Причины и факторы межличностных конфликтов по в линкольну

Обновлено: 06.07.2024

7.2 Основные факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну

Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; не-надежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты; барьеры коммуникации.

Поведенческие факторы неуместность, грубость, бестактность и т. п.

Рекомендуемые файлы

Стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений

Факторы отношений неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами

Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитет-ности

Ценностные факторы противоположность прин-ципов поведения

Верования и поведение (предрассудки, предпо-чтения, приоритеты); приверженность к группо-вым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.)

Структурные факторы относительно стабильные объективные обстоятельст-ва, которые трудно поддаются изменению

Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, правила игры и т.п.; соци-альная принадлежность

  1. Руководитель подчиненный; Между сотрудниками одного ранга
  2. Служебные Неслужебные

Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т. д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.)

Супружеские конфликты Родителидети
Супруги родственники

Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи

Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т. п.)

Гражданин общество Гражданин чиновник Гражданин гражданин

Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура

Семейные ссоры, противостояние политических противников, столкновение руководителя и подчиненного - в этих и других межличностных конфликтах существует нечто общее, позволяющее говорить о возможности их систематизации. Так Н.В. Гришина выделяет мотивационные, когнитивные и деятельностные сферы жизнедеятельности и, исходя из этого, соответствующие виды подходов к интерперсональным конфликтам.

  1. Мотивационный подход , исходя из которого можно рассматривать и конфликты интересов. Самым распространенным и используемым в конфликтологической экспериментальной практике является ситуационная концепция, в которой М. Дойч предполагает рассмотрение конфликтов в контексте общей системы взаимодействия. С его точки зрения следует различать следующие фундаментальные измерения интерперсональных отношений:
    • кооперация конкуренция;
    • распределение власти (равное неравное);
    • ориентация на задачу социально эмоциональная ориентация;
    • формальный неформальный характер отношений;
    • интенсивность и значимость отношений.

    Исходя из этой интерпретации, М. Дойч выделяет 16 типов социальных отношений:

    Ориентированные на задачу

    работа с разделением ответственности

    антагонистические (личная борьба)

    борьба за власть

    регулируемая борьба за власть

    То, что Дойч не использует понятие конфликт, вовсе не означает, что для него эти отношения не являются конфликтными. Для многих рассуждений Дойча фактически характерно отождествление конфликта с конкуренцией, если таково восприятие конкурентной формы взаимодействия сторонами конфликта.

    1. Когнитивный подход , в рамках которого рассматриваются также ценностные проблемы. Их возникновение и развитие обусловлены структурой задачи, когнитивными структурами противостоящих сторон, степенью согласованности используемых ими стратегий. Когнитивные конфликты легко соскальзывают в плоскость сугубо эмоциональных отношений, затрагивающих уже не предметную сторону противоречия, а личностные особенности включенных в него людей. Подобные трансформации вызваны неадекватностью оценки когнитивного конфликта участниками межличностного взаимодействия вследствие негативности и неаргументированности их критических высказываний.
    2. Деятельностный подход, рассматривающий конфликты в сфере деятельностей, к коим можно отнести и ролевые столкновения, по-разному трактуется в отечественной и западной традиции:
      • в отечественной литературе - в контексте организационной сферы, где, например, Н.А. Полозова выделяет предметно-деловые и личностно-прагматические факторы конфликтов, отмечая закономерность перерастания предметных разногласий в эмоционально-личностные;
      • в западной литературе к этому направлению относится драматерапия Я.Л. Морено и его последователей, рассматривающая взаимодействие партнеров как ролевые отношения; причем основанием для психического равновесия во взаимодействии является ролевое дополнение или ролевая конвергеция, тогда как дивергенция становится реальной возможностью для конфликтного столкновения.

      Кроме распределения по сферам существует классификация конфликтов по возможным последствиям на конструктивные и деструктивные. Обычно обе эти стороны конфликта сосуществуют друг с другом, но возможно попытаться определить, какая из сторон преобладает.

        1. конструктивные последствия межличностных конфликтов:
          • прояснение взаимоотношений между людьми;
          • нахождение способов улучшения взаимоотношений;
          • создание общности людей, причастных к решению проблемы;
          • расширение сферы сотрудничества на другие области;
          • ускорение процесса самоосознания.
            1. деструктивные последствия конфликта проявляются в случае, если столкновение выходит за пределы предметно-содержательной сферы в плоскость личностно-эмоциональную:
              • призрачность выигрыша в виду осложнения личных отношений;
              • снижение самооценки проигравшей стороны;
              • напряженные послеконфликтные отношения;
              • отрицательное влияние на здоровье

              Наконец, А.С. Кармин выделяет в качестве критерия классификации межличностных конфликтов их реальность или истинность ложность:

                • подлинный конфликт объективно существующий и адекватно воспринимающийся;
                • случайный или условный конфликт зависящий от легко меняющихся обстоятельств, что не всегда адекватно осознается сторонами;
                • смещенный конфликт скрывающий за собой неявный, но являющийся более глубоким конфликт;
                • неверно приписанный конфликт между сторонами ошибочно понимающими и неверно истолковывающими проблемы;
                • латентный конфликт неосознаваемый конфликт, который пока существует в скрытом виде;
                • ложный конфликт существующий в силу ошибок восприятия или интерпретации, не имеющий объективных оснований.

                Также существует типология интерперсональных конфликтов по причинам их появления. По данному критерию все конфликты можно разделить на две большие группы:

                  1. Глубинные конфликты включают в свою орбиту важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом Я. Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Возникают они закономерно, так как обусловлены психическим складом личности, историей ее развития и общения. Причины их появления всегда внутренние, определяемые глубинными потребностями и ценностями личности.
                  2. Ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего случайную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Примерами начала таких конфликтов являются грубость продавца, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь, взятая без разрешения книга и т.д.

                  С.М. Емельянов также определяет критерием типологии конфликтов фактор взаимной направленности субъектов:

                  Классификация межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов S1и S2 в межличностных отношениях (симпатии + и антипатии )

                  Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

                  Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте (см. тему 6). Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Содержание такой деятельности на каждом этапе управления представлено в табл. 9.2.

                  В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы (см. табл. 9.3), а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии. В табл. 9.4 дается типология межличностных конфликтов к такому основанию.

                  Сферы межличностных конфликтов

                  ris107.jpg

                  Управление межличностными конфликтами

                  ris108.jpg

                  Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну

                  ris109.jpg

                  Классификация межличностных конфликтов в зависимости

                  от взаимной направленности субъектов S1 и S2 в межличностных

                  отношениях (симпатии – (+) и антипатии – (-))

                  ris110.jpg

                  Источники для углубленного изучения

                  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 26.

                  2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

                  3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – С. 144–146.

                  4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 5.

                  5. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова – М.: Проспект, 1998. – Гл. 20.

                  Контрольные вопросы

                  1. Перечислите особенности межличностных конфликтов.

                  2. Перечислите сферы проявления межличностных конфликтов.

                  3. Назовите типы межличностных конфликтов в организации.

                  4. Перечислите основные причины межличностных конфликтов в организации.

                  5. Назовите основные причины межличностных конфликтов в обществе.

                  6. Назовите основные причины межличностных конфликтов в семье.

                  7. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по прогнозированию межличностных конфликтов и их предупреждению.

                  8. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по регулированию и разрешению межличностных конфликтов.

                  9. Перечислите причинные факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну.

                  10. Назовите типы межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов в личностных отношениях.

                  Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну

                  Неполные и неточные факты, слухи, невольная дезинформация, преждевременная информация или информация, переданная с опозданием, ненадежность источников информации, посторонние факты, неадекватные акценты. 2. Поведенческие факторы - неуместность, грубость, бестактность и т.п.

                  Стремление к превосходству, проявление агрессивности, эгоизма, нарушение обещаний, непроизвольное нарушение комфортных отношений. 3. Факторы отношений - неудовлетворительность от взаимодействия между сторонами Дисбаланс в отношениях, несовместимость по ценностям, по интересам, манерам повеления и общения, различие в образовательном уровне, классовые различия, негативный опыт отношений в прошлом, низкий уровень доверия и авторитарности. 4.Ценностные факторы - противоположность принципов поведения. Верования и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты), приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам, религиозные, культурные, политические и другие ценности, нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.) 5. Структурные факторы — относительно стабильные объективные обстоятельства, которые трудно поддаются изменению. Власть, система управления, распределение властных полномочий право собственности, нормы поведения, правила игры, социальная принадлежность и т.п.

                  Объективные причины конфликтов 1) Ресурсная группа причин, т. е. ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. Людям свойственно стремление завышению личного вклада и значимости своего труда, в связи с чем любое распределение ресурсов на любом уровне (власть, премия, земля) может привести к конфликту. 2) Информационная группа причин. Причиной многих конфликтов является информация, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой: неполные и неточные факты, слухи, искажение. Такое положение приводит к неправильному восприятию сложившейся ситуации, неадекватному поведению личностей, а затем и к конфликтам. 3) Ценностная группа причин, т. е. принципы, которые мы провозглашаем или опровергаем, личностные системы убеждений, поведения; различия в целях, ценностях, уровне квалификации, образования. 4) Структурная группа причин. При совместной работе всегда существует возможность конфликта в связи со взаимозависимостью прав, функций, ответственности, неадекватным пониманием качества труда. К этой же группе можно отнести вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и ответственности. 5) Коммуникативная или поведенческая группа причин, включающая поведение индивидов не в соответствии с ожиданиями окружающих.

                  Социально- психологические причины:* Неблагоприятный социально- психологический климат; *Трудности социально- психологической адаптации; *Аномия социальных норм; *Различия в способах достижения целей; *Конфликт поколений; *Территориальность; *Респондентская агрессия.

                  Личностные причины:Особенности протекания когнитивных процессов- несовместимые оценки относительно существующей ситуации; *Особенности личности:Стремление к доминированию, Излишняя принципиальность, Излишняя прямолинейность, Склонность к недостаточно аргументированной критике, Склонность к раздражительности и депрессиям, Консерватизм убеждений, нежелание отказываться от устаревших традиций, Бесцеремонное вмешательство в личную жизнь

                  Способы разрешения межличностного конфликта:

                  1. Переговоры-процесс предполагающий взаимный обмен мнениями, в форме различных предложений, по решению поставленной на обсуждение проблемы, получение отвечающих интересам обеих сторон соглашений и достижение результатов, которые бы устроили всех его участников. • в процессе переговоров происходит непосредственное взаимодействие сторон;

                  Межличностные конфликты в школьном коллективе

                  Существует еще не мало теоретических подходов к объяснению внутриличностных конфликтов, но основной причиной ситуативных внутриличностных кризисов (конфликтов) являются изменения в социальной и внутренней среде организма, которые отражаются в личности в форме преобразования ее психологического структурно-динамического своеобразия.

                  Межличностные конфликты. Межличностные конфликты наиболее распространены и охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт, в конечном счете, сводится к межличностному. Межличностные конфликты происходят как специфические взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности. Складываются напряженные отношения, в которые втягиваются личностные ресурсы противоборствующих сторон: потребности, цели и ценности, мотивация, установки и интересы, эмоции и воля, интеллект. Каждый участник стремится самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих интересов.

                  В межличностных конфликтах задействован весь спектр причин: общих и частных, объективных и субъективных. Кроме того, межличностные конфликты затрагивают интересы смежных сторон, так или иначе соприкасающихся с конфликтом. Сферами развития и реализации межличностных конфликтов могут быть коллективы (организации), семья, общественные объединения и другие.

                  В качестве причинных факторов межличностного конфликта можно назвать следующие (по В.Линкольну):

                  1) Информационные факторы - связаны с неприемлемостью информации для одной или всех сторон конфликта. Это может быть неточная, неполная информация, дезинформация, преждевременная или запоздалая информация и т.д.

                  2) Поведенческие факторы - педполагающие неадекватное поведение. Они также вызывают конфликт. Например, стремление к первосходству, агрессивность, эгоизм, грубость и другие виды поведения.

                  3) Факторы отношений - определяют конфликт и проявляются во взаимодействии сторон. Так определяющую конфликт роль может играть важность отношений в понятиях ценностей, поведения, различия в образовательных, профессиональных отношениях и другие.

                  4) Ценностные факторы конфликтности охватывают сферы личностных систем верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты); групповые традиции, ценности, нормы; религиозные, культурные, региональные и политические ценности и так далее.

                  5) Структурные факторы, такие как закон, возраст, системы подотчетности, время, доходы, доступность (возможности) и другие.

                  Любые межличностные конфликты формируются на фоне структурных факторов, которые являются "внешними" по отношению к конфликту, но существенно влияют на его ход. В качестве таких факторов выступают власть, системы управления, политические партии и объединения, социальные нормы, право собственности, религии, правосудие, статус, роли, стандарты поведения, изолированность или открытость, географическое положение.

                  В реальной жизни "чистые", обусловленные лишь одной причиной конфликты встречаются крайне редко. Поэтому управленцу важно разобраться в системе причинных факторов конфликта, чтобы упредить развитие конфликтной ситуации или разрешить его на возможно ранней стадии.

                  Классифицировать межличностные конфликты можно по различным основаниям:

                  1) По сферам существования они могут быть: деловыми;

                  - бытовыми и другими.

                  2) По реальности существования: подлинными - существующими объективно; случайными или условными - зависящими от легко изменяемых обстоятельств; "смещенными" - когда за видимым конфликтом скрывается другой - невидимый; "латентными" (скрытыми) - неосознаваемыми сторонами; "ложными" - когда отсутствуют объективные основания конфликта и он существует лишь в силу ошибок восприятия и понимания.

                  3) По эффекту функционирования и последствиям: конструктивные и деструктивные.

                  Анализируя конфликт важно определить его содержание и динамику. Содержательную сторону конфликта составляют его структурные элементы к которым относятся:

                  1) Конфликтующие стороны (конфликтанты);

                  2) Зона разногласий;

                  3) Конфликтная ситуация;

                  4) Мотивы конфликта;

                  5) Действия конфликта.

                  1.3 Стадии развития конфликта

                  Динамика конфликта реализуется в нескольких этапах, отличающихся один от другого. по содержанию и очередности форм его протекания. Такие этапы в каждом конкретном конфликте имеют различную продолжительность, но последовательность их неизменна. Представить ее можно следующим образом:

                  1) Этап предконфликтной ситуации. Характеризуется возникновением и развитием особых конфликтных отношений между субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

                  2) Этап инцидента. Характеризуется осознанием конфликтной ситуации хотя бы одним из участников конфликта. Осознание формирует значительное эмоциональное переживание им этого факта.

                  На втором этапе могут проявляться критические. недоброжелательные выказывания, ограничение контактов, резкое изменение настроений и прочее.

                  3) Этап развития конфликта. Участники (один или несколько) переходят к активным действиям, направленным на нанесение ущерба "противнику". Участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Одновременно, они могут не осознавать конечных целей конфликта, собственных интересов и до конца не понимать суть и предмет конфликта.

                  4) Этап кульминации конфликта. Это своего рода верхняя точка развития конфликта, выражается пиковыми значениями и характером проявления. В кульминации конфликт достигает такого накала, что сторонам (хотя бы одной из них) становится очевидно, что продолжать его больше невозможно. Кульминация приводит стороны к осознанию необходимости снизить активность противодействия и искать средства и пути решения конфликта в посреднических сферах. Кульминация - вариант острого конфликта. Часто конфликт не развивается до такой фазы и разрешается на предыдущей.

                  5) Этап разрешения конфликта. На этой фазе конфликт завершается. Здесь необходимо рассмотреть два понятия:

                  а) Цена конфликта.

                  где Э - затраты энергии, времени, и сил на конфликтную деятельность;

                  Д - ущерб, наносимый в ходе конфликта соперничающей стороной;

                  С - потери, связанные с ухудшением общей ситуации (например, развал организации, беспорядок, снижение престижа и т.д.)

                  б) Цена выхода из конфликта.

                  где У - утраты связанные с выходом из конфликта (статуса, перспектив, затраты на реорганизацию, поиск возможностей, уступки противоборствующей стороне и т.п.);

                  П - приобретения, которые дает выход (высвобождение сил, поля деятельности, ресурсов и пр.).

                  Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из него позволяют рационально решить вопрос о продолжении конфликта. Если цена резко возрастает, то выгоднее прекратить его. Конфликт может быть оценен в вероятностном варианте, в котором будут взвешиваться шансы на победу, пройгрыш и цена рисков. Если риски остаются неоправданными, а ЦК ЦВК , то есть все основания искать пути к прекращению конфликта.

                  ЦВК сильно зависит от ситуаций и условий, при которых осуществляется выход. Это ведет к необходимости договариваться с другой стороной с целью поиска максимально лучших условий выхода и минимально низкой цены выхода из конфликта.

                  6) Этап постконфликтной ситуации. Конфликт почти всегда не проходит незаметно. Поэтому возникает необходимость ликвидировать или закрепить деструктивные, негативные или наоборот позитивные, конструктивные последствия, изменения в организации, группе или личности. такую ситуацию называют еще последействием конфликта.

                  В зависимости от его ориентации говорят о конфликтах конструктивных и деструктивных.

                  Фазы реализации конфликта Фазы реализации конфликта отражают параметры его интенсивности.

                  Принято выделять несколько таких фаз:

                  1) Начальная фаза;

                  2) Фаза подъема конфликта;

                  3) Пик конфликта;

                  4) Фаза спада (снижения) конфликта.

                  Фазы конфликта могут повторяться циклически

                  1.4 Способы урегулирования и профилактика конфликтов

                  Существует три основных способа урегулирования конфликтов:

                  1) доминирование - как победа одной стороны над другой, в результате навязывания своей воли физическими или психологическими средствами. Однако преимущества такого способа урегулирования связаны с неэффективностью в дальнейшей перспективе взаимодействия;

                  2) компромисс - означает уступки с обоих сторон и поэтому является желаемым для конфликтантов.

                  3) интеграция - реализуется тогда, когда находится такое решение, которое удовлетворяет оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует. Именно интеграция дает наиболее эффективные возможности решения конфликта. В основе интеграции лежат соответствующие действия сторон: открытое выявление всех сторон противоречий, уяснение круга понятий, используемых в конфликте. Благодаря возможностям интеграции создается новое качество структуры управления, организации и тем самым утверждается понимание конфликта как явления, связанного с прогрессивным развитием, а их содержание может рассматриваться как важный критерий оценки организации.

                  Кроме трех приведенных выше способов урегулирования конфликтов известно еще несколько (выделяемых различными авторами):

                  - капитуляция - безоговорочная уступка победы;

                  - уход - отказ от участия в конфликте;

                  - переговоры - обмен предложениями, мнениями, идеями с целью поиска взаимоприемлемых решений и соглашений в конфликте;

                  - посредничество - наиболее мягкая форма участия в конфликте третьей стороны, п

                  ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Практикум по конфликтологии


                  Практикум по конфликтологии предназначен для проведения практических и семинарских занятий со студентами и другими категориями обучаемых по курсу «Конфликтология», а также для самостоятельной работы над содержанием данного курса.

                  Целью практикума является закрепление и углубление теоретических знаний, получаемых на лекциях, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах социальной действительности.

                  Дидактическая направленность практикума определила его структуру и основное содержание. Он состоит из трех разделов. Каждый раздел включает в свое содержание темы (всего 15 тем) в соответствии с авторской учебной программой, представленной в приложении. Кроме учебной программы, в приложение вошли методики социально-психологической диагностики для практического психолога (социолога), глоссарий и список литературы.

                  Содержание каждой темы практикума включает в себя краткое конспективное изложение основных теоретических положений, список источников для углубленного изучения темы, вопросы для самоконтроля, методические разработки конкретных занятий, а также контрольные тесты.

                  Особое место в практикуме занимают методические разработки семинарских и практических занятий. Всего в практикуме содержится 32 таких разработки. При этом в зависимости от содержания изучаемого материала и целевой установки предлагаются самые различные формы проведения занятий: деловые, дидактические и ситуационно-ролевые игры; дидактические тренинги; игры-семинары и др. Кроме того, в содержание некоторых практических занятий включены развивающие упражнения. Многие практические занятия проводятся методом отработки тренинговых упражнений, тестирования, анализа рабочих документов, а также методом обсуждения конфликтных ситуаций.

                  Методика и сценарии проведения большинства занятий разработаны автором и апробированы им в процессе преподавания.

                  Одна из дидактических особенностей практикума состоит в том, что для углубленного изучения каждой темы он ориентирует обучаемых на использование основных фундаментальных учебников и учебных пособий по конфликтологии.

                  Третье издание практикума дополнено новыми тестами для оценки личностных качеств, а также новыми ситуационными задачами, получившими апробацию в педагогической практике.

                  Тема 1. Введение в конфликтологию

                  Особенностью рассматриваемой темы является ее вводный характер. Эта тема призвана дать студентам общее представление о конфликтологии, истории ее возникновения и становления как относительно самостоятельной теории и прикладного направления в социологии и психологии.

                  Материал для самостоятельного изучения

                  История становления конфликтологии

                  Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии.

                  Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), а также Л. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956).

                  В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

                  Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.

                  В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 1970-1980-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.

                  В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году.

                  Самое общее представление о предмете конфликтологии дает этимология слова «конфликтология» – «наука о конфликтах». Более точное представление можно получить из следующего определения:

                  Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

                  Методы исследования конфликтов и управления ими

                  Многообразие методов конфликтологии можно представить с помощью табл. 1.1.

                  Методы конфликтологии


                  Источники для углубленного изучения темы

                  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Разд. I, III.

                  2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 1996. – Гл. I, II, III.

                  3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. I.

                  Занятие 1.1. Семинар по теме: «Возникновение и развитие конфликтологии»

                  План семинара

                  1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.

                  2. Теоретико-методологические основы конфликтологии.

                  3. Современные проблемы развития конфликтологии.

                  Литература для семинара

                  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.

                  2. Бандурка А. М., Друзь В. А. Конфликтология. – Харьков: Университет внутренних дел, 1997.

                  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

                  4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 1996.

                  5. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

                  Специфические особенности межличностных конфликтов

                  Неполные и неточные факты; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; не-надежность источников информации; посторонние факты; неадекватные акценты; барьеры коммуникации.

                  Поведенческие факторы неуместность, грубость, бестактность и т. п.

                  Стремление к превосходству; проявление агрессивности; эгоизма; нарушение обещаний; непроизвольное нарушение комфортных отношений

                  Факторы отношений неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами

                  Дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения и общения; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; низкий уровень доверия и авторитет-ности

                  Ценностные факторы противоположность прин-ципов поведения

                  Верования и поведение (предрассудки, предпо-чтения, приоритеты); приверженность к группо-вым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.)

                  Структурные факторы относительно стабильные объективные обстоятельст-ва, которые трудно поддаются изменению

                  Власть, система управления; право собственности; нормы поведения, правила игры и т.п.; соци-альная принадлежность

                  1. Руководитель подчиненный; Между сотрудниками одного ранга
                  2. Служебные Неслужебные

                  Организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т. д. Психологические (социально-психологические): индивидуально-психологические особенности; социально-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.)

                  Супружеские конфликты Родителидети
                  Супруги родственники

                  Ограничение свободы, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивидуально-психологические особенности и уровень психолого-педагогической культуры членов семьи

                  Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т. п.)

                  Неразвитость технологий приема граждан в государственных учреждениях и в сфере обслуживания; низкая правовая и психолого-педагогическая культура

                  Семейные ссоры, противостояние политических противников, столкновение руководителя и подчиненного - в этих и других межличностных конфликтах существует нечто общее, позволяющее говорить о возможности их систематизации. Так Н.В. Гришина выделяет мотивационные, когнитивные и деятельностные сферы жизнедеятельности и, исходя из этого, соответствующие виды подходов к интерперсональным конфликтам.

                  1. Мотивационный подход, исходя из которого можно рассматривать и конфликты интересов. Самым распространенным и используемым в конфликтологической экспериментальной практике является ситуационная концепция, в которой М. Дойч предполагает рассмотрение конфликтов в контексте общей системы взаимодействия. С его точки зрения следует различать следующие фундаментальные измерения интерперсональных отношений:
                    • кооперация конкуренция;
                    • распределение власти (равное неравное);
                    • ориентация на задачу социально эмоциональная ориентация;
                    • формальный неформальный характер отношений;
                    • интенсивность и значимость отношений.

                    Исходя из этой интерпретации, М. Дойч выделяет 16 типов социальных отношений:

                    Ориентированные на задачу

                    работа с разделением ответственности

                    антагонистические (личная борьба)

                    борьба за власть

                    регулируемая борьба за власть

                    То, что Дойч не использует понятие конфликт, вовсе не означает, что для него эти отношения не являются конфликтными. Для многих рассуждений Дойча фактически характерно отождествление конфликта с конкуренцией, если таково восприятие конкурентной формы взаимодействия сторонами конфликта.

                    1. Когнитивный подход, в рамках которого рассматриваются также ценностные проблемы. Их возникновение и развитие обусловлены структурой задачи, когнитивными структурами противостоящих сторон, степенью согласованности используемых ими стратегий. Когнитивные конфликты легко соскальзывают в плоскость сугубо эмоциональных отношений, затрагивающих уже не предметную сторону противоречия, а личностные особенности включенных в него людей. Подобные трансформации вызваны неадекватностью оценки когнитивного конфликта участниками межличностного взаимодействия вследствие негативности и неаргументированности их критических высказываний.
                    2. Деятельностный подход,рассматривающий конфликты в сфере деятельностей, к коим можно отнести и ролевые столкновения, по-разному трактуется в отечественной и западной традиции:
                      • в отечественной литературе - в контексте организационной сферы, где, например, Н.А. Полозова выделяет предметно-деловые и личностно-прагматические факторы конфликтов, отмечая закономерность перерастания предметных разногласий в эмоционально-личностные;
                      • в западной литературе к этому направлению относится драматерапия Я.Л. Морено и его последователей, рассматривающая взаимодействие партнеров как ролевые отношения; причем основанием для психического равновесия во взаимодействии является ролевое дополнение или ролевая конвергеция, тогда как дивергенция становится реальной возможностью для конфликтного столкновения.

                      Кроме распределения по сферам существует классификация конфликтов по возможным последствиям на конструктивные и деструктивные. Обычно обе эти стороны конфликта сосуществуют друг с другом, но возможно попытаться определить, какая из сторон преобладает.

                        1. конструктивные последствия межличностных конфликтов:
                          • прояснение взаимоотношений между людьми;
                          • нахождение способов улучшения взаимоотношений;
                          • создание общности людей, причастных к решению проблемы;
                          • расширение сферы сотрудничества на другие области;
                          • ускорение процесса самоосознания.
                            1. деструктивные последствия конфликта проявляются в случае, если столкновение выходит за пределы предметно-содержательной сферы в плоскость личностно-эмоциональную:
                              • призрачность выигрыша в виду осложнения личных отношений;
                              • снижение самооценки проигравшей стороны;
                              • напряженные послеконфликтные отношения;
                              • отрицательное влияние на здоровье

                              Наконец, А.С. Кармин выделяет в качестве критерия классификации межличностных конфликтов их реальность или истинность ложность:

                                • подлинный конфликт объективно существующий и адекватно воспринимающийся;
                                • случайный или условный конфликт зависящий от легко меняющихся обстоятельств, что не всегда адекватно осознается сторонами;
                                • смещенный конфликт скрывающий за собой неявный, но являющийся более глубоким конфликт;
                                • неверно приписанный конфликт между сторонами ошибочно понимающими и неверно истолковывающими проблемы;
                                • латентный конфликт неосознаваемый конфликт, который пока существует в скрытом виде;
                                • ложный конфликт существующий в силу ошибок восприятия или интерпретации, не имеющий объективных оснований.

                                Также существует типология интерперсональных конфликтов по причинам их появления. По данному критерию все конфликты можно разделить на две большие группы:

                                  1. Глубинные конфликты включают в свою орбиту важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом Я. Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Возникают они закономерно, так как обусловлены психическим складом личности, историей ее развития и общения. Причины их появления всегда внутренние, определяемые глубинными потребностями и ценностями личности.
                                  2. Ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего случайную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Примерами начала таких конфликтов являются грубость продавца, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь, взятая без разрешения книга и т.д.

                                  С.М. Емельянов также определяет критерием типологии конфликтов фактор взаимной направленности субъектов:

                                  Классификация межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов S1и S2 в межличностных отношениях (симпатии + и антипатии )

                                  Модель межличностных отношений

                                  В конфликтологии существует понятие конфликтных или трудных людей. Это люди, с которыми затруднено общение, конфликты с которыми легко возникают, но сложно разрешаются. Типологий трудных людей довольно много, наиболее развернутой и полной представляется классификация Е.Н. Ивановой.

                                  1. Трудные для конкретного человека:

                                    • объективно трудные: проблемы во взаимодействии с ними обусловлены существующими различиями (см. материалы по психологии темперамента; нейро-лингвистическому программированию; соционике; инноватике и др.)
                                    • субъективно трудные: проблемы во взаимодействии с ними обусловлены личными проекциями (любая проекция может чему-то научить, если возможно ее осознание) или неадекватным прошлым поведением (возможно изменение своего психического состояния налаживание контактов или исправление ситуации).

                                    2. Временно трудные (общение с ними обуславливает возможность ситуативного конфликта): те, кто находится в сложном или неадекватном психическом состоянии (болезнь, опьянение, психическое расстройство, люди в состоянии стресса, фрустрации, кризиса, чем-то напуганные личности, влюбленные и т.д.). В этой ситуации все в наших руках, проблему можно либо отложить, либо предпринять попытку вывести человека из существующего состояния и наладить общение.

                                      1. Конфликтогенные личности трудные для всех и всегда.

                                      Классификация конфликтогенных личностей (см., например, Дж. Скотт):

                                      Тип конфликтогенной личности

                                      Способы взаимодействия

                                      Шермановский танк/ паровой каток

                                      • уклонение от встречи при незначительном предмете разногласий
                                      • эмоционально подготовиться к встрече
                                      • заранее установить пределы уступок
                                      • сознательно использовать психическую защиту
                                      • определить свою роль как роль миротворца
                                      • дать ему спустить пар, спокойно выслушав его
                                      • постараться привлечь его внимание
                                      • получив его внимание, поторопиться высказаться
                                      • говорить кратко и ясно
                                      • признать справедливость тех претензий, которые действительно таковы
                                      • стремиться к быстрому завершению разговора
                                      • не дать волю эмоциям и после разговора

                                      Снайпер/скрытый агрессор

                                      • обнаружить снайпера, выведя его из засады из кустов
                                      • спросить напрямую, чем он недоволен, желательно публично
                                      • сохранять хладнокровие
                                      • в ответ на предъявленное вооружение сказать Ну и что?

                                      Крикун

                                      • сохранить вежливость
                                      • не переходить на предложенный стиль разговора
                                      • проявить понимание и сочувствие

                                      Граната

                                      • разрядить гранату выслушав его, успокоить
                                      • дать ему возможность контроля

                                      Всезнайка

                                      • считаться с его мнением
                                      • не спорить с ним
                                      • не настаивать на продолжении встречи
                                      • извлечь пользу из его идей, сделав его значимой фигурой наставником, экспертом (если, конечно, он не липовый эрудит)

                                      Пессимист

                                      • попытаться найти в его соображениях рациональное зерно, внимательно отнесясь к его доводам
                                      • дать ему время на размышления
                                      • согласиться и даже утрировать те трудности, которые он видит
                                      • опередить пессимиста в негативных высказываниях
                                      • сделать пессимиста своим союзником, используя его как критика

                                      Пассивно-агрессивный

                                      • если есть возможность, уходить от контакта
                                      • не рассчитывать на него в выполнении сложной работы
                                      • не принимать близко к сердцу его проделки
                                      • не проявлять внешне гнев и разочарование, к проявлению которого он как раз и стремится
                                      • добиться, чтобы он точно сам записал, что от него ожидается в работе и сохранить копию его обязательств для последующего предъявления
                                      • четко обрисовывать последствия невыполнения им поставленных задач

                                      - контролировать ход выполнения обещанного, не критиковать его пока он не сделал ничего плохого, не программировать его на невыполнение

                                      Сверхпокладистый

                                      • показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны
                                      • проверять реальность выполнения его обещаний
                                      • уточнять сроки
                                      • поощрять высказывать сомнения в возможности реализации планов с учетом всех обстоятельств
                                      • выражать ему симпатию
                                      • создавать для него обстановку социального принятия, чтобы ему не было нужды добиваться вашего расположения

                                      Жалобщик

                                      • выслушать, возвращая ему ощущение собственной значимости и давая возможность выразить свои чувства
                                      • дать понять, что вы поняли и оценили проблему
                                      • ни в коем случае не соглашаться с ними, провоцируя на проявление внимания к их трудностям, перевести разговор на другую тему
                                      • отказаться от попыток доказать их неправоту
                                      • переключить его внимание на варианты решения проблемы, т.е. помочь ему понять, что надо двигаться дальше

                                      - просить излагать проблему кратко и по существу

                                      Молчун/тихоня

                                      • преодоление замкнутости ключ к разрешению конфликта
                                      • для вскрытия сути проблемы необходимо заставить человека высказаться, задавая вопросы, на которые нельзя было бы получить простые односложные ответы да/нет
                                      • продемонстрировать сочувственное отношение при получении любого ответа
                                      • дать ему время выговориться и отнестись к этому с благодарностью
                                      • сохранять чувство меры, не настаивать на продолжении разговора, независимо от результата

                                      Во всех изложенных ситуациях следует помнить, что трудный партнер труден не только нам, но и самому себе, поэтому есть вероятность, что, выведя его из ситуации трудности в ситуацию принятия, мы сможем с ним адекватно общаться. При этом следует помнить общие принципы общения с такими людьми:

                                        • осознать, что человек труден в общении и определить его тип;
                                        • уйти от влияния этого человека, его точки зрения, мироощущения, сохранять спокойствие, нейтралитет;
                                        • если предмет важен и значим и нельзя уклониться от общения с таким человеком, надо постараться выявить причины трудности;
                                        • постараться найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд;
                                        • использовать совместный подход к разрешению конфликтов, который начнет вырисовываться после соотнесения этого человека с определенным типом, его нейтрализации и взятия под контроль.

                                        Наряду с этим межличностные конфликты включены в столкновения другого уровня внутри- и межгрупповые. К участникам конфликта нередко примыкают поддерживающие их сторонники, что ведет к расширению социальной среды конфликта. Верно и обратное предположение: групповое столкновение по принципу мы они делает людей из враждующих группировок личными врагами, что ведет к вырастанию межличностных конфликтов из конфликта организационного или группового. Таким образом, внутриличностный, межличностный и групповой конфликты обуславливают друг друга, вытекают друг из друга, образуя кольцевую структуру, как логично отмечает А.С. Кармин.

                                        Практикум по конфликтологии (35 стр.)

                                        2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.

                                        3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее: диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день; разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе ("дети без отца; жена без мужа"). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье.

                                        Станислав Емельянов - Практикум по конфликтологии

                                        Схема проведения игры-тренинга

                                        Порядок проведения игры

                                        1. Распределить все перечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.

                                        2. Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Дальнейший порядок игры описан в "Игровой ситуации".

                                        3. В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.

                                        4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.

                                        Предостережение (для руководителя игры). Игра-тренинг "Внутриличностный конфликт" предполагает высокое эмоционально-психологическое напряжение игроков, особенно играющих роль чиновника. В ходе игры необходимо внимательно следить за психологическим состоянием "чиновника", а при необходимости останавливать игру и менять роли. В заключение игры необходимо провести "реабилитацию" всех "чиновников": сделать всесторонний анализ ситуации и выходов из них; ознакомить всех участников игры со способами защиты от фрустрации.

                                        Контрольный тест

                                        Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

                                        1. Внутриличностный конфликт – это:

                                        а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;

                                        б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;

                                        в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;

                                        г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;

                                        д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.

                                        2. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов?

                                        3. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов?

                                        4. Кому из ученых принадлежит разработка "Теории комплекса неполноценности"?

                                        5. Кому из ученых принадлежит разработка теории "экзистенциальной дихотомии"?

                                        6. Кому из ученых принадлежит разработка теории "мотивационных конфликтов"?

                                        7. Эквивалентный внутриличностный конфликт – это:

                                        а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;

                                        б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;

                                        в) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

                                        г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;

                                        д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсии и интроверсии.

                                        8. Амбивалентный внутриличностный конфликт – это:

                                        а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;

                                        б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;

                                        в) конфликт связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

                                        г) конфликт связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;

                                        д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсиии – интроверсии.

                                        9. Витальный внутриличностный конфликт – это:

                                        а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;

                                        б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;

                                        в) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

                                        г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;

                                        д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсиии-интроверсии.

                                        10. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются:

                                        а) неврастения; эйфория; сублимация; идеализация; номадизм; рационализация;

                                        б) неврастения; эйфория; регрессия; проекция; номадизм; рационализация;

                                        в) неврастения, эйфория; идеализация; проекция; рационализация; вытеснение;

                                        г) неврастения; эйфория; регрессия; проекция; номадизм; переориентация;

                                        д) компромисс; уход; переориентация; сублимация; идеализация; вытеснение.

                                        Тема 9. Межличностные конфликты

                                        К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге так или иначе сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста. Эти и другие аспекты межличностных конфликтов раскрываются в данной теме.

                                        Материал для самостоятельного изучения темы

                                        Понятие межличностного конфликта и его особенности

                                        Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.

                                        Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.

                                        1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

                                        2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

                                        3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным "полигоном" проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

                                        4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

                                        5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

                                        Сферы проявления межличностных конфликтов

                                        Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 9.1 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их типов и причин.

                                        Управление межличностными конфликтами

                                        Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте (см. тему 6). Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Содержание такой деятельности на каждом этапе управления представлено в табл. 9.2.

                                        В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы (см. табл. 9.3), а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии. В табл. 9.4 дается типология межличностных конфликтов к такому основанию.

                                        Сферы межличностных конфликтов

                                        Станислав Емельянов - Практикум по конфликтологии

                                        Управление межличностными конфликтами

                                        Станислав Емельянов - Практикум по конфликтологии

                                        Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну

                                        Читайте также: