Самый старый форд мустанг

Обновлено: 05.07.2024

Эволюция Ford Mustang

Глядя на Мустанг, порой возникает вопрос: почему у этой модели такая популярность? У него что лучшая внешность, техническая составляющая? Прежде всего, его богатая история. Неоспоримо, Ford Mustang - культовый автомобиль. В истории модели были разные периоды, но она все равно оставалась на плаву. Вот как выглядит эволюция этой модели.

Ford Mustang I (1964-74)

Первый Mustang это концепт, созданный в 1962 году на основе модели Falcon и был двухместным. Но к серийному запуску он стал четырехместным. Запущен в серию в 1964 году. Продажи были на высоте - в течение первых двух лет было продано более миллиона автомобилей различной модификации.

В то время как многие ассоциируют имя Mustang с именем дикого жеребца, некоторые говорят, что название придумал дизайнер Джон Наджар, в честь истребителя P-51 Mustang. Другие говорят, что это придумал Роберт Эггертт, менеджер подразделения Ford, который очень любил лошадей.

Изначально Mustang имел 101 л.с и рядный 6-цилиндровый двигатель, но через полгода показатели увеличились до 121 и 225л.с с V8 соответственно, и модель начала развиваться, в техническом плане.

Через некоторое время начался выпуск "заряженных" моделей: GT500, Mach 1, Boss 302 и Boss 429. Но к 1972 году продажи стремительно падали. Экологические нормы ужесточались, и нефтяной кризис был на подходе.

Ford Mustang II(1974-78)

Это было время, когда Mustang растерял всю свою мощь и его стали выпускать на платформе модели Pinto. Теперь это был небольшой и экономичный автомобиль. К сожалению, экологические нормы сделали модель самой обычной.

Двигатели 2.3, 2.8 V6 и 4.9 V8 вырабатывали от 86 до 140 лошадей, так что Mustang II был слаб, в то время.

И как бы там ни было продажи шли хорошо, потому что это был все еще Мустанг, а наличие экономичного автомобиля в линейке было как нельзя кстати. Это была машина, которая удерживала «Форд» на плаву в то время, когда машины очень плохо продавались. За четыре года продано около 400 тысяч этого поколения.

Ford Mustang III(1979-93)

Нефтяной кризис утихал, и Мустанг потихоньку начал меняться в размерах. Он стал больше, его перенесли на другую платформу, но двигатели остались прежние.

Все модели Ford Mustang с 1962 года по настоящее время

В данной статье мы предлагаем краткую историю легендарной марки, по которой можно проследить все модели Ford Mustang с 1962 года по настоящее время.

1960-e

В начале 60-х годов перед мировыми автопроизводителями встал вопрос, что предложить послевоенному поколению ”беби-бума”.

Для этого компания Ford решила создавать специальную модель личного автомобиля на базе Ford Falcon.

Внутри компании был объявлен конкурс, в котором победил проект, заложивший каноны будущего ”пони-стиля”: резко очерченные бока, длинный капот и укороченная задняя часть.

Первым ”мустангом” стала концептуальная модель Mustang I, представленная в 1962 году. Двухместный спортивный автомобиль был назван в честь легендарного штурмовика эпохи II мировой войны P51 Mustang.

Все модели Ford Mustang

Второе поколение “мустангов” показали публике на Нью-Йоркском автосалоне в 1964 году. Автомобиль оснастили 6-цилиндровым двигателем объемом 170 дюймов, трехскоростной коробкой передач, закрытыми колпаками колес, оригинальной приборной панелью, ковшеобразными сидениями и ковровым покрытием салона.

Первой серийной версией “мустангов” стал кабриолет Wimbledon, продажи которого превзошли все ожидания. Уже через 12 месяцев после выпуска было продано почти 420 тыс. экземпляров этого автомобиля.

К концу 60-х годов “пони-кары” были признаны практически повсеместно высшим достижением автомобильного дизайна.

1970-е

С приходом 70-х годов концерн Ford прекратил выпуск оригинальных моделей Mustang на основе платформы Falcon.

Зато в этот период появились самые большие версии Ford Mustang, созданные на базе Shelby GT350/GT500 и Boss 302/429. Они оказались почти на 600 фунтов тяжелее и на 1 фут длиннее первых моделей.

Ford Mustang Mach 1

Потребителям был также представлен Ford Mustang Mach 1 с внушительной линейкой силовых установок, самой впечатляющей из которых оказалась 429 Super Cobra Jet (SCJ) мощностью 370 л/с.

В середине 70-х концерн Ford представил второе поколение ”мустангов” с совершенно новым дизайном и линейкой двигателей Cobra II. Автомобиль оснастили нефункциональным воздухозаборником на капоте, передними и задними спойлерами.

В версиях с мотором V8 американские инженеры ставили 4-ступенчатую механическую коробку передач.

1980-е

В этот период ужесточение экологических ограничений вынудило многих производителей снижать мощности двигателей.

Не стала исключением и компания Ford с моделью Mustang – был выведен из линейки 4-цилиндровый двигатель с турбонаддувом, автомобиль получил новый аэродинамический кузов. На конвейер также вернулся кузов кабриолет, который выпускали в 60-х годах.

1990-е

Это время стало для Ford Mustang эпохой дизайнерского и технического прогресса. В честь 30-летия автомобиль значительно модернизировали, улучшили и без того отличные эксплуатационные характеристики.

Были заменены 1330 из 1850 узлов машины. Кузов фастбэк перестали выпускать, оставили только кабриолет и 2-дверный купе.

SVT Mustang Cobra

Впервые в стандартную комплектацию включили подушку безопасности водителя. Все автомобили в базовой модификации оснастили усовершенствованным 4-цилиндровым мотором.

Четвертое поколение легендарного пони-кара получило резко очерченные линии, новый капот и решетку радиатора, стильные накладки колесных арок, обновленные фары и облицовочные панели.

Параллельно производитель вывел на рынок небольшую партию эксклюзивной модели SVT Mustang Cobra с улучшенными характеристиками и оригинальным стилем. В 1993 году ограниченную партию гоночных версий Cobra R распродали еще до начала производства.

2000-е по наши дни

В новом тысячелетии Ford Mustang остался на рынке практически в одиночестве. Ближайшие конкуренты Pontiac Firebird и Chevrolet Camaro по сути не развиваются и не радуют потребителей обновлениями.

В это время концерн Ford выпускает 300-милионный экземпляр Mustang и празднует 40-летний юбилей популярной модели.

Хотя в 2000-х годах было прекращено производство “мустангов” на прославленном заводе в городе Дирборн, на рынок были выпущены модели, собранные на других предприятиях.

Mustang Shelby GT

Прежде всего, следует отметить модель Mustang Shelby GT, эксклюзивную версию Shelby GT500 с турбированной силовой установкой мощностью 500 л/с, ограниченную партию Mustang Bullitt.

В 2013 году было презентовано шестое поколение Ford Mustang в кузовах кабриолет и купе. В апреле 2014 года легендарная модель отметила свой 50-летний юбилей.

За это время было продано более 9 млн. экземпляров авто. Прошло полвека, но “мустанги” сохранили легкоузнаваемые элементы классического дизайна и свой характер, за который их боготворят многочисленные фанаты по всему миру.

Ford Mustang – история стального жеребца

Ford Shelby GT 500 2007

Ford Motor Company основал автомобиль Ford Mustang в 1964 году. Первая его вариация прожила на авторынке с 1964 г. по 1973 г. Машину создали на платформе седана Ford Falcon. Покинул конвейер первый «Мустанг» серийного образца 9 марта 1964-го в виде модель 1965 г. Чуть более, чем через месяц (17 апреля), авто дебютировало в Нью-Йорке, а уже 19 апреля новинку демонстрировали по всем телеканалам США. Машину рекламировали просто везде, на каждом столбе и знаке. Можно с уверенностью сказать, что это была самая удачная премьера во всей автоистории. Вдумайтесь, за полтора года владельцами «Мустангов» в те далекие времена стали больше 1 миллиона человек!
Сегодня мы поговорим про каждый Ford Mustang, про его каждую модификацию, которые до сих пор радуют любителей этого прекрасного автомобиля.

Ford Mustang Convertible 1964

Ford Mustang Convertible 1964

Ford Mustang Convertible 1964

С марта 1964-го по конец года первый экземпляр модели продали 263 434 владельцам. Середина 1965-го ознаменовалась появлением фастбэка «Мустанг», который был нацелен на соперничество против модели Plymouth Barracuda.
Примером для подражания для первого «Мустанга» выступало купе Continental Mark II класса люкс со своими утонченными линиями. Однако на его фоне наш герой смотрелся строже и динамичней.
По дизайну машина считалась в то время удачной, но нетрадиционной для США – его ровняли с европейскими автомобилями, но никак не с американскими.
В техническом плане Ford Mustang ничем особенным не удивил. Базовым агрегатом выступал 6-цилиндровый мотор 2.8 от модели Ford Falcon. Работал двигатель с 3-ступенчатой «механикой» или 2-ступенчатым и 3-ступенчатым вариаторами.
Переднюю подвеску «взяли» у вышеупомянутого Falcon. Её называли в США «double-wishbone», а была она чуть компактней, чем простая параллелограмная подвеска. Опцией выступал стабилизатор поперечной устойчивости.
Заднюю подвеску сделали зависимой. Тормоза базовой версии авто получились барабанными на каждое колёсо, а за доплату можно было докупить вакуумный усилитель. Всю картину довершал червячный механизм руля, где приютились циркулирующие шарики от Ford Falcon с громадным передаточным отношением.

Ford Mustang 1965

Ford Mustang 1965

Ford Mustang 1965

Ford Shelby GT350 1966

Ford Shelby GT350 1966

Ford Shelby GT350 1966

Это была особенно сильная версия от именитого тюнинг-ателье автогонщика Кэрола Шелби. Автомобиль выпускали в виде фастбэка, а комплектовался он мотором V8 на 306 «лошадей».

Ford Mustang 1966

Ford Mustang 1966

Ford Mustang 1966

Базовая модификация «Мустанга» 1966 года получила 120-сильный агрегат 3.2 с рядным положением 6 цилиндров. Опции – 3 мотора V8 мощью 200-271 «лошадей». Shelby GT350 добавили 4 цвета, «автомат» и механический нагнетатель Paxton, который позволял возвышать мощь до 420-430 лошадиных сил при достижении двигателем нужных оборотов. Еще в этом году модели достался монофонический авторадиоприёмник AM/FM, а стандартно стали предлагаться солнцезащитные козырьки.

Ford Mustang 1967

Ford Mustang 1967

Ford Mustang 1967

1967 модельный год прибавил автомобилю длину и высоту. В результате, сильно поменялись формой множество панелей кузова. «Передок» модели выглядел агрессивней, заметно поменялся фастбэк.

Ford Mustang 427 Drag 1967

Ford Mustang 427 Drag 1967

Ford Mustang 427 Drag 1967

Ford Mustang Boss 429 1969

Ford Mustang Boss 429 1969

Ford Mustang Boss 429 1969

До 1969 года Mustang снова обновился, продолжая удаляться от исходного образца: имея прежнюю колёсную базу, длина авто выросла до 10 см (4623 мм), а масса – до 70 кг (1270 кг).
Модельная линейка получила новые вариации – бюджетную Е, люксовую Grande, два спорткара BOSS и Mach 1. Mustang 1969 стал первым среди всех моделей, где применялась 4-фарная схема головного света.
Версия BOSS 302 со старта начала конкурировать с Camaro Z/28 на гоночных заездах Trans AM. Для NASCAR подготовили версию 375-сильного мотора V8. Комплектовалась она Ram Air-индукцией вместе с особенными коллекторами выпускного типа.
Mach 1 обладал агрегатом V8, куда за доплату можно было вмонтировать самоблокирующийся междуколёсный дифференциал моста сзади, и, на минутку, мотором 428 Cobra Jet!
Модификации Shelby Cobra с каждым годом лишь улучшались. Для этого года машина появилась в продаже в виде фастбэка и кабриолета. Главным движком здесь был 335-сильный 428 Cobra Jet V8.

Ford Mustang Boss 302 1970

Ford Mustang Boss 302 1970

Ford Mustang Boss 302 1970

Ford Mustang Convertible 1973

Ford Mustang Convertible 1973

Ford Mustang Convertible 1973

Первый закат для «Мустанга» наступил в 1973 году, сразу же после прощания с мощными вариациями. Модели снизили мощность мотора, поэтому агрегат в базовом исполнении давал 95 «лошадей», а наиболее сильный V8 – несчастных 156 л.с.
ВТОРАЯ ГЕНЕРАЦИЯ

Ford Mustang 1974

Ford Mustang 1974

1974 Ford Mustang II

Второе по счету поколение легенды Ford менялось в условиях бензинового кризиса. Концепцию американского Pony Car модернизировали. Ну, так думали в самой компании, потому что новинка получилась приближенной к первому концепту модели 1964 г.
Небольшое авто в базовом исполнении получило 2,3-литровый рядный 4-цилиндровый силовой агрегат с… мизерными для США 86 «лошадями». Кризис, больше добавить нечего.
Опцией выступали двигатели V6 Cologne 2.8, а с 1975-го – крохотный V8 4.9 на 140 лошадиных сил.
Ежегодно на протяжении 4 лет у себя на родине «Мустанга» покупало порядка 400 тысяч автолюбителей.

Ford Mustang Cobra 1979

Ford Mustang Cobra 1979

Ford Mustang Cobra 1979

1979 год подарил миру «Мустанг» с новой, громадной базой «Fox» (сперва предназначалась она для Ford Fairmont 1978 и Mercury Zephyr 1978). Внутри машина обновилась – теперь в ней комфортно размещались 4 человека. Появились новенькие купе, седан, кабриолет, а также хэтч. По отделочному уровню были следующие версии:
• L
• GL
• GLX
• LX
• GT
• GT Turbo (1983-1984)
• SVO (1984-1986)
• Cobra (1979-1981, 1993)
• Cobra R (1993)
Равняясь на европейскую моду миниатюрных и мелкомощных моторов, американская компания «ушла» из спортивного окружения, но 1980 год для модели кардинально все поменял. Появился спецотдел Special Vehicles Operations, занимающийся специальными моделями Mustang с целью их участия в гонке Trans-Am. Стоимость такого болида – от $25 000 (стандартная машина стоила $6000).
ТРЕТЬЯ ГЕНЕРАЦИЯ

Ford Mustang 1979

Ford Mustang 1979

Ford Mustang 1979

Ford Mustang GT Convertible 1994

Ford Mustang GT Convertible 1994

Ford Mustang GT Convertible 1994

Ford Mustang SVT Cobra 1999

Ford Mustang SVT Cobra 1999

Ford Mustang SVT Cobra 1999

С новым дизайном Mustang 1999 порадовал резкими контурами и немаленькими арками колес, но главные пропорции нашего героя, его внутренний дизайн и шасси, не менялись. Мотор стандартного варианта V6 3.8 получился 190-сильный (140 кВт), а актуальным он считался до 2004 г.
С другой стороны Mustang GT 4.6 на 260 «лошадей» (190 кВт) с восьмью цилиндрами все больше и больше становился популярней. Самой сильной из заводских версий была «Кобра» с 316-сильным двигателем (235 кВт) при 6000 об/мин. и механической «коробкой» на 5 скоростей Tremec™ T45. Такой «Мустанг» на 1 передаче достигал 72 км/ч.
Празднуя свое 35-летие, компания Ford выпустила юбилейный Limited Edition GT 1999. Красавца украшали легкосплавные колёса на 17 дюймов, спец юбки по бокам, спойлер спортивного типа, жесткий воздухозаборник, кузовные детали из хрома, а также кожаный салон серебристого цвета. На выбор покупателям предложили «Мустанг» в 4-х цветах: серебристый, белый, черный, красный.
Также американцы представили 3 альтернативные версии машины текущего поколения: Bullitt 2001, Mach 1 2003-2004, а также «Кобру» 2004.
ПЯТАЯ ГЕНЕРАЦИЯ

Ford Mustang S-197 2005

Ford Mustang S-197 2005

Ford Mustang S-197 2005

Ford Shelby GT 500 2007

Ford Shelby GT 500 2007

Ford Shelby GT 500 2007

Через год появилась обновленная Shelby GT500, выпускаемая в виде кабриолета и купе. Новинка от простых собратьев отличается экстраординарным экстерьером, цветом и присутствием ряда спортивных элементов. Спортивные кресла из натуральной кожи дополняют общую картину.

Ford Mustang Shelby GT 500KR

Ford Mustang Shelby GT 500KR

2008 Ford Shelby GT500KR

Весна 2006-го – очередная мировая премьера! Американская компания вместе с фирмой Shelby построила мощнейший спорткар Ford Shelby GT500KR. Машина обладает 5,4-литровым агрегатом на 540 л.с., работающим с шестиступенчатой МКПП. Капот выделяет воздухозаборник, выполняющий роль дополнительного охладителя. Спереди еще есть нижний спойлер, где также присутствует воздухозаборник для охлаждения тормозной системы. Минусом в Ford Shelby GT500KR считается один факт – его лимитированная партия в 1000 экземпляров. Фаны модели впервые подчеркнули, что этот автомобиль по праву можно назвать воплощением американской мечты мускул кара.
Раз уж мы затронули тему лимитированных «Мустангов», перечислим все его виды:

DUB Edition

Ford Mustang DUB Edition

Ford Mustang DUB Edition

Новенькая спортивная версия Ford Mustang, на которую американцы возлагали большие надежды, нацелена на полностью новых потребителей. Помогали разрабатывать машину тюнингисты из ателье Roush и редакция знаменитого журнала DUB. В движение Dub edition приводил 3,7-литровый 305-сильный V6 (224 кВт), а на прилавках продавались спецверсии модели в кузове купе и кабриолет. Образ машине дополняли легкосплавные 20-дюймовые колеса TIS, шины Pirelli спортивного профиля, а также обвес фирмы Roush.

Parnelli Jones Limited Edition

Ford Mustang Parnelli Jones Limited Edition

Ford Mustang Parnelli Jones Limited Edition

2007 год – в Нью-Йорке на местном мотор-шоу дебютирует Parnelli Jones Limited Edition. Цвет машины копирует «золотой» век гонок Trans-Am. Мощь агрегата достигла 370 «лошадей» (272 кВт).

X-1 Edition

Ford Mustang X-1 Edition

Ford Mustang X-1 Edition

Ford Mustang GT 2013

Ford Mustang GT 2013

Ford Mustang GT 2013

Ford Mustang 2014

Ford Mustang 2014

Ford Mustang 2014

Предпоследняя версия автомобиля получилась легче и маневренней в езде, а внутри пространства для пассажиров стало побольше. Колёсная база модели осталась прежней (2720 миллиметров), а длина немножко увеличилась (4783 миллиметров). Ширина «Мустанга» возросла на 38 миллиметров, но высота упала на 36 миллиметров. Заднюю колею американцы увеличили на 70 миллиметров.

Ford Mustang 2015

Ford Mustang 2015

Ford Mustang 2015

Официальная презентация нового «Мустанга» произошла не так давно. Новинка обзавелась иным кузовом, новенькими фарами и опциями. В движение авто приводится моторами EcoBoost объемами 2.3 л, 3.7 л (V6) и 5.0 л (V8).
Машине абсолютно поменяли подвеску, на передке новинки теперь красуется новый Макферсон с 2-й шарнирной системой. Повышенная точность руля обеспечивается новеньким лёгким и жёстким подрамником. Данная подвеска, кроме всего остального, разрешила установить на переднюю ось более массивные 320-миллиметровые тормоза. Опционально доступны 3 пакета по усилению дисков с тормозными механизмами до 380 миллиметров. На задней части машины объявилась независимая многорычажка из алюминия.

Хроника Ford Mustang Cobra, часть 1 (1976-81): когда Кэрролла Шелби нет рядом

Имена Mustang, Cobra и Shelby, казалось бы, сочетаются идеально. Однако, под руководством Кэрролла не было создано ни одного Mustang Cobra! Более того, Ford пользовались этим названием только тогда, когда не могли привлечь Шелби к работе над пони-карами.

1965-1970: краткий курс по Shelby Mustang

Конечно, история Mustang от Шелби – это тема для отдельной серии публикаций, но в данном случае нас интересует эволюция отношения техасца к применению имени Cobra. Первое поколение Mustang, выпускавшееся с 1964 по 1973 годы, заложило все легенды модели, которыми маркетологи Ford пользуются до сих пор: сам класс машины, эмблему с конем, запоминающиеся элементы дизайна вроде задних фонарей, участие в Indy 500 в качестве пейс-кара в 1964 году, модификации Boss 302 и Mach 1, съемки зеленого Mustang в фильме Bullitt и, конечно же, серию “заряженных” версий GT-350 и GT-500 работы Shelby American. Распознав потенциал Шелби при создании родстера Cobra с кузовом AC Ace и фордовским V8, корпорация начала привлекать его в 1960-е годы к самым разным проектам, связанным с автоспортом. Как признавался сам Кэрролл, он никогда не хотел работать над Mustang. Но, по указанию Ли Якокки, компания Shelby American в 1965 году подготовила комплект доработок для машины, названной без каких-либо особых причин Shelby GT-350 (или, если придерживаться оригинального написания, G.T. 350). На руле красовалась эмблема Cobra, однако отношение и Ford, и Shelby к этому имени хорошо передает реклама 1964 года, предлагающая комплект тюнинга двигателя от Shelby Cobra для Mustang: «Смешайте кобру и мустанга».

1969 год должен был стать последним для Mustang от Шелби. Кэрролл был недоволен тем, как его машины трансформируются по воле корпорации во все более тяжелые и роскошные, вместо того, чтобы оставаться «голыми» спорткарами, готовыми к участию в гонках в любой момент. От надписей Cobra отказались, заменив их на Shelby и вновь вернувшись к простому наименованию Shelby GT-350 и GT-500. Впрочем, этому есть логичное обоснование: Ford выкупили у Кэрролла права на торговую марку «Cobra».

Стилисты Ford продуктивно вмешались в процесс работ над обновленными Shelby и создали полностью новое решение передней части машины – благодаря ему Shelby GT, наконец-то, стали радикально отличаться от прочих Mustang. Около 800 экземпляров были немного изменены для продаж в 1970 модельном году, но, на этот раз, это и правда был финал… Кэрролл на десятилетие полностью отошел от автопромышленности и вообще уехал в Африку, где занимался организацией охоты на крупных диких животных.

1976-78: Ford Mustang II Cobra II

Тем не менее, в рекламе Ford справедливо именовали Mustang II «нужной машиной в нужное время», ведь такова была ситуация на рынке США в середине 1970-х… Эпоха мускул-каров резко сменилась тем, что автомобильные историки ярко именуют «malaise era», то есть «эра недомогания». В сочетании с общей модой «эры диско», недостаток мощности под капотом начали компенсировать яркими наклейками во весь кузов. Как справедливо подметил, например, Дэвид Ньюхардт, описывая Camaro Z28 1980 года в одной из своих книг: «мощность не была сильной стороной этой машины, но вы никогда этого не узнаете, судя по внешнему виду». Вот и для Ford настало время зачерпнуть из наследия.

По прихоти судьбы, автором идеи машины со странным названием Ford Mustang II Cobra II стал ни кто иной, как Джим Вангерс – гениальный автомобильный маркетолог, который вписал свое имя золотыми буквами в историю General Motors и американской автопромышленности за создание первого настоящего мускул-кара Pontiac GTO. В середине 1970-х Вангерс, уже покинув Pontiac, работал независимым консультантом для компании Motortown Corporation. Он встретился с членом совета директоров Ford Эдселем Фордом-вторым и предложил ему идею косметической модификации Mustang II в духе Шелби. Форд согласился и Motortown принялись за трансформацию.

Не затрагивая механическую часть, эта разновидность была опцией с ценой $599 и предполагала:
— полосы в стиле Shelby на капоте, крыше, багажнике и бортах;
— большие наклейки c эмблемой Cobra на передних крыльях;
— нефункциональный воздухозаборник на капоте;
— спойлер-«губу» спереди;
— спойлер-«утиный хвост» на багажнике;
— черную решетку радиатора с узнаваемой эмблемой в виде змеи;
— жалюзи на задних боковых окнах;
— алюминиевые накладки на приборной панели и дверных картах.

На самом деле, как справедливо отмечал журнал Car Craft в августе 1976 года: «Визуально Cobra II создает впечатление воскрешения старых Shelby, но возвращение к навязанной федералами реальности 1970-х напоминает, что это невозможно». Тем не менее, спрос оказался значительным и Motortown Corporation удивили Ford тем, что выпустили аж 26259 экземпляров Cobra II в 1976 году. В итоге, это число оказалось достаточным для того, чтобы Ford отказались от слишком успешного стороннего подрядчика и для 1977 модельного года приступили к собственному выпуску Cobra II, заодно снизив цену опции до $535.

В первой половине года автомобиль оставался вообще неизменным, за вычетом возможности приобретения версии со съемной крышей-тарга. Позже, в середине сезона, представили обновленный Cobra II с иным дизайном наклеек, черными молдингами вокруг окон и черными же жалюзями по бокам. Ассортимент цветов изменился: белые машины имели, на выбор, красные, синие или зеленые полосы, черно-золотой вариант остался, а вот синий с белым – исчез. Мощность V8 выросла до 139 л.с., но базовым мотором стал 4-цилиндровый от Pinto с совсем скромной мощностью 89 л.с. То же продолжилось и в 1978 году, однако пакет Cobra II в обязательном порядке был дополнен опцией Rallye Package, включающей в себя более жесткие пружины, регулируемые амортизаторы и дополнительное охлаждение. Поэтому, стоимость выросла до $730. Впрочем, у Ford было на тот момент более интересное предложение в духе времени…

1978 Ford Mustang II King Cobra

В 1963-64 годах Кэрролл Шелби построил шесть экземпляров гоночной машины, малоизвестной по сравнению с его прочими работами – Shelby King Cobra на базе шасси Cooper Monaco с фордовским V8. После этого, яркое имя «королевская кобра» еще шесть лет ждало своего часа, пока Ford не применили его для своего конкурента Plymouth Superbird и Dodge Charger Daytona. Радикальный Ford King Cobra на базе Torino должен был стать конкурентам «крылатым воинам» корпорации Chrysler, но вместо полноценной партии дорожных автомобилей для омологации NASCAR, в 1970 году собрали всего три прототипа и свернули программу…

Но хорошее название не могло лежать в запасниках корпорации слишком долго, особенно в наступившую эру ярких наклеек и агрессивного маркетинга. В октябре 1977 года Ford представили публике, как это было сформулировано в рекламе, «босса в конюшне мустангов» — King Cobra. В отличие от Cobra II, эти машины в обязательном порядке оснащались 5.0-литровым V8 мощностью 139 л.с. 4-ступенчатая механическая КПП была стандартной, «автомат» предлагался за дополнительные $225. Кузов – только фастбэк, гидроусилитель руля и усилитель тормозов входили в базовую комплектацию, вместе с алюминиевыми колесными дисками стиля «соломка» и пакетом Rallye Package… Вместо боковых наклеек и «полос Шелби» через всю машину, на капоты King Cobra наклеивали огромных змей, идеологически чем-то напоминавших кричащее оформление Pontiac Trans Am. Кроме того, полосы-“пинстрайпинг” наносились практически на все кузовные панели: вокруг стекол, колесных арок, на бамперах, по нижней кромке порогов, багажнику, спойлеру… На дверях и спойлере крупные надписи “King Cobra” прямо идентифицировали модель, как и эмблема «5.0 L» на капоте однозначно напоминала про объем двигателя. Обвес включал в себя весьма радикальную переднюю «губу» под бампером, спойлер на крышке багажника и накладки перед задними арками. От всяких остатков хрома, сохранявшихся на Cobra II, вроде окантовки передних фар, окончательно избавились, заменив их черными элементами. Бампера тоже красились в цвет кузова, как и боковые зеркала.

Опция King Cobra добавляла $1253 к цене Ford Mustang II в 1978 году. Еще $587 стоило дополнительное оснащение машины съемными стеклянными панелями крыши. Тем не менее, несмотря на прохладное отношение энтузиастов к этому поколению Mustang, коллекционную ценность King Cobra признали сразу же и, даже при высокой цене, Ford удалось продать 4318 экземпляров этой разновидности. В следующем году второе поколение Mustang сменилось третьим и имя King Cobra исчезло из ассортимента, более не появляясь.

1979-81 Ford Mustang Cobra

В 1979 году дебютировало третье поколение Mustang, на этот раз основанное на новой платформе Fox, которую пони-кар делил с Ford Fairmont. Автомобиль полностью изменился, став заметно больше, чем совсем уж компактный Mustang II. Со временем, эта платформа показала себя очень удачной, а “Fox-body Mustang” стали легендой недорогого и эффективного тюнинга и до сих пор радуют энтузиастов. Но произошло это не сразу – «эра недомогания» уходила медленно и в 1979 году ее тенденции были еще сильны.

Так что не стоит удивляться, что первые Mustang Cobra на базе Fox недалеко ушли от предшественников и по мощности, и по сути изменений. В 1979 году пакет Cobra предлагался за $1173 на выбор с 2,3-литровым карбюраторным турбомотором мощностью 131 л.с. или же 5,0-литровым V8 мощностью 119 л.с (справедливости ради, стоит отметить, что это были самые мощные из четырех доступных двигателей для Mustang того года). Яркой особенностью Cobra и оправданием высокой цены этой разновидности был пакет опций TRX Handling Package, названный так благодаря входившим в него шинам Michelin TRX размерности 190/65R390. Этот странный метрический формат, равный 15,35 дюйма, означал обязательное применение особых колесных дисков и всегда осложнял хозяевам Mustang с TRX Package поиск новой резины, но в те годы автомобильная промышленность разных стран экспериментировала с метрическими шинами и дисками. В комплект TRX также входили усиленные поперечные стабилизаторы спереди и сзади, более жесткие пружины и амортизаторы и сайлентблоки из более твердого материала.

Кроме этих элементов, Mustang Cobra 1979 года технически отличались полуметаллическими передними колодками, алюминиевыми задними тормозными барабанами, мостом с главной парой 3.45:1, размеченным до 8000 об./мин. тахометром и звуковой индикацией превышения давления наддува. Внешне Cobra получили черные молдинги вокруг окон, окрашенные в цвет кузова боковые жалюзи, две хромированные насадки на выхлоп, наклейки Cobra на дверях и капот с нефункциональным воздухозаборником, на который опционально наносили яркую наклейку со змеей в стиле King Cobra. Интерьер комплектовался черными накладками на панель приборов и специфическим оформлением дверных карт. Кстати, как и раньше, пакет Cobra можно было заказать только для фастбэков.

Однако, самым ярким Mustang 1979 года во всех смыслах стал пейс-кар Indianapolis 500, реплики которого разошлись тиражом 10478 экземпляров. У этих машин, помимо прочих отличий, были четыре важных и дорогих в производстве эксклюзивных элемента: передний спойлер с противотуманными фарами, капот с «горбом», спойлер на крышке багажника и кресла Recaro. Поскольку реплика пейс-кара была сугубо одноразовым продуктом для 1979 года, то все эти детали в целях оптимизации затрат на производство перекочевали на Mustang Cobra 1980 модельного года. Для новых Cobra также изменили дизайн наклеек на капоте и бортах. Из-за попытки вписаться в нормы CAFE по экономичности, опциональный 5,0-литровый V8 на всех Mustang был заменен на 4,2-литровый мощностью 118 л.с. – абсолютный антирекорд восьмицилиндровых Mustang. Впрочем, для Cobra, по-прежнему, базовым агрегатом оставался четырехцилиндровый турбомотор, а вялый V8 предлагался в качестве бесплатной опции.

Однако, несмотря на неплохую для своего времени производительность, отзывы о 2.3 Turbo были не лучшими: покупатели жаловались на турболаг, масляное голодание турбины, плохую работу "на холодную" и даже случаи возгорания. Поэтому в 1981 году этот двигатель исчез из ассортимента, хотя инженеры продолжили работы над конструкцией и к 1984 году представили гораздо более продвинутый Mustang SVO с мотором на базе того же 2,3-литрового блока “Lima”. Но этого оставалось ждать еще три года, а в тот момент Mustang Cobra 1981 модельного года остались с единственно возможным двигателем – тем самым жалким V8 объемом 4,2 литра. Покупатели Cobra также могли отказаться от ярких наклеек, но обвес по-прежнему был отличительной особенностью этой версии. Кроме того, как и на прочих Mustang, в списках дополнительного оборудования появились съемные панели крыши (еще одно наследие программы пейс-кара 1979 года), дифференциал повышенного трения и электростеклоподъемники. Однако, объемы выпуска сократились втрое по сравнению с прошлогодними — очевидно, не всех интересовала машина с такой комбинацией характеристик, но громким именем…

Так что, в 1982 году модификация Cobra исчезла из ассортимента Mustang, зато в иерархии ее заменил Mustang GT (имя, последний раз появлявшееся в 1969 году) с достаточно мощным 157-сильным V8 H.O. объемом 5,0-литра. В рекламе появление этой версии провозгласили как «Босс вернулся», намекая на Boss 302 первого поколения. И, в принципе, хотя сейчас такая мощность кажется смехотворной, тогда заявление было справедливым – после 8 лет абсурдно низких показателей, Mustang вновь возвращался на арену доступных спорткаров. А вот имя Cobra, не слишком оправдавшее себя, отложили до 1993 года, когда его начало использовать новосозданное подразделение Ford SVT.

Объемы производства Ford Mustang Cobra третьего поколения:
1979 — 17579 штук
1980 — 5550 штук
1981 — 1821 штука

Ожидайте продолжения истории Mustang Cobra:
Хроника Ford Mustang Cobra, часть 2 (1993-2004): эпоха SVT
Трое из ларца – история Mustang Cobra R 1993, 1995 и 2000 годов
Возрождение Super Cobra Jet в виде Ford Mustang FR500CJ
Контрафактные Shelby: Ford Mustang GT-350 (1984) и SAAC (1992-93)

Эволюция Ford Mustang


Ford Mustang: эволюция модели, технические характеристики поколений и их особенности. В конце — видео обзора Ford Mustang V. Ford Mustang: эволюция модели, технические характеристики поколений и их особенности. В конце — видео обзора Ford Mustang V.

логотип Ford Mustang

Едва сойдя с конвейера, первый Ford Mustang сразу же угодил в «классические автомобили Нового Света». С тех пор вот уже 55 лет эта легенда автомобилестроения остаётся культовым авто, известным всему миру.

История создания

Лидо Якокка


На фото: Лидо Якокка

Своим «рождением» автомобиль Ford Mustang во многом обязан генеральному управляющему компании Ford Лидо Якокке.

Биография этого выдающегося инженера и маркетолога достаточно интересна сама по себе и тесно связана с «Мустангом». Лидо пришёл в компанию Ford сразу после окончания университета на должность инженера-проектировщика. Проработав девять месяцев, он понял, что это – не его призвание, и подал просьбу о переводе в отдел маркетинга.

В то время дела компании шли неважно, возможно, именно поэтому Якокке удалось найти место в Пенсильванском отделении Ford. Впрочем, молодой инженер-маркетолог сумел быстро зарекомендовать себя с самой положительной стороны, показав, что он умеет мыслить стратегически, рассчитывая отдалённые последствия и перспективы своих маркетинговых программ.

Якокка уделял пристальное внимание тому, что потенциальные покупатели могут ожидать от автомобилей компании.

Пожалуй, Ли Якокка стал своеобразным пионером в области проведения маркетинговых исследований; во всяком случае, никто до него не проводил столь крупных аналитических обработок существующего рынка.

Якокка высказал предположение, что в результате послевоенного всплеска рождаемости в ближайшее десятилетие на авторынки США придёт около 11 миллионов молодых водителей, которым будет требоваться автомобиль.

Ford Mustang разрабатывался с ориентацией на потребности и настроения тех самых подростков-начинающих водителей, чьи чаяния так виртуозно определил маркетолог.

1964 – 1973: первое поколение

1 поколение Ford Mustang

Первый Mustang разрабатывался с учётом результатов маркетингового исследования, показавшего: покупатель желает видеть автомобиль, похожий на легендарный ThunderBird, но более демократичного класса.

В качестве основы была взята спортивная модель Chevrolet Corvair – Monya, которая привлекла внимание инженеров своей экономичностью.

Длинный капот и багажник укороченного типа придавали автомобилю внешнюю динамичность, а зауженные бамперы и хищный нос «а-ля Maserati» добавили образу популярную среди молодёжи агрессивную ноту.

Размерами авто уступало прочим спортивным машинам, было рассчитано на четверых. Предусматривалась модификация с откидной крышей.

Первый Ford Mustang сошёл с конвейера в Детройте 9 марта 1964 г. Кстати, изначально создатели хотели назвать своё детище «Кугуар», и лишь перед самым запуском автомобиля в серийное производство было принято название «Мустанг», а изображение кугуара на радиаторной облицовке заменено силуэтом мустанга, бегущего справа налево на красно-бело-синем фоне, который символизирует цвета флага Соединённых Штатов Америки.

Разработчиком логотипа стал Филипп Томас Кларк – известный автомобильный дизайнер.

В том же году была выпущена модель «GT-500» – более мощная, со стандартизированным шестицилиндровым двигателем. «Восьмёрки» при этом продолжали использовать, просто появилась возможность заказать двигатель V8 на 350 л.с.

Внешний вид Ford Mustang буквально очаровал рынок: автомобиль продавался крайне успешно, за ним выстраивались очереди. Благодаря этой модели в моду снова вошёл автомобильный дизайн, популярный в 30-х – 40-х годах. Постепенно эта мода вернулась и в сектор престижных дорогих моделей.

Только до конца 1964 года была продана 681 тысяча автомобилей, а в 1965 году – ещё 600 тысяч.

Чтобы понять, что значили эти цифры в то время, достаточно сказать, что объём продаж Ford Mustang в те годы был выше совокупных продаж Cadillac, Oldsmobile, Buick, Chrysler и American Motors. Успех «Мустанга» привлёк внимание американцев и к другой продукции Ford.

Самый первый Mustang имеет драматическую историю. Этот предсерийный автомобиль, созданный в рекламных целях, был незаконно куплен пилотом канадской авиакомпании Стэнли Такером. Узнав об этом, компания Ford уволила дилера, заключившего незаконную сделку, и повела с покупателем долгие переговоры, в результате которых Такер всё же согласился вернуть своё приобретение, получив в замен другое авто.

Сейчас Mustang № 1 экспонируется в музее Генри Форда.

1974 – 1978: второе поколение

2 поколение Ford Mustang

Второе поколение «Мустангов» едва не стало крахом всей модели. Автомобиль укоротили до 445 см, убрали двигатель V8, взамен предложив:

Ни динамика, ни управляемость модели второго поколения, выпускаемой в виде трёхдверного хэтчбека или двухдверного купе, мягко скажем, не радовали.

Казалось бы, второе поколение можно безоговорочно считать полностью провалившимся. Но это не совсем верно. В то время экономические условия были таковы, что Mustang-2, оказался вполне востребованным на определённый период.

За всю историю модели второе поколение считается самым экономичным. Более того, именно это поколение вошло в историю как один из самых продаваемых автомобилей, несмотря на свои не впечатляющие размеры и двигатели.

1979-1993: третье поколение

3 поколение Ford Mustang, кабриолет


На фото: 3 поколение Ford Mustang, кабриолет

1979 год ознаменовался выпуском третьего поколения «Мустанга». Основой модели стала платформа Fox.

Машина стала длиннее на 12 см, для её производства были применены более лёгкие металлические сплавы.

К уже существующей линейке силовых агрегатов добавилась турбированная «четвёрка» на 2,3 л и 118 л.с. После рестайлинга 1983 года модели также стал доступен двигатель с принудительным впрыском топливной смеси, выдающий 203 л.с. мощности.

При всех положительных изменениях, изначально автомобили третьего поколения продавались из рук вон плохо. Не спасали ни спецверсии с надувным двигателем, ни возвращённая «восьмёрка», ни рестайлинг топ-уровня под именем Cobra.

3 поколение Ford Mustang, Cobra


На фото: 3 поколение Ford Mustang, Cobra

Mustang продложил свою жизнь благодаря усилиям энтузиастов, которые, несмотря на планы компании перевести модель в переднеприводные, заставили Ford уступить и дать автомобилю ещё один шанс.

В 1983 году был выпущен спорткар Mustang SVT. В этом рестайлинге модель порадовала автомобилистов силовой установкой на 4,9 л и 240 л.с.

Третье поколение «Мустангов» выпускалось на протяжении полутора десятков лет, составив 2,6 млн экземпляров.

1994 – 2004: четвёртое поколение

4 поколение Ford Mustang

Новое поколение строилось всё на той же, правда, усиленной платформе Fox. Дизайнеры привнесли в концепцию модели европейский дизайн кузова, вместе с тем пересмотрев классические элементы экстерьера. В техническом плане модель не получила особо революционных решений.

До 2004 года было выпущено 1,6 млн. экземпляров модели.

2005 – 2014: пятое поколение

5 поколение Ford Mustang

Пятое поколение Ford Mustang стало своеобразной революцией, наконец-то вернувшей модели её первоначальную популярность.

Новый кузов «Мустанга» вновь стал напоминать модель первого поколения. На изменённые обводы автомобиля покупатели отреагировали резким повышением спроса: на «Мустанг» пятого поколения вновь занимали очередь, как в 1965 году.

В 2007 году с конвейера сошёл Shelby GT500 с двигателем мощностью в 500 л.с., и начался период, который можно смело назвать Эпохой Возрождения Ford Mustang.

Самым быстрым и мощным вариантом модели стал Shelby 500 2013 года. Этот автомобиль оснащался турбонаддувным мотором объёмом 5,8 л и мощностью 622 л.с. Благодаря этому силовому агрегату впервые в истории Mustang мог разгоняться до 322 км/ч (200 миль в час).

В паре с двигателем работали механические или автоматические пяти- или шестиступенчатые коробки передач.

Впрочем, уровень продаж автомобиля после 2009 года всё равно стал падать: сказались условия мирового кризиса.

2015: шестое поколение

6 поколение Ford Mustang

К 2015 году Ford Mustang заслуженно стал глобальным брендом. После дебюта на рынках США модель стали впервые продавать и в европейских автосалонах.

В шестом поколении этот легендарный спорткар Америки стал наиболее продаваемым в своём сегменте не только в США, но и в мире.

Теперь модель предлагается в двух вариантах: «американской» и «европейской». Первый вариант оснащается «восьмёркой» на 460 л.с., второй – «четвёркой» на 310 л.с.

Автомобиль имеет независимую подвеску. Впервые за всю историю производства Ford стали выпускаться праворульные варианты модели.

2019 год: Shelby GT500

Ford Mustang Shelby GT500

В 2019 году Shelby предложил третье поколение GT500. Впрочем, имя данной модели не имеет отношения к одноимённой компании, а использовано в результате лицензионного соглашения, чтобы сделать модель более узнаваемой на рынке.

Mustang-«пятисотка» оснащён атмосферным двигателем под названием «Хищник» (Predator). Заявленная мощность силового агрегата объёмом 2,6 л – 700 л.с., что на 45 л.с. превышает мощность двигателя в модели Ford GT. Также обнародована динамика модели: разгон до 100 км/ч – за 3,5 сек.

Данная модель оснащается самыми большими тормозными дисками, какие только используются в спортивных автомобилях США: 420 мм на передней оси.

Стоимость нового купе Ford Mustang пока официально не известна – старт продаж намечается на осень этого года. Скорее всего, «пятисотка» будет стоить в районе 100 тысяч долларов.

Заключение

Ford Mustang по праву можно назвать легендой нескольких поколений. Эта модель многими поклонниками автомира называлась «определяющей стиль жизни», воплощением стиля.

И дело даже не в том, что Форд Мустанг на протяжении многих десятилетий активно использовался в кинематографе. Динамичность, красота, стремительность внешних обводов, особый шик и «американский характер» сделали этот автомобиль, переживший не только триумф, но и неудачи, «лицом» американского автомобилестроения.

Видео обзора Ford Mustang V:

Все модели Форд Мустанг

Все модели Форд Мустанг

Самые известные модели Мустанга – это GT, Boss, Mach 1 (заводские модификации), Shelby GT, Shelby Cobra и Saleen Mustang (модификации от тюнинг-ателье).

Все эти модели появились не сразу. Компания Форд и тюнинговые ателье создавали их по мере возникновения спроса. Так как в этой статье постоянно будут упоминаться поколения Mustang, то рекомендуем сначала ознакомиться с той информацией, а потом уже переходить к изучению этой статьи.

Модификацию GT Мустанг получил уже через год после начала продаж первого поколения – в апреле 1965 года. От базовой модели ее отличала измененная настройка подвески, более четкое рулевое управление, наличие передних дисковых тормозов, сдвоенная выхлопная система и особая покраска кузова, характеризующаяся полосой на борту. Впоследствии кроме полосы для Mustang GT была разработана отдельная эмблема.

Как обычно всегда бывает в случае с удачными моделями, насчитывающими сотни тысяч экземпляров, рынок начинает требовать эксклюзивности. В том же 1965 году Компания Форд заключает договор с известным в то время гонщиком Кэрроллом Шелби о создании действительно мощной спортивной модификации, которая впоследствии получает в названии его фамилию: Shelby GT.

Shelby Mustang GT500 Elenor

Эта модель Mustang получает доработанный гонщиком 289 двигатель V8, развивающий на 30% больше мощности (306 л.с. против 225 л.с.), переработанную подвеску и особый окрас кузова, ставший фирменным отличительным знаком ателье – 2 продольных полосы по верхней части кузова, от капота до багажника.

Рынок спортивных машин постоянно требовал всё больше мощности, поэтому в 1968 году компания Форд представила ставший впоследствии легендарным двигатель 428 Cobra Jet, развивающий 550, а в пике – все 610 л.с. После этого модификации от «придворного» ателье получили название Shelby Cobra.

Но прижилось название "Кобра" к версии не от Шелби, а именно к заводской модификации с этим движком. В частности у второго поколения (когда сотрудничество с Shelby было прекращено) имелась модификация Mustang Cobra, позиционируемая как самая мощная.

1970 Mustang Mach 1

Модернизация 1969 года внесла в линейку Мустанг 4 новых модификации: дешевую E, дорогую Grande и спортивные Boss и Mach 1. Модели Е и Grande в наше время особым спросом не пользуются, а вот спортивные версии у коллекционеров и фанатов Ford Mustang востребованы до сих пор.

Модификации Boss и Mach 1 были созданы для борьбы с главным конкурентом на тот момент – Камаро, вышедшей на рынок pony car в 1966 году. Главным образом конкуренция происходила на спортивной арене. Так, Boss с 302-м двигателем V8 предназначался для гонок TRANS AM, а Boss с 429-м «движком» V8 – для NASCAR. Выделять Boss’а из толпы себе подобных должен был также оригинальный окрас с шильдиками.

Mach 1 был более «гражданской» версией и позиционировался как улучшенный GT. В результате этого модификация GT стала менее востребованной покупателями: в 1969 году было продано всего чуть более 5 тыс. автомобилей. Зато версия Mach 1 разошлась более 72 тыс. машин. В связи с этим пакет GT перестал предлагаться вплоть до 1982 года.

Кузов Mach 1 также, как и другие спецверсии, имел отличительный вариант окраски. Линейка предлагаемых силовых агрегатов состояла из 4 двигателей V8 объемом от 5.8 до 7 л. и мощностью от 250 до 375 л.с.

Ford Mustang 1974

Модернизация 1971 года «изъяла» из модельного ряда Мустангов модификации Shelby Cobra и Boss, оставив в качестве спортивной версии только Mach 1. С приходом второго поколения Mustang в 1974 году вариантов в линейке модели осталось совсем ничего: базовая, люксовая Ghia с более комфортным интерьером и виниловым верхом, а также Mach 1, потерявший в мощности из-за топливного кризиса и переставший выпускаться в 1978 году из-за снижения спроса. Еще была Cobra, но их количество не позволяет говорить о возвращении этой модификации на рынок.

1983 Ford Mustang GT

В 1983 году, уже в третьем поколении Форд Мустанг, на рынок возвращается версия GT со 175-сильным двигателем. Но в связи с увеличившимся спросом на более мощные машины компактного класса компания заключает договор с только что открывшимся тюнинг-ателье Стива Сэлина на предмет поставки на рынок «заряженных версий».

1985 Saleen Ford Mustang

В 1984 году ателье представило образцы, а в 1985 – запустило в серию модифицированную версию Mustang, который получил имя Saleen. Эти машины были роскошны и быстры, как никакие другие Мустанги того времени.

Ford Mustang Boss 302 2013

В 1999 году, для обновленной модели 4-го поколения, возвращается версия Cobra с 320-сильным агрегатом, а в 2003 году – Mach 1 мощностью 305 «лошадок». Boss с двигателем в 444 л.с. вернулся на рынок уже в 2012 году и выпускался только до 2013 года включительно.

Итак, подведем итоги. Модификация GT предлагалась во всех поколениях, кроме второго. Shelby GT и Shelby Cobra от ателье Шелби присутствовали в линейке Мустанг в первом, немного во втором и, начиная с четвертого поколения, постоянно. Мускул кары Boss и Mach 1 появились в первом поколении в конце 60-х. Boss предлагался покупателям только до конца производства первого поколения и в период 2012-2013 гг, в эпоху пятого поколения Mustang. Mach 1 жил дольше: он предлагался также и для второго поколения до 1978 года, а потом – для четвертого, в период 2003-2004 гг. Модификация от тюнинг-ателье Saleen продолжает присутствовать во всех поколениях, начиная с третьего.

Читайте также: