Самый большой линкольн в мире

Обновлено: 05.07.2024

10 крупнейших линкоров и линейных крейсеров в истории

В список включены исключительно корабли, которые были реально построены в металле и находились в составе флота. Недостроенные или существовавшие лишь на бумаге проекты (например "Н" серия, линкоры класса "Монтана", линкоры проектов 23 и 24, "большие крейсера" типа "Сталинград" и "Кронштадт" и прочие) оставил за рамкой темы.

1 место. Класс Yamato

  • IJN Yamato
  • IJN Musashi
  • IJN Shinano (достроен как авианосец)
  • №111 (не закладывался)

Без преувеличения - крупнейшие линейные корабли в истории. Проект разрабатывался с осени 1934 года в рамках идеи индивидуального превосходства каждого корабля Императорского флота Японии над таким же кораблём противника. Было рассмотрено свыше 25 вариантов с водоизмещением от 59 до 65 тысяч тонн. Проект утверждён в марте 1937 года. Примечателен уровень секретности, с которой эти корабли проектировались и строились - американской разведке так до самого конца войны и не удалось вскрыть истинные размеры кораблей, и американцы ошибочно считали, что водоизмещение около 45 тысяч тонн, а главный калибр 406-мм (410-мм у японцев). Когда же американцы узнали, насколько опасен был их враг - было уже поздно, линкоры покоились на дне океана. За время войны в боевых действиях практически не участвовали. Главной особенностью кораблей были мощнейшие 460-миллиметровые орудия главного калибра - таких огромных орудий не имел больше НИ ОДИН линкор в мире.

Полное водоизмещение - 72 808 тонн

Длина - 263 метра

Ширина - 38,9 метра

Осадка - 10,9 метра

Вооружение: главный калибр - 9 460-мм/45 орудий 40-SK Type 94 в трёх башнях; вспомогательный калибр - 6 155-мм/60 орудий Type 3; зенитное вооружение: 12 спаренных 127-мм/40 орудий Type 89 в открытых и башенных установках; 50 строенных и 2 одинарных 25-мм/60 зенитных автомата Type 96

Авиационная группа: 7 самолётов

Бронирование: главный пояс - 270-410 мм; башни главного калибра - 190-650 мм; палуба - 200 мм; боевая рубка - 300-500 мм

Мощность силовой установки - 153 550 л.с.

Максимальная скорость хода - 27,5 узла

Автономность: 7200 миль на скорости 16 узлов.

2 место. Класс Iowa

  • BB-61 Iowa
  • BB-62 New Jersey
  • BB-63 Missouri
  • BB-64 Wiskonsin
  • BB-65 Illinois (не достроен)
  • BB-66 Kentucky (не достроен)

Самые известные американские линкоры 2-ой Мировой. Проект базировался на кораблях типа "Северная Каролина" и "Южная Дакота", вместе с тем имелся ряд существенных отличий: увеличена длина корабля (для достижения более высокой скорости), почти в два раза увеличена мощность силовой установки, так же корабли получили более мощные по сравнению с предшественниками орудия главного калибра. Неоднократно принимали участие в артиллерийских обстрелах береговых укреплений японцев, а в сентябре 1945 года на борту линкора "Миссури" япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Последнее боевое применение линкоров класса Iowa относится к войне в Персидском заливе в 1991 году. В настоящие время - корабли-музеи.

Полное водоизмещение - 57 540 тонн

Длина - 270,4 метра

Ширина - 33 метра

Осадка - 11 метров

Вооружение: главный калибр - 9 406-мм/50 орудий Mk7 в трёх башнях; универсальный калибр - 10 спаренных 127-мм/38 орудий Mk12; зенитная артиллерия - 20 счетверённых 40-мм автоматов Boffors Mk1; 49 20-мм зенитных автоматов Erlikon Mk2/3/4

Авиационная группа - 3 самолёта

Бронирование: главный пояс - 307 мм; башни главного калибра - 184-432 мм; палуба - 153 мм; боевая рубка - 102-440 мм

Мощность силовой установки - 212 000 л.с.

Максимальная скорость - 32,5 узла

Автономность - 15 000 миль на скорости 15 узлов

3 место. Класс Bismarck

  • Bismarck
  • Tirpitz

Самые мощные корабли Кригсмарине. Работы по проекту начались в 1932 году и изначально планировалось построить линкор с 8 х 330-мм орудиями ГК, однако после денонсирования Версальского договора в 1935 году проект переработали под 380-мм орудия. Отличительной особенностью "немцев" было то, что вес брони составлял немалую долю от водоизмещения - около 40%, а так же веретенообразный корпус. При сравнительно невысокой мощности ЭУ были весьма быстроходны, однако использование котлов с повышенными параметрами пара привело к повышенному расходу топлива и снижению надёжности. Во время войны линкоры одним своим существованием сковывали значительные силы флота союзников. Оба были потоплены: "Бисмарк" 27 мая 1941 года в Атлантике, после потопления им британского линейного крейсера "Худ"; "Тирпиц" 12 ноября 1944 года сверхтяжёлыми бомбами "Толлбой" в Норвегии.

Полное водоизмещение - 53 500 тонн

Длина - 253,6 метра

Ширина - 36 метров

Осадка - 10,6 метра

Вооружение: главный калибр - 8 х 380-мм/52 орудий SK-C/34; вспомогательный калибр - 12 х 150-мм/55 орудий SK-C/28 в шести башнях; зенитная артиллерия - 16 х 105-мм/65 орудий SK-C/37 в восьми установках, 16 х 37-мм/83 орудий SK-C/30, 12 одиночных и 18 счетверённых 20-мм/65 зенитных автоматов MG C/30

Авиационная группа - 6 самолётов

Бронирование: главный пояс - 170-320 мм; башни главного калибра - 130-360 мм; палуба - 95 мм; боевая рубка - 220-350 мм

Мощность силовой установи - 163 026 л.с.

Максимальная скорость хода - 30,8 узла

Автономность - 8 870 миль на скорости 19 узлов

4 место. Класс Vanguard

  • HMS Vanguard

Последний линейный корабль, построенный в Великобритании. и последний представитель последнего поколения линкоров. Разработка базировалась на проекте линейных кораблей типа Lion. Несмотря на то, что в качестве главного калибра были использованы уже готовые орудия, корабль вступил в строй уже после войны. В первые послевоенные годы часто использовался в качестве "королевской яхты". Отличительной чертой линкора, по сравнению с предшественниками, можно назвать мореходный нос - у предшественников он был практически прямым, из-за требования обеспечения возможности вести курсовой огонь на минимальных углах возвышения, при этом проблемы с мореходностью игнорировались. Корабль был снят с вооружения и отправлен на слом в 1960 году.

Полное водоизмещение - 51 420 тонн

Длина - 248,3 метра

Ширина - 32,9 метра

Осадка - 10,4 метра

Вооружение: главный калибр - 8 х 380-мм/42 орудия Mk IA в четырёх башнях; универсальный калибр - 16 х 133-мм/50 орудий Mk I в восьми башнях; зенитная артиллерия - 10 шестиствольных, 1 сдвоенный и 11 одинарных 40-мм автомата Bofors

Бронирование: главный пояс - 343-356 мм; башни главного калибра - 150-343 мм; палуба - 150 мм; боевая рубка - 25-75 мм

 Японский линкор "Ямато" - самый большой в мире

В 1937 г. в обстановке строжайшей секретности Япония заложила первый из четырех запланированных к постройке суперлинкоров, задача которых состояла в том, чтобы превзойти по огневой мощи самые лучшие боевые корабли ВМФ США. Эти гиганты отличались наибольшим водоизмещением, наимощнейшим бронированием и артиллерией — не один линкор во всей истории военно-морских сражений не мог сравниться с ними. Головным судном в серии стал «Ямато».

 Японский линкор "Ямато" - самый большой в мире

Линкоры типа «Ямато» на воде выглядели впечатляюще — как ни один другой боевой корабль Императорского флота. Однако в дело они вступили лишь тогда, когда инициатива/ которой Япония владела на Тихом океане, начала постепенно переходить к ВМФ США. Не имея собственного воздушного прикрытия, «Ямато» и ему подобные корабли оказывались уязвимы для палубной авиации американских авианосцев, и в результате японское командование, не желая рисковать, применяло суперлинкоры редко и с большой неохотой. Оба корабля — самые драгоценные во всем Японском ВМФ — в конечном счете отправились на дно, хотя уничтожение их далось американцам нелегко. Для «Мусаси» понадобилось, наверное, не меньше 19 торпед и 17 прямых попаданий бомб, прежде чем в октябре 1944 г. он ушел под воду в заливе Лейте. «Ямато» повезло больше, но и его перехватили 7 апреля 1945 г. в Восточно-Китайском море, когда он совершал самоубийственный бросок на выручку осажденным на Окинаве японским войскам. В общей сложности не менее 386 самолетов ВМФ США участвовали в атаках на «Ямато», которому для гибели понадобилось от 11 до 15 торпед и еще семь прямых попаданий бомб.

 Японский линкор "Ямато" - самый большой в мире

Самые большие линкоры в мире


Впервые линейные корабли появились в XVII веке. На какое-то время они уступили пальму первенства тихоходным броненосцам. Но в начале XX века линкоры превратились в главную силу флота. Скорость и дальнобойность артиллерийских орудий стали главными преимуществами в морских сражениях. Страны, озабоченные увеличением мощи военно-морского флота, с 1930 годов 20 века стали активно строить сверхмощные линейные корабли, предназначенные для усиления превосходства на море. Но строительство невероятно дорогих кораблей могли себе позволить далеко не все. Представляю вашему вниманию десятку самых больших линкоров в мире.

10. Ришелье - Длина 247,9 м
Открывает рейтинг самых больших линейных кораблей в мире французский гигант «Ришелье» длиной 247,9 метра и водоизмещением 47 тысяч тонн. Названо судно в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился линкор для противодействия военно-морскому флоту Италии. Активных боевых действий линкор «Ришелье» не вел, кроме участия в Сенегальской операции в 1940 году. В 1943—1944 годах вместе с силами Британского флота участвовал в освобождении Норвегии. В 1968 году суперкорабль отправили на лом. Одно из его орудий в качестве памятника установлено в порту Бреста.

9. Бисмарк - Длина 251 м
Легендарный немецкий корабль «Бисмарк» занимает 9 место среди самых больших линкоров в мире. Длина судна 251 метр, водоизмещение – 51 тысяча тонн. «Бисмарк» сошел с верфи в 1939 году. При его спуске на воду присутствовал фюрер Германии Адольф Гитлер. Один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Во время своего единственного похода в мае 1941 года потопил в Датском проливе британский флагман, линейный крейсер «Худ». Начавшаяся после этого охота британского флота за «Бисмарком» трое суток спустя закончилась его потоплением.

8. Тирпиц - Корабль 253,6 м
«Тирпиц» — второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав кригсмарине. Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя современного германского флота. Длина судна составляла 253,6 метра, водоизмещение – 53 тысячи тонн. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота. Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение нескольких лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа Tallboy.

7. Ямато - Длина 263 м
«Ямато» — один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении. Название Ямато — древнее название самой Японии. Длина линкор составляла 263 метра, водоизмещение – 72 тысячи тонн. Экипаж – 2500 человек. В строй «Ямато» вступил в 1941 году. До октября 1944 года самый большой корабль Японии практически не участвовал в боях. В заливе Лейте «Ямато» впервые открыл огонь по американским кораблям. Как выяснилось позднее, ни один из главных калибров не попал в цель. Последний поход гордости Японии 6 апреля 1945 года «Ямато» вышел в свой последний поход. Американские войска высадились на Окинаве, и остаткам японского флота поставили задачу уничтожения неприятельских сил и кораблей снабжения. «Ямато» и остальные судна соединения подверглись двухчасовой атаке 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии вышел из строя, получив около 23 попаданий авиабомб и торпед. В результате взрыва носового отсека корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.

6. Мусаси - Длина 263 м
Мусаси — второй линкор в серии типа «Ямато» японского императорского флота с длиной корпуса в 263 метра и водоизмещением 72 тысячи тонн. Флагман Объединённого флота Японии. Получил название в честь древней японской провинции Мусаси. «Мусаси» и однотипный ему «Ямато» были самыми крупными и самыми мощными линейными кораблями в мире, имели водоизмещение 74,000 тонн, главный калибр — 460 мм орудия. Вступил в строй корабль в 1942 году. Судьба «Мусаси» оказалось трагичной. Первый поход закончился пробоиной в носовой части, полученной в результате торпедной атаки американской подлодки. В октябре 1944 года два самых больших линкора Японии наконец вступили в серьезный бой. В море Сибуян они подверглись атаке американских самолетов. По случайности, главный удар противника был нанесен по «Мусаси». Корабль затонул после попадания в него около 30 торпед и авиабомб. Вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

5. Советский Союз - Длина 269 м
Линейные корабли проекта 23 типа «Советский Союз» — проект линейных кораблей, строившихся для Военно-Морского Флота СССР в конце 1930-х — начале 1940-х годов в рамках программы строительства «Большого морского и океанского флота». Ни один из заложенных кораблей проекта не удалось достроить и включить в состав советского флота. В 1938 году был заложен линейный корабль «Советский Союз». Длина корабля должна была составить 269 метров, а водоизмещение – 65 тысяч тонн. Считалось, что новые линкоры будут самыми большими и мощными в мире. К началу Великой Отечественной войны линкор был построен на 19%. Достроить корабль, который мог бы стать одним из самых больших линкоров в мире, так и не удалось.

4. Висконсин - Длина 270 м
«Висконсин» — американский линкор типа «Айова». В длину он имел 270 метров, водоизмещение – 55 тысяч тонн. Построен на верфи в Филадельфии, США. Спущен на воду 7 декабря 1943 года. В годы Второй мировой войны сопровождал авианосные группы и поддерживал десантные операции. Был задействован во время войны в Персидском заливе. «Висконсин» – один из последних линкоров, состоявших в резерве военно-морских сил США. Был списан в 2006 году. Сейчас судно находится на вечной стоянке в музее «Наутикус» в городе Норфолк, штат Вирджиния.

2. Нью-Джерси - Длина 270,53 м
Второе место в рейтинге самых больших линкоров в мире занимает американский корабль «Нью-Джерси», или «Черный дракон». Его длина составляет 270,53 метра. Относится к линкорам типа «Айова». Сошел с верфи в 1942 году. Линкор выполнял функции сопровождения авианосных соединений в Тихом океане. В 1950 году участвовал в конфликте в Корее, а также в войне во Вьетнаме с 1968 по1969 годы и конфликте в Ливане в 1983—1984 годах. Отправлен в резерв 8 февраля 1991 года. В 1999 году линкор «Нью-Джерси» превращён в военно-морской музей и с 15 октября 2000 года находится на вечной стоянке в Кэмдене, штат Нью-Джерси.

1. Миссури - Длина 271 м
Американский линейный корабль «Миссури» возглавляет список самых больших линкоров в мире. Интересен он не только впечатляющими размерами (длина корабля составляет 271 метр), но и тем, что это последний американский линкор. Кроме того, «Миссури» вошел в историю благодаря тому факту, что на его борту в сентябре 1945 года была подписана капитуляция Японии. Суперкорабль был спущен на воду в 1944 году. Основной его задачей было сопровождение тихоокеанских авианосных соединений. Участвовал в войне в Персидском заливе, где в последний раз открыл огонь. В 1992 году был выведен из состава военно-морского флота США. С 1998 года «Миссури» имеет статус корабля-музея. Стоянка легендарного судна находится в Перл-Харборе. Являясь одним из самых знаменитых военных кораблей в мире, он не раз был показан в документальных и художественных фильмах. На сверхмощные корабли возлагали большие надежды. Характерно, что они так и не оправдали себя. Здесь показателен пример самых больших линкоров, когда-либо построенных человеком – японских линейных кораблей «Мусаси» и «Ямато». Они оба потерпели поражение от атаки американских бомбардировщиков, так и не успев выстрелить по кораблям противника из своих главных калибров. Впрочем, сойдись они в бою, перевес все равно был бы на стороне американского флота, оснащенного к тому времени десятью линкорами против двух японских гигантов.

Вышел удлиненный Lincoln Navigator: самый большой в истории

Вышел удлиненный Lincoln Navigator: самый большой в истории

Если вы по какой-то причине обнаружите, что ваш новый Lincoln Navigator 2018 слишком мал, премиальный бренд Ford подготовил самую большую модификацию полноразмерного внедорожника. Можно смело сказать иначе: новый Lincoln Navigator Extended Length самый большой в истории. Удлиненная версия «Навигатора» на 30 см длиннее стандартной и, следовательно, она делает салон еще более просторным.

Самый большой Lincoln Navigator Extended Length 2018 модельного года закономерно стоит дороже. Тогда как обычный Navigator стартует по цене $70 055 в начальной комплектации Premiere, то самый дешевый Navigator Extended Length в базовой комплектации Select L стоит $80 750. При этом начальное оснащение в коротком и длинном «Навигаторе» отличается: обычный со старта ставят на 20-дюймовые колеса, а удлиненный на 22-дюймовые.

Версию Lincoln Navigator Extended Length Black Label L оценили от $96 905. Переступить психологическую планку в $100 000 легче, чем кажется: добавляем развлекательную систему для пассажиров на заднем ряде за $1 995, а также 30-позиционные регулируемые сиденья водителя и переднего пассажира с функцией массажа за $1 250 и уже получаем цену $100 150.

Для комплектации Black Label L добавлена новая схема интерьера Destination, вдохновленная винтажным багажом. В такой схеме используется красная венецианская кожаная обивка, декоративные планки из красного дерева, а также фантастическая бриллиантовая строчка сидений. Еще для салона более крупного Lincoln Navigator доступны схемы Chalet и Yacht Club.

Продажи стандартного и удлиненного Lincoln Navigator в США стартуют этой осенью.

Фото | Самый большой Lincoln Navigator Extended Length

Сталь и огонь. Лучшие линкоры Второй мировой


К моменту окончания Второй мировой класс быстроходных линейный кораблей достиг предела в своем развитии, выгодно объединив в себе разрушительную мощь и защищенность дредноутов с высокой скоростью линейных крейсеров, эти образцы морского оружия совершили немало удивительных подвигов под флагами всех воевавших государств.

Составить какой-либо «рейтинг» линкоров тех лет не представляется возможным – на первое место претендуют сразу четыре фаворита, и у каждого из них на то имеются самые серьезные основания. Что касается остальных мест почетного пьедестала, здесь вообще невозможно сделать какой-либо осознанный выбор. Только индивидуальные вкусы и субъективные предпочтения. Каждый линкор отличается своей неповторимой конструкцией, хроникой боевого применения и, зачастую, историей трагической гибели.

Каждый из них создавался под свои, конкретные задачи и условия несения службы, под определенного противника и в соответствии с выбранной концепцией применения флота.

Разные театры боевых действий диктовали разные правила: внутренние моря или открытый океан, близость или, наоборот, чрезвычайная удаленность баз. Классические эскадренные бои с такими же монстрами или кровавая каша с отражением бесконечных воздушных атак и обстрелом укреплений на вражеском побережье.

Корабли нельзя рассматривать в отрыве от геополитической ситуации, состояния научно-промышленной и финансовой сфер государств – все это оставляло немалый отпечаток на их конструкции.

Прямое сравнение между каким-либо итальянским «Литторио» и американским «Норт Кэролайн» совершенно исключено.

Тем не менее, претенденты на звание лучшего линкора видны невооруженным глазом. Это «Бисмарк», «Тирпиц», «Айова» и «Ямато» - корабли о которых слышали даже те, кто никогда не интересовался флотом.

Жизнь по заветам Сунь Цзы

…Линейные корабли Её Величества «Энсон» и «Дюк оф Йорк», авианосцы «Викториэс», «Фьюриэс», эскортные авианосцы «Сичер», «Эмпьюер», «Песьюэр», «Фэнсер», крейсера «Белфаст», «Беллона», «Роялист», «Шеффилд», «Ямайка», эскадренные миноносцы «Джавелин», «Вираго», «Метеор», «Свифт», «Виджилент», «Уэйкфул», «Онслот»… - всего порядка 20 единиц под британскими, канадскими и польскими флагами, а также 2 флотских танкера и 13 сквадронов палубной авиации.

Только в таком составе в апреле 1944 года британцы отважились приблизиться к Альта-фьорду – там, где под мрачными сводами норвежских скал ржавела гордость Кригсмарине, супер-бэттлшип «Тирпиц».
Результаты операции «Вольфрам» оцениваются как спорные – палубным самолетам удалось разбомбить немецкую базу и причинить надстройкам линкора серьезный ущерб. Однако, очередного «Перл-Харбора» не получилось – нанести «Тирпицу» смертельные раны англичане не смогли.

Сталь и огонь. Лучшие линкоры Второй мировой

Немцы потеряли 123 человека убитым, но линкор по-прежнему представлял угрозу для судоходства в Северной Атлантике. Основные проблемы доставили не столько многочисленные попадания бомб и пожары на верхней палубе, сколько вновь открывшиеся течи в подводной части корпуса – результат предыдущей британской атаки с использованием мини-субмарин.

…Всего за время стоянки в норвежских водах «Тирпиц» выдержал десятки ударов с воздуха - в совокупности, за годы войны в налетах на линкор приняло участие около 700 самолетов британской и советской авиации! Тщетно.

Спрятавшись за противоторпедной сетью, корабль был неуязвим для торпедного оружия союзников. В то же время, авиационные бомбы оказались неэффективны против столь хорошо защищенной цели; можно было бесконечно долго громить броневую цитадель линкора, но разрушение надстроек не могло критическим образом повлиять на боеспособность «Тирпица».

Тем временем, бритты упрямо рвались к месту стоянки тевтонского зверя: мини-субмарины и человеко-торпеды; налеты палубной и стратегической авиации. Агенты-информаторы из местных, регулярное слежение за базой с воздуха…

«Тирпиц» стал уникальным воплощением идей древнего китайского полководца и мыслителя Сунь Цзы («Искусство войны») – не сделав ни одного выстрела по кораблям противника, он на три года сковал все действия британцев в Северной Атлантике!

Один из самых эффективных боевых кораблей Второй мировой, непобедимый «Тирпиц» превратился в зловещее пугало для британского Адмиралтейства: планирование любой операции начиналось с вопроса «Что делать, если
«Тирпиц» покинет свою стоянку и выйдет в море?

Именно «Тирпиц» распугал эскорт конвоя PQ-17. На него охотились все линкоры и авианосцы флота метрополии в арктических широтах. В него стреляла лодка К-21. Ради него «Ланкастеры» из Королевских ВВС обосновались на аэродроме Ягодный под Архангельском. Но все оказалось бесполезно. Британцы смогли уничтожить супер-линкор только к концу войны с помощью чудовищных 5-тонных бомб «Толлбой».


Впечатляющий успех линкора «Тирпиц» - наследство, оставшееся от легендарного «Бисмарка» - однотипного линейного корабля, встреча с которым навечно вселила страх в сердца англичан: перед глазами застыл погребальный столб пламени, взметнувшийся над британским линейным крейсером HMS Hood. Во время боя в Датском проливе сумрачному тевтонскому рыцарю потребовалось всего пять залпов, что бы разделаться с британским «джентльменом».


А потом наступил час расплаты. За «Бисмарком» погналась эскадра из 47 кораблей и 6 субмарин Её Величества. После боя британцы подсчитали: чтобы затопить зверя, им пришлось выпустить 8 торпед и 2876 снарядов главного, среднего и универсального калибра!


Иероглиф «верность». Линкоры типа «Ямато»

На свете есть три бесполезные вещи: пирамида Хеопса, Великая китайская стена и линкор «Ямато»…Неужели?

С линейными кораблями «Ямато» и «Мусаси» произошла вот какая история: они были незаслуженно оклеветаны. Вокруг них сложился устойчивый образ «неудачников», бесполезных «вендервафель» позорно погибших при первой же встрече с противником.

Но по фактам мы имеем следующее:

Корабли были спроектированы и построены в заданный срок, успели повоевать и, наконец, приняли героическую смерть перед лицом численно превосходящих сил противника.

Что еще от них требуется?

Ярких побед? Увы, в той ситуации, в которой находилась Япония в период 1944-45 гг., даже сам морской царь Посейдон вряд ли бы смог действовать лучше, чем линкоры «Мусаси» и «Ямато».


Да, в первую очередь слабая ПВО – ни чудовищные фейерверки «сансики 3» (зенитные снаряды калибра 460 мм), ни сотни мелкокалиберных автоматов с магазинным питанием не могли заменить современные зенитки и системы управления с корректировкой огня по данным радара.

Слабая ПТЗ?
Я вас умоляю! «Мусаси» и «Ямато» погибли после 10-11 попаданий торпед – столько бы не выдержал ни один линкор на планете (для сравнения, вероятность гибели американской «Айовы» от попадания шести торпед, по расчетам самих же американцев, оценивалась в 90%).

В остальном, линкор «Ямато» соответствовал фразе «самый, самый»

Самый большой линкор в истории и, по совместительству, самый крупный боевой корабль, принявший участие во Второй мировой войне.
70 тысяч тонн полного водоизмещения.
Главный калибр – 460 мм.
Бронепояс – 40 сантиметров сплошного металла.
Стены боевой рубки – полметра брони.
Толщина лобовой детали башни ГК еще больше - 65 сантиметров стальной защиты.

Главный просчет японцев – завеса чрезвычайной секретности, окутавшая все, что было связано с линкорами типа «Ямато». На сегодняшний день существуют лишь считанные фотографии этих монстров - в основном сделанные с борта американских самолетов.

Такими кораблями стоило гордиться и не на шутку пугать ими врага – ведь янки до последнего момента были уверены, что имеют дело с обычными линкорами, с орудиями калибром 406 мм.

При грамотной пиар-политике, само известие о существовании линкоров «Ямато» и «Мусаси» могло вызвать панический страх среди командующих ВМС США и их союзников – так, как это произошло с «Тирпицем». Янки бы бросились строить аналогичные корабли с полуметровой броней и пушками калибра 460 или даже 508 мм – в общем, было бы весело. Стратегический эффект от японских супер-линкоров мог быть гораздо большим.


Как погибли левиафаны?

«Мусаси» шел весь день в море Сибуян под шквальными атаками самолетов с пяти американских авианосцев. Шел весь день, а к вечеру погиб, получив по разным оценкам 11-19 торпед и 10-17 авиационных бомб…
Как вы полагаете, велики ли были защищенность и боевая устойчивость японского линкора? И кто из его ровесников смог бы повторить подобное?

Эра высоких технологий. Линкоры типа «Айова»

Чем бы окончился бой между линкором и американскими авианосцами, будь у японских моряков системы, аналогичные Mk.37, Ford Mk.I Gunfire Control Computer, SK, SK-2, SP, SR, Mk.14, Mk.51, Mk.53… ?

За сухими индексами скрываются шедевры технического прогресса – аналоговые компьютеры и автоматические системы управления огнем, радары, радиовысотомеры и снаряды с радиолокационным взрывателем – благодаря всем этим «фишкам» зенитный огонь «Айов» был как минимум в пять раз точнее и результативнее, чем выстрелы японских зенитчиков.

А еще если учесть ужасающую скорострельность зениток Mk.12, чрезвычайно эффективные 40 мм «Бофорсы» и автоматы «Эрликон» с ленточным питанием… Существует немалый шанс, что атака американской авиации могла захлебнуться в крови, а поврежденный нео-Ямато смог бы доковылять до Окинавы и выброситься на мель, превратившись в непобедимую артиллерийскую батарею (согласно плану операции Тен-Ити-Го).

Все могло быть… увы, «Ямато» отправился на морское дно, а впечатляющий комплекс зенитных средств стал прерогативой американских «Айов».


Смириться с мыслью, что лучший корабль – опять у американцев, совершенно невозможно. Ненавистники США в один миг найдут дюжину причин, по которым «Айова» не может считаться самым совершенным линкором.

«Айовы» жестко критикуют за отсутствие среднего калибра (150…155 мм) – в отличие от любых немецких, японских, французских или итальянских линкоров, американские корабли были вынуждены отбиваться от атак вражеских эсминцев только универсальными зенитками (5 дюймов, 127 мм).

Также, среди недостатков «Айов» называют отсутствие перегрузочных отделений в башнях ГК, худшую мореходность и «всходимость на волну» (по сравнению с тем же британским «Вэнгардом»), относительную слабость их ПТЗ перед японскими «лонг лэнсами», «мухлеж» с заявленной максимальной скоростью (на мерной миле линкоры с трудом разгонялись до 31 узла – вместо заявленных 33-х!).

Но, пожалуй, наиболее серьезное из всех обвинений – слабость бронирования по сравнению с любым из их ровесников – особенно много вопросов вызывают траверзные переборки «Айов».


Конечно, защитники американского кораблестроения сейчас изойдут паром, доказывая, что все перечисленные недостатки «Айовы» - всего лишь иллюзия, корабль проектировался под конкретную ситуацию и идеально соответствовал условиям Тихоокеанского театра военных действий.

Отсутствие среднего калибра стало преимуществом американских линкоров: для борьбы с надводными и воздушными целями хватало универсальных «пятидюймовок» - брать на борт 150 мм орудия в качестве «балласта» не имело смысла. А наличие "продвинутых" систем управления огнем окончательно нивелировало фактор отсутствия «среднего калибра».

Упреки в плохой мореходности – чисто субъективное мнение: «Айова» всегда считалась чрезвычайно устойчивой артиллерийской платформой. Что касается сильного «захлестывания» носовой части линкора в штормовую погоду – этот миф был рожден уже в наше время. Современнее моряки были удивлены повадкам бронированного монстра: вместо того чтобы спокойно покачиваться на волнах, тяжелая «Айова» резала волны, словно нож.

Повышенные износ стволов ГК объясняется очень тяжелыми снарядами (что есть неплохо) – бронебойный снаряд Mk.8 массой 1225 кг являлся самым тяжелым в мире боеприпасом своего калибра.

С ассортиментом снарядов у «Айовы» вообще не было проблем: на корабле имелся целый набор бронебойных и фугасных боеприпасов и зарядов различной мощности; после войны появились «кассетные» Mk.144 и Mk.146, начиненные разрывными гранатами в количества 400 и, соответственно, 666 штук. Чуть позже был разработан спецбоеприпас Mk.23 с ядерной боеголовкой мощностью 1 кт.


Что касается «недобора» проектной скорости на мерной миле, то испытания «Айов» проводились при ограниченной мощности ГЭУ – просто так, без веского повода, форсировать машины до проектных 254 000 л.с. бережливые янки отказались.

Общее впечатление от «Айов» может испортить лишь их относительно низкая защищеннность… впрочем, данный недостаток с лихвой компенсируется множеством других достоинств линкора.

«Айовы» имеют выслугу поболее, чем все остальные линкоры ВМВ вместе взятые – Вторая мировая, Корея, Вьетнам, Ливан, Ирак… Линкоры этого типа пережили всех - модернизация середины 1980-х позволила продлить срок службы ветеранов до начала XXI века – линкоры лишились части артиллерийского вооружения, взамен получив 32 КРМБ «Томагавк», 16 противокорабельных ракет «Гарпун», ЗРК «СиСпэрроу», современные радары и системы ближнего боя «Фаланкс».



Однако, физический износ механизмов и окончание Холодной войны сыграли не последнюю роль в судьбе самых известных американских линкоров – все четыре монстра досрочно покинули состав ВМС США и превратились в крупные военно-морские музеи.

Чтож, фавориты определены. Теперь настало время упомянуть ряд других бронированных чудовищ – ведь каждый из них достоин своей порции удивления и восхищения.


Вот, например, «Jean Bart» - один из двух построенных линкоров типа «Ришелье». Элегантный французский корабль с неповторимым силуэтом: две четырехорудийные башни в носовой части, стильная надстройка, лихо загнутая назад дымовая труба…

Линкоры типа «Ришелье» считаются одними из наиболее совершенных кораблей в своем классе: имея меньшее на 5-10 тысяч тонн водоизмещение, чем любой «Бисмарк» или «Литторио», «французы» практически не уступали им по мощности вооружения, а по параметру «защищенность» - схема и толщина бронирования «Ришелье» была даже лучше, чем у многих из его более крупных сверстников. И все это успешно сочеталось со скоростью более 30 узлов – «француз» был самым быстрым из европейских линейных кораблей!


Необычная судьба этих линкоров: бегство недостроенных кораблей с верфи, во избежание захвата немцами, морской бой с британским и американским флотами в Касабланке и Дакаре, ремонт в США, а затем долгая счастливая служба под флагом Франции до второй половины 1960-х годов.

А вот великолепная троица с Аппенинского полуострова – итальянские линкоры типа «Литторио».

Эти корабли обычно служат объектом жестокой критики, но если применить комплексный подход при их оценке, то выяснится, что линкоры «Литторио» не так уж плохи на фоне их британских или немецких ровесников, как это принято считать.

В основе проекта лежала гениальная концепция итальянского флота – к черту большую автономность и запас топлива! – Италия расположена посреди Средиземного моря, все базы под боком.
Сэкономленный резерв нагрузки был потрачен на броню и оружие. В результате у «Литторио» появились 9 орудий главного калибра в трех вращающихся башнях – больше, чем любого из их европейских «коллег».


Благородный силуэт, качественные обводы, хорошая мореходность и высокая скорость хода – в лучших традициях итальянской школы кораблестроения.

Хитроумная противоторпедная защита на основе расчетов Умберто Пульезе.

Как минимум, заслуживает внимания схема с разнесенным бронированием. Вообще, во всем, что касается бронирования, линкоры типа «Литторио» заслуживают самых высоких оценок.

А в остальном…
А в остальном итальянские линкоры получились скверными – до сих пор остается загадкой, отчего у итальянцев так криво стреляли пушки – несмотря на отличную бронепробиваемость, 15-дюймовые итальянские снаряды обладали удивительно низкой точностю и кучностью стрельбы. Перефорсировка стволов орудий? Качество изготовления лейнеров и снарядов? А может быть, сказались национальные особенности итальянского характера?


В любом случае, главная проблема линкоров типа «Литторио» была в их бездарном применении. Итальянским морякам так и не удалось вступить в генеральное сражение с флотом Её Величества. Взамен, головной «Литторио» был потоплены прямо на своей якорной стоянке, во время британского налета на на ВМБ Таранто (жизнерадостные разгильдяи поленились натянуть противоторпедную сеть).

Ничуть не лучше завершился рейд «Витторио Венето» против британских конвоев в Средиземном море – избитый корабль едва смог вернуться в базу.

В общем, ничего хорошего из затеи с итальянскими линкорами не вышло. Ярчее и трагичнее всех завершил свой боевой путь линкор «Рома», исчезнув в оглушительном взрыве собственных артпогребов – результат меткого попадания немецкой управляемой авиабомбы «Фриц-Х» (авиабомбы? Слабо сказано. 1360-килограммовый боеприпас «Фриц-Х» был мало похож на обычную бомбу).

Эпилог.

Линкоры бывали разные. Были среди них грозные и эффективные. Встречались не менее грозные, но малоэффективные. Но всякий раз, факт наличия у противника таких кораблей доставлял противоположной стороне немало хлопот и тревог.
Линкоры всегда остаются линкорами. Мощные и разрушительные корабли с высочайшей боевой устойчивостью.

Самый мощный линкор всех времен и народов


Перед вами USS Iowa – первый из самых крупных и самых мощных линейных кораблей, которые когда-либо состояли на службе в Морском Флоте Соединённых штатов. Оснащённый 406-мм орудиями, способными стрелять ядерными снарядами, этот корабль — единственный в американской истории, обладающий такой возможностью.

Давайте я вам расскажу про этот корабль подробнее …

Эти девять орудий, дающих одновременный залп — ужасающее, но завораживающее зрелище. Однако следует признать, что в ситуации реального боя такой метод атаки далеко не оптимален. Ударные волны снарядов настолько сильны, что начинают влиять друг на друга, нарушая траекторию полёта. Военные решили эту проблему, стреляя из орудий в быстрой последовательности – каждое отдельное орудие способно стрелять независимо.


USS Iowa использовался на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны, но вскоре после неё стало очевидным, что время линкоров подошло к концу. Самой мощной силой на море стали авианосцы с их бомбардировщиками и истребителями. США отменили строительство двух из шести линкоров класса Iowa ещё до конца войны. Также Штаты планировали создать новый класс линейных кораблей – 65.000-тонные корабли класса Montana с 12-ю 406-мм орудиями, но отменили их разработку в 1943 году.


2 января 1944 года в качестве флагманского корабля 7-го линейного дивизиона линкор «Айова» отправился в Тихий океан, где получил боевое крещение во время операции на Маршалловых островах.

С 8 апреля по 16 октября 1952 года линкор «Айова» участвовал в Корейской войне в боевых операциях у восточного побережья страны, осуществляя поддержку наземных сил артиллерийским ударами по Сонгджину, Хунгнаму и Койо в Северной Корее.

Тем не менее, после войны четыре построенных линкора класса Iowa — USS Iowa, USS New Jersey, USS Missouri, и USS Wisconsin – были действующей частью самого мощного боевого флота, который существовал в мире на протяжении нескольких десятилетий. В 80-х годах к впечатляющему арсеналу этих линкоров были добавлены 32 ракеты Tomahawk и 16 ракет Harpoon, а также 4 системы Phalanx.


Также линкоры класса Iowa были единственными кораблями Флота США, способными стрелять ядерными снарядами. Их снаряды имели маркировку W23, и «с учётом их мощности от 15 до 20 килотонн в тротиловом эквиваленте, они делали 406-мм орудия линкоров Iowa самой крупнокалиберной ядерной артиллерией в мире».


24 февраля 1958 года линкор «Айова» выведен из состава ВМС США, и переведен в состав Атлантического резервного флота. Но начале 80-х годов вернулся в строй, полностью обновив зенитную артиллерию и получив новейшую электронику. Орудия главного калибра остались на месте. Вес снаряда такого орудия — одна тонна. Дальность стрельбы — 38 км. Шесть лет назад Конгресс США отклонил предложение морского министра списать «Айову», сославшись на нежелательность ослабления огневой мощи американского флота.

Окончательно списан в 1990 году и долгое время находился на стоянке резервного флота в Сэсун-Бэй (шт. Калифорния). 28 октября 2011 году был отбуксирован в порт Ричмонд, Калифорния для восстановления перед переходом на постоянное место базирования в порту Лос-Анжелеса. Там он будет использоваться в качестве музея


Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Линкоры типа «Айова» поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом. Вот их названия: «Айова» (BB-61), «Нью Джерси» (BB-62), «Миссури» (BB-63) и «Висконсин» (BB-64).

В 1910-ых годах мир переживал стремительную гонку военно-морских вооружений. С момента спуска на воду “ Дредноута ” в 1906 году, последовавшие за ним корабли становились все тяжелее и больше. Инженеры всех стран мира изощрялись в попытке разработать линкор, который был бы сильнее, быстрее, прочнее всех аналогов.

"Максимальные линкоры" сенатора Бенджамина Тиллмана или Ямато по-американски.

Сенатор Бенджамин Риан Тиллман (1847–1918) наблюдал за развитием военно-морского флота США последние десятилетия. Он, как-никак, был членом Комитета по военно-морским делам в Сенате, и имел полный доступ к информации о состоянии и развитии флота.

Перед его глазами де-факто прошла вся эволюция класса дредноутов – от первых “ Дредноута ” и “ Мичигана ” , до грандиозных “ Куин Элизабет ” и “ Мэрилендов ” . Он видел, как стремительно развивается флот… и как быстро устаревают корабли, еще недавно казавшиеся основой мощи и величия целых наций.

Дредноуты первого поколения – “ Дредноут ” , “ Беллерофон ” , “ Мичиган ” – в свое время казавшиеся могучими – уже к началу Первой Мировой являлись в общем-то устаревшими, затеняемыми более могучими гигантами. Появление супердредноутов с большей артиллерией главного калибра – 343-мм и 356-мм орудиями – сделало первые дредноуты пройденным этапом эволюции военно-морских вооружений менее чем за восемь лет. А на стапелях уже стояли еще более могучие гиганты – с 381-миллиметровыми и 406-миллиметровыми орудиями, более быстрые, защищенные и технически совершенные чем любые предшественники. В сравнении с ними старые дредноуты уже казались безнадежно устаревшими, не способными даже в теории выдержать морской бой. Один залп строящегося “ Мэриленда ” – восемь 947-килограммовых снарядов – был больше, чем залп двух “ Мичиганов ” , при этом снаряды “ Мэриленда ” летели гораздо дальше, а сам он был защищен броней, неуязвимой для снарядов старых дредноутов на большинстве дистанций.

И это был еще не предел. Гиганты еще не сошли со стапелей, а на чертежных досках уже шла работа над новым поколением великанов, которое должно было сделать еще только строящиеся корабли столь же устаревшими, сколь устаревшими были первые дредноуты в сравнении со своими гигантскими потомками.

Эта гонка военно-морских вооружений, казалось, будет продолжаться вечно. Титанические ресурсы вкладывались в боевые корабли… чтобы через десяток лет оказаться выброшенными впустую, так как новый виток развития дредноутов обрекал уже построенные корабли на устаревание.

И в подобной ситуации, сенатор Тиллман предложил сделать ход ферзем.

Годы мировой войны окончательно вывели США из списка “ первых держав мира ” на позицию “ самой первой ” . Это было ясно уже в 1916 году, но даже до этого, еще до войны, признаки подобной ситуации вполне просматривались. США были самым богатым, самым промышленно развитым, самым энергичным на тот момент государством на планете. И сенатор Бенджамин Тиллман предложил “ конвертировать ” мощь и богатство Америки в ультимативный проект, призванный раз и навсегда обеспечить господство Америки на морях.

Тиллман предложил построить флот “ максимальных линкоров ” – кораблей, настолько больших и мощных, что были бы по карману только сверхбогатой Америке и больше никому. Завершить гонку морских вооружений, построив флот кораблей, равняться с которыми не сможет по экономическим причинам ни одна другая нация.

"Максимальные линкоры" сенатора Бенджамина Тиллмана или Ямато по-американски.

Собственно, идея была не слишком новой. Еще в 1912 году Тиллман направлял в Сенат запрос относительно возможности постройки сверхкораблей, но тогда он не был принят к голосованию. Некоторые положения, легшие в основу расчетов Тиллмана, реализовались потом в проекте супердредноутов класса “ Пенсильвания ” .

16 июля 1916 года, Тиллман направил в Сенат уже более подробный запрос – если можно так сказать о положении, заключавшем в себе только общие фразы :

"Максимальные линкоры" сенатора Бенджамина Тиллмана или Ямато по-американски.

Конкретнее – Тиллман потребовал рассмотреть возможность постройки корабля, настолько большого и мощного, чтобы ни одна другая нация не решилась экономически вступать в сопер­ничество с США и строить таких же гигантов.

Годы мировой войны сказали свое слово. Хотя США еще не участвовали в войне, они внимательно следили за происходящим в Европе. Сенат без малейших разногласий дал себя уговорить, и Комитет по военно-морским делам занялся работой.

"Максимальные линкоры" сенатора Бенджамина Тиллмана или Ямато по-американски.

Следует заметить при этом, что “ максимальные линкоры ” Тиллмана НИКОГДА не были объектом внимания американского флота. В отличие от политиков, флот понимал, что военная доктрина, построенная на чисто экономических рассуждениях, вряд ли может быть логичной. Флот хотел получить большие корабли, бесспорно : но хотел ли он получить самые большие – было под большим сомнением. Флот согласился на разработку проектов только потому, что хотел сохранить хорошие связи с Комитетом по военно-морским делам.

В основу всех проектов было заложено только одно требование – линкоры должны проходить Панамским Каналом, т.е. иметь длину не более 297 метров, ширину менее 33 метров и осадку менее 12,04 метров. Более ни один параметр не регламентировался : конструкторам была предоставлена полная свобода действий, и в кои-то веки от них не требовали впихнуть все в ограниченное водо­измещение, а наоборот – требовали забить громадный объем места всем, чем только получится.

"Максимальные линкоры" сенатора Бенджамина Тиллмана или Ямато по-американски.

Проекты суперлинкоров “ максимального ” класса были разработаны с декабря 1916 по январь 1917. Всего в рамках работ было создано 7 проектов.

Первые 3 проекта были представлены к рассмотрению 13 декабря 1916 года.

Читайте также: