Проблемы с ладами на гитаре

Обновлено: 05.07.2024

Частые проблемы с ладами

Превью топика

В ряду авторов нашего блога прибывает. Радует это, прямо скажем. Вот и сегодня очередная статья от нашего читателя. Про лады, точнее про частые проблемы, которые рано или поздно возникают у каждого, если конечно играть на гитаре, а не хранить ее в кейсе под диваном. ;)

Проблемы с ладами — это не так страшно, т.к. в большинстве случаев они вполне решаемы, но знать, какие проблемы могут с ними возникнуть, думаю, никогда не повредит.

Износ

Износ ладов

Большинство гитаристов могут обнаружить канавки износа на ладах из-за контакта со струной. Когда канавки растут глубже, может возникнуть дребезг. Это происходит из-за того, что зажатые струны становятся ниже, и контактируют с более высокими ладами (которые менее изношены).

Но износ не всегда выглядит как небольшие канавки. Любители бендов на толстых струнах могут также заметить, что когда-то округлый лад стал плоским, что может изменить точку контакта струны с ладом. Это может стать причиной того, что нота, извлеченная на этом ладу, может быть выше или ниже, чем нужно.

Изношенные лады могут быть отшлифованы и закатаны (закатывание – процесс придания ладу округлой формы), но только если они имеют запас по высоте.

Острые концы ладов

Если края ладов стали острыми, это, как правило, является признаком того, что гриф гитары потерял влагу, и сжался.

Когда уровень влажности падает, накладка грифа может сократиться настолько, что концы ладов будут торчать по бокам накладки. Шлифовка может избавить от такой неприятности, но инструмент должен храниться с определенной влажностью, чтобы избежать других проблем.

Лады слишком высоки

Некоторые новые инструменты поставляются с ладами высотой 1,4-1,5мм. Высокие лады подходят не всем. Например, привычка зажимать струны очень сильно, скорее всего приведет к завышению ноты на высоких ладах.

Лады могут быть зашлифованы до необходимой высоты, после чего их необходимо снова закатать.

Лады слишком низки

Сточенный лад

Не всегда износ означает канавки на ладах. Довольно часто округлый лад становится плоским. Струна как бы шлифует лад, постоянно уменьшая его высоту. Также уменьшить высоту лада до неприемлемой может многочисленная шлифовка, или одна, но неаккуратная.

*Стоить заметить, что компания Gibson в 50-х годах ставила но Les Paul Custom очень низкие лады, называла это «Fretless Wonder» (безладовое чудо), и считала такие лады не багом, а фичей.

Вылезшие лады

Ножка лада может потерять сцепление с накладкой грифа (обычно это происходит из-за перепадов температуры или недостатка влажности), вследствие чего лад может разболтаться, и приподняться над накладкой. Это может привести к тому, что нота на ладу перед вылезшим будет звучать с дребезгом.

Зазоры под ладами

Вылезший лад и зазор

Заключение от переводчика

Как видим, проблем с ладами может быть довольно много, и все они весьма неприятны. Бороться с ними лучше заблаговременно, ухаживая за инструментом. Но если уж проблемы возникли, то лучше не заниматься «самолечением», а довериться мастеру. Иначе результат может быть печальным.

Шлифовка ладов у новой гитары. Дребезжат струны как убрать дребезг по ладам

Шлифовка ладов у новой гитары. Дребезжат струны как убрать дребезг по ладам

Часто приносят на диагностику абсолютно новые гитары с ладящими струнами. Вроде как в магазине всё звучало нормально, но после смены демонстрационных струн, новые начинают ладить.
Причин этому несколько.

Одна, самая распространённая на бюджетных гитарах и средней категории (хотя и с дорогими встречаются такие проблемы, но об этом позже). На фабриках устанавливают лады, но они не проходят этап финальной шлифовки, так как это удлиняет процесс выпуска партий гитар, а конвейер не ждёт. Чаще это ручной труд специалистов, что ещё и удорожает себестоимость гитары, по этому бюджетки вообще не шлифуют.

Другая причина. Производство гитар происходит в одних климатических условиях, а продают совершенно в других, учитывая и времена года. Получается, что лады были установлены при одной температуре и влажности воздуха, потом транспортировка, при которой условия меняться могут не один раз, при том с кардинальными перепадами. Потом они находятся на складе/в магазине какое-то время и дерево более-менее успокаивается. Но к этому моменту оно могло высохнуть, навпитывать влагу и потом ещё раз просохнуть. От этого лады немного и меняют свою высоту, радиус вместе с деревом. Когда дерево попадает в более тёплое место, то лады могут не только повылазить, но и оказаться чуть длиннее ширины грифа и тогда об них можно даже поцарапать руку.

Ещё одна из причин. Недобросовестное отношение к грузу, когда начиная с упаковки инструмента на фабрике, заканчивая распаковкой в магазине могут быть физические воздействия на инструмент и лады попросту вминают в накладку. Кстати, достаточно не сильным ударом можно нарушить ровность соотношения между ладами.
В общем здесь к климатическим условиям, добавляется «человеческий фактор».

Далее нельзя исключать причину замены струн с отличающимся калибром струн от демонстрационного комплекта.
Если устанавливается комплект с меньшим калибром, то натяжение грифа ослабевает и он выгибается, тем самым струны начинают ладить в районе середины грифа. Необходимо ослабить анкер и проблема может быть решена.
Если калибр нового комплекта струн толще демонстрационного, то гриф наоборот чуть сгибается, тем самым гитарист начинает опускать дридж/сёдла и при необходимости затягивать гриф. После чего струны так же начинают ладить (либо не начинают, но мы сейчас разбираем именно проблемную часть).

То есть, если гитарист отстраивает гитару пытаясь достичь удобства в игре и гитара начинает ладить, значит им необходима финальная шлифовка И ЭТО НОРМАльно, особенно не у дорогих гитар.

Собственно о финальной шлифовке и пойдёт дальше речь.

Кстати, у некоторых гитар лады могут вообще начать ходить в пропилах и здесь лучше производить полную замену. Ну или на крайний случай проклеить лады, что бы зафиксировать их в пропилах. Но надёжнее конечно заменить, тем более на гитарах с такой проблемой лады устанавливают из мягких сплавов и их всё равно в скором времени нужно будет менять, так что это лучше сделать сразу.

Это было маленькое отступление, так что продолжим.

Значит у нас лады все хорошо сидят на своих местах, не «прыгают», в пропилах и мы несём гитару мастеру (или делаем сами, это у же вам решать) на финальную шлифовку, или так называемую «микро шлифовку», так как это не шлифовка отработанных ладов с ямами от струн, а именно выравнивание абсолютно новых ладов.

Поехали.
Сначала выявляем проблемные места.
На фото отмечено красными стрелками. Оставшийся маркер на части ладов, то есть это те места, где лад чуть ниже соседних ладов. И когда в эту область попадает струна, то она начинает задевать следующий лад, который просто чуть выше нажимаемого.

Лады выровнены по отношению друг к другу.

Далее необходимо закруглить верх ладов, что бы струны при игре соприкасались с ладом по одной линии, строй не поплывёт и гитара будет строить по ладам

Ну и финальный этап — полировка ладов. Полировка делает лады более ровными и скользящими, это очень помогает при использовании подтяжек во время игры (бенды) ну и для более точного соприкосновения струны с ладом.

Собственно и всё. Осталось натянуть струны и отстроить комфортную высоту для удобства игры на гитаре.

Дребезжат струны: как устранить лязг струн о лады

Дребезжат струны на гитаре. Что делать?

О гитаре

Что делать, когда звенят или дребезжат струны на гитаре?

Наиболее часто дребезжание струн происходит при зажимании на конкретных ладах (на начальных позициях, до 12 лада, после 12 лада). Если вы услышали непривычный звон и призвуки при звукоизвлечении, то стоит разобраться в причинах проблемы. Иначе эта проблема со временем сделает игру на гитаре если не невозможной, то крайне неприятной и неудобной. Нередко дребезжат струны из-за неправильной настройкой анкера. Реже, если дребезг издает открытая струна на гитаре, это происходит из-за самих струн. Так или иначе, это механический дефект который необходимо устранить, если это возможно!

Дребезг может звучать не только при зажимании конкретных ладов, но и на конкретных струнах. Часто звенят именно толстые басовые струны, так как на них присутствует намотка.

Основные причины дребезжания кроются в настройке инструмента или его качестве изготовления. Первые проблемы: настройка бриджа, высота струн относительно грифа и (самая частая причина, почему струны на гитаре дребезжат) отсутствие должной настройки анкерного стержня. С проблемами, связанными с изначальным качеством инструмента, гитаристы сталкиваются значительно реже. Но решать их намного сложнее, и такие дефекты создают больше неудобств при игре на инструменте. Использование низкокачественных материалов и недобросовестная сборка гитары приводят к таким дефектам, как деформация элементов бриджа, деки гитары, верхнего порожка и ладов.

Причины дребезжания струн: источники проблемы и способы их самостоятельного устранения

Многие гитаристы сталкиваются с дребезгом струн на гитаре. При возникновении такой проблемы нужно выяснить причину, так как их может быть много. Да и сам звон струны может быть разный: иногда это еле заметная вибрация, а иногда – металлический дребезг или скрип. Есть несколько способов выяснить, почему дребезжит струна на гитаре (или несколько струн), ниже будет описан каждый из них.

Струна дребезжит на одном или нескольких ладах

Струны дребезжат не на всех ладах, а только на некоторых. Причина – неправильная отстройка анкерного стержня, в результате чего струны соприкасаются с ладами. Настройка анкера крайне проста. Нужно взять шестигранник и повернуть анкерный стержень на 1/4 оборота по часовой стрелке. Предварительно необходимо расслабить натяжение струн.

Более редкая причина дребезга – низкое положение верхнего порожка. Лучше всего заменить его новым или подложить под порожек что-нибудь.

Дребезг открытой, не зажатой струны

Если дребезг издают открытые струны на гитаре, но при зажимании любой струны в произвольных местах звона не происходит, то проблема чаще всего кроется в неподходящем диаметре установленных струн. Чересчур тонкие струны болтаются на верхнем порожке грифа, создавая неприятный дребезг. Реже открытые струны дребезжат и по другим причинам:

  • чрезмерный прогиб грифа;
  • верхний грифовый порожек изношен;
  • производственный брак (если проблема имеется у только что купленного инструмента).

Для акустики наиболее подходящий формат струн – 11-52 или 10-47. Более толстая гитарная струна будет дребезжать с большей вероятностью.

Дребезжат струны только на первых ладах (от первого до 12 лада)

Если звенят струны на гитаре на начальных ладах, то это нередко связано с самими ладами, из-за слишком малого расстояния между ними и струнами. Чаще всего такая проблема – результат заводского брака. Если только что купленная гитара дребезжит на начальных ладах при игре, ее лучше вернуть и обменять на другую. Когда проблема появляется на старом инструменте, необходимо заменить несколько первых ладов.

Иногда проблема может быть вызвана настройкой анкерного стержня. Для его правильной отстройки ослабьте натяжение струн и поверните с помощью шестигранника болт по часовой стрелке на 1/4 оборота.

Дребезжат струны на последних ладах (12 лад и выше)

Проблема дребезга струн на 12-м ладу и выше связана с несколькими возможными причинами. Прежде всего это неправильная настройка анкера. С подобным чаще сталкиваются обладатели акустических гитар, но бывает, что дребезжат струны на электрогитаре и басу. Для решения необходимо сделать следующее:

  1. Осматриваем гриф сбоку. Приблизительно на седьмом ладу должен быть прогиб на 1,5-3 миллиметра. Чтобы проверить прогиб, зажимаем первую струну на 1-м и 14-м ладах.
  2. Далее приступаем к непосредственной регулировке высоты струн. На акустике – регулируем анкерный болт, на басу и электрогитаре – настраиваем бридж и тремоло-систему.

Дребезжание при сильном ударе по струнам во время игры

Часто при игре дребезжит струна на гитаре, расположенная сверху, так как она самая толстая. Ее дребезг заметнее всего слышен при громкой игре с сильной атакой. Так что лучше поработать над техникой игры, чтобы приучиться не бить по струнам слишком сильно. Ведь сильной игрой их можно и совсем порвать.

Также дребезг во время игры может происходить из-за того, что вы не умеете правильно зажимать струны на гитаре. Но если с вашей техникой всё хорошо, лучше отнести инструмент специалисту, чтобы он выявил проблему.

Дребезжат колки на гитаре

Со временем колки на гитаре разбалтываются, что приводит к дребезгу при игре. Для устранения проблемы рекомендуется подтянуть их и смазать. Если эти действия не исправили ситуацию, то колки придется менять.

Также дребезжание колков может встречаться и на новых гитарах. Виной тому некачественная предустановленная фурнитура, которую лучше всего заменить. Иначе при игре будет слышен негромкий, но неприятный дребезг, делающий игру на гитаре дискомфортной.

Дребезжит только корпус гитары: в районе дэки

Для того, чтобы убедиться, что дребезг издает именно дека инструмента, постучите по ней. При этом появятся призвуки.

Что делать, если гитара дребезжит сама? Не рекомендуется пытаться решить проблему самому, лучше отнесите гитару мастеру.

Гитара ладит после корректировки

Если вы в процессе одной из предыдущих проблем неправильно отрегулировали анкерный стержень, то это может привести к тому, что гитара не строит по ладам. Осмотрите, насколько прогибается гитарный гриф. Вы могли ослабить прогиб, или недостаточно его усилить. Если вы ослабили прогиб грифа, необходимо закрутить анкерный болт в обратную сторону, тем самым уменьшив зазор между струнами и грифом. И после того, как сделать струны ближе к грифу, рекомендуется вернуть струны в нормальный строй и оставить на некоторый срок. После должной настройки гитара не должна ладить.

Другие причины дребезжания

Возможно, что вы не нашли свой случай ни в одной из упомянутых выше причин. Другой причиной дребезга при игре на гитаре может быть заводской брак (например, трещина в корпусе). Тогда стоит вернуть инструмент в магазин и заменить на другой. Для того, чтобы не брать бракованный инструмент, следует всегда проверять его перед покупкой.

Также есть вероятность, что вы не заметили и не распознали свою проблему из вышеперечисленных. Тогда стоит всё же отдать гитару профессионалу, а не пробовать идентифицировать проблему собственноручно.

Дребезжат струны, как убрать дребезг на ладах с помощью шлифовки ладов

Шлифовка ладов нужна, если из-за частой игры на конкретных ладах (чаще всего на первых 3-5) эти самые лады изнашиваются, а другие лады – нет. И получается, что изношенные и подточенные лады располагаются ниже не изношенных, и при этом дребезжат струны на гитаре. Для устранения проблемы необходимо вручную полировать дальние лады. Но рано или поздно лады придется менять, так как они сточатся до основания.

Заключение и советы

В статье были рассмотрены распространенные причины, вызывающие дребезг струн, и способы их устранения. Подытожим основные советы по выявлению проблем:

Что даёт выравнивание и шлифовка ладов

Ibanez RG321MH


Когда струны соприкасаются с ладами, и особенно, когда мы делаем подтяжки, то очевидным образом металлическая струна трётся о металлический порожек и за год-два-три интенсивной игры на ладах образуются впадины, которые портят строй гитары, струны звенят о соседние лады и при подтяжках запинаются об эти ямки.

Ibanez RG321MH

Первым делом снимаем струны
Снимаем струны

и заклеиваем накладку малярным скотчем, чтобы не повредить её в процессе работы с ладами.
Заклеиваем накладку

Регулируя анкер, выравниваем гриф, убираем прогиб, чтобы гриф стал ровный. Пользуемся длинной толстой металлической линейкой для проверки уровня. Цель, чтобы под линейкой не было прогиба и чтобы она не качалась на одном из ладов.
Выравниваем гриф, убираем прогиб

В итоге она может всё равно немного качаться, но это значит мы нашли один из вылезших ладов:)

Теперь закрашиваем маркером все лады.
Закрашиваем лады маркером

И идеально ровным бруском с мелкой наждачкой начинаем шлифовать. Важно сохранять равномерный нажим и равномерно шлифовать лады от края к краю.
Шлифуем лады

Сделав пару проходов, смотрим на то, как стёрся маркер с ладов. Если остались не стёртые пятна, значит в этих местах на ладах впадина. Снова красим лады маркером и снова шлифуем до тех пор, пока маркер не будет везде равномерно стираться. Причём первый лад желательно оставить чуть повыше и не увлекаться его шлифованием:) А вот лады, начиная с 12ого, можно специально чуть-чуть завалить пониже.

Когда уровень ладов отшлифован, необходимо вернуть былой полукруглый профиль ладов. Т.к. после шлифовки лады стали плоские, а на плоских ладах струна больше соприкасается с ладом и хуже вибрирует. Наша цель скруглить края профиля специальным надфилем для ладов.
Профилируем лады

Стачиваем края до тех пор, пока посередине лада не останется тоненькая полоска. Если приглядеться, то можно её увидеть на фотографии.
Полоску в реале надо смотреть на свет - она будет четко выделяться

После профилирования ладов начинаем возвращать им гладкость и блеск. Для начала проходимся по каждому ладу наждачкой с зерном 1000, затем 1500 и 2000. Итого каждой наждачкой по разу = 3 прохода.
шлифуем наждачкой на 1000, 1500 и 2000

И последний штрих полируем лады на полировальном круге.
полируем

полируем

Либо можно мягкую ветошь смазать пастой ГОИ и вручную каждый лад натереть до блеска. Главное не перегреть лады, чтобы они не вылезли снова.

После всех операций надеваем струны, отстраиваем гриф, высоту струн и, что мы получаем:

Играть стало снова в радость!

Гитара снова в строю!

Эту и другие операции с ладами вы можете заказать в нашей мастерской. Звоните!:)

19 Comment(s)

Ого-го! Полезнейшая статья, и прекрасно проиллюстрирована. Боязно, но попробую взяться за свою Электру) Огромное спасибо!

Добрый день. Телефон 89672053014

Предлагаем новую базу данных действующих предприятий нашей страны с большой актуальностью для холодных продаж или рассылок.

С этой базой предприятий ваша организация найдет много новых партнеров которые Вам нужны и вы нарастите свой доход.

Закажите базу сейчас на этой странице http://bdtop.club

Проблемы с ладами на гитаре

Гитары - это не механизмы и не предметы, это живые существа. Они имеют свою судьбу и подвержены болезням и недомоганиям. Иногда болезни эти трудны и нуждаются в серьезном лечении. Но чаще дело в неправильном образе жизни - т.е. зарядку надо делать и поменьше курить.

Главными симптомами недомогания являются увеличенная жесткость струн или напротив - звон струн о лады. Еще могут образоваться заметные трещины в разных деталях, потеряться строй, появиться посторонние шумы при игре. Кроме трещин и т.п. явных проявлений, остальные симптомы могут свидетельствовать как о серьезных проблемах, так и ни о чем не свидетельствовать, кроме нерадивости хозяина инструмента. Вот перечень проверок, которые следует произвести, прежде чем нести гитару в магазин на обмен или мастеру в ремонт:

1. Струны - это расходный материал. Их надо менять не реже, чем раз в полгода, даже если гитару используют мало. При активной игре струны надо менять значительно чаще. На изношенных струнах появляются характерные вмятины напротив ладов, струны меняют цвет (темнеют), окисляются, ухудшается звонкость и тембр, звук (особенно басов) становится ватным, слабым. Изношенные струны теряют точный строй. Замена одной струны дела не сделает, новая струна будет явно отличаться от старых. Недопустимо использовать струны от разных комплектов (даже новые). Замена возможна только для нового комплекта, если новая струна - 100% аналог старой. Проверьте струны!

2. Высота струн над грифом - всегда компромис между терпимым звоном о лады и жесткостью игры. Для разных гитар и разных музыкантов это разные цифры, никакого стандарта не существует. Самое большая высота - для классических гитар с синтетикой. Некоторые преподаватели специально заставляют учеников играть на высоких струнах - для выработки сильной подачи. На акустических гитарах металлические струны ставят ниже. Совсем малая высота струн на электрогитарах.
На гитарах с винтовым креплением грифа высота струн выставляется с помощью ключа (или отвертки). Если гриф вклейной, высота изменяется при помощи косточки на подставке - ее следует извлечь (ослабив струны) и подпилить по высоте - или заменить на более высокую. Можно попробовать подложить под косточку подходящую по размеру полоску пластика, хотя это плохо отражается на акустике инструмента.
Высота косточки над подставкой - 3-8мм, причем высота под басами может быть чуть больше, чем под тонкими струнами. Кость выше 12мм - это брак инструмента и повод для ремонта или гарантийного обмена.
Еще важная деталь - верхний порожек. Если пропилы в нем недостаточны, гитара может казаться жесткой даже при нормальной высоте струн. Особенно жесткими ощущаются открытые аккорды и барре на 1 ладу. При этом барре на 5-10 ладах взять явно легче. Порожек отвечает так же за строй гитары. Струна должна опираться строго на ближний к ладам край порожка. Если струна опирается на дальний край, гитара не будет строить. Порожек легко корректируется с помощью надфиля, главное - не переточить лишнего.
Посему: проверьте косточку и порожек.

3. Многие гитары (особенно под металл) имеют внутри грифа специальный стержень - анкер. Головка его выходит снизу грифа и доступна через отверстие резонатора. Иногда головка выведена сверху грифа, возле колков, и прикрыта накладкой. Смысл анкера - напряжение и поддержка грифа. Если бы не анкер, металлические струны согнули бы тонкий гриф. Подчеркну: анкер отвечает не за высоту струн, а за прогиб грифа. Причем регулирует этот прогиб не совсем однозначно. Если Вы видите, что середина грифа явно ниже, чем его концы - анкер нужно подтянуть. Если наоборот - гриф стоит "пузом вверх" - отпустить. На практике, однако, анкер редко просто выпрямляет гриф. Чаще он как бы "распределяет" прогиб волнами, поэтому где-то гриф оказывается ниже, а в других точках - чуть выше нормы. Вы можете сильно не углубляться в этот вопрос, если прогиб грифа значительный, и простой подтяжкой анкера устранить проблему не получилось - несите гитару мастеру.
Совсем отпущенный анкер может противно громыхать внутри грифа. Исходите из того, что нормальное состояние анкера на новой гитаре - слегка затянутое. После нескольких недель анкер может ослабнуть за счет естественной усадки грифа, тогда его следует чуть подтянуть. Но сильно крутить анкер без понимания смысла процесса бесполезно, будет только хуже.
Однако: профиль грифа и анкер так же следует проверить.

Смена струн на более (или менее) жесткие всегда приводит к изменению профиля грифа. Струны - это тетива, а гриф (поддержанный анкером) - лук. При ослаблении тетивы лук неизбежно разгибается, и струны приближаются к ладам. И наоборот. Это нормальный процесс. Если вы поставили мягкие струны, придется увеличивать высоту косточки.

4. Архиважным и очень болезненным для гитары является вопрос поддержания нужной влажности в помещении. ВСЕ серьезные производители гитар определяют нормальную влажность воздуха для своих инструментов 40-50%. Примерно такая влажность в квартирах летом, поэтому и проблем с гитарами мало. Однако зимой в России при работающих батареях влажность может падать до 15-20%. Для любой гитары влажность воздуха в 15% является экстремальной. Чем тупее и кондовее инструмент, тем больше шансов он имеет пережить такую ситуацию. Но качественная гитара с декой из массива (тем более - с полностью массивным корпусом) может серьезно пострадать. И виноват в этом случае будет хозяин гитары, а вовсе не производитель (предупредивший о недопустимости пересушивать инструмент).

Усушка инструмента заметна по лаку на деке: дека делается полосатой, даже на ощупь заметны неровности слоев дерева. Это очень опасно. Дека может не выдержать напряжения. Особенно легко погибают испанские гитары - в Испании нет сухих морозных зим, поэтому производители не выдерживают материал в расчете на экстремальные усушки. Гитары из Чехии в этом смысле надежнее. Кроме дек, страдает узел крепления грифа на верхнем клетце. Клетц не усыхает вместе с корпусом, поскольку волокна его почти всегда направлены против деки. Поэтому на накладке грифа (там, где она ложится на корпус) образуется характерный бугор. Так же страдает и гриф, особенно в месте склейки с накладкой. Малейшие недодержки материала на фабрике в русских условиях отзываются трещинами и искривлениями деталей. Это касается не столько дешевых китайских инструментов, сколько качественных профессиональных гитар, которые ценят музыканты по всему миру. Мы живем в очень негитарной стране, господа.

Что же делать? Решение есть, оно недорогое и несложное: купить спец.увлажнитель и вкладывать зимой в кофр, где хранится гитара. Цена такого увлажнителя никак не сопоставима с ценой корпусного ремонта качественной гитары. И все. Еще не забывать убирать гитару в чехол и заправлять увлажнитель.

Сезонные колебания влажности воздуха всегда оказывают влияние на гитару. Даже увлажнитель не сможет вовсе компенсировать это влияние. Его назначение - не создать суперусловия для гитары, а помочь гитаре пережить экстремальные падения влажности. Но дерево все равно будет отзываться на изменение условий жизни. Некоторые гитары более восприимчивы к таким изменениям, некоторые менее. Ситуация, при которой надо пару раз в году поправлять косточку или анкер, в общем-то нормальная. Некоторые гитаристы отчего-то полагают, что раз и навсегда отрегулированная гитара должна служить вечно. Это неверно. Как всякое живое существо, гитара может чувствовать себя хуже или лучше, капризничать. Или наоборот, звонко радоваться жизни - и радовать своего хозяина и зрителей.

Понятие "нормально" для гитар почти неприменимо. Всегда возникает вопрос: для КОГО нормально? Особенно это касается звона струн о лады. Особо занудливые субъекты способны вытрясти из продавца или мастера последние остатки политкорректности, пытаясь добиться невозможного: получить супермягкую гитару без дребезжания. Самая дорогая брендовая гитара ничем не отличается в этом вопросе от дешевого китайца. При резкой сильной подаче можно заставить звенеть любую гитару. Если ваш опыт невелик, посоветуйтесь с друзьями-гитаристами, поиграйте на их инструментах. Возможно, то, что вам кажется дефектом Вашей гитары, вовсе не дефект, а обычное свойство. А неудобство объясняется недостатком привычки к игре. Или напротив: вы напрасно мучаетесь с инструментом, который давно пора показать мастеру.
Покупайте гитару в магазине, который предоставляет длительную гарантию, а не только "2 недели на обмен". Задавайте продавцу любые важные для вас вопросы, но и не терзайте его недоверием.

КОГДА НЕОБХОДИМА ЗАМЕНА ЛАДОВ НА ГИТАРЕ?

В этой статье мы поговорим конкретно о том, в каких случаях и когда нужна замена ладов на гитаре, а также, почему звенят струны

Пожалуй, самый наиболее распространенный вид работы с грифом гитары – ремонт ладов. Это связано в первую очередь с тем, что гитарные лады со временем изнашиваются, особенно при довольно частой игре на гитаре или же могут быть изначально неаккуратно установлены производителем еще на фабрике. К последнему случаю зачастую можно отнести довольно дешевые гитары китайского производства. А бывает и так, что просто необходимо установить новый комплект ладов из другого материала.

Что ж, постараемся по порядку разобраться со всеми возможными недостатками, из-за которых нам потребуется замена ладов на гитаре или, в крайнем случае, их правильная обработка (ремонт). Также рассмотрим случаи, когда наблюдаются недостатки в звуке из-за изношенности ладов или их неправильной формы. Частым проявлением этих недостатков является дребезжание струн, когда они задевают лады и это довольно самая распространенная проблема.

Прежде чем идти дальше, рекомендую немного сбавить темп и почитать мою предыдущую статью о гитарных ладах, в которой я рассказывал, какие бывают виды ладов, их размеры и применяемые материалы. Это так сказать для ознакомления. Ну а те, кто уже в курсе могут смело читать дальше.

Почему звенят струны?

Причиной данной проблемы может быть один или сразу несколько из перечисленных ниже факторов:

  • Лады вылезли из накладки или болтаются из стороны в сторону, из-за этого струны неприятно звенят.
  • Лады слишком низкие вследствие чего нет правильной отсечки струны на вершине лада либо всегда приходится зажимать струну слишком близко перед самим ладом. Еще его высота напрямую связанна с натяжением и видом струн. Для акустической гитары и электрогитары эти параметры будут разными.

Когда нужна замена ладов на гитаре?

  • Лады имеют выемку или сточены – довольно распространенный дефект вследствие изношенности и нарушении изначальной правильной овальной формы лада, который выражается в том, что струна начинает противно дребезжать, задевая более высокий соседний лад. Такие канавки появляются чаще всего на ладах сделанных из мягкого метала.

Когда нужна замена ладов на гитаре?

  • Лады с плоской площадкой довольно негативно сказываются на звучании струны, вызывая неприятный дребезг немного другого характера, как будто вы немного не дожимаете струну. Плюс ко всему, плоские лады сильно искажают строй гитары из-за того что струна отсекается по краю лада, а не по его центру.

Когда нужна замена ладов на гитаре?

  • Лады выпирают по краям грифа и при игре царапают руки. Причиной этого недостатка являются природные свойства материалов: накладка деревянная, а лад металлический. Изменение влажности постоянно воздействует на деревянный гриф вашей гитары, который может усыхать со временем. В решении данной проблемы вам поможет надфиль, чтобы подточить торцы ладов, а для профилактики – специальное лимонное масло для пропитки накладок.

Когда нужна замена ладов на гитаре?

Рекомендации перед установкой новых ладов

В первую очередь хотелось бы отметить несколько важных моментов, которые необходимо знать и учитывать при замене ладов.

  • Крайне важно, чтобы лады устанавливались на прямой, т.е. правильно изогнутый гриф.
  • При работе с накладкой грифа необходимо сделать правильный расчет расположения ладов – это в принципе и есть расчет мензуры. Этот параметр жестко задается расположением пропилов под лады на накладке. Ровно на вершине лада должна находиться точка отсечки струны. Неправильная обработка вершины может существенно сдвинуть эту точку.
  • Ширина пропила под лад должна строго соответствовать его ножке. Перед тем как пилить накладку грифа вам необходимо знать параметры тех ладов, которые вы собираетесь устанавливать. Они должны прочно держаться и при этом пропил должен им соответствовать, т.е. не быть слишком узким, чтобы при установке ладов не получилось так, что вы расклините и испортите накладу. Как ни странно, но материал, из которого изготовлена накладка, тоже имеет большое значение для необходимой ширины пропила, т.к. дерево может быть относительно мягким (клен), так и достаточно твердым (черное дерево, палисандр).
  • И последний немаловажный момент. Бывают случаи, когда при замене ладов ширина пропилов может не соответствовать новому комплекту, ярким примером этого являются советские гитары. Решением данной проблемы может послужить специально выпущенная ладовая проволока для ремонта гитар, у которой ножка немного толще, чем у обычной.

Ну а в следующей статье я расскажу вам, как поэтапно и правильно поменять лады на электрогитаре. Так что не пропустите продолжение.

Гитарная мастерская Дмитрия Болотова

Эта статья посвящается мазохистам, которые всё хотят делать своими руками. Хотите самостоятельно заменить или выровнять на своём инструменте лады, не доверяете мастерам? Так в чём проблема?!

Для начала, изготовьте спецклещи. Для этого, возьмите обычные клещи и с лицевой стороны, на карбароне, сточите губки так , чтоб они сходились в плоскость.







После того, как клещи готовы, АККУРАТНО извлекаем (не выдёргиваем) старые лады.



Шлифуем гриф бруском с наждачкой №320. Затем, откусываем новые лады (из расчёта: по 2,5-3 мм припуск с каждой стороны).

Далее, выкусываем (теми же клещами) ножки на концах ладов.





Придаём ладам радиус, чуть меньший чем радиус накладки грифа.



Капаем в прорезь под лад супер-клей (я использую "супер момент") в трёх точках (середина и края накладки) и лёгкими ударами молотка, забиваем лад (один край, дугой край и от середины к краям). Когда все лады вбиты,



делаем перекур минут десять и затем, всё теми же, ранее изготовленными клещами, откусываем (заподлицо с краем накладки) торчащие концы ладов.



Берём ровный напильник и спиливаем концы ладов вдоль краёв накладки, под угол.



Как только напильник начнёт задевать край накладки, откладываем его в сторону и вооружившись кусочком наждачки №1000 – 1500 слегка подшлифовываем концы ладов.



Далее приводится информация, которая также будет полезна тем, кто хочет "просто выровнять лады на своём инструменте”.

Выравниваем анкером гриф (хотя бы примерно), для контроля используем линейку.

Заклеиваем малярным скотчем поверхность накладки между ладами.



На ровный брусок длинной чуть больше грифа и шириной как гриф (примерно), наклеиваем мелкозернистую наждачку (примерно №320-400) и этим бруском ровняем лады.

Чтоб было проще, перед тем как ровнять, настоятельно рекомендую закрасить поверхности ладов маркером



и тогда будет легко контролировать какие лады спилены, а какие нет. Стачивать заканчиваем тогда, когда все лады будут хотя-бы задеты наждачкой.

После этого, лады надо опять закруглить и без спец напильника эта процедура довольно муторная. Снова закрашиваем верхушки ладов для лучшего контроля

Проблемы с ладами на гитаре

james_wd@mail.ru

Топ 6 причин почему гитара не строит, не держит строй

мыслитель с гитарой

Для начала хочу определиться с терминологией. Очень часто под запросом «почему не строит» подразумевается именно «не держит строй».

Итак, гитара не строит — это означает, что гитара строит на открытых струнах, но не строит по ладам.

Совсем другое дело, когда гитара не держит строй. Это значит , что при настройке каждой следующей струны убегает предыдущая.

Почему гитара не строит

Тут конечно есть варианты:

  • У гитары не отстроена рабочая длина (мензура), расстояние от верхнего порожка до нижнего.
  • Во время разметки грифа была допущена ошибка, т.е. Лады находятся не на своих местах.
  • Так же играет роль звукоизвлечение, сильный прижим струны ведёт к её перетягиванию от чуть выше до конкретно выше.
  • Так же причиной нестроя часто является износ ладов. У правильно подготовленного к работе лада точка контакта со струной находится по середине шляпки лада, а сам лад должен быть полукруглой формы (независимо от мнения некоторых специалистов). У изношенного лада на верхушке шляпки появляется вмятина либо при частичной обработке появляется плоскость, которая смещает точку касания со струной немного назад, к головке грифа. Это тоже ведёт к нестрою.

Почему гитара не держит строй

И вот мы подошли к основной теме, почему все-таки не держит строй.

Причина первая. Неправильный процесс настройки гитары

Изначально не правильно установлены струны на колки. При установки струны нужно сделать петельку, захлёст, и далее струна прижимает сама себя.

как неправильнонатягивать струны на колки

как правильно натягивать струны

А так правильно.

Причина вторая. Струны.

В эту категорию относятся все случаи, которые связаны со струнами.

Прежде всего новые струны. При смене струн нельзя забывать, что новые струны растягиваются. Тут им имеет смысл помочь, т. е. настроить — побендить (потянуть), настроить- потянуть. И так несколько раз. Настраиваю по тюнеру вы будете видеть как уменьшается разница между настраиваемой струной и эталонным звучанием.

Иногда можно встретить совет настроить на тон-два выше. Я бы не рекомендовал это делать, как и настроить вечером и отставить до утра, а за ночь струны усядутся сами. Не усядутся.

Старые струны, усталость металла. Усталость материала — процесс постепенного накопления повреждений под действием переменных (часто циклических) напряжений, приводящий к изменению свойств материала, образованию трещин, их развитию и разрушению материала за указанное время.

Вспоминаем физику из школьного курса, закон Гука. Струна прекрасно себя чувствует (и мы себя тоже вместе с ней), пока находимся на линейном участке зависимости. При накоплении повреждений, деформация становится необратимой, геометрические параметры струны меняются, причем процесс опять таки нелинейный. В такой ситуации ни о каком строе речи не идет. Я уж не буду говорить тут о тембральном изменении звука. Ну или говоря проще струна слишком растянута, да и начинает ржаветь от пота с рук ( к сожалению это человеческая физиология). Плюс грязь, которая прилипает к струнам, особенно между витков толстых струн.

Некачественные струны. Не только усталость материала может выбросить нас за пределы линейной области закона Гука. Это так же могут быть примеси металла, нарушения технологии изготовления (микротрещины, переменная ширина и т.д). Струна, имеющая разную толщину просто физически не может строить по ладам на ровной гитаре с нормальной мензурой и ладами. Т.е. слишком долго находящиеся на складах струны с получившей повреждение упаковкой, что ведёт к окислению, возможны физические повреждения струн — вмятины. Ну или попросту подделки.

Неправильно натянутые струны. Струна закручивается в спираль вокруг продольной оси. Чаще всего бывает, когда уже юзаные струны используют ещё раз. Например струны сняли, гитару почистили и поставили заново.

Причина третья. Геометрия гитары

Гриф имеет плоскость, отличную эталонной. Т.е. гриф винтом или S образный. Это чаще связано с температурными режимами. Например гитару сделали в Калифорнии, где тепло, затем привезли, скажем в Питер, где часто холодно и сыро.

Причина четвёртая. Слишком высоко подняты струны

Если струны отдалены на расстояние 3-5 мм от 12 лада, то гитара, даже если она хорошо строит на верхних ладах, перестаёт строить в средней и особенно в нижней части.

Причина пятая. Смена температурного режима

При переходе с холода в теплое помещение строй ползет вверх.

Эта причина сводится к изменению размера под действием температуры. Тела при нагревании растягиваются, при охлаждении сжимаются. При смене погодных условий древесина тем или иным способом реагирует,т.е. Гриф гнёт в низ или в верх.

Причина шестая. Колки

У дешёвых колков может быть маленькое передаточное число( количество зубьев на шестерне). При лёгком повороте головки колка струны наматывается слишком много и в результате получается промах в настройке. Люфт, плохой контакт между шестернёй и червяком. Ну и наконец старые, изношенные колки. В конце-концов все съёмные металлические части являются расходниками и предполагают периодическую замену.

Знаете другие причины? С удовольствием обсудим в комментариях.

Вы перепробовали все, но ваша гитара все равно не строит? Приносите мне на диагностику.

Следующую свои статью хочу посвятить советам, как избежать большинства проблем, связанный с отсутствием строя у гитары.

6 наиболее частых проблем с электрогитарой и их решение


Олежек Омельченков 2014-11-11 16:36:37 7742 2

Вот вы умеете играть на гитаре, у вас есть собственный стиль и хорошая техника. Но это только начало. Основным элементом в музыке является звук инструмента. То, как звучит ваша гитара, может улучшить игру, но также испортить её. Поэтому большое внимание нужно уделять мензуре, электронике, колкам, кабелям и др. Ниже рассмотрим 6 главных проблем с инструментом, с которыми встречаются гитаристы больше всего.

Проблема 1

Гитара строит на открытых струнах, но не строит при игре на ладах выше седьмого.


Если на протяжении исполнения соло-партии на ладах выше пятого, седьмого или девятого участники коллектива и слушатели бросают на вас косые взгляды, а вы понимаете, что гитара не строит, значит нужно отстраивать мензуру. Если на бридже вашей гитары отсутствуют сёдла, значит вам не повезло, и при покупке надо было доверить проверку инструмента профессионалу. Но если есть…

Смените струны и подождите некоторое время, пока они натянутся. Теперь можно приступать к работе. Настройте гитару при помощи тюнера, как обычно, а затем обратите внимание на двенадцатый лад. Дёрните струну на двенадцатом ладу и посмотрите на стрелку тюнера, она должна показывать то же значение, что и на открытой струне.

Если на 12-м ладу тон ниже, чем на открытой струне, нужно затянуть горизонтальный винт на седле этой струны, чтобы уменьшить мензуру. Если стрелка тюнера отклонилась в сторону диеза, ослабьте винт, чтобы увеличить длину струны.

Проблема 2

Гитара фонит, когда убираешь руки со струн.


Решение

Все токопроводящие элементы электрогитары, включая струны, должны быть заземлены (обычно на заднюю часть потенциометра).

Одной из наиболее распространенных причин появления характерного гула или фона является ненадлежащее заземление бриджа на гитаре. Чтобы найти провод заземления, необходимо снять крышку отсека электроники (спереди или сзади). Провод должен уходить в корпус (на гитарах в стиле Les Paul) или крепиться к бриджу.

Обычно плохая или некачественная спайка влияет на то, что провод заземления отходит или смещается, и инструмент начинает фонить. Когда же вы кладёте руки на струны гитары, то вы её заземляете и гул прекращается. Проверьте провод и припаяйте его заново, если требуется. Если всё припаяно хорошо, то, вероятно, дело в самом проводе, и его необходимо заменить.

Проблема 3

Ручки громкости и тембра издают скрежет, когда их поворачиваешь.


Потенциометры на гитарах механические, поэтому они имеют ограниченный срок эксплуатации. Но прежде чем менять их, стоит попробовать просто убрать пыль, которая накопилась внутри и является причиной скрежета. Для этого следует снять крышку и в отсеке электроники найти потенциометр, который требует очистки.

Вам нужно искать металлический корпус вашего регулятора. Очистки требует его внутренняя часть. Посмотрев на заднюю часть потенциометра, вы обнаружите небольшое отверстие.

Возьмите баллончик со спреем-очистителем электрических контактов. Если у него нет тонкой насадки, прикрепите к нему трубочку-соломку и впрысните аэрозоль в отверстие потенциометра. Хорошенько покрутите потенциометр в течение десяти секунд. После этого пыль должна исчезнуть.

Та же процедура проводится с переключателем звукоснимателей.

Проблема 4

Дребезжат колки, гитара не держит строй.


Решение

Болтающиеся колки могут быть причиной отвлекающего дребезжащего шума, а также виновниками того, что инструмент быстро расстраивается. Для решения этой проблемы вооружитесь соответствующей отвёрткой и затяните винты, которые крепят колки к головке грифа.

Если вы обнаружили, что винты не плотно входят в гриф или сорвана резьба, снимите колок и вклейте в резьбовое отверстие немного дерева от обычных спичек. Отпилите лишние части спичек и подождите, пока клей высохнет. Потом снова привинтите колок. Всё готово!

Проблема 5

Шум и помехи могут стать большой проблемой, особенно если вы играете на синглах. К сожалению, свет, электропроводка и радиосигналы в различных помещениях разные, поэтому иногда с помехами ничего нельзя поделать, только смириться. Но вы можете добиться того, чтобы снизить помехи настолько, насколько это возможно.

Для начала удостоверьтесь, что в вашей электрогитаре всё хорошо заземлено, потому что если это не так, то инструмент будет ужасно фонить. Сделайте так, чтобы вся ваша сигнальная цепь была как можно короче. Для этого не используйте слишком длинный кабель, а для подключения примочек друг к другу купите специальные патчи.

Наконец, попробуйте экранировать регуляторы и звукосниматели (а также оборотную часть панели-накладки на Stratocaster). Для этого необходимо использовать токопроводящую краску или фольгу для экранирования всего отсека электроники. Здесь придётся повозиться и сначала удалить звукосниматели и регуляторы. Но это стоит того, потому что экранирование снизит шум в разы.

Проблема 6

Сигнал прерывается либо отсутствует вовсе.


Во-первых, проверьте кабель. Подключите один его конец к усилителю, а другой конец зажмите в руке (не забудьте немного уменьшить громкость). Если нет сигнала, то ваш кабель умер.

Если сигнал есть, то проблема в гитаре. Убедитесь, что гнездо, в которое вставляется провод, хорошо прикручено. Если это не так, плотно затяните гайку с помощью гаечного ключа или пассатижей.

Далее, нужно проверить само гнездо. Есть вероятность, что всё дело в контактах. Со временем подпружинная сталь может согнуться или деформироваться и сместиться с исходной позиции, из-за этого теряется контакт с джеком. Вставьте джек в гнездо гитары и немного согните, чтобы подключение стало плотнее.

Читайте также: