Проект по обучению компьютерной грамотности пожилых на грант

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Компьютерная грамотность всем возрастам по силам

Проект является актуальным в решении задач по социальной адаптации пожилых людей к современной информационной среде. Основной задачей проекта является предоставление возможности пожилым людям общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией.

Меняющаяся социально-экономическая среда, структурные изменения экономики, низкий уровень жизни диктуют необходимость обучения пенсионеров, как наиболее социально уязвимой группы. С тем, что компьютерная грамотность для пенсионера не роскошь, а способ придать жизни новый смысл, расширить круг общения, почувствовать себя идущими в ногу с современностью, – вряд ли уже кто-то поспорит.

Задачи:

  1. Оборудовать помещение библиотеки для занятий с пожилыми людьми.
  2. Формирование базы потенциальных получателей услуг проекта.
  3. Подготовка учащихся - волонтеров для работы с людьми старшего поколения.
  4. Подготовка методического обеспечения курса: «Компьютерная памятка пенсионеру».
  5. Организовать работу волонтеров проекта с пожилыми людьми.
  6. Проведение мониторинга работы добровольцев и работы с добровольцами в рамках реализации проекта.
  7. Анализ, обобщение опыта.
  8. Распространение опыта реализации проекта.

План действий.

Согласно Стратегии развития информационного общества, с 2015 году все государственные услуги переведены в электронный вид. Но, те, кому предлагается использовать их для удобства, часто не знают, как ими воспользоваться. Кто может им помочь? Конечно, рассчитывать в данном случае лучше на тех, кто идет в ногу со временем – на молодое поколение.

В рамках реализации проекта молодые добровольцы помогают пожилым людям приобретать навыки работы на персональном компьютере, работе в сети Интернет, а также проводят совместные праздники, например, 8 марта, Новый год и другие.

Занятия с группой планируется, проводить 1-2 раза в неделю по 1-2 часа в помещении школьной библиотеки, где будут организованы рабочие места для работы на ноутбуках. Каждая группа будет состоять из 6-12 человек, что является удобным для индивидуальной работы с каждым обучающимся, причем, разумеется, каждый должен иметь отдельное рабочее место.

Методика обучения основана с учетом того, что пожилые люди не столько не хотят или не могут использовать новые технологии, сколько просто не знакомы с ними.

Знакомство начинается с самых элементарных вещей, терминов, слов и действий (какие кнопки нажимать на клавиатуре и в какой последовательности).

Ученикам будут бесплатно предоставлены методические материалы, которые сэкономят время: не придется вести на уроках конспекты, а дома они всегда смогут освежить в памяти полученные знания.

Очень важно, чтобы пожилые люди преодолели напряжение и страх перед компьютером. Создается атмосфера семейного клуба и приятного времяпровождения.

В настоящее время планируется разработать 2 курса.

1. Базовый курс: домашний пользователь ПК.

Курс рассчитан на начинающих – тех, кто пока не работал на персональном компьютере, или пробовал, но чувствует себя неуверенно для самостоятельной работы. Продолжительность курса 24 академических часа (9 занятий три раза в неделю по 2 астрономических часа). Каждому слушателю выдается конспект курса.

В рамках базового курса слушатели научатся:

- уверенно общаться с персональным компьютером

- самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы и сохранять их в памяти -компьютера работать с устройствами внешней памяти компьютера (флэш-память)

- работать с электронной почтой, быстро находить в Интернете необходимую информацию и сохранять ее на жестком диске компьютера

2. Курс II ступени: Работа в Интернете

Продолжительность курса 8 академических часов (4 занятия по 2 академических часа). Каждому слушателю выдается конспект курса.

- Возможности сайта «ГосУслуги»;

- Работа в личном кабинете;

- Что такое социальная сеть. Российские социальные сети.

- Работа с аккаунтом:

- Загрузка (инсталляция) программы «Skype».

- Работа в программе Skype:

- Тестовый звонок Добавление абонента Общение в чате Телефонный звонок Видеозвонок.

Цели
проекта

Проект обучения компьютерной грамотности «Компьютерная грамотность всем возрастам по силам» базируется на решении трех проблем нашего общества.

Первая проблема – это проблема людей пожилого возраста: информационная, социальная изоляция и одиночество, сложности с трудоустройством. Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью пожилых людей, затрудненным доступом и неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и Интернетом) и получать необходимую информацию (юридическую, социальную, коммерческую, политическую, энциклопедическую).

Вторая проблема – это проблема разрыва связи поколений. Проект решает её путем привлечения учащихся-добровольцев к преподаванию пожилым людям, создания условий для общения поколений на базе Интернета и выработки культуры общения в Интернете.

Третья проблема – территориально – экономическая. Как показал наш предварительный опрос и проводимая в настоящее время запись на бесплатные компьютерные курсы, спрос на участие в проекте превысил наши ожидания.

Наш поселок Роза, достаточно большой – 12690 жителей, из которых – 5748 люди старше 50 лет. Повышение экономической, социальной активности пожилых людей и пенсионеров скажется на улучшении их качества жизни.

Отсюда и цель нашего проекта:

Цель: Социальная адаптация пожилых людей, проживающих на территории рабочего поселка Роза, Коркинского района, Челябинской области к современной компьютерной среде.

Результаты
проекта

Ожидаемые результаты проекта

Курс обучения даст пенсионерам возможность получения знаний и навыков, необходимых для работы на компьютере и в сети Интернет. В обучение включены активные методики, позволяющие применять полученные знания в повседневной жизни.

Ожидается, что представители старшего поколения приобретут базовые навыки работы с ПК, Интернет, а также научатся пользоваться электронными государственными услугами, получать интерактивную помощь и консультации через Интернет, писать электронные письма - общаться с помощью электронной почты с родственниками из других городов и даже стран - станут полноправными членами современного информационного сообщества.

Механизм оценки результатов

Эффективность проекта в целом будет оцениваться по следующим характеристикам:

- количество участников проекта – получателей услуг

- количество заявок на участие в дальнейшей работе проекта

- наличие положительных отзывов участников образовательного процесса и участников проекта (волонтёров и др.);

Критерии оценки эффективности проекта формируются и корректируются по мере реализации проекта, а также предполагают количественные и качественные показатели. Но основным критерием оценки успешности данного проекта будет устойчивая мотивация пенсионеров, прошедших обучение к дальнейшему практическому использованию и развитию полученных знаний и навыков.

Для оценки результатов будут использоваться такие методы как анкетирование, беседы, систематические наблюдения на занятиях.

Массовое бесплатное обучение компьютерной грамотности и ИКТ людей пожилого возраста

Изменение ситуации, связанной с:
- разрывом связи поколений и информационным расслоением общества;
- информационной, социальной изоляцией и одиночеством пожилых людей, неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером и интернетом);
- преодолением стереотипа изначально негативного отношения людей пожилого возраста к интернету и компьютеру.

Цели проекта: повышение качества жизни одной из наиболее значимых для государства социальных групп населения-пенсионеров путем преодоления их информационной, социальной изоляции и одиночества. Задачи проекта:- поддержка добровольческого молодежного клуба «ВнуЧАТ», созданного на базе РОО «АИВ»;- привлечение студентов-добровольцев к преподаванию пожилым людям в классах, и создание условий для общения поколений на базе интернета и сайта;- массовое обучение старшего поколения навыкам работы с компьютером и интернетом, а также обеспечение последующего общения обучившихся в социальных сетях, блогах, на форумах и т.д. для совершенствования полученных ими знаний и общения через СКАЙП;- преодоление у пожилых людей психологического барьера перед новыми технологиями и компьютером.

Механизм достижения: подготовительный этап

Социальная программа «Бабушка-онлайн» - «Дедушка-онлайн» впервые в России с 2008 года стала масштабно решать проблему преодоления информационного расслоения общества путем массового вовлечения людей пожилого возраста в освоение ИКТ ( компьютера и интернета), за счет создания для них сети компьютерных классов. Электронная база данных вступивших в программу составляет на сегодняшний день 6 450 пенсионеров и ежедневно пополняется, а общее количество желающих обучаться составляет десятки тысяч человек по Санкт-Петербургу. Выбранный проект бесплатного обучения компьютерной грамотности людей пожилого возраста обусловлен 14-и летним опытом работы с данной категорией граждан.

Механизм достижения: основной этап

Обучение проводит студенты -добровольцы, что создает условия для общения разных поколений на базе компьютера и интернета и вырабатывает культуру общения людей в сети.

Механизм достижения: этап развития

По окончанию курсов будет проводиться контрольное тестирование, цель которого убедиться в отсутствии пробелов в знаниях учеников, и при необходимости восполнить их. В рамках проекта с2008 года создана и функционирetn сеть из 30-и компьютерных классов в 12-и районах Санкт-Петербурга. Проводятся форумы и общегородские он-лайн конкурсы среди выпускников. Стратегия проекта принята за основу в большинстве регионов России.

Разработан и широко применяется на практике созданный в РОО "АИВ" методический аппарат как для обучаемых , так и лдя добровольцев - инструкторов компьютерного и ИКТ обучения.

Поддержка правительства Санкт-Петербурга (субсидии);россйиских и международных фондов (гранты);спонсоров и жителей Санкт-Петербурга.

Ресурсы: организационные и человеческие

Более 150 добровольцев из восемнадцати ВУЗов и колледжей Санкт-Петербурга.

С 2008 года обучено и остается в социальных сетях более 3000 человек. Постоянно в тридцати классах и центрах, оснащенных компьютерами и интернетом за счет средств нашей организации, обучается единовременно до 600 пожилых петербуржцев.

Результаты: что изменилось в результате реализации лучшей практики

Снята напряженность, обусловленная нехваткой обучающих площадок, и обеспечено непрерывное функционирование сети из тридцати бесплатных классов для компьютерного обучения людей старшего поколения в двенадцати основных районах Санкт-Петербурга. Запущен механизм преодоления психологического барьера у данной категории людей по отношению к Интернету и компьютеру и получение ими возможности изменить свою роль и место в обществе за счет распространения позитивного опыта обучившихся через региональные и федеральные СМИ (потенциально десятки тысяч пенсионеров по городу).

Контроль и оценка: механизм оценки

Проводится контрольное тестирование, цель которого убедиться в отсутствии пробелов в знаниях учеников и при необходимости восполнить их. Критерием является регистрация на сайте "Бабушка-онлайн" и появление своей странички у выпускника-пенсионера в социальной сети.

Контроль и оценка: показатели количественные

Электронная база данных вступивших в программу составляет на июнь 2011 г. 6 450 пенсионеров и ежедневно пополняется, а общее количество желающих обучаться составляет десятки тысяч человек по Санкт-Петербургу.

Контроль и оценка: показатели качественные

Снята напряженность, обусловленная нехваткой обучающих площадок, и обеспечено непрерывное функционирование сети из тридцати бесплатных классов для компьютерного обучения людей старшего поколения в двенадцати основных районах Санкт-Петербурга. Запущен механизм преодоления психологического барьера у данной категории людей по отношению к Интернету и компьютеру и получение ими возможности изменить свою роль и место в обществе за счет распространения позитивного опыта обучившихся через региональные и федеральные СМИ (потенциально десятки тысяч пенсионеров по городу).

Описание рисков, связанных с реализацией лучшей практики

Отсутствие в настоящее время необходимого целевого финансирования не позволяет успешно реализовывать проект. Как показал социальный опрос, проведенный нашей организацией весной 2010 года, для обеспечения потребностей людей пожилого возраста в Санкт-Петербурге в обучении компьютерной грамотности и освоении новым информационным технологиям требуется открытие не менее 90 компьютерных классов (по 4-5 классов в каждом из 19 районов Санкт-Петербурга).

Кем и где еще используется данная лучшая практика

Стратегия Социальной Программы «Бабушка-онлайн» - «Дедушка-онлайн» после организованных нами массовых публикаций и репортажей в федеральных и региональных СМИ, широко используется в 10-и регионах России.

Образовательные программы, которые имеет смысл пройти для реализации лучшей практики

Материалы расположены на сайте Социальной Программы «Бабушка-онлайн» - «Дедушка-онлайн».

Отчеты о реализации лучшей практики

В настоящее время обучено и продолжает совершенствовать свои знания в социальных сетях более 3000 жителей Санкт-Петербурга. К концу 2011 года общее число участников программы составит более 10 000 человек.

Где неработающему пенсионеру можно бесплатно пройти обучение компьютерной грамотности?

Курсы компьютерной грамотности для пенсионеров призваны помочь пожилым людям не отставать от современности. Ведь это не просто возможность освоить новую технику. В первую очередь, это освоение интернета с его возможностями:

  • доступом к разнообразной информации (в том числе к литературе, музыке, театральным представлениям и т. д.);
  • общением с родственниками и друзьями (даже с теми, с кем связь прервалась много лет назад);
  • поиском удаленной работы;
  • помощью в получении государственных услуг.

Курсы проводятся в рамках госпрограммы социальной поддержки россиян, установленной Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 296. Целью одного из направлений программы «Старшее поколение» ставится улучшение условий жизнедеятельности людей пожилого возраста за счет обеспечения им доступа к информационным ресурсам. Подпрограмма рассчитана на период с 1.01.2016 по 31.12.2020. Обучение пожилых людей финансируется из госбюджета страны. На 2020 год было выделено 4 618 632,5 тысячи рублей, на 2020 — 4 615 209,7 тысячи. Эти суммы позволят получить компьютерное образование 50 тысячам пенсионеров в год.

Запись на курсы

Пенсионерка говорит по телефону

Не все пожилые люди, получающие пенсию, имеют право посещать бесплатные курсы, обучающие основам работы на компьютере. Эта возможность предоставляется лишь тем, кто вышел на заслуженный отдых, оставив трудовую деятельность. Также необходимо иметь постоянную регистрацию на территории региона, где проходят курсы.

Чтобы стать студентом, пенсионеру нужно явиться в образовательную организацию и подать заявление. С собой необходимо взять ксерокопии и оригиналы следующих документов:

  • паспорта с отметкой о регистрации на территории региона;
  • бумаги, свидетельствующей о прекращении трудовой деятельности (трудовой книжки, справки с последнего места работы или выписки из приказа об увольнении);
  • СНИЛС;
  • удостоверения пенсионера (в некоторых случаях оно не требуется).

Чтобы узнать, где проводятся бесплатные курсы в его населенном пункте, пожилому человеку нужно обратиться в отдел Соцзащиты, сотрудники которого могут предоставить адреса. Также можно попросить знакомых, владеющих компьютером, чтобы они посмотрели адреса в интернете.

Курсы могут быть организованы при поддержке телекоммуникационных компаний и благотворительных фондов. Они могут проходить в специально организованных центрах, школах, колледжах, интернет-клубах и городских библиотеках.

Что входит в курс обучения?

Курс компьютерной грамотности для пенсионеров

Обучение работе на компьютере длится обычно 32 академических часа. В одних организациях пенсионеры могут получить только базовый уровень владения компьютером, в других — пройти также продвинутый. Обучение происходит на основе социального проекта «Азбука Интернета», который был разработан компанией «Ростелеком» и ПФР в соответствии с возрастными особенностями начинающих пенсионеров-студентов.

План базового курса состоит из 14 занятий:

  1. На первом пожилые люди знакомятся с устройством и назначением ПК (стационарного и ноутбука), учатся пользоваться мышкой и клавиатурой, включать, выключать и перезагружать компьютер, подключать к нему различные устройства.
  2. На следующем занятии пенсионеры слушают лекцию о безопасном хранении информации в компьютере, учатся создавать файлы и папки, копировать, перемещать и удалять их, а также управлять окнами.
  3. Третье занятие предполагает обучение работе с текстом в программе Word. Пожилые люди узнают назначение координатных линеек, учатся писать и сохранять текст, редактировать его и распечатывать.
  4. На четвертом занятии происходит первое знакомство с интернетом. Студентам рассказывают, как выбрать интернет-провайдера, знакомят с понятием браузера и гиперссылки, учат, как скопировать адрес страницы сайта, как установить «Яндекс.Браузер».
  5. Далее пожилых людей обучают правилам поиска информации в интернете, а также учат скачивать изображения на компьютер.
  6. Затем преподаватели рассказывают о том, как обеспечить безопасность работы на компьютере.
  7. Седьмое занятие посвящено освоению электронной почты. Пенсионеры регистрируют почтовый ящик, пишут свои первые электронные письма, а также получают их и учатся распечатывать.
  8. Затем происходит знакомство с порталом «Госуслуги». Пожилые люди регистрируются на сайте, учатся находить нужную услугу и получать ее.
  9. После этого студентов знакомят с государственными порталами, которые могут быть полезны (сайтом Президента, Правительства страны, ПФР и т. д.).
  10. На десятом занятии происходит более подробное знакомство с сайтом Пенсионного фонда. Преподаватели рассказывают, как записаться на прием в ПФР на портале, узнать размер пенсии и количество накопленных пенсионных баллов, а также получить различные услуги.
  11. На следующем уроке пенсионеры учатся просматривать видеоролики и слушать музыку в интернете, пользоваться онлайн-переводчиками, смотреть расписание железнодорожного транспорта на сайте РЖД, а также оплачивать товары и услуги через интернет, в том числе делать покупки в виртуальных магазинах.
  12. После этого пенсионерам помогают зарегистрироваться в социальных сетях, учат вести блоги и интернет-дневники.
  13. Следующий урок предполагает освоение программы Skype.
  14. Последнее занятие посвящено поиску работу в интернете.

Пенсионерка с сертификатом об окончании курсов

Для социализации пожилых людей, для обеспечения им более комфортной жизни, а также для преодоления цифрового разрыва между поколениями россиян в регионах страны реализуется программа обучения компьютерной грамотности пенсионеров. Каждый неработающий пенсионер может подать заявку и бесплатно пройти курсы. После прохождения обучения он сможет не только включать компьютер и работать с текстовыми файлами, но и активно общаться в соцсетях, находить разнообразную информацию, смотреть фильмы и слушать музыку, совершать интернет-покупки, а также получать государственные услуги, не выходя из дома.

Школа компьютерной грамотности серебряного возраста

В рамках реализации проекта “IT-школа компьютерной грамотности серебряного возраста” ежегодно бесплатно обучаются основам компьютерной и интернет-грамотности граждане пожилого возраста. В основном это пожилые председатели правления ТСЖ , которым полученные знания необходимы в работе и председатели правления МКД , члены общественных советов города. Обучение навыкам работы на компьютере организовано по просьбам благополучателей. На занятиях они получают общие знания о персональном компьютере и его устройстве, работе с основными офисными программами, использовании электронной почты, программы «Skype», а также обучаются пользованию государственными услугами в электронном виде.

Организация, реализующая практику
Проблема, на решение которой направлена практика
Территория, на которой реализовывалась практика
Цель и задачи практики (проекта)

Цель: Формирование у пожилых людей и инвалидов информационной компетентности, как средства гражданской активности, преодоления социального одиночества, самореализации, раскрытия творческого потенциала.

  1. Обучение пожилых граждан и инвалидов основам компьютерной грамотности на безвозмездной основе;
  2. Вовлечение пожилых граждан и инвалидов в активную образовательную, творческую и досуговую деятельность;
  3. Развитие чувства уверенного пользователя персональным компьютером, умения пользования Порталом государственных услуг.
Преимущества и новизна данной практики

Положительная динамика обучения наблюдается по всем диагностируемым показателям. Для занимающихся на курсе это не только обучение компьютеру, но также это способ скрасить свой досуг с пользой. Пенсионерам очень приятно, что они теперь могут сидеть в социальных сетях на равных с внуками, а некоторые гордятся, что им удаётся узнать даже больше, чем знают их дети. Также пожилые люди начинают пользоваться порталом гос.услуг и другими гражданскими сервисами, что облегчает для них получение услуг и оформление различных документов.

Для того чтобы закрепить полученные знания на занятиях многие обучаемые занимаются в компьютерном классе помимо занятий, т.к. не имеют собственного компьютера. Однако, большая часть людей, посещающих курсы, желают или планируют в ближайшее время его покупку.

Технологии и механизмы реализации практики

Для успешного обучения навыкам работы с компьютером, пользования информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет», в Ассоциации ТСЖ г. Сызрани разработана образовательная программа по обучению граждан пожилого возраста навыкам компьютерной и интернет-грамотности «С компьютером по жизни». Занятия проходят в помещении, в котором созданы пять рабочих мест, оснащенных пятью персональными компьютерами, одним принтером, телевизором и выходом в сеть Интернет. В месяц обучение в этом компьютерном классе возможно до 10 человек, в год 120 человек.

Формы поддержки, полученной при реализации практики

Проект реализуется за добровольного труда сотрудников организации, выполняющих функции преподавателей, и ресурсов партнера (партнер предоставляет компьютерный класс для проведения обучения).

Во втором конкурсе 2017 года организация также получила грант Президента Российской Федерации на реализацию данного проекта.

Рекомендации для организаций, желающих реализовать данную практику

Преподавателями на таких курсах могут выступить любые сотрудники организации или добровольцы, имеющие достаточные для этого навыки работы с информационными технологиями. Желательно чтобы у такого сотрудника был опыт преподавания и работы с людьми старшего возраста.

Для работы на занятиях и выполнения самостоятельных заданий рекомендуется разработать самостоятельно или использовать уже имеющиеся в сети Интернет методические пособия по компьютерной грамотности (Ассоциация ТСЖ г.Сызрани разработала собственное пособие, которые используется в обучении).

Помочь с цифрой: кто поможет пенсионерам освоиться в сети

Профессия «цифровой куратор» реально появится в России уже в следующем году. Как в Европе ликвидируют интернет-безграмотность старшего поколения, не имея для этого никаких профессиональных стандартов, и зачем он понадобился в России, разбирались «Известия».

Профессиональный стандарт для новой профессии под названием «цифровой куратор» утвержден Минтруда. Новые специалисты будут помогать разбираться с цифровыми ресурсами, например оплатой услуг ЖКХ онлайн, всем желающим. Но в первую очередь пожилым людям, считает председатель российского общества «Знание», зампредседателя думского комитета по образованию и науке Любовь Духанина. Она связана с разработкой документа, в котором выведена характеристика квалификации, необходимой для работы цифровым куратором.

По словам Духаниной, запрос на новую профессию в обществе есть. Это подтверждает опрос ВЦИОМа: 60% пожилых людей не знают о современных способах проведения платежей, а 74% пенсионеров предпочитают по старинке производить оплату наличными в банках или в пунктах приема платежей.

Оплата коммунальных услуг через платежный терминал

До реального появления представителей новой профессии еще нескоро. Пока профстандарт находится на регистрации в Минюсте, и это «достаточно непростые процедуры», отметила Духанина. А «обучающая программа должна заработать уже к середине следующего лета», добавила она в разговоре с «Невскими новостями».

Чтобы стать цифровым куратором нужно будет сдать профессиональный экзамен. Интерес к этому, по мнению автора инициативы, проявят старшеклассники, а также люди, «которые по разным причинам расстаются со своей прежней работой: решили уйти или сокращаются рабочие места, или их профессия стала неактуальной».

Основатели интернета

Централизованно обучать пожилых владению компьютером в России пытались и раньше. Так, в июле 2017 года в Минтруда отчитывались, что курсы компьютерной грамотности прошли около 1,5 млн российских пенсионеров. Проект осуществляется на площадке Союза пенсионеров России. Кроме государственных были и частные инициативы. Так, в группе «Виртуальная компьютерная школа для пенсионеров», созданной в соцсети «Одноклассники» больше 10 лет назад, почти 28 тыс. участников. Ее автор волгоградский пенсионер, а в прошлом военный врач Сергей Авдевнин помогает нуждающимся удаленно.

Тем не менее представление о российском пенсионере как о человеке, не владеющем «кампуктером» и презирающем «интернеты», сохраняется с 1990-х. С ним — так же как и с пользой появления цифровых кураторов для пожилых россиян — не согласен технический журналист Олег Капранов. Он полагает, что время, когда такое кураторство было нужно, ушло.

Олег Капранов, технический журналист

Те люди, которые сейчас выходят на пенсию или вышли на нее несколько лет назад, не то что не понимают технологии, многие из них в 1990-е стояли у истоков Рунета, торговали первыми сотовыми телефонами, пейджерами, компьютерами. Вы вряд ли можете рассказать им что-то новое, а вот они могут поведать о сети FIDO, например.

Согласиться с этим можно лишь отчасти. То, что далеко не все нынешние пенсионеры работали с компьютерной техникой, ярко иллюстрируют апрельские слушания в конгрессе США, на которых давал показания основатель Facebook Марк Цукерберг. Соединенные Штаты — страна, где доля пожилых пользователей интернета — одна из самых высоких в мире.

Слушания проходили после скандала с Cambridge Analytica. СМИ тогда писали, что эта компания собирала данные пользователей соцсети, которые затем использовались в политической рекламе. Цукерберг в итоге признал вину в утечке данных, но некоторые журналисты обратили внимание на то, что ему не пришлось отвечать по сути проблемы из-за незнания членами конгресса принципов работы интернета. Среди прочего, основателя Facebook спросили, как соцсеть зарабатывает, если ею можно пользоваться бесплатно. А также готов ли он разрешить пользователю удалить данные со страницы в Facebook или перенести их на другую медиаплатформу.

Неэлектронная Германия

По данным исследования, проведенного еще в конце 2010-х компанией AOL, 43% жителей Соединенных Штатов в возрасте от 55 до 64 лет пользовались интернетом. Из них 95% делали это для общения. Сопоставимые цифры, например, в Израиле (доля активных интернет-пользователей старше 50 лет составляет 45%) или Нидерландах, где таких четверть всех пользователей интернета.

Гораздо ниже показатели в Германии. Здесь доля пользователей Сети старше 50 лет, по данным на 2009 год, составляла 10%. В России — больше, если верить опросу, который провела в июне 2008 года компания TNS Gallup Media. Среди россиян старше 55 лет пользователей интернета насчитывалось 13% (33% в Москве), или 1,85 млн человек. Среди пенсионеров на тот момент — было меньше: 4% в регионах, 10% в столице.

В Германии много инициатив, участники которых помогают пожилым людям осваивать компьютер. При этом официально никакой профессии вроде той, что хотят учредить в России, они не осваивали.

Например, в городе Франкфурт-на-Майне с 2000 года работает интернет-кафе Kontakt. Его организовала некоммерческая структура «Франкфуртская компания», которая помогает пожилым, инвалидам и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. За €6 работник кафе проведет с человеком час. Среди популярных услуг разбор электронной почты, Skype и обучение пользованию гаджетами. Арендовать компьютер можно и самостоятельно: для игр — за €1, для серфинга в интернете — за €2.

Проходят в интернет-кафе и групповые семинары по «управлению контактами», «разработке собственной визитной карточки» и «бронированию поездки». А по выходным посетители вместе участвуют в интернет-квестах, занимаясь поиском информации на заданную тему.

Еще одна некоммерческая организация действует в городе Неттеталь и называется «Пожилые люди — друзья компьютера». Она работает с теми, кто овладел первоначальными компьютерными навыками, и общение между участниками происходит в основном по Сети. Здесь также проводят онлайн-квесты, во время которых, кстати, запрещено обсуждать болезни, зависимости и просить помощи у других.

Есть в Германии и государственные интернет-инициативы для пожилых. В 1998–2000 годах федеральное министерство экономики и технологий вместе с IBM, Vobis и другими IT-компаниями запустили по стране двухэтажный автобус Senior-Info-Mobil. Он объехал более 80 немецких городов, охватив аудиторию в 100 тыс. человек. Почти 1 тыс. добровольцев учила пожилых пользоваться интернетом, в том числе государственными сервисами.

Легализация частников

Ни один из немецких добровольцев специально профессии для помощи пожилым не осваивал. Работникам курсов компьютерной грамотности, через которые к середине прошлого года прошли 1,5 млн российских пенсионеров, она тоже не требовалась.

И существует вероятность, что появление в России официального профессионального стандарта для людей, которые помогают неопытным пользователям с компьютером, связано не только и не столько с желанием подключить пенсионеров к интернет-платежам. В конце концов, для них, как замечает Олег Капранов, «поход в банк, на почту, в магазин — это не решение поставленной задачи, это в первую очередь социализация».

Опыт реализации программы обучения компьютерной грамотности граждан пожилого возраста и инвалидов

Опыт реализации программы обучения компьютерной грамотности граждан пожилого возраста и инвалидов. Савина Анастасия Александровна, специалист по социальной работе ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН» организационно – методического отделения, ст-ца Старощербиновская Щербиновского района Краснодарского края

Сегодня нет надобности рассуждать о необходимости информационных компьютерных технологий для старшего поколения. Это интеллектуальное и личностное развитие, возможность для творчества и, конечно же, общение. Для многих граждан пенсионного возраста это единственное «окно в мир». Компьютерная грамотность является необходимым фактором для полноценной жизни современного человека в годах.

На базе ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН» с 2011 года ведет свою работу компьютерный класс для граждан пожилого возраста и инвалидов. Специалистами по социальной работе организационно – методического отделения Учреждения разработана программа «Повышение компьютерной грамотности».

Курс обучения пенсионеров и инвалидов представляет собой адаптированную программу занятий для людей старшего поколения, разработанную с учётом их возрастных психологических и физических особенностей, а также социально-правовых потребностей.

Цель программы — обучение лиц старшего возраста и инвалидов компьютерной грамотности для преодоления проблемы включения их в информационную среду. Формирование практических навыков работы на современном персональном компьютере, а также развитие интереса пользователей старшего возраста и инвалидов к Интернет-ресурсам как к важному источнику получения информации и средству коммуникации.

Несмотря на то, что занятия групповые, к каждому «особому ученику» нужен свой подход. Программа рассчитана не только на пенсионеров, которые начинают обучение с нуля, но и для тех, кто уже является уверенным пользователем персональным компьютером.

Программа включает в себя два курса: основной (для начинающих пользователей) и усиленный (для продвинутых пользователей).

Перед усиленным курсом стоят задачи:

  • формирование первичных навыков работы с персональным компьютером;
  • обучение основам работы в программе Microsoft Word, PowerPoint;
  • обеспечение необходимым уровнем практических умений работы на персональном компьютере, с целью дальнейшего использования полученных знаний в практике повседневной жизни.

Задачами усиленного курса являются:

  • обучение слушателей эффективной и безопасной работе в глобальной сети Интернет;
  • изучение процесса получения электронных услуг через Интернет;
  • расширение возможности общения посредствам Интернета;

Структура программы включает в себя учебно-тематический план (приложение 1), содержание занятий (лекции), где обозначены ключевые понятия и практическое закрепление материала. Теоретические занятия чередуются с практическими. Занятия проводятся в группах до пяти человек, по схеме: изучение нового материала (при необходимости с мультимедийным сопровождением), его анализ (обсуждение) и закрепление с помощью выполнения практических заданий. Продолжительность занятий 1,5 часа 2 раза в неделю.

Дополнительно к основному и усиленному курсам осуществляется индивидуальное консультирование обучающихся по возникшим вопросам для закрепления пройденного материала.

Перед зачислением на курсы гражданам пожилого возраста и инвалидам предлагается пройти анкетирование (приложение 2) с целью определения курса обучения. Также обучившиеся проходят и итоговое анкетирование, которое позволяет оценить уровень освоения пройденного материала (приложение 3).

Так в 2019 году курсы компьютерной грамотности в учреждении прошли 60 человек, из 39 человек (65%) оценивающих свой уровень компьютерной грамотности как средний и 21 человек (35%) как низкий, по результатам итогового анкетирования 100% опрошенных определили свой уровень подготовки как высокий.

Диаграмма 1. Анализ уровня компьютерной грамотности

Прохождение курса обучения позволило улучшить качество жизни пожилых граждан и инвалидов, в том числе поспособствовало продлению трудовой деятельности, повышению активности лиц пожилого возраста.

Наиболее востребованными темами обучения — это освоение сети Интернет: работа с электронной почтой, регистрация в социальных сетях, проведение онлайн платежей, видео общение, работа в портале Госуслуги.

Освоив данные направления, пенсионеры получили возможность общаться в сети с родственниками и знакомыми проживающими вдали от них, оплачивать коммунальные платежи, не выходя из дома. Смогли решать насущные проблемы и вопросы намного быстрее и качественнее благодаря порталу государственных услуг.

По признанию самих пенсионеров, обучение на курсах, позволило им не только получить конкретные знания, расширить кругозор, но и приобрести новых друзей с общими интересами.

Результат проводимой работы показывает, что потребность граждан пожилого возраста и инвалидов в обучении компьютерной грамотности велика, люди с ограниченными возможностями здоровья, пожилые граждане проявляют желание учиться, стремление повысить свой образовательный уровень, быть активными участниками общественной жизни.

Учебно–тематический план
Анкета

для граждан пожилого возраста и инвалидов, желающих пройти

курсы повышения компьютерной грамотности

Предлагаем принять участие в анкетировании, которое поможет нам определить для Вас курс обучения.

Волонтеры «Единой России» проводят уроки компьютерной грамотности для пенсионеров

Волонтеры «Единой России» проводят уроки компьютерной грамотности для пенсионеровНа базе Соседского центра Кстовского района волонтеры «Единой России» в рамках партийного проекта «Старшее поколение» проводят для пенсионеров уроки компьютерной грамотности.

Сегодня на очередном занятии жители учились пользоваться смартфонами для различных целей. Исполнительный секретарь местного отделения Партии Марина Козлова рассказала, как можно с помощью сотового телефона войти в сеть Интернет, создать электронную почту, общаться с помощью мессенджеров, пересылать фотографии и многое другое.

Она отметила, что такое обучение очень востребовано среди людей старшего поколения. «Уроки компьютерной грамотности в Соседском центре проходят регулярно. И всегда у пожилых людей много вопросов, ведь постоянно появляются новые устройства, программы, функции. Сегодня, к примеру, предметом обучения стал сотовый телефон. Наша задача — научить простым и доступным языком наших бабушек и дедушек умениям и навыкам, которые пригодятся им в повседневной жизни», — сказала исполнительный секретарь.

Уроки по компьютерной грамотности в кстовском Соседском центре проходят еженедельно, каждый вторник, их могут посетить все желающие. На занятиях пенсионеров обучают работе на компьютерах, специфике использования современных средств связи, а также умениям пользоваться финансовыми, юридическими и другими интернет-ресурсами.

«Такие занятия являются социально важными для адаптации людей «серебряного» возраста в современном мире информационных технологий. В наше время взять талон в поликлинику, заплатить за коммунальные услуги, получить нужную информацию, можно не выходя из дома, а это значит, не нужно тратить свое время и здоровье. Кроме того, для людей старшего поколения открываются большие возможности для общения, организации досуга, обучению чему-то новому и интересному для них. Волонтеры «Единой России» и в дальнейшем будут оказывать помощь в проведении занятий, расширяя круг тем для обучения», — рассказал и.п. секретаря местного отделения партии Алексей Кузнецов.

«Азбука интернета» — обучение старшего поколения компьютерной грамотности

«Азбука интернета» — обучение старшего поколения компьютерной грамотности

В 2014 году «Ростелеком» и Пенсионный фонд России (ПФР) подписали соглашение о сотрудничестве в обучении пенсионеров работе на компьютере. Целью договора является повышение качества жизни через обучение компьютерной грамотности и работе в интернете, а также оказание помощи старшему поколению в получении государственных услуг в электронном виде.

В рамках реализации соглашения в 2014 году «Ростелеком» и ПФР подготовили специальное образовательное пособие для пользователей старшего поколения «Азбука интернета». Пособие разработано педагогами, психологами-геронтологами и ИТ-специалистами. Программа курса постоянно развивается, а учебник дополняется новыми модулями и актуальной информацией.

Первые курсы по программе «Азбука интернета» прошли в 2014 году в Брянске, Волгограде, Вологде, Ставрополе и Туле. Для занятий были организованы специальные компьютерные курсы. В Нижнем Новгороде и Нижегородской области органы социальной защиты населения оборудовали и предоставили для обучения по «Азбуке» 128 компьютерных классов.

В ноябре 2015 года программа была представлена в Российском центре науки и культуры в Ереване. По итогам мероприятия на портале «Азбуки» появились материалы, адаптированные для русскоязычных пенсионеров, проживающих в Республике Армения.

Регионы РФ также используют материалы программы в собственных проектах. Так, например, в Тюменской области работает программа «Расширяя горизонты», в которой учтены методические разработки и рекомендации программы «Азбука интернета», 190 пенсионеров-железнодорожников из Новосибирска, Томска, Омска, Кемерово и Алтая прошли в 2020 году обучение по «Азбуке интернета» онлайн, а на Дальнем Востоке при поддержке «Ростелекома» с пенсионерами и инвалидами активно работала Сахалинская областная научная библиотека, где обучение за год прошли 750 человек

Обучение разделено на два курса: базовый — для начинающих пользователей и расширенный — для тех, кто уже освоил азы работы на компьютере и в интернете. В 2015 году были опубликованы модули, в которых рассказывается о выборе домашнего компьютера и дополнительного оборудования к нему, даны рекомендации по использованию социальных сетей и региональных интернет-сервисов: сайтов региональных органов власти, предприятий, оказывающих услуги ЖКХ. В 2016 году на портале «Азбуки» появились материалы, посвященные финансовой интернет-грамотности, поиску работы в интернете и необходимым для трудоустройства программам. В 2017 году были разработаны модули о работе на планшетах и в программах видеообщения. Сегодня подготовлены материалы девяти модулей расширенного курса обучения.

Существенным вкладом в развитие проекта стали онлайн-семинары для преподавателей и организаторов курсов по «Азбуке интернета». В первом семинаре приняли участие слушатели из 13 регионов, в семинаре, который прошел в мае 2019 года, — более 1400 представителей региональных министерств социальной политики, сотрудников библиотек и различных социальных учреждений, преподавателей вузов из 51 региона.

Выпуск «Азбуки интернета» является для компании благотворительным проектом: подготовка, издание и бесплатное распространение учебника позволяет увеличивать число пенсионеров, которые умеют пользоваться компьютером и работать в интернете, облегчать им доступ к электронным государственным услугам и социальным сервисам.

Проект по обучению компьютерной грамотности пожилых на грант


Муниципальный район "Сунтарский улус (район)"

Logo

Мобильная школа компьютерной грамотности для людей третьего возраста

Мобильная школа компьютерной грамотности для людей третьего возраста

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОНДА ТИМЧЕНКО.

МОБИЛЬНАЯ ШКОЛА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА.

Сотрудниками Сунтарской межпоселенческой центральной районной библиотеки в год гражданских инициатив, объявленный в Сунтарском улусе, разработан и реализуется проект «Мобильная школа компьютерной грамотности граждан третьего возраста».


В настоящее время у многих людей пенсионного возраста с активной жизненной позицией есть потребность в овладении компьютерной грамотностью. У таких людей много профессиональных знаний, воспоминаний, которые они хотели бы были передать новому поколению, но они не владеют методами передачи своего опыта. Составляя родословную своих семей, занимаясь писанием мемуаров, они заполняют свой досуг полезной для себя и общества деятельностью. Но подавляющему большинству из них не хватает знаний, навыков общения с новыми технологиями. Тем из них, которые владеют умением набора текста на компьютере, также необходимы дополнительные знания. Детям и внукам обычно некогда, нет времени. Да и для самих людей третьего возраста психологически комфортнее учиться вместе со своими ровесниками, так как при этом не будет создаваться неловких ситуаций, когда человеку неудобно переспрашивать.

Именно для этих потенциальных пользователей новых технологий при Сунтарской районной библиотеке организована Школа компьютерной грамотности.

Данный проект Сунтарской центральной районной библиотеки получил грантовую поддержку Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и реализуется благодаря программе малых грантов “Активное поколение”.


Наш проект выиграл на конкурсной основе финансирование в сумме 150 тысяч рублей. На
эти средства гранта закуплены 4 ноутбука для занятий по обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста, изъявивших желание овладеть новыми технологиями. С октября 2016 г. по ноябрь 2017 г. состоялись 7 набора слушателей мобильной школы. 7 групп по шесть человек старше 50 лет в течение двух недель, занимаясь в читальном зале центральной районной библиотеки, овладели азами компьютерной грамотности, открыли для себя новый мир передовых технологий. Наши слушатели убедились, что и им под силу научиться работать на компьютере, они научились набирать текст, сохранять фотоизображения и др.

В этом году с октября также начали набор слушателей мобильной школы. 6-7 группу обучили до ноября месяца. Также планируется набор с февраля месяца 2018 года.

На 30 ноября 2017 г. по проекту прошли обучение 38 человек, получили сертификаты. Каждый год проводим круглый стол для наших слушателей.

Отзывы наших слушателей

«Школа компьютерной грамотности третьего возраста» - проекка икки нэдиэлэ ҕ э үөрэнэн элбэ ҕ и биллибит. Компьютерга ү лэлиир кыахтанан үө р үү б ү т ү рдээтэ. Бу бириэмэ ҕ э бэчээттииргэ уо.д.а. араас ү лэлэри о ҥ орорго үө рэннибит. Үө рэппит Сергей Петровичка, Людмила Анатольевна ҕ а улахан махталбын тиэрдэбин. Сунтаардаа ҕ ы библиотека ү лэhиттэригэр ү лэлэригэр ө сс ө да ситиhиилэри ба ҕ арабын».

Трофимова Яна Иннокентьевна.

«Биhиги иккис группа ҕ а т ү бэhэн компьютерга үө рэнэн Людмила Анатольевна ҕ а, Сергей Петровичка кыhанан үө рэппиттэригэр исти ҥ ник махтанабын. Библиотека коллектива мэлдьи са ҥ аттан са ҥ а с үү рээни киллэрэн нэhилиэнньэ махталын ылыахтарын ылаллар. Инники да ө тт ү гэр са ҥ аны, басты ҥ ы олоххо киллэрэ турун. Санаабыккыт сатанан, толкуйдаабыккыт тобулла турдун диэн алгыспын аныыбын».

Читайте также: