Самая первая шкода машина

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Легендарные модели Skoda - самой старой марки к VAG

История марки Skoda для многих российских автовладельцев выглядит так: сначала из ниоткуда взялся неказистый хетчбек Favorit, потом марку купил Volkswagen. Появилась популярная Felicia, затем Skoda и вовсе стала делать нормальные автомобили, начиная с Octavia A4 на платформе VW Golf и Fabia на базе Polo.

Но оказавшись в музее марки в городе Млада-Болеслав неподалеку от огромного завода, осознаешь, что в действительности Skoda имеет историю, протяженности которой позавидует и Volkswagen, и Porsche, не говоря уже про прочие марки концерна VAG. В этом посте я покажу вам многие экспонаты музея, и немного расскажу про основные вехи в истории марки.

Все началось с того, что в конце 19 века 30-летний чешский книготорговец Вацлав Клемент купил себе дорогущий велосипед марки Germania немецкого завода Seidel&Nauman, который оказался бракованным — из-за кривой рамы постоянно слетала цепь. Когда он написал длинное письмо в чешский филиал марки (разумеется, на чешском — одном из официальных государственных языков Австро-Венгрии) то получил короткий ответ на немецком, мол, хотите чтобы мы вам ответили по существу — пишите на нормальном языке, а не на своей тарабарщине.

Это глубоко оскорбило бизнесмена, и он решил создать свой собственный велосипед — и пустить его в розничную продажу. В этом ему помог коллега по местному велодвижению, 27-летний инженер Вацлав Лаурин. Компаньоны начали выпускать велосипеды собственной разработки в 1895 году, мотоциклы на их базе — в 1899 году. Велосипеды назывались Slavia, двухцилиндровые мотоциклы CCD. Появились и мотоколяски, которые, к слову, оказались настолько хороши, что та самая фирма Seidel&Nauman купила лицензию на их выпуск под маркой Germania.

В 1905 году появился первый автомобиль — Laurin&Klement Voiturette A. Voiturette в переводе французского — “тележка, автомобильчик”. Двухцилиндровый V-образный двигатель объемом 1 литр выдавал 7 л.с., что позволяло разгонять 600-килограммовый автомобиль до 40 километров в час. Уже тогда марка считалась одним из самых передовых предприятий Австро-Венгрии.

В 1911 году появился более мощный и комфортабельный L&K S, который задержался на конвейере с 1911 по 1924 годы. Всего было выпущено 2049 таких авто, в разных версиях кузова — с одним и двумя рядами сидений, был даже пикап. Четырехцилиндровые моторы за годы выпуска претерпели изменение объема с 1.8 до 2.1 л, мощность 14-30 л.с., максималка — 50-75 км/ч. На ранних версиях применялась рама из деревянных брусьев, обернутых кожей, а двигатель имел единый картер с КПП.

Первая мировая война закончилась с одновременным исчезновением трех империй — Российской, Германской и Австро-Венгерской. Автомобили продавались плохо, более менее растущим спросом пользовалась только сельхозтехника. Вдобавок, 27 июня на фабрике L&K случился сильнейший пожар. Предприятие было практически уничтожено.

В 1925 году, компаньоны нашли сильного партнера для дальнейшего развития. Им стала компания Skoda, основанная инженером Эмилем Шкода, к тому времени — крупнейшее машиностроительное предприятие региона. Бренд L&K сменил название на Skoda.

В 1929 году, как раз тогда, когда оба Вацлава окончательно отошли от управления делами, свет увидела самая крупная (5424 мм в длину) и роскошная на тот момент модель — 860. Первая цифра указывала на число цилиндров рядного двигателя объемом 3.9 л, вторая и третья — на мощность, 60 л.с. Максималка составляла внушительные по тем временам 110 км/ч. Автомобиль был очень комфортным, чему способствовала масса в 1.8 т.

В 1933 году был начал выпуск компактных моделей линейки Popular. По сравнению с предыдущими моделями марки, модель имела радикально иную конструкцию шасси — весьма похожую на ту, которая уже применялась на моделях другой чешской марки — Tatra. Тут использовалась рама в виде центральной хребтовидной трубы, внутри которой размещался карданный вал. Независимая подвеска с треугольными рычагами спереди и качающимися полуосями сзади дополнялась поперечно размещенными рессорами. Коробка передач располагалась сзади, что улучшало развесовку и управляемость.

Среднеразмерная модель Favorit продержалась на конвейере всего 5 лет, с 1936 по 1941 годы. Автомобиль был заметно дороже Rapid, и поэтому был не очень популярен — за 3 года было продано всего 169 автомобилей. Не спасла ситуацию и “верхнеклапанная” версия — ее построили всего 54 штуки.

Люксовый Superb появился на заре неспокойного времени для Европы — в 1934 году. Думаю, уже тогда было понятно, что будет война, и скоро компания переключится на немного другую технику. Ну а пока миру был явлен люксовый автомобиль, пришедший на замену модели 860.

Автомобиль в базе был вдвое дороже топового Rapid, и щеголял рядной шестеркой и четырехступенчатой КПП, с синхронизаторами 3 и 4 передачи. Топ-версией Superb стала модель с индексом 919, также известная как Superb 4000. Таких автомобилей было построено всего 11 в период с 1939 по 1941 год. Красивейший автомобиль длиной 5.7 м впервые в истории марки имел двигатель V8 объемом 4 л, выдававшим 96 л.с., максимальная скорость составляла 135 км/ч.

В годы войны заводы в Млада-Болеславе вошли в состав германского предприятия Reichwerke-Hermann Goring AG, и производило тяжелые тягачи RSO на огромных металлических колесах. Автором этого проекта был никто иной, как Фердинанд Порше.

Первой послевоенной машиной компании — уже в новом, социалистическом настоящем — стала модель 1101, в четырехдверной и двухдверной (Tudor) версиях. Позже добавились и другие варианты кузова. Автомобиль стал настоящим хитом — с 1946 по 1952 годы было выпущено аж 66 000 шт, из них почти половина двухдверок Tudor. Большая часть пошла на экспорт. Конструктивно это была модификация довоенной модели Popular — все также с деревянным каркасом внутри кузова и трубчатой силовой структурой. А еще у Tudor была военная версия 1101 VO Typ 938, выпускавшаяся с 1948 по 1951 годы.

Первые Rapid и Octavia — элитная Шкода времен социализма

Автопром Чехословакии до Второй мировой был продвинутым и по количеству фирм, и по разнообразию их моделей, и даже по инженерии с дизайном.

Сразу после войны, несмотря на бомбардировку 9 мая 1945 года завода Skoda в Млада Болеславе, крупнейший в Чехословакии производитель легковых автомобилей возобновил производство предвоенной моделью Popular 995. А уже в 1947‑м, когда в Москве начали производство Москвича‑400 (фактически Opel Kadett 1938 года), чехи запустили модель Skoda 1101 Tudor.

Строго говоря, Skoda 1101 Tudor новой не была — представляла собой глубоко модернизированную предвоенную машину. Мощность двигателя объемом 1,1 л подняли с 30 до 32 л.с. Неплохо, кстати, для столь небольшого мотора. Двигатель Москвича развивал 23 л.с., а затем 26 л.с.

На Шкоде вдобавок заметно освежили стилистику кузова. В основе конструкции лежала традиционная для фирмы хребтовая рама с карданом внутри центральной трубы. Подвески были независимыми на поперечных рессорах — нормальная по тем временам конструкция. Стоит отметить также, что деревянный каркас кузова для конца 1940‑х — уже архаика.

Первая Skoda 1101 была двухдверной, но в 1948‑м появился четырехдверный модернизированный вариант — Skoda 1102.

Экспортные варианты

Купить автомобиль в Чехословакии в те годы простому смертному было практически невозможно. Машины расходились по чиновникам, армия которых после того, как в 1948‑м страна стала социалистической, колоссально выросла. Но большая часть машин (до 90%) уходила на экспорт. Валюты в Чехословакии катастрофически не хватало, а автомобили были важной статьей дохода. Поэтому, в отличие от советских машин, у Шкоды 1101/1102 было много модификаций, в том числе кабриолет, щегольской родстер и трехдверный универсал. У нас, к слову, первый серийный универсал — Москвич‑423 появился лишь в 1956 году.

В СССР легковые Шкоды, как и иные иномарки, не поставляли. Зато в СССР в 1950‑х частникам автомобили продавали в куда больших количествах, чем в дружественной Чехословакии. Там в 1952 году лишь 53 новых машины попали в частные руки! В том году появился седан Skoda 1200 — первая для завода модель с цельнометаллическим кузовом, но по-прежнему — на хребтовой раме. Мотор рабочим объемом 1,2 л развивал 36 л.с., а на модернизированной версии 1955 года Skoda 1201 — 45 л.с.

Санитарки для Советского Союза

Новые машины шли в госструктуры: например, в автопарк ведомства по госбезопасности, что сегодня создает вокруг этой модели особенный ореол. На базе седана на филиальном заводе во Врхлаби делали фургон, санитарку и универсал. А вот их-то в СССР хорошо знали, поскольку такие машины с 1957‑го до начала 1960‑х в Союз поставляли примерно по 3000 в год.

Первая Octavia

Но пока — во второй половине 1950‑х — в Чехословакии, как и в СССР, начался духовный и промышленный подъем, проявившийся, в том числе, и в появлении новых моделей.

Чуть раньше Москвича‑402, первого советского оттепельного автомобиля, дебютировавшего в 1956‑м, началось производство и новой Skoda 440. Двухдверный седан (первоначально его назвали Spartak, но почти сразу от революционного имени отказались, поскольку оно могло смутить западных покупателей) выглядел симпатично, хотя по-прежнему базировался на хребтовой раме. Базовый двигатель объемом 1,1 л развивал 40 л.с. Модель тоже активно экспортировали в десятки стран, но опять — не в СССР. Вскоре появилась и версия 445 с 45‑сильным двигателем 1,2 л, а в 1959‑м изменили отделку и переднюю подвеску: вместо рессор поставили пружины. Такой автомобиль впервые и получил имя Skoda Octavia.

Помимо седанов, делали трехдверные универсалы и даже элегантный родстер Skoda Felicia с мягкой крышей, к которой можно было докупить и легкую жесткую — для зимы. У моделей Octavia и Felicia появились и скоростные модификации с двигателями с двумя карбюраторами: 1,1 л (50 л.с.) и 1,2 л (55 л.с.) с максималкой до 125 км/ч — неплохие по тем временам показатели для столь небольшого рабочего объема.

Заднемоторные из Млада Болеслава

Реконструкцию завода в Млада Болеславе в начале 1960‑х затеяли в расчете на масштабный рост выпуска и совершенно новую — более технологичную для массового производства модель. Выбрали заднемоторную компоновку. О переднем приводе тоже думали, но не решились. А заднемоторные автомобили тогда массово делали Fiat, Volkswagen, Renault, да и наш ЗАЗ.

Выпуск седана Skoda 1000 MB (МВ — Mlada Boleslav) начали в 1964 году. Базовый литровый двигатель развивал 40 л. с., позже — 43 л.с. Вскоре начали и выпуск модификации 1100 МВ c 52‑сильным двигателем. В 1967–1969 годах в небольших количествах выпускали и купе, вернее, хардтоп без рамок дверей и с опускающейся средней стойкой — Skoda 1000 MBX и 1100 MBX.

О кабриолетах речь уже не шла, с несущим кузовом делать их хлопотно, а спрос на такие машины невелик. Универсал из заднемоторной машины получался тоже не полноценный и, как и кабриолет, не вышел из стадии прототипа. Поэтому заднеприводные Skoda Octаvia Combi и Skoda 1202 выпускали на филиальных заводах до начала 1970‑х.

Заднемоторная конструкция, да и основные узлы мало менялись десятилетиями. У семейства Skoda 100/110 с моторами в 48 и 52 л.с., дебютировавшего в 1969‑м, был новый кузов, появились передние дисковые тормоза. По классу эта Skoda была близка к нашему 50‑сильному Москвичу‑408. А Москвич-412 и Жигули имели более мощные двигатели.

Шкоды на тестах «За рулем»

Тем не менее у чехословацких автомобилей были немалые достоинства, оцененные сотрудниками «За рулем» еще в 1970 году. Тогда редакция смогла добыть на годовой тест двухдверное купе Skoda 110R Coupe — первую в истории иномарку в руках советских журналистов. В СССР такие машины не поставляли, так что познакомиться со Шкодой было очень интересно!

Skoda: История марки - 100 лет традициям качеста


Автомобиль – прекрасный продукт, результат труда и опыта людей многих профессий. Для его производства требуются огромные совместные усилия и напряженная работа инженеров, конструкторов, техников, художников и рабочих.
Skoda выпускает автомобили в течение многих лет. Рассказывать ее историю – все равно, что рассказывать историю мирового автомобилестроения. Немногие компании (всего 4 в мире) могут похвастаться 100-летним опытом и знаниями в проектировании и производстве автомобилей.

Этот значок появился на радиаторах автомобилей, сделанных в Млада-Болеслав после Первой мировой войны; дизайн был разработан рекламной компанией Блеча в Млада-Болеслав

Символ Laurin & Co.’s слияние Klement с Skoda Pilsen.

Первоначальная версия знаменитой крылатой стрелы – логотипа компании

Все началось в 1895 г., когда два молодых человека объединили усилия по производству велосипедов и мотоциклов в семейное предприятие, названное Laurin & Klement. К 1905 г. был выпущен первый автомобиль фирмы. Уже на раннем этапе производство автомобилей Шкода стало очень успешным. В 1925 г., сразу после слияния с фирмой Skoda Pilsen, изменился уровень качества. Началось производство новых превосходных автомобилей. Автомобили компании били рекорды на международных соревнованиях.

Автомобиль ФКР в начале гонки в Опатии в 1911 г. с Отто Хиронимусом, его разработчиком, за рулём. Стоит ли спрашивать почему автомобиль прозвали "Гроб"?

Лондон, 1911 Laurin & Klement Type S и Франтизек Томан, глава отделения Laurin & Klement в Лондоне

Бурное развитие замедлилось лишь после Второй Мировой войны, за которой последовал период социализма, однако руководство фирмы смогло оставаться в курсе технических новинок Запада. В 1991 г. предприятие Skoda Auto восстановило традиции прошлого и вновь вышло на мировой рынок под крылом концерна Volkswagen.
Годы непрерывного развития технической базы позволили выпустить уникальные автомобили, способные отвечать высоким эстетическим и техническим требованиям.

Семейное предприятие Laurin & Klement

История фирмы начинается с конца 1895 года. Механик Vaclav Laurin и бухгалтер Vaclav Klement, оба увлеченные мотоциклисты, начали выпускать велосипеды собственной конструкции, назвав их патриотично – Славия.

Этот автомобиль был доставлен Шкодой к Эугену Шнайдеру, важному акционеру группы, в Париже в июле 1926

Легковой автомобиль с откидным верхом на шасси 860 типа, корпус автомобиля сделан в мастерской J. O. Jech в Праге

Их дела шли благополучно. К 1899 г. фирма Laurin & Klement Co. начала производство мотоциклов. Гонщики одержали первые победы в международных соревнованиях.

Эта Skoda 420 Стандарта, когда её начали выпускать стоила 29 800 крон. В то время хорошая ежемесячная зарплата составляла 1 000 крон

На рубеже веков компания предприняла еще один важный шаг, — был взят курс на производство автомобилей.

Первый автомобиль 1905 года

[v4]Уже самый первый автомобиль, Voiturette A, имел коммерческий успех, тем самым став символом истории чешского автомобилестроения. Благодаря своим ноу-хау и опыту компания очень скоро заняла стабильное положение на развивающихся мировых рынках. Laurin & Klement способствовало утверждению позиций Богемского королевства как наиболее промышленно развитого региона Австро-Венгерской монархии.

1907г. – акционерное общество Laurin & Klement

В ходе развития фирме стало тесно в рамках семейного предприятия. Пришло время перейти на новый уровень. В 1907 г. основатели преобразовали L & K в акционерное общество. Прогресс привел к созданию новой модели – Faeton. После 1914 г. компания принимала участие в производстве военной продукции.

Шкода 633, изготавливалась с 1931 и до 1934. В общей сложности было произведено 504 единицы этого типа с кузовом типа седан, двухдверным, и с откидным верхом. А также некоторыми сервисными версиями, такими как небольшие грузовые платформы

Skoda Superb OHV после обновления корпуса в 1939

Слияние со Skoda Pilsen в 1925 г.

[v3]Для укрепления и сохранения своих позиций, а также модернизации производства, L & K искали сильного партнера.

В 1925 г. L & K вошла в состав крупнейшего промышленного предприятием региона, Skoda Pilsen. На этом закончилась история марки Laurin & Klement и появилась новая компания — Skoda. Результат – конвейерное производство элегантных автомобилей, оснащенных множеством великолепных элементов и выигрывавших международные соревнования.

Великая Депрессия замедлила развитие Skoda, но не остановила его. Появилась еще одна удачная модель – Popular.

Период оккупации

[v2]В трудные годы Второй Мировой войны Skoda стала частью экономической системы Третьего Рейха. Ее производственная программа была изменена для изготовления военной продукции.



Несмотря на множество проблем, фирма смогла выпустить еще одну изысканную модель – Skoda Superb.

Социализм и плановая экономика

С окончанием войны произошли перемены. Работа всей промышленности планировалась централизованно. Обмен информации с развивающимися западными партнёрами были прекращены. Переименованная в национальное предприятие, AZNP Skoda, фирма стала монополистом на рынке частных автомобилей Чехословакии.

Успешные модели 1950-х – 1960-х

[v1]Благодаря прочной базе, традиционным процессам производства и прошлым успехам Чехословакия смогла развиваться и в послевоенный социалистический период, несмотря на информационный вакуум и влияние существующего общественного устройства.



Появились новые модели – Tudor, Spartak и Octavia. Однако с появлением на Западе в 1960-е годы новых технологий промышленность страны стала отставать.

После Пражской весны, 1968/69 г.

Начиная с 1970 г. в экономике страны начался застой. Завод смог сохранить лидирующее положение только на рынках восточноевропейских стран. Прорыв наступил лишь в 1987 г. с выпуском новой модели – Favorit.



Преобразование Skoda

Политические перемены в 1989 г. изменили экономическую обстановку. Skoda начала искать сильного зарубежного партнёра для инвестиций и технологической поддержки.




В декабре 1990 г. правительство выбрало в качестве партнера концерн Volkswagen. 16 апреля 1991 г. Skoda присоединилась в качестве четвертого брэнда к концерну, уже объединявшему марки Volkswagen, Audi и Seat.

Продолжалось дальнейшее развитие компании. Благодаря взаимодействию с западными партнёрами и новому экономическому мышлению Skoda провела мероприятия по модернизации техническо-производственной базы. В результате этого появилась конкурентоспособная модель — Felicia. За ней последовали и более успешные модели – Octavia, Fabia и гордость компании – Skoda Superb.



В настоящее время фирма кроме легковых автомобилей выпускает грузовики, автобусы, авиационные двигатели и сельскохозяйственные машины.

Вехи истории Škoda

Фундамент всемирно известной фирмы Škoda был заложен в далеком 1895-м, когда жители чешского городка Млада Болеслав – Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент создали компанию по производству велосипедов. Двухколесный транспорт под именем Slavia пришелся ко двору, что привело к увеличению выпуска продукции и росту амбиций предприимчивых компаньонов. Осознавая «радужные» перспективы моторных видов транспорта, они переключились на мотоциклетную тему. Первый образец – по сути велосипед с примитивным двигателем внутреннего сгорания – увидел свет в 1899-м. Новинка от Laurin&Klement, как к тому времени стала называться компания Slavia, тоже оказалась успешной и востребованной. А потому пригодной для освоения внешнего рынка. Уже через год во многих европейских государствах о продукции Laurin&Klement знали не понаслышке. За десять лет было выпущено свыше 4 тыс. мотоциклов. Прибыли Laurin&Klement росли как на дрожжах, что в конечном счете подтолкнуло компаньонов к покорению новых высот. А именно – к созданию автомобиля.

Вехи истории Škoda

2-х цилиндровый мотоцикл L&K

Первенец чешского автопрома – Voiturette A появился в 1905-м. Под капотом машины стоял мощный по тем временам 2-цилиндровый литровый 7-сильный мотор. Впоследствии различные модификации Voiturette оснащались куда более серьезными 4-цилиндровыми силовыми агрегатами. За три года было выпущено 250 экземпляров Voiturette, что красноречиво говорило о популярности модели. С каждым годом Laurin&Klement набирали все больший вес на европейской арене. Это было обусловлено непрерывным совершенствованием выпускаемой техники и внедрением в производство новых технологий.

Вехи истории Škoda

1905 L&K Voiturreta A

Успех первого автомобиля Laurin&Klement был закреплен новинкой с индексом S, дебют которой состоялся в 1911-м. Простая и надежная машина с передовой жидкостной системой охлаждения двигателя мощностью 14 л.с. быстро получила признание публики. Модель S выпускалась на протяжении 14 лет – до 1925 года. Следующим знаковым продуктом Laurin&Klement стала модель с индексом М. В отличие от предыдущих машин компании, которые были раcсчитаны на широкий круг покупателей, «эмка» классифицировалась как автомобиль премиум-класса. Она была оснащена 4-цилиндровым двигателем в 4713 куб. см мощностью 50 л.с. В числе инноваций значилась, например, такая «экзотика», как динамо-фары, электрический стартер и др. Во время Первой мировой войны этот автомобиль был переоборудован в машину большой грузоподъемности (до 3 тонн) с двигателем объемом около 6 литров. Автомобиль получил маркировку MS и оказал армии большую помощь во время войны. В производстве он оставался до 1920 года.

Вехи истории Škoda

1906 L&K FDL

Наряду с несколькими моделями легковых машин в то время понемногу стали выпускать небольшие грузовики и автобусы. Автомобили экспортировали в Германию, Великобританию, Россию, Новую Зеландию и Японию. После Первой мировой компания из Млада Болеслава, помимо автомобилей, выпускала и иные изделия, например сельскохозяйственную технику, в частности, моторные плуги Excelsior, разработанные совместно с Roudnice company. В послевоенные годы для выживания компании потребовалось объединение с сильным индустриальным партнером. Поэтому в 1925 году Laurin&Klement слилась с компанией Škoda из города Пльзень – машиностроительным концерном, основанным еще в 1869-м Эмилем Шкодой.

Вехи истории Škoda

1906 L&K type C

Именно с этого момента «заходит солнце» Laurin&Klement и начинается настоящая история марки Škoda. На этом этапе производились автомобили сотой серии. Построена «сотка» была на базе классического шасси, а под ее капотом скрывался 4-цилиндровый мотор объемом 1771 куб. см. Многочисленные модификации «сотки» смогли найти своих поклонников и принесли производителю существенную прибыль. После слияния компаний дела холдинга резко «пошли в гору». Одним из ярких плодов сотрудничества стала Škoda 860, появившаяся в 1929-м. Основные технические характеристики новинки были зашифрованы в ее индексе: цифра 8 указывала на количество цилиндров в моторе, а цифра 60 – на его мощность. Несмотря на совершенство конструкции Škoda 860, за четыре года удалось продать всего 49 экземпляров машины. Причина крылась в высокой цене, составлявшей 127 тысяч крон.

Вехи истории Škoda

1907 L&K type F

В 1930 году подразделение Škoda, занимавшееся производством легковых автомобилей, отделилось и стало самостоятельной компанией Škoda ASAP (Автомобильное индустриальное акционерное общество). Во второй половине 30-х годов увидела свет Škoda 420 Popular, модель, которая вскоре стала легендой. Это был компактный автомобиль весом всего 650 кг, развивавший скорость 80 км/ч при расходе 7,5 л на сотню. Причем продавался он по сенсационной цене – порядка 18 тысяч крон, в зависимости от модификации. После оккупации во время Второй мировой войны «легковая» Škoda перешла под начало немецкой промышленной группы Hermann-Goering-Werke и переключилась на выпуск военной продукции – внедорожных машин, гусеничных тягачей и т.д. Из наиболее востребованных гузовиков Škoda того времени стоит отметить модель 256 грузоподъемностью 2,5 тонны. Всего до 1943 года было произведено 2662 автомобиля.

Вехи истории Škoda

1911 L&K type S

По окончании войны компания была национализирована и, изменив название на Škoda AZNP (Национальное предприятие автозаводов), получила монополию на производство легковых автомобилей. Первой послевоенной новинкой стала двухдверная Škoda 1101/1102 Tudor, выпущенная на рынок в 1946 году. Чуть позже появилась и четырехдверная версия грузоподъемностью 300 кг. В 1952-м в производство был запущен четырехдверный седан Škoda 1200. Эта машина с округлым цельнометаллическим кузовом, оснащенная 1,2-литровым двигателем мощностью 36 л.с., символизировала новый виток развития компании Škoda. В пятидесятые годы довольно обширный мировой экспорт автомобилей Škoda сник. Их стали поставлять в основном в страны соцлагеря. Универсалы Škoda 1200, например, работали в СССР в качестве карет скорой помощи. Особым уважением советских водителей пользовались седельные тягачи и самосвалы Škoda. Впрочем, это аспекты совсем другой, «грузовой» истории фирмы Škoda.

Вехи истории Škoda

1911 L&K type Sc

В социалистической Чехословакии подход к модельному ряду поменялся в корне. Сняли с производства представительский «Superb». Родстеры на базе моделей 1101 и 1102 предназначались в основном для экспорта. Да и вообще, привилегия ездить персонально в те времена был доступна лишь партийным функционерам. Несмотря на экономические и политические трудности того периода, компания сохранила относительно высокие стандарты производства, иллюстрацией чего, к примеру, может служить модель Škoda 440, выпущенная в 1955-м и более известная как Škoda Spartak. Машина имела двигатель объемом почти 1,1 литра и мощностью 40 л.с. В 1959 году «перелицованные» легковушки были заявлены под новыми именами. Škoda 440 была переименована в Octavia, 445-я – в Octavia Super, а 450-я модель получила имя Felicia. Абсолютно новый автомобиль Škoda 1000 МВ был представлен общественности в 1964-м. 1000 MB имел 4-цилиндровый двигатель с жидким охлаждением объемом 988 куб. см и мощностью 45 л.с., расположенный в кормовой части кузова. Следующая новинка появилась в 1969-м. Новая Škoda 100/110, ставшая переосмысленным вариантом предшественницы, обзавелась свежими кузовом и интерьером, дисковыми тормозами передних колес, усовершенствованным мотором. Двухдверное спортивное купе Škoda 110 R с двигателем 1,1 л и 62 л.с., появившееся в 1970-м, стало ярким явлением, т.к. идеологически диссонировало с продукцией социалистического автопрома. Седан по имени Škoda 110 LS получил аналогичный двигатель. Купе также послужило основой для создания спортивных версий – Škoda 130 RS и Škoda 200 RS.

Вехи истории Škoda

1913 L&K type Se

Последующая модель Škoda 105/120, представленная в 1976 году, получила совершенно иной уровень модернизации – оигинальные кузов и интерьер. Две базовые модели Škoda 105 с 1-литровым двигателем и Škoda 120 с двигателем в 1,2 л производились во всевозможных версиях: от недорогой Škoda 105 S до престижной Škoda 120 GLS. Бесконечная модернизация семейства 105/120/130 закончилось выпуском последней 120-ки в 1990-м году. На смену ей несколько раньше пришла новая модель – Škoda Favorit, в создании которой принимал участие знаменитый итальянский дизайнер Нуччио Бертоне. Базовая версия Favorit была снабжена 4-цилиндровым двигателем объемом 1,3 л. На основе этой модели был разработан универсал, получивший название Škoda Forman.

Вехи истории Škoda

1914 Excelsior P5

В 1991-м в биографии Škoda произошло знаковое событие: чешская компания вошла в состав немецкого концерна Volkswagen. Первой моделью, выпущенной под патронажем могучего покровителя, сталa Škoda Felicia, представленная общественности в 1994-м. В 1996 году Škoda показала миру лифтбэк, названный в честь выпускавшейся несколько десятилетий назад модели Octavia. В 1998 году было начато производство этого автомобиля в кузове универсал. Очередное пополнение модельного ряда произошло в 1999-м, когда публике был представлен компакт Škoda Fabia. Как и Octavia, Škoda Fabia очень быстро стала популярной, существенно усилив лояльность потребителя к бренду Škoda.

Вехи истории Škoda

1922 L&K type 100

Объезжаем олдтаймеры марки Skoda на её юбилее

Первым автомобилем Шкоды считается Voiturette Type A, хотя в 1905 году он выпущен под брендом Laurin & Klement. Задний привод, двухцилиндровый литровый мотор (7 л.с.), трёхступенчатая «механика» — испытать всё это нам помешал ливень. На снимке везучие коллеги из другой группы.

Сотрясаясь всем хлипким телом, колымага наконец трогается и с натужным воем выползает на дорогу. Её и завести-то было проблемой. Поверни ключ, дёрни специальную «кочергу», воткни передачу подрулевым рычагом от себя и вверх, выжми каменное сцепление и поддай побольше газу. Схему переключения скоростей — не запомнить, не понять. Огромная баранка не крутится. Тормозов, кажется, просто нет. Тащусь в развалюхе на черепашьей скорости и реально рискую жизнями: своей, пассажирской и встречных водителей. Мечтаю, чтобы пытка поскорее закончилась. Не ожидал, что приду к такому выводу, но олдтаймеры, которыми принято безоговорочно восхищаться, могут быть всего лишь плохими старыми автомобилями.

Истязание только началось. Хлещет дождь. Обзорность сквозь запотевшие стёкла стремится к нулю: дворники застыли поперёк лобового (сломаны), круглое боковое зеркальце есть только с водительской стороны. Расчищаю себе амбразуру левой рукой через окно. В повороте едва разъезжаюсь с каким-то расплывчатым седаном. Кстати, ремни безопасности отсутствуют. Зато внешне наша машина симпатичная. Это двухдверка образца 1958 года, называется Skoda 440 Spartak.

Безусловно, машины полувекового возраста следует рассматривать в историческом контексте, как отпечаток эпохи. Но ведь есть, к примеру, 60-летний Citroen DS — инновационный и комфортный даже по сегодняшним меркам. Справедливости ради замечу, что «четыреста сороковая» была популярной моделью — по миру разошлось больше 75 тысяч экземпляров. Жаль, мой пребывает в плачевном состоянии. Половина других олдтаймеров, а их тут дюжина, — тоже едва живы. Есть среди них музейные машины (на них можно кататься только пассажирами) и недобитые автомобили частников. Все вместе мы празднуем 120-летний юбилей марки Skoda на её родине.

Похожий на Super Mario усатый дядька в шляпе безуспешно пытается завести двигатель 1.6 (42 л.с.). Его праворульная Skoda Rapid 1938 года выпуска сдаётся только с четвёртой попытки. Машина натужно трогается, крепкая правая рука водителя выворачивает руль оборота на четыре, левая перебирает три передачи, Rapid набирает крейсерские 30 км/ч. Пол под ногами переднего пассажира вибрирует так, будто вот-вот провалится. Эй, критики современного лифтбека Skoda Rapid! Попробуйте прокатиться на этом!

Владелец Рапида говорит исключительно по-чешски, понятна треть слов. Показывает на автоматический стеклоочиститель — дорогая вещь. Правда, толку от этого дворника. «Марио» обращает внимание на заслонку у верхней кромки лобового стекла: открываешь её, образуется щель на улицу — кондиционер такой. Не очень комфортная, но познавательная поездка завершается парковкой между клумбами задним ходом с открытой дверью, иначе не видно ничего.

Благодарим усача и идём к следующему раритету. Вот он, олдтаймер с большой буквы в прекрасном состоянии! Лимузин Skoda 645, сошедший с конвейера в 1929 году, поражает колоссальным пространством для задних пассажиров. При росте 187 см я вытягиваю ноги во всю длину, но всё равно не дотягиваюсь носками ботинок до барьера, отделяющего водителя. Получилось, лишь когда на роскошном диване прилёг на локтях. Чувствуешь себя баронессой в театральной ложе — нужен веер.

Полностью расслабиться мешают две вещи: беспрестанно ездит по ушам изнывающая рядная «шестёрка» 2.5, у которой лишь 45 сил, и громко крякает при переключении передач трёхступенчатая «механика». Но надень наушники — и не захочешь из Шкоды 645 никуда выходить. Место шофёра, сидящего на таком же диване, впрочем, не манит. Органы управления требуют хорошей физической формы — на четырёхспицевый штурвал приходится наваливаться обеими руками. За руль, однако, сесть необходимо — что там нам ещё предлагают? О, это же «первая» Skoda Octavia, выпускавшаяся с 1959 по 1971 год!

Если внешне древняя Octavia напоминает советский холодильник, то внутри — радиолу. Чувствуешь себя гарантийным человечком из повести Эдуарда Успенского. Передняя панель — жесть. Тут вообще много жести во всех смыслах. Но первейшее впечатление верно — с Октавией намного проще ужиться, чем с её предшественницей, которой является как раз напугавшая меня Skoda 440 Spartak. Олдовая Octavia пережила трансплантацию коробки: вместо неудобного подрулевого переключателя передач хозяин поставил обычный рычаг (это распространённое явление).

Слушаю, как горюет «четвёрка» объёмом 1,1 л (40 л.с.), переключаю коротко нарезанные передачи и задумываюсь. А ведь среди шкодовских олдтаймеров нет ни одной машины с автоматической трансмиссией. Уточняю у чехов, они шутя подтверждают: «Вон у экипажа Voiturette «автомат» — восьмиступенчатый!» Да, двухпедальные автомобили появились у Шкоды уже в новейшей истории. Вспоминаю Opel Admiral A (1965 г.) со 190-сильной «восьмёркой» и двухступенчатым «автоматом», на котором я катался в Рюссельсхайме, то был классный опыт. Здесь пока удовольствие средненькое. Может, ситуацию исправит красненькая Skoda 1100 MBX?

Литровая «четвёрка» (40 л.с.) и четырёхступенчатая коробка сюрпризов не принесли, зато удивили. стёкла! Всё боковое остекление открывается: и треугольные окошки, и водительское, и пассажирское окна, причём последнее опускается вместе со средней стойкой! Кроме того, на потолке, за спинами передних седоков, сделано крепление для ремней безопасности: когда те не используются, втыкаются туда. Задним пассажирам пристегнуться нечем.

Колесить по одному и тому же маршруту в запотевших под дождём старичках надоедает. К тому же пазл сложился: маломощные моторы, трудные в обращении коробки, большие неповоротливые рули, тяжёлые педали, «оранжевый» уровень безопасности, неважное самочувствие автомобилей, затхлые запахи. И ни одного спорткара или «горячей» модификации, хотя в арсенале Шкоды достаточно много и того, и другого. Я же видел это собственными глазами на премьере Октавии RS во время Фестиваля скорости в Гудвуде.

У олдтаймеров не отнять приятной внешности, у них есть любопытные особенности, но… С тоской поглядываю на «ньютаймер» — Superb со 150-сильной «турбочетвёркой» 1.4 и «механикой», который вскоре поменяю на лифтбек с мотором 2.0 TSI (220 л.с.) и «роботом» DSG. Отличная машина готова с ветерком доставить в Прагу. Но не сразу. В программе значится ещё один пункт — заводской музей Шкоды в Млада-Болеславе. Отправляемся туда. Бросим прощальный взгляд на необъезженные раритеты.

В Шкодаград (или Шкодабург?) Млада-Болеслав заезжаем с непарадного входа, минуя все достопримечательности: замки, костёлы, руины, театры. В отрыве от них — обычный заштатный городишко, промышленно-ориентированный. Концентрация автомобилей марки Skoda здесь выше, чем где-либо в Чехии, однако вряд ли превышает 50% от общего числа. (Нет такой тотальной доминанты, как у бренда Dacia в Румынии.) Потребительское отношение к чешской марке на её родине не имеет признаков обожествления, никакого причисления к лику святых не видно. Возможно, кто-то и молится, мастырит обереги от дизельгейта, но делает он это в закрытой келье. Обшарпанные стены комплекса Skoda Museum тому подтверждение.

Ресторан при музее, где мы обедаем, называется «Вацлав». Вкусно ли готовят, не знаю. Вместо трапезы я занимаюсь съёмкой. Коллеги на пищу не жалуются. Имя Вацлав — это два человека, с которых началась нынешняя марка Skoda. У истоков — несчастный чешский пацанёнок. Когда умирает мама, Вацлав Клемент ещё ходит пешком под стол. Мачехе на него плевать. Паренёк с 14 лет хватается за черновую работу и показывает себя способным малым. Перебирается из родного посёлка Велвары в городок Слани, устраивается подручным в книжный магазин, заканчивает школу. Потом — ненадолго Прага, затем — переезд в Млада-Болеслав и другой букинистический.

Вскоре владелец лавки умирает, Вацлав выкупает её, но бизнес загибается — приходится продать, чтоб рассчитаться с долгами. А в 1894 году наш герой делает самое ценное приобретение — дорогущий велосипед Germania VI немецкой марки Seidel & Naumann. Не будь тот велик бракованным (из-за дефекта рамы слетала цепь), легковушек под брендом Skoda нам не видать. «К счастью», Germania сразу ломается. На просьбу о ремонте фирма посылает куда подальше: «Пишите по-немецки! Иначе nicht verstehen!». Молодой активист велодвижения звереет и вместе с приятелем-механиком, тоже Вацлавом, тоже активистом, решает открыть собственную фирму, чтобы спроектировать оптимального двухколёсного коня для себя и на продажу.

В 1895 году Вацлавы, создав компанию Laurin & Klement (L & K), начинают производство велосипедов под патриотичным брендом Slavia, которые пользуются популярностью. Рассрочка, возврат, гарантия, сервис, реклама — всё организовано, и это подкупает. До 1889 года L & K занимается только великами, потом и мотоциклами. В это время инженер и предприниматель Эмиль Риттер фон Шкода — крупный промышленник. Он построил металлургический и оружейный заводы, железную дорогу. О Лаурине и Клементе магнат ничего не знает. Через год он умрёт, так и не познакомившись с ними. И конечно, никто из упомянутой троицы подумать не может, что спустя сотню лет их будет поминать добрым словом очкарик из России, едущий под дождём за рулём лифтбека Skoda Superb в топовой комплектации под названием Laurin & Klement. Ехать и ворчать, что летоисчисление Шкоды вызывает вопросы.

Первый автомобиль Voiturette Type A фирма L & K выпускает в 1905-м. Если считать от него, то чешской марке 110 лет. Ещё есть история концерна Эмиля Шкоды — первую фабрику он купил в 1869-м. При таком раскладе Шкоде 146 лет, но это совсем некорректно, ведь легковыми автомобилями предприниматель вообще не занимался вплоть до своей кончины. Другая памятная дата — переход L & K под крыло гиганта Skoda Plzen и переименование в Шкоду, случившиеся 27 июня 1925 года, 90 лет назад. В общем, празднуем в любом случае, но официальные «120» получаются только с большой натяжкой. Некоторым оправданием может служить тот факт, что велосипеды под маркой Skoda выпускаются по сей день.

Историю Шкоды преподносят как «120 лет успеха». Однако далеко не всё и не всегда шло гладко: вынужденная работа на нацистов, социалистический период и кризис после него. Да и где была бы сейчас Skoda, не купи её в 1991-м Volkswagen? Например, она могла стать очередной производственной площадкой Renault и выпускать Twingo. Или с неясной перспективой перейти в собственность BMW. Да-да, правительству Чехословацкой Республики поступали и такие предложения. Но выбор пал на VAG, и мы имеем что имеем — компанию, отсчитывающую дни рождения с момента основания велосипедной фирмы Laurin & Klement, от которой остались только название дорогущей комплектации, памятник и ресторан «Вацлав». Хотя вру, есть ещё масса рекламных постеров, адресованных России дореволюционной эпохи.

Skoda — марка автомобилей, производящихся в Чехии одноименной компанией, входящей в концерн Volkswagen.

Основы будущего автосборочного предприятия Skoda в Млада Болеславе положил завод по производству велосипедов, открытый в 1895 году Вацлавом Клементом и Вацлавом Лаурином. Компания Laurin & Klement Co. в 1899 году начала производство мотоциклов. В 1905 году на предприятии развернут выпуск автомобиля Voitorette A. Спрос на технически совершенные и надежные машины был высоким, вскоре чешская марка стала известна по всей Европе. Качество сборки, ноу-хау и запчасти Skoda высоко оценили механики и автовладельцы Старого Света. Необходимость расширения производства привел двух Вацлавов к решению преобразовать бизнес в акционерное общество. Увеличение капитала позволило освоить производство новой модели Faeton.

В 1925 году компания Laurin & Klement была включена в корпорацию «Шкода-Пльзень» (Skoda Plzen). Результатом объединения стал массовый выпуск автомашины Skoda, конструкция которой вобрала целый ряд технических новшеств, отличалась изысканной отделкой и лидировала в нескольких соревнованиях. Великая депрессия не остановила конвейер передового предприятия. В 1930-е годы выпущена еще одна удачная модель — Popular.

В годы Второй мировой войны на заводах чешской компании хозяйничали немцы, переведя их на выпуск военных грузовиков, гусеничных тягачей и штабных автомобилей. Этим объясняется то, что бомбардировщики союзников серьезно разрушили предприятие.

В социалистической Чехословакии, благодаря мощной технологической и производственной базе, выпуск автомобилей был восстановлен. В короткий срок была развернута сборка новых легковых моделей — Tudor, Spartak и Octavia, которые лидировали по качеству в социалистическом лагере и соперничали с западными аналогами. Технологии, агрегаты, автозапчасти Skoda были примером для собратьев по народной демократии. К середине 1960-х железный занавес и скудность капиталовложений привели к отставанию технологий Skoda от западноевропейских производителей. Основным рынком сбыта автомобилей марки остались Восточно-европейские страны. Оживление в конструировании началось только в 1987 году с разработкой модели Favorit.

С падением коммунистической системы правительство выбрало один из западных автоконцернов для партнерства в дальнейшем развитии предприятия. В 1991 году компания Skoda вошла в созвездие брендов Volkswagen-Audi Group AG. Узлы и запчасти Шкода были унифицированы с немецким гигантом. Быстро проведенная дорогостоящая модернизация привела к выходу первой конкурентоспособной машины на мировом рынке — Felicia. Вскоре появились и быстро завоевали признание покупателей марки Octavia, Fabia, а позднее — седаны E-класса Superb и Montreaux.

Марка Шкода давно известна россиянам. Skoda Felicia выпускается на заводе Volkswagen в Калуге. Сеть дилеров и сертифицированных центров, ведущих техобслуживние и продающих автозапчасти Шкода, охватывает большинство регионов России
объявления Красноармейск

Шкода (Skoda)


Фирма была основана в начале 1895 года Вацлавом Лаурином и Вацлавом Клементом. Названа она была Slavia. Сначала это небольшое предприятие занималось производством и ремонтом велосипедов. Наверное, предприятие так и продолжало бы заниматься этим средством передвижения. Но в один прекрасный день владельцам пришла в голову мысль вмонтировать под раму велосипеда небольшой мотор.

Уже в конце 1898 года под маркой Laurin&Klement был выпущен первый мотоцикл, достаточно надежный для ежедневного использования. По этому поводу газета Allgemeine Automobil Zaitung написала так: «Нисколько не преуменьшая заслуг братьев Вернер из Франции, в Чешском королевстве фирму Laurin&Klement можно по праву определить как создателя мотоцикла. Если французы присоединили двигатель к обычному велосипеду, при этом, даже не изменив его линию, то чехи пошли другим путем. Они построили велосипед вокруг двигателя. Конечно, идея была одна, но подошли к ней по-разному. Чехи подчеркнули принцип автомобиля, а французы – велосипеда. Правы оказались чехи».

Уже через три года с конвейера сошла принципиально новая модель мотоцикла на трех колесах. Она была способна развивать скорость до 40 километров в час.

Вместе с успехом появились и новые проблемы. Для производства автомобилей нужны были инвестиции. Потребовалось новое оборудование, здание и земля под строительство.

В 1907 году партнеры начали преобразовывать фирму в акционерную компанию.

Уже 19 июля того же года партнеры зарегистрировать фирму как акционерную компанию «Laurin&Klement». Завод фирмы располагался в Млада Болеславе.

Торговые представители фирмы радовались успеху новой модели F. Это была модель с четырехцилиндровым двигателем объемом 2438 кубических сантиметров и мощностью 21 лошадиных сил. Более того, на автомобиле впервые было установлено магнето-зажигание высокого класса со свечами.

Их ожидания оправдались. Начиная мая 1907 года и до октября 1909 года было продано 371 автомашин.

Существовало несколько версий этого автомобиля. Были как автомобили с пассажирским кузовом, так и со специальным. Примером такого специального автомобиля может служить легкий автобус. В то время в компании его называли «омнибас».

Затем партнеры соединили в одном картере два четырехцилиндровых блока. В результате этого на свет появился очень необычный автомобиль Laurin&Klement FF. Он стал первым восьмицилиндровым автомобилем в Центральной Европе.

В 1907 году автомобили фирмы приняли участие на выставках в Санкт-Петербурге, Берлине, Париже и Лейпциге. Постоянные представительства фирмы были открыты в России, Великобритании, Италии и Германии. Внутри империи фирма имела подразделения в Вене и Праге. Новое отделение было открыто в Будапеште.

Те успехи, которые были достигнуты в спортивных соревнованиях, доказывали высокое качество продукции фирмы. Так, например, автомобилям фирмы удалось одержать победу в автогонке на вершину Семмеринг. Это было одно из самых престижных соревнований в стране.

В 1908 году предприятие выпустило последнюю модель с двухцилиндровым двигателем. Далее уже выпускались исключительно автомобили с четырехцилиндровыми двигателями.

В том же 1908 году фирма L&К смогла доказать, что она может выполнять вполне конкретные заказы. Администрация Черногории объявили тендер на изготовление автомобилей, которые могли бы перевозить пассажиров и почту по крутым и узким дорогам с большим количеством ограниченных поворотов. Именно такие дороги связывали внутреннюю часть страны с Котором. Фирма выиграла этот тендер. Были предложены автомобили с укороченным шасси. Кабина водителя в них располагалась над двигателем.

В 19009 и 1910 годах магистрат города Вены заказал фирме 100 автомобилей – такси. Эти автомобили проработали много лет. Некоторые из этих автомобилей можно было встретить на улицах Вены даже в 1928 году. В 1911 году началось производство нового автомобиля модели S. На них устанавливался двигатель мощностью 14 лошадиных сил. Эти автомобили были очень популярны не только в самой стране, но и за границей. Особенно известен был этот автомобиль в России, куда в то время продавалось 35% всех выпущенных машин. Филиалы фирмы были созданы в Москве, Петербурге, Ростове и Киеве. Очень крупные партии автомобилей фирмы уходили в Англию, Германию, Мексику, Австралию, Китай и Японию.

Но компания выпускала не только грузовые и легковые автомобили. В разное время выпускались авиационные двигатели (в том числе самолеты), гоночные автомобили, дорожные катки, стационарные двигатели для производства электроэнергии и многое другое. Для автомобильных компаний это было очень нетипично.

С годами качество автомобилей фирмы все более и более улучшалось. Во время Первой Мировой войны компания занималась выпуском военной техники.

27 июня 1925 года было принято решение о слиянии акционерного общества Skoda и компаний Laurin&Klement. Владельцем завода в Млада Болеславе стала Skoda.

Это привело к тому, что появилась необходимость в новом товарном знаке (торговой марке), который охранялся бы законом. По этому поводу существовало множество различных домыслов и слухов.

Было предложено использовать в качестве символа голову индейца. Возникает вполне резонный вопрос – откуда взялись индейцы в Чехии? Оказалось, что когда владелец фирмы Эмиль Шкода (Emil Skoda) путешествовал по Америке, его сопровождал верный индеец. В кабинете Шкоды висел профиль этого индейца. На основе этого портрета было разработано рельефное изображение. Такое изображение было в кабинетах многих руководителей фирмы. Прижилась и крылатая стрела. Она стала символизировать скорость и эффективность. За это надо благодарить локомотивы «Шкоды», на которых впервые появилась эта торговая марка.

Фирма открыла огромное производство. На заводах концерна изготавливались электрогазовые автомобили, огромные трейлерные тягачи, бронированные автомобили, машины «Тиллинг-Стивенс», двигатели для самолетов и стационарные двигатели. Производились даже дорожные тракторы.

В конце 20-х годов самым основным легковым автомобилем, который выпускался на заводе в Млада Болеславе, стала небольшая машина «Шкода 110». С 1925 по 1929 года было выпущено 2985 таких автомобилей. Этот автомобиль постоянно модернизировался и улучшался.

Предприятие одним из первых в Чехословакии перешло на производство с использованием сборочной линии. До этого на такую технологию перешел только известный обувной фабрикант Бата. Это было такой сенсацией, что к фирме проявили интерес все журналы и газеты страны. В начале 1030 года при помощи этой линии производство достигло 25 машин в день. После того, как была введена трехсменная работа и произведены некоторые модификации сборочной линии, проеприятие стало выпускать в день уже 95 машин.

Первыми моделями, которые получили торговый знак «Шкоды», были 4R и 6R. Они существенно улучшили ситуацию, которая и до этого была совсем неплохой. Самым главным достоинством этих автомобилей стала унификация и стандартизация деталей – рулевой части, осей, коробок передач и многих других частей автомобиля.

В 1930 году фирма «Шкода» сумела занять в стране третье место по количеству легковых автомашин и второе место по общему количеству автомобилей, выпускаемых фирмой. Это положение было решено изменить, несмотря на то, что фирма всегда считала приоритетом качество, а не количество.

1 января 1930 года завод в Млада Болеславе вошел в АSAP («Акционерная компания автомобильной промышленности». Штаб-квартира этой фирмы располагалась в Праге. В состав компании вошли «Элка» - ремонтное предприятие, находящееся в Праге, автомобильное подразделение в Пльзене, завод п производству легковых машин в Млада Болеславе, а так же все коммерческие представительства, предприятия по ремонту и филиалы. Все акции фирмы принадлежали компании в Пльзене. Предприятие снова получило название «завод Шкода». Возглавил предприятие инженер Ян Новак.

Уже через четыре года появилась на свет Skoda-Popular, в которой была установлена новая система трансмиссии. Автомобильный рынок был потрясен этим автомобилем. На этой машине был выигран второй заезд на ралли в Монте-Карло в 1936 году. Впоследствии этот автомобиль сменила сначала Skoda Favorit, а потом Skoda Spartak (Skoda 1101) с двумя дверями. После то, как в течение пяти лет автомобиль усовершенствовали, он превратился в прекрасно всем известную автомашину Octavia.

Очень скоро была выпущена следующая модель – Felicia. С 1964 по 1988 год фирма выпускала модели, у которых мотор устанавливался в задней части кузова. Мотор занял свое привычное место только в моделях «Форман» и «Фаворит».

Но, наверно, самое важное событие в истории фирмы «Шкода» произошло в 1991 году. Именно тогда она вошла в состав огромного германского концерна «Фольксваген Групп».

В результате этого сначала появился новый автомобиль «Фелиция», а чуть позже – «Фабия» и «Октавия».

Самым последним достижением фирмы Skoda Auto стало второе рождение автомобиля Skoda Superb, который встал во главе модельного ряда. Появление этого автомобиля ознаменовало возвращение фирмы в класс представительских автомобилей. Свое название автомобиль получил от модели, которую фирма выпускала с 1934 по 1949 годы.

Слово Superb во многих европейских языках означает благородный, эффективный, величественный. Это свое название автомобиль полностью оправдал.

В наше время на предприятиях фирмы работает около 18 000 человек. Кроме того, благодаря этому предприятию, так или иначе, существует около трети всех рабочих мест в Чехии. Продукция этого предприятия обеспечивает 9.6% всего экспорта республики. 80% всех автомобилей фирмы экспортируются в 64 страны мира.

Читайте также: