Речной корабль проходит по волге из ахтубинска в енотаевск останавливается на разгрузку

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

"Мясорубка на Волге". Крупнейшая катастрофа на речном флоте СССР

Круизный теплоход "Александр Суворов" врезался в железнодорожный мост, по которому в тот момент шёл грузовой состав. Металл давил и разрывал людей. Официально заявили о 170 погибших, однако жертв было больше. Никто до сих пор точно не знает, сколько всего людей было на борту. Власти скрывали правду, засекретив материалы о катастрофе.

Эту катастрофу прозвали "мясорубкой на Волге", потому что последствия её были ужасны: по официальным данным, в ней погибло 170 пассажиров, шесть членов экипажа, 49 человек были ранены. Однако настоящее количество жертв в СССР скрывалось — по неофициальным данным, только раненых было больше ста человека, а тела погибших вылавливали из Волги-матушки целый месяц.

Теплоход "Александр Суворов". Фото © chanych-85.livejournal.com

На роскошный лайнер были распроданы все билеты

Жарким летом 1983 года катастрофу на Волге ничего не предвещало. Пассажиры, которые купили билеты на речной круиз Ростов-на-Дону — Москва, были совершенно уверены в безопасности путешествия. Ещё бы — идти вверх по Волге им предстояло на огромном белоснежном красавце — круизном судне "Александр Суворов", принадлежавшем Волго-Донскому пароходству.

Теплоход "Климент Ворошилов", один из девяти аналогичных судов серии "Валериан Куйбышев". Фото © chanych-85.livejournal.com

Теплоход "Климент Ворошилов", один из девяти аналогичных судов серии "Валериан Куйбышев". Фото © chanych-85.livejournal.com

Теплоход был новенький, только что со стапелей чехословацкой компании Národný Podnik Škoda Komárno, его длина составляла больше 135 метров, ширина — 17 метров, водоизмещение — около 4 тыс. тонн, а общая мощность двигателей — 3 тыс. лошадиных сил. Речной лайнер мог вместить 336 пассажиров.

Но это не всё: "Александр Суворов" был по-настоящему роскошным лайнером с богатой отделкой, с прекрасной кухней, баром и двумя ресторанами, танцзалом, солярием, библиотекой и кинотеатром в надстройке верхней палубы — просто мечта советского отпускника! Поэтому не стоило удивляться, что в рейс теплоход пошёл с перегрузом, взяв на борт 330 пассажиров, 55 членов экипажа и 35 человек обслуги — горничных, кухработниц и массовиков-затейников. Были на борту и зайцы — родственники членов экипажа, которым нужно было попасть в Москву. Предположительно, всего на лайнере находилось 438 человек.

Путешествие было весёлым и беспечным вплоть до воскресного вечера 5 июля, когда пароход подошёл к Ульяновску. После 22:00 веселье переместилось из ресторанов на верхние палубы — там скопилось около 250 человек. Гремела музыка в диско-зале, около ста человек в кинотеатре смотрели знаменитый советский детектив "Возвращение "Святого Луки", многие поднялись наверх подышать воздухом и полюбоваться вечерним Ульяновском — хотя уже наступали сумерки, видимость была отличной.

Верхняя палуба теплохода "Александр Суворов". Фото © chanych-85.livejournal.com

Тем более невероятной оказалась катастрофа: по какой-то причине рулевой направил круизный лайнер в непроходимую шестую секцию железнодорожного ульяновского моста вместо того, чтобы провести теплоход через третью секцию, под которой "Александр Суворов" без происшествий проходил уже 17-й раз! Ничего не понимавшие пассажиры ещё успели заметить, как на мост въехал железнодорожный состав, замелькали вагоны.

В следующую секунду удар в мост срезал и превратил в кашу верхние палубы лайнера. "Удар, вспышка короткого замыкания — и всё полетело навстречу людям", — так описывал случившееся один из очевидцев. Кинотеатр со зрителями и танцпол были в один миг смяты, превращены в кашу вместе со всеми, кто там находился. Дети, женщины в лёгких летних платьях, улыбающиеся мужчины — всё было изрезано, смято, растёрто. Мясорубка.

"Александр Суворов" во время следственного эксперимента после катастрофы. Фото © chanych-85.livejournal.com

"Александр Суворов" во время следственного эксперимента после катастрофы. Фото © chanych-85.livejournal.com

Из-за врезавшегося в мост теплохода были разрушены железнодорожные пути, несколько товарных вагонов сошли с рельсов и обрушили вниз на теплоход зерно и брёвна. Каким-то чудом у перил моста задержалась огромная цистерна с горючим. Если бы она упала на теплоход — не выжил бы никто.

После удара о мост "Александр Суворов" по инерции прошёл ещё около трёхсот метров и только потом остановился. Машинист поезда, дававший позже показания о катастрофе, говорил, что сверху лайнер казался "накрытым красной скатертью" — из-за крови людей, залившей палубы. Внизу был ад.

Повреждённый мост. Фото © chanych-85.livejournal.com

Это роковое мгновение разлучило людей — кого на время, кого навсегда. Двое мужчин остались в каюте — выпить водки и поговорить, а их жёны отправились потанцевать. Больше женщин никто не видел. Молодожёны пошли наверх танцевать, но молодой человек забыл внизу сигареты и вернулся за ними. Когда он вышел на палубу, катастрофа уже произошла. Он начал звать жену по имени. Она отозвалась из воды. Тогда мужчина бросился в Волгу и поддерживал израненную жену на поверхности воды, пока не пришла помощь.

Как любовь советских красоток сгубила лётчиков ВВС США

Пассажир Владимир П. позже рассказал, как потерял жену: она пошла посмотреть на Ульяновск, а ему вдруг стало лень. После удара он сразу же метнулся наверх и увидел, как по ступеням трапа стекает кровь. Первое, что он увидел, выбравшись на палубу, — это умирающую девушку с оторванными ногами и груды железа вперемешку с обломками дерева и частями человеческих тел. Жену он нашёл, но было поздно — она умерла у него на руках. Кто-то из пассажиров в отчаянии размахивал рядом с ним пиджаком — пытался привлечь внимание людей на берегу.

Помощь пришла только через 40 минут. Ульяновск буквально содрогнулся от ужаса. Всю ночь с теплохода снимали пассажиров — уцелевших и раненых, вывозили изуродованные тела. Больницы и морги вдруг оказались забиты до отказа, хирурги не справлялись с потоком тяжелораненых — почти все, кто выжил той страшной ночью, остались инвалидами на всю жизнь.

Фото © ТАСС / Мусаэльян Владимир, Песов Эдуард

Фото © ТАСС / Мусаэльян Владимир, Песов Эдуард

Уже на следующий день город был закрыт, прилетавших родственников в аэропорту встречали сотрудники КГБ и отвозили в штаб, а затем в гостиницу, персоналу которой было запрещено разговаривать с людьми о произошедшем. Из-за отсутствия достоверных сведений город наполнился слухами. Одни шёпотом говорили, что экипаж лайнера отмечал чей-то день рождения и был пьян, другие муссировали версию о захвате теплохода террористами.

Погибших людей собирали буквально по кускам. Работы на теплоходе велись месяц. Однажды туда привезли "суточников" — тех, кого осудили на трое или 15 суток. Так, один из них, увидев покорёженный металл, смешанный с частями человеческих тел, прыгнул за борт.

Репетиция второй мировой. Кто ликвидировал самого влиятельного генсека ООН

Виноватых не найти?

Следователи быстро выяснили, что капитан судна Владимир Клейменов на мостике отсутствовал — он отдыхал в каюте перед ночной вахтой, на что имел полное право. После столкновения корабля с мостом он якобы сразу оказался в воде, помог какому-то тонущему пассажиру выбраться на берег, но позже даже не принимал участия в ликвидации катастрофы и действиями экипажа не руководил "из-за ранений". На суде будут говорить, что серьёзных травм у капитана не было, но позже выяснится, что у него была травма селезёнки и "оторвана" почка.

Капитан Клейменов. Фото © chanych-85.livejournal.com

На мостике оставались двое — первый штурман Евгений Митенков и рулевой Уваров. Причём Митенков, по свидетельствам заходивших в рубку пассажиров, читал книжку, — какой-то детектив, а рулевой Уваров был новичком и не обладал достаточным опытом. Были и другие нарушения: железнодорожный мост был по каким-то причинам не освещён — то есть достаточной сигнализации не было, путевой обходчик не включил огни. В сумерках рулевой, скорее всего, принял железнодорожную будку над шестой секцией моста за квадратный сигнальный щит проходного пролёта и по ошибке направил лайнер туда. Спросить вину с него или со штурмана уже было невозможно — и Митенков, и Уваров погибли в катастрофе. Экспертиза показала, что в момент гибели оба были совершенно трезвые.

Однако всё это не объясняло случившегося: видимость тем вечером была отличной, и заметить, под какой пролёт необходимо вести теплоход, экипаж мог за три километра до моста. Получалось, что виноваты все и никто — железнодорожников к суду по какой-то причине не привлекли. Тогда следствие вцепилось в капитана Клейменова, обвинив его в халатности, в неспособности наладить удовлетворительную работу экипажа и в самоустранении от спасения людей. Суд состоялся уже 10 сентября. Точное количество погибших так и не узнали — Клейменов не знал точно, сколько человек находилось на борту теплохода.

Сокровище царского дворца. Какие следы знаменитой Янтарной комнаты обнаружили в Калининграде

Капитан "Александра Суворова" Владимир Клейменов был приговорён к 10 годам лишения свободы, но освободился через шесть лет и умер через год — не выдержало сердце. Через 25 лет после трагедии у ульяновского моста был открыт памятник погибшим. Он представляет собой кусок фермы с того самого пролёта и православный крест. Теплоход "Александр Суворов" был отремонтирован и передан в Волжское пароходство, а позже куплен частной компанией.

Судоходство на Томи: почему оно прекратилось

В 1985 году от Томска до Новокузнецка можно было доплыть на пассажирском теплоходе. Кроме них, по Томи ходили грузовые суда и буксиры с баржами, в кузбасских городах работали крупные лодочные станции.

Глиссер «Заря» длиной более двадцати метров возил пассажиров регулярными рейсами до 1997 года, а катер КС-149 — до 2014 года, когда речной флот ликвидировали окончательно. Сейчас Томь — несудоходная река.

Корреспондент A 42. RU Вячеслав Ворожейкин выяснил и проанализировал, почему случилось именно так и изменится ли это когда-нибудь.

Взлёт и падение

Томь — второй по водности приток Оби, а по Оби пароходы ходили уже в середине XIX века. Вверх по Томи до места, где сейчас стоит Новокузнецк, первый пароход поднялся в 1898 году. Когда в 1910-е увеличилась добыча угля, а Копикуз начал активную разработку Кемеровских копей, то усилился поток пассажиров, — именно Томь стала ключевой транспортной артерией для людей и грузов.

В 1912 году запустили регулярные пассажирские рейсы от Кузнецка до Томска. Историк Пётр Лизогуб в газете «Кузнецкий рабочий» пишет, что за 1914 год четыре буксирных парохода вывезли около двух миллионов пудов угля.

Первую подножку судоходству поставила индустриализация. Массовая рубка леса привела к тому, что Томь год от года неуклонно мелела на всём протяжении русла. Уровень воды падал, острова и мели увеличивались. Судоходство становилось сложнее — в русле пришлось прочищать путь, чтобы проходили грузовые суда. Развивались другие виды транспорта, росла дорожная сеть.

Тем не менее, ещё в 1974 году по Томи перевозили более 700 000 пассажиров в год. Тогда же в Новокузнецке открыли речной вокзал. Ключевым видом транспорта постепенно стали не теплоходы с большой осадкой, а плоскодонные суда с водомётными дизельными двигателями — им не требовались ни большая глубина, ни сложно оборудованные причалы.

Усложняющиеся речные условия делали судоходство дорогим, сезон большой воды сократился, грузы стало выгоднее возить по земле. Сокращение населения в приречных деревнях тоже уменьшало спрос.

Распад СССР добил судоходство в Кузбассе. Отдельные регулярные рейсы глиссера «Заря» вместимостью до 60 пассажиров продолжались до 1997 года. Катер КС-149, ходивший по маршруту «Новокузнецк – Ячменюха», передали в частные руки в 2005-м. Во время высокой воды, в мае–июне, он осуществлял регулярные рейсы до 2014 года. В 2014-м речной флот в Кузбассе прекратил существовать.

Причина первая: русло обмелело

Ключевая причина закрытия судоходства — Томь стала неприлично мелкой.

В принципе, для всех горных рек (а Томь именно горная река) обмеление в нижнем течении — естественный процесс. Гидрологи называют его «переработкой» — река перерабатывает тонны гравия, во время паводка вынося его из горных верховий вниз. Именно поэтому прочищенный фарватер с годами затягивает, а перекаты и мели растут.

Чтобы поддерживать судоходство на Томи, при СССР регулярно проводили работы по углублению русла. Самоходные баржи с драгами вычёрпывали гравий со дна. Мероприятия организовывали власти городов и районов, а также предприятия, заинтересованные в проходимости реки: золотодобытчики и лесозаготовители.

Одним из планируемых результатов постройки Крапивинской ГЭС было именно восстановление и удешевление судоходства: из-за плотины уровень Томи бы не менялся бы так сильно в течение года. Водохранилище в паводок набирало бы воду, обезопасив все населённые пункты ниже по течению, а в безводные месяцы, наоборот, отдавало. Гидроэлектростанцию, как известно, не достроили.

В надежде на будущую ГЭС или по иной причине, но работы по очистке фарватера с конца 70-х становятся реже, а в 90-е прекращаются. Сейчас по Томи в августе даже на крохотной двухместной моторке ходить тяжело.

— Чуть-чуть повернул не туда — и винт сломаешь, — сетует рыбак Владимир Иванов. — Раньше были старые знаки и буи, обозначающие опасные участки, но они давно обветшали и пропали.

Причина вторая: пропала необходимость

Природные ресурсы — тот же лес — сейчас везут до железной дороге автотранспортом. Из колоний и посёлков в верховьях Томи, в районе Междуреченска, лесовозы и вовсе уезжают таёжными дорогами в Хакасию. Актуальность Томи как грузовой транспортной артерии под вопросом ещё с 70-х.

Что до пассажиров, из Юрги в Новокузнецк можно было доплыть на теплоходе, а можно — доехать на автобусе. Но у жителей крупных удалённых деревень Новокузнецкого и Крапивинского районов варианта с автобусом не было. Барзас, Ивановка, Георгиевка, Усть-Нарык и другие населённые пункты в апреле-июле были связаны с городами именно речным транспортом. Деревень вдоль Томи раньше было ещё больше, но к концу 70-х годов многие расселили — отчасти из-за депопуляции, отчасти в рамках подготовки к строительству той самой Крапивинской ГЭС.

В 90-е постепенно вымерли почти все оставшиеся приречные деревни. Население Ивановки по переписи 2010 года — 38 человек, Змеинки — 18 человек, Медвежки — 0 человек и так далее. Необходимость в пассажирских перевозках по реке практически отпала.

Причина третья: экономическая нецелесообразность

Эта причина связана с предыдущими двумя. Поддержание работоспособного речного флота и необходимость регулярной очистки русла делают стоимость перевозки по Томи неконкурентоспособной при текущем уровне развития железнодорожного и автомобильного транспорта. Закрытие речного вокзала в Новокузнецке в 2014 году в областном департаменте транспорта и связи объясняли именно низким количеством пассажиров.

Перспективы возрождения судоходства — сомнительные

В целом понимание, как восстановить судоходность реки, есть. Для этого требуются титанические средства: восстановление лесов, углубление русла, закупка судов, соответствующих современным требованиям безопасности, создание причальных сооружений. Это настольно экономически нецелесообразно, что обсуждать тему нет смысла.

Даже локальные работы по добыче гравия со дна реки и расчистке русла, которые позволили бы хотя бы маломерным лодкам туристов и рыбаков ходить беспрепятственно, принятый в 2006 году Водный кодекс РФ очень усложнил. На разработку проекта работ и его экспертизу может уйти до двух лет. Пока желающих добывать гравий таким способом в Кузбассе нет.

Второй вариант вернуть судоходность — достроить Крапивинскую ГЭС. Основные цели у проекта, конечно, другие, но улучшение условий для судоходства — приятный побочный эффект. Этот вариант выглядит более вероятным: в феврале 2020 года «РусГидро» и правительство Кемеровской области договорились сотрудничать по проекту завершения строительства.

— Крапивинский гидроузел позволит решить ряд экологических проблем Кузбасса, — отмечал тогда губернатор Сергей Цивилёв. — Объект даст возможность контролировать паводки на Томи и при этом сделает реку снова полноводной. Ввод гидроузла улучшит водоснабжение городов. Плюс к этому — появится экологически чистый источник электроэнергии, гидроэлектростанция.

Однако уже на стадии обсуждения проекта стало понятно, что перспективы достройки сомнительны. Новокузнецкая агломерация с её развитой промышленностью сбрасывает в реку такое количество сточных вод, что водохранилище превратится в огромный сборник грязи. Очистные сооружения на предприятиях не построены, а для распределённых стоков с полей агропредприятий их и невозможно построить. Рынок электроэнергии переполнен: на вырабатываемую на ГЭС энергию нужно будет ставить столь низкую цену, что окупаемость проекта отодвинется на десятилетия вперёд. Консолидированное мнение биологов, экологов и экономистов вылилось в рекомендацию Общественной палаты Кузбасса всем органам власти для начала провести глубокую экспертную оценку воздействия ГЭС на окружающую среду.

В итоге получается, что ни экономических, ни экологических оснований достраивать ГЭС нет. А значит, и крупных судов на Томи в Кузбассе мы не увидим даже в долгосрочной перспективе.

Круизы -2021. Как изменился отдых на теплоходах

Середина лета – время подумать об отдыхе. Правда, поездки в последнее время становятся все более проблематичными, но сотрудники турфирм продолжают работать над тем, чтобы в путешествия можно было отправляться, как и раньше. Сегодня поговорим о том, как обстоят дела со столь любимыми многими астраханцами (и не только) речными круизами.

Любители круизного отдыха уже знают главное отличие этого лета от прошлогоднего: тогда теплоходы отправились в рейсы лишь в июле, а в этом году, как и в предыдущие сезоны, в мае. Так что для кого-то круиз – уже воспоминание. Особенность этого лета еще и в том, что, как сообщили в турфирмах, для некоторых туристов круиз-20 превратился в круиз-21. В связи с переносом маршрутов из-за прошлогодних проблем.


Направления круизов остались прежними. Это Москва, Казань, Самара, Пермь. Теплоходы турфирмы «Гама» традиционно продолжают в течение лета курсировать Астрахань-Москва-Астрахань. Можно, впрочем, «прикупить» только половину круиза (обходится дешевле), а домой из Москвы вернуться другим транспортом. И даже, как сообщили в турфирме, можно выбрать другой город, поближе, ту же Самару или Нижний Новгород, до которого хотелось бы доехать – при условии наличия свободных кают. Но так как общее направление движения теплохода не меняется, поэтому обратно придется возвращаться самостоятельно.

С теплоходными маршрутами других турфирм дела обстоят не так прямолинейно (хотя сами теплоходы могут быть комфортабельнее). Можно доехать до Казани или Нижнего – и в этой же каюте вернуться обратно. Но, как это и было в прошлые годы, чаще всего такие круизы для астраханцев начинаются и заканчиваются в Волгограде. Поскольку до Астрахани теплоходы могут не дойти. Причин много, наш город отстоит далеко от прочих, добираться более суток, по берегам – полупустынные ландшафты, да и река неглубокая. В общем, турработники с учетом пожеланий туристов не часто включают наш город в круизы. Так что волжскими «воротами» Астрахани становится Волгоград.


В связи с изменившимися условиями закрыта для теплоходов только Ивановская область (Плес). Впрочем, есть турфирма, для которой и это не помеха, поскольку имеет свои причалы. В других областях предположительно (на начало июля) ограничения вводить не собираются. Но, если вдруг да закроют, к примеру, Кострому, то на круизеров это особенно не повлияет: теплоход просто пройдет мимо. Стоянку в этом городе могут заменить другой дополнительно стоянкой, в том числе и «зеленой».
Теперь об ограничениях для туристов. Как заверили в турфирмах, ПЦР-тест не требуется для посадки. Но нужны, конечно, маски, перчатки. Сотрудники круизных компаний, команды теплоходов прошли вакцинацию. На теплоходах производится антиковидная обработка, для туристов - дезинфекция рук, измерение температуры. Отсутствуют завтраки по принципу «шведского стола». В ресторанах - фиксированная рассадка. Осторожные могут больше времени проводить в своей каюте. Кстати, у теплоходов нового поколения отсутствует прогулочная палуба, приоритет — отдельные балконы в каждой каюте. И вообще проживание комфортабельнее.


На экскурсиях маски у экскурсантов в автобусе обязательны. На улице – как положено в городах. Сибиряки удивляются, что есть астраханцы, которые не носят масок в помещениях (магазинах). А в прошлом году ростовчане, наоборот, дивились что большинство носят. В целом, пожалуй, все зависит от людей, которые не должны бы, казалось, доставлять другим беспокойства в эти сложные времена. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

В целом, по наблюдениям Марины Варютиной, руководителя агентства экскурсий «Астрречтур» (проработавшей на приеме круизных маршрутов три десятка лет), туристов стало меньше, чем в позапрошлом году, но больше, чем в прошлом. Тогда и ситуация была тревожной, теперь как-то все больше под контролем, есть определенный опыт. Хочется людям отдыхать на Волге. И если в 2020 году теплоходы шли как-то группами, порой по 3-4 в день, то теперь движутся равномерно, один за другим (как бы соблюдая социальную дистанцию).

Правда, похоже, что в июле-августе желающих поубавится: кэшбэка не будет до сентября. Круизы ведь относятся не к самым дешевым маршрутам, так что важны всяческие преференции. И стоимость их неуклонно повышается из года в год. В настоящее время это в среднем порядка пяти тысяч рублей в день. Дороже, конечно, одноместные каюты. Так, 13-дневное путешествие может обойтись тысяч в 85. Как сообщили в турфирме «Стрелец», в разное время туристам продолжают предоставлять разного вида скидки. Оптимальный вариант - позаботиться обо всем заблаговременно, с осени. Ну а если не получилось, внимательно следить за скидками впоследствии.
Речные круизы для многих астраханцев являются приоритетным видом отдыха десятилетиями. Смена обстановки, новые впечатления, водное течение, уносящее тревоги и заботы. Это вполне возможно.

Волжский круизный бизнес сел на мель: пассажиров теплоходов возвращают автобусами

Сегодня сразу в нескольких турагентствах «БИЗНЕС Online» сообщили о катастрофической ситуации в сфере круизного бизнеса в Волжском бассейне. Из-за небывало низкого уровня воды крупным теплоходам все лето заказан путь в Москву и Санкт-Петербург. Даже трехпалубным судам 10 августа запретили подниматься выше Нижнего Новгорода — в результате их приходится заменять автобусными турами, но на эту замену не согласны более трети клиентов. По мнению участников рынка, проблема Верхневолжского участка в районе Городца известна со времен СССР, но власти не хотят заниматься ее решением. Эксперты-гидрологи полагают, что причина обмеления Волги — засуха, и отмечают, что уровень воды может подняться быстро: достаточно пары дождливых дней.

ПОРТ НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИ РАЗУ НЕ ПРИНЯЛ ЧЕТЫРЕХПАЛУБНЫЕ СУДА

Бизнес компаний, занимающихся круизным бизнесом на Волге, оказался на грани катастрофы. В этом сезоне, как оказалось, крупные теплоходы ни разу не преодолевали отмелей в районе Городца (близ Нижнего Новгорода). Крупным четырехпалубным круизным лайнерам с их низкой осадкой невозможно дойти ни до Москвы, ни до Санкт-Петербурга. Порт Нижнего Новгорода этим летом такие суда с трехметровой осадкой не принимал вовсе.

Так мало воды на Верхней Волге не было никогда, рассказали речники Первому каналу. Из-за малоснежной зимы паводок был минимальным, Рыбинское и Горьковское водохранилища не набрали расчетных запасов для полноценной навигации. Еще более осложнило ситуацию жаркое лето и отсутствие дождей. 30 км ниже Городецкого гидроузла стали настоящим бутылочным горлышком для больших теплоходов. Трехпалубникам пройти было можно, но расхождение судов, маневрирование на судовом ходу заставляло капитанов понервничать.

В результате бизнес круизных компаний оказался под угрозой — им приходится отменять десятки рейсов, менять маршруты теплоходов. Убытки несет и грузовой флот — сухогрузы и баржи по нескольку дней вынуждены были стоять у шлюзовых ворот. Чтобы дать судам возможность пройти по фарватеру, каскад верхневолжских водохранилищ перешел на специальный режим работы: вода копилась несколько дней, затем ее спускали, пропуская теплоходы.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» руководитель казанского офиса компании «Инфофлот» Ирина Ермолко , крупные теплоходы не ходят по Волге с начала навигации — и разрешенная осадка судна все уменьшается, дойдя на сегодняшний день до 2,1 метра. Трехпалубные суда с их осадкой около 2,5 м еще несколько дней назад могли ходить раз в четыре дня, когда для них открывали шлюзы. Теперь и этот «ручеек» высох: с 10 августа их навигация в районе Городца закрыта, уровень воды в Волге поддерживают на гарантированном уровне. Ходить судам можно каждый день, но далеко не всем.

«На сегодня по Нижегородскому узлу принят режим со средними сбросными расходами 800 - 840 кубометров в секунду, но с гарантированной отметкой нижнего бьефа гидроузла, — рассказал в эфире «Вестей» Александр Баринов, руководитель Верхневолжского бассейнового управления федерального агентства водных ресурсов. — Это дает возможность речникам пропускать суда с осадкой 2 метра».

НА СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ ВСЕ ПОКА СПОКОЙНО

Такая ситуация пока сложилась только в Верхневолжском бассейне. На Средней Волге уровень воды удерживается на проектных отметках — около 52,5 м по Куйбышевскому водохранилищу, сообщили «БИЗНЕС Online» в Средневолжском бассейновом водном управлении. Уровень воды сегодня, по данным управления гидрометцентра РТ, — 52,46 метра. Судя по графику колебания уровня, 5 августа он опускался ниже 52,4 метра. В прошлом году в эти дни уровень водохранилища был около 52,5 м и концу августа опустился практически до 52,3 метра. Сложнее ситуация в Саратовском водохранилище, где уровень долгое время держится ниже проектной отметки в 48 м на целых 20 см, отметили в Средневолжском управлении.

Насколько быстро может колебаться уровень Волги? Как пояснила «БИЗНЕС Online» завлаборатории гидрологии Института проблем экологии и недропользования академии наук РТ Асия Горшкова , проблема низкого уровня воды связана с засушливым летом и недостаточностью запасов воды после зимы. Однако буквально два дня хороших дождей могут изменить ситуацию — мелкие притоки поднимутся быстро, затем поднимется уровень Волги. Но таких дождей пока не прогнозируется.

СЛОЖНЕЕ ВСЕГО ОПЕРАТОРАМ КРУПНЫХ СУДОВ

По словам участников рынка, наибольшие сложности испытывает компания «Водоходъ». У этого оператора речных круизов, согласно сведениям на сайте компании, в управлении находятся 23 четырехпалубных теплохода. В их числе — 6 крупнейших речных лайнеров проекта 92-016 (например, «Георгий Жуков», «Мстислав Ростропович», «Семен Буденный» и другие), 8 теплоходов проекта 301 (такие как «Нижний Новгород», «Николай Чернышевский»), 6 судов проекта 302 («Русь», «Ленин»), 2 теплохода типа Q-040 («Александр Пушкин», «Максим Горький») и 1 судно самого комфортабельного в СССР проекта Q-056 («Лев Толстой»).

В самой компании, однако, журналистам «БИЗНЕС Online» не смогли оперативно рассказать о складывающейся ситуации, доступен лишь телефон горячей линии для клиентов. Однако на сайте компании можно проследить ряд новостей по замене маршрутов и по снятию круизов теплоходов, в том числе в связи с ситуацией у Городецкого шлюза.

«ОТ ПУТЕВОК ОТКАЗАЛИСЬ 30 - 40 ПРОЦЕНТОВ ПАССАЖИРОВ»

Как чувствует себя круизный бизнес этим летом? С таким вопросом корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к участникам рынка.

Ирина Ермолко — руководитель казанского офиса компании «Инфофлот»:

— С начала навигации не ходят четырехпалубные теплоходы по Волге, с 10 августа запретили трехпалубные теплоходы. Приходится все рейсы менять, пересаживать туристов на другие теплоходы, организовывать другие рейсы для трех наших судов.

У нас на трехпалубных теплоходах были запланированы рейсы до Костромы и Ярославля. Изменили маршрут — теплоход пойдет до Нижнего Новгорода, а потом пойдет в Елабугу. Естественно, туристы, которые не хотят ехать вниз по Волге, забирают деньги. От путевок отказались до 30 - 40 процентов клиентов.

Более того, у нас два теплохода успели уйти вверх по Волге и теперь не могут спуститься обратно к Казани. Они ушли с пассажирами, людей из Нижнего Новгорода привезли на автобусах в Казань, тут все нормально. Но у этих судов были и другие рейсы! Поскольку сейчас нет возможности спустить их обратно, мы будем думать, что же делать 20 - 25 августа. Мы либо изменим маршрут, либо предложим экскурсию до Ярославля и Костромы на автобусах. Стоимость путевки не меняется, экскурсии на автобусах будут за счет судовладельца.

Вячеслав Самолин — генеральный директор ТК «Волжские путешествия»:

— Навигация затруднена для тех, у кого теплоходы имеют низкую осадку. Это четырехпалубные теплоходы. Нашу компанию пока это не коснулось, у нас маленький теплоход с осадкой в полтора метра, и он проходит везде, кроме Оки. Мы даже успели дважды на Оку сходить в начале навигации.

Везет, говорите? Ну нельзя же, чтобы всю жизнь не везло. В последние годы много не везло.

Вообще, эта проблема на Волге не кончится никогда. По крайней мере до тех пор, пока не будет мимо Городецкого шлюза сделан обводной канал. Этот канал должен соединить Верхнюю и Среднюю Волгу. Городецкий шлюз более 40 лет не справляется с этой задачей. Еще в Советском Союзе существовала эта проблема, и есть проект этого обводного канала. Просто наша власть не хочет этим заниматься.

Евгения Казакова — заместитель генерального директора по туризму ЗАО «Адмирал»:

— Около Городца, выше Нижнего Новгорода, имеется гидроэлектростанция Волжская. Для того чтобы прошел теплоход, ему нужно выйти на другой уровень реки — подняться, если идет вверх по Волге, или спуститься, если идет вниз по Волге. Вот этот процесс не могут пройти теплоходы с низкой осадкой. Четырехпалубные теплоходы вообще не ходят, трехпалубные ходили выборочно.

Туроператоры вынуждены предлагать замену маршрутов. Например, из Казани в Санкт-Петербург на четырехпалубном теплоходе пройти нельзя, соответственно, туроператоры вынуждены были поменять маршруты. Самые «проблемные» маршруты — вверх по Волге, выше Нижнего Новгорода. Из Самары, Казани, Саратова и Волгограда попасть в Москву, Санкт-Петербург на четырехпалубных теплоходах в этом году невозможно.

Такая ситуация на Волге складывается на моей памяти впервые. Мало было снега, много ветров — в результате такое обмеление. Это касается не только Волги, но и Оки. В Оке вообще очень мало воды с самой весны. На Оке у нас тоже есть туры, например, маршрут до Рязани тоже был ограничен. У нас теплоход «Борис Полевой» небольшой осадки, порядка 1,7 метра, и то мы не смогли дойти до Рязани. Пришлось корректировать маршрут. Дошли по Оке до Мурома, а потом повернули и по Волге сделали маршрут до Ярославля. Туристов мы предупредили заранее, в принципе, претензий не было.

Пробоина в днище: речной круиз для пассажиров теплохода закончился на автобусах


Следственный комитет начал проверку причин инцидента с теплоходом "Бородино". Во время рейса Муром-Москва он получил пробоину и сел на мель. В момент аварии на борту находились 130 человек, в том числе 89 пассажиров. В столицу их доставили на автобусах. Насколько серьезны повреждения, сейчас разбираются специалисты.

Экипаж корабля откачивает воду из трюмов и кают – носовую часть затопило более чем на метр. На место пробоины поставлена заплата. Поврежденное судно отправится в док своим ходом, но с сопровождением.

Прочность наружной обшивки днища двухпалубного теплохода внимательно исследуют дайверы: проверяют целостность корпуса судна, появились ли дополнительные трещины и пробоины после аварии.

"Правильно ли они поставили заплату под водой, потому что иначе судно могло утонуть. Где-то на фарватере есть инородный предмет, возможно, это топляк, либо же это строительный мусор, который коснулся именно плоской нижней части. У него есть борт, а есть днище, вот на плоском днище образовалась пробоина", – объясняет Андрей Доронин, руководитель Федерации подводного спорта Рязанской области.

11 октября круизный теплоход "Бородино" завершал свой недельный рейс по маршруту Москва-Муром-Москва. На борту находились 89 пассажиров и 41 член экипажа. В 8:30 утра все почувствовали удар, корабль налетел на препятствие, предположительно, на камни в районе поселка Белоомут Московской области. Трюмы и каюты начали быстро заполняться водой. Всех пассажиров удалось экстренно эвакуировать, они отправились в Москву на автобусах. А на помощь теплоходу прибыли несколько барж и вспомогательных кораблей МЧС.

Следственный комитет на транспорте начал проверку всех обстоятельств произошедшего.

"В настоящее время следствием организован комплекс необходимых проверочных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего. По результатам проверки будет принято процессуальное решение", – сообщила Елена Марковская, старший помощник руководителя Московского МСУТ СК России.

"Ошибка судоводителя – судно сошло с судового хода и повредило корпус. Но судоводитель принял правильное, на мой взгляд, решение – он уперся в берег и дал судну возможность остаться на плаву. При освидетельствовании и классификации таких судов должны приниматься меры, чтобы эти риски не возникали", – говорит Алексей Володин, директор Академии водного транспорта Российского университета транспорта.

Никто из пассажиров не пострадал, всех следовавших по маршруту доставили до Южного речного вокзала Москвы. А двухпалубный теплоход "Бородино" отправлен на верфь для проведения капитального ремонта.

Как проплыл по Волге гигантский пятизвездочный отель на воде показал волгоградский блогер

Как сообщает корреспондент «Блокнот Волгоград» со ссылкой на Александра Блинкова, блогер снял с высоты уникальные кадры — двухминутный ролик, как теплоход проходит по акватории Волги в Волгограде в сторону Речного порта.

Он запечатлел как лайнер неспешно проплыл близ «Волгоград Арены», далее — под «танцующим мостом». За кадром автор видеоролика сразу отмтеил, что данный теплоход сильно отличается от того, что сегодня эксплуатируется на внутренних водных путях. А еще это первый круизный лайнер, произведенный в России за последние 62 года.

Коптер волгоградца подлетел максимально близко к движущемуся «Мустай Кариму». Блогер постарался показать новенький теплоход во всей красе: его длину, масштаб, и даже смог заснять часть солнечной палубы, где неспешно прогуливались пассажиры.

Разрезая гладь Волги, «Мустай Карим» вскоре подошел к волгоградскому речпорту.

Ранее фотограф «Блокнот Волгоград» показывал как выглядит «Мустай Карим» изнутри. Лайнер был назван лайнер в честь башкирского писателя, в 2019 году отмечалось 100-летие со дня рождения публициста. Построили круизный теплоход в Нижнем Новгороде, спустив на воду в сентябре прошлого года. Предположительно, строительство оценивается в 3,2 миллиарда рублей. Теплоход по истине гигантский, рассчитан на 329 мест, команда – на 144 человека. Состоит из главной палубы с двумя ресторанами, средней, шлюпочной и верхней — номера для пассажиров, а также — солнечной — самой верхней. Заметим, что в теплоходе продуман даже лифт между палубами. Есть бар-панорама с обзором в 270 градусов, бар с эксклюзивным пивом и библиотека, спа-центр, парикмахерская, сувенирные магазины. Длина судна — 141 метр, ширина — 16,82 метра, осадка — 3 метра.

Плавучий пятизвездочный отель в Волгограде не оставил равнодушными тех, кто смог его сегодня увидеть. Хотя некоторые успели прозвать его «утюгом» и даже раскритиковать внешний дизайн. В городе-герое 22 сентября лайнер стоял в речпорту с 12:00 до 17:00

Затем «Мустай Карим» все также неспешно отправился в Ростов-на-Дону. Оттуда с 25 сентября гостей ожидает круиз по Азовскому морю.

В круиз на Соловки: как усохшая Волга вынудила туроператоров менять речные маршруты

В круиз на Соловки: как усохшая Волга вынудила туроператоров менять речные маршруты
Фото: Олег Тихонов

Рост цен на топливо взметнул цены на речные круизы в новом сезоне на 20—25%, но на заполняемости это никак не сказалось, говорят наши собеседники из сферы организации речных круизов. Правда, неожиданный форс-мажор из-за обмеления Волги вынудил участников рынка менять планы буквально на ходу — вместо Свияжска, Болгара и Тетюш, к которым невозможно причалить, туристам предлагают съездить на экскурсии в другие регионы. Обзор ситуации на рынке волжских путешествий — в материале «Реального времени».

Сели на мель

5 мая в республике началось туристическое судоходство, но из-за критически низкого уровня воды в Волге пассажирские суда не могут причалить к трем важным туристическим объектам — Тетюшам, Болгару, Свияжску. Как поясняет пресс-секретарь Госкомитета по туризму РТ Оксана Аганина, более 20 рейсов в этих направлениях пришлось отменить. Точное количество туристов, которые не смогли увидеть достопримечательности республики в этих поселениях, собеседница назвать затруднилась.

17 мая в Куйбышевском водохранилище был зафиксирован минимальный уровень воды — 50,1 м. В воскресенье по этой причине села на мель баржа под Казанью, на прошлой неделе — грузовое судно под Саратовом. К счастью, в минувшие выходные вода постепенно начала прибывать, ее уровень повышается на 5 см в сутки.

«Проблемные» достопримечательности республики

«Пока проблема с очень популярными круизами выходного дня, например с посещением Болгара или Тетюш», — говорит директор ООО «Круиз-компания ИнтурВолга» Елена Рябцева. Из-за уменьшения уровня воды теплоходы не могут причалить у знаменитых исторических поселений, и компании организуют рейсы до Чебоксар вместо Болгара, а вместо Тетюш — до Ульяновска. «Но это буквально дней 10, потом, сказали, «воду дадут», и Тетюши посмотрят все», — добавляет Рябцева.


17 мая в Куйбышевском водохранилище был зафиксирован минимальный уровень воды — 50,1 м. Фото rt.rbc.ru

В целом, конечно, ситуация с обмелением расстраивает, отмечает начальник отдела продаж ТК «Водоходъ» Наталья Кадырова:

— СМИ преподносят это в несколько катастрофичном ключе. Когда туристы звонят нам, [чтобы] узнать о ситуации, они используют такие словосочетания, как «экологическая катастрофа», «обмеление Волги». Конечно, проблема есть, но в применении к туризму в целом она не препятствует судоходству. Пока у нас никаких изменений по другим стоянкам не проходит, — продолжает собеседница.

О том, что причалить к Тетюшам не удастся, узнали буквально в день посадки 19 мая, рассказывает Кадырова: «Кого-то из туристов смогли оповестить, кого-то не смогли оповестить, непосредственно на борту капитан провел беседу, что в приоритете вопрос безопасности, если мы не можем идти — то уж не можем, и лучше не рисковать».

Предпочтения казанцев

У жителей Казани по-прежнему популярны рейсы вверх по Волге с посещением городов в рамках тура «Золотое кольцо», таких как Углич, Кострома и Ярославль. Отдельно стоят рейсы, всегда пользующиеся популярностью, — до Москвы и Санкт-Петербурга, продолжает Кадырова: «В этом году наблюдается очень большой спрос — они были практически выкуплены за несколько месяцев до начала навигации, то есть было ноль [свободных] кают по рейсам еще до того, как теплоход начал навигацию».

Направление вниз по Волге не так привлекательно, уверяет собеседница: «Круизный туризм — прежде всего экскурсионно-познавательный вид отдыха, который предусматривает очень богатую экскурсионную программу, насыщенную культурно-историческими деталями, отсылками, города должны быть тесно связанными с древней историей страны — именно этим люди интересуются. Вверх по Волге таких городов большое множество, вниз — меньше. Но там другая привлекательность — другие климатические зоны. Если едете туда, готовьтесь загорать».


У жителей Казани по-прежнему популярны рейсы вверх по Волге с посещением городов в рамках тура «Золотое кольцо». Фото Олега Тихонова

По словам Рябцевой, в этом году появилось необычное направления из Казани — на Соловки. Популярны туры в Карелию с посещением острова Кижи, остров Валаам, Рускеала — заповедные места.

Взлет на 25%

Поскольку продажи туров начинаются за несколько месяцев, цены на 2019 год устанавливают уже в 2018 году, говорит Кадырова. Она отмечает, что рост составил в среднем 20—25%: «Сложно привязываться к конкретной сумме, потому что мы ориентируемся на рынок. И какой-то рейс может остаться на уровне прошлого года, а какой-то вырос, например, на 30% — в зависимости от спроса на него, сезона, теплохода, на котором рейс проводится».

Главный фактор повышения цены — удорожание топлива, отмечают наши эксперты. «Теплоходы строились в далеких 50—90-х годах, когда дизельное топливо стоило как вода — может, чуть дороже, а сейчас дизельное топливо стоит на 1,5 рубля дороже, чем 95-й бензин, а теплоходу нужно немало топлива, чтобы совершать круизы, поэтому цена, естественно, выросла в этом году», — поясняет Рябцева. По ее словам, цены незначительно меньше у компаний, которые заранее заключили контракты и еще зимой, по предоплате, загрузили топливо:

— Но разницы особой нет: теплоходу для рейса Казань — Самара — Казань нужна минимум тонна топлива в зависимости от типа судна — теплоходы все разные, кто-то ест чуть больше, кто-то чуть меньше. Заправляют по 54—56 рублей, то есть 54 тыс. рублей за тонну.


Главный фактор повышения цены — удорожание топлива, отмечают эксперты. Фото Олега Тихонова

Не без потерь

Прошлый год отметился потерей главного республиканского игрока — компания «Волжские путешествия+» было единственным в Татарстане и крупнейшим в Поволжье круизным агентством речных перевозок, работавшим с 1989 года. Год назад стало известно о финансовых сложностях в компании, связанных, по словам его руководителя, все с тем же удорожанием топлива. Затем последовала отмена рейсов из-за того, что один из теплоходов («Очарованный странник») оказался сломанным. Деньги туристам пока не вернули.

В октябре у «Волжских путешествий+» отозвали лицензию, но, по словам наших источников, глава компании Вячеслав Самолин открыл другое агентство «Мир будущего». На сайте компании предлагаются туры на лето, однако телефоны не отвечают.

«Для «Волжских путешествий» прошлый сезон оказался не очень удачным, компания как бренд на рынке более не представлен. Это основное событие [прошлого сезона]. У них были свои поклонники, постоянные туристы, для них это, наверное, неприятный момент», — говорит Кадырова.

«Волжские путешествия» ушли, но обещали вернуться. Этой компании уже более 30 лет, у них расписание стоит до середины июля, но вряд ли они будут совершать рейсы. Берут [телефон] с десятого раза, там один менеджер», — отмечает Рябцева.

Дозвониться как до самой компании, так и до Самолина нам не удалось. Новых игроков, говорят эксперты, нет — напротив, каждый год становится все меньше теплоходов, которые осуществляют посадку-высадку в Казани.

Все, кроме пассажиров. Что происходит с речными перевозками в Волгограде?


Много лет назад власти пообещали превратить Волгоград в столицу речных перевозок, однако они с каждым годом становятся всё менее доступными для жителей. Водный транспорт курсирует не регулярно, а цены ползут вверх. И это лишь верхушка айсберга.

Лом лучше пассажиров

На Волге-матушке в эти дни разгар навигации. К причалам речного пассажирского порта швартуются и отправляются в рейс речные трамвайчики. Однако выглядят они весьма удручающе: как сильно поредевший «полк» технических ветеранов.

«На днях с семьёй переправлялся на левый берег Волги. В каком ужасном состоянии было наше судёнышко! - жалуется волгоградец Александр ПУШНАРЁВ. - Его явно сделали ещё в прошлом веке. Спросил у членов коман­ды, сколько новых катеров ходит по Волге. Говорят, ни одного. В рейсы идут одни старички…».

«Речные перевозки, по крайней мере пассажирские, сегодня нерентабельны, - утверждает Михаил БОБИЧЕНКО, рулевой-моторист на пенсии. - Речные суда во времена бывшего СССР проектировались и строились с тем расчётом, что они могут потреблять много дизельного топлива, той же солярки. Ещё 20 лет назад солярка практически ничего не стоила. В наши дни её цена взлетела до небес - 30 руб. за литр. Добавьте к тому затраты на ремонт, обслуживание судов в межнавигационный период, который длится с декабря по апрель. Вот и получается, что по Волге сегодня выгодно перево­зить из местных портов разве что нефть, сыпучие стройматериалы - гравий, песок да металлический лом. Но только не пассажиров».

По словам ветерана речного флота, на пассажирских скоростных перевозках и вовсе можно поставить крест. «Метеоры» и «Ракеты» советской постройки потребляют до 180 - 200 литров солярки в час. Чтобы окупить такие затраты, стоимость билета, скажем, из Волгограда до Ахтубинска или Каменного Яра (120 - 150 км.) может гипотетически достигать тысячи рублей. А кто же тогда будет ими пользоваться?

«В Москве или Санкт-Петербурге речные перевозки пассажиров ещё имеют хоть какие-то ясные перспективы, - продолжает Бобиченко. - Например, в столице часовая прогулка на теплоходе по Москве-реке стоит 450 - 500 руб. У нас по Волге с не менее красивыми городскими и речными пейзажами - втрое дешевле, иначе желающих прокатиться не найдёшь даже среди туристов».

Новьё и старьё

«Да, действительно, парк наших речных судов на Волге стареет год от года, - признаёт Юрий МИТАСОВ, замдиректора компании «Волгоградский речной порт». - У нас до сих пор есть суда времён московской Олимпиады-80. Самый старый теплоход «Москвич» - 1954 года выпуска. Однако говорить, что мы эксплуатируем «старичков», которые могут в любой момент затонуть, неправильно. Требования к бе­зопасности судов жёсткие. Старым у наших судов является только внешний вид. Всё остальное - двигатели, внутренняя «начинка», корпуса отремонтированы. Прослужат ещё долго».

Сегодня, по словам Митасова, компания обеспечивает на Волге и водохранилище социально значимые перевозки: дачников до Культбазы, переправу на Сарпинский остров и переправу от Камышина до Николаевска. Однако закупать новые суда волгоградские речники не в состоянии. Пассажирское судно стоит в среднем 35 - 40 млн. руб.

«Проблема не только в цене, - сетует Митасов. - Просто сама покупка не окупится. Возможную прибыль «съедят» проценты по кредитам. Наших оборотных средств хватает лишь на ремонт и обслуживание имеющихся судов».

Засучим рукава?


Поддерживают водный транспорт и муниципальные образования. Например, в Волгограде шесть городских линий на остров Сарпинский в прошлом году получили поддержку в 35 млн. рублей.

«Но этого мало, - настаивает Митасов. - Мы за свои средства в этом году наняли земснаряд, чтобы углубить заход в Волгоградский затон, где происходит зимний отстой судов. Работали земснарядом на входе в воложку Куропатка, где из-за малых глубин пассажирские трамвайчики регулярно садились на мель. Эти работы влетели нам в копеечку, вернее в миллионы рублей. Напрямую с пассажирскими перевозками они вроде и не связаны, но если бы мы их не провели, наши теплоходы не могли бы нормально перево­зить пассажиров. Например, из Волгограда в Волжский наши суда давно не ходят именно по причине нерасчищенного русла. Сейчас на входе в Ахтубу шесть серьёзных перекатов, которые убрать сами не в состоянии. О том, что нужно чистить русло реки до Культбазы, укреплять там берег от обрушения для безопасной работы «дачной» пристани, мы говорим годами, но нас власти не слышат. Они считают, что расчистка русла - только наше дело!».

Трудно речникам не только с финансами, но и с кадрами - советское поколение капитанов, матросов уходит, молодёжи в речном флоте практически нет. Так называемое речное училище в Краснослободске вместо специалистов речного флота не первый год выпускает ребят с дипломами… парикмахеров и менеджеров. Готовить кадры для флота там сочли делом невыгодным.

Получается, речников ждут ещё более трудные времена. А заодно и пассажиров: за последние годы уже закрылось несколько маршрутов. Но и тот минимум, который остался, тоже не защищён от полного исчезновения.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Власть не имеет права. Бизнес не видит перспектив

Александр КИРЕЕВ, зам. министра транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области:

- Перевозки пассажиров водным транспортом действительно снижаются. Это обусловлено развитием транспортной инфраструктуры, увеличением объёмов перевозок пассажиров по железным и автомобильным дорогам, что экономически более выгодно. Яркий пример - мост через Волгу, благодаря чему обеспечено свободное круглогодичное передвижение жителей города Краснослободска и Среднеахтубинского района автотранспортом. Что касается развития туристического флота, то для этого необходима заинтересованность инвесторов. Правительство региона по закону не может направлять на это деньги, а бизнес, видимо, не видит перспектив.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

О пользе жалоб

Армен ОГАНЕСЯН, председатель регионального отделения «ДАР» и общественного совета при минтрансе региона:

Читайте также: