Схема бсз ваз 2108

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Модернизация системы зажигания карбюраторных ВАЗ 2108 — 21099

Так как мне захотелось немного модернизировать свою систему зажигания, а именно поменять старую катушку на что нибудь другое из за того, что по всем признакам и приговору СТОшника уже подходит время её менять. Перелопатив весь форум и интернет, видел как применяют по четыре катушки, две релюшки, кучу проводки и полнейшего разноса трамблера )) чтоб впихнуть невпихуемое, дошел даже до способа "божья искра", понял что это очень хлопотно и из за неправильной установки можно влететь есчо на более крупную сумму.
Короче, нашел на мой взгляд самый простой способ как заменить надоедливую катушку 027.3705 за которой нужен "уход" и теперь я очень сильно сомневаюсь в качестве новых "российско — китайских" катушек такого типа:

на более современный вид инжекторной катушки 2111-3705010-03 с несильно большой доработкой самой проводки

Получается что в схеме практически ничего не надо менять, просто заменяется сама катушка зажигания.
В цепи бесконтактной системы зажигания ВАЗ 2108 остаются все детали — коммутатор электронный 0529.3734, ВАЗовский трамблер во всей своей красе с одним бесконтактным датчиком холла.

Установка :
При подключении катушки можно выбрать левую или правую сторону в этом случае другая сторона будет резервной, получается один провод от катушки подключается к корпусу "масса", другой идет на трамблер как от стандартной катушки зажигания.

Сам центральный высоковольтный провод который идет на трамблер надо будет переделать, потому что вывод на катушке инжекторный значит тот конец провода который идет на катушку нужно установить инжекторный наконечник.
На свечах рекомендуемый зазор 1,0 — 1,13 мм.
Схема подключения инжекторной катушки:

Для сравнения это схема подключения катушки старого образца:

Чтобы было понятней расскажу как подключить своими словами:

1. отключаете родную катушку зажигания, на неё идут два провода (запомните какой куда шол) и конец высоковольтного провода который идет потом на трамблер

2. Устанавливаете на конце вв провода который будет идти на инжекторную катушку инжекторный наконечник, дополнительно ставите есчо один провод тоже с инжекторным наконечником который будет идти на корпус "масса"

3. Далее прикручиваете катушку в удобном месте но чтобы провода дотягивались как до катушки так и до массы.

4. подключение проводки происходит через штекер предварительно купленного для этой катушки:
— провод который шол на старой катушке к клеме с буквой "Б" подсоединяется по центру выхода из инжекторной катушке;
— провод который шол на старой катушке к клеме с буквой "К" подсоединяете слева или справа в зависимости какую вы сторону катушки будете использовать

В конце проверяете зазор на свечах, рекомендую высоковольтные провода с сердцевиной из медной жилой минимальным "нулевым" сопротивлением. Такое изменение улучшит ездовые характеристики.

Можно конечно в трамблер установить параллельно два датчика холла чтобы отказаться от подключений ВВ проводов к крышке трамблера и иметь подключение аналогично инжекторной системы, но я счел это излишним.

Этот способ замены катушек зажигания старого образца на более мощные современные варианты можно применять и на других карбюраторных двигателях, к примеру у нас на форуме уже имеется пример применения такого типа на машине Лада Ока

И в конце видео работы от автора этой идеи модернизации:

Система зажигания двигателей ВАЗ-2108, -21081, -21083

зажигание ваз09-1

а – устройство;
б – схема действия центробежного регулятора;
1 – муфта;
2 – корпус;
3 – вакуумный регулятор;
4 – тяга вакуумного регулятора;
5, 7 – крышки вакуумного регулятора;
6, 12 – пружины;
8 – штуцер для подвода разряжения;
9 – диафрагма;
10 – центробежный регулятор;
11 – бесконтактный датчик;
13 – ведомая пластина центробежного регулятора с экраном;

14 – валик;
15 – грузики;
16 – сальник;
17 – крышка;
18 – ротор;
19 – защитный экран;
20 – держатель переднего подшипника валика в сборе с опорной пластиной датчика;
21 – шайба крепления проводов;
22 – опорная пластина датчика с подшипником.

Схема бесконтактной системы зажигания

зажигание ваз09-2

1 – реле зажигания;
2 – выключатель зажигания;
3 – монтажный блок;
4 – катушка зажигания;

5 – коммутатор;
6 – датчик-распределитель;
7 – свечи.

Схема проверки датчика Холла на автомобиле

зажигание ваз09-3
1 – датчик-распределитель зажигания;
2 – вольтметр, имеющий предел шкалы не менее 15 В и внутреннее сопротивление не менее 100 кОм;

3 – вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания.

Система зажигания — бесконтактная. Состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей, выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения. На часть автомобилей ранее устанавливали микропроцессорную систему управления двигателем (на основе контроллера «Электроника МС 2713-02» или «МС 4004»), часть автомобилей для экспорта оснащали системой снижения токсичности согласно нормам США 1983 г.

Датчик-распределитель зажигания типа 40.3706 или 40.3706-01, четырехискровой, неэкранированный, с датчиком управляющих импульсов (Холла) и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания. На двигателе -21081 устанавливался датчик-распределитель 40.3706-10 с иными характеристиками центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, его крышка маркируется отличительной меткой красного цвета.
Датчик-распределитель выполняет две основные функции: во-первых, задает момент искрообразования в зависимости от начальной его установки, числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во-вторых, распределяет импульсы высокого напряжения («искру») по цилиндрам в соответствии с порядком их работы. Для этого служит ротор (бегунок), надетый на валик датчика распределителя. Для того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок и крышка устанавливаются на датчик-распределитель только в одном положении, так же как и его муфта — в прорезь на торце распределительного вала. В бегунке имеется помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм.

Проверить работоспособность датчика Холла можно, собрав схему, показанную ниже на рисунке. Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, следим за показаниями вольтметра. Напряжение должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального (не более, чем на 3 В меньше напряжения питания). Если стальной экран с прорезями задевает за датчик (определяется по легкому заеданию или царапающему звуку при вращении валика, а также после частичной разборки датчика-распределителя), проверьте осевой люфт валика (не более 0,35 мм — регулируется подбором шайб) и посадку экрана на валике. При необходимости замените датчик-распределитель в сборе. Неисправный датчик Холла ремонту не подлежит и должен заменяться новым за исключением обрыва проводов между самим датчиком и колодкой на корпусе датчика-распределителя).

Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на автомобиле. На работающем двигателе отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору. Если теперь создать в шланге разрежение (можно ртом), обороты двигателя должны возрасти, а при снятии разрежения — вновь должны снизиться. Разрежение должно сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг. Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разобрав датчик-распределитель (

и подавая разрежение к впускному штуцеру регулятора. При этом экран датчика-распределителя должен поворачиваться на угол 7±1°, а при снятии разрежения — без заедания возвращаться обратно.

Точную проверку и настройку вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания производят на специальных стендах. В домашних условиях это делать не рекомендуется. При выходе из строя вакуумного регулятора его следует заменить, если неисправен центробежный — заменить датчик-распределитель.

Коммутатор типа 3620.3734, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания. Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике. В случае неисправности он неремонтопригоден, при подозрении на неисправность рекомендуется заменять. Запрещается отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании — это может вызвать его повреждение (равно как и других компонентов системы зажигания).

Катушка зажигания — типа 3122.3705 — сухая, с замкнутым магнитопроводом, или типа 8352.12, 027.3705, 27.3705, 27.3707-01, АТЕ1721 — маслонаполненная, с разомкнутым магнитопроводом. Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25 °С — 0,43±0,04 Ом (3122.3705) или 0,42±0,05 Ом (8352.12), вторичной обмотки — 4,08±0,4 кОм (3122.3705) или 5±1 кОм (8352.12). Сопротивление изоляции на массу — не менее 50 МОм.

Свечи зажигания — типа А17ДВР, или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их импортные аналоги (с помехоподавительными резисторами сопротивлением 4–10 кОм).

Высоковольтные провода — с распределенным сопротивлением 2550±270 Ом/м.

Запрещается также запускать двигатель или позволять ему работать с разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами или крышкой датчика-распределителя): это может привести к пробою изоляции и выходу из строя электронных компонентов системы зажигания.

Запрещается прикасаться к высоковольтным проводам на работающем двигателе: это может привести к электротравме.

Как исключение допускается кратковременная проверка системы зажигания «на искру», при этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть надежно закреплен на расстоянии 5–10 мм от «массы» автомобиля. Запрещается удерживать провод руками или инструментом (даже с изолированными ручками).

Как устроена бесконтактная система зажигания?

На примере системы зажигания карбюраторного двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) попробуем разобраться как она устроена и как работает.

Схема бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя 21083

Устройство бесконтактной системы зажигания

1. Генератор.

Обеспечивает подачу электрического тока при работе двигателя автомобиля. В частности, подает напряжение в систему зажигания.

2. Аккумуляторная батарея.

Обеспечивает подачу электрического тока при запуске двигателя.

3. Монтажный блок предохранителей и реле.

Служит для коммутации проводов электрических цепей низкого напряжения, в частности системы зажигания.

4. Катушка зажигания.

Выдает ток высокого напряжения на распределитель зажигания.

5. Коммутатор.

Выдает импульс для искрообразования (размыкая цепь питания первичной обмотки катушки зажигания) в том или ином цилиндре по сигналу с датчика Холла.

6. Датчик Холла.

Формирует управляющий импульс (снижая напряжение) для коммутатора, сигнализирующий о необходимости искрообразования в том или ином цилиндре двигателя.

7. Распределитель зажигания (трамблер) с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Служит для формирования управляющего импульса на коммутатор (датчик Холла), распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания ("бегунок"), коррекции угла опережения зажигания в соответствии с режимом работы двигателя (центробежный и вакуумный регуляторы).

8. Высоковольтные провода (бронепровода).

Служат для передачи тока высокого напряжения от катушки зажигания на крышку трамблера и далее к свечам зажигания.

9. Замок зажигания.

Служит для замыкания цепи системы зажигания. Через него поступает электрический ток в систему зажигания.

10. Реле зажигания.

Служит для разгрузки контактов выключателя зажигания (замка) и подачи напряжения на катушку и коммутатор.

11. Свечи зажигания.

Служат для образования искры в камерах сгорания двигателя и поджига топливной смеси.

Как работает бесконтактная система зажигания?

Электрический ток в систему зажигания поступает с вывода «30» генератора, через монтажный блок предохранителей, замок зажигания, реле зажигания и далее на вывод «Б» катушки зажигания. Система запитывается после поворота ключа в замке зажигания.

- При работе двигателя вращается вал распределителя зажигания (трамблера). В работу вступает датчик Холла. Стальной круглый экран с четырьмя прорезями на валу трамблера, вращаясь, проходит через зазор этого датчика. Когда проходит прорезь экрана, напряжение отдаваемое датчиком ниже бортового на 3 В или равно ему, когда зубец экрана, напряжение падает практически до нуля. Прохождение каждого из четырех зубцов соответствует такту сжатия и моменту зажигания в одном из цилиндров двигателя.

- Далее в работу вступает коммутатор. Свои прерывистые импульсы датчик Холла подает на вывод «6» коммутатора, а тот в свою очередь подает импульс на первичную обмотку катушки зажигания (вывод «К»).

- Теперь срабатывает катушка зажигания. В момент прерывания электрического тока (зубец экрана проходит через зазор датчика Холла) магнитное поле в катушке зажигания резко сжимается и, пересекая витки обмотки, производит ЭДС порядка 22-25 кВ (ток высокого напряжения).

- Работа распределителя зажигания. Ток высокого напряжения по центральному бронепроводу поступает на центральный вывод крышки трамблера и далее на «бегунок»-распределитель зажигания, который вращаясь, раздает ток высокого напряжения по четырем клеммам крышки.

- Работа свечей зажигания. По высоковольтным проводам ток высокого напряжения поступает к свечам зажигания. Между их электродами проскакивает искра, воспламеняющая топливную смесь в цилиндрах двигателя.

Чтобы добиться от двигателя максимальной мощности необходимо воспламенять смесь искрой несколько раньше прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого регулируют угол опережения зажигания вращением трамблера в ту или иную сторону. При холостых оборотах двигателя 750-800 об/мин угол опережения зажигания, например для двигателя 21083 работающего на 92-м бензине должен составлять 4±1º.

особенности устройства бесконтактной системы зажигания автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099


На автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 бесконтактная система зажигания состоит из датчика-распределителя зажигания 2 (рис. 9.14), коммутатора 4, катушки зажигания 5, свечей зажигания 3, замка зажигания 8 и проводов высокого напряжения. Цепь питания первичной обмотки катушки зажигания прерывается электронным коммутатором.
Управляющие импульсы на коммутатор подаются от бесконтактного датчика (датчика Холла), расположенного в датчике-распределителе зажигания.
Датчик-распределитель зажигания — типа 40.3706 или 40.3706-01, четырехискровой, неэкранированный, с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания, со встроенным микроэлектронным датчиком управляющих импульсов (датчика Холла).
Коммутатор зажигания — типа 3620.3734, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022. Коммутатор преобразует управляющие импульсы датчика в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.
Катушка зажигания — типа 3122.3705 с замкнутым магнитопроводом, сухая или типа 8352.12 маслонаполненная, герметизированная с разомкнутым магнитопроводом. Свечи зажигания — типа А17ДВР, или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или FE65PR, или FE65CPR с помехоподавляющими резисторами.
Замок зажигания — с противоугонным запорным устройством, с блокировкой против повторного включения стартера без предварительного выключения зажигания.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Рекомендуем всегда возить в автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 датчик Холла и коммутатор. Вероятность выхода из строя датчика Холла и коммутатора довольно велика, а отремонтировать их или заменить чем-то другим невозможно. При повреждении датчика Холла и коммутатора двигатель на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 пустить невозможно, но в то же время их замена очень проста. Это же относится и катушке зажигания, но катушка зажигания значительно более надежна, чем датчик Холла и коммутатор. К тому же при крайней необходимости катушку зажигания можно заменить катушкой от другой модели автомобиля.

Рис. 9.14. Схема бесконтактной системы зажигания автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — бесконтактный датчик; 2 — датчик-распределитель зажигания; 3 — свечи зажигания; 4 — коммутатор;
5 — катушка зажигания; 6 — монтажный блок; 7 — реле зажигания; 8 — замок зажигания

Система зажигания на автомобиле ВАЗ 2108

В автомобилях ВАЗ 2108 используется бесконтактная электронная схема зажигания (БСЗ), принцип действия которой представляет собой промежуточный вариант между электромеханической системой и полностью электронным зажиганием. Схема такого устройства в общем виде включает в себя:

  1. 1. Электронный коммутатор;
  2. 2. Распределитель зажигания (трамблер);
  3. 3. Катушку высокого напряжения;
  4. 4. Высоковольтные провода;
  5. 5. Свечи.

Одним из важнейших элементов схемы является фотоэлектрический датчик Холла, встроенный в распределитель зажигания. С его помощью БСЗ фиксирует положение распределительного вала двигателя и определяет момент искрообразования.

Схема работы БСЗ

Принцип работы БСЗ ВАЗ 2108

При запуске двигателя автомобиля и в процессе дальнейшей его работы датчик Холла в нужные моменты времени вырабатывает электрические импульсы, необходимые для образования искры в определенные моменты времени. Затем эти импульсы поступают на электронный коммутатор, который усиливает их и передает на высоковольтную катушку.

Катушка высокого напряжения преобразует полученные импульсы в импульсы высокого напряжения (до 25 000 В.) и возвращает их трамблеру. Постоянно вращающийся бегунок распределителя направляет высоковольтные импульсы к строго определенным свечами, обеспечивая таким образом образование искры в нужном цилиндре. Очередность искрообразования в цилиндрах двигателя автомобиля определена схемой их работы (1-3-4-2).

В случае, когда датчик Холла выходит из строя, мотор автомобиля ВАЗ 2108:

  • вообще не заводится;
  • заводится и глохнет;
  • теряет мощность на низких оборотах двигателя;
  • увеличивает потребление топлива.

Проверка работы схемы

При появлении признаков, указывающих на неисправность датчика Холла, его проверяют, не снимая с трамблера. Для этого существует несколько способов:

Замена

Для того, чтобы произвести замену датчика Холла, необходимо демонтировать трамблер. Сняв его с автомобиля ВАЗ 2108, далее нужно осуществить следующие операции:

  • снять бегунок, потянув его вверх;
  • снять защитную крышку;
  • отсоединить разъем, подключенный к датчику, для чего открутить крепежный болт;
  • открутить с помощью отвертки два винта крепления опорной пластины;
  • демонтировать вакуум-корректор. Для этого необходимо отвернуть винты крепления, вынуть стопорный шплинт и отсоединить тягу;
  • вынуть опорную пластину;
  • открутить два крепежных винта и снять неисправный датчик;
  • Установив новый и собрать трамблер в обратном порядке;
  • Установить трамблер обратно в моторный отсек ВАЗ 2108.

ВАЖНО!

Отсоединить разъем от датчика Холла можно только после выключения зажигания.

Вся информация о системе зажигания на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

О самом главном!
Система зажигания в автомобилях семейства «Самара» создана бесконтактная, а состоит она из:

Распределитель зажигания, он же трамблер:

На фото изображен распределитель зажигания, он же трамблер

1. Для начала давайте разберем что же входит в основной состав распределителя. Во-первых в него входит датчик холла, а во-вторых центробежный и вакуумным регулятор опережения зажигания, и многое что другое.

2. Ранее на всех автомобилях которые оснащались двигателем 21081, распределитель зажигания устанавливался типа «40.3706-10», который имел совершенно другие характеристики вакуумного и центробежного регулятора опережения зажигания. А так же крышка такого распределителя помечалась красной меткой.

3. Распределитель зажигания нужен для того, что бы выполнять две основные функции:

  • Первую функцию которую он делает, так это он задаёт момент искрообразования, который осуществляется в зависимости от оборотов двигателя автомобиля.
  • Следующая его функция состоит в том, то что он в нужный момент даёт импульс высокого напряжения, проще говоря искру в цилиндры, в зависимости от порядка их работы.

Примечание!
Распределитель зажигания подаёт искру в цилиндр при помощи бегунка, который установлен в самом распределителе, и надет он там на валик распределителя!

Свечи зажигания:

Свеча зажигания устанавливающаяся на автомобили семейства «Самара»

1. Для многих уже известно зачем присутствуют свечи зажигания в автомобиле, но все же давайте разберём по подробнее.

2. Свечи зажигания нужны каждому бензиновому автомобилю, а их работа заключается в том, что с их помощью частички топлива в цилиндрах своевременно сгорают, за счет того что свеча даёт в нужный момент искру, а от чего же поступает искра на эту свечу? Да всё от той же катушки зажигания, с чьей помощью двигатель у автомобиля и работает.

3. Свечи в автомобилях семейства «Самара», используются по типу «А17ДВР» а так же «А17ДВРМ», и «А17ДВРМ1». Есть и другие зарубежные аналоги, но это по сути самые распространённые свечи которые используются в этих автомобилях.

4. Иногда приходит момент когда свечи зажигания так скажем своё отживают, и поэтому их необходимо переодически в 30.000 км. заменять на новые. Если вам всё же придётся их заменить, то в таком случае для вас мы подготовили статью, в которой вы найдёте подробную инструкцию по их замене. (см. Замене свечей)

Катушка зажигания:

На фото катушка зажигания

1. Катушка как принято её называть в народе, выполняет функция преобразования тока низкого напряжения, в ток высокого напряжения, ниже всё это мы разберём подробно.

2. Сперва поймите раз и навсегда, то что катушка зажигания это по сути некий элемент, который работает за счет аккумуляторной батареи, и еще нескольких факторов. Принцип работы катушки заключается в следующем:

Коммутатор:

Автомобильный коммутатор

1. Он представляет из себя некий модуль небольших размеров, за счет которого осуществляется:

  • Стабилизация тока, то есть проще говоря коммутатор не даёт току упасть менее «6 Вольт», а так же он препятствует преобразованию тока свыше «18 Вольт». Благодаря этим действиям провода у бесконтактной системы зажигания подгорают гораздо реже.
  • А так же он создаёт импульсы тока в катушке зажигания.
  • Еще он защищает детали от перегрева и перегрузок, благодаря чему они прослужат более долгую жизнь.
  • И ко всему этому коммутатор обесточивает зажигание в автомобиле, в тот момент когда вы глушите двигателя автомобиля.

2. На автомобили семейства «Самара», устанавливаются коммутаторы типа «3620.3734», а так же «76.3734», еще подлежат установки коммутаторы типа «RT1903», и «PZE4022».

3. При выходе коммутатора из строя, он не подлежит ремонту. Если вы начали замечать то что коммутатор приходит в негодность, его рекомендуется заменять на новый.

4. Запрещается отсоединять колодку проводов которая подсоединена к коммутатор, при включенном зажигании у автомобиля, потому что это его может повредить, а так же возможно произойдет повреждение еще и других деталей системы зажигания.

Выключатель зажигания:

На фото показан выключатель зажигания

1. Выключатель представляет из себя замок, который вы все уже видели в каждом автомобиле. Благодаря этому выключателю, вы можете включать и отключать приборы системы зажигания.

2. В состав выключателя входит индивидуально подобранным ключ, при помощи которого мы можем проворачивать этот выключатель. А в корпусе выключателя установлен неподвижный диск с клемами и контактами, а к этому диску подсоединены провода которые идут от катушки зажигания.

3. Когда ключ извлечен из замка, в последующим происходит размыкание всёх контактов. А когда ключ вставлен в личинку и после чего повернут, в таком случае происходит замыкание всех контактов, в связи с чем зажигание в автомобиле и включается.

Провода низкого и высокого напряжения:

Провода высокого напряжения:

Фотография проводов высокого напряжения

1. Высоковольтные провода служат для передачи тока высокого напряжения, от самой катушки зажигания и на каждую свечу цилиндров.

2. В автомобилях семейства «Самара» установлены высоковольтные провода, с распределённым сопротивлением в 2550±270 Ом/м.

3. Ни в коем случае не пробуйте заводить автомобиль, с разорванной высоковольтной цепью напряжения, то есть проще говоря: Двигатель у автомобиля не нужно заводить при снятых проводах высокого напряжения, а так же при снятой крышки распределителя зажигания. Такие действия могут привести к выходу из строя элементов системы зажигания, а так же к пробою изоляции, поэтому будьте осторожны.

4. А так же не рекомендуется браться руками, как либо прикасаться к проводам высокого напряжения, когда двигатель у автомобиля будет находится в рабочем состоянии, потому что это может привести к электротравме.

Примечание!
При проверки высоковольтных проводов на наличие искры, рекомендуется отсоединять провода на заглушенном двигателе, а в случае заведения двигателя провода должны быть закреплены на расстоянии 5-10 мм, от массы автомобиля, а так же эти провода не должны находится у вас в руках, даже в том случае если их вы удерживаете при помощи инструмента!

Провода низкого напряжения:

Фотография установленных проводов низкого напряжения, на катушку зажигания

1. Каждый человек с такими проводами встречался в своей жизни, они чаще всего бывают небольшой толщины, и имеют очень гибкую форму, в отличие от проводов высокого напряжения.

2. А так же чаще всего провода низкого напряжения имею комбинированную расцветку, то есть они бывают как красные, так и синие, и имеют множество других цветов.

3. Яркий пример куда подсоединяются провода низкого напряжения, служит всё та же самая катушка зажигания, потому что если на неё внимательно посмотреть, то на боковой её части можно будет увидеть два провода один из которого «красного», а другой «синего» цвета. (см. фото выше)

Схема бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099



Загрязнённая маслом изоляция быстрее разрушается. По этой причине увеличивается их сопротивление, что обуславливает необходимость периодической чистки. Раскидываем провода зажигания

Такие машины производились до года.



Вышедший из строя блок предохранителей 2. Выключатель обогрева заднего стекла; Последняя зависит от состояния её материала.



Комбинация приборов;



электросхема ваз 2109 Интерактивная

Снимаем низкую панель

Демонтаж низкой панели может потребоваться не только для ее замены, но выполнять ремонт различной степени сложности. Схема проводки ВАЗ 2109 на инжектор будет нашим основным помощником. Кроме нее нам понадобится стандартный набор инструментов.



Оригинальная цветная электрическая схема (2000х1200)

Совет: Для удобства снимаем рулевое колесо, и приборная панель становится доступной для снятия.

Алгоритм работ будет примерно следующим:

  • первым делом нам будут мешать ручки, которые управляют отопителем салона и режимами работы электродвигателя системы отопления, поэтому их придется снять;
  • по бокам винты, которые держат декоративную накладку. Выворачиваем их и немного вытягиваем на себя накладку;



Процесс разборки панели

  • отключаем все колодки с проводами, но лучше пометить их разными цветами, чтобы проводка на инжектор ВАЗ 2109 вернулась впоследствии на свое место. Отсюда запитаны обогрев заднего стекла, противотуманные фары, наружное освещение и аварийная сигнализация;
  • теперь можно отключить прикуриватель и его подсветку;
  • панель, управляющая отоплением в салоне, крепится на 4-х винтах, которые необходимо открутить вместе в винтами козырька приборной доски. О других трудностях данной модели можно прочесть в статье конструктивные ляпы.

Переходим к финальной стадии демонтажа

После того, как, сняли козырек, необходимо сжать фиксаторы и достать комбинацию приборов целиком:

  1. отворачиваем гайку, которой крепится привод спидометра и снимаем его тросик;
  2. далее демонтируем шланг экономайзера, а затем блок питающей проводки (красной и белой). Отбрасываем трос, который отвечает за суточный пробег спидометра, откладываем его отдельно;
  3. согласно фото снимаем ручки, которые включают и регулируют яркость подсветки, а также гидрокорректировку освещения. Берем в руки торцовый ключ, отвинчиваем гайки, крепящие эти регуляторы к корпусу панели;

Теперь можно браться за замок зажигания. На видео ниже можно узнать, как сделать запуск с кнопки. Отсоединяем колодку с проводами. Теперь нужно отщелкнуть фиксатор, блокирующий руль.

  • Для этого вставляем ключ в замок зажигания и оставляем его в нулевом положении;
  • труба рулевой колонки демонтируется вместе с замком;
  • на себя нужно немного выдвинуть привод воздушной заслонки, и снимаем декоративную ручку;
  • выворачиваем 2 винта и снимаем направляющую тяги;
  • последним этапом будет снятие крепящих винтов панели к кузову (боковые и нижние винты). Осталось снять саму панель.



При разборке салона нелишней будет и качественная шумоизоляция
Теперь мы можем приступить к выполнению собственно ремонтных работ. Электропроводка ВАЗ 2109 на инжектор понадобится нам для того, чтобы произвести обратную установку.

Слабое звено в электрооборудовании Лады

По надежности схема электрического оборудования Лады 21099 не уступает некоторым иномаркам. Низкая приборная панель была унаследована от «восьмерки», поэтому все приборы подключаются идентично. Слабым звеном данной модели ВАЗ является гибкая плата для подключения задних фонарей. Токопроводящие дорожки быстро стираются, из-за чего нарушается контакт с лампами. Поскольку никакой ремонт здесь не предусмотрен, довольно часто приходится менять всю плату.

Если Лада 21099 не заводится, сначала следует замерить напряжение на клеммах аккумулятора. При полной разрядке аккумуляторной батареи необходимо проверить работоспособность генератора. Если он вышел из строя, его придется заменить либо отремонтировать.

В автомобиле ВАЗ такой ремонт или замена устройства осуществляется следующим образом. Откручиваются все клеммы и снимаются провода. Ослабляется гайка, регулирующая натяжение ремня генератора. Дальше устройство отодвигается, ремень снимается. После откручивания кронштейна и регулировочной планки неисправный генератор убирается. На его место устанавливается новое устройство. Установка нового генератора производится в обратной последовательности.

Этапы работНа что обратить внимание
Чтобы зарядка аккумулятора осуществлялась качественно, не следует забывать о натяжении ремня.Если ремень слабо натянут, то будет обязательно проскальзывать, из-за чего аккумуляторная батарея не получит нужную зарядку. При нормальной натяжке ремень не должен провисать больше чем на 10 миллиметров.
Позаботьтесь об инструментах, чтобы произвести этот ремонт.Желательно иметь рожковый ключ 17 на 19, а также монтировку.
Делается это так. Сначала ослабляются фиксирующие гайки. Между генераторным устройством и блоком двигателя вставляется монтировка. Дальше при помощи монтировки оттягивается генератор и зажимаются гайки.После этого снова проверяется натяжение ремня. Если он больше не провисает, то можно считать, что ремонт прошел успешно.

Чтобы в дальнейшем не было проблем с подзарядкой аккумулятора, данную процедуру стоит повторить через следующие десять тысяч километров пробега.



Советы для владельцев высокой панели

Давайте рассмотрим, чем отличается инструкция по снятию высокой панели на «девятках»:

  • во-первых, снимаем руль, поскольку он будет мешать ремонту;
  • можно снять пластиковую ручку с тяги привода;

Для удобства руль лучше снять

  • так же, как и в случае с низкой панелью, достаем декоративную накладку, для чего нужно вывернуть крепежные винты;
  • снимаем поочередно прикуриватель с пепельницей и рукоятку, регулирующую мощность электромотора вентилятора;
  • достаем декоративные рычаги отопителя;
  • отсоединяем блок проводов, которые питают вентилятор печки и провода, питающие лампу подсветки панели отопления – для этого нам понадобится схема электропроводки ВАЗ 2109 на инжектор;



На фото – процесс снятия панели приборов

  • снимаем рукоятку, регулирующую мощность мотора вентилятора;
  • жгут проводов, который питает переключатель режимов печки можно снимать одновременно с контактами, относящимися к проводам, питающим лампу подсветки панели. О конструктивных особенностях девятого семейства можно узнать, прочтя насколько вариант Samara Baltic лучше отечественных аналогов.


Причины замены

Вам придется обязательно заменить датчик, если автомобиль начинает выдавать следующее:

  • Стрелка указателя уровня топлива «пляшет» или упала замертво в положение ноль;
  • Постоянно горит индикатор, сообщающий о критическом уровне топлива, хотя вы только что заправили полный бак.

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)


Схема ДУТ

ДУТ на высокой и низкой панели

Отличия в датчиках на инжекторах и карбюраторах минимальные. Также немного отличаются датчики уровня топлива на автомобилях ВАЗ 2109, оснащенных низкой и высокой панелью.

Разница заключается в показателях сопротивления. Эти параметры необходимо знать в процессе проверки состояние резистора датчика.

В связи с этим, покупая новый датчик уровня горючего, обязательно спрашивайте контроллер для высокой или низкой панели, в зависимости от того, какой автомобиль у вас. Также важно заметить, что в случае с инжекторными двигателями датчик находится внутри бензонасоса, но он основан на том же принципе действия, что и карбюраторный.

Статья в тему: Устраняем поломки передних и задних габаритных огней на ВАЗ 2114

Снимаем магнитолу и так далее

Продолжаем процедуру снятием декоративных ручек управления, одна из которых отвечает за гидрокорректировку фар, а другая регулирует мощность подсветки приборной панели.

Теперь можно приступить к демонтажу регулятора и гидрокорректора освещения.

Придется вооружиться торцевым ключом, подходящим под крепежные гайки:

  1. проталкиваем их вовнутрь, их позже можно будет достать;
  2. нужно открутить дефлекторы воздуха, отвечающие за обогрев боковых стекол, расположенные с левой и правой стороны;
  3. берем крестовидную отвертку и выворачиваем винты крепления верхней накладки на поверхности;
  4. можно демонтировать с панели регулятор наружного освещения – с этой целью поддеваем его плоским предметом, например, отверткой, и достаем до тех пор, пока позволяет проводка;
  5. отсоединяем питающий жгут от переключателя;
  6. снимаем своими руками магнитолу и вынимаем стандартное гнездо под радиоаппаратуру, если оно имеется;
  7. отворачиваем центральный винт, который крепит накладку панели;

Все, можно снимать саму накладку.

Совет: Перед этим сдвиньте защелки, находящиеся под приборной доской. Вооружаемся двумя плоскими отвертками, вставляем их по краям панели и приподнимаем ее, слегка надавив с боков. Можно демонтировать всю торпеду полностью.

Теперь пришла пора проводов питания от прикуривателя и его подсветки. Можно отсоединять проводку аварийной сигнализации и лампу подсветки.

  • пришла очередь декоративной накладки переднего динамика, а также переключателей обогрева стекла и задних противотуманок. Можно снимать и сам динамик;
  • далее автолюбителю следует засунуть руку под динамик в отверстие, после чего отключаем жгуты проводки, которая питает обогрев и противотуманные фары;

Как снимать комбинацию приборов

Отворачиваем пару винтов, крепящих комбинацию приборов, и снимаем ее. Слегка тянем ее на себя, отвернув гайку крепления, и снимаем трос спидометра.



Внешний вид снятого пластикового элемента

  • теперь можно отключать блок с питающими проводами и откладывать его в сторону;
  • точно так же действуем по отношению к замку зажигания, а также отбрасываем «массовый» провод с реле зажигания;
  • с каждой стороны откручиваем пару нижних винтов, которые крепят консоль;
  • можно разъединять провода, которые питают подсветка перчаточного ящика;
  • откручиваем винты, которые держат панель отопителя, после чего ее можно смещать книзу, чтобы не создавала помех;
  • выкручиваем винты тяги отопителя в салоне;
  • осталось вывернуть последние винты панели – центральный и верхние боковые. Панель полностью в наших руках.

Скорость движения

Прибор скорости движения – спидометр, относится к наиболее важным показателям. Кроме скорости движения, он показывает и пройденный путь. На моделях выпуска до 1995 года это в основном только общее значение пробега. Более поздние модели имеют счетчик длины суточного пути и кнопку, позволяющую обнулять его.


При возникновении сбоев в работе спидометра, следует проверить крепления и состояние гибкого вала. Обратите внимание на изгибы, радиус которых должен быть более 10 мм. Замените трос привода, если это не помогло, то требуется установка нового спидометра. Цена услуг в салоне за данный ремонт небольшая, поэтому лучше сразу обратиться к специалистам.

Установка БСЗ от ВАЗ 2108

Хочу поделиться мыслями о установке датчика Холла автомобильной БСЗ
Далее пойдет речь только о изготовлении ее механической части.


Потребуются токарные работы и немного слесарных навыков. Доработать придется всего лишь эл. оборуд-е, и корпус прерывателя.

Поехали:
Так как восьмерочный ком-р сам градусы не считает, и в целях упрощения конструкции прейдется установить родной (ураловский) центробежный механический регулятор.

Для этого понадобится только корпус (без внутренностей) и кулачок с автоматом прерывателя старого образца ПМ-302.

В начале необходимо срезать на токарном станке все выступы и боковые стенки корпуса прерывателя. Получится почти плоская поверхность, на которую будет установлен только датчик Холла.



Монтируется датчик двумя болтами м4 в горизонтальном положении (в отличии от автомобильной схемы).
Отверстия крепления датчика размечаются и засверливаются на расстоянии 24мм. друг от друга. (может потребоваться спилить немного рёбра жесткости на обратной стороне корпуса) Линия, проходящая через отверстия, должна (быть параллельна краю корпуса - по усмотрению) и находиться на расстоянии 22мм. от центра отверстия под распредвал (см. фото).



Датчик должен стоять ровно напротив распредвала.

Следующий этап - изготовление шторки.
Шторка имеет вид плоского диска толщ. 1мм., расположенного на направляющей втулке (почти копия старого кулачка - эксцентрика). Диск и направляющая выполнены, как одна деталь, на токарном станке. Эта деталь будет крепиться к автомату опережения (ставится на место кулачка).




После того как токарь выточил нам заготовку, необходимо внутреннее отверстие направляющей (15,5) обработать раздвижной разверткой до размеров автомата, только не переборщите (шторка не должна болтаться, иначе при работе она повредит датчик).

И теперь, самое сложное, необходимо выточить на торце направляющей пазы, такие же как на старом кулачке, для грузиков (замеряйте на старом). Сначала размечается и прорезается ножовкой, потом доводится надфелем. И так до тех пор, пока шторка на автомате не будет нормально поворачиваться в обе стороны без заеданий.

Единственное неудобство в сборке и последующем обслуживании - монтаждемонтаж шторки производится только в сборе с датчиком (корпусом).

Подгонять механизм по месту возможно прейдётся тем, у кого стоит слишком толстая прокладка между картером и крышкой распр. коробки. Если после сборки шторка касается магнита датчика - подшлифуйте торец направляющей шторки со стороны грузиков, а на противоположную сторону установите шайбу соотв. толщины, и наоборот - если шторка задевает верхний край прорези датчика.

Когда вся конструкция на месте, перейдем к самой точной операции, от которой зависит разброс в моментах искрообразования по цилиндрам.

Устанавливаем корпус прерывателя на регулировочных болтах посредине.
Затем выставляем ВМТ и делаем метку на крае шторки в месте, где, по идее, должен находится центр магнитика датчика (при снятом датчике), при этом ориентиром может служить разметка на корпусе прерывателя.

Затем нацарапывается такая же метка только после поворота коленвала на 360 град.. После этого обе метки соединяются прямой проходящей через центр диска.
Чтобы прочертить эту линию я использовал линейку с выпиленым посредине куском (20x10).

Эта линия на шторке является срезом при прохождении которого, через примерно центр датчика (прямо над магнитиком), будет момент искрообразования.

Такая же линия чертится через (прирмерно) 45 градусов после (по ходу распредвала).

Получившиеся два сектора в 45 градусов, расположенные напротив друг другу выпиливаются (с большой точностью).
Далее все собирается, подключается, и регулируется.

Работает без проблем.

у меня Старооскольская БСЗ купил в харькове,тока вот чет не пойму искра то проходит в момент когда магнит в поле датчика хола а в настройке написано по риске которая между магнитами,как это понять. еще интересно там опережения нет. ну в виде електронного!

Меня вот тоже заинтересовало, будет ли работать без грузиков.
В обычном Екатеринбургском БСЗ ведь нет опережения насколько я знаю.

незнаю о чем Вы, там вроде все понятно и написано и нарисовано.

А где купить Старооскольскую БСЗ,подскажите плиз,на мыло если можно.
Svetl1928@mail.ru

Прочитал сверху до низу.Очень заинтересовало.И два вопроса -
коммутатор АСТРО подойдёт? А если в место Холла оптрон поставить?
Будет работать? Спасибо.

Вообщем,мысль хорошая, А без грузиков нельзя?

све седня поставил работает.
спасибо за статью!

А какие пружинки регулировал есть ?

Здравствуйте .
-есть маленький вопрос. В тексте вашей статьи :
"И теперь, самое сложное, необходимо выточить на торце направляющей пазы, такие же как на старом кулачке, для грузиков (замеряйте на старом). Сначала размечается и прорезается ножовкой, потом доводится надфелем. И так до тех пор, пока шторка на автомате не будет нормально поворачиваться в обе стороны без заеданий."
тут подразумевается пазы для центробежных втулок рис (sh2), єто правильно я понял?

- если правильно понял там опережение не используется? я спросил потому что на рис. (sh2) есть место которое назив. пазы для центробежных грузиков.

-и еще вопрос и на рис prer тоже вашем что такое там снизу ?

хотел по короче но столько вопросов накопилось.
заранее спасибо .
писал на почту там недошло.

Всё, в ответах не нуждаюсь разобрался самостоятельно :)

А как такая система работает на 6 в, 1-катушка стандарт Б-201 будет считаться низкоомной? 2-А комутатор будет работать? Ответьте да или нет и будет мне щастье

Ша попробую схему кинуть, если штирлиц пропустит.

БЫЛО БЫ СХЕМА БЫЛОБЫ ПРОЩЕ

Откатал сезон. Хронология событий: 30-ый километр - из колодки коммутатора выскочил провод, невозможно было завести мот; 60-ый км - сгорел на ходу на одиночке на скорости по 80 с громким хлопком в глушаки отечественный коммутатор "Астро", поставил Siemens от битого фолькса ( а сам момент сгорания я не забуду - час дня, центральная улица города, я обгоняю маршрутку, навстречу мне другая, от салона МТС отъезжает таз десятой модели, пешеходы снуют как никогда, а тут. Выстрел в глышители был такой, что я думал их разорвёт, маршрутки от меня шарахются к обочинам, кто-то из пешеходов истошно орет:"Террористы, терракт! Маршрутку взорвали!" А я без единой вспышки качусь на передаче ещё полквартала ); Ближе к концу лета резьба на крепёжных винтах датчика прослабла, и датчик проварачивался на самое позднее зажигание - вылечил новыми винтами и герметиком-фиксатором резьбы. На мой взгляд минус у этой системы только один - на посаженном аккуме движку хрен заведёшь, в остальном только плюсы - лёгкий запуск, стабильная работа на всех оборотах и бедных смесях, нетребовательность к состоянию свечей - я начал забывать об их существовании!, и самое главное - общедоступность, надёжность и низкая цена комплектующих: мне всё обошлось в 560 рублей, ещё сотню отдал токарю. Так что serj, мой тебе респект и уважуха, благодаря тебе система зажигания перестала держать меня в тонусе.

Из какого материала шторку точить, из нержавейки пойдет, или нужно именно из металла?

Volos, открой инструкцию к любому жестяному пепелацу смерти последних выпусков там все подробно расписано.

сделал поставил работает
шторка должна на магнит реогировать

Все делал как в статье. Не могу понять одного - почему искра появляется не на вырезанных секторах, а когда начинается металлическая часть? Народ помогите!

cezon prokotalsja i pisdec, chtoto politelo, nemogu naiti probljemu, navernoje iznos. na 2000 oborotah chehajet i nenaberajet oboroti.

НИХРЕНА НЕ ДЕЛАЛ, ЛЕНЬ

серж, ты в конфе писал что собираешся проверить работы стробоскопом, сообши пожалуста результаты, работы твоего центробежного регулятора, ( типа график угол/обороты)

Если все пересчитать умными формулами то вапче окажется что електронные мозги куда более круче чем ета хрень с грузиками.
А на практике вырезать на токарном 0.4мм и апосля все ето не паламать будет сложновато.
Тем более что в градусах разница будет небольшая, а сами грузики-пружинки дадут(если по формулам) просто агромную погрешность, каторая перекроет всё мазгаебство с енерцией.

вот начал примерять и .
кулачок задевает датчик, кулачок(цилиндрическая часть что одевается непосредственно на распред) слишком короткий он задевает заклепками грузиков и самими грузиками(на старом кулачке пм 302),и коромыслом (на новом) задевает датчик точнее сенсор датчика.
я думаю зделать так: малёха модифицоровать новый кулачок,
удлинить цилиндрик у токаря( примерно на 6.5мм, что одевается непосредственно на распред) чтоб не задевал , а на него запресовать(припаять. ) шайбу с юбкой.
. если кто сталкивался с сией проблемой буду рад услышать ваши идеи.

З.Ы. не могу понять почему такая фигня произошла,не могут же прокладки быть толше на пости 7 мм чем у всех;)

кажись ето ширина пазика для грузиков - 4мм. Она такаяже как на старом кулачке.

А выставлять так:
при ВМТ меряеш мультиметром на зеленом проводе датчика напругу и крутиш корпус прерывателя. Када изменятся показания(ето кажись от 0.5 -6вольт) фиксируй корпус.

там не видно на чертеже шторки что за цифра, 1 вроде по оси симетрии, уточни пжалуста.

Поставил я себе такую хрень, РАботает нормльно.
ТОка один вопрос как это зажигание поправилам выставить, а то я на глаз ставил.

Стенки корпуса можна и не обтачивать (штоб можна была оставить стандартную крышку), тада внутренности предется вырубывать зубилом – а ета неудобна.
Пропеллер можна было сделать и по-другому:
1. нарезать на кулачке резьбу и гаечками прикрутить пластину.
2. припаять к кулачку пластинки, или еще как приделать.

А если сделать именна новый кулачек то уберутся люфты, будет намного надежнее.
Дополнительная масса на кулачке в виде приваренных крылышек или прикрученных гаек с пластинами на пользу опережению не пайдет. А выточенная шторка в деаметре еще меньше кулачка. Датчик в такой схеме установлен вплотную к распредвалу.
Если захочется еще больше облегчить шторку – разрезы можна сделать пошире. Но я делал штоб было примерна похоже на вазовскую шторку(вырезы градусов по 45).

Надо попробовать, идея хорошая

zdelal sebe nemnoshko inache, no pohoze super!

Вспоннил еще.
пружинки регулировал на глаз:
на заведенном двигле смотрел на эксцентрики(сбоку), их самих конешна
не видна но момент когда они начинаютзаканчивают раздвигатся можна
более мение засеч, при этом нужен тахометр. Потом сравниваеш с
графиком и если не то - поджимаеш или ослабляеш тугую пружинку;
и так пока не получится то что ужно.
цитата из мото: Выходит, что до 1200 об/мин коленчатого вала опережение не изменяется и оставляет -8° до ВМТ. Затем, по мере увеличения частоты вращения коленвала, угол опережения линейно озрастает и при 3400 об/мин достигает своего максимума: 30-36° до ВМТ. Особо дотошные еханики ри помощи стробоскопа могут проверить работоспособность автомата. Потребуется нанести на аховике шкалу в градусах от 0° до 36° до ВМТ и подключить к двигателю тахометр.

По идее грузики должны нвчить раздвигатся при 1200 и закончить при 3400об.

Что дало:
Точность в появлении искры в левправ. цилиндрах, работает двигатель мягко, не стучит шестернями ГРМ.
Заводится с пол тыка (если не заводится тут ничего не поможет). Если проблемы не в зажигании - заведется без базара.
ОЧЕНЬ стабильно работает даже на оборотах, при которых контактное заж-е начинает давать перебои, из-за этого повысились макс. обороты, а от сюда и мощность.
Искра лупит страшно руками пробовать, без проблем ездит на свечах с отломанными боковыми электродами(по стандарту 1мм).
Движок стал не переборчив к свечам - спокойно работает на всех, валявшихся в гараже, когда то забракованных.
Карбюраторы стало проще и точнее регулировать(они стали очень чувствительными и диапазон регулировок расширился. Раньше чуть недокрутил- не едет(переливает), перекрутил- давится, а золотую середину не найдеш. Щас, недокрутил- стал чуть послабее в мощности, но едет; немного перекрутил- жрет больше, зато рвет как зверь.
Ну и если чтото не то, сразу лезу в карбы(врятли зажигание).
Если на не работающем движке оставить включенное заж-е - коммутатор сам через 2 сек. отключит питание - катушка не сгорит и окум. не сядит.
Регулировать легко, просто выставь ВМТ, и крути корпус пока на среднем проводе датчика(зеленый) не появится напруга - измерять мультиметром.

Родная катушка подойдет(даже проще - не надо делать новое крепление), но не будет эффекта БЕШЕННОЙ ИСКРЫ - пуска с пол оборота, 1мм в свечах, появится геморой с карбюраторами, и т. д.
Останется только стабильность, плавность хода, удобство без частых регулировок и высокие обороты.

Еслибы я разбирался в электронике то попробовал бы собрать электронный регулятор. Есть идея использовать октан корректор с постоянной задержкой, не учитывающей обороты. тогда по идее график изменения угла от оборотов был бы прямым, примерно таким же как на графике механического регулятора, хотя врятли он будет оптимальным. Но хоть бить будет точно по графику, не так как механический.

Единственное чего нельзя делать,чего можно было раньше так ето отключать аккум-р и снимать со свечи провод обязательно его не замкнув (с зазором) на массу.

Конечна заводская система лучше (в плане углов опережения), но в целях упрощения конструкции пришлось.
Цена - качество.
На счет будет работать или нет я и сам сомневался до последнего, а как поставил - красата!

Читайте также: