Регенерация сажевого фильтра тойота хайлюкс

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Такое устройство, как сажевый фильтр, имеется во всех дизельных авто, выпускаемых с 2011 года (а также на ряде моделей, выпущенных после 2000 года – тогда он еще не был обязательным элементом, но уже использовался некоторыми производителями автомобилей) на территориях стран, входящих в ВТО (стандарт «Евро-5», принятый Таможенным союзом).

7+
6+

Главная задача такого элемента – максимально очистить выхлопные газы от вредных для окружающей среды примесей.

Для чего нужен и как работает сажевый фильтр автомобиля

На текущий момент в автомобилях применяется два типа очистителей сажи:

  1. DPF
  2. FAP

FAP и DPF сажевые фильтры

Сажевый фильтр DPF (аббревиатура от слов Diesel Particulate Filte) для дизельного авто улавливает частицы сажи размером до 1 мкм, которые образуются в результате сгорания топлива. Такой фильтр отличается простотой устройства, но при этом требует регулярных действий по очистке (регенерации).

Фильтр типа FAP (сокращение французского выражения Filtre A Particules) представляет собой более сложное устройство, не требующее регулярного вмешательства. Регенерация (очищение) происходит здесь в автоматическом режиме.

Местоположение сажевого фильтра (см. рис. 1) – в системе выпуска отработанных газов, за каталитическим нейтрализатором. В некоторых случаях он также может быть объединен с нейтрализатором, и тогда его местоположение – прямо за выпускным коллектором.

Для чего требуется и как работает сажевый фильтр

Это место, где отработанные газы имеют наивысшую температуру. В таком варианте устройство называется «сажевый фильтр с каталитическим покрытием».

Средний ресурс сажевых фильтров рассчитан на пробег в 150 тыс. км. Но это европейский стандарт. На российском топливе, по отзывам владельцев и работников автосервисов, этот показатель снижается почти втрое.

Способы регенерации сажевого фильтра дизельной машины

В момент, когда бортовой компьютер выдаст ошибку, говорящую о том, что сажевый фильтр засорился, автовладельцу необходимо будет принять одно из следующих решений:

  1. Полная замена сажевого фильтра. Очень дорогостоящее мероприятие. Конечно, цена очень зависит от марки и модели авто, но в любом случае, это действие значительно дороже всех нижеперечисленных пунктов. К примеру, на BMW замена сажевого фильтра обойдется приблизительно в 1500 евро.
  2. Физическое удаление сажевого фильтра. Процедура тоже не из дешевых, и имеет ряд недостатков. Недостаточно просто взять и вырезать фильтр, заменив участком трубы. На данные, поступающие с датчиков сажевых фильтров, завязан ряд процедур бортового компьютера, а это значит, что необходимо будет заменить его прошивку. Замена прошивки не всегда происходит гладко, в ряде случаев возникают ошибки (ложные срабатывания индикации, другие проблемы с бортовым компьютером).
  3. Обман датчика сажевого фильтра. Заключается в установке отдельного прибора, который эмулирует нормальную работу датчиков (подделывает сигналы) или программное удаление сажевого фильтра из системы электронного блока управления. Эта процедура не освобождает владельца авто от очистки самого фильтра. Однако, значительно продлевает срок его работы или позволяет беспроблемно удалить сажевый фильтр с наименьшими ошибками в работе бортового компьютера.
  4. Регенерация. Наиболее правильная процедура, ведь удаление фильтра увеличивает выбросы вредных веществ в атмосферу, несмотря на то, что даже без данного элемента европейские автомобили успешно проходят технический осмотр по российским нормам. При этом стоимость регенерации фильтров остается приемлемой в сравнении с тем же удалением или заменой, хотя и требуют периодического повтора.

По сути сажевый фильтр представляет собой емкость, заполненную веществом с пористой структурой (чаще всего используется керамика). При прохождении выхлопных газов через эти «соты» сажа и гарь оседают на порах наполнителя.

Со временем поры закупориваются и прохождение выхлопных газов затрудняется, что приводит к увеличению расхода топлива и снижению мощности двигателя, повышается риск возникновения различных неполадок.

Виды регенерации сажевого фильтра

Запуск регенерации сажевого фильтра

Для восстановления свойств фильтра производится процедура регенерации, которая может быть двух типов:

  1. Активный. Очищение пор происходит за счет повышения температуры внутри фильтра до 600-1000 градусов Цельсия. При такой температуре сажа полностью сгорает.
  2. Пассивный. Здесь удаление сажи происходит также за счет ее сгорания, но протекает горение при температуре около 350°С (это нормальная температура отработанных газов дизеля). Для окисления сажи нужен специальный катализатор, понижающий температуру реакции – например, платина в фильтрах компании Volkswagen (те самые сажевые фильтры с каталитическим покрытием, которые упоминались ранее).

Активная регенерация требует выполнения специальных процедур со стороны автовладельца, а пассивная происходит без какого-либо участия водителя авто.

Если регенерация не имеет нужного эффекта, то всегда можно просто промыть фильтр. Промывка сажевого фильтра выполняется после его снятия с автомобиля. Агрегат помещают в специальный химический состав на некоторое время, а потом пропускают этот же состав через фильтр под давлением.

Как запустить регенерацию сажевого фильтра

Повысить температуру внутри сажевого фильтра для полного сгорания сажи можно одним из следующих способов (активная регенерация):

  1. Введение в топливную смесь специальных присадок (чаще всего на основе церия), которые при прохождении вместе с выхлопными газами продолжают гореть. При этом снятия самого узла автомобиля не требуется. Недостатком данного метода является его низкая эффективность – способ может дать положительный эффект только при начальном этапе загрязнения (не более 2000 – 3000 километров с момента срабатывания индикатора ошибки на панели бортового компьютера).
  2. Запуск особой процедуры работы двигателя через блок электронного управления авто. В этом случае снижается подача воздуха, топливо впрыскивается на такте выпуска (то есть попадает несгоревшим в систему отведения выхлопных газов). В отдельных моделях автомобилей применяются оригинальные технологии, например, дополнительно вводится присадка, или снижается отток сгоревших газов и т.п.

Если регенерация не помогает – необходим ремонт сажевого фильтра.

Его снимут, разберут и почистят вручную или полностью заменят в мастерской. Конечно, это можно сделать и своими руками, но лучше довериться специалистам.

Запускается процедура регенерации чаще всего без участия пользователя:

  1. Срабатывает датчик повышения уровня сажи в фильтре.
  2. В процессе движения блок управления самостоятельно повысит обороты, понизит приток воздуха и прочистит сажевый фильтр.

Но, если попытки прочистки не увенчаются успехом, или уровень сажи будет критическим, то блок управления откажется от попыток очистки и высветит ошибку.

В этом случае можно будет попытаться запустить процедуру самостоятельно через сервисное меню электронного блока управления (ЭБП) и следовать указаниям системы (если не поддерживается автоматический режим управления оборотами).

Все зависит от модели автомобиля и прошивки ЭБП. В отдельных случаях может потребоваться знание сервисных кодов или подключение внешних устройств диагностики.

Какая жидкость поможет для регенерации сажевого фильтра дизельного авто

Если вы не стали обладателем авто с сажевым фильтром с каталитическим покрытием или встроенной автоматической процедурой регенерации, то всегда можно прибегнуть к использованию спецприсадок.

Жидкости для регенерации сажевого фильтра дизельного авто

Попытаться восстановить сажевый фильтр можно, например, с помощью универсальных средств:

Если в автомобиле используется оригинальная присадка (для автоматической подачи из специального бака в режиме регенерации сажевого фильтра), то заказывать ее стоит у официальных дилеров.

Удаление сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d (D-4D)

Удаление сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d / Тойота Хайлюкс 2.8 дизель

- Стоимость удаления сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d - 14000 руб.

- Время в работе - 6 часов

- Гарантия на все наши работы - 1 год.

- Возможные дополнительные работы:
отключение клапана ЕГР, увеличение мощности (чип-тюнинг).

На дизельной Toyota Hilux 2.8d высветилась индикация ошибки. Так же владелец заметил увеличение расхода топлива. Диагностика указала на проблему с сажевым фильтром.

Удаление сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d / Тойота Хайлюкс 2.8 дизель

Возможные симптомы поломки сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d:
- постепенное или резкое снижение мощности автомобиля.
- повышение расхода топлива.
- нестабильная работа двигателя на холостых оборотах.
- повышенная дымность выхлопных газов.
- индикация на приборной панели о ошибке или выходе сажевого фильтра из строя.

При выходе из строя сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d существует только два варианта решения проблемы:
- покупка и установка нового сажевого фильтра. К сожалению это очень дорого и не исключает в дальнейшем выход из строя фильтра со временем.
- удаление сажевого фильтра физически и программно. При обращении к специалистам с хорошими программистами – это решение проблемы на данном автомобиле раз и навсегда.

Еще один из популярных методов очистки, который предлагают некоторые компании – это промывку сажевых фильтров, что помогает на короткий срок, а иногда и повреждает физически керамические соты сажевого фильтра. Мы не одобряем такой подход, т.к. он в итоге не помогает и все равно владельцу приходится выбирать между установкой нового сажевого фильтра и удалением.

Было решено удалить сажевые фильтра, что бы забыть о проблеме навсегда.

Корректное удаление сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d должно состоять из двух обязательных частей:
- физическое удаление сажевого фильтра
- программное отключение сажевого фильтра в блоке управления

Если сделать только физическое удаление сажевого фильтра, то автомобиль останется неисправным и может перейти в аварийный режим с ограничением мощности.

На начало работ пробег автомобиля составил 40774 км.

Удаление сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d / Тойота Хайлюкс 2.8 дизель

Под капотом расположен дизельный двигатель D-4D объемом 2,8 литра с турбонаддувом.

Удаление сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d / Тойота Хайлюкс 2.8 дизель

Сажевые фильтра на Toyota Hilux 2.8d расположен сразу после турбины.

Удаление сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d / Тойота Хайлюкс 2.8 дизель

Какие возможны причины выхода из строя сажевого фильтра (FAP/DPF) на Toyota Hilux 2.8d:

Чаще всего причиной вышедшего из строя сажевого фильтра является некачественное топливо. Некоторые заправочные станции продают дизельное топливо с повышенным содержанием присадок. В таком топливе много серы, которая попадая в сажевый фильтр не прогорает во время регенерации. Сера, постепенно забивая соты сажевого фильтра, блокирует выход выхлопных газов и вперемешку с сажей переполняет фильтр. Так же возможны неполадки в программе и датчике сажевого фильтра, которые отвечают за регенерацию. Регенерация либо перестает вовсе включаться, либо работает в неправильном режиме и не успевает очищать сажевый фильтр.

Корпус сажевого фильтра демонтирован с автомобиля.

Удаление сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d / Тойота Хайлюкс 2.8 дизель

Открываем корпус сажевого фильтра и удаляем керамические соты. После удаления сот сажевого фильтра мы завариваем корпус и устнавливаем его обратно на автомобиль.

После физического удаления сажевого фильтра, обязательно требуется программное отключение. Для программного отключения сажевого фильтра надо считать заводскую прошивку из блока управления для дальнейшей корректировки. На Toyota Hilux 2.8d это возможно сделать как через технический разъем OBD II. Чтение заводской прошивки, отключение в ней сажевого фильтра программистами и запись в блок управления доработанной прошивки.

Удаление сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d / Тойота Хайлюкс 2.8 дизель

Диагностика, кратковременный тест-драйв, проверка правильной работы прошивки и удаление сажевого фильтра на Toyota Hilux 2.8d завершено.

- Стоимость удаления сажевого фильтра на Тойота Хайлюкс 2.8 дизель - 14000 руб.

- Время в работе - 6 часов

- Гарантия на все наши работы - 1 год.

- Возможные дополнительные работы:
откючение клапана ЕГР, увеличение мощности (чип-тюнинг).

САЖЕВЫЙ ФИЛЬТР: ЧЕМ СТРАШЕН ТОЙОТОВСКИЙ D-4D?

САЖЕВЫЙ ФИЛЬТР: ЧЕМ СТРАШЕН ТОЙОТОВСКИЙ D-4D?

Но в какой-то момент "рвануло": автомобиль перестал нормально ехать, загорелся check, отключилась противозаносная система - машина "свалилась" в аварийный режим. Тяга вообще пропала: максимум 1100 об/мин и скорость в лучшем случае 70 км/ч. На сервисе в Риге ставят диагноз: забит противосажевый фильтр. Весь день сервисмены пытаются включить режим регенерации, но тщетно. Взяв за работу 120 долларов, рекомендуют замену сажевого фильтра, так как старый регенерации не подлежит. Новый стоит 1300 евро плюс работа. В Вильнюсе на 200 евро дешевле.

Ошибок нет, на первый взгляд все параметры в норме, но Владимира озадачил отрицательный перепад давления

Предпринимаются попытки найти б/у деталь, ее средняя цена - 400 долларов. В Минске и Риге ее вообще нет, в Вильнюсе иногда встречается, но "быстро расхватывают". Купленный в Литве фильтр не подходит по креплениям. В итоге в Вильнюсе находится спец, который занимается чисткой фильтров. Проблема вроде бы решена, но автомобиль все равно не едет в полную силу, да и обороты периодически то поднимаются, то опускаются.

Перепад давления отрицательный, к тому же при увеличении оборотов он серьезно не изменяется - скорее всего, фильтр удален

Все сложно
"Обороты двигатель поднимает-опускает, потому что подсушивает масло, прогревает сажевый фильтр. Когда идет активная регенерация, используется фаза поствпрыска: после основного впрыска в середине такта выпуска происходит впрыск дополнительной порции топлива, далее несгоревшая смесь попадает на катализатор и, сгорая, приводит к разогреву сажевого фильтра для выполнения процесса регенерации, то есть прожига. При этом часть топлива конденсируется на стенках цилиндров, а затем частично попадает в картер двигателя через компрессионные кольца. У двигателей Toyota наряду с функцией регенерации, а также "изюминкой" системы D-cat - дополнительной форсункой для впрыска топлива прямо в выпускной тракт на завершающем этапе его активной регенерации - есть функция контроля наличия дизельного топлива в масле. Блок управления будет учитывать объем этого топлива (он определяется методом расчетов). Если система определяет, что масло нужно выпарить, она поднимает обороты двигателя", - объясняет Владимир ТЕРЕШКОВ, диагност компании "Автотерапия".

Сажевый фильтр сам по себе не забивается. Для выхода его из строя есть внешние причины, связанные с неисправностями других систем двигателя

Специализация этой станции, помимо всего прочего, заключается и в решении вопросов по сажевым фильтрам, поэтому мы здесь с нашим "наглядным пособием". Хотим разобраться, что происходит с нашим автомобилем, а заодно узнать, как обстоят дела с диагностикой и решением проблем с тойотовскими сажевыми фильтрами, - считается, что с ними "все сложно". И этот стереотип специалисты компании частично подтверждают.


Даже если грамотно удалить фильтр физически, без работы с блоком управления не обойтись


Состояние сажевого фильтра в Toyota контролируется путем расчетов, полученных на основании показаний ряда датчиков. При определении газодинамического сопротивления фильтра используются данные расходомера воздуха, положения клапана ЕГР, датчика температуры на входе и выходе фильтра, датчика перепада давления. По сравнению с тем же французским HDI система намного сложнее. Например, на С5 учитывается только перепад давления, впрыск присадки, объем воздуха по расходомеру.

Проверка датчика дифференцированного давления показала, что он исправен. Значит, причину аномальных показаний нужно искать в другом

При достижении определенного уровня сопротивления фильтра (максимум-1) включается режим регенерации, а когда достигнут максимум-2, очистка уже невозможна. В этом случае загорается check engine, наступает ограничение по оборотам. Система прикрывает дроссельную заслонку, ограничивает подачу топлива и отключает турбину. Больше 2000 об/мин двигатель не развивает, чтобы не увеличивался подпор выхлопных газов. В противном случае может быть повреждена, к примеру, турбина, и это далеко не единственный вариант развития событий.
Банальное "выбивание" содержимого фильтра толку не даст. Использование "экрана" (жестяной пластины с высверленными отверстиями) для создания сопротивления при неправильных расчетах может привести к неожиданным последствиям, например к выходу из строя турбины.
Даже если грамотно удалить фильтр физически, без работы с блоком управления не обойтись. Если автомобиль постоянно пытается выйти в режим регенерации - он находится в нем часто и долго, поскольку ЭБУ не видит результата. Так как регенерация сопровождается функцией послевпрыска, это приводит к тому, что масло разжижается топливом. В свою очередь подъем уровня масла может привести к проворачиванию вкладышей, задирам на цилиндрах и поршнях.
"Некоторые пытаются менять блоки управления или "заливать" прошивку от Евро-3, чтобы система не видела сажевого фильтра. Но это бесполезно, - утверждает Владимир. - За свою практику удачных решений еще не видел. Если бы помогало, я бы сам этим пользовался. Более того, насколько мне известно, решений по программному "удалению" сажевого фильтра в двигателях Toyota нет и в ближайшее время не предвидится: организация самого процессора в блоке управления построена таким образом, что сменить стандартную заводскую прошивку практически невозможно. Но если блок нельзя перепрошить, его можно обмануть при помощи эмулятора".

"Великий обманщик"

Принцип работы эмулятора нам показали на Toyota Avensis с двигателем 2.0 D4-D. Правда, сразу предупредили: это первая версия устройства, которая пока еще только "обкатывается". Устройство подключается к блоку управления двигателем. На основании анализа и пересчета истинных показателей тех датчиков, на которые ориентируется блок для управления фильтром, оно корректирует сигнал датчика перепада давления, который затем отправляется в блок. Таким образом, создается модель (имитация) проходного сечения нормального фильтра.
- Смотрите: на холостых корректировка по датчику - единичка, датчик перепада "шевелится". Сейчас эмулятором сымитировано предрегенеративное состояние: перепад соответствует 70 процентам заполнения сажевого фильтра, что и показывает сканер. То есть нужно уже проводить регенерацию, и она начнется с прогревом двигателя.
- А избежать регенерации можно?


Если блок нельзя перепрошить, его можно "обмануть" при помощи эмулятора

- Если есть контроль ее проведения по пробегу, то обойтись без нее невозможно. Только предельно сократить время проведения, к чему мы и стремимся. Планируем выйти на 5-минутный цикл, хотя по штатному режиму в среднем нужно проехать от 30 до 100 километров в зависимости от степени заполнения фильтра. Если все грамотно сделано, в режиме регенерации система не "свалится" (для этого должны изменяться параметры температуры и давления). Если с эмулятором что-то случится, система просто его отключит: пропадет сигнал по датчику температуры, мотор включит check engine.

Есть одна странность.

Но вернемся к нашему автомобилю. Владимир подключает тойотовский сканер и начинает изучать выводимые на его дисплей параметры. Убеждается в том, что ошибки отсутствуют (последний раз их удаляли более 1000 км назад), попутно проверяет работу EGR, показания лямбда-зонда, но нас интересует сажевый фильтр. Если верить диагностике, фильтр активирован и не блокирован, но есть один нюанс.
"Сканер показывает отрицательный перепад давления, - говорит Владимир. - Должно быть 0,4, 2, 2,5, но никак не минус. Либо перепутаны трубки, ведущие к датчику, либо сам датчик перепада был слегка поддавлен, когда был забит фильтр. Это "лечится" либо переобучением датчика, либо его заменой. И еще: при увеличении оборотов перепад должен увеличиваться, а он особо не изменяется. Либо сняты трубки, либо там что-то такое придумано, чтобы блок не обращал внимания. Дальше: температура на входе у него сейчас маленькая, но на выходе разница больше 10°С. Значит, что-то там внутри есть, что отнимает тепло. Что - не скажу. По перепаду это не похоже на фильтр. Или его очень хорошо вымыли. Я бы начал с проверки трубок. Если с ними все в порядке, проверяется сам датчик. Если трубки на месте и датчик исправен, значит, сажевого фильтра там нет".
Загоняем машину на подъемник. Осмотр трубок в подкапотном пространстве и со стороны днища аномалий не выявляет, поэтому следующий подозреваемый - сам датчик, который проверяется при помощи вольтметра и вакуумметра. Как показывает тестирование, он тоже исправен, а это значит, что либо фильтра все-таки нет, либо стоит электронная обманка. Но чтобы ее обнаружить, необходимо частично разобрать салон и добраться до блока управления.
- Что в этой ситуации делать владельцу автомобиля?
- Если белого дыма нет, уровень масла не растет, я бы глубже не лез, - говорит наш эксперт. - Автомобиль ведь проехал более 1000 километров с момента последнего удаления ошибок, все параметры, кроме перепада, в пределах нормы - это о чем-то говорит. Просто нужно следить за уровнем масла. Если он начнет подниматься, тогда придется разбираться дальше. Пока же система считает, что все в норме. Но сажевого фильтра, скорее всего, уже нет. И если это так, то удален он достаточно грамотно.

Вердикт "Автобизнеса"

Сажевый фильтр из строя просто так не выходит. Невозможность его регенерации, как правило, вызвана или использованием некачественного топлива, или техническими проблемами. И в последнем случае "забитый" фильтр следует рассматривать как симптом другой неисправности. Промывка фильтра может не помочь, а программное удаление для Toyota намного сложнее, чем в случае с немецкими или французскими моторами: вместо перепрошивки блока приходится его "обманывать". Но в случае с нашим Lexus так до конца и непонятно, как именно решили проблему литовские умельцы и чем вообще она была вызвана. Путей у владельца автомобиля два: или разбираться до конца, или продолжать ездить, контролируя уровень масла и ожидая дальнейшего развития событий. Впрочем, это уже частный случай.

Иван КРИШКЕВИЧ,
фото Глеба МАЛОФЕЕВА.


Вопросы по теме
Пользуясь случаем, мы решили выяснить пару вопросов по сажевым фильтрам вообще и моторам Toyota в частности. В качестве экспертов выступили директор "Автотерапии" Андрей БАТЕЧКО и уже знакомый нам диагност Владимир ТЕРЕШКОВ.

- Насколько проблемны сажевые фильтры тойотовских моторов D-4D?

А.Б.: На самом деле они вполне надежны: сами по себе из строя выходят редко, а при использовании качественного топлива ходят по 150-200 тысяч километров и больше. Если солярка хорошая - сажа выгорает полностью, ничего не остается. Если топливо плохое - после сажи остается зола, которая оседает в фильтре и забивает микропоры. По опыту нашей работы скажу, что большинство обращений по сажевым фильтрам японских машин - с периферии. А все потому, что заправляют машины топливом неизвестного качества. Причина еще и в том, что мало кто следит за качеством фильтрующих материалов, масла (оно должно быть предназначено для двигателей с сажевым фильтром). Заливают неизвестно что, вот и получают такой результат. Недавний пример: машина приехала на эвакуаторе, а проблему решила банальная замена топливного фильтра.

- Помимо качества ГСМ и фильтрующих элементов что еще влияет на состояние сажевого фильтра?

А.Б.: Многое также зависит от того, как хорошо работает топливная аппаратура и насколько правильно функционирует система регулирования турбонаддува. Нужно поддерживать двигатель в технически исправном состоянии, и тогда все будет хорошо. Вообще решение проблемы напоминает замкнутый круг: не разобравшись с сажевым фильтром, ты не поймешь, что действительно послужило причиной выхода его из строя, - он сам либо двигатель создал для этого условия.
В.Т.: Вот вам показательный случай. Приезжает как-то клиент на Мazda6 с пробегом до 100 тысяч и говорит: вырежите мне сажевый фильтр. Оказалось - достаточно завершить регенерацию и произвести замену топливного фильтра! Все дело в том, что хозяин авто редко его менял, из-за чего не хватало давления в топливной рейке. По этой причине в определенных режимах появлялась повышенная вибрация двигателя. Из-за нее, контактируя с гофрой глушителя, протерлась трубка, которая регулирует геометрию наддува. Нет трубки - нет регулировки по геометрии - нет и наддува. На выходе получаем кучу копоти. Пока человек до нас доехал, фильтр на 75 процентов был засорен.

- Насколько помогает промывка?

А.Б.: Промыть фильтр - все равно, что промыть кирпич. Если машина прошла с неисправным фильтром много километров, он физически меняет свои свойства. Его очистка помогает лишь в случае, если с двигателем произошла какая-то проблема физического плана. Например, вышла из строя турбина, забросало фильтр маслом, оно от температуры закоксовалось. Вот здесь есть шанс его промыть. Если же имеет место физический износ, промывка бесполезна. К нам много приезжает машин после промывки - от 400-500 до 2500-6000 километров. Проблемы все равно появляются.

- Имеет ли смысл покупка б/у фильтра?

А.Б.: Как вы понимаете, это кот в мешке. Если фильтр снят с автомобиля с небольшим пробегом (например, с аварийной машины свежего года), то еще можно. Но в любом случае гарантированно проверить его состояние нереально. Здесь еще вот какая проблема: предусмотрено две стадии "обучения". При замене старого фильтра на новый просто идет сброс. А при замене на б/у - сперва 10-15 километров записывается перепад давления, высчитывается процентное содержание сажи, то есть производится своего рода калибровка, чтобы блок управления не воспринимал наполовину заполненный фильтр как новый.

Идеальное решение для DPF фильтра

В процессе длительной эксплуатации современного дизельного авто практически все владельцы неизбежно сталкиваются с проблемой засорения DPF фильтра . В причинах происходящего мы решили разобраться вместе со специалистом в области автобизнеса.

Александр, занимающийся перегоном зарубежных автомобилей и их предпродажной подготовкой более 20 лет, объяснил, в чем он видит выход из этой типичной ситуации для городских дизелей.

Почему забивается DPF фильтр? Надо понимать, что он устанавливается для того, чтобы сократить выброс вредных веществ, образующихся в результате работы двигателя, в атмосферу. Вот этими частицами сажи, которые образуют специфический нагар, фильтр и забивается. По идее, когда запускается процесс регенерации сажевого фильтра, и в нем создается температура порядка 500-600°С , скопившийся нагар должен выгореть. Но, к сожалению, это не всегда происходит. Ведь режим регенерации срабатывает только в том случае, если фильтр забит минимально. Если же он засоряется чуть сильнее или присутствуют иные проблемы (например, окислилась или неисправна проводка), авторегенерация не срабатывает.

Безусловно, возникновение проблем с DPF фильтром напрямую зависит от пробега автомобиля. Как правило, засорение фильтра происходит после 150 тыс. км пробега. Но, опять же, это зависит от того, где и, самое главное, как эксплуатировался автомобиль. К примеру, в городском режиме машина ездит медленно, с частыми остановками и перегазовками. В таких условиях фильтр засоряется быстро. Если же вы передвигаетесь по трассе на большие расстояния – скорее всего, проблем вы не заметите.

Некоторые автовладельцы принимают решение вырезать сажевый фильтр. Да, это один из способов попытаться решить проблему засорившегося фильтра. Но тут есть несколько подводных камней. Во-первых, нужно сразу же перенастраивать электронику автомобиля. В программе для фильтра предусмотрена система регенерации, за счет которой автомобиль самостоятельно осуществляет очистку DPF фильтра. В какой-то момент автоматически запускается регенерация и включается прожигание фильтра (обратите внимание, иногда стоит машина на светофоре и с большой силой дымит несколько минут). Поэтому, когда вырезают сажевый фильтр, нужно блокировать и систему контроля регенерации. А если неправильно это сделать, то на приборной панели постоянно будет отображаться ошибка, и автомобиль будет уходить в аварийный режим. А решение такой проблемы – это совсем другие деньги.

В любом случае, удаление DPF фильтра, а уж тем более замена его на новый – это очень дорогостоящие процедуры. Да и работы эти на большинстве СТО не берутся делать из-за сложности перепрошивки. Отсутствие же или неисправность фильтра влечет за собой сильное загрязнение окружающей среды. Я считаю, это тоже немаловажно.

Самое верное в таком случае – попробовать систему очистки, которая появилось у Liqui Moly (Pro-Line Dieselpartikelfilter Reiniger Жидкость для очистки сажевого фильтра + Pro-Line Dieselpartikelfilter Spulung Жидкость для промывки сажевого фильтра).

С помощью этих двух жидкостей мы достигли впечатляющих результатов. Из фильтра выкручивается один, а еще лучше оба датчика давления, и впрыскивается Жидкость для очистки сажевого фильтра непосредственно в сажевый фильтр. Около 30 минут нужно подождать, чтобы состав подействовал. После этого берем Жидкость для промывки, которая также впрыскивается внутрь фильтра. В сумме эта простая операция занимает около 35 минут. После этого машину заводим (она начинает дымить – это прогорает засор). Результат: фильтр как новый, а машина ездит без перебоев.

После применения мной такой системы очистки на последнем автомобиле с засорившимся сажевым фильтром прошло уже 2 месяца – и ни одного признака, что фильтр забит. Кроме того, повторить эту операцию несложно в любых условиях, даже гараж не нужен. Вот, например, одна из наших последних машин Toyota RAV4. На ней фильтр DPF стоит сразу за двигателем, т.е. доступ к нему обеспечен непосредственно через капот, а значит добраться до него очень легко. Отвинтил датчик, залил очиститель, собрал обратно – и машина на ходу! Проблем никаких нет. Невероятно простое в применении и эффективное средство Liqui Moly – настоящая панацея для DPF фильтров современных автомобилей и для нас как опытных специалистов автомобильной сферы!

Убедительные признаки забитого сажевого фильтра дизеля и суть процедуры его регенерации

Дизель ныне не чадит. Основной компонент дизельного черного дыма (сажа) задерживается в специальном фильтрующем элементе, интегрированном в выхлопную систему. Экодеталь не вечная – со временем забивается. Преждевременная замена или удаление – неуместны, разумней вовремя подметить критический уровень наполнения, чтобы воспользоваться штатными средствами регенерации. Они продлевают жизнь узлу, вернут прыть двигателю и сохранят время.

На что обращать внимание: признаки забитого сажевого фильтра на автомобильном дизеле любой марки

забит сажевый фильтр на дизеле симптомы

Заметить, а тем более объяснить, небольшие ухудшения в динамике в пределах городской черты может не каждый. А это первый знак засорения сажевика. Сажа на керамической матрице будь-то немецкого DPF с платиновым ускорителем химреакций или французского FAP с жидкостью-катализатором выжигания Eolys откладывается постоянно, создавая сопротивление потоку выхлопных газов. Говоря научным языком, неполное сгорание топлива ведет к образованию частиц аморфных углеродов, которые оседают на стенках очистителя, и постепенно снижают пропускную способность детали.

Приборная индикация

А теперь оцените режим работы двигателя в городской толкучке: постоянные перегазовки, прогревы, простои в ожиданиях зеленого сигнала. И без экспертного мнения ясно, что в таких условиях быстро будет забит сажевый фильтр на дизеле и симптомы выяснять не придется – все будет отображено на приборном табло. Но заметим: универсального стандарта оповещения о наличии проблемы нет.

  • Подсвеченный значок DPF. Фильтрующий элемент заполнен сажей, выполнено несколько безуспешных попыток активной регенерации в движении. В срочном порядке необходим активный прожиг на трассе.
  • Одновременная подсветка датчика сажевого фильтра + Check Engine или «Чек» + мигающая спираль преднакала. Аварийный режим работы двигателя, о чем оповестит бортовая система, а в ЭБУ появится ошибка типа Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON. Требуется принудительный прожиг.

Физические ограничения

признаки забитого сажевого фильтра дизеля


Когда зажигается лампа сажевого фильтра, электронные «ошейники» не активируются, да и тяга заметно не падает. Приближение момента срабатывания электронной индикации помогает вычислить увеличенный на 1-2 литра расход топлива и разжиженное топливом масло (возрастает его уровень в картере).

Совершенно иная ситуация с аварийным режимом: ЭБУ душит систему впрыска – не позволяет пользоваться газом во всю мощь для недопущения чрезмерного нагрева фильтрующего узла. Вот какие принудительные блокировки срабатывают на машине Audi Q7 3,0 TDI:

  • Скорость передвижения – не более 100 км/ч.
  • При ускорениях доступна только половина тягового момента.
  • Расход топлива не превышает 10 л/100 км.
  • Невозможно запустить круиз-контроль.

Итого зимой в автомобиле без установленного подогрева антифриза свечами накала будет прохладно. Если сигналы приборной доски и электронные блокировки игнорируются, наступает момент, когда машина глохнет и не заводится, или двигатель запускается, но тут же останавливается.

Подтвердить, что это действительно крайние признаки забитого сажевого фильтра дизеля помогает демонтаж и продувка фильтрующего элемента компрессором. При таких обстоятельствах на выходе давления не будет.

Решает компания

Автомобили Opel обучены алгоритму индикации, подобному машинам VAG: когда совсем худо дело – лампа DPF мигает. У Toyota – абсолютная аналогия с немцами. Mazda, Peugeot, Citroen предупреждающей индикацией не располагают: подсвечивание лампы сажевика информирует об активации аварийного режима. Однако у французов индикатор вправе засветиться при снижении объема жидкости-катализатора в специальном бачке ниже минимальной отметки.

Что делать при обнаружении симптомов забитого сажевого фильтра на легковом дизеле любой модели

На интуитивном уровне цель ясна – избавиться от скоплений сажи. Наиболее простой метод – выжечь пассивным, активным или принудительным путем, чтобы углеродные частицы преобразовались в диоксид углерода (углекислый газ), который беспрепятственно выйдет в атмосферу. Техническое наименование процесса – регенерация.

забит сажевый фильтр на дизеле Peugeot и симптомы

Пассивный прожиг

Получасовая загородная поездка на одной передаче с постоянными оборотами, но не ниже 2 500 об/мин, снижает балласт твердых частиц на внушительный процент. С ростом оборотов коленвала в фильтре повышается температура отработанных газов до 350-500°C, что позволяет вступить диоксиду азота в реакцию с сажей и получить диоксид углерода. Отсутствие резких ускорений снижает процент недожженного топлива – основной причины образования углеродных элементов.

Вообще говоря, дизелям в особенности противопоказан прогрев на холостых и движение на низких оборотах. Поэтому, любителям городских покатушек совет один: разбавить список короткометражных маршрутов длинными участками, на которых беспрепятственно можно совершать пассивный прожиг. 2-3-х выездов за город в неделю вполне достаточно. Рекомендуемая скорость: 70-80 км/ч.

Внимание. Пассивный прожиг полезен для сажевиков, совмещенных с нейтрализатором (DPF): путь до него, и выхлопные газы не успевают остыть. Если система основана на применении присадок (FAP), то фильтрующий узел расположен далеко от камеры сгорания и нагреться исключительно от отработавшей газовой смеси не успевает, поэтому выжигание естественным образом не происходит.

Активная регенерация

Приставка Active присвоена процессу из-за вмешательства искусственного интеллекта в режим работы систем двигателя с целью повысить температуру выхлопных газов в сажевике до 600-650°C. ЭБУ запускает активный прожиг сажевого фильтра на дизеле после достижения определенного уровня наполненности его твердыми частицами. Это может быть 30-40 грамм – у каждого автомобиля порог свой.

Если ЭБУ подметил допустимую базовую температуру отработавшей газовой смеси (не менее 250°C), прогретый мотор (не менее 60-75°C) и заметно наполненный топливный бак (более 1/4), то регенерация запускается. На время ее активации (последующие 10-30 минут), электроника меняет тон функционирования мотора:

  • Глушится клапан EGR, перепускающий часть газов из выпуска на впуск. Отсутствие отработавшей газовой смеси при наполнении цилиндров способствует повышению температуры сгорания в котлах.
  • Активируется послевпрыск. Распыление дополнительной порции ДТ после основного цикла (такт расширения) обеспечивает догорание солярки в сажевике, благодаря низкой температуре ее самовоспламенения (62°C).
  • Изменяется геометрия расположения сопловых лопаток турбины турбокомпрессора. Минимизация расширения выхлопных газов уменьшает долю энергии, расходуемой на механическое раскручивание колеса центробежного аппарата, что способствует сохранению тепла отработавшей газовой смеси.

признаки забитого сажевого фильтра автомобильного дизеля

К сведению. Образование углекислого газа при прожиге активным способом происходит вследствие реакции между сажей и кислородом.

О запуске прожига бортовая электроника никак не оповещает. Признаки прохождения активной регенерации считываются по показаниям иных приборов и характеру работы двигателя:

  • Мгновенно растет температура антифриза. Часто водитель не замечает этого и ищет, в чем же причина срабатывания вентилятора охлаждения мотора на холодную , хотя ОЖ уже давно горячая. На BMW 525D E60 показания с положенных 92°C увеличиваются до 97°C.
  • Увеличивается расход топлива из-за послевпрыска. Заметить факт роста на некоторых машинах, в частности на Пежо, невозможно – бортовой компьютер намеренно занижает привычный расход на время проведения процесса.
  • Растет температура масла. Например, у Peugeot 407 в режиме прожига она достигает 116°C при нормальных 90-95°C.
  • Возникает цоканье раскаленного металла, которое отчетливо слышно снаружи.
  • На «холостых» меняется звук мотора на характерный басовитый.
  • Из глушителя идет густой белый дым.

прожиг засорившегося сажевого фильтра на дизеле


Оптимальные условия для успешного проведения операции: равномерное движение со скоростью 50-60 км/ч и частота вращения коленвала около 2 000 об/мин по тахометру. Электроника в состоянии выявить симптомы забитого сажевого фильтра на легковом дизеле, но оценить, где движется автомобиль, она не может. Посему команда на проведение регенерации может быть подана даже в городе.

В совокупности с тем, что система никак не сигнализирует о запуске цикла восстановления фильтра, водитель может не заметить произведение активного прожига, и продолжать двигаться в рваной манере. Тогда избыток топлива приводит к его попаданию в картер и повышению уровня масла. Разжиженную смазку придется срочно менять, а для сажевика либо остается последняя попытка активной регенерации, о чем говорит горящая лампа DPF, либо принудительный прожиг, если приборная сигнализация однорежимная.

Крайняя попытка активного прожига у каждого автомобиля производится по-разному:

Последний шанс: принудительный прожиг дизельного сажевого фильтра штатными средствами

Процесс этот вынужденный, а программа его выполнения прописана в ЭБУ. Запускается он извне, в ручном режиме – чаще с помощью диагностического оборудования. Если коротко: через сервисную программу активируется особый режим работы мотора (закрытый EGR + послевпрыск + изменение геометрии турбокомпрессора), поднимаются обороты ХХ до 1 500-2 000 единиц и двигатель «коптит» в течение 20-30 минут на месте.

По сути, это и есть финальная попытка активной регенерации. Только, скажем, VolksWagen B6, предпочитает дать водителю шанс не посещать лишний раз сервис. Ну а Toyota сразу рекомендует запускать принудительный прожиг, причем никаких программных средств для этого не нужно – включил кнопку и пожалуйста.

Аспекты процесса

Свои ограничения у операции есть. На VAG-овских машинах регенерация не запустится, если система выявит признаки напрочь забитого сажевого фильтра дизеля, а именно принципиальную разницу показаний датчика дифференциального давления (измеряет разницу давлений газов на входе и выходе) и запредельные показания счетчика объема сажи (более 68 грамм). Цель вынужденной очистки – сбить лишь часть задержанных углеродов (на Audi Q7 3,0 TDI операция завершается при расчетных 56 граммах).

К сведению. Определить физический объем твердых частиц в фильтре невозможно, поэтому используется одна из двух моделей: измеряется давление и температура на входе и выходе из очистителя, расход воздуха мотором или оценивается стиль вождения, информация с сенсора температуры отработавшей газовой смеси и кислородного датчика.

сажевый фильтр на дизеле прожиг

Что делать, если принудительный прожиг не запускается

Предлог запрета – выявленные симптомы забитого фильтра. Исключать выход из строя датчика дифференциального давления нельзя, но чаще система не врет, что доказывает окно с расчетным количеством сажи в диагностической программе. Сбросить счетчик можно, но сенсоры не обманешь.

Реанимировать компонент реально только после пассивного прожига, когда фактический объем сажи станет меньше. Счетчик, естественно, накрутит лишние цифры из расчета 3-5 грамм на 100 км, но показания датчика дифференциального давления уже будут в кондиции, а накрученное обнуляется через пропись нового сажевика.

К сведению. Резкие старты с 0 до 100 км/ч выбивают сажу из-за избыточного давления в выхлопной системе. 5-6 жестких разгонов в течение первых 10…30 секунд после запуска двигателя способны удалить около 10 грамм углерода. Ускорения производятся только на прогретом моторе.

Регенерация сажевого фильтра “ Toyota Land Cruiser 200”

После 2-го по счёту рестайлинга, который имел место в 2015-ом году, “Toyota Land Cruiser 200”, оборудованные дизельными двигателями “1VD-FTV” объёмом 4,5 литра с восемью цилиндрами, получили сажевые фильтры.

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 1

Так выглядит сажевый фильтр

Сами же двигатели славятся невысоким расходом дизеля и хорошим крутящим моментом. При условии обеспечения им должного ухода они способны проехать сотни тысяч километров без дорогостоящих ремонтов.

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 2

И снова он, герой этого поста: сажевый фильтр.

Да, в Интернете немало рассказов о прямо противоположных их качествах… Но справедливости ради надо отметить, что все они относятся к агрегатам, которые подвергались чип-тюнингу с применением той или иной гаражной программы. Уже если решаться на изменение заводских настроек, то обращаться нужно к профессионалам: иначе проблем не оберётесь!

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 3

Если когда-нибудь увидите что-то подобное, знайте: в автомобиле, который выбрасывает в атмосферу чёрные клубы, не только увеличена мощность двигателя и удалён сажевый фильтр, но и изменена система выхлопа.

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 4

. А это – демонтированные сажевые фильтры.

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 5

Процесс извлечения наполнителя из сажевого фильтра.

В английском языке для обозначения сажевого фильтра используют аббревиатуру “DPF”, которая расшифровывается как “Diesel Particulate Filter” и переводится как «сажевый фильтр дизельного двигателя» или «фильтр твёрдых частиц выхлопа дизельных двигателей». Функция этого оборудования заключается в том, чтобы повысить экологические показатели двигателя до установленных стандартов. Будучи составляющей системы выхлопа, он улавливает частицы сажи, исключая их попадание в атмосферу вместе с выхлопами.

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 6

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 7

Так выглядит выхлопная система «Тойота Ленд Крузер 200», изготовленная под заказ из нержавеющей стали. В ней Вы не увидите катализатора и сажевых фильтров.

Приблизительно через 50‒60 тысяч километров электронный модуль управления двигателем запускает программу регенерации сажевого фильтра. Ещё одно её название – «прожиг»: в её процессе скопленные сажевые частицы сгорают.

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 8

Некоторые автовладельцы предпочитают удалить сажевые фильтры и поставить вместо них пламегасители.

Если машина часто ездит на большие расстояния по загородным дорогам, а её двигатель в течение длительного времени работает на определённых оборотах – эта процедура проходит эффективно и даёт желаемый результат. Однако, если в основном её эксплуатация происходит в городе, то ситуация усложняется тем, что система не может достаточно нагреться для того, чтобы запустилась программа регенерации. В результате на приборной панели загорается индикация о заполнении DPF.

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 9

Вот где находится фильтр в “Toyota Land Cruiser Prado”.

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 10

. А вот тут расположены фильтры “TLC200”.

В “Toyota” предусмотрели этот риск и обеспечили возможность принудительного включения программы регенерации. В салоне автомобиля для этого имеется специальная кнопка: она расположена слева от клавиши “RSCA Off” в верхнем ряду.

Стоит ли удалять сажевые фильтры “TLC200”?

Многие автосервисы предлагают услуги по снятию системы очистки отработавших газов дизельного двигателя сажевыми фильтрами. С одной стороны, такое решение может показаться оптимальным, ведь оно избавит автовладельца от любых сложностей, связанных с эксплуатацией сажевых фильтров… С другой же, не только понизит экологический класс машины, но и станет причиной вмешательства в работу программы ЭБУ двигателем. Стоит ли овчинка выделки? Особенно – если работы проводят любители…

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 11

Регенерация сажевого фильтра возможна при температуре от 500°С.

Важно понимать, что экологические нормы в разных странах разные. К примеру, в развивающихся странах, где они не очень строгие, новые “TLC200” официально поставляются в наиболее простой комплектации с МКПП без системы EGR и сажевого фильтра. Разумеется, электронный модуль их двигателей имеет другие настройки. А вот в развитых странах подобное, что называется, «не прокатит»! Кроме того, непрофессиональное вмешательство в штатные настройки и работу двигателя и его систем – крайне опасное занятие, которое может быть чревато целым рядом неприятных последствий.

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 12

Вот так можно графически изобразить процесс прожига

Особенности конструкции сажевого фильтра «Тойота Ленд Крузер 200»

Модель располагает сразу двумя сажевыми фильтрами, поскольку для каждой из головок блоков цилиндров её двигателя имеется отдельный выпускной канал. Поскольку фильтры должны выдерживать высокие температуры, их корпус производят из металла. Внутри него имеется керамическая матрица, сформированная большим количеством ячеек.

Регенерация сажевого фильтра с задействованием авторизованного оборудования “Toyota Techstream”

Если автомобиль пребывает в эксплуатации в условиях города, программу регенерации нужно запускать вручную, нажимая на соответствующую кнопку на приборной панели. О ней не стоит забывать, поскольку прожиг требуется регулярно (приблизительно – каждые 20‒30 тысяч километров). Иногда проведение этой процедуры лучше всего доверить специалистам, которые задействуют специальное диагностическое оборудование.

Преимуществ у этого решения будет немало. Как минимум – прожиг будет проведён квалифицированным механиком, как максимум – он проконтролирует температуру выхлопа и функционирование других систем, а также запустит считывание кодов ошибок, зафиксированных электронным модулем управления двигателя. Программа регенерации действует по принципу горения топлива в форсунках. Последние установлены на каждой из головок блока цилиндров.

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 13

Вот так выглядит матрица сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200”.

Регенерация сажевого фильтра “Toyota Land Cruiser 200” - фото 14

. А здесь можно увидеть индикацию о необходимости прожига.

Напоследок, важно не допустить забивания форсунок, поскольку для их прочистки двигатель придётся снимать. Именно поэтому мы порекомендуем Вам регулярно баловать себя и свой автомобиль поездками за городом на высокой скорости.

Читайте также: