Принцип работы муфты халдекс на фольксваген тигуан

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Как работает полный привод на Тигуане, подключаемый или постоянный, почему не включается

Автомобиль Фольксваген Тигуан, собираемый в РФ, пользуется довольно большой популярностью среди автолюбителей. Неплохое качество, не очень высокая цена, комфорт и удобство – аргументы в пользу приобретения данной машины. Еще один аргумент: наличие полного привода. Во многих случаях, из-за того, что машина оснащена системой полного привода, её и покупают. Как раз о приводе речь пойдет в данной статье.

Как работает полный привод на Тигуане

На автомобили данной модели устанавливается система полного привода, имеющая название 4Motion и о ней тоже стоит рассказать, чтобы в полной мере понять работу полного привода на машине описываемой модели.

4Motion

Данная система была разработана в прошлом веке и начала устанавливаться на автомобили Фольксваген с 1998 года. Крутящий момент в такой системе направляется к осям, в зависимости от дорожной ситуации. Подключение происходит автоматически.

Система состоит из следующих элементов:

  • дифференциал передней оси;
  • раздатка;
  • кардан заднего привода;
  • муфта;
  • главная передача;
  • заднеосевой дифференциал.

За счет чего обеспечивается работа

Переднеосевой дифференциал предназначен для того, чтобы направлять крутящий момент на передние колеса. Корпус дифференциала соединен валом с раздаткой. Карданная передача привода задней оси соединяет раздатку и муфту. Сама карданная передача состоит из двух валов и ШРУСа, она присоединяется к раздатке и фрикционной муфте несколькими муфтами повышенной упругости.

Фрикционная муфта, встроенная в картер дифференциала задней оси, является дисковой. Такое строение необходимо для того, чтобы менять величину передачи крутящего момента. Данная величина зависит от того, насколько замкнута муфта.

На автомобили Фольксваген Тигуан устанавливается муфта Haldex, относящаяся к четвертому поколению муфт.

Она устроена таким образом: в основе – диски двух типов. Первые из них – фрикционные, имеющие внутреннее зацепление и ступицу. Вторые – стальные, имеющие внешнее зацепление и барабан. Диски сжимаются поршнями.

Помимо дисков, в структуру муфты входят элементы электронного управления:

  • входные датчики;
  • блок управления;
  • исполнительные устройства.

Главный показатель, на который ориентируется входной датчик – температура масла. Блок управления анализирует полученную от входного датчика информацию и дает команды исполнительным устройствам. Нужно отметить, что блок управления ориентируется не только на уровень температуры масла, он получает информацию еще и от ЭБУ двигателя и ABS.

Исполнительное устройство – это клапан, который регулирует степень сжатия дисков.

Режимы работы муфты

Все предусмотрено 5 режимов работы муфты:

  1. При начале движения.
  2. При начале движения с пробуксовкой.
  3. При движении с постоянной скоростью.
  4. При движении с пробуксовкой.
  5. При торможении.

При торможении и движении с постоянной скоростью диски, как правило, не зажаты. Машина использует для движения только одну ведущую ось. Если возникает пробуксовка, то диски зажимаются до определенного уровня. При начале движения диски зажаты.

Таким образом, система сама определяет, на основании информации, полученной от электронных устройств, когда и насколько нужно зажать диски муфты.

Не работает полный привод на Тигуан

Причины того, что не работает полный привод на Тигуан, могут быть самыми разнообразными, начиная с поломки железа и заканчивая выходом из строя датчиков и электроники.

Например, если вышел из строя датчик температуры масла, то подключение задней оси будет осуществляться некорректно. То же самое может происходить, если поступает некорректная информация с блоков двигателя и ABS.

Частой причиной проблем с полным приводом является изнашивание подвесного подшипника карданного вала. Фиксируются также проблемы с подкачивающим насосом.

К сожалению для владельцев данного автомобиля, ремонт обходится достаточно дорого. И к этому нужно готовиться.

Вообще же, наверное, искать причину того, что не работает полный привод, искать необходимо не в интернете, а в автосервисе. Здесь описаны только лишь характерные болячки привода автомобиля, но в каждом конкретном случае причина неисправности может быть своя.

Тигуан. Полный привод или подключаемый

Прежде чем более подробно разбирать вопрос, стоит отметить, что Тигуан продается в двух версиях: городской и внедорожной. Именно от этого зависит подключаемый или постоянный полный привод у этой машины. Во внедорожной версии даже есть фаркоп, который спрятан под днищем автомобиля. С городским Тигуаном, в принципе, все понятно: он предназначен для того, чтобы перевозить людей и небольшие грузы в городских условиях. Тигуан во внедорожной версии остается все тем же паркетником, но с определенным дополнительным оборудованием и набором функций. В частности, он имеет кнопку Offroad, которая мобилизует все системы автомобиля, подготавливает их к борьбе с грязью, снегом, льдом и прочим.

Что касается того, какой же привод на Тигуане, то тут мнения расходятся. Исходя из устройства системы привода и принципа её работы, можно с уверенностью говорить, что у машины полный подключаемый привод, так как диски муфты зажаты не всегда. Эта точка зрения подтверждается и официальными документами, в которых сказано что привод автоматически подключаемый.

Фольксваген tiguan в разрезе

Вторая точка зрения: привод у Тигуана полный постоянный привод. Сторонники данной точки зрения аргументируют свое убеждение тем, что определенный процент крутящего момента передается на заднюю ось постоянно. Пусть этот процент и небольшой. Но он есть.

Представляется, что постоянная передача 5-10 процентов крутящего момента на задние колеса не может говорить о том, что машина имеет постоянный полный привод. Все же, под таким типом привода подразумевается кое-что другое.

Например, если рассматривать отечественный внедорожник Нива, то там значительная энергия передается абсолютно на все оси и на все колеса. Автомобиль устойчиво стоит на всех четырех шинах. Здесь же все иначе.

Как в реальности работает полный привод (Haldex) на Тигуане, ч.1

В 1-й части будут просто тезисно записаны основные моменты в работе муфты.

Почему-то при обсуждении полного привода часто ссылаются на вот эту запись, хотя правда там только то что степень блокировки действительно снижается при повороте руля чтобы меньше рвать трансмиссию. В остальном в реальной эксплуатации муфта работает совершенно иначе.
Автор той страницы инакомыслие не приемлет и неугодные ему комментарии удаляет. Ну это его дело, не мне судить. Но всё же обычные пользователи имеют право знать как на самом деле ведет себя полный привод на Тигуане, собственно поэтому моя запись и появилась.

Как же муфта работает в реальности:
1. Муфта не блокируется при торможении, а как раз наоборот — полностью распускается (степень блокировки 0)
2. При полностью вывернутых колесах муфта блокируется не на 10%, а намного больше. При включенной ASR степень блокировки доходит до 40-50%, а если мести хвостом с отключенной системой ASR, то и до 60%, это всё при полностью вывернутом руле
3. Режимы движения не влияют на скорость подключения муфты и верхний предел блокировки — и в "Эко" и к примеру в "Бездорожье" муфта в первом приближении работает одинаково, по крайней мере разницы при измерениях не видно.
4. Часто говорят что Халдекс распределяет момент 50/50 между осями. Это не так. 50/50 было бы если между осями стоял симметричный дифференциал. Но Халдекс при 100% блокировке жестко связывает переднюю и заднюю ось (как например Нива при заблокированном межосевом дифференциале или Уаз при подключенном переднем мосте), в результате распределение момента м/у осями зависит от конкретной дорожной ситуации и в пределе может доходить до 0-100 в пользу задней оси (например передние колеса на льду, а задние на асфальте)
5. Муфта полностью отключается не только при торможении, но и при сбросе газа либо при движении с постоянной скоростью, т.е. в такие моменты авто исключительно переднеприводной
6. Вопреки расхожему мнению при движении задним ходом степень блокировки муфты не ниже чем при движении вперед и также может доходить до 100%
7. Ограничения по отключению полного привода в зависимости от скорости нет (например 2.0 180 л.с. продолжает чуть-чуть блокировать муфту при ускорении со 170-180 км/ч), а если двигатель будет способен дать соответствующее ускорение (например версия 220 л.с, и лучше с чипом), то муфта будет блокироваться и после 200 км/ч.
8. При переходе в адаптациях 22 блока ("Электроника полного привода") на "Уменьшенный шум" либо "Повышенная тяга" изменений в работе полного привода инструментально заметить невозможно. Хотя считается что "Уменьшенный шум" по сравнению со "Стандарт" делает автомобиль более переднеприводным и экономичным, а "Повышенная тяга" делает автомобиль более устойчивым в поворотах и улучшает старт с места, а уж на пересеченной местности авто превращается в Бога бездорожья. Пока думается что это Плацебо, хотя позже сделаю повторный эксперимент еще кое что изменив в адаптациях, возможно мнение изменится.
9. В режиме "Бездорожье" чуть лучше работают имитации межколесных блокировок по сравнению с обычным режимом. Отключение ASR наоборот, ухудшает работу имитаций, тем не менее полностью они не отключаются
10. Никакого 5-10% постоянного преднатяга в муфте нет, хотя во многих буклетах и презентациях пишут что до 10% момента постоянно передается на заднюю ось. Ничего подобного! Преднатяг в 3-5% существует только если авто стоит неподвижно и в коробке включены режимы D, S или R. Например авто стоит на светофоре в режиме Drive и ждёт зеленого, вот тогда да, в муфте есть преднатяг в 3-4% и автомобиль готов к старту. В остальные моменты степень блокировки муфты гибко варьируется от 0 до 100%

Сорри за много букв.
Во 2-й части будут приведены инструментальные замеры подтверждающие вышенаписанные тезисы, спасибо тем кто дочитал до конца))

Как работает полный привод на Тигуане?

Многие не знают, что из себя представляет и как работает полный привод на Тигуане!
В основном, неграмотные продаваны оперируют избитой фразой: "Задний мост подключается при пробуксовке переднего!"
Я сам задавался этим вопросом, "испытывал" свой автомобиль в грязи, снегу и на льду!
А недавно нашел толковое описание в инете, хочу с Ваии поделиться…
Думаю владельцам будет интересно!
Как резюме: у Тигуана постоянный полный привод )))
На Тигуане используется муфта Haldex, 4-го поколения:

Haldex 4 поколение (с 2007 года)

…Начиная с четвертого поколения в конструкции муфты произошли очень серьезные изменения, которые кардинально поменяли алгоритм ее работы. Принцип действия остался прежним — передача крутящего момента с помощью пакета фрикционных дисков. Новым является то, что теперь отсутствует дифференциальный гидравлический насос и давление в гидросистеме муфты создаётся мощным электрическим насосом. Передаваемый крутящий момент корректируется блоком управления полного привода с помощью подачи сигнала на клапан управления замыкания муфты.
Разность скоростей вращения колёс передней и задней осей больше не является условием включения муфты полного привода.
Теперь муфта полностью управляется электроникой в не зависимости от условий движения. Благодаря увеличенному почти в 10 раз (до 30 атм) предварительному давлению (по сравнению с Haldex 2 поколения) накапливаемому в гидроаккумуляторе сократилось время необходимое для полной блокировки муфты. Еще одним важным преимуществом является постоянно включенная задняя главная передача.

Схема трансмиссии
Блок управления полного привода получает информацию по CAN шине от датчиков: поперечного ускорения, продольного ускорения, рысканья автомобиля, оборотов двигателя, положения педали акселератора, частоты вращения колес, выключателя стоп-сигнала и угла поворота рулевого колеса.
Фактически, главный сигнал на блокировку муфты поступает от педали газа. Например, при ускорениях муфты превентивно блокируется не дожидаясь пробуксовки колес. Работу муфты хорошо заметно при прохождении поворотов под тягой — совершенно явно ощущается как тяга на задней оси доворачивает машину в поворот. Таким образом муфта работает всегда, независимо от вашего стиля вождения.

Еще одно важное замечание — если раньше, в случае вмешательства ABS и/или ESP муфта всегда полностью размыкалась, то теперь при работе ABS муфта размыкается, а при вмешательстве ESP муфта может быть замкнута. Важный момент — муфта Haldex 4 поколения может быть установлена только на автомобили с системой ESP.

Ещё одно замечание относительно масла в муфте Haldex. Сейчас используется новое масло (G 055 175 A2) в емкостях по 1 литру, ранее использовалось масло G 052 175 A1. Также следует обратить внимание, что это масло только для муфты, и не имеет отношения к редуктору заднего моста. Маслянный фильтр рассчитан на весь срок службы автомобиля, а интервал замены масла в муфте составляет 60 тысяч километров.
Кроме этого часто возникает вопрос касающийся того, какой максимальный крутящий момент может выдержать многодисковое сцепление в муфте Haldex.
Количество дисков в пакете фрикционной муфты зависит от модели автомобиля (от передаваемого крутящего момента). В частности для полноприводной Октавии предельный крутящий момент составляет 2000 Нм, а для модели VW Tiguan это 2400 Нм. Следует отметить, что коническая передача раздаточной коробки передает вращение на вал привода задней оси с повышающим коэффициентом 1,6. Это позволяет использовать вал меньшего диаметра. Соответственно в задней главной передаче частота вращения, передаваемая валом привода уменьшается в 1,6 раза.
В итоге:
Муфта Haldex 4 поколения является одной из самых совершенных систем подключаемого полного привода представленных в мире на текущий момент (к слову, на мощнейшем Bugatti Veyron тоже используется муфта Haldex). Её конструкция очень проста и надежна, а главное преимущество по сравнению с другими системами подключаемого полного привода заключается в том, что разность скоростей вращения колес на передней и задней оси не является условием включения муфты. Электроника превентивно блокирует муфту в соответствии с дорожной обстановкой.
К недостаткам системы можно отнести фактическое отсутствие центрального дифференциала, и следовательно тот факт, что конструктивно задние колеса не могут иметь большую скорость вращения, чем передние.
ИНТЕРЕСНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Основные режимы работы муфты

Муфта Haldex: все об устройстве, неисправностях и обслуживании

Муфта Haldex является одним из основных элементов системы подключаемого полного привода, который встречается на все большем числе современных автомобилей. Суть работы муфты в том, чтобы контролировать и передавать крутящий момент. Последнее будет зависеть от степени замыкания муфты. В большинстве случаев момент передается к задней оси автомобиля от передней. Это довольно интересное устройство, с которым стоит ознакомиться даже тем автолюбителям, чей транспорт имеет совсем другой межосевой привод. Об устройстве муфты Haldex, ее эксплуатации и неисправностях – в материале АвтоПро.

Устройство муфт Haldex

Хотелось бы начать разбор устройства муфты Haldex, однако делать слету нельзя по ряду причин. Во-первых, существует аж 5 поколений таких муфт, а значит, нужно разбираться с каждым поколением. Во-вторых, без понимания принципа работы подключаемого полного привода ( AWD ) разобраться с местом муфты в этой системе будет очень сложно. Давайте начнем по порядку.

Основным отличием подключаемого полного привода от более привычного постоянного является то, что в нем отсутствует центральный дифференциал. В обычных условиях большая часть крутящего момента будет передаваться лишь на одну ось (для Haldex это передняя), а в случае нужды в работу включится и вторая ось. Не совсем правильно считать, что муфта блокирует или некоторый процент крутящего момента, или не блокирует его вовсе и включается в работу продолжительное время. На самом деле в муфтах Haldex вне зависимости от поколения поддерживается некоторое давление в гидросистеме . Этого давления хватает для предварительной блокировки муфты на 5-10% . При этом на заднюю ось попросту нельзя передать большую часть крутящего момента – только 50%. Потери крутящего момента, о которой говорят неопытные автолюбители, не происходит, иначе бы в таких муфтах попросту не было бы смысла и им подобрали более эффективную замену.

Теперь мы смело можем приступить к рассмотрению различных поколений муфт Haldex . Итак, первое поколение, увидевшее свет в 1998 году. Такая вискомуфта блокируется в зависимости от того, насколько сильно пробуксовывают колеса на передней оси . Именно такие муфты обеспечивали внезапное подключение задней оси при, например, вхождении в поворот, что очень не нравилось автолюбителям. Хоть муфты Haldex с течением лет серьезно дорабатывали, уже в первом поколении наметилась основа подобных устройств. К этой основе относятся:

  • Электрические компоненты: блок управления, электромотор, электромагнитный клапан, электронасос;
  • Механические и гидравлические компоненты: регулятор, фланец, барабан, ступица, фрикционные диски, гидравлический насос.

За блокировку муфты отвечает гидравлический насос – как только включается в работа, масло начинает давить на исполнительный цилиндр, прижимающий диск сцепления. Электрический насос позволяет гидравлическому срабатывать несколько быстрее, заранее поджимая диски сцепления . Электромагнитный клапан помогает быстро снизить давление в системе и разъединять диски. Кстати, последний может получить сигналы от ESP и ABS систем и разблокировать муфту полностью.

Муфта Haldex 2 поколения, выпущенная в 2002 году, от своей предшественницы почти ничем не отличалась. Хотя в ней есть несколько интересных моментов. Во-первых, второе поколение интегрировали с задним дифференциалом – муфта стала как бы вынесенным компонентом, так что ее стало проще демонтировать и обслуживать. Во-вторых, электромагнитный клапан заменили на электрогидравлический. Меньше компонентов, меньше сложностей – эффективнее работа. В-третьих, муфту стали оснащать более производительным электрическим насосом . Еще один приятный момент: система стала работать с большим объемом масла, а значит, ее приходилось реже обслуживать. Что касается муфты Haldex 3 поколения, то она, равно как и предыдущая, не удивила автолюбителей какими-либо новинками. В ней был установлен более производительный насос и электрогидравлический клапан. Полная блокировка теперь осуществлялась за 150 миллисекунд. Третье поколение также называется Prex .

Муфты Haldex 4 поколения, представленная в 2007 году, уже претерпела очень серьезные изменения. Механизм стал быстрее и надежнее. Кроме того, практически пропали неверные срабатывания , вызванные обычным поведением на дороге. Вот над чем работали инженеры ведущих автоконцернов все это время:

  • Муфта перестала блокироваться, руководствуясь исключительно разницей между скоростью вращения передней и задней оси;
  • Управление стало полностью электрическим;
  • Гидравлический насос был заменен одним мощным электрическим насосом;
  • Было серьезно сокращено время полной блокировки муфты;
  • Передача крутящего момента задней оси начала корректироваться блоком управления, подающим сигналы клапану управления замыкания.

Так, например, значительной скорости срабатывания удалось достигнуть «подготовкой» муфты к возможной пробуксовке – при сильном увеличении газа, к примеру. Предварительное давление увеличилось аж до 30 атмосфер . Теперь муфтой управлял только электронный блок , получавший информация от датчиков по CAN шине . Кроме того, теперь муфта Haldex размыкалась при получении сигнала только от ABS, тем временем как при получении сигнала от ESP муфта могла остаться разомкнутой. Здесь важно отметить, что Haldex 4 поколения устанавливали именно на авто с ESP системой .

Последним на момент написания данного материала является 5 поколения муфт полного привода Haldex. Несмотря на то, что многие автолюбители ждали технологических новинок, разница между пятым и четвертым поколениями оказалась значительно. Еще немного изменилось время для полной блокировки и увеличился эксплуатационный ресурс . Если подробнее, то вот что было сделано:

  • Удален масляный фильтр, клапан управления замыкания N373 и аккумулятор давления;
  • Добавлен улучшенный насос муфты и блок управления J492 ;
  • В конструкция были добавлена втулка с масляными каналами, а также предохранительный клапан;
  • Несколько изменена форма корпуса.

По сути, это дополненный вариант Haldex 4 поколения. Механизм достаточно надежен и просто в обслуживании. Как и в случае муфт предыдущих поколений, масло в нем стоит менять не позже 40 тысяч километров пробега. В муфтах пятого поколения не нужно менять фильтр (конструктивно он отсутствует), однако при полном обслуживании необходимо снимать насос и осматривать «начинку» муфты на предмет загрязнений, которые потребуется удалить.

Неисправности муфты Haldex

Вообще, муфта в системах подключаемого полного привода редко выходит из строя. Это довольно надежное и живучее электромеханическое устройство , которое при своевременном обслуживании может служить довольно долго. Признаки неисправности муфты у разных марок и моделей авто могут несколько отличаться, но, как правило, автолюбители говорят о следующем:

  • Потеря герметичности, утечка масла;
  • Загрязнение вследствие нерегулярной замены масла и фильтра;
  • Выход из строя блока управления, солениода;
  • Появление ошибки (возникает только на поздних этапах);
  • Выход из строя насоса.

Как правило, мастера по обслуживанию муфт Haldex отмечают сильную загрязненность механизма, являющуюся следствием нерегулярной замены масла и фильтров . Несколько более редкой проблемой является выход из строя насоса. Со временем изнашиваются его щетки, подшипники, а также перегревается медная обмотка. В еще более редких случаях из строя выходит блок управления, который весьма подвержен коррозии. При обслуживании муфты Haldex 5 поколения рекомендуется каждые 32-40 тысяч км. пробега производить демонтаж насоса, очистку заборной сетки, промывку масляного канала и залив новой жидкости.

Выбор новой муфты Haldex

Вообще, муфта системы подключения полного привода стоит очень серьезных денег. Так, например, новые муфты для последних автомобилей концерна VAG могут стоить до нескольких тысяч долларов. Ничего удивительного в том, что автолюбители до последнего пытаются отремонтировать имеющуюся муфту, а после ремонта следят за исправностью механизма и вовремя его обслуживают. Как саму муфту в сборе, так и ее комплектующие можно найти по следующим параметрам:

  • Данные автомобиля (марка, модель и обязательно год выпуска);
  • Код имеющейся запчасти;
  • VIN-код транспорта.

Первый вариант является довольно простым и надежными. Однако автолюбителю все равно стоит быть предельно внимательным . Для начала стоит выяснить, какого поколения муфта уже установлена на его автомобиль, а уже в ходе поиск сопоставлять поколение имеющейся муфты с тем, для какого поколения предназначены найденные запчасти. Например, насос для муфт Haldex 1 поколения не удастся использовать в качестве замены насоса муфты последующих поколений. Если были выявлены неисправности, есть вероятность того, что придется производить чистку, замену масла, фильтра и насоса. Заметьте, что в муфты заливают специальное масло – его нужно искать отдельно. Что касается насосов, то в отдельных случаях их удается отремонтировать. В продаже можно найти подходящие ремкомплекты. В них входят следующие детали:

  • Щетки;
  • Ламель;
  • Подшипники;
  • Сальники.

Как правило, один ремкомплект подходит к целому набору муфт Haldex одного поколения. Так, например, совместимые с комплектующими VAG ремкомплекты подходят также для некоторых автомобилей от GM и Volvo . Совместимость можно уточнить, ведя поиски по указанным выше параметрам, или же руководствуясь данными с тематических форумов. Напоминаем, что ремонт муфты Haldex обходится намного дешевле, чем покупка нового механизма. Впрочем, учитывайте, что даже запчасти и технические жидкости для муфты могут неприятно удивить покупателя своей высокой ценой. Не самым плохим решением будет также покупка отреставрированных муфт. На реставрацию идут только оригинальные муфты и, как показала практика, с ними работают весьма неплохие мастера.

Вывод

Муфта Haldex является очень важным компонентом системы подключаемого полного привода. Именно она отвечает за адекватное и своевременное включение полного привода в зависимости от условий езды. Автолюбителям стоит понимать, что такие муфты представлены аж пятью поколениями, причем каждое последующее поколение все сильнее отличается от предыдущего. Чем новее поколение, тем дороже обходится его ремонт и обслуживание. Но не стоит беспокоиться – если уделять муфте должное внимание, она долго не выйдет из строя. Достаточно будет вовремя менять масло и, опционально, фильтр, чтобы механизм служил долго и исправно.

О полном приводе Тигуана


Натыкаясь на очень большое количество ошибочных заключений по работе муфты Haldex на полноприводных автомобилях я решил написать эту статью. Больше всего меня расстраивают автомобильные журналисты, включая авторитетные российские издания, которые зачастую пишут полную чепуху до конца не разобравшись в принципе устройства муфты.
Самая распространенная ошибка заключается в том, что большинство путает принципиальное устройство муфт разных поколений. Для понимания принципа работы мы воспользуемся официальной документацией VAG используемой для самообучения своих сотрудников.
Для начала поймем общий принцип работы подключаемого полного привода (обозначаемый как AWD). Главным отличием подключаемого полного привода от постоянного полного является отсутствие центрального дифференциала. Это означает, что при стандартных условиях большая часть крутящего момента передается на одну ось (в случае Haldex — на переднюю), а при необходимости подключается задняя ось.
Серьезное заблуждение заключается в неправильном понимании распределяемого момента. Чаще всего путают степень распределения крутящего момента и процент блокировки муфты. Итак, в случае с подключаемым полным приводом муфта может блокироваться в пределах от 0 до 100%, при этом во всех поколениях муфты Haldex присутствует небольшое давление в гидросистеме, которое обеспечивает 5-10% предварительной блокировки муфты. Это сделано для того, чтобы убрать зазоры между дисками сцепления в муфте и ускорить процесс блокировки муфты.
При этом следует понимать, что вращающий момент между передней и задней осью может распределяться в пределах от 100:0 (вращается только передняя ось) до 50:50 (обе оси вращаются с одинаковой скоростью). Это означает, что задние колеса не могут вращаться быстрее, чем передние, в отличие от автомобилей с постоянным полным приводом.
Но если говорить о крутящем моменте, то в случае, когда передние колеса полностью теряют сцепление с дорогой, то крутящий момент на передней оси приближается к нулю и следовательно 100% крутящего момента передается на заднюю ось.
Haldex 1 поколение (с 1998 года)

В основе работы муфты лежит механизм, который определяет разницу в скорости вращения валов идущих к передней и задней оси автомобиля. Это означает, что муфта блокируется в зависимости от степени пробуксовки колес на ведущей (передней) оси.
Именно эта особенность работы муфты породила множество негативных отзывов, связанных с тех, что поведение автомобиля на сколькой дороге было неоднозначным и выражалось во внезапном подключении задней оси автомобиля, что особенно заметно при поворотах, когда недостаточная поворачиваемость резко превращалась в избыточную.
За степень блокировки муфты отвечает дифференциальный гидравлический насос: кулачковые шайбы обкатываясь по волнообразной рабочей поверхности толкают поршни насосов, которые накачивают масло в исполнительный цилиндр, который в свою очередь сжимает пакет дисков сцепления.
Эта иллюстрация наглядно демонстрирует волнообразную рабочую поверхность дифференциального насоса
Кроме этого в системе присутствует два электрических компонента. Первый — электрический насос, создающий совместно с гидроаккумулятором предварительное давление в системе (убирает зазоры в дисках муфты и уменьшает задержку до начала блокировки муфти). Второй — электромагнитный клапан, задачей которого является снижение давления в гидросистеме и размыкание многодискового сцепления муфты, например по сигналу от блоков управления ABS и ESP (чтобы не мешать работать этим системам, муфта полностью разблокируется).
Схема работы муфты Haldex первого поколения
Несмотря на весьма сложную электро-гидравлическую схему работы, муфта Haldex первого поколения была далека от совершенства.
Haldex 2 поколение (с 2002 года)

Во втором поколении муфты произошли более качественные технические улучшения, при этом конструктивно схема работы осталась прежней.
• Муфта стала интегрирована в один блок вместе с задним дифференциалом, при этом электро-гидравлический модуль стал отдельным компонентом с возможностью легкой замены.
• Электромагнитный клапан был заменен на электрогидравлический, что позволило повысить скорость работы системы.
• Электрический насос муфты был заменен на более производительный
• Маслянный фильтр стал полностью необслуживаемым
• Рабочий объем масла в муфте был увеличен для продления межсервисного интервала
На практике муфта стала работать быстрее, теперь для начала срабатывания системы было достаточно, чтобы разница во вращении колес составила всего 10 градусов. А полная блокировка муфты могла быть достигнута при рассогласовании вращения колес на 20 градусов.
Схема работы муфты Haldex второго поколения отличается только другим клапаном управляющим замыканием муфты
Основной проблемой муфт Haldex первых двух поколений было то, что основной насос муфты был гидравлическим и фактически вмешательство электроники в процесс блокировки муфты сводилось к ее разблокировке (путём открытия клапана и снижения давления в гидросистеме) по команде от блоков ABS и/или ESP.
Haldex 3 поколение (с 2004 года)
Муфта Haldex третьего поколения не устанавливалась на автомобили Volkswagen. Впервые муфта была разработана для автомобиля Land Rover Freelander 2, а впоследствии стала применяться на полноприводных автомобилях Volvo.
Главным конструктивным изменением стало внедрение еще более производительного электрического насоса и обратного клапана, с помощью которых стало возможной предварительная блокировка муфты по команде электроники. Полная блокировка муфты достигалась в течение 150 миллисекунд. Этой системе была присвоена аббревиатура PreX.
Haldex 4 поколение (с 2007 года)

Начиная с четвертого поколения в конструкции муфты произошли очень серьезные изменения, которые кардинально поменяли алгоритм ее работы. Принцип действия остался прежним — передача крутящего момента с помощью пакета фрикционных дисков. Новым является то, что теперь отсутствует дифференциальный гидравлический насос и давление в гидросистеме муфты создаётся мощным электрическим насосом. Передаваемый крутящий момент корректируется блоком управления полного привода с помощью подачи сигнала на клапан управления замыкания муфты.
Разность скоростей вращения колёс передней и задней осей больше не является условием включения муфты полного привода.
Теперь муфта полностью управляется электроникой в не зависимости от условий движения. Благодаря увеличенному почти в 10 раз (до 30 атм) предварительному давлению (по сравнению с Haldex 2 поколения) накапливаемому в гидроаккумуляторе сократилось время необходимое для полной блокировки муфты. Еще одним важным преимуществом является постоянно включенная задняя главная передача.
Схема трансмиссии
Блок управления полного привода получает информацию по CAN шине от датчиков: поперечного ускорения, продольного ускорения, рысканья автомобиля, оборотов двигателя, положения педали акселератора, частоты вращения колес, выключателя стоп-сигнала и угла поворота рулевого колеса.
Фактически, главный сигнал на блокировку муфты поступает от педали газа. Например, при ускорениях муфты превентивно блокируется не дожидаясь пробуксовки колес. Работу муфты хорошо заметно при прохождении поворотов под тягой — совершенно явно ощущается как тяга на задней оси доворачивает машину в поворот. Таким образом муфта работает всегда, независимо от вашего стиля вождения.
Муфта полного привода размещена в корпусе задней главной передачи
Еще одно важное замечание — если раньше, в случае вмешательства ABS и/или ESP муфта всегда полностью размыкалась, то теперь при работе ABS муфта размыкается, а при вмешательстве ESP муфта может быть замкнута. Важный момент — муфта Haldex 4 поколения может быть установлена только на автомобили с системой ESP.

Хочу отметить еще один нюанс, касающийся системы электронной имитации блокировки дифференциала (EDL) на Скауте, которая вопреки ошибочному мнению работает не только на передней, но и задней оси автомобиля. В качестве примера можно посмотреть вот это видео, где автомобиль заезжает тремя колесами на ролики и без проблем с них уезжает.
Ещё одно замечание относительно масла в муфте Haldex. Сейчас используется новое масло (G 055 175 A2) в емкостях по 1 литру, ранее использовалось масло G 052 175 A1. Также следует обратить внимание, что это масло только для муфты, и не имеет отношения к редуктору заднего моста. Маслянный фильтр рассчитан на весь срок службы автомобиля, а интервал замены масла в муфте составляет 60 тысяч километров.
Кроме этого часто возникает вопрос касающийся того, какой максимальный крутящий момент может выдержать многодисковое сцепление в муфте Haldex. Количество дисков
в пакете фрикционной муфты зависит от модели автомобиля (от передаваемого крутящего момента). В частности для полноприводной Октавии предельный крутящий момент составляет 2000 Нм, а для модели VW Tiguan это 2400 Нм. Следует отметить, что коническая передача раздаточной коробки передает вращение на вал привода задней оси с повышающим коэффициентом 1,6. Это позволяет использовать вал меньшего диаметра. Соответственно в задней главной передаче частота вращения, передаваемая валом привода уменьшается в 1,6 раза.
Подведем итоги
Муфта Haldex 4 поколения является одной из самых совершенных систем подключаемого полного привода представленных в мире на текущий момент (к слову, на мощнейшем Bugatti Veyron тоже используется муфта Haldex). Её конструкция очень проста и надежна, а главное преимущество по сравнению с другими системами подключаемого полного привода заключается в том, что разность скоростей вращения колес на передней и задней оси не является условием включения муфты. Электроника превентивно блокирует муфту в соответствии с дорожной обстановкой.
К недостаткам системы можно отнести фактическое отсутствие центрального дифференциала, и следовательно тот факт, что конструктивно задние колеса не могут иметь большую скорость вращения, чем передние.
Тем временем идеальной системой полного привода для максимального удовольствия от вождения по дорогам с твердым покрытием остается межосевой дифференциал Torsen, применяемый в основном на автомобилях Ауди с продольным расположением двигателя (в данный момент происходит постепенное внедрение нового типа дифференциала на коронных шестернях) и межосевой дифференциал с изменяемой степенью блокировки применяемый на автомобилях Subaru Impreza с механической коробкой передач.

Устройство муфты полного привода VAG пятого поколения

Муфту полного привода ранее называли "Haldex пятого поколения" - по имени компании, которая ее производила. Сейчас Haldex в названии использовать нельзя т.к. в 2011 году трансмиссионное подразделение компании Haldex AB было куплено компанией BorgWarner. Производство муфт полного привода осталось на том же месте, на том же оборудовании, но официальное название теперь - BorgWarner.

Муфта полного привода поколения V размещена в корпусе задней главной передачи. С помощью муфты полного привода производится управляемая передача крутящего момента от передней к задней оси автомобиля. Величина крутящего момента, передаваемого муфтой на заднюю ось, определяется степенью замыкания муфты.

Особенности конструкции
- Для крутящего момента двигателя до 380 Нм.
- Крутящий момент, передаваемый на заднюю ось до 3600 Нм.
- Фрикцион с электрическим/гидравлическим управлением.
- Заменяется отдельно.
- Постоянно работающий насос.
Замена масла раз в 3 года, без ограничения по пробегу.

Муфта полного привода Haldex 5

Подробное описание конструкции муфты полного привода

Муфта полного привода поколения V состоит из следующих узлов:

Муфта полного привода Haldex 5

Муфта полного привода поколения V и предыдущая модель (Haldex 4) имеют одинаковый принцип действия - передача крутящего момента с помощью пакета фрикционных дисков.

Новые узлы Haldex 5:
- предохранительный клапан.
- втулка с масляными каналами.

Изменённые узлы Haldex 5 по сравнению с муфтой полного привода поколения Haldex 4:
- насос муфты полного привода V181.
- блок управления полного привода J492.
- корпус.

Следующие узлы муфты полного привода поколения Haldex 4 на новой муфте отсутствуют:
- аккумулятор давления.
- клапан управления замыкания муфты N373.
* масляный фильтр.

Насос муфты полного привода V181

Конструктивно насос муфты полного привода V181 представляет собой поршневой насос со встроенным центробежным регулятором. Он создаёт давление в гидросистеме муфты и регулирует его. Блок управления полного привода J492 постоянно удерживает насос включённым.

Муфта полного привода Haldex 5

Поршневой насос

Поршневой насос приводится валом от электродвигателя. Установленный под углом упорный шарикоподшипник (качающаяся шайба) поочерёдно нажимает подпружиненные поршни шести цилиндров.

Муфта полного привода Haldex 5

Принцип действия
При вращении барабана насоса поршни совершают возвратно-поступательное движение. Масло засасывается в камеры и подаётся затем от стороны нагнетания к кольцевому поршню и во внутреннюю часть центробежного регулятора.

Муфта полного привода Haldex 5

Центробежный регулятор

Встроенный центробежный регулятор состоит из центробежных рычагов и центробежных клапанов
(шариков). Он регулирует создаваемое насосом давление масла.

Муфта полного привода Haldex 5

При вращении рычаги регулятора под воздействием центробежной силы отжимаются наружу. При этом они прижимают шарики клапанов к их сёдлам.

Принцип действия

Муфта полного привода Haldex 5

Предохранительный клапан

Предохранительный клапан служит для защиты деталей и узлов от повышенного давления. Когда
создаваемое насосом полного привода V181 давление превышает 44 бара, давление масла становится больше прижимающего усилия пружины.

Муфта полного привода Haldex 5

Пружина сжимается и шарик предохранительного клапана отходит от седла. Через открывшееся отверстие масло муфты возвращается в масляный поддон.

Принцип действия

Муфта полного привода Haldex 5

Регулирование

Давление масла создаётся и устанавливается на соответствующем уровне в результате совместной работы поршневого насоса и центробежного регулятора. Результирующее давление масла подаётся на кольцевой поршень.

Кольцевой поршень сжимает пакет дисков фрикциона с различной силой. Величина усилия сжатия определяет передаваемый на заднюю ось крутящий момент.

Муфта полного привода Haldex 5

Давление на низких оборотах

При небольшой частоте вращения электродвигателя насоса давление масла на кольцевой поршень не подаётся.

Муфта полного привода Haldex 5

Центробежные рычаги пока не могут создавать никакого усилия на шариках клапанов. Перекачиваемое насосом масло через открытые шариковые клапаны стекает обратно в масляный поддон.

Давление на средних оборотах

При увеличении частоты вращения электродвигателя в кольцевом цилиндре создаётся давление масла. Центробежные рычаги прижимают шарики клапанов к сёдлам. Создаваемое давление масла слегка отжимает шарики назад.

Муфта полного привода Haldex 5

Устанавливается равновесие между центробежными усилиями и гидравлическим давлением. По мере дальнейшего повышения частоты вращения увеличивается и давление на кольцевой поршень, а с ним и передаваемый муфтой крутящий момент.

Давление на высоких оборотах

При очень высокой частоте вращения электродвигателя центробежные рычаги прижимают шарики клапанов с таким большим усилием, что на кольцевой поршень действует недопустимо высокое давление.

Муфта полного привода Haldex 5

При превышении значения рабочего давления в 44 бара открывается предохранительный клапан. Тем самым рабочее давление уменьшается, масло стекает обратно в масляный поддон.

Снижение давления при уменьшении оборотов

При снижении частоты вращения электродвигателя сила нажатия центробежных рычагов на шарики клапанов уменьшается. Через образующийся зазор масло перетекает в масляный поддон.

Муфта полного привода Haldex 5

Рабочее давление масла уменьшается. Между центробежными усилиями и гидравлическим давлением вновь устанавливается равновесие.

Калибровка характеристики давление-ток

После каждой замены насоса муфты и блока управления необходимо выполнять базовую установку. В ходе такой базовой установки привод муфты сначала прокачивается, после чего калибруется на 0 и на 44 бар. В результате этой калибровки устанавливается, какая сила тока требуется для поддержания определённого давления. Блок управления насоса использует эту характеристику (которая не является линейной), чтобы определить значение тока, необходимого для реализации крутящего момента, передаваемого на заднюю ось в той или иной динамической ситуации.

Муфта полного привода Haldex 5

При сбое базовой установки устанавливаются значения по умолчанию, заданные производителем.
Прокачка и калибровка выполняются автоматически в ходе каждой поездки.

Схема системы управления

Управление муфтой полного привода осуществляется блоком управления по заложенной в нём динамической модели. Важные для регулирования сигналы, такие как скорость вращения колёс, положение автомобиля и испытываемое им ускорение, поступают от блока управления ABS J104. Другие сигналы, например, развиваемый общий крутящий момент, поступают от блока управления двигателя J623.
Сигналы движения в повороте регистрируются датчиком угла поворота рулевого колеса и передаются блоком управления усилителя рулевого управления J500.
Через межсетевой интерфейс поступают также сигналы от блока Mechatronik КП DSG J743 и блока управления комбинации приборов J285.

Муфта полного привода Haldex 5

Обозначения:
G28 Датчик числа оборотов двигателя
G44 Датчик частоты вращения заднего правого колеса
G45 Датчик частоты вращения переднего правого колеса
G46 Датчик частоты вращения заднего левого колеса
G47 Датчик частоты вращения переднего левого колеса
G79 Датчик положения педали акселератора
G85 Датчик угла поворота рулевого колеса
G200 Датчик поперечного ускорения
G202 Датчик скорости поворота (вокруг вертикальной оси)
G251 Датчик продольного ускорения
G476 Датчик положения педали сцепления
J104 Блок управления ABS
J285 Блок управления комбинации приборов
J492 Блок управления полного привода
J500 Блок управления усилителя рулевого управления
J533 Диагностический интерфейс шин данных
J623 Блок управления двигателя
J743 Блок Mechatronik КП DSG
V181 Насос муфты полного привода

CAN Привод, CAN Ходовая часть, CAN Комфорт, Провод шины CAN, Кабели датчиков и Кабели исполнительных механизмов см. на схеме.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

Принцип работы муфты Haldex последних поколений фото и видео


С каждым днем улучшается качество автомобильной электроники и оборудования, появляются новые механизмы и современные системы, которые быстрее и точнее работают и реагируют на различные моменты при движении автомобиля. Вместе с остальным оборудованием и системами развивается и знаменитая муфта Халдекс, в основе которой лежат многодисковые механизмы, а также взаимосвязанные хитрым образом элементы электроники, гидравлики и механики. Муфта Халдекс пятого поколения является на данный момент самой совершенной.

Задачи муфты Халдекс

alt="Расположение полноприводной муфты Haldex" />

Весьма интересной является работа полноприводной трансмиссии с самой совершенной межосевой муфтой Халдекс последней версии. Одним из примеров ее работы является съезд с холма, к примеру, тестируемого кроссовера Шкода Йети, когда срабатывает ассистент спуска с холма, включаются в работу тормозные механизмы, о которых можно судить по звукам, напоминающим короткие автоматные очереди, и автомобиль неспешно спускается вниз. Кроме того, заслуживает рассмотрения также муфта «Халдекс» четвертого поколения.

Этот тип муфты, по крайней мере последние ее версии, находятся под электронным управлением и устанавливается перед задним межколесным дифференциалом и осуществляет передачу тяги на задние колеса, тем самым подключая полный привод автомобиля, когда в этом, естественно, присутствует необходимость. Это происходит, к примеру, при движении на скользкой дороге или при начале движения в ложных условиях, чтобы более эффективным КПД использовать крутящий момент, создаваемый двигателем.

Принцип работы

alt="Муфта Халдекс пятого поколения" />

Не совсем правильно говорить, что муфта Haldex подключает заднюю ось или полностью блокирует ее, ведь даже в идеальных условиях при великолепном сцеплении колес с дорогой определенный процент (до 10%) крутящего момента передается на корму. Получается, что система всегда работает «в натяжку». Это необходимо для того, чтобы вся система была готова в случае необходимости мгновенно перебросить тягу, равномерно или нужным образом распределить ее между осями автомобиля. От корректной работы этой системы зависят внедорожные качества и управляемость транспортного средства.
alt="Муфта и ее фрикционные диски" />

Принцип работы муфты Халдекс в корне остается прежним в течение многих лет, хотя сама муфта становится все надежнее, меньше, легче, технологичнее, более точной и быстрой. Так, крутящий момент передается от двигателя на ведущие диски, а ведомые диски соединены с приводами задней оси. Электроника посылает команду гидравлическим приводам сжать пакет дисков, и чем крепче происходит сжатие, тем больший процент тяги может быть передан на заднюю ось во время проскальзывания передних колес. Процесс передачи и распределения крутящего момента происходит плавно.

Сравнение Haldex четвертого и пятого поколений

alt="Изображение муфты халдекс четвертого поколения" />

Как уже выше упоминалось, муфта Халдекс пятого поколения является самой совершенной. По сравнению с муфтой четвертого поколения в новой ее разработке провели изменения в основном в гидравлической системе, основная функция которой сжимать и разжимать диски при непосредственном контроле электроники. В предыдущем поколении муфты подача жидкости к кольцевому поршню под давлением в 30 бар, нагнетаемом электронасосом, ограничивалась управляющим электромагнитным клапаном. Сила сжатия дисков прямо пропорциональна объему жидкости проходящему через клапан и номиналу крутящего момента, передаваемого на задние колеса. Сам же кольцевой поршень участвует в сжатии пакетов дисков.
alt="Внешний вид четвертого и пятого поколений муфты" />

На изображении слева муфта Халдекс четвертого поколения, а справа пятого.

В последнем поколении муфты электронасос получил центробежный регулятор.

При возникновении центробежной силы рычаги центробежного регулятора раздвигаются и перекрывают каналы для слива масла в поддон. После этого отмечается повышение давления в системе и поршень сжимает диски. При необходимости разблокировать муфту автоматика уменьшает обороты электрического двигателя, рычаги перемещаются в исходное положение, открываются клапаны и каналы, понижается давление, и диски освобождаются от давления поршня. Таким образом, добавленная деталь - центробежный регулятор, заменила управляющий электромагнитный клапан и гидроаккумулятор, используемый для поддержания давления на нужной отметке. Для подстраховки установлен миниатюрный предохранительный клапан, который, при возрастании давления выше 44 бар, сбрасывает лишнее количество масла в резервуар. Муфта пятого поколения работает значительно быстрее.

А вдруг зря облегчили муфту

Практически во всех деталях к автомобилю прослеживается тенденция к меньшему весу и размеру, но это не всегда оправдано, так как зачастую это проходит в ущерб надежности и качеству. Так и муфта Халдекс последнего пятого поколения легче четвертого на 1.7кг. Это произошло в первую очередь за счет отказа от масляного фильтра, который все еще присутствует в четвертой версии. Очень рискованное решение, так как в течение эксплуатации масло стареет, и в нем накапливаются продукты отработки, и поэтому рекомендуют менять масло муфты раз в три года, за которые автомобиль может накатать более 100 000 километров, что, без смены фильтра и масла, может вызвать поломку недешевой в ремонте муфты. Хочется верить, что все детали муфты покрыты долговечным специальным составом с очень длительным периодом эксплуатации и исключающим изнашивание компонентов пятой муфты Халдекса, иначе автомобилисты, использующие данную систему, могут столкнуться с большими неприятностями в результате ее поломки.
alt="Муфта Haldex пятого поколения" />

Впервые муфты «Халдекс» в серийном варианте начали устанавливать на автомобили в 1998 году. В первую очередь это были автомобили Audi с полным приводом и Volkswagen с поперечно расположенным двигателем. Так сказать «прототипом» муфты Халдекс была вискомуфта, но она уступила свои позиции, так как недостаточно быстро и точно перебрасывала тягу на заднюю ось.

С каждым новым поколением муфты Халдекс последняя становится, как показывает практика, все надежнее, удобнее, технологичнее, быстрее. Система муфты также становится «умнее» по электронике, меньше и легче. Сейчас эту муфту можно найти в автомобилях Skoda, Cadillac, Buggatti, Audi, Opel, Ford, Volkswagen, LandRover и Volvo.

Читайте также: