Семейный лад вальдорфская школа стоимость обучения

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Все вальдорфские начальные и средние школы на карте Москвы: программы и цены

Обучение в вальдорфских школах не похоже на традиционные методы в общеобразовательных учреждениях. Здесь до 8 класса не ставят детям оценки, иначе составлен учебный план.

Кроме обычных предметов, в расписании детей есть рукоделие, наблюдение за природой, игра на инструментах.

В этой статье мы составили полный список школ Москвы, в которых используют вальдорфскую педагогику за основу для начальных и средних классов, с адресами, телефонами и ценами на обучение.

Все школы отмечены на карте:

Школа им. А. Пинского (ЦАО)


В школьном здании 40 учебных кабинетов, оснащенных необходимым учебным оборудованием. В здании есть также 3 мобильных класса, позволяющих проводить занятия с использованием ИКТ в неспециализированных кабинетах. Скомплектованы специализированные кабинеты биологии, физики, химии, информатики, технологии (два), музыки, кабинет музыкально-ритмического движения (эвритмия), а также двенадцать универсальных мультимедийных классов, в которых можно проводить уроки математики, истории, литературы, географии, русского языка.


Учебная программа в школе строится с учётом закономерностей развития ребёнка, отвечая на его изменяющиеся с возрастом потребности. Это открывает путь к собственной фантазии, росту творческих сил, к созреванию личности ребёнка. Цель – развить природные способности ребёнка, укрепить его веру в собственные силы, воспитать в нём инициативность, эмоциональную зрелость, чувство ответственности за свою работу.

В школе стремятся дать детям широкое образование, поэтому здесь все дети, помимо академических предметов, занимаются живописью, ваянием, ремёслами и музыкой в течение всего обучения. Каждый год дети участвуют в театральных постановках, созданных на основе пройденного литературного или исторического материала. Обязательные экскурсии, походы и практики позволяют пережить и понять, как сосуществуют человеческое общество и природа. Всё это позволяет детям, став взрослыми, найти своё место в жизни.

Школа имеет государственную лицензию и аккредитацию.

Школа святого Георгия Победоносца (ВАО)


Вальдорфская общеобразовательная школа святого Георгия Победоносца работает с 1994 года. Педагоги школы имеют как профессиональное, так и психологическое образование.

Методика обучения соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Это помогает освоить стандарт образования детям, которым по разным причинам трудно обучаться в массовой школе.

Особое внимание уделяется воспитанию, в котором большую роль играет качество человеческих взаимоотношений, так как ребенку необходимо чувствовать понимание и поддержку со стороны родителей и педагогов.

По окончании школы ученики получают аттестат государственного образца. В настоящее время в школе учатся около 100 учеников.


Преподавание изобразительного искусства в вальдорфской школе с 1 по 11 класс занимает центральное место. При этом на переднем плане здесь стоит формирование способностей, которые служат гармоничному развитию ребенка, раскрытию его природных задатков, а не художественные результаты.


Прежде чем поступить в школу, ребенок проходит собеседование со специалистами приемной комиссии, в которую входят два педагога, психолог школы и, в случае необходимости, школьный врач. Во время собеседования происходит знакомство с ребенком, определение уровня его готовности к школе, индивидуальных особенностей развития.

Сегодня школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации по начальному, основному и среднему уровням образования, входит в Ассоциацию вальдорфских школ. В 2017 году открылся первый класс для детей с ограниченными возможностями. В сентябре 2018 года впервые в истории школы появилось целых два первых класса, где теперь счастливо обучаются более 40 детей.

В Общеобразовательной автономной некоммерческой организации школа «Путь зерна» в одиннадцати классах учатся больше ста семидесяти ребят. Больше шестидесяти малышей утром радостно бегут в детский сад. Работают различные студии для детей и взрослых. Родители по-прежнему играют важную роль в жизни школы. Общими силами родителей и учителей организуются походы и учебные поездки, рыцарские турниры и олимпийские игры, многочисленные праздники, спектакли, ярмарки, мастер-классы.


Школа началась с небольшого домашнего детского сада в 1992 году. Спустя два года в первый раз открылись двери 1 класса. Это стало возможным благодаря энт узиазму и упорному труду родителей, которые и стали первыми учителями. В 2001 году центр «Согласие» официально зарегистрировался как автономная некоммерческая организация.

Школа «Согласие» выдает дипломы государственного образца, выпускники регулярно поступают в лучшие вузы Москвы на бюджетные места. Для того чтобы постоянно поддерживать уровень преподавания, учителя и воспитатели повышают квалификацию: учатся в вузах, обмениваются опытом с российскими и зарубежными коллегами, участвуют во всевозможных тематических семинарах.

Образовательная программа школы составлена с учетом требований федерального базисного Учебного плана, федерального компонента государственного стандарта основного (среднего) и общего образования, а также многолетней традиции вальдорфских школ Западной Европы и 20-летнего опыта работы ряда российских школ.


Каждый ребёнок в классе – индивидуальность. Задача учителя не просто дать материал, а развить эту индивидуальность. Любой материал, будь то математика или музыка, лишь инструмент для развития личности ребёнка. Учителю нужно услышать, понять каждого ребёнка, найти подход конкретно к этому ребёнку.

Родители включены в образовательный процесс, в жизнь школы. Они тоже чему-то учатся (петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать, говорить на иностранном языке и проч.), ходят с детьми в школьные походы, играют в театре, участвуют в праздниках, принимают участие в решении вопросов развития школы.

Изучая математику или русский язык, ребёнок погружается в предмет, сливается с ним, предмет изучения становится частью ребёнка, ребёнок проникает в него целостно — через мышление, через чувства, через деятельность.

Творческие предметы особенно важны для детей начальной школы. Музыка и пение, а также театр позволяют не только раскрыть у детей их способности, но также дать им возможность практиковать социальные навыки слушания и работы в коллективе.

Английский и немецкий с первого класса. Обмен с немецкими и английским школами в старших классах. Спектакли на языке. Школьные выезды заграницу.


Для детей с 1 по 3 класс важным является переход от игры к обучению, возможность дозреть физически и эмоционально. Для этого учебный план построен так, чтобы у детей была ежедневная возможность свободно играть и двигаться на природе.

Ученики 4-6 классов учатся через простроенную деятельность и художественные описания учителя. Много поездок и разнообразных дел круглый год.

6-8 классы узнают мир во многом через собственные усилия: опыты по физике и химии, вслушивание в речь, собственные размышления и выводы.

Вальдорфская школа: принципы обучения, плюсы и минусы, отзывы

Суть вальдорфской школы

Духовная наука, названная Штейнером «антропософией», стремится внести научную методологию в изучение явлений сверхчувственного порядка, построить мост между религией и обычной наукой. Он характеризовал её следующим образом:

Антропософия — путь познания, призванный духовное в человеке привести к духовному во Вселенной.

Чего-чего? В общем, не знаю, как вы, а я с сомнением и скептицизмом отношусь ко всякого рода эзотерике и мистике. А если добавить сюда магию, астрологию, гадания и вызывание духов, свойственные оккультизму, то и вовсе становится не по себе. В общем, фундамент, на котором основана вальдорфская школа, довольно сомнительный и пугающий.

Принципы обучения в вальдорфской школе

Обучение в школе длится 12 лет, из них 8 лет детям не ставят отметки, а основные предметы преподает один учитель. Причем учитель, помимо преподавания основных общеобразовательных предметов, поет, рисует, играет на флейте, вяжет, шьет. Прямо-таки Мэри Поппинс, разве не чудесно?

Также в школе уделяется огромное внимание творчеству, а домашние задания попросту отсутствуют. Преподаватели стараются как можно дольше продлить детям ощущение детства, так что строгих выговоров и битья указкой по голове здесь не встретишь.

В вальдорфской школе до второго класса не учат букв, не считают и не пользуются канцелярской ручкой. В первом классе дети только рисуют, и лишь второклашки начинают писать, причём сначала палочками на воске, потом чем-нибудь острым на бересте, потом гусиными перьями.

В вальдорфских школах отсутствуют компьютеры, а все окружающие предметы сделаны из натуральных материалов. Причем детям даже запрещается играть с игрушками, созданными не из природных ресурсов.

Вот такие принципиальные отличия вальдорфской школы от обычной. Для кого-то эти особенности являются преимуществом, для кого-то недостатком. В следующем пункте я выскажу свое мнение.

Игрушки учеников Вальдорфской школы (ручная работа)

Плюсы и минусы вальдорфской школы

Плюсы

Минусы

Учебный процесс в подготовительном классе Вальдорфской школы

Отзывы о вальдорфской школе

А теперь давайте посмотрим некоторые отзывы родителей, чьи дети учились в вальдорфской школе, и тех, кто так или иначе сталкивался с учениками этой школы:

Для моего аутиста эта школа идеальный вариант по многим параметрам: щадящая программа в начальной школе, небольшой класс (13 чел), спокойная, дружелюбная обстановка, понимание наших проблем.

Катерина

Интересные факты о вальдорфской школе

Урок рисования в Вальдорфской школе

Вальдорфские школы существуют уже почти 100 лет (с 1919 года), по всему миру насчитывается 1025 заведений, из них 18 в России (Москва, Санкт-Петербург, Зеленоград, Жуковский, Воронеж, Томск, Уфа, Смоленск, Самара, Калуга, Ярославль, Иркутск).

Спорим, вы знаете много выпускников вальдорфской школы? Среди них актрисы Дженнифер Энистон и Сандра Буллок, немецкий автомобильный дизайнер Фердинанд Александр Порше, а также генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

Кому подходит вальдорфская школа?

Надеюсь, мое исследование данного вопроса было достаточно полным и объективным, и поможет другим родителям разобраться с принципами обучения в вальдорфской школе. Если вы каким-либо образом сталкивались с этим альтернативным обучением, буду благодарна за комментарии. Всего хорошего вам и вашим деткам!

Вальдорфская школа «Семейный лад»: обзор и отзывы

Общая информация

Год основания: 1990

Сайт школы: http://sem-lad.ru/

Адрес учреждения: Москва, улица Кулакова, дом № 3, корп. № 2

Число учеников в классе: примерно 10 человек

Языковое обучение: английский и немецкий

Дополнительные занятия: театральная студия, занятия музыкой и танцами

Другие услуги: подготовка детей к школе, частный педиатр, служба охраны

Основные сведения о школе

Обучение детей

Данное общеобразовательное учреждение функционирует с 1990 года. Вальдорфская школа «Семейный лад» является членом ассоциации вальдорфских школ РФ. Учреждение занимает двухэтажное здание, которое находится на участке площадью 0,83 га. На территории школы есть спортивная площадка и хоз. зона. Все классы оборудованы в соответствии со стандартами и требованиями. Книжный фонд библиотеки включает 8 тыс. экземпляров.

При школе функционирует детский сад, который оборудован мебелью, есть зоны для игр, приема пищи и отдыха.

Детское обучение

Обучение в школе «Семейный лад» построено на принципах известной Вальдорфской системы педагогики. Подразумевается взаимодействие учеников, учителей и родителей. Это помогает улучшать качество воспитания в детях волевых и нравственных качеств. Работа с детьми происходит следующим образом:

  • Младшая школа. В этот период обучение имеет художественный характер. То есть дети пропускают через личное пространство все то, что видят вокруг. В это время у них происходит формирование доверия в миру.
  • Средняя школа. Дети уже взрослеют и проходят по всем ступеням становления личности. Аналитический характер восприятия информации означает, что дети не просто участвуют в познании окружающего мира, они отстраняются, наблюдают за тем, что происходит. Именно в этот период дети сталкиваются с трудностями переходного возраста. Поэтому педагогу нужно быть предельно внимательными с ними.
  • Старшая школа. В этот период ученики уже могут формулировать свое мнение, выражать мысли, у них возникает собственная точка зрения на все вокруг. В программе обучения не только общеобразовательные, но и художественные предметы.

Дети могут не только посещать уроки, но и заниматься танцами, музыкой, играть в театре, чтобы развивать свои творческие способности.

Школьное образование

Отзывы родителей «Семейный лад» благодарные и положительные. Многие дети впоследствии по окончании школы поступают в престижные вузы и находят хорошую работу. Главное — направленность на результат.

Секта для самых маленьких: почему вальдорфские школы и детские сады опасны

В Перми по решению суда временно остановили работу частного детского садика. Поводом для закрытия стала проверка, проведенная сотрудниками Рособрнадзора, во время которой были выявлены нарушения в работе сада. В частности, в помещении не было кроватей для детского сна, а сами дети спали на полу в тихий час. Детский сад «Апельсин» называет себя пространством с элементами вальдорфской педагогики, а его основатели утверждают, что вдохновлялись скандинавскими детскими садами и школами. Почему в России получили популярность вальдорфские детские сады и какие проблемы создает воспитание в «гармоничной атмосфере» для будущей жизни ребенка — разбирались «Известия».

Сад без кроватей

В платном детском саду «Апельсин», закрытом по решению суда, под одной крышей находилось не только помещение для дошкольников, но и частная школа. Проверку провели после того, как один из малышей попал в больницу с диагнозом «коклюш». Выяснилось, что кровати в здании отсутствовали в принципе, а постельное белье на матрасах менялось реже чем раз в неделю. Кроме того, помещение не проветривалось и не соблюдался температурный режим, а продукты питания на кухне хранились с нарушениями условий. Руководитель детского сада Лидия Михайлова признала ситуацию «высосанной из пальца» и не стала комментировать отсутствие кроватей в детском саду.

ребенок спит в детском саду

Отзывы родителей об «Апельсине» крайне восторженные не только на странице самого сада, но и на независимых площадках. Мамы отмечают теплое отношение к детям со стороны воспитателей, хорошее питание и большое количество праздников. Судя по видеоролику, сделанному создателями сайта, внутри царит творческая атмосфера: в помещении развешаны гирлянды из шишек и крафтовых пакетов, у каждого из детей есть свой мягкий ящик, в классе есть грифельные доски во всю стену и огромное количество поделок. Впрочем, вся эта приятная глазу картинка отражает лишь внешнюю сторону происходящего. В основе воспитания и обучения детей в этом саду лежит вальдорфская система, продуманная австрийцем Рудольфом Штайнером в начале прошлого века. Образовательный процесс построен вокруг учения об антропософии, которое имеет оккультные корни.


По данным Ассоциации педагогов вальдорфских детских садов в России, членами этой организации являются как минимум 53 детских сада по всей стране. Большая часть из них приходится на частные детские сады, но в ряде городов есть вальдорфские группы в муниципальных садах. Пермский детский сад «Апельсин» входит в число членов данной ассоциации.

Давят на сознание

Апологеты штайнеровского учения видят цель образования в «становлении человека как целостного существа» и поиске его призвания в жизни. А цельным человека делает обучение по данной системе на протяжении всего детства — с дошкольного возраста до совершеннолетия. Классическое образование вальдорфская система преподносит как «школьный конвейер» и противопоставляет тому индивидуальный подход, который дает детям школа, «пробуждающая сознание» детей.

Стремление сделать процесс вальдорфского образования столь длительным неслучайно: дети, растущие в тепличных условиях, практически не приспособлены к обучению в условиях обычной школы. Они не привыкли к тому, что учителя нужно слушаться, а их знания будут оцениваться. В вальдорфской школе дети познают мир через творчество: поделки из натуральных материалов, песни и эвристические танцы. Оценить прогресс в развитии ребенка исходя из его умения петь, танцевать и лепить поделки достаточно проблематично, но это и не нужно.

ребенок шьет куклу

Центр религиоведческих исследований Иринея Лионского причисляет вальдорфские школы Рудольфа Штайнера к числу оккультных сект. Причин этому несколько: эзотерическое учение построено на личных откровениях Штайнера о духовном мире, которые представляют из себя смесь религиозных, научных, исторических и мистических аспектов. В ней смешиваются философия зороастризма, многобожество и индуистские представления о карме и реинкарнации.


Планеты в философии Штайнера соотносятся с историческими эпохами, созвездия зодиака — с двенадцатью частями человеческого тела, а четыре стихии — с четырьмя типами человеческого темперамента. Явным признаком секты, по словам исследователей, является и то, что Штайнер признавал свои откровения единственной истиной, отвергая любые другие типы знания, а после его смерти в его учении не допускаются никакие корректировки или дополнения.

Своей привлекательностью для родителей вальдорфские детские сады обязаны тем, что посетитель видит красивые декорации и приятную атмосферу внутри учреждения, а также участливость и отношение педагогов к своим детям. Дни открытых дверей проходят регулярно, и задача воспитателей, именуемых садовницами, заключается в том, чтобы ничего не навязывать родителям и никак не выносить на обсуждение сектантскую идеологию. А интересоваться трудами Штайнера, на которых построен процесс воспитания детей, станут лишь самые любопытные из пришедших.

взрослый держит руку ребенка

Ширма учительского энтузиазма и индивидуального подхода имеет огромные преимущества в сравнении с обычной школой, где учителя ставят знания гораздо выше самопознания и творчества. Именно контраст бесконечных семейных праздников в вальдорфской школе и больших классов с зубрежкой в обычной производит неизгладимое впечатление на родителей. Особенно привлекательна эта система для последователей естественного родительства и других детоцентричных моделей воспитания.

«Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза. Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей. Поэтому неудивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, так же как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей», — говорится в исследовании Дена Дагана и Джуди Даар.

В программе обучения два языка с первого года, рисование и эуритмика — медленные движения под музыку, несущие особый смысл, согласно учению Штайнера. Перед едой дети поют молитву, славящую солнце. Любопытно и то, что индивидуальность ребенка садовницы развивают через подражание.

дети обнимаясь стоят в круге


Мамы, обсуждающие поступление в вальдорфский детский сад на форумах, практически единодушно отмечают, что отношение, которое они и их дети получают, несравнимо с государственным учреждением. Ради этого они готовы закрывать глаза и на странные молитвы перед едой, и то, что в саду не готовят к поступлению в школу, и даже то, что при продолжении обучения в вальдорфской школе ребенка не будут готовить к поступлению в университет.

«Перед едой они поют: «Каждый плод Землей рожден, силой Солнца напоен, славлю Солнце, славлю Землю, благодарно всё приемлю!» Потом говорят хором: «Приятного аппетита». Ничего плохого в этом не вижу», — написала мама воспитанника вальдорфского детского сада.

Детям запрещено пользоваться пластиковыми игрушками: всё должно быть натуральным и желательно сделанным своими руками. Никаких телевизоров и компьютеров в идеале не должно быть ни в школе, ни дома. Родители должны быть полностью вовлечены в жизнь детского сада: участвовать во всех праздниках, а первые два месяца они должны каждый день проводить с ребенком в детском саду.

Выпускники вальдорфских школ достаточно часто становятся преподавателями всё в тех же «детских садах и школах для свободных людей». Получать классическое образование для работы в вальдорфском детском саду не нужно, гораздо важнее — быть из круга своих и быть близко знакомым с антропософией.

Растить физическое тело


Вальдорфская педагогика — не самостоятельная система, а всего лишь «приложение» оккультного псевдонаучного эзотерического учения антропософии. Антропософы верят, что ребенок — это еще не полноценный человек. Штайнер делит жизнь на семилетние физические циклы. Ребенок в данном контексте ­— это физическое тело, потом появляется астральное тело, затем эфирное, и так каждые семь лет. Лишь в 21 год человек становится сформированным, пояснил в беседе с «Известиями» зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, профессор ПСТГУ Александр Дворкин.

«Ребенок до семи — это физическое тело, к которому и соответствующим образом нужно относиться: интеллектуальное развитие не поощряется, только проявление эмоций. Интеллект, согласно этому учению, формируется к 21 году, поэтому в детском саду их не учат читать и писать, а только устраивают постоянные беспредметные праздники. Это воспитание махрового инфантилизма: детей сознательно воспитывают с отставанием в развитии», — отмечает Александр Дворкин.

По словам Дворкина, родители обманываются навязчивой манипулятивной рекламой: им рассказывают про всемирно признанную элитную систему, исключительные результаты, показывают, как детей окружают любовью и лаской. Взрослые пропускают мимо ушей, что в детском саду и школе нет главного — образования и развития детей.

детские кубики на заднем фоне дети

«Дети окружены бесконечным сюсюканьем и играми, которые не развивают. Он рисует какую-то абстрактную картинку, потому что предметно их рисовать не учат. Все вокруг восторгаются, как это гениально, хотя детей не научили даже простую линию провести. Часть родителей сами приверженцы антропософии, но большинству запихивают это учение с черного хода», — добавил профессор.

Вальдорфцы уверяют, что, дескать никого в школах в антропософию не вовлекают. Но они и не могут вовлекать, так как антропософия позиционирует себя как тайное учение для избранных людей, а дети, по определению, еще не люди. Но антропософское мировоззрение ученикам прививается с самого начала, под видом «философии», «естествознания», «ритмики» и т.д.

Чтобы скрыть религиозную составляющую секты практикуется сознательная подмена понятий: молитвы не называют молитвами, а языческие обряды маскируют под традиции.

«Детей обучают лгать, чтобы скрыть языческие элементы антропософии и не создавать у родителей ощущения, что это религия. Все преподаватели в таких школах должны быть практикующими антропософами или как минимум людьми, глубоко сочувствующими этой системе. Нужно это для того, чтобы создать подмену понятий и выдавать антропософию за светское учение, что даже близко не так. Дети не получат нужного образования, им будут исподтишка запихивать антропософское мировоззрение, и дальше, те из них, кто может показаться полезным, окажутся внутри секты и будут распространять ее идеи», — отметил Дворкин.


Атмосфера невмешательства

Анастасия проучилась в вальдорфской школе три года, а ее младший брат ходил в детский сад по этой системе. За время, проведенное в стенах «особенной» школы, уровень ее знаний сильно упал, и ей пришлось полгода заниматься с репетиторами, чтобы нагнать программу в общеобразовательной. Уйти из школы она решила из-за странной атмосферы, царившей там, а также нескольких инцидентов с учителями.

«До пятого класса воспитание детей максимально щадящее. Дети пишут карандашами, рисуют круги мелками и не используют ручки. Все рисунки абстрактные, воздушные и никакой конкретики. Оценки ставить нельзя, потому что это может подавить психику ребенка. Когда я пришла из обычной школы, то спокойно умела решать уравнения, но в вальдорфской школе никто и не слышал о том, что это такое. За три года я растеряла все знания по точным наукам, а когда вернулась в обычную, то мне было очень сложно нагнать по геометрии, алгебре, потому что знания были очень слабые. По литературе программа была очень ограниченная, поэтому приходилось потом читать много книг. Базовые знания всегда стояли на втором месте, а на первом плане — внутренняя жизнь школы», ­— рассказала Анастасия.

ребенок рисует картинки

Понедельник начинался с общего сбора, в каждом классе было по 10–15 человек. Там все собирались и читали благодарственные тексты, которые настраивали детей на успешную учебу. Каждую неделю выбирался главный предмет, и его изучали больше, чем остальные.


«Были такие занятия, как эвритмия, которые мне казались очень странными. Что-то похожее на гимнастику, но там нужно изображать буквы и использовать палки. Это циклично повторяется и оказывает влияние на мозг. Там была такая система, что если ты делаешь что-то по-своему, то тебя сразу наказывают: выгоняют, ругают и принижают. Если ты рисуешь или танцуешь не так, как тебя просили, — ты не прав. Любая инициатива порицается. У меня сложилось впечатление, что это система, которая воспитывает не индивидуальность, а, наоборот, учит быть податливым и удобным для эксплуатации», — добавила бывшая ученица школы.

Анастасия была единственной девочкой в классе, и первое время отношения с одноклассниками не складывались. Учителя предпочитали отстраниться от проблем и советовали ученице терпеть и смириться.

«Постоянно ругали государственные школы, что там всё плохо, всех бьют, подавляют индивидуальность. Хотя когда я училась в обычной школе, то сперва училась в ней выживать, и это было даже полезно. В вальдорфской школе я пришла в класс, где были только мальчики, и первые полгода меня попросту били. Отношения были сложные со всеми. Учителя не принимали никаких мер и просто говорили, чтобы я терпела и смирилась. Психолог запирал меня в кабинете, чтобы доказать, что я не права. Там хорошо тем, кто никогда не проявляет своих качеств и не высказывает своего мнения. Сама эта теория появилась незадолго до гитлеровской эпохи и задумывалась как система воспитания детей рабочего класса», — добавила бывшая ученица вальдорфской школы.

ребенка ругает мужчина

Летом детей вывозили в резиденцию, где они должны были отдыхать, но по факту бесплатно работали. Всё это оплачивали родители. Нужно было мыть посуду, ухаживать за скотом, работать на кухне.


«По сути, на нас там только орали, потому что всё мы делали не так. Я отказалась работать и пригрозила рассказать родителям о том, чем мы занимаемся. Там живет куча семей и есть женщина-наставница. Каждое утро они собираются в зале, читают эти молитвы и тексты Штайнера, а потом распределяют работы. Многие из живущих там продали свои квартиры, чтобы вложиться в эту общину. Они очень убеждены, что живут правильно и всё делают правильно, а на самом деле там много фальшивого. В резиденции меня покусала собака, чуть не оторвала палец. Был скандал, но они решили замять его и не стали говорить родителям», — добавила Анастасия.

По ее словам, «друзья вальдорфской школы» — большая община, в которой абсолютно искренне верят в идеи Штайнера и почитают его как святого. Они часто устраивают съезды и собрания в славянском стиле, но при этом зачитываются трудами немецкого мыслителя и время от времени читают христианские молитвы.

«Все они волшебные, магические и святые, но на самом деле это всё очень пугает. Мамы, которые туда приводят детей, верят в то, что только в такой школе можно развить таланты ребенка, потому что он уникальный. Но когда человек долго жил в такой атмосфере, ему сложно адаптироваться в реальном мире», — резюмировала ученица вальдорфской школы.

Вальдорфская школа. сладкие песни и реальность. Наш опыт. часть 2.

Встреча родителей произошла за долго до орг собрания. И происходили на протяжении всего лета, периодически. Мы убирали наш будущий класс. До ремонта, после ремонта, муж мой таскал станки-делалась мастерская в школе.

Как то мы приехали с мужем на очередную уборку, а никого нет.
Подождав пол часа, звоним классному учителю, та через время нам перезванивает. Типа, это не моя вина, все отменилось. Тут есть главный, он такой и есть надо все все время уточнять и проверять. я тут человек новый. этого не знала. моей вину тут нет.

Об этом мы тогда забыли, но "я не я и хата не моя" это характеристика учителя на след. пол. года

Потом осенью делалась спорт. площадка для детей, выиграли грант от города т. е. деньги, а саму площадку устанавливали родители, педагоги и директор
Вот такая. Всякие интересные" лазилки, ходилки и виселки" для физич. развития. Это из интернета, но у нас такая же.

Вальдорфская школа. сладкие песни и реальность. Наш опыт. часть 2.

Вальдорфская школа. сладкие песни и реальность. Наш опыт. часть 2.

Вальдорфская школа. сладкие песни и реальность. Наш опыт. часть 2.

Ну и наконец первое сентября!! Ура-Ура, дождались и наш сын пошел на свой первый школьный праздник!

(За день до этого на орг. собрании мы узнали, что приедет первая леди страны. Что придти надо к 7,40
Тогда после собрания родители шутили, а нас пустят в школу?)))

В школу пустили без паспорта, хоть и было много все возможной охраны и пр. Мы прибыли на назначенное время, но.. людей как то было не много, шла репетиция линейки. Потом оказалось, что перенесли линейку на час позже. И ходили там такие-же как мы, которых не предупредила об этом учитель. Потом я спросила-" Почему не позвонили", на что ответили- "я всем сообщила, не знаю почему вам не дошло, посмотрите рассылку".
Но мы не не знали, что 31 вечером надо смотреть почту, ну как то не до нее было. Кому позвонили, тот пришел по новому времени, а все не смотрящие почту, раньше на час))
Ну да ладно, зато мы посмотрели как готовиться школа спец. службами к приему первых лиц.
С собаками заходили-выходили, Приехали все возможные дяденьки-тетеньки одетые под обычных людей и рассредоточились, их отличал только в ухе наушник. Потом наш малый захотел в туалет. И увидев из знакомых лиц только директора, пришлось спросить у него, можно ли в школу заходить. В школе за каждым поворотом кто-то стоял и спрашивал куда и зачем идем. Осматривались помещения на первом этаже, а потом закрывались на ключ. Было интересно, как заглядывают во все углы. Этот час ожидания, не был скучен.

Праздники окончились, начались будни. Как-то у меня произошел разговор с КУ(классным учителем) на тему приезда первой леди, получения гранта на строительство площадки. Вот говорю как повезло школе)
КУ мне с серьезным лицом сказала-"Это все благодаря мне! Я если появляюсь где-то, то все у всех складывается счастливым образом. И У меня всегда все хорошо!". Я это восприняла с юмором.

Дети ходили в школу только на один урок, их решили плавно вводить в школьный режим. Через неделю полторы, добавлялся еще урок и так в течении где-то двух месяцев, у нас уже был обычный школьный день.
Родители тусили под школой в ожидании детей и общались.
Мы конечно все были разные, но я заметила, что все чем то интересным увлекающиеся, имеющие не стандартные взгляды на жизнь.

У старшей дочки в школе мы много лет не знали как кого из родителей зовут, хотя общались на тему школьных дел, но не так просто-запросто, как было тут.

По прошествии где-то недели-двух, некоторые родители стали уходить, а те кто далеко живут оставались. К слову далеко живущими были почти все. Все ездили из отдаленных районов города.
Один мальчик стал выбегать из класса, со слезами и криком. Мама его не могла понять в чем дело и стала стоять в холле перед классом. Погода не способствовала ожиданию на улице и все перешли в холл тоже. Мальчик(назовем его Ромой) выбегать стал все чаще и чаще, мама часто забирала его после главного урока.

После главного урока завтрак и прогулка 20-30 минут. Дети бегали и лазали на новой спорт площадке. Иногда оставался и Рома. КУ периодически, что то говорила маме Ромы, а когда они уходили, начинала, что-то вроде-" у него точно есть какой-то диагноз, а родители Ромы не хотят ставить. или что ей рассказывать, посмотрите на нее, чего ждать от ребенка. странно, а где его отец, его не видно в школе, зачем они его скрывают. из таких как он(Рома) потом получаются наркобароны.. и т п."

нам родителям говорилось, что мальчик ведет себя невменяемо, "спасите меня от Ромы", он мешает проводить урок и мешает детям.
Приглашался психолог и даже врач приходил. Было очень странно, но мальчик вел себя нормально только вне стен школы и у врача с психологом тоже. Учитель просила у меня видеорегистратор, чтоб зафиксировать его поведение в классе. Родители очень возмущались поведением Ромы и даже, хотели что-то писать. В видеорегистраторе поломали кнопку и им было не судьба записать.
Со временем Рома стал ходить редко т к болел. На маму его стали смотреть как на эгоистку, которая привела своего проблемного сына, чтоб мешать всем учиться.(догадайтесь сами, кто это стал говорить первым)

Ну все, Рома не ходит, никто уже не должен мешать детям получать знания.

Буквально в течении нескольких дней стал выставляться другой мальчик(назовем его Костей)
Костя получал задания пробежаться или попрыгать в коридоре, потом мог зайти. Иногда он просто стоял возле двери. Мама его стала стоять периодически и иногда забирала ребенка. Иногда недоумевала, что такое, почему ведет себя плохо. Он конечно шустрый и баловаться может, но и посидеть может т. к. ходили на музыку(а там сольфеджио, хор), где он ведет себя нормально.
Учитель же говорила, что сладу с ним нет. Он гиперактивный("кого не пеленали все такие, не чувствуют границ своих. ". посмотрите на нее.. какая мама такой и ребенок" ). Костя не как Рома, продолжал ходить и выставлялся регулярно, поэтому с мамой мы раззнакомились. Очень позитивный человек, занимается йогой и видит в людях только хорошее.
Тщательно соблюдала все рекомендации КУ по своему сыну.

В скорости стали выставлять 2-3 человек из класса, типа присмотрите, они мешают, устали и т п.
веселая компания в холле стала затевать игры и драки, часто к этому присоединялись другие дети, тоже выставленные, но из других классов.
Один мальчик(пусть будет Игорь) сразу как его выставили, бежал из школы, просто на улицу, а там к воротам. На улице уже был октябрь.
Раза 4 побегав за ним, я попросила охранника не выпускать его. Игорь стал бродить по школе, мог уйти с прогулки, его искала и я и не только я. Но мальчик обычно был в школе.

Был еще мальчик (назову его Васей) с ним было сложней, когда выставляли, он не слушался, когда его просили не драться например. На улице например на уроке физ-ры, он почти не участвовал в уроке. Лазил по деревьям или бежал к забору за которым была проезжая часть и мог залезть на него и бросать камни в машины, конечно это пресекалось. мной.
т. к. со временем осталась стоять я и еще одна мама периодически, мы помогали чем могли КУ с детьми на прогулках и на уроке физ-ры, который пока была нормальная погода, был на улице.

Тут добавились уроки в некоторые дни и я могла уезжать домой.
моему сыну нравилось в школе, но нарисовалась одна проблема, он не дрался.
Были еще два мальчика, не драчливые, остальные дрались. Это происходило в классе, во время урока. Я несколько раз говорила КУ, она считала, что это возраст такой, мальчишки всегда дерутся.
Драки стали постоянны-на прогулках и на перемене, учитель не обращала внимание, на возрастающую агрессию детей, стали жаловаться другие родители, что ранее спокойные дети стали агрессивны и даже дома бывает ведут себя так по отношению к младшим.

Вальдорфские школы в Москве, МО и России

Вальдорфские школы создаются родителями, для которых образование – это путешествие, а не гонка. Цель их – дать детям возможность раскрыться, обнаружить и проявить свои таланты, почувствовать вкус к обучению, интерес и радость преодоления трудностей в получении знаний.Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в классической вальдорфской системе являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (немецкий, английский с 1-ого класса) и т. д.

Московская Вальдорфская школа им. А. Пинского

г. Москва, Стремянный пер., д. 33/35

Секретариат: (499) 236-52-14

Частная средняя общеобразовательная школа «Семейный лад»

Метро: «Строгино» и «Щукинская»

Директор школы: Перлич Алексей Викторович

Средняя общеобразовательная школа «Путь зерна»

Телефон: (495) 336-6866

Московская область, Одинцовский р-н, д. Ларюшино-2, д. 81.

Частная школа «Согласие» в Зеленограде

Телефон: (499)703-0401

Школа началась с небольшого домашнего детского сада в 1992 году. Первыми учителями стали родителями. В 2001 году центр «Согласие» официально зарегистрировался как автономная некоммерческая организация и получил свое нынешнее название.

Школа святого Георгия Победоносца.

Телефон: (916)972-94-07 Светлана

Вальдорфская частная школа в Жуковском Телефон: (498)487-50-62

Вальдорфская частная школа на Николиной горе

3 comments

Семейная школьная вальдорфская инициатива в Алабушево (Солнечногорский район).

Мы, молодая школьная вальдорфская инициатива, расположенная рядом с Зеленоградом (г.Москва), готовы принять новых учеников в 1-й и 4-й классы на 2017-2018 учебный год.

Мы приглашаем вас – активных, ищущих родителей, готовых вместе с другими родителями и педагогами создавать по-настоящему современную школу.

Семейная школьная вальдорфская инициатива в Алабушево (Солнечногорский район).

Мы, молодая школьная вальдорфская инициатива, расположенная рядом с Зеленоградом (г.Москва), готовы принять новых учеников в 1-й и 4-й классы на 2017-2018 учебный год.

Мы приглашаем вас – активных, ищущих родителей, готовых вместе с другими родителями и педагогами создавать по-настоящему современную школу.

Вальдорфская школа: плюсы и минусы

Любая образовательная система имеет свои плюсы и минусы. Идеальных нет, и вальдофская школа - не исключение. Основанная на антропософских идеях, вальдорфская школа даёт лишь общее образование. Дети в вальдорфской школе изучают не только внешний мир, но и свой внутренний душевный мир. Конечная и главная цель вальдорфского образования - воспитание свободной, высоконравственной, ответственной личности с хорошим воображением и отличной памятью.

История создания вальдорфской школы

История вальдорфской школы начинается в 1919 году, когда владелец немецкой сигаретной фабрики "Вальдорф Астория” в Штутгарте попросил Рудольфа Штайнера открыть школу для детей работников завода. И Штайнер приступил к делу. в скором времени его школа получила популярность, здесь стали учиться дети со всего города. Так и зародилась знаменитая вальдорфская школа. Надеюсь, вы уже догадались, что названа она так в честь одноименной фабрики. На сегодняшний день в мире насчитывается больше 1000 вальдорфских школ. Многие из них сосредоточены в США. Ну а кто же такой Рудольф Штайнер? Предлагаю заглянуть в Википедию . Итак, Рудольф Штайнер - философ, педагог, оккультист, мистик, эзотерик и создатель антропософии. А если вы знакомы с косметикой немецкой фирмы Weleda, тогда знайте, что Штайнер был основателем этой компании - в 1921 году он создал фармацевтическую лабораторию, занимающуюся лекарственными растениями. Ну а что такое антропософия?

Антропософия - философия, "наука о духе", как называл ее Рудольф Штайнер, религиозно-мистическое движение. что не удивительно, ведь сам Штайнер был мистиком. Основная идея антропософии заключается в триединстве человека - Дух (мысли, интеллектуальные и познавательные возможности), Душа (чувства и эмоции) и Тело (физические возможности). Естественно. Поэтому ученики вальдорфской школы учатся познавать свой Дух, Душу и Тело. Я не буду вдаваться глубоко в антропософию, ведь главная задача этой статьи - ознакомить вас с плюсами и минусами вальдорфской школы, чтобы вы могли определиться нужна ли она вам и вашему ребенку.

Вальдорфская школа

Кто придумал

Отцом-основателем, кем была создана первая свободная вальдорфская школа, называют Эмиля Мольта, владельца сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». Мольт организовал школу на основе педагогических трудов Рудольфа Штайнера.

Рудольф Штайнер — личность неоднозначная. Он пытался соединить научный подход и сверхъестественное, основал антропософское общество. В своих лекциях рассказывал об исследованиях последовательных воплощений личностей, технике изучения кармы. Эмиль Мольт предложил ему поучаствовать в создании прогрессивной школы, в основе которой лежал бы новый взгляд на образование.

В 1982 году Союз свободных вальдорфских школ Германии (ССВШГ) зарегистрировал марку «Рудольф Штайнер» и «Вальдорф», как товарные знаки в области услуг образования. Теперь, чтобы официально называть себя «вальдорфской», работать по методике Рудольфа Штайнера, школе потребуется официально зарегистрироваться в Союзе независимых вальдорфских школ.


Чем отличается от обычной

Главная цель школы — дать ребенку возможность развиваться в естественном для него ритме. Основа вальфдорской педагогики — антропософия (течение, созданное Штайнером). Суть антропософии:

  1. Триединство. Человек — это соединение духа (интеллект, способность познавать), души (чувства, эмоции, творческие и художественные способности) и тела (воля, практические способности). Задача педагога — уделить внимание развитию всех трех составляющих.
  2. Четыре сущности человека. Физическое, эфирное, астральное тело и бессмертная составляющая (высшее «Я»). В школьные годы рождается эфирное тело (7 лет), астральное тело (14 лет), рождение «Я» приходится на 21 год.
  3. У каждого человека уникальное соотношение четырех темпераментов. В течение первых трех лет жизни рекомендуется окружать ребенка детьми со схожим темпераментом.

С точки зрения образовательных принципов Штайнера, что это за образование — вальдорфская школа (чем ее методы отличаются от классических школ):

  1. Метод душевной экономии. Ребенку дают задания, посильные ему на данном этапе развития. В обучении учеников младшей школы много рукоделия, активных игр, занятий, развивающих мелкую моторику.
  2. Обучение в сопровождении чувств. Знания дают так, чтобы увлечь ребенка. Делается акцент на долговечность эмоциональной памяти.
  3. Построение уроков. Первый урок — главный, длинный, основной (русский язык, география, математика и аналогичные). После них идут иностранный язык, рисование, музыка и подобные. После обеда детям дают предметы с физической нагрузкой (садоводство, труд, шитье).
  4. Материал дают «эпохами». По 3-4 недели дается на то, чтобы ребенок втянулся в определенный учебный предмет.
  5. Классный руководитель преподает основные предметы до 7-8 класса.
  6. С первого класса изучают 2 иностранных языка.
  7. Оценок нет, только характеристики.
  8. Принцип гармонии души: в подготовишках и начальной школе развивают волю, насыщают программу практическими занятиями, играми, в среднем звене развивают социализацию, художественные навыки, в старших классах делают акцент на умении сочувствовать и критически мыслить.

Кого принимают в вальдорфскую школу

В школу принимают обычных детей. Нет особых требований к первоначальным талантам или знаниям ребенка. При приеме в школу работают правила закона «Об образовании». Первыми в школу возьмут деток, прописанных в доме, закрепленном за территорией школы. Отказать в приеме ребятишкам не по прописке вправе, только если классы укомплектованы, и не осталось свободных мест.

Стоимость обучения

В России есть вальдорфские школы, созданные на базе государственных школ, и частные школы. Список организаций, аккредитованных ССВШГ, ищите на сайте https://www.freunde-waldorf.de.

Обучение в государственных школах бесплатное, родители оплачивают только питание детей. Стоимость обучения в частных школах зависит от региона.

Данные на 2019-2020 учебный год, сколько стоит вальдорфская школа в разных городах:

  • Москва — 26 000 рублей ежемесячный взнос, нередко добавляют первоначальный единоразовый взнос в таком же размере, как и ежемесячный. Питание оплачивают отдельно;
  • Санкт-Петербург — 26 000 рублей, питание или включено в сумму, или оплачивается отдельно;
  • Воронеж — 15 800 рублей ежемесячно, питание оплачивают отдельно;
  • Иркутск — 15 500 рублей ежемесячно, питание оплачивают отдельно;
  • Уфа — школа полного дня, 20 000 рублей ежемесячно, питание оплачивают отдельно. Школа неполного дня — 15 000 рублей, питание оплачивают отдельно.

Плюсы и минусы обучения

В 2019 году необычному стилю обучения стукнуло уже 100 лет. Нежизнеспособная система столько не протянет. Но у каждой медали есть две стороны: разберем плюсы и минусы.

Начнем с хорошего:

  1. Упор делают на развитие личности. Педагог направляет ребенка, поддерживает, дает высказать свое мнение.
  2. Обучение двух иностранных языков с первого класса нередко принимают, как плюс.
  3. Нет домашних заданий. Это несказанная радость для детей и их родителей.
  4. Процесс обучения стараются строить так, чтобы привить любовь к школе. Чтобы на учебу — как на праздник, а не как на каторгу.
  5. Нет соперничества. Стараются класс сплотить, не потворствовать козням, гонениям, дразнилкам.
  1. Не стоит забывать, кто создал вальдорфскую школу, господин Штайнер оставался до конца своих дней практикующим мистиком. Раньше основную массу учеников составляли дети родителей, увлекающихся принципами антропософии. Сегодня туда отдают деток, которым хотят создать комфортные, неконфликтные условия обучения. Это иногда выливается в неспособность детей влиться в другой, более «приземленный», «дворовый», «обычный» коллектив.
  2. Дети до второго класса пишут печатными буквами. Есть мнение, что пренебрежение письмом снижает темп развития ребятишек.
  3. Большее количество подобных школ в России — частные, и стоят они недешево.
  4. Школа больше подходит творческим личностям, деткам с гуманитарным уклоном. В обучении не приветствуются новые технологии, компьютеры и другие гаджеты.
  5. От детей не требуют уметь читать. Считается, что до 7-8 лет не владеть чтением нормально.
  6. Детям с высокими интеллектуальными способностями или логическим складом ума (генами инженера) в такой школе вполне реально закопать талант глубоко в землю. На уроках выжигания, труда и лепки ребенок не узнает о робототехнике, программировании и прочих математических прелестях.
  7. Отсутствие конкуренции вполне способно снизить желание учиться и хоть что-то делать. Некоторым деткам важно видеть результаты своей работы, а здоровая конкуренция подталкивает их двигаться вперед.
  8. Уравнивание класса под одну общую дружную компанию вполне способно спровоцировать заминание конфликта вместо здорового вскрытия проблемы и справедливого наказания виновного.
  9. Большой акцент на личности учителя — это очень большая человеческая ответственность. То, что начинается с улыбок и желания творить с детьми, способно спровоцировать комплекс «маленького бога». Такое случается редко, но знать об этом стоит. Дети, не желающие играть по правилам такого учителя, становятся негласными изгоями.

В качестве пищи для размышлений, выдержка из бюллетеня «В защиту науки», статья «Незримый член российского образования» Васильева В.А. (академик РАН, член экспертной комиссии Российского совета олимпиад школьников РСОШ по математике, лауреат премии правительства РФ в области образования):

«А чем еще мне хотелось поделиться, так это сильными чувствами (в том числе и в адрес собственной простоты) от вида того, сколько и с каким трудом приходится догонять по всем предметам моему сыночку, отучившемуся почти три года у ортодоксального вальдорфского преподавателя, чтобы выйти на объективно пристойный уровень в нормальной школе. Надеюсь, что мне это удалось. И все же у меня есть повод для благодарности антропософии вообще и вальдорфской системе, в частности. Опыт знакомства с ними помог мне сформулировать одну из важнейших (если не самую важную) задач начального и дошкольного образования: вовремя научить детей тому, что все, произносимое человеком, должно иметь какой-то смысл. Утверждение вроде бы самоочевидное, но именно в силу очевидности осознать его удается, лишь столкнувшись со злостным его нарушением».

Читайте также: