Разрезная шестерня ваз 2106 своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Установка разрезной шестерни ВАЗ.

Для чего вообще нужна эта шестерня? Спросите Вы, ведь и стандартная тоже довольно таки хорошо справляется со своей задачей. А нужна она для того, что бы точно выставить фазы газораспределения. От точности настройки фаз, напрямую зависит приемистость (динамика) двигателя, а так же экономичность.

Установка разрезной шестерни.

И так начнем. Для того что бы установить и отрегулировать разрезную шестерню нужно знать что регулировать и откуда всё это делать. Лучше всего на классическом двигателе производить установку на снятой головке, почему? Потому что, нам нужно точно выставить верхнюю мёртвую точку газораспределительного вала и что бы это сделать точно, нужно снять головку блока цилиндров. Можно конечно и так попробовать, но тогда регулировка может быть не точной.

Первым делом нам нужно приобрести саму шестерню. На рынке есть множество шестерен разных производителей, но смотрите на качество изготовления и потом на цену.

Разрезная шестерня ВАЗ.

Разрезная шестерня ВАЗ.

Как видите, шестерня состоит из двух частей это не подвижная внутренняя часть, которая крепится к газораспределительному валу и наружная подвижная, на которую одевается моторная цепь.

Прикрутив на место старой шестерни новую, сразу же обращаем внимание на то, что шестерня немного касается шпилек.

Место заципления.

При прокручивании чувствуется зацепление рёбрами жесткости шестерни о шпильки. Для этого шпильки нужно немного укоротить, как верхнюю, так и нижнюю. Вот такой небольшой нюанс на начальном этапе, но не будим расстраиваться и продолжим дальше.

Теперь нам нужно поставить метку на шестерне относительно выступа на корпусе пенала, что бы точно выставить ВМТ газораспределительного вала и потом знать, что и куда крутить.

Для установки ВМТ газораспределительного вала, снимаем полностью все рокера и оставляем только на первом цилиндре. Провернув рукой за шестерню, выставляем кулачки четвёртого цилиндра как бы в перекрытие, что бы они смотрели в низ.

Теперь, так как четвёртый цилиндр стоит в режиме перекрытия, значит, на первом будет режим воспламенение. Переходим к первому цилиндру и регулируем зазор между рокером и кулачком газораспределительного вала. Зазор должен быть 0.15мм.

Мы выставили соответствующий зазор. Как видим, один рокер стоит косо относительно вала и это видно по зазору указанному красными стрелками, как с этим бороться я расскажу в отдельной статье (со временем поставлю ссылку).

Регулировка разрезной шестерни.

Регулировку разрезной шестерни начнём из замеров, которые нам понадобятся в дальнейшей работе. Переворачиваем головку на бок и с помощью штангенциркуля замеряем расстояние глубины между клапанами (впускным и выпускным).

Зазор по высоте между клапанами.

Зачем это делается. Это делается для того, что клапана, когда они закрыты они сидят в своих сёдлах, но они могут находятся на разных глубинах, и когда мы будем ставить метку на шестерне, мы должны будем выставить их на такое же расстояние в момент их перекрытия. Для этого и производим замер. Зазор составляет в моём варианте 1.3мм.

Показания штангенциркуля.

Далее мы проворачиваем газораспределительный вал до момента перекрытия клапанов первого цилиндра, это 180 градусов. Что бы точно выставить ВМТ вала в момент перекрытия, с помощью того же штангенциркуля и путём прокручивания вала, находим такой же зазор глубины между клапанами 1.3мм. Зазор указан красной стрелкой.

Выставляем зазор.

Выставив нужный зазор, переходим к шестерне и ставим свою метку напротив заводского отлива на корпусе пенала.

Теперь, мы знаем, что у нас есть точная метка ВМТ газораспределительного вала, что вал, находится, именно там где нам нужно. Почему такие трудности, потому что, бывает, что заводская метка не совпадает с тем, что нужно, от этого падает динамика, и увеличивается расход топлива.

Продолжая регулировку, переходим к коленчатому валу или верней к шкиву и выставляем его по метке. Заводская метка на шкиве тоже ни всегда совпадает. В моём случае двигатель разобран, и я смог точно выставить ВМТ. Метка на крышке показывала на край метки. Поэтому нужно усчитать разницу.

Далее ставим головку на место и надеваем цепь на шестерню. Перед установкой, болты на шестерне желательно подтянуть, что бы ни болталось и не создавало лишних трудностей.

После установки шестерни, нужно подтянуть моторную цепь, об этом я напишу в соответствующем разделе и поставлю ссылку. Когда натянули цепь, проворачиваем двигатель по часовой стрелке два оборота, для того что бы все село на свои места и после этого выставляем шкив по меткам, естественно с поправкой. Теперь нам нужно выставить по меткам, которые мы сделали на самой шестерне.

Установка по меткам.

Метки на шкиве коленчатого вала мы уже выставили. Отпускаем болты на разрезной шестерне и подводим по метке внутреннюю часть шестерни. Теперь газораспределительный вал стоит чётко по перекрытию, а значит то, что как говорится нам и нужно. В этом и заключается функция разрезной шестерни, что бы двигатель поставить строго по меткам, это будет самый оптимальный режим как скоростной, так и экономический на всех режимах. Можно, конечно же, подрегулировать туда-сюда, но тогда может быть зарезан какой-то один режим и прирост на другом. Так что целесообразно ставить именно по перекрытию, это будет самая оптимальная характеристика двигателя, конечно же, если вы не гонщик.

Бывает и такое, люди говорят, что я переставил шестерню на 5-7 градусов и машина едет лучше. А как оказалось, просто заводские метки не совпадали с нужными на эти же самые 5-7 градусов.

разрезная шестерня

1. Берем разрезную шестеренку (шкив) и размечаем на ней ( на неподвижной и подвижной частях) заводскую метку, сравнивая со стандартной шестерней (шкивом) распредвала. 2. Устанавливаем разрезную шестерню на распредвал, надеваем ремень ГРМ на шестерню. Проверяем совпадения меток на шкиве распредвала и задней крышки ремня, а также находится ли метка на маховике (в люке картера сцепления). 3. Контролируем впускной и выпускной клапан четвёртого цилиндра по перекрытию: при грамотно установленных фазах выпускной и впускной клапан должны быть открыты на определённую величину, заданную при проектирование распредвала (для равноподъемных валов , как правило должны быть открыты на равную величину) если нужного перекрытия нету, то ослабляем наружные болты шестерни и проворачиваем распредвал относительно внешней части шестерни, выставляя его. И получаем нулевое (оптимальное) положения распредвала.

1. Первым делом Устанавливаем новый распределительный вал. 2. Выставляем, примерно, перекрытие клапанов, ориентируясь по меткам стандартной шестерни, подводим поршень 1-го и 4-го цилиндра в вмт и одеваем цепь. 3. Устанавливаем планку для индикаторов часового типа (необходимо 3 шт.: для определения перемещения впускного, выпускного клапанов и положения вмт) и сами индикаторы. Ножки индикаторов опираем на рокеры. 4. Находим, поочередно, нулевые (закрытые) положения впускного и выпускного клапанов 1-го цилиндра и положение его вмт точно. После этого выставляем требуемое перекрытие по индикаторам, используя разрезную шестерню (необходимо не забыть о том, что рокер имеет передаточное отношение, также как имеет значение, на какое место на рокере опирается ножка индикатора). Если вы устанавливаете равнофазный и равноподъемный р/вал, то можно, просто, найти его нулевое положение (когда оба клапана открыты на одинаковую величину), не вдаваясь в величины множителя рокера. 5. Затягиваем фиксирующие болты разрезной шестерни, проворачиваем 1 оборот к/вала и проверяем установки. 6. Собираем двигатель и заводим. 7. В том случае, когда установки производителя по тем или иным причинам могут не являться оптимальными, придется корректировать положение валов, руководствуясь динамическими замерами или субъективными ощущениями. Ведь двигатель вы настраиваете под себя. Так же читайте другие интересные статьи о том на нашем сайте.

Как устроен цепной привод ГРМ автомобиля ВАЗ 2106: обзор и замена

Популярный автомобиль ВАЗ 2106, чей выпуск начался во времена СССР, комплектовался тремя типами двигателей — рабочим объёмом 1300, 1500 и 1600 см куб. Конструкция перечисленных моторов одинакова, разница заключается только в размерах цилиндропоршневой группы, коленчатого вала и шатунов. На всех силовых агрегатах шестерни газораспределительного механизма (ГРМ) приводятся в движение двухрядной цепью. Последняя постепенно вытягивается и нуждается в периодической подтяжке, минимальный ресурс детали — 100 тыс. км пробега. Когда натягивание не даёт результата, цепной привод меняется целиком — вместе с шестерёнками.

Назначение и конструкция привода

Механизм газораспределения отвечает за подачу топливной смеси в цилиндры и выброс отработанных газов. Для своевременного открывания впускных и выпускных клапанов распределительный вал должен вращаться синхронно с коленвалом. В «Жигулях» эта функция возложена на цепной привод, установленный в передней части двигателя.

Замену цепи и шестерён ГРМ нельзя отнести к сложным операциям, но процедура довольно трудоёмкая. Чтобы выполнить работы своими руками, надо понимать принцип действия и устройство привода, состоящего из таких элементов:

  • на переднем конце коленчатого вала установлена ведущая шестерёнка малого диаметра;
  • над ней расположена промежуточная большая звёздочка, отвечающая за вращение привода масляного насоса и трамблёра;
  • к торцу распредвала прикреплена третья ведомая шестерня большого диаметра;
  • 3 вышеуказанные звёзды соединяются двухрядной цепью;
  • с одной стороны цепь натягивается изогнутым башмаком, который поджимает плунжерное устройство;
  • чтобы исключить биение ослабленной цепи, с другой стороны предусмотрен второй башмак — так называемый успокоитель;
  • возле ведущей звёздочки установлен ограничительный палец, не позволяющий цепи соскочить с зубьев.

Схема цепного привода ГРМ «Жигулей»

Соотношение размеров шестерён — приблизительно 1:2. То есть, пока ведущая звёздочка коленчатого вала совершает 2 оборота, шестерёнка распредвала поворачивается 1 раз.

Требуемую натяжку привода ГРМ ВАЗ 2106 обеспечивает плунжерное устройство, подпирающее полукруглый башмак. Автомобили старого выпуска оснащались чисто механическим плунжером — выдвигающимся штоком с мощной пружиной, который приходилось подтягивать вручную. Более поздние модели получили гидравлический натяжитель цепи, работающий автоматически.

По незнанию я однажды попал в глупую ситуацию. У знакомого на «шестёрке» вытянулась цепь и начала сильно шуметь, я посоветовал её подтянуть. На месте выяснилось, что болт фиксации плунжера отсутствует, совет оказался бесполезным. Позже выяснилось, что на машине стоит автоматический натяжитель, срабатывающий под давлением масла. Растянутую цепь пришлось заменить.

Привод ГРМ смазывается моторным маслом, поступающим от распределительного вала. Чтобы смазка не разбрызгивалась, механизм спрятан за герметичной алюминиевой крышкой, прикрученной к торцу блока цилиндров 9 болтами М6. Ещё 3 винта соединяет защитный кожух с поддоном масляного картера.

Итак, цепной привод выполняет 3 функции:

  • крутит распредвал, который поочерёдно нажимает кулачками на штоки клапанов;
  • через косозубую шестерню (на жаргоне водителей — «поросёнок») передаёт крутящий момент масляному насосу;
  • вращает валик главного распределителя зажигания.

Как подобрать цепь по длине

При покупке новой запчасти нужно учитывать один параметр — длину, определяемую числом звеньев. Указанная величина зависит от типа двигателя, установленного на конкретном авто. У моторов рабочим объёмом 1,5 и 1,6 л (модификации ВАЗ 21061 и 2106) ход поршня составляет 80 мм, а в силовых агрегатах 1,3 л (ВАЗ 21063) этот показатель равен 66 мм. Соответственно, блоки двигателей 1,5 и 1,6 л выше, а цепь — длиннее:

  • версии ВАЗ 21061 и 2106 — 116 секций;
  • ВАЗ 21063 — 114 звеньев.

Цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Количество секций новой запчасти можно выяснить без изнурительного пересчёта. Уложите цепь на плоскую поверхность, чтобы соседние звенья соприкасались. Если крайние секции выглядят одинаково, в цепи 116 звеньев. Деталь из 114 частей выдаёт одно последнее звено, повёрнутое под углом.

При замене приводной цепи категорически рекомендуется ставить новые звёздочки — ведущую, ведомую и промежуточную. Иначе механизм долго не прослужит — звенья снова растянутся. Шестерни продаются комплектами по 3 шт.

Видео: выбор новой цепи для «Жигулей»

Замена цепного привода — пошаговая инструкция

Часть ремонтных работ ведётся из смотровой канавы. Придётся ослаблять ось генератора, демонтировать защиту и откручивать гайку храповика — перечисленные операции выполняются снизу автомобиля. Для полной замены привода лучше приобрести готовый ремкомплект ГРМ для ВАЗ 2106, состоящий из следующих запчастей:

  • три звёздочки;
  • цепь на 114 или 116 секций в зависимости от рабочего объёма мотора;
  • башмаки успокоителя и натяжителя;
  • механический плунжер (гидравлический менять не обязательно);
  • прокладки для крышки и плунжерного устройства.

Ремкомплект ГРМ на ВАЗ 2101–07

Из расходных материалов потребуется силиконовый высокотемпературный герметик, ветошь и тканевые перчатки. Перед разборкой обратите внимание на внешний вид передней части мотора — случается, что передний сальник коленвала пропускает смазку, двигатель покрывается слоем маслянистой грязи. Поскольку сальник установлен внутри крышки ГРМ, его нетрудно сменить во время ремонта.

Подготовка инструментария

Чтобы успешно разобрать и поменять цепь вместе со звёздочками, приготовьте рабочий инструмент:

  • стандартный набор головок с воротком, оборудованным возвратной трещоткой;
  • комплект рожковых либо накидных ключей размером 10—19 мм;
  • мощная отвёртка с плоским наконечником;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • монтировка, желательно с изогнутым концом.

Инструмент для замены цепного привода ГРМ на ВАЗ 2106

Для откручивания большой гайки храповика найдите специальный накидной ключ 36 мм с длинной рукояткой. Он же используется при совмещении меток путём ручного проворачивания коленвала. В крайнем случае возьмите накидной ключ с рукояткой, согнутой под 90° по образцу колёсного «баллонника».

Ключ гайки храповика ВАЗ 2101–2107

Этап предварительной разборки

Сразу добраться до узла ГРМ невозможно — мешает ремень генераторного привода, шкив коленчатого вала и электрический вентилятор. В старых моделях ВАЗ 2106 крыльчатка прикреплена к валу помпы, поэтому снимать её не обязательно. Чтобы демонтировать цепной привод, выполните ряд операций:

  1. Загоните машину на яму, затормозите и выждите 20–60 мин, пока двигатель охладится до комфортной температуры 40–50 °C. Иначе при разборке обожжёте руки.
  2. Спуститесь под автомобиль и снимите решётку, защищающую масляный поддон силового агрегата. Ключом на 10 мм выверните 3 винта крепления кожуха ГРМ к крышке поддона, затем отпустите гайку 19 мм на оси генератора.

Как ослабить крепление генератора ВАЗ 2106

Как отсоединить тягу педали газа на ВАЗ 2106

Демонтаж крышки клапанов на ВАЗ 2101–2107

Как снимается электровентилятор на «Жигулях»

Как ослабить ремень привода генератора на ВАЗ 2106

В процессе разборки проверьте состояние прокладки клапанной крышки — возможно, она разбухла и пропускает масло. Тогда купите и поставьте новый уплотнитель.

Перед снятием алюминиевой крышки, за которой скрывается узел ГРМ, рекомендуется удалить всю грязь с переднего торца двигателя. Когда вы снимете кожух, откроется небольшой просвет между блоком и поддоном картера. Нельзя допустить, чтобы туда попадали посторонние частицы, особенно после недавней замены масла.

Где расположена ведущая шестерня ГРМ на ВАЗ 2101–07

На автомобиле, оснащённом электронной системой впрыска топлива (инжектор), разборка ведётся в том же порядке. Только здесь отсоединяется шланг адсорбера, а короб воздушного фильтра снимается вместе с гофрой, подключённой к блоку дроссельной заслонки.

Видео: как снять вентилятор ВАЗ 2106

Выставление меток и монтаж цепи ГРМ

Перед дальнейшей разборкой следует совместить риску на шкиве коленчатого вала с первой длинной меткой на кожухе. При таком совмещении поршень первого либо четвёртого цилиндра находится в верхней мёртвой точке, все клапаны закрыты. Обратите внимание: в данном положении круглая метка на верхней звёздочке ГРМ совпадёт с приливом, сделанным на постели распределительного вала.

Две оставшихся метки на крышке (возле шкива) предусмотрены для установки углов опережения зажигания на 5 и 10 градусов соответственно.

Предварительное выставление меток облегчает дальнейшую работу — поворачивать коленчатый вал за храповик гораздо проще, нежели захватывать ключом при снятом шкиве. Дальше действуйте согласно инструкции:

    Заклиньте шкив любым подходящим инструментом и ослабьте храповик ключом на 36.

Как ослабить храповик на ВАЗ 2106

Как снимается шкив коленчатого вала на «Жигулях»

Демонтаж кожуха ГРМ на ВАЗ 2101–2107

Как ослабить цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Как демонтировать звёздочку распредвала на «Жигулях»

Демонтаж промежуточной шестерни ГРМ на ВАЗ 2106

Как крепится успокоитель и натяжитель цепи ГРМ на «шестёрке»

Мой товарищ при разборке узла ГРМ случайно уронил шпонку внутрь картера. Местные «специалисты» советовали оставить её в поддоне, мол, опустится на дно поддона и останется там лежать, ничего страшного. Товарищ не послушал этих рекомендаций, слил масло и открутил поддон, чтобы вытащить шпонку. Чтобы избежать таких неприятностей, нужно после демонтажа передней крышки затыкать проём картера ветошью.

По окончании разборки хорошенько протрите внутренние полости блока, крышку и сальник. Как правильно установить новые запчасти привода:

  1. Поставьте новый успокоитель, плунжерный механизм и башмак натяжителя.
  2. Цепь опустите сверху через щель в головке цилиндров (где стоит шестерёнка распределительного вала). Чтобы она не упала, просуньте внутрь любой длинный инструмент.

Как установить цепь ГРМ на ВАЗ 2101–2107

Установка ведущей звёздочки ГРМ ВАЗ 2106 по меткам

После сборки цепь необходимо подтянуть. Для этого достаточно ослабить болт плунжера — мощная пружина вытолкнет шток, который надавит на башмак. Сделайте 2 оборота коленчатого вала вручную и обратно затяните болт натяжного устройства. После вращения убедитесь, что метки не сбились. Дальше проверяйте мотор в работе — заведите и прислушайтесь к шуму цепного привода.

Видео: как самостоятельно поменять цепь ГРМ на «классике»

Изношенный привод ГРМ на «Жигулях» выдаёт себя определённым звуком — стук и тарахтение в передней части двигателя. Второй признак — невозможность подтянуть цепь. Обнаружив указанные симптомы, загляните под клапанную крышку, проверьте состояние механизма. С заменой не медлите — слишком растянутая цепь перескочит на 1 зубец, ГРМ начнёт функционировать неправильно, а двигатель — глохнуть и «стрелять» в карбюратор либо выхлопную трубу.

Блог Валерия Именова

Мои заметки. Я не блогер и не писатель, но иногда хочется поделиться с миром некоторой информацией или прокомментировать и высказать свою точку зрения.

четверг, 9 июня 2016 г.

Как выставить перекрытие клапанов в классическом двигателе ВАЗ



Разрезные шестерни ГРМ Ваз классика

Веерный набор щупов
    1. Выставляем коленчатый вал точно по метке, метка на стандартной звездочке распредвала при этом будет находится близ прилива на корпусе РВ.

Метки соответствующие положению коленвала в ВМТ (инжектор)

Установка зазора клапанов


Легкий способ настройки разрезной шестерни по перекрытию клапанов

Тюнинговый распредвал эстонец+
15 комментариев :

Загвоздка с РВ 21213, там разная высота кулачков впуск-выпуск.

Дон Альберто, это не имеет существенного значения, для того чтоб найти угол распредвала, при котором оба клапана открыты на одинаковую высоту. Для классического РВ 2101 имеющего высоту подъема клапана в перекрытии 0.8мм следует использовать зазор больше этого значения, для РВ 21213 так же.

не понятно, если в точке перекрытия клапанов они открыты на одну и ту же величину, откуда берётся зазор между кулачком и рокером? Кулачёк же уже надавил на рокер и приоткрыл клапан.

Роман Галиев, при стандартной регулировке клапанов 0,15мм - нет зазора в перекрытии и при этом клапана открыты на 0,8мм, если же отрегулировать клапана под зазор 1мм, то в перекрытии между кулачком и рокером появится зазор 0,2мм который я использовал чтобы произвести настройку.
Естественно после регулировки звезд, зазор возвращается к номиналу - 0,15мм.

Спасибо за пояснения, сразу не сообразил.
Просто у меня перекрытие у вала 2,3мм и не получается зазор больше сделать, регулировочный болт вкручен до конца. Без индикаторов никак :(

а пастель нодо шлифовать

Привет Валерий . Пункт "восемь" не понятен, зачем мы снова распредвал двигаем на 180 градусов ( меткой вниз что соответствует одному обороту на коленвале) для регулировки клапанов . Ну и регулировали бы в найденной точке перекрытия , или я что то не догоняю ?

Понятно и доступно, Но. Как то страшновато, да и проблематично следовать инструкции "зазор 15!мм." Сужу по озвучке видео.https://www.drive2.ru/b/3138355/

Здравствуйте .подскажите пожалуйста ,как выставить перекрытие на 94 валу ,я правильно понимаю нужно зазор выставить на клапана первого цилиндра больше чем 1.7 для этого вала,после установки постели и распред вала по меткам вмт и на постели с звездочкой,и крутнув колено на 360градусов.вопрос?какой зазор нужно установить 1.9 и что если он не устанавливаеться значит чтото делал не так?

Здравствуйте, у меня вопрос, а можно ли установить РШ на на инжектор с гидриками?

Все доходчиво и понятно!

Есть регулировка за 1 минуту но при снятом распредвале.
1. Распредвал со звездой ставим на стол. к кулачкам 1 цилиндра прижимаем толстую линейку (и держим между кулачков пальцем)
2 К двум креплениям постели прижимаем вторую линейку и крутим постель (звезда на столе и торчит распредвал)
3. Делаем концы линек параллельными любым спосбом
4. Что получаем равноподнятые кулачки (одна линейка) и сответсв этому положению постель с меткой
5. На звезде ставим метку и потом ориентируемся на нее а не на стандартную (может не совпадать значительно)

Большое уважению автору за его старание . Но проделал эту же операцию на двигателе 1.5 и ставил распредвал 213 (новый), все остальные запчасти остались б\у. ТАк вот выставил 1 мм зазор на 1 цилиндре когда кулачки вверх ,а потом провернув коленвал сделал зазор так что бы щуп 0.35 был на 1 и 2 кулаке(это макс зазор который залазил ),путем поворота коленвала. И метка ушла на 2 зуба вперед.Несколько раз перепроверял. В конечном итоге выставил по тарелкам шлангелем (2 зуба разницы).Возможно проблема в том что оставил старые рокера и опоры(а там перекос и излишние зазоры).Как то так.

Установка звездочки распредвала ваз 2106

Лада 2106 Шестироки › Бортжурнал › Замена цепи и звёзд ГРМ (ДВС 2103 1.5)

Вообщем-то пришло время замены цепи, т.к на холодную двс можно сказать оглушал, на горячую ехал не так как хотелось бы, то бишь тяги не было уже да и сальник колена бежал. Все способствовало к ближайшему ремонту. Итак, начну рассказывать как менял, и да, сразу скажу, я менял как мне было удобно, можно было без некоторых пунктов, я помечу где можно без этого.
Вообщем изначальный список что планировалось: -снятие лобовой и учёт того что 100% нужно менять; -поменять радиатор с алюминиевого на медный; -поменять патрубок нижний; -поставить другой б/у генератор(не стал, т.к лень уже было; -регулировка клапанов(по звуку «ещё походит», но скоро думаю все же нужно будет отрегулировать);

Начнем с того что я освободил рабочее место для удобства

Картина того что наделал расфигаренный сальник колена

Это был первый день, а точнее 1-1.5 часа первого дня, т.к я увидел что храповик такого размера, ключа которого у меня нету, в итоге он был на 38.

Снятие лобовой на учёт «может звёзды ещё походят?», Но нет, не походят, совсем и не близко, натяжитель и башмак в очень хорошем состоянии, башмак таки вообще будто новый.

Далее снял клапанную, ну это уже просто что бы потом не снимать, и проверил успокоитель, успокоитель вроде бы и живой, НО, у меня есть новый, почему не поменять?

Вообщем-то второй день часа полтора-два закончился

Далее я уехал за запчастями, и так случилось что нужно было немного по городу помотаться.

Третий, но не завершающий день, т.к я делал это первый раз да и меня не особо это торопило, делал в своем темпе и как было удобно мне.

Снял звёзды, и цепь, сначала снял для удобства башмак, потом снял звезду маснянного насоса, потом снял звезду распреда, потом опустил цепь, и она свалилась в поддон, «ммм думаю я в масле, не сгниет», шучу конечно, вытащил и сравнил с новой, растяжка примерно на 4-5мм, фотографии нету, т.к руки все в масле и жирные, не очень комфортно было. Поставил новую звезду колена, самое главное это в поддон не уронить шпонку колена (я не уронил, но сказать имеет место быть). Выставил колено по меткам, удобно крутить 22 ключем,

Далее обезжирил и приклеил натяжитель, вернул башмак на место, и ответкой через верх поднатянул башмаком, ослабил и стрельнул натяжителем и сразу затянул, все огонь натяжка есть. Время покрутить и проверить натяжку. Кручу 2 полных оборота колена, и тут бац у меня ни где ничего не совпадает, ну все думаю «жопа приехала», кручу колено до метки и вижу что и там и там метка совпала. *Чешу репу*, думаю покрутить ещё, 2 полных оборота -совпало, ещё в большем недоумении, кручу ещё раз и ещё 4 круга по 2 оборота, и на всех совпадает, все четенько и ровно, ну думаю огонь, все таки не рукожоп) Мою немного лобовину и вклеиваю сальник.

Обезжирил, и намазал герметиком и прокладку из бумаги, ещё раз все обезжирил, клею и затягиваю, огонь все успешно, правда поругался матом из-за 3х болтов поддона, но ничего обманул систему и через отверстия в защите, длинной битой и двумя удлинителями я попал, причем сразу по резьбе и все хорошо, все нажиулил и затянул, ну не до «усеру», что бы ничего не сорвать и держалось, все огонь думаю. Спросил у нашего драйвовца о клапанах, вообщем было принято решение если машина ездила и ничего не тревожило, можно не регулировать, на самом деле просто хотелось уже собрать и запустить. Пошел ближе к этому, приклеил клапанную, обязательно все обезжирил и приклеил.

Распредвал ВАЗ 2106

Распределительный вал является неотъемлемой частью в конструкции газораспределительного механизма (ГРМ) любого двигателя. Он выполнен в форме цилиндра, на котором расположены шейки и кулачки.

Описание

На «Жигулях» шестой модели вал механизма ГРМ установлен в головке блока цилиндров (ГБЦ) мотора. Такое расположение позволяет ремонтировать и менять деталь, а также регулировать зазоры клапанов без каких-либо сложностей. Доступ к валу открывается после снятия клапанной крышки. Распредвалу (РВ) отведена роль управления открытием и закрытием клапанов в цилиндрах двигателя — в нужный момент он впускает топливно-воздушную смесь в цилиндр и выпускает отработанные газы. На распределительный вал устанавливается шестерня, которая посредством цепи соединяется со звездой коленчатого вала. Такое конструктивное исполнение обеспечивает одновременное вращение обоих валов.


Поскольку на коленчатом и распределительном валу установлены шестерни разного размера, скорость вращения последнего снижена вдвое. Полный рабочий цикл в силовом агрегате происходит за один оборот распредвала и два оборота коленвала. Клапаны в ГБЦ открываются в определённом порядке под воздействием соответствующих кулачков на толкатели, т. е. при вращении распределительного вала кулачок надавливает на толкатель и передаёт усилие на клапан, поджатый пружинами. При этом клапан открывается и впускает топливно-воздушную смесь либо выпускает отработанные газы. При дальнейшем проворачивании кулачка клапан закрывается.


Параметры

Распределительный вал «шестёрки» имеет такие характеристики:

  • ширина фаз — 232˚;
  • высота подъёма впускного клапана — 9,5 мм;
  • запаздывание впускного клапана — 40˚;
  • опережение выпускного клапана — 42˚.

На «Жигулях» шестой модели механизм ГРМ имеет восемь клапанов, т. е. по два на каждый цилиндр, количество кулачков равно числу клапанов.

Какой распредвал лучше ставить

На ВАЗ 2106 подойдёт лишь один вал газораспределительного механизма — от «Нивы». Деталь устанавливают с целью повысить мощность и динамические показатели автомобиля. Достичь желаемых результатов, хоть и небольших, удаётся за счёт увеличения ширины фаз и высоты подъёма впускных клапанов. После установки РВ от «Нивы» эти параметры будут иметь значения 283˚ и 10,7 мм. Таким образом, впускной клапан будет открыт более длительное время и поднят на большую высоту относительно седла, что обеспечит поступление в цилиндры большего количества топлива.

Причины для установки разрезной шестерни

На взгляд специалистов, это две, самые значимые причины установки разрезной шестерни распредвала. Следует учесть, что установка тюнингового распредвала без разрезной шестерни, просто не имеет смысла. Итак, причины:

  • при сборке штатного двигателя автомобиля, производитель допускает определенные отклонения от чертежей. В связи с этим, характеристики двигателей одной модели могут иметь отличия от номинальных с допуском ±10 град. Это, соответственно, влияет на параметры мощности двигателя. Установка разрезной шестерни позволяет проводить регулировку и оптимизацию крутящего момента.
  • при установке спортивного распредвала увеличивается мощность двигателя, а применение разрезной шестерни, оптимизируя фазы газораспределения, добавляет к мощности 3-5%.

Статья в тему: Знак «Автобусная остановка» – что делать, если нарушили?

Признаки износа распредвала

Работа распределительного вала связана с постоянным воздействием высоких нагрузок, в результате чего деталь постепенно изнашивается и требует замены. Необходимость в ремонте возникает при появлении характерных признаков:

  • стук при работе двигателя под нагрузкой;
  • снижение мощностных показателей.

Существует ряд причин, по которым РВ выходит из строя:

  • естественный износ;
  • некачественное моторное масло;
  • низкое давление масла в системе смазки;
  • недостаточный уровень масла или так называемое масляное голодание;
  • работа двигателя при высоких температурах, что приводит к ухудшению свойств смазывающего вещества;
  • повреждения механического характера (износ или обрыв цепи).

Основными неисправностями, которые нарушают работоспособность распредвала, являются задиры на рабочих поверхностях (шейках и кулачках) и выработка ограничителя.


Выявить по звукам, исходящим из моторного отсека, что проблема связана именно с распределительным валом, довольно проблематично, но всё же можно. Стук РВ напоминает глухие удары молотка, которые учащаются при увеличении оборотов двигателя. Однако лучшим способом диагностики вала является его демонтаж, разборка и дефектовка. При осмотре вал не должен двигаться в корпусе относительно оси, в противном случае при ударах об ограничитель будет исходить глухой звук.

Видео: причины продольного люфта распредвала ВАЗ

Снижение мощности

Падение мощности на классических «Жигулях» — явление, обусловленное износом распредвала и рокеров. При правильной эксплуатации двигателя (своевременная замена масла, контроль его уровня и давления) проблема проявляется только на больших пробегах автомобиля. При износе кулачков уже не обеспечивается необходимая ширина фаз и подъём клапанов на впуске.


Деформация

РВ может деформироваться при сильном нагреве, который вызван неполадками в системах охлаждения и смазки. Поначалу проблема может проявляться в виде стука. Поэтому если есть подозрения на эту поломку, например, мотор перегревался, то рекомендуется выполнить диагностику вала, чтобы избежать более серьёзных неприятностей с ГРМ двигателя.

Демонтаж распредвала ВАЗ 2106

Для проведения ремонтных работ или замены распределительного вала на «шестёрке» нужно подготовить следующие инструменты:

  • головки на 17 и 13 мм;
  • трещоточную рукоятку;
  • вороток;
  • удлинитель;
  • рожковый или накидной ключ на 13 мм.


Демонтаж узла проводим в такой последовательности:

    Снимаем крышку клапанов с ГБЦ.

Когда я провожу ремонтные работы с распредвалом после того, как он будет снят с ГБЦ, головку накрываю чистой ветошью и прижимаю её, например, инструментом. Это предотвращает попадание различного мусора как в каналы смазки, так и на поверхность рокеров. Особенно актуальна защита открытой части двигателя при ремонте под открытым небом, поскольку ветром может нанести немало пыли и мусора, с чем я неоднократно сталкивался. Новый вал перед установкой в корпус также протираю чистой тряпочкой.

Настройка разрезных шестерен на ВАЗ-2112 с 16-клапанным двигателем

На 16-клапанные моторы автомобилей ВАЗ-2112, разрезные шестерни монтируются и настраиваются своими руками следующим образом:

После установки новых распредвалов по меткам стандартных шкивов устанавливается перекрытие клапанов, после чего поршни первого и четвертого цилиндров подводятся в верхнюю мертвую точку, и надевается ремень ГРМ. Затем необходимо определить перемещение распредвалов и положение ВМТ, делается это по индикаторам часового типа, устанавливаемым на специальную планку.

Далее требуется найти положения распредвалов, соответствующие закрытому положению впускных и выпускных клапанов четвертого цилиндра, а также их положение, соответствующее положению поршня в верхней мертвой точке. Затем ослабляются болты на шкивах, и по индикаторам устанавливаются требуемые перекрытия. После этого болты затягиваются, и коленвал проворачивается на один оборот, после чего производится проверка установок. После пробной поездки при необходимости производится коррекция положения распредвалов.

Статья в тему: Как подключить дхо от генератора своими руками

Установка распредвала

Процесс монтажа вала происходит в обратной последовательности с применением тех же инструментов, что и для его снятия. Дополнительно потребуется динамометрический ключ, которым можно контролировать усилие затяжки. Работу проводят следующим образом:

    Перед монтажом детали в корпус смазываем опорные шейки, опоры и кулачки чистым моторным маслом.

Чтобы распредвал равномерно прижался к ГБЦ, затяжку следует выполнять в несколько этапов.

Видео: установка распределительного вала на классических «Жигулях»

Установка по меткам

По окончании замены необходимо выставить распредвал и коленвал по меткам. Только после такой процедуры момент зажигания будет правильным, а работа двигателя — стабильной. Из инструментов дополнительно понадобится ключ для вращения коленчатого вала, а сама работа состоит из следующих шагов:

  1. Ставим на место звёздочку РВ и затягиваем её, но не до конца.
  2. Натягиваем цепь. Для этого отворачиваем гайку натяжителя, проворачиваем немного коленвал, а после затягиваем гайку обратно.
  3. Крутим коленвал ключом до того момента, пока риска на шкиве не установится напротив длиной метки на крышке механизма ГРМ.

При монтаже клапанной крышки на место я всегда обращаю внимание на состояние прокладки, даже если она менялась недавно. На ней не должно быть разрывов, сильного продавливания и других повреждений. Кроме этого, уплотнитель должен быть не «дубовым», а эластичным. Если состояние прокладки оставляет желать лучшего, я всегда заменяю её на новую, тем самым исключая возможное подтекание масла в будущем.

Регулировка клапанов

Клапаны на «классике» рекомендуется регулировать каждые 30 тыс. км. пробега либо после ремонта двигателя. Из инструментов нужно подготовить:

  • рожковый ключ на 13 и 17;
  • щуп 0,15 мм.


Работа проводится на остывшем двигателе после снятия крышки клапанов и натяжения цепи:

  1. Совмещаем метки коленвала и распредвала с рисками, что соответствует верхней мёртвой точке четвёртого цилиндра.
  2. Проверяем зазор клапанов 6 и 8. Для этого вставляем щуп между кулачком РВ и рокером. Если он заходит без усилия, зазор нужно сделать меньше. Если входит туго, то больше.


Таблица: порядок регулировки клапанов ГБЦ на «классике»
Угол поворота коленвала, oУгол поворота распредвала, oНомера цилиндровНомера регулируемых клапанов
4 и 38 и 6
180902 и 44 и 7
3601801 и 21 и 3
5402703 и 15 и 2
Видео: регулировка клапанов на ВАЗ 2101–07

Некоторые автолюбители для выставления зазоров клапанов используют узкий щуп из набора. Я бы не рекомендовал пользоваться им для рассматриваемой процедуры, поскольку при перекосе рычага клапана, а рокеры могут перекашиваться даже при нормальных пружинах и хорошем состоянии РВ, узкий щуп не позволит провести точную регулировку. Да и выставлять зазор широким щупом удобнее.


Замена распредвала на ВАЗ 2106 не требует от владельца высокой квалификации и специальных инструментов. Ремонт можно провести в условиях гаража обычным автомобильным набором ключей и отвёрток. При следовании пошаговым инструкциям процедура займёт около 2–3 часов, после чего механизм газораспределения вашего авто будет работать чётко и слаженно.

четверг, 9 июня 2020 г.

Как выставить перекрытие клапанов в классическом двигателе ВАЗ

  • 2. Заменяем стандартную звездочку разрезной, фиксируя на ней болты используемые для смещения фаз.
    Метки на шестерне ГРМ и корпусе распредвала
  • 3. Вращаем коленвал на 1 оборот и этом положении, кулачки не давят на рокера и устанавливаем в первом цилиндре зазор между рокером и распредвалом размером 1мм !
    Установка зазора клапанов
  • 4. Вращаем коленвал опять, выставляя его по метке, метка на звездочке распредвала при этом будет снова находится близ прилива на корпусе РВ.
  • 5. Проверяем зазоры на обоих клапанах 1-го цилиндра используя щупы различной толщины, у нас получатся к примеру зазоры – впуск 0.1мм и выпуск 0.3мм.
  • 6. Минимально вращая коленвал на несколько градусов в обе стороны, добиваемся чтобы зазор на обоих клапанах стал одинаковым — 0.2мм, это и есть точка перекрытия клапанов.
  • 7. Ослабляем винты на разрезной шестерне, теперь ее внешнюю часть можно смещать вращая совместно с коленвал, распредвал при этом будет оставаться неподвижным. В этом положении выставляем коленвал максимально точно по метке в ВМТ или при необходимости смещаем для выставления в опережение или запаздывание. Распредвал при этих манипуляциях должен оставаться неподвижным в ранее найденном моменте перекрытия.
  • 8. Затянув винты на разрезной шестерне, вращаем коленвал на 1 оборот и регулируем клапана приводя зазор клапанов к заводским рекомендациям.

Загвоздка с РВ 21213, там разная высота кулачков впуск-выпуск.

Дон Альберто, это не имеет существенного значения, для того чтоб найти угол распредвала, при котором оба клапана открыты на одинаковую высоту. Для классического РВ 2101 имеющего высоту подъема клапана в перекрытии 0.8мм следует использовать зазор больше этого значения, для РВ 21213 так же.

не понятно, если в точке перекрытия клапанов они открыты на одну и ту же величину, откуда берётся зазор между кулачком и рокером? Кулачёк же уже надавил на рокер и приоткрыл клапан.

Роман Галиев, при стандартной регулировке клапанов 0,15мм — нет зазора в перекрытии и при этом клапана открыты на 0,8мм, если же отрегулировать клапана под зазор 1мм

, то в перекрытии между кулачком и рокером появится зазор 0,2мм который я использовал чтобы произвести настройку. Естественно после регулировки звезд, зазор возвращается к номиналу — 0,15мм.

Спасибо за пояснения, сразу не сообразил. Просто у меня перекрытие у вала 2,3мм и не получается зазор больше сделать, регулировочный болт вкручен до конца. Без индикаторов никак

Разрезная шестерня распредвала: для чего нужна?

Что такое разрезная шестерня

Её еще называют сдвижная шестерня ГРМ (газораспределительного механизма). Конструктивно разрезная шестерня устроена таким образом, что позволяет изменять положение распредвала относительно коленчатого вала, не ослабляя при этом натяжения ремня ГРМ. Шаг настройки, в зависимости от необходимости, можно производить на десятую долю градуса.

Фото разрезной шестерни распредвала, drive2.ru

То есть, разрезная шестерня распредвала позволяет добиться установки наиболее эффективных фаз газораспределения, тем самым достичь оптимальных параметров двигателя.

На фото - установленная разрезная шестерня, mytavria.org.ua

Причины для установки разрезной шестерни

На взгляд специалистов, это две, самые значимые причины установки разрезной шестерни распредвала. Следует учесть, что установка тюнингового распредвала без разрезной шестерни, просто не имеет смысла. Итак, причины:

Фото разрезных шестерён для тюнинга распредвала, vip.karelia.pro

  • при сборке штатного двигателя автомобиля, производитель допускает определенные отклонения от чертежей. В связи с этим, характеристики двигателей одной модели могут иметь отличия от номинальных с допуском ±10 град. Это, соответственно, влияет на параметры мощности двигателя. Установка разрезной шестерни позволяет проводить регулировку и оптимизацию крутящего момента.
  • при установке спортивного распредвала увеличивается мощность двигателя, а применение разрезной шестерни, оптимизируя фазы газораспределения, добавляет к мощности 3-5%.

На фото - комплект для установки разрезной шестерни, drive2.ru

Настройка разрезной шестерни распредвала

Как правило, шестерня распредвала настраивается по индикатору часового типа для перекрытия впускного и выпускного клапанов в момент, когда поршень в ВМТ (высшая мертвая точка).

Фото настройки разрезной шестерни распредвала, drive2.ru

Далее в процессе эксплуатации можно производить более «тонкую» регулировку разрезной шестерни.

На фото - регулировка шестерни, drive2.ru

Разрезная шестерня распредвала может настраиваться в зависимости от того, что вы хотите получить от двигателя. Это может быть режим для обычного движения с увеличением крутящего момента на средних оборотах. Либо «верховой» режим на высоких оборотах.

Методика настройки разрезной шестерни

Конечно же, вам понятно, что в рамках одной темы невозможно описать методики настройки разрезной шестерни распредвала на все типы двигателей. Но, принцип будет предельно понятен. Представим вам методику настройки разрезной шестерни на двигателе ВАЗ 2108 — 2110 8V.

Фото настройки разрезной шестерни на двигателе ВАЗ 2108, stoa.com.ua

  • на подвижной и неподвижной частях разрезной шестерни ставим метку, сравнивая её со стандартным шкивом распредвала;
  • производим монтаж шестерни на распредвал, надеваем ремень ГРМ. Далее проверка совпадения меток: на шкиве и задней крышке ремня, на маховике, чтобы она находилась против среднего деления шкалы;
  • контроль впускного и выпускного клапанов 4-го цилиндра по перекрытию. Оба клапана должны быть открыты на равную величину. Если этого нет, то нужно ослабить болты и повернуть распредвал, относительно внешней части шестерни, получая нулевое положение распредвала.

Дополнительная коррекция:

Для нижних и средних оборотов – поворачивать распредвал, относительно коленчатого вала по ходу вращения. Этим мы увеличиваем угол открытия впускного клапана, уменьшая угол газодинамического наддува.

Для высоких оборотов – поворачиваем распредвал, относительно коленчатого вала против хода вращения. Этим мы увеличиваем угол газодинамического наддува, и соответственно, мощность.

Важно! Корректируя фазы газораспределения, нужно не забывать после вращения распредвала, выставлять начальный угол опережения зажигания.

Удачи вам при регулировке разрезной шестерни.

Читайте также: