компрессионное кольцо; 3 - кольцевой диск; 4 - осевой расширитель; 5 - радиальный расширитель

Маслосъемное кольцо сборное состоит из двух стальных кольцевых дисков 3 и двух стальных расширителей: осевого 4 и радиального 5.

Рабочая цилиндрическая поверхность (прилегающая к цилиндру) кольцевых дисков покрыта слоем хрома толщиной 0,080-0,130 мм. Высота компрессионных колец 2 мм, маслосъемного в сборе - 4,9 мм. Замок колец прямой.

Поршневые пальцы двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель плавающего типа (они не закреплены ни в поршне, ни в шатуне) изготовлены из низколегированной стали методом холодной высадки.

Наружная поверхность поршневого пальца подвергнута углеродонасыщению на глубину 1-1,5 мм и закалена с нагревом ТВЧ до твердости ЖС 59-66. Наружный диаметр поршневого пальца ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) - 25 мм.

Чтобы предупредить стук пальцев, их подбирают к поршням с минимальным зазором, допустимым по условиям смазки. Так как линейное расширение материала поршня примерно в 2 раза больше, чем у пальца, то при нормальной комнатной температуре палец входит в отверстия бобышек поршня с натягом.

К шатуну палец подбирается с зазором от 0,0045 мм до 0,0095 мм. Для удобства подбора пальцы, шатуны и поршни ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) разделены на размерные группы.

Точная величина массы пальца обеспечивается выдерживанием допусков на размеры при изготовлении. В поршне палец удерживается двумя стопорными кольцами, изготовленными из круглой пружинной проволоки диаметром 2 мм.

Шатуны двигателя ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель - стальные кованые со стержнем двутаврового сечения. В поршневую головку шатуна запрессована тонкостенная втулка из оловянистой бронзы.

Кривошипная головка шатуна разъемная. Крышка кривошипной головки крепится к шатуну двумя болтами со шлифованной посадочной частью.

Болты крепления крышек и гайки шатунных болтов изготовлены из легированной стали и термически обработаны. Гайки шатунных болтов затягиваются определенным моментом и стопорятся герметиком.

Крышки шатунов ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель обрабатываются в сборе с шатуном и поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой.

Для предотвращения возможной ошибки на шатуне и на крышке (на бобышке под болт) выбиты порядковые номера цилиндров.

Они должны быть расположены с одной стороны. Кроме того, углубления в крышке и шатуне для фиксирующих выступов вкладышей также должны находиться с одной стороны.

В стержне шатуна ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) у кривошипной головки имеется отверстие диаметром 1,5 мм, через которое производится смазка зеркала цилиндра. Это отверстие должно быть направлено в правую сторону двигателя, т. е. в сторону, противоположную распределительному валу.

При правильной сборке цифра "24", выштампованная на средней полке стержня шатуна, а также выступ на крышке шатуна должны быть обращены к передней стороне двигателя.

Для обеспечения динамической уравновешенности двигателя ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) суммарная масса поршня, поршневого пальца, колец и шатуна, устанавливаемых в двигатель, может иметь разницу по цилиндрам не более 12 г, что обеспечивается подбором деталей соответствующей массы.

По деталям разница в массе может быть: поршней - 4 г, шатунов - 18 г, поршневых пальцев - 2 г. Для обеспечения вышеуказанной разницы в массах деталей в одном двигателе (12 г) шатуны по массе разбиваются на четыре группы и должны подбираться для одного двигателя с разницей не более 5 г.

Коленвал двс ЗМЗ-402

Коленвал ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлит из высокопрочного чугуна, имеет пять опор, в сборе с маховиком и сцеплением динамически сбалансирован: допустимый дисбаланс не более 35 рем.

Диаметр коренных шеек 64 мм, шатунных - 58 мм. Шатунные шейки полые. Полости в шатунных шейках закрыты резьбовыми пробками и предназначены для дополнительной очистки масла, поступающего на шатунные шейки.

Масло к полостям шатунных шеек подводится по отверстиям в щеках коленвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель из кольцевой канавки на вкладышах коренных шеек коленчатого вала. К коренным шейкам масло поступает по каналам в перегородках блока из масляной магистрали.


Рис.3. Передний конец коленчатого вала ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель

1 и 2 - упорные шайбы; 3 - вкладыш подшипника; 4 - крышка подшипника; 5 - штифт; б - шайба упорная

Осевое перемещение коленчатого вала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель ограничивается двумя упорными сталеалюминиевыми шайбами 1 и 2 (рис.3), расположенными по обе стороны переднего коренного подшипника.

Передняя шайба 1 антифрикционным слоем обращена к стальной упорной шайбе 6 на коленчатом валу, задняя шайба 2 - к щеке коленчатого вала.

Передняя шайба удерживается от вращения двумя штифтами 5, запрессованными в блок и крышку коренного подшипника.

Выступающие концы штифтов входят в пазы шайбы. Задняя шайба удерживается от вращения своим выступом, входящим в паз на заднем торце крышки коренного подшипника. Величина осевого зазора составляет 0,125-0,325 мм.

На переднем конце коленвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель на шпонках установлены стальная упорная шайба, шестерня привода распределительного вала, маслоотражатель и ступица шкива коленчатого вала.

Все эти детали стянуты болтом-храповиком, ввертываемым в передний торец коленчатого вала. Шпоночный паз в ступице шкива уплотняется резиновой пробкой.

К ступице шестью болтами крепится шкив коленчатого вала ЗМЗ-402, от которого двумя ремнями приводятся вспомогательные агрегаты: вентилятор, водяной насос и генератор.

На шкиве смонтировано специальное устройство - демпфер, служащий для гашения крутильных колебаний коленчатого вала, благодаря чему, уменьшается шум и облегчаются условия работы шестерен привода распределительного вала.

Демпфер состоит из чугунного диска, напрессованного через эластичную (резиновую) прокладку на цилиндрический выступ шкива коленчатого вала.

На шкиве коленвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель нанесена одна метка, а на диске демпфера три метки, служащие для определения верхней мертвой точки и установки зажигания.

Метка на шкиве и третья метка на диске демпфера должны находиться друг против друга. Взаимное смещение меток указывает на выход из строя демпфера.

При совмещении с ребром-указателем на крышке распределительных шестерен третьей метки (по направлению вращения) на диске демпфера поршни первого и четвертого цилиндров находятся в верхней мертвой точке (ВМТ).

Вторая метка соответствует положению за 5° до ВМТ и служит вместе с третьей меткой для установки зажигания на неработающем двигателе.

Первая метка соответствует положению за 12° до ВМТ и служит вместе со второй и третьей метками для контроля правильности установки зажигания на работающем двигателе.

Передний конец коленвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель уплотнен резиновой манжетой с маслоотражателем, запрессованным в крышку распределительных шестерен. На маслоотражателе имеется отбортовка, отводящая масло, стекающее по стенке крышки.

Для облегчения работы манжеты перед ней на коленчатом валу установлен еще один маслоотражатель. Надежная работа манжеты после переборки обеспечивается хорошей центровкой его по коленчатому валу.

Задний конец коленчатого вала ЗМЗ-402 уплотнен набивкой из асбестового шнура, пропитанного антифрикционным составом и покрытого графитом.

Набивка заложена в канавку в блоке цилиндров и в специальном держателе, прикрепленном двумя шпильками к блоку. На шейке коленчатого вала под набивкой имеется микрошнек, а перед набивкой гребень, служащий для отбрасывания масла из зоны уплотнения.

Стыки держателя уплотнены резиновыми прокладками Г-образной формы. В заднем торце коленчатого вала расточено гнездо для установки шарикоподшипника первичного вала коробки передач.

Маховик ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлит из серого чугуна. Он крепится к фланцу на заднем конце коленчатого вала четырьмя шлифованными болтами.

Гайки болтов законтрены отгибной пластиной. На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером. Перед сборкой с коленчатым валом маховик статически балансируют.

К заднее торцу маховика ЗМЗ-402 шестью болтами прикреплено сцепление. На фланце кожуха сцепления и маховике выбита метка "О". При сборке двигателя обе метки должны быть совмещены, чтобы не нарушить балансировку коленчатого вала.

Вкладыши коленвала двс ЗМЗ-402

Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель состоят из тонкостенных взаимозаменяемых вкладышей, которые изготовлены из малоуглеродистой стальной ленты, залитой тонким слоем антифрикционного высокооловянистого алюминиевого сплава.

Толщина коренного вкладыша 2,240-2,233 мм, а шатунного - 1,745-1,738 мм. В каждом подшипнике установлено по два вкладыша.

Осевому перемещению и проворачиванию вкладышей в постелях блока или в шатунах препятствуют фиксирующие выступы на вкладышах, входящие в соответствующие пазы в постелях блока или в шатунах.

Все коренные вкладыши коленвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель имеют кольцевую канавку для непрерывного питания маслом шатунных шеек коленчатого вала.

Посередине коренных вкладышей имеется отверстие, через которое подается масло к подшипникам из канала в постели блока.

Отверстия в шатунных вкладышах совпадают с отверстиями в шатунах. Для сохранения взаимозаменяемости и предупреждения ошибок при установке новых вкладышей на всех коренных и шатунных вкладышах сделаны отверстия.

Ширина коренных вкладышей равна 25,5 мм, шатунных - 28,5 мм. Диаметральный зазор между шейкой и вкладышами составляет 0,020--0,073 мм для коренных и 0,010-0,063 мм для шатунных подшипников.

Рабочий зазор между коромыслом и клапаном ЗМЗ-402 должен быть для первого и восьмого клапанов в пределах 0,35-0,40 мм, для всех остальных 0,40-0,45 мм.

При увеличенных зазорах возникает стук клапанов, а при уменьшенных возможно неплотное прилегание клапана к седлу и прогорание клапана, поэтому указанные выше величины зазоров не следует уменьшать даже при наличии некоторого стука, который хотя и неприятен на слух, но не вызывает нарушений нормальной работы двигателя.

Проверку и регулировку зазора между коромыслом и клапаном ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель рекомендуется производить в такой последовательности:

- установить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. Для этого надо, проворачивая коленвал специальным ключом, совместить третью метку на демпферной части шкива коленчатого вала с ребром-указателем на крышке распределительных шестерен.

При такте сжатия оба коромысла первого цилиндра должны свободно качаться на осях, т. е. оба клапана закрыты. Проверить щупом зазор между коромыслом и клапаном.

При неправильном зазоре отвернуть гаечным ключом гайку регулировочного винта и, поворачивая отверткой регулировочный винт, установить зазор по щупу. Поддерживая отверткой регулировочный винт, законтрить его гайкой и проверить правильность зазора.

- повернуть коленчатый вал на пол-оборота, отрегулировать зазоры для второго цилиндра.

- повернуть коленчатый вал еще на пол-оборота, отрегулировать зазоры для четвертого цилиндра.

- повернуть коленчатый вал еще на пол-оборота, отрегулировать зазоры для третьего цилиндра.

Во время работы двигателя коромыслом и клапаном ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель, особенно изношенного, кольца которого пропускают много масла, на стенках камеры сгорания и днищах поршней отлагается слой нагара.

Нагар ухудшает теплоотдачу через стенки в охлаждающую жидкость, в результате чего возникают местные перегревы, явления детонации и калильного зажигания; в результате мощность двигателя уменьшается, а расход топлива возрастает.

При появлении таких признаков следует снять головку и очистить камеру сгорания и днище поршня от нагара. Перед очисткой следует нагар смочить керосином. Это предотвращает распыление нагара и предупреждает попадание ядовитой пыли в дыхательные пути.

Нагар также образуется при длительной работе на малых нагрузках исправного неизношенного двигателя. В этом случае нагар можно устранить длительным движением с большой скоростью. При снятия головки цилиндров рекомендуется притереть клапаны.

Собираем низ, часть 1

В этой записи я расскажу о некоторых тонкостях при сборке поршневой в мотор.

Перед сборкой нужно сделать подготовку и развесовку поршней. Отбалансировать шатуны для приведения центра масс в одну точку.
Отбалансировать коленвал динамическим способом, либо хотя бы для начала проверить на статике .

Когда все подготовлено, можно собирать все в одно целое.

Немного повторюсь с прошлых записей.
Так как гильзы у меня получаются тонкостенные то при расточке-хонинговке они немного деформируются, и поршни в одном положении ходят чуть чуть потуже. Поэтому гильзы надо ориентировать так, что бы поршень был в самом свободном положении. Это положение нужно определить когда гильзы сняты и потом пометить как то для себя где перед, для ориентации в блоке. Так же может быть и со стандартными гильзами. Так что при сборке нужно все хорошо проверять…

Выступание гильз над блоком должно быть 0,1-0,15мм (по камасутре 0,05-0,1мм). 0,1мм маловато. Между 0,1мм и 0,15мм само то. Разница в высоте выступания между гильзами не должна быть больше 0,05мм. Иначе прокладка плохо обжимает гильзы и газам проще пробить прокладку при перегревах.

Далее что бы собрать поршня с шатунами их нужно подогреть, а пальцы охладить. Погода как раз позволяет охладить пальцы =)
Посадка пальцев на моторах ЗМЗ плавающая и в поршнях и в шатунах. Поэтому греть сильно нет необходимости. Достаточно до 70-80градусов. На вазах, где посадка пальца в шатун осуществляется внятяг, шатуны нужно греть очень сильно.

Поршни и шатуны положил на тен.

А пальцы вынес на улицу

После минут пяти ожидания, собрал. Палец смазал маслом. Так же нужно не перепутать ориентацию поршня относительно шатуна. В основном на отечественных моторах это выглядит так. Если смотреть на поршень спереди, где есть надпись — "перед" или буква П, или стрелка на днище, то замок на вкладышах шатуна будет расположен справа.

Если все подогрето а палец охлажден, то палец заходит от руки без лишних усилий. Можно конечно и выколоткой собрать, но тогда неизбежно с поршня будет содран алюминий и появятся царапины — а это не есть хорошо. Ну и стопорные кольца пальцев не забываем.

Вот они, все в сборе =) красавчики на 100,5мм =)

Далее нужно одеть кольца.

Кольца взял типа SM, сейчас они называются NPREurope. Маслосъемные кольца у них наборные.
Каталожный номер 9-5660-50. У колец диаметром 100мм номер 9-5660-00

Раньше в бж я подробно их описывал.
На вид кольца очень высокого качества. Верхнее чем то покрыто. С торца же покрыто хромом, как и положено. Второе кольцо чугунное.

Проверяем зазор в замках внутри цилиндров.

Что бы проверить зазор, нужен плоский щуп. Вставляем кольцо в цилиндр и выравниваем его засовывая поршень в цилиндр до середины юбки. Кольцо должно стоять ровно, плотно к цилиндру. Если есть просветы между кольцом и стенкой гильзы, то такие кольца в мусор, если конечно заведомо известно что цилиндр не яйцом. С наборными же маслосъемными просветы будут, так как они должны распираться сепаратором.

Зазор в замках нормальный. Около 0,45мм компрессионные, и 0,35мм наборные маслосъемные. В предыдущей записи я писал что зазор в маслосъемных очень маленький и их нужно подпилить, но это не так =). Расжав кольцо к гильзе зазор стал около 0,35. В сборе это делает сепаратор. Так что все ок.

Теперь непосредственно одеваем на поршня. Начинать нужно с сепаратора, а затем тонкие маслосъемные. И уже потом второе компрессионное и затем первое компрессионное.
Но прежде нужно сделать следующее.
Очень важный момент! Который почему то почти ни где не описывают. Не в мануалах, не с инструкцией к кольцам.
Что бы масло мотор не расходовал с наборными кольцами, необходимо что бы кольца правильно работали их нужно правильно сориентировать на поршнях.
Постараюсь объяснить доступно =)

Нужно взять в руки "лапшу" и сжать, состыковав замок. Вот так.

Прогибаются такие кольца только в одну сторону, такая у них особенность конструкции.

Далее, нужно пометить одну из сторон, например маркером. Я помечал выпуклую сторону на всех маслосъхемных кольцах.
Относительно поршня кольца должно быть сориентированы таким образом

Для чего это нужно?
Сейчас попробую объяснить.
При ходе поршня вверх, верхнее наборное кольцо изгибается и не плотно прилегает к цилиндру, пропуская оставшееся масло на цилиндре к нижнему наборному кольцу. Нижнее же наборное кольцо при этом (при ходе поршня вверх) выпрямляется и соскребает масло со стенок в канавку поршня с отверстиями для дренажа масла в картер. При ходе поршня в низ, все происходит с точностью да наоборот.

Вот схематично накидал картинку для наглядности.

Если кольца установить не правильно, то возможно будет расход масла выше нормы. Так как кольца будут соскребать масло не в дренажные отверстия а в сторону камеры сгорания, либо в сторону юбки.

После того как кольца наборные установлены, устанавливаются вторые компрессионные кольца. Они чугунные, очень хрупкие, сильно разжимать нельзя — лопнут. Оно работает как компрессионное и частично как маслосъемное. Для этого у них бывает либо выточка, либо срез торца под углом. Так же обязательно присутствует надпись "ВВЕРХ" или "ТОР". Ее нужно ориентировать к днищу поршня, в сторону к камере сгорания. Для проверки можно еще ориентироваться на выточки. Если выточка внутренняя (по внутреннему диаметру кольца), то такой выточкой кольцо должно смотреть в сторону камеры сгорания, если выточка по наружному диаметру — то такой стороной ориентируем в сторону картера.

Верхнее кольцо стальное, я ставлю надписями вверх (обычно пишут че нить на кольцах), хотя разницы особой нет.

После того как кольца одеты, их нужно развернуть относительно друг друга на 180 градусов. Но не как попало.
Маслосъеные наборные относительно замков друг друга на 180гр, а относительно замка сепаратора на 90гр.
Замки всех колец нельзя ориентировать в сторону холодильника ( в сторону пальца).

Порядок установки поршневых колец на поршень газель 402

1. Снять головку блока цилиндров.

2. Снять масляный насос.

3. Отвернуть гайки 1 шатунных болтов и снять крышку шатуна 2.

Так как крышка сидит плотно, сбить ее несильными ударами молотка.

Вынуть из крышки вкладыш шатунного подшипника.

Отвернуть гайки 1 шатунных болтов и снять крышку шатуна 2

4. Протолкнуть поршень в цилиндр так, чтобы он вышел из цилиндра, а затем вынуть его вместе с шатуном.

Вынуть из нижней головки шатуна вкладыш шатунного подшипника.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра.

Проверить метки на шатуне и крышке шатуна.

Если метки не видны, пометить шатун и крышку номером цилиндра.

5. Таким же образом вынуть остальные поршни с шатунами.

6. С помощью съемника снять поршневые кольца.

Снять стопорные кольца с двух сторон поршня.

7. Снять стопорные кольца с двух сторон поршня.

8. Выпрессовать специальным приспособлением поршневые пальцы.

Если нет приспособления, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1 — это необходимо делать на весу, чтобы не повредить поршень.

Вынуть шатун 2 из поршня 3.

9. Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.

10. После разборки промыть все детали в бензине.

очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара, как показано на рис. 6;

- в случае замены поршня, поршневого пальца или шатуна необходимо:

- вынуть с помощью плоскогубцев стопорные кольца поршневого пальца;

- на приспособлении вынуть поршневой палец (поршневые кольца перед этим должны быть сняты);

- подобрать новые поршни по гильзам с зазором 0,012—0,024 мм.

Подбор проверяется протягиванием при помощи пружинного безмена ленты-щупа, заложенного между поршнем и цилиндром.

Щуп располагается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца.

Поршень должен быть без поршневых колец.

Усилие протягивания при нормальной комнатной температуре (+20°с) должен быть в пределах 3,5—4,5 кг.

Размеры ленты: толщина —0,05 мм, ширина — 13 мм, длина — 250 мм;

- подобрать поршневой палец к шатуну так, чтобы при нормальной комнатной температуре он плавно перемещался в отверстии верхней головки под легким усилием большого пальца руки.

Поршневой палец, должен быть слегка смазан маслом.

Цвет маркировки пальца должен соответствовать цвету маркировки на бобышках поршня;

Запрессовка поршневого пальца в поршень

- произвести подсборку шатунно-поршневой группы на приспособлении (рис. 7).

Поршень перед запрессовкой в него поршневого пальца необходимо нагреть в горячей воде до температуры 70°С; запрессовка пальца о холодный поршень может привести к повреждению поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня.

Вставить стопорные кольца поршневого пальца в кольцевые канавки бобышек поршня;

- подобрать по цилиндру поршневые кольца; зазор; замеренный в стыке кольца с помощью щупа, должен быть 0,3 — 0,5 мм.

В изношенных цилиндрах наименьший зазор следует делать 0,3 мм;

- щупом проверить боковой зазор между кольцом и стенкой поршневой канавки (рис. 8).

Сборка двигателя ЗМЗ-402

Проверку произвести по окружности поршня в нескольких точках.

Величина бокового зазора должна быть для верхнего компрессионного кольца в пределах 0,050—0,082 мм, а для нижнего компрессионного и маслосъемного колец — 0,035 — 0,067 мм;

- надеть с помощью приспособления на поршень поршневые кольца.

Компрессионные кольца ставят внутренней фаской к днищу поршня, как показано на рис. 12, кольца в канавках должны перемещаться свободно;

Сборка двигателя ЗМЗ-402

- протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши;

- повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее нижней мертвой точке;

- смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и гильзу первого цилиндра чистым маслом для двигателя, развести стыки поршневых колец под углом 120° друг к другу, надеть на болты шатунов предохранительные латунные наконечники, сжать кольца обжимкой или, пользуясь конусным кольцом (рис. 9), вставить поршень в цилиндр.

Размерные группы поршней, шатунов и пальцев

Размерные группы поршней, шатунов и пальцев

Номинальные и предельно допустимые размеры, посадка сопрягаемых деталей шатунно-поршневой группы двигателя мод. 402

Порядок установки поршневых колец на поршень газель 402

Снятие и разборка

Снять масляный насос.

Ремонт шатунно-поршневой группы ЗМЗ-402 автомобиля ГАЗ-2705

Отвернуть гайки 1 шатунных болтов и снять крышку шатуна 2.

Так как крышка сидит плотно, сбить ее несильными ударами молотка.

Вынуть из крышки вкладыш шатунного подшипника.

Протолкнуть поршень в цилиндр так, чтобы он вышел из цилиндра, а затем вынуть его вместе с шатуном.

Вынуть из нижней головки шатуна вкладыш шатунного подшипника.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра.

Проверить метки на шатуне и крышке шатуна. Если метки не видны, пометить шатун и крышку номером цилиндра.

Таким же образом вынуть остальные поршни с шатунами.

С помощью съемника снять поршневые кольца.

Снять стопорные кольца с двух сторон поршня.

Выпрессовать специальным приспособлением поршневые пальцы.

Если нет приспособления, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1 — это необходимо делать на весу, чтобы не повредить поршень. Вынуть шатун 2 из поршня 3.

Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.

После разборки промыть все детали в бензине.

Очистить поршни от нагара. Прочистить канавки под поршневые кольца старым поршневым кольцом или обломком кольца.

Осмотр

Осмотр, проверка и ремонт деталей шатунно-поршневой группы производятся аналогично операциям на двигателе мод. 406. Отличающиеся данные приведены ниже.

Зазор между маслосъемным поршневым кольцом и канавкой на поршне должен быть в пределах 0,135– 0,335 мм.

Зазоры в замках поршневых колец должны быть в пределах 0,3–0,7 мм для компрессионных колец и 0,3–1,0 мм — для маслосъемных.

Пальцы и шатуны маркируют краской: палец в отверстии, шатун на стержне около верхней головки.

На днище поршня выбивается римская цифра, показывающая группу поршня.

Палец не должен выпадать из головки шатуна, если его наклонить примерно под 45°.

Разница по массе между поршнями в сборе с шатунами, пальцами, поршневыми кольцами, устанавливаемыми на один двигатель, должна быть не более 12 г.

Сборка и установка

Сборка и установка шатунно-поршневой группы аналогичны таковым на двигателе мод. 406.

Читайте также: