Ремонт аккордеона weltmeister своими руками левая клавиатура

Обновлено: 05.07.2024

Ремонт аккордеона weltmeister своими руками левая клавиатура

Недавно ко мне обратился Илья с просьбой оказать консультацию по поводу ремонта аккордеона. Дело в том, что во время излишне интенсивного музицирования оборвался уже ветхий ремень, и аккордеон, вполне естественно, выскользнул из рук и ударился боком о пол. Последствия в таких случаях обычно бывают плачевные - в басах «гудят» все звуки одновременно и «голоса» отвалившиеся от планок. Не стал исключением и «Вельтмейстер» Ильи из Челябинска.

Надо отметить, что ранее, я уже консультировал Илью в вопросах подобного ремонта, но тогда была гармонь «Чайка» и там повреждения были настолько обозначены, что последовательность их устранения была очевидной. В случае с аккордеоном всё было сложнее, по причине большего количества деформированных после удара деталей, отвечающих за точную работу того или иного кинематического узла. Их «скученность» в (рабочем) фабричном расположении в басовой части, заставляет опустить руки, даже профессионалу, если, к примеру «запищал» беспричинно какой-либо голос.

Чтобы понять, что нужно делать первоначально и, вообще понять нанесённый ущерб басам инструмента, я просил Илью, чтобы он снял небольшую «фильму» и предоставил фото с повреждениями. Предварительный анализ с моей стороны был неутешительным. В результате удара были сильно деформированы практически ВСЕ штифты, расположенных на 12 штангах. Точнее сказать, они сильно прогнулись и приблизились к заусенцам своих пластинок так близко, что поднимали лапки-клапанов, идущих на клавиши ещё до нажатия клавиши. К тому же некоторые рычаги – пластинки клавиш вылетели из посадочных мест, а в некоторых случаях и вовсе перескочили своими заусенцами через штифты.

Итак, первоначально я советовал Илье, чтобы он попытался отгибать штифты, приводя их в фабричное состояние до удара. Однако, когда он начал это делать, то выяснилось, что и сама механика в результате удара пострадала, а именно вылетели шурупы, которые фиксируют её к корпусу.

Можно увидеть в видео с 6:30, что стойки с механизмом клавиш сильно шатаются. Это, конечно же усложнило решение проблемы, так как теперь нужно было вынимать 4 ряда рычагов клавиш (Б, М, 7 и ум7), прикручивать стойку. Илья, чтобы не спутаться раскладывал эти ряды на столе так, чтобы не перепутать их при последующей установке на место.

Так вначале он установил 2 ряда клавиш (Б, М) мажорные и минорные и демонстрирует их работу, а точнее сказать их звучание.

Если пренебречь подобной операцией, а именно отгибать примерно одинаковое расстояние штифта, то в последствии нажатие разных аккордов будет разным по силе. Что очень плохо для играющего, так рядом стоящие клавиши имеют разное давление при утоплении клавиши в отверстие панели. То, что у Ильи получилось это сделать, свидетельствует тот факт, что все клавиши имеют примерно одинаковую посадку в панель.

Так шаг за шагом басы начинали звучать полноценно, особенно это отчётливо демонстрируется после установки (7 и ум.7) 2-х крайних септаккордов. Смотрите и слушайте в видео с 9:13 и далее.

Безусловно, нельзя считать теперь, когда все клавиши установлены и равнозначно нажимаются с одинаковым давлением, что ремонтные работы закончены и всё отлично. Возможно, что при игре будут проявляться какие-то западания клавиш и не все (3-4) ноты будут звучать при нажатии. Но всё это исправимо, так как Илья понял в совершенстве систему работы механики и теперь без подсказок может сделать, и добиться положительного результата. Нужно будет ещё поработать с правой клавиатурой, где имеются проблемы с клавишами, а также отремонтировать (установить вылетевший уголок) и пр.

В целом проделана колоссальная работа. Илья справился на отлично. Каждый мужчина сможет теперь может сделать это, воспользовавшись видео и фотодокументами.

В литературе иногда встречаются иные названия деталей аккордеонов, баянов, гармоней: «штифт», или «стояк» металлический стержень, стоящий вертикально вверх от каждой из 12 штанг «проволочных валиков», которые зафиксированы непосредственно на корпусе инструмента. Заусенцы, не совсем техническое название, в литературе это металлическая пластина, или «толкатель», который является впаянным рычагом клавиши (кнопки) левой руки. Все эти рычаги расположены параллельно друг другу и перпендикулярно штифту каждой из 12 штанг. На каждом рычаге клавиши имеется ответвление, которое называется «усик». Мажорные усики клавиш «Б» и минорные «М» имеют по 3 «усика», септаккорды «7» и «ум. 7» имеют по 4 «усика». Для правильной работы кинематики рычага, необходим небольшой люфт между её «усиками» и штифтами

Спасайте Ваши аккордеоны и баяны, даже если они сильно ударились, не опускайте рук, не хороните их преждевременно.

С уважением Максим, мастер консультант по аккордеонам, баянам и гармоникам. Уральск, мартовские хроники, 2017

В.Завьялов - Баян и вопросы педагогики

Методическое пособие для преподавателей ДМШ и училищ. Может быть полезно учащимся старших курсов музыкальных училищ, баянистам-исполнителям.

МЕЛКИЙ РЕМОНТ БАЯНА

В процессе эксплуатации инструмента могут возникнуть небольшие неисправности. Каждому баянисту необходимо уметь их устранять. Неисправности бывают внешние и внутренние. Внешние: западание клавишей, неисправности клапанов, пружинок, люфт кнопок, неисправности в механике, поломка корпуса и меха. Внутренние: плохое состояние лайки на голосовых планках, нарушение зазоров между голосами и голосниками, расстройка голосов.

Внешние неисправности. Западание клавишей. Основная причина этого — отсыревание. Инструмент должен храниться в сухом месте при температуре, примерно, 4-20°. При западании клавишей прежде всего следует проверить исправность пружинок и всего механизма с клапанами. Клапан может сдвинуться и цепляться за соседние. Если инструмент слегка отсырел и западают отдельные клавиши, то трущиеся места надо смазать грифелем. (Он обладает свойством сухой смазки). Иногда западание клавишей правой клавиатуры происходит из-за неисправности проволочного стержня, на который нанизываются клавиши (он проходит вдоль всего грифа).
Западание кнопок левой клавиатуры часто связано с плохой работой механики. Иногда достаточно поджать стоячок, прикрепляющийся к валику ближе к основному стержню-толкачу, на котором находится тумбочка-кнопка баса или трезвучия, как кнопка больше не западает. Кнопки басов левой клавиатуры могут западать из-за плохого соединения проволочкой стоячка на валике с рычагом клапана. Проволочки быстро изнашиваются и их надо заменять. Кнопки трезвучий иногда западают потому, что толкачи трезвучий очень плотно стоят в механике и цепляются друг за друга. Бывает и так, что нажимая левой рукой на решетку, мы прижимаем тумбочки пятого или шестого ряда (край решетки прогибается внутрь).
Чтобы умело устранять внешние неисправности, надо хорошо разбираться в строении механики. В зависимости от ее конструкции могут применяться различные меры.

Для самостоятельного устранения. внутренних неисправностей баяна следует приобрести несколько напильничков различной формы с мелкой насечкой, наждачные камни-палочки, большую иголку для вытаскивания голоса и тонкую металлическую пластинку для подкладывания под голос.
Для наклепки новых голосов надо иметь кусочки голосовой стали, ножницы, которыми можно было бы вырезать голоса, иголку для разметки голоса по окну, маленькую гвоздильню с рядом дырочек различной величины, пробойчик и наклепочный молоточек. Необходимо иметь также две разного размера отвертки, портативные плоскогубцы, тисочки, столярный клей, лайку и некоторые мелкие запасные материалы.

Дайте в руки мне баян… Аккордеон… Ааай, какая разница какой инструмент привести в порядок своими силами

Хорошо жить когда родственники дарят неординарные подарки на праздники. В моём случае это были не очередные носки, а газовый паяльник на Новый Год и баллон с газом к 23 числу. Сам себе баллон я бы купил, да вечно забывал или еще что нибудь эдакое. А тут баллон в руки попал. Сижу дома, охота что нибудь поделать, но делать машину не вариант, жду посылку с последними запчастями и инструментами для неё. И тут я вспоминаю, что дома есть Аккордеон

и он от возраста и эксплуатации в абсолютно различных условиях (я его с собой в армию таскал служить, пригодился там везде) стал хрипеть, травить воздух, шипеть, а некоторые лады в принципе перестали откликаться на нажатие кнопки или клавиши. Мусор там внутри образовался.

А я когда-то уже разбирал его, но сделать не смог. Там суть в том, что лады держатся на материале похожем на парафин. Его не склеить, его надо паять. Электропаяльником это очень неудобно и я так чуть было инструмент не угробил. Ну так вот.
Разбираем инструмент. Он внутри похож на пчелиный улей

Суть такова. Эта самая мастика с возрастом даёт усадку, от перепадов влажности и температуры, от вибраций во время игры или просто транспортировки даёт усадку, появляются трещины, мастика может вообще выкрашиваться, воздух начинает просачиваться через них, на пластинки не попадать — снижается отзывчивость инструмента, он начинает тратить больше воздуха и при этом давать более слабый звук и лад может вообще выпасть

А чтобы не дать ладам выпасть и уменьшить травлю воздуха мимо них решено было прогреть эту самую мастику. Без фанатизма прогреть, чтобы трещины заплавились. Ну и заодно откровенные дыры на местах выпавшей мастики запаять парафином.

Один косяк — если вы перестарались с паяльником, то можно что нибудь запросто поджечь или безвозвратно испортить. Оставить метку о своём присутствии

собираем всё на свои места как оно и стояло и радуемся посвежевшему в плане звука инструменту. Расход воздуха снизился, отзывчивость стала лучше, лады все на месте, всем приятно и хорошо. И к мастеру можно инструмент не нести, главное — включать иногда голову и думать мозгами.

Комментарии 16

На фотографиях показано, как вы разогреваете пересохшую мастику микро-феном (как вы его называете — паяльником). Жало его полностью открыто, так действительно, особенно если не угадать с температурой, можно все пожечь. А ведь у него должны быть насадки разного диаметра, регулирующие размер факела. У моего, по крайней мере, есть две. Я в таких случаях ставлю самую маленькую, с ней и работаю.

Использование парафина при заливке голосов недопустимо. Приготовлением мастики я не заморачиваюсь. Обычная восковая свеча (при отсутствии в магазине можно заказать по интернету, 4 руб. штука), я ее ломаю на дольки 5-7 см, острым канцелярским ножом стригу на полоски, их сминаю в тонкие валики. Валики укладываю сверху и снизу по всей длине резонатора и между голосовыми планками. А потом прохожусь по ним тонким жалом 25-ватного паяльника. Воск плавится и идеально заполняет каждую щелочку, попавший на голосовую планку убираю алюминиевым скребком (ручка столовой ложки с отломанным черпаком). У меня на одном баяне после такого ремонта пять лет держит, и никаких проблем. Рекомендую.

да, я потом парафин убрал.

Знакомая тема. Тоже научился их чинить. Только мастику лучше сделать новую и не использовать парафин. Рецепт простой, есть в книге "Ремонт гармоник баянов аккордеонов".
А ещё рекомендую восстановить оторванные пластиковые лепестки (третье фото снизу), жёлтый и зелёный. Отзывчивость улучшится.
А на третьей фото сверху правая половина, первый резонатор. На третьем сверху голосе вообще отсутствует клапан (а может ещё и язычок голоса сломан, плохо видно).

Я с парафина перешел на воск. Третье сверху — клапан отвалился. Этот аккордеон у меня для уличной игры, поэтому я не спешу все клапана в идеал выводить, он и без того играет очумительно. А вот подаренный мне Фиротти требует как раз таки переклейки всего кожаного. Высохло всё за 40 лет хранения, компрессия вытекает, воздух травит

Вот на нем свечной воск и опробуйте. Если, конечно, поезд не ушел.

не ушел. наоборот, только пришел спустя несколько лет. НА неделе начну для двух гармоней с нуля меха делать. Себе домой с помойки принёс, хочу попробовать. ПЕревосковку уже сделал, но буду, по всей видимости, еще раз делать. Не понравилось мне как лайка работает, буду переклеивать. Вот только думаю каким клеем лучше. Шеллачным или БФ

Знакомая тема. Тоже научился их чинить. Только мастику лучше сделать новую и не использовать парафин. Рецепт простой, есть в книге "Ремонт гармоник баянов аккордеонов".
А ещё рекомендую восстановить оторванные пластиковые лепестки (третье фото снизу), жёлтый и зелёный. Отзывчивость улучшится.
А на третьей фото сверху правая половина, первый резонатор. На третьем сверху голосе вообще отсутствует клапан (а может ещё и язычок голоса сломан, плохо видно).

Ремонт Правой Клавиатуры Аккордеона

Эксперимент (ноу - хау) по замене фетра на клапанах аккордеона, баяна, гармони. Вместо фетра был использован утеплитель из вспененного .

Видео Номер 55 - Ремонт правой клавиатуры аккордеон Скандалли часть 2

Видео Номер 67 - Ремонт правой клавиатуры

Регулировка клапанов левой и правой клавиатуры гармони

По просьбе одного из моих подписчиков рассказываю и показываю процесс регулировки положения клапанов гармони относительно деки.

Аккордеон Аккорд ремонт узла правой клавиатуры

Трудовые будни / Ремонт аккордеона / Чистка клавиатуры

В работу попал очередной инструмент. Проблемы стандартные и не очень)

Гармонь и баян : как "вылечить " голос, если он молчит, или несколько лет молчал( ремонт в Германии)

Наша музыкальная школа ( Bleriotstraße 9 , 86159 Augsburg ) предлагает к продаже новые и б/у гармони и баяны . Даёт уроки на гармони, баяне, .

Видео Номер 36 - Ремонт гармошки, баяна, аккордеона и т.п. часть 36

ремонт левой механики (левоя сторона). часть 1 יצרתי את הסרטון הזה בעזרת עורך הסרטונים של YouTube ()

Ремонт акордеона

Невеличкий ремонт акордеона при западанні клавіш.

Видео Номер 56 - Ремонт правой клавиатуры аккордеон Скандалли часть 1

Такой ремонт нам не нужен! резонаторы как решето.

Приветствую подписчиков и гостей канала! На данной гармони Чайка 3 по словам хозяина почти не играли никогда, однако,как оказалось, дело обстоит .

Ремонт правой клавиатуры баяна Weltmeister

Ремонт правой клавиатуры баяна Weltmeister.

Аккордеон. Ремонт своими руками. Просто и надежно.

Как своими силами можно отремонтировать аккордеон. Зачем платить мастеру? Сделайте это сами! Сэкономите свои средства.

Ремонт левой (готовой) механики баяна

В этом видео я попытался продемонстрировать основы разбора левой механики баяна, а также показать как происходит ремонт если вы обращаетесь .

Ремонт правой механики (клавиатуры) трехрядного баяна "Кировский-3", Рубин-5, 6, 7 и прочих.

В видео продемонстрирован ремонт правой механики трехрядного баяна "Кировский-3" Такую же клавиатуру имеют баяны "Рубин-5,6,7 " и много других .

Гармонь и баян : пружина голоса лопнула - что делать . Ремонт в Германии

Наша музыкальная школа ( Bleriotstraße 9 , 86159 Augsburg ) предлагает к продаже ( а также высылает) новые и б/у гармони и баяны . Даёт уроки на .

Аккордеон Ремонт левой механики ( левой стороны ) ( новинка )

Небольшой ремонт и обзор левой механики аккордеона. Устройство, сборка и разборка.

Организация левой клавиатуры современного баяна. Видеоупражнения

Давайте внимательно осмотрим баян со всех сторон. Перед вами достаточно совершенный современный инструмент, прошедший весьма сложную и противоречивую эволюцию. Левая полная сторона баяна имеет сто двадцать кнопок. И самое интересное то, что во время игры исполнителю-баянисту их не видно. Человеку непосвященному это кажется невероятным: управлять таким обилием кнопок не глядя – есть в этом нечто мистическое. При одном только взгляде на левую клавиатуру у многих отпадает желание научиться играть на баяне.

Комплект видео упражнений для левой руки

Сегодня мы поговорим с вами о левой клавиатуре и начнем осваивать ее с помощью специальных упражнений. Здесь будет совершенно мало теории и много практического материала. Видео упражнения для левой руки, представленные здесь, дадут вам возможность в экспрессивном режиме подготовить левую руку к полноценной игре на баяне.

После освоения видео упражнений у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. Практическое прохождение комплекта упражнений позволит вам абсолютно легко самостоятельно работать над разучиванием мелодий и пьес в облегченном переложении для баяна.

В видео упражнениях задан эталон звучания баяна при выполнении упражнений. Вы всегда сможете включить видео и сопоставить свою игру со звуком в записи. Эти упражнения способствуют выработке оптимального меховедения и приучают пальцы к верной аппликатуре. В подборке 30 видеороликов, 130 видео упражнений , которые признаны специалистами наиболее полезными для обучения начинающих баянистов.

Эти упражнения я использую в работе с желающими освоить баян уже почти сорок лет. На том материале, который у вас имеется возможность купить, научились играть на баяне сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая комплект видео упражнений для левой руки, вы автоматически получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

Для кого подготовлены эти упражнения?

— Упражнения можно результативно использовать педагогами по классу баяна в качестве учебных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

Посмотрите фрагмент видео из Комплекта:

В комплекте: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Большинство упражнений с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Каждое упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате AVI.

Посмотрите фрагмент одного из видео упражнений, входящих в комплект:

Приобрести комплект видео упражнений для левой руки очень просто:

Цена 300 рублей

Итак, основная группа из шестидесяти кнопок на левой стороне баяна располагается в двенадцати поперечных рядах. Каждый ряд – кнопка баса и четыре кнопки, соответствующие разным аккордам.

Кнопки основного баса идут не по порядку расположения нот в звукоряде, а по определенной системе – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Казалось бы, бессмыслица. Но нет, в такой последовательности басовых нот кроется великий смысл, большая продуманность и организованность левой клавиатуры баяна.

Когда баянист начинает играть произведение в какой-либо тональности, все кнопки, необходимые для полноценного аккомпанемента, удивительным образом оказываются у него под пальцами. Переходы в параллельные тональности также не вызывают затруднения, т.к. кнопки этих тональностей находятся рядом – чуть выше или чуть ниже.

На фотографии изображена стокнопочная левая клавиатура

2013-04-02_003644

При игре на баяне часто используются тональности, главные басовые кнопки которых находятся в самых нижних рядах из двенадцати. Если бы левая клавиатура ограничивалась только основной группой кнопок, исполнителю приходилось бы скакать через десять-одиннадцать рядов вверх. Велика вероятность промахов! Вот поэтому кнопки верхней части клавиатуры повторяются под нижней основной группой, и баянист не скачет вверх, рискуя промахнуться, а спокойненько играет свое произведение в комфортной аппликатурной зоне.

По аналогии нижняя часть кнопок основной группы повторяется в верхней части клавиатуры.

Это повторение составляет еще сорок кнопок. Остается двадцать. У них тоже своя особая миссия Они по своему расположению точно повторяют вертикальный ряд басов, но при этом смещены на четыре нотки вниз. Теперь все басовые кнопки действительно сгруппированы очень удобно и всегда находятся под пальцами исполнителя.

Аккордеон ремонт правой механики (правой стороны)

Ну кто ж на это клеет то а? Ну инструмент же немецкий дорогой довольно таки. Качественный. Ну какой полипропилен Вы че мастер совсем уже? Фетр, фильц, поролон 3мм. И кожа новая натуральная овечья.
А это я считаю не ремонт а издевательство над инструментом. Ладно там в «березке» какой нибудь Вы бы там подклеили так да и хрен с ней пойдёт для уровня этого инструмента.
Но здесь же Вельтмейстер.
Не! Не поставлю лайка. Грамотно да понимаете что делаете, но материал подобрали ужасный.

так с начало прокладку потом кожу ? клей момент? а может кожа и вообще не надо клавиши ещё тише будут стучать ? раньше не было таких материалов может кожа ненужна как ваше мнение ?

никогда так не делайте. ету "штуку" нельзя использовать, нужен фетр, с кожей.

Здравствуйте как лайку отодрать от клапана быстро? Поела

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Какую кожу взять для клапана? Можно ли использовать вакуумную резину ?

Автор, убери ты нахрен громкую музыку на заднем фоне в видео при разговоре которая мешает нам нормально услышать твой херовый голос . Дис лайк с меня даже без просмотра 👎

Спасибо за видео,но что за штука в любом магазине строительном? Подкладка под ламинат что ли? Или что? Ответе пожалуйста

ЭТО КАК РАЗ БЫЛА ПОДКЛАДКА ПСД ЛАМИНАТ.ОНА ВОЛНИСТАЯ.А ЕСТЬ НЕ ВОЛНИСТАЯ ЛЮБОЙ ТОЛЩИНЫ.

Не приведи Господи чтобы кто-то это повторил.

Подскажите каким клеем клеить меха

как отрегулировать высоту посадки клавиш?

подскажите какой толщины должен быть фетр и какой клей?

Брррррррррррррр. Граждане, не занимайтесь данной халтурой! Ремонтируете по технологиям, как положено! - Фетр, лайка. Но никакие уплотнения со строительных магазинов, или двух сторонний скотч, это все не практично и не качественно! Не тратьте зря силы и время драгоценное.

Итальянцы, наверное, бестолковые и не ходят в строительные магазины, а используют только фильц и лайку. И ничего, все покупают и никто не жалуется на устаревшие технологии. З.Ы. Поролон видел исключительно на советских инструментах выпуска 70 - 80 годов прошлого века.

Появляются новые материалы, которые по своим свойствам не хуже, а даже лучше для клапанов. По старинным технологиям приготовления пищи, её нужно варить на костре, но мы это делаем только тогда, когда уж очень захочется экзотики. "По-старинке" лайка на клапана гармошки приклеивалась столярным мездровым клеем на какой-то мерзкий поролон, который со временем превращался в клейкую крошащуюся массу. Я сии технологии точно повторять не буду. На Вельтмейстере же тоже видно, что используются современные материалы. Лайки на голосах дополнительно прижимаются пластиковыми пластинками. Откуда пластик в старинных технологиях?

Василий Fisak какой толщины должен быть фетр и какой клей лучше использовать?

Но в данной статье мы не будем придерживаться данного правила, т.к. у нас будут немного иные цели. А именно, получить электронный аккордеон за очень малые деньги и своими руками. А это накладывает определенные ограничения. Переделка аккордеона своими руками предполагает выполнение работ из подручных средств, и ручную работу следует максимально упростить. Поэтому мы не будем сохранять возможность воспроизводить живые звуки на аккордеоне после его переделки. Но мы также не будем безвозвратно портить инструмент. После переделки сохранится возможность в любой момент вернуть на место родные детали, если вдруг этого захотим и аккордеон вернется в исходное состояние.

Мы будем использовать старый акустический аккордеон 3/4, электронный модуль Arduino Mega 2560 Mini, неодимовые магниты и герконовые датчики с aliexpress. Все это подключим к персональному компьютеру и интегрируем с программным обеспечением для воспроизведения звука.










Для воспроизведения звуков с самодельного цифрового аккордеона мы будем использовать бесплатное программное обеспечение. Часть программного обеспечения мне пришлось написать самому для того, чтобы электронный модуль Arduino, встраиваемый в аккордеон мог передавать данные в цифровые звуковые рабочие станции или на встроенные устройства MIDI компьютера. Эту часть программного обеспечения я опубликовал в исходниках на Githab.

Электронный аккордеон будет формировать поток MIDI команд в компьютер, таким образом будет обеспечена его интеграция в любую цифровую звуковую рабочую станцию типа LMMS, FL Studio, Cubase или Logic Studio.

Что касается характеристик, то наш бюджетный аккордеон нельзя будет сравнить с аккордеонами фирмы Roland. Тем не менее полученный результат все же сможет удивить вас и ваших знакомых!

Что будет уметь самодельный цифровой аккордеон?

  • Питание электронных модулей аккордеона и обмен данными с компьютером осуществляется по кабелю USB;
  • Система правой клавиатуры с возможностью программного переключения регистров и сдвига октавы;
  • Готовая система левой стороны с возможностью программного переключения регистров (выборная недоступна т.к. датчики будут устанавливаться на клапаны, а не на кнопки);
  • Изменение громкости звучания в зависимости от давления мехов (благодаря использованию датчика давления BMP180);
  • Возможность использования наборов звуков, доступных в используемой вами программе типа LMMS, FL Studio, Cubase или Logic Studio;
  • Наигрывание мелодий с последующим сохранением их в формате MIDI.

Какие навыки потребуются?

Для выполнения от вас работ потребуются следующие навыки:

Сколько времени это займет?

Если оценивать в стандартных трудоднях 5 дней в неделю и по 8 часов, то сроки выглядят примерно следующим образом:

  • Выполнить монтаж электроники, кабелей и датчиков в аккордеон, а также выпиливание отверстий и пайку проводов по готовой схеме реально за 2 недели;
  • На написание и отладку программ я потратил около месяца. Но вам потребуется лишь скачать готовые исходники;
  • Еще месяц или два я потратил на анализ проблемы, поиск и изучение аналогичных работ, ознакомление со спецификацией MIDI, устройством аккордеона. Я постарался довольно подробно описать собранную мной информацию, так что вам с этим будет проще.

В общем, если вы хорошо разобрались с устройством аккордеона и уже знаете что делать, то сама сборка может быть выполнена за 2 недели. Остальное время уйдет на освоение сопутствующих задач и материалов.

Спецификация

Я приведу перечень покупных изделий, из которого был мной изготовлен цифровой аккордеон. Цены привел в американских долларах, чтобы можно было в любой момент пересчитать по текущему курсу. Электронную часть закупал на aliexpress, сам аккордеон брал в своем городе по объявлению. Цену проводов я не стал указывать, т.к. использовал то, что у меня уже было.









Этапы реализации

Итак, после вводной информации пора описать порядок действий для создания электронного аккордеона своими руками.

Этап 1. Закупка комплектующих

Закупка производится по спецификации, приведенной на данной странице. Как я уже сказал, электронные компоненты я закупал на алиэкспресс и цены в спецификации указаны из моего собственного заказа.

На левой и правой клавиатурах моего экземпляра имеются кнопки переключения регистров, но скажу сразу, я их не задействовал, хотя технически это возможно будет сделать позже.

Кроме указанных в спецификации материалов стоит упомянуть, что потребуется еще ряд инструментов и материалов. Я не стал их указывать в спецификации, т.к. возможно, у вас найдутся подходящие инструменты и материалы под рукой. Я просто перечислю, что я что я использовал в этой работе.

Также из материалов я использовал листы фанеры, для замены на них планок с язычками, которые нужно будет извлечь из аккордеона из-за ненужности.

Из инструментов также потребуются дрель со сверлами, тиски, лобзик для резки фанеры, канцелярский нож для резки проводов и кабелей.

Этап 2. Подготовка электронных модулей Arduino Mega 2560 Pro к работе

Перед тем, как разбирать аккордеон и извлекать из него запчасти целесообразно убедиться, что у нас все в порядке с электроникой и мы готовы двигаться дальше. Необходимо будет прошить Arduino Mega 2560 Pro и попробовать залить в нее необходимую прошивку.

На этом этапе потребуется получить исходники проекта ардуино с github и залить в модуль Arduino Mega 2560 Pro.

Так же на этом этапе мы должны изучить схему электронной части аккордеона.

Левая клавиатура

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА


На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:


АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой "Б".
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой "М".
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой "7".

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я "покрасил" в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд - третий палец, ряд мажорных аккордов - второй. Следите за движением меха, за звуком.

Как баянисты запоминают какие кнопки нажимать при исполнении мелодий?

Они же вроде играют вслепую - держат баян кнопками вперёд, и смотрят вперёд а не на кнопки. И почему-то не ошибаются при игре. Или я не прав?

И ещё вопрос по теме - правильно ли играть на баяне держа его на коленях кнопками вверх (для удобства)?

Заранее извиняюсь за глупые вопросы, мне просто интересно.

Это все мышечная и пальцевая память. На самом деле, кнопки баяна сгруппированы очень четко, по полутонам или по хроматизму. Таким образом, баянист выучивая мелодию, загоняет в мышечную память все расстояния, движения, ощущения от нажатия кнопок. Но на самом деле, есть еще и цветовая разметка, очень удобный ориентир. То же самое и для левой руки. Там на кнопочках есть насечки, чтобы пальцы чувствовали шероховатости и попадали куда нужно. А расположение кнопок очень быстро запоминается. Что же касается необычного способа игры - я такое только в мультфильме про летучий корабль видела, и то, там была гармошка.

Играть на баяне, как, впрочем, и на любом другом музыкальном инструменте, -- примерно то же, что и печатать вслепую на клавиатуре десятью пальцами. И там, и там задействована, как мышечная, так и пространственная память. И то, и другое достигается длительными тренировками, и лично Вы сможете убедиться, что это не так уж и сложно. Установите на компьютер какой-нибудь симулятор музыкального инструмента: баяна, аккордеона и т. д. "Разучите" какую-нибудь простенькую мелодию всего из трех-четырех нот. Сначала Вы будете проигрывать мелодию, глядя на клавиатуру, но очень скоро сможете с тем же успехом наигрывать ее вслепую. Постепенно, разучивая все более сложные мелодии, Вы будете их наигрывать, просто глядя на ноты или вообще без нот. Правда, для этого нужно, чтобы у Вас был хоть какой-нибудь музыкальный слух.

Любой процесс в котором задействовано человеческое зрение имеет ограниченную скорость работы. Это объясняется тем, что изображение сначала должно отобразиться на сетчатке, передаться в мозг и после этого мозг должен дать команду на действие при этом скорость передачи сигналов конечна. Задача обучения игре на музыкальном инструменте или обучения слепому методу печати разорвать такую связь и сформировать другую. При обучении слепому методу печати это связь между положением пальцев относительно клавиатуры и контроль уже напечатанных знаков на экране или бумаге. При обучении музыке формируется тактильная связь между нажатой кнопкой или клавишей и ожидаемым звуком. Именно поэтому незрячие люди очень хорошо обучаются игре на музыкальных инструментах.

Баяниста державшего баян кнопками вверх я не видела ни разу, что же касается игры на баяне то баянистами становятся не за 1 день.

Люди заканчивают музыкальную школу по классу баяна каждая клавиша - это нота, а мелодия состоит из нот и прежде чем играть мелодию на публику баянист её разучивает и доводит до автоматизма так, что мелодия и ноты врезаются в память.

Если баянист ставит целью расширить свой репертуар то он пополняет запас мелодий разучивая их по необходимости, а руки они натренерованы Вы же не думаете как поднести ложку ко рту когда кушаете так и баянист-профессионал играет на автомате, да и любитель с большой практикой также.

Вот примерно так же как и барабанщики гитаристы, скрипачи и многие другие. Они смотрят на руки только когда учатся играть дальше работает мышечная память. Рука сама запоминает движения и связки. А так же микро движения подгибы пальцев и прочее что не менее важно чем само знание расположения кнопок. А так же на этом принципе заключены большинство видов спорта, игр, фокусов, и прочего прочего прочего. Мозг просто отсылает сигнал, а рука уже на автомате делает. Точней ты больше не осмысляешь весь процесс.

Выучить ноты и выучить какая нота соответствует какой кнопке. Во время тренировок мозг запоминает что и где нужно нажимать и потом остается мышечная память, которая позволяет не глядя на кнопки играть.

Кнопками вверх для удобства можно попробовать 1-2 недели первых занятий, потому нужно принимать правильную позицию.

Любой музыкант или человек, который учится играть серьёзно, начинает с нот. И хотя бы с небольшой теории. Где расположены ноты на пяти линейках и где ноты расположены на клавиатурах баяна (аккордеона, гармошки). И, прежде чем разучивать что-то играть по нотам, начинают сначала играть не мелодии, а гаммы. Постепенно переходят на игру арпеджио и аккордов.

Сначала играют в медленном темпе. Постепенно его убыстряют. И, наконец, доходит до того, что пальцы и голова уже сами "запоминают" расположение нот и игра гамм, арпеджио и аккордов доходит до автоматизма. А зная, где расположены ноты, сыграть какую-то мелодию уже гораздо легче.

P.S. Кстати, есть люди, играющие на баяне или другом инструменте и не знающие нот. Таким был один из моих учителей пения в школе. Он, не зная нот, мог сыграть что угодно и в любой (!) тональности! Интересно было бы узнать его методику, по которой он учился играть.

Что же касается меня, то мой отец, тоже не знающий нот, научил меня играть на аккордеоне, так называемым "методом научного тыка" - просто показывал мне, какие клавиши надо нажимать.

В настоящий момент я играю на слух, не пользуясь нотами. Послушал песню и подобрал её - иногда получается даже с ходу, если песня не является "премудрой". Так как я на слух знаю, какие звуки звучат в данный момент, и где они находятся на клавиатуре. Правой или левой - неважно.

И фальшивую (неправильную) прозвучавшую ноту улавливаю сразу. Но для этого нужно иметь музыкальный слух.

Читайте также: