Самый большой теплоход на волге

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

4-х палубные теплоходы

Теплоход проекта PV300 «Мустай Карим»

Четырехпалубные теплоходы – самые большие и самые новые суда на водных просторах России. В большинстве своем комфортабельность этих теплоходов на порядок выше 2-х и 3-х палубных собратьев. В частности, все каюты оборудованы санузлами. Большинство 4-х палубных теплоходов обслуживают иностранных туристов на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Часть теплоходов обслуживают только российских туристов. Но практически на любой теплоход можно достать путевку, например, на рейсы в начале и конце навигации. Кроме того, многие компании продают путевки российским туристам на рейсы для иностранцев при наличии мест. Обычно такие маршруты идут с подписью «совместный круиз с иностранными туристами». Преимущества таких совместных круизов – высокий уровень сервиса, более тихое поведение попутчиков, возможность потренироваться в общении на иностранном языке. Недостатки – высокая стоимость путевки, цен на экскурсии, цены в барах, возможно экскурсионное обслуживание будет только на иностранном языке.

Абсолютное большинство 4-х палубных теплоходов управляется крупнейшими туроператорами:

Наиболее часто встречаются теплоходы проектов 301 и 302, которые шутливо называются в среде речников «чемоданами» из-за прямоугольной формы или «немцами» поскольку были произведены в Германии. Все каюты оборудованы санузлами, но будьте готовы к тому, что стандартная каюта лишь чуть больше чем стандартное купе в поезде.

Теплоходы проекта 92-016 – самые большие пассажирские речные суда в России – имеют длину 135,7 метров и пассажировместимость – 400 человек. Шутливо называются «крокодилами», видимо из-за своих размеров или скошенного носа. Как Вы догадываетесь, такое количество пассажиров не могло появиться просто так. На теплоходах данного проекта очень тесные каюты, особенно одноместные и двухместные двухярусные каюты. Один из теплоходов данного проекта – «Александр Суворов», тот самый который столкнулся с мостом в Ульяновске. В той катастрофе погибло 176 человек. Судно восстановлено и работает как круизное и сейчас.

Внешне «немцев» от «крокодилов» легко отличить по количеству труб – у теплоходов проекта 301 и 302 одна труба, у теплоходов проекта 92-016 – две трубы.

Теплоходы проектов q-056 и q-040 произведены в Австрии и встречаются на реках России значительно реже. По комфортабельности теплоходы проекта q-040 в оригинальной планировке несколько уступают своим собратьям из-за того, что каюты не оборудованы санузлами. Однако пароходства один за другим модернизируют данные суда.

Теплоходы проекта q-056 "Антон Чехов" и "Лев Толстой" до недавнего времени считались самыми комфортабельными на Волге. В частности, в кормовой части судна имеется крытый бассейн приличных размеров. Однако время не стоит на месте. Турфирмы стремятся удовлетворить запросы самых платежеспособных покупателей, в том числе из США и Европы. Теплоходы модернизируются один за другим. Обычно такая модернизация предусматривает увеличение площади каюты до стандартного отельного номера около 20 кв.м, санузел разумных размеров, перепланировка лестничных пролётов (чтобы угол наклона был меньше для пожилых туристов) или даже установка лифтов.

На утюг похожий: как устроен новейший российский теплоход

Рейсы по рекам России начал совершать новейший российский круизный лайнер «Мустай Карим». Событие действительно знаковое. Это первое пассажирское судно, построенное на российской верфи за последние 60 лет. С начала 1960-х годов прошлого века Советский Союз, а затем и Россия не строили речные круизные суда, а покупали их в странах соцлагеря — ГДР, Венгрии, Чехословакии. Сейчас большинство из них уже отмечают полувековой юбилей. Корреспондент «Известий» отправился из Москвы в круиз на «Мустай Кариме» и выяснил, что предлагает пассажирам новая гордость отечественного судостроения.

По рекам, по морям


«Пассажирские суда в России не строили 60 лет, — сказал глава Объединенной судостроительной компании (ОСК) Алексей Рахманов ровно год назад, 11 сентября 2019 года, на церемонии спуска на воду теплохода «Мустай Карим» на заводе «Красное Сормово» под Нижним Новгородом. — Тех, кто строил пассажирские суда в 1959 году, уже не осталось. И мы смогли собрать ключевые компетенции».

С момента закладки теплохода до спуска на воду прошло два с половиной года. Еще год потребовался на ходовые испытания. Не всё было гладко (старт круизов несколько раз переносили, да и пандемия сдвинула сроки), но учитывая, что судно подобного типа появилось у России впервые за 60 лет, передача теплохода заказчику — компании «Водоходъ» — событие поистине всероссийского масштаба.

«Мустай Карим» построен по проекту PV300, разработанному компанией «Морское инженерное бюро». К настоящему моменту в России заложено два таких судна: помимо этого теплохода на заводе «Лотос» под Астраханью строится теплоход «Петр Великий». И хотя его заложили даже раньше, нижегородские судостроители оказались быстрее. Что же касается «Петра Великого», то передать его заказчику обещают в мае следующего года.

Названный в честь башкирского поэта «Мустай Карим» приковывает к себе взгляды. В первую очередь, из-за необычной формы носа.


«Многие называют его «утюг» — это уже мировое понятие. У этого проекта инверсный нос x-bow, то есть у него обратный наклон. Такой теплоход не поднимает волной, наоборот, он подныривает под нее, режет, что улучшает гидродинамические параметры теплохода», — рассказал «Известиям» капитан лайнера «Мустай Карим» Сергей Кайнов.

Винторулевые колонки теплохода поворачиваются на 360 градусов. В сочетании с мощным подруливающим устройством лайнер необычайно поворотлив, он может маневрировать в самых узких речных портах. При этом, например, длина «Мустай Карима» — 141 м, а ширина — около 17 м. Он значительно больше и шире своих «советских» собратьев, но намного маневренней.

По словам капитана, в рубке всё очень компактно. Если на старых судах стоит три пульта и системы управления разбросаны, то здесь всё создано для того, чтобы штурман или помощник капитана сел и у него всё было под рукой. Ему практически не надо вставать, чтобы вести судно безопасно, со всеми связываться и т.д.

мустай карим


«На судне нет штурвала — руление осуществляется при помощи двух джойстиков, которые управляют винтами. Для этого вполне достаточно одного человека. Но на пассажирских судах по правилам в рубке требуется обязательное присутствие двух судоводителей: один — рулевой, второй — штурман», — говорит капитан Сергей Кайнов.

Кстати, судно может работать не только на реке, но и в море: класс теплохода позволяет ему ходить при волне в 3 м и в битом льду глубиной до 30 см. И уже в конце сентября «Мустай Карим» впервые покинет реку и выйдет в Азовское море, откуда отправится в Черное море.

Каюты от голландцев

На судне четыре палубы, три из которых практически полностью отданы под каюты. «Мустай Карим» может принять 329 пассажиров, к услугам которых 160 кают. Подавляющее большинство из них — каюты категории делюкс, также есть люксы (два из них с балконом), один гранд-люкс и восемь стандартов. Впрочем, в компании говорят, что от стандартов скоро избавятся, превратив их в делюксы.

Интерьер лайнера «Мустай Карим»

Интерьер лайнера «Мустай Карим»

Как говорит заместитель генерального директора по развитию компании «Водоходъ» Илья Суховольский, лайнер спроектирован по типу «плавучей гостиницы» и соответствует уровню пятизвездочного отеля.


Большинство кают категории делюкс — это комнаты площадью 20 кв. м, рассчитанные на двух гостей. Дизайн интерьеров разработан голландским яхтенным бюро Guido de Groot. Каюты выполнены в спокойных тонах с преобладанием светло-бежевого и темно-коричневого цветов. Бархатное изголовье кроватей, два темных кресла с белым журнальным столиком, светлые, почти белые прикроватные тумбочки и темный деревянный стол с огромным зеркалом.

Кроме того, в каждой каюте есть гардероб, сейф, плазменная панель с 40 телевизионными каналами, а также чайник, кофе-машина и небольшой холодильник, скрытый в тумбу.

Санузел — умывальник и туалет — достаточно просторный, те, кто ходил в круизы на судах времен ГДР, будут приятно удивлены. А вот что действительно поражает, так это размеры душевой кабины — такие объемы встретишь не в каждом «земном» отеле.

Рейтинг лучших теплоходов для речных круизов

Четырехпалубный комфортабельный теплоход проекта 301, построенный в Германии.

Комфортабельный четырехпалубный теплоход «Александр Радищев» проекта 301, построен в Германии.

4 звезды

Комфортабельный четырехпалубный теплоход «Лев Толстой» — теплоход проекта Q-056, построен в Австрии.

Комфортабельный четырёхпалубный теплоход проекта 301м (последнее судно 3-й серии), построенный в Германии.

Комфортабельный четырехпалубный теплоход «Александр Суворов» — теплоход проекта 92-016, построен в Чехословакии.

4 звезды

Четырёхпалубный теплоход проекта 92-016, построен в Чехословакии.

5 звезд

Комфортабельный четырехпалубный теплоход проекта 92-016, построен в Чехословакии.

5 звезд

Речной круизный трёхпалубный теплоход проекта 588 «Родина», построен на верфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar в Висмаре, ГДР.

4 звезды

Комфортабельный трехпалубный теплоход 588 проекта, построенный в Германии.

Трехпалубный комфортабельный теплоход 588 проекта, построенный в Германии и оснащенный современной навигационной техникой.

Трехпалубный теплоход проекта 588, построенный на судоверфях Германии.

Комфортабельный модернизированный теплоход проекта 588 улучшенный, построен в Германии.

Речное круизное судно 588 проекта, построенное в Германии.

Трехпалубный модернизированный теплоход проекта 588, построенный в Германии.

Комфортабельное судно, построенное в Германии.

Четырёхпалубный теплоход проект-588 МА, построен в Германии. Модернизирован с 3-х до 4-х палуб.

4 звезды

Пассажирский четырёхпалубный теплоход-пансионат «Хирург Разумовский» построен на судоверфи Mathias Thesen Werft Wismar», г.Висмар, Германия.

4 звезды

Теплоход «Русь Великая» относится к универсальному типу «река — море», его класс — М-ПР 2.5. Он оснащен по последнему слову техники.

4 звезды

Трехпалубный теплоход «Афанасий Никитин» проекта 26-37 построен в Чехословакии, оснащен современной навигационной техникой.

Трехпалубный теплоход «Иван Кулибин» проекта 26-37 построен в Чехословакии, оснащен современной навигационной техникой.

Уютный трехпалубный теплоход «Капитан Пушкарёв» (проект 26-37). Единственное в России судно, реконструированное в 1998 году в Чехии по специальному проекту.

Пассажирский трёхпалубный теплоход-пансионат «Валерий Чкалов» (проект 26-37м) построен на судоверфи «Narodny Podnik Skoda» (Slovenske Lodenice Komarno) г. Комарно,Словакия.

5 звезд

Трехпалубный теплоход проекта 26-37 построен в Чехословакии, оснащен современной навигационной техникой.


★★★

комфортабельный трехпалубный теплоход проекта 26 — 37, построенный в Чехии и прошедший полную модернизацию.

12 комментариев

Низкий поклон капитану теплохода Александр Невский ,Виктору Ивановичу Чеховских за профессионализм и умение подарить радость своим ТРУДОМ!!

Были в круизе на Теплоходе Герцен, если коротко, то корабль гавно, а команда сплошные хамы. Мы бы вообще поставили им кол или ноль.

Тоже в Казань плавали на нём в 2015 году. Действительно говно. Особенно встречали нас при входе на на него. Грубые очень менеджеры. Весь теплоход трясется сильно, думал развалится по дороге. Да всё там хреново.

Спасибо теплоходу Алексей Толстой, за замечательный отдых, всё было на высшем уровне и обслуживание, и развлекательные программы, экскурсии, очень нам понравилось и полюбился ваш теплоход, теперь тока на Толстом и плаваем.

Самый большой теплоход на волге

«Михаил Фрунзе» отправился в круиз по маршруту Нижний Новгород — Москва — Нижний Новгород

«Михаил Фрунзе», построенный в 1980 году в Чехословакии, до сих пор считается одним из самых больших речных пассажирских теплоходов

Советский Союз был лидером мирового речного туризма. Огромной стране и теплоходы нужны были соответствующие. Настоящие круизные лайнеры! Именно такими стали теплоходы проекта 92-016 (тип «Валериан Куйбышев») — четырехпалубные красавцы, которые в конце 70-х-начале 80-х годов прошлого века были изготовлены по спецзаказу СССР на судоверфях в чехословацком городе Комарно.

Девять теплоходов: «Валериан Куйбышев», «Фёдор Шаляпин», «Феликс Дзержинский», «Сергей Кучкин», «Мстислав Ростропович», «Александр Суворов», «Семён Будённый», «Георгий Жуков» и главный герой нашего материала — «Михаил Фрунзе» стали самыми большими речными пассажирскими судами в мире. До сих пор теплоходы 92-016 удерживают этот рекорд.

Длина — 135,80 метра, высота — 16,8 метра. Официально самым большим из всех судов проекта 92-016 был «старший брат» этого семейства «Валериан Куйбышев», «рост» которого составляет 137,5 метра. Остальные теплоходы получились немного короче, но их габариты все равно впечатляют. «Михаил Фрунзе» и остальные семь лайнеров составляют в длину 135,80 метра. До сих пор никто в мире не смог переплюнуть советские речные теплоходы.

Осадка — 2,9 метра, водоизмещение — 3935 тонн. А вот этот рекорд пал в 1995 году, когда американские судостроители спустили на воду огромный колесный корабль American Queen водоизмещением ровно в 4000 тонн. Но звездно-полосатый гигант получился на целых 10 метров короче, поэтому занять первое месте в топ-листе самых больших речных теплоходов не смог.

В машинном отделении

Самое брутальное место на судне — машинное отделение. Резкий запах дизельного топлива и шум колотящегося «сердца» теплохода, от которого закладывает уши. У гиганта «Михаила Фрунзе» двигатели под стать. Все теплоходы проекта 92-016 оборудованы тремя могучими «машинами» общей мощностью в 3000 лошадиных сил!

А на площади, которую занимает машинное отделение, могли бы уместиться несколько кают класса «Люкс». Настоящий мир кнопок, клапанов и сигнальных лампочек, в котором правит главный механик.

Кстати, все двигатели для теплоходов проекта 92-016 были изготовлены на легендарном заводе «РУМО» (бывший «Двигатель революции») в городе Горьком.

Круизные суда

В этом разделе представлена информация о типах речных и морских круизных судов, которые эксплуатируются в Российской Федерации.
Воспользовавшись данным разделом, Вы сможете посмотреть информацию по проектам речных судов в целом, а также ознакомиться с описанием каждого теплохода в отдельности.

Число палуб


Судно: Князь Владимир

"Князь Владимир" - комфортабельный девятипалубный теплоход, оборудованный тремя бассейнами, джакузи, рестораном, кинотеатром, барами, дискотечной и концертной площадкой, спа-зоной.

К услугам туристов - двухместные каюты, оборудованные собственным санузлом (душ, раковина, туалет), феном, телефоном внутренней связи, центральной системой кондиционирования. В некоторых каютах есть одно или два дополнительных спальных места.

Теплоход совершает круизы по Черному морю с отправлением из портов Сочи, Новороссийск, Ялта, Севастополь.


Суда проекта 302 : Лунная Соната | Лебединое озеро | Дмитрий Фурманов | Василий Кандинский | Генерал Лавриненков | Глеб Кржижановский | Зосима Шашков | Иван Бунин | Игорь Стравинский | Княжна Анастасия | Константин Симонов | Ленин | Леонид Красин | Леонид Соболев | Максим Литвинов | Михаил Шолохов | Нарком Пахомов | Русь | Сергей Рахманинов | Т.Г. Шевченко | Юрий Андропов |

Теплоходы проекта 302 - большие пассажирские 4-палубные суда, предназначенные для совершения речных круизов с возможностью коротких выходов в море. Сильно модифицированное продолжение серии судов проекта 301. Теплоходы имеют одно-, двух- и четырехместные каюты, оборудованные санузлами, кондиционерами и холодильниками, два люкса, ресторан, бар, два салона, кинозал, сауну, сувенирный киоск. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование многих судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам. Некоторые из них были подвергнуты перепланировке пассажирских помещений.


Суда проекта 301 : Александр Бородин | Александр Радищев | Андрей Рублев| Владимир Маяковский | Викинг Рюрик | Викинг Синеус | Виссарион Белинский | Княжна Виктория | Константин Коротков | Константин Федин | Кронштадт | Михаил Булгаков | Нижний Новгород | Николай Карамзин | Николай Чернышевский | Петр Чайковский | Россия | Санкт-Петербург | Федор Достоевский |

Теплоходы проекта 301 (типа ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ, немецкое обозначение 125M, судно 125 метров) - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов, ставшие первой массовой серией судов такого класса в СССР. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные санузлами и кондиционерами, два люкса, ресторан, бар, два салона, кинозал с раздвижной крышей, сувенирный киоск. За последние годы внутреннее оборудование некоторых судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам.


Суда проекта 92-016 : Александр Суворов | Валериан Куйбышев | Георгий Жуков | Мстислав Роcтропович | Михаил Фрунзе | Семен Буденный | Сергей Кучкин | Федор Шаляпин | Феликс Дзержинский |

Теплоходы проекта 92-016 (типа ВАЛЕРИАН КУЙБЫШЕВ, словацкое обозначение - OL400, osobna lod 400, "пассажирское судно на 400 чел.") - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов, самые крупные суда такого класса. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные санузлами и кондиционерами, два ресторана, бар, два салона, кинозал с раздвижной крышей, сувенирный киоск.

За последние годы внутреннее оборудование некоторых судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам. Всего за период 1976 - 1983 гг. теплоходов проекта 92-016 было построено 9 единиц. В межрейсовый и межнавигационный период теплоходы могут использоваться в качестве плавучих гостиниц.


Суда проекта Q 040 : Александр Пушкин | Василий Суриков | Илья Репин | Максим Горький

Теплоходы проектов Q-040 и Q-040A (типов МАКСИМ ГОРЬКИЙ и ВАСИЛИЙ СУРИКОВ) - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные кондиционерами и санузлами. Теплоходы пр. Q-040A при постройке были оборудованы только умывальниками (за исключением кают "Люкс"), в процессе эксплуатации дооборудованы санузлами в каждой каюте.
На борту также ресторан, бар, три салона, кинозал, сувенирный киоск.

Теплоходы проекта Q-040 эксплуатируются на Волге, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути. В основном они работают на туристском маршруте Москва - Санкт-Петербург, а также на менее протяженных: Москва - Углич и других. Суда этого типа были поставлены Волжскому и Московскому пароходствам. Все суда пр. Q-040 в настоящее время находятся в эксплуатации.


Суда проекта Q 056 : Антон Чехов | Лев Толстой |

Теплоходы проектов Q-056 (типа АНТОН ЧЕХОВ) - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов, в течении долгого времени самые комфортабельные суда этого класса в СССР. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные кондиционерами и санузлами, ресторан, бар, два салона, бассейн, кинозал, сувенирный киоск.

Теплоходы проекта Q-056 были поставлены Енисейскому и Волжскому пароходствам. Суда эксплуатируются на Волге, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути. В настоящее время оба судна работают в основном на туристском маршруте Москва - Санкт-Петербург.


Суда проекта 588 : Солнечный город | Александр Невский | Две столицы | Илья Муромец | Космонавт Гагарин | Цезарь | А.И.Герцен | Алексей Толстой| А.С. Попов | Александр Матросов | Александр Фадеев | В. Чкалов | Дмитрий Пожарский | И.А. Крылов | К.А. Тимирязев | Козьма Минин | | Михаил Кутузов | Н.В. Гоголь | Очарованный странник | Павел Бажов | Урал | Ф.И. Панферов | Федор Гладков | Хирург Разумовский

Теплоходы проекта 588 (серия I, типа РОДИНА и серия II, немецкое обозначение BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff Typ A, "речной пассажирский теплоход, тип A") - средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов. Одна из самых успешных и массовых серий судов такого класса в СССР.
Изначально теплоходы имели одно-, двух- и четырехместные каюты, в том числе, оборудованные умывальниками, каюты "Люкс", оборудованные санузлами, два ресторана, два салона. В процессе эксплуатации на большинстве теплоходов был оборудован кинозал, на некоторых модернизировано оборудование кают для повышения их комфортабельности. Были также оставлены четыре спасательные шлюпки вместо шести.

Наличие на борту кают разных категорий, удобств, общественных помещений следует уточнять по каждому конкретному теплоходу.
Распространение. Теплоходы проекта 588 эксплуатируются: на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, Енисее. Они работают на разнообразных туристских маршрутах в Волжском бассейне, маршрутах Москва - Санкт-Петербург, Красноярск - Дудинка. Суда этого типа поставлялись Волжскому, Камскому, Северо-Западному, Московскому, Енисейскому пароходствам.

Трехпалубный теплоход (изначально - проекта 588), прошедший полную модернизацию в 2005-2006 гг. При модернизации на борту была проведена полная перепланировка кают и общественных помещений. Все каюты теплохода оснащены всеми удобствами (санузел, кондиционер, телевизор, удобная мебель), большинство имеет увеличенную площадь.

Эксплуатируется на круизах из Санкт-Петербурга по озерам Северо-Запада, на маршрутах до Соловецких островов (после специального дооборудования к навигации 2017 года), между Москвой и Санкт-Петербургом, а также на круизах по Волге из Москвы.


Суда проекта 26-37 : Капитан Пушкарев | Родная Русь | Афанасий Никитин | Валерий Чкалов | Иван Кулибин | Михаил Танич | Октябрьская Революция

Теплоходы проекта 26-37 (типа ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, словацкое обозначение MOL1575, motorova osobna lod 1575, пассажирский теплоход мощностью 1575 л.с. ) - средние пассажирские суда, предназначенные для работы на скорых пассажирских линиях и совершения речных круизов. Изначально теплоходы имели одно-, двух- и четырехместные каюты, в том числе, оборудованные умывальниками, каюты "Люкс", оборудованные санузлами, два ресторана, два салона. В процессе эксплуатации на всех теплоходах был оборудован кинозал.

В последние годы большинство теплоходов этой серии подверглись разного рода модернизациям и усовершенствованиям. Некоторые варианты модернизации привели к смене проекта (см. суда проекта 26-37-311, 26-37-315). Наличие на борту кают разных категорий, удобств, общественных помещений следует уточнять по каждому конкретному теплоходу. Теплоходы проекта 26-37 эксплуатируются на Волге.


Судно проекта 26-37-311 : Президент

В 2003-2004 г. два трехпалубных теплохода проекта 26-37 были реконструированы полностью в соответствии с современными стандартами. Увеличена площадь кают (уменьшилась пассажировместимость теплохода), все каюты оснащены санузлами, кондиционерами, телевизорами. Данные теплоходы эксплуатируются на круизах по Волге, Каме, Дону, а также между Москвой и Санкт-Петербургом.


Суда проекта 26-37-315 : Александр Бенуа | Н.А. Некрасов |

Трехпалубные теплоходы проекта 26-37, прошедшие полную модернизацию в 2005-2006 гг. При модернизации на борту судов была проведена полная перепланировка кают и общественных помещений. Все каюты теплохода имеют увеличенную площадь и оснащены всеми удобствами (санузел со встроенными душевыми кабинами, кондиционер, телевизор со спутниковым приемом телеканалов, удобная мебель). Внутреннее убранство теплоходов выполнено с применением современных материалов, при этом частично сохранены и отреставрированы исторические элементы декора теплохода.

Первое время после переоборудования данному типу судов была разрешена эксплуатация на озерах Северо-Запада. Данные теплоходы эксплуатируются на круизах по Волге, Каме, Дону, а также между Москвой и Санкт-Петербургом.


Суда проекта Q 065 : Демьян Бедный | Михаил Светлов | Сергей Есенин

Теплоходы проекта Q-065 (типа СЕРГЕЙ ЕСЕНИН) - средние пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. Теплоходы имеют одно-, двух- и четырехместные каюты, оборудованные санузлами, кондиционерами и холодильниками, каюты "Люкс", ресторан, бар, два салона, кинозал, сауну, сувенирный киоск. В процессе эксплуатации внутреннее оборудование отдельных судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам. На основе одного судна проекта Q-065 построен новый теплоход проекта PV08.

Теплоходы проекта Q-065 были поставлены Московскому и Ленскому пароходствам. Суда этого типа эксплуатируются на Волге, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, реке Лене. В настоящее время одно судно работает в основном на туристских маршрутах: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Астрахань и других маршрутах по Волге, два - на туристских маршрутах по Лене, остальные используются в качестве развлекательных центров в Москве.


Суда проекта 305 : Василий Чапаев | Алдан | Александр Свешников | Александр Свирский | Башкортостан | Борис Полевой | Бородино | Григорий Пирогов | Сергей Образцов | Салават Юлаев |

Теплоходы проекта 305 - средние пассажирские суда, предназначенные для работы на пассажирских и туристских линиях. Одна из самых успешных и массовых серий судов такого класса в СССР. Строительство теплоходов проекта 305 велось в Венгрии в 1959 - 1965 гг. Всего было построено свыше 50 единиц.

Обращаем внимание, в последние годы теплоходы этого проекта, работающие на реке, подверглись разного рода модернизациям и усовершенствованиям. Наличие на борту кают разных категорий, удобств, общественных помещений следует уточнять по каждому конкретному теплоходу.
Теплоходы имеют одноместные, двух и четырехместные каюты. Изначально по проекту часть кают оборудована умывальниками, часть - без удобств. На судах находятся два ресторана, два салона. 2 каюты "люкс" со всеми удобствами. На серии модернизированных судов все каюты оборудованы санузлом.

Теплоходы проекта 305 могут эксплуатироваться: на Волге, Каме, Белой, Дону, Оке, Москве-реке, Северной Двине, Оби, Иртыше, Лене. Суда работают на маршрутах Москва - Ока - Нижний Новгород - Волга - Москва, Москва - Уфа, Москва - Пермь и прочих туристских маршрутах в Волжском бассейне, маршрутах Архангельск - Котлас, Новосибирск - Омск, Новосибирск - Барнаул, Благовещенск - Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре и многих других. Данные суда поставлялись Волжскому, Камскому, Бельскому, Московскому, Северному, Волго-Донскому, Западно-Сибирскому, Обь-Иртышскому, Ленскому, Амурскому пароходствам.


Судно проекта 331 : Николай Яковлев

Компактные размеры и конструкция судов этого проекта позволяют им проходить водными маршрутами, недоступными для более крупных теплоходов. Каюты, расположенные на главной палубе, напоминают купе СВ-вагона, каюты, находящиеся ниже главной палубы, похожи на купе обычного купейного вагона. Музыкальный салон, ресторанный зал, бар, прогулочная палуба.

Теплоход оснащен необходимыми спасательными средствами и системами пожаротушения. Используется как для длительных круизов, так и для прогулочных рейсов, проведения мероприятий или банкетов.


Судно проекта 463: Принцесса Анабелла

Туристический пассажирский теплоход, который рассчитан на 62 каюты и вмещает 124 человека. Все каюты двухместные и имеют индивидуальные удобства. В каждой каюте: панорамное окно, санузел с отдельной душевой кабиной, телевизор, холодильник, сейф.

К услугам туристов на борту: 3 пассажирские палубы, панорамный холл и бар, панорамный ресторан, небольшая солнечная палуба с шезлонгами, бортовой врач, рецепция, лифт.


Судно проекта PV08: Александр Грин

В 2012 году на Верфи братьев Нобель в Рыбинске построен теплоход проекта РV08 с использованием элементов корпуса теплохода "Александр Блок" проекта Q-065.

Максимальная пассажировместимость теплохода 112 человек. Численность экипажа и обслуживающего персонала 78 человек. На теплоходе 56 комфортабельных кают. В каждой каюте двуспальная кровать, туалетная комната с душевой кабиной, кондиционер, телевизор со спутниковыми каналами, фен, сейф, радио, электрическая розетка 220 В и 110В, внутренняя и внешняя телефонная связь, Wi-Fi, а также спутниковый интернет и телевидение, балкон. Площадь кают составляет от 14 до 24 кв. метров.

Все палубы теплохода соединяет пассажирский лифт. Также на борту ресторан, бар, парикмахерская, массажный салон, медпункт, комфортная зона приема гостей, открытая палуба с шезлонгами.

Как проплыл по Волге гигантский пятизвездочный отель на воде показал волгоградский блогер

Как сообщает корреспондент «Блокнот Волгоград» со ссылкой на Александра Блинкова, блогер снял с высоты уникальные кадры — двухминутный ролик, как теплоход проходит по акватории Волги в Волгограде в сторону Речного порта.

Он запечатлел как лайнер неспешно проплыл близ «Волгоград Арены», далее — под «танцующим мостом». За кадром автор видеоролика сразу отмтеил, что данный теплоход сильно отличается от того, что сегодня эксплуатируется на внутренних водных путях. А еще это первый круизный лайнер, произведенный в России за последние 62 года.

Коптер волгоградца подлетел максимально близко к движущемуся «Мустай Кариму». Блогер постарался показать новенький теплоход во всей красе: его длину, масштаб, и даже смог заснять часть солнечной палубы, где неспешно прогуливались пассажиры.

Разрезая гладь Волги, «Мустай Карим» вскоре подошел к волгоградскому речпорту.

Ранее фотограф «Блокнот Волгоград» показывал как выглядит «Мустай Карим» изнутри. Лайнер был назван лайнер в честь башкирского писателя, в 2019 году отмечалось 100-летие со дня рождения публициста. Построили круизный теплоход в Нижнем Новгороде, спустив на воду в сентябре прошлого года. Предположительно, строительство оценивается в 3,2 миллиарда рублей. Теплоход по истине гигантский, рассчитан на 329 мест, команда – на 144 человека. Состоит из главной палубы с двумя ресторанами, средней, шлюпочной и верхней — номера для пассажиров, а также — солнечной — самой верхней. Заметим, что в теплоходе продуман даже лифт между палубами. Есть бар-панорама с обзором в 270 градусов, бар с эксклюзивным пивом и библиотека, спа-центр, парикмахерская, сувенирные магазины. Длина судна — 141 метр, ширина — 16,82 метра, осадка — 3 метра.

Плавучий пятизвездочный отель в Волгограде не оставил равнодушными тех, кто смог его сегодня увидеть. Хотя некоторые успели прозвать его «утюгом» и даже раскритиковать внешний дизайн. В городе-герое 22 сентября лайнер стоял в речпорту с 12:00 до 17:00

Затем «Мустай Карим» все также неспешно отправился в Ростов-на-Дону. Оттуда с 25 сентября гостей ожидает круиз по Азовскому морю.

Рейтинг теплоходов для речных круизов 2021


Корабли

Уже многие начали рассматривать речные круизы 2021 и ждут своего первого, а возможно очередного плавания. Чтобы определиться с выбором направления, следует подробнее изучить рейтинг теплоходов для речных круизов, чтобы испытать настоящее удовольствие и быть в безопасности. Мы подобрали ТОП-10 современных теплоходов, круизы на которых понравятся каждому.

1. «Владимир Маяковский»


На сегодняшний день самым популярным будет теплоход Маяковский, и пойти на нем в плавание мечтают многие. У судна имеется 4 палубы, а построили его в Германии, еще в конце 70-х годов. Если вы ищите более современный вариант, то он по-прежнему отвечает вашим требованиям в плане комфорта. Внутри располагается несколько ресторанов, бары, есть даже солярий. Очень удобные каюты с душем и личным санузлом. Ходит теплоход Маяковский из Перми и по Москве. Всего в нем размещено 155 кают для проживания во время плавания. Самый длительный круиз закончится через 14 дней.

  • Год: 1978
  • Длина: 125 м.
  • Ширина: 16,7 м.
  • Скорость: 16 км/ч
  • Осадка: 2,7 м.
  • Вместительность: 317 чел.

2. «Александр Радищев»


Красивое судно, построенное по тому же проекту что предшествующее немцами. Если вы хотите узнать отвечает ли теплоход Радищев современным требованиям, естественно да. Внутри есть даже детский клуб, кабинет для массажа и многое другое. Ходит судно по разным маршрутам, например интересен волга круиз через Нижний Новгород. Самый длительный маршрут на борт теплохода Радищева может продлиться 16 дней, но пассажиры проведут их с комфортом.

  • Год: 1982
  • Длина: 125 м.
  • Ширина: 16,7 м.
  • Скорость: 26 км/ч
  • Осадка: 2,7 м.
  • Вместительность: 272 чел.

3. «Лев Толстой»


Судно давно входит в лучшие теплоходы для речных круизов и может похвастаться удобством, красивым внешним видом и желанными маршрутами. Теплоход Толстой тоже состоит из 4-х палуб, но построен совершенно по другому проекту и поэтому сильно отличается от предшественников. Его создателями является Австрия, в плане навигации он современный по-прежнему и будет рад принять новых пассажиров. Интересно, что каждый год владелец работает над улучшением судна. Говоря о том, какие особенности может предложить теплоход Толстой сразу хочется упомянуть пансионат, все оздоровительные процедуры для желающих. Самый длительный круиз, готовый предложить, может продлиться 19 дней, из Нижнего Новгорода через Ростов и Астрахань и обратно в Новгород.

  • Год: 1979
  • Длина: 115,8 м.
  • Ширина: 15,2 м.
  • Скорость: 25 км/ч
  • Осадка: 2,9 м.
  • Вместительность: 176 чел.

4. «Федор Достоевский»


Один из самых красивых, он был построен в Германии и неоднократно был модернизирован. На борту Достоевский теплоход 2021 готов предложить массу возможностей для отдыха, здесь расположен ресторан, несколько баров, есть даже библиотека, массажный центр и кинотеатр. Именно поэтому можно отправляться в плавание вместе с ним на долгое время. Это уже 3-е судно в ТОП-10 современных теплоходов, построенное по проекту 301.

  • Год: 1983
  • Длина: 125 м.
  • Ширина: 16,7 м.
  • Скорость: 26 км/ч
  • Осадка: 2,7 м.
  • Вместительность: 300 чел.

5. «Виссарион Белинский»


Тот же самый немецкий проект, который на сегодняшний день может предложить речной круиз санкт петербург и порадует высоким качеством проживания, удобными местами в каютах и всеми видами развлечений. Есть на борту ресторан, бары, библиотека и многое другое. Всего у теплохода 4 палубы, а свое первое плавание в России он совершил как раз на Олимпиаду в Москве.

  • Год: 1980
  • Длина: 125 м.
  • Ширина: 16,7 м.
  • Скорость: 26 км/ч
  • Осадка: 2,8 м.
  • Вместительность: 300 чел.

6. «Александр Суворов»


Один из самых интересных и популярных на сегодняшний день, который предлагает речные круизы из Москвы 2021 на теплоходе по самым разным маршрутам, каждый найдет для себя лучший вариант. На самом деле у него много направлений, но самое долгое путешествие продлится 22 суток. Среди советских он считался крупнейшим, а был сконструирован и построен в Чехословакии.

  • Год: 1981
  • Длина: 135,7 м.
  • Ширина: 16,8 м.
  • Скорость: 25 км/ч
  • Осадка: 2,9 м.
  • Вместительность: 307 чел.

7. «Илья Муромец»


Такой речной богатырь, знакомый многим тем, что может предложить кольцевой речной круиз Москва который длится 10 дней. В отличие от остальных, это трехпалубное судно, созданное немцами по проекту 588 и прошедшее обновление. Все, что готовы предложить пассажирам, это зал для конференций, несколько ресторанов, бар, медпункт и достаточное количество кают для размещения 152 человек.

  • Год: 1958
  • Длина: 95,8 м.
  • Ширина: 14,3 м.
  • Скорость: 24 км/ч
  • Осадка: 2,4 м.
  • Вместительность: 152 чел.

8. «Александр Невский»


Выбирая для себя и семьи лучшие теплоходы для речных круизов стоит отметить Невский, построенный в Германии по проекту «Родина». Трехпалубное судно может предложить огромный ресторан, рассчитанный на 100 человек и дополнительный на 70. Ходит он по множеству маршрутов, а самый короткий длится пару суток, длительный до 14 дней. Пассажиры часто отмечают красивый интерьер судна, сделанный в основном из настоящей древесины.

  • Год: 1957
  • Длина: 95 м.
  • Ширина: 14 м.
  • Скорость: 25 км/ч
  • Осадка: 2,5 м.
  • Вместительность: 232 чел.

9. «Космонавт Гагарин»


Если вы ищите специально волга круиз и не знаете, на каком теплоходе его совершить, лучше всего подходит для этого «Гагарин». Совсем недавно он прошел модернизацию и лишь упрочил свои позиции, поднявшись в рейтинг теплоходов для речных круизов среди многих других. Создан по проекту 588 немцами, как и многие другие судна в России. У него есть 3 палубы и красивые путешествия. Он все время проводит на Волге, это его основной маршрут.

  • Год: 1971
  • Длина: 95,8 м.
  • Ширина: 14,3 м.
  • Скорость: 20 км/ч
  • Осадка: 2,45 м.
  • Вместительность: 180 чел.

10. «Мустай Карим»


Больше интереса среди суден, совершающих речные круизы из Москвы 2021 на теплоходе подогревает это. Новейший и современный лайнер Мустай Карим выводит путешествие на новый уровень, причем это первый российский теплоход. Создали его сравнительно недавно в 2019-ом году и дизайн впечатляет. Управляется он при помощи джойстиков, а не как привыкли капитаны штурвалом. Судно крупное, у него сразу 5 палуб и даже есть собственный лифт, чтобы пассажирам было комфортно себя чувствовать. Хотя в таком дизайне будет всем комфортнее. Кстати, теплоход Мустай Карим первый претендент на то, чтобы уже через год или пару лет превзойти всех и подняться на первые позиции рейтингов.

Самые знаменитые суда, ходившие по Волге. Инфографика

Более 200 лет назад, в 1816 году, по Волжским плёсам у Царицына прошел первый пароход. С тех пор матушку-Волгу бороздило много разных судов. Среди них были и самые настоящие «знаменитости», получившие роли в фильмах таких мэтров как Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай. Биографии самых известных судов «АиФ-НП» рассказал историк-архивист, знаток истории волжского судоходства Виктор Коваль.

Суда, курсировавшие по Волге. Инфографика

Молитва против парохода

В 1816-1817 годах на Каме под руководством талантливого русского инженера Петра Соболевского были построены первые пароходы. Они имели деревянные корпуса и слабый двигатель, не способный бороться с сильным течением.

Жители деревень, привыкшие к неторопливым расшивам и баркам с бурлаками, суеверно называли первые пароходы «чертова расшива». На Волге даже служили молебны, чтобы избавить от «дьявольских машин» реку.


Первой компанией, которая обеспечила регулярное судоходство от Твери до Астрахани, стало товарищество «Самолет», основанное в середине 1853 года. Затем возникло пароходство «Кавказ и Меркурий», «По Волге», а уже в начале ХХ века - пароходное общество «Русь», одна из главных контор которого располагалась в Царицыне. К 1914 году на Волге насчитывалось около 50 крупных пассажирских судов. На них состоятельные волжане не только путешествовали по воде, но и отдыхали, отмечали праздники, заключали деловые сделки.

Звёзды экрана

Сразу два судна, которые не раз довелось видеть жителям приволжских городов, стали героями кинофильмов.

Пассажирский скоростной пароход «Спартак», до революции носивший название «Великая княжна Татьяна Николаевна», заполучил роль в картине «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Фильм сняли в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница». Там он предстает перед зрителями как теплоход «Ласточка», на котором развернулись кульминационные сцены картины: в главную героиню Ларису на борту стреляет жених. Именно на «Спартаке» звучит фраза, ставшая крылатой: «Так не доставайся же ты никому!»

«Спартак» успел не только «сделать актерскую карьеру», но и «послужить». Во время гражданской войны на нем был плавштаб Волжской флотилии, а во время Великой Отечественной судно превратилось в плавучий госпиталь.

В начале XXI века «Спартак» был продан и отбуксирован под Ростов, где позже сгорел. О приобретении в коллекцию «Спартака» некоторое время хлопотал перед Речфлотом России один из крупнейших музеев флота Великобритании.

Роль в кино прославила и настоящую «Ласточку» - буксирный и пассажирский пароход. В 1959 году это судно сняли в фильме Леонида Гайдая «Трижды Воскресший» под именем «Орленок». По сюжету картины главные герои спасают от забвения старый буксирный пароход.

«Ласточка» участвовала в Гражданской войне и Сталинградской битве. За время последней судно доставило в город 18 тысяч бойцов Красной Армии, эвакуировало за Волгу 14 тысяч человек, втом числе раненых. За проявленное мужество члены команды и капитан Василий Крайнов отмечены наградами. Слова о пароходе можно найти в воспоминаниях выживших родителей и детей. Они писали: «Милая «Ласточка», ты спасла нам жизнь».

История теплохода закончилась в 1973 году - его утилизировали в Волгоградском затоне.

Строитель ГЭС и «предводитель» нефтяных караванов

Буксирный пароход «Степан Разин», до революции «Редедя, Князь Косогский», под командованием капитана Николая Чадаева стал флагманом вождения большегрузных караванов. Так, в 1935 году он проводил вверх по Волге составы из нефтеналивных барж с грузом в 34 тысячи тонн, а затем и более 40 тысяч тонн. «Степан Разин» был одним из самых мощных судов своего времени - его двигатель имел 1000 лошадиных сил.


В 1958 году пароход списали, после чего старый колесник некоторое время служил неподвижным пародателем. Сейчас судно порезано на металл.

«Саратовский ледокол», транспортный паром для железнодорожных составов, сейчас лежит на дне недалеко от автомоста в Саратове. Возможность подъёма и реставрации судна в качестве технического музейного экспоната обсуждается годами, но пока он остается погруженным в воду.

Эта машина с мощностью 1400 лошадиных сил - первое ледоколькное судно на Волге. Долгие годы оно работало на проводке железнодорожного парома. Участвовало в Великой Отечественной войне, а также помогало строить Волжскую ГЭС, речную инфраструктуру Сталинграда и Саратова.

Крушение лайнера

Речной лайнер «Александр Суворов» - одно из самых молодых известных волжских судов. Он был построен на чехословацкой верфи в Комарно в 1981 году. Несмотря на свой небольшой возраст, успел потерпеть крушение. 5 июня 1983 года в Ульяновске в результате навигационной ошибки «Александр Суворов» зашел под несудоходный пролет моста и столкнулся с его конструкциями. Надстройка вместе с рубкой и кинозалом оказались срезанными. Четырёхпалубное судно брало на борт 307 пассажиров. В аварии погибло около 175 человек.


Тем не менее, судно еще в строю. Теплоход был восстановлен и сейчас в навигацию курсирует по рекам европейской России.

«Параход Чкалова» и плавучая гостиница

Пассажирский пароход «Память Азина», до революции известный как «Великий князь Александр Михайлович», в наши дни тоже можно встретить на воде, правда, уже в другом качестве. Сейчас судно стоит в Будапеште и используется как плавучая гостиница.

Теплоход был построен в 1903 году и модернизирован в 1950-х. Своё последнее название получил в честь героя Гражданской войны Владимира Азина. Работал на регулярных рейсах от Горького до Астрахани до начала 1980-х годов. Долгие годы капитаном судна являлся Валентин Мелешкин - потомственный волгарь. Историю судна можно увидеть в короткометражном фильме «Старый пароход».

Грузо-пассажирский пароход «Михаил Калинин» тоже првратили в базу отдыха. Но только после славных военных моментов биографии. А до этого на пароходе работал Валерий Чкалов - будущий знаменитый летчик трудился в машинном отделении «Калинина» кочегаром.

Во время Сталинградской битвы пароход доставлял в Сталинград грузы и эвакуировал раненых. Однажды под немецким обстрелом вывез почти 1000 человек. В июне 1948 года во время шторма на Волге команда «Михаила Калинина» не пришла на помощь тонущему у берега Сталинграда буксирному пароходу «Пожарский», побоявшись непогоды. В катастрофе погиб 91 человек. В послевоенном Сталинграде «Калинин» возил пассажиров до 1970-х годов, после чего стал использоваться в качестве базы отдыха рядом с Саратовом.

В начале 1990-х пароход порезали на металлолом. Под водой, по некоторым данным, до сих пор осталась часть корпуса.

Отважный катер и сгоревший «Сталин»

Пассажирский пароход «Иосиф Сталин», или по-старому «Графиня», брал на судно до 350 человек. В августе 1942 года во время эвакуации раненых из Сталинграда находящийся под командованием капитана Ивана Рачкова «Иосиф Сталин» попал под лобовой обстрел артиллерии немцев. В результате возникнувшего пожара погибло много пассажиров и членов экипажа, а само судно село на мель близ Тракторного завода.

По одной из легенд, сейчас корпус корабля лежит на дне Волгоградского водохранилища - примерно в 15 км от плотины ГЭС.

10 фактов о Волжской ГЭС | Фотогалерея

Волжская ГЭС — это крупнейшая гидроэлектростанция не только Волжско-Камского каскада, но и всей Европы. А в 1961 году, когда Сталинградская ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию, она была крупнейшей гидроэлектростанцией в мире.

Волжская ГЭС была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 году. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. Мировая практика не знала подобного.

В ходе сооружения ГЭС и ее эксплуатации немало различных сложных строительных и инженерно-технических задач решались по-новому. Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Волжская ГЭС — первая гидроэлектростанция в мире, где была разработана быстродействующая система возбуждения гидрогенераторов с применением управляемых преобразователей. Она позволила решить проблемы передачи энергии на большие расстояния.

После того, как 9 сентября 1961 года Волжская ГЭС была принята государственной комиссией в эксплуатацию, страна перестала испытывать дефицит электроэнергии.

Если бы не было ГЭС, то, скорее всего, не было бы и города-спутника — Волжского. Толчком к основанию на месте села Верхняя Ахтуба нового поселка послужило именно строительство Сталинградской ГЭС. Начальником строительной организации «Сталинградгидрострой», осуществлявшей это строительство, был назначен Федор Логинов, считающийся основателем Волжского.

Директор филиала ОАО «РусГидро» — «Волжская ГЭС» — Сергей Бологов. Он родился в 1969 г. в городе Великий Устюг Вологодской области.

Многие считают, что из-за ГЭС значительно снизилось количество рыбы Волги. Сторонники этой точки зрения говорят, что плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. Однако специалисты напоминают о браконьерстве и ухудшении экологической обстановки, которые на пользу рыбе не пошли.

В 2013 году на благотворительную и спонсорскую деятельность Волжская ГЭС перечислила 2 млн 400 тыс. рублей, которые были направлены на помощь детям, содействие развитию культуры, образования, здравоохранения.

10 фактов о Волжской ГЭС | Фотогалерея

Волжская ГЭС — это крупнейшая гидроэлектростанция не только Волжско-Камского каскада, но и всей Европы. А в 1961 году, когда Сталинградская ГЭС была принята в постоянную эксплуатацию, она была крупнейшей гидроэлектростанцией в мире.

Волжская ГЭС была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 году. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. Мировая практика не знала подобного.

В ходе сооружения ГЭС и ее эксплуатации немало различных сложных строительных и инженерно-технических задач решались по-новому. Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Волжская ГЭС — первая гидроэлектростанция в мире, где была разработана быстродействующая система возбуждения гидрогенераторов с применением управляемых преобразователей. Она позволила решить проблемы передачи энергии на большие расстояния.

После того, как 9 сентября 1961 года Волжская ГЭС была принята государственной комиссией в эксплуатацию, страна перестала испытывать дефицит электроэнергии.

Если бы не было ГЭС, то, скорее всего, не было бы и города-спутника — Волжского. Толчком к основанию на месте села Верхняя Ахтуба нового поселка послужило именно строительство Сталинградской ГЭС. Начальником строительной организации «Сталинградгидрострой», осуществлявшей это строительство, был назначен Федор Логинов, считающийся основателем Волжского.

Директор филиала ОАО «РусГидро» — «Волжская ГЭС» — Сергей Бологов. Он родился в 1969 г. в городе Великий Устюг Вологодской области.

Многие считают, что из-за ГЭС значительно снизилось количество рыбы Волги. Сторонники этой точки зрения говорят, что плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. Однако специалисты напоминают о браконьерстве и ухудшении экологической обстановки, которые на пользу рыбе не пошли.

В 2013 году на благотворительную и спонсорскую деятельность Волжская ГЭС перечислила 2 млн 400 тыс. рублей, которые были направлены на помощь детям, содействие развитию культуры, образования, здравоохранения.

Пожарный катер «Гаситель», до революции «Царев», несмотря на свои скромные для судна габариты - 35 метров в длину, в годы Великой Отечественной войны спас многие жизни. Во время Сталинградской битвы судно совершило под береговым обстрелом десятки рейсов, участвовало в спасательных, пожарных операциях. Судно закончило карьеру в аванпорту Волжской ГЭС, после чего в 1966 году было списано. В 1970-е годы по иницативе ветеранов речного флота началось восстановление катера. В 1977 году «Гаситель» был установлен в качестве памятника у речного вокзала в Волгограде.

По одному из проектов «Гаситель» должен был стать не памятником, а вновь самоходным судном учебной базы «Малой волжской детской флотилии», но идея так и не была реализована.

Читайте также: