Схема редуктора маз 5551

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

3.4.2. Ремонт ведущих мостов

Конструкция ведущих мостов позволяет выполнить большинство ремонтных работ без снятия их с автомобиля.
Разборку центральных редукторов среднего и заднего мостов рекомендуется производить с помощью универсального съемника (рис. 59) и комплекта оправок (рис. 60) к нему.

Ремонт центрального редуктора заднего моста.

Для замены сальника ведущей конической шестерни необходимо:
· отсоединить карданный вал;
· отвернуть гайку крепления фланца 9 (см. рис. 55), снять шайбу, уплотнитель и фланец;
· отвернуть болты и снять крышку 13 с сальником;
· заменить сальник, избегая его перекосов и повреждений, заполнив его внутренние полости смазкой литол-24, и собрать узел в обратном порядке.
Сальник запрессовывается в крышку на глубину 6 мм от переднего торца крышки с помощью оправки (рис. 61). Гайку 10 крепления фланца затянуть с приложением момента 45-60кгс.м.
Для снятия редуктора необходимо выполнить следующее:
· слить масло из картера моста (вывернув сливную и заливную пробки);
· отсоединить карданный вал;
· снять крышки 9 (см. рис. 56) колесных передач, вынуть полуоси вместе с ведущими шестернями 4 колесных передач;
· отвернуть гайки шпилек крепления редуктора к картеру моста (за исключением двух верхних). После этого подкатить тележку с подъемником под редуктор и, обеспечив надежную опору редуктора на тележке, отвернуть оставшиеся две верхние гайки, затем с помощью двух демонтажных болтов (во фланце крепления редуктора к картеру моста) снять редуктор.

Разборку редуктора рекомендуется производить на специальном поворотном стенде. При отсутствии стенда можно использовать низкий столик - верстак высотой 500 - 600 мм.
Последовательность разборки редуктора следующая:
· снять ведущую шестерню 5 (см.рис. 55) с подшипниками в сборе;
· снять стопоры и вывернуть гайки 20 подшипников дифференциала, ослабив болты крепления крышек 21;
· снять крышки 21 подшипников дифференциала;
· твернуть гайки болтов крепления чашек дифференциала и с помощью
демонтажных болтов разобрать дифференциал (снять сателлиты, полуосевые шестерни, упорные шайбы);
· снять при необходимости подшипники 22 дифференциала с помощью универсального съемника;
· зажать ведущую шестерню в тисках, губки которых покрыты накладками из мягкого металла, отвернуть гайку и снять фланец 9 ведущей шестерни, крышку 13 с сальником;
· снять корпус 15 с подшипниками;
· снять внутреннее кольцо внутреннего конического подшипника с вала ведущей шестерни с помощью универсального съемника с оправкой б (см.рис. 60);
· при необходимости выпрессовать наружные обоймы подшипников ведущей шестерни из корпуса подшипников с помощью съемника (рис.62) без кольца 6.

После окончательной сборки ведущей шестерни следует собрать дифференциал, для чего:
· запрессовать подшипник на правую чашку дифференциала до упора с помощью оправки (рис.63);
· установить бронзовую шайбу в правую чашку дифференциала, смазав её жидким маслом;
· вставить в расточку правой чашки смазанную жидким маслом полуосевую шестерню. Правильно установленная полуосевая шестерня должна легко вращаться от руки;
· смазать жидким маслом шипы крестовины дифференциала;
· надеть на шипы упорные шайбы втулок сателлитов, сателлиты с втулками и надеть опорные шайбы сателлитов, смазав указанные детали;
· установить крестовину с сателлитами и шайбами в гнезда правой чашки, прижав крестовину к посадочным гнездам чашки, проверить боковой зазор между зубьями шестерен и легкость проворачивания. При вращении рукой одного (любого) или двух сателлитов должны проворачиваться и остальные, а также полуосевая шестерня;
· напрессовать подшипник на левую чашку дифференциала до упора с помощью оправки, показанной на рис. 63, и шестерню 3 (см. рис. 55) на штифты чашки до упора;
· установить опорную шайбу и полуосевую шестерню в левую чашку (аналогично установке их в правую чашку);
· перенести на левую чашку крестовину с сателлитами и шайбами (аналогично правой чашке), проверить боковой зазор;
· придерживая пальцами полуосевую шестерню, через отверстие для полуоси в правой чашке поставить правую чашку на левую, надев её на штифты и совместив номера комплекта чашек дифференциала. Установить болты крепления чашек и стопорные пластины так, чтобы они закрывали штифты, затянуть гайки моментом 21- 26кгс.м, отогнуть пластины на грани гаек;
· вставить шлицевую оправку в одну из полуосевых шестерен и сделать несколько оборотов - шестерни дифференциала должны вращаться легко, без стуков и заеданий от усилий руки.
Общую сборку центрального редуктора следует производить в следующем порядке:
· установить картер редуктора на приспособление таким образом, чтобы отверстие под стакан ведущей шестерни 5 (см. рис. 55) находилось внизу;
· смазать подшипники дифференциала жидкой смазкой, надеть наружные обоймы и установить ранее собранный дифференциал в гнезда подшипников картера;
· установить центрирующие штифты (втулки) в гнезда опор под подшипники, поставить крышки, стопорные пластины и предварительно завернуть болты;
· завернуть гайки 20;
· отрегулировать подшипники дифференциала с предварительным натягом (см. статью «3.4.1. Техническое обслуживание и регулировка ведущих мостов» раздел «Регулировка заднего моста»);
· повернуть картер редуктора таким образом, чтобы можно было установить ведущую шестерню в сборе с подшипниками в картер;
· произвести регулировку зацепления конических шестерен (см. статью «3.4.1. Техническое обслуживание и регулировка ведущих мостов» раздел «Регулировка заднего моста»);
· затянуть болты крышек моментом 25-28кгс.м, застопорив затем пластинами, отгибая их на грани болтов и крышки;
· затянуть полностью все гайки шпилек крепления корпуса подшипников ведущей шестерни к картеру редуктора;
· поставить стопоры 27 гаек 20 подшипников дифференциала и зажать их болтами с пружинными шайбами.
Установку редуктора на задний мост надо производить в последовательности, обратной его снятию.

Ремонт центрального редуктора среднего моста.

Замену сальников вала привода мостов и выходного вала следует выполнять в следующем порядке:
· отсоединить карданные валы;
· отвернуть гайки 18 и 40 (см. рис. 57) и снять фланцы 17 и 39;
· отвернуть болты и снять крышки 15 и 37 с сальниками 16 и 38;
· проверить состояние сальников;
· произвести при необходимости замену сальников с помощью оправки, показанной на рис. 61, заполнив внутренние свободные полости сальников смазкой лигол-24, и собрать узел в обратном порядке. Гайки крепления фланцев 17 и 39 затянуть с приложением момента 45-60кгс.м.
Для снятия редуктора необходимо выполнить следующее:
· слить масло из картера моста и картера редуктора;
· отсоединить карданный вал, шланги и электропровода датчика механизма блокировки межосевого дифференциала;
· снять крышки 9 (см. рис. 56) колесных передач, извлечь полуоси вместе с ведущими шестернями 4;
· отвернуть гайки шпилек крепления редуктора к картеру моста (за исключением двух верхних). После этого подкатить тележку с подъёмником под редуктор и, обеспечив надежную опору редуктора на тележке, отвернуть оставшиеся гайки. Затем с помощью демонтажных болтов во фланце крепления редуктора к картеру моста снять редуктор.
Разборку редуктора рекомендуется производить на специальном стенде.
При отсутствии стенда можно использовать низкий столик - верстак высотой 500-600 мм.
Последовательность разборки редуктора следующая;
· снять механизм 20 (см. рис. 57) блокировки дифференциала;
· отвернуть болты и снять картер 7 в сборе с валом 30 привода мостов и межосевым дифференциалом 29;
· при снятии картер необходимо проворачивать за фланец для обеспечения выхода дифференциала из-за шестерни;
· снять фланец 17, отвернуть болты крепления крышки 15, снять с помощью универсального съемника стакан вместе с подшипником 14 с вала 30 и муфту 19 блокировки дифференциала;
· отвернуть болты крепления чаши межосевого дифференциала 29 и снять чашку с шестерней и подшипник с вала 30;
· снять стопорное кольцо, штифт и отвернуть гайку крепления крестовины 28;
· снять крестовину 28 с вала 30;
· снять с помощью съемника шестерню 25 в сборе с подшипниками 13;
· снять внутреннее кольцо наружного подшипника цилиндрической шестерни с помощью съемника с оправкой 3 (рис. 64) ( при частичной разборке, когда необходимо снять только вал 30 (см. рис. 57) привода мостов в сборе с межосевым дифференциалом 29, отвернуть болты крепления крышки 15 и вынуть вал привода мостов вместе с межосевым дифференциалом. При этом для снятия необходимо поворотом вала 30 выставить лыски на чашках дифференциала так, чтобы чашки не задевали за шестерню 10. Для снятия при необходимости внутреннего кольца цилиндрического подшипника межосевого дифференциала пользуйтесь универсальным съемником);
· отвернуть гайки и снять ведущую шестерню 3 с картером 8 подшипников и цилиндрической шестерней 10 в сборе;
· зажать ведущую коническую шестерню 3 в тисках (губки которых накрыть накладками из мягкого металла), отвернуть гайку 11 и снять шестерню 10;
· снять внутреннее кольцо внутреннего конического подшипника с вала ведущей шестерни 3 с помощью съемника с оправкой б (см. рис. 60);
· при необходимости выпрессовать из картера 8 (см. рис. 57) наружные кольца подшипников 9 с помощью съемника (см. рис. 62);
· снять стопоры 50 (см. рис. 57) и крышки 48 подшипников 47 дифференциала;
· снять дифференциал 43 в сборе;
· отвернуть гайки болтов крепления чашек дифференциала и разобрать дифференциал 43 с помощью демонтажных болтов, снять сателлиты 1, полуосевые шестерни 45, шайбы 46;
· снять при необходимости подшипники 47 дифференциала с помощью съемника;
· отвернуть болты 36 (см. рис. 57) и вынуть вал 32 в сборе с подшипниками 35, отвернуть гайку 40 и разобрать вал;
· при необходимости разобрать механизм 20 блокировки дифференциала.
Разобранные детали редуктора необходимо промыть и тщательно рассмотреть, проверить состояние рабочих поверхностей подшипников, шестерен.
Зубья шестерен не должны иметь сколов, трещин, выкрашивания цементационного слоя, а также сильного износа. При незначительной ступенчатой выработке зубьев ступеньки зачищают; также необходимо зачистить забоины и заусенцы на зубьях шестерен. Износ зубьев конических шестерен по толщине характеризуется величиной бокового зазора при правильно отрегулированном зацеплении (по пятну контакта).
Зазор замеряется индикатором со стороны большего диаметра. При повышенном шуме шестерен центрального редуктора величина бокового зазора 0,8мм может служить основанием для замены конической пары шестерен.
В случае необходимости ведущую и ведомую конические шестерни заменяют комплектно, так как на заводе их подбирают попарно по пятну контакта и боковому зазору. При замене конических шестерен необходимо устанавливать пару шестерен среднего моста. Установка шестерен заднего моста не допускается.
При осмотре деталей дифференциала следует обратить внимание на состояние поверхности шеек крестовины, отверстий и сферических поверхностей сателлигов, опорных поверхностей полуосевых шестерен, бронзовых опорных
шайб и торцевых поверхностей чашек дифференциала. Эти поверхности не должны иметь задиров и больших износов.
В случае значительного износа или ослабления посадки втулки сателлита её необходимо заменить. Обработку новой втулки нужно производить после запрессовки ее в сателлит до диаметра 32+0,05мм.
При значительном износе бронзовых опорных шайб полуосевых шестерен и сателлитов шайбы подлежат замене. Толщина новых бронзовых шайб 1,5мм.
Перед сборкой посадочные и сопрягаемые поверхности деталей редуктора необходимо смазать рабочим маслом, уплотнительные прокладки рекомендуется смазать пластичной смазкой, уплотнительной пастой или нитрокраской, а рабочие кромки сальников - смазкой литол-24. Подшипники необходимо промыть в керосине, после чего смазать рабочим маслом. Последовательность сборки редуктора обратная разборке.
Регулировка натяга подшипников ведущей конической шестерни 3 (см.рис.57), дифференциала 43 и выходного вала 2, а также регулировка конических шестерен описана выше (см. статью «3.4.1. Техническое обслуживание и регулировка ведущих мостов» раздел «Регулировка заднего моста»).

Номинальные и допустимые без ремонта размеры деталей заднего и среднего мостов приведены в табл. 9.

Ремонт колесной передачи и ступицы задних колес

Разборку колесной передачи и снятие ступицы задних колес нужно производить в такой последовательности:
· ослабить гайки крепления заднего колеса;
· установить домкрат под одну сторону балки заднего моста и приподнять ступицу с колесами. Подставить подставку и убрать домкрат;
· отвернуть гайки крепления задних колес, снять прижимы, наружное колесо, распорное кольцо и внутреннее колесо, предварительно отсоединив кронштейн крепления удлинителя вентиля;
· слить масло из колесной передачи, вывернув пробку, и снять крышку 9
(см. рис.56);
· отвернуть болты крепления и снять водило 12 колесной передачи в сборе с сателлитами;
· вынуть полуось 6 вместе с ведущей шестерней колесной передачи;
· вынуть поочередно оси 10 сателлитов, поддерживая сателлиты с подшипниками;
· вынуть сателлиты 14 с подшипниками и опорными шайбами из водила;
· отвернуть специальным ключом контргайку 2 подшипников ступицы 16 ведомой шестерни, снять стопорную шайбу 1, отвернуть гайку 33 подшипников и снять ступицу 16 вместе с ведомой шестерней 15 и внутренней обоймой подшипника 18;
· поддерживая за кольцо подшипника 18 ступицу 17, снять её с тормозными барабаном 29 и диском в сборе.
Если необходимо заменить сальник и подшипник ступицы, то выполнить следующее:
· снять маслоуловитель 25 и крышку 27 сальника, отвернув болты крепления;
· извлечь сальник из крышки и с помощью специальной оправки запрессовать новые сальники в крышку, избегая их повреждения и перекоса;
· снять внутренние кольца наружных подшипников ступицы съемником (см.рис.60);
· выпрессовать наружные кольца наружного и внутреннего подшипника ступицы с помощью съемника, показанного на рис.65.
При обнаружении течи по уплотнению кольца 32 (см.рис.56) или ослабления болтов крепления ступицы необходимо отвернуть болты, при необходимости заменить кольцо и затянуть болты с последующим их стопорением пластинами.
Детали колесной передачи и ступицу промывают и тщательно осматривают.
На поверхности зубьев шестерён не допускается выкрашивание цементационного слоя. При наличии трещин и обломов зубьев шестерни подлежат замене.
Установку ступицы и сборку колесной передачи производят в последовательности, обратной разборке.
После установки ступицы натяг подшипников необходимо отрегулировать следующим образом:
· проворачивая ступицу, затянуть гайку 33 с приложением момента 40-50кгс.м, затем отвернуть её на 60-75 и проверить ступицу на вращение. Она должна вращаться свободно, но без люфта;
· после регулировки установить шайбу 1 (см. рис. 56), если штифт гайки не совпадает с отверстием шайбы, отвернуть гайку до совпадения близлежащего отверстия шайбы;
· затянуть контргайку 2 с приложением момента 40-50кгс.м.
Полуоси среднего моста устанавливают так, чтобы короткая полуось находилась с правой стороны по ходу автомобиля.

Технические характеристики и устройство самосвала МАЗ-5551

Грозовик

Конструкция данной модели транспортного средства включает в себя:

  1. Мотор, задний мост, систему охлаждения воздушного потока, тормозную систему, коробку передач, электрическое оборудование, кузов.
  2. Сцепной механизм. Он состоит из педали, главного цилиндрического элемента, рабочего цилиндра, вилки, отключающей сцепное устройство, подшипника нажимного типа, трубопроводов.
  3. Кривошипно-шатунный механизм. Он необходим для преобразования поступательного движения от поршневой части во вращательное движение коленвала. Такое устройство включает в себя поршень с кольцами, поршневой палец, маховик, блок цилиндрических элементов, прокладку, поддон.
  4. Раму и тягово-сцепное устройство. Конструкция этих механизмов включает в себя кронштейны, лонжероны, поперечину, крепежные элементы, задний фланец, пружинный механизм и стабилизатор поперечной устойчивости.

Задний мост

Устройство заднего моста МАЗ-5551А2-320 состоит из таких элементов, как:

  • полуось;
  • крепежные болты и гайки;
  • штифт направляющего типа;
  • маслоотражатель;
  • тормозной барабанный механизм;
  • подшипник;
  • запорное кольцо;
  • фланец балки заднего моста;
  • сальник;
  • пластина, необходимая для крепления подшипника;
  • щит для заднего тормозного устройства;
  • сателлит;
  • штампованные кожухи;
  • коробка дифференциалов;
  • грязеотражатель;
  • шестерня ведомого типа;
  • регулировочное кольцо;
  • картер редуктора;
  • опорные чашки;
  • распорная втулка.

Задний мост

Задний мост необходим для передачи поступательного движения на колесный механизм. Он выполнен из чугуна, что позволяет увеличить срок эксплуатации. Устройство оснащено межколесным дифференциалом, который распределяет крутящий момент между ведущими колесами.

Система охлаждения

Конструкция системы охлаждения включает в себя:

  • радиатор;
  • расширительный бак;
  • насос охлаждающей жидкости;
  • вентилятор;
  • термостат;
  • шестерни;
  • крепежные детали;
  • подающие магистрали.

Охлождение

Такое устройство дает возможность быстро прогреть силовой агрегат, а также помогает предохранить мотор от перегрева, т.к. поддерживает в нем оптимальный температурный режим.

При помощи специальной трубки радиатор соединяется с расширительным баком. Верхнюю часть радиатора закрывает крышка, оборудованная предохранительным элементом. Предохранитель сбрасывает излишек нагретой рабочей жидкости в этот бак и во впускной клапан.

Насос установлен в передней части корпуса мотора. Активация насосного механизма осуществляется при помощи зубчатого ремня устройства газораспределения.

Тормозная система

Здесь установлена тормозная система рабочего, запасного, стояночного и вспомогательного типов.

Тормоза машины

Рабочая система состоит из таких механизмов, как:

  • главный тормозной цилиндрический элемент;
  • усилитель вакуумного типа;
  • регулятор давления в задних тормозных механизмах;
  • блок АБС;
  • тормозная колодка;
  • педаль;
  • шток с поршневой частью;
  • трубопровод;
  • рабочие тормозные цилиндры;
  • контуры.

Транспорт также оборудован антиблокировочной системой и усилителем экстренного торможения.

Коробка передач

Устройство КПП МАЗ-5551-020:

  • картер;
  • первичный вал;
  • вторичный вал;
  • блок цилиндрических элементов;
  • промежуточный вал;
  • шестерни;
  • крепежные элементы;
  • крышки и клапана;
  • синхронизатор;
  • механизм переключения передач, оснащенный замковым и блокировочным устройствами;
  • рукоятка.

Деталь коробки

В картере находятся все основные узлы и детали трансмиссии. Он прикрепляется к сцеплению. Для исправной работы половина картера заливается трансмиссионной масляной жидкостью.

Валы. Они вращаются в подшипниках, которые расположены в картере. На каждом валу есть зубчатые шестерни. Количество зубьев на шестернях различается в зависимости от типа вала.

Синхронизатор нужен для плавного переключения передач. Схема переключения передач МАЗа есть в руководстве по эксплуатации.

Электрооборудование

Электрическое оборудование этой модели МАЗ включает в себя:

  1. Аккумуляторные батареи, электросхема подключения которых приведена в инструкции. Напряжение данных элементов составляет 24 В. Аккумуляторы залиты электролитом, поэтому перед началом выполнения работ необходимо откорректировать их плотность.
  2. Генератор. Он оборудован блоком выпрямительного типа и интегрированным регулятором уровня напряжения в системе.
  3. Стартер. Это устройство оснащено защитной лентой, щитком приборов, якорем, резьбовыми заглушками, упорным кольцом, электрощеткой, пружинами, пальцем, гайками, стаканом, контактным болтом, стяжным болтом.
  4. Предпусковой обогреватель двигателя. Он необходим для запуска силового агрегата в условиях низких температур.
  5. Освещение и световая сигнализация. Сюда входят все типы фар, установленные на автомобиле.

Электроника

Кузов

Кузов МАЗа-5551 выполнен из цельного металла. Открытие заднего борта и опрокидывание кабины происходит в автоматическом режиме. Благодаря специальным системам разгрузка может осуществляться в 3 направлениях.

Кузовная часть оборудована обогревом днища за счет отработанных выхлопных газов. Это дает возможность использовать технику при сильных морозах.

Транспортное средство

Технические характеристики

Максимальный крутящий момент в двигателе667 Нм
Давление, оказываемое на переднюю ось6 120 кг
Нагрузка на заднюю телегу11 500 кг
Размер колес11.00R20
Тип кузоваСамосвальный грузовик
Количество мест в кабине водителя3
Объем бака для топливной жидкости200 л
Поворотный габаритный радиус4,3 м
Колесная база3,3 м
Колесная формула6х6
Дорожный просвет0,27 м
Тип подвесного механизмаРессорный
Тип тормозной системыБарабанный
Экологическая нормаЕвро-3
ПлатформаБортовая
Тормозной путь36,7 м
Максимальная скорость передвижения115 км/ч
Время, необходимое для разгона до 60 км/ч50 с
СцеплениеДвухдисковое с пневматическим усилителем
Модель КППЯМЗ-238М
Количество передач8
Передаточное число ведущих колес5,49

Двигатель

ЯМЗ-236М2-1

Двигатель потребляет дизельное топливо. Он оборудован системой непосредственного впрыска топливной жидкости и турбонаддувом. В конструкции силового агрегата предусмотрена промежуточная система охлаждения воздушного потока и теплообменное устройство с регулятором частоты вращения коленвала.

Количество выбросов выхлопных газов в атмосферу соответствует параметрам международного экологического стандарта Евро-3.

Расход топлива

Грузоподъемность

К характеристикам МАЗа относится уровень грузоподъемности, который составляет 10 000 кг.

Тягач

Заправочные объемы

Габариты

Размеры кузова МАЗа: 3,8х2,27х0,63 м.

Габариты транспортного средства:

Весовые параметры

Обслуживание и эксплуатация

Руководство по эксплуатации содержит следующие разделы:

  1. Требования безопасности. Здесь приведен перечень различных правил, которые необходимо соблюдать для безопасной работы на МАЗе.
  2. Органы управления и контрольные приборы. В этом разделе показано, какие устройства на приборной панели отвечают за те или иные показатели.
  3. Краткое описание основных узлов и механизмов: двигателя, трансмиссии, ходовой части, рулевого управления, тормозной системы, электрического оборудования, грузовой платформы.
  4. Маркировка. Обозначения, по которым можно идентифицировать автомобиль, например номер на раме.
  5. Основные неисправности транспортного средства и способы их устранения.
  6. Порядок проведения технического обслуживания.
  7. Условия хранения техники.
  8. Перевозка МАЗа.
  9. Условия гарантии и гарантийный талон.

Устройство машины

Регулировка сцепления

Для регулировки сцепления на МАЗе-5551 необходимо сделать следующее:

  1. Отрегулировать величину отхода среднего диска ведущего типа.
  2. Выполнить регулировку промежутка между торцевой частью крышки и регулировочной гайкой клапана.
  3. Настроить свободный ход педали.
  4. Демонтировать защитные крышки люков.
  5. Включить механизм сцепления и установить рычаг в нейтральное положение.
  6. Провернуть до упора ведущий дисковый элемент.
  7. Провернуть маховик, отвернуть регулировочные гайки.
  8. Затянуть контргайки.
  9. Измерить промежуток между торцом задней защитной крышки и корпусом клапана. Он должен быть не более 3,7 мм.
  10. Отсоединить рычаг гидравлического привода от вилки штока.
  11. Отвести поршень цилиндра назад до упора.
  12. Проверить свободный ход педали.

Регулировка

Отзывы владельцев и цены

Тимофей, 30 лет, Тобольск: «Работаю на МАЗ-5551 с прицепом уже второй год. Это хорошая техника с высоким уровнем маневренности. Зимой внутри кабины тепло, а летом можно включить кондиционер. Из минусов отмечу управление гидроприводом подъема кабины».

Сергей, 42 года, Екатеринбург: «Проработал на этом агрегате 10 лет. У него небольшой расход топлива и мощный двигатель. За все время эксплуатации проводил только техническое обслуживание, никаких поломок с основными узлами не было».

Константин, 37 лет, Орел: «Работаю на этой технике всего полгода. За это время никаких поломок не было. Кабина комфортная, в ней хороший уровень шумоизоляции, есть отопительное устройство и кондиционер».

МАЗ-5551

Назначение

МАЗ-5551 – маневренный самосвал, предназначенный для перевозки различных сыпучих грузов. Чаще всего машина используется для перевозки строительных материалов при строительстве зданий и сооружений. Машина прекрасно зарекомендовала себя на внутрирегиональных маршрутах при перевозке урожая и других сыпучих грузов сельскохозяйственного назначения в составе автопоездов. Нередко десятитонник используется городскими коммунальными службами при обустройстве городских территорий. Благодаря подогреву кузова в любое время года автомобиль можно использовать для подвоза асфальта при строительстве и ремонте дорог. Универсальность и многофункциональность грузовика определяет также его использование на различных производствах.

Технические характеристики

МАЗ-5551 – двухосный самосвал с колесной формулой 2х4 и двойной ошиновкой задних колес. Кузов цельнометаллический, с автоматическим открыванием и закрыванием заднего борта. Разгрузка самосвала в базовой комплектации – задняя. Двигатель расположен продольно, под бескапотной кабиной. Все силовые элементы закреплены на металлической раме.

Двигатель

Наиболее часто на современных мазах установлены четырехтактные силовые установки Ярославского производства ЯМЗ-6563.10-03.

  • Тип – с воспламенением от сжатия и непосредственным впрыском топлива;
  • Рабочий объем – 11,15 л;
  • Количество и расположение цилиндров – 6, V-образное;
  • Степень сжатия – 17,5;
  • Мощность – 230 л.с. (169 кВт);
  • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1100-1300 об/мин – 90 Нм;
  • Минимальный удельный расход топлива – 200 г/кВт.ч;
  • Система турбонаддува – с промежуточным охлаждением надувочного воздуха. Теплообменник типа «воздух-воздух».

Двигатели оснащаются системой топливоподачи «Язда» с ТНВД типа «Компакт-40». Двигатель обеспечивает соответствие экологическим нормам ЕВРО-3.

Расход Топлива

Расход топлива у МАЗ-5551 составляет 22 л/100 км. С учетом большой емкости топливного бака (200 л) грузовик может покрыть без дополнительной заправки свыше 800 км.

Ходовая часть

Передняя подвеска выполнена на двух полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Задняя подвеска на двух основных и двух дополнительных рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости. Механизмы тормозов – барабанные. Привод основной тормозной системы – пневматический, раздельно на передние и задние колеса. Стояночный тормоз – на задние колеса с пневмоприводом, от пружинных энергоаккумуляторов. На автомобиль устанавливаются шины размером 12.00R20 мод. ИД-304.

Силовая передача

В базовой комплектации автомобиль оснащается механической пятиступенчатой коробкой передач ЯМЗ-236П. Синхронизаторы установлены на 2, 3, 4, и 5 передачах. Передача крутящего момента от двигателя на элементы трансмиссии осуществляется двухдисковым фрикционным сцеплением. Привод сцепления – гидравлический с пневматическим усилителем. Задний мост – двойная передача, состоящая из центрального редуктора и колесных передач. Передаточное число ведущего моста – 7,79. Карданная передача открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках

Регулировка сцепления

На МАЗ-5551 установлено традиционное для мощных грузовиков двухдисковое фрикционное сцепление. Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок при работе и требуют периодического обслуживания.

Регулировка сцепления МАЗ-5551 требуется, например, в следующих случаях:

  • пробуксовка сцепления на высоких оборотах
  • треск в момент переключения передачи
  • сцепление отключается не до конца

Можно выделить три основных этапа:

1. Установка зазора 1 мм между регулировочными винтами и средним ведущим диском производится следующим образом:

  • снять крышки люков, чтобы открыть доступ к сцеплению и маховику,
  • при включенном сцеплении переместить рычаг КПП в нейтраль,
  • отвернуть контргайки и ввернуть все регулировочные винты в средний ведущий диск до упора, маховик для этого нужно поворачивать,
  • ослабить винты на 1 оборот и завернуть контргайки с небольшим усилием.

За счет этой регулировки обеспечиваются требуемые расстояния между дисками и поверхностью трения маховика.

2. Обеспечение зазора 3,3…3,7 мм между гайкой и задней крышкой клапана. Для регулировки требуется ослабить контргайку и установить зазор нужной величины, подтянув регулировочную гайку.

3. Настройка свободного хода педали. Нормативная величина — 34-43 мм (измеряется линейкой при пустой пневмосистеме).

Сцепление


Сцепление

Электрооборудование

Однопроводная электрическая схема проводки обеспечивает бортовых потребителей электричеством напряжением 24 В. В качестве источников постоянного тока выступают две аккумуляторные батареи типа 6-СТ-182 или 6-СТ-190 и генератор переменного тока со встроенным регулятором напряжения.

Устройство

МАЗ-5551 без спального места гораздо просторнее автомобилей КамАЗа. Благодаря удачному расположению поручней и ступенек забираться в кабину самосвала предельно просто. Правда, эргономика кабины является не самой сильной стороной грузовика. Хотя подушка кресла перемещается, а рулевая колонка настраивается в двух плоскостях, о комфорте работы водителя говорить не приходится. Кабина автомобиля имеет хорошую обзорность, но дискомфорт вызывает повышенную утомляемость, что особенно явно проявляется на протяженных маршрутах. Огромное рулевое колесо комфорта также не добавляет, поскольку для его поворота маленьким водителям приходится наклоняться вперед.

Панель приборов МАЗ-5551 довольно информативна и удобна. Однако минусы присутствуют и здесь. Световая индикация имеет малую яркость, потому в дневное время она плохо просматривается.

Однако удачных решений в кабине самосвала гораздо больше. Компоновка блока реле и предохранителей за приборной панелью весьма удобна и позволяет легко подобраться к нему. Эффективная отопительная система, люк на крыше и плафон освещения внутри кабины добавляют комфорта в управлении автомобилем.

В отличие от моделей КамАЗа у МАЗ-5551 лишь одно пассажирское кресло. Посередине кабины между пассажирским и водительским сидениями находится полка для хранения бутылок, различных вещей и документов. Здесь же находится сигаретница. А вот прикуривателя и пепельницы в кабине нет.

Благодаря крупным зеркалам заднего вида повышается обзорность и безопасность управления МАЗ-5551.

Водительское кресло имеет систему подрессоривания и регулируется в нескольких направлениях. Однако по-настоящему комфортной кабина все же не является, поскольку система амортизации в автомобиле отсутствует. Пассажирское сиденье и вовсе напрямую крепится к полу.

Кабина

Что такого интересного сделали конструкторы, чтобы улучшить эргономику и удобство управления МАЗом? Изменений хватает, и все они весьма приятные. В кабине стало уютно и просторно. Даже без спального места здесь легко поместятся два пассажира, не считая самого водителя.undefined

Грамотно продуманные поручни и ступеньки позволяют залезать в кабину быстро и просто. Сиденье можно двигать и регулировать – к сожалению, только пассажирское. В 90-е годы не каждая машина имела регулировку руля, а у MAZ-5551 она есть. В кабине был замечен и первый недостаток – слишком большой руль. Если вы не обладаете высоким ростом, при каждом повороте нужно будет немного подаваться телом вперед. Вряд ли такое нововведение можно считать удобством.

МАЗ-5551 1987 года

Панель приборов оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, она достаточно информативна, с другой – имеет слабенькую яркость, из-за чего отдельные элементы практически не видны в дневное время. Удачно расположенная предохранительная коробка – несомненный плюс МАЗ-5551. Впрочем, как и эффективное отопление, которое прекрасно справляется с поставленной задачей даже в лютые морозы. Между пассажиром и водителем находится небольшое отделение, в котором можно прятать различные мелочи – документы, ключи, воду в бутылке и пр.

Весовые параметры и распределение нагрузок

  • Грузоподъемность – 8500 кг;
  • Снаряженная масса – 7580 кг;
  • Распределение нагрузки – передняя ось 4130 кг, задняя ось 3450 кг;
  • Полная масса автомобиля – 16230 кг;
  • Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 5980 кг, задняя ось 10250 кг;

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость движения, заявленная производителем – 85 км/ч;
  • Время разгона самосвала до 60 км/ч – 50 сек;
  • Выбег автомобиля с 50 км/ч – 850 м;
  • Максимальный угол преодолеваемого подъема -25 град;
  • Радиус поворота – по внешнему колесу 7,9 м, габаритный 8,6 м;
  • Время работы кузова при оборотах двигателя 1900 об/мин – подъем груженного 15 сек, опускание порожнего 10 сек;
  • Угол подъема кузова – 50*.

Линейные и объемные параметры

  • Длина – 5990 мм;
  • Ширина – 2500 мм;
  • Высота – 2925 мм;
  • Высота при полностью поднятом кузове – задняя разгрузка 4850 мм, боковая разгрузка 3850 мм;
  • Колесная база – 3950 мм;
  • Погрузочная платформа – 3860х2265х630 мм;
  • Клиренс -270 мм;
  • Объем кузова – 5,3 м3 в базовом исполнении, до 12,5 м3 в различных модификациях;

Особенности и эксплуатация

МАЗ-5551 является детищем советского автопрома, и в отделке кабины прослеживается принцип минимализма. В отличие от своего предшественника, самосвал получил более совершенную гидравлическую (с ручным приводом) систему опрокидывания кабины, переднее окно панорамного типа и увеличенные задние зеркала. Основные нарекания водителей сводились к недостаточно информативной световой индикации приборов в дневное время и не совсем удобному сидению. Было осложнено также трогание с места на первой передаче, при загруженной машине. Правда, это касалось только моделей с КПП ЯМЗ-236П и недостаточно мощными 180-сильными двигателями. В 1998 году был произведен рестайлинг кабины, а совершенствование машины продолжается и по сегодняшний день. Для автомобиля опциально предлагается установка противобуксовочной системы (ПБС), спального места, кондиционера и независимого воздушного отопителя.
На современных модификациях МАЗа-5551 устанавливаются моторы ЯМЗ-53623.10, обеспечивающие автомобилю соответствие экологическим нормам ЕВРО-5. Часть машин выпускается с немецкими моторами Deutz и коробками передач ZF, однако стоят такие самосвалы несколько дороже.

Приборная панель и органы управления

Грузовик запускается поворотом ключа в замке, расположенном снизу на рулевой колонке.

Под левой рукой находится переключатель поворотов и фар ближнего/дальнего света. Указатели поворота переключаются в горизонтальной плоскости. Возможно постоянное или кратковременное включение. Управление светом фар производится в вертикальной плоскости. При нажатии на ручку с торца включается звуковой сигнал.

Справа от рулевой колонки располагается переключатель стеклоочистителя и омывателя.

Спидометр, тахометр и комбинированный прибор, показывающий уровень топлива, температуру охлаждающий жидкости, давление масла и напряжение находятся на приборном щитке перед водителем.

Там же расположены контрольные лампы и выключатели световых приборов, а также кнопка отключения межколесного дифференциала и контрольные лампы АБС (при оборудовании грузовика этой системой стабилизации).

Рядом на приборном щитке находятся сигнальные лампы:

  • температуры охлаждающей жидкости (загорается при температуре 105±5°С),
  • аварийного давления масла,
  • уровня топлива (загорается при заполненности топливного бака на 16-20% и ниже),
  • давления воздуха в тормозной системе,
  • загрязнения масляного фильтра и другие.

Приборная панель


Приборная панель

Управление автомобилем

Для прогрева двигателя или накачки шин необходимо нажать на педаль подачи топлива, зафиксировать защелкой и отпустить. Прогревать двигатель следует на минимальных оборотах с постепенным повышением до средних. Начинать движение можно только, когда охлаждающая жидкость нагрета не менее 40°С.

При движении использовать постоянную подачу топлива нельзя!

Стояночный тормоз включается приведением рычага в заднее положение. При возвращении в переднее положение – выключается. В промежуточных позициях подключается дополнительный тормоз.

Коробка передач ЯМЗ-236П – пятиступенчатая с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Переключение передач происходит по следующей схеме:

Для подъема платформы нужно повернуть кран управления в положение «подъем». Другие положения: стоп, спуск и транспортное.

При трогании на скользком участке, прохождении трудных участков дороги следует включать блокировку дифференциала. Делать это нужно на стоящем автомобиле или на скорости до 10 км/ч.

Вхождение в поворот с заблокированным дифференциалом опасно. Это снижает управляемость и ведет к повышенному износу силового привода! При заблокированном дифференциале соответствующий значок на приборной панели горит оранжевым.

Управление автомобилем


Управление автомобилем

Безопасность

Работа с самосвалом связана с опасностью травм и несчастных случаев. Для снижения этих рисков и вероятности поломок следует соблюдать ряд правил безопасности. Вот некоторые из них.

  • Запрещается находиться перед кабиной при подъеме и опускании, а также движение без фиксации кабины тросом и при открытом механизме откидывания.
  • Во время движения не следует проводить регулировку сиденья водителя.
  • Запрещено движение с поднятой платформой и опускание груженой платформы.

Подробные указания по безопасной работе и содержит инструкция по эксплуатации МАЗ-5551. Там же, помимо детального описания конструкции и узлов самосвала, можно найти требования к техническому обслуживанию и основные рекомендации по устранению неисправностей.

Благодаря популярности этого автомобиля в продаже имеется также множество руководств по ремонту, а покупка запасных частей не вызовет никакой сложности.

Кафедра организации перевозок и управление на транспорте

Самыми распространенными типами специализированного подвижного состава при грузовых автомобильных перевозках навалочных грузов являются автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда. Они могут быть подразделены по следующим признакам:

· по дорожным условиям;

· по грузоподъемности — автомобили-самосвалы большой грузоподъемности и стандартные автомобили-самосвалы малой и повышенной грузоподъемностт;

· по эксплуатационному назначению: карьерные, универсальные узко специализированные;

· по принадлежности к определенным видам перевозок — для технологических перевозок, для пригородных и городских перевозок;

· по форме кузова — с корытообразным, трапециевидным и прямоугольным кузовами;

· по направлению разгрузки — с разгрузкой назад, на боковые стороны и трехсторонней;

· по конструкции привода самосвального механизма —с гидравлическим, пневматическим, механическим, электрическим, комбинированным приводами.

Условия эксплуатации автомобилей-самосвалов, как правило, тяжелые: и они прежде всего характеризуются состоянием дорожного полотна или его полным отсутствием. В этой связи автомобили-самосвалы могут быть подразделены на две группы:

· автомобили-самосвалы для работы во внедорожных условиях и по специальным дорогам;

· автомобили-самосвалы для эксплуатации по дорогам общей транспортной сети.

К первой группе можно отнести карьерные автомобили-самосвалы и автопоезда, предназначенные для работы, как при разработках полезных ископаемых, так и при гидротехническом строительстве, где требуется перевалка больших объемов грунта, а также в карьерах. Эти автомобили-самосвалы могут эксплуатироваться только на дорогах с высокой несущей способностью.

В карьерах автомобили работают во взаимодействии с экскаваторами и являются технологическим звеном при разработке карьеров. При этом большое значение для производительной работы подвижного состава имеет соотношение объемов кузова автомобиля и ковша экскаватора. С одной стороны, простой подвижного состава под погрузкой будет наименьшим при наибольшем объеме ковша экскаватора. С другой стороны, при объеме ковша экскаватора чрезмерно большом, близком объему кузова автомобиля-самосвала, рама автомобиля, его подвеска, шины в момент погрузки будут испытывать значительные ударные нагрузки, что приведет к преждевременному износу и поломкам прежде всего рамы и рессор автомобиля. Поэтому при организации работ подвижного состава в карьерах (в котлованах) соотношение объемов, кузова автомобиля-самосвала и ковша экскаватора должно быть оптимальным.

Оптимальное соотношение этих величин изменяется в пределах от 4—6 (при расстоянии транспортирования груза 1—2 км) до 8— 12 (при увеличении расстояния до 7.

Ко второй группе автомобилей-самосвалов, предназначенных для работы на пригородных и городских перевозках по дорогам общей сети, относятся автомобили, выпускаемые заводами ЗИЛ, МАЗ КАМЗ и др. Автомобили-самосвалы, осуществляющие перевозки широкой номенклатуры массовых грузов, можно назвать универсальными. Автомобили-самосвалы, перевозящие только груз одного вида, например бетон или раствор, являются узко специализированными. Автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда, являясь транспортными единицами, отличаются друг от друга прежде всего, как и любой другой специализированный подвижной состав, конструкцией кузовов (платформ), которые по форме выполняются трех основных типов: трапецие видные, корытообразные, прямоугольные.

Форму кузова автомобиля-самосвала обусловливают многие факторы: физико-механические свойства перевозимых грузов, требования жесткости (прочности) кузова для особо тяжелых условий эксплуатации, стремление к универсальности кузова для возможности перевозки в нем разнообразной номенклатуры грузов, направление разгрузки (назад, на боковые стороны или на три стороны).

В качестве рассматриваемого в лабораторной работе представлен автосамосвал МАЗ-5551 (рисунок 1) с полная масса 17620 кгс, грузоподъемность 10000 кгс.


Рисунок 1. - Автомобиль МАЗ-5551

Механизм опрокидывания кузова на современных автомобилях-самосвалах выполняется чаще всего с гидравлическим приводом. Это объясняется тем, что механизм с гидравлическим приводом при относительной малой собственной массе и компактности конструкции может развивать значительные усилия для сбрасывания больших масс перевозимых сыпучих грузов.

Общий вид механизма подъема кузова автосамосвала МАЗ 5551 представлен на рисунке 2.


Рисунок 2 - Механизм подъема платформы

1 - последняя выдвижная труба гидроцилиндра; 2 - пружина страховочного троса; 3 - страховочный трос; 4 - рычаг привода перепускного клапана; 5 - регулировочный болт; 6 - тросик перепускного клапана; 7 - перепускной клапан; 8 – контргайка

Механизм подъема платформы включает в себя коробку отбора мощности, масляный насос, телескопический гидроцилиндр, перепускной клапан, пневмораспределительный кран управления, масляный бак, трубопроводы и шланги, механизм запоров заднего борта, схема работы представлена на рисунке 3.


Рисунок 3. - Схема работы механизма подъема платформы автомобиля МАЗ-5551

1 -гидроцилиндр; 2, 3, 7 - маслопроводы; 4 - масляный бак; 5 - пневмораспределительный кран; 6 - соединительный канал; 8 - обратный клапан; 9 - масляный насос; 10 - коробка отбора мощности; 11, 12, 13 - воздухопроводы; 14 - пневмоцилиндр управления запорами заднего борта; 15 - тросик перепускного клапана; 16 - перепускной клапан;

I - подвод воздуха к крану; II - канал вывода воздуха в атмосферу; III - воздухопроводящее отверстие золотника; а - подъем платформы; b - опускание платформы; с - положение «Стоп»; d - транспортное положение

При эксплуатации механизма подъема платформы руководствуйтесь следующими указаниями.

1.Не перегружайте самосвал и автопоезд сверх установленной нормы
и следите за равномерным распределением груза по платформе, не допуская перегрузки передней части.

2.Регулярно смазывайте все сочленения и узлы согласно карте смазки.

3.Следите и своевременно подтягивайте соединения маслопроводов, воздухопроводов и шлангов, предотвращая утечки масла и воздуха.

4.Следите за уровнем масла в баке. При опускании уровня масла ниже второй метки на указателе уровня долейте масло до верхней метки. Доливаемое масло должно быть тщательно отфильтровано.

5. Замените масло в гидросистеме после первых 500 подъемов платформы. В дальнейшем заменяйте масло каждый сезон.

Необходимо иметь в виду, что загрязненное масло является основной причиной преждевременного износа и неисправностей узлов подъемного механизма и в особенности насоса, так как он чувствителен к перегрузкам и чистоте применяемого масла.

После длительной эксплуатации на поверхностях выдвижных звеньев гидроцилиндра могут появиться незначительные подтеки масла, являющиеся следствием соскабливания масляной пленки уплотнительными кольцами. Их следует удалить чистой сухой ветошью. Обильные подтеки масла указывают на износ уплотнительных колец. В этом случае уплотнительные кольца и защитные шайбы замените, так как наличие масла на рабочих поверхностях труб цилиндра приводит к их загрязнению, а следовательно, к ускоренному износу деталей.

При эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять состояние и правильность регулировки тросика 15 (рисунок 3) клапана управления.

Тросик не должен иметь перегибов, а при подъеме и опускании платформы без заеданий должен перемещаться в отверстии регулировочного болта.

КОРОБКА ОТБОРА МОЩНОСТИ. Коробка отбора мощности служит приводом насоса механизма подъема платформы (рисунок 4).

Между фланцами картеров коробки передач и коробки отбора мощности установлены уплотнительные прокладки, с помощью которых на заводе одновременно регулируется зацепление шестерен. Поэтому при необходимости замены прокладок общая их толщина должна быть сохранена.

Включение и выключение коробки отбора мощности осуществляется с помощью пневматической рабочей камеры.

Включить камеру отбора мощности можно только при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 490 кПа (4,9 кгс/см 2 ) при выключенном сцеплении.

При подводе в рабочую полость камеры сжатого воздуха под давлением 490 кПа (4,9 кгс/см 2 ) ведомая шестерня 3 должна без заеданий перемещаться по шлицам вала 24 и входить в полное зацепление с промежуточной шестерней 1.

При выпуске воздуха ведомая шестерня 3 должна выйти из зацепления под действием возвратной пружины 12. При этом зазор между торцами шестерен должен быть не менее 2 мм.


Рисунок 4 - Коробка отбора мощности

МАСЛЯНЫЙ НАСОС. Масляный насос состоит из алюминиевого корпуса (рисунок 5) и размещенных в нем двух шестерен: ведущей 8 и ведомой 10, вращающихся в бронзовых втулках. Эти втулки обеспечивают одновременно торцовое уплотнение шестерен.

При этом шлицевой конец вала ведущей шестерни насоса входит во внутренние шлицы ведомого вала коробки отбора мощности и непосредственно от него приводится во вращение.


Рисунок 5. - Масляный насос

1 - кольцо; 2 - болт; 3 - манжета; 4 - сальник; 5 - опорное кольцо; 6 - стопорное кольцо; 7 - правая втулка; 8 - ведущая шестерня; 9 - левая втулка; 10 - ведомая шестерня; 11 - крышка; 12 – корпус

ГИДРОЦИЛИНДР. Гидроцилиндр механизма подъема платформы автомобиля МАЗ-5551 (рис. 6)телескопический,состоит из корпуса 12 и телескопически размещенных в нем трех выдвижных труб 9, 10, 11. Направление выдвижных труб осуществляется полукольцами 4, 6, 7. Ход выдвижных труб ограничивается упорными кольцами 3, 5, 13, 15, 18 круглого сечения. Таким образом, верхние направляющие 25, 32, 35 разгружены от осевых усилий.

Для уплотнения выдвижных труб -используются резиновые кольца 16, 20, 23 круглого сечения, размещенные между верхними направляющими и опорными втулками 14, 19, 22. Резиновые кольца имеют защитные шайбы 17, 21, 24. В верхних направляющих установлены резиновые грязе-съемные кольца 26, 31, 34.


Рис. 6. Гидроцилиндр

Наружные поверхности выдвижных труб гидроцилиндра подвергнуты поверхностной закалке, покрыты твердым хромом и отполированы. Этим достигается высокая износостойкость выдвижных труб и уплотнений.

При износе верхние и нижние направляющие могут быть легко заменены.

Снизу корпус закрывается днищем 2, уплотняемым резиновым кольцом круглого сечения.

В днище имеется отверстие для слива рабочей жидкости, закрываемое пробкой 1.

К корпусу 12 приварены две цапфы 8, с помощью которых цилиндр устанавливается в качающуюся опору и поворачивается в ней, последняя в свою очередь поворачивается во втулках поперечин рамы, образуя шарнир карданного типа.

Верхняя опора гидроцилиндра выполнена в виде шарового шарнира. В переходнике 36 подвижной трубы 9 с помощью штифта закреплен шаровой палец 29, который крепится к сферической пяте платформы с помощью гайки 28.

Шарнирное крепление гидроцилиндра к раме и платформе освобождает все трубы гидроцилиндра от воздействия поперечных нагрузок, могущих появиться при перекосах платформы. Масло к гидроцилиндру подводится через угольник, ввернутый в резьбовое отверстие, расположенное в верхней части корпуса 12. При подводе масла трубы гидроцилиндра поочередно выдвигаются. Гидроцилиндр МАЗ-5516 отличается от гидроцилиндра МАЗ-5551 незначительными конструктивными особенностями.

ПЕРЕПУСКНОЙ КЛАПАН. Перепускной клапан (рис. 7) предназначен для опускания платформы, ограничения угла ее подъема и остановки в промежуточном положении. В перепускном клапане предусмотрено также устройство, предохраняющее механизм подъема платформы от перегрузки.

Перепускной клапан устроен следующим образом. В чугунном корпусе 20 расположен клапан 21 с встроенным в него предохранительным устройством.

В крышке 13 корпуса размещено седло 16, к которому прижат клапан усилием пружины 12.

Клапан 21 уплотнен двумя резиновыми кольцами 8, между которыми имеется дренажное отверстие D

К торцу корпуса 20 винтами 7 прикреплен корпус 4 пневматической рабочей камеры, с помощью которой осуществляется дистанционное управление перепускным клапаном из кабины водителя.

В гайке 1 закреплен тросик 23, связывающий перепускной клапан с гидроцилиндром. Болтом 24 регулируется длина тросика.

Через отверстие А в корпусе перепускной клапан соединен с нагнетательной магистралью. К резьбовому отверстию В в крышке присоединена сливная магистраль. Через отверстие в корпусе 4 пневмокамеры происходит выпуск воздуха.

При закрытом положении клапана нагнетательная и сливная магистрали разобщены. В закрытом положении клапан удерживается возвратной пружиной 12, а при подъеме платформы -дополнительно некоторым избыточным давлением.

Открывание клапана происходит либо при натяжении тросика 23, либо при воздействии сжатого воздуха на диафрагму 5 пневмокамеры.

В конструкции клапана предусмотрено специальное предохранительное устройство, состоящее из шарика 9 и опоры 10, удерживаемое в закрытом положении пружиной 11 золотника 17, уплотняемого кольцом 18. Используя регулировочную пробку 19 на заводе регулируют поджатие пружины, обеспечивающее открывание перепускного клапана при заданном давлении в системе. В случае перегрузки самосвала значение давление в системе превысит допустимое, предохранительный клапан откроется, пропустит масло под золотник 17, вследствие чего откроется клапан 21 и подъема платформы на полный угол не произойдет.

Перепускной клапан должен быть отрегулирован на давление (14720±490) кПа [(147,2±4,9) кгс/см 2 ]


Рис. 7. Перепускной клапан

ПНЕВМО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЫНЫЙ КРАН АВТОМОБИЛЯ МАЗ-5551. Пневмораспределительный кран служит для дистанционного управления механизмом подъема платформы с помощью сжатого воздуха.

Управление механизмом подъема платформы автомобиля МАЗ-5516 осуществляется с помощью электро-пневмоклапанов.

Пневмораспределительный кран состоит из корпуса 17 (рис. 8), притертого к нему плоского золотника 3, поджимаемого к корпусу тарельчатой пружиной 2, давлением подводимого через отверстие в крышке 1 сжатого воздуха и усилием фиксаторного устройства.

Фиксаторное устройство обеспечивает фиксацию золотника во всех рабочих положениях. Оно состоит из диска 15 фиксатора, удерживаемого на штоке 4 с помощью шпонки 16, шарика 11, пружины 12 и корпуса 13 пружины.

Для предохранения от попадания внутрь грязи и пыли вал ведущего сектора уплотнен в крышке кольцом 10.

Изменяя положение золотника 3, можно распределять воздух, направляя его либо в камеру включения коробки отбора мощности и в пневмоцилиндр механизма запора заднего борта платформы, либо в камеру перепускного клапана. При подводе воздуха к одной из камер другая соединяется с атмосферой. В нейтральном положении золотника (транспортное положение) рабочие полости пневмокамер коробки отбора мощности и перепускного клапана соединены с атмосферой, а к пневмоцилиндру подводится сжатый воздух, благодаря чему запоры борта удерживаются в закрытом положении.

С помощью пневмораспределитель-ного крана осуществляются следующие операции по управлению узлами механизма подъема платформы:

1.Установка платформы в транспортное положение или остановка ее в промежуточном положении (масляный насос включен, перепускной клапан закрыт, запоры заднего борта закрыты);

2.Подъем платформы (масляный насос включен, запоры заднего борта открыты, перепускной клапан закрыт;


Рис. 8. Пневмораспределительный кран

1 - крышка; 2 - тарельчатая пружина; 3 - золотник; 4 - шток; 5, 10 - уплотнительные кольца; 6 - болт; 7 - прокладка; 8 - кронштейн; 9 - шайба; 11 - шарик; 12 - пружина; 13 - корпус пружины; 14 - контргайка; 15-дискфиксатора; 16 - шпонка; 17-корпус

3. Опускание платформы (масляный насос выключен, запоры борта открыты, перепускной клапан открыт.

МЕХАНИЗМ ЗАПОРА ЗАДНЕГО БОРТА ПЛАТФОРМЫ


Рис. 9. Механизм запоров заднего борта

1 - палец крепления захвата; 2 - палец крепления тяги; 3 - захват; 4 - цапфа борта; 5 - кронштейн цапфы борта; 6 - рычаг; 7,11- палец; 8 - вилка; 9 - контргайка; 10 - поперечина крепления пневмоцилиндра; 12 - пневмоцилиндр; 13 - рычаг тяги; 14 - вал рычагов; 15 - гайки; 16 - тяга

Регулировка механизма запоров заднего борта заключается в правильном подборе длины тяг 16 (рис. 9) и длины вилки 8 штока пневмоцилиндра.

Регулировку выполняйте в следующем порядке:

- выпустите воздух из пневмосистемы автомобиля;

- расшплинтуйте и выньте палец 7и вдвиньте шток пневмоцилиндра до упора поршня в нижнюю крышку;

- вращением гаек 15 отрегулируйте длину левой тяги 16 так, что бы обеспечивался надежный зажим цапфы 4 борта между кронштейном 5 и захватом 3 и размер А, равный 2-10 мм.

Таким же способом отрегулируйте длину правой тяги:

- ослабьте контргайку 9 и вращением вилки 8 в необходимую сторону совместите отверстия вилки с отверстием в рычаге 6, вставьте в отверстие палец 7 и зашплинтуйте его;

- проверьте работу механизма запоров борта, вращая вал 14 рычагов
вручную гаечным ключом;

- запустите двигатель, доведите давление в пневмосистеме до 400 кПа (4 кгс/см 2 ) и несколько раз поднимите и опустите пустую платформу, проверяя работу механизма запоров борта.

Правильно отрегулированный механизм запоров должен обеспечивать надежный зажим цапф захватами, исключать самопроизвольное открывание борта и задевание захватов цапфами борта при его открывании и закрывании при подъеме и опускании платформы.

Читайте также: