Проект по очистке волги

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Федеральный проект «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология»

Федеральный проект «Оздоровление Волги»: в чем суть программы?

Проект «Оздоровление Волги» – один из 11 федеральных проектов в РФ. Проводится в рамках национального проекта «Экология». Основная цель программы – сокращение с 3,2 км 3 до 1,1 км 3 объема сточных вод в реку Волга, а также начало рекультивации ее берегов и поднятия со дна реки 95 затонувших судов, наносящих ущерб ее водной экосистеме.

Предпосылки к началу федерального проекта «Оздоровление Волги»

Также, премьер заявил, что цель этого проекта – минимизировать и, если возможно, полностью устранить ущерб, который человек десятилетиями наносил крупнейшей реке в европейской части России. Он добавил, что правительством запланировано:

  1. Строительство очистных сооружений и водоснабжения;
  2. Очистку берегов;
  3. Углубление фарватера.
  4. Сократить количество сбрасываемых в реку загрязненных сточных вод в 3 раза;
  5. Обеспечить дополнительный приток воды в Ахтубу из водохранилища в Волгограде;
  6. Создать условия для развития грузового и пассажирского судоходства на Волге.

В целом амбициозные планы, на реализацию которых и предназначен федеральный проект «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология». При том, что свыше 65% необходимых средств выделяются на эту программу из федерального бюджета.

В целом обсуждения проекта по оздоровлению реки начались задолго до выступления премьер-министра в Астрахани. Экологические проблемы одной из крупнейшей пресноводной экосистемы наблюдались давно. При СССР основной упор делался на развитие промышленности, индустриализации ускоренными темпами.

Экологические вопросы занимали второстепенное место, ими пренебрегали. В бассейне сосредоточили до половины как промышленных, так и сельскохозяйственных производственных мощностей России. В результате проблемы стали не только появляться, но и накапливаться. Это ухудшило качество воды. Вот лишь некоторые данные:

  1. В списке 100 российских городов, у которых самое плохое качество воздуха, 2/3 размещены в бассейне Волги;
  2. Количество грязных стоков, которые попадают в реку, составляют почти 2/5 от общероссийского.

Так, притоки реки, такие как Ока и Кама, не только характеризуются очень грязными, но и местами их показатели указывают на чрезвычайную загрязненность. Так не могло продолжаться дальше. Нужны были решительные действия, их план воплотился в рассматриваемую программу.

В чем суть программы «Оздоровление Волги»?

В рамках запланированных мероприятий ожидается снижение объема отводимых в реку загрязненных сточных вод:

  • 2019 – 3,17 км 3 ;
  • 2020 – 2,98 км 3 ;
  • 2021 – 2,58 км 3 ;
  • 2022 – 2,38 км 3 ;
  • 2023 – 1,58 км 3 ;
  • 2024 – 1,05 км 3 .

Также ожидается, что протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги составит:

  • 2019 – 32 км;
  • 2020 – 159,2 км;
  • 2021 – 230 км;
  • 2022 – 304,7 км;
  • 2023 – 442,8 км;
  • 2024 – 600 км.

Кроме того, количество построенных, реконструированных водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях реки должно составить:

  • 2019 – 1 ед.;
  • 2020 – 12 ед.;
  • 2021 – 18 ед.;
  • 2022 – 37 ед.;
  • 2023 – 59 ед.;
  • 2024 – 89 ед..

Запланированное финансирование в 204,5 млрд р. распределено следующим образом:

  • из федерального бюджета – 132,9 млрд р.;
  • из регионального бюджета – 22,7 млрд р.;
  • внебюджетные средства – 48,9 млрд р.

По состоянию на середину 2020 года реализовано в рамках проекта следующее:

  1. Восстановлено около 29 км водных объектов Нижней Волги;
  2. Восстановлено 4100 га водных объектов Нижней Волги;
  3. Построено 1 водопропускное сооружение.

Также рассматривается вопрос об увеличение финансирования программы до 245 млрд р. Это могло бы ускорить процесс оздоровления экосистемы реки.

Власти выделят 257 млрд рублей на очистку Волги

ВОЛГОГРАД, 8 августа. /ТАСС/. Объем федеральной программы по очистке Волги до 2025 года составит 257 млрд рублей. Об этом сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании о сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании Волги.

"Проект по своим масштабам таков, что здесь требуются консолидированные усилия всех, кто должен заниматься этой деятельностью. Этот проект невозможно просто переложить на регионы, или сказать, что бизнес должен привести очистные сооружения в порядок. Эта река, которая имеет государственное значение, для европейской части России это важнейшая река, здесь проживает порядка 60 млн человек. Поэтому Минфину, Минэкономразвития, Минприроды, губернаторам, другим заинтересованным ведомствам необходимо представить свои предложения о соединении всех возможных источников", - сказал глава правительства. Он подчеркнул, что 257 млрд рублей - это большие деньги, "нам необходимо продумать каким образом каждый год будет финансироваться эта программа путем сложения всех возможностей".

По словам Медведева, нельзя допустить ситуации, чтобы расходы на очищение Волги в основном упали на регионы, однако регионы Приволжья должны подготовить свои проекты по очистке и сохранению Волги. Очищение реки потребует скоординированных усилий федерального центра, всех приволжских регионов и бизнеса, отметил премьер.

"В регионах должны появиться свои проекты по очистке и сохранению Волги. Нам всем нужно подумать, как эти проекты финансировать, как привлекать в эту сферу инвестиции", - сказал Медведев.

Кроме того, по словам премьера, важно, чтобы идея восстановления Волги дошла до каждого жителя приволжских регионов. "Нужно развивать добровольческие начинания, поддерживать волонтерство. Жить в нормальных условиях хотят все, пить чистую воду, но для этого нужно помнить и то, чего нельзя делать [с водами реки]", - подчеркнул глава кабмина.

По словам Медведева, в рамках реализации приоритетного проекта по сохранению Волги, в частности, предстоит наладить в волжском бассейне экологический мониторинг состояния окружающей среды, запустить строительство и модернизацию очистных сооружений, внедрить на предприятиях наилучшие технологии по очистке сточных вод. По его словам, особое внимание также необходимо будет уделить низовью Волги, потребуется дополнительное обводнение реки Ахтубы, необходимо в целом повышать пропускную способность гидротехнических сооружений, создать условия для воспроизводства рыбы.

Напряженная экологическая ситуация

Глава правительства отметил, что в бассейне Волги сложилась самая напряженная экологическая ситуация в России, около трети грязных стоков в стране приходится на эту реку. "Именно в бассейне реки Волги сложилась самая напряженная экологическая ситуация, которая по многим позициям существенно хуже, чем общая ситуация [с водоемами в стране]. В воды Волги попадает более трети, а именно 38% всех российских загрязненных стоков", - сказал Медведев.

Оздоровление Волги

Оздоровление Волги

Федеральный проект «Оздоровление Волги» призван к концу 2024 года снизить объем сброса загрязненных сточных вод в 3 раза: с 3,17 куб. км до 1,05 куб. км. Для достижения этой цели запланирована модернизация очистных сооружений.

Там, где это невозможно – а некоторые очистные были построены около 50 лет назад и не подлежат реконструкции, – будет запущено строительство новых объектов. Всего к 2024 году будет построено и реконструировано около 180 очистных сооружений.

Общая сумма финансирования за 6 лет реализации федерального проекта составляет 190,68 млрд руб., из которых средства федерального бюджета – 131,89 млрд руб.

Один из самых сложных проектов в рамках «Оздоровления Волги» – восстановление Волго-Ахтубинской поймы. Чтобы оживить участок, восстановить биоразнообразие и предотвратить деградацию водно-болотных угодий, запланировано строительство гидротехнического комплекса. Дополнительное обводнение будет способствовать повышению качества жизни населения, защитит целостность местной экосистемы и выступит драйвером развития сельского хозяйства. Возведение новой ГЭС стартует в 2021 году, в настоящее время завершается работа по определению наилучших проектных походов для решения проблемы недостаточного обводнения гидрографической сети Волго-Ахтубинской поймы.

На федеральный проект «Оздоровление Волги» распространяются субсидии. Финансовая поддержка идет на «проведение инженерных изысканий и подготовку проектных документов на строительство», если объект строительства признан приоритетным проектом. Также субсидии предоставляются для возмещения платежей инвестору по концессионным соглашениям или местным бюджетам на софинансирования возмещения затрат на платежи концессионеру. Кроме того, льготы распространяются на строительство и реконструкцию объектов, обеспечивающих достижение показателей федерального проекта «Оздоровление Волги».

Федеральный проект «Оздоровление Волги»

Минстрой России совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ при поддержке Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения ведут работу по реализации федерального проекта «Оздоровление Волги».

Описание: Федеральный проект «Оздоровление Волги» разработан в рамках национального проекта "Экология" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Цели: сокращение сброса неочищенных сточных вод в количестве 2,8 куб.км/год, расчистка 330 км участков и экологической реабилитации 38 водных объектов в Астраханской и Волгоградской областях, расчистка и дноуглубление 281 км рыбоходных каналов, 175 км мелиоративных каналов, строительство и реконструкция 105 водопропускных сооружений, ликвидация 63 объектов экологического вреда, поднятие и утилизация 95 затонувших судов в акватории р. Волга.

Финансирование: 205 миллиардов рублей, из которых 133 миллиарда федеральный бюджет, 39,9 миллиардов рублей консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, 31,7 миллиарда рублей внебюджетные источники.

Документы

Паспорт Федерального проекта «Оздоровление Волги»

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку государственных программ субъектов РФ по строительству и модернизации очистных сооружений предприятий ВКХ (ФП «Оздоровление Волги»)

Расчет субсидий, предоставляемых субъектам РФ на реализацию мероприятий по сокращению загрязнения сточных вод, отводимых в реку Волгу, на период с 2019 по 2024 год (ФП «Оздоровление Волги»)

Проект Приказа Минстроя России «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению субъектами РФ оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, на соответствие нормативам» (ФП «Оздоровление Волги»)

Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 N 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения»

Методическая поддержка

Образовательный семинар по федеральным проектам для специалистов из регионов, которые участвуют в реализации федеральных проектов, администрируемых ведомств

Порядок заполнения отчетных форм данных в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги»

Порядок заполнения региональных программ в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги»

Правительство РФ внесло изменения в распределение субсидий на строительство сооружений очистки сточных вод в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги»

Субсидии на строительство и реконструкцию объектов для очистки загрязнённых сточных вод в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги» будут перераспределены для ряда регионов. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Речь идёт о субсидии из федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Остатки неиспользованных в 2020 году средств будут перенесены на более поздний период.

Вместе с тем субъекты, реализующие программу с опережением, смогут заранее получить субсидию, рассчитанную на последующие годы, тем самым ускорив сроки строительства объектов на их территории. Это Республика Татарстан, а также Московская, Нижегородская и Саратовская области.

Федеральный проект «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» реализуется с 2018 по 2024 год. Его цель – улучшить экологическое состояния Волги за счёт сокращения объёма загрязнённых сточных вод и восстановления водных объектов низовьев реки.

Расширены возможности использования бюджетных средств из федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги»

Изменения, введенные постановлением Правительства РФ №1959, позволят регионам финансировать за счёт госпрограмм разработку проектно-сметной документации на строительство новых объектов, реконструкцию сетей, а также возмещать ряд затрат инвесторов по концессионным соглашениям.

Регионы получили возможность сохранять неосвоенные в 2019 году бюджетные средства по нацпроекту «Экология»

В соответствии с изменениями в отдельные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные Федеральным законом от 12 ноября 2019 года №367-ФЗ, регионы смогут не возвращать в федеральный бюджет, выделенные им в 2019 году средства по нацпроекту «Экология», и перенести их использование на 2020 год.

С 1 января 2020 года неполное использование бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации национального проекта «Экология», направляются в 2020 году на увеличение сверх объемов, установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Требование о предоставлении объектов-аналогов при реализации национальных проектов отменено

Разработан проект внесения изменений в ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, предполагающий отмену требования о предоставлении объектов-аналогов при проведении оценки соответствия проекта правилам эффективности использования средств федерального бюджета. Данная процедура существенно тормозила динамику реализации национальных проектов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 590 «О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» (далее – Постановление) оценка инвестиционного проекта по критерию «Отношение сметной стоимости или предполагаемой (предельной) стоимости объекта капитального строительства либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества, входящих в состав инвестиционного проекта, к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта» осуществлялась путем сравнения стоимости инвестиционного проекта с проектами – аналогами.

Найти подобные проекты-аналоги зачастую было просто невозможно из-за их отсутствия, к тому же это требование существенно затягивало запуск проектов, находящихся в высокой степени готовности.

Утвержден порядок контроля за реализацией региональных программ по строительству и реконструкции очистных сооружений в рамках ФП «Оздоровление Волги»

В соответствии с паспортом федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства утвержден и направлен в субъекты Российской Федерации Порядок контроля за реализацией региональных программ по строительству и реконструкции очистных сооружений. В соответствии с приказом ведомства отдельно будут направлены утвержденные формы отчетности и сроки их предоставления.

Прямая речь

«Фонд национального благосостояния – это ещё один новый финансовый инструмент для предоставления льготных целевых займов ресурсоснабжающим организациям на реализацию проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры».

Марат Хуснуллин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

«… ситуация с коммунальной инфраструктурой на Северном Кавказе. Во всех семи регионах она сильно изношена и не выдерживает нагрузку. Нет у многих нормальных водоочистных сооружений. Жители регулярно сталкиваются с перебоями в подаче воды. Нужны конкретные решения проблемы водоснабжения и водоотведения на Северном Кавказе, которые бы учитывали особенности каждой территории»

Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации


«Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти Краснодарского края подготовить и утвердить комплекс мер, обеспечивающих модернизацию (строительство) канализационных очистных сооружений и очистных сооружений ливневых стоков в целях минимизации негативных последствий сброса сточных вод в акваторию Чёрного и Азовского морей, предусмотрев в том числе привлечение внебюджетных источников финансирования и использование механизмов государственно­-частного партнёрства»

Владимир Путин, Президент Российской Федерации

«Не может не вызывать беспокойства состояние источников пресной воды, особенно источников питьевого водоснабжения. Глобальные изменения климата и антропогенная нагрузка приводят к истощению вод. Их запасы сокращаются, а качество ухудшается. Мы научились считать запасы нефти и газа, но не знаем, сколько в мире питьевой воды и на сколько лет её хватит. Наша глобальная задача – создание национальной сети мониторинга качества и количества пресной воды, необходимой для жизни человека. Должна быть создана единая система учёта и механизмы жёсткого контроля отбора воды»

Виктория Абрамченко, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации


Инфраструктурное меню поможет регионам получить единую систему поддержки развития инженерной и коммунальной инфраструктуры, дополнительные 150 миллиардов рублей на проекты по улучшению теплоснабжения и водоснабжения, а также фокус на концессии и внебюджетные источники финансирования при модернизации очистных сооружений черноморского побережья.

Основные решения для отрасли, озвученные в ходе совещания у Президента РФ по реализации отдельных положений Послания Федеральному Собранию!


Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации


«По поводу водоснабжения, водоотведения, канализации мы сейчас говорили отдельно. Особенно по второму вопросу – это проблема, конечно, для всего Юга России: и для Сочи, и для Геленджика, и для Новороссийска, Анапы, для всего Крыма и Севастополя. Это требует больших капитальных затрат, но этому нужно уделить должное внимание. Я прошу, Марат Шакирзянович, и Вас тоже обратить на это внимание. Мы с Вами разговаривали на этот счёт уже, но этим нужно заняться отдельно».

Владимир Путин, Президент Российской Федерации

Проекты отраслевых НПА

Проекта новых Правил подключения к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
Подробнее >>

Проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»
Подробнее >>

Проект изменений в ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" с письмом-обращением отраслевого сообщества к вице-премьеру М.Ш. Хуснуллину с предложениями по корректировке ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Подробнее >>

Проект Постановления Правительства РФ о критериях отнесения к транзитным организациям с замечаниями и предложениями РАВВ
Подробнее >>

Проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, усиливающих санкции за самовольное подключение к системам водоснабжения и водоотведения
Подробнее >>

Общество

Россия: чем закончится многомиллиардный проект оздоровления Волги? (Еurasianet, США)

Волга — не только самая знаменитая, но и одна из самых грязных российских рек. В ее бассейне живут 60 млн. человек (свыше 40 процентов населения), расположено 45 процентов промышленности, половина агропредприятий. В сумме они производят 38 процентов общероссийского объема жидких отходов, сообщает сайт «Экология России».

Река занимает второе место в антирейтинге самых загрязненных водных артерий, уступая лишь Оби, констатирует госдоклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2018 году».

В том году Минприроды зафиксировало 905 случаев высокого и экстремально высокого загрязнения Волги и ее притоков.

Высоким считается превышение предельной концентрации веществ I и II классов опасности (то есть сверхтоксичных, таких как мышьяк, свинец) в 3-5 раз; сверхвысоким — впятеро и выше. При этом содержание менее опасных субстанций может быть в 10-50+ раз выше нормы.

По правительственным данным, в среднем треть сточных вод России не проходит очистку или очищается недостаточно. В некоторых регионах Поволжья доля загрязненных стоков превышает 50-80%, а кое-где, например, в Ярославской области, достигает 100%.

Федеральный проект «Оздоровление Волги» (часть нацпроекта «Экология») ставит амбициозную задачу: снизить сброс загрязненных сточных вод втрое, с трех до одного кубического километра, к 2025 году.

В июле президент РФ Владимир Путин издал указ, в котором спасение реки объявлено одной из национальных целей России до 2030 года.

Однако, по мнению экологов, она вряд ли будет выполнена. К тому же выводу пришли и аудиторы Счетной палаты.

Хватит ли «Оздоровлению» мощности?

Федеральный проект потребует 205 млрд рублей в течение шести лет (133 из них выделит государство). Сумму называют беспрецедентной. Однако в масштабах госбюджета она не так уж велика. Столько же выделено в нынешнем году на горячее питание школьников младших классов.

Проект предполагает обводнение богатого флорой и фауной междуречья Волги и Ахтубы (регулярно страдающего от засух), очистку русла реки от затонувших кораблей, ликвидацию опасных свалок и тому подобное.

Однако большую часть денег, 140,1 млрд рублей, пустят на строительство или модернизацию коммунальных очистных сооружений.

«Объемы финансирования, однозначно, недостаточны, — говорит Асхат Каюмов, руководитель экоцентра «Дронт». — Нижегородская область, при всей ее активности, построит примерно 30-35% объектов (очистных сооружений), которые нужны».

По мнению эколога, федеральный проект, без сомнения, необходим, но страдает от «недостатка мощности».

Команде по спасению Волги не хватает игроков и стратегии

В оздоровлении Волги принимают участие шестнадцать регионов. Между тем вклад в загрязнение реки вносят четыре десятка субъектов, в том числе являющаяся центром нефтехимии Башкирия и промышленная Тульская область, не участвующие в проекте.

«Если регион стоит не на Волге, а на ее притоке, то грязь все равно потечет в Волгу. Естественно, брать надо весь бассейн, а взяли только территории вдоль реки», — объясняет Каюмов.

Единого плана оздоровления Волги не существует. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО), на которые опирается федеральный проект, разработаны для пяти участков реки, и во многом противоречат друг другу, отмечает Счетная палата.

В результате может сложиться ситуация, когда усилия некоторых регионов по очищению волжских вод будут сведены на нет действиями соседей.

Такая опасность возникла, например, в связи с планами строительства Судского целлюлозного завода на побережье Рыбинского водохранилища в Вологодской области. После протестов, охвативших несколько близлежащих регионов, проект заморозили. Однако нет гарантии, что подобное не повторится.

Спорные приоритеты

Власти отслеживают лишь порядка 40% сбросов в Волгу, писал журнал «Экология и право», ссылаясь на авторитетное мнение академика Виктора Данилова-Данильяна. Это так называемые «организованные» сбросы коммунальных предприятий, заводов и крупных агрокомплексов.

Оставшиеся 60 процентов сточных вод приходятся на диффузные (рассеянные) источники: поля, сады, улицы, промзоны, свалки, стройплощадки.

«Куда деваются реагенты, которыми посыпают дороги? Куда деваются пестициды, гербициды, удобрения, брошенные в полуразвалившихся складах по всей стране? Их вымывает дождями, и они оказываются в реках», — поясняет директор экоцентра «Дронт».

Контекст

Новая угольная электростанция в Германии, введенная в строй после решения об отказе от атомной энергии

Wiener: «энергетический поворот» Германии спонсирует Путина

Как Волга-мать Россию объединяет

Федеральный проект почти не уделяет внимания ни диффузным, ни промышленным сбросам, концентрируясь почти исключительно на сточных водах из канализации. По мнению Асхата Каюмова, аудиторов Счетной палаты и некоторых других экспертов, приоритеты расставлены так, как удобнее чиновникам, отчитывающимся о достижении формальных статистических показателей, а не полезнее для природы.

«Критерии эффективности программы надо ставить, исходя из самых опасных источников [загрязнения]… Надо анализировать загрязняющие вещества: где, какие и сколько их поступает. К сожалению, у нас сказали просто: "уменьшение объема загрязнения"», — сетует эколог.

В итоге внимание властей привлекают в основном бытовые нечистоты, а не более опасные промышленные отходы.

«В проекте нет ничего про промышленность, потому что у нас страшно боятся обидеть бизнес. Когда там говорится об очистных сооружениях, имеется в виду ЖКХ… Но минимум треть сточных вод предприятий поступает недостаточно очищенными. Надо заставлять их строить нормальные системы очистки…, предоставить дешевые кредиты на очистные системы», — убежден Каюмов.

Как распределяются средства

Возможность модернизировать коммунальную инфраструктуру за счет федеральных средств не всегда получают населенные пункты, больше всего в этом нуждающиеся.

Гораздо чаще финансирование получают «Водоканалы» крупных городов, которым по карману дорогостоящая разработка проектно-сметной документации (ПСГ).

«Это привело к финансированию объектов, введение в эксплуатацию которых существенно не повлияет на изменение качества воды в реке Волге», — констатирует Счетная палата.

«Есть огромное количество райцентров, где очистных сооружений нет или они не работают эффективно. Они висят на муниципалитетах, у которых нет денег на ремонт [и] даже на ПСГ. Нижегородская область оказалась в числе успешных…, потому что в прошлом году (когда выяснилось, что объектов, которые надо ремонтировать или строить — две сотни, а денег на ПСГ и на два десятка не набирается) губернатор сказал: "Собрать со всех [муниципалитетов] заявки и выделить из областного бюджета денег". В результате мы сейчас осваиваем деньги других регионов, которые не могут их освоить. У нас строится порядка 60 объектов», — объясняет Асхат Каюмов из экоцентра «Дронт».

Организации, сумевшие освоить федеральные деньги в 2019 году, несут ответственность лишь за 10% сточных вод, поступающих в Волгу, утверждают в Счетной палате.

«Анализ… свидетельствует о возможности выполнения показателей федерального проекта без значительного улучшения экологического состояния бассейна реки Волги», — делают неутешительный вывод проверяющие.

Асхат Каюмов согласен с этим прогнозом.

«Строительство сотен очистных сооружений не может не сказаться на качестве воды, но кардинально мы ситуацию не переломим. Чтобы ее переломить, нужны гораздо более мощные и разносторонние усилия», — считает собеседник Eurasianet.org.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Паспорт проекта «Чистая Волга» утвержден на федеральном уровне

Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт проекта «Сохранение и восстановление реки Волги» (рабочее название – «Чистая Волга»). Ярославская область стала его инициатором, предложив Минприроды России включить в проект 76 мероприятий.

В первую очередь речь идет о реконструкции систем холодного водоснабжения, напорных канализационных коллекторов и очистных сооружений канализации. В Ярославской области большинство очистных сооружений действительно требует полной модернизации с изменением технологии очистки. Сегодня их средний физический износ составляет 75%. Строительство и модернизация очистных сооружений в регионе ведутся низкими темпами из-за недостаточного финансирования.

– Важность сбережения уникальных природных символов России, в том числе Волги, Президент Владимир Путин отметил в декабре в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию, – сказал врио губернатора Дмитрий Миронов. – Ярославская область выступила инициатором масштабного федерального проекта, направленного на улучшение экологического состояния Волги, восстановление и сохранение природной среды и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства. Последнее особенно важно. На сегодняшний день очистные сооружения в регионе изношены на 75 процентов. Неочищенные стоки попадают прямо в Волгу и другие реки. Причем эта ситуация характерна не только для Ярославской области. Ряд регионов, по территории которых протекает Волга, имеют аналогичные проблемы. Поэтому мы должны объединить усилия и вместе сохранить одно из главных достояний России.

Проект уже получил поддержку не только на федеральном уровне, но и у глав субъектов, которые намерены принять участие в его реализации. Волжским регионам было предложено подписать соглашение о координации действий на площадке Ярославской области как географического центра Волги и инициатора программы, а также создать рабочую группу по дальнейшей реализации проекта.

В проект «Чистая Волга» также вошли мероприятия по берегоукреплению участков Горьковского водохранилища и ликвидации накопленного вреда окружающей среде. В Ярославской области есть два объекта накопленного экологического вреда, представляющих опасность загрязнения акватории Волги. Это, во-первых, так называемые «зеленые масла» – сырье старого сажевого завода, которое хранилось в открытых земельных котлованах, не имеющих достаточной герметичности. В результате грунт и грунтовые воды на площадке оказались насыщены нефтепродуктами. Особую тревогу вызывает тот факт, что площадка расположена на берегу Волги, в километре от водозабора города Ярославля.

Вторая нашумевшая экологическая проблема региона – кислогудронные пруды Ярославского НПЗ им. Менделеева в Тутаевском районе. Кислые гудроны – отходы второго класса опасности. В случае перелива через верх защитной дамбы содержимого прудов-накопителей может возникнуть чрезвычайная ситуация, связанная с загрязнением рек Печегды и Волги, ниже по течению которой находятся водозаборы Ярославля.

После утверждения паспорта проекта будет разработан детальный план реализации мероприятий, рассчитанных на 2017 – 2025 годы. Предварительный бюджет приоритетного проекта «Чистая Волга» составляет 227,4 миллиарда рублей. Из них 89,8 миллиарда – средства федерального бюджета, 38,6 миллиарда – региональных бюджетов, 99 миллиардов – внебюджетные средства. Из бюджета Ярославской области на реализацию всех предусмотренных программой мероприятий необходимо выделить 2,9 миллиарда рублей.

Как власти собираются очищать Волгу?

Во вторник, 8 августа в Волгограде премьер-министр России Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное сохранению и рациональному использованию реки Волги. Одной из главных тем была очистка реки.

По словам премьера, каждый год в Волгу сбрасывается свыше 5,5 кубометра коммунальных сточных вод, а очистить удается лишь небольшую часть отходов.


«Нормативная очистка проводится лишь в отношении 10% таких стоков. Со сточными водами в реку поступает свыше 2,5 млн т загрязняющих веществ в год. По разным оценкам, в бассейне находится от 2,5 тыс. затонувших плавсредств», — заявил премьер.

Одной из причин такой загрязненности Медведев назвал физический износ очистных сооружений промышленных и муниципальных предприятий. Кроме того, река захламлена затонувшими судами и загрязняется отходами сельского хозяйства. Кроме этого, река исчерпала свои возможности по самоочищению. Для того чтобы решить экологическую проблему, в правительстве РФ разработан проект по реабилитации Волги до 2025 года.

Как будут очищать?

Как заявил Медведев, в первую очередь в волжском бассейне будет вестись экологический мониторинг состояния окружающей среды и будет запущено строительство и модернизация очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас в семнадцати регионах, расположенных на реке, уже ведутся работы по освобождению озер и протоков от ила и водорослей.

Планируется также, что для дальнейшего обводнения Волго-Ахтубинской поймы будет построена мини-ГЭС мощностью 100 кубометров в секунду и 4 насосные станции. Стоимость проекта составит 37 млрд рублей.


К 2020 году на Волге установят автоматизированные системы контроля сточных вод. Также будут достроены берегоукрепительные сооружения, чтобы предотвратить обвалы.

Сколько будет стоит очистка реки?

Очистка Волги по федеральной программе до 2025 года обойдется в 257 миллиардов рублей. 114 млрд планируют выделить из федерального бюджета и 98 миллиардов привлекут из внебюджетных источников. Остальные средства добавят регионы.

Счетная палата оценила, как проводят экологическую реабилитацию Волги



В мае 2018 года президент Владимир Путин подписал утверждающий нацпроекты России указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».


Нацпроекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.


Указ Путина во многом указ развивает программы, начатые в 2014-2017 годах, но новые цели, поставленные перед кабмином, куда более амбициозны.


Всего же сформированы нацпроекты по таким стратегическим направлениям, как здравоохранение, образование, демография, культура, безопасные и качественные автодороги, жилье и городская среда, экология, наука, малое и среднее предпринимательство, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.


Нацпроекты должны быть реализованы 31 декабря 2024 года.

Аудиторы Счетной палаты РФ проверили, как правительство и региональные власти реализуют нацпроект «Экология», и в частности, проводят мероприятия по оздоровлению реки Волги и всего Волжского бассейна (реки Ока, Москва, Кама, Сура и другие). Контрольный период — с 2017 по 2020 годы.

По уточненным данным, на территории бассейна Волги проживает более 40% населения России, здесь сосредоточено около 45% промышленного и 50% сельскохозяйственного производства.

Ежегодный объем грузоперевозок составляет около 6 млн тонн. В 1930–1980 годах был создан Волжско-Камский каскад гидроэлектростанций (13 гидроузлов и водохранилищ).

Зарегулирование речного стока привело к катастрофическим последствиям для всей экосистемы Волги.

«Одной из ключевых проблем бассейна Волги является низкое качество воды», — отмечается в отчете СП (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

Не пей, козленочком станешь

Большинство водотоков и водоемов бассейна Волги на протяжении десятилетий характеризуются третьим и четвертым классами качества воды («загрязненная» и «грязная»). Берега российских рек заполнены трубами с промышленными стоками. «Наиболее напряженная ситуация сложилась в бассейне реки Оки, главным образом в реках Москва и Клязьма», — утверждают аудиторы.

Основные загрязняющие вещества в российских реках — соединения железа, меди, нефтепродукты, фенолы, органические вещества, аммонийный и нитритный азот, соединения цинка и марганца.

Изучив ситуацию с качеством воды за последние 10 лет аудиторы делают парадоксальный вывод: «Многолетние наблюдения свидетельствуют о снижении с 1990-х годов объемов сброса загрязненных сточных вод в бассейн Волги более чем в два раза, что существенно не повлияло на качество воды в бассейне». То есть, загрязнений на фоне сворачивания вредных производств стало меньше, но вода все равно загрязнена и отравлена, непригодна для питья — ни в верховьях Волги, ни, тем более в устье, в Астраханской области.

Рыбы не осталось

В отчете СП также отмечается, что «ухудшились условия воспроизводства рыбных популяций», в том числе в районах, где имеются ГЭС.

«Не определена периодичность расчистки каналов-рыбоходов и каналов нерестовых массивов с учетом гидрологических особенностей, режима и объемов обводнения нерестилищ. В результате расчистка осуществляется на одних и тех же объектах, а 6 из 24 каналов-рыбоходов протяженностью 115,9 км остаются нерасчищенными», — говорится в отчете СП.

Под угрозой находится существование и воспроизводство около 70 видов рыб, из них 40 промысловых».

Аудиторы выяснили, как регионы, по которым протекает Волга, проводят ее экологическую реабилитацию.

«Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области средства федерального бюджета на сумму 8,6 млн рублей, предоставленные в форме целевых субсидий и субвенций на расчистку природных водных объектов, были направлены на текущие расходы (выплаты персоналу, на аренду офисных помещений, приобретение мебели, услуги по уборке помещения, на покупку автомобиля УАЗ Patriot и т.д.», — следует из документа.

Нецелевое использование средств, предназначенных для улучшения экологии — это еще половина беды.

Аудиторы СП выяснили, что деятельность региональных и муниципальных властей при проведении природоохранных мероприятий «характеризуется низким уровнем прозрачности», что в свою очередь не позволяет «обеспечить возможность контроля и мониторинга их деятельности».

Всего в бассейне Волги расположены 40 регионов, но только 16 из них задействованы в федеральных программах по экологии.

Жидкие отходы против твердых

Общественный бизнес-омбудсмен по экологии Ильдар Неверов считает, что из всех экологических проблем, имеющихся в России, наибольшую тревогу вызывает как раз состояние Волги и ее многочисленных притоков. Воду из них используют в качестве питьевой, а это реально опасно. «Реализация федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов» сегодня вызывают наибольшую озабоченность. Основные усилия направлены на улучшение состояния почему-то только объектов на Средней Волге (от впадения Оки до впадения Камы), но вредные сбросы есть и на Верхней Волге, и в устье. Но только комплексное приведение в порядок всей системы водоочистки может дать эффект», — говорит Неверов.

По данным омбудсмена, ежегодно около 3 млн кубометров загрязненных стоков продолжат поступать в Волжский бассейн.

Он отмечает, что нацпроект «Экология» только начал давать плоды, но власть теперь сосредотачивает усилия не на диффузных стоках и жидких промышленных отходах, а на модной теме ТКО — твердых коммунальных отходах. Но, конечно, это лучше, чем ничего не делать еще 20 лет. «В октябре наконец-то было принято постановление правительства (N 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов»). Отходы теперь должны проходить термическую обработку или быть обезврежены с помощью компостирования. Для их утилизации строят промплощадки компостирования. Спецтехника формирует бурты из органических отходов и вносит в них термофильные бактерии, это позволяет за 14 дней разложить органику и уничтожить патогенную микрофлору. Но стоит такая площадка немалых денег — 150 млн рублей», — уточняет Неверов.

Эколог, член межрегионального союза «За химическую безопасность» и житель Нижнего Новгорода Дмитрий Левашов убежден, что один из основных источников загрязнения Волжского бассейна, — это как раз диффузные и ливневые стоки. «Ливневки», которые есть во всех российских городах, находящихся на берегах рек, никак не очищаются от нефтепродуктов, металлов или бытовых и коммунальных отходов.

«С середины 1990-х до середины 2000-х действовала федеральная целевая программа «Возрождение Волги». В рамках которой были построены заново или модернизированы изношенные к тому времени очистные сооружения десятков российских городов и райцентров по берегам Волги. А потом все заглохло. Сейчас правительство запускает новый федеральный проект. Но, на мой взгляд время уже упущено», — говорит Левашов.

Он знает несколько так называемых «источников накопленного экологического вреда», то есть, места сбора промышленных отходов. Их никак не могут переработать, очистить хотя бы частично. Между тем, некоторые из таких промышленных помоек находятся даже в водоохранных зонах.

Из-за ужасной экологии в Волге почти не осталось рыбы. А ту, что еще есть, вылавливают бесконтрольно частные предприниматели — рыбартели.

«Браконьеров сейчас стало гораздо меньше. Зато появились артели, получившие рыбопромысловые участки. Круглый год выгребают там сетями в несколько раз больше положенного лимита. Контроль за ними, как это зачастую бывает в России, ведется исключительно на бумаге», — говорит эколог.

«Я человек в возрасте, рыбачу с 6 лет. И такого безрыбья на Волге и Оке, как за последние 10 лет, никогда не видел. Даже в те советские годы, когда сельские дядьки «хулиганили» с сетями, а заводы напропалую круглосуточно сбрасывали неочищенные стоки, превращая великую русскую реку в самую большую сточную канаву», — сокрушается эколог.

Член экспертного совета при комитете Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Калмыков считает, что с советских времен в природоохранном законодательстве утвердился такой алгоритм: учитывать загрязнения рек и озер только на основании отчётности промышленных предприятий. «Но сегодня источников загрязнения намного больше, а осознание своей ответственности у некоторых предпринимателей, к сожалению, все меньше. Чрезмерно агрессивное землепользование с использованием различной инновационной химии, может нести вред ничуть не меньший, чем неочищенный сброс с предприятий», — говорит Калмыков.

Конечно, многие не заинтересованы в обновлении методик учёта экологических нарушений, понимая, что это приведет к росту ответственности и бизнеса и чиновников, не говоря уже о финансовых расходах, добавляет эксперт.

Федеральный проект Оздоровление Волги

Федеральный проект «Оздоровление Волги» – один из одиннадцати федеральных проектов Национального проекта «Экология». Реализуется с 20 декабря 2018 года по 25 декабря 2024 года. Целью проекта является улучшение экологического состояния реки Волги и обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги за счёт сокращения доли загрязнённых сточных вод, отводимых в реку Волгу, и реализации комплекса мер по восстановлению водных объектов низовьев Волги, в том числе дополнительному обводнению реки Ахтубы. Федеральный проект «Оздоровление Волги» продолжает реализацию мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги».

Основные задачи, которые должен решить Федеральный проект:

  • Сокращение в три раза доли загрязнённых сточных вод, отводимых в Волгу;
  • Обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
  • Ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;
  • Снижение негативного воздействия затонувших судов.

В рамках реализации Федерального проекта запланирована реализация следующих ключевых мероприятий:

  • Строительство, реконструкция (модернизация) комплексов очистных сооружений расположенных на берегах р. Волги предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 15 субъектах Российской Федерации и в г. Москве как крупнейшем загрязнителе р. Волги, что позволит снизить загрязнение реки Волги и значительно улучшить её экологическое состояние, ускорить темпы инвестиций в сфере очистки сточных вод, повысить качество и надёжность предоставления населению коммунальных услуг в сфере водоотведения, улучшить качество и комфортность проживания населения;
  • ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде р. Волги, что позволит снизить угрозу загрязнения реки от объектов накопленного экологического вреда, улучшить условия проживания населения вблизи таких объектов и снизить риски масштабных экологических катастроф для более чем 44 млн человек, проживающих в бассейне р. Волги;
  • комплекс мероприятий по экологической реабилитации и расчистке водных объектов Нижней Волги, в том числе каналов рыбоходов, нерестовых массивов, мелиоративных каналов, а также строительство водопропускных сооружений на территории Астраханской и Волгоградской областей с целью улучшения экологической обстановки Нижней Волги и восстановления её природных ландшафтов, гарантированного обеспечения населения водой в зоне западных подстепных ильменей, а также двукратного увеличения рыбопродуктивности;
  • строительство комплекса гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения реки Ахтубы позволит восстановить экосистему Волго-Ахтубинской поймы и предотвратить её обмеление, за счёт гарантированного обеспечения заполнения реки Ахтубы в меженный период;
  • подъём и утилизация затонувших судов на акватории реки Волги.

В ходе реализации федерального проекта также запланировано регулярное проведение контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзора по выявлению фактов несанкционированных источников загрязнений реки Волги, по результатам которых будут приниматься меры привлечения виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности (такие как вынесение предостережений о недопустимости нарушений закона, представление об устранении выявленных нарушений, возбуждение административных дел), а также действенные меры по устранению выявленных источников загрязнения.

По результатам проведения оценки загрязнения водных объектов с естественных ландшафтов селебитных территорий, земель сельскохозяйственного значения, промышленных площадок предприятий, предприятий животноводческого комплекса, полигонов захоронения и свалок, объектов транспортной инфраструктуры Минобрнауки России к концу 2019 года будет разработана Концепция по снижению загрязняющих веществ диффузного стока.

Основные показатели федерального проекта:

  • Снижение объёма отводимых в Волгу загрязнённых сточных вод с 3,17 до 1,05 км 3 /год;
  • Прирост мощности очистных сооружений, обеспечивающих сокращение отведения в Волгу загрязнённых сточных вод до 2,12 км 3 /год;
  • Протяжённость восстановленных водных объектов Нижней Волги – 600 км;
  • Протяжённость расчищенных мелиоративных каналов Нижней Волги – 175 км;
  • Строительство и реконструкция 89 водопропускных сооружений для улучшения водообмена в низовьях Волги;
  • Обеспечение дополнительного обводнения реки Ахтубы в меженный период в объёме 100 м 3 /с;
  • Ликвидация (рекультивация) 20 объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге;
  • Гарантированное водообеспечение населения и хозяйств (в т.ч. в зоне западных подстепных ильменей) общей площадью 19,1 тыс. га;
  • Извлечение и утилизация 95 затонувших судов.

Руководителем Федерального проекта является заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Н. Ястребов.

Читайте также: