Принцип работы инжектора ваз 2110

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Принцип работы инжектора

Двигатель транспортного средства представляет собой сложную систему, функционирующую слаженно в различных условиях. Еще не так давно машины оснащались карбюраторами, но данная технология несколько устарела, ее успешно заменил инжектор. В оснащенном этим устройством двигателе питание осуществляется инжекторной подачей. Такая технология существенно отличается, устанавливается на машинах, использующих бензин.

Содержание:

Порядок работы

Да, на смену карбюратору пришел инжектор. Он на порядок эффективней своего предшественника. Таким моторам предписывается улучшенный разгон, экономия топлива, неплохие экологические параметры. Это достигается без ручного регулирования и иных манипуляций.

инжектор

Принцип действия этого устройства в топливной системе основан на подаче бензина, смешанного с воздухом, сквозь специальную форсунку. Их располагают в коллекторе впуска, систему называют моновпрыском. Из-за своих недостатков она успела несколько отойти в прошлое.
Второй вариант расположение форсунок возле впускных цилиндрических клапанов. Этот вид системы называется распределенным впрыском.
Они могут находиться на головке цилиндра. Это прямой впрыск, который используется часто.

Принцип работы инжектора

Топливо и воздух подаются сразу в камеру.
Система распределенного впрыска разделяется на несколько типов:

  • одновременный – имеющиеся форсунки горючее подают все вместе;
  • парно-параллельный – приоткрываются парами, на впрыск и на выпуск. Данный метод используют при запуске силовой установки;
  • фазированный – раскрывается перед впрыскиванием;
  • прямой – топливо-воздушная смесь впускается сразу в ресивер.

Чтобы происходили впрыски топлива, его подводит к распылению давление, создаваемое электрическим бензонасосом. Импульсные сигналы подаются бортовым компьютером. Протяженность импульса и партия бензина или солярки для каждого впрыска определяются по данным, которые поступают с датчиков читки информации функционирования мотора.

Рабочая схема

Рабочая схема

Работа машины заключается не только в движке и крутящем моменте, сюда следует добавить электроуправление от компьютера. Главный «мозг» оказывает влияние и на функции инжектора. Имеющиеся датчики считывают сведения о количестве горючего, скорости, сетевом напряжении, другие данные.
Контроллер обобщает всю информацию и начинает управлять приборами, регулируя подачу горючего.

Устройство

Устройство

Чтобы понимать, как он функционирует, следует знать его состав. Сюда входят:

инжекторная подача

  • электронасос;
  • электрический блок управления либо контроллер;
  • датчик, регулирующий давление;
  • датчики;
  • форсунка либо сам инжектор.

Возможные неисправности

Инжектор вносит эффективность в работу силовой установки, помогает экономить бензин, помогает делать выхлопные газы более чистыми.
Но если форсунки начинают засоряться, то:

  • обороты мотора снижаются;
  • зажигание затрудняется;
  • набор скорости происходит медленней;
  • увеличивается расход топлива;
  • в выхлопах увеличивается уровень вредных компонентов.

В современных транспортных средствах имеются электродатчики, выдающие сведения на монитор приборной доски, чтобы водитель имел возможность уточнить неисправность, которую необходимо устранить.

диагностика инжектора

Засорение устройства может быть вызвано бензином, в состав которого входят парафиновые частички и сложные химсоединения. При отключении мотора некоторое количество горючего остается в форсунке. От температуры оно начинает испаряться, парафин застывает. Он то и создает основное препятствие для подачи горючего.
Чтобы восстановить нормальную работоспособность, прибор следует прочистить. Можно воспользоваться компрессорным устройством и специальной промывочной жидкостью. Компрессор монтируется вместо насоса подачи топлива, начинает подавать растворитель в систему. Время процедуры будет зависеть от того, насколько сильны загрязнения форсунок. Если результат не достигнут, следует применить более кардинальный способ.
Чтобы уточнить результативность прочистки, следует выполнить анализ выхлопных газов, уточнить мощность двигателя и уровень падения показателя давления в инжекторе. Если все нормально, значит, очистка проведена успешно.

инжекторный двигатель

Второй способ сложнее, подразумевает наличие специальных навыков. Придется разбирать мотор и некоторые узлы машины. До такого состояния устройство рекомендуется не доводить.
Некоторые водители считают, что моноинжектор будет эффективней. Вопрос спорный, на расход топлива влияние не оказывается. Небольшое улучшение можно получить, если одновременно провести чип-тюнинг.

Инжектор автомобиля ВАЗ 2110 – особенности и ремонт топливной системы машины

1 ВАЗ 2110 – в чем отличия от других моделей

Сразу же после появления авто ВАЗ 2110 с инжекторным двигателем у многих отечественных специалистов появилось желание подробно рассмотреть электросхему машины. Последняя имеет множество отличий по сравнению с другими представительницами модельного ряда ВАЗ. Во-первых, реле и монтажный блок предохранителей в электросхеме имеют улучшенную конструкцию. В этом плане автомобиль на порядок превосходит инжектор ВАЗ 2109, который до выхода "десятки" считался образцом машины с инжекторным мотором. Во-вторых, датчик, расположенный на коленчатом вале ВАЗ 2110, стал электронным. И в-третьих, дроссельная заслонка получила собственный блок питания и отдельный датчик.

Согласно словам самих производителей, основной причиной внесения таких изменений в электросхему стало то, что машина получила обновленную систему питания. Ее бесперебойную работу гарантирует улучшенная электропроводка и наличие дополнительных датчиков, призванных регулировать слаженную работу всех элементов топливной системы.

Топливная система ВАЗ 2110

Похожие статьи

Прежде чем приступить к обсуждению инжекторов, а также проблем, возникающих в ходе их эксплуатации, стоит понять, в чем именно они превосходят карбюраторные двигатели. Основные отличия между двумя типами топливных систем заключаются в следующем:

  • в топливной системе инжекторного двигателя есть насос, создающий постоянное давление для циркуляции топлива;
  • воздушно-топливная смесь в таком моторе образуется в отдельном цилиндре;
  • впрыск топливной смеси осуществляется при помощи форсунок;
  • количество и скорость впрыска топлива контролируется электросхемой авто.

Стоит отметить, что изначально создание инжекторных моторов и их массовый выпуск планировались с целью модернизации топливной системы. Больше всего производители хотели сделать отечественные автомобили более контролируемыми в плане расхода топлива. Получилось ли у них это? Отчасти да. Но, скажем так, не полностью, ведь на такие двигатели перешли далеко не все российские автолюбители. Основная причина этому – частые поломки составляющих топливных систем, отремонтировать которые самому не так уж и просто. Тем более с учетом более сложной схемы, по которой работает инжектор. Но непросто не значит невозможно. Об основных проблемах, связанных с эксплуатации инжекторных двигателей, поговорим далее.

2 Признаки поломки инжекторного двигателя

Российские автолюбители не понаслышке знают, что такое неисправность форсунок или других элементов инжектора. Некоторые из них уже при первых неполадках в работе авто способны определить, что неисправность находится в топливной системе ВАЗ 2110. К примеру, первый признак, по которому можно судить о поломке – это отсутствие возможности завести авто. Многие могут сказать, что в такой ситуации сваливать все на топливную систему неправильно, ведь есть и другие элементы, при поломке которых машина не заводится. Дело в том, что при отсутствии подачи топлива инжекторный мотор заведется, но заглохнет сразу же после первого витка. Поэтому, если вы услышали характерное бульканье при первом повороте ключа, после чего двигатель сразу же выключился, знайте – проблема кроется в топливной системе.

Еще один тревожный признак – неустойчивость работы силового агрегата на любой передаче. Тут все просто – если мотор проваливается, значит, ему не хватает топлива, то есть инжектор не справляется со своей функцией. Об этих же проблемах стоит задуматься и тогда, когда двигатель машины глохнет на холостом ходу. Еще один важный фактор – увеличение оборотов коленчатого вала на холостом ходу двигателя. Немаловажный признак – это неспособность мотора развить свою базовую мощность.

Неисправность инжектора авто

В таких случаях проблема может таиться в любом элементе схемы топливной системы ВАЗ 2110. Один из самых частых признаков неисправности инжектора – это резкое увеличение расхода топлива. Это свидетельствует о поломке одной или нескольких форсунок, в результате чего к двигателю попадает больше топлива, чем нужно.

Владельцу инжекторной ВАЗ 2110 также стоит задуматься о неисправности при наличии в отработанном газе большого количества CH и CO. Конечно, на глаз это не определит никто, однако такие изменения хорошо видны при диагностике авто в СТО. Если возникли проблемы с герметичностью инжектора, то об этом свидетельствует появление калильного зажигания. В таких случаях придется полностью промывать инжектор, и, возможно, менять бензонасос.

3 Проверка и замена деталей в топливной системе ВАЗ 2110

Как только вы заметили неисправность в работе автомобиля, стоит немедленно приступать к ремонту. Для этого от аккумулятора отсоединяем провод топливной системы. Чтобы не наделать ошибок, стоит постоянно сверяться со схемой в техпаспорте автомобиля. Далее снимаем воздушный фильтр и шланг трубы впуска топлива. Вакуумный шланг необходимо отсоединить от датчика заслонки дросселя, перед этим расщелкнув пластиковый фиксатор. Согласно схеме необходимо отключить колодку с проводами, подключенную к регулятору холостого хода. Она тоже удерживается пластиковым фиксатором.

Снятие воздушного фильтра автомобиля

В жгуте проводов находится канал инжектора, который необходимо отсоединить. Далее отворачиваем болты, крепящие топливную рампу. Под болтами, удерживающими устройство, находятся плоские шайбы – не потеряйте их. Далее отворачиваем винт, фиксирующий держатель трубок подачи топлива. Снимите держатель, одним пальцем придерживая пружину под головкой крепежа. Далее необходимо аккуратно сдвинуть рампу топливной системы по направлению инжекторной оси. Далее извлекаем все устройства, которые находятся под рампой. Последнюю нужно плавно вывести под ресивер, стараясь не повредить инжектор. Затем необходимо подсоединить колодку канала инжектора к жгуту имеющихся проводов, а провод обратно подключить к аккумулятору.

На следующем этапе необходимо опустить нижние части форсунок в отдельные светонепроницаемые сосуды, предварительно подвесив каждое из устройств за штыри на топливной рампе. Сами детали отключать не нужно. Проверяем интенсивность распыления топлива. Для этого, согласно схеме, нужно включить стартер, после чего посмотреть на работу инжектора. Если все исправно, то форсунки будут распылять топливную смесь конусом. При этом каждая из деталей должна выделять по 4 струи. Будьте внимательны – посмотрите в каждый сосуд. Количество топлива в каждом из них должно быть одинаковым. Если одно из устройств распылило больше или меньше топлива, то его нужно немедленно заменить. Далее выключаем зажигание и осматриваем сам инжектор. Если одна из форсунок подтекла, значит, она не герметична, и ее также стоит заменить. Если топливо вообще не распыляется – проверяем подачу питания. Для этого отсоединяем колодку проводов и подсоединяем аккумулятор непосредственно к форсункам, после чего включаем двигатель авто. Если форсунки исправны и равномерно распыляют топливо, значит, неисправна схема питания.

В ходе работ также стоит проверить сопротивление на инжекторных обмотках. Отсоединяем провода от форсунок, предварительно отключив провод от аккумулятора. Далее подключаем к контактам каждой из форсунок прибор для измерения сопротивления. При правильной работе деталей прибор должен показать сопротивление в 12–15 Ом. Если больше или меньше, необходимо поменять форсунку.

Как видим, самостоятельно проверить работу инжекторного двигателя не так сложно, как считают некоторые водители. Главное – действовать строго согласно схеме как при разборке, так и при обратной сборке системы.

Как работают форсунки при запуске двигателя



Джетроник

Пожалуй, среди поклонников карбюратора остаются лишь те, которые любят стартовать со светофора. Причина – карбюратор позволяет на низах развить большой крутящий момент и мощность. Инжекторная система впрыска, даже идеально настроенная, рядом не стоит. Простота карбюратора и стоимость обслуживания тоже дают небольшое преимущество. Но вот что касается мощности и крутящего момента на высоких оборотах, то инжектор здесь выигрывает, причем с большим отрывом. Другими словами, при совершении обгона ваш автомобиль более приемистым будет в том случае, если установлен инжекторный впрыск. Также имеется возможность увеличения мощности путем установки турбины – устройства, способного нагнетать в систему впрыска избыточное давление воздуха. За счет этого повышается мощность двигателя во много раз. Конечно же, страдает ресурс, но чем не пожертвуешь ради эффектной езды?

Этапы развития инжекторного впрыска

На знаменитых «сигарах» «Ауди 100» использовался механический инжектор. Принцип работы его можно сравнить с системой топливоподачи в дизельных моторах. При помощи механического насоса и такого же привода форсунок производилась подача топливовоздушной смеси в камеры сгорания. Конечно, нельзя не упомянуть и о переходном звене – карбюраторах с электронным управлением. Использовались они на малом количестве автомобилей, причем исключительно японского производства. Жители Страны восходящего солнца очень любят разнообразные электронные гаджеты и по сей день. Но электронные карбюраторы были недолго популярны, в конце 80-х началась их эра и моментально закончилась. Между прочим, на автомобилях ВАЗ-2110, например, устанавливались карбюраторы без тросика «подсоса». Регулировка подачи воздуха осуществлялась автоматически, при помощи специальной заслонки, которая меняла свое положение по мере прогрева двигателя. Но сегодня большую популярность получили инжекторы, конструкции которых стали уже классическими. Вот их и стоит рассмотреть более детально, разобрать по составляющим.


принцип работы инжектора ваз


ВАЗ 2110 инжектор двигатель, схема и принципы работы инжекторного двигателя “десятки”


ВАЗ 2110 инжектор двигатель, схема работы

Силовые агрегаты с инжектором отличаются от карбюраторных версий принципом подачи топлива в камеру сгорания бензинового двигателя. Если карбюраторному двигателю необходимо “всасывать” топливо из камер карбюратора, то в инжекторном варианте топливо впрыскивается под давлением посредством форсунок. Это на много экономичнее, поскольку электромагнитные клапана форсунок пропускают только необходимое количество топлива и не каплей больше. За этим чутко следит электроника, которая дает команды пользуясь информацией от различных датчиков, после анализа всех данных подается необходимый импульс в форсунку и она снабжает топливом двигатель. При этом весь процесс происходит практически мгновенно. Далее подробная схема работы ВАЗ 2110 инжектор двигатель.


  • 1 – реле зажигания
  • 2 – аккумуляторная батарея
  • 3 – выключатель зажигания
  • 4 – нейтрализатор
  • 5 – датчик концентрации кислорода
  • 6 – форсунка
  • 7 – топливная рампа
  • 8 – регулятор давления топлива
  • 9 – регулятор холостого хода
  • 10 – воздушный фильтр
  • 11 – колодка диагностики
  • 12 – датчик массового расхода воздуха
  • 13 – тахометр
  • 14 – датчик положения дроссельной заслонки
  • 15 – контрольная лампа «CHECK ENGINE»
  • 16 – дроссельный узел
  • 17 – блок управления иммобилайзером
  • 18 – модуль зажигания
  • 19 – датчик температуры охлаждающей жидкости
  • 20 – контроллер
  • 21 – свеча зажигания
  • 22 – датчик детонации
  • 23 – топливный фильтр
  • 24 – реле включения вентилятора
  • 25 – электровентилятор системы охлаждения
  • 26 – реле включения электробензонасоса
  • 27 – топливный бак
  • 28 – электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива
  • 29 – сепаратор паров бензина
  • 30 – гравитационный клапан
  • 31 – предохранительный клапан
  • 32 – датчик скорости
  • 33 – датчик положения коленчатого вала
  • 34 – двухходовой клапан

Важнейшим элементом системы питания инжекторного мотора “десятки” является электрический бензонасос, который расположен в баке, именно он постоянно обеспечивает необходимое давление в рампе с форсунками, через которые топлива подается во впускные коллекторы. Работает бензонасос в ВАЗ 2110 инжектор довольно шумно. Достаточно вставить ключ зажигания и повернуть его, как в салоне автомобиля послышится характерное “жужжание” электро бензонаноса. Если вы не слышите жужжания, перед пуском двигателя, а мотор при этом еще не заводится, значит бензонанос неисправен. А следовательно завести инжекторный двигатель с “толкача” не получится, ведь давления в рампе и форсунках все равно нет, значит и топливо не будет подаваться.

Рабочий объемКоличество клапановМощность л.с.(кВт)Крутящий момент Нм
ВАЗ 21111499 см3876 (56)115.7
ВАЗ 21121499 см31693.5 (69)128
ВАЗ 211141596 см3882 (60)125
ВАЗ 211241596 см31689 (65.5)131

Самый мощный мотор из всех, что устанавливались на “десятку”, это инжекторный 16-клапанник ВАЗ-2112 объемом 1.5 литра. Однако данный силовой агрегат имеет один недостаток, если рвется ремень ГРМ, то поршня встречаются с клапанами, что приводит к серьезному и дорогостоящему ремонту силового агрегата. А качественный ремонт и обслуживание инжекторных моторов ВАЗ-2110 требует специального диагностического оборудования. Часто неисправность одного лишь датчика приводит к нестабильной работе всего двигателя.

Топливный насос

Это сердце всей топливной системы, так как с его помощью происходит циркуляция бензина. Состоит он из следующих элементов:

  • Фильтр (в народе называется он «памперс», так как имеет завидное сходство).
  • Электродвигатель постоянного тока.
  • Помпа, приводимая в движение двигателем.
  • Датчик уровня (конструктивно он объединен с топливным насосом).

Располагается насос непосредственно в баке, крепится при помощи гаек. Доступ к нему можно получить, если поднять заднее сиденье. Во всех автомобилях, будь то старенькая «десятка» либо же новая «японка», находится бензонасос именно под сиденьем. Конечно, снятие и установка будут производиться на всех машинах по-разному. От насоса к рампе проложена топливная магистраль. Она должна выдерживать большое давление, поэтому всегда следите за ее состоянием. Параллельно этой магистрали прокладывается трубка, которая возвращает избытки бензина обратно в бак. Довольно прост принцип работы бензонасоса. Инжектор функционирует за счет избыточного давления, создаваемого помпой.


инжектор принцип работы двигателя
механический инжектор принцип работы

Топливная рампа

Она устанавливается непосредственно на двигателе. Ее миссия заключается в том, чтобы удерживать в себе смесь бензина и воздуха под определенным давлением. Именно в ней происходит процесс соединения двух составляющих горючей смеси – бензина и воздуха. Причем пропорция всегда должна быть одинаковой – 14 частей воздуха на одну бензина. Только в таком случае двигатель будет работать максимально устойчиво, стабильно, экономично. К рампе произведено подключение таких механизмов, как дроссельная заслонка, электромагнитные форсунки, клапан сброса. Между прочим, именно в топливной рампе производится установка датчика давления топлива. Но про него и все остальные электронные компоненты будет рассказано дальше. Стоит заметить, что инжектор Вентури, принцип работы которого аналогичен рассмотренной в статье системе, имеет очень широкое применение, причем не только в автомобилях.

Форсунки

При помощи этих устройств производится подача топливовоздушной смеси в камеры сгорания всех цилиндров. Что же это за механизмы? Если вы знаете сносно конструкцию карбюраторов, то вспомните про электромагнитный клапан. Вот именно у него конструкция очень похожа на ту, которую вы можете видеть у форсунок. У них имеется обмотка, на которую подается постоянное напряжение. Игольчатый клапан при подаче напряжения открывает путь для прохождения топлива. Вся эта смесь под давлением распыляется в камеры сгорания. Обратите внимание, что форсунки должны распылять топливо таким образом, чтобы оно заполняло как можно больше камеру сгорания. Прост в понимании принцип работы форсунки инжектора, с ее помощью производится распыление. Топливовоздушная смесь в этот момент похожа на туман, в определенном объеме воздуха бензин находится во взвешенном состоянии. Следовательно, воспламенение происходит намного быстрее и лучше, нежели в случае с карбюраторной системой.

Электромагнитные форсунки
гидравлические электронные форсунки
принцип работы инжектора ваз 2110

Как очистить форсунки не снимая с двигателя


Использовать специализированные присадки для очистки двигателя, которые заливаются в топливный бак;

Специалисты рекомендуют выполнять очистку форсунок двигателя каждые 30-35 тысяч километров, даже если не наблюдаются проблемы в работе двигателя.

Дроссельная заслонка

Откройте капот автомобиля и внимательно посмотрите, что находится под ним. Вы увидите воздушный фильтр, который обычно прикручен к «телевизору» – передней части машины. От него идет небольшой патрубок, соединенный с отрезком пластиковой трубы, к которому подключены провода. Это датчик, который измеряет расход двигателем воздуха. А вот после него находится заслонка. С ее помощью происходит регулировка подачи воздуха в топливную рампу. Но тут нужно взглянуть на принцип работы инжектора. Ведь необходимо заметить, что при полностью закрытой заслонке небольшая часть воздуха все равно поступает в топливную систему, чтобы обеспечить оптимальное значение числа оборотов двигателя. И происходит это при помощи одного специфического исполнительного механизма – регулятора холостого хода (неправильно его называть датчиком, так как это шаговый электродвигатель, он никаких измерений не производит). Этот механизм открывает и закрывает при необходимости канал, по которому поступает воздух в топливную рампу.

Преимущества инжектора и его недостатки

Если бы в этой системе не было преимуществ, инжекторы не получили бы столь широкое распространение. Надежность инжектора многие могут оспорить, ведь автомобилисты нередко сталкиваются с проблемами и неизлечимыми болезнями системы. Тем не менее, в технологии намного больше плюсов, которые привлекают покупателей и дарят определенные выгоды в поездке.

+ Преимущества— Недостатки
реальное понижение расхода топлива — инжектор может экономить, благодаря интеллектуальному управлению подачей топлива;чистка форсунок — если вы заливаете не слишком качественный бензин или не меняете вовремя фильтры топлива, форсунки будут забиваться и перестанут распылять бензин;
полное сгорание бензина — при правильных настройках инжектор обеспечивает полное сгорание топлива и определенную интенсивность поездки;прошивка «мозгов» в нужных режимах — на старых машинах иногда получается достичь невероятных результатов от перепрошивки, ведь технологии движутся вперед;
более выразительная динамика двигателя — водителю не приходится долгое время ожидать реакции при нажатии педали газа;замена бортового компьютера на более функциональный вариант ЭБУ для вашей модели автомобиля с подходящими настройками;
возможность смены прошивки — с помощью простой процедуры чип-тюнинга можно полностью изменить параметры авто;регулярная смена фильтров, как воздушного, так и топливного, с целью обеспечения нормальной работы инжектора;
технологичность и современность — машина с инжектором зачастую выбрасывает в атмосферу значительно меньше вредных веществ;использование качественного топлива в соответствии с предписанными производителем нормами и подходящим октановым числом;
устойчивая работа в любых условиях — для хорошей работы инжектора не требуется ручное управление заслонкой воздуха, двигатель хорошо заводится в мороз.регулярный сервис, своевременное обращение внимания на определенные недостатки работы автомобиля.

Несмотря на то, что инжектор дороже в обслуживании и более прихотлив к качеству бензина, его надежность и возможность широкой настройки параметров опережает на сотни шагов вперед карбюратор. В конце концов, за определенный пробег два типа мотора могут выйти одинаково в цене, только карбюратору нужно будет чаще уделять внимание, а инжектор сделать один раз и надолго.

И напоследок представляем вашему вниманию видео для более полного понимания принципа работы инжектора.

Электронный блок управления

Без этого элемента инжекторной системы впрыска двигатель работать не сможет. Впрочем, иногда, даже если он и стоит, то это вовсе не означает, что двигатель будет заводиться и отменно работать. А дело все в том, что электронный блок управления построен на микропроцессоре. И он специально программируется для работы в качестве модуля управления всеми исполнительными устройствами на основании данных, полученных от датчиков. Следовательно, электронный блок управления должен иметь программу, написанную по определенному алгоритму. Причем этот алгоритм должен быть четким, чтобы микроконтроллер точно знал, что ему необходимо сделать, если, например, появится сигнал с датчика детонации, без которого не может существовать ни один современный инжектор. Принцип работы двигателя как с инжектором, так и с карбюратором остается неизменным.

Датчики в автомобиле

Чтобы правильно и своевременно подать топливо во все цилиндры, а также импульсы на электроды свечей зажигания, необходимо максимально точно считывать все параметры работы двигателя. В частности, важно знать, какая частота вращения у коленчатого вала. Также не помешают данные о том, какое давление в топливной рампе. Если же необходима остановка двигателя в автоматическом режиме при недостаточной смазке, то производится подключение датчика давления масла. При этом нужно прописывать его функции в алгоритме блока управления, конечно же, принцип работы инжектора в таком случае немного изменится. Также следует знать и про детонацию, ведь она многое может сказать о том, насколько правильно функционирует двигатель внутреннего сгорания. В современных автомобилях контролируется даже состав газа в выхлопной системе. Это происходит при помощи двух датчиков кислорода. И самое главное – это, конечно же, расход воздуха. Без знания этого параметра попросту невозможно осуществить правильное смесеобразование.

Как это работает

Инжектор служит для осуществления подачи топливной смеси исключительно посредством прямого топливного впрыска, который осуществляется через одну или несколько форсунок. Топливо попадает изначально во впускной тракт мотора или же напрямую в рабочий цилиндр силового агрегата. Все авто, оснащенные такой инновационной системой питания, называют инжекторными. Классификация такого впрыска всегда зависит строго от того, какой именно принцип действия, место расположения узла, а также количества форсунок. Что касательно моновпрыска, то эта система примечательна тем, что смеси осуществляется исключительно одной форсункой во все работающие цилиндры ДВС.

Чаще всего такая инновационная система питания мотора автомобиля монтируется на , то есть на место, где обычно устанавливали такое устройство, как карбюратор. В отрасли автомобилестроенич данная система уже не востребована и считается устаревшей. Многие современные машины оснащены системами , то есть на каждый цилиндр приходится по одной форсунке.

В таком случае одна из форсунок срабатывает на впрыске, а другая на выпуске. Чаще всего этот тип впрыска применяется на этапе запуска силового агрегата, а также при неисправностях именно датчика положения распредвалов.

Принцип работы инжектора любого автомобиля всегда базируется на применении сигналов, приходящих на форсунки с микроконтроллера, а они считывают данные с многочисленных электронных датчиков. Они собирают данные о интенсивности вращения коленчатого вала, мгновенном расходе воздуха, температуры мотора, а также положении дроссельной заслонки.

Центральный контроллер обрабатывает все эти данные и уже потом определяет, как именно осуществлять подачу топлива и когда это делать, а также управлять зажиганием топливной смеси. Из этого следует, что система современного инжектора постоянно меняет алгоритм работы с учетом показаний многочисленных датчиков.

Фак по датчикам инжектора ВАЗ

Здесь описанны датчики и исполнительные механизмы применяемые в ЭСУД.Кратко описан принцип действия и методы проверки, без применения спец. и диагностического оборудования, если это возможно.Доступные каждому, кто имеет мультиметр и\или БК.

1. ДМРВ На автомобилях семейства ВАЗ-2110 устанавливаются датчики массового расхода воздуха термоанемометрического типа.

Сохранить в Альбом
ДМРВ
ДМРВ
Чувствительный элемент датчика представляет собой тонкую пленку, на которой расположено несколько температурных датчиков и нагревательный резистор.В середине пленки находится область подогрева, степень нагрева которой контролируется с помощью температурного датчика.На поверхности пленки со стороны потока воздуха и с противоположной стороны симметрично расположены еще два термодатчика, которые при отсутствии потока воздуха регистрируют одинаковую температуру.При наличии потока воздуха первый датчик охлаждается, а температура второго остается практически неизменной, вследствие подогрева потока воздуха в зоне нагревателя.Дифференциальный сигнал обоих датчиков пропорционален массе проходящего воздуха.Электронная схема датчика преобразует этот сигнал в постоянное напряжение, пропорциональное массе воздуха.Важно, чтоб датчик оставался в чистоте, так-как загрязнение вызовет искажение показаний датчика.Так-же он требователен к качеству фильтрации всасываемого воздуха, так-как попавщая пыль, пролетая через датчик, режет плёнку чувствительного элемента.Что приводит к безвозвратному выходу датчика из строя.
Устанавливается датчик здесь…

Сохранить в Альбом

Итак о проверке…
Проверка заключается в измерении напряжения покоя датчика, то-есть напряжения, которое выдаёт датчик, при включённом зажигании, но не запущенном двигателе.Измерение можно проводить как с помощбю БК, так и с помощью обычного мультиметра.Лучше конечно если мультиметр будет не самый дешевый и китайский.
Если установлен БК, нужно посмотреть параметры каналов АЦП(аналого-цифрового преобразователя).Для проверки ДМРВ мультиметром, аккуратно прокалывая провода у разъёма датчика, измеряем напряжение между 3(масса ДМРВ) и 5(сигнал) контактами.
Показания должны быть 0,996В-для нового, <1,07В для уже "поплывшего" и >1,07-для убитого датчика.

2. Датчик кислорода(ДК) или Лямбда-Зонд.

Сохранить в Альбом

Чувствительный элемент датчика кислорода находится в потоке отработавших газов.При достижении датчиком рабочих температур, превышающих 360 град. С, он начинает генерировать собственную ЭДС, пропорциональную содержанию кислорода в отработанных газах.На практике, сигнал ДК представляет собой быстро изменяющееся напряжение, колеблющееся между 500 и 900 милливольт.Изменение напряжения вызвано тем, что система управления постоянно изменяет состав смеси вблизи точки стехиометрии(идиальной пропорции воздух-топливо, 14,7кг воздуха на 1 кг топлива), сам ДК не способен генерировать какое-либо переменное напряжение, а лишь изменяет опроное.Для ускорения прогрева датчика до рабочей температуры он снабжен электрическим нагревательным элементом.
Устанавливается датчик либо так…

Сохранить в Альбом

Сохранить в Альбом

( коллектор А-21124;Коллектор В-21114)
На двигателях с экологическими нормами Евро-3 устанавливаются два ДК, один до катализатора, другой после.Второй датчик служит для контроля работы катализатора…
Метод проверки заключается в том, что при прогретом двигателе, с помощью мультиметра(лучше аналогового-стрелочного) наблюдается изменение напряжения.Если изменений нет, при исправных цепях и прогреве датчика, а напряжение лежит выше или ниже указаного предела, то датчик "отравлен" и подлежит замене.Так-же следует учесть, что многие дешевые мультиметры, обладают большой инерционностью и не позволят произвести точное измерение из-за часто меняющегося напряжения(аналоговый(стрелочный) мультиметр сдесь выигрывает).Но изменение контролировать удастся…

3. Датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ)

Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор, т.е. резистор, электрическое сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Термистор, расположенный внутри датчика имеет отрицательный температурный коэффициент сопротивления, т.е. при нагреве его сопротивление уменьшается.

Сохранить в Альбом

Проверка производится с применением градусника.Нагревая и охлаждая датчик, например в воде, измеряем сопротивление датчика и сравниваем с данными в таблице, приведённой ниже и показаниями контрольного градусника.
Приблизительная зависимость сопротивления от температуры:
Температура грС--Сопротивление Ом
100--177
90--241
80--332
70--467
60--667
50--973
45--1188
40--1459
30--2238
25--2796
20--3520
15--4450
10--5670
5--7280
0--9420
-5--12300
-10--16180
-15--21450
-20--28680
-30--52700
-40--100700

4. Датчик положения дроссельной заслонки(ДПДЗ)

Сохранить в Альбом

Установлен сбоку на дроссельном патрубке и связан с осью дроссельной заслонки.

Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подаётся плюс напряжения питания (5 В), а другой конец соединен с массой.С третьего вывода потенциометра(от ползунка) идёт выходной сигнал к контроллеру.Когда дроссельная заслонка поворачивается(от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика.При закрытой дроссельной заслонки оно ниже 0.7 В.Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растёт и при полностью открытой заслонки должно быть более 4 В.Отслеживая выходное напряжение датчика контроллер корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки(т.е. по вашему желанию).Датчик положения дроссельной заслонки не требует никакой регулировки, т.к. контроллер самостоятельно определяет минимальное напряжение датчика и принимает его за нулевую отметку.
К сожалению без применения осциллографа не возможно определить состояние датчика, но можно хотя-бы проверить функционирование датчика.
При плавном нажатии на педаль газа, на БК должно меняться процентное открытие заслонки(0% открытия-1%-2%-3% и так далее), а при измерении напряжения на разъёме датчика, между контактами 1(масса датчика) и 2(сигнал ДПДЗ), напряжение должно меняться плавно без скачков.Если на БК происходит перескакивание % открытия(1%-2%-8%-3%), а на мультиметре просходят скачки напряжения, стоит задуматься о его замене…

5. Датчик положения коленчатого вала(ДПКВ)

ДПКВ, самый важный датчик ЭСУД.Система управления может функционировать без любого датчика, кроме ДПКВ.Если он неисправен двигатель не запустится.

Сохранить в Альбом

ДПКВ подаёт в контроллер сигнал частоты вращения и положения коленчатого вала.Этот сигнал представляет собой серию повторяющихся электрических импульсов напряжения, генерируемых датчиком при вращении коленчатого вала.На базе этих импульсов контроллер управляет форсунками и системой зажигания.

Сохранить в Альбом

ДПКВ установлен на крышке масляного насоса

Сохранить в Альбом

на расстоянии около 1+0,4мм от задающего диска (шкива, репера) коленчатого вала.

Сохранить в Альбом

Шкив коленчатого вала имеет 58 зубцов расположенных по окружности.Зубцы равноудалены и расположены через 6°.Для генерирования "импульса синхронизации" два зуба на шкиве отсутствуют.При вращении коленчатого вала зубцы диска изменяют магнитное поле датчика, создавая наведенные импульсы напряжения.По импульсу синхронизации от датчика положения коленчатого вала, контроллер определяет положение и частоту вращения коленчатого вала и рассчитывает момент срабатывания форсунок и модуля зажигания.Провод ДПКВ защищён от помех экраном, замкнутым на массу через контроллер.Датчик ПКВ — полярный прибор — при нарушении проводки следует подключать соблюдая полярность.В "обратном" включении двигатель не заведется.
Доступный метод проверки заключается в измерении сопротивления обмотки датчика, оно должно лежать в пределах 550-750 Ом.Если есть отклонения, следует заменить его.
Так-же на датчике не должно быть примагниченных частиц металла, грязи и масла.
И личный совет:"Возите с собой запасной датчик".

6. Датчик скорости автомобиля(ДС)

Сохранить в Альбом

Принцип действия датчика скорости основан на эффекте Холла.Датчик выдаёт на контроллер импульсы напряжения с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колёс.Все датчики 6-ти импульсные, то есть выдают 6 импульсов за один оборот своей оси.Сигнал датчика скорости используется системой управления для определения порогов отключения подачи топлива, а также для электронного ограничения скорости автомобиля (в последних системах управления).
Устанавливать привод спидометра в тех моделях, где он есть, в коробку передач нужно очень аккуратно, при малейшем перекосе сомнутся пластмассовые зубья ведущей шестерни привода спидометра и разборка коробки передач неизбежна.
К сожалению, произвести проверку ДС, без спец. средств не возможно.С помощью БК и штатного спидометра можно лишь контролировать его работу.Не должно быть сильных скачков скорости при движении.Скачки могут быть вызваны как самим неисправным датчиком, так и механизмом его привода.

Сохранить в Альбом

8. Датчик детонации(ДД)

Датчик Детонации (ДД) служит для обнаружения детонационных ударов в ДВС и расположен на блоке цилиндров.Конструктивно датчик представляет собой пьезокерамическую пластину в корпусе.Существует две разновидности ДД — резонансные и более современные широкополосные.

Сохранить в Альбом

В настоящее время резонансные ДД не устанавливаются серийно.
ДД, при работе двигателя, за счёт пьезо элемента генерирует импульсы, которые ЭБУ отфильтровывает по заложенному в нём алгоритму.При возникновении детонации, ЭБУ фиксирует сигналы с ДД и "заваливает" УОЗ, чтоб предупредить воздейсвие детонационных явлений на детали двигателя.
Проверка датчика на работоспособность производится путём подключении к выводам датчика мультиметра в режиме измерения милливольт и легкими постукиваниями по сердцевине датчика.При этом регистрируются скачки напряжения.
Обычно ДД крепится на блоке цилиндров болтом, но проведённые эксперименты говорят о том, что для крепления датчика лучше использовать шпильку.Так шумы лучше передаются в датчик.Момент затяжки датчика 1.6-2.2 кг.

9. Датчик неровной дороги(ДНД)

Сохранить в Альбом

работает на основе пьезо-эффекта.При прохождении автомобилем неровностей генерирует импульсы и посылает их в ЭБУ.Устанавливается на автомобили с экологическими нормами Е-3 и выше.Суть его работы в том, что при прохождении автомобилем неровностей образуется неравномерность вращения коленчатого вала автомобиля, которые могут регистрироваться ЭБУ как пропуски воспламенения.Эбу отключит подачу топлива в цилиндр, который якобы в тот момент имел пропуск воспламенения, и двигатель "затроит".Чтоб не допустить ложных срабатываний системы диагностики пропусков, в ЭСУД был введён этот датчик.И эбу сверяя сигнал с ДНД и неравномерность вращения делает правильный вывод, произошел пропуск или нет.Датчик устанавливается на правой(по ходу автомобиля) стойке и прикручивается под гайку крепления верхней опоры.

1. Регулятор холостого хода(РХХ)

Сохранить в Альбом

Регулятор холостого хода служит для поддержания установленных оборотов двигателя на холостом ходу за счет дозирования количества воздуха, подаваемого в двигатель при закрытом дросселе.РХХ расположен сбоку дросселя

Сохранить в Альбом

и представляет собой шаговый двигатель с двумя обмотками.При подаче импульса на одну из них игла делает один шаг вперед, на другую — шаг назад.Через червячную передачу вращение двигателя преобразуется в поступательное движение штока.Конусная часть штока располагается в канале подачи воздуха для обеспечения регулировки холостого хода двигателя.Шток регулятора выдвигается или втягивается в зависимости от управляющего сигнала контроллера.Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, дозируя количество воздуха, подаваемого в обход закрытой дроссельной заслонки.В полностью выдвинутом положении (выдвинутое до упора положение соответствует "0" шагов), конусная часть штока перекрывает подачу воздуха в обход дроссельной заслонки.При открывании клапан обеспечивает расход воздуха, пропорциональный перемещению штока (количеству шагов) от своего седла.Полностью открытое положение клапана соответствует перемещению штока на 255 шагов.
Проверяется РХХ замером сопротивления обмоток.На выводах AB и CD.Сопротивление каждой обмотки должно быть в пределах 51 +\- 2 Ом.Но такая проверка не может полностью судить о пригодности регулятора.Из-за возможной механической проблемы.Проверять подвижность штока, прилагая к нему усили недопустимо, это может вывести его из строя.

2. Регулятор давления топлива(РДТ)

Сохранить в Альбом

Регулятор давления расположен на рампе форсунок, служит для регулирования давления топлива в рампе, в зависимости от нагрузки на двигатель.При включенном зажигании, неработающем двигателе и работающем ЭБН регулятор поддерживает давление в топливной рампе в пределах от 2,8 до 3,2 кгс/см2, а излишки сливает в "обратку"(в системах с двигателем объемом 1,6 литра нет "обратки", РДТ находится в баке, на бензонасосе и поддерживает давление в топливной магистрали 3,8 кгс/см2).На ХХ давление может снижаться до 2,3 кгс/м2.

3. Клапан продувки адсорбера(КПА)

Сохранить в Альбом

предназначен для продувки адсорбера — системы улавливания паров бензина автомобиля, оснащенного электронной системой управления двигателя, разработаны для норм токсичности ЕВРО — 3 и ЕВРО-2.Клапан управляется ЭБУ, путём подачи на электро клапан умравляющего сигнала частотой 32 гц разной длины, в зависимости от алгоритма заложенногов прошивке блока.
Проверить его работу можно на слух, подавая кратковремено +12 и массу на выводы клапана.Трубки, подводимые к клапану не должны иметь трещин и сообщаться с атмосферой.

Модуль бензонасоса на автомобиле семейства ВАЗ-2110 погружного типа и расположен в баке.
Сам бензонасос турбинного типа. С его помощью в топливной системе создаётся давление не мение 2.8 кг\см, а излишки давления, через РДТ, стравливаются через "обратку" в бак(на новых системах с объёмом 1.6 литра, применяется бензонасос со встроеным регулятором давления.Слив излишков происходит прям в баке, а топливная рампа не имеет "обратки", а давление в системе 3.8кг\см).
Основными параметрами для контроля являются:Давление в "стенку"(не менее 5 атм);Производительность(не мение 50-60 л\час) и ток в цепи электропитания бензонасоса(не более 6,5 А).Для измерения давления в системе применяется топливный манометр, который имеется не у всех.По-этому описание проверки излогать не целесообразно.
Так-же на модуле установлен ДУТ(датчик указателя топлива).Предстовляющий из себя простой реастат, который изменяет напряжение в зависимости от количества топлива в баке.

СО-потенциометр представляет из себя переменный резистор. С помощью которого регулируется состав смеси на ХХ(обедняется или обогощается) для обеспечения экологических норм.Устанавливался на автомобили без неитрализатора.Распологался в салоне на боковом экране центральной консоли у ног водителя.В последствии был устранён, всвязи с появлением возможности регулировки с диагностического оборудования.

Форсунка представляет из себя электромагнитный клапан, управляемый ЭБУ.
С помощью форсунок происходит дозирование топлива, путём кратковременного открытия клапана.Форсунка устанавливается одним концом(со стороны распылителя) во впусконй коллектор, другим концом в рампу.
Форсунки бывают различных формфакторов и производителей.
Проверяются прозвонкой обмотки клапана, сопртивление должно быть в пределах 11-15 ом.

7. Модуль зажигания(МЗ)

Модуль зажигания сложный электротехнический прибор.
Который обеспечивает генерирование искрового разряда на свечах зажигания.Управляется ЭБУ.По составу содержит в себе две катушки зажигания и два коммутатора.Каждая катушка завязана на два цилиндра(1-4 и 2-3).То-есть, когда в первом цилиндре в конце такта сжатия происходит рабочий разряд, который воспламеняет рабочую смесь, то в четвёртом цилиндре происходит разрят, так называемой, "холостой" искры.Аналогичный процесс происходит и с вторым и третьим цилиндром.Это происходит из-за того, что вторичная обмотка, каждой из своих концов, соединина с выводом для ВВ провода.

И при возникновении индукции от протекающего тока по первичной обмотке, на выводах катушки генерируется ВВ напряжение разных потенциалов.
МЗ очень капризный прибор из-за своей технической сложности.И продиагностировать его, как говорят "на коленке" практический не возможно.Контроль МЗ производится на специальном стенде, где имитируются разные режимы работы двигателя.А также осциллографом, по осциллограммам первичного и вторичного напряжения.Косвенно судить о работе МЗ, можно подключив к в проводу разрядник и оценить качество искры.
Не допускается проверка искры, подключив свечу к ВВ проводу и приложив её к массе двигателя!Так-как таким образом не возможно обеспечить уверенное заземление свечи, что может привести к выходу из строя модуля.А так-же существует риск поражения электрическим током высокого напряжения!

8. Катушка зажигания(КЗ)

Четырёхвыводная катушка зажигания является аналогом МЗ, за исключением того, что из неё были удалены коммутаторы.Что привело к увеличению стабильности работы узла.Это было сопряжено с тем, что в конце 2004 года, на конвеер стали поставляться новые электронные блоки управления Бош 7.9.7 и Январь 7.2.Которые содержат в себе коммутаторы и силовые ключи.Методы проверки, такие же как у МЗ.
На двигателях 21124 устанавливаются индивидуальные катушки зажигания, которые устанавливаются непосредственно на свечу зажигания.В составе ЭБУ такой системы содержатся четыре комутатора и четыре силовых ключа.

Читайте также: