Схема привода распределительного вала ваз 2110

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024


В предложениях специализированных фирм, занимающихся тюнингом (доводкой) двигателей, составной шкив привода распределительного вала упоминается довольно часто. Как правило, составной шкив используется для обеспечения оптимальной настройки двигателя при установке распределительного вала с измененными, по сравнению с заводскими, профилем и расположением кулачков.

Применение составного шкива с заводским распределительным валом позволяет решить и другую проблему, которая также связана с оптимизацией фаз газораспределения обычного двигателя.

Как известно, любые детали, в том числе и двигателя, нельзя изготовить абсолютно точно, в производстве назначаются определенные допуски на размеры.

Неблагоприятное сочетание отклонений размеров отдельных деталей в рассматриваемом нами случае может привести к тому, что на новом автомобиле ошибка в установке распределительного вала относительно коленчатого вала может составлять несколько градусов. И если для двигателей предыдущего поколения (заднеприводные автомобили ВАЗ) ошибка в 4–5 градусов не приводит к заметным нарушениям в работе, то для более современных моторов переднеприводных автомобилей ВАЗ такая же ошибка существенна. В результате мощность двигателя оказывается меньше паспортной, падает экономичность.

Таким образом, составной шкив можно использовать в том числе и для того, чтобы привести показатели двигателя к норме. Конечно, в данном случае речь идет о «тонкой» настройке двигателя, которую, как правило, могут выполнить только высококвалифицированные специалисты. Вместе с тем, при установке составного шкива рядовой автолюбитель, которому не чужд дух экспериментаторства, получает возможность превратить свой автомобиль в небольшую лабораторию и оценить, руководствуясь собственными ощущениями, как изменяется «характер» двигателя при изменении фаз газораспределения.

В конечном счете, решение, устанавливать или не устанавливать на автомобиль те или иные узлы и детали, отличные от заводских, принимает владелец автомобиля. Однако всякое решение принимается на основании имеющейся информации. Поэтому важно понимать, как должны изменяться характеристики двигателя при смещении фаз газораспределения.

Изменение фаз газораспределения приводит к изменению основных характеристик двигателя, среди которых водителя больше интересуют крутящий момент и мощность. Причем, максимальный момент и максимальная мощность достигаются при разных значениях частоты вращения коленчатого вала (оборотов двигателя).

На современных двигателях применяются механизмы газораспределения, позволяющие изменять фазы в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Эти механизмы позволяют поддерживать максимальное значение крутящего момента в достаточно широком диапазоне оборотов двигателя.

В двигателях ВАЗ такие конструкции не применяются, и даже при установке измененных распределительных валов под изменением фаз газораспределения можно понимать только изменение угла перекрытия фаз клапанов и угла запаздывания закрытия и открытия клапанов. Иными словами, настройка фаз при различных оборотах остается неизменной. Естественно, что при этом характеристики момента и мощности принципиально не изменяются (имеется явно выраженный максимум). В нашем случае, при использовании только составного шкива (без замены заводского распределительного вала на измененный), можно регулировать только установочные углы закрытия и открытия клапанов.

Например, можно сместить максимум крутящего момента от обычных для этих двигателей оборотов — 3000…3500 мин –1 в зону более низких оборотов — 2000–3000 мин –1 . Увеличить крутящий момент на этих оборотах можно, уменьшив угол запаздывания закрытия впускных клапанов, то есть, повернув распределительный вал по направлению вращения коленчатого вала двигателя (говоря иначе, установить фазы газораспределения с опережением). При этом не стоит забывать, что на высоких оборотах из-за недоиспользования инерции рабочей смеси во впускном тракте наполнение цилиндров уменьшится. А это, естественно, приведет к уменьшению максимальной мощности двигателя и, соответственно, максимальной скорости автомобиля.

Шкив состоит из двух деталей: зубчатого венца и ступицы, которые соединяются шестью болтами. В зубчатом венце выполнены резьбовые отверстия для установки болтов. Прорези для болтов в ступице шкива имеют специальную форму, которая позволяет поворачивать ступицу относительно зубчатого венца. А так как ступица шкива установлена на распределительном валу с помощью шпонки, то вместе со ступицей будет поворачиваться и распределительный вал. Этим обеспечивается изменение фаз газораспределения. Размеры прорезей в ступице таковы, что распределительный вал можно повернуть вперед или назад, то есть в направлении вращения или в противоположном направлении на небольшой угол (около пяти градусов в каждую сторону), чего вполне достаточно для регулировки. К тому же, работа на предельных углах в течение непродолжительного времени не слишком опасна для двигателя.
Обращаем ваше внимание на то, что у восьмиклапанного двигателя ВАЗ соударения поршней и клапанов не происходит при любом взаимном положении распределительного и коленчатого валов.

Распределительный вал и его привод

2.18.5.1 Распределительный вал и его привод / ВАЗ 2110

2.18.5.1. Особенности устройства
Общие сведения

От осевых перемещений валы удерживаются упорными буртиками, расположенными по обе стороны от передней опоры. Передние концы распределительных валов уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками. Задние отверстия, расположенные по оси валов в головке блока цилиндров и корпусе подшипников, закрыты обрезиненными колпачковыми заглушками.

Привод распределительных валов. Распределительные валы приводятся во вращение от шкива 1 (см. рис. Схема привода распределительных валов) на коленчатом валу с помощью ременной передачи с зубчатым ремнем. Для привода двух распределительных валов с беззазорным газораспределительным механизмом требуется увеличенный крутящий момент. Поэтому ширина ремня увеличена до 25,4 мм (вместо 19 мм у двигателей 2110). Соответственно увеличена ширина шкивов и роликов.

Под шкивами распределительных валов находятся два ролика: слева – натяжной 4, а справа – опорный 9. У опорного ролика отверстие для крепления сделано по центру внутренней обоймы, а у натяжного ролика расположено эксцентрично (смещено от центра на 6 мм). Поэтому, поворачивая натяжной ролик относительно шпильки крепления, можно регулировать натяжение ремня.

Шкивы распределительных валов отличаются тем, что у шкива 7 впускного распределительного вала приварен диск 8 для работы датчика фаз. Ременный привод спереди и сзади закрыт пластмассовыми крышками.

Для установки фаз газораспределения предусмотрены установочные метки А, D, Е на шкивах и метки В, С, F на крышке масляного насоса и задней крышке привода распределительного вала. При правильно установленных фазах метка А должна совпадать с меткой В, а метки D и Е – с метками С и F.

ваз 2108: установка \ как поставить распредвалы и закручиваем постель№8 Устранение люфтов распредвала ВАЗ 2110 НУЖДИН vs СТОЛЬНИКОВ валы 8 кл. ВАЗ Неисправный датчик распредвала (фаз) \\Чек\\ Расход топлива

Замена ремня привода распределительного вала и натяжного ролика


Когда нужно делать замену ремня привода распределительного вала, как его снимать, а также снятие и замена натяжного ролика на автомобиле ВАЗ 2110.Когда нужно делать замену ремня привода распределительного вала, как его снимать, а также снятие и замена натяжного ролика на автомобиле ВАЗ 2110.

Замена ремня привода распределительного вала

Когда необходимо производить замену ремня привода распределительного вала?

Данную процедуру необходимо проводить в обязательном порядке, если вы обнаружите:

    Явные признаки износа внутренней поверхности ремня привода: надрывы ткани или резины, или их отслоение друг от друга, трещины и прочие дефекты — складки.

Всю процедуру проводили на автомобиле ВАЗ 2110. Обязательное присутствие помощника.

Схема привода распределительного вала ВАЗ 2110

Схема привода распределительного вала ВАЗ 2110

1 — зубчатый шкив коленчатого вала;
2 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости;
3 — натяжной ролик;
4 — задняя защитная крышка;
5 — зубчатый шкив распределительного вала;
6 — зубчатый ремень;
А — установочный выступ на задней защитной крышке;
В — метка на шкиве распределительного вала;
С — метка на крышке масляного насоса;
D — метка на шкиве коленчатого вала ролика. Расстояние между отверстиями — 17 мм.

Снятие и замена ремня привода распределительного вала:

1. Первым делом при работе с автомобилем необходимо снять минусовую клемму от аккумулятора.

2. Выставьте поршень первого цилиндра в положение ВМТ и после чего демонтируйте ремень, что приводит в действие работу генератора (читайте «замена ремня привода генератора»).

Снятие и замена ремня привода распределительного вала шаг 3-4

3. Для того чтобы натяжение ремня привода распределительного вала ослабло, необходимо немного отвинтить его затяжную гайку и провернуть натяжной ролик.

4. Теперь его можно без особого усилия снять с натяжного ролика и зубчатых шкивов водяного насоса и распределительного вала.

Снятие и замена ремня привода распределительного вала шаг 5-6

5. Теперь, чтобы открутить болт крепления шкива генератора вам понадобится помощь другого человека. Снимите в картере сцепления заглушку и с помощью длинной отвёртки или прочего удобного инструмента помощник должен за зубья венца маховика придерживать от прокручивания коленчатый вал, а вы в это время открутите болт.

6. Чтобы снять с коленчатого вала шкив привода генератора — открутите болт крепления шкива этого вала и выньте его с шайбой.

Снятие и замена ремня привода распределительного вала шаг 7-10

7. С зубчатого шкива коленчатого вала стащите ремень.

8. Изношенный ремень замените новым, только перед его монтажом необходимо тщательно очистить натяжной ролик и зубчатые шкивы от старой смазки и прочей образовавшейся грязи и налёта. Советую при очистке этих деталей использовать растворитель уайт-спирит.

9. Установку нового ремня привода распределительного вала произвести в обратном снятию порядке, только обратите внимание на расположение шкива привода генератора, — его отверстие (№1 на фото) должно совпасть с проёмом стыковочной втулки (№2).

10. Очень важно при установке ремня привода обратить внимание на его натяжение ведущей ветви, она не должна обвисать. По окончанию монтажа отрегулируйте натяжение ремня привода распределительного вала. Если при работе двигателя слышится шум издаваемый ремнём, то высокая вероятность того, что пришло время заменить натяжной ролик. В нём есть подшипник,? как правило, он выходит из строя.

Снятие и замена натяжного ролика:

Снятие и замена натяжного ролика ваз 2110

1. Чтобы снять натяжной ролик, необходимо до установки ремня привода открутить его центральную гайку, снять затяжную шайбу, а потом сам ролик.

2. Для начала осмотрите дистанционное кольцо, что стоит под роликом, — если дефектов нет (стёртости или прочее искривление), тогда переходите к осмотру подшипника (ролика).

3. Проверните несколько раз подшипник для выявления осевого люфта (будут трудности при прокручивании — заедания), а также обратите внимание или нет протекания смазки из подшипника. При наличии данных симптомов — замените натяжной ролик в сборе.

4. При обратной установке старого или нового натяжного ролика обратите внимание на два отверстия под специальный ключ, — они должны выходить наружу.ВАЗ

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Привод ГРМ и клапаны автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Замена ремня привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102


Рис.20. Схема привода распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

1 – зубчатый шкив коленвала; 2 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 – натяжной ролик; 4 – задняя защитная крышка; 5 – зубчатый шкив распредвала; 6 – зубчатый ремень; А – установочный выступ на задней защитной крышке; В – метка на шкиве распределительного вала; С – метка на крышке масляного насоса; D – метка на шкиве коленвала.

Работы по замене ремня автомобилей ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Снимаем ремень привода генератора.

- Отворачиваем болты передней крышки ГРМ ВАЗ-21102, ВАЗ-2110: два сбоку и один в центре.

- Снимаем крышку ГРМ. Снимаем правое колесо и пластиковый щиток моторного отсека.

- Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Сняв резиновую заглушку в верхней части картера сцепления, убеждаемся, что риска на маховике расположена напротив прорези крышки картера сцепления.

- Так расположена риска на маховике двигателя при снятой коробке передач и головке блока цилиндров.

- Фиксируем коленчатый вал ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 от проворачивания, вставив через отверстие в картере сцепления отвертку между зубьями маховика.

- Отворачиваем болт крепления шкива привода генератора.

- Снимаем шкив привода генератора. Ослабляем гайку крепления натяжного ролика.

- Поворачиваем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен.

- Снимаем ремень ГРМ ВАЗ-21102, ВАЗ-2110. При замене натяжного ролика отворачиваем гайку его крепления и снимаем ролик со шпильки.

- Под роликом установлена дистанционная шайба.

- Устанавливаем ремень привода ГРМ в обратной последовательности.

- Надеваем ремень на шкив коленчатого вала. Затем, натягивая заднюю ветвь, надеваем ремень на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим за натяжной ролик.

- Надеваем ремень на шкив распредвала.

- Вставив отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстие натяжного ролика, и поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Затягиваем гайку крепления натяжного ролика.

- Заворачиваем на место болт крепления шкива привода генератора и проворачиваем за болт коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке.

- Проверяем совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- При снятом шкиве привода генератора положение коленчатого вала удобно контролировать по совмещению меток на зубчатом шкиве коленчатого вала и крышке масляного насоса.

- Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня.

- Для регулирования натяжения ремня ГРМ ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.

- При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15–20 Н (1,5–2,0 кгс).

- Чрезмерное натяжение ремня снижает срок его службы, а также подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика.

Регулировка тепловых зазоров клапанов ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Замер и регулировку зазоров клапанов ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 проводим на холодном двигателе.

- Выводим наконечник троса привода дроссельной заслонки из кронштейна.

- Ослабляем хомуты крепления двух отводящих шлангов вентиляции картерных газов и снимаем шланги со штуцеров клапанной крышки.

- Ослабляем хомут крепления подводящего шланга вентиляции картерных газов и снимаем шланг.

- Отворачиваем две гайки крепления клапанной крышки ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Снимаем клапанную крышку.

- В отверстиях клапанной крышки установлены резиновые уплотнительные втулки.

- Снимаем прокладку клапанной крышки.

- Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 следующий:

- Поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распредвала и задней крышке ремня привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Затем поворачиваем коленчатый вал еще на 40–50° (2,5–3 зуба на шкиве распредвала).

- В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого и третьего кулачков распределительного вала.

- Зазор между кулачками распределительного вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм – для выпускных. - Допуск на зазоры для всех кулачков составляет ±0,05 мм.

- Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.

- Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).

- Нажимая вниз на рычаг приспособления, утапливаем клыком толкатель клапана ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и устанавливаем между краем толкателя и распредвалом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении.

- Поднимаем рычаг приспособления в верхнее положение.

- Пинцетом через прорезь поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу.

- При отсутствии приспособления для регулировки клапанов ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 можно воспользоваться двумя отвертками.

- Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз.

- Вставив ребро другой отвертки (с жалом шириной не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель.

- Вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.

- Зазор клапана ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 регулируем подбором толщины регулировочных шайб. Для этого микрометром замеряем толщину шайбы.

- Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле: Н = В+(А–С), мм, где А – замеренный зазор; В – толщина снятой шайбы; С – номинальный зазор; Н – толщина новой шайбы.

- Толщина шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.

- Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор.

- Еще раз проверяем зазор клапана ВАЗ-2110, ВАЗ-21102. При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением.

- Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, регулируем зазоры остальных клапанов.

Снятие распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Снимаем клапанную крышку головки цилиндров.

- Отворачиваем две гайки и один болт крепления заглушки.

- Снимаем заглушку и ее уплотнительное кольцо.

- На двигателе ВАЗ-2110 снимаем корпус вспомогательных агрегатов.

- Снимаем зубчатый шкив распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Отворачиваем верхнюю гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.

- Отворачиваем десять гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала.

- Снимаем со шпилек передний и задний корпусы подшипников распределительного вала.

- Немного отведя от головки блока цилиндров заднюю крышку ремня привода ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, снимаем распределительный вал.

- Снимаем сальник распределительного вала.

- Устанавливаем распределительный вал в следующей последовательности.

- Очищаем сопрягаемые поверхности головки цилиндров и корпусов подшипников от старого герметика и масла.

- Смазываем моторным маслом опорные шейки и кулачки распредвала ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.

- Укладываем вал в опоры головки цилиндров таким образом, чтобы кулачки первого цилиндра были направлены вверх.

- На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников в зоне крайних опор, наносим тонкий слой силиконового герметика.

- Устанавливаем корпуса подшипников двигателя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и затягиваем гайки их крепления в два приема.

- Предварительно затягиваем гайки в последовательности, указанной на рис. 21, до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке цилиндров.

- При этом необходимо следить за тем, чтобы установленные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда.

- Окончательно затягиваем гайки моментом 21,6 Нм (2,2 кг/см) в той же последовательности.

- После затяжки гаек тщательно удаляем остатки герметика, выдавленного из зазоров. Проверяем зазоры в клапанном механизме. Запрессовываем новый сальник распределительного вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.


Рис. 21. Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Замена сальника распредвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Снимаем ремень ГРМ ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Отворачиваем болт зубчатого шкива распределительного вала.

- Чтобы вал не проворачивался, пропускаем через отверстие в шкиве головку с удлинителем и надеваем на гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.

- Поддеваем отверткой шкив распределительного вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и снимаем его.

- Чтобы не потерять шпонку шкива, извлекаем ее из паза распределительного вала.

- Поддеваем отверткой сальник и извлекаем его.

Головка блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Головку блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 снимаем в случае замены прокладки, ремонта механизма привода клапанов и самой головки, а также при полной разборке двигателя. Работаем на подъемнике или смотровой канаве.

- Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора, сливаем охлаждающую жидкость из двигателя.

- Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора.

- Снимаем карбюратор (ВАЗ-2110), впускной и выпускной коллекторы (головку можно демонтировать и не снимая коллекторов).

- Отсоединяем наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания, разъемы датчиков указателя давления масла и температуры охлаждающей жидкости.

- На двигателе ВАЗ-2110 снимаем распределитель зажигания и корпус вспомогательных агрегатов с топливным насосом.

- Снимаем ремень ГРМ, натяжной ролик с дистанционной шайбой, зубчатый шкив распределительного вала.

- Отворачиваем гайку крепления задней крышки привода ГРМ к головке блока цилиндров ВАЗ-21102, ВАЗ-2110. Снимаем крышку головки блока цилиндров.

- Все вышеперечисленные операции описаны в соответствующих разделах.

- Ослабляем хомуты и снимаем все шланги с выпускного патрубка головки блока цилиндров.

- Отворачиваем десять болтов крепления головки блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102. Вынимаем болты с шайбами.

- Снимаем головку блока цилиндров и ее прокладку.

- При разборке клапанного механизма подкладываем под тарелку рассухариваемого клапана упор (деревянный брусок).

- Рассухариваем клапан и вынимаем его из направляющей втулки головки блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Отворачиваем две гайки крепления выпускного патрубка. Снимаем патрубок и его прокладку.

- Сборку и установку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности. Смазываем моторным маслом стержни клапанов и направляющих втулок.

- Перед установкой очищаем поверхности блока цилиндров и головки ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 от остатков старой прокладки, грязи и масла.

- Удаляем из резьбовых крепежных отверстий блока масло и охлаждающую жидкость.

- Новую прокладку головки и саму головку цилиндров устанавливаем по двум центрирующим втулкам.

- Устанавливаем болты крепления и затягиваем их в четыре приема.

- Болты крепления головки блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины не более 135,5 мм.

- Если длина больше, заменяем болт новым.


Рис.22. Порядок затягивания болтов головки блока цилиндров ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Замена поршневой группы ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Конструкция моторного отсека автомобилей ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 позволяет извлечь шатунно-поршневую группу без каких-либо сложных работ по вывешиванию двигателя.

- Снимаем головку блока цилиндров в сборе с коллекторами.

- Снимаем поддон картера и маслоприемник.

- Отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и снимаем крышку.

- Упираясь деревянной ручкой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем его вверх – до выхода поршня из цилиндра и вынимаем поршень с шатуном.

- Сборку проводим в обратной последовательности.

Замена сальников коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Замена переднего сальника коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 производится следующим образом:

- Снимаем ремень привода ГРМ.

- Поддеваем двумя отвертками зубчатый шкив коленвала ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 и снимаем его с носка коленчатого вала.

- Поддеваем отверткой сальник и извлекаем его из крышки масляного насоса.

- Смазываем рабочую кромку нового сальника моторным маслом и запрессовываем подходящим отрезком трубы.

- Сборку проводим в обратной последовательности.

Замена заднего сальника коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 производится следующим образом:

- Работу выполняем на подъемнике или смотровой канаве.

- Снимаем коробку передач и сцепление.

- Для наглядности все операции выполнены на демонтированном двигателе.

- Отворачиваем шесть болтов крепления маховика.

- Помечаем положение маховика относительно коленчатого вала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Поддеваем отверткой сальник и извлекаем его из держателя.

- Используя старый сальник коленвала ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 как оправку, запрессовываем новый сальник.

- Маховик устанавливаем по меткам.

- Смазываем резьбовую часть болтов герметиком.

Замена масляного насоса ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

- Работу проводим на подъемнике или смотровой канаве.

- Снимаем зубчатый шкив коленвала ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

- Снимаем датчик положения коленчатого вала.

- Отворачиваем шесть болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров.

- Поддеваем отверткой масляный насос ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и снимаем его.

- Снимаем прокладку масляного насоса.

- Зажимаем маслонасос в тиски и отворачиваем пробку редукционного клапана.

- Пробка уплотняется алюминиевым кольцом.

- Извлекаем пружину и поршень редукционного клапана.

- Отворачиваем шесть винтов крепления корпуса насоса к крышке.

- Снимаем корпус масляного насоса ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.

- Вынимаем ведомую и ведущую шестерни.

- Промываем детали масляного насоса и проверяем их техническое состояние – диаметр гнезда под ведомую шестерню, ширину сегмента на корпусе, осевые зазоры шестерен.

- Собираем насос в обратной последовательности, предварительно смазав моторным маслом шестерни, корпус в зоне шестерен и поршень редукционного клапана.

- Шестерни устанавливаем фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса насоса.

Распределительный вал 2110 и его привод. Особенности конструкции

Для привода клапанов применяется два распределительных вала – впускной и выпускной. Валы отлиты из чугуна и имеют пять опорных шеек, которые вращаются в гнездах, выполненных в головке блока цилиндров и в одном общем корпусе подшипников распределительного вала. Для повышения износостойкости рабочие поверхности кулачков и поверхность под сальник отбеливаются. Для отличия впускного распределительного вала от выпускного на впускном валу около первой опоры сделан отличительный поясок А.


От осевых перемещений валы удерживаются упорными буртиками, расположенными по обе стороны от передней опоры. Передние концы распределительных валов уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками. Задние отверстия, расположенные по оси валов в головке блока цилиндров и корпусе подшипников, закрыты обрезиненными колпачковыми заглушками.

Привод распределительных валов

Распределительные валы приводятся во вращение от шкива 1 на коленчатом валу с помощью ременной передачи с зубчатым ремнем. Для привода двух распределительных валов с беззазорным газораспределительным механизмом требуется увеличенный крутящий момент. Поэтому ширина ремня увеличена до 25,4 мм (вместо 19 мм у двигателей 2110). Соответственно увеличена ширина шкивов и роликов.

Под шкивами распределительных валов находятся два ролика: слева – натяжной 4, а справа – опорный 9. У опорного ролика отверстие для крепления сделано по центру внутренней обоймы, а у натяжного ролика расположено эксцентрично (смещено от центра на 6 мм). Поэтому, поворачивая натяжной ролик относительно шпильки крепления, можно регулировать натяжение ремня.

Шкивы распределительных валов отличаются тем, что у шкива 7 впускного распределительного вала приварен диск 8 для работы датчика фаз. Ременный привод спереди и сзади закрыт пластмассовыми крышками.

Для установки фаз газораспределения предусмотрены установочные метки А, D, Е на шкивах и метки В, С, F на крышке масляного насоса и задней крышке привода распределительного вала. При правильно установленных фазах метка А должна совпадать с меткой В, а метки D и Е – с метками С и F.

Регулировка натяжения ремня привода распределительных валов.

Регулировка натяжения ремня привода распределительных валов

4.20. Схема привода распределительных валов: 1 – зубчатый шкив коленчатого вала; 2 – зубчатый ремень; 3 – шкив насоса охлаждающей жидкости; 4 – натяжной ролик; 5 – шкив выпускного распределительного вала; 6 – задняя защитная крышка зубчатого ремня; 7 – шкив впускного распределительного вала; 8 – кольцо для датчика фаз; 9 – опорный ролик; А – метка ВМТ на зубчатом шкиве коленчатого вала; В – установочная метка на крышке масляного насоса; С и F – установочные метки на задней защитной крышке зубчатого ремня; D – установочная метка на шкиве выпускного распределительного вала; Е – установочная метка на шкиве впускного распределительного вала

Распределительные валы приводятся во вращение от шкива 1 (Рис. 4.20) на коленчатом валу посредством ременной передачи с зубчатым ремнем. Для привода двух распределительных валов с беззазорным газораспределительным механизмом требуется увеличенный крутящий момент. Поэтому ширина ремня увеличена до 25,4 мм (вместо 19 мм у двигателей мод. 2110). Соответственно увеличена ширина шкивов и роликов.

Под шкивами распределительных валов находятся два ролика: слева натяжной 4, справа опорный 9. У опорного ролика отверстие для крепления выполнено по центру внутренней обоймы, у натяжного ролика расположено эксцентрично (смещено от центра на 6 мм). Поэтому, поворачивая натяжной ролик относительно шпильки крепления, можно регулировать натяжение ремня.

Шкивы распределительных валов отличаются тем, что к шкиву 7 впускного распределительного вала приварен диск 8, обеспечивающий работу датчика фазы. Привод спереди и сзади закрыт пластмассовыми крышками.

Для установки фаз газораспределения предусмотрены установочные метки А, D, Е на шкивах, В на крышке масляного насоса и С, F на задней крышке ремня привода. При правильно установленных фазах метка А должна совпадать с меткой В, а метки D и Е должны совпадать с метками С и F.

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ И ЕГО ПРИВОД

Распределительный вал – чугунный, литой, пятиопорный. С задней стороны вала имеется эксцентрик для привода топливного насоса. Рабочие поверхности кулачков, эксцентрика и поверхность под сальник отбеливаются для увеличения износостойкости.

Для исключения осевого перемещения распределительного вала у него с задней стороны предусмотрен фланец, который фиксируется между головкой цилиндров (с корпусом подшипников) и корпусом вспомогательных агрегатов.


Рис. 2–62. Схема привода распределительного вала: 1 – зубчатый шкив коленчатого вала;

2 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 3 – натяжной ролик; 4 – задняя защитная крышка; 5 – зубчатый шкив распределительного вала; 6 – зубчатый ремень; А – установочный выступ на задней защитной крышке; В – метка на шкиве распределительного вала; С – метка на крышке масляного насоса; D – метка на шкиве коленчатого вала

Привод распределительного вала - осуществляется зубчатым ремнем 6 (рис. 2–62) от зубчатого шкива 1, установленного на коленчатом валу. Этим же ремнем приводится во вращение и шкив 2 насоса охлаждающей жидкости. Ролик 3 служит для натяжения ремня. Наружная часть ролика имеет пластмассовую реборду для направления ремня, а внутренняя – эксцентрично расположенное отверстие для крепления к головке цилиндров. Поворачивая внутреннюю часть ролика относительно шпильки крепления, можно изменять натяжение ремня.

Натяжной ролик поворачивается специальным ключом с двумя штифтами, которые входят в два отверстия диаметром 4,3 мм на внутреннем кольце ролика. Расстояние между отверстиями – 17 мм.

Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала

Натяжение ремня регулируйте в следующем порядке:

– снимите переднюю крышку зубчатого ремня;


Рис. 7–20. Метки для установки момента зажигания: 1 – шкала; 2 – метка на маховике

– поверните коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора по часовой стрелке в такое положение, чтобы метка на маховике (см. рис. 7–20), видимая в люке картера сцепления, находилась против среднего деления шкалы. При этом метка В (см. рис. 2–62) на шкиве распределительного вала должна находиться против установочной метки А на задней защитной крышке зубчатого ремня;

– поверните коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора против часовой стрелки в такое положение, чтобы метка В на шкиве распределительного вала переместилась вниз от метки А на два зуба;

– проверьте натяжение ремня: оно считается нормальным, если в средней части ветви между шкивами распределительного и коленчатого валов ремень закручивается на 90о усилием пальцев 15–20 Н (1,5–2 кгс). Для проверки натяжения можно пользоваться приспособлениями 67.7834.9525 или 67.7834.9526 с тарированной пружиной;

– если усилие ниже (выше) нормы, поверните коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения меток А и В, ослабьте гайку крепления натяжного ролика, поверните его внутреннее кольцо на 10–15о против (или по) часовой стрелки и затяните гайку крепления;

– снова проверните коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота до совмещения меток А и В, затем против часовой стрелки до смещения метки В на шкиве распределительного вала на два зуба вниз от метки А и проверьте натяжение ремня;

– если натяжение недостаточно, то повторите операцию по натяжению ремня;

– если натяжение нормальное, то затяните гайку крепления оси натяжного ролика моментом 39,2 Н·м (4 кгс·м) и установите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

Избегайте излишнего натяжения ремня, так как это значительно снижает срок его службы, а также подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика.

При регулировке натяжения зубчатого ремня не допускается проворачивать коленчатый вал вращением шкива распределительного вала.

После завершения регулировки проверьте затяжку болта крепления шкива привода генератора на коленчатом валу моментом 102,9 Н·м (10,5 кгс·м).

Замена ремня привода распределительного вала

Затормозите автомобиль рычагом привода стояночной тормозной системы и включите 4 или 5 передачу в коробке передач.

Снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

Ослабьте ремень привода генератора и снимите его со шкивов. Снимите шкив привода генератора с коленчатого вала и заверните на место болт крепления шкива.

Установите рычаг коробки передач в нейтральное положение и поверните коленчатый вал по часовой стрелке в такое положение, чтобы метка на маховике (см. рис. 7–20), видимая в люке кожуха сцепления, находилась против среднего деления шкалы. При этом метка В (см. рис. 2–62) на шкиве распределительного вала должна находиться против установочной метки А на задней защитной крышке.

Ослабьте гайку крепления натяжного ролика 3 и поверните его в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен. Снимите ремень привода распределительного вала со шкивов.

Наденьте зубчатый ремень на шкив 5 распределительного вала и, натягивая обе ветви ремня, заведите левую ветвь за натяжной ролик и наденьте ее на шкив 2 насоса охлаждающей жидкости. Наденьте ремень на шкив коленчатого вала и слегка натяните его натяжным роликом, поворачивая ролик против часовой стрелки. При установке ремня избегайте его резких перегибов.

Проверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке и проверьте, совпадают ли установочные метки А и В (см. рис. 2–62), а также находится ли метка на маховике против среднего деления шкалы (см. рис. 7–20).

Если метки не совпадают, то повторите операцию по установке ремня. Если метки совпадают, то выверните болт из коленчатого вала, установите шкив привода генератора и закрепите его болтом с шайбой, окончательно затянув его моментом 102,9 Н·м (10,5 кгс·м).

Отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше, и установите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

Наденьте ремень привода генератора и отрегулируйте его натяжение, как указано в подразделе «Генератор».

Проверьте и при необходимости отрегулируйте момент зажигания.

Замена сальника распределительного вала

Замену сальника производите следующим образом.

Затормозите автомобиль рычагом привода стояночной тормозной системы и установите рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

Поверните коленчатый вал по часовой стрелке до совпадения установочных меток А и В (см. рис. 2–62).

Ослабьте гайку крепления натяжного ролика и поверните его для ослабления ремня. Снимите ремень со шкива распределительного вала.

Удерживая от проворачивания шкив распределительного вала приспособлением 67.7811.9509, отверните болт его крепления и снимите шкив со шпонкой.

Извлеките старый сальник из гнезда и оправкой 67.7853.9580 запрессуйте новый сальник, предварительно смазав его моторным маслом.

Установите шкив распределительного вала и, заблокировав его от проворачивания, закрепите болтом с шайбой. Наденьте ремень на шкив распределительного вала и слегка натяните его натяжным роликом, поворачивая ролик против часовой стрелки.

Проверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения и проверьте совпадение установочных меток А и В (см. рис. 2–62) и метки на маховике со средним делением шкалы (см. рис. 7–20).

Если метки не совпадают, то повторите установку ремня, откорректировав положение шкива распределительного вала.

Если метки совпадают, то отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше, и установите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте момент зажигания.

Проверка технического состояния

Поверхности опорных шеек распределительного вала, кулачков и эксцентрика должны быть хорошо отполированы и не должны иметь повреждений. Если имеются следы заедания или глубокие риски, вал следует заменить.

Установите распределительный вал крайними шейками на две призмы, помещенные на поверочной плите, и замерьте индикатором радиальное биение остальных шеек, которое не должно превышать 0,02 мм.

Корпусы подшипников распределительного вала не должны иметь трещин. На опорных поверхностях под шейки распределительного вала не должно быть задиров и царапин.

Проверьте зазор между шейками распределительного вала и отверстиями опор. Зазор определяется расчетом после промера шеек и отверстий в опорах на головке цилиндров с установленными корпусами подшипников.

Для определения зазора также можно воспользоваться калиброванной пластмассовой проволокой следующим образом:

– тщательно очистите шейки распределительного вала и опорные поверхности головки цилиндров и корпусов подшипников. Удалите толкатели клапанов из головки цилиндров;

– уложите распределительный вал в опоры головки цилиндров и поместите на шейки отрезки пластмассовой проволоки;

– установите корпусы подшипников и затяните гайки их крепления в два приема (см. «Разборка и сборка головки цилиндров») моментом 21,6 Н·м (2,2 кгс·м);


Рис. 2–63. Измерение зазора между шейками распределительного вала и корпусами подшипников

– снимите корпусы подшипников и в зависимости от величины сплющивания проволоки по шкале на упаковке определите величину зазора (рис. 2–63).

Расчетный зазор для новых деталей – 0,069–0,11 мм, а максимально допустимый (износ) должен быть не более 0,2 мм.

Поверхность зубчатой части должна быть с четким профилем зубьев без износа, без складок, трещин, подрезов и отслоений ткани от резины.

На любой поверхности ремня не допускаются следы попадания масла.

На торцевых поверхностях не должно наблюдаться расслоения и разлохмачивания, но незначительное выступание бахромы ткани допускается.

Поверхность наружной плоской части должна быть ровной без складок, трещин, углублений и выпуклостей.

Замер вала распределительного 2110. Фазы, развал кулачков, подъем.

Ранее я уже писал про распределительный вал 2110, он же 21100-1006015-00 — карбюраторный, с эксцентриком — приводом бензонасоса. Кстати приведенные ниже данные будут актуальны и для вала распределительного 21110-1006010-00. Последний отличается наличием штифта под датчик фаз для инжекторных двигателей.
В сети находится множество информации про характеристики этих расредвалов. Что только не пишут — одни ему намерили фазу 240 град ПКВ, другие 255…Но смутно мне верилось в эти данные. При подстановке их в программу для расчета внешней скоростной характеристики двигателя, получались цифры и близко не соответствующие заявленным заводом. А почему бы мне не замерить этот вал самому?
В общем с помощью подаренной ГБЦ BATAKATT ом, стрелочного индикатора и начерченного круга с градусами вполне реально произвести эти замеры. Что и было сделано.

Когда замеры были произведены, меня цифры сильно удивили — ведь и близко никто ранее таких данных не получал. Перемерил повторно. Получил то же самое!
Также писал письмо в АвтоВАЗ по поводу фазовой характеристики распредвала. Его приняли в обработку но не ответили на него.

И так, замеры показали 280 градусов ПКВ впуск и выпуск! Неожиданно правда?

Фаза впуск / выпуск…280/280
Подъем впуск / выпуск…9,54/9,23
Развал кулачков…105 град.
Высота перекрытия…0,8 мм.

Более подробно с графиком:

Данные полученные мною при замере:

Внес результаты замеров в программу для двигателя ВАЗ-2111. После расчетов она выдала значения:

Мощность — 78,9 л.с.
Момент — 116,0 Нм

Мощность — 77,0 л.с
Момент — 115,7 Нм

Как видно — они совпадают, а это значит что мои замеры верны и отвечают действительности!

На этом можно ставить точку в бесконечных спорах про распределительные валы 2110.

Рад, если кому-то будет полезна данная информация. Удачи Вам энтузиасты и единомышленники!

Замена ремня ГРМ на двигателях ВАЗ-2110, ВАЗ-2111




Снимаем крышку ГРМ

Снимаем правое колесо и пластиковый щиток моторного отсека.






Так расположена риска на маховике двигателя при снятой коробке передач и головке блока цилиндров.


Фиксируем коленчатый вал от проворачивания, вставив через отверстие в картере сцепления отвертку между зубъями маховика.


Отворачиваем болт крепления шкива привода генератора.


Снимаем шкив привода генератора.


Поворачиваем натяжной ролик в такое положение, при котором ремень будет максимально ослаблен.


Снимаем ремень ГРМ.


При замене натяжного ролика отворачиваем гайку его крепления и снимаем ролик со шпилькой.


Под роликом установлена дистанционная шайба.

Устанавливаем ремень привода ГРМ в обратной последовательности. Надеваем ремень на шкив коленчатого вала. Затем, натягивая заднюю ветвь, надеваем ремень на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводим за натяжной ролик. Надеваем ремень на шкив распределительного вала.


Вставив отвертку между двумя винтами или стержнями диаметром 4 мм, установленными в отверстие натяжного ролика, и поворачивая ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень.

Затягиваем гайку крепления натяжного ролика.

Проверяем совпадение установочных меток коленчатого и распределительного валов.


При снятом шкиве привода генератора положение коленчатого вала удобно контролировать по совмещению меток на зубчатом шкиве коленчатого вала и крышке масляного насоса.


Если метки не совпадают, повторяем операцию по установке ремня.

Для регулирования натяжения ремня поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки так, чтобы метка на шкиве распределительного вала переместилась вниз от усика задней крышки на два зуба.


При нормальном натяжении ремня его передняя ветвь должна закручиваться на 90° большим и указательным пальцами руки с усилием 15-20 Н (1,5-2,0 кгс).

Чрезмерное натяжение ремня снижает срок его службы, а также подшипников насоса охлаждающей жидкости и натяжного ролика.

Читайте также: