Самый грустный минорный лад

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

В этом выпуске расмотрим необычные модальные лады, которые помогают выразить разное настроение в музыке.

Давайте немножко вспомним прошлые выпуски.

Что такое вообще лад и для чего он нужен?

Само слово "лад" означает согласие. Жить в ладу, ладить, дела идут на лад, и т.д. То есть лад – это набор звуков, которые друг с другом ладят.

Как мы знаем, в современном равномерно темперированном строе октава нарезана на 12 ступеней одинакового размера. Если мы будем писать музыку, используя все 12 ступеней, то получится сумбур. Ступени будут находиться в каких-то диких отношениях между собой, не будет лада.

Собственно поэтому и существует самый известный лад в виде нот "до ре ми фа соль ля си", он же "до-мажор". Как он получился? Из 12 ступеней мы выбрали 7, которые находятся друг с другом в хороших отношениях, то есть ладят. Эти отношения были подобраны так, чтобы из 7 нот получалась приличная музыка, а не сумбур. И вот эти 7 ступеней получили имена "до", "ре", "ми" и т.д.

Поэтому, когда мы говорим, что музыка написана в до-мажоре, это означает, что используются только ступени из лада до-мажор и никакие другие. Мы ограничили свой выбор только "хорошими" ступенями и значит, мы ограничили и саму музыку в этом ладу.

Например, известно, что музыка в мажорном ладу звучит радостно. Это получается как бы само собой, без усилий. Мажорный лад накладывает ограничение на музыку – ты должна быть радостной, я приказываю. Если вы попытаетесь написать весёлую музыку в мажоре, это получится легко. Грустную музыку в мажоре теоретически тоже можно написать, но потребуется гораздо больше усилий – лад будет оказывать сопротивление.

Второй известный лад это минор. Он получается из мажорного, в котором понижены третья, шестая и седьмая ступень:

  • до-мажор: до ре ми фа соль ля си
  • до-минор: до ре ми-бемоль фа соль ля-бемоль си-бемоль

И тот, и другой лад имеют 7 специально согласованных ступеней. Но ступени выбраны где-то одинаковые, а где-то разные, за счёт чего меняется отношение между ними: одни ограничения пропадают, а другие появляются, и это опять меняет характер музыки.

В противоположность мажорному, минорный лад звучит грустно. И он тоже будет сопротивляться, если вы попытаетесь в нём сделать весёлую музыку.

Мажор и минор являются двумя самыми популярными ладами в современной музыке. Их популярность обусловлена тем, что ноты в них особенно хорошо "ладят", музыка получается наиболее "удобная" для слуха.

Но мы ранее обсуждали лады, построенные от нот "ре", "ми", "фа" и т.д. Чем тогда являются они?

Например, лад, построенный только на белых клавишах от ноты "ре":

ре - ми - фа - соль - ля - си - до

Ранее я его называл ре-минором, хотя и с оговоркой. Да, это минорный лад, но в то же время он отличается от натурального минора:

ре - ми - фа - соль - ля - си бемоль - до

Разница всего лишь в одной ступени: она или "си", или "си-бемоль". Как тогда его правильно назвать?

Есть еще гармонический и мелодический минор. Они тоже отличаются от натурального минора составом своих ступеней, но и они не совпадают с нашим "ре-минором". Так что же он?

Чисто формально мы можем назвать его так: ре-минор с повышенной шестой ступенью ("си-бемоль" повышаем до "си"). Таким образом можно назвать и любой произвольный лад: берём самый близкий к нему и перечисляем, какие ступени были повышены или понижены. Это будет точная характеристика.

Но на самом деле все лады, построенные от нот до-мажорного лада, являются модальными ладами и имеют свои имена. Эти имена происходят из областей древней Греции, где, по легенде, и были созданы эти лады:

  1. до: Ионийский (он же до-мажор)
  2. ре: Дорийский
  3. ми: Фригийский
  4. фа: Лидийский
  5. соль: Миксолидийский
  6. ля: Эолийский (он же ля-минор)
  7. си: Локрийский

Почему они называются модальными? В английской литературе есть термин mode , который переводится как мода, способ, режим и т.п. Ну так вот модальные лады являются "модами", изменениями лада до-мажор. Каждый из них состоит из тех же самых нот "до ре ми фа соль ля си", но начинается с другой корневой ноты.

Понятие "модальность" появилось очень давно и даже противопоставлялось тональности, но на данный момент можно считать модальные лады абсолютно обычными, равноправными ладами.

Тем более что ионийский лад является натуральным мажором, а эолийский – натуральными минором.

Что нам дают эти лады, кроме красивых названий? Мы видим, что два из них это привычные мажор и минор. Остальные также мажорны или минорны по звучанию, но чуть отличаются. В этих отличиях и заключаются нюансы. Кроме радости и грусти, эти лады вносят дополнительные эмоции:

  1. до: Ионийский (до-мажор) – радость
  2. ре: Дорийский – светлая печаль
  3. ми: Фригийский – тёмная печаль
  4. фа: Лидийский – мечтательность, беззаботность
  5. соль: Миксолидийский – радость + серьёзность
  6. ля: Эолийский (ля-минор) – грусть
  7. си: Локрийский – зло

Это общепринятые толкования, но всё это очень субъективно, так как модальные лады, кроме мажора и минора, используются довольно редко, и соответственно слушатель к ним не очень привык.

Всё же можно выделить некоторые из них. Например, фригийский имеет выраженное этническое звучание. На нём или на его вариантах основаны испанские и ближневосточные мелодии. Локрийский – действительно очень злой из-за наличия сильных диссонансов. Кроме того, он самый трудный, потому что его очень непросто разрешить в тонику. Тяготения ступеней не позволяют этого сделать, и он стремится перейти в другую, более стабильную тональность.

Многие музыкальные наставления вообще не рассматривают возможность написать что-либо в локрийском ладу, он считается "гадким утёнком".

Ну Бйорк это Бйорк (за то и любим). Кроме того, локрийский лад освоили метал-группы, что и неудивительно.

Я бы также отметил дорийский лад – мне кажется, что он действительно светло-печальный.

Однако, как же сопоставить настроение лада и его математическую, так сказать, основу?

Ну вот локрийский понятно – диссонансы и неустойчивые сочетания ступеней, он как бы постоянно распадается, это ощутимый дискомфорт.

Дорийский – в одной части минорный, но в другой мажорный.

Фригийский – можно сказать, суперминорный. Поэтому не просто грустный, а мрачный.

Лидийский – сам не проверял, но пишут, что у него ступени не имеют выраженного движения от одной к другой и поэтому музыка всё время "отдыхает", не создавая напряжения. Отсюда и мечтательность.

Миксолидийский – ну тут совсем не знаю, что сказать, и даже на слух не уверен, что различил бы что-то.

Как использовать модальные лады?

Допустим, вы вообще ничего не знаете про теорию музыки, но всё равно пишете музыку. Это вполне прекрасно. Вы написали мрачную музыку, просто подбирая ноты, как вам надо, но в конце концов выяснилось, что это был фригийский лад.

Если же вы знаете теорию, то можете идти с другого конца. Вам надо написать мрачную музыку, значит, вы уже знаете, что будете использовать фригийский лад. Это все белые клавиши, начиная от ноты "ми":

ми фа соль ля си до ре

Если вы не хотите начинать с ноты "ми", а допустим хотите начать с ноты "до", то строите фригийский лад от ноты "до":

до ре-бемоль ми-бемоль фа соль ля-бемоль си-бемоль

Теперь вы пишете музыку, используя только эти ноты, это значит, что вы будете находиться в фригийском ладу, и музыка должна получаться мрачная.

Это, однако, не панацея. Вот прямо волшебным образом вряд ли что получится. Но вы всё-таки будете иметь гораздо более подходящую базу, чем если бы пытались сделать мрачную музыку в до-мажоре.

Именно поэтому знание разных ладов сослужит вам хорошую службу в любое время. Конкретно эти модальные лады очень легко запомнить, так как мы просто используем ноты из до-мажора по порядку.

Возможны и другие лады. Например, чтобы играть блюз, надо использовать блюзовый лад.

Вообще говоря, вы можете создать свой лад. Берете первую ноту, затем вторую и т.д., пока не наберёте октаву. Подбирайте ноты как хотите. Но естественно, что если вы сделаете это как попало, то вряд ли ваш лад получится хорошим на слух. А если не как попало, то скорее всего у вас получится один из уже известных и проверенных ладов.

В следующих выпусках посмотрим, что такое аугментированные и уменьшенные аккорды.

Тональность и настроение (2 онлайн)

Насколько это верно, спорить не буду. Но мне это показалось интересным.

До мажор – полная чистота. Его символы это невинность, простота, наивность, речь ребёнка.

До минор – декларация любви и одновременно горечь её потери. Всё томится и тоскует. Душа больна любовью.

Ре бемоль мажор – зловещая тональность, переходящее в печаль и в восторг. Она не может смеётся, а лишь улыбается. Она не может рыдать, а только изображать рыдающее лицо. Поэтому, эта тональность выражает какие-то необычные характер и чувства.

Ре мажор – триумф, победа и слава! Торжественные симфонии, марши, праздничные песни и ликующие а капеллы пишутся в этой тональности.

Ре минор – меланхоличная женственность.

Ми бемоль мажор – тональность любви, преданности и сокровенного диалога с Богом.

Ми мажор – шумные крики радости, радостное наслаждение, полный восторг.

Фа мажор – почтительность и покой.

Фа минор – глубокая депрессия, оплакивание умершего, стоны страданий на могиле.

Фа диез мажор – триумф над испытаниями, здесь слышно эхо души которая сильно страдала и наконец преодолела все препятствия.

Фа диез минор – угрюмая, мрачная тональность. Она тянет с такой же страстью с какой собака рвёт платье. Негодование и недовольство — вот язык на котором она говорит.

Соль мажор – всё просто, идеалистично и лирично, спокойная и удовлетворённая страсть, благодарность за настоящую дружбу и верную любовь. В этой тональности можно выразить любые нежные и тёплые чувства.

Соль минор – недовольство, неудобство, тревога за проваленный план, скрежет зубов, негодование и неприязнь, антипатия.

Ля бемоль мажор – Тональность могилы, смерти, гниения, осуждения.

Ля бемоль минор – ворчание, сердце сдавленно в груди; всё даётся с огромным трудом.

Ля мажор – провозглашение чистой любви, радость отношений, надежда увидеть любимого человека вновь, юношеская жизнерадостность и вера в Бога.

Ля минор – благочестивая женственность и нежность.

Си бемоль мажор – радость любви, ясность сознания, большая надежда на лучший мир.

Си бемоль минор – причудливое существо часто одетое в покров ночи. Что-то угрюмое и очень редкое принимает приятное выражение лица. Насмешка над Богом и миром. Недовольство самим собой и всем. Подготовка к самоубийству.

Си мажор – сильно окрашенная тональность, провозглашение диких страстей, композиция самых ослепительных красок. Здесь выражены злость, гнев, зависть, ярость, безысходность и всякая тяжесть на сердце.

Си минор – терпение, спокойное ожидание своей судьбы и повиновение перед Божьим промыслом.

Ещё раз хочу подчеркнуть - я не утверждаю что всё выше сказанное верно. Пробуйте и решайте сами.

Всего доброго,
Виталий.

velehentor
Кошачий Отец

Трактатец Шубарта я могу воспринимать исключительно в качестве страданий юного Вертера, ночных бдений Бонавентуры и какого-нибудь Новалиса для кучи, пылко пырящегося в окружающее его душное филистерское пространство.

Одним словом, пламенный юношеский максимализм немецких романтиков начала 19 века, живущих в ключе "Я щас застрелюсь, ибо вы все козлы!"

Полный си бемоль минор

dchnk
ѧѦ ѧ ̢ ̱ ̧̱ Ѧѧ ѧ Ѧ ̵̗̊o̵̖
LogicS
Неисправимый любитель
PsyLoFi
Active Member
smack
Well-Known Member

Да уж. А где адаптация к современным условиям? Ля-минор - одна из главных тональностей при исполнении трехаккордовых песен под гитару в беседке.

Какая там "благочестивая женственность и нежность" :sarcastic:

Напои меня уже и целуй меня везде. :girl_sigh:

Vitaly Zolotarev
Active Member

Быть может играть в Ля-миноре на гитаре просто проще? Да и как часто вы встречали дворовую гитару настроенную в 440Гц?

То что разные тональности настраивают слушателя по разному факт не раз подмеченный как классиками так и современниками. И если обладать мало мальскими знаниями психо акустики и физики сигналов то этому вполне можно найти разумное объяснение.

Подумайте сами. Всё вокруг (включая нас) это проявление тех или иных энергий. Каждый тип энергии проявляется на своей частоте. Муз. аккорд это комбинация тех или иных частот возбуждающая какое-то настроение у нас в голове. Было бы наивным утверждать что между этими комбинациями нет никакой разницы. Ну чувствуете же вы разницу между мажором и минором? По мере роста нам хочется добавлять доп. ступени. Так постепенно мы "дорастаем" до ощущения разницы между тональностями. Да, быть может вы чувствуете До мажор по другому, не так как Шубарт, но тем не менее чувствуете.

Понимаю, всё это можно списать на научный бред. Дескать нам, настоящим композиторам, ни к чему всякие там таблицы и расчёты. Вот только у научных умов, научившихся звуком стимулировать покупательский спрос в магазинах и создавших звуковое оружие, другое мнение. Эти ребята подобные знания принимают очень серьёзно.

Всего доброго,
Виталий.

Vitaly Zolotarev
Active Member

Давным давно, когда слова "AKAI" и "сэмплер" были синонимами, попалась мне библиотека барабанных лупов. Всё бы ничего, но все они были в чётко определённых темпах 132, 136, 140 и т.д. Что меня лично очень бесило. Программы пересчёта темпа тогда были ещё в зачаточном состоянии, так что можете представить моё разочарование. Сейчас я понимаю что тот кто создавал ту библиотеку обладал знаниями побольше моих.

Разумеется, нужно делать так как вам хочется. Но знать опыт других тоже полезно. Меньше велосипедов изобретаем.

Всего доброго,
Виталий.

James Kru
Well-Known Member
Vovchik
Well-Known Member
velehentor
Кошачий Отец

Я бы сказал - субъективное восприятие.
Уж который век пытаются найти формулу Прекрасного, принципы объективного искусства - так, чтобы наверняка вот тут плакали, а вот тут впадали в религиозный экстаз, - а результаты как-то не впечатляют.

Читал об одной даме. На крестьянах своих экспериментировала. Соберёт полну залу - и ну на пианинах этюды шпилить.
Засыпали, сермяжные - в результате чего она решила, что нашла принцип умиротворения и успокоения.
Революция помешала довершить эксперимент. :SHABLON_padonak_03:

И это тоже не я :)
smack
Well-Known Member

Ну, попалась вам одна библиотека, в которой темпы делились на 4. Но не стоит отдельный случай представлять как закономерность и тем более искать скрытый тайный смысл или того круче - заговор чьих-то умов.

Таблицами разными лично я пользуюсь, поскольку не настолько настоящий композитор, :biggrin: но не стоит ИМХО, уподобляться ученым города Лапуту. Если бы музыка сводилась к таблицам и расчетам, создавать шедевры было бы проще пареной репы.

И так уже тысячи "продюсеров" вместо того, чтобы СЛЫШАТЬ, пялятся при создании своей нетленки в спектроанализаторы и прочие приборы объективного контроля. И передают друг другу как сокровище настройки плагинов.

smack
Well-Known Member

Т.е. во дворах процветает разгул под гитару только из-за отсутствия тюнера?

И если удастся добиться, чтобы Ля первой октавы равнялось 440Гц, во дворе мигом воцарится "благочестивая женственность и нежность". :wizard:

Stephan Vasylyshyn
ex Stephan

В догонку на джинглы еппловские заглянуть на темпы. С темпами как-то не сложилось - однозначно. Иначе дирижеры без метрономов были бы "никакие".
С интервалами - можно по дискуссировать.
По поводу цвета - наш светотехник на "заре осветительства" (1982г.) в филармонии по пьяне также видел все исключительно в цвете. ну до очень бело-го.
А как быть вообще со строем "А 432"? Может тогда и цвет работает? ))

Не являясь крайним скептиком, но что-то попахивает здесь средствами для "розовых очкофф". Может есть стимуляторы для восприятия "оных цветовых гамм"? Так это вредно!
Да и материал то, времен "гонки за ведьмами" и их черными кошаками. girl_hospital:

aidas
Active Member

вот ещё с какого то "чакро индийского сайта" :

СОЛЬ - СОЛНЦЕ цвет красно-золотой, (страсть)

ЛЯ - ЛЯМКИ цвет розовый, низ живота (удовольствие)

СИ - СОЛДАТ цвет жёлтый, диафрагма (воля)

ДО - ДОМ цвет зелёный, область сердца (любовь)

РЕ - РАДОСТЬ цвет голубой, горло (самовырожение)

МИ - МИР цвет синий, лоб (ум, логика)

ФА - ФАНТАСТИКА цвет фоилетовый, макушка (интуиция)

Nik_i
Well-Known Member
LogicS
Неисправимый любитель
PsyLoFi
Active Member

А вот тут вы неправы. Уже писал об этом, не поленюсь повторить. Феномен цветового восприятия тональностей детально описан в совершенно шедевральной книге учёного с большой буквы, нейролога Оливера Сакса Musicophilia: tales of music and the brain.

Так вот, это действительно имеет место среди людей с абсолютным слухом, что само по себе является физиологическим свойством, и никак не тренеруется. Всего около 5% людей обладает абсолютным слухом, и только часть из них видят тональности как цвета. Но они при этом описывают произведение переигранное в другой тональности как картину, нарисованную другими цветами, для них это довольно невыносимо

Уж простите им что они не такие как вы, они не виноваты, это всё природа-матушка

Сам же я совершенно однозначно убеждён что разные опорные частоты способны генерировать разные настроения. Убеждён потому что играю на однонотных инструментах типа варгана и диджериду. У меня они есть в разных нотах. От смены ноты, настроение музыки, сыгранной, собственно, на одной ноте, меняется радикально, то есть абсолютно. Это чувствуется так остро, потому что череп резонирует с инструментом, а при передаче через воздух чувствительность конечно ослабляется, но сути это не меняет.

И мне кажется это совершенно естественным, так как это физический процесс - колебания воздуха разной частоты физически взаимодействуют с организмом.

Вы же почувствуете себя по-разному если лупить вас палкой 320 раз или 440 в промежуток времени? А если дотрагиваться пальцем? То, что колебания воздуха не так чувствительны ничего не меняет в сути процесса.

Bernard
Well-Known Member

Здесь вопрос такого рода - Абсолютность vs Относительность. И тот и другое существует. И, видимо, существует в некоем соотношении, а не в противоречии и отрицании одного другим.

Теоретизировать интересно, но проще и логичней обратить свое внимание на реальную практику. Насколько, например, изменится художественный посыл песни 'Yesterday' Пола Маккартни будучи транспонирован несколькими полутонами выше или ниже? Что-то безусловно изменится. Но какого порядка будет это изменение? Изменит ли оно само произведение, его художественное содержание? Превратятся ли "почтительность и покой" Фа-мажора в "гниение, смерть и осуждение" Ля-бемоль мажора?

Отсюда возникает второй вопрос Дух vs Материя. Кто (что) определяет смысл месседжа? Мысль (дух) человека или физические свойства материального мира (частота колебаний, условия их распространения)?

James Kru
Well-Known Member

А вот тут вы неправы. Уже писал об этом, не поленюсь повторить. Феномен цветового восприятия тональностей детально описан в совершенно шедевральной книге учёного с большой буквы, нейролога Оливера Сакса Musicophilia: tales of music and the brain.

Так вот, это действительно имеет место среди людей с абсолютным слухом, что само по себе является физиологическим свойством, и никак не тренеруется. Всего около 5% людей обладает абсолютным слухом, и только часть из них видят тональности как цвета. Но они при этом описывают произведение переигранное в другой тональности как картину, нарисованную другими цветами, для них это довольно невыносимо

Уж простите им что они не такие как вы, они не виноваты, это всё природа-матушка

Сам же я совершенно однозначно убеждён что разные опорные частоты способны генерировать разные настроения. Убеждён потому что играю на однонотных инструментах типа варгана и диджериду. У меня они есть в разных нотах. От смены ноты, настроение музыки, сыгранной, собственно, на одной ноте, меняется радикально, то есть абсолютно. Это чувствуется так остро, потому что череп резонирует с инструментом, а при передаче через воздух чувствительность конечно ослабляется, но сути это не меняет.

И мне кажется это совершенно естественным, так как это физический процесс - колебания воздуха разной частоты физически взаимодействуют с организмом.

Вы же почувствуете себя по-разному если лупить вас палкой 320 раз или 440 в промежуток времени? А если дотрагиваться пальцем? То, что колебания воздуха не так чувствительны ничего не меняет в сути процесса.

Сегодня мы говорим о том, как все наши дробные знания объединить в одну композицию.

Что можно делать, как стоит строить музыку и какие секреты бывают.

Выбор тональности может основываться на чём угодно.

Кто-то играет до мажор или ля минор, потому что там только белые клавиши.

Кто-то играет ми мажор и ми минор, потому что на гитаре это открытые струны (не зажатые нигде).

Кто-то считает, что ре минор - самая грустная тональность, кто-то выбирает определённый лад, чтобы задать тон всей композиции.

Цель первого шага - это с чего-то начать. Выбором тональности мы определяем начальную точку нашей композиции. И не забываем, что мы потом сможем довольно просто поменять тональность пользуясь номерами ступеней, наклонения аккордов, или обычной модуляцией на несколько тонов/полутонов.

Дальше, важно знать, что если у нас несколько партий и каждый музыкант будет играть свою уникальную мелодию - для нас это превратится в какафонию. Мы не сможем услышать и воспринять то, что нам хотел передать автор (если он не хотел передать хаос).

Чтобы не перегружать звуковую картину композиции стоит понимать, что в соло партиях лучше выделять из общей музыки только несколько инструментов, которые будут обыгрывать мелодию, а остальные инструменты будут создавать "фон" для её поддержки - аккомпанемент.

Баланс между соло и аккомпанементом можно использовать для управления настроением слушателя, добавляя, например, хор в припеве, или передавая спор двух мелодий, перебивающих друг друга. Или, наоборот, убрать барабаны, гитары и оставить только арфу, для создания момента лёгкости в композиции.

К тому же, барабаны, или, по-научному, ритм - очень сильно влияет на восприятие музыки. Истинно говорят, что музыка - это не просто правильные ноты и правильные длительности нот, но и правильные паузы. Которые подчёркиваются ритм партией.

Прислушайтесь, в разных жанрах свои характерные ритмы.

Потом мы думаем над структурой песни.

Если мы просто будем играть аккорды по кругу, то результат будет довольно скучный, извините. И приестся через какое-то время.

Представьте, что ваша музыкальная композиция - это история. Пользуйтесь хитростями из других сфер, чтобы открывать новые горизонты в музыке!

У литературы есть завязка, где нас знакомят с героями, действие, когда история развивается, и развязка, когда всё расставляется на свои места и зритель уходит удовлетворённым (или задумавшись, если мы хотим его оставить с внутренним вопросом).

В театре и кино есть акты, которые внутри себя являются более менее законченными, и поэтому можно смелее менять тему при смене актов. Или менять жанр? Темп? Да что угодно.

Чаще всего - традиционно - песни состоят из вступления и потом нескольких куплетов и припевов, сменяющих друг друга (иногда по-разному). Куплеты и припевы по своей идее отличаются энергией, которую они несут. Куплет разогревает слушателя и подводит к точке, где его подхватывает припев и подбрасывает ещё выше. После такого, возврашение из припева в куплет ощущается как приземление на батуте. Да, упал, но мягко, приятно, и хочется ещё!

Ещё есть пред-припев (pre-chorus), который можно использовать для энергетического перехода между куплетом и припевом, если у куплета недостаточно энергии, чтобы "добросить" слушателя до припева. Такой, скажем, мостик, чтобы слушателю было приятнее.

И стоит упомянуть бридж. Это небольшое отступление от темы. Просто небольшой офтопик, чтобы перевести дух. Часто может длиться не целый квадрат (4 такта), а 2 или 1 такт.

Не стоит путать его с, например, барабанной сбивкой, где мелодия не прерывается на такт или больше. Для сбивки барабанщики добавляют некоторые дополнительные удары в конце квадрата для небольшой психологической разгрузки и малого уточнения "границы" между квадратами.

Более классические композиции имеют свои устоявшиеся структуры и, соответственно, названия. Об этом лучше в вики, я точно не мастер классической теории музыки :)

Разные способы разнообразия нашего музыкального создания описаны в карточке. Ниже я распишу поподробнее некоторые из них. (а потом вообще переделаю карточку и напишу нормальные :) ).

Это когда мы начинаем мелодию, или петь не в первую долю, а за долю до этого.

Это можно заметить, например, на песне "В лесу родилась ёлочка". Начальное "Вле-" начинается будто чуть раньше, чем надо. И на сильной доле, которая воспринимается как "начальная" в каждом повторении мы уже "су". Также и дальше (капсом более энергичное пение): Вле-СУ ро-ДИ

лась-ЙО лоч-ка. Затакт довольно сильно меняет звучание. Так, что многие песни, основанные на затакте, не сразу поймёшь в "нормальной" форме.

Это общий сдвиг в мелодии на долю. То есть, в ритме остаётся правильный рисунок сильных и слабых долей, а музыка играет наоборот. На сильные доли играет слабые, а на слабые - сильные.

Сложно на словах, посмотрите видео :)

На слух появляется такое "икание" мелоди, потому что тело, следуя ритму, движется вниз, но дёргается вверх следуя песне песни.

Музыкальный размер - это какой "счёт" мы используем, когда "считаем" вместе с музыкой.

Все знают эти танцевальные или музыкальные "раз-два-три, раз-два-три". Или "раз-два-три-четыре". Или "раз-два-три-четыре пять-шесть-семь-восемь. Живее! три-четыре. Не отстаём! семь-восемь".

Это именно оно. В музыке некоторые размеры сильно ассоциируются у нас с определёнными жанрами. Например, вальс - это раз-два-три раз-два-три. Для того, чтобы это записать, музыканты пишут два числа - 3/4. В знаменателе (внизу) - длина ноты, в числителе - сколько таких нот поместится в такт. Получается, такт длится три четвертьноты.

Попробуйте посчитать вместе с песней. Там ритм 7/8 (duh), но барабаны с вокалом отлично "замедляют" ритм, делая песню в размере 3.5/4, если можно так выразиться. Поэтому слышится какое-то заикание, или обрыв. Потому что мозгу непривычно слышать такой необычных размер.

Это просто повторение фразы. Можно сменить аккорд, но мелодия останется. Или повторить группу аккордов.

Каденция - это немного другое. Каденция - это определённые последовательности (чаще всего, в конце композиции), которые традиционно где-то используются. Например, Неаполитанская каденция.

Ещё есть секвенция - она следит за гармоническим изменением мелодии.

То есть, реприза - это повторение фразы, а секвенция - это как менялись ноты, которые играются. Может, другая тональность, или другой аккорд. Или, например, модуляция. Это всё, в контексте репризы, будет считаться секвенцией.

Инверсия - это когда движение по нотам вверх меняется на "вниз", и наоборот. Мы как бы переворачиваем мелодию с ног на голову. Звучит отлично. Тем более, что все ноты из тональности, поэтому конфликты с аккомпанементом (который не разворачивал ничего) случаются редко.

Нота на слабую долю: это как синкопа. Точнее, это составляющая синкопы. Но можно её использовать единично. Тогда это будет просто нота на слабую долю.

На деле, хитростей, правил и советов намного больше. И многие из них конфликтуют, потому что музыка - это творчество, а не точная наука. Здесь нельзя сказать, что вот это - плохо, а вот это - хорошо. Но можно субъективно предположить, что вот это - получше, а вот это - похуже.

Так что оставляйте свои хитрости в комментариях, я попробую собрать более нормальный список. Времени много, это нужно к переделке 10й карточки, а это ещё 18 перед ней :)

Не болейте, пейте чай

И спасибо большое за помощь!

Найдены возможные дубликаты


Лига гитаристов

1K постов 6.3K подписчика

Правила сообщества

Одна из основных и важнейших целей сообщества - помощь новичкам и гитаристам, желающим найти нужную им информацию. Поэтому особое внимание уделяется постам с просьбой о помощи и комментариям с советами. Если вы упорно пересказываете мифы и даете участникам сообщества вредные советы из числа тех, которые могут привести к неправильному выбору инструмента или к ошибкам в обучении и запутать начинающих - такое поведение будет наказываться блокировкой после предупреждения.

При желании выложить своё бренчание под расстроенную акустику в подъезде - серьёзно подумайте, готовы ли вы выслушать те комментарии, которые, с определенной вероятностью, появятся под постом.

Данный пост является ответом не только на указанный пост, но и на всю серию постов юзера ArstList по теории музыки. Данным постом я призываю всех, тех кто только хочет начать обучение музыке или уже владеет определенным багажом знаний -

НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСТАМИ ArstList по следующим причинам.

Эта серия начинается следующими словами:

Благими идеями вымощена дорога в ад. Шпаргалки по теории музыки, да и по любой другой дисциплине лучше всего делать самому с проверенных источников. А ещё лучше пойти в музыкалку и честно отучиться там положенный срок. Автор не является профессиональным музыкантом. Он сам только что сел учиться, но решил, что уже вправе учить других. В его постах скрываются ошибки, которые он сам не в силах осознать. Тем не менее, инфа опубликована и уже ушла в массы. И в таком виде массы будут её читать, лайкать, сейвить и юзать. И это печально.

В качестве примеров приведу два банальных зацепивших лично меня перла.

2. В посте 10/10, обозначенном в заглавии, автор написал:

Был задан вопрос, что за строй гитары проповедует автор, если у него аккорд ми-минор (Ем) не требует зажатия каких-либо струн. На что автор встречно спросил: "а какой строй у гитары" и начал ссылаться на википедию, мол гитара строится в Ми. Что это значит - одному богу известно.

Ок. Разжуем. Стандартный (типичный, всем привычный) гитарный строй следующий (номер струны - нота): 1. ми 2. си, 3. соль, 4. ре, 5. ля., 6. ми.

Тональность Ми-минор определяется основным (разрешающим) аккордом, задающим общий тон всей мелодии и чаще всего стоящим в её завершении. Аккорд Ми-минор (Ем) на гитаре со стандартным строем берётся путём зажатия пятой и четвертой струны на втором ладу. Играя все шесть открытых (незажатых струн) мы получим не чистый аккорд Ми-минор (Ем), а ундецима-аккорд Ми-минор (Ем11). Да, мы попадаем в обозначенную тональность, но написанное автором - бред. Тем более бредово и дилетантски выглядит упоминание открытых струн в Ми-мажоре.

И это касается только стандартного строя. Про drop-D, open-G и прочие даже говорить не приходится.

С одной стороны это мелочи, но именно из мелочей и строится теория музыки. Сольфеджио - сложнейший предмет. Гитара признана одним из сложнейших в освоении инструментов.

Меня дико выбесила глубочайшая некомпетентность автора. При этом она приправлена огромным количеством терминов и сложной к восприятию информации, которая местами является бесполезной для новичков, а местами может оказаться неверна в корне, что хуже.

Именно поэтому, я категорически НЕ РЕКОМЕНДУЮ к использованию материалы, опубликованные ArstList для обучения. Новички могут воспринимать эти статьи как аксиому, а на самом деле, это шпаргалки дилетанта, содержащие ошибки, которые новички просто не увидят. И ходить в Ютуп и Педивикию за подобными знаниями я тоже не рекомендую никому.

Если вы хотите прокачать свои знания по музыке, то вам необходимо поднять свои попки, доехать до музыкального магазина, ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С ПРОДАВЦОМ, чтобы исходя из своего уровня знаний купить себе ПРАВИЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, а не вот это вот всё. И, кстати, знания муз.теории прокачиваются куда лучше, когда вы занимаетесь с грамотным преподавателем, а не пытаетесь самообучаться и играть в бегущих по граблям.

Гитаристы и их школы >Мрачный минор и еще мрачнее: разбираем лады для хэви-метала

Уроки гитары от Dave Reffett

Привет читателям Гитаршколы. Если Вы еще не подписаны на нашу рассылку, Вы пропускаете огромное количество полезной информаци про гитары, гитарное оборудование, а так же сами уроки гитары.

Если Вы серьезно хотите научиться играть на гитаре, подписывайтесь на нашу рассылку и получайте свежие ежедневные уроки гитары.

В этой статье я отвечаю на вопрос одного из читателей: «Какой гаммой чаще всего пользуются гитаристы, когда играют хеви-метал ?»

Послушай, как использует эту гамму Dave Reffett в своей песне Devils Roadmap:

Пентатоника тоже классная штука. Закк Уайлд, Фрэнк Мариино и Дэйв Мустейн часто используют ее в своих композициях.

Пентатоническая гамма

(1, b3, 4, 5, b7). Например, Если играем в тональности E, ноты будут E, G, A, B, D.

Соло в песне “I Just Don’t Want to Say Goodbye” играется в пентатонике. С 3:26 по 4:37:

Когда-то он учился у одного музыканта, он выпускал обучающие DVD, и там он говорил, что можно придумывать свои собственные гаммы так же просто, как подобрать рифмы к словам. Безумно, конечно, но очень креативно.

Своих учеников Дэйв тоже учет думать свободно и творчески. Слушать риф и подобрать к нему соло, выбирая ноты из хроматического ряда опираясь только на слух. Это очень развивает.

Если взять «неправильную» ноту, она будет звучать некрасиво и противно. Хотя, иногда они бывают в тему! Добавляют изюминку, так сказать. Не надо себя ограничивать.

Ниже я привожу список интересных гамм. Они все начинаются с Ми, но вообще двигаться можно откуда душе угодно:

• Японский лад (1, b2, 4, 5, b6) или (E, F, A, B, C). Фридман, Джейсон Беккер и много других гитаристов его активно используют. Это пентатоника.

Ну и в завершении урока я хочу предложить Вам таблицу с формулами всех ладов. Обязательно добавьте в закладки эту страницу, потому как она Вам еще очень много раз пригодится.

Если остались вопросы или дополнения, смелее пишите их в комментарии ниже.

Интересно всё же сколько направлений минора. Вроде как не похожи друг на друга, но всё же что-то их сближает. Тяжелая всё же музыка, на любителя.

Как же я люблю этот мрачный минор! В исполнении Yngwie Malmsteena уже настоящая классика. Спасибо Вам за роскошную подборку, что дали возможность услышать лад в разных стилях. Настоящее счастья для меломана.

Минорная тональность — особенности, свойства и требования

Мажор и минор - два основных классических европейских лада в музыке. В них написаны практически все музыкальные композиции, однако они не единственные. Помимо них существует еще множество ладовых видов, например:

  • ионийский;
  • дорийский;
  • фригийский;
  • миксолидийский;
  • эолийский;
  • локрийский.

Лады музыки

Но как уже было сказано ранее, мажорные и минорные тональности являются самыми распространенными.

Определение dur и moll

"Мажор" на латинском обозначается dur. Соответственно, moll в переводе - "минор" (есть схожесть в звучании терминов, потому запомнить считается не очень трудной задачей).

Музыкальный лад является совокупностью из устойчивых и неустойчивых ступеней, выстроенных по определенной схеме.

Разница между dur и moll

Всем известно ярко выраженное отличие двух главных ладов друг от друга:

  • мажор - весело и светло (в переводе с латинского - "большой");
  • минор - грустно и мрачно (в переводе с латинского "малый").

Но если смотреть с профессиональной точки зрения, то разница в звучании имеет под собой базу, способную обосновать этот ладовый контраст.

Так, членов семьи делят на устойчивые и неустойчивые ступени. Первые играют роль основы для тональности, вторые же могут "гулять" и являются непостоянными. Они переползают (разрешаются) в устойчивые или же проходят модуляцию (уход в другую тональность).

В миноре устойчивая III ступень всегда будет понижена на полтона (из Ми в Ми-бемоль). Именно этот знак альтерации (бемоль) делает минорное трезвучие таковым.

Трезвучие - аккорд из трех ступеней.

Тоническое трезвучие до мажора

Мажорная тональность

И мажор, и минор включает в себя 7 нот, но структура у них разнится.

Если брать в пример До мажор, то нота До является тоникой, от которой и пойдет счет. Так, ступени находятся друг от друга на определенном расстоянии:

  • I-II (тон);
  • II-III (тон);
  • III-IV (полутон);
  • IV-V (тон);
  • V-VI (тон);
  • VI-VII (тон);
  • VII- I (полутон).

Построение мажорной гаммы

Необходимо напомнить, что полутон является самым малым расстоянием между звуками, а тон - суммой двух полутонов.

Минорная тональность

Структура одноименного До, но уже минора:

  • До - Ре (тон);
  • Ре - Ми-бемоль (полутон);
  • Ми-бемоль - Фа (тон);
  • Фа - Соль (тон);
  • Соль - Ля-бемоль (полутон);
  • Ля-бемоль - Си-бемоль (тон);
  • Си-бемоль - До (тон).

Построение минорной гаммы

Как вы заметили, по сравнению с мажором есть существенные изменения. В первую очередь, - это наличие знаков альтерации (в данном случае бемолей) в минорной тональности. Их присутствие вызвано тем, что порядок тонов и полутонов меняется.

Все минорные тональности

Построение

В мажоре в обязательной последовательности идут:

  • тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
  • тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Помимо заниженной III ступени, здесь также спускаются на полтона VI и VII ступени.

До мажор и до минор

Две вышеописанные схемы являются базой построения всех мажорных и минорных тональностей.

Параллели

В музыкальной терминологии существует понятие, такое как "параллельные тональности". Оно включает в себя сходство знаков альтерации (бемоли и диезы) на определенной высоте и в точном порядке.

Это означает то, что минорные тональности параллельны мажорным. На первый взгляд может показаться, что принцип параллели строится так: До мажор - До минор; Ре мажор - Ре минор, но это распространенная ошибка новичков.

В чем суть?

Тональности схожи тем, что имеют одинаковые знаки альтерации, но параллельны потому, что ладово противоположны. Например, До мажор параллелен Ля минору, так как ни в первой, ни во второй тональности нет никаких знаков вообще. Если посмотреть на фортепианную клавиатуру, то они будут полностью проходить по белым клавишам.

Тональности Ре мажор будет параллелен Си минор, так как при скрипичном ключе и у первого, и у второго стоят Фа и До диезы.

  • I - II (тон);
  • II - III Фа-диез (тон);
  • III Фа-диез - IV (полутон);
  • IV - V (тон);
  • V - VI (тон);
  • VI - VII До-диез (тон);
  • VII До-диез - I (полутон).

h-moll (минор пишется с малых латин. букв):

  • I - II До-диез (тон);
  • II До-диез - III (полутон, III ступень);
  • III - IV (тон);
  • IV - V Фа-диез (тон);
  • V Фа-диез - VI (полутон);
  • VI - VII (тон);
  • VII - I (тон).

Знаки минорной тональности равны знакам мажорной.

Стоит обратить внимание, что у тональности может быть только одна параллель. До мажор параллелен только Ля минору и так далее.

Как определять?

Есть один очень простой способ для быстрого определения параллельных тональностей. С курса сольфеджио ученики знают понятие интервала. Одним из них является терция (шириной в III клавиши и включающая в себя два звука по краям).

Так, параллель можно определить по терции, но малой. Существуют малые и большие интервалы, их разница заключается в сумме тонов. Большая терция состоит из 2 тонов, а малая из 1,5.

Если нужно узнать параллель мажору, то мы от главной ноты - До, например, мажорной тональности, строим вниз малую терцию, в итоге спускаемся к ноте Ля - и это как раз-таки то, что нужно было отыскать. В итоге получается, что параллельной минорной тональностью До мажора будет являться a-moll.

Схема построения тональностей

С минором все аналогично, только наоборот: дан Ми минор, нужно незамедлительно узнать его параллель. От ноты Ми строим малую терцию, но уже вверх, получаем звук Соль.

Итог: Ми минор параллелен Соль мажору и включает в себя такие же знаки.

Принцип, чтобы не запутаться:

  • если нужно найти минорную тональность - малая терция ВНИЗ;
  • если нужно найти мажорную тональность - малая терция ВВЕРХ.

Виды минора

Существует 3 разновидности минора, которые преображают его, наполняя более яркими, но отличительными звучаниями:

  • натуральный;
  • гармонический;
  • мелодический.

Натуральный вид минора самый простой, он предстает перед нами в классическом варианте без каких-либо изменений:

  • главная тоническая ступень - Ля;
  • вторая ступень - Си;
  • на очереди - До;
  • четвертая по списку - Ре;
  • доминанта минора - Ми;
  • шестая чистая - Фа;
  • седьмая чистая - Соль;
  • и снова тоника - Ля.

Звучание прозрачное, упрощенное и менее характерное.

Гармонический вид минора является очень ярким и наиболее предпочитаемым в практике.

  • первая тоника - Ля;
  • вторая все также - Си;
  • третья, образующая малую терцию - До;
  • субдоминанта - Ре;
  • уверенная в себе доминанта - Ми;
  • еще спокойная шестая - Фа;
  • уже повышенная и нервная - Соль-диез;
  • разрешение в тонику - Ля.

Особенность построения заключается в повышении VII ступени, которая так и тянется разрешиться в тонику. Ее рвение часто пронизано трагизмом. Данный прием чаще всего используют в качестве окончания музыкальной фразы и произведения в целом.

Мелодический вид минора является самый сложным, так как в нем происходит больше всего изменений.

  • главный хозяин - Ля;
  • стабильная вторая - Си;
  • ладово характерная - До;
  • субдоминантная четвертая - Ре;
  • утвержденная в правах - Ми;
  • повышенная шестая - Фа-диез;
  • следом окрыленная седьмая - Соль-диез;
  • вершина гаммы - Ля.

Повышаясь, VI и VII ступени в верхней части гаммы идут мягко и протяжно, за счет чего вид и получает такое название. Стоит отметить, что в нисходящем варианте мелодический вид отсутствует, т. е. в обратном порядке минор будет звучать как натуральный:

  • верхняя Ля;
  • успокоенная седьмая - Соль (бекар);
  • за ней усмиренная шестая - Фа (бекар);
  • все также устойчивая - Ми;
  • субдоминанта - Ре;
  • минорная третья - До;
  • тянущаяся к тонике - Си;
  • точка в гамме - Ля.

Все виды минора

Бекары (знак для отмены повышения и понижения) устраняют диезы, которые были нужны для повышения VI и VII ступеней. Так как в натуральном виде они не изменяются, бекар возвращает их в классический вид.

В мажоре все виды также присутствуют, но изменения в структуре происходят иные.

Все тональности

В общей сумме существует 24 тональности, но зазубривать без логики особого смысла нет. Для подобной цели служит совершенно гениальная вещь - кварто-квинтовый или просто квинтовый круг.

Он включает в себя как мажорные, так и минорные тональности.

Квинтовый круг

Круг построен по принципу той самой параллели, описанной выше. Его основа - всеми любимые До мажор и Ля минор. Но почему? Эти две тональности, во-первых, параллельны и, во-вторых, не имеют абсолютно никаких знаков при ключе. Дальше движение идет в двух направлениях;

  • справа - диезные тональности;
  • слева - бемольные тональности.

Однако двигаются они не в хаотичном порядке, а в строгом, который определяется количеством знаков.

В До мажоре и Ля миноре - 0 знаков, и далее идет разветвление:

  • на Соль мажор и параллельную ей - Ми минор (= 1 диез);
  • Фа мажор и ее параллель - Ре минор (= 1 бемоль).

За ними последуют тональности уже с двумя знаками, и так продолжится по кругу до максимального количества - семи. Это будут тональности:

  • Фа-диез мажор и его друг - Ре-диез минор;
  • Соль-бемоль мажор с Ми-бемоль минором.

Для подробного разбора минорных тональностей квинтовый круг отлично подходит. В нем нет возможности потеряться, так как вся важная информация миниатюрно скомпонована.

Впервые понятие круга появилось в труде теоретика и композитора Дилецкого под названием "Идея грамматики мусикийской" от 1679 года.

И. С. Бах на практике продемонстрировал разнообразие всех тональностей в сборнике "Хорошо темперированный клавир". В него входило 48 прелюдий и фуг, написанных в два тома.

Шопен и в последствии Шостакович написали во всех 24 тональностях свои прелюдии.

Музыка - та же самая математика, где без расчетов, подсчетов и схем никак нельзя обойтись. Парадоксальная мысль: все художественное великолепие звучания подкреплено базой, основанной на цифрах и таблицах.

Минорные тональности - яркое средство выразительности, способное повлиять на организм с разных физиологических сторон и высвободить из души настоящие человеческие чувства.

Форумы MixGalaxy.ru

Хотелось бы услышать треки настоящих музыкантов (имею ввиду тех кто заканчивал муз. школу, и.т.д, т.е. с муз. образованием), сравнить так сказать и ощутить разницу.

Lamer » 16 мар 2005, 14:19

ПЛЯМА » 16 мар 2005, 18:08

А что их слушать этих музыкантов, они без нот писать не умеют, я шучу конечно, но если честно, если слуха нет, рисовать не научишься.

SAS2 » 16 мар 2005, 18:21

Я тоже не имею муз. образования но расскау по существу:

Разница в звучании(настроении) музыки сыгранной в разных тональнастях, а вернее сказать в ладах в которых сыгранна музыка.

Вообше сушествуют семь основных музыкальных ладов которые можно
построить от до можорной гаммы(за тонику принимается данная ступень):

С тоника- Ионийский лад или обычный С мажор (обычно веселое звучание, торжественное)

D тоника- Дорийский лад - минорный лад но не минор, отличае от обычного минора 6 ступень(имеет более веселое,светлое звучание чем обычный минор, может немного космическое смотря как играть)
Пример Ferry Corsten Right Of Way 2003 - Rock Your Body, Rock

E тоника- Фригийский лад (один из моих любимых) минорный лад но не минор, практически вся восточная музыка играется в нем (напряжонное мрачное звучание). Пример Benny Benassi - Satisfaction

F тоника- Лидийский лад мажорный лад (очень отстраненное, космическое звучание) Пример Joe Sartiani - Flying In A Blue Dream

G тоника- Миксолидийский лад мажорный лад (по звучанию немного мрачнее обычного мажора) Пример не могу сейчас вспомнить

А тоника- Эолийский лад или обычный минор (грустное, лиричиское звучание) Почти все попсовые песни, тем более лиричиские.

B тоника- Локрийский лад минорный лад (самый мрачный, страшный и напряженный по звучанию из-за минорной терции и уменьшенной квинты) Пример не могу сейчас вспомнить

SD » 16 мар 2005, 19:17

SAS писал(а): Я тоже не имею муз. образования но расскау по существу:

Разница в звучании(настроении) музыки сыгранной в разных тональнастях, а вернее сказать в ладах в которых сыгранна музыка.

Вообше сушествуют семь основных музыкальных ладов которые можно
построить от до можорной гаммы(за тонику принимается данная ступень):

С тоника- Ионийский лад или обычный С мажор (обычно веселое звучание, торжественное)

D тоника- Дорийский лад - минорный лад но не минор, отличае от обычного минора 6 ступень(имеет более веселое,светлое звучание чем обычный минор, может немного космическое смотря как играть)
Пример Ferry Corsten Right Of Way 2003 - Rock Your Body, Rock

E тоника- Фригийский лад (один из моих любимых) минорный лад но не минор, практически вся восточная музыка играется в нем (напряжонное мрачное звучание). Пример Benny Benassi - Satisfaction

F тоника- Лидийский лад мажорный лад (очень отстраненное, космическое звучание) Пример Joe Sartiani - Flying In A Blue Dream

G тоника- Миксолидийский лад мажорный лад (по звучанию немного мрачнее обычного мажора) Пример не могу сейчас вспомнить

А тоника- Эолийский лад или обычный минор (грустное, лиричиское звучание) Почти все попсовые песни, тем более лиричиские.

B тоника- Локрийский лад минорный лад (самый мрачный, страшный и напряженный по звучанию из-за минорной терции и уменьшенной квинты) Пример не могу сейчас вспомнить

Мда-а. ничего подобного :| . Извини, товарищ, но это вообще не то. В народных ладах от тоники ничего не зависит, как и от тоники лад. Ежели не знаешь про эти самые лады, лучше и не говори. Хошь узнать что это такое - накидывай во фрукте длинную ноту до и гоняй эти лады через арпеджиатор. :arrow:

Читайте также: