Самые известные скульптуры лансере

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Сестра художника Мария Александровна вспоминала: «Вырезал он артистически из карт лошадей и всадников. У него были целые полки рыцарей, казаков… Но Жене не нравилось, что видно ребро карты наверху лошадок, и он принялся, с большим трудом, конечно (воск ведь тверд), лепить, просто вставляя спички для ног лошадки… Первая его крошечная группа (с какой-то гравюры) была лошадь-мать, отбивающая своего жеребенка от волка. Лошадь была выкрашена белой краской, жеребенок — черной, волк — коричневой, с красным языком, а трава зеленая. Было это, вероятно, в 1859 году». Впрочем уже первые его опыты в лепке были настолько успешны, что в том же 1859-м он, одиннацатилетний, создал свою первую восковую «тройку», которая была подарена наследнику престола, будущему императору Александру III.

Большое влияние на судьбу Евгения Лансере оказал переезд в Санкт-Петербург в 1861 году. В год переезда отец, Александр Павлович, сумел познакомить сына с Иваном Айвазовским и одним из лучших на тот момент создателей анималистической скульптуры, автором знаменитых коней на Аничковом мосту Петром Карловичем Клодтом. Оба художника высоко оценили творчество юного скульптора и посоветовали его отцу не отдавать мальчика учиться в профильное художественное заведение, чтобы там не испортили его природный талант.

Судя по всему, совету Александр Лансере последовал, так как дальнейшее образование Евгений получал во 2-й классической гимназии Петербурга, а затем, в 1864–1870 учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и даже работал переводчиком в Министерстве финансов. Однако стремление развивать свои художественные навыки его не покидало. С середины 1860-х годов, Евгений Лансере начал представлять свои работы в Императорской академии художеств и вскоре получил звание классного художника II степени. В 1869 году он становится художником I степени, а в 1876 году получает звание почетного вольного общника.

Профессионально художественному ремеслу Евгений Лансере не обучался, но и назвать его художником-самоучкой все же нельзя. Одновременно с занятиями в университете он много и плодотворно работал в мастерских известных петербургских скульпторов, в том числе в мастерской выдающего мастера кабинетной скульптуры Николая Либериха. В 1867 и 1876 годах он дважды ездил в Париж изучать художественное литье.

Умение работать с формой, композиционное совершенство и внимание к деталям быстро сделали Евгения Александровича востребованным и популярным автором кабинетной скульптуры. И если в 1860-е годы его работы преимущественно создавались по заказам, то в 1870-х многие его модели стали использоваться для создания серийных форм. Большую роль в популяризации и распространении творчества Евгения Лансере сыграл владелец литейной фабрики Феликс Шопен, в конце 1870-х годов купивший у скульптора ряд моделей, среди которых были знаменитые «Прощание казака с казачкой» и «Ловля дикой лошади».

В 1883 году Шопен отправил Лансере в Алжир. Именно после этой поездки скульптор создал целую серию арабских сюжетов, работ так называемого алжирского цикла. Несмотря на слабое здоровье, Евгений Александрович много путешествовал. И не только за рубежом. Большое количество сюжетов он вынес из своих поездок в Башкирию, по Волге и Кавказу. Главные темы его творчества, однако, оставались неизменны: этнографические и жанровые сценки и изображение военных. Всегда на лошади.

С тем же пристальным вниманием и точностью, используя в качестве подготовительного материала собственные зарисовки и фотографии, он изображал лошадей. Благо материала для подобных изображений у него было немало. Помимо своей работы в министерстве и творческой деятельности, Евгений Лансере занимался разведением лошадей. Занимался всерьез и довольно долгое время. Уже в 1877 году жена художника Екатерина Николаевна Бенуа-Лансере писала родителям в Петербург: «Женя начал работать, делает портрет своей лошади. Он очень доволен коннозаводством, у них 9 жеребят, один лучше другого». А в 1884 году он выкупил в собственность усадьбу Нескучное с половиной конезавода. Именно там, в Харьковском уезде, он и провел свои последние годы. 23 марта (4 апреля) 1886 года Евгений Александрович Лансере умер в Нескучном от чахотки.

Несмотря на долгую болезнь скульптора, из-за которой в последние годы жизни он почти не занимался творчеством, наследие Евгения Александровича Лансере составляет около 400 произведений — скульптура, малая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства. Сам он не занимался отливкой, работая в основном с восковыми моделями, однако отливкой его произведений в серебре и бронзе занимались крупнейшие литейные фабрики страны — Овчинникова, Сазикова, Богуна, Грачёва, Соколова, Шопена, Днипнера. Сегодня его кабинетная скульптура по-прежнему высоко ценится коллекционерами и рынком и является своеобразным эталоном жанра.

Работы Евгения Лансере экспонировались при жизни скульптора на выставках в залах Академии художеств в Петербурге (1869–1874), международных художественных выставках в Лондоне (1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), в «Русском отделе» Всемирной выставки в Вене (1873) и Антверпене (1885). Ретроспективные выставки автора, приуроченные к 100-летнему и 150-летнему юбилеям со дня его рождения, прошли в 1949 и 1998 в Государственной Третьяковской галерее.

Творчество скульптора представлено во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Национальном музее «Киевская картинная галерея» (бывший Киевский музей русского искусства), многочисленных частных коллекциях в РФ, Китае, США и странах Европы.

Финансовые показатели

Тройку самых дорогих работ Евгения Лансере составила скульптура, проданная в 2010–2012 годах в Нью-Йорке аукционным домом Sotheby’s: «Катание на тройке» показала результат $206 500 (2012), «Арабская игра на лошадях» была продана за $326 500 (2010). За самую дорогую скульптуру Лансере — «Арабские конные игры» — в 2011 году частный коллекционер заплатил, с учетом комиссии аукционного дома, $482 500. Следует отметить, что 19 из 20 самых дорогих работ скульптора были проданы Sotheby’s и Christie’s (Нью-Йорк и Лондон), и лишь одна — аукционным домом Stockholms Auktionsverk (Стокгольм). Также отметим, что большинству успешно проданных работ сопутствовал хороший провенанс — в частности, скульптура «Катание на тройке» (результат $206 500) ранее была подарена итальянским королем Умберто I (1844–1900) президенту Сената Италии графу Доменико Фарини.

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано Не продано, шт.
Шт. %
1986–2006 335 256 76 79
2007–2015 274 186 68 88
2016–2020 132 85 64 47

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано Не продано, шт.
Шт. %
Великобритания 310 254 82 56
США 125 84 67 41
Франция 125 82 66 43
Германия 52 34 65 18
РФ 34 16 47 18
Бельгия 26 18 69 8
Швеция 16 12 75 4
Дания 12 7 58 5
Швейцария 9 7 78 2
Австрия 6 3 50 3
Эстония 5 0 0 5
Украина 4 2 50 2
Польша 4 2 50 2
Монако 3 1 33 2
Канада 2 2 100 0
Финляндия 2 2 100 0
Италия 2 1 50 1
Испания 2 0 0 2
Румыния 1 1 100 0
Израиль 1 0 0 1

Таблица 3. Повторные продажи

Результаты повторных продаж Евгения Лансере не показательны по трем причинам. Во-первых, на публичном рынке таковых состоялось всего две (основная масса приходится на частный дилерский рынок), что не дает возможности хоть сколько-нибудь полагаться на данные статистики. Во-вторых, оба аукционных прецедента относятся к неудачному времени и географии: в середине 1990-х аукционный рынок РФ переживал период формирования, а покупатели провинциального аукционного дома в штате Миссури, США, в середине 2000-х могли и не оценить по достоинству работу классического русского скульптора (по этой же причине расширенная география продаж Лансере не является признаком стабильности на всех международных рынках — основными рынками для него все равно остаются РФ, Великобритания, Германия и Франция). В-третьих, для скульптуры XIX века характерен долгосрочный период владения, что не было выдержано владельцами: в обоих случаях период между покупкой и продажей в 12 месяцев говорит о спекулятивной природе сделок, что не всегда приводит к положительному результату с антиквариатом.

На текущем, 331-м AI Аукционе выставлена бронзовая скульптура «Линейный казак с казачкой».

Династии мастеров: Лансере


У каждой эпохи, во все времена, были свои герои, выдающиеся люди, которые прославляли ее. Они отображали свою эпоху в своих произведениях – художники в живописи, скульпторы в скульптуре, архитекторы в архитектуре. И тем самым они прославляли свое время и свое имя в веках.

По их произведениям, по их работам определялась эпоха, на их примерах делались учебники, изучалась история страны, мировая культура, это такие имена как Доминико Трезини, Франческо Бартоломео Растрелли, Федот Иванович Шубин, Василий Петрович Стасов, Иван Петрович Мартос.
Наравне с ними, в их время, работали, ваяли, писали и другие скульпторы, художники, архитекторы, чьи имена незаслуженно забыты в наше время. Хотя их работы не уступают по художественной ценности тем известным и поныне художникам и т.д., а некоторые даже и превосходят. Об одном из таких незаслуженно забытых ваятелей, Евгении Александровиче Лансере, и хотелось бы рассказать.


Евгений Александрович Лансере все свое творчество посвятил скульптуре малых форм, жанровой скульптуре. Небольшие скульптурные композиции привлекают внимание разнообразием тем, острой наблюдательностью в изображении, интересными бытовыми деталями. Темы художник находил в своих многочисленных путешествиях. Он изъездил всю Россию, побывал на Украине, в Башкирии, в Киргизии, совершил путешествие по Ближнему Востоку. Результатом поездок являлись его работы, вдохновленные новыми впечатлениями. Лансере влекут мир кочевых народов, их обычаи и нравы. С большой точностью воссоздаются народные костюмы, снаряжение всадников, их оружие, предметы быта.

Каждая скульптурная композиция Е.А. Лансере – это небольшой рассказ, насыщенный подробностями. И для каждого скульптурного образа художник находит выразительную форму. Главное место в творчестве Е.А. Лансере занимала жанровая скульптура. Художника интересует обыденная жизнь человека, его каждодневный труд.

Почти все работы Е.А. Лансере отлиты в бронзе. Бронза хорошо поддается окончательной обработке, и это качество металла отлично отвечало ювелирной тонкости, необыкновенной тщательности в проработке деталей. Многочисленные отливки скульптур были широко распространены в России и за ее пределами, что способствовало большой популярности творчества Е.А. Лансере. Из его более чем 400 произведений часть работ утеряна, развезена по разным странам, вывезена за границу после революции и гражданской войны, а также похищена. На данный момент произведения Е.А. Лансере хранятся во многих частных и государственных коллекциях мира, в том числе в Тамбовской картинной галерее и Моршанском историко-художественном музее.

Евгений Александрович Лансере родился в городе Моршанске, который является промышленным и культурным городом Тамбовской области. Моршанцы по праву гордятся своим краеведческим музеем. История создания Моршанского краеведческого музея неотделима от имени замечательного краеведа П.П. Иванова, собравшего еще в дореволюционное время исключительно богатые коллекции по истории, природе, экономике и культуре города и уезда.

Евгений Александрович очень много работал, по несколько часов без перерыва и это сказалось на его здоровье, он заболел, болезнь прогрессировала, и тогда Лансере покупает дом в Нескучном, недалеко от Харькова. Для содержания семьи и дома требовались деньги, поэтому работа не прекращалась, и лишь только кашель вынуждал его оставить работу на время. Теплый климат удлинил жизнь Лансере, но туберкулез не отступал и в 1886 году, 24 марта, Евгений Александрович Лансере умер. Панихида прошла 26 марта в 12 часов дня в соборе Николы Морского.
За свою недолгую жизнь Лансере создал около четырехсот произведений. В последнем десятилетии своего творчества Евгений Александрович исполнил несколько скульптурных портретов: бюст художника А.Н.Бенуа в детстве и бронзовый бюст бабушки скульптора О.К.Лансере. Для обеих работ характерно очень внимательное отношение скульптора к передаче индивидуальных черт лица портретируемого. С большой теплотой воссоздан образ О.К.Лансере: скромно одетая пожилая женщина с умным, внимательным лицом. Эти бюсты не велики по размерам.
15 февраля 1886 года, незадолго до смерти Лансере, в Петербурге, в помещении Общества поощрения художеств, открылась его персональная выставка, на которой было представлено около 60 работ. На этой выставке, как и на предыдущих, в которых участвовал Лансере, перед современниками предстало самобытное дарование мастера, внесшего значимый вклад в развитие русской скульптуры своего времени.

Интересны его родственные связи.

Его женой была Екатерина Николаевна Бенуа (1850 - 1933) которая помогала ему по работе, она дочь архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813 - 1898) и сестра известных художников и историков искусства Альберта, Леонтия и Александра. Все дети Е.А.Лансере прекрасно рисовали, а трое стали знаменитыми: Евгений Евгеньевич Лансере (1875 - 1946) и Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884 - 1967)- художниками, а Николай Евгеньевич Лансере (1879- 1942) - архитектором.


Евгений Лансере ваял коней и пил кумыс

Есть на Волге живописный городок Рыбинск, упоминаемый в летописях с одиннадцатого века. Он прославился как один из крупнейших речных портов центра России. В народе его окрестили бурлацкой столицей. Столетиями город служил перевалочной базой при транспортировке зерна, рыбы и других грузов. Сегодня там производят авиационные моторы, строят суда, обрабатывают дерево, выпускают известные на всю страну спички.

журнал "Русский сувенир"

Говорят, что история - это «воскрешение памяти». Памяти о событиях и людях, их вершивших. Но история всегда будет оставаться субъективной без подтверждения документальными и вещественными источниками. Реставрация памятников культуры и искусства помогает ученым восстановить недостающие звенья в цепочке человеческой памяти.

- Упала Эйфелева башня?
- Нет! Разбита бронза Лансере!

Именно с этих слов начался мой телефонный разговор с убитой горем приятельницей, только что вернувшейся из Парижа, где она приобрела в антикварном салоне бронзовую кабинетную скульптуру Е.А. Лансере - знаменитого русского скульптора XIX века. Распечатав доставленную транспортной фирмой посылку, новая владелица едва не лишилась чувств: конная скульптура развалилась на части. В тот же день мы с ней встретились в художественной мастерской моего однокурсника по институту - Евгением Евгеньевичем Лансере - правнуком знаменитого скульптора, прекрасным художником, скульптором и вообще умельцем на все руки. Художественные династии, как и в других видах искусства, - уже давно привычное явление. Знаменитыми представителями этой замечательной семьи были: Зинаида Серебрякова – русская художница, умершая в эмиграции работы которой в последние годы чрезвычайно популярны на мировых антикварных аукционах, ее брат, известный художник, академик - дедушка моего приятеля. Альберт Кавос - строитель Большого театра и семейство Бенуа также связаны с ними семейными узами.

Когда Евгений осмотрел изувеченную работу своего прадеда, он лукаво улыбнулся и сказал, что реставрировать скульптуру будет «дедовским способом», чтобы не повредить старинную патину бронзы, и в заплаканных глазах хозяйки скульптуры загорелся огонек надежды. Через неделю он пригласил нас в мастерскую, где нашему изумлению не было предела. Конная скульптура предстала пред нами в абсолютно восстановленном виде, следов повреждений, а тем более реставрации не было и в помине. Еще неделю назад не верилось, что сорванная с подставки, с искореженными ногами и отбитым хвостом лошадь и поврежденный всадник могут снова стать прекрасным произведением искусства конца XIX века.

Достав семейную реликвию - альбом ручной работы с фотографиями и подписями, составленными самим скульптором, Евгений подробно рассказал нам о работе своего знаменитого прадеда на фабрике Ф.Шопена и подарил счастливой хозяйке скульптуры ксерокопию фотографии с авторским названием композиции и точной датой создания. Многие работы в альбоме сфотографированы еще «на станке» в глине, до снятия с них формы и отливки в бронзе.

Еще неделю назад не верилось, что сорванная с подставки, с искореженными ногами и отбитым хвостом лошадь и поврежденный всадник могут снова стать прекрасным произведением искусства конца XIX века.

Конечно, качеством и ценой они уступают оригиналам Тиффани, который умер в начале XX века, и стоимость его ламп на мировых аукционах исчисляется сотнями тысяч долларов.

Евгений Евгеньевич Лансере
Хорошо быть добрым знакомым такого прекрасного художника и мастера, как Евгений Лансере, и напрямую обратиться к нему в самых сложных ситуациях, а как быть тем остальным многочисленным покупателям и собирателям антиквариата и произведений искусства? Ведь даже работы недавнего прошлого порой требуют реставрации!

МОЙ прадед Евгений Александрович Лансере был знаком со Скобелевым. Не скажу, что они дружили, но встречались, и не раз. И в 1882 г. появился проект памятника. Но прадед пережил своего современника ненамного, поэтому его генерал так и остался на бумаге, что очень жаль. Евгений Александрович был скульптором-анималистом, и лучше его с конными композициями мало кто справлялся.

Скульптор Евгений Александрович Лансере по праву считается одним из лучших мастеров малой пластики второй половины XIX века. За свою короткую жизнь Е. А. Лансере создал около 400 произведений, основную часть которых составляют жанровые сцены с изображением лошадей, русские тройки, спортивные состязания, охоты, сюжеты исторической и военной тематики. Особо интересовала художника жизнь кочевых народов Востока, которую он внимательно изучал во время своих поездок в Крым, на Кавказ, в Киргизскую степь, в Башкирию, в Алжир.

Скульптор не имел специального образования, посещал мастерскую Н. И. Либериха. Начав со школьной скамьи заниматься лепкой фигурок лошадей и людей, быстро усовершенствовался благодаря внимательному изучению натуры. Двукратная поездка в Париж дала возможность Е. А. Лансере видеть образцовые произведения мелкой скульптуры. Материал для творчества доставляли Е. А. Лансере, главным образом, его собственные наблюдения над типами и бытом казаков, киргизов, башкир, кавказцев, с их бойкими и выносливыми конями.

Евгений Александрович Лансере достиг высокого мастерства в своей малоформатной скульптуре для которой характерны этнографическая достоверность, жизненность и поэтичность образов, а также выразительная проработка деталей.

Он работал в основном по заказам частных лиц, отливавших его произведения в бронзе (Шопен, Соколов, Дипнер, Богун) и в серебре (Сазиков, Овчинников, Грачев). Некоторые работы, в том числе произведения декоративно-прикладного искусства (чернильница "Конек-Горбунок", часы "Дед и внучка" и многие другие) были отлиты на Каслинском чугунолитейном заводе на Урале.

Произведения Е. А. Лансере получили широкое признание еще при жизни мастера на Всероссийских выставках 1870 и 1882 годов и на международных выставках в Лондоне, Вене, Филадельфии и Париже. Его работы приобретались многими крупными музеями и частными коллекциями в различных странах мира.

Интересны и его родственные связи. Внук офицера армии Наполеона Павла Лансере, раненного при Бородино в 1812 году и оставшегося в России, Евгений Александрович стал родоначальником широко известной художественной династии. Его женой была Екатерина Николаевна Бенуа (1850-1933), дочь архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898) и сестра известных художников и историков искусства Альберта, Леонтия и Александра. Все дети Е. А. Лансере прекрасно рисовали, а трое стали знаменитыми: Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) и Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) - художниками, а Николай Евгеньевич Лансере (1879-1942) - архитектором.

Умер Евгений Александрович Лансере в 1886 году.


Скульптура Лансере являются подлинным раритетом для коллекционеров антиквариата бронзы и бронзовой скульптуры России и всего мира. Скульптура казаков Лансере пользовалась большой популярностью еще при жизни великого русского скульптора. Русские казаки били воспеты в произведениях многих российских скульпторов. Скульптура Лансере Евгения Александровича высоко ценится среди знатоков старины и антиквариата, а также среди коллекционеров русской художественной бронзы XIX века. Статуэтки Лансере купить не так просто. На антикварном рынке, из-за высокой стоимости подлинных оригинальных изделий Евгения Лансере, зачастую продаются подделки. Где купить скульптуру Лансере оригинал или подлинник ?

Анимализм Лансере


Основным представителем русской анималистической скульптуры второй половины XIX века был Евгений Александрович Лансере (1848–1886). Его творчество теснее, чем творчество Обера, связано с ведущими темами искусства второй половины века. Как и в живописи Верещагина, в произведениях Лансере отразился возникший в 70–80-е годы интерес к жизни и быту нерусских народностей, населявших Россию. Возможно, что интерес к этой теме перешел к Лансере от его учителя Клодта.

«Киргизский косяк на отдыхе» (1880). Скульптура изображает табун распряженных лошадей, пасущихся в степи. Возле лошадей отдыхают, сидя и лежа на земле, два киргиза. Лошади Лансере – это не благородные тренированные кони классического искусства и не бешено скачущие животные романтиков. Это лошади, разделяющие с хозяевами тяготы труда и сейчас вместе с ними отдыхающие. В «Киргизском косяке» немаловажную роль играет этнографический момент. Художник тщательно воспроизвел седло, чепрак и другие элементы сбруи на одной из лошадей, заплетенные в косы лошадиные гривы. Такие детали придают изображению так называемый «местный колорит».

Не менее характерны для творчества Лансере образы русских витязей-всадников. В этой теме он соприкасается с искусством Виктора Васнецова. Обращение к ней так же, как и у последнего, было вызвано стремлением приобщить современное искусство к красоте национальных сказочно-былинных образов. Одним из таких произведений Лансере является «Богатырь» (1885).

Богатырь

Создавая эту скульптуру, Лансере добивался впечатления монументальной внушительности. Содействовать этому должна была монолитная целостность фигур богатыря и лошади. Лансере достиг этого, слив обе фигуры в едином силуэте. Однако впечатление монументальности разрушается из-за множества деталей, введенных в изображение и переданных очень пунктуально. Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер недоговоренности. Не желая впасть в натуралистичность, он использовал детализацию формы для создания декоративного эффекта. Это внесло в скульптуру оттенок прикладничества, почти превратило ее в настольное украшение.

Дмитревский

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Рафаэль-II

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе — своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

Рафаэль-I

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

Фальконе-II

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Фальконе-I

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Серебрякова

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» — величественных

Томский (Гришин)

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Белашова-Алексеева

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Лебедева

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир — из глины

Мухина

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Манизер

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Меркуров

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Андреев

Двадцать лет творческого труда — и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника — столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Ватагин

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках — и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

Эрьзя (Нефедов)

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Шервуд

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается

ГМИИ: пластика малых форм



Статую заказал мастеру герцог Козимо Медичи в 1545 году, и спустя девять лет она была

Северные врата

В исполнении этих ворот Гиберти достигает в техническом отношении еще недостигнутой до него прежними художниками высоты, но стиль его еще не отрешается от стиля тречентистов, особенно

Бюст из Шершеля

Первоначальная догадка перерастает в уверенность: да, это портрет великой Клеопатры! И быть может, единственный ее достоверный скульптурный портрет! Поскольку давно уже оспаривают

Исаак и Авраам: две интерпретации

Несмотря на внешнюю тождественность, оба рельефа диаметрально противоположны, как внутренним содержанием, так и мотивами подробностей. У Брунеллески Авраам порывисто бросается с ножом

Скульптурные портреты Растрелли

Бюст был отлит в 1723 году, но лишь через шесть лет работавший под наблюдением Растрелли гравер Семанж завершил прочеканку деталей одежды, а также изображений на щитках панциря, в аллегорической форме

Статуэтки – изысканное украшение интерьера.

Фарфор издавна был олицетворением изящной и хрупкой красоты. Фарфоровые статуэтки отличаются поэтичностью, эмоциональностью, красочностью. Статуэтки из фарфора ангелов, фей, эльфов, девушек с цветочными корзинами помогают воссоздать романтический колорит.

Лаокоон

Он борется. Он еще борется. Но уже впилась в его бедро, обвившаяся вокруг его руки и руки старшего сына, змея, и все плотнее сжимает свои губительные кольца вокруг попавших в беду людей другая змея

Мать Пирчюписа

Окружив деревню, гитлеровцы произвели повальный грабеж, после чего, согнав всех мужчин в один дом, а женщин и детей в три других дома, зажгли эти дома. Пытавшихся вырваться и бежать фашистские изверги ловили и снова бросали в горевшие дома. Так

Андреевский Гоголь

Но это было лишь начало неприятностей, выпавших на долю памятника. Сразу же после его открытия поднялась невообразимая газетная шумиха. Особенно громко возмущались «Московские ведомости» и «Новое время». Они писали, что

Пластика Эрьзи

Они очень интересны, эти работы, и все-таки в них запечатлено лишь мимолетное — не характер. Не то, что делает человека личностью, определяет его отношение к жизни и миру. Главное в творчестве Эрьзи — это портреты людей сильных

Секретный памятник Опекушина

Произведение, казалось бы, посвященное лицу официальному, должностному, не ученому или поэту, а губернатору Восточной Сибири, получилось возвышенным, одухотворенным, в нем нет налета казенщины.

Работы Триппеля

На цоколе памятника — рельефная сцена: персонаж из древнегреческой мифологии, перевозчик душ умерших через реки подземного царства в мир теней Харон со своей ладьей, около него несколько фигур ждут своей очереди, чтобы

Нидерландская скульптура

Надгробие, как было принято в те времена, представляло собою мраморный саркофаг, на котором помещалась фигура усопшего. По сторонам саркофага стояли фигурки плакальщиков – персонажей средневековых похоронных процессий. Их

Скульптура Бернини

В Эрмитаже представлены лишь небольшие, выполненные в терракоте, его работы: поздний «Автопортрет», полный внутренней энергии и динамики (что характерно для барокко), живо передает вдохновенный облик маэстро

Римские портреты

Возникают замечательные по глубине характеристики и мастерству исполнения портреты императоров, общественных деятелей, полководцев и частных лиц, передающие не только внешнее сходство, но раскрывающие и внутренний

Христос и Мефистофель

Начиная со статуи Христа, Антокольский ставил перед собой задачу передать в мраморе и бронзе духовную силу личности. При этом он отказался от передачи внутренней силы через мускульное напряжение,

Скульптура Родена

Великолепно обыгрывается контраст легких, пластичных тел и тяжести угловатого блока камня, от которого фигуры полностью не отделены. Композиционные решения и силуэты скульптур Родена настолько выразительны, что позволяют

Иван IV и Петр I

Выдвигая на первый план внутреннюю противоречивость фигуры Грозного, Антокольский тем самым стремился к объективности его характеристики. Он был чужд стремлению просто осудить Грозного, ибо чувствовал в нем величие духа,

Анимализм Лансере

Лансере считался с тем, что его скульптура будет рассматриваться с близкого расстояния и что обобщение форм, возможное в произведении, предназначенном для площади, в данном случае приобретает характер

Бык–победитель

Обер любил изображать диких зверей. Он любовался их мощью, проявляемой стихийно и необузданно. В скульптуре «Бык–победитель» (1885) мы встречаемся именно с таким образом. Могучее тело быка, нагнавшего увертливую

Творчество скульптора Евгения Александровича Лансере, биография и произведения

Евгений Александрович Лансере

В развитии русской скульптуры второй половины XIX века нашли своеобразное отражение характерные черты демокра­тической культуры этого времени. Новое понимание задач искусства воплотилось в утверждении народных идеалов, в обращении к непосредственному отображению жизни и быта человека, в простоте и доступности художественного языка. Наиболее полно эти задачи времени смогла выразить скульптура малых форм, так называемая мелкая пластика. Один из замечательных скульпторов, Е. А. Лансере, все свое творчество посвятил скульптуре малых форм, жанровой скульптуре.

Евгений Александрович Лансере родился в Моршанске, в семье военного инженера. С детских лет проявились спо­собности мальчика к рисованию и лепке. Очень удавались ему изображения животных и особенно лошадей. Родители поощряли любовь сына к изобразительному искусству, и он брал уроки рисования у художника, окончившего Акаде­мию художеств в Петербурге. Специального художественно­го образования Е. А. Лансере не получил. В 1869 году он окончил юридический факультет Петербургского универси тета и получил ученую степень магистра права. Однако наука не мешала талантливому юноше заниматься любимым делом. Он посещал мастерские живописцев и скульпторов, старательно овладевал техникой литья. В год окончания уни­верситета им были представлены первые скульптурные рабо­ты на ежегодной выставке в Академия художеств з Петер­бурге, и они были тепло приняты современниками. Первые награды, успех у широкой публики, хорошие отзывы кри тики придали уверенность таланту, и Е. А. Лансере ста­новится скульптором.


Небольшие скульптурные композиции привлекают внима­ние разнообразием тем, острой наблюдательностью в изобра­жении, интересными бытовыми деталями. Темы художник находил в своих многочисленных путешествиях. Он изъездил всю Россию, побывал на Украине, на Кавказе, в Башкирии, в Киргизии, совершил большое путешествие по Ближнему Востоку. Результатом поездок являлись его работы, вдохнов­ленные новыми впечатлениями. Художника влекут мир коче­вых народов, их обычаи и нравы. С большой точностью воссоздаются народные костюмы, снаряжение всадников, их оружие, предметы быта. Скрупулезная, можно сказать, научная точность вызывала нападки критики, которая счи­тала творчество Е. А. Лансере не художественным, а ско­рее «этнографическим» явлением. Горячо защищал худож­ника от несправедливых наладок В. В. Стасов, который в своих статьях высоко оценивал работы скульптора.

Каждая скульптурная композиция Е. А. Лансере — это не­большой рассказ, насыщенный подробностями. И для каж­дого скульптурного образа художник находит выразительную форму.


Ранняя работа «Крестьянин верхом» (1873) изображает медленно бредущую после тяжелого трудового дня худую, замученную лошаденку, на которой, сгорбившись от уста­лости, сидит крестьянин. Мягкая моделировка скульптур­ной формы, плавная линия силуэта раскрывают пластиче­скую выразительность фигур. В другой ранней работе. «За­порожец после битвы» (1873), создан образ драматически- взволнованный. передающий напряжение прошедшего боя. Спокойно и уверенно восседает на могучем боевом коне побе­дитель-запорожец. На поводу всадник ведет коня убитого -ям врага. Конь оглядывается назад, призывает погибшего хозяина. Скульптурная форма здесь лепится энергично, ли- аия силуэта становится упругой, пружинистой.

«Запорожец после битвы» относится к небольшой груп­пе скульптур на историческую тему. Одной из лучших ра­бот на эту тему является «Святослав» («Ляжем костьми, не посрамим земли русской!», 1886). Всадник обращается к сво­им воинам перед решающим сражением. Гордый, величавый жест героя передает эмоциональную взволнованность. Об­раз полон патетической силы, героической романтики древ­ней истории.

Художника волновали и драматические события совре­менной жизни. Серия скульптур посвящена русско-турецкой войне 1877 —1878 годов: «Переход через Балканы», «Утрата товарища», «Группа болгар и турок» и другие.

Но главное место в творчестве Е. А. Лансере занимала жанровая скульптура. Художника интересует обыденная жизнь человека, его каждодневный труд. К этой группе скульптур принадлежат: «Возвращение с поля крестьянок Рязанской губернии», «Украинец-плужник», «Деревенская няня». «Тулухча, тифлисский водовоз», «Чабан», «Кабил —

продавец воды», «Нищий», «Грузинская арба» и другие.

К концу 1870-х — началу 1880-х годов относятся наибо­лее известные скульптурные композиции Е. А. Лансере — «Ловля дикой лошади» (конец 1870-х гг.) и «Киргизский ко­сяк на отдыхе» (1880). Первая передает драматическую, стихийную борьбу человека и животного, яростное напря­жение сил. Вторая создает образ гармоничного покоя, един­ства и слияния жизни человека и жизни природы. Выра­зительные движения людей, лошадей, жеребят, естественная слаженность композиции многофигурной скульптуры свиде­тельствуют о зрелости мастера.

Почти все работы Е. А. Лансере отлиты в бронзе, которая была любимым материалом скульптора. Бронза хорошо под­дается окончательной обработке, и это качество металла отлично отвечало ювелирной тонкости, необыкновенной тщательности в проработке деталей. Многочисленные отлив­ка скульптур были широко распространены в России н за ее пределами, что способствовало большой популярности твор­чества Е. А. Лансере.

Живая скульптура Евгения Лансере


В августе в стенах Каслинского музея художественного литья начала действовать выставка «Живая скульптура Евгения Лансере », посвященная 170-летию со дня рождения скульптора Евгения Александровича Лансере , автора произведений, тиражируемых в каслинском литье с 1880-х годов.

Не имея профессионального образования в области скульптуры, он в своих работах показал глубокое знание натуры и формы. Позже изучал бронзовое литьё в Париже . За свои работы получил звание классного художника 1-й степени Академии художеств, был принят в члены Московского общества любителей художеств.

Е.А. Лансере считается основателем русской кабинетной пластики. Популярность работ Лансере во многом обусловлена его самобытностью. Он не терпел шаблонов и трафаретов, не подражал чужим работам, предпочитал правдивость композиций.

Каждая скульптурная композиция Е. А. Лансере — это небольшой рассказ, насыщенный подробностями. На протяжении всей жизни он продолжал создавать великолепные, искусно выполненные, детализированные скульптуры с участием животных и людей. Сюжеты были самыми разнообразными: бытовые картинки жизни России , изображения животных, военные и охотничьи сцены…

Лансере создал около четырехсот произведений. Его работы выставлялись в Вене, Лондоне , Филадельфии , Париже . Известные бронзолитейные фирмы Морана, Шопена, Овчинникова считали за честь с ним работать. В 1880-е годы Каслинский завод приобрел право на выпуск работ скульптора «Отъезд казака» (1868), «Тройка» (1869), «Джигитовка лезгин» (1870). Данные работы и в настоящее время тиражируются на предприятиях г. Касли и востребованы ценителями каслинского художественного литья.

По поручению управляющего Кыштымскими заводами П.М. Карпинского , в начале 1890-х гг. В.Ф. Торокин , каслинский литейщик, скульптор-самоучка, автор моделей для художественного литья, создал редукции с работ Е.А.Лансере «Джигитовка лезгин» и «Отъезд казака». Чтобы в точности соблюсти все пропорции и соотношения частей, Торокин сделал медную фигурную линейку и производил ею обмеры скульптуры оригинала, а там где не помогала линейка, вымерял ниткой.

Евгений Александрович Лансере стал родоначальником художественной династии. Трое его детей, из шести, продолжили творческую стезю: Евгений – народный художник РСФСР , мастер монументально-декративного и театрально-декорационного искусства, Николай – русский архитектор-художник, профессор Академии Художеств, Член общества «Мир Искусства», а дочь Зинаида Серебрякова стала известной художницей.

М. В. Смирнова , научный сотрудник МУ «Каслинский историко-художественный музей»

Животные и люди в скульптуре Лансере


Евгений Александрович Лансере известен как мастер жанровой и анималистической скульптуры. И хотя выставка в художественном музее совсем небольшая, белгородский зритель обязательно уловит, в чём уникальность его скульптур. А всего их в фонде музея три: «Запорожец после битвы», «Бегство» и «Прощание казака с казачкой».

Работы сделаны из чугуна и тонированной бронзы. От скульптур остаётся впечатление внушительности и натуралистичности. Две главные черты, которые отличают скульптуру Лансере, – это умелая передача движений и большое количество мелких деталей.

К лошадям скульптор всегда испытывал особую страсть, чем и объясняется постоянное возвращение к конским сюжетам. Ещё в детстве мальчик часами пропадал в конюшне, делал зарисовки с натуры, лепил фигурки лошадей из воска.

Особую ценность работам Лансере придаёт то, что скульптор всегда ваял двойной портрет: верхового и его верного спутника –- коня. Лансере часто сливает в единый силуэт фигуры богатыря и лошади. Но, несмотря на монументальность скульптур, можно разглядеть множество деталей. Поэтому сотрудники художественного музея рекомендуют знакомиться с работами Лансере с близкого расстояния, чтобы уловить мелочи, так скрупулёзно выверенные.

В работах Лансере изображена и жизнь народов. В скульптуре «Запорожец после битвы» Лансере изобразил казака, привычным жестом вытирающего шашку о гриву своего коня. «Прощание казака с казачкой» – ещё один пример образов, передающих национально-исторический колорит.

Произведения Лансере экспонировались на всемирных выставках в Париже, Лондоне, Вене, Филадельфии, на всероссийской выставке в 1882 году. Добиться такого успеха Лансере удалось благодаря своему таланту, трудолюбию и невероятному упорству. Будучи юристом по образованию, он не переставал ваять скульптуры на протяжении всей жизни.

Его дочь Зинаида Серебрякова стала первой русской художницей получившей мировое признание. Её графические работы также представлены в фондах Белгородского государственного художественного музея.

Выставка «Магическая сила рук и духа» продлится до 24 сентября 2013 года.

Лансере Евгений Александрович
1848–1886

12 августа 1848 (Моршанск Тамбовской губернии) — 23 марта 1886 (село Нескучное Курской губернии)

Профессионального художественного образования не получил: самостоятельно занимался лепкой, а также посещал мастерские скульпторов, в частности академика ИАХ Н. И. Либериха. Много работал с натуры. В 1867 и 1876 совершил поездки в Париж, где посещал музеи, а также изучал художественное литье из бронзы. В 1869 за бронзовую группу «Тройка с двумя седоками, собакою и ямщиком» и композицию «Руслан и Людмила», выполненную в воске, получил от ИАХ звание классного художника 2-й степени; в 1872 за статуэтки «Царский сокольничий XVII века», «Молодой линейный казак», «Подпасок» и «Абрек» — звание классного художника 1-й степени. С 1874 — почетный вольный общник ИАХ. Был женат на дочери известного архитектора Н. Л. Бенуа — Екатерине. Отец художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой, архитектора Н. Е. Лансере.

Работы Лансере экспонировались на выставках в залах Академии художеств (1869–1874), международных художественных выставках в Лондоне (1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), в Русском отделе Всемирной выставки в Вене (1873) и Антверпене (1885). Принимал также участие в выставках Московского общества любителей художеств.

Ежегодно совершал творческие поездки по средней и южной России, Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии, Крыму. В 1883 предпринял путешествие в Алжир. В 1886 в залах Императорского Общества поощрения художеств в Петербурге состоялась совместная выставка работ Е. А. Лансере и А. Л. Обера.

В 1878 из-за проблем материального характера Лансере продал права художественной собственности на 17 своих произведений владельцу бронзолитейной фабрики Ф. Шопену. В дальнейшем права на воспроизведение его работ неоднократно перепродавались другим фабрикантам.

Ретроспективные выставки произведений мастера, приуроченные к 100-летнему и 150-летнему юбилеям со дня его рождения, прошли в 1949 и 1998 в Государственной Третьяковской галерее.

Е. А. Лансере — выдающийся скульптор второй половины XX столетия в России, оставивший значительное художественное наследие. Он известен прежде всего как превосходный мастер камерной, кабинетной скульптуры. Излюбленными темами Лансере были сцены охоты, скачки, статуэтки конных воинов, тройки, лошади. При жизни мастера его произведения пользовались высоким спросом в основном как атрибуты интерьера, а не предметы коллекционирования.

Будучи приверженцем академического направления, мастер стремился к композиционной завершенности своих скульптур, большое внимание уделял деталям и качеству отливок. При этом сам Лансере создавал, как правило, лишь восковые или гипсовые формы, не занимаясь непосредственно выполнением бронзовых отливок. Изготовление скульптур было поставлено на поток. Изначально предназначенные для широкого тиражирования, произведения Лансере отливались во многих экземплярах в бронзолитейных мастерских частных фирм Ф. Шопена, Н. Штанге, А. Морана, К. Берто, а также на чугунолитейных заводах Урала, о чем свидетельствуют клейма на изделиях, причем производство продолжалось не одно десятилетие после смерти самого мастера. Встречаются даже современные отливки с его форм. Вместе с тем Лансере наряду с П. П. Трубецким остается одним из наиболее высоко ценимых русских скульпторов на современном антикварном рынке.

Творчество Лансере представлено во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства и других.

Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946)

Евгений Евгеньевич Лансере

Лансере, как и его современники А. Бенуа и В. Серов, создал в своем творчестве совершенно новый тип исторической картины. Его небольшие по размерам полотна с неглубоким пространством, правдиво передающие дух определенной эпохи, вызывали в воображении зрителя множество исторических и литературных ассоциаций.

Русский художник и живописец Евгений Евгеньевич Лансере родился в городе Павловске под Петербургом. Мальчик рос в художественной среде (его отец, Е. А. Лансере, был скульптором, дядя, А. Н. Бенуа, живописцем).

Художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Я. Ф. Ционглинского и Э. К. Липгардта, позднее, в 1895–1897 годах, учился в академии Коларосси и студии Жюлиана в Париже. Начало творческой деятельности мастера связано прежде всего с графикой. Лансере входил в число главных оформителей журнала «Мир искусства», занимался также другими изданиями, созданными объединением «Мир искусства».

Графику Лансере начала 1900-х годов можно разделить на два направления: декоративные орнаменты с использованием растительных мотивов и исторические композиции.

Е. Е. Лансере. «Ботик Петра I», 1903, Третьяковская галерея, Москва

Как М. Добужинского и А. Бенуа, Лансере интересовал старинный Петербург, его архитектурные памятники, которым он посвятил множество своих рисунков, акварелей, литографий («Никольский рынок. Петербург», 1901, Третьяковская галерея, Москва; «Казанский собор», «Калинкин мост» — обе в 1902).

Большое влияние на формирование Лансере как художника оказали произведения с исторической тематикой В. Серова, с которым молодой мастер работал над изданием «Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси». Для этого издания Серов выполнил композиции «Петр I на псовой охоте» и «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту».

Одной из самых интересных работ Лансере с историческим сюжетом стала картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905, Третьяковская галерея, Москва; вариант — в Художественном музее, Н. Новгород). Мастер выбрал лишенный сложной фабулы сюжет, что свойственно творчеству большинства мирискусников.

В то же время Лансере не только передает общий дух дворцовой церемонии выхода царицы, но и обращает внимание на героев сцены: величественную, тучную императрицу, вельмож и придворных дам с надменными лицами.

В человеческих фигурах нет и намека на гротеск, это не марионетки и не бесплотные сомовские дамы и кавалеры, а живые люди, свободно и естественно расположившиеся в процессии. Они гармонично вписываются в архитектурный пейзаж и как бы составляют единое целое с ансамблем царскосельского дворца с его беломраморными колоннами, статуями, лепными украшениями и декоративными балкончиками. Картина очень тонко передает атмосферу северного города; фигуры людей и здания залиты холодным светом петербургского дня.

Подобно многим художникам «Мира искусства», Лансере интересовался эпохой Петра I. Его работы, посвященные этому времени, отмечены романтическим чувством, в них мало бытовых деталей и элементов жанровости, что характерно для картины «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Высокая пафосность характеризует композиции «Ботик Петра I» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Петербург начала XVIII века» (1906, Русский музей, Санкт-Петербург). Главное для художника — передать облик города начала XVIII столетия, запечатлеть дух времени. Этому служат не только архитектурные постройки, но и люди, чью деятельность автор запечатлел на своем полотне.

Таково и полотно «Корабли времен Петра I» (1909, Русский музей, Санкт-Петербург; вариант — 1911, Третьяковская галерея, Москва).

Лансере стремился запечатлеть мощь и силу русского флота. Все детали картины подчинены этой цели. Клубящиеся темные тучи на небе, бурные волны, надутые паруса, трепещущие от ветра флаги создают впечатление движения, энергии.

В 1900–1910-х годах Лансере принял активное участие в художественном предприятии «Современное искусство», основанном И. Э. Грабарем. «Современное искусство» представляло собой своеобразную выставку, на которой демонстрировались картины, произведения прикладного искусства, художественно оформленные интерьеры.

Е. Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, Третьяковская галерея, Москва

Большое место в творческом наследии мастера занимает монументально-декоративная живопись.

В 1910–1912 годах Лансере создал плафон и фриз для московского особняка Тарасова. Спустя несколько лет вместе с А. Бенуа художник занимался эскизами росписей «Народы России», предназначенных для оформления Казанского вокзала и Правления Казанской железной дороги.

К этому времени относится театрально-оформительская деятельность Лансере, работавшего в Старинном театре.

Е. Е. Лансере. «Петербург начала XVIII века», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург

Значительный интерес представляют графические работы художника для журналов и книг. С помощью Лансере были оформлены журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», книга А. Н. Бенуа «Русская школа живописи», издание «История великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси».

В стиле средневековой готики, барокко времен Петра Великого, русского классицизма выполнены изящные виньетки, концовки, заставки Лансере для журналов и книг. Интерес к русской истории и жизни народа отразился в реалистичных и правдивых рисунках и акварелях мастера к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912–1915), по праву принадлежащих к лучшим книжным иллюстрациям начала XX столетия.

Перед началом работы над повестью Лансере побывал в Дагестане и Чечне, где сделал множество зарисовок человеческих типов, пейзажей, архитектурных памятников, предметов быта, оружия.

В период Первой мировой войны Лансере отправился на Турецко-Кавказский фронт, где сделал большое количество зарисовок.

Е. Е. Лансере. «Корабли времен Петра I», 1911, Третьяковская галерея, Москва

К теме Кавказа художник вновь обратился, работая над иллюстрациями к «Казакам» Л. Н. Толстого.

К этому времени он был хорошо знаком с жизнью кавказских народов: три года, с 1917 по 1920, художник провел в Дагестане, затем жил в Тбилиси, где работал рисовальщиком в Музее этнографии и много времени проводил в этнографических экспедициях вместе с сотрудниками Кавказского археологического института.

С 1933 года Лансере жил в Москве. Он занимался монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Лучшей работой последнего периода жизни мастера стала серия «Трофеи русского оружия» (1942), показавшая неразрывную связь истории с современностью.

Евгений Евгеньевич Лансере

Евгений Евгеньевич Лансере


Евгений Евгеньевич Лансере

Заказать
репродукцию

Евге́ний Евге́ньевич Лансере́ (1875—1946) — русский и советский художник. Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии.
С 1892 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург, где посещал классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша, Э. К. Липгарта.
С 1895 по 1898 годы Лансере много путешествовал по Европе и совершенствовал мастерство во французских академиях Ф. Коларосси и Р. Жюлиана.

С 1899 года — член объединения «Мир искусства». В 1905 году уехал на Дальний Восток.

В 1906 году был издателем еженедельного иллюстрированного журнала политической сатиры «Адская почта» (вышло 3 номера).

В 1907—1908 годах стал одним из создателей «Старинного театра» — кратковременного, но интересного и заметного явления в культурной жизни России начала века. Лансере продолжил работу с театром в 1913—1914 годах.

1912—1915 — художественный руководитель фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

1914—1915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны.
1917—1919 годы провёл в Дагестане.
В 1919 году сотрудничал как художник в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ).
В 1920 году переезжает в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис.

С 1920 года — рисовальщик в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом.
С 1922 года — профессор Академии художеств Грузии, МАРХИ.
В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии.

В 1934 году переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву. С 1934 по 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде.

Е. Е. Лансере умер 13 сентября 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

С 1897 года работал в книжной графике. Плотно сотрудничал с издательством Общины Святой Евгении, в частности, оформил в 1904 адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времён Русско-японской и Первой мировой войн.

В советское время направленность творчества художника с большой полнотой проявилась в монументально-декоративном искусстве. Его работы в этой области характеризуются динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны XVII—XVIII веков:

Лансере работал в области оформления театральных постановок в Москве, Петербурге, Одессе, Кутаиси:

На выставках с 1900: «Мира искусств», «36-ти», Союза русских художников и др. Являясь одним из членов Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде, принимал участие в художественных выставках, организованных членами кружка.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Читайте также: