Щиток приборов опель вектра а обозначения

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

1.9 Контрольные лампы комбинации приборов

1.9 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Контрольная лампа давления масла.
Горит при включенном зажигании. Гаснет после запуска двигателя. Может в режиме холостого хода прогретого двигателя кратковременно загореться, должна при большей частоте вращения вала двигателя погаснуть.

Если загорается при отпущенном ручном стояночном тормозе: проверить тормозное действие, не создавая опасных ситуаций для других участников движения.

Если нет тормозного действия, то прекратить дальнейшее движение. Обратиться за помощью в уполномоченную мастерскую фирмы Opel.

Если тормозное действие еще существует, то следует с осторожностью доехать до ближайшей мастерской фирмы Opel.

Езжайте медленно и предусмотрительно, чтобы вовремя с помощью оставшегося тормозного действия или при помощи ручного стояночного тормоза в любой момент уверенно затормозить. Избегайте езды по дорогам с уклоном.

Ручное переключение передач

1.9 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

1-5 = передачи 1-5

б = 6-ая передача

5-ая передача: переключите направо с усилием до упора.

С 5-ой на 4-ую передачу: усилия влево не прилагайте.

Задний ход: при стоящем автомобиле через 3 сек после нажатия сцепления потяните вверх кольцо и включите передачу.

Если передача не включается: на оборотах холостого хода на короткое время выжмите и отпустите сцепление, снова переключить передачу.

Ручное переключение передач у автомобилей с двигателем C 25 XE

1.9 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

1-5 = передачи 1-5

5-ая передача: переключите направо с усилием до упора.

С 5-ой на 4-ую передачу: усилия влево не прилагайте.

Задний ход: при стоящем автомобиле через 3 сек после нажатия сцепления потяните вверх кольцо и включите передачу.

Если передача не включается: на оборотах холостого хода на короткое время выжмите и отпустите сцепление, снова переключите передачу.

Автоматическое переключение передач

N = нейтральное положение (холостой ход)

Запуск двигателя только при Р или N.

Для включения Р или R потяните рычаг

Р: предварительно затяните стояночный тормоз.

D = передачи 1. - 4.

3 = передачи 1. - 3.

2 = передачи 1. - 2.

1 = 1-ая передача

S = спортивная езда

3, 2 или 1 используются при нежелательной смене передач, например, 4-3-4 . на улицах с большим количеством поворотов.

Блокировка против случайного включения положений P, R, 3, 2, или 1

При переключении положения с 1 на N или с R на D рукоятку не вытягивайте.

Выхлопные газы

1.9 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Следует также избегать езды с открытой крышкой багажника, так как при этом отработанные газы могут попасть в салон автомобиля.

Запуск двигателя внутреннего сгорания 18SV

После запуска на короткое время нажмите педаль акселератора для снижения числа оборотов двигателя.

Запуск при нагретом двигателе: держите педаль акселератора нажатой до половины, при горячем двигателе - выжмите полностью.

Запуск двигателей внутреннего сгорания 16LZ2, Х16SZ, С18NZ, С20NE, 20NE, С20ХЕV, С20LET, С25ХЕ

Обороты двигателя с повышением температуры двигателя автоматически снизятся до числа оборотов холостого хода.

Перед повторным запуском поверните ключ в замке зажигания в положение • и подождите 2 секунды.

Запуск дизельного двигателя 17 DR

При температуре ниже +10 °С кроме того; при запуске педаль акселератора нажмите полностью. Когда двигатель заработает, медленно отпустите педаль акселератора.

При температуре ниже -15 °С кроме того: увеличьте время предварительного прогрева. Пуск двигателя произведите через несколько секунд после выключения лампочки предварительного прогрева.

Перед повторным запуском поверните ключ в замке зажигания в положение • и подождите 2 секунды.

Запуск турбодизельного двигателя 17DT (ТС4 ЕЕ1)

Рычаг переключения передач установите в нейтральное положение и выжмите сцепление, педаль акселератора не нажимайте, поверните ключ в положение II. Когда погаснет лампочка предварительного прогрева (около 4 сек.), поверните ключ в положение III.

Освобождение стояночного тормоза

1.9 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Стояночный тормоз приводит в действие барабанные тормоза заднего моста. При вытягивании он фиксируется самостоятельно.

Остановка автомобиля

1.9 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Рычаг выбора передач установите в положение "Р".
Выключите фары, так как в противном случае устройство контроля включения фар при открывании двери водителя включит предупредительный звуковой сигнал.

1.9 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Уполномоченная мастерская фирмы Ореl окажет Вам помощь, безупречно проведет все работы в соответствии с инструкция ми изготовителя. Здесь надежно обслужат Ваш автомобиль.

Приборная панель Опель Вектра: описание значков

Панель приборов Opel Vectra B имеет удобную конструкцию для водителя. Большинство владельцев более простых авто переставляют панель на свою машину.

Модификация выпускается с 1996 года и была неизменна в 1997-1998. После рестайлинга приборка незначительно изменилась, но назначение указателей осталось прежним.

Описание лампочек и значков

описание



Приборка Вектры Б выделяется среди аналогов легкостью понимания и простотой обслуживания. Расшифровка индикаторов выглядит так.
  • Активированы противотуманные фары.
  • Включен дальний свет головной оптики.
  • Включены противотуманки кормовой части.
  • Дублирующие поворотники прицепа.
  • Основные указатели поворотов.
  • Указатель исправности бортовых электронных систем силовой установки.
  • Если загорается – обнаружена неисправность в тормозной системе или гидроприводе сцепления.
  • Не заряжается аккумулятор или узел износился.
  • В двигателе критически упало давление масла, требуется проверить уровень и исправность насоса.
  • Загорается при неисправности антиблокировочной системы тормозов.
  • Используется только на дизельных моделях и обозначает включение подогрева свечей.
  • Включение трекшн контроля.
  • Неполадки в электронных системах АКПП.
  • Электрические привода бортовых систем подушек безопасности неисправны или отказали.
  • Требуется пристегнуть ремень безопасности.
  • В бензобаке критически упал уровень топлива, требуется залить топливо.
  • Положение автоматической КПП.

Как снять щиток приборов Вектра Б

Чтобы снять торпеду достаточно выполнить простую последовательность действий.

  • Изъять дефлекторы системы обдува. Для этого можно использовать тонкие металлические пластины или отрезать кусочки от пластиковой бутылки.


системы обдува

  • Их нужно вставить с четырех сторон и потянуть дефлектор на себя, как показано на фото.

вставить

  • После того, как все дефлекторы вынуты, нужно крестовой отверткой выкрутить все саморезы.

извлечение

  • Дальше откручивается кожух рулевого колеса. Сначала снимается верхняя часть, затем нижняя половина.

кожух


колесо

  • Теперь можно выкрутить два нижних и два верхних самореза самой приборки.

саморезы

  • Последним этапом нужно потянуть панель на себя и отсоединить клемму питания устройства. После этого можно удалить устройство целиком.

Процедура установки выполняется в обратной последовательности.

Замена лампочек

После снятия приборки, заменить лампы подсветки не составит труда. Достаточно вынуть лампочки из гнезда и установить на их место новые.

Не работает щиток

Если обнаружены проблемы с панелью в первую очередь следует проверить соответствующий предохранитель F29, также можно испытать F22. Если вставка не повреждена, потребуется просмотреть проводку на предмет повреждений, окислов или расшатывания контактов.

Следующим этапом является проверка поступления сигнала к панели. В ЭБУ может появиться ошибка, не дающая системе нормально работать. В тяжелых случаях потребуется показать автомобиль мастеру для глубокой диагностики.

Распиновка приборки

коды



Самой популярной модификацией Вектры Б является модель 1999 года с бензиновым мотором. Здесь устанавливается типичная приборка с контактной группой на 30 клемм. Расшифровка проводов выглядит так.
  • Топливный датчик.
  • Бортовой термометр.
  • Тахометр.
  • Сенсор спидометра.
  • Общий плюс.
  • Дублирующий силовой кабель.
  • Пустой.
  • Общий минус приборки.
  • Минусовая клемма поворотников и противотуманных фонарей.
  • Лампа индикации дальнего света.
  • Противотуманные огни передней части автомобиля.
  • Левый поворот. Также индикация проходит через контакт во время работы аварийной сигнализации.
  • Пустой провод. Не использующийся вывод нередко применяется пользователями для вывода индикации дополнительного оборудования, установленного во время эксплуатации машины.
  • Датчик ТС.
  • Лампа проверить двигатель.
  • Лампочка S.
  • Сигнал индикаторов системы АБС.
  • Пустой.
  • Не используется.
  • Лампа зарядки аккумуляторной батареи.
  • Плюсовая клемма приборки.
  • Система давления масла в двигателе.
  • Контрольная лампа включения стояночного тормоза.
  • Подушки безопасности.
  • Индикаторы замков ремней безопасности. Вывод один для всех защелок.
  • Левая сторона ламп прицепного устройства.
  • Аналогично для правой стороны прицепа.
  • Правый поворотник.
  • Противотуманные фонари кормовой части автомобиля.
  • Габаритные фонари и подсветка приборов.

Указанная распиновка приведена для бензиновой, самой распространенной версии автомобиля. На дизелях или более продвинутых модификациях машины, расположение выводов и их количество может отличаться.

Обзор тюнинга приборки

перевоплощение


В большинстве случаев пользователи дорабатывают панели следующим образом.

  • Установка более качественных ламп подсветки. Диодные элементы последние годы чрезвычайно популярны. Также меняются стрелки и дорабатываются значки.
  • Переделка подкладки под щитком.
  • Перетяжка панели современными материалами.

Думанов Борис

Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.

Контрольные лампы комбинации приборов

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Контрольная лампа давления масла.
Горит при включенном зажигании. Гаснет после запуска двигателя. Может в режиме холостого хода прогретого двигателя кратковременно загореться, должна при большей частоте вращения вала двигателя погаснуть.

Если загорается при отпущенном ручном стояночном тормозе: проверить тормозное действие, не создавая опасных ситуаций для других участников движения.

Если нет тормозного действия, то прекратить дальнейшее движение. Обратиться за помощью в уполномоченную мастерскую фирмы Opel.

Если тормозное действие еще существует, то следует с осторожностью доехать до ближайшей мастерской фирмы Opel.

Езжайте медленно и предусмотрительно, чтобы вовремя с помощью оставшегося тормозного действия или при помощи ручного стояночного тормоза в любой момент уверенно затормозить. Избегайте езды по дорогам с уклоном.

Ручное переключение передач

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

1-5 = передачи 1-5

б = 6-ая передача

5-ая передача: переключите направо с усилием до упора.

С 5-ой на 4-ую передачу: усилия влево не прилагайте.

Задний ход: при стоящем автомобиле через 3 сек после нажатия сцепления потяните вверх кольцо и включите передачу.

Если передача не включается: на оборотах холостого хода на короткое время выжмите и отпустите сцепление, снова переключить передачу.

Ручное переключение передач у автомобилей с двигателем C 25 XE

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

1-5 = передачи 1-5

5-ая передача: переключите направо с усилием до упора.

С 5-ой на 4-ую передачу: усилия влево не прилагайте.

Задний ход: при стоящем автомобиле через 3 сек после нажатия сцепления потяните вверх кольцо и включите передачу.

Если передача не включается: на оборотах холостого хода на короткое время выжмите и отпустите сцепление, снова переключите передачу.

Автоматическое переключение передач

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

N = нейтральное положение (холостой ход)

Запуск двигателя только при Р или N.

Для включения Р или R потяните рычаг

Р: предварительно затяните стояночный тормоз.

R: только при стоящем автомобиле.

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

D = передачи 1. - 4.

3 = передачи 1. - 3.

2 = передачи 1. - 2.

1 = 1-ая передача

S = спортивная езда

3, 2 или 1 используются при нежелательной смене передач, например, 4-3-4 . на улицах с большим количеством поворотов.

Блокировка против случайного включения положений P, R, 3, 2, или 1

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Вытяните рукоятку под рычагом переключения, 1, Р: до упора.

При переключении положения с 1 на N или с R на D рукоятку не вытягивайте.

Выхлопные газы

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

- вдыхать выхлопные газы;
- оставлять работать двигатель в закрытом помещении

Следует также избегать езды с открытой крышкой багажника, так как при этом отработанные газы могут попасть в салон автомобиля.

Запуск двигателя внутреннего сгорания 18SV

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

После запуска на короткое время нажмите педаль акселератора для снижения числа оборотов двигателя.

Запуск при нагретом двигателе: держите педаль акселератора нажатой до половины, при горячем двигателе - выжмите полностью.

Запуск двигателей внутреннего сгорания 16LZ2, Х16SZ, С18NZ, С20NE, 20NE, С20ХЕV, С20LET, С25ХЕ

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Обороты двигателя с повышением температуры двигателя автоматически снизятся до числа оборотов холостого хода.

Перед повторным запуском поверните ключ в замке зажигания в положение • и подождите 2 секунды.

Запуск дизельного двигателя 17 DR

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

При температуре ниже +10 °С кроме того; при запуске педаль акселератора нажмите полностью. Когда двигатель заработает, медленно отпустите педаль акселератора.

При температуре ниже -15 °С кроме того: увеличьте время предварительного прогрева. Пуск двигателя произведите через несколько секунд после выключения лампочки предварительного прогрева.

Перед повторным запуском поверните ключ в замке зажигания в положение • и подождите 2 секунды.

Запуск турбодизельного двигателя 17DT (ТС4 ЕЕ1)

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Рычаг переключения передач установите в нейтральное положение и выжмите сцепление, педаль акселератора не нажимайте, поверните ключ в положение II. Когда погаснет лампочка предварительного прогрева (около 4 сек.), поверните ключ в положение III.

Перед повторным запуском поверните ключ в замке зажигания в положение • и подождите 2 секунды.

Освобождение стояночного тормоза

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Немного приподнимите рычаг. Нажмите на разблокирующую кнопку. Полностью опустите рычаг.

Стояночный тормоз приводит в действие барабанные тормоза заднего моста. При вытягивании он фиксируется самостоятельно.

Остановка автомобиля

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Рычаг выбора передач установите в положение "Р".
Выключите фары, так как в противном случае устройство контроля включения фар при открывании двери водителя включит предупредительный звуковой сигнал.

2. Выключите двигатель и извлеките ключ из замка зажигания.
3. Поверните и заблокируйте рулевое колесо.
4. Закройте автомобиль.

Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Сервисные работы фирменные детали и принадлежности Ореl, техобслуживание.

Уполномоченная мастерская фирмы Ореl окажет Вам помощь, безупречно проведет все работы в соответствии с инструкция ми изготовителя. Здесь надежно обслужат Ваш автомобиль.

Видео про "Контрольные лампы комбинации приборов" для Opel Vectra A

Моргают лампочки на панели приборов Опель Вектра Правильно покупаем б/у автомобиль.Контрольные лампы приборной панели Опель. Что может показывать БК Основные значки на приборной панели

Органы управления и контрольные приборы Опель Вектра А

 Органы управления и контрольные приборы Opel Vectra A

При и включаются также задние огни и освещение номерного знака.

Ассиметричный ближний свет расширяет обзор правой стороны дороги.

В странах с левосторонним движением необходимо заклеить черным 15°- сектор на стеклах фар.

 Органы управления и контрольные приборы Opel Vectra A

Рычаг к рулевому колесу = ближний свет.

При превышении допустимого сопротивления включается световой сигнал.

 Органы управления и контрольные приборы Opel Vectra A

Световой сигнал может быть включен также при включенном указателе поворотов.

 Органы управления и контрольные приборы Opel Vectra A

Стояночные огни - замок рулевого колеса в положении , рычаг находится в верхнем или нижнем положении.

При повороте рулевого колеса в другую сторону рычаг поворачивается автоматически - лишь при малых перемещениях рулевого колеса это не происходит.

При смене полосы движения поверните рычаг только до небольшого сопротивления. При отпускании рычага он сам вернется назад.

 Органы управления и контрольные приборы Opel Vectra A

Еще раз нажать = выключен

 Органы управления и контрольные приборы Opel Vectra A

 Органы управления и контрольные приборы Opel Vectra A

 Органы управления и контрольные приборы Opel Vectra A

Промывочная жидкость распыляется на ветровое стекло (при включенном свете фар - под давлением также и на стекла фар), одновременно через определенные промежутки времени включаются стеклоочистители.

Регулярно производить проверку работы омывателя фар.

 Органы управления и контрольные приборы Opel Vectra A

1 положение (с фиксацией) = очистка.

2 положение (с поворотом) = очистка и промывка.

 Органы управления и контрольные приборы Opel Vectra A

Не ездите до пустого бака!

 Органы управления и контрольные приборы Opel Vectra A

Стрелка на красном поле = температура слишком высокая.

Остановите двигатель. Опасность для двигателя, необходимо обратиться за помощью в мастерскую фирмы Ореl.

Руководство по эксплуатации панели приборов на автомобилях Opel: Astra, Corsa, Vectra, Mokka, Meriva

Панель приборов автомобиля Опель Астра H представляет собой устройство, позволяющее водителю знать о состоянии основных узлов и агрегатов во время движения. Благодаря приборке водителю известна не только скорость движения авто, но и множество других параметров. Подробнее об описании и возможных неисправностях контрольного щитка, а также его замене вы можете узнать из этого материала.

Описание и расположение индикаторов и приборов на панели

Контрольный щиток Опеля с обозначением компонентов

Панель приборов Опель Вектра A или любой другой модели может иметь некоторые различия в плане комплектации — в этом случае все зависит от модификации транспортного средства.

  1. Индикатор горит, если система не может распознать электронный ключ (либо он сломался, либо его положение неправильное, либо просто села батарейка). Следует отметить, что ключ нельзя оставлять в багажном отделении или ставить его перед информационным экраном. Значок будет гореть, если руль находится в заблокированном положении. Если индикатор загорается во время движения, машину необходимо сразу же остановить и обнаружить причину, поскольку ошибка может привести к аварии.
  2. Этот индикатор появляется при активации зажигания и сообщает водителю о том, что уровень давления в системе смазки снизился. Когда мотор запускается, значок должен пропасть. Эксплуатация авто с горящим индикатором может привести к поломке силового агрегата.
  3. Индикатор горит при активации зажигания, а также при поднятом рычаге ручного тормоза, после запуска мотор он должен погаснуть. Эксплуатация авто с горящим значком не рекомендуется.
  4. Этот индикатор также появляется при включении зажигания, но если он появился во время движения, это может свидетельствовать о неисправностях, связанных с подушками безопасности. При появлении этого значка лучше обратиться за помощью к специалистам, ведь подушки могут не только не сработать в нужный момент, когда произойдет ДТП, но и активировать самопроизвольно. А это, в свою очередь, также может привести к аварии.
  5. Тахометр, сообщающий водителю о том, какое количество оборотов держит двигатель во время движения.
  6. Лампочка появляется при включении зажигания, но должна пропасть после запуска двигателя.
  7. Этот индикатор погаснет только после того, как водитель пристегнется ремнем безопасности.
  8. Индикатор открытых дверей авто и багажного отделения, также пропадает после запуска мотора.
  9. Если этот значок продолжает гореть после старта ДВС, это может свидетельствовать об отсутствии заряда в бортовой сети. Проблема может заключаться в работоспособности аккумуляторной батареи, к примеру, замыканием цепи, а это, в свою очередь, чревато возможным возгоранием. Также индикатор может появиться в результате износа, обрыва или слабого натяжения ремешка генератора. Если проблема заключается в последнем, а ремешок на механизме целый, то может быть, причину нужно искать в регуляторе напряжения.
  10. Левый поворотник, загорается тогда, когда водитель включает соответствующий подрулевой переключатель. Если лампочка стала мигать чаще, это может говорить о том, что она перегорела. Иногда причина кроется в предохранительном устройстве.
  11. Индикатор уровня горючего в баке, во время движения он появляется, если топлива осталось примерно на 80 км пробега. Помните о том, что регулярная эксплуатация авто с низким уровнем горючего в баке может привести к поломке бензонасоса.
  12. Сам датчик уровня горючего.
  13. Правый поворотник.
  14. Спидометр — благодаря этому устройству водитель всегда знает, с какой скоростью движется его транспортное средство.
  15. Лампочка Check приборной панели Опель Астра G, H или любой другой модели — это индикатор, указывающий на неисправность в работе двигателя. Значок появляется при запуске зажигания, а после старта двигателя он пропадает, это нормально. Но если он стал появляться во время движения, нужно произвести диагностику силового агрегата.
  16. Индикатор ABS, если он стал появляться во время езды, эксплуатацию авто лучше прекратить до того момента, пока не будут решены проблемы в работе антиблокировочной системы. В большинстве случае причиной появления значка является просто выход из строя датчика, но иногда проблема кроется именно в работоспособности системы.
  17. Лампочка системы контроля уровня давления в покрышках. Если она появилась при езде, желательно подкачать шины.
  18. Индикатор системы круиз-контроля, загорается при ее активации.
  19. Значок контроля состояния системы адаптивного освещения. В случае обнаружения поломки желательно произвести диагностику или обратиться к специалистам, поскольку эксплуатация авто с такой проблемой нежелательна.
  20. Значок включения свече накала.
  21. Лампочка включения задней противотуманной оптики, появляется на приборке только при включении фонарей.
  22. Дальнее освещение.
  23. Этот значок актуален только для авто с автоматической или роботизированной трансмиссией. Он появляется на щитке тогда, когда водитель включает зимний режим коробки.
  24. Аналогичная ситуация — символ появляется только при активации спортивного режима на автоматических или роботизированных КПП.
  25. Интерактивный экран для «автоматов» и «роботов» — на нем демонстрируется текущая передача.
  26. Экран одометра — благодаря нему водитель знает, какой километраж прошла его машина и сколько километр он намотал за сутки.
  27. Это — символ датчика, предназначенного для распознавания занятости переднего пассажирского сиденья.
  28. Передняя противотуманная оптика.
  29. Символ перегрева силового агрегата. Если он появился во время движения, автомобиль следует срочно остановить и найти, а также избавиться от причины перегрева двигателя.
  30. Индикатор поломки или некорректной работы динамической системы вождения, а также системы управления амортизаторами.
  31. Этот символ свидетельствует о том, что неправильно работает или вовсе не функционирует система Парктроник, предназначенная для обеспечения более безопасной парковки машины.
  32. Панель приборов Опель Вектра А оснащается этим символом в том случае, если машина оборудована роботизированной трансмиссией Easytronic. Эта лампочка говорит о том, что мотор запустить невозможно.
  33. Символ включения габаритных огней.
  34. Слишком низкий уровень давления моторной жидкости в системе, необходимо остановить двигатель и решить проблему.
  35. Контрольный индикатор систем управления силовым агрегатом и трансмиссией (автор видео о тюнинге контрольного щитка — канал Улугбек Ишматов).

Возможные неисправности

Как и любой другой узел, контрольный щиток на Опель Астра J, H или на другой модели может выходить из строя.

О чем говорит индикатор F на панели Opel

Если на приборной панели Опель загорелась F, это означает, что главный компьютер выявил какую-то неисправность, и переводит все системы автомобиля в аварийный режим. Часто в таких случаях двигатель глохнет, и без вмешательства специалистов уже не заводится.

Сама буква F не указывает на конкретную поломку, а лишь предупреждает, что нужна срочная диагностика. В большинстве случаев ошибка F на Opel указывает на неполадки в автоматической или роботизированной КПП.

говорит индикатор F

Определить код неисправности можно самостоятельно, если проделать несложную манипуляцию, которая описана в инструкции к автомобилю и отличается в зависимости от типа КПП. Но, в любом случае, если на Опель мигает F, не пытайтесь завести мотор или взять машину на буксир. Чтобы не нанести еще больше повреждений, вызывайте эвакуатор и везите машину на СТО.

Компания Opel-Robot оборудована современными диагностическими стендами, с помощью которых наши специалисты определят и устранят любую неисправность. Работаем быстро, так как ходовые запчасти храним прямо на станции, а редкие привозим максимум за два дня. При необходимости выезжаем на место, чтобы провести диагностику и починить машину прямо там, где она сломалась.

Как узнать, что значит F на панели Опеля

Мигающая буква F на панели Опеля может означать, как незначительную, так и крупную поломку. Иногда это всего лишь перегоревший стоп-сигнал или севший аккумулятор. Но в некоторых случаях индикатор говорит о выходе из строя одного из важных узлов КПП.

И если заменить лампочку можно и на дороге, то такой сложный ремонт, как реставрация коробки передач, нужно делать в специализированном центре, где есть подходящее оборудование и опытный персонал.

Но что делать, когда до нашего центра далеко, а связываться с СТО, на котором чинят все подряд, не охота? Вы можете узнать код ошибки и, если поломка незначительная, починить машину самостоятельно.

Чтобы выявить код ошибки на автомобиле с АКПП, сделайте следующее:

  1. Включите зажигание, но двигатель не заводите.
  2. Нажмите и удерживайте педаль тормоза.
  3. Поставьте АКПП в режим D.
  4. Выключите зажигание и отпустите тормоз.
  5. Нажмите одновременно газ и тормоз и держите их в таком положении.
  6. Снова включите зажигание, не запуская мотор.
  7. Держите газ и тормоз нажатыми, пока на панели не появятся цифры с кодом ошибки.

Если проделать эту операцию на исправной машине, на панели появятся 0000, означающие, что компьютер не обнаружил сбоев в работе узлов и агрегатов.

Но когда машина не исправна, на панели после букв ECN (Error code Number) высветится номер ошибки. Расшифровку можно посмотреть в полном руководстве по эксплуатации для вашего авто. Если поломка небольшая, ее можно устранить своими силами. В остальных случаях везите машину к нам – мы разберемся, в чем дело, и быстро все починим.

Преимущества узкой специализации

Автомобилей становится все больше, а их устройство все сложнее. Невозможно эффективно ремонтировать тысячи разных моделей. Это, как попытаться выучить все науки сразу – ни одну из них не будешь знать на отлично. Так и с машинами. Каждая модель имеет свои особенности и требует специального оборудования, не говоря уже о человеческом факторе – мастер в силу физиологии не может знать устройство всех машин. А вот досконально выучить конструкцию всего лишь одной модели – вполне выполнимая задача.

И в этом наша сила – мы ремонтируем только автомобили Opel. С момента основания мы закупали оборудование только для Опеля. Мы учили наших слесарей только на ремонте этой машины. Много лет Опель снился нам по ночам, но это дало результат – сегодня мы знаем об этой машине все.

Поэтому если загорелась буква F на панели приборов Опеля, звоните нам. Мы по телефону определим, в чем дело, и либо привезем машину к нам, либо отправим выездную СТО, чтобы починить все на месте. Цены мы не завышаем, так как СТО очень много и с высокими ценами у нас попросту не будет клиентов. Звоните, чтобы подробнее узнать о наших услугах.

Контрольные лампы комбинации приборов Опель Вектра А

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Контрольная лампа давления масла.
Горит при включенном зажигании. Гаснет после запуска двигателя. Может в режиме холостого хода прогретого двигателя кратковременно загореться, должна при большей частоте вращения вала двигателя погаснуть.

Если загорается при отпущенном ручном стояночном тормозе: проверить тормозное действие, не создавая опасных ситуаций для других участников движения.

Если нет тормозного действия, то прекратить дальнейшее движение. Обратиться за помощью в уполномоченную мастерскую фирмы Opel.

Если тормозное действие еще существует, то следует с осторожностью доехать до ближайшей мастерской фирмы Opel.

Езжайте медленно и предусмотрительно, чтобы вовремя с помощью оставшегося тормозного действия или при помощи ручного стояночного тормоза в любой момент уверенно затормозить. Избегайте езды по дорогам с уклоном.

Ручное переключение передач

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

1-5 = передачи 1-5

б = 6-ая передача

5-ая передача: переключите направо с усилием до упора.

С 5-ой на 4-ую передачу: усилия влево не прилагайте.

Задний ход: при стоящем автомобиле через 3 сек после нажатия сцепления потяните вверх кольцо и включите передачу.

Если передача не включается: на оборотах холостого хода на короткое время выжмите и отпустите сцепление, снова переключить передачу.

Ручное переключение передач у автомобилей с двигателем C 25 XE

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

1-5 = передачи 1-5

5-ая передача: переключите направо с усилием до упора.

С 5-ой на 4-ую передачу: усилия влево не прилагайте.

Задний ход: при стоящем автомобиле через 3 сек после нажатия сцепления потяните вверх кольцо и включите передачу.

Если передача не включается: на оборотах холостого хода на короткое время выжмите и отпустите сцепление, снова переключите передачу.

Автоматическое переключение передач

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

N = нейтральное положение (холостой ход)

Запуск двигателя только при Р или N.

Для включения Р или R потяните рычаг

Р: предварительно затяните стояночный тормоз.

R: только при стоящем автомобиле.

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

D = передачи 1. - 4.

3 = передачи 1. - 3.

2 = передачи 1. - 2.

1 = 1-ая передача

S = спортивная езда

3, 2 или 1 используются при нежелательной смене передач, например, 4-3-4 . на улицах с большим количеством поворотов.

Блокировка против случайного включения положений P, R, 3, 2, или 1

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

При переключении положения с 1 на N или с R на D рукоятку не вытягивайте.

Выхлопные газы

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

- вдыхать выхлопные газы;
- оставлять работать двигатель в закрытом помещении

Следует также избегать езды с открытой крышкой багажника, так как при этом отработанные газы могут попасть в салон автомобиля.

Запуск двигателя внутреннего сгорания 18SV

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

После запуска на короткое время нажмите педаль акселератора для снижения числа оборотов двигателя.

Запуск при нагретом двигателе: держите педаль акселератора нажатой до половины, при горячем двигателе - выжмите полностью.

Запуск двигателей внутреннего сгорания 16LZ2, Х16SZ, С18NZ, С20NE, 20NE, С20ХЕV, С20LET, С25ХЕ

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Обороты двигателя с повышением температуры двигателя автоматически снизятся до числа оборотов холостого хода.

Перед повторным запуском поверните ключ в замке зажигания в положение • и подождите 2 секунды.

Запуск дизельного двигателя 17 DR

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

При температуре ниже +10 °С кроме того; при запуске педаль акселератора нажмите полностью. Когда двигатель заработает, медленно отпустите педаль акселератора.

При температуре ниже -15 °С кроме того: увеличьте время предварительного прогрева. Пуск двигателя произведите через несколько секунд после выключения лампочки предварительного прогрева.

Перед повторным запуском поверните ключ в замке зажигания в положение • и подождите 2 секунды.

Запуск турбодизельного двигателя 17DT (ТС4 ЕЕ1)

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Рычаг переключения передач установите в нейтральное положение и выжмите сцепление, педаль акселератора не нажимайте, поверните ключ в положение II. Когда погаснет лампочка предварительного прогрева (около 4 сек.), поверните ключ в положение III.

Перед повторным запуском поверните ключ в замке зажигания в положение • и подождите 2 секунды.

Освобождение стояночного тормоза

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Стояночный тормоз приводит в действие барабанные тормоза заднего моста. При вытягивании он фиксируется самостоятельно.

Остановка автомобиля

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Рычаг выбора передач установите в положение "Р".
Выключите фары, так как в противном случае устройство контроля включения фар при открывании двери водителя включит предупредительный звуковой сигнал.

2. Выключите двигатель и извлеките ключ из замка зажигания.
3. Поверните и заблокируйте рулевое колесо.
4. Закройте автомобиль.

 Контрольные лампы комбинации приборов Opel Vectra A

Уполномоченная мастерская фирмы Ореl окажет Вам помощь, безупречно проведет все работы в соответствии с инструкция ми изготовителя. Здесь надежно обслужат Ваш автомобиль.

Руководство по эксплуатации панели приборов на автомобилях Opel: Astra, Corsa, Vectra, Mokka, Meriva

Описание и расположение индикаторов и приборов на панели



Контрольный щиток Опеля с обозначением компонентов
Панель приборов Опель Вектра A или любой другой модели может иметь некоторые различия в плане комплектации — в этом случае все зависит от модификации транспортного средства.

  1. Индикатор горит, если система не может распознать электронный ключ (либо он сломался, либо его положение неправильное, либо просто села батарейка). Следует отметить, что ключ нельзя оставлять в багажном отделении или ставить его перед информационным экраном. Значок будет гореть, если руль находится в заблокированном положении. Если индикатор загорается во время движения, машину необходимо сразу же остановить и обнаружить причину, поскольку ошибка может привести к аварии.
  2. Этот индикатор появляется при активации зажигания и сообщает водителю о том, что уровень давления в системе смазки снизился. Когда мотор запускается, значок должен пропасть. Эксплуатация авто с горящим индикатором может привести к поломке силового агрегата.
  3. Индикатор горит при активации зажигания, а также при поднятом рычаге ручного тормоза, после запуска мотор он должен погаснуть. Эксплуатация авто с горящим значком не рекомендуется.
  4. Этот индикатор также появляется при включении зажигания, но если он появился во время движения, это может свидетельствовать о неисправностях, связанных с подушками безопасности. При появлении этого значка лучше обратиться за помощью к специалистам, ведь подушки могут не только не сработать в нужный момент, когда произойдет ДТП, но и активировать самопроизвольно. А это, в свою очередь, также может привести к аварии.
  5. Тахометр, сообщающий водителю о том, какое количество оборотов держит двигатель во время движения.
  6. Лампочка появляется при включении зажигания, но должна пропасть после запуска двигателя.
  7. Этот индикатор погаснет только после того, как водитель пристегнется ремнем безопасности.
  8. Индикатор открытых дверей авто и багажного отделения, также пропадает после запуска мотора.
  9. Если этот значок продолжает гореть после старта ДВС, это может свидетельствовать об отсутствии заряда в бортовой сети. Проблема может заключаться в работоспособности аккумуляторной батареи, к примеру, замыканием цепи, а это, в свою очередь, чревато возможным возгоранием. Также индикатор может появиться в результате износа, обрыва или слабого натяжения ремешка генератора. Если проблема заключается в последнем, а ремешок на механизме целый, то может быть, причину нужно искать в регуляторе напряжения.
  10. Левый поворотник, загорается тогда, когда водитель включает соответствующий подрулевой переключатель. Если лампочка стала мигать чаще, это может говорить о том, что она перегорела. Иногда причина кроется в предохранительном устройстве.
  11. Индикатор уровня горючего в баке, во время движения он появляется, если топлива осталось примерно на 80 км пробега. Помните о том, что регулярная эксплуатация авто с низким уровнем горючего в баке может привести к поломке бензонасоса.
  12. Сам датчик уровня горючего.
  13. Правый поворотник.
  14. Спидометр — благодаря этому устройству водитель всегда знает, с какой скоростью движется его транспортное средство.
  15. Лампочка Check приборной панели Опель Астра G, H или любой другой модели — это индикатор, указывающий на неисправность в работе двигателя. Значок появляется при запуске зажигания, а после старта двигателя он пропадает, это нормально. Но если он стал появляться во время движения, нужно произвести диагностику силового агрегата.
  16. Индикатор ABS, если он стал появляться во время езды, эксплуатацию авто лучше прекратить до того момента, пока не будут решены проблемы в работе антиблокировочной системы. В большинстве случае причиной появления значка является просто выход из строя датчика, но иногда проблема кроется именно в работоспособности системы.
  17. Лампочка системы контроля уровня давления в покрышках. Если она появилась при езде, желательно подкачать шины.
  18. Индикатор системы круиз-контроля, загорается при ее активации.
  19. Значок контроля состояния системы адаптивного освещения. В случае обнаружения поломки желательно произвести диагностику или обратиться к специалистам, поскольку эксплуатация авто с такой проблемой нежелательна.
  20. Значок включения свече накала.
  21. Лампочка включения задней противотуманной оптики, появляется на приборке только при включении фонарей.
  22. Дальнее освещение.
  23. Этот значок актуален только для авто с автоматической или роботизированной трансмиссией. Он появляется на щитке тогда, когда водитель включает зимний режим коробки.
  24. Аналогичная ситуация — символ появляется только при активации спортивного режима на автоматических или роботизированных КПП.
  25. Интерактивный экран для «автоматов» и «роботов» — на нем демонстрируется текущая передача.
  26. Экран одометра — благодаря нему водитель знает, какой километраж прошла его машина и сколько километр он намотал за сутки.
  27. Это — символ датчика, предназначенного для распознавания занятости переднего пассажирского сиденья.
  28. Передняя противотуманная оптика.
  29. Символ перегрева силового агрегата. Если он появился во время движения, автомобиль следует срочно остановить и найти, а также избавиться от причины перегрева двигателя.
  30. Индикатор поломки или некорректной работы динамической системы вождения, а также системы управления амортизаторами.
  31. Этот символ свидетельствует о том, что неправильно работает или вовсе не функционирует система Парктроник, предназначенная для обеспечения более безопасной парковки машины.
  32. Панель приборов Опель Вектра А оснащается этим символом в том случае, если машина оборудована роботизированной трансмиссией Easytronic. Эта лампочка говорит о том, что мотор запустить невозможно.
  33. Символ включения габаритных огней.
  34. Слишком низкий уровень давления моторной жидкости в системе, необходимо остановить двигатель и решить проблему.
  35. Контрольный индикатор систем управления силовым агрегатом и трансмиссией (автор видео о тюнинге контрольного щитка — канал Улугбек Ишматов).

Проверка цифровым тестером

В режиме прозвонки

Каждый мультиметр имеет режим прозвонки, с помощью которого можно проверить целостность электрического соединения. На панели прибора данный режим обозначается специальным символом.



Чтобы проверить работоспособность лампочки нужно:

  • установить переключатель в режим прозвонки (проверки на обрыв);
  • коснуться одним щупом центрального контакта, а другим – бокового (для ламп накаливания с резьбовым цоколем).

Если осветительный прибор исправен, то тестер издаёт звук, а на ЖК-дисплее появляется число в пределах 3-200 Ом.

Перед каждым измерением следует кратковременно замыкать щупы между собой, чтобы убедиться в исправности измерительной цепи тестера.

Компактную люминесцентную (КЛЛ) и светодиодную лампу таким способом не протестируешь, из-за наличия внутри электронной схемы. Отдельно можно проверить пригодность только стеклянную спираль КЛЛ. Для этого её нужно аккуратно отделить от цокольной части и прозвонить две пары проволочных выводов, идущих на плату электронного балласта.

В режиме проверки сопротивления

Существует ещё один, более точный, метод диагностики спиральных ламп с помощью мультиметра. Им можно не только определить пригодность лампочки, но и узнать её сопротивление. Зачем это нужно? Например, заводской отпечаток на колбе лампы накаливания стёрт. Следовательно, её мощность неизвестна. Данный способ поможет решить эту проблему.

Теперь о том, как проверить лампочку мультиметром в режиме сопротивления. Для этого нужно перевести переключатель на позицию с пределом 200 Ом, а затем коснуться щупами электрических контактов лампы точно так же, как в режиме прозвонки. В этом случае звуковой сигнал отсутствует, а на ЖК-дисплее появится значение сопротивления в Омах. Если на табло осталась «1», то внутри осветительного прибора обрыв.

По измеренному сопротивлению спирали в холодном состоянии можно сделать вывод о её мощности. В нами составленной таблице приведены данные об основных типах ламп, применяемых в быту.

Во время замера следует помнить, что за счёт плохого контакта щупов с тестером полученный результат может отличаться от табличного в большую сторону на несколько Ом.

Возможные неисправности

Как и любой другой узел, контрольный щиток на Опель Астра J, H или на другой модели может выходить из строя.

Неисправности могут быть следующие:

  1. Повреждение контрольного щитка. В этом случае могут не работать все приборы или только часть из них. Необходимо произвести диагностику состояния узла и произвести его ремонт, если есть возможность. Если нет — то щиток нужно будет менять. Проверить приборку своими силами в домашних условиях без соответствующего оборудования и знаний — невозможно. Поэтому если вы столкнулись с подобной проблемой, то лучше всего сразу обратиться к специалисту.
  2. Не функционирует датчик уровня температуры двигателя или уровня горючего в баке. Причина может заключаться в повреждении контрольного щитка, выходе из строя самого контроллера, а также в повреждении проводки. Если неисправен датчик, то его придется менять — датчик уровня топлива расположен в бензобаке, а температуры антифриза — в моторном отсеке. Если проблема в проводке, то ее надо будет прозвонить. В некоторых случаях причина проблемы заключается в окислении наконечников, в этом случае их можно попытаться зачистить. Если эта процедура не дала результатов, то наконечники придется менять.
  3. Не функционируют контрольные лампочки. Если перегорела сама лампочка или вышел из строя ее контроллер, то эти элементы подлежат замене. Как и в предыдущем случае, проблема также может заключаться в плохой проводке — поврежденные провода нужно поменять, а закисленные контакты — очистить. Как вариант, проблема может заключаться в недостаточном прилегании контактов патрона индикатора к самой микросхеме. Если это так, то контакты нужно подогнуть либо произвести замену патрона.
  4. Не работает тахометр или спидометр. Такие неисправности проявляются достаточно редко и, как правило, причина кроется непосредственно в поломке устройства. Нужно произвести диагностику и замену элементов при необходимости.
  5. Перестала работать подсветка, при этом все приборы работают в нормальном режиме. Возможно, причина заключается в повреждении кабеля подсветки контрольного щитка. Нужно произвести его проверку и, если нужно, поменять (автор видео — канал UFO Tuning).

Как выглядит Приборная панель на разных моделях

Зафира



Opel Zafira a



Opel Zafira b



Opel Zafira c

Астра



Opel Astra g



Opel Astra h



Opel Astra j



Opel Astra OPC

Мокка, Корса, Мерива



Opel Mokka



Opel Corsa d



Opel meriva A

Вектра



Opel Vectra a



Opel Vectra b



Opel Vectra c

Расшифровка кодов

Для расшифровки кодов (коды неисправностей для Opel Astra H) важно понимать условные буквенные обозначения, принятые производителем. Это P, B, C или U.

  • Код P – работа двигателя Opel Astra H и (или) АКПП.
  • Код B – «кузовные системы» (подушка безопасности, электро стеклоподъемники, центральный замок т.д.).
  • Код С – система шасси (ходовая часть).
  • Код U – система взаимодействия между электронными блоками (например, к шине CAN).

Важно: с помощью вышеописанной диагностики вы получаете только ошибки типа Р****. Неисправности типа С****, B**** и U**** считываются только с помощью специального диагностического оборудования!

К примеру, код 000970 – это U 000970, то есть U0009 (симптом 70). Её чтение (расшифровка) – нет связи HS-CAN, замыкание шины.

Вторая позиция (цифра) указывает:

  • «0» (ноль) – общий для OBD II кодов (коды OBD II – это стандартизированные идентификаторы неисправностей);
  • «1» и «2» (один и два) – год изготовителя;
  • «3» (три) – резерв.

Третья позиция – это тип неисправности.

  • «1» и «2» (один и два) – топливная система или подача воздуха;
  • «3» (три) – система зажигания;
  • «4» (четыре) – вспомогательный контроль;
  • «5» (пять) – холостой ход;
  • «6» (шесть) – ECU или его цепи;
  • «7» и «8» – трансмиссия.

Позиции 4-ре и 5-ть – это порядковый номер ошибки.

Описание ошибок



Считывание и расшифровка ошибок Opel Astra H
Ниже в таблице представлен перечень некоторых кодов (коды и их расшифровки) неисправностей для Opel Astra H на русском. Конечно, это далеко не полный список, а всего лишь его небольшая часть. Если в таблице вы не найдёте нужного вам кода, советуем воспользоваться дополнительными ресурсами, с полным и постоянно обновляемым перечнем ошибок.

  • неисправность цепи датчика впускного коллектора абсолютного давления;
  • обрыв, низкое или высокое напряжение.
  • неисправность датчика температуры впускаемого воздуха;
  • высокий или низкий сигнал.

Пример: в окошке высвечивается ошибка 011014 (Opel Astra H). Отбрасываем 2 последние цифры и находим в таблице код ошибки P0110 и ее расшифровку.

  • неисправность подстройки количества топлива (блок 1);
  • датчик О2, бедный отработавший газ;
  • забитые каналы или неисправный клапан ЕГР.

Пример: во время диагностики возникли ошибки 017011, 017012. Отбрасываем значение (2 последние цифры), получаем ошибку Р0170.

  • сбой переключения автомата;
  • модуль управления трансмиссией запрашивает приближающийся срок техобслуживания;
  • сигнал от датчика O2, указывающий на обогащённый или обеднённый выхлоп.

Пример: при возникновении цифр 170000, отбрасываем последние 2 (в нашем случае это значение 00), получаем ошибку Р 1700.

  • проверьте цепь электромагнитного клапана дозирования топлива.
  • низкое давление в магистрали.

Пример: при диагностике автомобиля имеем цифры 119167. Отбрасываем последние 2 (то есть, 67). Получаем ошибку Р 1191.

Инструкция по снятию и разборке

Для демонтажа и ремонта контрольного щитка вам нужно будет выполнить такие действия:

  1. В первую очередь демонтируется верхний кожух рулевой колонки, чтобы сделать это, прокрутите рулевое колесо от центрального положения в левую сторону. Сделав это, вы сможете увидеть черную заглушку.
  2. Демонтировав заглушку, вы увидите черный винт, который нужно выкрутить, аналогичные действия производятся с заглушкой и болтов, установленными с другой стороны.
  3. Следующим этапом будет демонтаж крышки — сняв ее, с правой и левой стороны вы увидите винты, которые также надо открутить, один из болтов расположен посредине крышки. Можно их полностью не откручивать, а вывернуть так, чтобы можно было демонтировать подрулевой переключатель, расположенный справа. Этот элемент фиксируется на двух защелках, на них надо одновременно нажать, после чего сам переключатель вытянуть влево. Непосредственно сам разъем можно не извлекать, поскольку контрольный щиток и так выйдет.
  4. После этих действий надо будет демонтировать рамку щитка, для этого выкрутите четыре винта — два из них находится внизу, а еще два — вверху. Демонтаж рамки должен производиться наиболее аккуратно, нельзя допустить снятие прорезиненных вставок на ней, также нужно быть осторожным с самой торпедой, поскольку для снятия рамки нужно приложить усилия. Сделав это, вы увидите еще два винта — они фиксируют приборную панель.
  5. Чтобы демонтировать щиток, верхнюю защелку следует открыть влево, после чего поддеть ее и вытащить вверх. Сделав это, контрольный щиток можно демонтировать.
  6. После снятия приборной панели нужно открутить пять винтов и демонтировать защитный кожух. После этих действий производится снятие рамки приборки со стеклом — вам потребуется отогнуть пять защелок и, используя отвертку, поддеть рамку, после чего произвести демонтаж щитка с платой. Если надо демонтировать стрелки, то для начала положите на саму шкалу лист бумаги, после чего осторожно подденьте стрелку отверткой. Сняв стрелки, можно произвести демонтаж самой микросхемы, чтобы сделать это, отогните четыре стальных фиксатора на одометре, а также четыре пластмассовых защелки.
  7. По сути, теперь вы полностью разобрали приборку. Остается самое сложно — произвести ее ремонт или замену вышедших из строя компонентов. Если вы никогда ранее не сталкивались с похожей задачей, то лучше доверить эту процедуру квалифицированному электрику. В противном случае есть большой риск что-то сделать неправильно, таким образом еще больше ухудшив функциональность устройства. После ремонта сборка производится в обратной последовательности.



1. Извлеките заглушку рулевой колонки.



2. Выкрутите болты и отожмите защелки.



3. Демонтируйте щиток и разберите его. Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Читайте также: