Сарматские племена окончательно установили свою власть в междуречье дуная и волги в

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Сарматы – прародители шляхты и рыцарства

Аммиан Марцеллин, живший в IV веке, писал о сарматах: «У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении». Кем же были эти неутомимые всадники?

Великая Степь — родина и кормилица сарматов

Этно-культурная общность сарматов находится в тени своих более знаменитых «коллег» — скифов, готов и гуннов, хотя их история и деяния были не менее, а подчас и более значимы. Потомками сарматов считали поляков и русских, а современники писали, что «им доставляет удовольствие опасность и войны». Так как же пришельцы с приуральских степей сумели не только потеснить соседей, но и вызывали ужас даже у самих римлян?

Территории сарматских племён в период расцвета их могущества раскинулись от Средней Азии до Балкан, а некоторые из них и вовсе оказались в Галлии, Испании и даже Британии — территориях бесконечно далёких от их прародины. При этом стоит сказать, что сами сармато-аланы не были единым народом, а составляли несколько этносов, объединённых особенностями языка, духовной и материальной культурой и типом хозяйствования. Большинство сарматов были кочевниками-скотоводами: «Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги» — писал один римский географ I века. Важную роль в жизни сарматов, как и многих других кочевых народов, играла лошадь, что предопределило доминирующее положение кавалерии в военной организации степняков, отличавшуюся, однако, важными особенностями.

Рис.1.jpg

Ранние сарматы или савроматы как общность сформировались ещё в VII веке до н. э., однако период возрастания их могущества относится к эпохе Александра Великого — конец IV — начало III века до н. э. и связан с одной стороны с очередным витком Великого Переселения народов, а с другой — с периодом упадка Великой Скифии. Изменение внешнеполитического ландшафта и экономические потрясения, столь пагубно отразившиеся на судьбе скифов, открыли сарматам путь на запад, позволив занять обширные пространства от Дуная до Урала. Скифы оказались заперты в Крыму, а сарматы стали хозяевами Великой Степи. Появление новых племён в Причерноморье тут же почувствовали на себе не только скифы, но и балканские племена и эллинистические владыки. Степняки совершали регулярные рейды за Дунай и на Кавказ, тревожа границы не только Фракии и Боспора, но даже самого Понтийского царства. Так Митридат VI Евпатор был вынужден уделять особое внимание «сарматскому вопросу» одновременно отражая набеги кочевников и нанося превентивные удары и вербуя их на свою сторону. Именно в качестве наёмников и союзников понтийского владыки сарматы впервые встретились с грозными римскими легионами.

Переселение народов: с Урала на Балканы

При всём этом воспринимать сарматов как некий политический монолит было бы совершенно неверно. Аланы, роксоланы, аорсы, уруги, языги и другие племена вели между собой постоянную борьбу за лучшие пастбища и кочевья, за контроль над торговыми и водными путями, за власть и доминирование в сарматском мире. Неудивительно, что в такой атмосфере постоянной военной опасности и боеготовности кочевникам удалось выработать и довести до совершенства нюансы стратегии и военного искусства степных народов и стать настоящей бедой для римлян на Дунае. «Нет никого хуже и слабее их в пешем бою, но вряд ли существует войско, способное устоять перед натиском их конных орд» — справедливо, пусть и несколько высокомерно писал Тацит. И если в I веке н. э. главными врагами Рима на Балканах были даки, то в следующем столетии их место занимают сарматы, особенно языги и аланы.

Поединок сарматов.

Поединок сарматов. Источник: wikipedia.org

Любопытно, что первоначально римские власти воспринимали сарматов как своего рода противовес или буфер против даков, позволив языгам и роксоланам поселиться на Среднем и Нижнем Дунае. Но уже в конце I века н. э. сарматы совершили целую череду вторжений на территорию Мёзии и Паннонии, часто выступая союзниками и помощниками даков. В 89 году им удалось разгромить целый легион, так что императору Домициану пришлось даже заключить мир с даками и собравшись с силами атаковать распоясавшихся сарматов. В правление Траяна римляне достигли, пожалуй, вершины своего могущества на Дунае, так что многие сарматские племена, принимавшие участие в набегах и рейдах в Паннонию и Мёзию были вынуждены отказаться от грабежей, под страхом смерти признать покровительство императора и даже поставлять в его армию свои контингенты.

Битва при Адрианополе: решение «сарматского вопроса»

Кризис III века привёл к тому, что Дунайский лимес фактически перестал существовать, а языги, роксоланы и аланы вторгались в паннонские и дакийские земли с завидной регулярностью. Только Диоклетиану, Галерию и их преемнику Константину Великому удалось ненадолго утихомирить разбушевавшихся варваров, впрочем, ненадолго. Интересно, что именно в этот период привычные племенные имена и названия исчезают из римских источников, уступая место аркарагантам-господам и лимигантам-рабам. Это, по мнению некоторых специалистов, было лишь отражением процесса покорения роксоланами своих соседей языгов, однако ни те, ни другие не смогли сдержать наплыва готских орд и были вынуждены сделать выбор в пользу нового покровителя. В 334 году 300 000 сарматов были приняты императором Константином под свою опеку в качестве федератов и расселены по всему Дунайскому лимесу и даже в Италии. Такое решение явно обозначило упадок военных сил римлян и сыграло с ними в будущем злую шутку. В 374 году сарматы сумели разгромить два римских легиона (вопрос об относительности понятия легион в этот период лучше оставить в стороне) и только личное вмешательство будущего императора Феодосия позволило остановить грабительские набеги.

 Сарматы в бою против гунна.

Сарматы в бою против гунна. Источник: wikipedia.org

Но звёздный час сарматской конницы пробил четыре года спустя. Тогда, в кампанию 378 года, пришедшие с востока в авангарде гуннских полчищ аланы прорвались за Дунай, где присоединились к войскам остготов и участвовали в сражении при Адрианополе. Именно внезапный удар сомкнутых порядков алано-готской кавалерии решил исход сражения и судьбу всей ойкумены. А сарматские племена бросились расселяться по Империи то в качестве захватчиков, то в качестве союзников-федератов. Так что же делало сарматов столь успешными в боях с самой развитой военной машиной того времени? Продолжение следует.

ПЛЕМЕНА САРМАТОВ

Наиболее известны следующие сарматские племена: савроматы 1 , аорсы 2 , сираки 3 , язиги 4 и роксоланы 5 . Появившиеся позже аланы были родственниками сарматов, но обычно их рассматривают в качестве самостоятельной группы племен. О том, что аланы не были одним народом, а представляли собой конфедерацию разных племен, свидетельствуют Аммиан Мацеллив (31.2.13 17) и некоторые средневековые арабские источники.


Северное Пичерноморье во II в. до н.э. - III в. н.э.

Сарматы

В I в. от Рождества Христова сарматы и аланы оставили особенно заметный след в истории, совершив несколько успешных набегов на своих оседлых соседей. Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населенные парфянами, индийцами и армянами. Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию. Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине. Некоторые поступили на военную службу в римскую армию, но на протяжении нескольких столетий сармагы оставались непредсказуемыми соседями, зачинавшими войну по минимальному поводу. Напряженность на границе была настолько высока, что римские власти начали разрешать сарматам селиться на территории Империи. В результате войн с сарматами римская армия претерпела коренное перерождение. Легионерская пехота, бывшая прежде основной боевой силой армии, стала отходить на второй план, зато необычайно усилилась прежде второстепенная конница. Римская конница теперь взяла за образец вооруженную копьями конницу сарматов.

Где-то спустя столетие не менее драматичным было появление в Причерноморье гуннов. Последовательные волны готов и гуннов причинили большое беспокойство западной границе Римской Империи. Аланам не оставалось ничего иного, как влиться в состав гуннов. Волны нашествия достигали Галлии, Испании и даже Северной Африки. Небольшие группы сарматов и аланов служили в составе римской армии. К середине V века сарматы уже не представляли собой заметной силы, а к VI в. удается проследить лишь следы их присутствия на западе Европы. Повидимому, сарматы не исчезли, а органически влились в пестрый гобелен народов, который представляла собой средневековая Европа.

Племена сарматов

КОММЕНТАРИИ

1 САВРОМАТЫ (лат. Sauromatae) - кочевые иранские племена, жившие в VII-IV вв. до н.э. в степях Поволжья и Приуралья. Первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории.

В V в. до Р.Х. Геродот (4.21) писал, что савроматы живут к востоку от Дона на безлесной равнине, которая простирается на 15 дней пути к северу от Мсотийского озера (Азовского моря). Савроматы Геродота, по-видимому, соответствуют культуре, обнаруженной между Доном и Волгой археологами и относящейся к VII—IV вв. до н.э. На востоке эта культура достигает территории современного Казахстана, простираясь от северного побережья Каспийского моря до южного Урала.

По происхождению, культуре и языку савроматы родственны скифам. Древнегреческие писатели (Геродот и др.) подчеркивали особую роль, которую у савроматов играли женщины. Большая часть известных нам фактов, относящихся к савроматам, носит полумифический характер. Геродот (4.110-116) утверждает, что савроматы были детьми скифов и амазонок, обитавших к северу от Кавказа. Их язык представляет собой искаженный скифский, так как матери-амазонки никогда не знали его в совершенстве.

Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до Р.Х. (датировка неуверенная) савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дарим I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, стараясь помешать действиям персидской армии.

Археологами найдены захоронения богатых женщин с оружием и конским снаряжением. Некоторые савроматские женщины были жрицами - рядом с ними в могилах обнаружены каменные алтари. В кон. V-IV вв. до н.э. савроматские племена потеснили скифов и перешли Дон. В IV-III вв. до н.э. у них сложились сильные союзы племен. Потомки савроматов - сарматы (III в. до н.э. - IV в. н.э.).

В наши дни под савроматским периодом понимается самый ранний период истории сарматов (VII-IV вв. до н.э.). Савроматы формировали ядро сарматской группы племен, которая постепенно двигалась в западном направлении.

2 АОРСЫ (греч. "Aorsoi") - одна из наиболее могущественных кофедераций сарматских племен, по-видимому, откочевавшая сюда эткудато с востока.

Страбон (11.5.8) выделяет две группы аорсов: одни жили ближе к Черному морю и могли собрать армию в 200 000 конных воинов, другие были еще более могущественными и обитали ближе к Каспию. Современные ученые считают, что земли аорсов простирались вплоть до Аральского моря.

Некоторые ученые считают, что аорсы и упоминающийся в китайских летописах народ Йень-Цай (Ань-Цай) - это одно и тоже. В хронике ранней династии Хань ("Хань-шу"), составленной около 90 г. от н.э., утверждается, что "у них 100 000 фенированных лучников". Они живут в 2000 ли (1200 км) к северо-западу от Кхань-чу (Согдианы) - государства, лежавшего в плодородном междуречье Амударьи и Сырдарьи (Трансоксании) к юго-востоку от Арала. Позже в китайских текстах описываются одежда и обычаи народа Йень-Цай, которые были близки к таковым в Кахань-Чу.

В ходе Боспорской войны в 49 г. от н.э. аорсы поддержали проримскую фракцию, тогда как сираки выбрали противоположную сторону.

Тем временем аорсы были покорены и поглощены новой конфедерацией сарматских племен - аланами, которые, как и их предшественники прибыли в Причерноморье из Средней Азии. Некоторые из аорсов отступили на запад, на север Крыма, где какоето время сохраняли самостоятельность. Птолемей упоминает об "аланорсах", вероятно, о смешанном союзе. В китайских хрониках на место народа Йень-Цай пришел народ "Алан-Ляо".

3 СИРАКИ (греч. "Sirakoi", лат. "Siraces" или "Siraci") - часть сарматской орды, кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, откочевали в конце V в. до н.э. из Казахстана в Причерноморье. К концу IV в. до н.э. они заняли земли от Кавказа до Дона, постепенно став единовластными хозяевами района, известного в наши дни как Кубань. Сираки стали первыми из сарматов, установившими контакты с греческими колониями на черноморском побережье. В 310-309 гг. до н.э. царь сираков Арифарн вмешался в войну за трон Боспорского царства, но вскоре его армия потерпела поражение в битве на Фатесе, так в те времена назывался один из притоков Кубани.

Сираки были сравнительно малочисленным народом, но Страбон (11.5.8) утверждает, что царь Абеак мог собрать до 20 000 всадников в годы правления боспорского правителя Фарнака (63-47 г.г. до н.э.). Аристократия сираков вела полукочевой образ жизни, но низшие социальные слои были оседлыми. Сираки эллинизировались в большей степени, чем прочие сарматы, они также поддерживали тесные контакты с Боспорским царством.

В ходе Боспорской войны в 49 г. от н.э. аорсы поддержали проримскую фракцию, тогда как сираки выбрали противоположную сторону. В ходе войны римляне осадили укрепленный город сираков Успу. Укрепления города, состоящие из плетеных изгородей, обмазанных глиной, оказались лишком слабыми, чтобы выдержать штурм (Тацит, "Анналы", 12.16-17). "Ночь не остановила осаждавших. Осада была завершена в течение суток". Успу быстро взяли штурмом, все население города перебили. Сиракам пришлось присягнуть на верность Риму. Война 49 года серьезно ослабила сираков, они почти исчезли из истории вплоть до еще одного боспорского конфликта, в 193 году, после которой их следы окончательно теряются.

4 ЯЗИГИ - часть сарматской орды, кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, кочевавших в Северном Причерноморье и Приазовье.

Смысл слова "язиги" (греч. и лат. "Iazyges") остается непонятным. Однако, слово "язиги" в классических текстах неизменно употребляется в составе словосочетания "Iazyges Sarmaiae", что указывает на то, что они представляли собой какую-то часть сарматской орды.

Язиги и роксоланы в числе первых переправились через Дон. Язиги в качестве нового места жительства выбрали район непосредственно к северу от Крыма.

Язиги продвигались на северо-запад вдоль нижнего течения Дуная. К середине I в. н.э. они достигли Венгерской равнины в междуречье Дуная и Тисы. В 50 г. они оказали помощь Ваннию, зависимому от Рима царю свевов, в его войне с соседями. Язиги обеспечили Ванния конницей, но когда царь свевов укрылся в крепости, язиги "не выдержали осады и рассеялись по округе", после чего Ванний быстро потерпел поражение (Тацит, "Анналы" 12.29-31).

На протяжении этого периода язиги в целом сохраняли дружеские отношения с Римом и даже иногда выступали в роли прямых союзников, участвуя в военных операциях Империи. Создание Траяном в 106 году провинции Дакия вбило клин между роксоланами и язигами, приведя к вражде с обоими народами. Мир удалось восстановить лишь в период правления Андриана, когда сарматам было разрешено перемещаться по Дакии, а царь роксолан Распарагн получил римское гражданство.

Крупные беспорядки снова возникли в ходе войны с маркоманнами (167-180 гг.), когда язиги вместе с некоторыми германскими племенами вторглись в Дакию и Паннонию. Тяжелые потери язиги понесли в бою с римлянами на льду замерзшего Дуная зимой 173-174 гг.

Через два года удалось заключить мир. Марк Аврелий получил титул "Сарматский" (Sarmalieus), а царь язигов Зантик передал в качестве заложников Риму отряд в 8 000 конных воинов. Большая часть этого отряда позднее была переброшена в Британию. В течение какого-то времени вынашивался план превращения земель язигов в новую провинцию, которую предполагалось назвать Сарматия.

На протяжении III-IV вв. Рим позволил некоторым сарматским племенам переселиться на территорию Империи, где им отводилась роль живого щита, призванного прикрыть Империю от набегов готов. Кроме того, сарматы охотнее шли служить в армию, нежели выродившееся коренное население Империи. В Notitia Dignitatum перечисляются 18 центров сарматских поселений на территории Галлии и Италии. До сих пор следы этих поселений сохраняются в топонимике. Так, под Реймсом есть города Сермэ и Сермье, которые прежде были поселениями сарматов. Многие представители сарматской знати сумели получить римское гражданство, а некоторые смогли добиться могущества, например, Виктор, шталмейстер императора Иовиана (ок. 363 г.).

5 РОКСОЛАНЫ (лат. Roxolani; иран. - "светлые аланы") - сармато-аланское кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, кочевавших в Северном Причерноморье и Приазовье.

Среди множества попыток объяснить значение слова "роксоланы" (греч. "Rlioxolanoi") наиболее правдоподобным выглядит связывание первой части слова с иранским прилагательным раокхшна - "белый", "светлый". Таким образом, роксоланы - "белые аланы".

Предки роксолан - сарматы Поволжья и Приуралья. Во II-I вв. до н.э. роксоланы отвоевали у скифов степи между Доном и Днепром. Как сообщает античный географ Страбон, "роксоланы следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимою - в болотах около Меотиды(Азовского моря), а летом - и на равнинах".

Роксоланы и язиги в числе первых переправились через Дон. Если язиги в качестве нового места жительства выбрали район непосредственно к северу от Крыма, то роксоланы продвинулись дальше на север, заселив территорию нынешней южной Украины. В 107 г. до н.э. роксоланы под предводительством Тасия вмешались в конфликт на территории Крыма, где столкнулись с армией понтийского царя Митридата VI Эвпатора. Страбон сообщает (7.3.17), что смешанная роксоланско-скифская армия численностью 50 000 человек не смогла устоять против отряда численностью 6 000 человек, возглавляемого полководцем Диофантом. После этого поражения многие сарматы перешли на сторону Митридата и участвовали в era войне с Боспорским царством и Римом (Ашшан, "Митридат", 15, 19. 69; Юстин 38.3, 38.7).

В I в. н.э. воинственные роксоланы заняли степи и к западу от Днепра. Во время Великого переселения народов в IV-V вв. часть этих племен откочевала вместе с гуннами.

Сарматы

Сарматы (лат. Sarmatae) - общее название ираноязычных племен, расселившихся в III веке до н.э. - IV веке н.э. в степях от реки Тобол на востоке до реки Дунай на западе.

Ранняя история сарматов связана с савроматами, в среде которых сложились крупные союзы сарматских племён во главе с роксоланами, аланами и другими племенами. Основой хозяйства сарматов являлось кочевое скотоводство. Земледелием занимались сарматы, которые осели в районах с прежним земледельческим населением.

Среди сарматов шло разложение родового строя и начало классообразования, с выделением богатой родоплеменной знати, военных вождей и их дружин. Широкое расселение сарматы и их движение на запад было вызвано необходимостью приобретения новых пастбищ, стремлением приблизиться к городам и земледельческим районам для торговли и грабежей.

В III-II веках до н.э. часть сарматов (сираки и аорсы) освоила предкавказские равнины, другие сарматы (языги и роксоланы) установили свою власть в степях Северного Причерноморья. В низовье реки Дон и в Прикубанье шла ассимиляция сарматов с меотами. В конце II века до н.э. cарматы выступали союзниками скифов против Понтийского царства. Участвовали в междоусобных войнах Боспорского государства, постепенно заселяя его города.

В I веке до н.э. сарматы были союзниками понтийского царя Митридата VI Евпатора в его борьбе с Римом. Восточная группа сарматов экономически и политически была связана с государствами Средней Азии, особенно Хорезмом. С I века н.э. сарматы совершали военные походы в Закавказье, появились на реке Дунай и осели около границ Римской империи. В первые века н.э. среди них особенно усилились аланы.

В III веке н.э. в Северном Причерноморье власть сарматов была подорвана готами, а в IV веке они были разгромлены гуннами. Часть сарматов вместе с готами и гуннами участвовала в Великом переселении народов. Отдельные отряды сарматов (в частности, аланы) достигли Испании и проникли в Северную Африку. Сохранившиеся на юге группы сарматы в раннее средневековье смешались с другими народами (славянскими, северокавказскими), в большой степени с тюркоязычными племенами. В составе осетинского народа сарматы сохранили основу своего языка.

В культуре сарматов раннего периода характерен вариант звериного стиля: одежда, оружие, сосуды и другие бытовые предметы украшались стилизованными изображениями (плоскими, гравированными, рельефными, объемными из золота, бронзы, кости, рога, камня) животных, трактованными обычно с большой экспрессией.

Позднее собственно племена сарматов достигают большого мастерства в торевтике и ювелирном деле (предметы из курганов в степях междуречья Дона и Днепра и в Прикубанье). Наряду с изображениями в зверином стиле (главным образом сильно изогнутые тела хищников и драконов, переплетенные в напряженной борьбе), распространяются изображения крылатых гениев, антропоморфных божеств, растительные мотивы.

В III веке до н.э. появляется и во II-IV веках достигает расцвета характерный для сарматов "полихромный стиль": одежда, обувь, изделия из металла отделывались самоцветами, бусами, бисером, цветной эмалью и др. В полихромных ювелирных украшениях применялись также филигрань, зернь. Зооморфные мотивы постепенно вытесняются геометрическим орнаментом. К концу сарматского времени (III-IV н.э.) "полихромный стиль" становится особенно пышным, а вещи грубее.

Сарматские народы

К 1000 г. до н.э. евразийские степи от Черного моря на западе до Алтайских гор на востоке населялись кочевниками, принадлежащими к иранской языковой группе народов. Археологические различия между сарматскими народностями к югу от Урала появились к VII в. до н.э. На восточном краю ареала появились такие народы как дахи, массагеты и саки. Эти «азиатские скифы» относились к сарматам и оказали заметное влияние на развитие сарматской общности в целом.

Классические авторы делят Сарматию на две части. Границе служил Дон, известный в античные времена под названием Танаиса. Насколько далеко простиралась азиатская часть Сарматии до сих пор неясно. До последнего времени западносибирские степи европейские ученые считали сарматскими владениями, тогда как советские историки относили их к Средней Азии. В любом случае культура сарматов и «азиатских скифов» весьма похожа.

Значение слова «сармат» получило несколько толкований у современных историков. Вероятно, наиболее занимательна этимология, возводящая название кочевников « греческому слову sauros – «ящерица». В пользу этой теории говорят сарматские штандарты в виде драконов, а тажке распространенность у них чешуйчатых доспехов. Но, скорее всего, такое толкование можно воспринимать только как шутку. Большинство историков согласны с тем, что «савроматы» и «сарматы» – это варианты произношения. Слово «Saurumatae» впервые появляется в классических текстах в II в. до н.э. (Полибий). Плиний Старший утверждает, что первый вариант написания слова был греческим, а другой – латинским: «Sarmatae, Grasiecis Sauromatae». Впрочем, греки часто использовали латинский вариант написания. Но, по-видимому, наилучшее объяснение заключается в том, что сарматы называли сами себя именно так. Греческие авторы IV в. до н.э. (Псевдосцилакс и Эвдокс Книдский) упоминают о соседях скифов, живущих за Доном и называющихся «сирматами» (Syrmatai). В «Авесте», священной книге зороастрийцев, написанной около 500 г. до н.э. на раннеиранском диалекте, упоминается область на западе, называющаяся «Сайрима» (Sairima).

Классические географы упоминают множество народов, относящихся к сарматам. Большинство из них упоминаются в текстах всего один раз, чаще всего о них известно только их название. Лишь о некоторых из них нам известно кое-то еще. Племя сайев господствовало на юго-западных землях Украины сразу после изгнания оттуда скифов. Во II в. до н.э. царь сайев Сайтафарн получал дань с крупного торгового центра Ольвия. Слово «сайи», по-видимому, означает «многоцветные», имеется в виду разнообразие лошадиных мастей. Базилеи или «царские сарматы» упоминаются Страбоном и Птолемеем. Они обитали между Бессарабией и нижним Дунаем, вероятно, они были наследниками царских скифов. Яксаматы и иксивиты упоминаются несколькими античными авторами. Они обитали на побережье Азовского моря. Помпоний Мела пишет, что яксаматские женщины «на войне выглядят как мужчины». В яксаматах часто видят предков язигов, но убедительных доказательств этому еще не найдено.

Ниже мы перечислим наиболее крупные группы сарматов и попытаемся дать очерк их истории. Однако этнический состав кочевых народов в то время был достаточно сложным. Народ обычно состоял из множества достаточно разношерстных кланов и племен. Кроме того, этот состав постоянно менялся. Сарматы, кочуя по степи, легко впитывали в себя или выделяли из своего состава различные племена. Формировались союзы, конфедерации племен, которые, просуществовав какое-то время, бесследно распадались.

Сарматские племена
Основные сарматские племена, упоминаемые Страбоном (68 г. до н.э. – 26 г. н.э.). Язиги и роксоланы обитали на северном побережье Черного моря, постепенно откочевывая в направлении Дуная. Сираки постоянно жили на Кубани, а аорсы, долгое время обитавшие в междуречье Дона и Волги, были выдавлены оттуда на запад аланами, пришедшими с востока. Пантикапей был столицей Боспорского царства, объединившего многие греческие колонии в Крыму и на Тамани. Вооруженный луком кочевник охотится на кабана.
Вооруженный луком кочевник охотится на кабана. Эмалевое золотое украшение ремня. Волосы кочевника собраны хвостом, ножны со скользящей проушиной. Предмет происходит из “Сибирской коллекции” Петра I, собранной в 1716 году и ныне находящейся в коллекции Эрмитажа. Несмотря на свое название, коллекция содержит множество предметов из Средней Азии, с Волги и Черноморского побережья.

Какой народ является прямым потомком сарматов

Сарматами называли близкородственные племена кочевников, проживающих в предгорье Северного Кавказа. Как указывает археолог Марк Щукин в работе «На рубеже эр», эти племена были ираноязычными. В общем массе они образовали целый народ со своими уникальными традициями и культурными особенностями.

Из глубин веков

Отследить всю «генеалогию» сарматов довольно сложно. Корни этого народа уходят в глубь веков. По предположениям того же Щукина и ряда других ученых, сарматские племена сформировались из раннеплеменных образований, разбросанных по громадной территории от Дуная до Азовского моря.

Одно из первых упоминаний сарматов встречается у Геродота Галикарнасского. В своей «Истории» он повествует о том, что перейдя реку Танаис (так древние греки именовали Дон), можно попасть в землю сарматов. Те живут рядом со скифами.

С культурой этого таинственного племени связана масса крайне любопытных фактов. Так, легенды о воинственных амазонках проистекают от обычая сарматских женщин отрезать себе правую грудь, чтобы было легче управляться с луком. Сарматские девы были сильны, хорошо тренированны и воевали наравне с мужчинами.

Этот народ исповедовал культ предков, поклонялся образам животных и заимствованной из греческого пантеона богине Афродите. Всем в жизни сарматов управляли женщины (у них царил матриархат).

О воинственных и гордых сарматах писали многие древние историки. Однако прошло 2 тысячи лет — и следы этого народа испарились. Вещественными доказательствами того, что сарматы жили когда-то в предгорье Кавказа, являются 5—7-метровые курганы и множественные археологические находки на местах древних стоянок этих племен.

Курганы сарматов привлекают самое большое внимание. Искатели сокровищ постоянно пытаются обследовать эти памятники древности. На бывших землях сарматов археологи находят мечи, шлемы, монеты и другие вещественные доказательства существования этого народа.

Следы контакта сарматов со славянскими и кавказскими народами можно обнаружить в их языках. Так, названия Дона и Днепра происходят от сарматского «dānu», что буквально означает воду. Название реки на юге Урала — Ашкадар — тоже имеет сарматское происхождение и переводится как «белая река».

Сейчас в научном сообществе нет единого мнения о том, куда пропали сарматы. Интересно, что польские шляхтичи считали себя их потомками, чем безмерно гордились. В XVII—XIX веках в Польше даже модно было заказывать портреты в сюртуках, напоминающих турецкие («сарматские») одеяния.

На самом деле, никаких доказательств этой теории нет. Впервые она была описана еще в XIII веке в Баварской хронике. Через 200 лет о ней вспомнил историк Ян Длугош. В XVI веке ее намеренно популяризировали польские гуманисты, чтобы поднять престиж своего народа.

Впоследствии «сарматская теория» стала базой, на которой вырос польский национализм и пренебрежение шляхты к простому народу, якобы произошедшему от славян.

В России скифо-сарматскую теорию происхождения русского, польского и некоторых других славянских народов поддерживали в свое время Василий Татищев и Михаил Ломоносов. Последний в «Древней Российской истории» указывает, что русские происходят от сарматов.

Сейчас эта теория историками всерьез не воспринимается. Более правдоподобным выступает предположение Татищева, что сарматы могли ассимилироваться со славянами. Отсюда — и следы иранских корней в русском, польском и других славянских языках.

Согласно еще одной теории, прямыми потомками одной из ветвей сарматов — алан — являются осетины. В 2007-ом на съезде осетинского народа даже обсуждался вопрос переименования осетин в алан. Эту идеи поддержало более 80% населения Южной Осетии. Язык этого народа, как и сарматский, принадлежит к иранской группе.

Впервые гипотезу аланского происхождения осетин выдвинул польский археолог Ян Потоцкий (XVIII век). Позднее ее поддержали востоковед немецкого происхождения Юлиус Клапрот и русский ученый Всеволод Миллер. Последний был абсолютно уверен в том, что осетины происходят от алан, которые в древности назывались сарматами.

Сарматы: расселение, занятия, духовный мир. Аланский племенной союз


Ко времени появления сарматов в Северном Причерноморье и Приазовье здешние степи были свободны от предшествующего кочевого населения, сосредоточившегося в низовьях Днепра и в Крыму. На севере региона, в лесостепном Поднепровье, обитали праславянские племена зарубинецкой археологической культуры, на юге переживали кризис греческие полисы Северного Причерноморья.

В III в. до н.э. в Северное Причерноморье вторглись близкие к скифам по языку и обычаям, но более воинственные кочевники – сарматы, пришедшие с Нижнего Поволжья. Они заняли степи между Доном и Днепром. Название сарматы происходит от иранского «саоро-мат», что означает «опоясанный мечом». Геродот записал легенду о их происхождении. Согласно этой легенде,

сарматы или савроматы произошли от заблудившихся во время плавания на корабле воинственных женщин – амазонок – и молодых скифов.

Еще в V-IV в. до н.э. сарматы были мирными соседями скифов. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надежными союзниками скифов. Однако в III в. до н.э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Причиной этому стало ослабление Скифского царства. После завоевания Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира.


Естественной границей между Римской империей и варварским миром была река Дунай. Сарматы постепенно кочевали дальше на запад вдоль Чёрного моря, пока, наконец, не вышли к Дунаю, где тогда стояли римские гарнизоны. Война с римлянами продолжалась 50 лет. Особенно много беспокойства доставляли римлянам сарматские племена роксоланов и аланов.

Сарматы не были единым, однородным племенем, а представляли собой союз родственных и часто враждующих между собой племен. Античные авторы упоминают несколько наиболее крупных сарматских племен. Ими были аорсы, язиги, роксоланы, сираки и аланы. Территория между Днепром и Дунаем стала землей язигов, от Днепра до Дона кочевали роксоланы, пространства между Азовским морем, Каспием и Кавказом были заняты сираками и аорсами. Владения всех этих союзов племен на греческих и римских картах получают общее название Сарматия.

Главным занятием сарматов было кочевое скотоводство, они разводили крупный рогатый скот, коней и овец. Сарматские мастера знали ремесла: ткачество, оружейное дело, владели мастерством изготовления лепной и кожаной посуды; занимались рыболовством. Торговые отношения и дань с покоренных племен обеспечивали сарматов продуктами земледелия: зерном, мукой, овощами, оливковым маслом, вином. Большое значение в их хозяйстве имела торговля с греческими городами Причерноморья. Рабство у сарматов не было развито – пленных они большей частью продавали грекам, лишь часть использовали в хозяйстве. Сарматы были воинственным народом, вся власть в их обществе была сосредоточена в руках военной знати и передавалась по наследству.

В военном деле сарматы отличались от скифов ещё большей жестокостью и непреклонностью. Сарматское войско состояло из тяжеловооруженных пехоты и конницы. Именно стремительная тяжеловооруженная конница, действующая в сомкнутом строю – катафракта – была главной военной силой у сарматов. «Железная» конница сарматов наводила ужас на противника. Удар сарматской конницы, которая атаковала врага сомкнутым клином, не могло выдержать ни одно войско. Вот как писал о них римский историк Корнелий Тацит: «Когда они появляются конными отрядами, никто не может оказывать им сопротивления». Всадники были вооружены щитами, копьями, мечами и защитными шлемами. Все были одеты в кольчуги или в панцири с нашитыми на кожаную рубашку железными пластинками. Наконечники сарматских стрел были выкованы из железа и имели три лопасти.




Внешний облик сармат (реконструкция) Сарматские тяжелые конники Аланский всадник

Сарматские племена во ІІ в. до н.э. дошли до Дуная. Второй волной было появление на этих землях во II в. н.э. сарматских племён язигов и роксоланов. Они вытеснили с территории среднего течения Днепра племена зарубинецкой культуры, которые были предками славян.

Господствующее положение в союзе сарматских племен вскоре заняли аланы, предки современных осетин. Вот что писал об аланах историк Аммиан Арцелин: «… молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором ходить пешком, все они вследствие разнообразных упражнений являются дельными воинами. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей».

Хозяйство и быт аланов был разнообразным: в составе аланского союза имелись и оседлые, и кочевые племена, а также многие сочетали скотоводство с примитивным земледелием. Военные набеги и грабёж занимали большое место в жизни аланов. Основной целью аланских набегов были Закавказье и прилегающие области Ирана и Передней Азии. Представление об аланской культуре дают знаменитые катакомбные могильники и городища на Северском Донце (лесостепной вариант Салтово-Маяцкой культур ы) и особенно городища и могильники на Северном Кавказе.

Крупные племенные объединения Аланского союза в IV веке были разгромлены гуннами , а в VI веке – аварами. Часть аланов вынуждена была подчиниться гуннам и принимать участие в их дальнейших военных походах, другая часть ушла на Северный Кавказ, смешалась с местными племенами и участвовала в формировании культуры осетин.




Сарматское жертвоприношение мечу Сарматская женщина (реконструкция) Корона сарматской царицы из кургана Хохлач возле г. Новочеркасска

Именно с аланами была связана очередная волна сарматского вторжения на земли Причерноморья, которая относится ко II-III вв. н.э., когда племена Аланского союза отправились на запад к границам Римской империи. Тогда же произошло вторжение готов на земли Северного Причерноморья.

Из труда Аммиана Марцеллина (IV в. н.э.) известно, что сарматы поклонялись мечу, олицетворявшему бога войны: «У аланов обнаженный меч вонзают в землю и поклоняются ему как Марсу». Также установлено существование у сарматов культов огня и коня.

Особенное место в сарматском обществе отводилось женщинам. Они имели одинаковые права с мужчинами, ездили верхом, владели оружием, ходили в походы, не вступали в брак, пока не убьют первого врага. Сарматские женщины были умелыми всадницами, а мечом и луком владели наравне с мужчинами. Этих женщин связывают с легендарными амазонками.

Геродот о сарматских женщинах: «…Сарматские женщины соблюдают древние обычаи: вместе мужьями, а то и без них, они верхом на конях едут на охоту, выступают в поход и носят такую же одежду, что и мужья. Савроматы говорят на скифском языке, но плохо. Девушка у них не может выйти замуж, пока не убьёт врага…».

В донецких степях известны всего несколько могил кочевых воинов- сарматов. Они изредка встречаются под небольшими курганными насыпями. У села Новолуганское Артемовского района было найдено воинское мужское погребение. Воина сопровождали железные ножи, кинжал, лук и колчан со стрелами (более 80 шт.).

Женское сарматское захоронение было раскопано у села Васильевка Старобешевского района. Среди находок выделяются круглое серебряное зеркало и золотые украшения. К сарматскому времени относится также разрушенный курган у поселка Острый Марьинского района. В нем обнаружены фрагменты римских амфор, сарматский железный меч и очень крупная пластина, которая защищала грудь боевого коня. Предметы вооружения и конская сбруя найдены в сарматском кургане у поселка Квашино Амвросиевского района. Здесь сохранились железный меч и тяжелые железные наконечники копий. По мнению ученых, этим оружием обладал тяжеловооруженный всадник – катафрактарий.

САРМАТЫ

САРМАТЫ (лат. Sarmatae), общее название ираноязычных племён, расселившихся в 3 в. до н. э.- 4 в. н. э. в степях от р. Тобол на Востоке до р. Дунай на 3. Ранняя история С. связана с савроматами, в среде к-рых сложились крупные союзы племён С. во главе с роксоланами, аланами и др. племенами. Основой х-ва С. являлось кочевое скотоводство. Земледелием занимались С., к-рые осели в р-нах с прежним земледельч. населением. Среди С. шло разложение родового строя и начало классообразования, с выделением богатой родо-племенной знати, воен. вождей и их дружин. Широкое расселение С. и их движение на 3. было вызвано необходимостью приобретения новых пастбищ, стремлением приблизиться к городам и земледельч. р-нам для торговли и грабежей.

С 3-2 вв. до н. э. часть С. (сираки и аорсы) освоила предкавк. равнины, другие С. (языги и роксоланы) установили свою власть в степях Сев. Причерноморья (см. Сарматия). В низовье р. Дон и в Прикубанье шла ассимиляция С. с меотами. В кон. 2 в. до н. э. С. выступали союзниками скифов против Понтийского царства. Участвовали в междоусобных войнах Боспорского государства, постепенно заселяя его города.

Сарматы. Золотая гривна из кургана Хохлач. 1 в. до н. э.- 1 в. н. э.

В 1 в. до н. э. С. были союзниками понтийского царя МитриЭата VI Евпатора в его борьбе с Римом. Восточная группа С. экономически и политически была связана с государствами Ср. Азии, особенно Хорезмом. С 1 в. н. э. С. совершали воен. походы в Закавказье, появились на р. Дунай и осели ок. границ Рим. империи. В первые века н. э. среди них особенно усилились аланы. В 3 в. н. э. в Сев. Причерноморье власть С. была подорвана готами, а в 4 в. они были разгромлены гуннами. Часть С. вместе с готами и гуннами участвовала в Великом переселении народов. Отдельные отряды С. (в частности, аланы) достигли Испании и проникли в Северную Африку. Сохранившиеся на Ю. нашей страны группы С. в раннее средневековье смешались с др. народами (славянскими, северокавказскими), в большой степени с тюркоязычными племенами. В составе осет. народа С. сохранили основу своего языка (см. Осетинский язык). В культуре С. раннего периода (7-3 вв. до н. э.) характерен вариант звериного стиля: одежда, оружие, сосуды и др. бытовые предметы украшались стилизованными изображениями (плоскими, гравированными, рельефными, объёмными из золота, бронзы, кости, рога, камня) животных, трактованными обычно с большой экспрессией (напр., предметы из Блюменфельдского кургана в Поволжье). Позднее собственно племена С. достигают большого мастерства в торевтике и ювелирном деле (предметы из курганов в степях междуречья pp. Дона и Днепра и в Прикубанье). Наряду с изображениями в зверином стиле (гл. обр. сильно изогнутые тела хищников и драконов, переплетённые в напряжённой борьбе), распространяются изображения крылатых гениев, антропоморфных божеств, растит, мотивы. В 3 в. до н. э. появляется и во 2-4 вв. достигает расцвета характерный для С. "полихромный стиль"; одежда, обувь, изделия из металла отделывались самоцветами, бусами, бисером, цветной эмалью и др. В полихромных ювелирных украшениях применялись также филигрань, зернь. Зооморфные мотивы постепенно вытесняются геометрическим орнаментом. К концу сарматского времени (3-4 вв.) "полихромный стиль" становится особенно пышным, а вещи грубее.

Лит.: Вопросы скифо-сарматской археологии, Сб. ст., [М., 1954]; А б р а м о в а М. П., Сарматские погребения Дона и Украины II в. до н. э.- I в. н. э., "Советская археология", 1961, № 1; Кузнецов В. А., Пудовин В. К., Аланы в Западной Европе в эпоху "великого переселения народов", "Советская археология", 1961, №2; С м и р н о в К. Ф., Савроматы. Ранняя история и культура capматов, М., 1964; Маловицкая Л. Я., Сарматское искусство, в кн.: История искусства народов СССР, т. 1, М., 1971.

Сарматы- загадки истории


Геродот называл сарматов «ящероголовыми». Ломоносов считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Русским девушкам достались в наследство от сарматов кокошники.

Ящероголовые или ошибка?

Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.

Два века спустя на той же территории у античных географов появляются сарматы. Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.


Прежде всего, о названии народа. Что же касается названия, как "скифы", "сарматы", "гунны", то это плод словотворчества их соседей. Представители вышеперечисленных народов сами себя так никогда не называли. Вот что в середине XIX века писал знаменитый Русский историк Е. Классен:

"Из Геродота видно, что скифами греки называли ещё до него народ, признанный нами за Русов, следовательно они ещё менее были знакомы со Скифами и могли назвать его произвольно… Первое знаменательное для них, часто повторяющееся у Скифов слово могло служить тому основанием. Славяне же имели всегда обыкновение называться не Родовым, а видовым именем, поэтому грекам и трудно было затвердить все эти названия.

Но торговый народ в России имел и имеет по сие время обыкновение употреблять при каждом торговом деле слово "почёт", он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой, он говорит: почтите меня, что значит; уступите; или я вам делаю почёт, то есть уступаю. А так как мнимые Скифы знакомились с греками на путях торговли, то нет сомнения, древнеобычный привет русских: чтите, а по другому Великорусскому наречию цтите - дал повод римлянам называть их Сцитами, а грекам - Скифами.

Что честь была характеристической чертой славянских племён, явствует и из народных песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится ясным, откуда произошло и название славян, как эпитетного имени Русов и других племён. Не царственные ли Скифы назывались прежде всех славянами, а воинственные чтимыми?"

Куда же исчезли Скифы?

Многие годы бытует мнение, что Скифы покорены Сарматами. Хотя на самом деле скифы никуда не исчезли, просто вместо видового названия хронисты стали употреблять другое. Классен предположил и вполне убедительно доказал, что имя "сарматы" происходит от слова "сыромяты" или, точнее "сыромятники". Ведь основным товаром скотоводов была кожа, как правило, сыромятная (невыделанная). По языку, обычаям и общественному устройству Скифы ничем не отличались от Сарматов. Греки называли скифами тех, кого впоследствии стаи называть сарматами римские историки.



В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племен, наиболее известными из которых были роксоланы. Их название переводится из иранских языков как белые аланы. Их то позднее и принял Ломоносов за предков русов.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…


На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала. В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.

Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян.

Сарматы были известны в Древнем Риме как опасные и достойные противники, снискавшие себе славу «великолепных воинов». Столетиями они терзали стареющую империю, вызывая головную боль у императоров и полководцев.

Закованная в тяжелые латы сарматская конница — катафрактарии — подобно танковой колонне сметала все на своем пути, а среди сарматских воинов нередко можно было увидеть женские лица.


Сарматская амазонка с двуручным мечом

В середине III века н. э. Римская империя переживала глубокий политический и финансовый кризис. Этой ситуацией не преминули воспользоваться соседи. На границы империи обрушились многочисленные германские племена, среди них наибольшей активностью отличались готы, в движение которых были втянуты и сарматы.

Враги империи

Во II веке до н. э. сарматские племена начали активное движение на запад, и уже через столетие заняли Днепро-Донское междуречье. В союзе с другими племенами они неоднократно вторгались в пределы римских владений южнее Дуная — в провинцию Мёзия.

В это же время поэт Овидий, сосланный императором Августом в 8 году н. э. в затрапезный городок Томы (расположен у современной Констанцы в Румынии.— Прим. авт.), отметил пребывание сарматов на берегах Понта (Черного моря). По его свидетельству, они свободно разгуливали по городу, который посещали, переправляясь по льду через Дунай. Овидию пришлось даже выучить сарматский язык.

Постепенно сарматские объединения втягиваются в борьбу Рима с варварами и Боспором. К середине I века западные сарматы — языги — перешли горные перевалы Карпат и заняли равнину между Дунаем и Тисой — Венгерскую пушту. Вслед за ними к границам Рима продвинулись и другие сарматские племена — роксоланы. В это же время на днестровско-дунайских просторах появляется государственное объединение кочевников во главе с Фарзоем, который именуется царем и даже чеканит золотую монету со своим родовым знаком — тамгой. Сарматы усиливают давление на Мёзию и северопонтийские города. Воспользовавшись отвлечением основных римских сил из провинции на борьбу с Парфянской державой, войско Фарзоя в союзе с даками и бастарнами зимой на рубеже 67–68 годов вторглись в Мёзию, где, по словам историка Тацита, «изрубили две римские когорты».


В 89 году император Домициан вновь направляет против сарматов войска после того, как ими был уничтожен легион вместе с легатом. Через три года боевые действия завершились победой римлян. О том, что в Риме с облегчением вздохнули после этой тяжелой войны, свидетельствует тот факт, что в знак победы император преподнес лавровый венок Юпитеру Капитолийскому. Этим эпизодом было зафиксировано последнее столкновение сарматов с Римской империей в I веке н. э.

По словам знаменитого римского философа Сенеки, «Дунай разграничивает сарматские и римские пределы, а также сдерживает сарматские вторжения».

Многоконные воины

В результате всех этих со бытий территория междуречья Дуная и Днестра прочно заселяется сарматами, и к концу I века завершается образование «европейской Сарматии» — понятие, введенное Клавдием Птолемеем.



В это время эти кочевники стали столь влиятельной силой, что информация о них достигла даже Александрии Египетской, где жил и трудился Птолемей. Вся история европейской Сарматии связана с походами, набегами и миграциями. Сам тип кочевого хозяйства не мог существовать без хорошо организованного военного дела, позволявшего совершать стремительные набеги на границы Римской империи, отчуждать пастбища и скот у более слабых соседей, взимать дань с земледельцев и охранять собственные кочевья.

Птолемей выделил среди пестрого этнического массива варваров большие племена роксоланов и аланов. Античные авторы говорят о них как о сильных, храбрых и «многоконных воинах». Римский историк Аммиан Марцеллин упоминает живущих возле Днестра «европейских алан», родиной которых были Кавказские степи и предгорья. Их господство в Северном Причерноморье продолжалось на протяжении двух с половиной веков, а аланское переселение считается последней сарматской миграцией на запад.

Как сообщает иудейский историк и писатель Иосиф Флавий, аланы около 36 года н. э. занимали области Меотиды (современное Приазовье — Прим. авт.) вокруг реки Танаис (Дон). Часть их спустя некоторое время продвинулась к Дунаю. Во II веке они образовали мощный союз племен, который занял господствующее положение среди других кочевых народов и дал им свое наименование. По словам Аммиана Марцеллина, аланы «мало-помалу… изнурили соседние народы распространили на них название своей народности, подобно персам… Гоня перед собой упряжных животных, они пасут их вместе со своими стадами, а более всего заботы уделяют коням… Все, кто по возрасту и полу не годятся для войны, заняты домашними работами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездой, считает позором для мужчины ходить пешком, и все они становятся великолепными воинами».

Частые военные столкновения с сарматами в I и II веках н. э. нашли свое отражение, в частности, в искусстве Боспора. Яркими памятниками этих событий являются росписи пантикапейских склепов, на которых можно увидеть пылающие крепости и города, пеших и конных воинов в панцирных доспехах, скачущих всадников с развевающимися плащами и круглыми фаларами на крупах коней. Отсюда

Амазонки были сарматками?



Другие античные авторы также писали о том, что сарматки нередко выступали как военачальницы, семейные жрицы и даже боевые всадницы.

Так, римский географ Помпоний Мела писал, что сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами».

А историк Геродот полагал, что сарматы произошли от браков скифских юношей с легендарными амазонками.




От сарматских женщин к нам пришли кокошники


В сарматских погребениях, и что важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлиненной задней частью. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти об обычае искусственной деформации черепа, когда новорожденному ребенку перетягивают голову повязкой. На территориях северного Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа такой обычай наблюдался с XXII по VII — VI века до нашей эры.


«Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в народном костюме, в частности, в кокошнике.

Соседи амазонок

Греческий историк Геродот писал, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. С тех пор амазонки, в описаниях народов живущих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами. Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый интерес, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав – участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Поклонялись сарматы Богине-матери Митре. (Доиранские культы)

Сарматы - новаторы воинского искусства.


Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной – большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами – акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.

Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.


Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Подобный тип кавалерии был и у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии – катафрактариями.

Сарматские курганы и золото

На юге России – в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.


Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.


Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя и Британию. Сегодня английские историки подтверждают сарматское происхождение знаменитого короля Артура и его рыцарей круглого стола.

Сарматизм

В XV – XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев – победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.

В Польше это привело к созданию целой идеологии сарматизма — своего рода генетичского мифа. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).

Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она очень способствовала его распространению.

Сегодня можно уверенно сказать, что скифо-сарматы, это предки славянского народа и в том числе русского.

Читайте также: