Самый большой теплоход на волге новый

Обновлено: 16.05.2024

На утюг похожий: как устроен новейший российский теплоход

Рейсы по рекам России начал совершать новейший российский круизный лайнер «Мустай Карим». Событие действительно знаковое. Это первое пассажирское судно, построенное на российской верфи за последние 60 лет. С начала 1960-х годов прошлого века Советский Союз, а затем и Россия не строили речные круизные суда, а покупали их в странах соцлагеря — ГДР, Венгрии, Чехословакии. Сейчас большинство из них уже отмечают полувековой юбилей. Корреспондент «Известий» отправился из Москвы в круиз на «Мустай Кариме» и выяснил, что предлагает пассажирам новая гордость отечественного судостроения.

По рекам, по морям


«Пассажирские суда в России не строили 60 лет, — сказал глава Объединенной судостроительной компании (ОСК) Алексей Рахманов ровно год назад, 11 сентября 2019 года, на церемонии спуска на воду теплохода «Мустай Карим» на заводе «Красное Сормово» под Нижним Новгородом. — Тех, кто строил пассажирские суда в 1959 году, уже не осталось. И мы смогли собрать ключевые компетенции».

С момента закладки теплохода до спуска на воду прошло два с половиной года. Еще год потребовался на ходовые испытания. Не всё было гладко (старт круизов несколько раз переносили, да и пандемия сдвинула сроки), но учитывая, что судно подобного типа появилось у России впервые за 60 лет, передача теплохода заказчику — компании «Водоходъ» — событие поистине всероссийского масштаба.

«Мустай Карим» построен по проекту PV300, разработанному компанией «Морское инженерное бюро». К настоящему моменту в России заложено два таких судна: помимо этого теплохода на заводе «Лотос» под Астраханью строится теплоход «Петр Великий». И хотя его заложили даже раньше, нижегородские судостроители оказались быстрее. Что же касается «Петра Великого», то передать его заказчику обещают в мае следующего года.

Названный в честь башкирского поэта «Мустай Карим» приковывает к себе взгляды. В первую очередь, из-за необычной формы носа.


«Многие называют его «утюг» — это уже мировое понятие. У этого проекта инверсный нос x-bow, то есть у него обратный наклон. Такой теплоход не поднимает волной, наоборот, он подныривает под нее, режет, что улучшает гидродинамические параметры теплохода», — рассказал «Известиям» капитан лайнера «Мустай Карим» Сергей Кайнов.

Винторулевые колонки теплохода поворачиваются на 360 градусов. В сочетании с мощным подруливающим устройством лайнер необычайно поворотлив, он может маневрировать в самых узких речных портах. При этом, например, длина «Мустай Карима» — 141 м, а ширина — около 17 м. Он значительно больше и шире своих «советских» собратьев, но намного маневренней.

По словам капитана, в рубке всё очень компактно. Если на старых судах стоит три пульта и системы управления разбросаны, то здесь всё создано для того, чтобы штурман или помощник капитана сел и у него всё было под рукой. Ему практически не надо вставать, чтобы вести судно безопасно, со всеми связываться и т.д.

мустай карим


«На судне нет штурвала — руление осуществляется при помощи двух джойстиков, которые управляют винтами. Для этого вполне достаточно одного человека. Но на пассажирских судах по правилам в рубке требуется обязательное присутствие двух судоводителей: один — рулевой, второй — штурман», — говорит капитан Сергей Кайнов.

Кстати, судно может работать не только на реке, но и в море: класс теплохода позволяет ему ходить при волне в 3 м и в битом льду глубиной до 30 см. И уже в конце сентября «Мустай Карим» впервые покинет реку и выйдет в Азовское море, откуда отправится в Черное море.

Каюты от голландцев

На судне четыре палубы, три из которых практически полностью отданы под каюты. «Мустай Карим» может принять 329 пассажиров, к услугам которых 160 кают. Подавляющее большинство из них — каюты категории делюкс, также есть люксы (два из них с балконом), один гранд-люкс и восемь стандартов. Впрочем, в компании говорят, что от стандартов скоро избавятся, превратив их в делюксы.

Интерьер лайнера «Мустай Карим»

Интерьер лайнера «Мустай Карим»

Как говорит заместитель генерального директора по развитию компании «Водоходъ» Илья Суховольский, лайнер спроектирован по типу «плавучей гостиницы» и соответствует уровню пятизвездочного отеля.


Большинство кают категории делюкс — это комнаты площадью 20 кв. м, рассчитанные на двух гостей. Дизайн интерьеров разработан голландским яхтенным бюро Guido de Groot. Каюты выполнены в спокойных тонах с преобладанием светло-бежевого и темно-коричневого цветов. Бархатное изголовье кроватей, два темных кресла с белым журнальным столиком, светлые, почти белые прикроватные тумбочки и темный деревянный стол с огромным зеркалом.

Кроме того, в каждой каюте есть гардероб, сейф, плазменная панель с 40 телевизионными каналами, а также чайник, кофе-машина и небольшой холодильник, скрытый в тумбу.

Санузел — умывальник и туалет — достаточно просторный, те, кто ходил в круизы на судах времен ГДР, будут приятно удивлены. А вот что действительно поражает, так это размеры душевой кабины — такие объемы встретишь не в каждом «земном» отеле.

4-х палубные теплоходы

Теплоход проекта PV300 «Мустай Карим»

Четырехпалубные теплоходы – самые большие и самые новые суда на водных просторах России. В большинстве своем комфортабельность этих теплоходов на порядок выше 2-х и 3-х палубных собратьев. В частности, все каюты оборудованы санузлами. Большинство 4-х палубных теплоходов обслуживают иностранных туристов на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Часть теплоходов обслуживают только российских туристов. Но практически на любой теплоход можно достать путевку, например, на рейсы в начале и конце навигации. Кроме того, многие компании продают путевки российским туристам на рейсы для иностранцев при наличии мест. Обычно такие маршруты идут с подписью «совместный круиз с иностранными туристами». Преимущества таких совместных круизов – высокий уровень сервиса, более тихое поведение попутчиков, возможность потренироваться в общении на иностранном языке. Недостатки – высокая стоимость путевки, цен на экскурсии, цены в барах, возможно экскурсионное обслуживание будет только на иностранном языке.

Абсолютное большинство 4-х палубных теплоходов управляется крупнейшими туроператорами:

Наиболее часто встречаются теплоходы проектов 301 и 302, которые шутливо называются в среде речников «чемоданами» из-за прямоугольной формы или «немцами» поскольку были произведены в Германии. Все каюты оборудованы санузлами, но будьте готовы к тому, что стандартная каюта лишь чуть больше чем стандартное купе в поезде.

Теплоходы проекта 92-016 – самые большие пассажирские речные суда в России – имеют длину 135,7 метров и пассажировместимость – 400 человек. Шутливо называются «крокодилами», видимо из-за своих размеров или скошенного носа. Как Вы догадываетесь, такое количество пассажиров не могло появиться просто так. На теплоходах данного проекта очень тесные каюты, особенно одноместные и двухместные двухярусные каюты. Один из теплоходов данного проекта – «Александр Суворов», тот самый который столкнулся с мостом в Ульяновске. В той катастрофе погибло 176 человек. Судно восстановлено и работает как круизное и сейчас.

Внешне «немцев» от «крокодилов» легко отличить по количеству труб – у теплоходов проекта 301 и 302 одна труба, у теплоходов проекта 92-016 – две трубы.

Теплоходы проектов q-056 и q-040 произведены в Австрии и встречаются на реках России значительно реже. По комфортабельности теплоходы проекта q-040 в оригинальной планировке несколько уступают своим собратьям из-за того, что каюты не оборудованы санузлами. Однако пароходства один за другим модернизируют данные суда.

Теплоходы проекта q-056 "Антон Чехов" и "Лев Толстой" до недавнего времени считались самыми комфортабельными на Волге. В частности, в кормовой части судна имеется крытый бассейн приличных размеров. Однако время не стоит на месте. Турфирмы стремятся удовлетворить запросы самых платежеспособных покупателей, в том числе из США и Европы. Теплоходы модернизируются один за другим. Обычно такая модернизация предусматривает увеличение площади каюты до стандартного отельного номера около 20 кв.м, санузел разумных размеров, перепланировка лестничных пролётов (чтобы угол наклона был меньше для пожилых туристов) или даже установка лифтов.

В России строят 39 пассажирских судов, но мы нашли только 33 из них

Круизный теплоход проекта PV300 «Мустай Карим»

Если быть точным, судно уже построено и 22 августа отправилось в свой первый круизный рейс из Санкт-Петербурга в Москву.

Это первый пассажирский теплоход, построенный на отечественных верфях за последние 60 лет. Его начали строить в 2015 году, в 2019 году «Мустай Карим» был спущен на воду, а весной 2020-го успешно прошел все испытания и был принять в эксплуатацию.

Стоимость строительства составила около 3,5 млрд рублей. О планах строительства серии судов этого проекта не сообщается.

Оператор: судоходная компания «Водоходъ»

Размерения: 141,3×16,82×3 метра, скорость до 23 км/ч, пассажировместимость — 329 человек.

Круизный теплоход проекта PV25 «Александр Пушкин»

Здесь тоже нужно уточнить, что речь идет о глубокой модернизации теплохода проекта Q-040. «Александр Пушкин» был построен в 1974 году в Австрии, а проект модернизации предусматривал изменение конфигурации внутренних помещений (в частности, расширение пространства пассажирских кают) и изменении их дизайна, а так же смены регистрового класса. В результате работ по модернизации пассажировместимость судна снизилась с 300 до 180 человек, а комфортность их пребывания на борту — многократно возросла.

Оператор: судоходная компания «Водоходъ»

Размерения: 110×14,8×4,3 метра, скорость — 22 км/ч, пассажировместимость — 180 человек.

Круизный теплоход проекта PV300VD «Петр Великий»

Это судно было заложено в 2016 году на верфи компании «Лотос» в Астрахани и предполагалось, что в свой первый рейс выйдет уже в навигацию 2019 года. Однако постоянные проблемы при строительстве не позволили этого сделать: на сегодня готовность судна чуть больше 50%, точные сроки введения его в эксплуатацию не называются.

Отметим, что «Петр Великий» по конструкции и внутреннему оснащению практически идентичен круизному судну «Мустай Карим». Однако другой исполнитель заказа, оператор суда и постоянные внесения изменений в проект не позволяют закончить его строительство.

Оператор: Мостурфлот

Размерения: 141,3×16,82×3 метра, скорость до 23 км/ч, пассажировместимость — 310 человек.

Круизные теплоходы проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев»

Головной теплоход проекта заложили 31 июля 2020 года, второе судно проекта планируется заложить в сентябре. Эти теплоходы будут работать на круизных линиях Енисея и заменят суда старых проектов.

Как и на предыдущих круизных речных судах, эти теплоходы предложат своим пассажирам современные комфортные каюты, большое количество ресторанов и баров, кинозал, фитнес и спа. Примерная стоимость постройки двух теплоходов составит 5,5 млрд рублей, а срок введения в эксплуатацию — 2024 и 2025 годы.

Оператор: нет

Размерения: 99×14,6×2 метра, скорость — 23 км/ч. Пассажировместимость — 245 человек.

Колесный круизный теплоход проекта ПКС-180 «Золотое кольцо»

По мотивам американских пассажирских пароходов с Миссисипи, «Золотое кольцо» будет оборудовано двумя гребными колесами, расположенными в корме. Всего было заложено два судна этого типа. Первое судно, строительство которого началось в январе 2018 года, сейчас достраивается в Нижнем Новгороде. Второе судно, названия которому все еще не дали, находится на стапеле судостроительного завода «Лотос» в Астрахани.

На этом круизном теплоходе — все как и на предыдущих: все возможные удовольствия от круиза по реке. Плюс колеса.

Ожидается, что первый круиз на «Золотом кольце» пройдет в навигацию 2021 года. Работать оно будет на малых реках волжского бассейна.

Оператор: судоходная компания «Гама»

Размерения: 81,6×13,8×1,2 метра, скорость 18 км/час. Пассажировместимость — 170 человек.

Прогулочные суда проекта проектов 03620, 03621 и 03622 «Чайка»

Эти проекты должны прийти на замену морально и физически устаревшему проекту прогулочных теплоходов типа «Москва». Проект разработан и исполняется Зеленодольским судостроительным заводом и предполагает серийное строительство. Проекты различаются размерениями, пассажировместимостью и типом главной энергетической установки. Известно, что всего заложено три судна, одно из них — проекта 03622 с ЭУ на сжиженном газе, — уже спущено на воду. Предполагается, что первые суда этих типов с салонной и прогулочной палубами должны будут выполнять прогулочные и туристские рейсы по Волге.

Оператор: нет

Размерения: 48,5 (41,5) х 8,4×1,1 метра, скорость 20 км/час. Пассажировместимость — 150 — 250 человек.

Скоростное пассажирское глиссирующее судно проекта А-145 «Ак барс»

Это судно предназначено для перевозки пассажиров по внутренним водным путям и в морской прибрежной зоне. Его серийно строят с 2011 года на Зеленодольском судостроительном заводе. Уже построено 10 таких судов, еще четыре находятся в процессе строительства.

К сожалению, из 10 построенных судов, в России работают только четыре. Новые четыре единицы предполагается поставить на регулярные маршруты в Крыму.

Оператор: Северречфлот»,

Размерения: 35×6,8×1,2 (0,7) метра, скорость 70 км/час. Пессажировместимость — 150 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Метеор-120Р»

Это глубоко переработанный, даже, скорее, практически новый проект дальнемагистрального судна на подводных крыльях для перевозки пассажиров по регулярным маршрутам на расстояния до 600 км.

Первое такое судно уже строят на верфи «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». Спуск на воду планируется в 2021 году, тогда же пройдут и испытания «Метеора».

Оператор: нет, ГТЛК

Размерения: 35,4×9,3×2,5 метра, скорость — 65 км/ч. Пассажировместимость — 116 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Комета-120 М»

Морская версия «Метеора» строится серийно с 2016 года. Сейчас в эксплуатации на крымских регулярных линиях находятся два судна, еще три находятся в постройке.

Два сезона эксплуатации этих судов в реальных условиях показали их надежность и популярность. Однако в ближайшее время расширять серию не планируется.

Оператор: Волготранс

Размерения: 35,2×10,3×3,5 метров, скорость 65 км/ч. Пасажировместимость — 120 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Суда этого типа стали первыми построенными в России СПК за последние 30 лет. Всего построено 8 судов, еще 15 находятся в постройке. Отличительной особенностью этих скоростных судов является возможность работы на малых реках, что делает их практически незаменимыми для перевозок пассажиров в Сибири и волжском бассейне.

Оператор: Волготранс, Северречфлот

Размерения: 21,3×5,2×1,1 метра, скорость 50 км/час. Пассажировместимость — 45 человек.

Самый большой теплоход на волге новый

«Михаил Фрунзе» отправился в круиз по маршруту Нижний Новгород — Москва — Нижний Новгород

«Михаил Фрунзе», построенный в 1980 году в Чехословакии, до сих пор считается одним из самых больших речных пассажирских теплоходов

Советский Союз был лидером мирового речного туризма. Огромной стране и теплоходы нужны были соответствующие. Настоящие круизные лайнеры! Именно такими стали теплоходы проекта 92-016 (тип «Валериан Куйбышев») — четырехпалубные красавцы, которые в конце 70-х-начале 80-х годов прошлого века были изготовлены по спецзаказу СССР на судоверфях в чехословацком городе Комарно.

Девять теплоходов: «Валериан Куйбышев», «Фёдор Шаляпин», «Феликс Дзержинский», «Сергей Кучкин», «Мстислав Ростропович», «Александр Суворов», «Семён Будённый», «Георгий Жуков» и главный герой нашего материала — «Михаил Фрунзе» стали самыми большими речными пассажирскими судами в мире. До сих пор теплоходы 92-016 удерживают этот рекорд.

Длина — 135,80 метра, высота — 16,8 метра. Официально самым большим из всех судов проекта 92-016 был «старший брат» этого семейства «Валериан Куйбышев», «рост» которого составляет 137,5 метра. Остальные теплоходы получились немного короче, но их габариты все равно впечатляют. «Михаил Фрунзе» и остальные семь лайнеров составляют в длину 135,80 метра. До сих пор никто в мире не смог переплюнуть советские речные теплоходы.

Осадка — 2,9 метра, водоизмещение — 3935 тонн. А вот этот рекорд пал в 1995 году, когда американские судостроители спустили на воду огромный колесный корабль American Queen водоизмещением ровно в 4000 тонн. Но звездно-полосатый гигант получился на целых 10 метров короче, поэтому занять первое месте в топ-листе самых больших речных теплоходов не смог.

В машинном отделении

Самое брутальное место на судне — машинное отделение. Резкий запах дизельного топлива и шум колотящегося «сердца» теплохода, от которого закладывает уши. У гиганта «Михаила Фрунзе» двигатели под стать. Все теплоходы проекта 92-016 оборудованы тремя могучими «машинами» общей мощностью в 3000 лошадиных сил!

А на площади, которую занимает машинное отделение, могли бы уместиться несколько кают класса «Люкс». Настоящий мир кнопок, клапанов и сигнальных лампочек, в котором правит главный механик.

Кстати, все двигатели для теплоходов проекта 92-016 были изготовлены на легендарном заводе «РУМО» (бывший «Двигатель революции») в городе Горьком.

Мустай Карим

«Мустай Карим» — новейший продукт на российском рынке речных круизов.

Теплоход соответствует уровню пятизвездочного отеля и спроектирован по типу «плавучей гостиницы». Теплоход класса -«Водоход.Люкс» .

Комфортабельный четырехпалубный лайнер проекта PV-300 оснащен высокотехнологичным навигационным оборудованием и способен развивать скорость до 22,5 км/ч. «Мустай Карим», спроектированный Морским Инженерным бюро, построен на верфи «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Спуск на воду состоялся 11 сентября 2019 года.

Запуск этого теплохода в эксплуатацию — уникальное событие для всей судостроительной и круизной отрасли России.

Длина судна — 141 м, ширина — 16,82 м, осадка — 3 м. Количество посадочных мест — 329.

На борту теплохода:
  • Ресторан «Агидель»
  • Ресторан «Иремель»
  • Винная библиотека
  • Бар «Башкирия»
  • Бар «Панорама»
  • Конференц-зал
  • СПА-центр
  • Парикмахерская
  • Массажный кабинет
  • Сауна
  • Хамам
  • Тренажерный зал
  • Wi-fi интернет
  • Лифты
  • Сувенирный магазин
  • Медицинский пункт
  • Круглосуточный ресепшн
  • Прокат велосипедов
  • Открытая солнечная палуба
К вашим услугам:
  • 2 каюты класса "Люкс" с балконом
  • 6 кают класса "Люкс"
  • 144 каюты класса Делюкс
  • 2 каюты класса "Полулюкс" (1 каюта оборудована для маломобильных пассажиров)
  • 6 двухместных одноярусных кают
  • 1 каюта класса "Гранд Люкс" с балконом

Во всех каютах: шкаф для одежды, радио, кондиционер, душ, санузел, обзорное окно, электророзетка 220V, холодильник, фен, телевизор, телефон, кофемашина, сейф.

Особенности теплохода:
  • завтрак — шведский стол, фиксированная рассадка;
  • обед — заказная система, фиксированная рассадка;
  • ужин — заказная система с включенными напитками (без ограничения — вода, чай, кофе, сок; на выбор 1 бокал — вино красное / белое или 1 бокал пива), фиксированная рассадка;

Теплоход — пансионат к услугам массаж (за дополнительную плату), оздоровительная гимнастика, фиточай, кислородный коктейль и др.)

Как проплыл по Волге гигантский пятизвездочный отель на воде показал волгоградский блогер

Как сообщает корреспондент «Блокнот Волгоград» со ссылкой на Александра Блинкова, блогер снял с высоты уникальные кадры — двухминутный ролик, как теплоход проходит по акватории Волги в Волгограде в сторону Речного порта.

Он запечатлел как лайнер неспешно проплыл близ «Волгоград Арены», далее — под «танцующим мостом». За кадром автор видеоролика сразу отмтеил, что данный теплоход сильно отличается от того, что сегодня эксплуатируется на внутренних водных путях. А еще это первый круизный лайнер, произведенный в России за последние 62 года.

Коптер волгоградца подлетел максимально близко к движущемуся «Мустай Кариму». Блогер постарался показать новенький теплоход во всей красе: его длину, масштаб, и даже смог заснять часть солнечной палубы, где неспешно прогуливались пассажиры.

Разрезая гладь Волги, «Мустай Карим» вскоре подошел к волгоградскому речпорту.

Ранее фотограф «Блокнот Волгоград» показывал как выглядит «Мустай Карим» изнутри. Лайнер был назван лайнер в честь башкирского писателя, в 2019 году отмечалось 100-летие со дня рождения публициста. Построили круизный теплоход в Нижнем Новгороде, спустив на воду в сентябре прошлого года. Предположительно, строительство оценивается в 3,2 миллиарда рублей. Теплоход по истине гигантский, рассчитан на 329 мест, команда – на 144 человека. Состоит из главной палубы с двумя ресторанами, средней, шлюпочной и верхней — номера для пассажиров, а также — солнечной — самой верхней. Заметим, что в теплоходе продуман даже лифт между палубами. Есть бар-панорама с обзором в 270 градусов, бар с эксклюзивным пивом и библиотека, спа-центр, парикмахерская, сувенирные магазины. Длина судна — 141 метр, ширина — 16,82 метра, осадка — 3 метра.

Плавучий пятизвездочный отель в Волгограде не оставил равнодушными тех, кто смог его сегодня увидеть. Хотя некоторые успели прозвать его «утюгом» и даже раскритиковать внешний дизайн. В городе-герое 22 сентября лайнер стоял в речпорту с 12:00 до 17:00

Затем «Мустай Карим» все также неспешно отправился в Ростов-на-Дону. Оттуда с 25 сентября гостей ожидает круиз по Азовскому морю.

«Мустай Карим»: как выглядит «самый-самый» теплоход России

Совсем недавно я вернулась из Енисейской экспедиции от компании «Водоход», о которой вам рассказала практически всё. Эмоции, если честно, не отпускают – и поэтому я снова в деле, я уже всерьёз задумываюсь о будущих путешествиях. Если Енисейская экспедиция была достаточно экстремальной, проходила часто по дикой, непролазной тайге, то на этот раз я обращаю своё внимание на теплоход, о котором журналисты и коллеги-блогеры говорят исключительно с приставкой «самый-самый». Самый новый, самый роскошный, самый большой, самый-самый… Все эти эпитеты адресованы новейшему четырёхпалубному теплоходу «Мустай Карим». Но обо всём по порядку.

3317419


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317421


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Если сухо и официально – то развитие внутреннего туризма, а если по-человечески – то мы начинаем заново открывать Россию. И дело даже не в совокупности внешних, всем известных факторов, а в сформировавшейся потребности целых поколений. Я уже сравнивала некоторые места Сибири с космосом – так вот, такого космоса на просторах родной страны ещё очень много.

Вернёмся к нашим речным путешествиям. Открыть Россию заново с борта теплохода – это отдельное и огромное наслаждение. Это коктейль из эстетических впечатлений от меняющихся пейзажей, эмоций от посещений городов, рационального удовольствия от новых открытий и, что очень важно для искушённых путешественников, от пятизвёздочного сервиса на борту в круглосуточном режиме.

Как известно, реки впадают в моря и поэтому компания «Водоход» вывела на речные и морские просторы России теплоход абсолютно нового качества – «Мустай Карим». Это единственный круизный лайнер класса «река-море» в России, крупнейшее судно этого класса.

Об имени теплохода. Во флотилии компании «Водоход» принято называть лайнеры в честь русских и советских поэтов и писателей – от Александра Радищева и Николая Чернышевского до Максима Горького и Константина Симонова. Новый лайнер, построенный в 2019 году, не стал исключением – он назван в честь выдающегося башкирского поэта, писателя и драматурга Мустая Карима, в столетний юбилей которого лайнер был спущен на воду.

Новаторство лайнера начинается с футуристического внешнего вида. Кардинально изменён стандарт привычных очертаний речных круизных теплоходов. «Мустай Карим» настолько необычен и красив, что его пребывание в порту или просто прохождение мимо населённых пунктов становятся настоящим событием. А ночью теплоход смотрится вообще фантастически – состоящие из панорамных окон палубы, освещают светом тёмную воду, делая его вид ещё более завораживающим. Мне удалось увидеть прохождение теплохода под разводными мостами в Санкт-Петербурге. Так вот, люди буквально бежали, чтобы успеть его сфотографировать, забыв на это время о красотах города. Кстати, «Мустай Карим» – единственный пассажирский теплоход такого класса, которому можно проходить под разводными мостами Северной столицы.

3317423


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317425


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317427


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317429


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Думаю, вам будет интересно узнать, что «Мустай Карим» построен у нас в России на верфи Красное Сормово в Нижнем Новгороде. Я уже писала про эпитет «самый-самый». Самый новый, самый мощный, самый технологичный, самый красивый… Для себя я решила, что уж если отправляться в новое путешествие, именно на этом теплоходе. И желательно как можно скорее!

Признаюсь, география круизов на лайнере «Мустай Карим» произвела на меня впечатление. Она самая широкая в России. Чтобы не перечислять все маршруты, попытаюсь уложиться в одну фразу: Санкт-Петербург, Свирь, Ладога с Кижами и Валаамом, старинные города Золотого кольца, Казань, Волгоград, Астрахань… или через Волго-Донской канал в Ростов-на-Дону и далее в Азовское море и под Крымским мостом в сторону черноморской Кубани.

Тематика и продолжительность круизов разная, а вышеупомянутая география маршрутов сыграла на руку длительному периоду навигации – «Мустай Карим» ходит с мая по ноябрь.

Продолжаем раскрывать эпитет «самый-самый». Я уже рассказала про футуристический внешний вид, пора поделиться впечатлением от того, что я увидела и о чём узнала внутри теплохода.

Дизайн интерьеров всех четырёх палуб соответствует уровню пятизвёздочного отеля. Напомню, это флагман круизной компании «Водоход». Стиль внутреннего пространства можно назвать воплощением утонченности и изысканности. В отделке интерьеров кают и общественных пространств доминируют дорогие ткани сдержанных цветов и натуральное дерево.

3317431


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317433


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317435


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Для сибаритского созерцания берегов на длинных перегонах сделано буквально всё – от панорамных окон в пол в каждой каюте до панорамных баров и ресторанов, о которых я ещё обязательно расскажу! А в хорошую погоду можно провести время на открытой солнечной палубе (700 квадратных метров – самая большая открытая палуба на круизном лайнере в России) с шезлонгами и тентами. Оттуда, сверху, речные пейзажи ещё более потрясающие.

Рассказ о премиальном круизе невозможен без описания его кулинарной составляющей. Над меню ресторанов теплохода работала целая команда титулованных бренд-шефов. Сразу два ресторана обслуживают гостей на завтрак, обед и ужин. Это превращает круиз в настоящее гастрономическое путешествие. Здесь реализована концепция from farm to table – это меню, основанное на знаниях локальных специалистов и фермерских продуктов тех мест, через которые идёт лайнер во время круиза – от морошки в Карелии до осетрины в Астрахани.

3317437


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317439


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317441


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317443


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317445


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317447


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Барная карта и разнообразие напитков на любой вкус. Отдельный восторг вызывают бары с впечатляющими винной и пивной картами и коктейлями от барменов из топ-100 России. На борту теплохода «Мустай Карим» расположились три разноформатных бара: эксклюзивный пивной бар «Башкирия» с огромным выбором пива, танцами и караоке-вечеринками, «Панорама» – с потрясающим обзором 270° прямо на носу теплохода, шоу-программами и концертами живой музыки и изысканная «Винная библиотека», где в обществе хорошей книги и бокала вина гости проводят время в тихой камерной обстановке.

3317449


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

3317451


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Но отдых – это не только эмоциональное, но и физическое расслабление, перезапуск всего организма. Поэтому всех адептов здорового образа жизни ждут SPA-центр с различными видами массажей, сауной и хаммамом, а также тренажёрный зал и зал для занятий йогой.

Команда обещает развлечения на борту с утра до глубокой ночи. Мастер-классы, игры в мафию, караоке, школа танцев, лекции, киновечера, концерты и многое другое.

Но мы не забываем, что круиз на теплоходе «Мустай Карим» – это новое прочтение России. На берегу пассажирам предлагается насыщенная и продуманная программа. Широкий выбор экскурсионных или интерактивных маршрутов на любой вкус на каждой из остановок.

Обзор круизного судостроения в России

В 2020 году, совершил несколько круизов первый российский круизный теплоход проекта PV300 "Мустай Карим". Этот четырехпалубный теплоход был построен в России. Впервые в истории России и СССР мы строим речные пасажирские суда такой величины.


Российские пассажирские теплоходы

Поначалу России было не до круизных пароходов. Сначала у населения не было денег, позже хватало иностранных круизных судов закупленных еще в СССР. Но в последние годы, их сроки жизни подходят к концу. Необходимо их заменять, строя новые корабли либо полностью модернизировать старые, к примеру «Глеб Кржижановский» стал «Александром Пушкиным» по проекту PV18. Но проблема заключается в том что своей круизной судостроительной промышленности в России не было с царских времен. Все речные теплоходы 3-4 палубы СССР закупал за границей.

Первой ласточкой возрождения, были маленькие суда проекта ПКС-40 (цифры означают примерное количество пассажиров), построенных в 2011-2015 годах на судоверфи в Городце Нижегородской области по заказу компании «Гама» . Проект пошел, компания «Гама» решилась заказать пару судов проекта ПКС -180 типа «Золотое кольцо». На борт они берут 170 туристов. Головной корабль спущен на воду, второй спустят в начале 2021 года. В круизы эти суда еще не вышли.

В середине прошлого года на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили пассажирское судно проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский» В этом году заложат еще одно судно. По условиям контракта суда должны будут быть переданы заказчику в 2023 и 2024 годах.


Уже ходит в рейсы, четырёхпалубный теплоход, проекта PV300 «Мустай Карим». Самое дорогое судно ( на заглавной картинке) его стоимость 4 млрд руб. Спущено на воду и достраивается головное судно серии "Петр Великий". Готов проект PV500 на 500 пассажиров. Есть и модификации PV300VD на 310 пассажиров.
Прототипом проекта PV300VD был проект PV09, ныне судно "Штандарт" на 36 пассажиров

За бортом обзора остались заложенные грузо-пассажирские суда проекта PV22 «Адмирал Геннадий Невельской» «Павел Леонов» и проекта МИБ CNF11CPD «Александр Деев» и «Василий Ощепков», как не относящиеся к круизным. Но все же, это довольно крупные пассажирские суда.

Пассажирские суда в России не строили 60 лет. В результате, все суда заказываются на верфях не имеющими опыта строительства пассажирских судов. Проекты, разработаны людьми не имеющих опыта такого проектирования. В результате, суда проходят через все детские болезни, срывы сроков и увеличения сметы строительства. Не имеющая опыта строительства гражданских судов верфь "Лотос" не может сдать головной корабль проекта PV300 «Петр Великий». "Красное Сормово" намного опытней и «Мустай Карим» по планам должен был сдан на год раньше головного "Петра Великого". Но и «Мустай Карим» сделанный на верфи "Красное Сормово", после спуска на воду, трижды вытаскивали на слип, что означает какие то исправления в конструкциях.

Почему нет опыта строительства пассажирских судов? Потому что никакой судостроительной промышленности гражданских судов СССР не существовало. Народное хозяйство СССР было подсобным хозяйством при воинской части. К примеру, изображенный на картинке того чем славился СССР, теплоход "Федор Достоевский, был иностранным.

На самом деле теплоход "Федор Достоевский" в девичестве был лайнером "Астор", в 1987 году сделанным на западногерманской верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft в Киле по заказу южноафриканской компании Marine Corporation из Кейптауна. О каждом предмете на картинке можно поговорить. Но по каждому тема слишком обширна. В данном случае, затронем только круизные теплоходы. Большие пассажирские суда строились за границей поголовно, без исключений. СССР освоить их производство так и не смог.

Дореволюционные круизные пароходы.

Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х годов. В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года. Впоследствии на Волге были организованы и другие крупные пароходные общества — «Самолётъ», «По Волге», «Кавказъ и Меркурий», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. Пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» - «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Владельцы самарского пароходного общества «Миссури» присвоили судам. С того времени по Волге ходили пароходы этого общества «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». Уже потом, чтобы хоть как-то приблизить имена своих судов к американской топонимике, в этой же компании решили назвать три новых парохода «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара». К 1875 году на реке работало около 600 пароходов.

Пароход «Миссисипи»

Теплоход "Царьград", позже переименован в "Урицкий".

Пароход "Дворянка"

Пароходы на реках выполняли роль транспорта, то после строительства железных дорог и сокращения пассажиропотока у пароходов появилась круизная функция.
Круизные пароходы начали строить в 1904 году. Серия пароходов «Граф». Головной корабль был построен в Сормово в 1904 году , позже выпущены другие корабли серии, «Графиня» (1909), «Гражданин» (1910), «Баян» (1912) и «Витязь» (1912). После 1918 года корабли переименовали «Граф» в «Усиевич», «Графиня» в «Иосиф Сталин», «Гражданин» в «Полководец Суворов», «Баян» в «Михаил Калинин», «Витязь» в «III Интернационал», а затем в «Волга».
Круизный пароход «Баян», потом «Михаил Калинин»

Старейший круизный пассажирский пароход «Н.В. Гоголь» России построен еще в 1911 году, на верфи Сормовском заводе ( переименованной большевиками в "Красное Сормово"). Хотя он прошел столько модернизаций, что от 1911 года осталась только паровая машина.

Советские круизные теплоходы (20 штук)

Проект 1008 (Тип «Иосиф Сталин»)
В 1937 году специально для канала Москва-Волга под руководством инженера В. М. Керичева была построена флотилия совершенно новых по техническим характеристикам и дизайну комфортабельных пассажирских судов: четыре теплохода на 205 пассажиров («Иосиф Сталин», «Михаил Калинин», «Клим Ворошилов», «Вячеслав Молотов»

Проект 20 (тип «Ленин»)
Работы по проектированию пассажирского судна — «экспресса для Большой Волги» начались ещё в тридцатых годах. Это судно должно было стать первым трёхпалубным волжским судном. Но до войны так и не смогли начать. К проекту судна-экспресса для большой Волги вернулись только в пятидесятых годах. За основу был взят проект тридцатых годов, который, однако, был значительно переработан специалистами завода «Красное Сормово». В результате было создано фактически новое судно, значительно отличавшееся от проекта «Страны Советов». Было решено строить суда с дизель-электрической силовой установкой. Первое судно дизель-электроход «Ленин», флагман речного пассажирского флота, было спущено на воду осенью 1958 года, а в 1959 году введён был в строй второй дизель-электроход «Советский Союз». В 1984 году «Ленин» сгорел во время ремонта.


Все трех и четырех палубные пассажирские теплоходы изготавливались за границей. Особенно забавно, что к делу привлекли столь прославленные судостроительные державы, как Венгрия, Чехословакия и Австрия. Советский девиз коммуниста Егора Гайдара «Если что-то будет нужно, мы купим за рубежом», возник именно тогда.

1965) Двухпалубные грузопассажирские теплоходы типа «ЕРОФЕЙ ХАБАРОВ»

Когда поплывет белый пароход. Продолжение - В российском судостроении сложилось непростое положение со строительством речных пассажирских судов

Начало этой истории было описано в марте прошлого года в статье «Когда поплывет белый пароход». Пассажирский флот России – морской и речной – переживает очень сложный период. Из 100 морских судов, которые эксплуатировались в СССР в 1991 году, сегодня в России работают три. До недавнего времени было четыре, но один теплоход из-за аферы был разрезан на металлолом в Китае. Из оставшихся трех один выполняет госзаказ и перевозит военных моряков на Севере, второй, то же в рамках госзаказа перевозит людей на Курильские острова, а третий, которому в этом году стукнуло 49 лет (!), купленный по поручению Президента, пытается возродить туристическую Крымско-Кавказскую линию. К этому следует добавить два парома на Балтике, один из которых уже ушел в Средиземное море. На реке ситуация чуть лучше, но тоже критическая. Средний возраст речных пассажирских теплоходов 41 год, эксплуатируются суда, имеющие возраст 50 и 60 лет. Справедливости ради надо сказать, что на реках безопасная эксплуатация возможна для пассажирских судов до 70-80 лет, разумеется, при должном техническом обслуживании. Но, согласитесь, утешение слабое. К февралю 2019 года из 254 построенных в советское время речных пассажирских судов было списано 98, то есть 38,6%, из них 17 были потеряны в результате аварий и катастроф. Причин такого положения дел много. Но, наконец, строительство сдвинулось с мертвой точки, и в стране стали закладывать и строить пассажирские речные и морские суда. О проблемах при проектировании из-за изменявшихся требований чиновников и заказчиков мы рассказывали в первой статье. Прошел год. В стране на разных стадиях строительства находятся шесть речных и четыре морских пассажирских судна. Расскажем, как обстоят дела на судостроительных заводах

Прежде чем говорить о пассажирских судах, надо отметить, что почти все они спроектированы в одном КБ - в Морском Инженерном Бюро – МИБ. В современной России это монополист по проектированию гражданских судов. Доля нового флота, построенного в России по проектам МИБ около 80%. Для замены речного круизного флота МИБ разработало много проектов. В том числе и два концепта PV300 и PV500. Цифра обозначает количество пассажиров. В рамках госпрограммы по строительству речных пассажирских судов были заложены два судна по концепту PV300. В декабре 2017 года на Астраханском судостроительном заводе – ССЗ - «Лотос» был заложен теплоход «Петр Великий» проекта PV300VD класса «река-море» для работы в летний период на линии Москва-Санкт-Петербург, а зимой на Каспии и в Чёрном море для компании «Мостурфлот». «Лотос» не самый крупный судостроительный завод страны, не имеющий никакого опыта строительства пассажирских судов. Тем не менее, «Мостурфлот» выбрал именно этот ССЗ. Первоначально срок сдачи теплохода был заявлен на 2019 год. Но из-за проблем, о которых рассказано в первой статье, было объявлено, что срок сдачи переносится на 2020 год. «Мостурфлот» заявил о выходе в первый рейс в июне 2020 года. Представители компании даже совершили поездку по странам региона Каспийского моря, разрабатывая туристическую программу в портах захода. 24 мая судно торжественно было спущено на воду. Но сроки сдачи теплохода постоянно сдвигались. Цена при этом увеличилась почти на 1 миллиард рублей. Сегодня говорят о сдаче в апреле 2021 года. На февраль 2020 года готовность лайнера была всего 43%. В чем причина такого большого отставания от графика строительства? Первый перенос «вправо» был вызван желанием чиновников, ни много ни мало, заменить главный двигатель теплохода. МИБ выполнил пожелание заказчика – лизинговой компании, и процесс задержки строительства был запущен. К этому надо добавить, что «Петр Великий» головное судно проекта, а «Лотос» никогда не строил пассажирские суда.

Вторым лайнером «трёхсотого» типа стал лайнер проекта PV300 «Мустай Карим». PV300 – это проект, предназначенный только для плавания на реках, озерах и водохранилищах, без выхода в море. Эксплуатировать «Мустая Карима» будет судоходная компания «ВодоходЪ». Первоначально, при закладке, теплоход назвали «Князем Владимиром». Но вскоре руководство «Водохода» поменялось, и по решению нового владельца компании Ришата Багаутдинова, строящийся теплоход был переименован в честь башкирского поэта «Мустай Карим». Новый лайнер, в первую очередь, планировалось эксплуатировать на линии Москва – Санкт-Петербург с иностранными туристами. Строительство лайнера идёт тяжело. Руководство «Водохода» выбрало для постройки своего лайнера другой судостроительный завод – «Красное Сормово». В отличие от «Лотоса», Сормовский завод один из лидеров речного судостроения в России. В истории завода были разные заказы – от железнодорожных паромов для Каспия, до атомных подводных лодок для советского флота. 60 лет назад, со стапелей в Сормово спустили два флагмана речного пассажирского флота СССР – дизель-электроходы проекта 20 «Ленин» и «Советский Союз». Но, как и в случае с «Петром Великим», дело, как говорится, не пошло. Официальная закладка лайнера была проведена 28 марта 2017 года. График работ на Сормовском заводе так же сильно ушёл «вправо». Но если руководство «Мостурфлота» сразу передвинуло начало эксплуатации «Петра Великого» на апрель 2021 года, то руководство «Водохода» включило «Мустая Карима» в расписание навигации 2020 года, чем создало интригу. 11 сентября 2019 года корабелы из Нижнего Новгорода спустили лайнер на воду. На торжественной церемонии было объявлено, что срок передачи лайнера заказчику – первый квартал 2020 года. Но, как сейчас модно говорить, «Что-то пошло не так». 30 марта 2020 года круизная компания «ВодоходЪ» сообщила об отмене апрельских и майских круизов теплоходами компании. Мотивировали такое решение эпидемией короновируса и Поручением Правительства. Были перечислены все теплоходы «Водохода», включая «Мустая Карима». Но, если все теплоходы компании стояли в затонах в действительной готовности к навигации, то «Карим» был в заводе и ещё не проходил заводские и ходовые испытания. 4 апреля с сайта компании были убраны все рейсы с иностранными туристами на «Мустае Кариме». 15 апреля руководство компании объявило, что в сентябре и октябре теплоход совершит несколько круизов из Ростова-на-Дону в Ейск, Анапу, Таганрог и даже в Новороссийск.

Причина такого заявления понятна – иностранных туристов в 2020 году не будет, надо срочно переориентироваться на отечественных. Но при этом будущим туристам не сообщают, как теплоход, которому запрещено выход в море, будет совершать рейсы в Анапу и Новороссийск. Правда, задним числом, 11 мая 2020 года, в пресс-релизе Сормовского завода об окончании испытаний, «Мустай Карим» был назван теплоходом типа «река-море» с соответствующим классом Российского Речного Регистра. Для чего «пробили» новый класс понятно, но первоначально теплоход не имел права выхода в море. А теперь расскажем, что же в этот период происходило на судостроительном заводе. После спуска на воду в сентябре, в ноябре, перед ледоставом, лайнер провел ходовые испытания на Волге. Но на этот этап испытаний лайнер выходил без отделки пассажирских помещений, поэтому его снова подняли с помощью слипа на берег, и зимой продолжали оборудовать пассажирские помещения. 24 апреля 2020 года состоялся второй, технический спуск судна на воду и 8 мая теплоход ушел на второй этап испытаний на Волгу. После его завершения, теплоход, совсем неожиданно, третий раз подняли на слип. Эта информация насторожила. В процессе заводских и ходовых испытаний, особенно на головных судах, всегда находят множество неисправностей и недоделок. Это нормально. Они потом оперативно исправляются. Но для этого теплоходы не поднимают на слип. Что произошло во время второй части ходовых испытаний? По информации от заводчан, на теплоходе меняли гребные винты. После этого он снова вышел на испытания. Сормовский завод никакой информации о третьих испытаниях не дает, хотя профильные ресурсы размещают фотографии с них.

Корабелы Сормова заслуживают большого уважения за то, что осилили этот сложный заказ, хоть и с существенной задержкой. По последним данным, передача лайнера «Водоходу» состоится 10 июля. По поводу «Петра Великого» на «Лотосе» никакие временные ориентиры не просматриваются. В связи с этим возникает вопрос – судостроительные заводы работают с судами этого типа с существенной временной задержкой – больше года. Кто будет платить неустойку, учитывая, что эти лайнеры будут у «Мостурфлота» и «Водохода» в лизинге?

Для чего возрождать, казалось бы, давно забытые технические решения? Дело в том, что колесные суда имеют небольшую осадку. В Советском Союзе и России популярен речной круиз «Московская кругосветка». Теплоходы отправляются с Северного речного вокзала Москвы, по каналу имени Москвы выходят в Волгу, идут до Нижнего Новгорода, сворачивают в Оку, и заканчивают круиз на Южном речном вокзале Москвы. Такие круизы выполнялись на двухпалубных теплоходах проекта 305. В нулевые годы стала мелеть Ока, и даже на относительно небольших теплоходах 305-го проекта пройти Оку не удавалось. Проблему решили, построив новый Кузминский гидроузел – плотину и шлюз. Но, памятуя о превратностях природы, для гарантированного судоходства по Оке нужны теплоходы с небольшой осадкой. Разработанный проект ПКС -180 имеет осадку всего 1м 20см. На борт он берет 170 туристов. Проект ПКС-180 был разработан давно, ещё в первой половине «нулевых». Но почему-то руководство «Гамы» выбрало для строительства своих теплоходов завод «Лотос». Первое судно, названное «Золотым кольцом» было заложено в январе 2018 года, спущено на воду 1 ноября 2019 года. На «Лотосе» должен быть построен и второй теплоход этого проекта. «Золотое кольцо» небольшой теплоход. Но до сих пор информации о том, когда он будет передан заказчику нет.

Проект А45-90.2 для Енисея

Для переправы Ванино – Холмск в Калининграде, начиная с 70-х годов ХХ века, были построены 10 железнодорожных пассажирских паромов типа «Сахалин». Строились они несколькими сериями. По мере старения и списывания, строились следующие суда. Сейчас переправу обслуживают три парома: «Сахалин – 8,9,10». Для их замены на Амурском судостроительном заводе строятся два парома, способных перевозить вагоны, автомобили и пассажиров. Паромы строятся по проекту МИБ CNF11CPD. Паромы получили названия «Александр Деев» и «Василий Ощепков». Первый спущен на воду и достраивается на плаву, у второго все секции судна покинули цех и находятся в стадии стыковки.

За последние годы выросло значение Курильских островов. Один «Игорь Фархутдинов» явно не справляется с возросшим трафиком. Для усиления этой линии, по госзаказу, на "Невском судостроительно-судоремонтный заводе" в Шлиссельбурге были заложены два грузо-пассажирских судна проекта PV22, созданного в МИБ. Головное судно «Адмирал Геннадий Невельской» было заложено 12 марта 2019 года, второе – «Павел Леонов» - 1 апреля того же года. 28 мая 2020 года «Адмирал Невельской» был спущен на воду для достройки. Второе судно ещё на стапеле. Эти два судна, вместе с «Фархутдиновым» позволят полностью нормализовать работу Камчатской линии.

Россия не только страна, расположенная на двух континентах. Наша страна еще морская и речная держава. Пассажирские и туристические перевозки важны для экономики страны. Сегодня мы наблюдаем начало возрождения пассажирского судостроения в России. Это возрождение идет не просто, но оно началось.

Читайте также: