Развоздушить систему охлаждения тойота авенсис

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Воздух в системе наверное может быть или сага о 1zz неделя третья.

Почитав форумы я понял что проблема с воздушной пробкой при замене была ни только у меня, а у многих владельцев японского чуда мотора 1ZZ. Чем вообще думали япошки создавая мотор который и на новых авто не только жрал масло как бык помои дак еще и завоздушивался при замене ОЖ… Да еще и фиг эту чуда пробку от туда выгонишь. Система замены это дикий секс. Хочется взять того япошку и заставить пробку выгонять при минусе на улице в снег дождь и слякоть.
Вообщем попробую вечером данный способ описаный на одном из форумов.

За основу был взят материал автора poga Замена охлаждающей жидкости и термостата!
viewtopic.php?f=8&t=756, который описывал процедуру для двигателя 3S-FSE (D-4).

Я буду подробно описывать свою работу учитывая все свои ошибки по замене ОЖ в двигателе 1ZZ-FE.

По паспорту необходимо 5.0 л. антифриза.

Для замены с промывкой мне понадобилось:

1. 4 литра концентрата антифриза (из соображений дешевизны чем покупка готового раствора)
2. 15 литров дистилировки (4 л. для разведения концентрата и 11 л. для промывки (если планируете промывать)).
3. Баночка промывки для радиатора (использовать это или нет — сугубо личное дело каждого)

Находим 2 пластмассовых пробки и 1 краник для слива старого антифриза.

1-я пластмассовая пробка находится справа на верху радиатора и вкручивается в торец радиатора. (необходима для стравливания воздуха когда система находится под давлением при нагреве. (В книге это не описывается).
2-я пластмассовая пробка находится справа снизу радиатора. Вкручивается она со стороны двигателя и достать её можно опустив руку сверху за радиатором
3-я пробка (краник) для слива антифриза с двигателя находится на самом двигателе со стороны салона. Увидеть его можно снизу из смотровой ямы. Самому крутить его не довелось, но по описаниям для слива достаточно его провернуть по оси. На кранике есть носик на который можно одеть резиновый шланг и аккуратно слить жидкость.
Были высказывания что краник на двигателе можно достать сняв правое переднее колесо, но глядя на краник из ямы данный способ для 1ZZ вызывает большое сомнение.
(vromi) На 1ZZ кранчик (а не просто пробка, т.е. откручивать полностью не надо, немного подорвал и начинает сливаться, можно и шланг одеть) находится внизу двигателя со стороны кабины, подлезть тяжеловато и только снизу, сверху его не видно, патрубки мешают. Сливал на ровной поверхности, антифриз вытек весь. Когда заливал то стравливал воздух через краник. Влезло 5.7--5.8. Печка в норме, пробки нет.

Перед сливом антифриза не забудьте:

Если планируете использовать промывку (я покупал "10-ти минутку") нужно слить часть антифриза чтобы влить промывку в систему из баночки в заливную пробку на радиаторе. После этого завести двигатель и далее согласно инструкции промывки.

все делаем на остывшем двигателе

1. Поставить машину капотом вниз.
2. Включить зажигание и перевести регулятор температуры в положение Max (чтобы открыть заслонку печки и дать стечь из нее антифризу).
3. Откручиваем пластмассовую пробку на правом нижнем углу радиатора (если стоим лицом к капоту).
4. Открутить заливную пробку радиатора.
5. Повернуть кран на двигателе, (стечёт ещё около литра…)
6. Любым доступным способом опустошаем расширительный бачок.

После того как все слили, закручиваем все пробки, возвращаем в первоначальное положение кран на двигателе и:
1. Проверяем, чтобы регулятор температуры в положение Max.
2. Заливаем в радиатор антифриз сколько войдет.
3. Переставляем машину мордой вверх (но делаем это быстро, чтобы двигатель не успел нагреться, а тем более перегреться.) под наклоном не менее 40 градусов.

Хотелось бы обратить к данному моменту особое внимание.
На форуме некоторые владельцы писали что можно не ставить двигатель мордой кверху, а достаточно дать двигателю поработать на повышенных нагрузках. Я с данным утверждением категорически не согласен.
Возле моего гаража есть пригорочек градусов 15. Но этого наклона оказалось недостаточно и пришлось ехать до пригорка с наклоном в 40 градусов. Пока я ехал до нужного пригорка 150 метров у меня практически не выключались вентиляторы радиатора. Но когда автомобиль занял положение капотом кверху под углом 45, сразу начал поступать горячий воздух в салон и я не выключая двигателя на холостых дал поработать печке на максимальном обдуве чтобы остудить двигатель. Под таким наклоном все процедуры с заполнением системы жидкостью и удалением воздуха из системы прошли без проблем, и продавливать шланги руками не понадобилось.

4. Выключаем зажигание и медленно откручивая пробку на радиаторе (верху справа) проверяем избыток давления в системе. Убедившись что в системе нет давления можно безопасно открыть заливную пробку на радиаторе и долить в радиатор антифриз. Закрываем обе верхние пробки.
4. После долива, прогреваем двигатель.
5. На прогретом двигателе желательно сделать несколько подгазовок чтобы помпа давлением выгнала остатки воздуха из системы. Прогреть надо до такого состояния что бы все шланги на радиаторе нагрелись, т.е. термостат открылся и гонял по большому кругу.
6. В перчатках медленно откручиваем пробку (справа сверху) радиатора, давая выйти под давлением воздуху из системы.
7. Если антифриз не вытекает и давление спало, значит в системе остался воздух, отключаем двигатель, откручиваем крышку радиатора и доливаем антифриз.
8. Снова заводим двигатель и проверяем остатки воздуха в системе.
9. Когда система полностью заполнена антифризом проверяем руками все шланги. Если термостат открылся, то толстый шланг с термостата на радиатор должен быть горячий. Оба шланга с печки должны быть горячими всегда. Если какой из шлангов остается холодным, то это указывает на наличие заводушенности.

10. Все, на сегодня закончено.
11. Утром, когда двигатель холодный, доливаем до уровня антифриз в расширительный бачок. Система не достающий антифриз будет брать из бачка. Поэтому туда и доливать потом надо.

P.S.
Если не стравить воздух из системы, это чревато:
1. Воздушной пробкой из-за которой помпа работает в сухую без смазки.
2. Из-за того, что температура пара (если его не стравить) больше температуры антифриза, то вентилятор может работать постоянно (это один из признаков паровой пробки, НЕ ПУТАТЬ С НЕИСПРАВНОСТЬЮ ДАТЧИКА).
3. из печки должен идти горячий воздух (это гарантия, что в печке нет воздуха).

(uraStav) Хочу немного добавить.
7. Так же рекомендую промыть систему хотя бы обычной водой, 2-3 раза вполне достаточно.[/b]
8. Для замены термостата достаточно слить антифриз только с крана радиатора.
Для замены термостата, во всяком случае на 1ZZ вообще можно ничего не сливать — я проверил это на себе, выливается лишь малость антифриза! Потом надо долить в бачок антифриза и проверить по нагреву шлангов, что бы воздушных пробок не осталось.

Подскажите ! Как выгнать воздух?

Всем доброго времени суток ! Подскажите как выгнать воздух из системы охлаждения, у меня на другой машине был клапан, его открываешь и стравливаешь, может тут что то похожее есть ?

Снимал вебасту, точнее не знаю как она правильно называется, в общем быстрей прогревает двигатель ))) ну и естественно завоздушил систему . как быть ?

Toyota Avensis 2002, двигатель дизельный 2.0 л., 110 л. с., передний привод, механическая коробка передач — эвакуация

Машины в продаже


Toyota Avensis, 1998


Toyota Avensis, 1999


Toyota Avensis, 1997


Toyota Avensis, 1998

Комментарии 11

Я через охлаждение турбины вохдух убирал. Снимал с нее шланжик с антифризом и нажимал на толстый патрубок у радиатора. Туда же и доливал антифриз, главное не переборщить.

там на расширительном бачке есть пробочка желтая, ставишь машину под горку выкручиваешь пробку и пару раз прогазовать покуда антифриз не пойдет.

Я ее откручивал, так сразу антифриз полился

Два раза вебасту снимал, ноль проблем, когда менял антифриз была видимо пробка, печка при прогретом двигателе холодным дула, пожмакал верхний патрубок на радиатор, пошли бульки в расширительный бачок и все стало замечательно.а чего с вебастой?

Она просто гудит и не выключается, и не греет ни чего

Вебасту через комп лучше диагностировать, у спецов, я свою к спецам возил, мозги меняли, но у меня вообще молчала

Я приехал по смотрели, по крутили, сказали снять и привести

подержи 2-3 тыс оборотов несколько минут на горке, при этом термостат должен быть открытый. Воздушная пробка сама выйдет, при том что у тебя система охлаждения исправна .

В следующий раз когда будешь заливать антифриз в радиатор, заливай маленькой струйкой (это долго, но зато таким способом меньше воздуха попадет с систему), при этом воздух быстрее выйдет из системы охлаждения и без лишних манипуляций.

Как можно выгнать воздушную пробку из системы охлаждения

Наличие завоздушенности в системе охлаждения чревато проблемами как для двигателя, так и других узлов автомобиля. В частности, может случится перегрев или печка будет плохо греть. Поэтому, любому автомобилисту полезно знать, как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения. Данная процедура довольно тривиальна, так что будет под силу даже начинающему и неопытному, автолюбителю. Ввиду своей важности, мы расскажем о трёх методах удаления воздуха. Но сначала поговорим, как понять, что имеют место воздушные пробки и о причинах их появления.

Удаление воздушной пробки

Симптомы завоздушивания

Как понять, что в системе охлаждения появилась воздушная пробка? При возникновении этого явления, возникает несколько типовых симптомов. Среди них:

  • Проблемы в работе термостата. А конкретнее, если после запуска двигателя вентилятор охлаждения включается очень быстро, то велика вероятность того, что термостат вышел из строя. Другая причина этого, может заключаться в том, что в патрубке насоса скопился воздух. В случае, если клапан термостата будет закрыт, то антифриз циркулирует по малому кругу. Возможна и другая ситуация, когда стрелка температуры охлаждающей жидкости находится в «нолях», когда двигатель уже достаточно нагрелся. Тут снова возможны два варианта — неисправность термостата, или наличие в нем воздушной пробки.
  • Утечка антифриза. Ее можно проверить визуально по следам тосола на отдельных элементах двигателя или ходовой части машины.
  • Помпа начинает шуметь. При ее частичном выходе из строя появляется посторонний шум.
  • Проблемы в работе печки. Причин неисправностей этому существует много, однако одной из, как раз и является образование воздушной пробки в системе охлаждения.

Если вы обнаружили хотя бы один из описанных выше признаков, то необходимо провести диагностику системы охлаждения. Однако перед этим будет полезно разобраться, что стало причиной возможных проблем.

Причины возникновения воздушных пробок

Завоздушивание системы охлаждения может быть вызвано рядом неисправностей. Среди них:

    Разгерметизация системы. Она может возникнуть в самых разных местах — на шлангах, штуцерах, патрубках, трубках и так далее. Разгерметизация может быть вызвана механическим повреждением отдельных ее частей, их естественным износом, снижением давления в системе. Если после того как вы устранили воздушную пробку, в системе снова появился воздух, значит, она разгерметизирована. Следовательно, необходимо делать диагностику и ее визуальный осмотр с целью выявления поврежденного места.

Заливка антифриза

Заливать антифриз нужно тонкой струей


Каждая из описанных выше причин может навредить узлам и механизмам автомобиля. В первую очередь страдает двигатель, поскольку нарушается его нормальное охлаждение. Он перегревается, из-за чего износ повышается до критического. А это может привести к деформации его отдельных частей, выходу из строя уплотнительных элементов, а в особо опасных случаях даже к его заклиниванию.

Также завоздушивание приводит к плохой работе печки. Причины этого аналогичны. Антифриз плохо циркулирует и не переносит достаточного количества тепла.

Далее перейдем непосредственно к методам, с помощью которых можно убрать воздушную пробку из системы охлаждения. Они отличаются по способу выполнения, а также сложности.

Методы удаления воздушной пробки из системы охлаждения


Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения ВАЗ классика

Существует три основных метода, с помощью которых можно устранить воздушную пробку. Перечислим их по порядку. Первый метод отлично подходит для автомобилей ВАЗ. Алгоритм его будет следующим:

  1. Снимите с двигателя все защитные и прочие элементы, которые могут помешать вам добраться до расширительного бачка с охлаждающей жидкостью.
  2. Отсоедините один из патрубков, которые отвечают за нагрев дроссельного узла (неважно, прямой или обратный).
  3. Снимите крышку расширительного бачка и накройте горловину неплотной тканью.
  4. Подуйте внутрь бачка. Таким образом вы создадите небольшое избыточное давление, которого будет достаточно для того, чтобы лишний воздух вышел через патрубок.
  5. Как только из отверстия для патрубка пойдет антифриз, сразу наденьте патрубок на него и желательно зафиксируйте хомутом. В противном случае воздух опять попадет в него.
  6. Закройте крышку расширительного бачка и соберите обратно все снятые ранее элементы защиты двигателя.

Второй метод проводится в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Запустите двигатель и дайте ему поработать в течение 10. 15 минут, после чего выключите его.
  2. Снимите необходимые элементы дабы добраться до расширительного бачка с охлаждающей жидкостью.
  3. Не снимая с него крышку, отсоедините один из патрубков на бачке. Если система была завоздушена, то из него начнет выходить воздух.
  4. Как только польется антифриз, сразу же установите патрубок на место и зафиксируйте его.

Третий метод того, как удалить воздушную пробку из системы необходимо выполнять так:

  1. Необходимо поставить машину на возвышенность таким образом, чтобы ее передняя часть была выше. Важно, чтобы крышка радиатора была выше остальных частей охлаждающей системы. При этом поставьте машину на ручник, а лучше установите под колеса упоры.
  2. Дайте поработать двигателю 10. 15 минут.
  3. Открутите крышки с расширительного бачка и радиатора.
  4. Периодически нажимайте на педаль акселератора и доливайте в радиатор охлаждающую жидкость. При этом из системы будет выходить воздух. Его вы заметите по пузырькам. Продолжайте процедуру, пока весь воздух не выйдет. При этом можно включить печку на максимальный режим. Как только термостат откроет задвижку полностью и в салон пойдет очень горячий воздух, значит, воздух из системы был удален. Одновременно с этим нужно проверить наличие выходящих из охлаждающей жидкости пузырей.

Что касается последнего метода, то на машинах с автоматически включаемым вентилятором системы охлаждения можно даже не перегазовывать, а спокойно дать двигателю нагреться и дождаться, пока вентилятор включится. Одновременно с этим движение охлаждающей жидкости усилится, и под действием циркуляции воздух выйдет из системы. При этом важно добавить охлаждающую жидкость в систему, с тем, чтобы вновь не допустить завоздушивания.

Как видите, методы того, как избавиться от воздушной пробки в системе охлаждения двигателя, достаточно простые. Все они основаны на том факте, что воздух легче жидкости. Поэтому необходимо создать условия, при которых воздушная пробка будет вытеснена из системы под давлением. Однако лучше всего не доводить систему до того состояния и вовремя предпринимать профилактические меры. О них мы расскажем далее.

Общие рекомендации по профилактике

Первое, на что нужно обращать внимание, это уровень антифриза в системе охлаждения. Всегда контролируйте его, а при необходимости доливайте. Причем если приходится доливать охлаждающую жидкость очень часто, то это первый звонок, говорящий о том, что с системой что-то не в порядке, и для выявления причины неисправности необходима дополнительная диагностика. Также контролируйте отсутствие пятен от утечки антифриза. Делать это лучше на смотровой яме.

Старайтесь пользоваться тем антифризом, который рекомендован производителем вашего автомобиля. А покупки совершайте в проверенных лицензированных магазинах, сводя к минимуму вероятность приобретения подделки. Дело в том, что некачественная охлаждающая жидкость в процессе многократного нагрева может постепенно испаряться, а вместо нее в системе образуется воздушная пробка. Поэтому не пренебрегайте требованиями производителя.

Вместо заключения

Напоследок хотелось бы отметить, что при появлениях описанных признаков завоздушивания системы, необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и ее проверку. Ведь воздушная пробка значительно снижает эффективность работы системы охлаждения. Из-за этого двигатель работает в условиях повышенного износа, что может привести к его преждевременному выходу из строя. Поэтому постарайтесь при обнаружении завоздушивания избавиться от пробки как можно быстрее. Благо, сделать это может даже начинающий автолюбитель, поскольку процедура несложна и не требует использования дополнительных инструментов или приспособлений.

Воздух в системе охлаждения двигателя автомобиля: признаки и способы устранения воздушной пробки

Прокачка развоздушивание системы охлаждения двигателя

Жидкостная система охлаждения двигателя является герметичной и представляет собой целый комплекс различных элементов, которые взаимодействуют между собой. Также в зависимости от температуры ОЖ напрямую зависит циркуляция рабочей жидкости по малому или большому кругу.

В этой статье мы рассмотрим причины завоздушивания системы охлаждения двигателя, признаки, которые указывают на то, что в систему попал воздух, а также основные способы удаления воздушных пробок.

Воздух попал в систему охлаждения двигателя: основные признаки завоздушивания

ПРизнаки завоздушивания системы охлаждения двигателя

Для лучшего понимания начнем с общих принципов работы. Пока двигатель холодный, жидкость циркулирует только по рубашке охлаждения (специальные каналы в блоке цилиндров и ГБЦ), не поступая в радиатор. Циркуляцию обеспечивает водяной насос (помпа).

После того, как температура ОЖ достигнет определенного показателя, происходит срабатывание термостата, который открывает большой круг (жидкость проходит через радиатор). Если охлаждения ОЖ при движении по большому кругу недостаточно, тогда автоматически подключается вентилятор охлаждения двигателя (воздушное охлаждение).

Обратите внимание, указанные неисправности могут возникать по разным причинам, то есть двигатель начинает перегреваться не только по причине возникновения воздушных пробок, однако такую вероятность также не следует исключать.

Как и в любой другой жидкостной системе замкнутого типа, воздушные пробки могут привести к тому, что система перестает работать в нормальном режиме. В этом случае также значительно повышается риск перегрева мотора, перестает нормально работать печка.

  • Основным признаком образования воздушной пробки является перегрев двигателя. Другими словами, температура растет выше нормы, указатель температуры может подниматься до красной зоны. При этом при проверке уровня ОЖ в расширительном бачке никаких отклонений может быть не выявлено.
  • Также в холодное время года водитель может заметить, что теплый воздух в салон практически не поступает, хотя двигатель нормально прогрет. Это также указывает на то, что в системе охлаждения может быть воздух.

Так или иначе, но воздушная пробка не позволяет ОЖ нормально циркулировать по каналам системы охлаждения. В результате нарушенной циркуляции возникают те или иные неполадки. В рамках проведения диагностики системы охлаждения двигателя следует проверить уровень ОЖ в расширительном бачке, а также внимательно осмотреть отдельные участки системы.

Еще отметим, что воздух может попадать через малозаметные трещины в резиновых патрубках, при этом интенсивных течей через эти трещины может и не быть. Обычно такие трещины сразу не видны, однако детальный осмотр или подача воздуха в систему под давлением для проверки позволяет выявить проблемные участки. Также во время проверки следует уделить внимание помпе, проверить работу термостата и вентилятора охлаждения.

Если все в норме, тогда высока вероятность того, что печка не работает и мотор перегревается именно по причине воздушных пробок. В этом случае необходимо предпринять меры и «выгнать» такую пробку из системы охлаждения.

Как убрать воздушную пробку из системы охлаждения двигателя

Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения двигателя

Итак, начнем с простых автомобилей (старые иномарки, отечественный автопром). На таких авто удаление воздуха из системы охлаждения осуществляется следующим образом:

  1. Машину достаточно загнать на эстакаду. Сделать это нужно таким образом, чтобы передняя часть была немного приподнята.
  2. Далее на радиаторе нужно открутить специальную пробку, после чего двигатель можно запустить.
  3. После нескольких минут работы на ХХ воздух стравливается из системы охлаждения мотора.

При этом данный способ не поможет решить задачу на более современных автомобилях. На подобных ТС система охлаждения полностью замкнутого типа, то есть для развоздушивания воздух нужно «выгонять». Чтобы это сделать, можно пойти двумя путями.

Если этот способ не помог, тогда ослабляется верхний патрубок, который идет от печки. Нужно быть готовым к тому, что начнет вытекать и сам антифриз. Далее двигатель запускается, при этом нужно следить, когда из вытекающей ОЖ пропадут воздушные пузырьки. Их исчезновение укажет на то, что воздушную пробку успешно удалили из системы. Давайте рассмотрим этот способ более подробно на примере модели ВАЗ «Калина».

Перед началом работ следует подготовить ключи для демонтажа пластиковых защитных элементов. Также потребуется наличие отвертки, чтобы отпускать и затем затягивать хомуты.

  • Итак, первым делом снимается пластиковая защита. Данная защита на указанной модели ТС прикрепляется к корпусу при помощи шпилек, которые имеют уплотнители из резины.
  • Далее с верхнего или с нижнего патрубка нужно снять хомут. Теперь следует открутить крышку расширительного бачка. Если двигатель горячий, соблюдайте осторожность, так как разогретая ОЖ может выплеснуться из бачка!
  • Затем горловина бачка накрывается чистой тряпкой. Далее на горловину следует натянуть подходящую трубку из резины. После этого нужно подать немного воздуха в бачок, дунув в трубку. Желательно делать это при помощи компрессора.
  • После подачи воздуха в бачок, из патрубка, с которого ранее был снят хомут, должен начать вытекать антифриз. После этого нужно убедиться, что в вытекающей ОЖ нет пузырьков воздуха, затем быстро накинуть патрубок на штуцер, поставить хомут на место и затянуть его. На этом этапе процесс развоздушивания можно считать завершенным.
  • Далее потребуется довести уровень ОЖ до нормы (обычно «на холодную» заливается на 4-5 мм. выше отметки «MIN», так как после прогрева ДВС жидкость увеличится в объеме и поднимется до отметки «MAX».
Промывка системы охлаждения двигателя от ржавчины
Рекомендуем также прочитать статью о том, как вымыть ржавчину из системы охлаждения двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах удаления ржавчины, накипи и других отложений из радиатора и других элементов во время промывки системы охлаждения мотора.
  • После этого двигатель можно завести и прогреть. В ряде случаев в рамках этой процедуры нужно немного накрутить крышку расширительного бачка, не затягивая ее. Затем следует дать силовой установке поработать на холостом ходу, периодически поднимая обороты. Данный способ позволит удалить излишки воздуха, которые могли образоваться при доливе жидкости.
  • Если все в порядке, крышку можно закрутить плотнее, однако не следует стараться затягивать ее слишком сильно.

Полезные советы

Чтобы с системой охлаждения двигателя не возникало проблем в процессе эксплуатации, а также для продления срока службы составных элементов (помпа, термостат), нельзя использовать вместо антифриза или тосола обычную воду. Также не рекомендуется заливать дистиллированную воду вместо антифриза. Такой водой следует исключительно разбавлять концентрат антифриза или тосола в нужной пропорции.

При этом частый долив только дистиллированной воды для поддержания уровня приводит к тому, что плотность раствора понижается. Это может привести к замерзанию ОЖ в системе в зимний период. Чтобы этого не произошло, нужно проверять плотность ареометром. При необходимости плотность корректируется заливкой неразбавленного концентрата.

Промывка системы охлаждения двигателя
Рекомендуем также прочитать статью о том, как промыть систему охлаждения двигателя своими руками. Из этой статьи вы узнаете о том, как выполняется промывка системы охлаждения, а также какие тонкости и нюансы следует учитывать в рамках выполнения данной процедуры.

Как правило, срок службы антифриза составляет 2-3 года (в зависимости от производителя, качества состава, состояния двигателя и т.д.). Например, попадание газов из камеры сгорания в систему охлаждения, сильный перегрев двигателя, общая загрязненность системы охлаждения, использование специальных герметиков для системы охлаждения типа «стоп-течь» и другие нюансы могут быстро привести свежую ОЖ в негодность.

Радиатор автомобиля также необходимо периодически промывать не только снаружи, но и внутри. Это позволит избавиться от ржавчины, накипи, продуктов распада антифриза или тосола и т.д. Результатом становится максимальная производительность системы охлаждения, что исключает перегревы мотора даже в самых тяжелых условиях, а также эффективная работа печки в зимний период.

Проверка помпы системы охлаждения

Поверка автомобильной помпы системы охлаждения. Основные признаки неисправностей. Диагностика водяного насоса без снятия, дефектовка со снятием с двигателя.

Промывка системы охлаждения двигателя

Как часто требуется замена антифриз. Самостоятельная промывка системы охлаждения от грязи, накипи и ржавчины. Средства для промывки системы охлаждения ДВС.

Течет антифриз

Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.

Герметик системы охлаждения двигателя

Принцип действия герметика для системы охлаждения двигателя. Когда использовать герметик, на какие результаты рассчитывать. Возможные последствия, советы.

Радиатор автомобильный

Промывка радиатора системы охлаждения двигателя своими руками. Как и чем лучше промывать радиатор самому изнутри без снятия с машины.Рекомендации.

Ржавчина в системе охлаждения двигателя

Ржавчина в системе охлаждения мотора и двигателе: что делать и как удалить загрязнения. Доступные способы очистки системы охлаждения своими руками.

Как развоздушить систему охлаждения

Система охлаждения – это целый комплекс взаимодействующих элементов. Качество циркуляции ОЖ (охлаждающей жидкости) зависит от ее температуры. Эта система замкнута, и любое нарушение герметизации моментально скажется на работе ДВС. Еще одна проблема, с которой нередко приходится сталкиваться водителям – это образование воздушной пробки. В статье мы подробно рассмотрим причины завоздушивания и способы удаления воздушной пробки.


Признаки завоздушивания

При холодном моторе циркуляция жидкости происходит по каналам рубашки охлаждения. Циркуляция обеспечивается работой помпы. По достижении тосола необходимой температуры срабатывает термостат, и она начинает обращаться по большому кругу. Если охлаждающая жидкость не сможет обеспечить достаточный уровень охлаждения, активируется вентилятор, и мотор начинает охлаждаться еще и при помощи воздуха.

От корректности функционирования системы зависит не только качественное охлаждение двигателя внутреннего сгорания, но и работа салонной печки. Перегрев мотора случается в силу разных причин, и завоздушивание – только одна из них.

Именно перегрев ДВС является главным признаком появления воздуха. Даже если во время проверки уровня тосола все было в норме, температурный указатель в этом случае может достигать красной отметки. Завоздушивание препятствует поступлению нагретого воздуха в салон автомобиля.


Термостат также начинает давать сбои в работе. О его неисправности может свидетельствовать, что произошел слишком быстрый запуск вентиляционной системы после включения мотора. Это случается, если воздух скопится в насосном патрубке. При другом развитии событий стрелка температурного указателя опускается до нуля, а силовой агрегат все равно перегревается. Это можно объяснить поломкой термостата или появлением в нем воздуха.

Как образуется воздушная пробка в системе охлаждения

Одна из основных причин завоздушивания – разгерметизация системы. Это может случиться в любом месте. Причиной потери герметичности может стать как механическое воздействие, так и банальный износ. А еще это может произойти вследствие снижения давления.

Антифриз нужно заливать правильно. Когда залив производят широкой струей, воздушная масса не успевает покинуть бачок, так как его горловина слишком узка. Чтобы этого избежать, рабочую жидкость нужно заливать узкой струей, чтобы оставить место для выхода воздуха. Таким образом, неправильный залив способствует появлению пробки.

Еще одна причина – воздушный клапан. Это устройство может оказаться поврежденным, и тогда лишний воздух перестанет удаляться – наоборот, станет происходить его накопление, так как он будет беспрепятственно проникать извне. Если клапан будет сломан, это приведет к появлению воздушной массы в охлаждающей рубашке. А еще воздух окажется в системе, если произойдет разгерметизация помпы в районе ее фибры или сальника.

Нарушение герметичной целостности может произойти и на любом участке охлаждающих каналов. В данном случае охлаждающая жидкость будет выходить наружу, а ее место займет воздушная масса, которая и образует пробку. Эту причину можно выявить визуально по подтекам на узлах ДВС и ходовой. Подтеки можно обнаружить и в районе прокладки ГБЦ. В случае подобной неисправности охлаждающая жидкость просачивается в цилиндры, что становится причиной выхлопа белого цвета. В расширителе будет слышно бурление, создаваемое появившимися там выхлопными газами.


Любая подобная неисправность – это серьезная угроза для качественного функционирования агрегатов машины. Особенно от этого страдает двигатель, ведь плохая вентиляция ведет к его перегреву. Это скажется на сроке его эксплуатации, который будет снижен. А вот расход горючего, наоборот, увеличивается.

Как выгнать воздух из системы охлаждения

Есть несколько способов, начнем с самого простого. Первым делом загоняем автомобиль на эстакаду. Там он должен находиться в таком положении, чтобы передок был немного выше багажной части. После этого отворачиваем крышку радиатора и заводим мотор. В таком положении он должен проработать несколько минут, после чего воздушная масса в полном объеме покинет систему охлаждения. Эту процедуру можно проделывать на авто любых марок – и отечественного, и иностранного производства.

В современных машинах с замкнутой системой можно действовать несколько иначе. Отворачиваем крышку расширительного бачка, заводим мотор – пусть он некоторое время поработает вхолостую. Потом пару минут газуем до 3,5-4 тысяч оборотов в минуту. Этого должно хватить для полного выхода воздуха. После этого крышку снова закручиваем и проверяем работоспособность системы ДВС.


Если этот способ окажется неэффективным, можно пойти другим, более сложным путем. Сначала приоткручиваем находящийся сверху, идущий от печки, патрубок. Здесь следует приготовиться к тому, что начнет выходить тосол. Запускаем двигатель. Теперь надо наблюдать за выходящей незамерзайкой, следя за тем, когда на ней перестанут образовываться воздушные пузыри, и она будет иметь нормальный вид. Когда это произойдет, это будет означать, что цель достигнута. Это наиболее эффективный способ, и, пожалуй, стоит рассмотреть его более подробно. В качестве примера берем отечественную "Калину".

Прежде всего, надо приготовить инструменты, которые могут потребоваться для снятия пластмассовых элементов, и отвертку. Сначала снимаем пластиковый кожух. На "Калине" он крепится шпильками с резиновыми уплотнителями. С одного из патрубков снимаем хомут. Отворачиваем крышку расширителя.

На горловину расширителя накидываем чистую материю, а затем надеваем резиновую трубку. Теперь в бачок надо нагнать воздух. Сделать это можно компрессором или просто дунув ртом. Если выберете последний вариант, то помните, что ОЖ – это сильный яд, и необходимо избегать ее попадания на кожный покров и тем более в глаза. Цена пренебрежения этим правилом – нанесение ущерба здоровью.


Когда в бачок поступит воздух, из патрубка, на котором был демонтирован хомут, начнет вытекать незамерзайка. Если она будет без пузырьков, тогда надо надеть патрубок и поставить на место хомут с его последующим затягиванием. На этом процесс выгона воздуха можно считать законченным.

После удаления воздушной пробки потребуется сделать следующее:

  1. Уровень охлаждающей жидкости доводим до нормы. Делать это рекомендуется при холодном моторе. Заливать жидкость следует чуть выше минимальной отметки, так как после прогрева мотора она нагреется и поднимется до максимума.
  2. Заводим и прогреваем мотор. При этом крышка на расширителе не должна быть затянутой до упора. Сначала двигатель должен работать на холостом ходу, но постепенно обороты следует повышать. Таким образом можно удалить воздух из системы охлаждения, попавший в бачок во время долива жидкости.
  3. Потом затягиваем крышку расширителя, однако слишком усердствовать при этом не стоит.

Полезные советы автолюбителю

Не нужно применять вместо охлаждающей жидкости простую воду – это может ухудшить работу всей системы. Кроме того, это уменьшит срок службы помпы и термостата. Использовать дистиллированную воду также крайне не рекомендуется – ее можно применять только в качестве разбавляющего средства.


Необходимо все время контролировать уровень жидкости в расширителе. Даже при полной герметичности она все равно будет испаряться через клапан. Помните, что снижение уровня может стать причиной сильного перегрева мотора.

Некоторые водители ограничиваются доливом дистиллированной воды. В конечном итоге это приводит к значительному снижению плотности рабочей жидкости. Из-зя чего зимой она может замерзнуть. Для измерения плотности раствора используют специальный прибор – ареометр. Корректировку плотности нужно производить у неразбавленной охлаждайки.

Незамерзайку необходимо периодически менять полностью. Делать это нужно не реже 1 раза в 2–3 года. Здесь многое зависит от производителя раствора и условий, в которых он эксплуатируется. В негодность охлаждающую жидкость приводят следующие факторы:

  • попадание в канал газов из камеры сгорания;
  • значительный перегрев мотора;
  • сильное загрязнение каналов;
  • применение составов для обеспечения герметичности, типа "Стоп–течь".

Радиатор тоже нуждается в постоянном обслуживании, и мыть его нужно не только снаружи, но и изнутри. В нем происходит скапливание ржавчины, накипи и веществ, которые образуются после распада тосола. Это приводит к снижению производительности охлаждения и влияет на работу салонной печки, что немаловажно зимой.


Система охлаждения нуждается в постоянном обслуживании и использовании качественных расходных материалов. Прежде всего, нужно купить качественную охлаждающую жидкость, в противном случае на карту ставится работоспособность силового агрегата. Качественная незамерзайка стоит недорого не только в регионах, но и в Москве и других крупных городах.

Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения

Кипит антифриз в двигателе

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя – важный элемент как бензинового, так и дизельного ДВС. Ее нестабильная работа рано или поздно приведет к тому, что двигатель сломается. Одна из распространенных причин неправильного охлаждения, наряду с утечкой антифриза – попадание в систему воздуха, так называемая воздушная пробка. Чтобы выгнать воздушную пробку из системы охлаждения самостоятельно, применяются несколько распространенных вариантов.

Система охлаждения автомобиля

Признаки завоздушивания системы охлаждения двигателя

  • Один из самых заметных признаков некорректной работы охлаждающей системы – нестабильное функционирование отапливающей салон печки. Это заметно в холодное время года: двигатель в этом случае нормально прогрет, но схема отопления салона не работает – тепло внутрь не поступает. Обычно вместе с этим «скачут» показатели температуры ОЖ, она может закипать.
  • Основной симптом – чрезмерно высокая температура двигателя. При этом уровень ОЖ в расширительном бачке может находиться в пределах нормы.
  • Основные причины завоздушивания системы охлаждения
  • К нестабильному охлаждению мотора приводят 3 основных типа причин: механические повреждения, нарушения при обслуживании автомобиля, износ деталей. Автомеханики среди наиболее распространенных называют:
  • Нарушение герметичности охлаждающей системы. Это могут быть повреждения шлангов, патрубков, трубок и аналогичных элементов. Причиной разгерметизации может быть как износ деталей, так и механические повреждения.
  • Протечка охлаждающей жидкости. Это та же разгерметизация, но в этом случае легче найти место поломки – потеки видны на проблемных деталях.
  • Нарушения правил при заливке антифриза. Неопытные водители нередко заливают его широкой струей, что провоцирует попадание воздуха в систему. Заливать его надо таким образом, чтобы воздух успевал покидать емкость. То есть толщина струи должна быть меньше диаметра горловины.
  • Поломка воздушного клапана, не допускающего попадание в систему ненужного воздуха и убирающего его из системы. Неисправный клапан подсасывает наружный воздух, который попадает в рубашку охлаждения ДВС. В этом случае поможет замена крышки с воздушным клапаном или его ремонт.
  • Поломка помпы. Изношенная или бракованная помпа, как и воздушный клапан, впускают воздух в систему, нарушая ее работу. Часто проблемными местами помпы бывают фибра или сальник. В случае некорректной работы помпы ее стоит заменить.
  • Поломка прокладки головки блока цилиндров. В этом случае возможно попадание антифриза в цилиндры мотора. Основной признак в этом случае – дым белого цвета из выхлопной трубы.

В этом случае потребуется провести развоздушивание, чтобы удалить воздух.

Вред от завоздушивания системы охлаждения

Основная проблема перегрева двигателя, если игнорировать ее устранение, это то, что она может полностью вывести двигатель из строя. В особо запущенных случаях может оказаться, что дешевле заменить двигатель полностью, чем устранять проблемы в каждой поломавшейся детали (если поврежденными окажется большая часть элементов).

Кипит антифриз в двигателе

Из проблем, которые возникнут «здесь и сейчас», если не развоздушить систему охлаждения, можно выделить:

  • Некорректную работу датчиков. Они неправильно показывают температуру не только водителю, но и другим системам автомобиля.
  • Нарушение работы термостата, что может стать дополнительным поводом для перегрева двигателя.
  • Низкую температуру печи отопления салона. Это приводит к сильному запотеванию стекол, что снижает обзор дороги, ведет к повышению рисков при управлении автомобилем.

Способы выгнать воздух из системы охлаждения

Чтобы решить проблему завоздушивания охлаждающей системы обычно нет необходимости прибегать к услугам СТО или использовать специальное оборудование. Опытные водители практикуют три основных способа стравить воздух из системы охлаждения, чтобы выгонять пробку самостоятельно.

Первый способ стравлять воздух из системы

  • Снимается закрывающий кожух с двигателя. Для этого откручивается крышка на отверстии для доливки масла. Затем снимается накладка (ее лучше возвратить назад после демонтажа кожуха, чтобы исключить попадание пыли в мотор).
  • Снимается любой из патрубков, отвечающих за прогрев дроссельного узла. Крышка с отверстия расширительного бачка скручивается, оно накрывается тканью.
  • Воздух из бачка выйдет, если дуть в него. Чтобы удалять воздух, можно применять компрессор. Сигналом, что воздух удален, станет жидкость, которая пойдет из патрубка.
  • Все демонтированные элементы возвращаются на место.

Более быстрый и простой вариант провести развоздушивание

  • Двигатель прогревается в течение 15 минут, затем глушится.
  • Крышка с расширительного бачка не снимается.
  • Патрубок на дроссельном узле снимается аналогично первому способу.
  • Выход охлаждающей жидкости является показателем того, что лишний воздух из системы удален.
  • Трубка монтируется в рабочее положение

ВАЖНО! При способе с прогретым двигателем необходимо внимательно смотреть за силой стравливания, поскольку охлаждающая жидкость может нагреться до 90 градусов. Если спускать ее неаккуратно, можно пострадать.

Третий способ

Самый простой, но не самый эффективный способ развоздушивать систему охлаждения.

  • Машина загоняется на крутую горку и ставится так, чтобы двигатель находится максимально высоко.
  • После остановки обязательно применение ручного тормоза. Лучше перестраховаться, установив дополнительно подставки под колеса.
  • Крышки с радиатора и расширительного бачка снимаются.
  • Автомобильный двигатель прогревается в течение 15 минут.
  • Педаль акселератора периодически прожимается, в бачок понемногу доливается антифриз. Когда пузырьки воздуха перестают появляться, все крышки возвращаются на место.

Профилактические меры от образования воздушной пробки

Как с другими системами автомобиля, залог нормальной работы системы охлаждения –правильно эксплуатировать автомобиль. Профилактический осмотр на СТО позволит устранить нарушения до того, как они станут серьезной проблемой.

ВАЖНО! Некоторые считают, что охлаждающим системам на российских автомобилях часто требуется модернизация, но специалисты не советуют «прокачивать» авто таким образом.

Самое простое, что можно легко сделать – регулярно менять охлаждающую жидкость и осматривать двигатель.

Как прокачать воздух в системе охлаждения. 3 способа!

Неисправность системы охлаждения может стать причиной незапланированной остановки в пути и даже привести к заклиниванию двигателя. Чтобы обезопасить себя от подобных происшествий необходимо тщательно следить за уровнем тосола, а при появлении воздушной пробки – приступить к незамедлительному удалению «затора».

Воздушная преграда на пути циркуляции охлаждающей жидкости обязательно приведёт к перегреву мотора, а в зимнее время значительному ухудшению работы печки.

Как выгнать воздух из системы охлаждения будет подробно рассказано в этой статье. Чтобы не заниматься устранением неполадки слишком часто, следует разобраться в причинах возникновения проблемы.

Признаки завоздушивания системы охлаждения

Как правило, при наличии воздушной пробки двигатель очень быстро перегревается. Стрелка индикатора температуры перемещается в красную зону сразу после прогрева мотора.

опасная температура

Если термостат автомобиля находится в исправном состоянии, то данный диагностический признак однозначно указывает на наличие затора в системе охлаждения двигателя.

Среди основных симптомов наличия воздуха является недостаточно эффективная работа печки салона. При этом температурный режим силового агрегата, может практически не изменятся, но в зимнее время управление автомобилем будет некомфортным из-за плохого прогревания салона.

Вне зависимости от локализации воздушного затора, при наличии перечисленных признаков, рекомендуется незамедлительно приступить к устранению неисправности.

Причины возникновения воздушной пробки

схема системы охлаждения ваз инжектор

Воздушная пробка может образоваться в системе охлаждения автомобиля в результате следующих отклонений в работе двигателя:

  1. Утечки тосола. Определить эту неисправность не составит большого труда. Если под автомобилем после длительной стоянки имеются подтёки охлаждающей жидкости, то необходимо незамедлительно приступить к устранению утечки. Пробка, в этом случае, может образоваться в результате замещения значительного количество жидкости атмосферным воздухом.
  2. Подсос воздуха в результате работы помпы. Эта неисправность возникает в том случае, если разгерметизация произошла на довольно высоком уровне и отверстие настолько мало, что давления жидкости недостаточно для утечки тосола. При появлении отрицательного давления, во время работы двигателя, происходит подсос воздуха в таких местах и со временем образуется пробка, которая будет препятствовать нормальному движению охлаждающей жидкости. Определить место, где происходит подсос воздуха, можно в том случае, если подать в систему охлаждения сжатый воздух под давлением не менее 2 атмосфер.
  3. Попадание воздуха в систему охлаждения при заливе тосола. Если жидкость доливается слишком интенсивно, то воздух из двигателя не удаляется в полном объёме, что также может стать причиной образования пробки.
  4. Прогорание прокладки ГБЦ. Если происходит внутренняя утечка антифриза, то сразу определить такую поломку не получится. Если уровень охлаждающей жидкости постоянно снижается, а подтёков под машиной нет, то возможно охлаждающая жидкость поступает в выхлопную систему или картер двигателя. Белый дым из трубы автомобиля укажет на поступление жидкости в выхлопную систему. В случае попадания тосола в масло образуется эмульсия, наличие которой можно определить на щупе и крышке ГБЦ.

Теперь, когда известны причины завоздушивания системы охлаждения, можно приступать к практической части.

Удаление воздуха (Способ 1)

Удалить пробку можно различными способами. Прежде всего, необходимо рассмотреть вариант как прокачать воздух в системе охлаждения с минимальным снятием деталей.

снятие патрубка на инжекторе

Выполняется эта операция в такой последовательности:

  1. Прогреть двигатель в течение 15 минут.
  2. Заглушить мотор.
  3. Снять патрубок на дроссельном узле.
  4. Дождаться выхода антифриза.
  5. Установить патрубок на место и хорошо обжать его металлическим хомутом.

Во время устранения неисправности этим методом крышка на расширительном бачке должна быть плотно закручена. Если после выполнения вышеописанных действий воздух удалить не получилось, необходимо приступить к более сложному варианту ликвидации воздушного затора.

Удаление затора (Вариант 2)

Для удаления пробки необходимо выполнить следующую инструкцию:

фото расширительного бачка

  1. Снять пластиковую защиту.
  2. Отвёрткой ослабить хомут патрубка дроссельной заслонки.
  3. Снять патрубок.
  4. Открутить пробку расширительного бачка и сильно подуть в него до вытекания тосола из снятого патрубка.
  5. Установить патрубок и пластиковую защиту обратно, а в расширительный бачок долить необходимое количество охлаждающей жидкости.

Если положительный результат не достигнут в результате подобных действий, следует рассмотреть следующий вариант удаления воздуха.

(Вариант 3)

Чтобы удалить воздушную пробку этим способом машина должна быть на ходу. Необходимо заехать передней частью автомобиля на эстакаду либо установить автомобиль на крутом участке дороги таким образом, чтобы крышка расширительного бачка оказалась как можно выше по отношению к двигателю.

задрать бачок высоко

  1. Зафиксировав автомобиль в таком положении с помощью стояночного тормоза, необходимо снять крышку с расширительного бачка.
  2. Следует завести двигатель и включить печку салона на максимальную температуру.
  3. Затем следует долить антифриз в систему охлаждения до максимальной отметки, после чего увеличить обороты двигателя до 3 000 об/мин.
  4. Когда двигатель прогреется до температуры 90 градусов необходимо сдавить рукой нижний патрубок идущий к радиатору. Сжатие патрубка необходимо повторять до тех пор, пока из расширительного бачка не перестанет выходить воздух.

Если при очередной деформации шланга из системы будет выходить только антифриз, следует проверить работоспособность печки. Если происходит нагрев воздуха проходящего через радиатор печки, то нужно установить автомобиль на ровной площадке, заглушить двигатель и долить, при необходимости, антифриз до необходимого уровня.

Данный метод является самым эффективным при удалении воздушной пробки из системы охлаждения, но при выполнении всех вышеперечисленных действий необходимо соблюдать осторожность. Во время сжатия патрубка температура охлаждающей жидкости может составлять +100 градусов, поэтому проводить данную операцию рекомендуется в перчатках.

Выполнение этой операции на работающем двигателе может привести не только к ожогам. Привод генератора и помпы также может стать причиной получения травм, поэтому при сжатии нижнего патрубка следует опасаться попадание в шкив этого механизма рук или элементов одежды.

Заключение

Как правильно выгнать воздух из системы охлаждения автомобиля описано в этой статье. Все 3 способа является проверенными временем эффективными методами.

Как правило для решения проблемы достаточного выбрать любой метод из приведённых. Затягивать с ремонтом не стоит, воздушный затор может стать причиной серьёзных поломок двигателя.

Читайте также: