Рыжий тосол в системе охлаждения причины ваз 2114

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Почему Тосол потемнел и стал коричневого цвета и что делать


Антифриз является одной из основных жидкостей в автомобиле. От его качества напрямую зависит работа всей системы охлаждения и функционирование силовой установки. Часто в процессе эксплуатации хладагент меняет свой цвет, и тогда приходится срочно принимать меры. Почему Тосол стал коричневым и с чем это связано, поговорим в нашей статье.

Что будет, если вовремя не менять?

Надо понимать, что после длительной эксплуатации хладагент теряет свои изначальные свойства. Он циркулирует внутри системы, но постепенно снижается его эффективность. От этого узел охлаждения терпит большие нагрузки, что отрицательно воздействует на двигатель.

Каждый производитель ставит разные сроки замены хладагента, но, по сути, ресурс эксплуатации одинаков почти для всех машин.

Примерный срок использования антифризов:

В среднем каждые три года Тосол рекомендуется менять.

Причины изменения цвета и запаха жидкости

Опытные автомобилисты знают, что со временем внутри расширительного бачка вместо привычных оттенков можно увидеть непонятную темную жидкость. Процесс изменения цвета хладагентом не является нормальным.

В большинстве случаев Тосол приобретает коричневый оттенок или полностью черный, в редких — он пенится, темнеет, бывает с хлопьями. И часто это происходит где-то через 2-3 недели после замены жидкости.

Но часто проблема вызывается следующими причинами:

  1. Окислились поверхности металлических узлов и деталей, которые жидкость омывает. Это частая проблема в подержанных машинах. На них появляется ржавчина, она попадает в антифриз, циркулирующий по всей системе. От этого меняется цвет.
  2. В расширительный бачок был залит некачественный Тосол, без сдерживающих присадок. Как известно, чересчур агрессивная жидкость легко проедает резиновые материалы: шланги, патрубки, прокладки. В этом случае хладагент будет черного цвета.
  3. Вместо антифриза часто используется обычная вода. Такое случается, например, в дороге, когда под рукой не оказывается охлаждающей жидкости, а один из патрубков рвется. Приходится заливать воду из-под крана, которая со временем будет образовывать накипь на стенках радиатора.
  4. Антифриз потерял свои свойства и изменил цвет. Его присадки с защитными характеристиками перестали работать, жидкость больше не в состоянии выдерживать высокие температуры. Уже при 90°C может образовываться пена.
  5. Внутрь охлаждающей жидкости попало моторное масло. Такое случается по разным причинам, как правило, рассыхается прокладка ГБЦ.
  6. Добавление в радиатор химических средств. Некоторые автомобилисты верят в чудодейственные присадки, якобы быстро устраняющие течи в радиаторе. На самом деле пользы от них никакой, зато окрас хладагента меняется сильно, так как он вступает в реакцию с этими веществами.
  7. Антифриз был заменен, но система длительное время не промывалась. Накопились отложения. Когда заливается новая жидкость, все загрязнения смешиваются с ней, Тосол чернеет или становится мутного цвета.
  8. Неисправна система охлаждения или масляный теплообменник, который установлен на многих современных автомобилях с мощными двигателями. Особенно если Тосол почернел.

Примечательно, что в некоторых случаях антифриз становится рыжим. Это происходит со временем, а причиной является реакция двигателя, подверженного чрезмерным нагрузкам. Например, если автомобиль часто стоит в пробках или манера езды водителя не соответствует правилам, тогда охлаждающая жидкость быстро теряет свойства. Кроме того, рыжий цвет говорит о наличии коррозии на элементах системы.

Что делать?

В первую очередь, учитывая важность работы силовой установки, и в целях обезопасить себя от лишних затрат на капремонт, рекомендуется проверить двигатель. Если явного перегрева не наблюдается, антифриз еще годен для дальнейшего использования, то изменение цвета однозначно вызвано коррозией в трубках либо выгоранием присадок. Обновить хладагент в этой ситуации будет нелишним, хотя это и необязательно.

Напротив, в случае когда Тосол поменял цвет на черный или коричневый и сильно пахнет, а мотор часто перегревается, то нужно как можно быстрее заменить отработку.

Для того чтобы произвести замену жидкости, рекомендуется сделать следующее:

Если в хладагенте заметна белая эмульсия, а в бачке плавает моторное масло в виде капель или сгустков, рекомендуется проверить резиновые уплотнители. Рассохшиеся или поврежденные другим способом прокладки надо заменить.

Чем можно промыть систему


Молочный обрат
Уксусная кислота
Лимонная кислота
Газировка

Дистиллированная вода — не единственное средство, которое рекомендуется использовать для промывки системы охлаждения.

Вот еще несколько вариантов:

  1. Лимонная кислота, разведенная с водой. Способна эффективно очистить каналы системы от ржавчины и загрязнений. Надо смешать 30 грамм кислоты с 1 литром жидкости. Если шланги забиты очень сильно, количество порошка можно увеличить.
  2. Уксусная кислота. Также неплохо промывает агрегат. Ее мешают с водой в соотношении 0,5 л уксуса на 10 литров жидкости.
  3. Газированные напитки, такие как Фанта, Кола, Спрайт. Процедура дорогая, ведь надо использовать не меньше 10 л газировки, но зато эффективная.
  4. Молочный обрат. Для удаления загрязнений вещество заливается в радиатор. На завершающем этапе очистки нужно обязательно промыть систему водой.
  5. Каустическая сода или гидроксид натрия. Эти вещества превосходно прочищают медные радиаторы. Для алюминиевых деталей они противопоказаны.

Рекомендуем посмотреть на видео, чем можно промыть систему охлаждения. Снято каналом Авторемонт.

Почему после замены Тосол быстро потемнел

Нужно разобраться, имеются ли в системе охлаждения загрязнения. Так как хладагент может быстро темнеть из-за того, что не была проведена промывка системы охлаждения. Внутри каналов и шлангов остаются примеси и отложения, которые попадают в недавно залитый антифриз, циркулирующий по кругу.

Поэтому при плановой замене жидкости нужно обязательно сливать старый Тосол и добавлять в радиатор воду или составы, описанные выше. Очистив таким способом систему и избавившись от грязного вещества, можно спокойно заправлять машину новым антифризом. Крайне не рекомендуется просто доливать хладагент в агрегат.

На видео можно посмотреть, почему Тосол стал ржавого цвета. Снято Evgenius.

Почему ржавеет антифриз

Антифриз – одна из основных составляющих системы охлаждения двигателя. Эта жидкость может иметь разный цвет, в зависимости от того, к какой группе принадлежит (G11, 12, 12+). Со временем она утрачивает свойства – хуже отводит тепло, появляются хлопья и осадок. Это нормальное явление для старой охлаждающей жидкости. Но если антифриз стал коричневого цвета, это повод проверить систему детальнее. Сегодня мы разберемся, почему ржавеет антифриз в системе охлаждения и что с этим делать.

Истечение срока эксплуатации

Согласно исследованиям, стандартный пакет присадок охлаждающей жидкости (далее – ОЖ) теряет свойства спустя 700 часов работы дизельного двигателя и 1000 часов бензинового. Понятно, что никто из нас не будет ставить счетчик моточасов ради этого. Но и ждать, пока ОЖ приобретет коричневый цвет, глупо.

Если речь идет о брендовых продуктах с надписью «Long Life», их можно менять вдвое реже (но только при условии, что это оригинал – подделка не прослужит и года).

Отработанный антифриз

Отработанный антифриз

Может ли охлаждающая жидкость заржаветь спустя данный срок? Вполне. Причина тому – разрушение карбоксилатных присадок. Именно они образуют защитный слой на металлических стенках внутри системы, предотвращая развитие коррозии. Как только пленка разрушается, ржавеет металл. Соответственно, охлаждайка становится коричневого цвета.

Перегрев двигателя

Охлаждающая жидкость рассчитана на работу при высокой температуре. Но всему есть предел. Те самые антикоррозионные присадки начинают разрушаться при 105-110 градусах. И если вы хоть раз перегрели движок, сразу меняйте жидкость, а вместе с этим смотрите, не повело ли ГБЦ. На всех современных движках головка алюминиевая и очень боится перегрева.

>Проверка геометрии ГБЦ

>Проверка геометрии ГБЦ

Бывают и другие случаи – автомобиль не перегревался, а антифриз стал коричневым. Это говорит о качестве самой ОЖ. Ее присадки не способны работать даже при 90 градусах, либо данных присадок нет вовсе.

Износ резиновых патрубков

Если ОЖ становится темного цвета, может ли быть причина в старых патрубках? Не совсем. Да, резина имеет свойство изнашиваться – дубеет и крошится. Но первоначально на ее износ влияет охлаждающая жидкость. Заменив патрубки на новые, через месяц мы заметим такую же картину. Неужели нарвались на брак? Отнюдь. Коричневый антифриз, в котором уже не работают никакие присадки, подобно кислоте просто разъедает новую резину изнутри.

Патрубки

Патрубки

Окисление металлических стенок внутри системы

Аналогично прошлому случаю, антифриз или тосол, в котором нет защитных присадок, разъедает алюминий. Вся эта взвесь начинает циркулировать по системе охлаждения, забивая каналы и ухудшая теплоотвод. Заметив, что в бачке образовалась «муть», нужно сразу принимать меры. Спохватившись позже, можно перегреть двигатель со всеми «прекрасными» последствиями.

Использование «неправильной» воды или смешивание разных антифризов

Начнем с того, что любая ОЖ будет содержать в себе дистиллированную воду. Ее добавляют компании-производители антифризов, либо сами автовладельцы, в случае покупки концентрата. Последний рекомендуется разводить в пропорции 40/60 (концентрат и вода соответственно).

Почему выбирают именно дистиллированную воду? Такая вода не содержит минеральных солей и других примесей, которые могут нанести вред системе охлаждения двигателя.

Антифриз и дистиллированная вода

Антифриз и дистиллированная вода

Но часто владельцы старых авто пренебрегают этим правилом. Автомобилю 20 лет, да что с ним случится? Увы, с возрастом он не крепчает и будет реагировать на простую воду так же, как и остальные. Скоро такая вода образует налет, забьет каналы радиатора и рубашки охлаждения. Отмыть эту гадость будет сложно – часть все равно останется.

Вред можно нанести и по-другому. Представим ситуацию: в дороге закончилась ОЖ. Ехать так дальше нельзя – перегреем движок, а на ближайшей заправке есть только один тип антифриза, отличимый от нашего. Ничего же не случится, ведь и то, и другое – антифриз? Увы, не каждый тип ОЖ можно смешивать. Ниже мы приведем полезную картинку.

Таблица смешивания антифризов

Таблица смешивания антифризов

Дело в том, что каждая группа ОЖ имеет разный состав присадок, которые при смешивании могут нам только навредить. Жидкость вспенится или выпадет в осадок. Смешивать нужно с умом.

Можно ли вернуть прежний порог замерзания, залив ранее дистиллированную воду? Если ОЖ была новой и без примесей, можно добавить концентрат. Но нужно быть внимательным и использовать только ту группу, которая соответствует ранее использованному антифризу. Используя концентрат, можно вернуть порог замерзания ОЖ до -40 градусов. По умолчанию дистиллированная вода замерзает при -9 градусах.

Нарушение герметичности прокладки ГБЦ

Прогар прокладки может случиться на абсолютно разных авто с разным пробегом. Причин несколько:

  1. Перегрев. Самая популярная причина. Даже при краткосрочном перегреве нарушается геометрия головки блока. Не «ведет» только чугунные ГБЦ, но их уже не осталось в современном мире.
  2. Некачественная сборка двигателя после ремонта. Увы, не каждый механик умеет затягивать болты ГБЦ с правильным моментом. Обращаясь в сервис, обращайте на это внимание. Опытные механики всегда пользуются динамометрическим ключом и знают технологию затяжки.
  3. Брак прокладки. Сколько прослужит дешевый заменитель – вопрос удачи. Но как правило, не больше 30 тысяч километров. В худших случаях авто даже не доезжает до гаража. Не экономьте на запчастях. Даже самая дорогая прокладка будет стоить дешевле, чем повторная сборка-разборка ГБЦ, не говоря уже о потерянном времени.

Таким образом, прокладка усыхает или прогорает, из-за чего масло попадает в систему охлаждения и наоборот. В итоге мы замечем характерный майонез на масляном щупе, а в расширительном бачке – рыжий тосол. Однако это отнюдь не ржавчина, а слой масла.

Густая суспензия в бачке

Густая суспензия в бачке

Иногда такой автомобиль может иметь белый выхлоп. Также сквозь пробитую прокладку в систему охлаждения пробиваются выхлопные газы. ОЖ в бачке на работающем авто выглядит как газировка. Проблема усугубляется тем, что из-за повышенного давления газов могут разорваться патрубки на ходу, а заметить это удастся только по стрелке температуры ОЖ, уже перегрев двигатель.

Заметив любую из данных проблем, не нужно откладывать с ремонтом. Кроме замены прокладки, нужно тщательно промыть систему охлаждения и смазки, а уже после заливать новое масло и ОЖ.

Прежде всего – промывка

Можно ли очистить антифриз от ржавчины? К сожалению, такую жидкость невозможно каким-либо образом отфильтровать.

Наша задача – максимально очистить систему от накипи, ржавчины, осадка и других примесей. Профессиональная промывка включает несколько этапов:

  1. Подготовка. Сливается рыжий антифриз, оценивается состояние расширительного бачка. При сильном загрязнении бачок меняется на новый.
  2. Промывка радиатора. Мастер демонтирует теплообменник. Используя химию, радиатор под определенным давлением очищается несколько раз – до тех пор, пока жидкость не будет содержать отложений. Также теплообменник очищается и внешне.
  3. Промывка рубашки охлаждения двигателя. Аналогичным образом мастер удаляет остатки грязи внутри двигателя. При необходимости демонтируется термостат, для улучшения эффективности промывки.
  4. Сборка и заливка новой жидкости. На заключительном этапе проверяют герметичность соединений и удаляют имеющиеся воздушные пробки.

Слив антифриза

Слив антифриза

Бывают случаи, когда промывка теплообменников нецелесообразна ввиду повреждений или сильного налета.

Часто это касается печки, реже – радиатора двигателя. В такой ситуации лучше заменить теплообменник на новый.

Что будет, если ничего не делать?

Какой бы производительной не была помпа, она не сможет прокачать жидкость в прежнем количестве. Риск перегрева возрастает в разы. Ухудшается и сам теплообмен.

Если причиной ржавого цвета антифриза стала прокладка ГБЦ, однажды можно «приехать» на капиталку, незаметно перегрев двигатель. Поэтому так важно следить за здоровьем авто по цвету ОЖ. Обнаружив малейшие изменения, не стоит откладывать с ремонтом. Чем раньше будет замечена проблема, тем легче промыть двигатель и защитить систему от необратимого разрушения.

Технические жидкости в автомобиле: для чего они нужны и куда заливать
Каждому водителю важно знать, какие технические жидкости используются в автомобиле, для чего они нужны и чем отличаются. Мы поможем вам разобраться в этом вопросе. Эмульсия на щупе уровня масла
Появление эмульсии на масляном щупе — это серьезный повод для беспокойства. Основных причин этому может быть три. В этой статье мы расскажем об этих причинах и о том, как решить эту серьезную проблему. Советы автолюбителям. Замена охлаждающей жидкости
В наше время ни один автомобилист не может обойтись без охлаждающей жидкости. Ведь без этого вещества даже самый мощный машинный двигатель долго не протянет. Но какую лучше разновидность охладителя купить? Тем более, что в автомобильных магазинах сейчас появилось огромное количество разнообразных Меняем тосол на Lada 2109: технология и частота проведения работ
Технологичная замена тосола на автомобиле ВАЗ 2109: подготовка, план действий, подводные камни. Какую жидкость лучше заливать в систему охлаждения авто?
Прежде чем разбираться в том, что лучше - антифриз или тосол,- стоит правильно расшифровать предмет спора. Как подобрать охлаждающую жидкость для двигателя своего автомобиля
Для автомобильного двигателя антифриз имеет не меньшее значение, чем масло. Он сохраняет тот температурный режим, который оптимален для работы двигателя, а также защищает детали от чрезмерного изнашивания, предотвращает отложение нагара и коксование масла.

Тосол внезапно стал красно-коричневым.

Однажды обнаружил, что расширительный бачок стал какого-то странного цвета — заглянул внутрь и обнаружил, что тосол стал красно-коричневым.

Стал разбираться в чем дело. Принял решение срочно поменять тосол пока ситуация не ухудшилась. Слил тосол и снял расширительный бачок, бачок промыл, а в систему залил воды — хорошо что дело было летом. Для промывки немного проехал на воде, потом дважды заливал воду прогревал, давал поработать сливал воду. При третьем сливе вода стала чистой. После залил тосол. Дальше при устранении других проблем пришлось поменять тосол. Т. е. суммарно получилось 4 промывки: одна водой в движении, две водой в гараже и ещё одна тосолом.

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что цвет придавала мелкая взвесь ржавчины, хорошо, что быстро заметил и все обошлось без серьезных последствий. Стал размышлять над причинами и вспомнил, что зимой тосол немного убежал и пришлось доливать купленным на заправке — видимо попался паленый это и стало причиной проблем. Проверил систему охлаждения, обнаружил течь.

После этого было еще пару проблем с системой охлаждения не знаю связанных с этой или нет, в ходе устранения которых тосол еще раз поменял.

Для себя сделал вывод покупать ОЖ только в проверенных местах.
Собственно финансовых затрат только на канистру тосола, но паники и гемороя целая куча.

Лада 2114 2007, двигатель бензиновый 1.6 л., передний привод, механическая коробка передач — поломка

Машины в продаже

Лада 2114 Самара, 2010


Лада 2114 Самара, 2011


Лада 2114 Самара, 2010


Лада 2114 Самара, 2004

Комментарии 16

Я после того, как машину купил, полностью промыл систему охлаждения и залил новый тосол. Потом у меня крышка давление не держала и патрубок тёк. Поездил пару месяцев с пустым бачком, но перегрева двигателя не было. Заменил патрубки, крышечку, долил тосол и с того момента он у меня такого же тёмного цвета. Промывать лень.

Судя по всему такая вещь происходит при разгерметизации системы и доливе тосола.

Какой пробег на машине?
ОЖ меняли за период эксплуатации?

Бробег около 30 тыс. ОЖ не меняли.

1. Машина твоя 2007 года, с твоих слов, бралась новой(значит пробег не скручен). Для меня большая загадка как за 8 лет 30 тыс пробега?
2. Срок эксплуатации тосола рассчитан на определенное время. Это в среднем три года. За это период нужно было тосол сменить два раза.
3. Что значит ты вдруг заметил, что бачок потемнел? За какой период это произошло? День, месяц, неделя?
4. Огромной ошибкой было залить воду в систему охлаждения, от этого только хуже.
5. Уровень ОЖ стабилен?

Вывод: если в п.5 ответ "да", то у тебя один путь. Сливаешь эту грязь, которая в СОЖ, закупаешься дистрилированной водой, лимонной кислотой (порошок) и промывкой СОЖ.
Промывка:
1. Заливаешь в СОЖ промывку и прогреваешь двигатель до 90 гр, даешь поработать минут десятью Все до капли сливаешь.
2. Заливаешь дистилированной воды, предварительно растворив в ней лимонную кислоту. Далее все как в пункте выше.
3. Повторяешь эту процедуру пока не будет сливаться чистая вода.

В идеале, далее промываешь проточной водой и продуваешь компрессором.
Заливаешь АНТИФРИЗ и радуешься цветной жидкости в расширительном бочке.

PS: А что значит: "Вот такую гадость я слил?". Какого цвета масло должно быть?

1.История не вчера приключилась просто случай странный решил описать. Пробег где-то между 30 и 40 был, сейчас больше.
2. Согласен надо было менять. Но че-то упустил этот момент.
3. Цвет изменился где-то за неделю максиму 2.
4. Что не так с водой? Чем она может навредить не понятно?
По сути я промывку и делал описал немного коряво немного сейчас подправлю запись, чтобы было понятно единственное отличие я лимонную кислоту не добавлял. На фото в обрезанной канистре тосол.
В любом случае спасибо за подробный ответ.

Вода откладывает взвеси в СОЖ.
Ты чайник видел внутри? Вот в СОЖ тоже самое, только хуже…

Почему тосол (антифриз) становится коричневым – ответ есть!

Рыжий антифриз в расширительном бачке

Периодически каждый автомобилист должен проверять уровень жидкости в расширительном бачке системы охлаждения двигателя. Это такая же процедура, как и проверка уровня масла, которую тоже необходимо регулярно выполнять. И вот, очередная проверка показывает, что антифриз (или тосол) поменял свой обычный цвет на ржавый или коричневый. Все мы знаем, что охлаждающая жидкость должна быть красного, синего или зеленого цвета. В чем же может заключаться причина изменения исходного цвета антифриза (тосола)? Можно ли продолжать эксплуатацию такого автомобиля или же надо решать возникшую проблему?

В начале этой статьи стоит упомянуть о том, что жидкость в системе охлаждения автомобиля имеет определенный срок службы, который указан её производителем. Как правило, данный показатель составляет примерно 50 тыс. километров пробега. Всё зависит от стоимости продукта и его характеристик. Во время производства антифриза применяются разные вещества, поэтому и срок эксплуатации жидкостей разных фирм может существенно различаться.

Тосол стал коричневым

Причины изменения цвета

Анализ различных материалов на эту тему показал, что стоит выделить несколько основных факторов, которые в большинстве случаев приводят к тому, что антифриз приобретает ржавый (коричневый) цвет.

  • Истек срок годности. Об этом мы упомянули в начале статьи. Потемнение охлаждающей жидкости свидетельствует о том, что присадки, состоящие в её основе, уже не могут справляться со своими функциями. В результате этого в системе охлаждения формируется характерный осадок, что и приводит к изменению цвета антифриза.
  • Перегрев двигателя и кипение охлаждающей жидкости (ОЖ). Этот фактор является результатом несвоевременной замены антифриза. Срок службы жидкости заканчивается, она уже не может выполнять свою задачу, что и приводит к кипению. В итоге ОЖ меняет свой первоначальный цвет.
  • Окисление металлических деталей системы охлаждения. Этот пункт также связан с завершением срока эксплуатации антифриза. Компоненты жидкости уже не способны обеспечить защиту внутренних стенок из металла, из-за чего начинается процесс окисления. В итоге антифриз становится ржавого цвета.
  • Разрушение резиновых патрубков. Иногда в результате старения охлаждающей жидкости и оттягивания автовладельцем её замены резиновые компоненты системы начинают разрушаться. В итоге антифриз темнеет, но в таком случае его цвет больше похож на черный.
  • Применение воды в качестве ОЖ. Бывают ситуации, когда начинает течь система охлаждения двигателя и автомобилист заполняет её обычной водой по причине отсутствия антифриза или тосола. Но такое решение может применяться лишь в экстренных случаях. Сразу после этого систему надо промывать, восстанавливать её герметичность и заливать новую охлаждающую жидкость. Поскольку это делают не все, со временем они и видят тосол коричневого цвета в расширительном бачке.
  • Контакт с моторным маслом. Причиной потемнения охлаждающей жидкости может быть её контакт с маслом. Это может произойти из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров или теплообменника (в нём охлаждающая жидкость может перемешиваться с маслом). Обычно в подобных ситуациях в бачке будет не просто жидкость, а своеобразная эмульсия бежевого цвета, которую ещё называют «сгущенкой» (реально похожа!).
  • Средства для устранения течи радиаторов. Многие автомобилисты применяют разнообразные герметики, предназначенные для «лечения» течи радиаторов. Обычно они хорошо справляются со своей задачей, но лишь на короткое время. Кроме этого, сам антифриз после такого контакта может изменить цвет на коричневый или ржавый (но такое бывает редко).

Любая из перечисленных выше ситуаций нуждается в выполнении определенных действий со стороны автовладельца. Оставлять всё, как есть, крайне нежелательно и вы должны это понимать.

Коричневый тосол в бачке

Решение проблемы

Всё зависит от того, что именно привело к изменению цвета ОЖ. Если в расширительном бачке вы увидели эмульсию или капли моторного масла, советуем как можно раньше заняться решением проблемы. Копать нужно в сторону прокладки ГБЦ или теплообменника. Только в этих местах обычно может произойти контакт моторного масла и антифриза. Оттягивать не стоит, поскольку такая смесь будет забивать систему, да и охлаждаться двигатель нормально не будет. В такой ситуации после устранения причины появления эмульсии производится качественная промывка системы охлаждения и замена антифриза.

Дистиллированная вода, промывка и новый антифриз

Если причина появления коричневого (ржавого) цвета антифриза – завершение его эксплуатационного срока, его надо лишь заменить.

Важно! В любом случае промывайте систему охлаждения двигателя. Используйте для этого только дистиллированную воду. Промывать надо до тех пор, пока вода не будет чистой. Только после этого заливайте новую охлаждающую жидкость.

Если вы заменили антифриз, прошло некоторое время (дни или недели), и его цвет снова изменился, это означает, что промывка системы охлаждения была сделана недобросовестно.

А можно не менять ОЖ и ездить дальше?

Все виды охлаждающей жидкости имеют определенный срок службы. Через некоторое время антифриз потеряет свои характеристики. К чему это приводит? Правильно, к перегреву двигателя! А к чему приводит перегрев? В лучшем случае серьезно упадёт мощность двигателя и возрастет потребление масла. В худшем – его попросту заклинит, и вы не сможете продолжить движение.

При потемнении антифриза (тосола) лучше сразу решать проблему, так как в дальнейшем это может потянуть за собой появление более серьёзных трудностей, требующих значительных финансовых вложений. Своевременно меняйте жидкость в системе охлаждения двигателя автомобиля и помните о том, что профилактика всегда дешевле ремонта!

Ничто не бывает стопроцентно эффективным. Это можно отнести, пожалуй, к любому явлению в технике. Специально для оценки эффективности работы того или иного узла или агрегата введено понятие коэффициента полезного действия, который, как все знают, всегда ниже единицы. Насколько же велик КПД автомобильного двигателя?

Чтобы немного разобраться в этом вопросе, вспомним принцип его работы. Топливо смешивается с воздухом в пропорции приблизительно 1:15 и подается в рабочий цилиндр двигателя.

Далее эта смесь сжимается поршнем, воспламеняется от искры и сгорает, передавая газам в цилиндре некоторое количество теплоты. Последняя в свою очередь, совершает работу расширения газов, идущую на толкание поршня и приведение в движение автомобиля. Но, как уже было сказано в начале, ничто не совершенно. Поэтому большая часть теплоты все же безвозвратно теряется и, прямо говоря, вылетает в трубу, то есть в атмосферу. Хорошо еще, если бы вся неиспользуемая теплота уходила в выпускной коллектор, так ведь нет, огромная порция тепла передается стенкам цилиндра и нагревает двигатель.

Разумеется, это непозволительно, потому как температура сгорания смеси в цилиндре достигает отметки в 2100-2300 градусов Цельсия. Если бы не было охлаждения двигателя, то детали в нем бы нагревались до температур, существенно превышающих температуру воспламенения масла. К тому же термическое расширение деталей повлекло бы увеличение тепловых зазоров до устрашающих размеров. Поэтому в большинстве автомобильных двигателей применяется охлаждающая жидкость, циркулирующая по системе охлаждения автомобиля. Что она из себя представляет?

Охлаждающие жидкости

Названию своему они обязаны низкой температурой замерзания, что немаловажно для автомобилей, потому как они эксплуатируются в очень широком диапазоне температуры окружающей среды. Так каковы же современные требования к охлаждающим жидкостям (ОЖ), применяемым в автомобилях? Прежде всего, конечно, они должны иметь необходимую теплоемкость, обеспечивающую должный отвод теплоты от цилиндров двигателя. Следует заметить, что антифризы имеют более высокую теплоемкость и уже только из-за этого не следует заменять их водой в системе охлаждения вашего автомобиля. Потом, немаловажную роль играет температура замерзания. Современные антифризы при смеси с водой в определенных пропорциях замерзают при температуре не ниже минус 40 градусов Цельсия.

Характерной и полезной особенностью этих веществ является то, что при более низких температурах они не кристаллизуются, а превращаются в густую желеобразную массу (точнее смесь кристалликов воды в этиленгликоле), тем самым, предохраняя блок цилиндров и патрубки системы охлаждения от растрескивания и разрывов. Так же полезным свойством антифризов следует назвать и повышенную температуру кипения, что уменьшает испарение жидкости и предотвращает ее закипание. Это способствует увеличению периода работы двигателя без дозаправки охлаждающей жидкостью и перегрева.

Кроме того, охлаждающая жидкость несет в себе еще несколько полезных функций. Она защищает систему охлаждения от коррозии, кавитации, вредного воздействия нитритов и фосфатов, содержащихся в воде, накипи и отложения солей. Также она защищает от набухания резиновые элементы системы охлаждения и поддерживает их эластичность.

Все охлаждающие жидкости состоят из пропорциональной смеси воды и гликолей. В разных странах ОЖ окрашивается в разные цвета: в Германии он зеленый, во Франции желтый, и т.д. Связано это с тем чтобы отличить антифриз от других технологических жидкостей.

Следует помнить, что этиленгликоль при попадании в организм человека сильно ядовит. Если все же обнаружено попадание этого вещества внутрь организма, то следует немедленно произвести промывание желудка и кишечника и госпитализировать отравившегося.

Характерной особенностью общепринятых в России охлаждающих жидкостей является их повышенная по сравнению с водой проникающая возможность. То есть антифризы могут просачиваться в негерметичности там, где вода пройти не может. Это диктует более строгий контроль герметичности системы охлаждения.

Техническое обслуживание системы охлаждения

ТО заключается в регулярном контроле за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке, осмотре мест соединения жидкостных патрубков, слежении за температурным режимом двигателя. Следует особое внимание уделять проверке герметичности пробки радиатора (или расширительного бачка в случае, если радиатор не имеет заливного отверстия с пробкой). Также необходима регулярная замена охлаждающей жидкости и промывка системы. При утечке жидкости из системы и отсутствию ее в запасе, возможна доливка воды, желательно дистиллированной. При этом свойства охлаждающей жидкости ухудшаются, и следует определить и устранить причину утечки антифриза. Для двигателей автомобилей ВАЗ десятого семейства при отсутствии утечек и уменьшении уровня ОЖ, необходима только доливка дистиллированной воды, так это явление связано с испарением воды из состава антифриза.

Если двигатель имеет тенденцию к перегреву или, наоборот, переохлаждению, то нелишним будет проверить работу термостата. Можно это сделать как на ближайшем сервисе, так и самостоятельно, если ваши знания достаточны для проведения этой процедуры.

Другим выходом является посещение сервисных центров, но это гораздо дороже, чем обходиться своими силами. Хотя, необходимо заметить, что для новых автомобилей является обязательным прохождение процедур технического обслуживания на фирменных сервисных станциях. В противном случае велик шанс потерять гарантийные обязательства фирмы-производителя на ее продукцию.

Нюансы инжекторных двигателей

Специалисты рекомендуют только полную замену охлаждающей жидкости. Причем, перед заливкой свежего тосола для того чтобы остановить коррозию систему необходимо промыть специальной промывочной жидкостью, которую можно приобрести в автомагазинах. И не обращать внимание на то, что производитель рекомендует заменять ОЖ через 60 тыс. км пробега или три года. Столько тосол в вазовских моторах, к сожалению, не живет.

Почему антифриз «поржавел» и насколько это опасно для авто?

Правильное функционирование силовой установки автомобиля во многом определяется оптимальной работой системы охлаждения с циркулирующим по её замкнутому контуру антифризом. Поддержание необходимого температурного режима запущенного двигателя в основном зависит от соответствия норме уровня и качества хладагента. Обнаружив при визуальном осмотре изменение его цвета, нужно разобраться, почему это произошло и какие меры предпринять для исправления возникшей ситуации. Следует понять, возможна ли дальнейшая эксплуатация автомобиля, если антифриз стал ржавого цвета или его нужно незамедлительно заменить.

Почему антифриз стал ржавого цвета

Изменение цвета хладагента сигнализирует о возникновении проблем с эксплуатацией этой технической жидкости. Чаще всего происходит по следующим причинам:

  1. Окислились поверхности металлических узлов и деталей, которые жидкость омывает. Это распространённая проблема в подержанных машинах. На них появляется ржавчина, она попадает в антифриз, циркулирующий по всей системе. От этого меняется цвет.
  2. В расширительный бачок был залит некондиционный антифриз, без сдерживающих присадок. Как известно, чересчур агрессивная жидкость легко проедает резиновые материалы: шланги, патрубки, прокладки. В этом случае хладагент будет чёрного цвета.
  3. Использование воды вместо антифриза. Такое случается, например, в дороге, когда под рукой не оказывается охлаждающей жидкости, а один из патрубков рвётся. Приходится заливать воду из-под крана, которая со временем будет образовывать накипь на стенках радиатора.
  4. Антифриз потерял эксплуатационные качества и изменил цвет. Его присадки с защитными характеристиками перестали работать, жидкость больше не в состоянии выдерживать рабочие температуры. Уже при 90 °C может образовываться пена.
  5. Внутрь охлаждающей жидкости попало моторное масло. Такое случается по разным причинам, как правило, рассыхается прокладка ГБЦ.
  6. Добавление в радиатор химических средств. Некоторые автомобилисты верят в чудодейственные присадки, якобы быстро устраняющие течи в радиаторе. На самом деле пользы от них никакой, зато окраска хладагента меняется сильно, так как он вступает в реакцию с этими веществами.
  7. Антифриз был заменён, но система промывалась недостаточно хорошо. Накопились отложения. Когда заливается новая жидкость, все загрязнения смешиваются с ней, жидкость чернеет или становится мутного цвета.
  8. Неисправен контур охлаждения или масляный теплообменник, который установлен на многих мощных автомобилях.

Иногда рыжий цвет антифриза появляется с течением времени в результате чрезмерных нагрузок двигателя при спортивной манере езды с резкими ускорениями и торможениями. К аналогичному результату приводит долговременная работа мотора на холостом ходу в пробках больших городов.

Каковы причины потемнения после непосредственно замены? В основном виновата некачественная промывка системы. Оставшиеся на внутренних поверхностях загрязнения и примеси при циркуляции жидкости и изменяют её цвет. Для предотвращения этого всегда следует качественно промывать каналы и шланги охлаждающего контура дистиллированной водой или специальными химическими составами. В процессе замены следует полностью сливать старый хладагент. Нельзя добавлять в отработку свежий антифриз, доводя уровень жидкости до нормы.

Что делать, если антифриз потемнел

Прежде всего необходимо определить точную причину, почему это произошло. В случае загрязнения жидкости моторным маслом незамедлительно проверяется целостность прокладки головки блока цилиндров и деталей теплообменника. Выявленную неисправность следует быстро удалить, так как совмещение хладагента со смазочным материалом приводит к сбоям в работе двигателя и дальнейшему дорогостоящему ремонту.

Легче всего действовать в ситуации, когда у антифриза закончился срок эксплуатации. Достаточно будет удалить отработку и после качественной промывки системы залить в неё свежую жидкость.

Возможность дальнейшего применения хладагента с изменённым цветом определяется после проверки температурного режима работающего мотора. При отсутствии перегрева двигателя под нагрузкой антифриз ещё некоторое время можно использовать. Охлаждающую жидкость следует заменить, если она приобрела резкий запах и чёрный или коричневый цвет, а мотор сильно перегревается.

Изменение цвета охлаждающей жидкости

Такой антифриз нужно заменить

Пошаговая инструкция по замене антифриза:

  1. Отработанная жидкость полностью сливается из контура охлаждения двигателя.
  2. Из подкапотного пространства извлекается расширительный бачок, тщательно очищается от загрязнений и устанавливается на своё место.
  3. В систему заливается дистиллированная вода, её уровень доводится до нормы после запуска двигателя.
  4. Автомобиль трогается с места, через несколько километров мотор выключается и промывочная жидкость сливается из охлаждающего контура.
  5. Такие действия повторяются несколько раз, до тех пор, пока сливаемый из системы дистиллят не станет чистым и прозрачным.
  6. После этого в радиатор заливается свежий антифриз.

Чем промыть систему кроме магазинных средств

Использовать можно не только дистиллированную воду. Хорошие результаты даёт применение следующих средств:

  • состав из 30 г лимонной кислоты, растворённой в 1 л воды, эффективно удаляет ржавчину с деталей;
  • смесь 0,5 л уксусной кислоты с 10 л воды качественно смывает загрязнения и отложения;
  • хорошо очищают систему такие напитки, как Фанта или Кола;
  • отлично удаляет загрязнения заливаемый в радиатор молочный обрат.

Видео: промывка системы охлаждения

Что может случиться, если ничего не предпринимать

При потере рабочих характеристик антифриза его дальнейшее использование приведёт к резкому сокращению ресурса мотора. Коррозия разрушит крыльчатку помпы и термостат. В результате перегрева может перекоситься и треснуть головка блока цилиндров, поршни прогорят, двигатель заклинит. На капитальный ремонт силового агрегата придётся затратить значительные средства.

Регулярное техническое обслуживание двигателя, в том числе своевременная замена охлаждающей жидкости позволит увеличить ресурс мотора. Изменение цвета тосола не относится к нормальным явлениям. Возникшую проблему нужно решать незамедлительно. Иначе можно столкнуться с гораздо более серьёзными неисправностями, для устранения которых придётся потратить много времени и денег.

Куда уходит тосол на ВАЗ 2114: причины

Система охлаждения автомобиля предназначена для создания и поддержания определенного теплового режима для оптимальной работы двигателя, который сильно нагревается в процессе работы. Ее принцип действия у большинства современных автомобилей основан на переносе тепла за счет циркуляции жидкого охладителя (тосола или антифриза).

Схема функционирования системы охлаждения.

На автомобилях семейства «Самара-2» (ВАЗ 2113, 2114, 2115) установлена система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система поддерживает избыточное давление антифриза, что создает повышенную температуру закипания и допускает нагрев жидкости до 110-115°С.


1 – пробка расширительного бачка; 2 – расшир.

Тосол, находящийся в рубашке охлаждения головки и блока цилиндров, отводит тепло, образующееся при сгорании топлива в двигателе. Циркуляцию жидкости обеспечивает водяной насос центробежного типа (помпа), который приводится в действие ремнем привода газораспределительного механизма (ГРМ). Режим охлаждения устанавливается термостатом: при температуре ниже 85°С тосол течет по малому кругу, обеспечивая быстрый прогрев двигателя, а при достижении значения 85 градусов термостат открывает большой круг, и горячий антифриз попадает в радиатор. При движении машины тосол в радиаторе охлаждается за счет обдува потоком встречного воздуха и затем по патрубкам возвращается в блок двигателя.

Температуру антифриза контролирует датчик в корпусе термостата, информация от которого попадает на индикатор панели приборов и в ЭБУ автомобиля. При нагреве антифриза до определенной температуры (95°, 98°, 105° – в зависимости от установок блока управления) автоматически включается электродвигатель вентилятора, размещенного на внутренней стороне радиатора. Также на переднеприводных ВАЗах тосол из двигателя переносит тепло в радиатор отопителя для обогрева салона.

Для налива жидкости в систему предназначен расширительный бачок с датчиком уровня тосола. Общая емкость системы ВАЗ 2114 зависит от модификации и в среднем составляет 7,8 литра.

Признаки нарушения работы системы охлаждения.

Чаще всего, выход из строя системы охлаждения связан с потерей герметичности, что приводит к вытеканию охладителя. Симптомы этой проблемы легко обнаружить:

  • снижение уровня тосола в расширительном бачке ниже минимального,
  • резкое возрастание показаний индикатора температуры на панели приборов,
  • обильный пар закипевшей жидкости из-под капота,
  • потеки антифриза на защите двигателя или под передней частью машины на стоянке.

Причины утечек тосола.

Утечка охлаждающей жидкости происходит при выходе из строя одного или нескольких узлов системы охлаждения:

Блок цилиндров.

Жидкий охладитель циркулирует в блоке двигателя по системе специальных каналов – охлаждающей рубашке. При возникновении неисправности тосол может уходить по следующим причинам:

  • недостаточная затяжка болтов головки блока цилиндров,
  • разрушение прокладки головки блока,
  • образования микротрещин металла.


Если после длительной стоянки на холодном двигателе будут заметны потеки охлаждающей жидкости на стыке головки и блока, то скорее всего, плохо затянуты болты крепления ГБЦ. Для устранения утечки следует проверить затяжку болтов и, при необходимости, закрутить их с необходимым моментом.

При повреждении прокладки головки блока цилиндров тосол уходит внутрь двигателя: либо в камеру сгорания, либо в картер двигателя.

Попадание охладителя в камеру сгорания вызывает неустойчивую работу двигателя (вплоть до невозможности запуска) и густой молочно-белый дым из глушителя. Тосол, попавший в камеру сгорания, начисто до блеска вымывает весь нагар, что можно определить, вывернув свечи и посветив фонариком в свечные колодцы. Также возможно попадание выхлопных газов под давлением в рубашку охлаждения с образованием в ней паровых пробок. В таком случае у хорошо прогретой машины на высоких оборотах наблюдается резкое увеличение количества тосола в расширительном бачке, вплоть до выбивания пробки расширителя.

Если охлаждающая жидкость уходит в картер двигателя, то она смешивается с маслом. Этот факт можно диагностировать по наличию белого эмульсионного налета на крышке маслозаливной горловины и на масляном щупе. Резкое потемнение свежего тосола – это еще один симптом того, что система охлаждения контактирует с маслом. Необходимо заменить пробитую или прогоревшую прокладку ГБЦ.

Самый неудачный вариант – это появление микротрещин: признаки аналогичны предыдущему случаю, но своими руками устранить эту проблему проблематично. Прежде всего, на снятой детали трещина может быть не видна, но обязательно проявит себя при закручивании болтов и на прогретом двигателе. Для устранения микротрещин выполняется шлифовка головки или блока на специализированном оборудовании. В самом худшем случае потребуется покупка новой ГБЦ.

Водяной насос.


Помпа на ВАЗ 2114 (каталожный номер 2109-1307010) установлена в нижней части блока двигателя под натяжным роликом ремня ГРМ. При обнаружении потеков охлаждающей жидкости на защите в районе правого переднего колеса, следует снять пластиковый кожух ремня ГРМ и проверить помпу. Если на корпусе насоса или в месте его соединения с блоком двигателя обнаружатся потеки охлаждающей жидкости, необходимо снять ремень ГРМ и заменить деталь. Также основанием для замены являются люфт шкива помпы или подклинивание при вращении вала.


Водяной насос крепится к блоку на трех болтах. Часто за счет воздействия высоких температур корпус помпы «прикипает» к посадочному месту, в таком случае, чтобы демонтировать насос, его следует аккуратно обстучать. Перед установкой новой детали нужно обязательно очистить место прилегания на двигателе от остатков старой прокладки и герметика. Среди автовладельцев популярны водяные насосы от ТЗА (Тольятти), LUZAR и надежный, но более дорогой вариант: HEPU.

Термостат.

Если у автомобиля было несколько хозяев, то возможно система охлаждения подвергалась модернизации, в частности, мог быть установлен десяточный термостат (21082-1306010). Такой термостат крепится непосредственно к двигателю болтовым соединением и оснащен съемной крышкой с термоэлементом. У этой модификации кроме течей на патрубках существует вероятность подтекания тосола из-под прокладки крышки. Ремонт заключается в отвинчивании трех винтов под шестигранник для снятия верхней крышки и замены прокладки.

Кроме утечек охлаждающей жидкости в термостате возможен выход из строя термоэлемента. Это приводит к тому, что антифриз не поступает в радиатор. Признаки этой неисправности: двигатель быстро нагревается, часто срабатывает вентилятор, на машине, прогретой до 90 градусов, нижний отводящий шланг радиатора остается холодным. В такой ситуации необходима замена термостата.



Среди владельцев ВАЗ популярна продукция следующих производителей: LUZAR, WEEN, а также PRAMO, но отзывы о последнем довольно противоречивы.

Основной радиатор.

На переднеприводных автомобилях ВАЗ установлен трубчато-пластинчатый алюминиевый радиатор без заливной горловины с тремя выводами для подсоединения гибких патрубков. Справа в нижней части радиатора установлена сливная пробка. Утечки в данном узле возникают при повреждении радиатора (в этом случае потребуется замена), а также из-за неплотного прилегания сливной пробки и в местах присоединения верхнего, нижнего и пароотводящего шлангов, что устраняется затягиванием обжимных хомутов.

Для ВАЗов со значительным пробегом характерным вариантом нарушения герметичности является срыв нижнего отводящего шланга с радиатора по причине сильных вибраций двигателя. В таком случае необходимо не только восстановить работоспособность системы охлаждения, но и устранить вызвавшую ее проблему (например, заменить изношенные опоры двигателя).

Радиатор отопителя.

Устойчивый запах тосола в салоне, запотевание лобового стекла, лужицы охлаждающей жидкости в ногах переднего пассажира – все это означает, что из отопителя уходит тосол. Устранение такой неисправности потребует от водителя потратить много времени и нервов, так как доступ к узлам печки на ВАЗ 2114 затруднен.

Утечка может возникнуть по следующим причинам:

  • поломка крана печки;
  • износ патрубков;
  • протекание радиатора отопителя.

Как правило, в теплые месяцы краник печки постоянно закрыт в одном положении, его механизм окисляется, а уплотнительные прокладки теряют эластичность. В результате он теряет герметичность и нуждается в замене. Краник отопителя (каталожный номер 21080-8101150) расположен по центру в нижней части моторного щита.

Чтобы предупредить подобную проблему, рекомендуется пару раз в месяц открывать кран и включать отопитель на несколько минут.

Со временем может выйти из строя радиатор отопителя, что потребует извлечь датель и заменить ее на новую. Замена выполняется из салона автомобиля и потребует частичной разборки панели и центальной консоли. Нелишней для такой работы будет помощь второго человека.

Для автомобилей ВАЗ доступны два варианта радиаторов отопителя: алюминиевые и медные. По отзывам автовладельцев медные варианты обладают большей теплоотдачей, а также при протекании могут быть отремонтированы с помощью пайки.

Учтите, что пары антифриза токсичны, поэтому не стоит эксплуатировать автомобиль с протекающим отопителем.

Расширительный бачок.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного пластика и закрывается пробкой с клапаном для сброса избыточного давления.
редки случаи, когда дефектный или загрязнившийся клапан не открывается, в результате вздувается и лопается расширитель. Рекомендуется при замене бачка, независимо от причин, сразу же менять пробку на новую. Также перед установкой новой детали нужно внимательно осмотреть бачок на предмет дефектов изготовления (трещины, несплавления швов, пузыри воздуха в стенках), а также аккуратно удалить остатки от формовки пластика со штуцеров для плотного прилегания патрубков.

Соединительные патрубки и хомуты.

Для соединения всех элементов системы охлаждения применяются резиновые или силиконовые патрубки, которые крепятся металлическими хомутами. Недостаточная затяжка хомутов, растрескивание и износ патрубков приводят к утечкам тосола. Несколько советов о том, как этого избежать:

  • при проведении планового обслуживания автомобиля осматривайте патрубки системы охлаждения на предмет потеков, растрескиваний и вздутий;
  • используйте шланги проверенных производителей (из резиновых известны Балаковские (БРТ), по силиконовым мнения разнятся, но главное – не брать Китай);
  • хомуты рекомендуется использовать фирмы NORMA. Они обеспечивают надежную фиксацию, не прорезают краями шланги, а также могут затягиваться не только отверткой, но и ключом, что удобно для окончательного обжима. Также некоторые автовладельцы успешно применяют самозатягивающиеся (пружинные) хомуты от иномарок, подбирая комплект согласно диаметрам патрубков.
  • дозируйте усилие, чтобы не отломить штуцер расширительного бачка или радиатора, особенно тонкие – пароотводящие;
  • после замены патрубков нужно прогреть машину, после чего еще раз аккуратно дотянуть хомуты для обеспечения герметичности.

Система охлаждения отечественных автомобилей требует постоянного контроля и регулярного обслуживания. Не устраненная вовремя незначительная неисправность системы охлаждения, в конечном счете, может привести к дорогостоящему ремонту двигателя, поэтому не ленитесь периодически заглядывать под капот.

Читайте также: