Регенерация сажевого фильтра bmw

Обновлено: 05.07.2024

Такое устройство, как сажевый фильтр, имеется во всех дизельных авто, выпускаемых с 2011 года (а также на ряде моделей, выпущенных после 2000 года – тогда он еще не был обязательным элементом, но уже использовался некоторыми производителями автомобилей) на территориях стран, входящих в ВТО (стандарт «Евро-5», принятый Таможенным союзом).

7+
6+

Главная задача такого элемента – максимально очистить выхлопные газы от вредных для окружающей среды примесей.

Для чего нужен и как работает сажевый фильтр автомобиля

На текущий момент в автомобилях применяется два типа очистителей сажи:

  1. DPF
  2. FAP

FAP и DPF сажевые фильтры

Сажевый фильтр DPF (аббревиатура от слов Diesel Particulate Filte) для дизельного авто улавливает частицы сажи размером до 1 мкм, которые образуются в результате сгорания топлива. Такой фильтр отличается простотой устройства, но при этом требует регулярных действий по очистке (регенерации).

Фильтр типа FAP (сокращение французского выражения Filtre A Particules) представляет собой более сложное устройство, не требующее регулярного вмешательства. Регенерация (очищение) происходит здесь в автоматическом режиме.

Местоположение сажевого фильтра (см. рис. 1) – в системе выпуска отработанных газов, за каталитическим нейтрализатором. В некоторых случаях он также может быть объединен с нейтрализатором, и тогда его местоположение – прямо за выпускным коллектором.

Для чего требуется и как работает сажевый фильтр

Это место, где отработанные газы имеют наивысшую температуру. В таком варианте устройство называется «сажевый фильтр с каталитическим покрытием».

Средний ресурс сажевых фильтров рассчитан на пробег в 150 тыс. км. Но это европейский стандарт. На российском топливе, по отзывам владельцев и работников автосервисов, этот показатель снижается почти втрое.

Способы регенерации сажевого фильтра дизельной машины

В момент, когда бортовой компьютер выдаст ошибку, говорящую о том, что сажевый фильтр засорился, автовладельцу необходимо будет принять одно из следующих решений:

  1. Полная замена сажевого фильтра. Очень дорогостоящее мероприятие. Конечно, цена очень зависит от марки и модели авто, но в любом случае, это действие значительно дороже всех нижеперечисленных пунктов. К примеру, на BMW замена сажевого фильтра обойдется приблизительно в 1500 евро.
  2. Физическое удаление сажевого фильтра. Процедура тоже не из дешевых, и имеет ряд недостатков. Недостаточно просто взять и вырезать фильтр, заменив участком трубы. На данные, поступающие с датчиков сажевых фильтров, завязан ряд процедур бортового компьютера, а это значит, что необходимо будет заменить его прошивку. Замена прошивки не всегда происходит гладко, в ряде случаев возникают ошибки (ложные срабатывания индикации, другие проблемы с бортовым компьютером).
  3. Обман датчика сажевого фильтра. Заключается в установке отдельного прибора, который эмулирует нормальную работу датчиков (подделывает сигналы) или программное удаление сажевого фильтра из системы электронного блока управления. Эта процедура не освобождает владельца авто от очистки самого фильтра. Однако, значительно продлевает срок его работы или позволяет беспроблемно удалить сажевый фильтр с наименьшими ошибками в работе бортового компьютера.
  4. Регенерация. Наиболее правильная процедура, ведь удаление фильтра увеличивает выбросы вредных веществ в атмосферу, несмотря на то, что даже без данного элемента европейские автомобили успешно проходят технический осмотр по российским нормам. При этом стоимость регенерации фильтров остается приемлемой в сравнении с тем же удалением или заменой, хотя и требуют периодического повтора.

По сути сажевый фильтр представляет собой емкость, заполненную веществом с пористой структурой (чаще всего используется керамика). При прохождении выхлопных газов через эти «соты» сажа и гарь оседают на порах наполнителя.

Со временем поры закупориваются и прохождение выхлопных газов затрудняется, что приводит к увеличению расхода топлива и снижению мощности двигателя, повышается риск возникновения различных неполадок.

Виды регенерации сажевого фильтра

Запуск регенерации сажевого фильтра

Для восстановления свойств фильтра производится процедура регенерации, которая может быть двух типов:

  1. Активный. Очищение пор происходит за счет повышения температуры внутри фильтра до 600-1000 градусов Цельсия. При такой температуре сажа полностью сгорает.
  2. Пассивный. Здесь удаление сажи происходит также за счет ее сгорания, но протекает горение при температуре около 350°С (это нормальная температура отработанных газов дизеля). Для окисления сажи нужен специальный катализатор, понижающий температуру реакции – например, платина в фильтрах компании Volkswagen (те самые сажевые фильтры с каталитическим покрытием, которые упоминались ранее).

Активная регенерация требует выполнения специальных процедур со стороны автовладельца, а пассивная происходит без какого-либо участия водителя авто.

Если регенерация не имеет нужного эффекта, то всегда можно просто промыть фильтр. Промывка сажевого фильтра выполняется после его снятия с автомобиля. Агрегат помещают в специальный химический состав на некоторое время, а потом пропускают этот же состав через фильтр под давлением.

Как запустить регенерацию сажевого фильтра

Повысить температуру внутри сажевого фильтра для полного сгорания сажи можно одним из следующих способов (активная регенерация):

  1. Введение в топливную смесь специальных присадок (чаще всего на основе церия), которые при прохождении вместе с выхлопными газами продолжают гореть. При этом снятия самого узла автомобиля не требуется. Недостатком данного метода является его низкая эффективность – способ может дать положительный эффект только при начальном этапе загрязнения (не более 2000 – 3000 километров с момента срабатывания индикатора ошибки на панели бортового компьютера).
  2. Запуск особой процедуры работы двигателя через блок электронного управления авто. В этом случае снижается подача воздуха, топливо впрыскивается на такте выпуска (то есть попадает несгоревшим в систему отведения выхлопных газов). В отдельных моделях автомобилей применяются оригинальные технологии, например, дополнительно вводится присадка, или снижается отток сгоревших газов и т.п.

Если регенерация не помогает – необходим ремонт сажевого фильтра.

Его снимут, разберут и почистят вручную или полностью заменят в мастерской. Конечно, это можно сделать и своими руками, но лучше довериться специалистам.

Запускается процедура регенерации чаще всего без участия пользователя:

  1. Срабатывает датчик повышения уровня сажи в фильтре.
  2. В процессе движения блок управления самостоятельно повысит обороты, понизит приток воздуха и прочистит сажевый фильтр.

Но, если попытки прочистки не увенчаются успехом, или уровень сажи будет критическим, то блок управления откажется от попыток очистки и высветит ошибку.

В этом случае можно будет попытаться запустить процедуру самостоятельно через сервисное меню электронного блока управления (ЭБП) и следовать указаниям системы (если не поддерживается автоматический режим управления оборотами).

Все зависит от модели автомобиля и прошивки ЭБП. В отдельных случаях может потребоваться знание сервисных кодов или подключение внешних устройств диагностики.

Какая жидкость поможет для регенерации сажевого фильтра дизельного авто

Если вы не стали обладателем авто с сажевым фильтром с каталитическим покрытием или встроенной автоматической процедурой регенерации, то всегда можно прибегнуть к использованию спецприсадок.

Жидкости для регенерации сажевого фильтра дизельного авто

Попытаться восстановить сажевый фильтр можно, например, с помощью универсальных средств:

Если в автомобиле используется оригинальная присадка (для автоматической подачи из специального бака в режиме регенерации сажевого фильтра), то заказывать ее стоит у официальных дилеров.

Сажевый фильтр, регенерация на дизельном двигателе

очистка сажевого фильтра

Активная регенерация сажевого фильтра

Активная регенерация запускается в случаях, когда температура отработавших газов недостаточна для нейтрализации частиц сажи. На основании данных от различных датчиков блок управления дает сигнал о повышении температуры на выпуске путем впрыска небольшого количества топлива в камеру сгорания. Между молекулами драгоценных металлов в сажевом фильтре и частицами сажи происходит химическая реакция, которая в условиях повышенных температур ведет к окислению последних.

Стационарная (стояночной) регенерация

Меры предосторожности при проведении стационарной (парковочной) регенерации

Вследствие повышения температуры отработавших газов в процессе регенерации требуется соблюдать осторожность. Избегайте расположения автомобиля вблизи легковоспламеняющихся материалов и людей.

чистка сажевого фильтра

Неисправности сажевого фильтра

Выход сажевого фильтра из строя может быть связан с нарушением требований, связанных с проведением регенерации. Это ведет к засорению фильтра, которое может быть настолько сильным, что единственным вариантом устранения проблемы станет только его замена. Но даже если вам удастся его очистить, эффективность дальнейшей работы будет снижена. Другим примером являются случаи воздействия высоких температур при засорении фильтра на его корпус. Это приводит к деформации последнего и необходимости замены фильтра в сборе. Сажевый фильтр нуждается в профессиональной очистке каждые 240,000 – 400,000 км пробега или 5,000 часов работы двигателя.

Мониторинг необходимости регенерации

На некоторых моделях контроль за необходимостью проведения регенерации осуществляется при помощи датчиков давления, которые измеряют значения на входе и выходе из фильтра. На других отслеживается пробег или часы работы двигателя. На большинстве автомобилей предусмотрено экстренное прекращение процесса регенерации при возникновении угрозы пожара. Однако, не забудьте вскоре после этого завершить регенерацию, иначе сажевый фильтр может выйти из строя.

Процесс регенерации

Регенерация может происходить только при соблюдении определенных условий, установленных производителем. Как правило, цикл регенерации реализуется так, что водитель даже не знает об этом. Сажевый фильтр нагревается до температуры около 600°C, а приток кислорода в него возрастает. В некоторых системах предусмотрен дополнительный впрыск топлива на такте выпуска, который обеспечивает прохождение горячих газов через фильтр и нагрев молекул углерода до температуры, необходимой для начала их реакции с молекулами кислорода. Другим вариантом является установка нагревательного элемента перед сажевым фильтром, который разогревает газы, проходящие через фильтр.

Следующим условием, необходимым для регенерации, является разность давлений на входе и выходе из фильтра. При изменении значения (например, при остановке двигателя) процесс прервется и возобновится только после того, как условия вновь станут подходящими. Эта процедура может быть довольно шумной, так как двигатель вращается с частотой 4 000 об/мин в течение 4 мин или более, а затем 2 000 об/мин в течении еще 4 мин или более. После завершения регенерации двигатель возвращается к нормальному режиму работы, а контрольная лампа на панели приборов гаснет.

Принудительная, ручная регенерация

На некоторых моделях регенерацию можно запустить принудительно с помощью диагностического прибора. Перед началом процедуры необходимо убедиться в том, что условия, необходимые для ее проведения, соблюдены. Нужно проверить уровни технических жидкостей (моторного масла и антифриза). Объем топлива в баке должен быть не ниже его емкости (или соответствовать требованиям производителя).

Регенерация должна производиться вне помещений. На некоторых моделях Ford вакуум в выпускном коллекторе может повлиять на значения противодавления. Также необходимо убедиться в отсутствии посторонних и легковоспламеняющихся объектов под днищем автомобиля и в области выхлопной трубы.

Для правильного проведения процедуры следует придерживаться инструкций по работе диагностического оборудования и технической информации производителя.

Проблемы при проведении регенерации

Сложности возникают при прерывании процесса регенерации и накопления массивных отложений в сажевом фильтре, препятствующих самоочистке. Короткие поездки и транспортные заторы препятствуют нагреву сажевого фильтра до нужной температуры. В этой ситуации на панели приборов загорится контрольная лампа. Если проигнорировать этот сигнал, то вторым предупреждением может быть переход трансмиссии автомобиля в аварийный режим. При этом автомобиль не сможет разогнаться быстрее 10 – 20 км/ч. Выйти из него можно будет только после корректного проведения регенерации.

Сажевый фильтр представляет собой керамический блок с многочисленными узкими каналами, которые выполняют 2 функции. Во-первых, они задерживают частицы сажи в системе выпуска. Во-вторых, эти каналы создают дополнительную поверхность, на которой размещаются частицы драгоценных металлов, помогающих нейтрализовать частицы сажи. Работа сажевого фильтра подобна функционированию каталитического нейтрализатора, который задерживает и окисляет частицы вредных веществ в системе выпуска. Но сажевый фильтр отличается тем, что его регенерация происходит с определенными интервалами, а не все время, как на бензиновых автомобилях.

Сажа является побочным продуктом неполного сгорания дизельного топлива и моторного масла. По весу она на 98% состоит из углерода. Молекулы этого вещества клейкие, поэтому они быстро соединяются с другими, образуя более крупные частицы сажи. Сажа оказывает губительное воздействие на живые организмы и окружающую среду. Дизельные двигатели более склонны к образованию сажи. Причинами этого является более высокая плотность дизельного топлива по сравнению с бензином, а также то, что дизельное топливо воспламеняется от сжатия, а не от искры. Для предотвращения склеивания частиц нужно произвести их окисление. Это достигается путем нагрева их до температурных значений, превышающих те, которые достигаются в камере сгорания.

Дизельные легковые и грузовые автомобили, выпущенные после 2009 г. должны быть оборудованы сажевым фильтром. Недостатком этой системы является необходимость регулярной очистки фильтра. Частицы сажи накапливаются в каналах фильтра, что приводит к его засорению. Очистка сажевого фильтра осуществляется путем его регенерации. Этот процесс может производиться различными способами.

Удаление сажевого фильтра бмв х5 е70 дизель


удаление сажевого фильтра бмв
удаление сажевого фильтра bmw
ресурс сажевого фильтра bmw
список кодов неисправностей бмв

BMW X5 3.0 дизель. › Logbook › Удаление сажевого фильтра.

Доброе время суток, друзья! Настал тот момент, когда пришел конец зажевому фильтру. Началось все с того, что в пути автомобиль начал глохнуть. На табло загорелась ошибка по сажевому фильтру. Автомобиль в диагностику… Удаление сажевого фильтра и перепрошивка.

Не много информации о сажевом фильтре. Введение в 2005 году экологического стандарта ЕВРО-4, регламентирующего количество вредных выбросов в окружающую среду автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, вынудил производителей автомобилей применить техническое решение, которое позволило бы добиться значительного снижения выбросов вредных и опасных для здоровья человека веществ (сажа, оксид азота NOx, оксид углерода и др.) Именно по этой причине, большинство современных дизельных автомобилей, выпущенных с 2004 года, оборудованы системой нейтрализации сажи, основным элементом которой является “противосажевый фильтр”. Само название — «сажевый фильтр» — поясняет его предназначение: задерживать частицы сажи, которые являются продуктом сгорания дизельного топлива. Сажевый фильтр представляет собой металлический цилиндр, заполненный специальным жаростойким керамическим материалом с ячеистой структурой, который способен задерживать мелкие сажевые частицы. Блок управления двигателем отслеживает пропускную способность сажевого фильтра и в случае необходимости запускает регенерацию, т.е. процесс очистки фильтра от накопившейся в нем сажи. Регенерация бывает пассивной и активной. При пассивной регенерации, сажа сжигается в процессе движения машины под нагрузкой, например, при движении по трассе, когда температуре в фильтре достигает 350-400 градусов и выше. При движении по городу или на малые расстояния, в случае когда не удается разогреть сажевый фильтр до нужной температуры, а датчики фиксируют что наполненность фильтра выше нормы, то запускается процесс активной регенерации. Для этого, в цилиндры мотора, после основной порции топлива, подаётся ещё одна дополнительная, клапан EGR перекрывается, при необходимости изменяется алгоритм управления геометрией турбины. Не полностью сгоревшая смесь, через выпускной коллектор попадает в катализатор, который установлен перед сажевым фильтром, и там происходит её дожиг. При этом температура выхлопных газов проходящих через катализатор значительно повышается. Дальнейшее движение разогретых газов по выпускному тракту, приводит к повышению температуры в сажевом фильтре до 500-700 градусов. Сажа начинает выжигаться. Об этом может свидетельствовать чёрный дым, выходящий из трубы. Моментальный расход топлива и обороты холостого хода повышаются. В системе выпуска отработавших газов турбо дизельных автомобилей отвечающих стандарту Euro-4, обычно присутствуют три датчика: датчик температуры, датчик кислорода и датчик дифференциального давления. Если блок управления двигателем выявит некорректную работу любого из компонентов системы отвечающей за контроль правильного смесеобразования, датчика кислорода, расходомера, системы EGR, датчика уровня топлива, датчика уровня реагента (мочевины), датчика уровня топлива в баке, и некоторых других, то это приведет к невозможности проведения регенерации сажевого фильтра. Как правило, в таких случаях, активируется аварийный режим работы двигателя (на панели приборов загорится предупреждающий символ, мотор потеряет тягу, максимальные обороты снизятся до 2500-3000 мин-1, повысится расход топлива и увеличится дымность выхлопа) Важно отметить, что многочисленные неудачные попытки регенерации сажевого фильтра не проходят бесследно для автомобиля. Во время процесса регенерации, обогащённая топливо-воздушная смесь не сгорает полностью, и часть несгоревшего топлива все же попадает в моторное масло, и тем самым разжижает его. Со временем, можно заметить, что уровень масла стал значительно выше отметки “max”. Это не только снижает смазывающие и защитные свойства масла, что может нанести вред мотору. Масло с низкой вязкостью легче преодолевает уплотнения, и его подтекания могут быть выявлены в самых неожиданных местах. А попадание масла внутрь интеркулера, и затем вместе с нагнетаемым воздухом в цилиндры двигателя, может вызвать процесс неконтролируемого горения, вплоть до физического разрушения мотора. Возможное последствие эксплуатации авто с неисправным сажевым фильтром — масло заполняет интеркулер и затем попадает в цилиндры, что и приводит к гидроудару. Часто, непроходимость сажевого фильтра и высокое давление внутри выпускного тракта служит причиной выхода из строя клапана EGR системы рециркуляции отработанных газов. И наоборот, неисправный клапан EGR может стать первопричиной выхода из строя сажевого фильтра.

Регенерация сажевого фильтра

Большинство «новеньких» владельцев-штормоводов пугаются, когда внезапно из под машины несет горелым толи сцеплением, толи резиной. Потому решил вставить в свой отзыв несколько строчек из мануала по нашей машинке, чтобы успокоить владельцев.

И так, Система доочистки выхлопных газов состоит из предварительного каталитического нейтрализатора и каталитического нейтрализатора (основной катализатор окисления дизельного топлива + сажевый фильтр из карбид кремния (SiC) с покрытием благородного металла), который предназначен для снижения выброса выхлопных газов, содержащих углеводороды, угарный газ (CO) и твердые частицы, до регламентированного уровня. Схема выхлопной системы приведена на картинке ниже:

1. Основной катализатор окисления дизельного топлива

2. Сажевый фильтр с покрытием

3. Нагнетательные трубы

4. Предварительный каталитический нейтрализатор

Твердые частицы накапливаются в каналах сажевого фильтра, и регулярно сжигаются (в процессе так называемой „регенерации”) во избежание засорения фильтра. В процессе регенерации увеличивается температура выхлопных газов. В этот период температура сажевого фильтра поднимается примерно до 600 °C. Осажденные твердые частицы окисляются, превращаясь в углекислый газ (CO2).

Одним из критериев запуска процесса регенерации сажевого фильтра является значительный перепад давления на фильтрующей структуре, определяемый специальным датчиком. Значительный перепад давления возникает при накоплении сажевых частиц в фильтре. Предварительный каталитический нейтрализатор и основной катализатор окисления дизельного топлива покрыты благородным металлом и служат для снижения выброса углеводородов (HC) и угарного газа (CO). Кроме того, в процессе регенерации эти компоненты способствуют увеличению температуры выхлопных газов за счет сжигания дополнительного впрыснутого топлива. Дополнительный впрыск топлива, управляемый программой блока управления, обеспечивает выполнение регенерации фильтра на протяжении всего рабочего диапазона двигателя при любой температуре

и давлении окружающего воздуха. (последнее предложение думаю стоит понимать так: регенерация выполняется как при движении так и на холостом ходу, при любой температуре и давлении окружающего воздуха. Т.е. электроника сама контролирует процесс регенерации).

Фактически, регенерация выглядит следующим образом: повышаются обороты двигателя на холостом ходу до 1000, против «штатных» 800, температура двигателя в это время немного снижается, а выхлопная система нагревается, при этом авто пыхтит синеватым дымом. Процесс длится около 5 минут (думаю зависит от степени засорения сажевого фильтра).

Видео процесса регенерации:


Удаление сажевого фильтра на BMW X1 20d (E84)


— Стоимость удаления сажевого фильтра на BMW X1 20d (E84) — 14000 руб.

Дизель: про сажевый фильтр

На многих автомобилях с дизельным двигателем в выпускной системе, помимо каталитического нейтрализатора, применяется сажевый фильтр, который предназначен для снижения выброса в атмосферу вместе с отработавшими газами сажевых частиц. С введением норм токсичности Евро-5 применение сажевого фильтра на легковых автомобилях с дизельным двигателем является обязательным.

В дизельном двигателе сажа образуется при неполном сгорании топлива. И даже при нормальном сгорании дизельного топлива неизбежно образование сажи, виной тому и качество топлива — читай содержания серы в солярке. Частички сажи очень мелкие, размер частиц сажи от 0,00001 до 0,00002 мм, отловить их простым способом невозможно, тут нужно особое устройство: сажевый фильтр.

Сажевый фильтр выполнен в виде глухого лабиринта:


из термостойкого карбида кремния и имеет пористую структуру (проницаемость прим. 50 %) и каталитическое покрытие на основе платины. Покрытие служит для снижения температуры воспламенения частиц сажи.

В выпускной системе сажевый фильтр располагается за каталитическим нейтрализатором. Отработавшие газы после катализатора окисления поступают в сажевый фильтр. Пористые впускные каналы сажевого фильтра имеют замкнутые концы. Каждый впускной канал окружают 4 выпускных канала. Частицы сажи задерживаются на стенках впускных каналов, а очищенные ОГ попадают в выпускные каналы и выходят из сажевого фильтра.


Скопившиеся при фильтрации частицы сажи создают препятствие для отработавших газов, что приводит к снижению мощности двигателя. Поэтому периодически требуется очистка фильтра от накопившейся сажи или регенерация.

Регенерация сажевого фильтра

Регенерация фильтра производится постоянно или в цикличном режиме.

Постоянная регенерация

В рабочих диапазонах, при которых температура ОГ выше температуры воспламенения сажи (>350*С)происходит постоянное сгорание, вернее, окисление частиц сажи.
Если температуры ОГ для этого процесса недостаточно, то поступающие частицы сажи скапливаются в сажевом фильтре и сгорают при следующем повышении температуры ОГ.

Циклическая регенерация

Если манера езды не обеспечивает постоянную регенерацию сажевого фильтра (например, продолжительный режим частичной нагрузки при городском движении с низкой температурой ОГ), то запускается целенаправленная регенерация.
В зависимости от уровня нагрузки двигателя регенерация проводится целенаправленным ограничением потока всасываемого воздуха в сочетании с одним или двумя дополнительными впрысками топлива. При этом температура ОГ поднимается (прим. до 600*С). Продолжительность регенерации сажевого фильтра может составлять несколько минут. Интервалы между процедурами регенерации зависят от условий эксплуатации автомобиля, регенерация сажевого фильтра запускается каждые 700-2500 километров (в зависимости от характера движения).

Частицы сажи, состоящие из углерода, выгорают на 100 %, однако не всё так просто, ведь в отработавших газах много других соединений.

Таким образом, на каждую 1000 км пробега в сажевом фильтре накапливается некоторое количество золы. Зола в виде порошка откладывается в задней трети фильтра, из-за чего в фильтре после большого пробега медленно повышается противодавление, что, в свою очередь, приводит к уменьшению интервалов регенерации и не выводится из него, что сокращает ресурс устройства. Плюс к этому истощается, деградирует слой каталитических добавок, нанесённый на внутреннюю поверхность сажевого фильтра.

Убедительные признаки забитого сажевого фильтра дизеля и суть процедуры его регенерации

Дизель ныне не чадит. Основной компонент дизельного черного дыма (сажа) задерживается в специальном фильтрующем элементе, интегрированном в выхлопную систему. Экодеталь не вечная – со временем забивается. Преждевременная замена или удаление – неуместны, разумней вовремя подметить критический уровень наполнения, чтобы воспользоваться штатными средствами регенерации. Они продлевают жизнь узлу, вернут прыть двигателю и сохранят время.

На что обращать внимание: признаки забитого сажевого фильтра на автомобильном дизеле любой марки

забит сажевый фильтр на дизеле симптомы

Заметить, а тем более объяснить, небольшие ухудшения в динамике в пределах городской черты может не каждый. А это первый знак засорения сажевика. Сажа на керамической матрице будь-то немецкого DPF с платиновым ускорителем химреакций или французского FAP с жидкостью-катализатором выжигания Eolys откладывается постоянно, создавая сопротивление потоку выхлопных газов. Говоря научным языком, неполное сгорание топлива ведет к образованию частиц аморфных углеродов, которые оседают на стенках очистителя, и постепенно снижают пропускную способность детали.

Приборная индикация

А теперь оцените режим работы двигателя в городской толкучке: постоянные перегазовки, прогревы, простои в ожиданиях зеленого сигнала. И без экспертного мнения ясно, что в таких условиях быстро будет забит сажевый фильтр на дизеле и симптомы выяснять не придется – все будет отображено на приборном табло. Но заметим: универсального стандарта оповещения о наличии проблемы нет.

  • Подсвеченный значок DPF. Фильтрующий элемент заполнен сажей, выполнено несколько безуспешных попыток активной регенерации в движении. В срочном порядке необходим активный прожиг на трассе.
  • Одновременная подсветка датчика сажевого фильтра + Check Engine или «Чек» + мигающая спираль преднакала. Аварийный режим работы двигателя, о чем оповестит бортовая система, а в ЭБУ появится ошибка типа Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON. Требуется принудительный прожиг.

Физические ограничения

признаки забитого сажевого фильтра дизеля


Когда зажигается лампа сажевого фильтра, электронные «ошейники» не активируются, да и тяга заметно не падает. Приближение момента срабатывания электронной индикации помогает вычислить увеличенный на 1-2 литра расход топлива и разжиженное топливом масло (возрастает его уровень в картере).

Совершенно иная ситуация с аварийным режимом: ЭБУ душит систему впрыска – не позволяет пользоваться газом во всю мощь для недопущения чрезмерного нагрева фильтрующего узла. Вот какие принудительные блокировки срабатывают на машине Audi Q7 3,0 TDI:

  • Скорость передвижения – не более 100 км/ч.
  • При ускорениях доступна только половина тягового момента.
  • Расход топлива не превышает 10 л/100 км.
  • Невозможно запустить круиз-контроль.

Итого зимой в автомобиле без установленного подогрева антифриза свечами накала будет прохладно. Если сигналы приборной доски и электронные блокировки игнорируются, наступает момент, когда машина глохнет и не заводится, или двигатель запускается, но тут же останавливается.

Подтвердить, что это действительно крайние признаки забитого сажевого фильтра дизеля помогает демонтаж и продувка фильтрующего элемента компрессором. При таких обстоятельствах на выходе давления не будет.

Решает компания

Автомобили Opel обучены алгоритму индикации, подобному машинам VAG: когда совсем худо дело – лампа DPF мигает. У Toyota – абсолютная аналогия с немцами. Mazda, Peugeot, Citroen предупреждающей индикацией не располагают: подсвечивание лампы сажевика информирует об активации аварийного режима. Однако у французов индикатор вправе засветиться при снижении объема жидкости-катализатора в специальном бачке ниже минимальной отметки.

Что делать при обнаружении симптомов забитого сажевого фильтра на легковом дизеле любой модели

На интуитивном уровне цель ясна – избавиться от скоплений сажи. Наиболее простой метод – выжечь пассивным, активным или принудительным путем, чтобы углеродные частицы преобразовались в диоксид углерода (углекислый газ), который беспрепятственно выйдет в атмосферу. Техническое наименование процесса – регенерация.

забит сажевый фильтр на дизеле Peugeot и симптомы

Пассивный прожиг

Получасовая загородная поездка на одной передаче с постоянными оборотами, но не ниже 2 500 об/мин, снижает балласт твердых частиц на внушительный процент. С ростом оборотов коленвала в фильтре повышается температура отработанных газов до 350-500°C, что позволяет вступить диоксиду азота в реакцию с сажей и получить диоксид углерода. Отсутствие резких ускорений снижает процент недожженного топлива – основной причины образования углеродных элементов.

Вообще говоря, дизелям в особенности противопоказан прогрев на холостых и движение на низких оборотах. Поэтому, любителям городских покатушек совет один: разбавить список короткометражных маршрутов длинными участками, на которых беспрепятственно можно совершать пассивный прожиг. 2-3-х выездов за город в неделю вполне достаточно. Рекомендуемая скорость: 70-80 км/ч.

Внимание. Пассивный прожиг полезен для сажевиков, совмещенных с нейтрализатором (DPF): путь до него, и выхлопные газы не успевают остыть. Если система основана на применении присадок (FAP), то фильтрующий узел расположен далеко от камеры сгорания и нагреться исключительно от отработавшей газовой смеси не успевает, поэтому выжигание естественным образом не происходит.

Активная регенерация

Приставка Active присвоена процессу из-за вмешательства искусственного интеллекта в режим работы систем двигателя с целью повысить температуру выхлопных газов в сажевике до 600-650°C. ЭБУ запускает активный прожиг сажевого фильтра на дизеле после достижения определенного уровня наполненности его твердыми частицами. Это может быть 30-40 грамм – у каждого автомобиля порог свой.

Если ЭБУ подметил допустимую базовую температуру отработавшей газовой смеси (не менее 250°C), прогретый мотор (не менее 60-75°C) и заметно наполненный топливный бак (более 1/4), то регенерация запускается. На время ее активации (последующие 10-30 минут), электроника меняет тон функционирования мотора:

  • Глушится клапан EGR, перепускающий часть газов из выпуска на впуск. Отсутствие отработавшей газовой смеси при наполнении цилиндров способствует повышению температуры сгорания в котлах.
  • Активируется послевпрыск. Распыление дополнительной порции ДТ после основного цикла (такт расширения) обеспечивает догорание солярки в сажевике, благодаря низкой температуре ее самовоспламенения (62°C).
  • Изменяется геометрия расположения сопловых лопаток турбины турбокомпрессора. Минимизация расширения выхлопных газов уменьшает долю энергии, расходуемой на механическое раскручивание колеса центробежного аппарата, что способствует сохранению тепла отработавшей газовой смеси.

признаки забитого сажевого фильтра автомобильного дизеля

К сведению. Образование углекислого газа при прожиге активным способом происходит вследствие реакции между сажей и кислородом.

О запуске прожига бортовая электроника никак не оповещает. Признаки прохождения активной регенерации считываются по показаниям иных приборов и характеру работы двигателя:

  • Мгновенно растет температура антифриза. Часто водитель не замечает этого и ищет, в чем же причина срабатывания вентилятора охлаждения мотора на холодную , хотя ОЖ уже давно горячая. На BMW 525D E60 показания с положенных 92°C увеличиваются до 97°C.
  • Увеличивается расход топлива из-за послевпрыска. Заметить факт роста на некоторых машинах, в частности на Пежо, невозможно – бортовой компьютер намеренно занижает привычный расход на время проведения процесса.
  • Растет температура масла. Например, у Peugeot 407 в режиме прожига она достигает 116°C при нормальных 90-95°C.
  • Возникает цоканье раскаленного металла, которое отчетливо слышно снаружи.
  • На «холостых» меняется звук мотора на характерный басовитый.
  • Из глушителя идет густой белый дым.

прожиг засорившегося сажевого фильтра на дизеле


Оптимальные условия для успешного проведения операции: равномерное движение со скоростью 50-60 км/ч и частота вращения коленвала около 2 000 об/мин по тахометру. Электроника в состоянии выявить симптомы забитого сажевого фильтра на легковом дизеле, но оценить, где движется автомобиль, она не может. Посему команда на проведение регенерации может быть подана даже в городе.

В совокупности с тем, что система никак не сигнализирует о запуске цикла восстановления фильтра, водитель может не заметить произведение активного прожига, и продолжать двигаться в рваной манере. Тогда избыток топлива приводит к его попаданию в картер и повышению уровня масла. Разжиженную смазку придется срочно менять, а для сажевика либо остается последняя попытка активной регенерации, о чем говорит горящая лампа DPF, либо принудительный прожиг, если приборная сигнализация однорежимная.

Крайняя попытка активного прожига у каждого автомобиля производится по-разному:

Последний шанс: принудительный прожиг дизельного сажевого фильтра штатными средствами

Процесс этот вынужденный, а программа его выполнения прописана в ЭБУ. Запускается он извне, в ручном режиме – чаще с помощью диагностического оборудования. Если коротко: через сервисную программу активируется особый режим работы мотора (закрытый EGR + послевпрыск + изменение геометрии турбокомпрессора), поднимаются обороты ХХ до 1 500-2 000 единиц и двигатель «коптит» в течение 20-30 минут на месте.

По сути, это и есть финальная попытка активной регенерации. Только, скажем, VolksWagen B6, предпочитает дать водителю шанс не посещать лишний раз сервис. Ну а Toyota сразу рекомендует запускать принудительный прожиг, причем никаких программных средств для этого не нужно – включил кнопку и пожалуйста.

Аспекты процесса

Свои ограничения у операции есть. На VAG-овских машинах регенерация не запустится, если система выявит признаки напрочь забитого сажевого фильтра дизеля, а именно принципиальную разницу показаний датчика дифференциального давления (измеряет разницу давлений газов на входе и выходе) и запредельные показания счетчика объема сажи (более 68 грамм). Цель вынужденной очистки – сбить лишь часть задержанных углеродов (на Audi Q7 3,0 TDI операция завершается при расчетных 56 граммах).

К сведению. Определить физический объем твердых частиц в фильтре невозможно, поэтому используется одна из двух моделей: измеряется давление и температура на входе и выходе из очистителя, расход воздуха мотором или оценивается стиль вождения, информация с сенсора температуры отработавшей газовой смеси и кислородного датчика.

сажевый фильтр на дизеле прожиг

Что делать, если принудительный прожиг не запускается

Предлог запрета – выявленные симптомы забитого фильтра. Исключать выход из строя датчика дифференциального давления нельзя, но чаще система не врет, что доказывает окно с расчетным количеством сажи в диагностической программе. Сбросить счетчик можно, но сенсоры не обманешь.

Реанимировать компонент реально только после пассивного прожига, когда фактический объем сажи станет меньше. Счетчик, естественно, накрутит лишние цифры из расчета 3-5 грамм на 100 км, но показания датчика дифференциального давления уже будут в кондиции, а накрученное обнуляется через пропись нового сажевика.

К сведению. Резкие старты с 0 до 100 км/ч выбивают сажу из-за избыточного давления в выхлопной системе. 5-6 жестких разгонов в течение первых 10…30 секунд после запуска двигателя способны удалить около 10 грамм углерода. Ускорения производятся только на прогретом моторе.

Регенерация сажевого фильтра

Регенерация сажевого фильтра

Регенерация сажевого фильтра – встроенный механизм, реализованный в системах фильтрации систем выхлопа дизельных автомобилей. Сама деталь, как понятно из названия, призвана защищать окружающую среду от частиц сажи, образующихся при сжигании топлива.

Регенерация сажевого фильтра – встроенный механизм, реализованный в системах фильтрации систем выхлопа дизельных автомобилей. Сама деталь, как понятно из названия, призвана защищать окружающую среду от частиц сажи, образующихся при сжигании топлива.

Регенерация сажевого фильтра Форд, регенерация сажевого фильтра Опель или регенерация сажевого фильтра Мерседес бывает как пассивной, так и активной. Производителем заложена функция самоочистки матрицы, на которой и собираются частицы сажи. В стандартной конструкции фильтра при температуре в 300-350 °C происходит их окисление (сгорание).

Если стенки керамических ячеек покрыты катализатором, то процесс может происходить и при более низких температурах. Часто используются и различные присадки к топливу, при которых регенерация сажевого фильтра Форд Куга, регенерация сажевого фильтра VW или регенерация сажевого фильтра на Рено Меган также производится в обычных условиях эксплуатации автомобиля.

Принудительная регенерация сажевого фильтра используется в том случае, если встроенная не помогает. Понять, что пришло время «прожечь» фильтр, достаточно просто. Если Вы наблюдаете падение мощности, повышение расхода топлива или снижение крутящего момента — скорее всего, произошел засор.

Регенерация сажевого фильтра может запускаться и программно — по команде контроллера управления. Как происходит регенерация сажевого фильтра в этом случае? За счет позднего впрыска топлива или дополнительного впрыска на такте выпуска. Таким образом, сгорание горючего происходит в системе выхлопа.

Температура повышается до 600 °C, фильтр прочищается. Но если деталь прошла порядка 120-170 тысяч километров, потребуется вмешательство специалиста. Стандартных мер для очистки уже не хватит. Методов у автомастерских несколько. Регенерация сажевого фильтра Vag Com подразумевает подключение через диагностический разъем и изменение параметров прошивки.

Как сделать регенерацию сажевого фильтра программно — написано на многих тематических форумах. Но специалисты Чип-Тюнинг не рекомендуют самостоятельно лезть в «мозги» автомобиля — чревато большими проблемами. Более простые способы — промывка и установка обманки.

В первом случае используются специальные жидкости для промывки (их представлено на рынке достаточное количество). Но для старых фильтров этот способ почти не эффективен — придется промывать каждые 2000 км. Обманка же — это эмулятор, имитирующий «поведение» оригинального фильтра. Родная запчасть вырезается и Вы забываете и о том, как запустить регенерацию сажевого фильтра, и о том, сколько это будет стоить. Обратитесь к специалистам Чип-Тюнинг, если потребуется регенерация сажевого фильтра.

Регенерация сажевого фильтра

Эта статья будет логическим продолжением разговора о неисправностях связанных с «сажевиком» (разговорное). Полное и правильное название этого устройства такое:diesel particulate filter (сокращенно DPF) - (фильтр для очистки от твёрдых макрочастиц в отработавших газах дизеля); или "дизельный фильтр макрочастиц", или " дизельный сажевый фильтр", или " сажевый фильтр дизельного двигателя".


«Что же такое сажевый фильтр, и для чего он нужен?»


Клиенты иногда спрашивают, мол, есть ли автомобили без «сажевика»? Вопрос закономерный, потому что стоимость работ по замене сажевого фильтра на новый высокая, несколько сотен долларов. Да, такие автомобили – без сажевого фильтра, есть. И ничем обнадёжить не могу: подавляющее большинство дизельных автомобилей выпускаются и будут выпускаться с сажевым фильтром. Лучше не будет, клиентам придется принять это как «данность» и привыкать к тому, что для эксплуатации таких автомобилей надо будет читать и выполнять прилагаемую инструкцию (ниже по тексту). Если ей следовать, то автомобиль прослужит «долго и счастливо» - в пределах, отведенных ему Производителем.


Однако водителям, имеющим автомобиль с «сажевиком», проживающим в больших городах и использующим свой автомобиль в режиме «выехал на работу – пробка – пробка – пробка – приехал», надо иметь в виду, что такие условия эксплуатации Производителем автомобиля не предусмотрены. Конечно, бортовая электроника максимально освобождает человека от забот и необходимая процедура под названием «регенерация» происходит автоматически. Но для регенерации требуются определенные условия. А постоянные поездки в режиме «пробка на дороге – пробка - пробка» приводят к условиям, когда регенерация проходит некачественно или даже прерывается.


Именно такой автомобиль попал к нам для проведения диагностики и ремонта. Сначала мы услышали звук, он приближался и приближался, а потом из-за поворота появился сам автомобиль. Вполне новый и современный автомобиль, Ниссан Кашкай (Nissan Qashqai).


- Лучше заглушите,- попросили мы клиента, потому что уж больно страшным был звук работающего мотора. Так может работать танковый или тракторный мотор, но не двигатель легкового автомобиля. И вот машина в боксе: последних годов выпуска, по внешнему виду совсем «не убитая». Но звук-то какой! Какова причина такого звука?


Прежде чем что-то делать, надо осмыслить ситуацию. Что за мотор? Посмотрели:

Как эксплуатировалась машина? Расспросили. Всё стандартно, всё обычно, никаких отправных точек нет:
«Всё случилось внезапно, машина эксплуатировалась стандартно – ездили родители, люди немолодые. Лампочка сажевика несколько раз загоралась, они выезжали на трассу, прогоняли машину с большой скоростью и лампочка гасла. А в какой-то момент она загорелась и больше не гасла».


Справка из рекомендаций Производителя:

«Контрольная лампа неисправности сажевого фильтра дизельного двигателя (DPF)

• Эта контрольная лампа загорается после поворота ключа зажигания в положение ON. После запуска двигателя контрольная лампа должна погаснуть. Это указывает на исправность системы.

• Если контр, лампа неисправности DPF загорается при работающем двигателе, это означает, что количество накопленной в фильтре сажи достигло определенного предела. Если это произошло, то при первой возможности начните движение со скоростью примерно 80 км/ч до тех пор, пока контр, лампа не погаснет. При этом необходимо соблюдать установленные законом ограничения скорости движения. Накопившиеся в фильтре DPF частицы сажи не могут быть сожжены при движении с более низкой скоростью. После того как частицы сажи будут полностью сожжены, контрольная лампа неисправности DPF погаснет.»


Ну а мы продолжаем изучать неисправность: «А что у нас по ошибкам?» Сейчас электроника настолько продвинутая, что мотор только чихнуть собирается, а система диагностики готова выкинуть код неисправности. Что здесь?

Так, понятно. Даже мысли кое-какие появились. Ну, спрашивать насчет сажевика и проведения регенерации у клиента не стоит, большинство мало вникает во все эти тонкости и спохватывается только когда «петух клюнет».

Ключевые слова здесь такие: «в цилиндры впрыскивается дополнительная порция дизельного топлива , которая уже не принимает участия в толкание поршня - часть этого топлива успевает просочиться мимо поршневых колец в поддон двигателя».


Ну что, посмотрим что находится в поддоне этого двигателя? И вы меня извините, что приходится показывать такое грязное, но такая уж наша работа,- это обыкновенная тряпка, на которую капнули то, что осталось на щупе:

Да, понятно что мы не лаборатория и не отдавали туда «это» на анализы, но даже сильно не принюхиваясь стало понятно, что в поддоне «голимая солярка».


А теперь просто и доступно: «Из-за нарушения условий регенерации в поддон двигателя попало много моторного топлива и двигатель, фактически, работал на солярке».


Но это уже работа мотора после того, как была произведена полная замена масла, а тот «тракторный» звук, о котором говорил ранее, был намного сильнее и громче.

Клиенты спрашивают: «Как часто должна происходить регенерация? Как понять, правильно она происходит или нет?».


Тут можно так сказать: «если регенерация происходит в штатном режиме, а это 2-3 раза за период замены моторного масла, то это нормально. И количество попавшей солярки в поддон маленькое, некритичное и учтено Производителем. А вот когда регенерация начинается каждые 100-300 километров из-за забитого сажевого фильтра, попадание солярки в масло происходит часто и тогда количество моторного топлива в поддоне возрастает намного. Пример – этот автомобиль. Регенерация на нём происходила так часто, что количество солярки превысило все разумные пределы – мотор «застучал» . Вот к чему приводит длительная эксплуатация с неисправным сажевым фильтром».


Ну а я свою работу не сделал. Не смог сделать. Потому что нельзя проводить какие-либо работы по перепрограммированию автомобиля в случае, если у него есть такие неисправности: мне надо, чтобы мотор проработал не меньше 40 минут при повышенных обобротах, а делать такое при подозрении на механическую неисправность – нельзя. Сейчас машина будет перемещена на 10 метров правее на наш слесарный пост и только после её ремонта продолжу работу по перепрограммированию и программному отключению сажевого фильтра.

Читайте также: