Самый устойчивый звук мажорного или минорного лада

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Самый устойчивый звук мажорного или минорного лада

Ладом называется система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к единому устойчивому центру тонике. Лад является одним из главных понятий в музыкальной системе, поскольку объединяет звуки в функционально взаимосвязанную систему. Звукоряд это тоже система звуков, но в отличие от лада звукоряд не определяет то, как звуки взаимодействуют между собой в мелодическом и гармоническом плане.

Знание функционирования ладов вместе с практическим опытом даёт музыканту мощный инструмент для анализа и понимания гармонии в музыке, что помогает найти выход из ситуаций, когда из-за недостаточно развитого слуха сложно понять, насколько хорошо звучит мелодия, аккомпанемент или импровизация. В системе лада определены функции, понимание которых позволит сочинять красивую и гармоничную музыку.

Ладов в музыке существует большое количество, но среди всего их множества наибольшую популярность завоевали два лада мажорный и минорный, а также их разновидности. Эти лады состоят из семи диатонических ступеней, расположенных таким образом, что между соседними ступенями образуется тон или полутон. Диатонику понимают как ряд звуков, которые можно последовательно расположить по чистым квинтам (квартам) или как последовательность через тон (диа тонос), в отличии от хроматики, в которой ступени отстоят друг от друга на полутоны.

Ступени лада имеют собственные названия, а некоторые ещё и буквенное обозначение, которое в мажоре является заглавной буквой, а в миноре прописной. Порядковые номера ступеней обозначаются римскими цифрами:

I ступень (T, t) тоника (основной тон).
II ступень полунапряженный нисходящий вводный звук
III ступень (M, m) медианта или верхняя медианта (от латинского media - средняя, поскольку находится посередине между тоникой и V ступеней выше тоники).
IV ступень (S, s) субдоминанта (латинская приставка sub обозначает под)
V ступень (D, d) доминанта (от латинского "господствующий"). Данный звук является самым высоким из устойчивых звуков
VI ступень (SM, sm) субмедианта или нижняя медианта (находится посередине между IV ступени ниже тоники и тоникой)
VII ступень напряженный восходящий вводный звук

Если расположить тонику в центре, а все остальные звуки вокруг неё, то получится следующая картина:

IV - V - VI - VII - I - II - III - IV - V

Все устойчивые звуки (выделены жирным) расположены выше тоники, а субдоминанта, находящаяся ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты. Центральное положение тоники как раз и отражает тот факт, что она является самой устойчивой ступенью лада и центром притяжения всех остальных ступеней.

Каждая ступень лада характеризуется разной степенью устойчивости. Неустойчивость звука на слух выражается в том, что при его появлении возникает напряженность, которую хочется устранить путём игры устойчивого звука. Неустойчивость можно представить в виде мяча на наклонной плоскости внутри воронки, который стремится скатиться в центр воронки, где он окажется в устойчивом состоянии покоя. Но это не значит, что мелодия или вся музыкальная композиция обязательно должна оканчиваться на устойчивых звуках. В конце предложения чаще всего ставится точка, но может быть и задумчивое многоточие. Окончание рассказа, фильма, сериала и др. также не обязано иметь понятное завершение. Неразрешенность в конце музыкальной композиции или песни обладает сильным эффектом, который может либо смазать все впечатление, либо глубже передать смысл ранее сыгранного.

Устойчивым звуком является первая ступень лада – тоника. Также к устойчивым ступеням (особенно если они берутся одновременно с тоникой) относят третью ступень и пятую. Остальные ступени являются неустойчивыми.

Стремление неустойчивых ступеней в устойчивые называют тяготением, а сам переход в устойчивый звук – разрешением.

Устойчивые и неустойчивые ступени в семиступенных ладах показаны ниже.

Рис. 1. Устойчивые и неустойчивые ступени лада.

Степень тяготения неустойчивых ступеней II, IV, VI и VII к устойчивым различна. Она зависит от:

  • степени устойчивости звука. Тяготения к тонике сильнее, чем к III и V ступени
  • интервала, образованного между неустойчивым и устойчивым звуком. Полутоновое тяготение проявляется сильнее тонового. Полутоновое восходящее тяготение VII ступени к I является наиболее сильным, что нашло отражение в названии VII ступени VII. II ступень имеет более сильное тоновое тяготение вниз к тонике. Тоновое тяготение слабее полутонового, по причине чего вторая ступень называется полунапряженным звуком.

По функциональности ступени лада делятся на главные и побочные. I, IV и V - это главные ступени лада, а II, III, VI и VII – побочные. Главными они называются по той причине, что от них строятся трезвучия (аккорды из трёх звуков, расположенных по терциям), имеющие наклонения лада: в мажорном ладу это мажорные трезвучия, а в минорном – минорные, на чём мы ещё остановимся.

Рис. 2. Главные и побочные ступени лада

Мажорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное трезвучие

Минорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют минорное трезвучие

Оба этих лада имеют три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.

Гармоническим мажором называется мажорный лад пониженной VI ступенью, а мелодическим с пониженными VI и VII ступенями.

Гармоническим минором называется минорный лад с повешенной VII ступенью, а мелодическим с повышенными VI и VII ступенями.

Каждый вид лада имеет определённую последовательностью тонов и полутонов (тоновое строение лада). Например, тоновое строение натуральных видов выгядит так:

, где т тон, а п полутон

Увидеть это легко, если посмотреть на расположение белых клавиш от ноты до (для мажора) и ля (для минора).

Для лучшего понимания структуры мажорных и минорных ладов примем во внимание тот факт, что они состоят из двух тетрахордов. Тетрахордами называются четырёхступенные лады в пределах кварты. Они были широко распространены в древности, а с развитием музыкальной практики и необходимости расширения диапазона ладов два тетрахорда стали соединять вместе. Применительно к мажорным и минорным ладам нижний тетрахорд определяет наклонение лада, а верхний вид лада.

В натуральном мажоре нижний и верхний тетрахорд имеют одинаковое строение:

Знание этого факта поможет гитаристам быстро комбинировать тетрахорды для более удобной игры.

Если сравнить тоновое строение тетрахордов в семиступенных диатонических ладах, то можно увидеть, что при помощи них задаётся тот или иной характер звучания, который может быть мажорным, минорным, иметь яркий восточный оттенок или более напевный и мелодичный.

Понижение шестой ступени в гармоническом мажоре придаёт верхнему тетрахорду восточное звучание, а понижение седьмой ступени в мелодическом мажоре с одной стороны ослабляет тяготение её в тонику, а с другой стороны устраняет увеличенную секунду, в результате чего получается мелодичное звучание с минорным оттенком, из-за появления малой терции между пятым и седьмым звуком.

Гармонический минор широко используется в различных стилях эстрадной (и не только) музыки. Есть музыкальные стили, в которых гармонический мажор используется в подавляющем большинстве песен. "Дворовые аккорды" Am, Dm и E, при помощи которых можно много всего сыграть, как раз и задают аккордовый аккомпанемент в гармоническом миноре.

Для устранения трудно интонируемой увеличенной секунды в гармоническом миноре, которая образуется между VI и повышенной VII ступенями, решили повысить и шестую ступень, в результате чего получился более напевный и мелодичный минор, откуда и произошло его название.

Помимо мажорных и минорных ладов существуют и другие семиступенные лады, которые необходимо рассмотреть, но, для более простого их запоминания отложим их рассмотрения до следующей темы, в которой речь пойдёт о том, что необходимо для использования ладов на практике.

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.

В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:

до мажор

Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.

Каждая ступень лада имеет свое название:

Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия. И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.

Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.

Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.

Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.

Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:

  1. Прима
  2. Секунда
  3. Терция
  4. Кварта
  5. Квинта
  6. Секста
  7. Септима
  8. Октава

Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:

Консонирующие интервалы:

1. Весьма совершенный консонанс:

  • Чистая прима
  • Чистая октава

2. Совершенный консонанс:

  • Чистая кварта
  • Чистая квинта

3. Несовершенный консонанс:

  • Малая терция
  • Большая терция
  • Малая секста
  • Большая секста

К диссонирующим интервалам относятся все остальные.

Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

Тональность обозначается ключевыми знаками альтерации, которые имеют строгое правило своего появления на нотном стане. Диезы пишутся в таком порядке: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.

Бемоли же располагаются в обратном порядке: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент. И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.


Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.

Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:



Надеюсь, у вас все получилось, и вы во всей полноте ощутили все нюансы этих произведений

Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта

Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.

Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.

Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.

Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:

Tyagotenie stupenej

Неустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.

Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:

Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.

Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:

Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.

Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.

Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.

Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.

Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.

Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.

Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:

А вот формула для минора:

Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:

В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:

Параллельные тональности

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

Одноименные тональности

Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.

Энгармонизм тональностей

Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.

Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании нот . Например, нота Ми бемоль звучит так же, как нота Ре диез. Эти ноты пишут на разных линейках, с разными знаками альтерации. Но по факту за обе ноты отвечает один звук, одна клавиша.

Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.

Для чего нужны тональности

Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.

В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.

В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.

В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.

Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.

Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.

Сколько тональностей всего

Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.

Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.

Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:

14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)

14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.

В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.

znaki v tonal

Порядок Диезов и бемолей

Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.

Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:

Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:

Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .

Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!

Каюсь, уже довольно много времени прошло с момента публикации последнего материала. Дело в том, что мне самому нужна подготовка, чтобы писать дальше. Кроме того, читателей часто волнует вопрос: как теория может помочь сочинить музыку? То есть они пытаются нащупать какое-то правило расположения нот, какую-то закономерность, которая должна привести к созданию мелодии.

Закономерность действительно есть, но можно ли на неё рассчитывать? Давайте разбираться по порядку.

Ранее мы разбирали лады, построенные от нот "до", "ре", "ми" и т.д. Я называл их "до-мажор", "ре-минор", и т.д. Все они или мажорные, или минорные. Это определяется звучанием первого аккорда лада.

Так вот, я говорил о звучании, но классифицировать эти лады просто как мажор и минор неправильно (это делалось только для простоты). Из них только до-мажор и ля-минор являются настоящими мажором и минором (также они называются натуральными).

Остальные лады, хотя и имеют мажорный или минорный первый аккорд, имеют свою сигнатуру, которая отличается от сигнатуры до-мажора или ля-минора. И вот эти не совсем натуральные мажоры и миноры имеют свои имена, такие как гармонический и мелодический. Кроме того, есть т.н. модальные лады, которые не являются ни тем, ни тем (об этом чуть позже).

Я сейчас не буду расписывать все сигнатуры и названия, потому что они пока не нужны. Если вам интересно узнать прямо сейчас, то можно просто посмотреть в Википедии. Ничего сложного нет, это просто названия, которые соответствуют определённым сигнатурам ладов. Скажем, в сигнатуре мелодического мажора понижены 6-я и 7-я ступень относительно сигнатуры натурального мажора.

То есть, если натуральный до-мажор это CDFEGAB, то мелодический до-мажор это CDEFGAbBb. И так же вы можете узнать про всё остальное.

Нас, однако, сейчас интересует конкретно натуральный мажор, потому что именно в нём работают функции, о которых пойдёт речь.

В звукоряде лада обычно 7 ступеней. И каждая ступень имеет своё название и функцию. Давайте начнём с названий. Я до последнего старался избегать странных слов, но это приводит и к неточностям и придиркам комментаторов, и в общем, чем дальше в лес, тем больше необходимость в специфичных музыкальных терминах.

Функции ступеней

Ступени имеют имена, которые также обозначают их функции:

  • I ступень – тоника
  • II ступень – нисходящий вводный звук
  • III ступень – медианта (средняя)
  • IV ступень – субдоминанта
  • V ступень – доминанта
  • VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
  • VII ступень – восходящий вводный звук

Отвечая на вопрос о закономерностях – да, за каждой ступенью закреплена своя функция. Одну из них мы уже точно знаем: это тоника , или "дом", куда должна возвращаться мелодия.

Практически вся современная музыка строится на основе тонального центра, вокруг которого развивается мелодия.

Вот вам первая закономерность: мелодия должна иметь тональный центр. Собственно говоря, ранее мы уже обсуждали музыку как путешествие из дома и назад в дом.

Легко сказать, но как сделать? Посмотрим на функции других ступеней.

Они в целом делятся на два типа: устойчивые и неустойчивые. Есть триада самых устойчивых ступеней: тоника (первая), медианта (третья), доминанта (пятая). Ничего не напоминает? Это же аккорд.

Остальные ступени неустойчивые. Это значит, что когда они звучат, у нас возникает естественное желание, чтобы они перешли в устойчивые, или разрешились.

Почему я делал акцент именно на натуральном мажоре? Потому что вышеуказанные функции ступеней работают именно в его сигнатуре (и ещё в натуральном миноре). Роль ступени зависит от интервала между ней и тоникой. Поменяйте сигнатуру – поменяются интервалы, и функции ступеней либо ослабнут, либо совсем исчезнут.

Хорошо, какой план?

Чтобы писать музыку, основываясь на закономерностях, должны ли мы использовать устойчивые ступени? Да, но тогда музыка не сможет "пойти в путешествие". Ведь чтобы вернуться домой и получить заслуженное удовольствие от этого, нужно сначала далеко уйти.

Часто про музыку говорят как про диалог. Есть музыкальные фразы. Сначала звучит фраза-вопрос, а затем фраза-ответ. Фраза-вопрос создаёт напряжение, так же как если бы мы услышали реальный вопрос. Фраза-ответ создаёт разрешение – вопрос разрешается, и мы снова дома и в спокойствии.

Неустойчивая ступень создаёт напряжение, которое естественным образом заставляет её перейти в ближайшую устойчивую. Вторая ступень стремится перейти в первую или третью. Четвертая – в третью или пятую. Шестая – в пятую. Седьмая – в первую.

Таким образом, в ваших руках находится инструмент для построения музыкальных фраз. Чтобы задать вопрос, вы выстраиватете ступени так, чтобы они двигались из дома в сторону такого напряжения, которое нужно вам. И затем вы строите фразу, чтобы вернуться домой. Это также можно сделать или коротким, или длинным путём.

Проблема заключается в том, что можно сколько угодно делать анализ уже готовых музыкальных произведений и находить в них правильные зависимости, только это не сильно помогает при попытке написать что-то новое. Например, посмотрим на этот отрывок:

Он написан в тональности фа-мажор натуральный, следовательно нота "фа" является тоникой, а ступени лада выглядят так:

1:фа 2:соль 3:ля 4:си-бемоль 5:до 6:ре 7:ми

Посмотрим на строение мелодии:

фа - ре - ми - до - соль - фа

Что мы можем о ней сказать с точки зрения вышеописанной теории?

Мы начинаем с тоники "фа", замечательно, мы задаём тональный центр. Затем переходим на "ре" и "ми", которые являются 6-й и 7-й возрастающе неустойчивыми ступенями. 7-я ступень должна хотеть разрешиться в 1-ю (по теории). Но она разрешается в 5-ю, "до", которая является доминантой. Что про это скажет теория? Я не знаю. Но доминанта это устойчивая ступень, а значит мы всё-таки как-то разрешились. Затем идёт "соль", 2-я неустойчивая ступень, которая теперь в полном согласии с теорией разрешается в тонику "фа", и это прекрасно слышно. Если попробовать представить сигнатуру этой мелодии в виде устойчивых и неустойчивых ступеней, то получим:

У - Н - Н - У - Н - У

Является ли это неким шаблоном, по которому можно писать мелодии? Не знаю, но надеюсь, что вопрос о закономерностях стал немного более понятен.

Ступени мажорного и минорного ладов делятся на устойчивые и неустойчивые.

Ступени в мажореи минореобозначаются римскими цифрами.

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т)

II ступень — нисходящий вводный звук

III ступень — медианта (средняя)

IV ступень — субдоминанта (S)

V ступень — доминанта (D)

VI ступень — субмедианта (нижняя медианта)

VII ступень — восходящий вводный звук

Ступени мажорного и минорного ладов делятся на устойчивые и неустойчивые.

Устойчивые ступени – это ступени сильные, опорные. На них можно остановиться или закончить мелодию.

Устойчивые ступени– это первая, третья и пятая ступеньки (I-III-V), которые вместе составляют тоническое трезвучие.

Устойчивые ступени звучат спокойно и равновесно. Тоника- главный, опорный, самый сильный звук лада. На тонике чаще всего оканчивается мелодия.

Неустойчивые ступени II IV IV VI VII звучат немного напряженно, на них нельзя остановиться. Они стремятся перейти в устойчивые. Переход неустойчивой ступени в устойчивую называют РАЗРЕШЕНИЕ.

Неустойчивые ступени всегда разрешаются в ближайшие устойчивые. Так, например, седьмая и вторая ступеньки тяготеют в первую, втораяи четвёртая могут разрешиться в третью, четвёртая и шестаяступени окружают пятую и поэтому им удобно переходить именно в неё.

Довольно часто в музыке встречаются, кроме натурального мажора, и натурального минора гармонический и мелодический виды.

Гармонический мажоротличается от натурального мажора тем, что у него понижена шестая ступень.


Немного реже встречается мелодическиймажор, его отличие от натурального мажора заключается в том, что у него понижены шестая и седьмая ступени

В гармоническом минорепо сравнению с натуральным видом лада повышена седьмая ступень.Гамма гармонического минора звучит напряжённо, имеет характерный арабско-восточный колорит.

Пентатоника-это лад из пятиступеней.

Мажорная пентатоника: это мажор, в котором пропущены 4 и 7 ступени. Минорная пентатоника: минор, в котором пропущены 2и6 ступени. Это лады без полутонов.

Пентатоника используется в музыке азиатских народов.

Тональность — это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру:До мажор, Ре минор и т.д.

Тональность –это высота лада.Итак,для любой тональности решающее значение имеют два свойства – её тоника и её лад. То есть название тональности отражает, что какой-то из звуков стал центром, тоникой (первой ступенью) одного из ладов (мажора или минора).

Урок 7. Основные музыкальные лады. Мажор и минор


В этом уроке мы познакомимся с основными музыкальными ладами – мажором и минором.

Вы, наверное, обращали внимание, что одни мелодии и произведения звучат весело, бодро, оптимистично, а другие – грустно и печально. За эту эмоциональную окраску музыки и отвечают лады.

Мажор – это лад, который звучит весело и бодро.

Минор – это лад, звучащий грустно.

Сыграйте на фортепиано подряд 7 нот, то есть гамму, от ноты ДО по белым клавишам. Услышали, как она звучит? Это и есть мажорный лад, гамма До-мажор.


А теперь попробуйте сделать то же самое от ноты ЛЯ по белым клавишам. Не правда ли, звучание имеет совсем другую окраску – печальную? Это минорный лад, гамма Ля-минор.

Звуки лада, которые располагаются подряд называются гаммой. Основные лады, мажор и минор, имеют 7 ступеней лада, то есть 7 нот.

В Уроке 5.Черные клавиши мы говорили о тонах и полутонах, о диезах и бемолях. Теперь для вас не составит труда сыграть от любой клавиши мажорный или минорный лад. Мажор строится по такой схеме: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Минор строится по такой схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. (Рисунок a-moll)


Все лады состоят из 2 групп ступеней или звуков: устойчивых и неустойчивых. Устойчивые звуки образуют так называемые трезвучия, мажорное или минорное.

Рассмотрим эти ступени на примере той же гаммы До-мажор.


В Уроке 6.Цифровые обозначения аккордов и нот мы уже говорили о буквенной системе обозначения.

Музыкальные лады в буквенном обозначении будут обозначаться так:

мажор – dur, C-dur (для До-мажора)
минор – moll, c-moll (для До-минора)

Очень часто можно встретить упрощенную систему обозначений, в которой мажорный лад обозначается большой буквой C (для До-мажора), а минорный - маленькой буквой c (для До-минора).

Мы рассмотрели основные натуральные лады, мажор и минор.

Гармонический и мелодический лады

Кроме натуральных существуют еще гармонический и мелодический лады. Эти ладовые разновидности отличаются высотой некоторых ступеней:

Мажор гармонический - понижается на полтона VI ступень.
Мажор мелодический - понижаются на полтона VI и VII ступени.
Минор гармонический - повышается на полтона VII ступень.
Минор мелодический - повышается на полтона VI и VII ступени в гамме вверх, а в гамме вниз VI и VII ступени
используются как в натуральном миноре, без повышения.

Также в музыке существуют народные и другие лады. Их разновидностей достаточно много, но используются они очень редко, поэтому мы не будет рассматривать их в этом уроке.

Основы теории музыки для полных нулей (Часть 2)

Продолжаем познавать великую и ужасную теорию музыки. Во второй части поговорим о музыкальных интервалах и о понятиях лад и тональность.

Интервалы

Интервал - это расстояние между двумя последовательно или одновременно звучащими звуками. Звуки, которые звучат последовательно, образуют мелодический интервал, а те, которые звучат одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук называют основанием интервала, а верхний - его вершиной.

Интервал имеет качественную и количественную характеристику. Качественная - это количество тонов и полутонов, составляющих интервал. Тогда как количественная характеристика - это количество ступеней, образующие интервал. Мелодические интервалы делятся на восходящие (второй звук выше, чем первый) и нисходящие (второй звук ниже, чем первый).

Интервалы разделяют на простые (в пределах одной октавы) и составные. Для названия интервалов используют числительные на латинском языке, которые обозначают какая по счету ступень будет вершиной интервала.

Простые интервалы
  • Прима
  • Секунда
  • Терция
  • Кварта
  • Квинта
  • Секста
  • Септима
  • Октава

Качественная величина, как мы уже говорили, говорит о количестве тонов и полутонов в интервале. Поэтому к названиям ступеней добавляют уточняющие слова.

Название Обозначение Количество тонов
Чистая прима ч.1 0
Малая секунда м.2 0,5
Большая секунда б.2 1
Малая терция м.3 1,5
Большая терция б.3 2
Чистая кварта ч.4 2,5
Увеличенная кварта ув.4 3
Уменьшенная квинта ум.5 3
Чистая квинта ч.5 3,5
Малая секста м.6 4
Большая секста б.6 4,5
Малая септима м.7 5
Большая септима б.7 5,5
Чистая октава ч.8 6

Составные интервалы

Расстояние в составных интервалах больше октавы. Также как и простые, они могут быть малыми, большими, увеличенными или уменьшенными.

  • нона — 9, секунда через октаву;
  • децима — 10, терция через октаву;
  • ундецима — 11, кварта через октаву;
  • доудецима — 12, квинта через октаву;
  • терцдецима — 13, секста через октаву;
  • квартдецима — 14, септима через октаву;
  • квинтдецима — 15, октава через октаву.

Все интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс — это сливающееся звучание, диссонанс — резкое несливающееся звучание. Еще можно сказать, что консонанс - это когда "звучит", а диссонанс "не звучит".

  • чистая прима, чистая октава — весьма совершенный консонанс;
  • чистая кварта и квинта — совершенный консонанс;
  • терции и сексты -- несовершенный консонанс.
  • секунда;
  • септима;
  • увеличенная кварта или уменьшенная квинта (тритон, "нота дьявола").

Хоть и диссонирующие интервалы дают очень резкое звучание, порой даже неприятное, они довольно часто могут использоваться в музыке. Дело в том, что в рамках композиции, такие интервалы могут быть очень даже к месту, тогда как отдельно в отрыве от контекста, совершенно звучать не будут. Диссонансы могут широко применяться в хеви-метале и других экстремальных направлениях музыки.

Лад и тональность

Лад - система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Проще говоря, это последовательность звуков, построенная по определенному закону. В настоящее время самыми популярными в музыке являются мажорный и минорный лады. Эти лады также называют диатоническими.

Мажорный лад - это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Простыми словами, он звучит весело, торжественно. Строится мажорный лад по следующей формуле:

б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2

тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

Минорный лад - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное или малое трезвучие. Минор звучит грустно, тревожно. Минорный лад строится по следующей формуле:

б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2

тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Минорная гамма на грифе

Тоники обозначены красными точками.

Кроме натурального минора, в музыке очень часто встречаются гармонический минор и чуть реже мелодический.

Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что у него повышена седьмая ступень.

Гармонический минор на грифе

Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными шестой и седьмой ступенями при движении вверх, а при движении вниз он звучит как натуральный

Мелодический минор на грифе

Синие точки - повышенная седьмая ступень, зеленые точки - повышенная шестая и красные точки - тоника.

Диатонические лады состоят из 7 звуков, которые называют ступенями лада. Расположение звуков лада в порядке увеличения высоты называется гаммой. Ступени гаммы или лада имеют цифровое и словесное названия:

  • I ступень — тоника (Т);
  • II ступень — нисходящий вводный звук;
  • III ступень — медианта;
  • IV ступень — субдоминанта (S);
  • V ступень — доминанта (D);
  • VI ступень — субмедианта;
  • VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада — неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням.

Высота, на которой расположен лад, называют тональностью. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: До мажор, Фа минор и т. д.

Пентатоника

Отдельно хочу остановится на таком звукоряде, как пентатоника. В свое время, делая первые шаги в обучении игре на гитаре, я много слышал об этом звукоряде. Многие советовали начинать изучение именно с пентатоники ввиду ее простоты и распространенности.

Пентатоника - звукоряд, состоящий из пяти звуков, находящихся в пределах одной октавы, в котором отсутствуют полутоновые интервалы.

Чтобы получить пентатоническую гамму от определенной ноты, просто берем ее мажор или минор и выкидываем определенные ступени:

  • для мажорного лада выкидываем IV и VII ступени. Например, До-мажорная пентатоника C D E G A;
  • для минорного лада выкидываем II и VI ступени. Например, Ля-минорная пентатоника A C D E G;

И формулы для их построения:

  • мажорная пентатоника: б.2, б.2, м.3, б.2;
  • минорная пентатоника: м.3, б2, б.2, м.3.
Блюзовая гамма

Если в минорную пентатонику добавить еще одну ноту, отстоящую от тоники на уменьшенную квинту, то мы получим блюзовую гамму. А эта дополнительная ступень будет называться блюзовым тоном.

Синими точками обозначен блюзовый тон.

Про лады я, конечно, рассказал очень вкратце. Не стал говорить о всех натуральных ладах и откуда вообще взялись мажорный и минорный лады. Здесь только самые-самые основы, которые, по-моему мнению, гитарист знать просто обязан. Но тем не менее, исчерпывающую статью про натуральные лады, можно прочитать здесь: Натуральные лады.

Теоретический словарик по сольфеджио.
учебно-методическое пособие по музыке

Клюшева Марина Юрьевна

В данный словарик я включила теоретический материал по сольфеджио , по классам.

ВложениеРазмер
teoreticheskiy_slovarik_po_solfedzhio.docx 30.69 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО Ивдельской детской

школы искусств Клюшева М.Ю.

Нота - графическое обозначение звука

Скрипичный ключ или ключ «соль», который показывает ,что нота «соль» первой октавы пишется на второй линеечке нотного стана- предназначен для средних и высоких звуков.

Басовый ключ или ключ «фа», который показывает что нота «фа» малой октавы пишется на четвертой линеечке нотного стана -предназначен для низких звуков.

Регистр - низкий, средний, высокий.

Звукоряд - ряд звуков расположенных по высоте.

Акцент - подчеркивание какого-либо времени такта какими-либо средствами выразительности (динамическими, штриховыми)

Доля - биение пульса в музыке. Бывает сильная и слабая .

Метр – равное чередование сильных и слабых долей.

Такт -отрезок мелодии от одной сильной доли до другой.Такты разделяются тактовой чертой.

Лад – организация звуков вокруг главного устойчивого звука который называется тоникой. Лад бывает мажорный и минорный .

Мажор - светлый, веселый лад.

Минор - темный, грустный лад.

Тональность - это высота лада. Тоника + лад = тональность.

Тоника - самая устойчивая, самая главная ступень лада на которой заканчивается мелодия. I ступень.

Ритм –(с греческого «течение») непрерывное чередование звуков различной длительности.

Цезура -моменты членения музыки. Признаки цезуры: паузы, ритмические остановки, смена регистра, мелодические и гармонические каденции.

Ритмический рисунок - последовательность звуков в определенном размере.

Размер – числовое выражение метра. Верхняя цифра показывает, сколько долей в такте, нижняя - длительности этих долей.

Пауза - знак молчания в музыке- по долготе равна длительностям.

Реприза - знак повтора определенного музыкального отрывка.

Полутон - самое близкое расстояние между двумя звуками.

Тон - это два полутона вместе.

Гамма - звуки лада, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до тоники

Строение мажорной гаммы: Т-Т-П-Т-Т-Т-П

Диез - знак повышения звука на полтона.

Бемоль - знак понижения звука на полтона.

Бекар -отказ от знаков.

Порядок появления диезов : фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Порядок появления бемолей : си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Устойчивые ступени I, IП, V. Образуют тоническое трезвучие.

Неустойчивые ступени - II, IV, VI, VII. Разрешаются в устойчивые ступени.

Главные ступени -1, IV, V.-это ступени ,на которых строятся главные трезвучия лада.

Вводные ступени - II,VII-это ступени окружающие тонику.

Разрешение - тяготение неустоев в устои

Опевание - это окружение устойчивой ступени неустойчивой.

Опевание бывает снизу и сверху.

Тетрахорд - четыре звука мелодии или гаммы. Гамма делится на два тетрахорда: нижний и верхний

Затакт – неполный такт, мелодия начинается со слабой доли.

Аккорд - одновременное сочетание трех или более звуков.

Трезвучие - это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям..

Динамика – громкость звучания музыки.

mр - не очень тихо

mf - не очень громко

ff- очень громко

Темп - скорость движения музыки. Темпы бывают медленные, средние, быстрые.

Остинато - (упрямый) многократно повторяющаяся линия баса-мелодический или ритмический оборот (basso ostinato)/

Транспонированне - это перенос мелодии из одной тональности в другую тональность.

Минор бывает трех видов:

Натуральный вид - без изменения ступеней .

Гармонический вид - повышается VII ступень.

Мелодический вид - при движении вверх повышаются VI,VII ступени, при движении вниз - как натуральный минор.

Строение минорной гаммы : Т - П - Т - Т - П - Т – Т

Параллельные тональности - это тональности, имеющие одинаковые ключевые знаки, но разные тоники.

Тоника минорной гаммы является 6 ступенью в мажорной, а тоника мажорной гаммы 3 ступенью в минорной.

Главные трезвучия лада:

Тоническое трезвучие Т53 - строится на I ступени.

Субдоминантовое трезвучие S53 - строится на IV ступени.

Доминантовое трезвучие Д53 строится на V ступени.

В состав главных трезвучий входят все ступени лада. В мажоре они мажорные, в миноре минорные. С помощью этих трезвучий можно подобрать аккомпанемент. Каждое трезвучие имеет два обращения.


Интервал - расстояние между двумя звуками. Нижний звук называется основанием , верхний - вершиной . Интервалы бывают большими, малыми, чистыми, увеличенными и уменьшенными. Делятся на узкие (ч1,м2 б2,м3 б3), средние(ч4 ч5 ), широкие (м6 б6,м7 б7,ч8).


Консонансы и диссонансы

Консонансы - это интервалы, которые звучат мягко, приятно, благозвучно.

Совершенные - все чистые интервалы: ч1 ч4, ч5, ч8 (лад не слышен).

Несовершенные - м3, б3, м6, б6 (лад слышен).

Диссонансы - это интервалы, звучащие резко, неприятно.

К ним относятся м2, б2, м7, б7.


Мотив - наименьшая часть мелодии, которая имеет определенное выразительное значение (объем обычно 1 такт).

Фраза - более крупные части мелодии, обычно состоящие из 2 мотивов.

Секвенция - восходящее или нисходящее перемещение какого-либо мелодического построения. Секвенция состоит из звеньев. Первое звено называется мотивом. Интервал, на который перемещается секвенция называется шагом .

Диатоническая или тональная секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются в одной тональности.

Устойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав Т53.

Неустойчивые интервалы в ладу - это интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав Т53.

Ладовое разрешение интервалов - это переход неустойчивых звуков в ближайшие устойчивые звуки лада

Название звуков трезвучия : нижний - прима , средний - терция , верхний - квинта .

Органный пункт- выдержанный звук в басу.Чаще встречается тонический и доминантовый.

Аккомпанемент - сопровождение мелодии.

Вокальная группировка длительностей- предназначена для пения со словами.

Инструментальная группировка длительностей –для игры на инструменте

Обращение интервалов - это перенесение нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. Большие интервалы обращаются в малые, малые в большие, чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные и наоборот. Сумма обращаемых интервалов равна 9.

Обращение трезвучия - это перенесение примы или терции на октаву вверх или вниз. Трезвучие имеет два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд .

Первое обращение называется секстаккорд обозначается Т6, S6, Д6. Называется секстаккордом, так как крайние звуки образуют интервал сексту.

Второе обращение называется квартсекстаккорд. Обозначается Т64, S64, Д64. Называется квартсекстаккордом, так как в основе лежит интервал кварта, а крайние звуки образуют сексту.

Кадансовый квартсекстаккорд (К64) - это Т64, расположенный между S53 и Д5з в заключительном гармоническом обороте. Такой оборот называется каденцией .

Трезвучия с обращениями от звука:

Б53 (большое или мажорное трезвучие), М53 (малое или минорное трезвучие)

Б53 =б3+ м3, М53 = м3+б3

Б6 = м3+ч4, М6 =б3+ч4

Б64 = ч4+б3, М64 = ч4+м3


Переменный лад - лад, в котором сочетаются две тоники. Часто это тоники параллельных тональностей.

Одноименные тональности – это тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные ключевые знаки. (Например: До мажор и до минор).

Мелодия -одноголосная последовательность звуков, организованная в ладовом и метроритмическом отношении.

Кульминация -высшая точка мелодии с наибольшим динамическим напряжением.
Период - наименьшая музыкальная форма, в которой излагается одна музыкальная мысль. Период делится на предложения, те в свою очередь на фразы и мотивы.

Три вида периода:

1. Квадратный (если число тактов равно 4, 8, 16) и неквадратный (если

другое количество тактов).

2. Повторного и неповторного строения (если предложения повторяются или совершенно разные).

3. Однотональный (если звучит в одной тональности) и модулирующий (если начинается в одной, à заканчивается в другой тональности),

Тритоны - это интервалы, которые содержат три тона. К ним относятся: ув.4 и ум.5. Тритоны строятся в натуральном и гармоническом ладах мажора и минора.

У в. 4 строится на IV, VI ступенях ;

Ум. 5 строится на II, VII ступенях.

Так как тритоны строятся на неустойчивых ступенях и являются диссонансами, эти интервалы разрешаются: увеличенные при разрешении увеличиваются, уменьшенные - уменьшаются.

«Хром» - окраска звука.

Хроматизм — повышение или понижение ступеней, вызывающие новые тяготения. Хроматизм наз. вспомогательным , если появляется между одинаковыми по высоте соседними звуками:

и проходящим , если расположен между разными по высоте соседними звуками:

Септаккорд - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.

Доминантовый септаккорд (Д 7) - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, который строится на V ступени мажора и гармонического минора. Называется доминантовым , так как строится на V ступени, которая называется доминантой. Называется септаккордом , так как крайние звуки образуют интервал септиму.

Так как является диссонансом, разрешается в неполное Т53 с утроенной тоникой.

Каждый звук в септаккорде имеет свое название: прима, терция, квинта, септима.

Синкопа – смещение акцента в музыке. Бывает внутритактовая и междутактовая . Встречаются синкопы, где вместо ожидаемого акцента на сильной доле возникает пауза:

Триоль. Деление основной нотной длительности на три равные части образует ритмическую группу триоль.


Обращение септаккорда - это перенесение примы, терции или квинты на октаву вверх или вниз.

Д7 имеет три обращения:

1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д 65) - строится на VII ступени, разрешается в Т53 с удвоенной тоникой.

2. Доминантовый терцквартаккорд (Д 4 з) - строится на II ступени, разрешается в полное развернутое Т53.

3. Доминантовый секундаккорд (Д 2) - строится на IV ступени, разрешается в Т6 с удвоенной тоникой.

Квинтовый круг тональностей - это система тональностей, расположенных по кварто - квинтовому кругу. Таким образом диезные мажорные тональности расположены вверх по ч 5, бемольные тональности расположены вверх по ч4.

Буквенное обозначение звуков и тональностей:

С (Це) – До, D (Дэ)- Ре, Е (е) – Ми, F (эф) – Фа, G (гэ) – Соль, А (а) – Ля,

H (ха) –СИ , В (бэ) – Си бемоль.

Is - диез, Es -бемоль
Dur – мажор, moll – минор

Каденция - заключение музыкальней мысли.

1. Автентическая - если звучит полная каденция, то есть Т53 на сильной доле такта, в мелодии звучит прима аккорда, перед Т53 звучит Д53.

2. Плагальная - если в каденции перед Т53 звучит S53.

Фигурация. Если звуки аккордов берутся не вместе, а по очереди – такое изложение аккорда называется гармоническое фигурацией.

Альтерация - повышение или понижение неустойчивых ступеней в направлении существующих в данной тональности тяготений:

При альтерации неустойчивые звуки остаются неустойчивыми и разрешаются всегда в звуки тоники своей тональности. Таким образом, альтерация не изменяет направления тяготений. В мажоре и миноре возможна альтерация II, IV ступеней:

В мажоре могут быть II II IV VI

В миноре могут быть II II ÌV VI

Отклонение - это переход из одной тональности в другую с возвратом в первоначальную тональность.

Модуляция - переход из одной тональности в другую, с закреплением в новой тональности. Переход происходит через Д 7 и его обращения новой тональности. Такой аккорд называется модулирующим.

Фактура -вид изложения музыкального материала (аккордовая,полифоническая,гомофонно-гармоническая)

Гармонический мажор - это мажор с пониженной VI ступенью

Характерные интервалы - это интервалы, характерные для гармонических ладов мажора и минора. К ним относятся: ув.2(от VI), ум.7(отVII), ув.5(от III), ум.4(отVII).

Уменьшенное трезвучие (Ум.53) строится на VII ст. мажора и гарм. минора;

на II ст. минора и гарм. мажора, разрешается в м3. Ум53 = м3 + м3

Увеличенное трезвучие (Ув. 53) строится на VI ст. гарм. мажора,

разрешается в Т64; Строится на III ст. гарм. минора, разрешается в Т6. Ув5з = бз + б3

Малый вводный септаккорд (MVII7) - это септаккорд, построенный на VII ступени натурального мажора. MVII7 = м3 + м3 + б3

Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Д65 в Т53

Уменьшенный вводный септаккорд (Ум VII7) - септаккорд, построенный на VII ступени гармонического мажора и минора. Ум VII7 = м3 + м3 + м3

Разрешается: в Т53 с удвоенной терцией или через Дб5 в Т53.

Малый минорный септаккорд (SII7) - септаккорд, построенный на II ступени натурального мажора. SII7 = м3 + б3 + м3

Разрешается через Д43 в Т53

Состав малого мажорного септаккорда с обращениями от звука:

Составные интервалы - это интервалы шире октавы.

Нона обозначается цифрой 9 = октава + секунда

Децима 10 = октава + терция

Ундецима 11 = октава + кварта

Дуодецима 12 = октава + квинта

Терцдецима 13 = октава + секста

Квартдецима 14 = октава + септима

Квинтдецима 15 = октава + октава

Интервалы шире 15 звуков специальных названий не имеют.

Переменный размер - размер, который меняется в музыкальном произведении или в какой-либо его части. В нотной записи выражается чередованием тактов различных размеров.

Родственные тональности - тональности, имеющие наибольшее число общих звуков.

Родственные тональности или тональности I степени родства отличаются друг от друга на 1 ключевой знак.

Для мажора родственными будут:

тональность Т53 и ее параллельная, S 5з и ее параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, s 53 (мин.). Т53 этих тональностей можно расположить на ступенях первоначальной тональности - II, III, IV, V, VI.

Для С - Dm, Em, F, Fm, G, Am.

Для минора родственными будут:

Тональность T 53 и ее параллельная, тональность S 53 и ее параллельная, тональность Д 53 и ее параллельная, и d 53 (мин.). Это тональности III, IV, V, VI, VII ст.

Для Am - С, Dm, Em, Е, F, G.

Лады народной музыки - это особые натуральные лады, встречающиеся в музыке разных народов и названия которых заимствованы из греческой музыкальной терминологии.

Лады мажорного наклонения :

ионийский - лад, полностью совпадающий с натуральным мажором;

лидийский - мажор с повышенной 4 ступенью;

миксолидийский - мажор с пониженной VII ступенью

Лады минорного наклонения

Эолийский, полностью совпадающий с натуральным минором;

Фригийский - минор с пониженной II ступенью;

Дорийский - минор с повышенной VI ступенью.

Пентатоника - пятиступенный лад, в котором нет полутонов. Характерен для народов Китая. В мажорной пентатонике отсутствуют IV, VII ступени.

В минорной пентатонике отсутствуют II, VI ступени.

Энгармонически равные звуки - это звуки, одинаковые по звучанию, но разные по названию.

Энгармонически равные тональности - тональности, одинаковые по

звучанию, но разные по названию.

Пример: Ces - Н; Fis - Ges; Gis m - As m.

Энгармонически равные интервалы - это интервалы, одинаковые по

звучанию (по количеству тонов), но разные по названию (по количеству

ступеней). Каждому интервалу энгармонически равны, по меньшей мере, два других интервала:

Хроматическая гамма - это гамма, состоящая из диатонических и хроматических полутонов. В мажоре при движении вверх повышаются все ступени, кроме III, VI, а при движении вниз дублируются все кроме I, V.

В минорной хроматической гамме при движении вверх и вниз изменяются все, кроме I, V ст.

Смешанный размер - это размер, образованный слиянием простых неоднородных размеров. К числу смешанных размеров относятся пяти, семи, одиннадцати - дольные размеры.

Модулирующая секвенция - это секвенция, звенья которой перемещаются по родственным тональностям.

Хроматическая или транспонирующая секвенция – это секвенция, звенья которой перемещаются по «далеким» тональностям.

9 основных видов септаккордов:

Название септаккорда зависит от интервала, который образуется между крайними звуками и трезвучия, лежащего в основе септаккорда.

Читайте также: